Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127.
УКМ «Перспектива»
1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.
Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.
Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.
2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.
Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.
Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.
Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.
Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.
Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.
3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?
Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.
Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.
Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.
Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.
4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?
Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.
5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.
Этот приём называется олицетворение.
6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.
Выбираем ответ: самоуверенно.
7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.
Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.
8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.
Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.
План пересказа сказки «Серая шейка» по частям
- Расставание с утками.
- Знакомство с зайцем.
- Начало зимы.
- Проделки лисы.
- Неожиданное спасение.
Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям
1.
Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.
Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.
Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.
2.
По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.
Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем.
Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.
3.
Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.
Однажды к полынье пришла лиса.
Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.
4.
Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.
Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.
Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.
5.
Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.
Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.
Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.
Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.
Если у вас есть ребенок, то вы наверняка знаете, насколько сложно иногда бывает его чем-то заинтересовать. А еще сложнее бывает уложить его спать, если он сам этого не хочет. Еще сотни лет назад люди рассказывали своим детям короткие истории о природе, явлениях или людях. Все это постепенно стало называться сказкой. Мы сейчас не будем вдаваться в этимологию этого слова, а лучше просто поговорим о самих сказках, которые выросли за пределы классических историй и стали по-настоящему интерактивными. Теперь ваш ребенок сам может стать героем той сказочной истории, которую услышит перед сном. Это не только сделает сказку более интересной, но и позволит быстрее уложить его спать. Вот, как это работает.
Приложение со сказками для iPhone
Как и все лучшие предложения современности, это выпускается в виде мобильного приложения, которое называется ”Маленькие истории” и выпускается Diveo Media для iPhone и iPad, а также для Android-устройств. Основной посыл приложения в том, что оно позволяет сделать сказки более личными. В самом начале вам предложат ввести имя и пол ребенка, чтобы сказки адаптировались под эти данные и героя звали так же, как и вашего ребенка.
При этом данные достаточно внести всего один раз. После этого все сказки будут автоматическим формироваться исходя из этой информации. К сожалению, технологии пока не дошли до того уровня, чтобы любое имя можно было нативно озвучить внутри заранее заготовленного текста. Поэтому, если вы хотите, можно предварительно озвучить сказку, воспользовавшись фирменным внутренним инструментом. И как показывает практика, дети очень хорошо реагируют на родной голос
Но сначала надо будет выбрать саму сказку. Как часто они появляются, я расскажу позже. Набор книг, которые можно прочитать ребенку, находится на главной странице приложения, которую вы увидите после выбора варианта подписки (к этому тоже вернемся) и ввода имени ребенка.
Интерфейс приложения Маленькие истории
Элементов управления не так много, но все, что надо, есть. Слева вверху находятся настройки, где можно поменять данные, если хотите почитать сказку про другого ребенка и выбрать язык. Доступны английский, русский, немецкий и французский, на случай если ребенок учит два языка, или если вы живете не в России.
Справа вверху можно отключить звук. Слева внизу находится кнопка восстановления покупок. А справа внизу расположилась кнопка обратной связи. Но самое интересное находится в центре экрана.
Книги, предложенные на выбор, можно прокручивать слева направо. Каждый месяц добавляется новая. Все они снабжены красивыми иллюстрациями, которые рисуются исключительно для этого проекта, а не покупаются на фотостоках. Тексты и музыка тоже уникальны, больше вы их нигде не найдете. Они готовятся командой авторов и музыкантов, которым помогают коллеги со всего мира.
Сказки с кратким описанием
Перед выбором книги и ее скачиванием можно ознакомиться с кратким описанием и посмотреть, сколько в ней страниц. Когда она откроется с красивой анимацией, перед вами появится первая страница, а на остальные можно переходить свайпами или кнопками внизу экрана.
Там же внизу находится текст сказки для каждой конкретной картинки. В верхней части есть кнопки перехода к конкретной странице, как в PDF-файле, кнопка возврата на главный экран и кнопка отключения звука.
В выпадающем меню слева расположились три кнопки для перехода в соответствующие режимы. Первая включает режим чтения, вторая (с микрофоном) — режим записи. Третья нужна для перехода в режим прослушивания.
