«Золушка» — балет Сергея Прокофьева. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.
Знаменитая история Шарля Перро о несчастной сироте, которую тиранят мачеха и две дочери, а потом она едет на бал, теряет туфельку и находит свою любовь. Эта история признана самой любимой сказкой всех времен. Ведь классические сказки не стареют, поскольку они перекликаются с нашей жизнью и сейчас.
История создания начинается с того, что после успешной премьеры балета «Ромео Джульетта», автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. В качестве основы была взята хорошо известная сказка Шарля Перро «Золушка», которая входила в сборник «Сказки матушки Гусыни».
Либретто для балета было написано Н. Волковым, талантливым искусствоведом и драматургом. Прокофьев с энтузиазмом взялся за эту работу и уже к лету 1941 года сочинил два акта. Но в связи с началом военных действий планы композитора изменились, а работа над балетом была временно приостановлена. Возобновилась она лишь спустя два года, когда композитор приехал в Пермь, в то время там временно находился Театр имени Кирова. Обсудив мельчайшие детали с Н. Волковым он продолжил написание балета и смог завершить его лишь когда вернулся в столицу. Примечательно, что этот балет Прокофьев сочинял опираясь на классические образцы романтического спектакля, в нем присутствуют все необходимые элементы, присущие этому жанру.
В Москве балетмейстер Р. Захаров сразу же приступил к работе над спектаклем. В «Золушке» Прокофьева — Сергеева четко разграничены волшебное царство и жизнь людей — мир сказки и мир быта. И действуют в «Золушке» не жители Золотого века;нет, они прекрасно знают сословные различия и придворный этикет.
Сергееву труднее всего далась попытка стилистически объединить несколько обезличенно — традиционную Золушку и броскую индивидуальность Принца, несомненно побывавшего в стране Трех апельсинов…
Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Пожалуй, одним из главных танцев является вальс, причем он каждый раз разный, особенный. Это нежный и поэтичный танец из сцены «Отъезда Золушки на бал», яркий и пышный «Большой вальс» или вовсе прекрасный и торжествующий финальный, который символизирует собой мечты и любовь главной героини. Примечательно, что сама музыка спектакля часто исполняется отдельно, как симфоническое произведение. Также на ее основе созданы оркестровые сюиты. Музыковеды любят отмечать, что в сцене «Угощение гостей» композитор использовал марш из своей оперы «Любовь к трем апельсинам», которая на тот момент еще не исполнялась в стране. Прокофьев создавал свой балет для великой русской балерины Галины Улановой. Работа шла успешно до начала лета следующего года, когда уже были закончены два акта из трех. Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Балет был отложен на долгих два года, в течение которых композитор скитался по стране, работал над оперой «Война и мир» и инструментальными сочинениями. В 1943 году он приехал в Пермь, где тогда находился в эвакуации театр. Здесь он окончательно обсудил все детали с либреттистом и балетмейстером, после чего, к весне следующего года, закончил клавир и стал работать над партитурой. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть па де шаль, адажио, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».
«Па де шаль» — прозрачный изящный танец с грациозной, чуть стилизованной мелодией. Постепенно его движение ускоряется, в нем появляются как бы отзвуки бурной тарантеллы — это своего рода предвестие ссоры названых сестер Золушки из-за шали.
«Фея-бабушка и фея Зимы» — составлен композитором из двух разных эпизодов балета: вариации феи Зимы из второй половины 1-го акта (среди всех фей времен года) и появления феи-бабушки, пришедшей на помощь Золушке. Она являет собой резкий контраст предшествующей части таинственным звучанием хроматизированной темы (кларнеты) на фоне аккордов арф, тремоло струнных. Сказочный колорит усиливает вступление флейты-пикколо со своей пассажеобразной мелодией. Оркестровка прозрачна: из медных использованы только валторны, мерные удары тарелок и дробь малого барабана привносят комический оттенок — словно готовится кульминация циркового номера.
Мазурка (из сцены бала) — блестящая, с капризной по-про- кофьевски мелодией, с контрапунктирующими линиями и неожиданным лирическим соло трубы — состоит из нескольких колен и заканчивается торжественно и пышно на фортиссимо.
«Золушка и принц» — лирическое адажио героев балета на придворном балу. Виолончели и фаготы широко распевают прекрасную, бесконечно длящуюся мелодию. Нежно и бережно звучат скупые аккорды аккомпанемента. Музыка достигает огромной экстатической кульминации.
«Три апельсина» — номер, заимствованный композитором из своей оперы «Любовь к трем апельсинам». В балете он оправдан тем, что, не узнанная мачехой и сестрами, Золушка угощает их апельсинами. Это острый и вместе с тем изящный миниатюрный марш с легким оттенком гротеска. На фоне прозрачно оркестрованного аккомпанемента с мелодическими подголосками грубовато звучит тема в низком регистре фаготов. Затем она переходит к скрипкам, исполняющим ее особым приемом sul ponticello (у подставки).
