Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2020; проверки требуют 17 правок.
«По́весть о том, как оди́н мужи́к двух генера́лов прокорми́л» — сатирическая сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, написанная и впервые опубликованная в 1869 году.
Сюжет[править | править код]
По сюжету два отставных генерала, выйдя на пенсию, неизвестным образом попадают на необитаемый остров. Они хотят выбраться с острова, однако не могут, поскольку даже не разбираются в сторонах света. В лесу на острове они видят множество живности. С удивлением они впервые узнают, что еда в первоначальном виде летает, плавает и растёт на деревьях. Изголодавшись, они чуть не съедают друг друга. Чтобы не думать о голоде, генералы решают почитать найденную ими газету «Московские ведомости», но все статьи в газете были посвящены еде, отчего им становится плохо. Вскоре они решают найти мужика (то есть крестьянина), который сможет их прокормить. Генералы находят на острове мужика и заставляют его добыть для них пропитание. Насытившись, они начинают скучать и тосковать по Петербургу. Мужик строит для них лодку и переправляет через моря в Петербург. По прибытии в Петербург они наедаются, напиваются и едут в казначейство за деньгами. В благодарность за спасение с острова они посылают мужику рюмку водки и пятак серебра, восклицая: «Веселись, мужичина!».
История создания и публикации[править | править код]
Замысел сказки, вероятно, восходит к осени 1867 года, когда Салтыков-Щедрин работал над очерком «Старый кот на покое» из цикла «Помпадуры и помпадурши». В очерке содержится административно-философский трактат уволенного в отставку помпадура «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». По мнению щедриноведов, этот сюжет и натолкнул Салтыкова на замысел будущей сказки. Предположительно, работа над сказкой велась в декабре 1868 — первой половине января 1869 года, к этому времени относится наборная рукопись с авторской правкой, имеющая первоначальное название: «Два генерала. (Писано со слов коллежского советника Рудомазина)»[1].
«Повесть» впервые была опубликована вместе со сказкой «Дикий помещик» и рассказом «Годовщина» 10 февраля 1869 года в журнале «Отечественные записки», № 2 под названием «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил. (Писано со слов коллежского советника Рудомазина)». Сказка была напечатана в качестве первой части сатирического цикла «Для детей», впоследствии нереализованного. В 1878 году сказка была переиздана Салтыковым в сборнике «Сказки и рассказы». Для переиздания были сделаны незначительные правки, в частности, добавлены заключительные слова: веселись, мужичина! Кроме того, был убран подзаголовок, а в заглавии появилось слово мужик (1869 году полное заглавие было указано лишь в оглавлении журнала). В дальнейшем правки в сказку писателем не вносились, до настоящего времени она переиздаётся в редакции 1878 года[2].
Произведение было хорошо принято современниками Салтыкова, например Герценом, который в письме Огарёву от 14 (2) марта 1869 года спрашивал: «А читал ли ты в „Отечественных записках“ „Историю двух генералов“, это прелесть»[3]. 27 (15) мая 1879 года Тургенев прочёл сказку на литературно-музыкальном утре в пользу русской колонии в Париже и позаботился о её переводе на французский язык.
Критика[править | править код]
По мнению советских литературоведов, в сказке отразились отношения господствующих классов и низшего класса — трудового крестьянства. Чтобы ярче и нагляднее показать зависимость высшего сословия от низшего, Салтыков поставил героев в несвойственные для них и неожиданные для читателя условия, используя сюжет попадания героев на необитаемый остров, восходящий к «Приключениям Робинзона Крузо» Дефо. Баскаков и Бушмин подчёркивают, что писатель, показывая практическое превосходство мужика над генералами, в то же время осуждает пассивность народных масс, их безропотное подчинение, примирение с существующим порядком[4].
Публикации текста[править | править код]
Ниже представлены научные и наиболее авторитетные публикации текста произведения:
- Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил [Текст] // Собрание сочинений в двадцати томах / М. Е. Салтыков-Щедрин. — М. : Художественная литература, 1974. — Т. 16, кн. I: Сказки: 1869—1896; Пёстрые письма: 1884—1886 / Подготовили текст тома В. Н. Баскаков, В. Э. Боград ; примечания В. Н. Баскакова, А. С. Бушмина, К. И. Тюнькина. — С. 7—13. — 52 500 экз.
- Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил [Текст] // Сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; издание подготовили В. Н. Баскаков, А. С. Бушмин ; ответственный редактор С. А. Макашин. — Л. : Наука (ленинградское отделение), 1988. — С. 5—10. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв). — 100 000 экз.
Экранизации[править | править код]
- Как один мужик двух генералов прокормил (мультипликационный, «Союзмультфильм», 1965).
Примечания[править | править код]
- ↑ Баскаков, Бушмин, 1988, с. 246.
- ↑ Баскаков, Бушмин, 1988, с. 246—247.
- ↑ Герцен А. И. Собрание сочинений в тридцати томах : [рус.]. — М. : Наука, 1964. — Т. 30, кн. I. — С. 58.
- ↑ Баскаков, Бушмин, 1988, с. 247.
Литература[править | править код]
- Базанова В. И. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. — М.—Л. : Художественная литература (ленинградское отделение). — 103 с. — (Массовая историко-литературная библиотека).
- Бухштаб Б. Я. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. — Л. : [б. и.], 1958. — 38 с.
- Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. — 2-е издание, доработанное. — Л. : Художественная литература (ленинградское отделение), 1976. — 275 с.
- Бушмин А. С. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки : [рус.] / Издание подготовили В. Н. Баскаков, А. С. Бушмин; ответственный редактор С. А. Макашин. — Л. : Наука (ленинградское отделение), 1988. — С. 204—222. — 280 с.
- Бушмин А. С., Баскаков В. Н. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Становление жанра. Творческая история. Восприятие // Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки : [рус.] / Издание подготовили В. Н. Баскаков, А. С. Бушмин; ответственный редактор С. А. Макашин. — Л. : Наука (ленинградское отделение), 1988. — С. 223—244. — 280 с.
- Баскаков В. Н., Бушмин А. С. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил // Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки / Издание подготовили В. Н. Баскаков, А. С. Бушмин; ответственный редактор С. А. Макашин. — Л. : Наука (ленинградское отделение), 1988. — Примечания. — С. 246—248. — 280 с.
- Турков А. М. Салтыков-Щедрин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — М. : Молодая гвардия, 1965. — 367 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. — М. : Молодая гвардия, 1989. — 622 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-00222-9.
Производя анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, которую автор написал в далеком 1869 году, стоит обратить внимание на стиль изложения произведения.
Сказка представляет собой ряд фантасмагорических образов, объединяющих в себе характерные для России черты представителей правящего класса и народа.
Рассказ автора прост для восприятия, но таит в себе множество скрытых аллегорий, не потерявших, к сожалению, актуальность и в наше время. Цель данного анализа — попытка по-новому взглянуть на известное произведение.
История создания произведения «Дикий помещик»
Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.
Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича — Николай Некрасов.
Год написания сказки – 1869
, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.
Главные герои и их характеристика
Урус Кучум Кильдибаев — главный персонаж
произведения. Типичный представитель правящей элиты России.
Он по-своему деятелен и полон планов на будущее, да вот незадача — без мужика он не привык обходиться, но в то же время русский мужик ему противен.
Ему неприятен его вид и запах. Помещик приходит к парадоксальному выводу — простой, «неумытый народ» ему ни к чему.
Примечательно, что он обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика деревенского, но его прошение не было услышано, что подтверждается цитатой: «но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял». Тогда помещик решает выжить холопов, притесняя и всячески осложняя им трудовую жизнь.
Мужик – собирательный образ русского народа.
