Библиографическое описание:
Имяминова, Ш. С. Проблемы прямого перевода и перевода косвенного / Ш. С. Имяминова, Ф. И. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 543-545. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81735/ (дата обращения: 08.01.2022).
В статье авторы пытаются определить проблемы перевода парных сочетаний.
Ключевые слова:
художественный перевод, прямой перевод, парные сочетания.
Мы знаем, что художественный перевод — это одна из не самых лёгких направлений в сфере лингвистики, который требует особых знаний, искусство и творческая деятельность. Писатель создаёт книги, Переводчик в этом случае — автор, пишущий ту же книгу, только на другом языке, создающий ту же книгу для читателя с самого начала, а для этого необходимо обладать не только переводческими знаниями, но и писательскими способностями. Исходя из этого, переводя текст, переводчик должен сохранить идеи, слова, мысли и стилистику автора, — должен передать национальную атмосферу (духовность) и колорит того народа, который описывает автор, — должен сохранить структуру и форму оригинала.
Всем известно, что русский язык является посредником между многими культурами, хорошо переведенные романы, эпосы, рассказы, стихи и даже сказки всегда доставляли читателю огромное удовольствие. Однако проблема в том, что есть веские причины для пересмотра и разработки проблем прямого перевода и перевода косвенного в художественной литературе.
Гафур Гулям известен своими талантливыми переводами на узбекский язык произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Бомарше и др. Много произведений Гафур Гулям посвятил детям. Речь идёт о его повести «Озорник». Герой сам рассказывает о своей трагической жизни. В его речи звучат разные пословицы и поговорки, метафоры и сравнения. Большинство из них окрашено юмором и сатирой. Писатель сосредоточивает внимание на изображении переживаний и чувств озорника, на его внутреннем состоянии души. Но, перевод этой повести на разные языки с точки зрения лингвистов выходить из рамок.
В прямом переводе с узбекского на немецкий язык можно найти много общего. Также, с точки зрения читателей немецкий и английский вариант повести можно считать адекватным переводом. Адекватный перевод — это перевод, соответствующий оригиналу и, как говорит Комиссаров В. Н., «в нестрогом употреблении «адекватный перевод» — это «хороший» перевод, оправдывающий ожидания и надежды коммуникантов или лиц, осуществляющих оценку качества перевода» [1, с. 152].
Прямой перевод — это перевод, который получается в результате работы непосредственно с оригинальным текстом. При косвенном переводе основным источником информации для переводчика, который не является носителем русского языка, является русский язык, являющийся языком оригинала. С древних времен люди были заинтересованы в изучении культур, духовности, обычаев и традиций других народов. Перевод как литературное творчество существует уже много тысячелетий, но систематическое изучение его в качестве научного предмета началось сравнительно недавно.
Теперь о самом главном, поскольку мы знаем, теоретики выделяют один из основных проблем перевода художественного перевода как перевод фразеологизмов:
– перевод свободных словосочетаний и
– перевод устойчивых словосочетаний (фразеологизмов)
А сможем ли мы разбираться в основных проблемах и возможных путях их решения, которые предлагают нам такие известные теоретики и практики перевода, как Л. С. Бархударов, В. Н. Комиссаров, Ю. Найда или же другие.
Когда два или более независимых слова объединяются грамматически и семантически, то есть через доминирующее подчиненное отношение, образуется фраза. Словосочетания могут быть свободными и устойчивыми. Значение свободных словосочетаний зависит от доминирующих отношений, которые регулируют взаимодействие между компонентами. В большинстве случаев свободные словосочетания
в
прямом переводе слова сохраняют свои значения, поэтому их можно перевести без труда. При переводе таких словосочетаний важно знать перевод составляющих их компонентов и синонимы тех слов.
В устойчивых словосочетаниях слова свободно связаны между собой: они означают понятие, они употребляются уже в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке, какими их удерживает наша память. Стабильные словосочетания или же фразеологизмы сложны по составу. Например, парное сочетание
«im Grossen und Ganzen
» [4:82] в немецком перевода книге использовалась в смысле «
в общем и целом, в основном»
и
имеет твердо фиксированный структурный особенность.
