Сказка салтыкова щедрина добродетели и пороки краткое содержание

Литерагуру советует знакомиться с оригиналами сатирических творений м. салтыкова-щедрина, они актуальны в любом обществе и имеют огромный поучительный смысл, в

ЛитераГуру советует знакомиться с оригиналами сатирических творений М. Салтыкова-Щедрина, они актуальны в любом обществе и имеют огромный поучительный смысл, в сокращенном варианте произведения автора не столь увлекательны. Краткое содержание подходит тем, кто хочет быстрее узнать сюжет и его основные события.

Одним из злободневных сочинений Салтыкова Щедрина является сказка «Пропала совесть».  В один момент во всем мире пропала совесть у людей, однако, на это не обратили внимание. Поначалу людям было от этого хорошо, ведь совесть их больше не терзала, их аморальность возросла, и мораль не укоряла.  Теперь они спокойно занимались подхалимством, наглели и предавали.  Но у новоявленной медали была и темная сторона – после избавления от мук совести и смутных терзаний души возросла преступность – люди грабили и убивали, нарушали всевозможные законы без малейшего зазрения теперь уже пропавшей совести.

Теперь совесть была всего лишь листом, лежащим на колее у дороги жизни, и всякий плевал на нее, наступал и втаптывал в грязь или даже не задумывался о ней. Единственное, что вызывала совесть у людей – это недоумевание по причине того, что кто-то допустил такое безобразие.

Однако нашелся человек, который подобрал совесть. Он хотел дать ей новую жизнь. Это был человек падший, который страдал алкоголизмом. Но, обретя совесть, он изменился – он осознал, что творится вокруг него, и сила от прозрения была настолько велика, что пьяница с многолетним стажем сразу протрезвел и испугался. Память подсовывала ему воспоминания о былых его грехах и деяниях, за которые ему становилось стыдно.

Его начали мучить угрызения совести – мужчина стал задаваться вопросами, на которые прежде не обращал внимания. Однако ответа на них не находил, потому что он попросту не понимал, для чего он живет, и почему не построил свою жизнь по-иному. В результате душевных размышлений и поисков он решил, что находился под гнетом, и по этой причине не мог быть ответственным за собственную жизнь. Однако от этой истины ему легче не стало, ведь он осознал, что был скован по рукам и ногам цепями этой истины. Он бился из-за этого осознания в агонии. А окружающие его люди попросту насмехались над ним. Им и в ум не могло прийти, что случилось с человеком что-то, они думали, что тот опять напился. А пьяница, дабы избавиться от терзаний совести, принял иное решение – он собрался снести ее в трактир и продать. Мужчина принес ее, бросил на стол знакомому скупщику – и убежал.

Скупщик Прохорыч увидел совесть спросонья, и та ему напомнила о патентировании товаров. Он как раз накануне продавал что-то кому-то, для того, чтобы затариться патентами. Но он вдруг, неожиданно для самого себя понял, что спаивать людей – нехорошо и грешно.  Его пробрало до дрожи, и он обратился за помощью к супруге. Та увидела совесть и поняла, что нужно что-то с ней делать. Она крикнула, что ее грабят, и это было, в самом деле, так, ведь муж перестал продавать спиртное и стал убеждать своих клиентов бросать пить. Потом он сказал, что перестает жить так мутно и темно, и примет для этого меры – он  выльет весь алкоголь в овраг, и разобьет всю посуду для спиртного. Но этому препятствовала жена самого Прохорыча, ее усилиями была спасена посуда.  Но ее сопротивлением проблему трактирщика было не решить, тот все больше слабел морально, он уже собирался умирать, потому что не мог ничего продать, ему мешала обретенная совесть.

В одну из ночей жена все сделала за него – она украла у мужа поутру совесть и подкинула ее  в карман пальто местному взяточнику и коррупционеру, который являлся надзирателем квартала.

Звали надзирателя Ловец. В то утро он отправился за взятками, однако, его ждало фиаско – руки не поднимались и не запускались в чужие карманы за деньгами. Когда он без денег пришел домой, жена ему не дала обеда. После снятия пальто Ловец вдруг стал таким, каким был прежде, он вновь почуял жадность. Но едва он надел пальто, как все вернулось на круги своя.  Он, ведомый совестью, набрал денег, пошел на базар и принялся раздавать их тем,  у кого забирал, с целью загладить свою вину перед теми людьми за свою жадность. Венцом мук совести стала грандиозная задумка Ловца – он привел в свой дом толпу нищих и потребовал, чтобы жена их всех накормила, однако, едва он снял пальто, в кармане которого лежала подброшенная совесть в виде ветоши, то прогнал всех бедняков.