Во времена написания сказки православие в России имело ранг государственной идеологии. Неудивительно, что народ также обращается с прошением о помощи к Богу.
Измученные притеснениями жестокого помещика, люди просят избавить их от мук. Крестьяне исчезают.
Капитан-исправник
– представитель контролирующего органа власти. Несмотря на симпатии к помещику, ставит во главу угла государственные интересы. Мужика – нет, податей нет, да и вообще непорядок. Резолюция – мужика вернуть!
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» — краткое содержание
В один из дней почувствовал помещик, что мужик исчез из его владений, и обрадовался.
Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.
Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.
Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.
Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его капитаном-исправником.
Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».
Анализ произведения
Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.
Основная мысль
Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.
В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».
Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.
Жанр и направление
Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.
«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.
Особенности сюжета
Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.
В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.
Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.
В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:
- ирония;
- гротеск;
- аллегория;
- сравнение;
- алогизм;
- гипербола.
Проблематика
Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?
Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».
Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям
, которые являются фундаментом любого государства.
Заключение
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – прекрасный образец настоящего русского писателя, в котором талант и писательский дар развит также хорошо, как и чувство гражданина своей страны.
Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки были созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.
К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем творчестве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и хронику «За рубежом» включены законченные сказки. Не случайно расцвет этого жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому читателю.
Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни великого Крылова, на традиции западноевропейской сказки. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки в которой сочетаются фантастика с реальностью.
Как и во всем творчестве Щедрина, в сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной эксплуататорами, является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга -крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» — восклицает сатирик
Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Показывая каторжную жизнь трудящихся Щедрин скорбит о покорности народа, о его смирении перед угнетателями. Он горько смеется над тем, как мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.
Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокор
мил»
выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают», они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. А между тем они мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Спишь, лежебок!… Сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «…рюмку водки да пятак серебра- веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев.
В сказке «Дикий помещик»
Щедрин как бы обобщил свои мысли об освобождении крестьян. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух — все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:
Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»
Этот помещик, как и генералы из другой сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких податей и повинностей государство существовать не может, что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет. Народ — создатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.
Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Лева-дурак (в сказке «Дурак»), сезонные рабочие из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист, мальчик Сережа из «Рождественской сказки» и многие другие.
Героями сказок «Самоотверженный заяц»
и «Здраво-мысленный заяц» выступают обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисицы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня… ха-ха… и помилует!» Хищники остаются хищниками. Зайцев не спасает, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили».
Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пискарь — герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пискарь прожил до глубокой старости невредимым. Но жизнь эта была унизительна. Она состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего».
Наиболее резко и открыто сарказм Щедрина проявился в сказках, изображающих бюрократический аппарат самодержавия и правящие верхи вплоть до царя. В сказках «Игрушечного дела людишки», «Недреманное око», «Праздный разговор» предстают образы чиновников, грабящих народ.
В сказке «Орел-меценат»
дана уничтожающая пародия на царя и правящие классы. Орел — враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, грамотея дятла «нарядил… в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон-мужиков. Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью. «Сие да послужит орлам уроком!» — многозначительно заключает сказку сатирик.
С необычайной смелостью и прямотой о гибели самодержавия говорится в сказке «Богатырь».
В ней автор высмеивает веру в «гнилого» Богатыря, отдавшего на разгром и издевательство свою многострадальную страну. Иванушка-дурачок «перешиб дупло кулаком», где спал Богатырь, и показал всем, что он давно сгнил, что помощи от Богатыря ждать нельзя.
Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.
Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует традиционные сказочные приемы, образы, пословицы, поговорки, присказки.
В сказке-элегии герой изливает свою душу, упрекает себя в отрыве от активного действия. Это мысли самого Щедрина.
Образы сказок вошли в обиход, стати нарицательными к живут многие десятилетия.
Известный всем писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был поистине великим творцом. Являясь чиновником, он мастерски обличал невежественных дворян и восхвалял простой русский народ. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых насчитывает не один десяток, являются достоянием нашей классической литературы.
«Дикий помещик»
Все сказки Михаила Евграфовича написаны с использованием острого сарказма. С помощью героев (животных или людей) он высмеивает не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых был бы неполным без истории про дикого помещика, помогают нам увидеть отношение дворян 19 века к своим крепостным. История небольшая, но заставляет задуматься о многих серьезных вещах.
Помещик со странным именем Урус Кучум Кильдибаев живет в свое удовольствие: собирает богатый урожай, имеет шикарное жилье и много земель. Но однажды он устал от обилия крестьян в своем доме и решил от них избавиться. Взмолился помещик к Богу, но тот не внял его просьбам. Он всячески начал издеваться над мужиками, стал давить их налогами. И тогда Господь сжалился над ними, и они исчезли.
Поначалу глупый помещик был счастлив: теперь ему никто не мешал. Но позднее он стал ощущать их отсутствие: никто не готовил ему пищу, не убирал в доме. Приезжие генералы и исправник называли его дураком. Но тот не понимал, почему к нему так относятся. В итоге он настолько одичал, что даже стал похож на животное: оброс волосами, лазил по деревьям, а добычу разрывал руками и ел.
Сатирическое обличие пороков дворянина мастерски изобразил Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» показывает, насколько глупым может быть человек, не понимающий, что жил хорошо только благодаря своим мужикам.
В финале все крепостные возвращаются к помещику, и жизнь снова расцветает: на рынке продают мясо, в доме чистота и порядок. Да вот только Урус Кучум так и не вернулся к прежнему облику. Он по-прежнему мычит, скучая по прежней своей дикой жизни.
«Премудрый пескарь»
Многие с детства помнят сказки Салтыкова-Щедрина, список которых не мал: «Как мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Кисель», «Коняга». Правда, понимать настоящий смысл этих историй мы начинаем, когда становимся взрослыми.
Такова и сказка «Премудрый пескарь». Жил он всю жизнь и всего боялся: рака, водную блоху, человека и даже собственного брата. Родители завещали ему: «Гляди в оба!» И решил пискарь всю жизнь прятаться и никому на глаза не попадаться. И прожил он так больше ста лет. Ничего за всю жизнь не видел и не слышал.
Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» высмеивает глупых людей, готовых прожить всю жизнь в страхе перед любой опасностью. Задумался теперь старик-рыба, для чего же он жил. И стало ему так грустно оттого, что не видел белого света. Решился вынырнуть из-за своей коряги. А после его никто не видел.
Писатель смеется, что даже щука такую старую рыбу есть не станет. Пескарь в произведении назван премудрым, но это, несомненно, потому как умным его назвать крайне сложно.
Заключение
Сказки Салтыкова-Щедрина (список их перечислен выше) стали настоящим кладезем русской литературы. Как четко и мудро описывает автор людские недостатки! Эти истории не потеряли актуальности и в наше время. В этом они имеют сходство с баснями.
Сатирическое изображение действительности проявилось у Салтыкова-Щедрина (наряду с другими жанрами) и в сказках. Здесь, как и в народных сказках, сочетается фантастика и реальность. Так, часто у Салтыкова-Щедрина звери очеловечены, они олицетворяют собой пороки людей.
Но есть у писателя цикл сказок, где героями выступают люди. Здесь Салтыков-Щедрин выбирает другие приемы для высмеивания пороков. Это, как правило, гротеск, гипербола, фантастика.
Такова сказка Щедрина «Дикий помещик». В ней глупость помещика доведена до предела. Писатель иронизирует над «достоинствами» барина: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотина на водопой пойдет — помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выйдет — помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух — все его стало!»
Помещик считает себя не человеком, а неким божеством. Или, по крайней мере, человеком высшего разряда. Для него в порядке вещей пользоваться плодами чужого труда и даже не задумываться об этом.
