В авторское повествование может быть включена чужая речь, то есть высказывания других лиц. Для передачи чу­жой речи существуют несколько способов: предложения с прямой речью, сложноподчинённые предложения с косвен­ной речью (Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, насторожи­лись), предложения с вводными конструкциями, которые указывают на источник информации (по словам, по сообще­нию, как говорят, как сказали, как говорится и т. п.).

Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, на­писал.

Предложение с прямой речью представляют собой бессо­юзное (смысловое и интонационное) объединение двух час­тей: прямой речи (без изменения воспроизводится чужая речь) и слов автора, которые устанавливают самый факт чужой ре­чи, называют её источник.

В словах автора, как правило, используются глаголы, обозначающие процессы речи и мысли, а также действия, чувства, им сопутствующие: Сказать, спросить, заметить, сообщить, воскликнуть, подумать, приказать, рассердиться, усмехнуться, засмеяться, обидеться, расстроиться и т. п.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО!

Выделяется несколько синтаксических конструкций с пря­мой речью. Знаки препинания в таких предложениях зави­сят от того, в какой позиции прямая речь находится по отно­шению к словам автора.

1) слова автора перед прямой речью:

image073 3

Выделяется несколько синтаксических конструкций с пря­мой речью. Знаки препинания в таких предложениях зави­сят от того, в какой позиции прямая речь находится по от­ношению к словам автора.

1) слова автора перед прямой речью:

image074 3

2) слова автора после прямой речи:

image075 3

image076 3

3) слова автора внутри прямой речи:

image077 0

4) прямая речь внутри авторских слов:

image078 1

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО!

Разновидностью прямой речи являются цитаты — до словные выдержки из текстов, из чьих-либо высказываний.

Существует несколько способов оформления цитат.

1. Цитата оформляется как прямая речь. В этом случае знаки препинания расставляются так же, как в предложени­ях с прямой речью.

Гоголь писал: «Никто из наших поэтов не был ещё так скуп на слова и выраженья, как Пушкин, так не смотрел ос­торожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого»

2. Цитата может быть включена в предложение с косвен­ной речью. При этом цитата выделяется кавычками.

М. Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо бо­гат и всё обогащается с быстротой поражающей».

3. Цитата может быть включена в предложение при помо­щи специальных вводных конструкций типа По словам…, как писал…, как говорил…

По словам И. С. Тургенева, он «никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском».

Чужой речью являются и эпиграфы. Они оформляются без кавычек, а ссылка на автора даётся без скобок. После фамилии автора ставится точка.

Какой светильник разума угас!

Н. Некрасов.

Если стихотворный текст цитируется с точным соблю­дением строк и строф подлинника, то кавычки не ставятся.

Тебя приветствую я снова,

Маститый старец — тёмный лес, Стоящий мрачно и сурово

Под синим куполом небес.

(В. Бенедиктов)

Если стихотворный текст цитируется без соблюдения строк и строф, то ставятся знаки препинания, как при прямой речи.

Бенедиктов обращается к лесной стихии, как к живому существу:

« Тебя приветствую я снова,

Маститый старец ~ темный лес, Стоящий мрачно и сурово

Под синим куполом небес».

КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по синтаксису и пунктуации?

А6 Укажите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский кор­пус.

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петер­бурге и за границей.

А7 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы).

1) Одним из русских прозаиков начала XX века, де­тально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.

2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», пом­нят бродягу Варлаама.

3) Благодаря искусства Микеланджело современные ху­дожники и скульпторы умеют выражать в масштаб­ных формах свои мысли и чувства.

4) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и пре­красном».

Прочитайте предложения и выполните задания А8 — АН.

A. Европа — колыбель современной науки, а Греция — колыбель европейской цивилизации.

Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.

B. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова

Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологиче­ских революций, в результате которой человечество перешло к осёдлому образу жизни, наши представ­ления о прошлом во многом изменились.

Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических от­крытий.

А9 Сколько грамматических основ в предложении В?

1) пять 2) две 3) три 4) четыре

А10 Укажите верную характеристику предложения Г.

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное (

4) простое с однородными членами

А20 Укажите правильное объяснение пунктуации в предло­жении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» ут­верждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все циф­ры, на месте которых должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Га-

Лилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники. 1)1; 2)2,4; 3)1,4; 4)1,3

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все циф­ры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хоро­шел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на прода­жу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал велико­лепные изделия новгородских ремесленников.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2 3) 3, 4, 5 4) 1, 3

T

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить од­ну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В Средневековье появились термометр и барометр те­лескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

2) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложив­шимся группам либо образовывал^ свою собственную.

3) Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей.

4) У византийских мастеров учились архитекторы и ху­дожники европейских и азиатских стран.

А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

Писатель — не сочинитель: первый пишет, чтобы изло­жить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными члена­ми предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения ука­зывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все циф­ры, на месте которых в предложении должны стоять за­пятые?

