Сказка с пуговкиным в роли царя должок

пресс-служба автор александр пигарев 26 ноября 2021 бренд онегин придумал оригинальную арт-концепцию под запуск нового проекта: устроил съемку в

Фото: пресс-служба

© пресс-служба

Автор

Александр Пигарев

26 ноября 2021

Бренд «Онегин» придумал оригинальную арт-концепцию под запуск нового проекта: устроил съемку в особняке Волковых-Юсуповых, гостем которого был Александр Пушкин, и выпустил «Сказки для взрослых» на виниле с участием популярных актеров

О новом проекте мы поговорили с бренд-менеджером компании «Онегин» Марианой Павлюкевич. За ее плечами более 16 лет работы в алкогольной индустрии, из них семь — в группе компаний Simple. Актуальный этап ее карьеры — развитие бренда «Онегин», к созданию и запуску которого она также причастна.

Почему для проекта были выбраны именно сказки и именно Пушкина? Согласитесь, что сказочников хватает с избытком.

Из-за постоянной работы, гонки за успехом и жизненной рутины во взрослом возрасте часто утрачивается ведущая в волшебный мир призрачная нить. Слова из сказок забываются, фантастические персонажи исчезают, а яркие образы тускнеют. Но порой стоит напомнить, как может захватывать дух от встречи со знакомым и одновременно неизведанным миром сказок. Поэтому команда «Онегина» решилась на творческий эксперимент, черпая вдохновение в волшебной вселенной Александра Пушкина. Мы создали новый продукт, сохранив при этом ДНК основного бренда и тесную связь с главным русским поэтом.

Яркий и красочный мир пушкинского нарратива полон магии: она связывает быль и небылицу, простоту и чудеса, провидение и случай. А сказки словно полотна, сотканные из событий и лиц, притягивают нас. Хочется хоть на мгновение погрузиться в их диковинную реальность: любоваться, осязать, пробовать. Такую возможность насладиться «вкусом сказки», получить гастрономическое и эстетическое удовольствие дарят наши ягодные настойки.

Я слышал, что вы также выпустили на виниле аудиосказку о Царе Салтане. Как это соотносится с общей концепцией проекта?

Идеально. (Смеется.) Наш арт-проект «Сказки для взрослых» воплотился на виниле, потому что это особая эстетика неторопливого удовольствия. Без возможности перемотки происходит плавное погружение в звук, эмоции и настроение. Режиссер Савва Савельев помог реализовать наш замысел — представить неакадемическое прочтение классики. Главным его решением стала игра с современными формами и новыми музыкальными стилями. Получилась история с крутым саунд-дизайном, аллюзиями на техно, а в сцене с корабельщиками актеры театра «Практика» и «Мастерской Брусникина» читают рэп. Главные роли блестяще исполнили такие артисты, как Варвара Шмыкова, Лукерья Ильяшенко, Алексей Агранович, Павел Артемьев и другие. Считаю, что такая лимитированная пластинка может украсить любую коллекцию винила — ее звучание нужно смаковать не спеша, наравне с гурманскими настойками sur-lie fruitier (на фруктах).

Фото: пресс-служба

Насколько я знаю, вы выпустили еще коллекционное издание сказок Пушкина. Решили обрамить свой проект со всех сторон?

Да, по традиции команда «Онегина» оставила свой литературный, если угодно — издательский след в истории. Красиво переплетенный томик сочного ягодного цвета «Сказки для взрослых» стал самым полным собранием волшебных сказок Александра Пушкина. Издание открывается малоизвестной сказкой для взрослых «Царь Никита и сорок его дочерей» 1822 года, которая никогда ранее не включалась в сказочные сборники из-за своей фривольности. Большинство из нас даже никогда не слышало о существовании этой игриво написанной истории о любвеобильном государе. Интересна она еще и тем, что это политическая сатира на Александра I, написанная эзоповым языком в форме забавной поэтической безделушки. Именно за политический подтекст «Царя Никиту» не публиковали в России в царские времена, а в советские — за эротически-фривольный сюжет. Выход сборника приурочен к двухсотлетнему юбилею «Царя Никиты» и уникален тем, что за два века это первый раз, когда все семь сказок поэта напечатаны одной книгой. Мы не ставим в книгу свою рекламу. Для нас это возможность поговорить с нашим потребителем про ценности, про глубину образов, про созидание. Мы считаем, что это самый правильный путь.

Фото: пресс-служба

Фото: пресс-служба

Эти сказочные релизы появились в поддержку линии ягодных настоек. Какие вкусы вы решили использовать? Планку вы установили очень высокую, и они должны ей соответствовать.