Потом он велел супруге связать его, ведь он не мог понять, что и почему он делает, и он не хотел новых бед для себя. А жена, копаясь в карманах его пальто в поисках денег, обнаружила неладную тряпицу и сразу поняла, что происходит, и предположила, кому совесть уж точно нужна. А нужна она была только богачу, и ее выбор пал на человека, который занимал высокий пост в сфере транспорта, он занимался сборкой железнодорожных путей и был очень богат. Прислала она ему совесть в конверте по почте.

Звали богача Самуилом Давидовичем Бржоцким. В это время он занимался с сыном математикой, учил разбираться в процентах, и как раз получил письмо с совестью. И ему стало плохо от него, ведь Бржоцкий не хотел лишаться своих денег и боролся с совестью до последнего, однако, пошел на уступку, ища упокоения, хоть какого, – богач решил пожертвовать денег в благотворительность.  И Самуил Давидович придумал, как все устроить:   запечатал совесть со сторублевой банкнотой и отнес ее генералу. А вскоре, после избавления от совести, Самуил Давидович выдумал невероятную аферу, которая всех повергла в шок.

Так и кочевала совесть по рукам, пока совсем не измучилась и не попросила своего последнего обладателя, бывшего мещанином, растворить ее в сердце ребенка, который бы ее уж точно не выбросил. Мещанин выполнил ее просьбу, и с той поры совесть стала расти в маленьком человечке, становясь вместе с ним сильнее и больше. Ожидалось, что она восторжествует и  станет руководить всеми, и после ее торжества пропадут ложь и насилие.

(1115) На сайте Литера Гуру представлены и сатирические произведения, которые любят многие, так как критика пробуждает ум у читателей. И одним из таких творений является сказка «Медведь на воеводстве», написанная М. Салтыковым- Щедриным, на нашем ресурсе имеется ее краткое изложение.

1.Глава. Топтыгин 1

Крупные злодеяния история славит, а мелкие сбрасывает в забытье. Кроме того, о мелких злодеяниях плохо отзываются и ровесники деятеля. В таком ключе размышлял Топтыгин  Первый, раздумывая о власти и злодействах. Сам Первый Топтыгин был закоренелым служивым, он славился своими отличиями по службе – деревья выворачивал с корнем. Только ему это казалось мелочью, он хотел сделать что-то такое, отчего его вписали бы в мировую историю. Иными словами, он хотел прославиться. И для этого он узрел простейший и злой способ – войны. Вскоре случай представился.

Как-то лев отправил Топтыгина на усмирение одной из взбунтовавшихся дальних губерний. Причина отправки – в той губернии было слишком спокойно, не хотели тамошние обитатели усмиряться, жили в свое удовольствие. Топтыгин это увидел и начал готовиться к бойне. Но перед этим служака справил свой день рождения – отметил сие событие ведром водки и уснул на полянке. Поутру на него сел чиж, который славился своим пением на весь окрест. Чижа считали умным, ходили слухи, что даже сам лев желал его подержать.

Но чижу не повезло – он принял спящего майора за обычного пьянчугу и запел на нем. Топтыгин от его песнопений проснулся и съел чижа, ибо тот проявил непослушание. Съел, да подумал – а вдруг та птица была птицей важной, и нельзя ее было есть! Но потом он подумал и пришел к выводу, что это не более чем жертва среди мирного населения, тем паче, вопиющего события никто не видел. Да ошибался Топтыгин, свидетелем был скворец, который, узрев гибель чижа, объявил о сбившемся с пути чиновнике. С ним спелась ворона, она говорила, что жители губернии ждали от него кровопролития, а не съедения чижика.

Чиновник захотел их переловить, да потерпел крах, ибо птицы были прыткими существами, улетели, разнеся о нем славу по всему лесу. И лес стал над ним смеяться, а он не мог никак этого исправить. Ныне его звали дураком, съевшим чижика, а ведь до того случая его уважали и ценили, ведь его поддерживал главный советник царя зверей Льва – Осел. Такой мелочи история не вспомнит.  Теперь Топтыгин думал, чем и как ему исправить сложившееся положение. В этот момент его больше интересовало, что скажет Осел. И тот дал весть. Топтыгин отрапортовал в ответном письме, с которым отправил еще и немного меда, в дар.

Осел изыскал возможность для Топтыгина – нужно было сотворить нечто необычное, что поставило бы на уши весь лес. И сие событие затмило бы ошибку Топтыгина.