«Аморозо» — апофеоз балета, очень тихое, но торжествующее звучание лейттемы Золушки — ее мечты и ее любовь. Прекрасные мелодии звучат на фоне тремолирующих струнных, арпеджио фортепиано и арфы. Далее к ним присоединяются струящиеся пассажи деревянных, а затем постепенно инструменты один за другим замолкают. Заканчивается «Аморозо» уходящим ввысь пассажем челесты, стихающим аккордом струнных с одинокой тубой внизу.
Вот, что говорила Уланова о « Золушке»: «Дай Бог, если что-то у меня получалось. Этот балет ставил Захаров, у меня с ним издавна — полное взаимопонимание. И образ Золушки меня очень привлекал. В столь трудных жизненных обстоятельствах она не сломлена, она остается доброй,чистой девушкой. Она верит, что в мире есть добро, свет, справедливость. И вера ее побеждает. Если подобная вера исчезает, человек опускается, теряет себя. А она возвысилась. Вот над этим я работала. Балетмейстер, естественно, держался единожды избранного им пути, использовал приемы драмбалета. Но было в его «Золушке» довольно много танцев, не таких сложных, как теперь делается, но тем не менее тут пантомима не забивала танцевальные эпизоды. Кое-что внес постановщик из «арсенала» классических балетов, в которых нередко изображались персонажи, символизирующие силы природы. И здесь Захаров поставил дивертисмент, где танцевали Весна, Лето, Осень, Зима. Танцы были интересными и такими «характеристичными», что ли… Сразу понятно становилось — кто есть кто. Но надо вспомнить то время: 1945 год. Только что отгремели салюты Победы. У всех — радостное, приподнятое настроение. Кончилась наконец кровопролитная война. И вот появляется зрелищный, красочный балет с прекрасной музыкой в классическом стиле. К месту и ко времени. Спектакль прожил свою жизнь. Но музыка жива и привлекает балетмейстеров новых поколений, которые находят в ней прежде нераскрытое. Сейчас довольно много разных постановок «Золушки» — они далеко не равноценные, но в искусстве нужны поиски…»
В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.
«Золушку» ставили и другие балетмейстеры, такие как: Константин Сергеев, Олег Виноградов, А. Ратманский, Фредерик Аштон, Рудольф Нуриев, Маги Марен, Хайнц Шперли, Кирилл Симонов ,Алексей Мирошниченко.
Таким образом, балет «Золушка» обладает удивительной силой, он яркий, искрящийся и невероятно волшебный, такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Балет «Золушка» С.С. Прокофьева
Жанр: сказочная повесть
Читайте краткое содержание других сказок Софьи Прокофьевой:
«Лоскутик и облако»
Главные герои сказки «Приключения мальчика без тени» и их характеристика
- Витя Веткин. Заносчивый, гордый мальчик. Понял, как плохо быть без тени.
- Люся Веткина. Его сестра. Добрая и весёлая девочка.
- Петька. Новый чемпион по шахматам. Отзывчивый и нежадный.
- Тень Вити. Обиженная, несчастная, потерянная.
- Тени зверей. Тигра, зебры, верблюда и медведя. Добрые и отзывчивые.
- Тень обезьяны. Грубая, жадная, невоспитанная.
План пересказа сказки «Приключения мальчика без тени»
- Тень дуба.
- Витя ругает свою тень.
- Тень на верёвочке.
- Побег и погоня.
- Витя страдает от жары.
- Тень в зоопарке.
- Тень на шнурках.
- Тень обезьяны освобождает тень Вити.
- Проигрыш в шахматы.
- Тень с хвостиком.
- Рассказ тени воробья.
- Солнечное затмение.
- В кафе-мороженом.
- Возвращение тени.
- Витя счастлив.
Кратчайшее содержание сказки «Приключения мальчика без тени» для читательского дневника в 6 предложений
- Витя оскорбил тень и она убежала от него.
- Витя очень страдал от жары и пытался вернуть тень.
- Тень подружилась с тенями животных, но её обманула тень обезьяны.
- Витя проиграл чемпионат по шахматам и к нему прицепилась тень обезьяны.
- Тени животных помогли Вите поймать тень обезьяны.
- Тень вернулась к Вите и мальчик был счастлив.
Главная мысль сказки «Приключения мальчика без тени»
Счастлив лишь тот, кто по-доброму относится к другим.
Чему учит сказка «Приключения мальчика без тени»
Сказка учит не быть грубым, заносчивым, не считать себя лучше других. Учит дорожить своим имуществом. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит отзывчивости и умению прощать.
Отзыв на сказку «Приключения мальчика без тени»
Мне очень понравилась эта смешная и поучительная повесть. В её начале Витя был грубым и отвратительным, с таким никто не захотел бы дружить, и даже тень от него сбежала. Но Витя понял свою ошибку и нашёл в себе силы попросить прощения. Он исправился и стал хорошим и добрым мальчиком. А большой беды удалось избежать потому, что друзья не бросили героев в беде.
Пословицы к сказке «Приключения мальчика без тени»
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Чужое добро впрок не пойдёт.
Друг познаётся в беде.
У хромого и тень хромая.
На ошибках учатся.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения мальчика без тени» по главам:
Глава 1.
Во дворе школы рос огромный дуб, который все любили, и только Витя его ненавидел. Тень дуба мешала ему смотреть, во что играют ребята.