Мужики «дикого помещика» изнывают от тяжкого труда и жестокой нужды. Замученные гнетом, наконец, крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Услышал их бог, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
Поначалу казалось барину, что хорошо теперь заживется ему без крестьян. Да и все благородные гости помещика одобряли его решение: «- Ах, как это хорошо! — хвалят помещика генералы, — стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? — Нисколько, — отвечает помещик».
Кажется, что герой не осознает всю плачевность своего положения. Помещик только предается мечтам, пустым по своей сути: «и вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает. Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб все паром да паром, а холопского духу чтоб нисколько не было; думает, какой он плодовитый сад разведет: вот тут будут груши, сливы…» Без своих крестьян «дикий помещик» только тем и занимался, что нежил свое «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Вот в этот момент и начинается кульминация сказки. Без своих крестьян помещик, не умеющий и пальцем шевельнуть без мужика, начинает дичать. В щедринском сказочном цикле дается полный простор для развития мотива перевоплощения. Именно гротеск в описании процесса одичания помещика помог писателю со всей ясностью показать, как алчные представители «дирижирующего сословия» могут превратиться в самых настоящих диких животных.
Но если в народных сказках сам процесс превращения не изображается, то Салтыков воспроизводит его во всех деталях и подробностях. В этом — уникальное художественное изобретение сатирика. Его можно назвать гротескным портретом: помещик, совершенно одичавший после фантастического исчезновения крестьян, превращается в первобытного человека. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав…а ногти у него сделались, как железные, — неторопливо повествует Салтыков-Щедрин. — Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках и даже удивлялся, как прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипенье и рявканьем».
В новых условиях вся суровость помещика утратила свою силу. Он стал беспомощен, как малое дитя. Теперь даже «мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и через мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: погоди, глупый помещик! то ли еще будет! Я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!»
Таким образом, в сказке «Дикий помещик» показана деградация человека, обнищание его духовного мира (а был ли он вообще в данном случае?!), отмирание всех человеческих качеств.
Это объясняется очень просто. В своих сказках, как и в своих сатирах, при всей их трагической мрачности и обличительной суровости, Салтыков оставался моралистом и просветителем. Показывая ужас человеческого падения и самые зловещие его пороки, он все же верил, что в будущем произойдет нравственное возрождение общества и наступят времена социальной и духовной гармонии.
Анализ сказки
«Дикий помещик»
Салтыкова-Щедрина
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.
В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету «Весть»и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести». Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то сколько дней немытый хожу! «.
Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.
Барин до того одичал, что»с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл». Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт».»Нормальная»жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.»
Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано», «мужицкие портки»и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.
: У умных родителей рождается сын дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители пытаются сделать сына таким как все, но его не меняют даже скитания, он остаётся дураком навсегда.
Давным-давно, при царе Горохе, родился у умных людей сын — дурак Иванушка. Больше всего родителей огорчало, что их сын не простой дурак, а «мудрёный», за которого «перед начальством ответить придётся».
Повезло соседке, её сын Лёвка — обыкновенный дурачок, целый день по улице босиком скачет. Его даже губернатору показывали, и тот одобрил: «Берегите его, нам дураки нужны». А Иванушка сидит спокойно дома, книжки читает, и вдруг «сердце в нём загорится», и начинает он глупости творить.
К которому делу с подходцем бы подойти, а он на него прямиком лезет; которое слово совсем бы позабыть надо, а он его-то и ляпнет.
Захочется Лёвке калачика, Иванушка возьмёт и украдёт его с прилавка, не понимая, что накормить голодного — тоже воровство. Уговоры родителей не могли Иванушку образумить. Булочник долго терпел, но, наконец, пожаловался городовому, и тот велел дурака высечь.
Папочка высек Иванушку, но тот так и не понял, для чего его били, только удивился. Вскоре Иванушка совсем распоясался: то козла от соседских мальчишек спасёт, то петуха у повара отберёт, то нищему большую сумму денег отдаст. Высекла Иванушку и мамочка, но он не себя, а её пожалел.
Однажды Иванушка и мамочку чуть не погубил. Гуляли они всей семьёй в парке, вдруг увидел Иванушка, что в реке мальчик тонет, кинулся его спасать, мамочка — за ним, а папочка на берегу остался волноваться. Когда городовые всех троих из реки вытащили, дурак у папочки даже прощения за доставленные волнения не попросил.
Тогда папочка составил табличку «отступлений от правил субординации», в которой значилось, сколько ударов розгой будет отвешено дураку за то или иное «отступление». Мамочка, однако, сечь сына за спасение ребёнка не захотела и папочку пристыдила.
Всё-таки папочка настоял, чтобы отдать Иванушку в школу. Обстановка в школе была «регулярно-спокойная», все были равны, спасать было некого. Память у Иванушки была хорошая, и он чуть из дурака не превратился в умницу.
Всё шло хорошо, пока в школе не стали науки проходить. Выяснилось, что Иванушка не понимает ни истории, ни юриспруденции, ни «науки о накоплении и распределении богатств». Тогда все поняли, что Иванушке доступны только чистые знания.
Природа поступает… жестоко: раскроет способности человека только в меру понимания азбучного материала, а как только дойдёт очередь, чтобы из материала делать выводы, — законопатит, и конец.
Мамочка пыталась Иванушке помочь, но то, что написано в учебниках, понимал только папочка. Дурак уроки наизусть вызубривал, но, отвечая у доски, непременно вставлял нечто настолько непотребное, что учителя прощали его только ради уважаемых родителей и переводили из класса в класс. Из школы Иванушка вышел с таким дипломом, что мамочка слезами залилась.
Стал Иванушка жить дома и возиться с вечно голодным Лёвкой, от которого отказалась мать, одевал его, кормил и защищал от жестоких мальчишек. Всё, что нужно было для Лёвки, дурак брал без спроса и вёл себя так, будто ни в чём не был виноват. Если в городе пожар случался, Иванушка первым в огонь шёл, если появлялся тяжелобольной, дурак сутками за ним ухаживал. Мамочку он жалел, но нечто «непреодолимо влекло его к самопожертвованию».
Устроить Иванушку на службу не удалось. Попробовала мамочка женить его на молодой и богатой вдове, но все инстинкты у дурака так крепко спали, что он перед красавицей-вдовой даже не дрогнул.
А дурак засел дома на родительской шее и ухом не ведет. На пожары бегает, больных выхаживает, нищих целыми табунами домой приводит.
Однажды заехал к папочке старинный приятель, посмотрел на Иванушку и сказал, что не дурак он, просто «подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может». Некоторые от подлых мыслей освобождаются сами ценой больших усилий, Иванушка же таким родился — нет в его организме пор, через которые подлые мысли заползают. Когда-нибудь жизнь «заставит его выбирать между дурачеством и подлостью». Станет тогда Иванушка самым несчастным человеком на свете и, скорее всего, предпочтёт остаться дураком.
Папочка задумался, вспомнил всю свою жизнь — никогда у него подлых мыслей не было, и освобождаться от них не тянуло, но и дураком он не родился. Решил папочка, что у приятеля «ум за разум зашёл», и стал ждать, что Иванушка наконец-то исправится и заживёт как все, но вместо этого дурак ушёл из дому.
Прошли годы, а родители всё ждали сына-дурака. Вернулся Иванушка так же внезапно, как и исчез. Стал он бледным, худым, измученным, где скитался — не рассказал, стал жить молча, но так дураком и остался.