Топтыгин решил поступить следующим образом – перебить в стаде баранов, силой забрать у бабы корзину, а потом разгромить типографии, а книги из них посваливать в туалет.

После свершения сего плана  Осел получил удовлетворение. Однако Лев так и не смог простить воеводе убийства Чижа. По итогу – продолжил нести свою службу Топтыгин и дальше в чине майора.

2.Глава. Топтыгин 2    

Но иногда и самые выдающиеся злодеяния бесполезны, и сотворивший их уходит в небытие. Тому примером служит история Второго Топтыгина.

Во время поездки  Первого Топтыгина в дальнюю губернию Лев отправил еще одного майора Топтыгина, но в другую губернию. Этот Топтыгин был более умным и понимал, что многое зависит от того, как он покажет себя изначально. Он разработал заранее план, и перво-наперво нужно было изничтожить типографию в лесу.

Но уже на этом этапе его ждали препятствия. В этой губернии не было типографий вообще. Вернее, они были, но последнюю сожгли уже давно.  А записи Дятла, который вел историю леса, уничтожали муравьи. И тут первый ком.

Тогда Топтыгин решил уничтожить университеты, однако выяснилось, что он опоздал – их уничтожили еще до него, чиновник, на место которого встал теперь Топтыгин. Воздать за это тоже было невозможно, поскольку тот был покойным.

После этого Топтыгин решил пойти на крайние меры – он отправился в ночь во двор к соседу, с намерениями отнюдь не мирными – он собирался разорить его, разорвать весь скот, уничтожить хозяйство, развалить жилище. Однако ошибся с расчетом – и напоролся на обломок, повис на нем. Он начал кричать, на вопли собрался весь лес. Лесные жители увидели, что натворил Топтыгин, и воздали по заслугам – убили рогатиной, содрали шкуру и растянули ее на болоте, в качестве намека для следующих чинов.

 После этих событий Лев решил издать указ – истории одинаково не нужны ни значительные, ни мелкие злодеяния, а вообще – в историю лучше войти, прославившись отсутствием злодеяний.  Лев подписал указ, потребовал, чтобы поставили в известность Третьего Топтыгина.

3.Глава. Топтыгин 3

Топтыгин, ставший Третьим, отличался еще большим умом от остальных, и он поначалу раздумывал, стоит ли соглашаться на службу в губернию в сложившихся условиях. Заместитель Льва Осел ясности не давал, отговариваясь лишь тем, чтобы Топтыгин действовал в соответствии с лесными законами и уставами. И вышло, что на Топтыгина возложили большую ответственность, а сферу деятельности и границы не указали.

Топтыгин знал, что и сам Лев страшится истории, и по этой причине деятельность его самого была ограничена – так, теперь нельзя было наказывать лесных жителей, поскольку теперь они заимели права. А Топтыгин ненавидел права, потому что их соблюдение подразумевало выполнение имеющихся обязательств. А соблюдать требовалось и предписывалось, и теперь воевода ностальгировал по тем временам, в которых у него была полная свобода действий и неограниченные полномочия. Он взвыл, но остался непонятым, после чего забрался в берлогу, думать думу на счет дальнейших действий.

Свои обязанности он видел в том, что должен хранить былой порядок жизни. Этот порядок был весьма и весьма неблагополучным, но нужно было беречь его, а не создавать благополучий.

До него дошло, что, таким образом, ему вменялось хранить злодейство, ведь в старом порядке ему всегда было место. Например, не следовало охранять зайцев, ведь их съедали, а они, тем не менее, плодились, и меньше их не становилось, и это был привычный старый порядок.

Еще ему вспомнились слова Осла – злодейство должно сделаться само собой, естественным образом, когда по итогу дурак оседлает дурака и дураком же будет погонять. Топтыгину стало ясно, что старый порядок может храниться и без чинов. И он будет свершаться без их участия, а, значит, Топтыгину ничего и предпринимать не придется, ведь все образуется само собой. Однако решил Топтыгин сию думу не выказывать, поскольку она была чересчур либеральной, и кроме того, его держали на службе не за думы.

Медведь решил поступить следующим образом – он попросту не будет вообще вылезать из берлоги. Только изредка он выходил за содержанием, а лесные жители сносили дань. И жилось им неплохо, привычно, поскольку все шло естественно, как хорошее, так и злое. То, что Третий Топтыгин не влезал в дела леса, всем нравилось, ведь предыдущие вмешательства делали все лишь хуже.