Парными сочетаниями слов называются фразеологизмы с целостным смыслом, возникающим в результате семантического преобразования сочинительных сочетаний, включающих два однородных слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) и соединяемых при помощи союза und, реже oder или weder… noch. В повести «Der Schelm» Гафура Гуляма можно встретит таких парных слов как:
Muhe und Not,
Kreuz und quer,
Hin und her,
Ab und zu
Im Großen und ganzen [3:75]
Перевод таких парных сочетаний встречаются во всех стилях речи. Есть несколько важных признаков таких фразеологизмов: для создания пары оба компонента — одна часть речи чаще всего они являются прилагательными и существительными компоненты соединены при помощи союза und, oder, weder… noch.
Давайте проанализируем по этим признакам некоторые сочетание:
Hin und wieder [3:71] — это сочетание можно заменить синонимом, состоящим из одного слова manchmal, nach und nach тоже можно заменить синонимом allmählich, hin und wieder можно занимать синонимами von Zeit zu Zeit и manchmal, Hin und her можно заменить парным сочетанием auf und ab.
Замена таких синонимов как парные сочетания на немецком языке соответствует оригиналу на всех уровнях, а именно, на лексическом, грамматическом и семантическом уровне. [4:95]
Я думаю, что перевод устойчивых словосочетаний и свободных словосочетаний имеет важную роль в переводе. Замена синонимов зависит от выбора слова переводчика. Маленькая статья о языковых проблемах прямого и о косвенного перевода это всего лишь капля в море. Мы лингвисты и переводчики должны усердно работать над этой проблемой и тогда можем, расширит круг отечественных, а также зарубежных читателей.
Литература:
1. Комиссаров В. Н. «Современное переводоведение». Учебное пособие. — Москва.ЭТС. — 2001.
2. Гафур Гулям.Озорник:повесть. Перевод с узбекского Александра Наумова. — Ташкент: Янги аср авлоди, 2017.
3. Gafur Gulom.Der Schelm. Roman Gafur Gulom. Übersetzer O.Ostonov, A.Azizov Tashkent:»Akademnashr « Verlag, 2014.
4. Чернышева И. И. Фразеология современного немецкого языка. Москва: Высшая школа, 1970.
Основные термины (генерируются автоматически): перевод, прямой перевод, русский язык, художественный перевод, адекватный перевод, косвенный перевод, немецкий язык, парное сочетание, помощь союза, синоним.
В авторское повествование может быть включена чужая речь, то есть высказывания других лиц. Для передачи чужой речи существуют несколько способов: предложения с прямой речью, сложноподчинённые предложения с косвенной речью (Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, насторожились), предложения с вводными конструкциями, которые указывают на источник информации (по словам, по сообщению, как говорят, как сказали, как говорится и т. п.).
Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал.
Предложение с прямой речью представляют собой бессоюзное (смысловое и интонационное) объединение двух частей: прямой речи (без изменения воспроизводится чужая речь) и слов автора, которые устанавливают самый факт чужой речи, называют её источник.
В словах автора, как правило, используются глаголы, обозначающие процессы речи и мысли, а также действия, чувства, им сопутствующие: Сказать, спросить, заметить, сообщить, воскликнуть, подумать, приказать, рассердиться, усмехнуться, засмеяться, обидеться, расстроиться и т. п.
ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО!
Выделяется несколько синтаксических конструкций с прямой речью. Знаки препинания в таких предложениях зависят от того, в какой позиции прямая речь находится по отношению к словам автора.
1) слова автора перед прямой речью:
Выделяется несколько синтаксических конструкций с прямой речью. Знаки препинания в таких предложениях зависят от того, в какой позиции прямая речь находится по отношению к словам автора.
1) слова автора перед прямой речью:
2) слова автора после прямой речи:
3) слова автора внутри прямой речи:
4) прямая речь внутри авторских слов:
ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО!
Разновидностью прямой речи являются цитаты — до словные выдержки из текстов, из чьих-либо высказываний.
Существует несколько способов оформления цитат.
1. Цитата оформляется как прямая речь. В этом случае знаки препинания расставляются так же, как в предложениях с прямой речью.
Гоголь писал: «Никто из наших поэтов не был ещё так скуп на слова и выраженья, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого»
2. Цитата может быть включена в предложение с косвенной речью. При этом цитата выделяется кавычками.
М. Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».
3. Цитата может быть включена в предложение при помощи специальных вводных конструкций типа По словам…, как писал…, как говорил…
По словам И. С. Тургенева, он «никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском».
Чужой речью являются и эпиграфы. Они оформляются без кавычек, а ссылка на автора даётся без скобок. После фамилии автора ставится точка.