Краткое содержание «Дикий помещик» для читательского дневника
ФИО автора: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Название: Дикий помещик
Число страниц: 3. Салтыков-Щедрин М. Е. «Господа Головлевы. Сказки». Издательство «Детская литература». 1980 год
Жанр: Сатирическая сказка
Год написания: 1869 год
Ссылки
В Викитеке есть полный текст сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
-
Сказки Пропала совесть · - Верный Трезор·Дикий помещик · Карась-идеалист
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
Сказка о ретивом начальнике Медведь на воеводстве Орел-меценат Премудрый пискарь Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Самоотверженный заяц Бедный волк Здравомысленный заяц Либерал Коняга Приключение с Крамольниковым Христова ночь Рождественская сказка Вяленая вобла Добродетели и Пороки Обманщик-газетчик и легковерный читатель Недреманное око Дурак Баран-непомнящий Кисель Праздный разговор Богатырь Ворон-челобитчик Игрушечного дела людишки Соседи Деревенский пожар Путём-дорогою
Рассказы Годовщина ·
- Добрая душа· Испорченные дети
- ·
- ·
Соседи Чижиково гореОчерки В больнице для умалишённых ·
- Господа ташкентцы· Господа Молчалины
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
- ·
Губернские очерки Дневник провинциала в Петербурге За рубежом Письма к тетеньке Невинные рассказы Помпадуры и помпадурши Сатиры в прозе Современная идиллия Благонамеренные речиКомедии Смерть Пазухина ·
Тени
Главные герои
- Помещик – богатый и очень глупый, недалекий мужчина, изнеженный, ленивый самодур.
- Мужики – крестьяне помещика, которые мечтали избавиться от его власти.
- Актер Садовский, друзья-генералы, капитан-исправник – люди, которые считали помещика дураком.
- Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Дикий помещик»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Дикий помещик»
- для самых компанейских — Главные герои «Дикий помещик»
- для самых любопытных — Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин
- для самых крутых — Читать «Дикий помещик» полностью
Популярные сочинения
- Сочинение про купца Калашникова (7, 8 класс) Своё произведение Песнь о царе Иване Васильевиче написал самым красивым, но в тоже время доступным для масс языком, который рассказал обществу о многих проблемах, которые царят в этом же обществе.
- Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба Произведение «Тарас Бульба» написал всеми известный писателем, Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение затрагивает казачество, а главным героем этого произведения является сам Тарас Бульба
- Сочинение на тему Кумир Феномен кумира все больше становится известен всем, почти у каждого человека есть кумир. И если раньше, обрести популярность и знаменитость было достаточно трудно, то теперь обрести определенную аудиторию намного проще
Сюжет
Жил-был богатый помещик, у которого было все, кроме ума. Как-то раз попросил он бога, чтобы тот забрал с его земель всех крестьян – уж слишком много расплодилось их. Но бог знал, что помещик был беспросветным глупцом, и молитве его не внял.
Тогда помещик, начитавшись газеты «Весть», решил последовать совету «Старайся!», и стал душить мужиков страшными штрафами и поборами. Жизнь крестьян стала такой тяжелой, что взмолились они господу, и попросили забрать их из этого гиблого места. Прислушался бог к их молитвам и ниспослал сильный вихрь, который унес с собой всех мужиков.
Поначалу помещик очень обрадовался тому, что все мужики вдруг разом исчезли, но спустя время заскучал. Вызвал он к себе театр – приехал актер Садовский с актрисами, а устанавливать сцену то некому. Похвалился им помещик, что всех холопов разогнал, а актеры назвали его дураком, и уехали восвояси.
Тогда хозяин решил позвать к себе друзей-генералов, поиграть в карты. Те рады были проведать старого друга, но планировали они не только сыграть в карты, но и отменно закусить. Да вот только закуски у помещика никакой не оказалось – исчезли мужики, и некому было куховарить. Рассердились голодные генералы, и уехали по домам, назвав хозяина дураком.
Позвал помещик по старой привычке своего слугу Сеньку, но никто не отозвался. Заскучал хозяин – он уже и все сны пересмотрел, и все земли свои обошел, и проверил каждую вещь в доме. Начал он мечтать, чтобы хоть кто-нибудь навестил его.
Краткое содержание баллады «Василий Шибанов» А. К.
Толстого
Вскоре пожаловал капитан-исправник, который поинтересовался, кто же теперь, после пропажи мужиков, будет платить налоги? Помещик наотрез отказался платить в казну.
В свою очередь, исправник пожаловался, что государство не просуществует без монополии на соль и вино, а на базаре уже теперь не сыщешь продуктов. Назвав помещика дураком, исправник удалился.
Хозяину неприятно было слышать, что его в который раз назвали дураком, но он не собирался отступать от собственных принципов. Он страшно оброс волосами, стал бегать на четвереньках и ловить диких зверей, но даже тогда не хотел возвращать мужиков.
Узнав об этой беде, губернское начальство прислало помещику новых мужиков, и все вернулось на круги своя: на базаре появились продукты, а казна стала пополняться налогами.
Одичавшего помещика отловили, вымыли, подстригли, привели в порядок. Капитан-исправник провел с ним воспитательную беседу, отнял газету «Весть» и поручил заботам верного Сеньки.
С тех пор помещик мылся по принуждению, иногда мычал, и тосковал по своей прежней дикой жизни.
Анализ сказки
Если кратко сделать разбор и произвести анализ сказки «Дикий помещик», он будет выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1869.
- Автор — М. Е. Салтыков-Щедрин.
- Тема — социальное неравенство.
- Основная мысль — высмеивание в сатирической форме глупости и недальновидности многих помещиков, на примере конкретного персонажа.
- Жанр — сказка.
- Композиция — стандартная: завязка, основная мысль, развязка. С элементами гротескной ситуации в основе сюжета.
- Главный герой — помещик.
В произведении всего один основной персонаж — помещик. Он описывается автором, как мужчина недалёкого ума и с рыхлым телом. В сказке Салтыкова-Щедрина анализ дурака-помещика преподносится не как определение умственных способностей мужчины, а как результат его поступков и действий.
Ведь неспроста именно этим словом называли героя все приглашённые гости. Он недальновиден и упрям. Мало того, считает своё упрямство единственно верным поведением. Помещик не признаёт ошибок и не терпит критики. Его даже не пугает вероятность ссылки, так он уверен в своей правоте.
История создания
Сказка была написана в 1869 году, так что писатель не понаслышке знал, как жилось простым крестьянам до отмены крепостного права в 1861 году. Об этом тогда писали многие публицисты, некоторые из публикаций были довольно резки. В них высмеивалась политика действующей власти, что не могло не привести к запрету темы и гонениям авторов.
Однако Михаил Ефграфович сумел обойти эти запреты, завуалировав свои произведения в форму сказок. Ведь если это вымысел, привлечь к ответственности автора не представлялось возможным. Власти прекрасно понимали, что Салтыков-Щедрин в своей якобы сказке «Дикий помещик» анализирует не просто действие властей, но и практически в открытую высмеивает помещиков, показывая их:
- глупость;
- недальновидность;
- беспомощность.
Но сделать с этим власти ничего не могли, так как жанр сказки подразумевает вымысел, а наказывать за придуманную историю было незаконно. Только в качестве фантастического жанра можно было спокойно высказывать свои мысли.
Этим приёмом тогда пользовались многие писатели и поэты, поэтому единомышленников у Михаила Ефграфовича хватало.
Одним из них был Николай Некрасов, который в ту пору возглавлял журнал «Отечественные записки», где и была впервые опубликована сказка.
Тема и смысл
Основная тема произведения — огромная про́пасть между бедными крестьянами и богатыми помещиками. Причём главная идея писателя не показать социальное неравенство лишь с материальной стороны, а наглядно описать различия в отношении к жизни двух слоёв общества. Например, единственным желанием барина в сказке было дышать чистым воздухом и не чувствовать запаха от крестьянских хозяйств.
