Сказка салтыкова щедрина премудрый пескарь краткое содержание

Автор: салтыков-щедрин михаил евграфович, родился в 1826г, умер в 1889г. настоящая фамилия салтыков. русский писатель, публицист, редактор журнала отечественные записки,

Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, родился в 1826г, умер в 1889г. Настоящая фамилия Салтыков. Русский писатель, публицист, редактор журнала «Отечественные записки», политический деятель. Наиболее известные произведения «Пошехонская старина», «Господа Голавлевы», «История одного города», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Название: «Премудрый пискарь»

Жанр произведения: сатирическая сказка.

Тема произведения: как страхи управляют людьми

Число страниц: 10

Годы написания сказки «Премудрый пискарь» — 1882-1883. Впервые опубликована в сентябре 1883 года в Женевской эмигрантской газете «Общее дело». Первая публикация в России – 1884г., журнал «Отечественные записки». Входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Эпоха правления императора Александра III.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Премудрый пискарь – сказочный персонаж. Речная рыба, живущая в своей норе. Пискарь был «просвещенный, умеренно-либеральный». Разумный, расчетливый, тревожный. Главным в жизни считает безопасность. Одинокий. «И прожил премудрый пискарь таким родом слишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Время и место действия сказки «Премудрый пискарь» — безымянная река, время не определено.

Краткое содержание сказки «Премудрый пискарь»

  1. В речной норе живет пискарь. Родители учили его осторожности, они были умные, и сын у них умный. Учили беречься всего: рака, водяной блохи, других пискарей, человека, особенно удочки. Чтобы быть в безопасности, пискарь вырыл себе нору и живет в ней, выходя только ночью на короткую прогулку. Он не женился и не завел детей, потому что даже одному трудно прожить.
  2. Так более ста лет. Пискарь начинает умирать, и перед смертью думает о своей жизни. Он рад, что умирает своей смертью, как его отец и мать. Но он вдруг начинает сомневаться, правильно ли прожил. Он вспоминает, что не было у него радости, никому он не принес добро, и никто не вспомнит о его существовании. Он в жизни только лежал и дрожал. И никто не считает его премудрым, а, наоборот, считают дураком.
  3. В забытьи пискарь высунулся из своей норы и пропал. Никто не знает, что с ним случилось: может, щука проглотила, а может, сам сдох и всплыл на поверхность.

Главная мысль сказки «Премудрый пискарь»

Нельзя прожить жизнь, оберегая только свою безопасность. Бессмысленное и бесполезное существование никому не приносит радости: ни тем, кто решил так прожить, ни окружающим. Забота только о собственном выживании – тупиковый путь для общества. 

Отзыв о сказке «Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин обращался к своим современникам, интеллигенции, озабоченной только выживанием и сохранением своего положения, а не преобразованием мира. Сказка чрезвычайно актуальна в наше время, когда идея отказа от жизни во всех ее проявлениях активно пропагандируется и находит сторонников по всему миру. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат». Человеческой природе противно навязанное животное существование, направленное лишь на потребление пищи и одиночество (в современном мире еще и на онлайн-ресурсы вместо реальных впечатлений и достижений). Хотя от чисто физического сохранения конкретного индивидуума для человечества нет никакой пользы, особенно если он, как и пискарь, отказывается от воспроизведения своего рода. Сказка остро сатирическая, понятная и доступная.   

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в сказке «Премудрый пискарь» мне понравился отрывок, в котором пискарь осознает, к чему приводит его образ жизни, и в первую очередь, отказ от размножения. Он описывает картину нормальной жизни любого существа: воспитание в родной стихии, а не в темной норе, достаточное и разнообразное питание, общение с себе подобными. Тогда род пискарей не выродится и не измельчает. А те, кто «обезумев от страха, сидят в норах и дрожат», в высшей степени бесполезные пискари.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Аридовы веки – крылатое выражение, означающее большой промежуток времени, долголетия (Библейский Иаред прожил 962 года)
  • Верста – мера длины, равная 1,0668 км
  • Мутовка – узел на стебле растения
  • Кои — которые.
  • Пол-аршина – половина аршина. Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,7112 м. Пол-аршина 71,12:2=35, 56 см.
  • Хайло — глотка

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • «коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»
  • куда ни обернется — везде ему мат
  • «Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!»
  • «Слава богу! кажется, жив!»
  • жизнь прожить — не то, что мутовку облизать
  • какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

⭐⭐⭐⭐⭐ «Премудрый пискарь» за 1 минуту и подробно за 4 минуты

Согласно современным правилам орфографии, слово “пескарь”, означающее речную рыбу, пишется через букву “Е”. Однако в названии и в тексте рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина фигурирует слово “пискарь”. Дело в том, что в 19 веке, когда было написано это произведение, нормы языка позволяли писать слово через “И”.

Также существует теория о том, что слово “пискарь” происходит от “писк” и имеет иронический подтекст, характеризуя главного героя, как трусливого и жалкого, готового “пищать” от страха.

 Сюжет произведения заключается в том, что мудрый пескарь одиноко живет в темном убежище. Он уверен: если скрыться от всех и дрожать, его не тронут. Умирая в полном одиночестве, пескарь осознает, что его жизнь прошла в бессмысленном страхе, лишенная возможных радостей и впечатлений, а все, кто знают главного героя, считают его глупцом. 

Очень краткий пересказ рассказа «Премудрый пискарь».

Слушать краткий пересказ «Премудрый пискарь»

Смотреть «Премудрый пискарь» за 1 минуту 30 секунд

Родители пескаря прожили долгую жизнь, умирая завещали сыну остерегаться всех возможных опасностей. Отец рассказывал, что самое ужасное для пескаря – угодить на крючок.

Пескарь запомнил все уроки мудрых родителей и всю жизнь боялся столкнуться с какой-нибудь опасностью. Он остерегался каждого – больших рыб, способных его съесть, рака, с его страшными клешнями, водную блоху. Он чувствовал себя ужасно крошечным и уязвимым перед всеми жителями реки.

Пескарь поселился в норке, вход в которую сделал на столько маленький, что никто кроме него, не смог в нее пробраться. Весь день он сидел в ней содрогаясь, а ближе к вечеру или после полудня, когда крупная рыба не охотится, выплывал из своего укрытия, чтобы перекусить.

Так он прожил целых сто лет. Будучи дряхлым стариком, он осознал, что существование его было бессмысленным и умирая, даже вспомнить ничего хорошего не может. Не оставив после себя ни одного, даже самого мимолетного воспоминания. Никто не знает, как умер пескарь: толи его съели, толи он всплыл на поверхность.

Главные герои и их характеристика:

 Премудрый пескарь  – главный герой произведения, тихий, трусливый и до абсурда осторожный. Прожил долгую, никчемную жизнь из-за своих страхов, но осознал это только умирая.

Второстепенные герои и их характеристика:

 Отец и мать пескаря  – умные и мудрые родители пескаря, которые прожили долгую жизнь и учили сына быть чрезвычайно осторожным.