Таким образом, Топтыгин, неся свою службу безвылазно из берлоги, поднялся по служебной лестнице до ранга полковника. Жизнь шла своим чередом, ничего не нарушало покоя лесного. Пока в один день не пришли в лес лукаши. Тогда вышел полковник в поле, и окончил свою жизнь так, как кончают при встрече с лукашами свою жизнь все пушные звери.((

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – замечательный русский писатель и журналист, который в своих произведениях обличал пороки общества. В образах персонажей автор показывал различные типы личностей, в характере которых присутствуют отрицательные черты. Писатель раскрывал острые социальные проблемы, используя в своих произведениях такие средства выразительности, как ирония и сатира. Многомудрый Литрекон представляет Вам краткий пересказ произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для читательского дневника, сюжет и основные события которого представлены в сокращении. Внизу Вы можете увидеть отзыв. Более подробно об идейно-тематическом своеобразии книги расскажет анализ. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(522 слова) Жили некогда два генерала. Они имели одностороннее мировоззрение. Проработав в регистратуре всю жизнь, генералы не знали никаких других слов, кроме профессиональных предложений. Когда регистратуру упразднили, они поселились в Петербурге на Подьяческой улице.

Случилось однажды так, что они попали на необитаемый остров. Проснулись они под одним одеялом и удивились. Убедившись в том, что это не сон, генералы очень перепугались. Вокруг себя они видели лишь море и небольшой островок земли. Когда генералы рассмотрели себя, то поняли, что одеты в ночные рубашки. У каждого на шее висело по ордену. Чтобы выяснить, где они находятся, договорились генералы пойти в разные стороны: один – на восток, другой – на запад. Но, как оказалось, никто из них не знал, где находятся стороны света. В итоге по идее генерала, который был умнее первого и когда-то давно преподавал каллиграфию в школе военных кантонистов, они разошлись один направо, другой налево. Каждый вернулся ни с чем. Однако один из генералов нашёл старый номер газеты «Московские ведомости». Никто из них не умел охотиться, поэтому оба остались голодными, отчего им не спалось. Дело даже дошло до драки, и один из служащих откусил другому орден и тут же проглотил его. Оба опомнились, когда увидели друг у друга кровь. Чтобы отвлечься, генералы старались занять себя разговорами об отвлечённых темах, а потом стали читать газету, но все публикации в ней были о еде. 

Так бы и сидели они, если бы генерала, который в прошлом преподавал каллиграфию, не осенила мысль о том, что надобно найти мужика, чтобы тот всё за них делал. Они побежали его искать. Ходили долго, но, наконец, запах еды привёл их к дереву, где спал огромный мужик. Генералы подняли его на ноги со всей строгостью. Мужик поначалу хотел убежать, но они крепко держали его. Стал мужчина делать всё, что от него требуется: нарвал генералам спелых и сладких яблок, себе же взял лишь одно, да и то кислое. Кроме того, он выкопал картофель, поймал птицу, развёл огонь и наготовил много еды. Генералы диву давались, с какой ловкостью трудится мужик. После всего сделанного, они разрешили ему отдохнуть, но с условием, что прежде он совьёт себе верёвку. Этой верёвкой генералы привязали мужика к дереву, чтобы он не убежал, и легли спать. 

Шли дни, генералы вновь стали сытые и весёлые, как это было в городе. Рассуждая о жизни, они читали газету «Московские ведомости» и больше не переживали о дальнейшем существовании на острове, успокаивая себя тем, что там, в Петербурге, накапливаются их пенсии. Однако вскоре генералы соскучились по дому и прислуге, и стали просить мужика, чтобы он отвёз их на Подьяческую улицу, где они жили. Оказалось, что мужчина знал эту улицу, ведь он работал там: красил стены домов и чинил крыши. 

Мужик, чтобы выразить благодарность за то, что генералы хорошо относились к нему, не гнушались его трудом, построил для них корабль, чтобы выбраться с необитаемого острова. Поплыли они все вместе домой. В пути мужик кормил генералов селёдками и, несмотря на их страх перед сильными ветрами и бурями, а также на то, что они постоянно ругали своего верного слугу, он всё грёб вперёд. Вернувшись в город, генералы увидели своих кухарок, радостных от их возвращения. Явившись в казначейство, они получили много денег. Про мужика они не забыли: выслали ему серебряный пятак и рюмку водки. 