Он представлял себя этаким утончённым человеком, для которого материальные составляющие обычного народа были неважны. Но даже не задумывался, что вся его привычная жизнь держится на обычных вещах, таких как:
- Приготовление пищи.
- Отопление жилья.
- Чистота в помещении.
Он не прилагал усилий для поддержания собственного быта, за этим следили крепостные. Для барина их работа была незаметна и воспринималась как должное. Именно так в представлении автора жили и остальные помещики, занимаясь возвышенным и не замечая обыденных вещей.
Они не понимали, что повышение податей с крестьянина могло привести к голодной смерти его семьи. У помещика всегда был сытный обед. Что такое голод он просто не представлял, поэтому с лёгкостью взимались штрафы и другие поборы с народа.
Автор передал в свой сказке «Дикий помещик» смысл и идею неравенства между двумя прослойками населения не только в материальном плане, но и в образе мировоззрения. Эта мысль прослеживается на протяжении всего текста, хотя он и написан при помощи сатирических приёмов.
Построение композиции
Несмотря на то что произведение не очень большое, оно имеет стандартную композицию. Условно его можно разделить на 3 части:
- Завязка — в начале сказки герой жалуется Господу на то, как ему мешает «холопий запах». Говорит, что как бы было хорошо, чтобы все мужики исчезли или хотя бы их стало меньше. Но Бог не хочет внимать его просьбам, что очень злит помещика и он начинает вымещать свою злость на обычных крестьянах.
- Основная часть — не имея сил терпеть причуды своего барина, уже мужики обращаются к Богу с просьбой избавить их от тяжёлой доли. Господь пожалел их и раскидал по разным закоулкам земли. Здесь происходит главная кульминация сюжета. Оставшись в одиночестве, помещик начинает постепенно терять человеческий облик. Он перестаёт мыться и подстригаться, что в итоге приводит к одичалости. Мужчина становится похож на дикого зверя, а его поместье на лес, где бегали волки и медведи.
- Развязка — обеспокоенное начальство возвращает мужиков в поместье и отлавливает помещика. Его приводят в подобающий вид, и жизнь возвращается в прежнее русло.
Весь сюжет построен вокруг одного персонажа. Другие действующие лица в сказке тоже присутствуют, но на развитие истории влияют незначительно. За исключением разве что капитана-исправника, благодаря которому стало известно о происходящем в поместье.
Жанр произведения
Из-за особенности подачи текста эту историю можно скорее назвать эпосом, в котором гротескно описывается реальное положение крепостных крестьян и отношения к ним помещиков.
Несмотря на то что по жанру это произведение — сказка, её нельзя равнять с рождественскими народными историями. Любая сказка подразумевает присутствие элементов фантастики и «Дикий помещик» не исключение.
Но назвать этот рассказ развлекательным можно лишь с большой натяжкой.
Это произведение с глубоким смыслом, который скрыт в подтексте повествования. Понять его может только взрослый человек, поэтому воспринимать историю как детскую сказку не совсем верно.
Пусть сразу уловить мысль автора непросто, особенно для нынешнего поколения людей, не знакомых с эпохой того времени, произведение всё равно оставляет глубокий отпечаток в душе читателя.
А его углублённый анализ может помочь школьникам в успешной сдаче итогового экзамена или просто для написания сочинения по теме крепостного права.
Толкование непонятных слов
- Помещик – владелец поместья в России в конце XV — начале XX века.
- Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
- Портки – предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть тела, в том числе каждую ногу отдельно, и закрывающий колени.
- Холоп – крепостной крестьянин, слуга.
- Вершок – старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.
- Исправник – глава полиции в уезде в Российской империи, подчиненный губернатору.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Краткое содержание сказки «Дикий помещик» М.Е. Салтыкова-Щедрина и отзыв для читательского дневника
Всезнающий Литерагуру очень рад помочь своим читателям вспомнить все основные события произведения перед началом урока.
Наш краткий пересказ поможет в сборе аргументов перед началом вашего сочинения, а также сократит время подготовки домашнего задания.
Мы ни в коем случае не советуем заменять оригинальный текст нашим пересказом, а настоятельно рекомендуем с мудростью использовать его лишь для того, чтобы освежить память. Кстати, если вам нужен полноценный анализ произведения, то его можно найти здесь.
Краткий пересказ
Жил был глупый-преглупый помещик, которого звали Урус-Кучум-Кильдибаев. Жил хорошо, богато, припеваючи. Было у него и мясо, и хлеб, и налоги в казну он выплачивал не задерживая. Лишь одно не давало ему ни сна, ни отдыха — крепостные мужики.
Ненавидел он их всей своей душой. Как они пахнут, как говорят, их повадки. Сам вид крепостных приводил его в гневное расположение духа. Пришла помещику тогда в голову мысль — взмолиться богу, чтобы тот смилостивился над ним и избавил его крепостных.
Посмеялся бог над этой простой и не стал её исполнять.
Тогда глупый помещик разгневался еще больше и ввел систему штрафов, гнобил и унижал своих крепостных на чём свет стоит. И тут взмолились мужики. Их же слезную молитву сиротскую господь услышал «и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Вместе с мужиками на радость помещику пропал и смрадный запах, и грязь.
Воздух сделался чистый-пречистый. Только вот все товарищи, что к нему приезжали, твердили ему как один «глупый же ты помещик». Исправник приехал и сказал, что из-за глупости нашего помещика теперь «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя». Но барина это не беспокоило.
Он хоть и испугался немного, и есть стал меньше, но продолжал на своём стоять.
Прошло некоторое время и неухоженный помещик стал дичать. Поместье заросло бурьяном, по землям стали расхаживать дикие звери. Дикий помещик и стал на них охотиться ради пропитания.
Медведь стал захаживать к нему в гости, как к старому другу. «Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем.
Но хвоста ещё не приобрёл».
Наконец губернское начальство узнало, что происходит такая оказия и взялось дело исправлять. А тут к случаю целый рой мужиков неподалёку пролетал. Вот их и собрали, а затем отвезли в дикое имение. И сразу всё начало исправляться — и хлеб, и мясо на базаре появилось. И денежки в казну снова стали приходить. Глупого барина не без труда отловили, отмыли и отобрал газету “Весть”.
Затем автор иронично сообщает нам, что тот помещик жив и поныне. Всё также в своем поместье он раскладывает гранпасьянс, редки лишь по принуждению моется, а также временами мычит.
Отзыв
Сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» мне показалась очень поучительной и мудрой. Она помогает нам, современным людям, ярче и полнее представить картину положения крепостных крестьян в царской России.
Посочувствовать им и может даже немного разделить с ними весь груз тяжелого бремени, который они были вынуждены нести долгие столетия рабства. Такое положение крестьян очень контрастно на фоне жизни помещиков. Которые глупы, ленивы, беспомощны.
И абсолютно неблагодарны к тем, кто обеспечивает из “сладкую жизнь”. Без “мужиков” помещики не способны сделать даже простейшие работы, элементарная личная гигиена становится для них неподъемным трудом. На мужиках держится всё поместье, а вместе с ним и вся страна.
Кроме того, автор неоднозначно нам намекает, что и сам Господь замечает это, и понимает тяжесть положения крестьян. Поэтому он внемлет их молитвам, а помещичьи пропускает и даже смеется над ними.
Я считаю, что произведение “Дикий помещик” может быть актуально и в наше время. Да, крепостное право давно отменили, но и сейчас есть люди, которые совершенно не умеют ценить чужой труд.
Ведь в нашем мире важна каждая работа, даже если эта работа продавца или уборщика. Надо быть благодарным за любой труд, ведь без людей, обеспечивающих наш быт, мы бы все стали дикими.