Собственно, это все органы управления приложением, но это очень располагает к себе. Хорошо, что в нем нет огромного количества настроек, которые часто просто не нужны. Так же авторы обошлись без перегруженного интерфейса и оставили только самые необходимые иллюстрации, красиво упакованные в мягкую плавную анимацию.
Приложение с добрыми сказками
Что больше всего располагает в этом приложении, кроме возможности назвать героя именем ребенка, это то, что сказки в нем очень добрые. Они не стараются излишне привлекать внимание, а просто нацелены на то, чтобы научить ребенка доброте, вежливости, уважению, помощи друг другу и другим вещам, которые, как иногда кажется, постепенно уходят из нашей жизни.
Из-за спокойного характера сказок многие родители говорят, что им стало проще укладывать ребенка спать, а если он вовлечен в процесс, то ему очень нравится, что зайчика, который живет в лесу, зовут его именем.
Новые сказки появляются каждый месяц. Над ними трудится большая команда специалистов, в которую входят как минимум один автор, один художник, один композитор и два программиста. Иногда команда становится существенно больше. А это означает, что приложение просто не может быть бесплатным.
Сколько стоят сказки в приложении Маленькие истории
Тем не менее, каждому пользователю полагается три бесплатные книги навсегда и три дня, чтобы ознакомиться со всеми возможностями приложения, просмотрев все книги. Дальше можно оформить подписку за 299 рублей в месяц или за 1490 рублей на год.
За такое по-настоящему детское доброе приложение, которое кроме того, что показывает важность семейных ценностей и хорошее отношения к другим, еще и выглядит очень красиво, стоимость подписки уже не кажется такой высокой. За эти деньги вы можете либо купить одну книгу в магазине, либо получить доступ к целой библиотеке детских книг в приложении. Решать вам.
Скачать «Маленькие истории» из App Store
Скачать «Маленькие истории» из Google Play
Трудно переоценить влияние творчества Моне на мировое художественное искусство. Будучи подростком, он рисовал карикатуры на своих учителей. Рисунки были популярны, и знакомый продавец красок устанавливал их в своей витрине. Начинающий художник гордо смотрел на зевак, которые с любопытством заглядывались на его творения. Однажды в лавке он познакомился со своим первым учителем — Эженом Буденом. Вместе они выбирались за город рисовать. Тогда Моне впервые почувствовал, как его взгляд захватила красота природы.
После армии он два года учился в Париже в мастерской Глейра, где познакомился с будущими известными художниками. Ренуар, Сислей и Базиль тогда ещё только готовились покорить мир и основать новое направление в искусстве.
«Впечатление. Восходящее солнце».
На одной из выставок художников Моне представил картину «Впечатление. Восходящее солнце». Многие из присутствующих на мероприятии критично отнеслись к работе и посчитали её незавершённой. Журналист, который освещал событие в прессе, назвал происходящее «впечатлительством», что на французском звучало как «импрессионизм». Так термин изначально приобрёл отрицательный характер, а позже дал название целому направлению в живописи.
На картине изображён порт в Гавре. Раннее утро художник передал множеством оттенков серого. Мачты кораблей не имеют детальной прорисовки, скорей, похожи на наброски. Лодки и люди в них похожи на неопрятные мазки кистью. Огненным пятном диссонирует восходящее солнце. Грубое смешение холодных цветов делает картину мрачной.
«Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»
Картина, которая принесла известность художнику, была написана в несвойственной ему манере. На ней он изобразил будущую жену.
Позже девушка позировала ему для полотен «Женщины в саду» и «Завтрак на траве». Все женские образы на них были сняты с возлюбленной. Моне так и не смог выставить свои работы в Парижском Салоне. Через 60 лет правительство Франции их выкупило за большой гонорар. Счастливая история молодых длилась недолго. Камилла умерла в 32 года, оставив художнику двух сыновей.