В дегустационный сет премиальных настоек sur lie fruitier вошли четыре тщательно составленные композиции. Sur lie fruitier — это метод выдержки на ягодном осадке. Мы сохраняем в напитке мельчайшие ягодные частицы, благодаря которым выдержка настоек продолжается непосредственно в бутылках, что позволяет добиться более яркого, глубокого и выраженного вкуса. Если говорить о вкусах, то это, например, купаж из черноплодной рябины с добавлением кедрового ореха и бузины. Еще есть настойка на основе черной смородины, ежевики и ягод асаи, которая обволакивает ароматом черных ягод и преподносит бархатное завершение во вкусе. Третий ягодный ансамбль сочетает в себе легкую кислинку вишни и гранатовых зерен и деликатную сладость барбариса. В четвертой настойке симбиоз нетривиального «оранжевого трио»: курага, облепиха и физалис. Самым неожиданным ингредиентом для нас стала курага. Мы очень много спорили о том, стоит ли ее использовать, но она проявила себя в настойках как очень нежный, яркий и особенный ингредиент.

Для работы над линией настоек вы привлекали профессиональных шеф-поваров?

Нет, сначала мы самостоятельно прорабатывали варианты, а потом тестировали их с шефами. Разумеется, мы также советовались с сомелье, потому что у них идеальное восприятие вкусов. И конечно обращались к нашим купажистам, ведь они потрясающе увлеченные профессионалы в деле смешивания вкусов. Поэтому в настойках появились облепиха, физалис, ягоды асаи. А, например, в купаже из черноплодной рябины мы хотели сделать реверанс в сторону пьемонтских вин с их мощными вкусами с нотками земли, табака… Наша линия «Онегин Gourmet» — это Limited Edition, и в данном случае это не дань моде, а целая философия. Это удовольствие для взрослых, готовых соприкоснуться со сказочным миром и погрузиться в уникальный вкусовой опыт.

Соглашусь, получилась очень красивая во всех смыслах концепция.

Да, но мы решили еще выше поднять градус красоты. (Смеется.) Нам удалось найти в Москве уникальную пушкинскую локацию с нарядными интерьерами. Это жемчужина архитектуры XIX века, уникальный объект культурного наследия — палаты Волковых-Юсуповых, которые ожидают реставрации и закрыты для публики. Будущий поэт в раннем детстве жил во флигеле в Харитоньевском переулке. И во взрослом возрасте Пушкин проводил много времени в гостях у Николая Юсупова, и фигура князя, как и сам дворец, занимали особое место в жизни поэта, а потом и в его произведениях. Тот самый ученый кот на «дубе у лукоморья» (впрочем, как и сам дуб из придворцового парка) перекочевал в сказку из жизни: в княжеском саду находился сконструированный в Голландии говорящий механический кот на цепи. Когда его заводили, весь свет собирался на него посмотреть. До наших дней особняк дожил с великолепным декором, созданным руками Зинаиды Юсуповой. Законодательница мод и муза всей творческой элиты того времени распорядилась расписать палаты дворца орнаментами и волшебными персонажами. Яркость образов и красок идеально подошла для фотосессии «Онегин Gourmet». Эта притягательная недоступность напоминает и лимитированные коллекции haute couture, что послужило вдохновением для создания арт-съемки. В результате весь проект собрался в единое целое, как мы и планировали.

Если почитать русскую народную сказку «Летучий корабль», то становится ясно: куда там Америке с ее супергероями! В нашей сказке есть персонажи, обладающие такими сверхспособностями, которые, например, героям комиксов Марвел даже и не снились.

Обпивало, Объедало, Стреляло, Слухало, Скороход, Холодило… И дурень — как же без него? У нас еще и мультфильм есть «Летучий корабль» — песни в нем такие, что уже не одно поколение детей выучило их наизусть. Одни частушки Бабок Ежек чего стоят? «Я была навеселе и летала на метле…». Однако каждому времени — свой «Летучий корабль», и вот уже в наши дни новая молодая команда стремится рассказать «легендарную сказку современным киноязыком, углубив героев и переосмыслив сюжет, добавив еще больше захватывающих приключений и юмора».

По сюжету новой сказки Царь собирается выдать свою дочь Забаву за обворожительного красавчика Поля — богатого наследника из-за границы. Вот только царевна хочет выйти замуж по любви. Ее неожиданное знакомство с простым, но честным матросом Иваном в пух и прах разбивает планы Поля заполучить корону. Влюбленный в царевну Иван с помощью обитателей волшебного леса строит Летучий корабль, чтобы улететь на нем вместе с любимой. Отважному матросу предстоит сразиться с хитрецом-Полем, который использует против Ивана темную магию. Но настоящая любовь окажется сильнее: злодей будет наказан, а Иван вместе с Забавой на Летучем корабле унесутся за новой мечтой.