Подробное краткое содержание рассказа «Премудрый пискарь».

Жил-был пескарь, его родители были чрезвычайно умны и сумели дожить до глубокой старости. Отец пескаря рассказывал, что как-то раз он угодил в рыболовные сети, и когда его уже собирались отправить в уху вместе с другой рыбой, заметили, что он слишком мал, и отпустили. Он тогда страшно испугался, но, все-таки, смог выжить. Умирая, старый пескарь завещал сыну “смотреть в оба”.

Пескарь знал, что он очень маленький, а вся остальная рыба в реке больше него, и кто угодно сможет его съесть. Он даже других пескарей остерегался – если накинутся на него все сразу, несдобровать.

Пескарь был умным, просвещенным и “умеренно-либеральным”. Он усвоил отцовские наставления и решил провести всю свою жизнь незаметно.

Премудрый пескарь вырыл себе такую норку, что никто, кроме него самого, не смог бы в нее попасть. Весь год он рыл ее носом, скрываясь в иле или траве. Пескарь продумал план: он будет покидать свое укрытие только когда стемнеет, ведь все хищники уже спят, либо после обеда, когда рыба уже подкрепилась, и ни у кого не будет соблазна его съесть. Все остальное время пескарь сидел в своей норе и дрожал.

К полудню рыбы уже вылавливали всех мошек, и пескарю частенько приходилось голодать. Однако ему казалось, что лучше жить впроголодь, чем быть сытым, но стать обедом для какой-нибудь крупной рыбы.

Однажды, проснувшись, он заподозрил, что у входа в нору его стережет голодный рак. Пол дня пескарь продрожал в своем жилище, пока рак не отступил.

В другой раз пескаря намеревалась съесть щука, кружившая у его норки, но пескарь опять затаился в своем логове, и щука уплыла.

Когда пескарь совсем уже состарился, щуки собрались у входа в его нору и принялись расхваливать: мол, так долго, да так спокойно живет пескарь, в надежде на то, что тот поддастся лести и выглянет из укрытия. Но пескарь был хитрее: сидя в своей норе, он раз за разом заставлял хищников уплывать ни с чем.

Прожил пескарь больше сотни лет. Но так и не завел ни друзей, ни родных. Никаких увлечений он не имел, ничем не интересовался, развлекаться не любил. Просидел всю жизнь в норе, содрогаясь от страха.

Умирая в одиночестве, пескарь думал, что, если бы все пескари жили так, как прожил он, весь род пескарей давно бы перевелся. Ведь, чтобы оставить после себя потомство и хоть какую-то память, нужно обзавестись семьей, обитать в привычной среде, а не в темной норке. Общаться с другими пескарями и заимствовать у них положительные черты. А те, кто всего боится и от всего прячутся совсем не нужны обществу.

Премудрый пискарь

Вдруг пескарь набрался смелости и захотел проплыть гордо, ни от кого не скрываясь. Но только подумав об этом, пескарь снова испугался и задрожал: «жил — дрожал, и помирал — дрожал».

Перед глазами пролетела жизнь – и осознал он, что не прожил, а просуществовал, при чем совершенно бесцельно: ничему толком не радовался, никому ни помог, ни спас, ни защитил. А когда он умрет, никто о нем и не вспомнит.

И даже сейчас, когда пескарь умирает в своем мрачном уголке, ни одна рыба, проплывающая мимо, не заглянет и не спросит: как же премудрый пескарь столько прожил, да и премудрым его уже давно никто не считает, а только последним дураком, прожившим всю свою жизнь в бесполезном одиночестве.

Тут реальность начала покидать пескаря, и привиделся ему сон, выиграл пескарь в лотерею, и так вырос, что теперь сам “щук глотает”. Во сне пескарь нечаянно выпал из норки и исчез. Что с ним произошло, никому не известно: может, щука схватила, а может, кто другой. Но вероятно он просто скончался и всплыл на поверхность воды. Кто ж захочет хватать хворого пескаря, «да к тому же еще и премудрого»?

Краткая история создания произведения.

Премудрый пискарь

Впервые сказка была опубликована сразу после создания в детском разделе иностранной газеты “Общее дело” в 1883 году, без какого-либо указания авторства. Затем произведение публиковалось еще несколько раз: в отдельных брошюрах или в сборниках, вместе с другими сказками Михаила Салтыкова-Щедрина.

Через год “Премудрого пискаря” впервые опубликовали в России в журнале “Отечественные записки”.

Однако особенность дальнейших публикаций сказки заключается в том, что практически сразу после появления в “Отечественных записках” она была изъята из-за цензуры и распространялась подпольно. И лишь в 1906 году была выпущена в тираж снова, в отредактированном варианте.

­… Ñ ïåðâîé ñåêóíäû çíàêîìñòâà ÎÍ áûë î÷àðîâàí îòêðûòîñòüþ âçãëÿäà ñåðûõ ãëàç, ìèëûìè êóäðÿøêàìè, èãðèâî íèñïàäàþùèìè íà ïëå÷è: ñåðäöå 26-ëåòíåãî ïèñàòåëÿ ïîêîðèëè… 12-ëåòíèå äåâî÷êè — áëåçíÿøêè. Ìèõàèë Åâãðàôîâè÷ âëþáèëñÿ â îáåèõ, ïîçäíåå âûáîð ïàë íà Ëèçó.
…Ñ áóäóùåé ñóïðóãîé, äî÷åðüþ âèöå — ãóáåðíàòîðà ÂßÒÊÈ ïîçíàêîìèëñÿ, â åãî æå äîìå, íåïîñðåäñòâåííîãî íà÷àëüíèêà — Àïîëëîíà Ïåòðîâè÷à Áîëòèíà.

«Òî áûëà ïåðâàÿ ñâåæàÿ ëþáîâü ìîÿ, òî áûëè ïåðâûå ñëàäêèå òðåâîãè ìîåãî ñåðäöà!»
Ïðèçíàâàëñÿ â ñâîèõ ÷óâñòâàõ ñîñëàííûé â ïðîâèíöèþ ÷èíîâíèê – (íåîáóçäàííûé íðàâ, îñòðîå ïåðî)… îæèäàÿ, ïîêà ïîâçðîñëååò åãî èçáðàííèöà — ÷àðîâíèöà.

«Ìíå æèçíü áåç Âàñ — ñïëîøü ìàÿòà
È òùåòíîñòü ñåðîé ïðîçû.
À ìíå íóæíà ëþáâè ìå÷òà
È òðåïåòíîñòü ìèìîçû.

Ëèøü îá îäíîì ÿ Âàñ ìîëþ —
Ìîåþ áóäüòå ðîçîé!
ß Âàñ ëþáëþ…ß Âàñ ëþáëþ
Ëèðè÷íî, à íå ïðîçîé.