Какой светильник разума угас!
Н. Некрасов.
Если стихотворный текст цитируется с точным соблюдением строк и строф подлинника, то кавычки не ставятся.
Тебя приветствую я снова,
Маститый старец — тёмный лес, Стоящий мрачно и сурово
Под синим куполом небес.
(В. Бенедиктов)
Если стихотворный текст цитируется без соблюдения строк и строф, то ставятся знаки препинания, как при прямой речи.
Бенедиктов обращается к лесной стихии, как к живому существу:
« Тебя приветствую я снова,
Маститый старец ~ темный лес, Стоящий мрачно и сурово
Под синим куполом небес».
КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по синтаксису и пунктуации?
А6 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив начальное домашнее образование в Москве,
1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.
3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.
4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.
А7 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.
2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
3) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
4) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
Прочитайте предложения и выполните задания А8 — АН.
A. Европа — колыбель современной науки, а Греция — колыбель европейской цивилизации.
Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.
B. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова
Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к осёдлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.
Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.
А9 Сколько грамматических основ в предложении В?
1) пять 2) две 3) три 4) четыре
А10 Укажите верную характеристику предложения Г.
1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное (
4) простое с однородными членами
А20 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Га-
Лилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники. 1)1; 2)2,4; 3)1,4; 4)1,3
А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2 3) 3, 4, 5 4) 1, 3
T
А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.
2) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывал^ свою собственную.
3) Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей.
4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.
А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Писатель — не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1)1,2 2)2 3)3 4)2,4
А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.
1)1,2,3,4 2)2,3 3)1,3,4 4)2,4
ВЗ Из предложений 6—8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4 Среди предложений 4—12 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
В5 Среди предложений 18—23 найдите предложения с обособленными согласованными определениями. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
В6 Среди предложений 9—17 найдите сложные предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
В4 Среди предложений 4—12 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
В8 Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.
1) метафоры
2) аллитерация
3) инверсия
4) олицетворение
5) ряды однородных членов предложения
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Это задание проверяет умение определять наиболее типичные языковые средства, которыми пользуется автор прочитанного вами текста, чтобы более точно и выразительно передать свои мысли и чувства. Напоминаем, что это одно из самых сложных заданий экзаменационной работы.
Многие выразительные языковые средства основаны на синтаксических особенностях русского языка. Назовём наиболее распространенные приемы.
Синтаксический параллелизм (греч. Parallelos — «идущий рядом», «параллельный») — приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк или строф:
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.
(В. Хлебников)
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.
(М. Лермонтов)
Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой.
(С. Поделков)
Широко используются в произведениях художественной литературы, в публицистических текстах риторические (греч. Rhetorike — «ораторское искусство») фигуры, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Наиболее распространёнными риторическими фигурами являются риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение.
Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.
Куда ты мчишься, гордый конь, И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин)
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство.
(Ф. Тютчев)
Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Наиболее часто риторическое обращение встречается в поэзии.
Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)
Для усиления выразительности речи в художественных текстах часто используется инверсия (от лат. Inversio — «перестановка», «переворачивание») — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.
Например, предложение с прямым порядком слов И я долго твердил нежное имя милой Мариулы с помощи инверсии преобразуется в выразительную и ритмически организованную фразу:
И долго милой Мариулы я имя нежное твердил.
(А. Пушкин)
Некоторые учёные в особую группу назывных предложений выделяют синтаксические конструкции, которые обычно называются именительным представления. Такие конструкции называют предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. За именительным представления следует сообщение, характеризующее названный предмет или явление. Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин) Москва… Она не русской быть не может, как человек не может не дышать. (В. Инбер) РосСия! Где она кончается? Найди конец, чтоб клином свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет. (Н. Кабушкин) Именительный представления является одной из риторических фигур речи и часто используется в публицистической и художественной речи.
И наконец отметим, что в роли изобразительно-выразительных средств могут выступать и «обычные» синтаксические конструкции: однородные члены предложения (нередко используются предложения с несколькими рядами однородных членов), обособленные члены, а также вводные слова.
Одно из ярких синтаксических средств — парное соединение однородных членов предложения. Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из сильных выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы.