Таков наш современный мир.
Есть ещё поучительная мысль в “Диком помещике”. Она касается непоколебимого упрямства помещика в своём решении избавиться от крепостных. Каждый человек, который его встречает, говорит ему о том, какой он глупый; даже медведь, с которым помещик заводит дружбу, говорит ему об этом.
Но помещик считает своей святой целью не сходить с пути. Он думает, что однажды, за его гениальное решение ему пожалуют пост министра. Он говорит: «Быть твердым и не взирать!». Я думаю, Салтыков-Щедрин этим хотел нам показать, насколько разнообразны могут быть точки зрения.
Что одному кажется хорошо, для другого может быть настоящим кошмаром. И иногда нужно прислушиваться к чужому мнению и менять свои планы.
Наши цели должны приносить пользу миру, а не быть просто слепой прихотью, которая держится лишь на одной точке зрения человека с низким интеллектом.
Но больше всего мне понравилась сказка Салтыкова-Щедрина тем, что она по-настоящему иронична и может рассмешить своего читателя. Ведь когда мы смеемся над пороками, это значит, что мы оставили эти пороки в прошлом.
Автор учит нас быть мудрее, постоянно учиться чему то новому. И, конечно, уметь самому позаботиться о себе в любой ситуации.
Салтыков-Щедрин Михаил сказка «Дикий помещик»
- Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
- Название: «Дикий помещик».
- Число страниц: 8
- Жанр: сказка
- Главные герои: помещик, мужики.
- Второстепенные герои: капитан-исправник, актёр, генералы.
Характеристика главных героев:
- Помещик — Самодур и деспот.
- Недалёкий, глупый человек, решивший избавиться от мужиков.
- Одичал, стал опасен для окружающих.
- Мужики — Простые, работящие, трудолюбивые.
Характеристика второстепенных героев:
Актёр, генералы, капитан — осуждали помещика.
Краткое содержание сказки «Дикий помещик»
- Глупый помещик решил избавиться от мужицкого духа и обложил крестьян поборами.
- Помолились они богу, поднялся мякинный ветер и исчезли все мужики как не бывало.
- Стал воздух чистым, но некому еды подать и помещика помыть.
- Кто ни приедет к нему в гости, все называют помещика глупым и уезжают.
- Одичал помещик, стал по деревьям лазать, зайцев ловить, с медведем дружбу водить.
- Но сел на площадь рой мужиков, его поймали, в уезд направили.
- А помещика остригли, помыли, и вредные газеты отобрали.
План сказки:
- Вредная газета.
- Поборы.
- Исчезновение мужиков.
- Актёр и генералы.
- Капитан-исправник.
- Дружба с медведем.
- Рой мужиков.
- Умытый помещик.
Основная мысль сказки «Дикий помещик»
Главная мысль сказки в том, что на простом мужике вся страна держится.
Основная идея сказки в том, что труд простого человека нужно ценить и уважать.
Чему учит сказка
Сказка учит ценить труд, уважать рабочего человека, не задаваться и не считать себя выше других.
Учит меньше слушать новости, а больше делать.
Краткий отзыв по сказке «Дикий помещик» для читательского дневника
- Прочитав эту историю, я подумала, что многие не понимают, откуда берётся их благосостояние и с презрением относятся к трудящимся.
- Так и герой сказки изжил мужиков и остался голодным и диким.
- Это очень смешная и поучительная сатирическая сказка.
- Автору удалось показать, какой вред приносят тщеславие и мракобесие.
- Мне очень понравилась эта забавная сказка, в которой глупому помещику пришла в голову идея жить без мужиков, зато с чистым воздухом.
- Но оказалось, что если исчезнут мужики, пропадёт и довольствие.
- И одичал помещик в одиночестве.
- Я всем советую прочитать эту историю и никогда не брезговать теми, кто в тяжёлом труде добывает свой хлеб.
Пословицы к сказке
- Дурная голова ногам покоя не даёт.
- Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
- Крестьянская доля на широком поле.
- Подальше от господ будет меньше хлопот.
- Барский двор хуже петли.
Словарь неизвестных слов
- Посконные — сшитые из грубой ткани.
- Циркуляр — указание.
- Подать — налог.
- Регалия — награда.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода.
Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.
Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.
Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Краткое содержание сказки «Дикий помещик» и отзыв для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин) | Литрекон
Многомудрый Литрекон поможет Вам с легкостью вспомнить сюжет произведения в кратчайшие сроки. Сказка в сокращении может понадобиться для аргументов в сочинении, более того, краткий пересказ – один из самых удобных способов узнать об основных событиях в тексте за 5 минут до урока. Кстати, для полноценной подготовки он сделал анализ сказки по плану.
Краткий пересказ
Жил-был помещик князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Однажды он решил попросить у бога, чтобы тот избавил его от мужиков. Он ненавидел их запах, повадки, сам вид крепостных приводил его в гневное расположение духа.
«Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял».
Тогда помещик решил действовать на них штрафами, мужики взмолились.
«услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
Поместье избавилось от холопьего запаха, воздух сделался чистый-пречистый. Только вот все, кто приезжали к помещику, уезжали от него со словами «глупый же ты помещик». Приехал исправник и рассказал, что по милости помещика у них теперь «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя». Но барин продолжал стоять на своем, хоть и испугался немного.
Прошло время, заброшенный сад зарос, а неухоженный помещик стал диким. Стал охотиться на зайцев и дружить с медведем.
«Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещё не приобрёл».
Губернское начальство узнало, что творится, и решило это исправить. Через губернский город как раз рой мужиков летел. Их собрали и отвезли в имение. На базаре сразу появилось мясо и хлеб, а в казне — деньги. Глупого барина поймали, отмыли, высморкали и отобрали газету «Весть».
«Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».
Отзыв
Мне очень понравилась сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Она помогает наиболее ярко и полно представить положение крепостных в царской России, абсурдность существования класса помещиков, которые не умеют работать и жить без чужой помощи.
Главная мысль книги «Дикий помещик», которую хотел донести автор, заключается в том, что вся земля держится благодаря работающим «мужикам». Без «мужиков» помещики не способны сделать ничего, все хозяйство держится на них. Их труд должен цениться, и они достойны уважения.
Мое мнение о сказке «Дикий помещик» совпадает с мнением автора и считаю, что сейчас эта проблема не является актуальной для нас. К счастью, в наше время любая работа ценится и уважается другими людьми, а крепостное право давно отменили.
Но благодаря этому произведению, мы можем узнать, как жили люди раньше, и с какими проблемами им приходилось бороться. Прочтение сказки помогло сформировать мое отношение к крепостному праву. Нетрудно догадаться, что оно негативное.
Произведение «Дикий помещик» заставило меня задуматься, всегда ли я поступаю правильно, когда не слушаю окружающих и продолжаю идти к своей цели. В сказке помещика несколько раз называют глупым окружающие люди. Даже медведь, который стал его другом, признается, что считает помещика и его поступки глупыми.
Но он настойчиво продолжает верить, что его задумка и непобедимая воля к своей цели приведет к посту министра, он будет ходить и писать циркуляры: «Быть твердым и не взирать!».
Мне хочется верить, что этим автор хотел показать только его глупость и непонимание того, что за такими словами должна стоять реальная и адекватная цель, которая принесет хоть кому-то пользу.
Салтыков-Щедрин учит читателя быть мудрее и избавляться от предрассудков. Необходимо постоянно развивать себя и трудиться, иначе мы ничем не будем отличаться от глупого помещика, который остался в прошлом. Мое впечатление от сказки «Дикий помещик» положительное: она весьма поучительна и способна рассмешить.