Êàê ýòîò ìèð ïå÷àëüíî òëåí,
Ëþáîâü äóøè íåòëåííà.
ß Âàñ çîâó â áåññìåðòíûé ïëåí
Äóøîþ ñîêðîâåííî.

Âîéäèòå â ïëåí ìîåé äóøè
Ïîõîäêîé âå÷íîé Ãîñïîæè»!

Ïðåäëîæåíèå ñäåëàë êîãäà Ëèçå èñïîëíèëîñü 14 ëåò, ÷òî íå îáðàäîâàëî ðîäèòåëåé ñ îáåèõ ñòîðîí.
Îòåö íåâåñòû ïîïðîñèë ãîä íà ðàçäóìüÿ è ëèøü êîãäà Åëèçàâåòå Àïîëëîíîâíå èñïîëíèëîñü 16, ìîëîäûå ïîæåíèëèñü.
Ðîäñòâåííèêè Ñàëòûêîâà íà âåí÷àíèå íå ïðèåõàëè, íà ñâàäüáå áûë âñåãî îäèí èç áðàòüåâ.

«Ëþáâè âñå âîçðàñòû ïîêîðíû», — êîíñòàòèðîâàë Ïóøêèí â «Îíåãèíå».
ÑÂÎÁÎÄÍÛÉ ïîë¸ò ÄÓØÈ ñîâåðøèë äðóãîé çíàìåíèòûé âûïóñêíèê Öàðñêîñåëüñêîãî ëèöåÿ — Ìèõàèë Åâãðàôîâè÷ Ñàëòûêîâ- «Í.Ùåäðèí»(àâòîðñêèé ïñåâäîíèì).

Âñþ æèçíü ïðîæèë â áðàêå ñ îäíîé æåíùèíîé – Ëèçîé! Êàê è ìå÷òàë: ñîçäàë ñâîé ðàéñêèé ñàä, ñ åãî åäèíñòâåííî ïðåêðàñíîé ÐÎÇÎÉ… øèïû êîòîðîé, ïîðîé, áîëüíî ðàíèëè.

Ñóïðóãè íå ðàçäåëÿëè îáùèõ âçãëÿäîâ íà æèçíü, ïîëó÷èâ ðàçíîå âîñïèòàíèå è îáðàçîâàíèå.
Ñîþç áûë ñëîæíûì: ðàçíèöà â âîçðàñòå, íå áûëî âçàèìîïîíèìàíèÿ. Ïèñàòåëü áûë àçàðòíûì ÷åëîâåêîì, ( ÷òî è Äîñòîåâñêèé, Íåêðàñîâ),âñëåäñòâèå ÷åãî ïðîèãðûâàë êðóïíûå ñóììû äåíåã, íî ïðîæèëè âìåñòå, ïîêà ñìåðòü íå ðàçëó÷èëà.

Äåòñòâî ÌÈØÅÍÜÊÈ — øåñòîãî ðåá¸íêà, ñûíà Åâãðàôà Âàñèëüåâè÷à Ñàëòûêîâà, ïîòîìñòâåííîãî äâîðÿíèíà, êîëëåæñêîãî ñîâåòíèêà è äâîðÿíêè, Îëüãè Çàáåëèíîé, (ìëàäøå ìóæà íà 25 ëåò), —ïðîøëî â áîëüøîì äîìå, êîòîðûé íå ñëàâèëñÿ óþòîì. Âñïîìèíàë, ÷òî â 2-ëåòíåì âîçðàñòå õîðîøî çíàë, ÷òî òàêîå ïîðêà ðîçãàìè.
Íå ëþáèë ìàòü: âëàñòíóþ, æåñòêóþ æåíùèíó, êîòîðóþ âèäåë ëèøü òîãäà, êîãäà îíà ñ÷èòàëà íåîáõîäèìûì íàêàçàòü íàñëåäíèêîâ çà íåïîñëóøàíèå, î êîòîðîì åé ñîîáùàëè ãóâåðíåðû.
(Êòî çíàåò, ìîæåò çäåñü èñòîêè ñòàíîâëåíèÿ áóíòàðñêîãî õàðàêòåðà: â ëèöåéñêîì àòòåñòàòå ó áóäóùåãî ïèñàòåëÿ ïîâåäåíèå áûëî íàçâàíî«äîâîëüíî õîðîøèì», à íå «îòëè÷íûì».  ñïèñêå åãî ïðîñòóïêîâ áûëè íå òîëüêî «êóðåíèå, ãðóáîñòü, íåáðåæíîñòü», íî è «íàïèñàíèå ñòèõîâ íåîäîáðèòåëüíîãî ñîäåðæàíèÿ». ìîëîäîñòè Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí íå îáëàäàë õîðîøèìè ìàíåðàìè è âûñîêîé íðàâñòâåííîñòüþ: ïðåêðàñíî ðàçãîâàðèâàÿ íà ôðàíöóçñêîì è íåìåöêîì ÿçûêàõ, íå ìåøàëî åìó ââîäèòü â ðå÷ü íåíîðìàòèâíóþ ëåêñèêó. Äðóçüÿ è çíàêîìûå óòâåðæäàëè, ÷òî îí áûë ÷åðåñ÷óð ýìîöèîíàëåí, íàõîäèòñÿ äîëãî â îáùåñòâå Ñàëòûêîâà-Ùåäðèíà áûëî íåïðîñòî. Ïîñëå èçäàíèÿ ñâîåé ïåðâîé ñòàòüè Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí áûë ÑÎÑËÀÍ â ïðîâèíöèþ.

… 10 ëåò Ìèõàèë Ñàëòûêîâ, ïîëó÷èâ íà÷àëüíûå çíàíèÿ â äîìå îòöà, — äàëåå,  çà÷èñëåí â ìîñêîâñêèé äâîðÿíñêèé èíñòèòóò, êàê ëó÷øèé ó÷åíèê áûë ïåðåâåäåí â Öàðñêîñåëüñêèé ëèöåé íà áþäæåòíîå îáó÷åíèå, ïðîÿâèâ ñåáÿ ñïîñîáíûì, òàëàíòëèâûì ó÷åíèêîì.

Ïî ïî îêîí÷àíèè ëèöåÿ áûë îïðåäåëåí íà ñëóæáó â êàíöåëÿðèþ âîåííîãî ìèíèñòåðñòâà â Ïåòåðáóðãå.

Ïîñåùàë ñîáðàíèÿ êðóæêà ðóññêèõ óòîïè÷åñêèõ ñîöèàëèñòî⠗ «ïÿòíèöû» Ìèõàèëà Áóòàøåâè÷à-Ïåòðàøåâñêîãî, ñ êîòîðûì ïîçíàêîìèëñÿ â ëèöåå.

 «Ñîâðåìåííèêå» , «Îòå÷åñòâåííûå çàïèñêè» áûëè îïóáëèêîâàíû ðåöåíçèè, íàïå÷àòàíà ïåðâàÿ ïîâåñòü Ñàëòûêîâà «Ïðîòèâîðå÷èÿ», ïîñâÿùåííàÿ ýêîíîìèñòó Âëàäèìèðó Ìèëþòèíó, îïóáëèêîâàíà âòîðàÿ ïîâåñòü «Çàïóòàííîå äåëî».