Отзыв 

(293 слова) Мораль произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что человек, у которого нет ни умения, ни желания что-либо делать, никогда не обретёт право на самостоятельное существование. Его неопытность в бытовом плане может сыграть с ним злую шутку. Автор заставляет задуматься о важности приобретения базовых знаний, которые помогут ему выжить, а также об умении полагаться на себя. Нельзя сидеть сложа руки и надеяться только на помощь других людей. Такова главная мысль произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Моё отношение к двум главным героям произведения негативное, ведь эти люди ленивы, эгоистичны и тщеславны. Таково моё мнение о героях произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мужик делал для генералов всё, что было в его силах, а генералы лишь упивались собственной важностью. По возвращении домой они отблагодарили мужика лишь пятаком серебра и рюмкой водки, хотя могли бы сделать для него намного больше. Необходимо искренне и сполна благодарить тех, кто помогает тебе выбраться из сложной ситуации. Это то, чему учит автор. 

Мне понравилось произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина, ведь в нём отражены пороки общества – леность, несамостоятельность и гордыня. Писатель на примере образов героев произведения критикует социальный строй того времени, показывая эксплуатацию простого народа высшими слоями общества, которое живёт за счёт рабочих и крестьян. Несмотря на то, что у простых людей не было образования, они зачастую в жизни были умнее и смекалистей своих хозяев, которые вели бесполезный образ жизни, не приносящий стране и обществу пользу. Хвалёная деятельность в регистратуре не принесла генералам пользы на необитаемом острове. Без мужика они бы не смогли выжить. Автор с симпатией показывает трудолюбие, доброту, бескорыстие простого народа. Но в то же время безропотное смирение простого люда писатель критикует. Мужик, не протестуя, выполнял все приказы двух генералов и благоговел перед ними. Таково моё впечатление от произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина. 

Автор: Диана Танцур

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: Нравственные уроки М.Е. Салтыкова-Щедрина.                       
Сказка  «Премудрый пискарь»

     Цели урока:

Образовательные:

 1.   Повторение и
систематизация ранее полученных знаний о творчестве писателя;

2.   Повторить знания школьников о биографии писателя.

Развивающие:

1.    
Совершенствование умений 
самостоятельно, творчески мыслить,  работать в парах.

2.    
Развитие коммуникативных
умений: пользоваться монологической  и диалогической речью.

3.    
Развитие мышления
(логического, образного при работе с текстом).

Воспитательные:

1.    
Содействие формированию
собственной точки зрения к таким людям как «пискарь»; воспитание уверенности в
себе и чувства товарищества.

2.    
Воспитание активной
жизненной позиции.

Оборудование: презентация
к уроку, иллюстрации к сказке,  мультимедийная  установка , карточки с
заданиями, текст сказки.

Ход урока

I.Оргмомент.  Добрый день.

Доброе утро, дорогие
мои. Садитесь.

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок
пройдет интересно и увлекательно.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.

  — Человек по – разному может прожить
отмерянное ему время. Как вы думаете, от чего это зависит?

  ( Ответы: от
воспитания, окружающей среды, т.е. от обстоятельств, от самого человека, уровня
его развития, самосознания)

— А что такое жизнь?
  (
Ответы учащихся).

— «Самое дорогое у
человека- это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не
было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»- так писал в свое время 
Н.Островский.

— А смысл жизни?

(Ответ: Каждый
человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Вряд ли удастся найти
такого человека, у которого не было бы заветной мечты, далекой или близкой
цели, внешней или внутренней потребности. Но достаточно ли этого? Казалось бы-
поешь, поспи и всё: доволен и свободен.

     Нет, оказывается
этого недостаточно. Ведь никто не может знать наверняка, для чего мы пришли в
этот мир и какая у нас должна быть цель!)

— Значит, о чём мы с
вами будем сегодня говорить?

( Ответы: о жизни, о
смысле жизни)

— Что является целью
жизни?,

— Зачем (ради кого,
для чего) жить?

— В чем состоят
жизненные ценности?  

    Необходимо будет
найти ответы на эти вопросы. А найдем мы с вами ответы изучив произведение М.Е.Салтыкова-
Щедрина «Премудрый пискарь».

    В некоторых современных детских
изданиях — «Премудрый пескарь») — сатирическая сказка из цикла
«Сказки для детей изрядного возраста».

— Что значит для детей изрядного возраста?   (для
взрослых)

III. Актуализация знаний.

  — Сегодня мы с
вами  вспомним, повторим биографию и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова –
Щедрина и  детально разберем одну из сказок  «Премудрый пискарь», которую вы
должны были прочитать дома.