Ничего не даётся само собой, Без усилий и воли, Без Жертв и труда. (А. Герцен)
В ряду однородных определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, в результате чего создаётся смысловая градация: Радостное, праздничное, лучезарное Настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен… (С. Серафимович)
Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний. Ярким выразительным средством является сравнительный оборот.
В сравнении обычно выделяются три элемента: 1) то, что сравнивается, — предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, — образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, — признак. Например: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) Элементы этого сравнения: 1) предмет — воздух, 2) образ — поцелуй ребенка, 3) признак — свежеть, чистота, нежность.
Выполнение задания Б-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Обращаем внимание на то, что правильное выполнение этого задания поможет лучше справиться со сложным заданием С-1, в котором предлагается написать небольшое по объёму сочинение. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, но и оценить речевое оформление этого текста, то есть отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли и чувства.
Тип урока: закрепление изученного
Вид урока: урок-практикум
Технология: традиционная с элементами
личностно ориентированного подхода
Цели урока:
- проверить знания по теме “прямая речь”;
- закрепить навыки построения схемы предложения
с прямой речью;
Задачи:
- отрабатывать пунктуационные навыки при прямой
речи, стоящей до и после слов автора; работать над
интонацией в предложениях с прямой речью; - развивать познавательные интересы,
самостоятельное мышление, умение анализировать
языковой материал; - воспитывать культуру учебной деятельности.
Методы: компьютерная презентация, словесный,
наглядный.
Приемы: беседа, самостоятельная и
индивидуальная работа, работа в группах,
взаимопроверка.
Оборудование: проектор, экран, карточки,
презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Слово учителя.
— Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Открываем тетради, записываем дату, классная
работа.
2. Объявление темы урока.
На уроке сегодня проверим свои знания по теме
“Прямая речь”, вспомним, как построены
предложения с прямой речью, будем учиться
составлять предложения и схемы предложений с
прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию
при прямой речи до и после слов автора.
Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью” (Презентация,
слайд 2)
3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:
1) Что такое прямая речь? (слайд 3)
2) Из каких частей состоит предложение с прямой
речью? (слайд 4)
3) Где может стоять в предложении прямая речь?
Слова автора? (слайд 5)
4) От чего зависит расстановка знаков
препинания в предложениях с прямой речью? (в
каком порядке идут прямая речь и слова автора)
5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)
6) Как ставятся знаки препинания, если прямая
речь стоит после слов автора? Перед словами
автора? (слайды 7,8,9)
На письме прямая речь имеет довольно сложную
пунктуацию. Главная ее задача – по-разному
обозначить слова автора и чужую речь.
Постановка знаков препинания зависит от
взаимного расположения двух частей. (слайд 10)
Теоретический материал повторили, теперь
перейдем к практике.
II. Тренировочные упражнения
1. Схематический диктант (один ученик у доски).
1.“А, старая знакомая, здравствуй!” — ласково
проговорила Лиса.
2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой
разговаривать”, — ответила Серая Шейка.
3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять
придет”.
4. “Ведь вы весной вернетесь?” — спрашивала
Серая Шейка.
Проверяю себя (слайд 11).
2. Расставьте пропущенные знаки препинания
Тренажер (Виртуальная школа “Уроки русского
языка Кирилла и Мефодия”, 6 класс) (слайд 12)
Все это верно согласился строитель
А как вы думаете обратился председатель к залу
Вот бы мне покататься на таком корабле
мечтательно воскликнул юнец
3. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Запись на доске: (слайд 13) (Приложение
№1)
1. Максим Горький говорил Хорошая книга –
праздник
2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина
4. Запишите в колонки номера предложений с
прямой речью, соответствующие данным схемам.
Расставьте знаки препинания.
(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)
А: “П”. | А: “П?” | “П”, — а. | “П?” — а. | “П!” — а. |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной
вернетесь
2. Ты держись вон около того берега, где в реку
сбегает ключик советовала старая утка.
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил
заяц.
5. Лисичка сказала Я тебя съем
Проверяю себя (слайд 15)
5. Работа в группах.
Составьте предложения на тему “Зима и птицы” (слайд
16)
Из двух предложений составьте одно с прямой
речью. Составьте схемы.
1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!
2. Под глубоким снегом трудно найти корм
маленькой птице. Сказала девочка. (слайд 17)
Дополните предложения прямой речью. Составьте
схемы. (слайд 18)
1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________
”.
2. “ __________________________________________ ,” — сказал учитель.
Составьте и запишите предложения по схемам.