Âûõîä ýòîãî ïðîèçâåäåíèÿ ñîâïàë ñ óæåñòî÷åíèåì öåíçóðíûõ îãðàíè÷åíèé ïîñëå Âåëèêîé ôðàíöóçñêîé ðåâîëþöèè è îðãàíèçàöèåé ñåêðåòíîãî êîìèòåòà ïîä ïðåäñåäàòåëüñòâîì êíÿçÿ Ìåíøèêîâà, â ðåçóëüòàòå ïîâåñòü áûëà çàïðåùåíà, à åå àâòîð âûñëàí â Âÿòêó è íàçíà÷åí íà äîëæíîñòü ïèñöà â Ãóáåðíñêîì ïðàâëåíèè.

Çäåñü ñóäüáà óãîòîâèëà åìó âñòðå÷ó — èñòîê ÅÃÎ ËÞÁÂÈ – ÏÅÐÂÎÉ è ÅÄÈÍÑÒÂÅÍÍÎÉ.

Æèçíü è òâîð÷åñòâî Ñàëòûêîâà-Ùåäðèíà îòëè÷àëèñü ñâîáîäîé ìûñëè è îñîáîé âíóòðåííåé ñèëîé.

Îáëàäàë îñòðûì óìîì è òîíêèì ÷óâñòâîì þìîðà, áëàãîäàðÿ ÷åìó ìîã ìàñòåðñêè ïîä÷åðêèâàòü ÷åëîâå÷åñêèå ïîðîêè.

«Ñêàçêè» Ñàëòûêîâà-Ùåäðèíà – óíèêàëüíîå ÿâëåíèå â ðóññêîé ëèòåðàòóðå.
Ñîçäàâàÿ èõ, îïèðàëñÿ íà îïûò óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà, òðàäèöèè ðóññêîé è çàðóáåæíîé ñêàçêè, íî â ðåçóëüòàòå ñôîðìèðîâàëñÿ ñîâåðøåííî íîâûé, îðèãèíàëüíûé æàíð, â êîòîðîì ñî÷åòàëèñü ôàíòàñòèêà è çëîáîäíåâíàÿ ïîëèòè÷åñêàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü.

Ñðåäè ïðè÷èí, ïîáóäèâøèõ îáðàòèòüñÿ âñåðüåç ê ýòîìó æàíðó, áûëî æåëàíèå ÄÎÍÅÑÒÈ  ñâîå ñëîâî  äî íàðîäà, òàê êàê æàíð ñêàçêè õîðîøî çíàêîìû êàæäîìó ðóññêîìó ÷åëîâåêó ñ ðàííåãî äåòñòâà.

Ñïåöèôè÷åñêîé îñîáåííîñòüþ ñêàçîê ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ñîäåðæàò ïðîáëåìû è îáðàçû âñåãî òâîð÷åñòâà ïèñàòåëÿ,  èäåéíî-òåìàòè÷åñêîå áîãàòñòâî åãî ñàòèðû, ÿâëÿþòñÿ ñâîåîáðàçíîé,  îðãàíè÷åñêîé ÷àñòüþ òâîð÷åñêîãî íàñëåäèÿ.

Ñ óäèâèòåëüíîé ïîëíîòîé è òî÷íîñòüþ îòðàçèëàñü ðóññêàÿ æèçíü, âñå îáùåñòâåííûå è ñîöèàëüíûå ñèëû ïîðåôîðìåííîé Ðîññèè.

 ñêàçêå «Áîãàòûðü» óãàäûâàåòñÿ ðóññêîå ñàìîäåðæàâèå, êðåïêîå ñ âèäó, ïðîãíèâøåå âíóòðè; â ñêàçêàõ «Ìåäâåäü íà âîåâîäñòâå», «Îðåë-ìåöåíàò» ÷èòàòåëü âèäèò ïðåäñòàâèòåëåé âëàñòè; â ñêàçêàõ «Ïðåìóäðûé ïåñêàðü», «Âÿëåíàÿ âîáëà», «Ëèáåðàë» ïèñàòåëü çëî ñìååòñÿ íàä òðóñîñòüþ îáûâàòåëåé è ëèáåðàëîâ; íîâîå ñîöèàëüíîå ÿâëåíèå — êóëàê — ïîêàçàí â ñêàçêå «Ïðàçäíûé ðàçãîâîð»; àâòîð èðîíèçèðóåò íàä ïîìåùèêàìè è ïîïàìè â «Äåðåâåíñêîì ïîæàðå», èçîáðàæàåò îáåçäîëåííîå êðåñòüÿíñòâî â ñêàçêå «Êîíÿãà».

È êàêàÿ áû òåìà íè ïîäíèìàëàñü, â ñêàçêàõ Ñàëòûêîâà-Ùåäðèíà ïðåâàëèðóåò  îäíà ìûñëü — î ïðèíöèïèàëüíîì ðàçëè÷èè è íåïðèìèðèìîñòè èíòåðåñîâ òðóäîâîãî íàðîäà è åãî ýêñïëóàòàòîðîâ.

Ñî çëîé èðîíèåé ïèñàòåëü èçîáðàæàåò ìûñëèòåëåé, ìå÷òàþùèõ î âîçìîæíîñòÿõ áåñêðîâíîãî ðåøåíèÿ ïðîáëåìû ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà.
Òàêîâ Êàðàñü èç ñêàçêè «Êàðàñü-èäåàëèñò».
Îí ñ÷èòàåò çëî «çàáëóæäåíèåì óìîâ», «ïîðîæäåíèåì ãîðüêîé èñòîðè÷åñêîé ñëó÷àéíîñòè», îí ïîëàãàåòñÿ íà ïðîñâåùåíèå, ïðîãðåññ, åìó êàæåòñÿ, ÷òî è «ùóêè ê ãîëîñó ïðàâäû íå ãëóõè», îí âåðèò â «áåñêðîâíîå ïðåóñïåâàíèå».

Îñòðàÿ íàñìåøêà íàä óòîïè÷åñêèìè èëëþçèÿìè ñî÷åòàåòñÿ ñ  îòêðûòîé ïðîïàãàíäîé ñîöèàëèñòè÷åñêèõ èäåé, è îáðàç Êàðàñÿ íå òàê óæ ïðîñò: ïðè âñåé ñâîåé íàèâíîñòè îí â ñâîèõ óáåæäåíèÿõ ïîñëåäîâàòåëåí è, áîëåå òîãî, ãîòîâ ê ñàìîïîæåðòâîâàíèþ.

 «Ñêàçêàõ» ÿðêî ïðîÿâèëèñü õóäîæåñòâåííûå ïðèåìû ñàòèðè÷åñêîé òèïèçàöèè.