   С какой целью мы
будем анализировать сказку?

(Ответы: во-первых:
попытаемся разобраться в замысле Салтыкова-Щедрина;

во-вторых:
постараемся ответить на вопрос: насколько актуально это произведение на
сегодняшний день).

— Откройте,
пожалуйста, свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. (тема: Нравственные
уроки М. Е.Салтыкова – Щедрина. Сказка «Премудрый пискарь»)

III. Повторение пройденного материала.

Итак, давайте вспомним творчество и биографию
М.Е. Салтыкова -Щедрина,

(об этом мы говорили
с вами на прошлом уроке), озвучим самые важные сведения о нем. На прошлом уроке
презентацию о биографии и творчестве Салтыкова- Щедрина подготовила Гулюза.
Так, какие же страницы его биографии хочется вспомнить?

     (Ответ: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
из Тульской губернии, известный под
псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).

Всеми делами в доме заправляла мать, умная и 
властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью
заметного влияния.

    Получив хорошее домашнее образование,
Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где
провел два года.

В 1838 переведен в Царскосельский
лицей, где учился и А.С.Пушкин. Здесь начал писать стихи.
В 1848 году в его жизни наступает
длительный период ссылки: за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель
прожил восемь лет, 

     Салтыкова-
Щедрина  сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки,
направленной на разоблачение людских пороков.)

– Как вы думаете,
почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества?

     (Сказки – это
итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В
них сплетается  фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко
используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В  «Сказках» Щедрина встречаем
героев его эпохи: невежественные правители, народ).

— Правильно. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и
птиц, а эксплуататоры- в образах хищников.

— Салтыков- Щедрин умел
уже в таком юном возрасте не только видеть недостатки окружающей
действительности, но и открыто говорить о них. Смело! Особенно в то время,
когда за любые проявления вольнодумия наказывали.

     Все сказки
Щедрина – это реакция писателя на какое-либо общественное явление, событие.

 —  Да, какой
все-таки молодец писатель. Как доступно, легко и оригинально он рассказал о
проблеме, которая существовала в России столетия. А ведь как нужны были в то
время люди, которые могут громко, не боясь, сказать об этом, не отсиживаться
прикусив язык, не жить по принципу «моя хата с краю».

        Кстати,
Салтыков –Щедрин и подобных молчунов тоже не обошел вниманием. Да, я сейчас
говорю о «Премудром пискаре». Именно пИскаре. У писателя это слове пишется
через И.

       Может, потому,
что этот представитель мелких  рыбешек даже пискнуть боялся?  Зарывшись в своей
норе на самом дне, люди, подобные таким пискарям, не только впустую проживают
свою жизнь, но и наносят вред окружающим своим равнодушием и преступным
молчанием. Конечно, здесь снова намек на серьезные проблемы общества, на
отстраненную позицию тогдашней интеллигенции.

       Давайте
детально рассмотрим это произведение.

IV. Первичное усвоение новых знаний.


Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки? Какую роль играет в этом
слове приставка?

(При
необходимости дети могут воспользоваться толковым словарём.

Премудрый – очень
мудрый; мудрый – одарённый большим умом; премудрый – исполненный
глубокой, высшей мудрости, т.е. обладающий очень большим умом; ум –
познавательная и мыслительная способность; высокое развитие интеллекта).

1.
Работа в парах. Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый».

(Умный,
мудрый, разумно мыслящий, интеллектуальный, стремящийся к новым знаниям).

— Пескарь считал себя
премудрым. Но кому смог передать свою «мудрость»?        Вот поэтому автор – то
и назвал пескаря «премудрым». Но за этим заголовком скрыта ирония, которая
выявляет никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.

— Перед анализом
давайте проведем вначале  словарную работу. (слайд)

2.    
Словарная работа

Пескарь – маленькая речная рыбка из семейства карповых.

Пискарь
(устар. назв.) –
от сл.
«писк».

Пескарь
(совр.) –
от сл. «песок».

  Мутовка – палочка для размешивания теста.

Аридовы веки – долгие века, чрезвычайное долголетие.

Иареда – библейский персонаж, прожил 962 года (как
утверждается в Библии).

Хайло
(просторечн.)-
глотка, горло.

Жизнью жуировать –
наслаждаться.

Остолоп – глупец.

Ума палата была— очень умный

Моцион- прогулка с
целью отдыха.

V. Первичная проверка понимания.

— Давайте коротко передадим
содержание сказки.