Витя был чемпионом школы по шахматам и в тот день готовился защитить свой титул. Он презирал других ребят и считал себя исключительной личностью.
Глава 2.
Ребята копали ямы и сажали саженцы. Витя не хотел помогать, ругая тень дуба. Он считал, что может легко обойтись без тени. И он в запале схватил топор и ударил по дубу.
Вдруг он чуть не упал.
Ребята обозвали его заносчивым дураком, но Витя смотрел на свою тень, которая выдёргивала свою ногу из-под ноги мальчика.
Витя разозлился, схватил тень и притащил домой. Там он привязал её верёвкой к спинке кровати. Потом Витя ушёл ругаться с ребятами, а тень нашла в кармане тень от ножниц и перерезала тень от верёвки. Потом она сбежала, решив начать теневую жизнь.
Глава 3.
Витя пытался догнать тень, но та улизнула и шла в раздумьях по улице. Вдруг на неё маляры опрокинули сверху ведро с извёсткой. Тень стала плоской и белой.
Она увидела Люсю Веткину, сестру Вити, и выпросила у неё двадцать копеек. Потом она стала покупать стаканы с газировкой и выливать их на себя. И вскоре стала чёрной. В руках у неё почему-то появилась тень от зонтика.
Люся поперхнулась малиновым сиропом.
Глава 4.
А Вите было жарко. Он пытался спрятаться в тень дуба, но та сбежала от него. Витя сходил домой и взял зонтик, но солнечные лучи огибали тень от зонтика и светили ему прямо в лицо.
Тут его встретила Люся и стала требовать двадцать копеек. Витя узнал, что девочка видела тень возле зоопарка и бросился туда.
Глава 5.
Витя безуспешно гнался за тенью по улице, но та скрылась в зоопарке. У Вити не было денег на билет и он изнывал от жары. Он пытался загородиться от солнца ладошкой, но у ладони не было тени. Витя попросил дворника облить его, но дворник закрыл шланг.
Тогда Витя купил стакан газировки и вылил его на голову. От головы пошёл пар.
Голова у Вити кружилась, он был на грани солнечного удара.
Глава 6.
В зоопарке тень встретила плачущую тень лошади. Оказалась, это была тень зебры, которую никто не узнавал.
Тень Вити вырезала ножницами полоски в тени зебры и та была счастлива. Она познакомила тень со своими друзьями — тенями тигра, одногорбого верблюда и белого медведя. Они были очень заинтересованы историей с полосками, ведь у каждой из них были свои проблемы.
Тут появилась тень обезьяны, но другие тени предупредили тень Вити, что с тенью обезьяны нельзя общаться, потому что она вредная.
Глава 7.
А Витя дождался, когда его тень покинет зоопарк и схватил её. Он привязал тень к шнуркам и пошёл в школу. Он не видел, что за ним следуют тень зебры, тень тигра с полосками, тень верблюда с двумя горбами и тень медведя с зонтиком.
Эти тени пытались развязать шнурки Вити, но у них ничего не получалось.
Зато получилось у тени обезьяны, которая в благодарность потребовала от тени Вити ехать в зоопарк и ждать её в клетке обезьяны.
Глава 8.
А Витя, раздосадованный потерей тени, пришёл в школу и проиграл финальный матч по шахматам Петьке. Ведь он ничего не соображал от жары.
Но когда матч закончился, Витя увидел тень. Он решил, что это вернулась его тень и обрадовался.
А тень стала требовать мороженого и подбивать Витю на хулиганства.
Витя купил эскимо и с ужасом смотрел, как тень поедает тень эскимо огромными кусками.
У Вити больше не было денег, но тени было мало. Она запустила руку в ящик и вытащила целую кучу теней эскимо. Она стала их жадно есть, а Витя увидел, что у тени болтается хвост.
Глава 9.
Тени зверей неторопливо возвращались в зоопарк, когда увидели тени воробьёв. Тени воробьёв рассказали им, что тень обезьяны прицепилась к мальчику, а тень мальчика попалась обезьяне.
Потрясённые коварством, тени зверей бросились на поиски тени обезьяны.
Глава 10.
А Витя пытался избавиться от тени обезьяны, но та не отпускала его. Но вдруг появились тени зверей и схватили тень обезьяны. Они были очень сердиты и тень тигра даже мечтала съесть тень обезьяны.
Витя стал торопливо говорить, что исправился, понял важность тени и просит у неё прощения.
Тень обезьяны безуспешно вырывалась, как вдруг все тени стали бледнеть, а потом и вовсе пропали. Случилось солнечное затмение.
Когда затмение прошло и тени зверей вновь появились, оказалось, что тень обезьяны сбежала.
Но тени воробьёв всё видели и сказали, что она побежала в кафе-мороженое.
Тени зверей бросились следом, а у Вити не было денег.
Он огляделся и увидел Люсю с Петькой, новым чемпионом по шахматам. Витя подбежал к ним и стал слёзно умолять дать ему денег. Люся не хотела давать, но Петька посмотрел на Витю, и дал денег.
Глава 11.