(слайд 19) 1. “П!” — а. 2.А: “П?”
III. Физкультминутка (слайд 20)
IV. Прочитайте текст. (слайды 21,22)
Определите его основную мысль. Укажите
предложения с прямой речью. Объясните постановку
знаков препинания. Какие глаголы “говорения”
использованы в тексте?
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к
сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали
говорить, как они скучали.Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе,
как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя,
как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая.
“Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик
плачет по птичке”, — сказала третья дочь. “Мне
было без тебя, как пчелке без цветка”, — щебетала
четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля
росы”, — промолвила пятая. “Я высматривала тебя,
как вишневый сад высматривает соловья”, —
прошептала шестая.А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с
мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.(По В.Сухомлинскому)
- Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?
(добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка
заботливая, внимательная). - Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
- Функция прямой речи – служить средством
речевой характеристики персонажа, отражать
внешнюю действительность. (слайд 23) - Речь характеризует героя. Нам надо об этом
помнить.
Автор, передающий чужую речь, называет сам факт
речи (мысли), использует для этого глаголы
речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать
и др.), отглагольные существительные того же
значения (голос, крик, мысль и др.), а также
называет субъекта речи (кто говорит). В словах
автора может характеризоваться речь (тихо,
печально, с жаром и т.п.)
(демонстрация таблицы – слайды 24,25)
V. Работа в группах.
В данных предложениях поставьте недостающие
знаки препинания, в местах пропусков впишите
глаголы “говорения” и обстоятельства,
отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями.
На темы какого произведения составлены данные
предложения? (слайд 26)
1. Буратино _______________ _____________ Как посадить
золотые в землю
2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________
папа Карло.
3. Идемте скорее, ключик подходит _______________
_____________ всех Буратино.
Для справки: переспросил, повторял, звал;
удивленно, растерянно, радостно.
VI. Самостоятельная работа. Тест (Приложение
№1).
1) Укажите схему построения предложения с
прямой речью, в которой допущена ошибка в
постановке знаков препинания.
“П”,- а. 3. “П!” — а.
А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, — а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной
ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “
Хорошо!”“Спасибо тебе” : сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” — крикнул он.
“Что там случилось?” — спросил Крокодил.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи.
Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился
ко мне экзаменатор.__________В известной песне поется С чего начинается
Родина _________
VII. Вывод.
- Что узнали сегодня на уроке?
- Из каких двух частей состоят предложения с
прямой речью? - Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в
кавычках) - Как ставятся знаки препинания в предложениях с
прямой речью?
VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд
27)
1) подобрать 6 предложений с прямой речью из
народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием
предложений с прямой речью;
3) упражнение 241.
Используемая литература
- Русский язык. Учебник для 5 класса / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –
М.: Просвещение, 2006. - Уроки русского языка в 5 классе. Книга для
учителя/ Богданова Г.А. – М.: Издательский Дом
“ГЕНЖЕР”, 2000. - Уроки русского языка в 5 классе. Книга для
учителя/ Никитина Е.И. – М.: Просвещение, 2001. - Виртуальная школа “Уроки русского языка
Кирилла и Мефодия”, 6класс.
Авторы УМК: Авторы УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Цели урока: формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении; вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.
Планируемые результаты
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Регулятивные УУД
Искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы
Предметные умения:
развить умение формулировать определение понятий;∙
ввести понятие предложения с прямой речью;∙
формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;∙
ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;∙
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;∙
обогащать словарный запас учащихся;∙
совершенствовать орфографические умения∙
Основные понятия
Прямая речь, слова автора, кавычки
Формы обучения
Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая
Методы обучения
По источнику «передачи знаний»: словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемно — поисковый
Приемы обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, парах, самостоятельная работа
Оборудование
ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: карточки с заданиями, учебник.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный момент
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
Подарками судьбы.
Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке
Открыли тетради, записали число, классная работа
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные: мобилизация внимания
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками
Регулятивные: саморегуляция
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
— Посмотрите фрагмент мультфильма (Слайд 2)
-Из какой сказки данный эпизод? Кто догадался?
-Подумайте, как бы вы оформили это предложение, и затем запишите его в тетрадь.
-Прочитайте, как вы оформили данное предложение на письме.
-Почему ваши мнения разошлись?
-А чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?
-А знаете ли вы, как эти предложения называются?