В главных ролях — молодые, пока еще незнакомые зрителю актеры. Это не так, как было в сказке «Конек-Горбунок», где Ивана сыграл Антон Шагин, а Царь-девицу — Паулина Андреева, которых все знают. В фильме «Летучий корабль» роль Ивана исполняет Александр Метелкин, вошедший в топ-12 восходящих звезд российского кинематографа по версии Кинопоиска. Зритель знает артиста по сериалу «Перевал Дятлова». А Забаву играет Анастасия Мытражик — выпускница мастерской Олега Кудряшова, которую могли на экране видеть те, кто смотрел, например, фильм «Человек из Подольска». Забава — первая главная роль Анастасии. Но особое внимание к будущему фильму привлекает тот факт, что в нем сыграет певица и актриса Полина Гагарина. Она перевоплотится в ведьму Леди Джейн — эта оригинальная роль была написана специально для киноэкранизации.

«Моя ведьма Леди Джейн — это совершенно новая героиня «Летучего Корабля». Она точно не детский персонаж — с ней происходит то, что можно, наверное, даже назвать настоящей человеческой драмой. Поэтому не могу сказать, что наш «Летучий Корабль» — это исключительно детское кино, это очень красивый музыкальный фильм, поучительная сказка для всей семьи, где каждый найдет то, что обязательно отзовется!», — сказала Полина Гагарина «РГ».

А Алексей Учитель — генеральный продюсер фильма, Народный артист РФ, основатель и художественный руководитель киностудии «РОК» — ответил на наш вопрос о том, что нового в переосмыслении старой и не единожды экранизированной сказки?

Алексей Учитель: Современные технические возможности кино дают нам уникальные, недоступные ранее инструменты для создания красочного, объемного и масштабного сказочного мира. Советский мультфильм, который впервые рассказал русскую народную сказку о Летучем корабле средствами кино, длился всего 18 минут. Мы же снимаем полуторачасовую игровую картину. И это, в общем-то, новая история, которая существенно расширяет мир сказки, создает пространство для развития характеров персонажей, для новых приключений, неожиданных поворотов. Современный зритель уже другой, он хочет удивляться и испытывать яркие эмоции, но при этом, как ни парадоксально, по-прежнему любит старый мультфильм и его героев.

Нам удалось собрать очень яркую молодую команду — и это еще один способ вдохнуть новую жизнь в знакомую всем сказку. У нас совершенно невероятный актерский ансамбль: от таких признанных знаменитостей, как Полина Гагарина, Андрей Бурковский, Леонид Ярмольник и Федор Добронравов, до принципиально новых лиц — актеров, подобранных на главные роли. И мы пока держим в тайне имя звезды, которая сыграет Бабок Ежек — а это 5 ролей одновременно!

С такими составляющими я убежден, что нам удастся захватить воображение зрителя и подарить ему живые эмоции и огромное удовольствие от сочетания знакомого, любимого и нового, непредсказуемого.

Остается добавить, что Андрей Бурковский сыграет хитрого Поля, Леонид Ярмольник — Царя. И ни за что не догадаетесь, кого играет Анна Уколова. Но подскажем — она появится на экране в образе… Соловья-Разбойника.

Прямая речь

Режиссер-постановщик фильма «Летучий корабль» — Илья Учитель (известный по фильму «Стрельцов»):

Передо мной, как перед режиссером, стоит очень амбициозная задача — переосмыслить великий мультфильм, который к тому же является мюзиклом. Со своей стороны я стараюсь сделать все, что могу, окружил себя лучшими на данный момент людьми, способными мыслить нестандартно, сказочно. Кастинг нашего фильма считаю абсолютно уникальным, как по звездности состава, так и по таланту. Все слагаемые успеха есть. Уверен, что если получится в полной мере осуществить задуманное, зритель не останется равнодушным.

А будут ли песни?

«Летучий Корабль» нашего времени — это музыкальная комедия. Создатели гарантируют, что в ней будут легендарные песни Максима Дунаевского и Юрия Энтина: «А я не хочу, не хочу по расчету», «Ах, если бы сбылась моя мечта», арии Водяного «Я Водяной, я Водяной!», соло Ивана «Человек я простой» и конечно же частушек Бабок Ежек.

Задание для дурня

«За простого мужика нам дочку выдавать зазорно, — думает царь. — Надобно от таких женихов избавиться».

Спросил он у своих придворных — князей да бояр:

- Что нам теперь делать, как быть?

Они и присоветовали:

- Надо жениху задавать разные трудные задачи, авось он их и не разгадает. Тогда мы ему от ворот поворот и покажем!

