Сказка с персонажами верований древних славян

Между фэнтези и сказкой не всегда можно увидеть четкие различия. ранее мы уже рассказывали о зарождении фэнтези, а сегодня поговорим

Между фэнтези и сказкой не всегда можно увидеть четкие различия. Ранее мы уже рассказывали о зарождении фэнтези, а сегодня поговорим о том, что отличает жанр от сказки.

Борьба со Змеем-Горынычем

Если становление фэнтези пришлось на двадцатый век, то формирование сказок как жанра уходит так далеко в прошлое, что его корни отследить крайне сложно. Один из них — это древние мифы и легенды. Среди исследователей мифологии и фольклора нередко бытует мнение, что во времена древних языческих верований сказки воспринимались не как развлечение, а как важные нравоучения и наставления. Такие истории складывались и накапливались тысячелетиями, выражая насущные проблемы и вопросы — и тем самым укоренялись в массовом сознании.

К эпохе романтизма к сказкам возник повышенный интерес, и у них появились «собиратели»: немецкие лингвисты Якоб и Вильгельм Гриммы, русский этнограф Александр Афанасьев, французский поэт-классицист Шарль Перро. Именно они сформировали и адаптировали те сказочные истории, которые стали известными на многие века вперед.

Король Артур и Эскалибур

Фэнтези тоже очень многое роднит с мифами и легендами. Греция, Скандинавия, славянские корни, кельтские сказания, британские артуровские саги, арабские легенды — все это серьезно повлияло на каноны и архетипы фэнтезийной литературы. Однако другая предтеча жанра — это рыцарские и приключенческие романы. Хоть они и обладают вымышленными сюжетами, но рассказывают вполне понятные и логически обоснованные истории, зачастую основанные на каких-либо исторических событиях.

Сказка изначально иррациональна, но то же самое можно сказать и о многих представителях фэнтези. Магия, вымышленные расы, чудовища — в произведениях жанра обычно присутствует нечто, чего в реальном мире быть не может и чему не найти научного обоснования.

Можно было бы допустить, что сказки нацелены на детскую аудиторию, в то время как фэнтези охватывает читателей разных возрастов. Отчасти так и есть, но это работает и в обратную: не все сказки будут понятны детям — а некоторые из них, в том числе ранние славянские, полны страшных и кровавых подробностей. В то же время существует немало детских фэнтезийных книг.

Принципиальное отличие сказки от фэнтези — это проработка мира, в котором разворачивается действие, и его внутренняя логика. Как правило, сказки дают минимальным пониманием мироустройства. В них может случиться любая чертовщина, и не делается различий между сверхъестественным и естественным. И то, и другое сказочными персонажами воспринимается приблизительно в одном спектре эмоций. Уметь натягивать лук или встретить Царевну-лягушку? Мастерски взбираться на коня или дружить с говорящим котом в сапогах? В сказках все это — явления одного порядка, поскольку любой сказочный мир заведомо волшебный, и в нем может произойти все, что угодно.

Путешествие в фэнтезийном мире

Но означает ли это, что в фэнтези, например, персонажи не могут быть прямоходящими говорящими животными? Вполне себе могут. Но вся их жизнь будет подчинена логике мира, придуманного автором. То же самое касается любых видов магии: герои фэнтези не могут по щелчку пальцев реализовать любые свои желания. Зачастую волшебству нужно учиться — и, как правило, на этом этапе все находятся в равных условиях. Но даже если герой настоящий Избранный, он все равно не может действовать «по щучьему веленью» — он такой же заложник мира, как и все остальные.

Вполне вероятно, что герой, который всю жизнь прозанимался ковкой мечей, сможет создать выдающееся оружие. Возможно, лучший меч в мире. Но если этот герой никогда не обучался магии в мире, где чары даются нелегко, то он не сможет сходу творить необъяснимое волшебство — либо это будет нонсенс, у которого на самом деле окажется логическая подоплека.