1 часть:  В реке живёт пискарь. Его родители прожили аредовы веки и умерли своей смертью, хотя его отец сам
чуть было не попал в уху.
Перед смертью отец дал ему наставление, чтобы тот всегда был осторожен (ведь
всюду опасность), а более всего предостерегал от удочки: «Пуще всего берегись
уды! — говорил он, — потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь
с нами, пискарями, что глупее, то вернее». Пескарь, поняв, что кругом его
окружает смертельная опасность: «кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он
всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может.
<…> Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить»,
решает вырыть себе маленькую нору, чтобы никто, кроме него, не мог там
поместиться, и никогда не выходит из норы днём, а ночью, когда все спят,
ненадолго вылезает из неё, чтобы выполнить ночной моцион.

2 часть: Так проходит сто лет. Пескарь всего боится и
не вылезает из норы. Пескарь уже больной, старый, почти слепой, но рад тому,
что своей смертью умирает так же, как умерли его мать и отец. И тут его
начинают мучить сомнения, так как за всю свою жизнь он так и не обзавёлся с
семьёй, ни с кем не общался: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие
были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово
сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нём? кто об его
существовании вспомнит?». В полузабытьи он видит былые честолюбивые сны, будто
выиграл он двести тысяч рублей и сам щук глотает.
Засыпая, пескарь забывается, его рыло вылезает из норы, и после этого пескарь
непонятным образом исчезает.

VI. Первичное закрепление.


Молодцы. Очень подробно передали содержание сказки. А теперь давайте поработаем
в парах.

Задание
для первой пары.


Выяснить по тексту сказки, каким было воспитание пискаря.

Задание
для второй пары


Выяснить влияние окружающей среды на жизнь пискаря.

Задание
для третьей пары.


Исследовать степень участия самого пискаря в собственной судьбе, его образ
жизни.

 (Ответ 1 группы :
Мы видим, что пискарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но,
трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе,
вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой.
Так и жизнь прошла мимо- ни семьи, ни детей. Так и исчез- то ли сам, то ли щука
какая заглотнула.

Отец
и мать «воспитывали» пискаря, опираясь на свой жизненный опыт, учили жить
«помаленьку да полегоньку», избегать опасностей («Смотри, сынок,- говорил
старый пискарь, умирая,- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»).
Отец предостерегал его и от уды, чтобы в уху не угодил, чтобы щука не
заглотила. И «пискарь отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе
намотал».)

(Ответ
2 группы:

Советы отца как нельзя лучше пригодились пискарю – сыну в жизни. Среда, его
окружающая, грозила бедами отовсюду и почти что каждый день «всякая рыба его
заглотить может» (потому как он меньше всех); «рак может его клешнёй пополам
перерезать»; «водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить»; «даже
свой брат пескарь…» отнимает добычу; человек может его поймать и сварить уху.
Одним словом, «пескарю везде мат». Такие обстоятельства вызывают в нём лишь
страх, бороться с ними он не может, потому что слишком дорожит своей жизнью.)

(Ответ
3 группы:
Пискарь
ведёт замкнутый образ жизни. Принцип, которому он следует все годы своей жизни,
звучит так: «Надо прожить, чтоб никто не заметил». Для этого он выдолбил нору,
где мог помещаться только он один. Пескарь предпочитает не есть, не пить,
нежели лишиться жизни с сытым желудком. Он не женился, детей не имел («Так уж
тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»). Нет в его жизни никаких
других привычных радостей: он не имеет друзей, даже не играет в карты, не пьёт,
табаку не курит, за девушками не гоняется, не досыпает ночей, куска не доедает.

   
Страх быть съеденным сделал его эгоистичным и чёрствым: никого он не обогрел,
никого не утешил, прожил свою жизнь, никого не любя).

Как относятся к
такому образу жизни пескаря другие обыватели?

   
(«Другие рыбы» называют его остолопом, т.е. дураком, болваном, «который…никого
не видит, ни с кем хлеба – соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь
(т.е. жизнь, вызывающую отвращение) бережёт»; «многие души» называют его
дураком, срамцом, идолом и удивляются тому, как таких вода терпит. И только
щуки (рыбы-хищники, не кроется ли за этой аллегорией самодержавие?) довольны
его поведением: «Вот кабы все так жили – то-то бы в реке тихо было!»).

— Осознаёт ли сам пескарь последствия
постылой жизни? В какой момент он это делает и почему?