В кафе-мороженом разыгралась ужасная сцена. Тень обезьяны металась между и под столами и везде успевала схватить тень мороженого.
Витя гонялся за ней и все люди смотрели на него, как на сумасшедшего.
Тени зверей тоже были тут и им удалось схватить тень обезьяны и даже заткнуть ей рот. Они связали её обрезками от тени зебры и повели в зоопарк.
Глава 12.
Зоопарк уже закрывался. Тень Вити висела на перекладине в клетке обезьяны, а обезьяна удерживала её и приставляла к тени мальчика тень верёвки. Она не могла смириться с отсутствием у тени хвоста.
Вдруг обезьяна рассвирепела и бросила тень мальчика на пол. Но тут подоспели тени зверей и протолкнули в клетку тень обезьяны.
Обезьяна схватила свою тень, поняла в чём дело, и стала стегать свою тень тенью верёвки.
А Витя извинялся перед своей тенью и она тоже просила прощения у мальчика.
Тени зверей сказали, что больше не сердятся на Витю, и что между ними теперь тень дружбы.
Счастливый Витя шёл домой по ночной улице и всё время оглядывался на свою тень. Он любовался ею и говорил, что они всегда будут вместе. Тень ничего не отвечала, а только кивала.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения мальчика без тени»
Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное — попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней. Публикуем сокращенный конспект вебинара «Сказки с философами: Золушка», организованного просветительским проектом ScienceMe, в котором кандидат философских наук Елена Брызгалина рассматривала сказку о бедной падчерице в ее культурном контексте.
Елена Брызгалина
Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Сегодня я приглашаю вас поговорить о сказке «Золушка» с учетом того, что ее глубинные, философские смыслы открываются нам только при внимательном прочтении. Мы будем пытаться анализировать сказку в контексте культуры и самых важных вопросов — о смысле жизни и соотношении целей и средств. Вообще, анализировать сказку в сегодняшнем мире трудно, потому что основной жанр современной жизни, наверное, — это шоу. Шоу не позволяет достичь целостности, которой требует сказка, поэтому сегодня мы сделаем только шаг навстречу «Золушке» — поговорим, о чем учит, но о чем не поучает сказка. […]
Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается — в обоих случаях все закончилось свадьбой.
Достоверно можно сказать, что первый письменный источник, повествующий о сюжете «Золушки», — это «География» греческого ученого Страбона. Он, в свою очередь, опирался на несохранившийся древнеегипетский источник, согласно которому в одной из пирамид покоится царица, выбранная в жены царем по сандалии, занесенной орлом.
Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и
В корейской версии Золушка — 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на
В европейской хронологии первой известной версией «Золушки» была версия итальянского поэта и сказочника Джамбаттисты Базиле. Сговорившись с няней, главная героиня крышкой сундука ломает мачехе шею и потом уговаривает отца жениться на няне. Однако шесть дочерей няни невзлюбили девушку, и Золушку спас случай: однажды ее увидел король и влюбился. Впрочем, девушка не хотела выходить замуж и убежала, уронив туфельку, грубую пианеллу с подошвой из пробки (такую обувь носили в Неаполе женщины эпохи Ренессанса). История заканчивается общенациональным розыском, свадьбой, и
Но давайте добавим немного теории. Мы с вами увидели, что в разных странах и в разные времена сказки обладают сходным сюжетом. Каждый народ отражает особенности своей жизни, но неизменно в формате сказки о девушке, которую обижает злая мачеха. Сказка не объясняет причин ненависти мачехи и даже не показывает реальных путей преодоления конфликта. Сказка говорит: «Это несправедливо, так быть не должно», — и в замкнутом волшебном мире несправедливость исправляется. Такие сказки называют волшебными, суть их сюжета — в воздаянии: чтобы получить подарок судьбы, надо добиться успеха через претерпевание несправедливых мучений, и тогда осуществятся собственные желания.
Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро — он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку.
Сегодня о Перро сказали бы так: инноватор
Главным предметом восхищения в годы жизни Перро были античные произведения — все от мала до велика подражали им, но это было невероятно скучно, потому что с жизнью Франции того времени античные сюжеты были вообще не связаны. Перро выпустил тоненькую книгу волшебных сказок, и они стали глотком свежего воздуха: его сказки были одновременно и волшебными, и реалистичными, читать их было так увлекательно и просто, что никто не мог от них оторваться. Окрыленный прибылью издатель Клод Барбен повторил тираж трижды, в его парижском магазине ежедневно продавалось 50 экземпляров книги Перро. Накануне начала XVIII века это событие было сравнимо с культурной бомбой.
Помимо версии Перро, известна версия братьев Гримм, которые, кстати, утверждали, что башмаки — это символ власти жены над мужем. До сих пор во многих языках существует выражение «быть под каблуком», означающее, что в конкретной семье жена главная. Если сравнивать варианты братьев Гримм и Перро, можно заметить, что братья восстановили прежнюю жестокость «Золушки» — там волшебства гораздо меньше, чем у Перро. Например, когда в семью Золушки заявляется гонец с туфелькой, злым сестрам все-таки удается примерить туфельки — одна отрезает себе пальцы, другая — пятку.
Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки — Золушка стала одним из образов мировой литературы.
Образ Золушки можно отнести к мифемам: в ее имени сконцентрирован миф, который несет информацию об основе жизни в символической формеТак определял мифему антрополог Клод Леви-Стросс.
В вариантах разных народов имя главной героини образовано от слов «зола» или «пепел». Попелюшка — на украинском, Пепелка — на словенском, Пепеляшка — на болгарском. Даже на английском имя Cinderella звучит схоже с французским вариантом — оно пришло из итальянского и тоже означает «пепел».
Какие еще есть версии происхождения имени Золушка, кроме отсылок к золе? Филолог и фольклорист Владимир Пропп увидел в имени Золушка связь с древним обрядом инициации. При инициации у многих народов существует запрет на умывание: пока ты не умыт, ты невидим. Также от пребывания в состоянии «неумытости», невидимости от черноты, у многих народов зависит качество урожая. Тот же Пропп приводит доказательства того, что имя Золушка может быть связано с браком. У многих народов перед вступлением в брак юношей вымазывали грязью. От юноши требовалось, чтобы он ходил по селению в таком виде несколько дней, а непосредственно перед свадьбой его отдавали в руки взрослых женщин, которые его мыли. После этого юноша мог вступить в брак. Итак, можно сделать вывод, что мифема «Золушка» многозначна, «Золушка» — это не имя, а характеристика героини.
Источник: McGill Library / unsplash.com
Каким было имя девушки, если Золушка — только прозвище? А этого никто не знает. Но если имени нет, то на место этой героини себя может поставить любая девочка.
Сколько лет Золушке? Первое, что все вспоминают, — это разница в возрасте между сестрами. Золушка явно младше их. Все считают, что отец Золушки женился на женщине с двумя дочерьми, и есть версия, объясняющая, почему новая жена отца и сестры к ней плохо относятся. Например, маленькая Золушка вовсе не падчерица, то есть ребенок умершей первой жены, а кукушкино дите — понятно, почему отец не защищает свою родную дочь. В этом контексте и поведение отца, и поведение законной семьи выглядят адекватно и понятно. Но, согласитесь, что-то в этой версии не так: нам не хочется такой судьбы для Золушки.
Как выглядела Золушка? В разных версиях сказки практически не описывается внешность Золушки, но почему? Потому что внешность не важна. Сказка с самого начала создает возможность увидеть душу Золушки, скрывая все материальное и внешнее. С первых строчек, несмотря на лохмотья и золу, Золушка нравится читателю, а к началу бала у нее совпадает внешнее и внутреннее — Золушка становится прекрасной не только душой, ее лицо становится открытым.
И вот еще какой тонкий момент: Золушка не была писаной красавицей, а ее сводные сестры не были уродинами. Перро пишет, что сестры завидовали красоте Золушки, но согласитесь, что многим из нас окружающие часто кажутся более привлекательными, чем мы сами. То есть сказка учит, что зло не всегда внешне уродливо, а доброта не всегда гиперкрасива. Не стоит в сказке полярно разводить некрасивых злых сестер и красавицу Золушку. Шарль Перро — и в этом его волшебство — создал более тонкую сказку, более мудрую историю про реальных людей.
Давайте отвлечемся от повседневного смысла сказки и порассуждаем, что такое красота.
В современной науке есть такое междисциплинарное направление — биоэстетика, которое ставит вопрос, насколько восприятие красоты предопределено нашей биологией и эволюцией, которую прошел наш вид. На основе закономерностей золотого сечения и правильных пропорций была выведена формула, маска, подходящая всем людям, которые признаются красивыми независимо от расы и национальности. Эта маска фиксирует линию роста волос, пропорции основных деталей лица — глаз, рта, носа.
Мы воспринимаем золотое сечение как канон красоты не случайно: у наших предков пропорциональность, гармоничность, симметрия тела были связаны со здоровьем. Например, даже сегодня, когда в спорт отбирают бегунов, обращают внимание на симметричность их ушей. И не потому, что аэродинамика нарушается и им тяжело бегать, а потому, что симметричные уши означают симметричный толчок правой и левой ногой, что очень важно для качественного бега. Так вот, биоэстетика показывает, что самой природой в нас зафиксированы некоторые закономерности того, что мы считаем красивым.
Давайте посмотрим на лицо Золушки. Черты, которые воплощают образы героини в мультфильмах или фильмах, не случайны. Во-первых, обратим внимание на типично детские черты лица — не зря нам кажется, что Золушка подросткового возраста, хотя в тексте сказки это нигде не указывается. В подростковом возрасте сохраняются типично детские черты, например непропорционально большие глаза, и когда мы видим сигналы, свидетельствующие о том, что перед нами ребенок, то мы, взрослые, ведем себя покровительственно. Возникает желание опекать, защищать, что часто привлекает мужчин, однако для взрослых отношений этого мало. Поэтому в чертах Золушки, например в мультфильме Диснея, черты ребенка сочетаются с чертами взрослой девушки: высокие скулы свидетельствуют о начале полового созревания, о возрасте, когда уже допустима мысль о взрослых отношениях.