Ôàíòàñòèêà, ãðîòåñê, ãèïåðáîëà, àëëåãîðèÿ ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè.
Øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ îáðàçû æèâîòíîãî ìèðà.
Âûáîð îáðàçîâ, íå ñëó÷àåí: êîððåñïîíäåíöèè â ãàçåòû ïèøóò çàéöû, ìåäâåäè åçäÿò â êîìàíäèðîâêè, î êîíñòèòóöèè ðàññóæäàþò ðûáû.
Ãåðîè íå óñëîâíûå, à ïîëíîâëàñòíûå õóäîæåñòâåííûå îáðàçû, ïîëíîñòüþ ñîõðàíÿþùèå íå ñòîëüêî îáëèê, ñêîëüêî ñâîéñòâà, ïîâàäêè, êîòîðûìè íàäåëèë íàðîä èìåííî ýòèõ æèâîòíûõ.

Øèðîêî èñïîëüçóåò ïèñàòåëü ìåòîä ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ,  ïîêàçûâàþùèé ñîöèàëüíûå êîíòðàñòû: ìóæèê — ãåíåðàëû, Èâàí Áåäíûé — Èâàí Áîãàòûé; çàÿö — âîëê, Êîíÿãà — Ïóñòîïëÿñû.

Îñîáåííîñòüþ ìíîãèõ ñêàçîê ÿâëÿåòñÿ èäåéíàÿ ïîëåìèêà ïåðñîíàæåé.
Ñîäåðæàíèå îòäåëüíûõ ñêàçîê – ðàçâåðíóòûé äèàëîã ñ íà÷àëà è äî êîíöà, ïî÷òè áåç ïîâåñòâîâàíèÿ.

Ñèìâîëèêà — ïðè¸ì, èñïîëüçóåìûé ïèñàòåëåì, ãäå ñìûñëîâàÿ è ýìîöèîíàëüíàÿ ðîëü  îãðîìíà: ïðèìåðîì ñëóæèò ïåéçàæ-ñèìâîë â ñêàçêå «Êîíÿãà».

 ÈÐÎÍÈß,  ÞÌÎР — èçëþáëåííûå  ïðèåìû  àâòîðà.

Â.Ã. Áåëèíñêèé, îöåíèâàÿ þìîð Ãîãîëÿ êàê «ñïîêîéíûé â ñàìîì ñâîåì íåãîäîâàíèè, äîáðîäóøíûé â ñàìîì ñâîåì ëóêàâñòâå», â òî æå âðåìÿ ãîâîðèë, ÷òî â òâîð÷åñòâå áûâàåò è äðóãîé þìîð — «ãðîçíûé è îòêðûòûé», «æåë÷íûé, ÿäîâèòûé, áåñïîùàäíûé».

Òàêîâ  áûë  âåñü Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí, äî ïîñëåäíåãî  âçäîõà…

» Âñÿ íàøà æèçíü áëàãîñëîâåííà —
È îñåíü, è âåñíà…
Ñòàðååò — ïëîòü, äóøà — íåòëåííà.
Òàê ÷üÿ æå â òîì âèíà?!

Áûòü ìîæåò, â ýòîì ìóäðîñòü Áîãà…
Äóøà — Åãî äèòÿ!
Ñîñëàë å¸ Îí â ïëîòü îñòðîãà
Äëÿ âîñïèòàíüÿ «ß»».

Àâòîð ÏÎÝÇÈÈ: Âàëåðèé ÑÒÀÐÎÑÒÈÍ
http://stihi.ru/2021/04/05/8454
http://stihi.ru/2020/11/25/8227

Ê 195-ëåòèþ ñî ÄÍß ÐÎÆÄÅÍÈß
ÌÈÕÀÈËÀ ÅÂÃÐÀÔÎÂÈ×À ÑÀËÒÛÊÎÂÀ — «ÙÅÄÐÈÍÀ»:
Ðóññêîãî ïèñàòåëÿ, æóðíàëèñòà, ðåäàêòîðà æóðíàëà «Îòå÷åñòâåííûå çàïèñêè», Ðÿçàíñêîãî è Òâåðñêîãî âèöå-ãóáåðíàòîðà.
Îòöà ðóññêîé ñàòèðû, óìåëî ïîäìå÷àâøåãî íåñîâåíøåíñòâî ãîñóäàðñòâåííîãî óñòðîéñòâà Ðîññèè, áþðîêðàòèçì ñèñòåìû è äåãðàäàöèþ ýëèòû.
Ïðèìåð ñàìîîòâåðæåííîãî, áåççàâåòíîãî ñëóæåíèÿ ìàòóøêå ÐÎÑÑÈÈ.

ÏÎÑÒÑÊÐÈÏÒÓÌ:

«Â Öàðñêîñåëüñêîì ëèöåå, ãäå ó÷èëñÿ þíûé Ìèõàèë Ñàëòûêîâ è ãäå åù¸ âèòàë äóõ Ïóøêèíñêîé Ìóçû, êàæäûé êóðñ èìåë ñâîåãî ïîýòà. Íà XIII êóðñå ýòó ðîëü èãðàë Ñàëòûêîâ. Íî íè îäíî èç åãî ñòèõîòâîðåíèé íå íîñèò íà ñåáå ñëåäîâ òàëàíòà. Ì. Å. Ñàëòûêîâ ñêîðî ïîíÿë, ÷òî ó íåãî íåò ïðèçâàíèÿ ê ïîýçèè, ïåðåñòàë ïèñàòü ñòèõè è íå ëþáèë, êîãäà åìó î íèõ íàïîìèíàëè. Îäíàêî ëèðèêó äóøè îí ïåðåí¸ñ â ïðîçó. Þìîð, êàê è ó Ãîãîëÿ, ÷åðåäóåòñÿ â «Ãóáåðíñêèõ î÷åðêàõ» ñ ëèðèçìîì: òàêèå ñòðàíèöû, êàê îáðàùåíèå ê ïðîâèíöèè (â «Ñêóêå»), ïðîèçâîäÿò äî ñèõ ïîð ãëóáîêîå âïå÷àòëåíèå.
Ñêàçî÷íûé ýëåìåíò íèêîãäà íå áûë ñîâåðøåííî ÷óæä ïðîèçâåäåíèÿì Ì. Å. Ñàëòûêîâà: â èçîáðàæåíèÿ ðåàëüíîé æèçíè ó íåãî ÷àñòî âðûâàëîñü òî, ÷òî îí ñàì íàçûâàë âîëøåáñòâîì. Ýòî — îäíà èç òåõ ôîðì, êîòîðûå ïðèíèìàëà ñèëüíî çâó÷àâøàÿ â í¸ì ïîýòè÷åñêàÿ æèëêà.
Íàâåðíîå, ëèðèçì äóøè è ïîçâîëèë Ñàëòûêîâó-Ùåäðèíó ïðîäîëæàòü ëþáèòü ñâîþ Ëèçó è ñîõðàíèòü èõ ñóïðóæåñêèé ñîþç äî ñàìîé ñìåðòè…

Ñïàñèáî, óâàæàåìàÿ Íàäåæäà, çà ïðåêðàñíóþ ïóáëèöèñòè÷åñêóþ ðàáîòó, ïîñâÿù¸ííóþ ñàìîáûòíîìó ðóññêîìó ïèñàòåëþ Ìèõàèëó Åâãðàôîâè÷ó Ñàëòûêîâó-Ùåäðèíó!!
Áëàãîäàðþ Âàñ çà ñîòâîð÷åñòâî è ñîàâòîðñòâî — çà âêëþ÷åíèå â ýññå ëèðè÷åñêèõ ñòðîê ñîíåòà 97 è ñòèõîòâîðåíèÿ «Âñÿ íàøà æèçíü áëàãîñëîâåííà»!