Обрадовался царь, сейчас же послал слуг к дурню с таким приказом:

- Пусть жених достанет нам, пока наш царский обед не кончится, живой и мертвой воды!

Задумался дурень…»

(Из русской народной сказки «Летучий корабль». Леонид Ярмольник играет в новой киносказке Царя — отца Забавы, который души не чает в своей дочери).

Василий Ильич Куприянов (род. 17 февраля 1953, Москва) — советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации (2005).

Биография[править | править код]

Родился 17 февраля 1953 года в Москве в районе Дубровки[1]. Играл в Народном театре ДК Зил под руководством С.Л.Штейна . В 1971—1975 годах учился в Школе-студии МХАТ (мастерская Виктора Монюкова)[2]. Служил в рядак Советской Армии ЦАТСА (1977—1978). Затем играл в Новом драматическом театре (1976—1992)[3]

С 1992 года — актёр театра «Сфера». Был занят в спектаклях «Лес», «Пенелопа на все времена», «Нездешний вечер», «Честный аферист», «Живой театр Екатерины Еланской», «Гиперболоид инженера Гарина», «Мурли» и «Чудаки и зануды»[1]. В 2011 году выступил в мюзикле Александра Журбина «Мышеловка». В проекте режиссёра Василия Бархатова выступил в роли Рассказчика. В 2021 году участвовал в гастрольном туре по городам присутствия ТМК[4].

Первыми работами в кино стали роль Савушкина в фильме «Слово для защиты» (1976) Вадима Абдрашитова и роль Свинопаса в фильме «Принцесса на горошине» (1976) Бориса Рыцарева.

Сотрудничал со студией «Варус», где озвучил несколько десятков кинофильиов[5]. С 2007 года в издательствах «Библиофоника», «Эксмо», «Астрель» выходят аудиокниги в его исполнении. Особое место в репертуаре актёра занимает поэзия. Василий Куприянов читает Давида Самойлова, Николая Рубцова, Игоря Северянина, Владимира Маяковского, Николая Некрасова, Александра Твардовского.

Преподавал актёрское мастерство на вокальном факультете Международного славянского университета им. Г. Р. Державина. и в Московском гуманитарном университете на актёрском факультете .

Проводит авторские творческие вечера[6]. Организовывал и проводил выставки, посвященные своей родословной («Спутники и попутчики» в ЦДРИ и музее Нади Рушевой «Родословная-искусство» в РГБИ[7] и «Жизнь замечательных людей» в Доме Н. В. Гоголя[8]. Участник проекта «Театр в музее», проходящим в том числе доме-музее А. Н. Толстого. Принимал участие в фестивалях «Мелиховская весна», «Антоновские яблоки», «Чеховские сезоны» в Ялте и «Свиридовский фестиваль»[9].

Писательская деятельность[править | править код]

Куприянов — автор стихов и эпиграмм. Печатается в журналах «Театральный мир», «Библиотечное дело» и «Веси». В сборнике «На то и память нам дана…» (Владимир, 2008), посвященному театральному педагогу Виктору Монюкову, его ученик Василий Куприянов вспоминает своего учителя в статье «Внимание мастера»[10].

В 2017 году в издательстве «Эксмо» вышла книга Александры Марининой «Были 90-х. Как мы выживали», где помещен рассказ Куприянова «Как я был царем»[11].

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный артист Российской Федерации (2005)[12]
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)

Театральные работы[править | править код]