Майя Лаошвили
Салтыков-Щедрин
В некотором царстве жил себе глупый российский дворянин, «князь Урус-Кучум-Кильдибаев». Всего у него вволю, а тело «белое, рассыпчатое». Любимая газета – «Весть» (дворянская политическая газета). Одна беда: мужиков, крестьян слишком много.
Объедают. А ведь земля, вода, сам воздух – все его. Просил Бога избавить его от холопов, но Бог глупого не послушал. Стал он давить крестьян штрафами. Тут они сами взмолились: лучше «пропасть с детьми с малыми», чем так жить.
И Бог услышал просьбу сиротскую.
Поднялся мякинный вихрь (из отходов колосьев) и унес мужиков. Помещик рад: воздух чистый. Позвал актера Садовского для спектакля, а тот как узнал все, дураком немытого помещика назвал и уехал. Играл в карты с четырьмя генералами, но и те дураком его назвали. Ведь он вздумал кормить их пряниками. Обидно помещику.
Мечтает он, как без мужика все у него будет: и паровые машины английские, и урожайная клубника, и молочные коровы. Иной раз забудется, начнет звать слугу Сеньку, потом спохватится, хочет твердость свою показать. И для мышонка, и медведя он дурак.
Еще и исправник его напугал: а кто подати будет платить? Кому в кабаках пить да на базаре торговать?
Хоть и страшно, но он пошел на принцип: лучше одичать, чем отступить! И одичал. Оброс, когти отрастил, побежал на четвереньках, сырыми зайцев ел. Сдружился с медведем Михаиле Иванычем.
А тем временем власть в городе недовольна его самоуправством. Поймали рой мужиков, вернули на место, разом получили с них все подати, изловили дикого помещика, умыли, сдали Сеньке.
Так он и живет: раскладывает карты да скучает по дикой жизни.
Читательский дневник по сказке «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Помещик-князь Урус-Кучум-Кильдибаев имеет все, но боится, что мужик, крестьянин его объест. Он мечтает, что холопов не стало. И штрафует их за каждую мелочь. По просьбе мужиков Бог вихрем уносит их из этих мест.
Помещик собирает гостей: актера Садовского, четырех генералов, но все говорят, что он дурак, и без слуги Сеньки не обойдется. Даже мышонок с медведем Михаиле Иванычем осуждают его. А исправник пугает наказанием. Ведь казна лишилась податей. Проявляя характер, помещик одичал, стал как зверь.
Тут уже власти вернули рой мужиков на место, собрали с них много податей, помещика поймали, умыли, отдали Сеньке. Живет он и скучает по своей дикой жизни.
Отзыв
Сатирическая сказка о глупом помещике и терпеливом русском народе. Без мужика помещику нет жизни. А он думает, что государство держится на дворянах вроде него.
Помещик горд собой, своей родословной, а автор напоминает, сколько среди них диких, невежественных, бездельников, самодуров.
Сказка учит справедливости, уважению к чужому труду, любви к народу, состраданию к нуждам простых людей, взаимопомощи, благодарности, благоразумию.
Анализ сказки «Дикий помещик»
В этой сатирической сказке автор высмеивает власть, чиновников и дворян, которые живут чужим трудом, притесняют народ, спаивают его. Исправник удивляется, как щедро платят подати бедные труженики-мужики.
Автор описывает тяжелое положение народа с помощью антитезы (противопоставления помещика и мужиков), и гиперболы (превращение помещика в зверя).
От сказки здесь волшебные события (вихрь, рой мужиков, говорящий медведь), зачин (жил-был, в некотором царстве).
Помещик сперва потерял совесть, озверел, а потом уже одичал. Автор с горечью смеется над безропотностью, покорностью народа, призывает ценить труженика, кормильца. Напоминает богатым и знатным, что их обязанность – заботиться о благополучии народа, процветании страны.
«Дикий помещик» — читательский дневник по сказке М. Салтыкова-Щедрина
Сказка Михаила Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» была написана и впервые опубликована в 1869 году в журнале «Отечественные записки».
Описание книги для читательского дневника
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Название произведения: «Дикий помещик»
Жанр: сатирическая сказка
Год написания: 1869
Издательство: ОЛМА-ПРЕСС
Год издания: 2012
Главные герои и их краткая характеристика
Помещик – богатый и очень глупый, недалекий мужчина, изнеженный, ленивый самодур.
Мужики – крестьяне помещика, которые мечтали избавиться от его власти.
Актер Садовский, друзья-генералы, капитан-исправник – люди, которые считали помещика дураком.
Время и место действия
Действие сказки происходит в некотором царстве, в некотором государстве, но становится очевидным, что это – царская Россия образца XIX века. Основные события происходят в имении глупого помещика.
Краткое содержание и сюжет
Жил-был богатый помещик, у которого было все, кроме ума. Как-то раз попросил он бога, чтобы тот забрал с его земель всех крестьян – уж слишком много расплодилось их. Но бог знал, что помещик был беспросветным глупцом, и молитве его не внял.
Тогда помещик, начитавшись газеты «Весть», решил последовать совету «Старайся!», и стал душить мужиков страшными штрафами и поборами. Жизнь крестьян стала такой тяжелой, что взмолились они господу, и попросили забрать их из этого гиблого места. Прислушался бог к их молитвам и ниспослал сильный вихрь, который унес с собой всех мужиков.
Поначалу помещик очень обрадовался тому, что все мужики вдруг разом исчезли, но спустя время заскучал. Вызвал он к себе театр – приехал актер Садовский с актрисами, а устанавливать сцену то некому. Похвалился им помещик, что всех холопов разогнал, а актеры назвали его дураком, и уехали восвояси.
Тогда хозяин решил позвать к себе друзей-генералов, поиграть в карты. Те рады были проведать старого друга, но планировали они не только сыграть в карты, но и отменно закусить. Да вот только закуски у помещика никакой не оказалось – исчезли мужики, и некому было куховарить. Рассердились голодные генералы, и уехали по домам, назвав хозяина дураком.
Позвал помещик по старой привычке своего слугу Сеньку, но никто не отозвался. Заскучал хозяин – он уже и все сны пересмотрел, и все земли свои обошел, и проверил каждую вещь в доме. Начал он мечтать, чтобы хоть кто-нибудь навестил его.
Вскоре пожаловал капитан-исправник, который поинтересовался, кто же теперь, после пропажи мужиков, будет платить налоги? Помещик наотрез отказался платить в казну. В свою очередь, исправник пожаловался, что государство не просуществует без монополии на соль и вино, а на базаре уже теперь не сыщешь продуктов. Назвав помещика дураком, исправник удалился.
Хозяину неприятно было слышать, что его в который раз назвали дураком, но он не собирался отступать от собственных принципов. Он страшно оброс волосами, стал бегать на четвереньках и ловить диких зверей, но даже тогда не хотел возвращать мужиков.
Узнав об этой беде, губернское начальство прислало помещику новых мужиков, и все вернулось на круги своя: на базаре появились продукты, а казна стала пополняться налогами.
Одичавшего помещика отловили, вымыли, подстригли, привели в порядок. Капитан-исправник провел с ним воспитательную беседу, отнял газету «Весть» и поручил заботам верного Сеньки.
С тех пор помещик мылся по принуждению, иногда мычал, и тосковал по своей прежней дикой жизни.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Жил в достатке и довольстве помещик, но не желал мужиков видеть и обложил их штрафами. Помолились мужики богу и унесло их с мякинным вихрем.
Гости помещика называли его глупым, но помещик лишь мечтал и упрямо стоял на своем. Помещик стал дичать, оброс и стал очень сильным, завел дружбу с медведем.
Начальство приказало вернуть мужика и сделать помещику внушение. Поймали рой мужиков, поймали помещика и наступило благоденствие.
