Сказка с кощеем бессмертным и бабой ягой

царевна-лягушка за 1 минуту и подробно за 3,5 минуты. знакомьтесь, это любимая многими поколениями взрослых и детей русская сказка

⭐⭐⭐⭐⭐ «Царевна-лягушка» за 1 минуту и подробно за 3,5 минуты. 

Знакомьтесь, это любимая многими поколениями взрослых и детей русская сказка «Царевна-лягушка».

В ней главные действующее персонажи из национального фольклора – царь и царевич, девица-красавица Василиса Премудрая, Баба-Яга и Кощей Бессмертный.

История начинается с повеления царя – сыновья должны жениться, и помогут им в сватовстве обычные лук и стрелы.

Младшему Ивану-царевичу досталась необычная невеста, заколдованная в лягушку. Но жених не сразу понял, что счастье не в красоте, а в настоящей любви, которая преодолевает все преграды.

Очень краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка»

Жил-был Царь и было у него три сына. Повелел батюшка сыновьям жениться, а невест найти так – выйти в поле, выстрелить из лука, и куда стрела попадёт, так и невесту искать. Старшим сыновьям достались боярыня и купчиха, а вот стрела младшего Ивана-Царевича угодила прямо в болото.

Иван царевич и лягушка

Нашел жених свою стрелу в лапах лягушки. И что было делать? Пришлось жениться. Царь задал невестушкам проверочные задания. Женушка в лягушачьей шкурке с работой справлялась, а супруги старших братьев без помощи мамок-нянек не обходились.

Однажды после царского пира, где царевна-лягушка предстала в истинном обличии, красавицы Василисы Премудрой, Иван по глупости сжег лягушачью кожу. Василиса, не избавившись от проклятия угодила в логово Кощея Бессмертного.

Иван-Царевич бросился на поиски пропавшей супруги, и попал в водоворот опасных приключений. Встреча с бабой Ягой, лесными жителями и их помощь в борьбе с Кощеем бессмертным.

Не мечом пришлось справляться с Кощеем, а хитростью и смекалкой. Помогли смельчаку добрые поступки, и самоотверженная любовь привела к счастливому финалу.

Главные герои и их характеристики:

  •  Иван-Царевич  – младший царский сын, женился на Царевне-Лягушке и победил Кощея Бессмертного.
  •  Василиса Премудрая  – заколдованная царевна, обращённая Кощеем в лягушку на 3 года.

Второстепенные герои и их характеристики:

  •  Кощей Бессмертный  – злой колдун, чья смерть пряталась на конце иглы.
  •  Баба-Яга  – ведунья с костяной ногой, помогла Ивану в поисках царевны и рассказала про смерь Кощея.
  •  Царь  – государь, отец трех царевичей.
  •  Старший сын  – царевич, женился на боярине.
  •  Средний сын  – царевич, женился на купчихе.

Краткое содержание сказки «Царевна-лягушка» подробно

В одном царстве-государстве жил-был царь и было у него трое сыновей. Решил отец женить наследников, раздал каждому сыну лук и стрелы, велел выйти в поле и пустить по стреле туда, куда судьба пошлет.

братья стреляют из лука

У старшего сына стрела угодила на боярский двор, у среднего – на купеческий.

Только младшенькому Ивану-Царевичу не повезло, улетела его стрела в топкое болото.

Что было делать, значит судьба такая. Отправился Иван на поиски и не ожидал, что найдет стрелу в лапах болотной лягушки.

Заговорила квакушка человеческим голосом и уговорила царевича взять ее в жены. Царь и все придворные смеялись над Иваном, но раз выбрал супругу, придется жениться.

После свадьбы царь-отец приказал невесткам показать свои умения и за ночь испечь вкусный каравай.

Расстроился Иван, но супруга его обнадежила. Как солнышко зашло, обернулась она девицей Василисой Премудрой и испекла пышный хлеб с башенками и птицами.

Царю пришелся по вкусу хлебушек младшей невестки, а стряпню старших он приказал отдать на конюшню.

На следующий день повелел отец царевнам соткать богатый ковер. Ночью квакушка снова превратилась в красавицу Василису и выткала настоящее чудо с узорами из заморских цветов.