Основные работы в Новом драматическом театре
  • «Моя прекрасная леди» — полковник Пикеринг
  • «Путь вашей жизни» — Гарри
  • «Дорога к весне»-контрреволюционер
  • «Перстенек» — Леденцев
  • «Необыкновенные приключения обыкновенного мальчика»-Кот
  • «Седьмой подвиг Геракла» — Симплегат
  • «Легендарная личность» — Ткач
  • «Годы странствий»-Солдат
  • «Пойти и не вернуться»-Стефан
  • «Ночь после выпуска»-Сократ
  • «Отель забвения»-немецкий офицер
  • «Не бросай огонь,Прометей» — Аполлон
Работы в ЦАТСА
  • «Комическая фантазия»
  • «Святая святых»
  • «Мы.русский народ»
  • «Конец»
  • «Неизвестный солдат»
  • «Барабанщица»
  • «Р.В.С.»
  • «Расстояние в 30 дней»
  • «Лес»
  • «Смерть Иоанна Грозного»
  • «Учитель танцев»
Основные работы в театре «Сфера»
  • А. Стриндберг «Эрик XIV» (Юхан)
  • А. Островский «Красавец-мужчина» (Лупачев)
  • А. Аверченко «Преступная троица» (Подходцев)
  • Ф. Саган «Пианино в траве» (Жан-Лу)
  • В. Коростылев, М. Таривердиев «Король-олень» (Дурандарте)
  • П. Мельников-Печерский «В лесах и на горах» (Яким Стукалов)
  • А. Островский «Весенняя сказка» (Бермята)
  • Н. Лесков «Грозный ангел» (Белоярцев)
  • Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Роменвиль)
*Ги де Мопассан "Монт-Ориоль" (Андермат)
  • Ф.Лаубэ «Князь Таврический» (Бурцев)
  • Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго» (Комаровский)
  • Л.Н.Андреев «Прекрасные сабинянки» (Сципион)
  • Ж. Марсан «Публике смотреть воспрещается (Жан Байар)
  • В. Шукшин «Я пришел дать вам волю» (Прозоровский)
  • Н. Садур «Чудная баба» (Александр Иванович)
  • Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра» (Британ)
  • А. Платонов «Ученик Лицея» (Энгельгардт Егор Антонович)
  • С. Моэм «Пенелопа на все времена» (Давенпорт Барлоу)
  • В.Газенклевер «Честный аферист» (Господин Компас)
  • Ю.Олеша «Три толстяка» (Клоун Август)
  • У.Старк «Чудаки и зануды» (Дедушка, Аксельсон)
  • Э.Хемингуэй «Фиеста» (Граф)
  • Р.Белсвик «Простодурсен» (Сдобсен)
  • А.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» (Манцев)
  • А.Островский «Лес» (Восмибратов)

Фильмография[править | править код]

  • 1976 — Принцесса на горошине — Свинопас
  • 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — эпизод
  • 1976 — Слово для защиты — Савушкин
  • 1977 — Поединок в тайге — Веня
  • 1979 — Пограничный пёс Алый — Бараболько
  • 1981 — Будьте моим мужем — врач
  • 1981 — Фронт в тылу врага — Ротт
  • 1982 — Не хочу быть взрослым — прохожий
  • 1983 — Такая жесткая игра — хоккей — Савкин
  • 1983 — Шёл четвёртый год войны… — ефрейтор Краппе
  • 1985 — Русь изначальная — Голуб
  • 1987 — Забытая мелодия для флейты — жандарм
  • 1999 — Китайский сервиз — Ульрих
  • 2002 — Азазель — барон Эверт-Колокольцев
  • 2003 — Кобра. Антитеррор — Энтони Лойб
  • 2004 — Сыщики-3
  • 2005 — Любовь моя — сосед
  • 2007 — Адвокат-4 — Мерцалов
  • 2007 — Хитровка
  • 2007 — Детективы — Борис Бодрягин , Иноккентий (2 серии)
  • 2008 — Моя прекрасная няня — картежник
  • 2008 — Преступление будет раскрыто
  • 2008 — Час Волкова — 2 — режиссёр
  • 2010 — Вы заказывали убийство — Федор Аркадьевич Беретов
  • 2010 — По горячим следам — Олег Владимирович Черкасов
  • 2011 — Ласточкино гнездо — Владимир Павлович Попов
  • 2012 — Дело следователя Никитина — эпизод
  • 2014 — Косатка — Вова
  • 2015 — Верное средство — Виталий Маркелов
  • 2017 — Майор Соколов. Игра без правил — Михаил Волков
  • 2019 — Зелёный фургон. Совсем другая история — ректор
  • 2020 — Документалист. Охотник за призраками

Озвученные фильмы[править | править код]

  • Королева проклятых (2002)
  • История с ожерельем (2001)
  • Под перекрестным огнем (2001)
  • Скуби-Ду! и нашествие инопланетян (видео, 2000)
  • Люди Икс: Эволюция (сериал, 2000—2003)
  • Кандидат и его женщины (2000)
  • К бою готовы (2000)
  • На живца (2000)
  • Недотепы (2000)
  • Дублеры (2000)
  • Своя тусовка (2000)
  • Меняемся воротами (1999)
  • Скуби-Ду и призрак ведьмы (1999)
  • Каждое воскресенье (1999)
  • Молли (1999)
  • Бэтмен будущего (сериал, 1998—2000)
  • Дэннис-мучитель 2 (видео, 1998)
  • Вам письмо (1998)
  • Вавилон 5: Третье пространство (1998)
  • Служители закона (1998)
  • Переговорщик (1998)
  • Город ангелов (1998)
  • Бэтмен и Супермен (1997)
  • Человек, который слишком мало знал (1997)
  • Почтальон (1997)
  • Убийство в Белом доме (1997)
  • Инкогнито (1997)
  • Враждебные воды (1997)
  • Огонь из преисподней (1997)
  • Контакт (1997)
  • Звездные врата: ЗВ-1 (сериал, 1997—2007)
  • Космический джем (1996)
  • Мои дорогие американцы (1996)
  • Мерцающий (1996)
  • Стиратель (1996)
  • Клетка для пташек (1996)
  • Украденные сердца (1995)
  • Особь (1995)
  • Эпидемия (1995)
  • Рождённая свободной (1995)
  • Достать коротышку (1995)
  • Удивительное приключение панды (1995)
  • Уайатт Эрп (1994)
  • Конвоиры (1994)
  • Тролль в Центральном парке (1994)
  • Таинственный сад (1993)
  • Телохранитель (1992)