«Женщина с зонтиком»
Второй женой художника стала Алиса Ошеде. Вдобавок к двум своим он обзавёлся ещё шестью детьми. Сюзанна, старшая дочь, была на редкость изыскана и красива. Как-то увидев её с зонтиком на холме, Моне предложил ей попозировать. В условленное время они пришли на возвышенность. Роскошный луг был усыпан цветами, под ногами зеленела трава. Художник создал одновременно два полотна: «Женщина с зонтиком, повернувшаяся направо» и «Женщина с зонтиком, повернувшаяся налево».
«Стога»
Художник исключил из своей палитры чёрный цвет. Он всегда вставал с рассветом, завтракал и до сумерек проводил время за работой. Мастер спешил за солнцем, которое меняло природу прямо на глазах. Ставил на мольберт чистые полотна, а незаконченные продолжал в то же время на другой день. Иногда в работе у него было до пятнадцати картин. Моне так увлёкся изображением стогов, что когда наступило время уборки, он договорился с крестьянами не убирать их. Так родилась серия этюдов «Стога». Каждый из них выполнен в своём цвете.
«Вокзал Сен-Лазар»
Моне редко когда изменял своей любви к изображению природы. На создание очередного шедевра его вдохновило развитием индустрии. Мастер написал группу картин «Вокзал Сен-Лазар». С разных точек обзора и в разное время суток он сотворил 12 полотен с видами вокзала. Густые облака дыма, толпа на платформе, движущиеся составы — всё это вдохновляло мастера, который каждый раз выбирал новый ракурс для своей работы. Позже Эмиль Золя признался, что дух, окутывающий эти работы, натолкнул его на создание романа «Человек-зверь».
«Руанский Собор»
В той же манере Моне изобразил Руанский собор. Церковный фасад в разное время суток и в разную погоду он писал из окна съёмной комнаты. Все полотна сразу нашли покупателя. Моне обретает всеобщее признание. Проходят персональные выставки, он участвует в Парижском Салоне.
«Кувшинки»
В поместье Живерни, куда художник переехал с семьёй, он написал своих знаменитых «Кувшинок». Прилегающее к усадьбе пространство хозяин превратил в роскошный сад, переняв идею с японских гравюр. Пруд засадил кувшинками и возвёл нерукотворные мостики. Бутоны водяных лилий готовы были вот-вот распуститься, перила мостов оплетали невиданные растения. Кувшинки, словно нимфеи, устилали перламутровую гладь пруда. Постепенно появлялись всё новые полотна. На сегодня в разных уголках света хранятся около 250 изображений, каждое из которых пленительно прекрасно.
В начале XX века в Париже прошёл вернисаж «Нимфеи, серии водных пейзажей». Даже самые лютые критики были согласны, что в природе так не бывает.
«Декорации»
Моне перенёс операцию по зрению, но здоровье почти не улучшилось. К тому времени ему было 82 года. Мастер мечтал найти холл эллиптической формы и расположить на нём огромное панно с нимфеями, чтобы холсты плотно примыкали друг к другу. Работа далась ему очень тяжело. Сейчас этот труд выставлен в музее «Оранжери» в Париже.
Работа школьников по освоению поэзии Ю. П. Кузнецова
(на примере анализа стихотворения «Атомная сказка»)
ПОЭЗИЯ Ю. П. КУЗНЕЦОВА
Мир Юрия Кузнецова сложен и многопланов, потому что это поэтическое выражение реального состояния нашей жизни. Восприятие мира в его катастрофической неустойчивости – характерная, но не центральная черта поэзии Кузнецова. Здесь же, внутри этого хаоса, рождается образ сопротивления и воли к преодолению мирового беспорядка. Готовность к действию рождает порыв, порыв обретает путь, путь ведет к дому (это образы в его поэзии). Дом – это спасение в мире хаоса, защита от его грубых проявлений, знак стабильности, устойчивости, поэтому и достигает его лишь тот, кто достоин такой награды.
Вопросы и задания.
-
Прослушайте рассказ учителя и попытайтесь воспроизвести его по плану:
-
Горькая сиротская память.
-
Притча как основа военной поэзии Ю. Кузнецова.
-
Особенности лирического сюжета его стихотворений:
-
а) метафорические перифразы;
б) символы в названиях.
-
Поэтический прорыв.