-А хотели бы вы узнать?
-А схемы таких предложений вы умеете составлять?
-А хотели бы научиться?
— Давайте разбираться.
Отвечают на вопрос учителя
Записывают предложение в тетрадь
Отвечают на вопросы учителя.
— Не знаем, как правильно оформить данное предложение на письме
— Как правильно оформлять такие предложения на письме
— Нет
— Да
— Нет
-Да
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Цель этапа:выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
— Прочитайте данное предложение. —Что в этом предложении интересного, необычного?
-Кто произносит первую часть предложения?
-Прочитайте вторую часть предложения
-Чьи это слова?
-А как вы догадались?
-А кто передаёт нам слова рыбки?
-А как говорящий произносит эти слова? Он их изменяет или передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения?
-Так кто же догадался, как называются предложения, в которых речь передаётся прямо, дословно, без изменений?
— Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.
-Запишите тему урока в свою тетрадь
-Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему мы должны будем научиться?
-Ребята, так что же такое прямая речь, как вы поняли?
— Давайте сверим своё открытие с учебником и посмотрим, какое определение прямой речи даёт нам учебник
-Правильно мы с вами сделали вывод о том, что такое прямая речь?
-В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь. Давайте посмотрим, как же оформлено предложение с прямой речью у Пушкина. ( Слайд 3)
-Где стоят слова автора?
-А прямая речь?
-Как оформлена прямая речь?
-А как вы думаете, почему прямая речь заключена в кавычки?
-Пишется прямая речь с какой буквы?
-А после слов автора ставится
— Можем ли мы теперь исправить ошибки и правильно оформить знаками препинания наши предложения?
— Исправьте ошибки, которые вы допустили в оформлении предложения с прямой речью.
— А почему перед словом старче стоит запятая? Кто мне объяснит?
Читают предложение
-Предложение состоит из двух частей.
— Автор
Читают
— Рыбки
— Автор подсказывает нам, кому принадлежат эти слова
— Автор, говорящий
-Он их передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения
— Это предложения с прямой речью
— Предложения с прямой речью
Записывают тему урока в тетрадь
-Выяснить, что такое прямая речь, научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, научиться составлять схемы предложений с прямой речью.
— Это дословная передача чужой речи от лица говорящего
Работа с учебником (читают теорию)
— Да
— В начале предложения
— После слов автора
— Заключена в кавычки
— Обозначены границы прямой речи, и эти слова переданы как есть, без изменения
— С заглавной, большой
— Двоеточие
— Можем
Работают с предложением
— Обращение, выделяется запятой на письме
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач
Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно
Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи
Принятие и сохранение учебной задачи (Р1)
3) Этап первичного закрепления
Цель этапа:проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Физминутка
-Давайте обобщим, что же мы узнали с вами о предложениях с прямой речью.
— Теперь давайте составим схему к данному предложению. Слова автора в схеме обозначаются буквой А, а прямая речь — буквой П. Кто желает составить схему к данному предложению?
-Всё ли правильно мы сделали, давайте посмотрим.
(Слайд 3)
— Что вы заметили?
— А как ставятся знаки препинания в предложении, где прямая речь предшествует словам автора? (Слайд 4)
— Самостоятельно составьте схему к данному предложению. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 4)
— Давайте рассмотрим схемы, которые принято использовать для записи предложений с прямой речью. Что вы заметили? ( Слайд 5)
— Мы с вами славно потрудились, а теперь отдохнём(Слайд 6)
— Отдохнули? Теперь потренируемся. Объяснительный диктант.
Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений.
Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет».
Воевода говорит: «Петушок опять кричит».
Князь им вымолвил тогда: « Добрый путь вам, господа».
Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!»
-Обратите внимание, что в словах автора всегда есть слова-говорения. Назовите мне эти глаголы-говорения
-Бывает так, что некоторые люди используют в речи один глагол. Это обедняет речь. Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд своими словами
Устно
Давайте поиграем в игру «Живые слова»
— Приготовьте карточки из конверта. Вы должны будете составить схему данного предложения, держа карточки в руках. Участвуют все члены команды.
1 команда
«Здравствуй барыня-сударыня!» — говорит старик своей старухе.
2 команда
И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет».
Пока команды готовятся, остальные работают со мной.
Устно. Игра «3 лишений» Укажите лишнее предложение в ряду , объясните свой выбор.
1.За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет.