Персонажи фэнтези часто отказываются верить в то, что находится за гранью их понимания — ровно так же, как и мы. Герои выросли в другом мире, но они все еще остаются психологически понятными нам. Даже если выглядят иначе, обладают иным цветом кожи, умеют колдовать. Если в их мире никогда не было драконов, их появление может вызвать такой же шквал эмоций, как если мы сами увидим дракона — впрочем, психологические аспекты уже зависят от мастерства конкретного автора.

В сказке нелогичные и необъяснимые события воспринимаются героями спокойно, и даже базовые эмоции удивления или испуга здесь не в счет. Большинство сказок базируется на какой-либо яркой морали, где, например, добро побеждает зло, и весь сказочный сюжет строится на основе доказываемых постулатов. В фэнтези результат часто неочевиден, а мораль может быть весьма неоднозначной. Даже в тех фэнтезийных произведениях, где герои максимально правильные, мораль на поверхности, а сюжетно добро побеждает зло, книга обладает обстоятельным повествованием, присущее другим жанрам литературы — например, приключениям.

Читайте также:

  • Как и когда появилось фэнтези: истоки жанра

  • Фэнтези с необычными расами и народами

  • Что Тэд Уильямс привнес в жанр фэнтези?

  • Фантастика и фэнтези: в чем различия?

Пьеса-сказка Островского Снегурочка, вышедшая в 1873 году, удивила читателей необычным стилем написания, отличным от большинства произведений писателя. Некоторые критики даже назвали ее бессодержательной. Но детальный разбор пьесы Островского показывает ошибочность таких суждений, раскрывая истинный смысл Снегурочки.

Действующие лица

Снегурочка Островского написана в стихотворной форме, по смыслу напоминающей сказки А. С. Пушкина. Наряду со сказочными персонажами в пьесе присутствуют мифологические существа из древних славянских легенд:

Главные герои:

  • Снегурочка – юная, красивая девушка, мечтающая о любви;
  • Весна-Красна и Мороз – родители Снегурочки;
  • Бобыль и Бобылиха – бездетная семейная пара, взявшая себе Снегурочку;
  • Лель – легкомысленный пастушок, не способный определиться со своими чувствами;
  • Мизгирь – купец, влюбившийся в Снегурочку;
  • Купава – бывшая невеста Мизгиря;
  • Ярило – бог Солнца.

Краткое содержание Снегурочки

Все герои являются жителями вымышленного Берендеева царства. Чтобы лучше понять смысл Снегурочки, нужно кратко вспомнить содержание сюжета.

Интересно! История появления сказки довольно необычна. В 1873 году в Малом театре проходил ремонт, актеры были вынуждены временно разместиться в Большом театре. Московская комиссия, управляющая театрами, решила воспользоваться сложившейся ситуацией и устроить необычное представление с участием артистов драмы, оперы и балета, предложив Островскому написать пьесу.

Много лет назад Весна-Красна согрешила с Морозом, после чего у них родилась дочь – Снегурочка. Девушка подросла, жизнь в лесу ей стала скучна. Снегурочке хочется гулять, веселиться вместе с берендеями. Весна считает, что дочери пришла пора влюбиться и выйти замуж. Но Мороз признается, что любовь погубит девушку, так как Ярило из мести к Морозу растопит Снегурочку своими лучами.

В людском мире

Но позже родители все-таки решают отпустить дочь к берендеям, отдав на воспитание тому, кто первый ее найдет в лесу. Им оказался Бобыль, увезший девушку к себе. Красота девушки поразила все мужское население царства, а Мизгирь даже отказался от своей невесты Купавы, влюбившись в Снегурочку. Но девушка остается холодна, отвергая всех женихов. Это не нравится приемным родителям, рассчитывающим разбогатеть, выдав дочь замуж. Берендей, обеспокоенный затяжными холодами, решает устроить праздник в честь Ярилы. Чтобы ублажить рассерженное Солнце, царь велит в этот день устроить свадьбы всех помолвленных пар.