*Портрет Джеймса Дина» (1976)

Литература[править | править код]

  • Актёры отечественного кино: энциклопедия. В 4 томах 2 Е-Л ISBN978-5-904481-92-6.

Ñêàçêè Îðëîâñêîé ãóáåðíèè ñîáðàíû
 Èîñèôîì Ô¸äîðîâè÷åì Êàëëèíèêîâûì

 
                Êíÿçü Áàëàëàé

 îäíîì öàðñòâå, íå â íàøåì ãîñóäàðñòâå, æèë îõîòíèê. Ïî ëåñàì îí õîäèë, ïòèöó âñÿêóþ è çâåðü¸ èç ðóæüÿ áèë. Êàê-òî ðàç õîäèë îí, õîäèë, íèêîãî íå ïîäñòðåëèë. Èäåò äîìîé, âèäèò, íà ñîñíå îð¸ë ñèäèò. Ïðèöåëèëñÿ îõîòíèê, õîòåë óáèòü, à îð¸ë è ãîâîðèò åìó ÷åëîâå÷åñêèì ãîëîñîì: — Íå óáèâàé ìåíÿ, ëþáîå æåëàíèå èñïîëíþ.
— ß áåäíûé, — îòâå÷àåò îõîòíèê. — Ïîìîãè áîãàòûì ñòàòü.
— Ñòóïàé ëåñîì, âñòðåòèøü ñòàðöà. ×òî äàñò îí òåáå — íå ñìîòðè!

Ïîøåë îõîòíèê ëåñîì. ظë-ø¸ë, ñòàðöà âñòðåòèë. Äàåò åìó ñòàðåö ìåøî÷åê è ãîâîðèò:
— Íå ðàñêðûâàé, ïîêà äîìîé íå ïðèäåøü.

Ïîø¸ë îõîòíèê ê äîìó. ظë-ø¸ë, ïðèìîðèëñÿ, ñåë íà áóãîðî÷åê. Íå âûòåðïåë, ðåøèë â ìåøî÷åê çàãëÿíóòü. Òîëüêî ïðèîòêðûë, êàê íà÷àëè ÷åðâîíöû èç ìåøî÷êà ñûïàòüñÿ. Ñûïëþòñÿ è ñûïëþòñÿ — âñ¸ ïîëå ïîêðûëè. Êàê èõ ñîáðàòü? Âèäèò, ñòàðè÷îê èäåò.

— ×òî óíûâíûé ñèäèøü? — ñïðàøèâàåò ñòàðè÷îê.

— ×åðâîíöû íå âåäàþ, êàê ñîáðàòü.

— ß òåáå ïîìîãó. À çà ýòî äàøü ìíå òî, ÷åãî â äîìå íå çíàåøü.

Ïîäóìàë îõîòíèê: âñ¸ îí â äîìå çíàåò.

— Áåðè, — ñîãëàñèëñÿ.

Õëîïíóë ñòàðè÷îê â ëàäîøè. Âñå ÷åðâîíöû â ìåøî÷åê ñêàòèëèñü.

Ïðèõîäèò äîìîé, à æåíà ñûíà ðîäèëà.
«Ýõ, âîò ÷åãî ÿ â äîìå íå çíàë», — äîãàäàëñÿ îõîòíèê.
 
Ðàçâÿçàë îí ìåøî÷åê, ïîëíûé ñóíäóê äåíåã íàñûïàë. Ïîñòàâèë äîì, õîçÿéñòâî çàâ¸ë — õîðîøî æèòü ñòàë. À ñàì âñ¸ óíûâíûé õîäèò. Ñûíó óæå äåâÿòü ãîäêîâ èñïîëíèëîñü.

Ïîø¸ë îõîòíèê â ïîëå. Âñòðå÷àåòñÿ åìó ñòàðè÷îê è ãîâîðèò:

— Äîëæîê îòäàâàòü íàäî. Îòïðàâëÿé ñûíà ê êíÿçþ Áàëàëàþ.