2.Учитель спросил: «Вы читали сказки Пушкина?»
3.А.С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!»
— Прямая речь состоит из слов автора и прямой речи, всегда пишется с большой буквы, заключена в кавычки, после слов автора ставиться двоеточие
Один учащийся по желанию работает у доски, остальные на местах
— Правильно составили схему к предложению
— Вопросительный знак ставится внутри кавычек
-Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы, а прямая речь заключается в кавычки
Составляют схему, делают вывод.
— Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка после них.
Выполняют упражнения
Один учащийся работает у доски (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.
-Говорит, вымолвил, отвечает
-Сказала, произнесла, поинтересовалась, крикнула, проворчала, пошептала, объявила и т д
Дети делятся на две команды.
Ребята находят лишнее предложение и объясняют свой выбор.
Проверяется правильность выполнения задания командами
(Слайды 7,8)
Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
4) Этап самостоятельной работы
Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи
— А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах.
Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 группа: восстановите авторский текст, прочитайте предложения, объясните знаки препинания:
Пуще прежнего старуха бранится
Грусть-тоска меня съедает
Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке.
Князь печально отвечает.
2 группа: отредактируйте предложения, объясните знаки препинания:
Балда мыслит Этого провести не шутка!
Молвил он Как бы здесь на двор окошко нам проделать?
3 группа: Из двух предложений составьте одно с прямой речью, объясните знаки препинания.
1.Народ- то над ним насмеялся. Поделом тебе, старый невежа!
2. Что за диво! Всё так чисто и красиво. Старший молвил.
(Тексты заданий напечатаны на карточках)
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование
Личностные: оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка
5) Этап включения в систему знаний и повторения
Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке
— А теперь самостоятельная работа. Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике.
Тест по теме «Предложения с прямой речью» (задания напечатаны на карточках). ПРИЛОЖЕНИЕ 2
— Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания по ключу (Слайд 9)
Творческое задание
Составить связный текст на тему
« Скоро, скоро Новый год», используя предложения с прямой речью.
Давайте закончим предложения, данные на слайде (слайд 10)
Прямая речь — это слова….
В предложениях с прямой речью различают….
Прямая речь заключается ….. и всегда пишется …..
Выполняют тест
Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку.
Работают самостоятельно
Учащиеся продолжают предложения
Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач
Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Личностные: развитие «Я концепции»
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка
6)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель этапа:зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
— Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их?
— В чём испытывали трудности?
— Что помогло нам их преодолеть?
— Оцените свою деятельность на уроке. Кто уверен, что понял тему урока, поднимите зелёную карточку.
-Вы считаете, что поняли тему, но есть ещё вопросы – жёлтую.
-Красную, если не поняли тему, было трудно.
— Молодцы! Спасибо за работу!
Домашнее задание (слайд 11): (на выбор) Выучить параграф 30 на стр.143.
Выписать из русских сказок 5 предложений с прямой речью и составить схемы к этим предложениям.
Составить мини – сочинение «Однажды на прогулке», используя предложения с прямой речью.
Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают карточки соответствующего цвета
На краю стола у каждого ученика лежат карточки трех цветов: желтые, зелёные, красные.
Записывают домашнее задание
Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей.
Личностные: учебно – познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке.
Восстановите авторский текст, прочитайте предложения, объясните знаки препинания:
Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке.
Князь печально отвечает.
3группа.
Из двух предложений составьте одно с прямой речью, объясните знаки препинания.
2. Что за диво! Старший молвил
1) Найдите и укажите номер предложения с прямой речью ( знаки препинания не расставлены)
1.Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит.
2. Молвит он Коль жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.
3. Жил старик со старухой у самого синего моря.
1. Отвечает ей она Там, в лесу, стоит одна.
3) Укажите номер предложения, где допущена пунктуационная ошибка.
1. « Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед»,- старушоночка сказала.
2. Отпустила и сказала: « Не кручинься, бог с тобой».
3. Вот из моря вылез старый Бес и спросил- Зачем ты, Балда, к нам залез?
1. «П» ? – а.
2. А: «П!»
3. А: «П».
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Чужая речь и способы её передачи
В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Условные обозначения:
П — прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п — прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А — слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а — слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Схема 1
«П», — а.
«П!» — а.
«П?» — а.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Схема 3
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Схема 4
А: «П» — а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после — тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» — и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, — сказала девушка, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, — сказала девушка. — Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
«П, — а, — п. П».