Накануне праздника молодежь устроила пляски на поляне. Снегурочка надеялась, что Лель, к которому она испытывала симпатию, выберет ее, но тот отдает предпочтение Купаве. Расстроенная героиня бежит к матери-Весне, прося ее научить любви. Девушку не пугает даже возможная гибель. И Весна, несмотря на свои опасения, дает ей такую возможность, надев на голову дочери свой венок. После этого девушка должна влюбиться в первого, кто ей встретиться на пути. Им оказался Мизгирь. Счастливый юноша приводит возлюбленную на гору, представляя собравшимся берендеям как свою невесту. Но с появлением первых лучей Солнца Снегурочка тает, а ее возлюбленный с горя бросается в озеро, чтобы соединиться с любимой.

Интересно! При написании пьесы Островский работал в тандеме с тогда еще неизвестным композитором П. И. Чайковским, который и написал музыку к сказке.

Берендеи продолжают веселиться, уверенные, что теперь Ярило смягчится и даст им больше тепла и урожая.

Объяснение сюжета

Все произведение Островского пронизано любовной темой. Автор считает любовь важнее земного существования. Главный смысл Снегурочки проявляется в момент, когда девушка бросается к матери с просьбой научить ее любить. Жизнь без любви для нее бессмысленна, ее душа не может смириться с холодным сердцем. Поэтому девушка готова пожертвовать жизнью ради познания любви.

Интересно! Существует несколько вариантов русской народной сказки о снегурочке. Но при написании своей пьесы Островский опирался на сказку «Девочка-Снегурочка», так как в ней героиня погибала.

Примечательна в «Снегурочке» и фигура царя Берендея, через образ которого Островский выразил социальный смысл сказки. Берендей – мудрый, добрый правитель, заботящийся о своем народе. Он строго следит за соблюдением норм и обычаев царства, безжалостно изгоняя нарушителей, таких как Мизгирь. Жители берендеева царства живут в единении с природой, ценя верность и любовь к ближнему. Именно так представлял себе Островский идеальное общество.

Но центральной темой является конфликт противоположностей, отображающий смысл сказки Снегурочка. Мороз и Солнце, зимняя стужа и теплое время, холод души и пожар любви – несмотря на то, что эти понятия противоборствуют, они тесно связаны, не существуя один без другого. Этот же конфликт представлен в душе Снегурочки: жить, не зная любви, либо полюбив – погибнуть.

В чем суть концовки

Смысл Снегурочки наиболее точно выражен в финале сказки. С одной стороны – концовка довольно печальна. Героиня, наконец-то познавшая чувство любви, погибает. Вслед за ней кончает собой и ее возлюбленный – Мизгирь. Но кончина влюбленных не омрачила праздник, берендеи продолжают веселиться. Уход Снегурочки приносит в мир солнце и свет. Тем самым Островский отразил мифологическое представление об условиях вечного существования Вселенной, когда на смену зиме приходит весна и лето. И чтобы этот порядок не нарушался, в языческие времена существовали специальные обряды и ритуалы, одной из составляющей которых было жертвоприношение.

Если рассматривать «Снегурочку» с этой позиции, то становится ясен смысл финала пьесы. Смерть главной героини была необходима ради достижения высшего блага, что подтверждается появлением Ярилы, несущего символы жизни и смерти – человеческую голову и сноп ржаных колосьев. Сама же девушка ушла счастливой со словами благодарности за «сладкий дар любви». Произведение Островского «Снегурочка» дает возможность проникнуться сказочным, лиричным духом, ощутив всю глубину народного творчества через напевную ритмику поэзии автора.

  • Сказка с днем рождения ремикс
  • Сказка с кощеем бессмертным и бабой ягой
  • Сказка с испытаниями героев
  • Сказка русская народная для 1 класса для пересказа
  • Сказка с боярским в роли волка