Царь велел украшать им парадный зал по праздникам, а ковры старших невесток выбросить за ворота.

Василиса Премудрая

Пришла пора созвать всех на царский пир. Государь захотел увидеть женушек сыновей. Иван пришел один и сказал, что его невеста приедет позже. Братья подняли младшенького на смех, но в это время грянул гром, и подъехала к царским палатам богатая карета с Василисой Премудрой.

Гости дивились на красоту младшей невесты, а жены старших братьев ей жутко завидовали. Косточки со стола Василиса закладывала в один рукав, а напиток из бокала заливала в другой рукав.

Во время танца она взмахнула руками, и посреди зала появилось красивое озеро с белоснежными лебедями.

Жены старших братьев хотели повторить этот фокус, но только забрызгали царя и закидали гостей костями.

А Иван, недолго думая, побежал домой и сжег в печи лягушечью кожу. Узнав об этом, Василиса расплакалась. Не дождался царевич трех дней до срока ее заточения. Обернувшись голубкой, царевна улетела в логово Кощея Бессмертного.

Собрался Иван Царевич в путь-дорогу на поиски пропавшей супруги. Долго шел по горам и лесам, повстречал старика-лесовика.

Он дал ему волшебный клубок и посоветовал следовать за ниточкой. На пути попались царевичу мишка косолапый, серый зайчишка, утка и щука в реке, но не застрелил он их из лука, а пожалел.

Клубок помог Ивану добраться до избушки Бабы-Яги. Колдунья встретила царевича приветливо и рассказала, как победить злодея Кощея Бессмертного.

По совету Яги нашел Царевич заветный дуб. На самой верхушке висел ларец, а в ларце на конце волшебной иглы пряталась смерть Кощея.

Лесные друзья Ивана – мишка, зайчишка, утка и щука помогли герою добраться до спрятанной иглы, сломать ее пополам и освободить драгоценную женушку.

Воссоединились Иван Царевич и Василиса Премудрая, и как гласит русская сказка, жили долго и счастливо.

Кратко об истории создания произведения

Произведение из сокровищницы национального фольклора передает глубину древней русской культуры. Подобные сюжеты встречаются в сказках разных народов и основываются на поверьях о заколдованной невесте.

Прекрасные девушки-оборотни принимают истинный облик по ночам и помогают им в колдовстве лесные звери и птицы. Охотники в образах царевичей и принцев должны жениться за обращенной в животное девице, чтобы в жизни им сопутствовали удача и благословение богов.

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 «Зорька»
комбинированного вида

670023, г. Улан-Удэ, ул.Строителей,
19а,

телефакс 8(3012) 22 55 99, e – mail:  detsad104@mail.ru

«Конспект занятия по познавательно-речевому
развитию в старшей группе

«Сказочные гости»»

                                                                                             
             Выполнила:

                                                                                  Жамсаранова
Ханда Валериевна                     

Улан -Удэ 2021г.

Конспект
занятия по развитию речи в старшей группе

На
тему: «Сказочные гости».

Цель: Развитие
речевых  способностей  старших дошкольников посредством художественной
литературы.

Задачи: 

Образовательные:
 Учить детей  определять тип и вид сказки; обогатить и
уточнить и знания детей о русских народных сказках; продолжать учить отвечать
на вопросы  не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;  развивать
диалогическую речь, совершенствовать речевым общением  ребенка со взрослыми и
детьми.

 Развивающие: Развивать
у детей   речь, память, мышление, внимание;   восприятие.

Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным,
умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом; воспитывать
самостоятельность.

Интеграция
образовательных областей
: «Речевое
развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная
работа:
 чтение сказок о животных,  рассматривание
иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, игры.

Оборудование: Картинки
с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»,
«Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», картинки с эпизодами из сказок: «Каша из
топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки».

 Ход
занятия:

Воспитатель: Ребята,
посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в
мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

Скажем
сказке — заходи.

Это
присказка, ребята!

Сказка
будет впереди».

Воспитатель: 
Какие бывают сказки? (Народные и авторские).

Дети: 
Ответы детей.

Воспитатель: А
что мы можем  сказать про авторские сказки? (авторские сказки, написанные
автором).