«П, — а. — П».
2. Предложения с косвенной речью
Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая — придаточной.
Батюшка не хотел верить, | что я мог быть замешан в гнусном бунте. |
Главная часть | Придаточная часть |
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая — косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью. | Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!» |
Предложение с косвенной речью. | Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание. |
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
Я спросил, когда отправляется поезд.
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
Капитан приказал, чтобы подняли флаг.
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.
Цель высказывания в косвенной речи | Способ присоединения косвенной речи |
Повествовательное предложение | ЧТО, БУДТО |
Вопросительное предложение | Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ |
Побудительное предложение | ЧТОБЫ |
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.
- Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
4. Диалог
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст — это диалог.
Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos — разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
— Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
— Вот, — сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
(Чуковский)
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
-
И ему сказал отец_
_Ты, Гаврило, молодец!_
(Ершов)
-
_Все будет решено_ _умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_. (Пушкин).
-
Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).
-
Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).
-
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)
-
_Нет, нет_ _овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_.
-
_О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна_
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна_.
(Ершов)
-
Я отвечал с негодованием_ _что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).
-
Иногда я говорю себе_ _Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)
-
Говорит ему девица_
_Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!_
(Ершов)
-
Он сообщил_ _что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).
-
Он возле меня сел и начал сказывать_ _какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).
-
_Всё равно, Петруша_ _твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)
-
Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, — а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).
-
_Ты нам не государь_ _твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка , вор и самозванец!_ (Пушкин)
-
На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Пунктуация
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
Маленькая девочка бежала и кричала:
— Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
Лермонтов
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком — тире, например:
«А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
или:
— А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» — воскликнул я невольно.
Лермонтов
или:
— Как это скучно! — воскликнул я невольно.
«Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
или:
— Умерла… — эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
или:
— Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них — тире;
после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
— Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
— Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же?
Лермонтов
— Выслушайте меня… — сказала Надя, — когда-нибудь до конца.
Чехов
— Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
— Дождь пойдет, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:
— Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
«Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поется, там и счастливится».
Лермонтов
Как оформить прямую речь? Запоминаем на схемах
Всем привет! На связи «Великий Могучий». Очень часто в сочинениях и статьях мы используем высказывания других людей. Порядок оформления таких цитат регламентируется словарями. Давайте пробежимся по основным правилам прямой речи и разберемся, какие знаки препинания ставить.
Для этого прибегнем к схемам, в которых будем использовать такие сокращения:
- А, а — слова автора, с заглавной и строчной букв соответственно,
- П, п — прямая речь.
Также будем использовать такие знаки препинания, как точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Напомним еще, что прямая речь выделяется кавычками, если написана в строку. Итак, поехали!
Случай 1. Прямая речь после слов автора
- А: «П».
Учитель сказал: «Вспомните правила».
После слов автора идет двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы. Вместо точки в конце могут стоять восклицательный, вопросительный знак или многоточие. В таком случае кавычки будут ставиться после этого знака препинания.
- А: «П!?…»
Учитель спросил: «Помните правила?»
Учитель призвал: «Вспомните правила!»
Учитель решил: «Не помнят они правила…»
Случай 2. Прямая речь перед словами автора
- «П», — а.
«Пишем диктант», — предупредил учитель.
- «П!?…» — а.
«Помните правила?» — спросил учитель.
Если прямая речь идет в начале предложения, то после нее ставится запятая, затем тире и идут слова автора с маленькой буквы. Варианты с другими знаками препинания будут писать без запятой, кавычки ставим непосредственно после знака.
Случай 3. Прямая речь внутри слов автора
- А: «П», а.
Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
- А: «П» — а.
Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
- А: «П!?…» — а.
Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора.
Мысленно выбрасываем прямую речь:
- Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи.
- Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна. Поэтому после прямой речи ставим тире.
Правило:
если в конце прямой речи стоит восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то так же ставится тире.
Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.
Случай 4. Слова автора внутри прямой речи
- «П, — а. — П».
«Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
- «П!?… — а. — П».
«Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
Если на месте разрыва прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с заглавной буквы:
- «П, — а, — п».
«Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.
А пока для всех желающих подтянуть русский язык курс «Идеальный Русский» от Wikium.
Подписывайтесь на наш канал на YouTube и Instagram создателя канала. Будьте грамотными, будьте в тренде!