Âîçâðàùàåòñÿ îõîòíèê äîìîé, ãîâîðèò æåíå:

— Íàäî ìàëü÷èêà îòïðàâëÿòü, îáåùàë ñòàðèêó.

Îòïðàâèëè åãî. Èä¸ò îí ëåñîì, äåëî ê íî÷è, à íî÷åâàòü íåãäå, â ëåñó âîëêîâ ìíîãî. Âäðóã âèäèò — îãîí¸ê. Îí íà îãîí¸ê ïîø¸ë. Ïîäõîäèò ê èçáóøêå íà êóðüèõ íîæêàõ. Çàø¸ë â íå¸. Òàì Áàáà-ÿãà, êîñòÿíàÿ íîãà, íîñ â ïîòîëîê âðîñ.

— Çäðàâñòâóéòå, áàáóøêà.

— Çäðàâñòâóé, äîáðûé ìîëîäåö. Êóäà ïóòü-äîðîãó äåðæèøü? Ïî ñâîåé îõîòå èëè ïî íåâîëå?

— Ïî íåâîëå, áàáóøêà. Îòåö îáåùàë îòäàòü êíÿçþ Áàëàëàþ, — îòâå÷àåò ìàëü÷èê.

— Îõ, íå õîäè. Îí çëîé, — ãîâîðèò Áàáà-ÿãà.

— Êàê íå èäòè — îáåùàíî. Íàêîðìèëà åãî Áàáà-ÿãà, íàïîèëà, ñïàòü óëîæèëà. Íàóòðî îòñûëàåò ê ñâîåé ñðåäíåé ñåñòðå.

Îïÿòü ëåñîì ïîø¸ë.

ظë-ø¸ë, à êàê ñòåìíåëî, îãîí¸ê çàìåòèë. Îí íà îãîí¸ê ïîø¸ë. Ïîäõîäèò ê èçáóøêå íà êóðüèõ íîæêàõ. Çàøåë â íå¸. Òàì Áàáà-ÿãà, êîñòÿíàÿ íîãà, íîñ â ïîòîëîê âðîñ.

— Çäðàâñòâóé, áàáóøêà.

— Çäðàâñòâóé, äîáðûé ìîëîäåö.

Êóäà ïóòü-äîðîãó äåðæèøü? Ïî ñâîåé îõîòå èëè ïî íåâîëå?

— Ïî íåâîëå, áàáóøêà. Îòåö îáåùàë ìåíÿ îòäàòü êíÿçþ Áàëàëàþ, — îòâå÷àåò ìàëü÷èê.

 
— Íó, íå áîéñÿ, ëîæèñü ñïàòü, óòðî âå÷åðà ìóäðåíåå.

Íàêîðìèëà åãî Áàáà-ÿãà, íàïîèëà, ñïàòü óëîæèëà. Íàóòðî ïîñëàëà åãî ê ìëàäøåé ñåñòðå.

— Ñòóïàé, íå áîéñÿ, — ñêàçàëà íà ïðîùàíüå.

Ïðèõîäèò ìàëü÷èê ê ìëàäøåé Áàáå-ÿãå. È ýòà åãî íàêîðìèëà, íàïîèëà, ñïàòü óëîæèëà. À íàóòðî ãîâîðèò:

— Êíÿçü Áàëàëàé ñèëîé áîëüøîé âëàäååò. ×òîáû íå ïîãèáíóòü, âîçüìè äåðåâÿííóþ ðóêó è ïîçäîðîâàéñÿ åþ ñ íèì.

Ïîäõîäèò ê äîìó êíÿçÿ Áàëàëàÿ, à òàì äåâî÷êà èãðàåò.

— Êóäà ïóòü äåðæèøü? — ñïðàøèâàåò äåâî÷êà.

— Ê Áàëàëàþ. Îòåö îáåùàë ìåíÿ åìó îòäàòü.

— Îí ðîäèòåëü ìîé. Áîþñü, ïîãóáèò îí òåáÿ.

— À ó ìåíÿ ðóêà åñòü äåðåâÿííàÿ.

— Ýòî õîðîøî. Îí ñëåïîé, ìîæåò, íå çàìåòèò.

Ïðèâåëà äåâî÷êà åãî ê êíÿçþ Áàëàëàþ.

— Çäðàâñòâóé, êíÿçü Áàëàëàé, — ãîâîðèò ìàëü÷èê è ïîäà¸ò äåðåâÿííóþ ðóêó.