Ñ èñêðåííåé ïðèçíàòåëüíîñòüþ è òåïëîì ñîçâó÷íîé äóøè ñîàâòîðà,
Âàëåðèé (׸ðíûé Âîäîëåé).
Âàëåðèé Ñòàðîñòèí 25.04.2021 23:36

PSS:
ÁËÀÃÎäàðþ çà ðàçâ¸ðíóòóþ ðåöåíçèþ, óâàæàåìûé ÂÀËÅÐÈÉ!

È ýòî ïðåêðàñíî, ÷òî â ðåöåíçèè ÂÛ,êàê èñòèííûé ÏÈÈÒ — àêöåíòèðîâàëè âíèìàíèå íà òîì, ÷òî Ñàëòûêîâ ñäåëàë ïðàâèëüíûé æèçíåííûé âûáîð: ñòàâ ÎÒÖÎÌ ÐÓÑÑÊÎÉ ÑÀÒÈÐÛ.

Ïîïàâ íà ñëóæáó â ðàçðÿä ìîëîäûõ ÷èíîâíèêîâ âîåííîãî âåäîìñòâà,ïîñëå îêîí÷àíèÿ Öàðñêîñåëüñêîãî ëèöåÿ, (àíàëîãîì êîòîðîìó â íàøå âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ «ÑÈÐÈÓÑ»), âèäåë íåäî÷åòû ãîñóäàðñòâåííîãî óñòðîéñòâà Ðîññèè.
Âñå ýòî ñòàëî ïðåäìåòîì åãî ëèòåðàòóðíûõ èçûñêàíèé, à áèáëèîãðàôèÿ — ïîêàçàòåëü íåóñïîêîåííîñòè,âíóòðåííåãî ïðîòåñòà, ñàìîîòâåðæåííîé  ÁÎÐÜÁÛ… êàê ïèñàòåëÿ, ïóáëèöèñòà, òàê è íåïðèìèðèìîãî, âûñîêîïîñòàâëåííîãî ÷èíîâíèêà (íà ââåðåííûõ åìó ïîñòàõ).

Ùåäðèí-ëèòåðàòîð âûòåñíèò Ñàëòûêîâà-÷èíîâíèêà, êîãäà çàéì¸ò êðåñëî ðåäàêòîðà æóðíàëà «Îòå÷åñòâåííûå Çàïèñêè», ïîëíîñòüþ ïîñâÿòèò ñåáÿ ðàáîòå ïèñàòåëÿ-ñàòèðèêà, îïèñûâàÿ æèçíü îáèòàòåëåé ðîññèéñêîé ïðîâèíöèè, âûñìåèâàÿ ïîðÿäêè è çàêîíû, ÷èíîâíèêîâ è ïîìåùèêîâ.

… Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè ðóññêèõ ëèòåðàòîðîâ, ïóáëèöèñòîâ — ïðîñâåòèòåëåé ïî ÷èñëó ñëîâ, ââåä¸ííûõ èì â ðóññêèé ÿçûê!  Èõ  —  600!!!

Íè îäèí ïèñàòåëü â ïðîèçâåäåíèÿõ íå êðèòèêóåò, íå âûñìåèâàåò è íå îáëè÷àåò ðîññèéñêóþ äåéñòâèòåëüíîñòü òàê ìåòêî è áåñïîùàäíî…ïèñàë äâà âåêà íàçàä, à ñþæåòû ïîõîæè íà òî, ÷òî ïðîèñõîäèò â Ðîññèè ñåé÷àñ.

Ãåðîè òî÷íî õàðàêòåðèçóþò ñîâðåìåííûé ìèð,  êàæåòñÿ, ÎÍ  çàãëÿíóë â áóäóùåå è íàïèñàë î íàñ:

«Åñëè ÿ óñíó è ïðîñíóñü ÷åðåç ñòî ëåò è ìåíÿ ñïðîñÿò, ÷òî ñåé÷àñ ïðîèñõîäèò â Ðîññèè, ÿ îòâå÷ó: ïüþò è âîðóþò…

×åãî-òî õîòåëîñü: íå òî êîíñòèòóöèè, íå òî ñåâðþæèíû ñ õðåíîì, íå òî êîãî-íèáóäü îáîäðàòü.

Âî âñåõ ñòðàíàõ æåëåçíûå äîðîãè äëÿ ïåðåäâèæåíèÿ ñëóæàò, à ó íàñ ñâåðõ òîãî è äëÿ âîðîâñòâà.

Êîãäà è êàêîé áþðîêðàò íå áûë óáåæäåí, ÷òî Ðîññèÿ åñòü ïèðîã, ê êîòîðîìó ìîæíî ñâîáîäíî ïîäõîäèòü è çàêóñûâàòü?

Äëÿ òîãî ÷òîáû âîðîâàòü ñ óñïåõîì, íóæíî îáëàäàòü òîëüêî ïðîâîðñòâîì è æàäíîñòüþ. ÆÀÄÍÎÑÒÜ â îñîáåííîñòè íåîáõîäèìà, ïîòîìó ÷òî çà ìàëóþ êðàæó ìîæíî ïîïàñòü ïîä ñóä.

…Êðóïíûìè áóêâàìè ïå÷àòàëèñü ñëîâà ñîâåðøåííî íåñóùåñòâåííûå, à âñå ñóùåñòâåííîå èçîáðàæàëîñü ñàìûì ìåëêèì øðèôòîì.

Âñÿêîìó áåçîáðàçèþ ñâî¸ ïðèëè÷èå.

…Öåëü èçäàíèÿ çàêîíîâ äâîÿêàÿ: îäíè èçäàþòñÿ äëÿ âÿùåãî íàðîäîâ è ñòðàí óñòðîåíèÿ, äðóãèå — äëÿ òîãî, ÷òîáû çàêîíîäàòåëè íå êîñíåëè â ïðàçäíîñòè.

Ïðîñâåùåíèå âíåäðÿòü ñ óìåðåííîñòüþ, ïî âîçìîæíîñòè èçáåãàÿ êðîâîïðîëèòèÿ.