Дети: Ответы
детей.

Воспитатель:
А что такое народные сказки? (Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а
потом их стали  собирать и записывать.)

Дети:Ответы
детей.

Воспитатель: Да
сказочные  истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные
и смешные.  Ребята мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных
сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Воспитатель:
Первый вид который мы с вами рассмотрим это сказки о животных они вам самые
известные и знакомые по содержанию.

 Я буду загадывать
загадки а вы будете отгадывать,  будем проверять правильный ответ
загадки.(картинки со сказками)

Игра:
«Угадай и назови»

Что за
домик на опушке

Дал
приют Ежу, Лягушке,

Мышке,
Зайцу, Петуху?

Дом с
трубою наверху,

Из трубы
идёт дымок.

Этот
домик — … (Теремок)

Эта рыжая
плутовка

Обманула меня
ловко.

 Хвать – и кинула
в мешок.

Хорошо, что спас
дружок.

  
(«Кот, лиса и петух»)

Жили-были
семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.

  (Волк
и семеро козлят)

 Что за
гостья в дом пришла 
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись – 

Еле ноги
унесла!
(«Три медведя»)

 Хитрая
плутовка отправила его  ловить рыбу хвостом.

Хвост
примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка 
и серый волк»)

На
болоте оба жили,

Друг к
другу свататься ходили,

Но не
смогли договориться,

Упрямство
свойственно и птицам.

(«Журавль
и цапля»)

Воспитатель:
Кто  герои этих сказок? (животные и птицы)

Дети: 
Ответы детей.

Воспитатель:
Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы,
рыбы называются  сказками  о животных.

Звери в сказках умеют
говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью,
сообразительностью. 

Какие вы еще знаете
сказки о животных? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух
лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».)

Дети
Ответы детей.

 Физминутка

В чистом
поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках) 
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Воспитатель:
Ребята в сказках лиса какая? а волк ? медведь? зайчик? (Лиса хитрая плутовка.
Она рисуется как лживая, хитрая обманщица. Волк глупый и жадный. Медведь
олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка,
мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.

Только кот и петух выступают
в роли положительных героев.)

Дети: Ответы
детей.

 Воспитатель: теперь
познакомимся с таким видом как бытовые сказки . Они похожи на сказки о
животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих
приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек,
например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей  часто обижают
богатые и злые и чтобы добиться справедливости,  главному герою приходиться
проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и
глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство
юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Воспитатель:
ребята давайте с вами с играем в игру, разделимся на две команды, у каждой из
команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее
справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил.  Дети собирают
пазл-сказка.

Воспитатель
 
молодцы ребята, справились  с  заданием!

Воспитатель:
Есть ещё один вид  сказки. Как вы думаете,  какой? (Волшебные сказки)

Дети: 
Ответы детей.

Воспитатель:
Правильно. А кто знает почему их называют волшебными?

Дети:
в этих сказках волшебство

Воспитатель:
Правильно,
а давайте вспомним эту сказку, и проверим
волшебство на сказке.

Самые древние сказки –
это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве жили-были…».

В волшебных сказках
происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

А теперь давайте немножко
отдохнем, проведем физминутку для глаз:

«Смотрят
глазки вправо-влево,

Смотрят
глазки вверх и вниз.

Отдохнули
наши глазки

Смело
можем продолжать»

Воспитатель: Ну
что ребята, продолжаем путешествие по волшебны сказкам?

В волшебных сказка в ход
событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи
наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный
творить волшебство, чародейство. 

Воспитатель: С
какими нечистыми силами там сражается герой? (Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и
Змеем Горынычем.)

Дети: 
Ответы детей.

Воспитатель:
Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем,
что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

А теперь давайте
мы с вами поиграем в игру: на доске прикреплены герои сказок, к ним вам надо
правильно подобрать его незаменимый атрибут.

Емеля- щука,
ведра

Баба Яга- избушка
на курьих ножках, ступа;
Змей горыныч- огонь, две головы;
Морозко- посох, сундук с подарками.


Воспитатель: Правильно, ребята, все справились с заданием!