Для справок. Лирика (греч. музыкальный, напевный) — 1. Один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; лирика является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний. 2. Совокупность произведений этого рода. Род литературный — типы (формы) изображения в литературе человека и мира, выделяемые в зависимости от характера отношений между субъектом высказывания и его объектом ( эпос, лирика, драма). Перифраз(а) – замена названия предмета описанием его самых существенных сторон и свойств. Притча – краткий иносказательный рассказ назидательного содержания. Символ – художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
2. На примере стихотворения «Атомная сказка» докажите тезис теоретического плана: «В каждом литературном произведении мы сталкиваемся с множественностью тем и идей, сложностью идейно-тематической основы произведения». (Л. И. Тимофеев).
3. Найдите в нижеприведенном тексте ключевую мысль, объясните свой выбор.
На первый взгляд, перед нами просто модернизированный в шутливом плане старый сказочный сюжет – прием довольно распространенный. Он получил название бурлеска или травести и был известен в литературе очень давно: героический или вообще высокий сюжет «перелицовывался» в сниженных, шутливых тонах.
Можно подумать, что Ю. Кузнецов просто переосмыслил ситуацию сказки с позиций современного отношения к чудесам и волшебным атрибутам: дескать, мы теперь ни в какие чародейства не верим – нет их в природе! А лягушка – материал для анатомических опытов… Но нет, мы чувствуем, что все здесь далеко не просто: как гневно, как саркастически звучит финал стихотворения, как режет слух это убийственное слово «дурак»! Дурачком называют Иванушку в сказках, но там это слово не вызывает отрицательного отношения к герою, потому что в сказках Иванушка, напротив, умен, сметлив, удачлив. И мы начинаем понимать, что в стихотворении звучит ирония совсем другого сорта, что в душе автора кипит негодование против тех, кто ко всему подходит с позиций узкого практицизма, кому не дороги традиции, кто способен, прикрываясь словами, испоганить красоту, оправдывая свое варварство якобы соображениями реальной пользы, кому совершенно недоступны живые движения человеческой души. Познание, ради которого совершается надругательство над сказкой, над поэзией, над красотой, — это не познание, а лишь иллюзия.
Для Кузнецова характерно обращение к сказке и мифу как первоосновам поэтического искусства. Именно это придает его поэзии эпическое звучание, всечеловеческий смысл.
Для справок. Сарказм (греч. буквально — рву мясо) — язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста. Ирония (греч. притворство) — вид комического, насмешка, которая строится на контрасте видимого и скрытого смысла. Ирония изначально двусмысленна, в ней присутствуют прямой смысл и обратный, подразумеваемый, истинный.
4. Выучите особенности творчества Ю. Кузнецова, используйте их при анализе стихотворений.
1. Творчество Кузнецова сопоставимо с классикой.
2. Ю. Кузнецову принадлежит заслуга чуткого и точного выражения духовных запросов времени.
3. Традиции и современность в лучших стихах Кузнецова органично входят в художественный образ и существуют в нем неразрывно.
4. Глубокое переживание самой глобальной и всеобщей мысли и – как следствие – ее предельная осязаемость читателем при восприятии – отличительный признак поэзии Кузнецова.
5. Область его ощущений – весь мир во всем его многообразии и со всеми его противоречиями.
6. Поэт пытается переместить противоречия мира в душу человека, таким образом художественно разрешая и преодолевая их.
5. При выполнении письменного анализа одного из стихотворений Ю. П. Кузнецова используйте следующие словесные формулы:
-
Читая стихотворение…
-
Вслушиваясь в музыку строки (стиха)…
-
Вдумываясь в использованные автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), представил(а), понял(а), увидел(а) мысленным взором…
-
Особое впечатление на меня произвел(а) образ, картина…
-
Рифма в стихотворении помогает понять мысль автора о …
Для справок. Стих – одна стихотворная строка. Рифма (греч. размеренное движение) — созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмический повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Ритм — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием; периодическое повторение элементов стиха через определенные промежутки. Олицетворение — воплощение каких-нибудь черт, свойств (о живом существе); уподобление неживого живому; перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Эпитет (греч. буквально – приложение) — разновидность тропа, образное определение.