Ñòàë êíÿçü òàê ðóêó æàòü, ÷òî ïàëüöû òðåñíóëè:

— Ýòî íå ÷åëîâå÷åñêàÿ ðóêà, à äåðåâÿííàÿ. Ñåé÷àñ ÿ òåáÿ óáüþ! — êðè÷èò Áàëàëàé.

— Ïîáåæàëè áûñòðåå. À òî îí òåáÿ óáü¸ò — è ìíå íåñäîáðîâàòü, — ãîâîðèò äåâî÷êà.

 
Áåæàëè, áåæàëè, âèäÿò, ïîãîíÿ çà íèìè. Äåâî÷êà è ãîâîðèò:

— ß îáåðíóñü ïîëåì, à òû ñòîðîæåì áóäåøü.

Òàê è ñäåëàëè. Ïîäúåõàëà ïîãîíÿ. Âèäÿò, ïîëå øèðîêîå äà ñòîðîæ îäèíîêèé.

— À íå âèäåë ëè òóò äâîèõ: ìàëü÷èêà è äåâî÷êó? — ñïðàøèâàþò.

— Íåò, íèêîãî íå âèäåë.

Äàëüøå ïîáåæàëè. Ñìîòðÿò, îïÿòü ïîãîíÿ íàãîíÿåò. Äåâî÷êà è ãîâîðèò:

— ß îáåðíóñü êåëüåé, à òû ìîíàõîì áóäåøü. Çâîíè â êîëîêîë ê îáåäíå.

 
Òàê è ñäåëàëè. Ïîäúåõàëà ïîãîíÿ. Ñòîèò êåëüÿ, äà ìîíàõ â êîëîêîë çâîíèò.

— À íå âèäåë ëè òû òóò äâîèõ: ìàëü÷èêà è äåâî÷êó? — ñïðàøèâàþò.

— Íåò, íèêîãî íå âèäåë.

Äàëüøå ïîáåæàëè. Ñìîòðÿò — îïÿòü ïîãîíÿ. Íà ýòîò ðàç ñàì êíÿçü Áàëàëàé èõ äîãîíÿåò.

Äåâî÷êà è ãîâîðèò:

— ß ðåêîé îáåðíóñü, à òû óæîì áóäåøü.

Ïîäúåõàë Áàëàëàé, à ðåêà ïåðåä íèì òàêàÿ øèðîêàÿ, ÷òî ïåðåïëûòü íåëüçÿ.

È íà÷àë êíÿçü âîäó ïèòü, ÷òîáû âñþ ðåêó âûïèòü. Ïèë-ïèë, ïîêà íå ëîïíóë.

Ñëóãè åãî íàçàä âåðíóëèñü, à äåòè äàëüøå ïîáåæàëè.

— Íó, ÿ ê îòöó ñ ìàòåðüþ ïîéäó, — ãîâîðèò ìàëü÷èê. — À êîãäà ïîñòàðøå áóäåì, ìû ñ òîáîé ïîæåíèìñÿ.

— Åñëè õî÷åøü, ÷òîáû ÿ òâîåé æåíîé ñòàëà, êîãäà äîìîé ïîéä¸øü, ñî âñåìè çäîðîâàéñÿ, òîëüêî ñ ìëàäøèì áðàòîì íå çäîðîâàéñÿ, — ãîâîðèò äåâî÷êà. — À òî çàáóäåøü ïðî ìåíÿ.

Ïðèåõàë ìàëü÷èê äîìîé, ãëÿíóë íà ìëàäøåãî áðàòà, íå âûòåðïåë, ïîöåëîâàë åãî è ñðàçó æå çàáûë ïðî ñâîþ íåâåñòó.

Ïðîøëî ñêîëüêî-òî âðåìåíè. Âûðîñ ìàëü÷èê, ïðèøëà ïîðà æåíèòüñÿ. Óçíàëà ïðî ýòî äî÷ü öàðÿ Áàëàëàÿ. Èñïåêëà îíà ïèðîã è ïîñëàëà ñâîåìó ñóæåíîìó.

Ïîäàëè ïèðîã ê ñòîëó, ðàçðåçàëè åãî. À îòòóäà äâà ãîëóáêà âûëåòàþò. Ñðàçó æå âñïîìíèë îí ïðî ñâîþ íåâåñòó. Íàøåë å¸, ïîâåí÷àëèñü è çàæèëè ñ÷àñòëèâî.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Сказка с пуговкиным в роли царя должок

Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.

В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).

Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).

Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.

Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.

Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.

Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.

Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.

Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.

На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?

Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?

Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.

Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»

Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Произведения

Автор

  • Сказка с пропущенными прилагательными
  • Сказка с рисунками удмуртская
  • Сказка с прокофьева сказка про башмачки
  • Сказка с сергеем безруковым
  • Сказка с подробностями григорий остер читать