Мышление человека (1) обеспечивает способность пра­вильно реагировать на новую ситуацию (2) для разре­шения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1)1,2 2)2 3)3 4)2,4

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все циф­ры, на месте которых в предложении должны стоять за­пятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жало­вался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «по­этическая жалоба» (4) которая не имела никакого отно­шения к сопровождавшему поэта в пути живому удо­вольствию.

1)1,2,3,4 2)2,3 3)1,3,4 4)2,4

ВЗ Из предложений 6—8 выпишите словосочетание со свя­зью ПРИМЫКАНИЕ.

В4 Среди предложений 4—12 найдите сложные предложе­ния, в состав которых входят безличные предложения. Напишите номера этих предложений в порядке возрас­тания.

В5 Среди предложений 18—23 найдите предложения с обо­собленными согласованными определениями. Напиши­те номера этих предложений в порядке возрастания.

В6 Среди предложений 9—17 найдите сложные предложе­ния с придаточным условия. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

В4 Среди предложений 4—12 найдите сложные предложе­ния, в состав которых входят безличные предложения. Напишите номера этих предложений в порядке возрас­тания.

В8 Какие три из перечисленных ниже средств выразитель­ности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

1) метафоры

2) аллитерация

3) инверсия

4) олицетворение

5) ряды однородных членов предложения

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Это задание проверяет умение определять наиболее ти­пичные языковые средства, которыми пользуется автор про­читанного вами текста, чтобы более точно и выразительно пе­редать свои мысли и чувства. Напоминаем, что это одно из са­мых сложных заданий экзаменационной работы.

Многие выразительные языковые средства основаны на синтаксических особенностях русского языка. Назовём наи­более распространенные приемы.

Синтаксический параллелизм (греч. Parallelos «иду­щий рядом», «параллельный») — приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк или строф:

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.

(В. Хлебников)

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.

(М. Лермонтов)

Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой.

(С. Поделков)

Широко используются в произведениях художественной литературы, в публицистических текстах риторические (греч. Rhetorike «ораторское искусство») фигуры, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Наиболее распро­странёнными риторическими фигурами являются риториче­ский вопрос, риторическое восклицание и риторическое об­ращение.

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий отве­та, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин)

Риторическое восклицание — восклицательное предло­жение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоцио­нальности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсут­ствующему лицу. Наиболее часто риторическое обращение встречается в поэзии.

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)

Для усиления выразительности речи в художественных текстах часто используется инверсия (от лат. Inversio «пе­рестановка», «переворачивание») — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (пря­мой) порядок.

Например, предложение с прямым порядком слов И я долго твердил нежное имя милой Мариулы с помощи инвер­сии преобразуется в выразительную и ритмически организо­ванную фразу:

И долго милой Мариулы я имя нежное твердил.

(А. Пушкин)

Некоторые учёные в особую группу назывных предложе­ний выделяют синтаксические конструкции, которые обыч­но называются именительным представления. Такие конст­рукции называют предмет, лицо или явление с целью вы­звать представление о них. За именительным представления следует сообщение, характеризующее названный предмет или явление. Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин) Москва… Она не русской быть не может, как человек не может не дышать. (В. Инбер) Рос­Сия! Где она кончается? Найди конец, чтоб клином свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет. (Н. Кабушкин) Именительный представления является од­ной из риторических фигур речи и часто используется в пуб­лицистической и художественной речи.

И наконец отметим, что в роли изобразительно-вырази­тельных средств могут выступать и «обычные» синтаксиче­ские конструкции: однородные члены предложения (неред­ко используются предложения с несколькими рядами одно­родных членов), обособленные члены, а также вводные слова.

Одно из ярких синтаксических средств — парное соединение однородных членов предложения. Этот приём используется в текстах художественного и публи­цистического стилей как одно из сильных выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы.

Ничего не даётся само собой, Без усилий и воли, Без Жертв и труда. (А. Герцен)

В ряду однородных определений каждое последующее мо­жет усиливать выражаемый ими признак, в результате чего создаётся смысловая градация: Радостное, праздничное, лу­чезарное Настроение распирало, и мундир, казалось, стано­вился тесен… (С. Серафимович)

Сравнение — образное выражение, построенное на сопос­тавлении двух предметов, понятий или состояний. Ярким выразительным средством является сравнительный оборот.

В сравнении обычно выделяются три элемента: 1) то, что сравнивается, — предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, — образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, — признак. Например: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребен­ка. (М. Лермонтов) Элементы этого сравнения: 1) предмет — воздух, 2) образ — поцелуй ребенка, 3) признак — свежеть, чистота, нежность.

Выполнение задания Б-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-вырази­тельных особенностей. Обращаем внимание на то, что пра­вильное выполнение этого задания поможет лучше справить­ся со сложным заданием С-1, в котором предлагается напи­сать небольшое по объёму сочинение. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочи­танном тексте проблем, но и оценить речевое оформление этого текста, то есть отметить наиболее яркие языковые сред­ства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли и чувства.