В сказке все не случайно — даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ
Не случаен и выбор волшебных предметов. Первый волшебный предмет, который все вспоминают, — тыква, но почему именно она? Во-первых, это большой овощ — разве не такой нужен для кареты? Во-вторых, не стоит забывать, что изначально тыква в Европе не росла. В XVII веке ее завезли конкистадоры, вернувшиеся из Америки: ко времени написания сказки Перро тыква не была широко известна и представлялась народу заморской таинственной волшебной гостьей, то есть фея-крестная использовала волшебный овощ. И, конечно, золотистый цвет тыквы соответствовал цвету карет того времени, ведь их обивали золотом.
Еще один безусловно волшебный предмет — это туфелька. Давайте вспомним: в египетской сказке были кожаные позолоченные сандалии, в китайской — обувь из золотых нитей с подошвами из чистого золота, в итальянской — серебряные туфли, у братьев Гримм — туфельки, расшитые шелком и серебром. Но
Есть версия, что хрустальный башмачок появился в результате ошибки переводчика, который занимался текстом Шарля Перро и стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В рукописи Перро Золушка сбегает по лестнице бесшумно, потому что у нее туфелька vair — то есть «меховая». Переводчик заменил устаревшее vair («мех») на более современное verre — «стекло, хрусталь», и в одно мгновение меховая туфелька навсегда превратилась в хрустальную.
О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но
В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.
С какой ноги была туфелька, которую потеряла Золушка? На этот вопрос есть научный ответ, который зависит от нашей биологии. Вплоть до XVIII века туфли делали одинаковыми для правой и левой ступней, а правыми или левыми они становились после «обнашивания». На бал Золушка надела туфельки впервые, и если она была, как большинство людей, правшой, то, скорее всего, потеряла левую туфельку: все дело в том, что обычно у правшей правая нога больше левой.
Еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька — женский символ, а узнавание по туфельке — это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.
Теперь часть философско-психологическая. Есть мнение, что девочкам нельзя читать сказку и смотреть фильмы про Золушку, в подтверждение которого используются два основных аргумента. Первый аргумент — «Золушка» вредна тем, что ее ключевая идея заключается в том, что бедная поломойка никогда бы не стала женой принца, если бы не ее терпение и покорность или не помощь феи. Стремление быть покорной, чтобы получить за это воздаяние, или надежда на помощь феи уродуют судьбу женщины, потому что формируют ложный сценарий ожидания «принца».
Второй аргумент — образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.
В сказке также можно найти сценарий ожидания — психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?
Здесь мы переходим к последней, практической части, настоящим смыслам сказки «Золушка», которые можно использовать в своей жизни. Некоторые родители акцентируют внимание на том, что без красивого платья и выхода в свет на Золушку никто бы не обратил внимания. Но не стоит делать акцент на покровительстве, вместо этого спрашивайте у детей, понятны ли им смыслы, пусть они делают выводы самостоятельно.
Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?
-
Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.
-
«Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.
-
Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.
-
Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии — это история женской фрустрации. Золушка — это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.
-
Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.
Однако здесь важно следующее — не пропустить время для развития. Фея отправила Золушку на бал, но дальше все зависело только от самой героини. Во дворце никто не усомнился в том, что она достойна присутствовать на балу. В сказке Перро залогом успеха Золушки на балу и любви принца стали аристократические ценности, хорошие манеры и умение безупречно себя вести.
Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» — это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки — в принцессу.
Интересные и познавательные мероприятия организованы для ребят в библиотеках, школах искусств и учреждениях культуры Владивостока в преддверии Нового года и на каникулах. Здесь пройдут мастер-классы, концерты, викторины, выставки, игровые программы, сообщает РИА VladNews .
Как уточнили в управлении культуры, дети и подростки могут выбрать занятие по душе, познакомиться с творчеством своих ровесников, а может, и сделать свои первые шаги в искусстве.
№
п/п
Наименование мероприятия
Дата и время проведения
Место проведения
1.
Шашечные турниры
25.12.2021
13.00
МБУК «Дом культуры «Традиции и современность»,
ул. Бурачка, 15.
2.
Новогодний мастер-класс «Семейный подряд»
25.12.2021
10:30
Библиотека № 17, ул. Иртышская, 42.
3.
«Школа маленького затейника»
26.12.2021
12:00
Библиотека № 3, ул. Хабаровская, 19.
4.
Новогодний мастер-класс «Маленькие волшебники»
26.12.2021
14:00
Библиотека № 13, ул. Русская, 78.
5.
Игровая программа «В день последний декабря…»
26.12.2021
10:00
Библиотека № 7, ул. Калинина, 281.
6.
Мастер-класс «Нежная сказка зимы»
26.12.2021
12:00
Библиотека № 21, ул. Нейбута, 45.
7.
Часы весёлых затей «Зимняя фантазия»
26.12.2021
15:00
Библиотека № 6 им. Н.Н. Муравьёва-Амурского,
ул. Калинина, 21.
8.
Спектакль-игра «В гостях у Деда Мороза»
26.12.2021
10:00
МБУК «Дом культуры «Традиции и современность»,
ул. Бурачка, 15.