…Èäèîòû âîîáùå î÷åíü îïàñíû, è äàæå íå ïîòîìó, ÷òî îíè íåïðåìåííî çëû, à ïîòîìó, ÷òî îíè ÷óæäû âñÿêèì ñîîáðàæåíèÿì è âñåãäà èäóò íàïðîëîì, êàê áóäòî äîðîãà, íà êîòîðîé îíè î÷óòèëèñü, ïðèíàäëåæèò èì îäíèì…»

ÑÏÀÑÈáî, óâàæàåìûé ÂÀËÅÐÈÉ: çà ñîÀÂÒÎÐÑÒÂÎ è ÑÎçâó÷èå â ñòîëü íåîáõîäèìîì ÷èòàòåëþ èñòîðèêî — ïðîñâåòèòåëüñêîì ìàòåðèàëå.
Âêëþ÷àþ â òåêñò ýññå ÂÀØÓ ðåöåíçèþ,îòïðàâëÿþ â òèðàæ.
Èñêðåííå

Íàäåæäà Çåðíîâà

ÁËÀÃÎäàðþ çà ñåðäå÷íûé îòêëèê, óâàæàåìûé ÀËÅÊÑÅÉ!

Âû ïðàâû, âçðîñëåÿ, âñ¸ è âñåõ — âîñïðèíèìàåì ïîä óãëîì ìóäðîãî ÷åëîâåêà.
Ñêâîçü ïðèçìó ïåðåæèòûõ ÷óâñòâ, ïðîøåäøèõ ñòîëåòèé — îñîçíàíà¸ì èñòîðè÷åñêèå ñîáûòèÿ ñâîåãî âðåìåíè.

Îöåíèâàåì òåõ, êòî áûë ðÿäîì â äåòñòâå, þíîñòè, ïîìîãàë ðàñïðàâèòü êðûëüÿ, âçëåòåòü òàëàíòó.

ß áëàãîÄÀÐÍÀ æóðíàëèñòàì «Êàâêàçñêîé çäðàâíèöû», êîòîðûå ðàäóøíî ïðèíèìàëè ìåíÿ — ÞÍÊÎÐÀ, ìîè íåñîâåðøåííûå çàìåòêè áåðåæíî êîððåêòèðîâàëè, âñåëÿëè óâåðåííîñòü, ôèíàíñîâî îòìå÷àÿ ãîíîðàðàìè (ïî÷òîâûå ïåðåâîäû êîòîðûõ ìàìî÷êà õðàíèëà âñþ æèçíü).

Ïîâåçëî ìíå è ñ ó÷èòåëÿìè, êîòîðûì ÿ áëàãîäàðíà ïî ñåé äåíü.
Áûë ó ìåíÿ è ÀÍÃÅË — ÌÀÌÎ×ÊÀ, ÷òî âîñïèòàëà, âûó÷èëà, âëîæèëà ñèëû,íàó÷èëà ëþáèòü
ÆÈÇÍÜ.

ÁëàãîÑËÎÂËßß íà ñàìîñòîÿòåëüíûé ïîë¸ò, äàëà çàâåùàíèå, óõîäÿ:» Áóäåò ïëîõî — íå çàïèðàé â ñòåíàõ ÄÓØÓ, ÈÄÈ ê ËÞÄßÌ… ÕÎÐÎØÈÕ, ãîðàçäî ÁÎËÜØÅ, ÷åì äðóãèõ»!

Âîò òàê è æèâó å¸ áîãàòûì íàñëåäèåì, ðàäóÿñü ìàëîìó, âñòðå÷àÿ êàæäûé äåíü, êàê ïîñëåäíèé!

Ìíå, ïóáëèöèñòó, Ìèõàèë Ñàëòûêîâ -«Ùåäðèí», åãî ÒÐÓÄÛ — (íåîöåíèìûå òîãäà è ñåãîäíÿ), áåñêîíå÷íî ÄÎÐÎÃ!
ÏÎÍßÒÅÍ, àêòóàëåí, ñâîåâðåìåíåí â íàøè äíè. Ðàáîòàë â íåóäîáíûõ íàïðàâëåíèÿõ: ñàòèðà, ðåàëèçì, ðàññêàç, õðîíèêà, ðîìàí ( «Ãîñïîäà Ãîëîâëåâû», áûëè ñïèñàíû ñ ÷ëåíîâ åãî ñåìüè), ââåë ñîöèàëüíî íàïðàâëåííûå ñêàçêè, â êîòîðûõ âûÿâëÿë íåäîñòàòêè îáùåñòâà, ñòàðàÿñü ïðèâíåñòè ÏÅÐÅÌÅÍÛ â æèçíü ñîâðåìåííèêîâ.

Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí – ïèñàòåëü áîëüøîãî ïîýòè÷åñêîãî äèàïàçîíà.
Ïðîäîëæàåò è óãëóáëÿåò ñàòèðè÷åñêîå íàïðàâëåíèå â ðóññêîé ëèòåðàòóðå, íà÷àòîå À.Ñ.Ãðèáîåäîâûì è Í.Â.Ãîãîëåì.
Ïèñàòåëü-ñàòèðèê, ïóáëèöèñò, êðèòèê, ðåäàêòîð îõâàòûâàåò ìíîãèå ñôåðû îáùåñòâåííîé æèçíè Ðîññèè.

Ðàññ÷èòàíû áûëè íå íà ñîâìåñòíîå áðþçæàíèå íà êóõíå, ëàâî÷êå – íà ñâåòëîå áóäóùåå. Íàëåòàâøèé ñ êðèòèêîé íà âñå è âñÿ, «óìíèê» Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí áûë ðîìàíòèêîì è èäåàëèñòîì, òðîãàòåëüíî è íåæíî îòíîñèëñÿ ê ñâîåé æåíå — åäèíñòâåííîé, ËÈÇÅ.

ÑÏÀÑÈáî çà îòêëèê, óâàæàåìûé ÀËÅÊÑÅÉ!
Èñêðåííå

Íàäåæäà Çåðíîâà   28.04.2021 12:14
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Основные темы и проблемы сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880—1886-х годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью. В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”). Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе. Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Топтыгин спрашивает: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают! ” Сказка “Дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится. Но всмотримся внимательно в комическую и нелепую фигуру “дикого помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Помещик даже очень обрадовался этому. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя: “…вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест”. Одновременно с помещиком страдает и уездный город: прекратился подвоз продуктов из имения (“У нас на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя”), некому платить подати. Даже защитить помещика от медведя некому. Это свидетельствует об убежденности сатирика в том, что народ — созидатель основных материальных и духовных ценностей, он — опора государства, его поилец и кормилец. Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “…Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”. Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека. Обыватель-“пискарь” считает основным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Ему всегда казалось, что он живет правильно, по наказу его отца: “Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба”. Но вот пришла смерть. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?” На все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто. “Он жил и дрожал — только и всего”. Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человека, заключается в словах: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари”. Таким образом, “пискарь” — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей. Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. ‘Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.

Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.

Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».

Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.

Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец — и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».

Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние. Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь. Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.

Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).

У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.

Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.

Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным. И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес. Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.

Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни. Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить. И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.

Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.

Другие пересказы сказок Салтыкова-Щедрина:

skazka premudryj peskar saltykov schedrin

skazka saltykova schedrina samootverzhennyj zayac

Волк — самый страшный хищник в лесу. Он не щадит ни зайцев, ни овец. Он в состояние убить весь скот у обычного мужика и оставить его семью голодать. Но и мужик, разозлившийся волка без наказания, не оставит.

Богатырь

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.

Верный Трезор

Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался.

Ворон-челобитчик

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум.

Вяленая вобла

Вяленая вобла – это произведение Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина, русского писателя с великим сатирическим талантом.

Гиена

Рассказ — поучение «Гиена» — это рассуждение о том, как некоторые люди схожи с гиенами.

Господа Головлевы

Автор в своем произведении показал, к какому исходу приводит «головлевщина». Несмотря на трагичность развязки романа, Салтыков-Щедрин дает понять, что в самом опустившемся, лживом и выжившем из ума человеке возможно пробуждение совести.

Деревенский пожар

Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.

Дикий помещик

В рассказе говорится о зажиточном помещике. Больше всего на свете его печалили простые мужики. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье

Дурак

В стародавние времена произошла эта история. Жили на свете муж с женой, они были довольно умны, а родился у них сын – дурак. Родители спорили, в кого же он такой уродился, и назвали младенца Иванушкой.

История одного города

За столетнюю историю сменилось 22 градоначальника. И обо всех архивариусы, составлявшие летопись, писали правдиво. Город торговал квасом, печенкой и вареными яйцами.

Карась идеалист

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга.

Кисель

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо

Коняга

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга

Либерал

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг.

Медведь на воеводстве

Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство.

Орел-меценат

В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик.

Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены

Премудрый пескарь

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях.

Пропала совесть

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге

Рождественская сказка

На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации.

Самоотверженный заяц

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит.

Соседи

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

Об авторе

Детство Салтыкова-Щедрина прошло не весело, так как мать, рано выйдя замуж, превратилась в жестокую воспитательницу шестерых детей, последним из которых был Михаил. Однако благодаря этой строгости ему удалось выучить несколько языков и, получив хорошее образование в доме поступить в институт. Именно благодаря этому учебному заведение он при окончании получил государственный чин, а также в последующем работал журналистом, далее редактором.

Не смотря на все старания родителей сделать из него элиту общества, Салтыков не поддавался этому и вырос сквернословящим и бесшабашным парнем. Однако в учебе он преуспевал, за что получил звание секретаря колледжа, затем повысился до советника, что не скажешь о стихах, которые писались вольнодумно.

Свои сочинения писатель продолжил в канцелярии военного ведомства, в повестях которых поднимал вопросы революции, после чего попадает в ссылку.

Михаил был писателем сатиры, умеющий умело выражаться эзоповым языком, произведения которого все еще актуальны своим содержанием.

После ссылки в Вятку с чудом возвращается в Петербург и становится чиновником внутренних дел, не останавливаясь в творчестве, пишет рассказы «Губернские очерки», которые стали основой в интенсивном развитии литературы в Руси.

Хорошо зная, чиновных особ и представителей он создавал образы, в которых описывал характеры и моральные качества дворян с сопоставлением с бродягами. К примеру «История одного города» был написан на высоком уровне, полный сатиры и гротеска, приводящие факты того времени.

В сказке «Премудрый пискарь» повествующий о рыбке характеризует взяточников, карьеристов и глупцов, за которыми тянутся толпы людей бессмысленно идущие за ними и их поступками.

«Дикий помещик» опять таки рассказывает о цинизме, где сравнение происходит уже с простым трудящимся народом.

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные «сказочные» сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Список такой:

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869).
  • «Дикий помещик» (1869).
  • «Премудрый пискарь» (1883).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано — сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

771685

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

«Премудрый пискарь» (1883)

771687

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо. Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники). И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески. Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне школьной программы.

Всем известно, что сказки с удовольствием читают дети, но жанр сказки существует не только для детей. Освещая разные социальные проблемы, к жанру сказки прибегал Салтыков-Щедрин. Давайте познакомимся со сказкой для взрослых Дикий помещик, которой пригодится для нашего читательского дневника.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина знакомит читателя с князем, который был богатым, но слишком глупым. То и дело перелистывал ежедневно газету Весть и раскладывал свои пасьянсы, думая о том, насколько бесполезен мужик. Часто он просил бога избавить поместье от мужика, но всевышний не внимал его просьбе, понимая насколько глуп помещик. Чтобы добиться своего, он начинает давить мужиков штрафами и налогами. Те и попросили бога, чтобы в поместье не оказалось ни одного мужика. И в этот раз Господь удовлетворил просьбу.

Живет помещик, не нарадуется чистому воздуху. Правда, все его дураком из-за подобного желания называли. Теперь и готовить некому было, и убирать. Надумал пригласить к себе театр, но даже занавес поднять было некому. Актеры и уехали. Решил пригласить гостей, которые пришли голодными, да кроме пряников да леденцов у князя ничего не оказалось. Недовольные гости разбежались, называя помещика глупым дураком.

Князь же стоит на своем, постоянно размышляя об английских машинах. Мечтая о саде, что будет расти возле дома, да о коровах, которые разведет в своем поместье. Иногда забудется помещик, зовет слугу, а никто не идет. Приехал к помещику как-то исправник, жалуясь, что некому теперь налоги платить, мужика-то нет. Рынок опустел, имение приходит в упадок. И тоже называет помещика глупым. Тот уже и сам помещик стал думать, неужели он и правда глуп, но все равно своего придерживается.

Тем временем поместье заросло, запустело, даже медведь появился. Сам же помещик одичал, оброс волосами, что даже в холод ему не было холодно. Уже и человеческая речь стала забываться. Стал охотится на зайца, и как дикарь, поедать добычу прямо со шкурой. Стал сильным и даже завел дружеские отношения с медведем.

В это время исправник поднял вопрос пропажи мужиков и на совете принимают решение, изловить мужика и вернуть обратно. Князя же наставить на путь истинный, чтобы не чинил препятствий в дальнейшем и не чинил препятствий по поводу поступления налогов в казну. Так и было сделано. Мужик теперь в поместье, хозяина привели в порядок. Имение тут же стало прибыльным. На рынках появилась продукция. Хозяина поручили под присмотр слуге Сеньке, отобрав при этом у князя его любимую газету. Помещик живет и по сей день, изредка умываясь по принуждению и временами мыча и жалея о диком этапе своей жизни.

  • Сказка салтыкова щедрина деревенский пожар краткое содержание
  • Сказка салтыкова щедрина дикий помещик краткое содержание
  • Сказка салтыкова щедрина маленькая сказка
  • Сказка салтыкова щедрина карась идеалист краткое содержание
  • Сказка садовник и сыновья