Композиция
Композиция — стандартная: завязка, основная мысль, развязка. С элементами гротескной ситуации в основе сюжета.
План пересказа
- Богатый помещик.
- Мольба помещика богу
- Штрафы
- Мольбы мужиков
- Мякинный вихрь
- Чистота и свежесть
- Актер Садовский
- Четыре генерала
- Мечты помещика
- Капитан-исправник
- Одичание помещика
- Дружба с медведем
- Решение начальства
- Рой мужиков
- Всеобщее благоденствие.
Основная мысль
Простой рабочий народ является движущей силой любого государства.
Чему учит
Сказка учит не брать пример с глупых статей в газетах, а думать своей головой. Учит уважать чужой труд. Учит тому, что труд почетен, а безделье и лень вредны. Учит не быть упрямым, учит прислушиваться к чужому мнению. Учит иметь свою голову на плечах. Учит не быть эгоистом. Учит тому, что труд сделал обезьяну человеком.
Отзыв и что понравилось
Мне очень нравится эта красивая сказка. Ее главный герой — не просто дикий, а очень глупый помещик, который считал, что все вокруг появляется само собой.
Он презирал мужика, но оставшись один не мог себя прокормить, не мог за собой следить, стал дикарем, превратился в животное. Он был слишком упрям, чтобы признавать свои ошибки. Но как ни странно, дикая жизнь помещика вполне устраивала.
Зато такое положение вещей не устроило государство, которое тоже без мужиков не могло существовать.
Вывод и мое мнение
В своем произведении писатель, будучи ярым противником крепостничества, в наглядной, сатирической форме показал значимость простого народа.
Угнетая и всячески подавляя крестьянство, государство само роет себе могилу – без крепкой рабочей силы ни одна держава не способна долго продержаться на плаву.
Дворянство же, как бы ни гордилось своим знатным происхождением, без поддержки народа способно деградировать в кратчайшие сроки.
Пословицы
- Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
- Глупость не порок, а несчастье.
- Мужик работает плачучи, а собирает хлеб скачучи.
- Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
- Дурака учить, что мертвого лечить.
Цитаты из текста
«…Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой…»
«…Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!..»
«…Видит помещик, что его уж в другой раз дураком чествуют, и хотел было уж задуматься, но так как в это время на глаза попалась колода карт, то махнул на все рукою и начал раскладывать гранпасьянс…»
Краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин для читательского дневника
Жанр: сказка Год: 1869
Главные герои: помещик, мужики, исправник
В рассказе говорится о зажиточном помещике. Больше всего на свете его печалили простые мужики, и очень он хотел, чтобы их не было на его земле. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье.
Помещик ничего не мог сделать без своих мужиков, и вскоре его поместье стало заброшенным, а он сам приобрёл дикий вид. Высшие чины встревожились, узнав об этом случае, и приказали найти мужиков.
Их нашли, вернули хозяину, за домом снова стали следить, помещик стал прежним, только всё равно у него остались некоторые привычки, приобретённые за время «дикой» жизни.
Рассказ учит читателя том, что если не работать, не тренировать свой ум, то человек станет ленивым, неспособен приспособиться к условиям. Отгородившись от общества, не занимаясь трудом, человек дичает.
Читать краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин
Рассказывается, что жил на свете помещик, у которого не было ума. Всё его устраивало, кроме того, что очень много развелось мужика. Замечает он, что с каждым днём мужика становится больше, и решил он попытаться что-то сделать. Начал помещик обкладывать мужиков штрафами. За что крестьяне не возьмутся, что не сделают – за всё штраф.
Поняли крестьяне, что из-за помещика нет им житья, что куда они не пойдут – всё его, захотели они исчезнуть, чем жить так, как у этого помещика.
Исчезли крестьяне, чувствует помещик, что воздух стал чище, обрадовался он и начинает мечтать, как будет он отдыхать, лениться, нежиться на солнышке в саду. Решает он пригласить к себе актёра Садовского с актёрками.
Садовский приезжает и видит, что никого нет, спектакль показывать не для кого, театр собирать некому, и спрашивает у помещика, где все его крестьяне. Помещик с гордостью отвечает, что нет их больше.
Садовский интересуется, как же тот умывается, но, услышав в ответ, что никак, актёр уезжает.
Вспоминает помещик, что в соседстве с ним живут четыре генерала и зовёт он их в гости. Генералы принимают приглашение, в надежде вкусно покушать. Приехав, они решают поиграть в карты. Спустя какое-то время, генералы просят выпить и закусить.
Помещик достаёт из своих запасов леденцы и печатные пряники. Генералы, удивившись, просят его принести им что-нибудь другое. Хозяин дома отвечает, что нечего больше потому, как крестьяне все исчезли и печь топить некому.
Рассердились на него генералы и уехали.
Помещик, было, удивился, но всё равно решает быть твёрдым в своём намерении обходиться без крестьян до конца. И начинает он ходить по дому и мечтать, как выпишет новейшие паровые английские машины для того, чтоб за холопов всё делали.
Мечтает о фруктовом саде, как с деревьев фрукты сами будут на землю падать, а ему останется только их ходить и собирать.
Смотрит помещик в окно и видится ему, что всё сбылось, что вот во дворе уже и деревья с плодами стоят, фрукты в изобилии лежат на аллее, а машины ездят, их собирают, а он только кушает.
Намечтавшись, подходит помещик к зеркалу, замечает на нём слой пыли, забывшись, кличет слугу, но, вспомнив, что крестьян больше нет, решает оставить пыль на зеркале.
Во снах он продолжает мечтать. Снится ему, что за твёрдость, им проявленную, хвалят его высшие чины, а потом его назначают министром. Но пора вставать и, снова забывшись, зовёт помещик Сеньку, а вспомнив, поникает головою.
К помещику приезжает капитан-исправник, видит, что крестьян нет, и спрашивает у хозяина, кто за них подати платить будет. Помещик отвечает, что все исчезли, и платить он за них отказывается. Капитан говорит, что в лавках нет больше продуктов, в трактиры никто не ходит, в казну никто не платит. Пригрозив помещику и чиновник уезжает.
Помещик задумался, ведь его уже третий раз называли глупым! Но больше он испугался капитана-исправника. Ходит он, не знает чем занять себя.
Проходит время, помещик видит, что дорожки все заросли репейником, за поместьем никто не следит, даже дикие звери ходить по двору начали. Увидев медведя, он позвал Сеньку и, вспомнив, что того нет, заплакал. Но помещик всё ещё не был намерен сдаваться, он решил держаться своих принципов до конца.
И одичал помещик, появилась у него шерсть, когти стали длиннее, передвигаться стал на четырёх конечностях, удивляясь, почему он не ходил так раньше. Начал охотиться дикий помещик на зверей. Он даже подружился с медведем и предложил ему охотиться вместе. Медведь соглашается. Общаясь с дикими зверями, помещик разучился разговаривать, вместо человеческой речи были мычащие звуки.
В городе не на шутку забеспокоились, узнав об этом происшествии, и решают вернуть всех крестьян потому, как и казна без них опустела. Капитан-исправник рассказывает, что на него недавно чуть было, не напал не то зверь, не то человек.
Крестьян возвращают, и жизнь становится прежней. На базаре вновь появляются мука, мясо, дичь всякая. В трактирах после рабочего дня снова собираются мужики, а податей стали платить столько, что все удивляются.
Помещика поймали, умыли, привели в человеческий вид. Капитан-исправник поручил Сеньке следить за ним.
Помещик по-прежнему любит раскладывать пасьянс, умывается редко, скучает по своей дикой жизни да временами мычит что-нибудь.