9.
Мастер класс по декоративно — прикладному искусству «Зимние поделки»
27.12.2021
10:00
МБУДО «Детская школа искусств № 6
г. Владивостока»,
ул. Русская, 21.
10.
Новогодний концерт учащихся ДШИ № 1 преподавателя Новиковой Е.Ю.
27.12.2021
12:00
МБУДО «Детская школа искусств № 1
им.С. Прокофьева г. Владивостока»,
ул. Уборевича, 5.
11.
Концерт учащихся музыкального отделения ДШИ № 5 «У новогодней ёлки»
27.12.2021
15:00
МБУДО «Детская школа искусств № 5
г. Владивостока»,
ул. Успенского, 112а.
12.
Фольклорный праздник для детей «Под звездою Рождества»
27.12.2021
17:00
МБУДО «Детская школа искусств № 3
г. Владивостока»
Волховская,15.
13.
Новогодний концерт учащихся ДШИ № 1 преподавателя, почётного работника культуры Приморского края Соболевой Е.М.
27.12.2021
17.30
МБУДО «Детская школа искусств № 1
им. С. Прокофьева г. Владивостока»,
ул. Уборевича, 5, большой зал.
14.
Выставка работ учащихся художественного отделения «Зимние фантазии»
27.12.2021-
07.01.2022
09.00-20.00
МБУДО «Детская школа искусств № 1
им.С. Прокофьева г. Владивостока»,
ул. Уборевича, 5.
15.
Новогодний библиохоровод «Книжные забавы»
28 – 30.12.2021
Библиотека № 7,
ул. Калинина, 281.
16.
Праздничная программа «Новогодняя ёлка зажигает огни»
28.12.2021
Библиотека № 15,
ул. Волкова, 11.
17.
Новогодняя викторина «Сказочный переполох»
28.12.2021
Библиотека № 16,
ул. Котельникова, 20.
18.
Праздничная программа «Новогодний серпантин»
28.12.2021
11.00 – 12.00
Библиотека № 2,
пос. Трудовое, Чичерина, 10.
19.
Киноурок «Новогодний подарок» + игровая программа
28.12.2021
11.00 – 12.00
Библиотека № 5,
ул. Леонова, 21.
20.
Новогодняя викторина-путешествие «В стране сказочных героев»
28.12.2021
11.00 – 14.00
Библиотека № 17,
ул. Иртышская, 42.
21.
Новогодний мастер-класс «Чудеса своими руками»
28.12.2021
13.00 – 14.00
Библиотека № 4,
ул. Светланская, 205.
22.
Зимний мультзал с игровой программой «Новогодние приключения»
28.12.2021
13.00 – 14.00
Библиотека № 11,
ул. Юмашева, 8.
23.
Новогодняя игра-викторина «Сказочная зима»
28.12.2021
13.00 – 15.00
Библиотека № 20,
пр-т 100 лет Вл-ку, 128а.
24.
Творческая мастерская «Новогодние игрушки»
28.12.2021
16.00 – 18.00
Библиотека № 8,
ул. Приморская, 5.
25.
Мастер-класс «Новогодняя открытка» (акварель, чёрная гелиевая ручка)
28.12.2021
11.00-12.00
МБУДО «Детская художественная школа № 3 г. Владивостока»,
ул. Харьковская, д. 36-А.
26.
Концерт учащихся фортепианного отделения ДМШ № 2 «Новогодние огни»
Ведущая Тарабрина Е.Г.
28.12.2021
18.00
«Детская музыкальная школа № 2
г. Владивостока»,
ул. Борисенко, 18.
27.
Новогодний концерт учащихся ДШИ № 1 преподавателя Чухломиной К.Ю.
28.12.2021
17.00
МБУДО «Детская школа искусств № 1
им.С. Прокофьева г. Владивостока»,
ул. Уборевича, 5.
28.
Новогодний концерт хора «Аллегри»
29.12.2021
11.00
МБУДО «Детская школа искусств № 5
г. Владивостока»,
ул. Успенского, 112а.
29.
«Когда зажигаются ёлки» ̶ спектакль учащихся театрального отделения ДШИ № 7
29.12.2021
12.00
МБУДО «Детская школа искусств № 7
г. Владивостока»,
п. Трудовое, ул. Лермонтова,69а.
30.
Мастер-класс по бумагопластике «Весёлый тигрёнок»
29.12.2021
15.00
МБУДО «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока»,
ул. Верхнепортовая, 40.
31.
Концерт учащихся струнного отделения ДМШ № 2 «Зимняя фантазия»
Ведущая Омелянская А.Г.
29.12.2021
18.00
МБУДО «Детская музыкальная школа № 2 г. Владивостока»,
ул. Борисенко, 18.
32.
Новогодний мастер-класс «Тигр – символ 2022 г.»
29.12.2021
14.00 – 15.00
Библиотека № 13,
ул. Русская, 78.
33.
Новогодний концерт учащихся ДШИ № 1 преподавателя, почетного работника культуры Приморского края Бегунковой М.И.