 
 (Только прожив сто лет и более и находясь на смертном одре, он ужасается,
представив, что было бы, если все стали так жить. Однако менять что-либо
слишком поздно: «…смерть у него на носу», он почти ослеп от вечных сумерек в
норе, измождён и всё дрожит в ожидании смерти. Почему он всё-таки задумался о
своём существовании? Потому что никому оказался не нужен, некого учить
уму-разуму, как учил его, умирая, отец, да и никто не называет его премудрым).

 — Почему же всё-таки Щедрин называет
своего героя «премудрым»? Искренне ли он это делает?

   
(Сначала и в самом деле можно принять его за «премудрого», ведь автор
утверждает, что у него – «ума палата» и родители у него умными были. В кого же
ему быть глупым? Но нельзя не заметить в названии сказки авторской иронии: как
следует из текста, мудрость родителей также заключалась в умении спасти свою
жизнь («А он, не будь глуп, во все лопатки – домой!»), и сами они изобличают
себя («…да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее…»).

— Почему сатирик
прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную
обывательскими чертами?

(Ответ: Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и
трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя.

 Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем
показывает, что человеку присущи «рыбьи» черты. К тому же есть старая
поговорка: “Молчит как рыба”.  Вся биография пескаря сводится к краткой
формуле: «Жил-дрожал и умирал-дрожал»).

А что, действительно, было отрицательным в
жизни героя?

(Ответ: Отрицательным
было для пескаря постоянное чувство страха, трусливая «мудрость», бесполезность
жизни)

-Давайте выясним, действительно ли пескарю нечем было  похвастаться?

(Конечно, есть чем
похвастаться пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой
дом, вел дневник в назидание потомкам).

Какие
риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в
текст произведения?

(Ответ: “Какие были
у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово
сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?”

— На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких.
Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и
задумался о смысле своей жизни.

-Какова же идея
произведения?

(Ответ: Нельзя жить только ради сохранения
своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним.
Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)

— Какой нравственный
урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.

      Итак, в сказке
“Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх,
обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или
поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость”
умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

( Ответ: Сказка учит
честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой
жизни, о ее смысле).

— Актуальна ли эта
сказка сегодня? Имеют ли место в нашей жизни явления, человеческие типы,
подобные созданным Салтыковым-Щедриным?

(Ответ: Да, наверное. Сказки С.-Щ не утратили
своей актуальности. Так как ещё и сейчас встречаются люди, которые проживают
жизнь без пользы для других людей, ничего не сделав для общества. Вся жизнь
подобных людей проходит в страхе, как бы не попасть в какой-нибудь конфликт).

 Заключительное
слово учителя.

      Мы увидели, что
в сказке автор обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную
несостоятельность обывателя. Писатель ставит важные философские проблемы: в чем
смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед
человеком и обществом в целом. Писатель не стремиться развлечь читателя, он
преподносит ему нравственный урок. Неизменно сказки Салтыкова-Щедрина будут
актуальны, а персонажи – узнаваемы.

— А сейчас все
вместе, на основе сделанных высказываний  попробуем вывести универсальный свод
правил жизни, другими словами можно сказать, что это  «Золотые» правила
моральной стороны жизни, которые помогают жить любому человеку.

«Золотые правила»:

1. Делай добро
окружающим.

2. Делись с детьми
накопленным опытом.

3. Береги здоровье
смолоду.

4.Оставь в жизни
«След».

5. Не хвали себя,
пусть другие похвалят.

6. Будь оптимистом в
любых ситуациях.

7. Делай всё с
любовью, а не со страхом.

8. Относись к
окружающими так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе.

9. Уважай старших.

10.С восхищением
относиться к добродетели.

VII. Домашнее задание. Инструктаж по его
выполнению.

1.    
Изучить биографическую
справку по учебнику (страницы 305- 306) (для всех)

2.    
Используя материалы сайта
музея, подготовить устное сообщение на тему «Толстой и Ясная Поляна» (для тех,
кто заинтересован творчеством)

     3.  Прочитать главы из повести и подготовить пересказ
понравившегося отрывка.

VIII. Рефлексия (подведение итогов урока). Выставление оценок.

— Скажите, ребята,
достигли ли мы поставленных целей?

— С каким настроением
Вы сегодня уходите с урока? Стал ли близок вам Салтыков- Щедрин, понятна ли Вам
его жизненная позиция?

class=WordSection2>

  • Сказка салтыкова щедрина пропала совесть краткое содержание
  • Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс
  • Сказка с подробностями слушать аудиокнигу
  • Сказка с мишель пфайфер
  • Сказка с матами про колобка