29.12.2021
15.30
МБУДО «Детская школа искусств № 1
им.С. Прокофьева г. Владивостока»,
ул. Уборевича, 5.
34.
Мастерская радости «Новогодние подарки своими руками»
30 декабря
13.00 – 14.30
Библиотека № 4,
ул. Светланская, 205.
35.
Мастер-класс «Символ года – тигрёнок» (гуашь).
Преподаватель Глущенко И. М.
30.12.2021
12.00-13.00
МБУДО «Детская художественная школа № 3 г. Владивостока»,
ул. Харьковская, д. 36а.
36.
Мастер-класс в графической технике «Зимние узоры»
30.12.2021
15.00
МБУДО «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока»,
ул. Верхнепортовая,40.
37.
Спектакль-игра «В гостях у Деда Мороза»
02.01.2022
12.00
МБУК «Дом культуры «Традиции и современность»,
ул. Бурачка, 15.
38.
Выставка рисунков «Новогодняя сказка»
01 — 31.01.2022
МБУК «Дом культуры «Традиции и современность»,
ул. Бурачка, 15.
39.
Мастер-класс «Волшебные деревья. Графика» (карандаш).
Преподаватель Ефимичева О. А.
03.01.2022
11.00-12.00
МБУДО «Детская художественная школа № 3 г. Владивостока»,
ул. Харьковская, д. 36а.
40.
Концерт учащихся ДМШ № 2 «Рождественская карусель».
Ведущая Барыбина О.А.
04.01.2022
12.00
МБУДО «Детская музыкальная школа № 2 г. Владивостока»,
ул. Борисенко, 18.
41.
Мастер класс « Рисуем зимнюю сказку!»
04.01.2022
12.30
МБУДО «Детская школа искусств № 4
г. Владивостока»,
ул. Юмашева, 20а.
42.
Мастер-класс «Животные – символы года. Граттаж».
Преподаватель Федорова В. Ю.
05.01.2022
11.00-12.00
МБУДО «Детская художественная школа № 3 г. Владивостока»,
ул. Харьковская, д. 36а.
43.
Концерт учащихся ДМШ № 2 «Рождественские посиделки».
Ведущая Швейковская А.А.
05.01.2022
12.00
«Детская музыкальная школа №2
г. Владивостока»,
ул. Борисенко, 18.
44.
Показ для детей фильма-сказки «Морозко» в рамках каникулярной занятости
05.01.2022
14.00
МБУДО «Детская школа искусств № 3
г. Владивостока»,
ул. Волховская, 15.
45.
«Рождественский подарок» ̶ мастер-класс по изготовлению рождественских сувениров
05.01.2022
15.00
МБУДО «Детская школа искусств № 7
г. Владивостока»,
п. Трудовое, ул. Лермонтова,69а.
46.
Музыкальная сказка Новогодний карнавал».
Ведущая Омелянская А.Г.
06.01.2022
12.00
МБУДО «Детская музыкальная школа № 2 г. Владивостока»,
ул. Борисенко, 18.
47.
Мастер-класс по живописи «Рождественская открытка»
06.01.2022
17.00
МБУДО «Детская школа искусств № 8
им. А.В. Воробьева г. Владивостока»,
ул. Жигура, 44.
48.
Мастер класс «Зимний натюрморт»
07.01.2022
12.00
МБУДО «Детская школа искусств № 4
г. Владивостока»,
ул. Юмашева, 20а.
49.
Мастер-класс «Быстрая зарисовка натюрморта. Графика» (графит, сепия, сангина, уголь, акварель).
Преподаватель Комплектов А. И.
07.01.2022
15.00-16.00
МБУДО «Детская художественная школа № 3 г. Владивостока»,
ул. Харьковская, д. 36а.
50.
Юбилейный отчётный концерт Образцового детского танцевального коллектива ДШИ № 5 «Стрекоза»
07.01.2022
15.00-17.00
ДК Профсоюзов,
ул. Светланская, 147.
51.
Концерт учащихся подготовительного отделения ДМШ № 2 «Вслед за зимней сказкой». Ведущая Левентас Г.Л.
08.01.2022
10.00
«Детская музыкальная школа № 2
г. Владивостока»,
ул. Борисенко, 9.
52.
Мастер-класс по живописи «Звери зимой» (графика)
08.01.2022
10:00
МБУДО «Детская школа искусств № 8
им. А.В. Воробьева г. Владивостока»,
ул. Жигура, 44.
53.
Шашечные турниры
08.01.2021
13:00
МБУК «Дом культуры «Традиции и современность»,
ул. Бурачка, 15.
54.
Мастер-класс по живописи «Новогодний сюрприз ̶ открытка»
09.01.2022
10:00
МБУДО «Детская школа искусств № 8
им. А.В. Воробьева г. Владивостока»,
ул. Жигура, 44.
55.
Спектакль-игра «В гостях у Деда Мороза»
09.01.2022
12:00
МБУК «Дом культуры «Традиции и современность»,
ул. Бурачка, 15.
56.
Мастер-класс «Лепим снеговика!» работа с пластилином
09.01.2022
12:00
МБУДО «Детская школа искусств № 4
г. Владивостока»,
ул. Юмашева, 20а.