Воспитатель:
назовите еще сказки где есть волшебство? («Снегурочка и лиса»,
«Морозко»).

Дети:  Ответы
детей.

 Воспитатель:
Как вы думаете  сказки «Снегурочка и лиса», «Морозко» к какому времени году
относятся? (к времени года зима)

Дети:
Ответы детей)

Воспитатель: Правильно!

Итог
занятия:
Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы
на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных, бытовые,
волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат
нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса .

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам,
чтобы вы выросли такими же добрыми и отзывчивыми.

Литературная викторина по волшебным сказкам

Описание игры. Класс делится на две команды, которые по очереди отвечают на вопросы викторины.

Ход игры

Учитель:

Лучшие свойства русского языка: меткость, краткость, точность, образность – нашли в сказках яркое воплощение. А.С.Пушкин советовал: «Читайте простонародные сказки, чтобы видеть красоту нашего языка».

Наша викторина посвящена волшебной сказке.

В чем особенность волшебной сказки? Когда она возникла?

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой-ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень – золотые рога, Свинка – золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают волшебные предметы: клубочек, который указывает дорогу, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-самогубы. В такой сказке все возможно! Хочешь стать молодым – поешь молодильных яблок, надо оживить царевну или царевича – спрысни их мертвой, а потом живой водой. Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем и из обычного мира. Поиски, сражения – все, что совершает персонаж волшебной сказки. Чаще всего происходит в чужом странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в подземном, подводном, или в далеком тридевятом царстве – тридесятом государстве.

Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была гораздо раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси поклонялись языческим богам. В волшебной сказке о христианской вере, вообще о религии говорится очень редко, случайно.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир!

Многие волшебные сказки рассказывают о волшебном подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Россию (и слова такого сказка царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет. Ивана-царевича в отличие от Ильи Муромца или Добрыни Никитича не назовёшь патриотом…

Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши весёлые сказки.

1. Из каких сказок эти чудеса?

  1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)

  2. Спрыснул отец дочку живой водой – ожила Алёнушка. («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)

  3. У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)

  4. Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине. «Плыви, — говорит, — белой уточкой». И поплыла княгиня белой уточкой. («Белая уточка»)

  5. Вдруг прилетают двенадцать голубиц: ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. («Морской царь и Василиса Премудрая»)

  6. Вдруг серый волк ударился о сыру землю и стал конем златогривым. )»Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)

  7. Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди. («Василиса Премудрая»)

2. Конкурс «Ах эти чудные слова…»

1.Только сказал – вёдра сами и пошли в гору. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается.

(р.н.с. «По щучьему веленью»)

2. Стрясла Маша яблочки, яблоня веточки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течёт молочная речка – кисельные берега.

(р.н.с. «Гуси-лебеди»)

3. Иван-царевич поймал коня златогривого, да позарился на уздечку – она золотом, дорогими камнями убрана. Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошёл звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили…

(р.н.с. «Иван-царевич и серый волк»)

4. Взвился опять, разлетелся в другой раз – одного венца не достал. Ещё завертелся, закружился, разгорячил коня – как огонь пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать.

(р.н.с. «Сивка-бурка»)

5. Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой. А дома старуха блины печёт, а собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

(р.н.с. «Морозко»)

3. Конкурс «Потерялась иллюстрация»

Учитель показывает иллюстрации, а ребята называют сказки, к которым они нарисованы.

4. Чёрный ящик

Чёрный ящик предлагает каждой команде по два вопроса, а отгадки лежат в этом ящике.

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить злого и страшного героя русских народных сказок (игла).

2. Этот предмет мешал спать принцессе (горошина).

3. Мудрец в нём видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нём видела овца, и обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

5. Конкурс «Кто из сказочных героев оставил эти предметы»

— куколка (Василиса Прекрасная»)

— стрела («Царевна-лягушка»)

— перо жар-птицы («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)

— игла и яйцо («Царевна-лягушка»)

— кольцо («Волшебное кольцо»)

— гребень («Финист – ясный сокол»)

6. Блиц-турнир

  1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? («Репу»)

  2. Какие птицы помогали Бабе-яге украсть Иванушку? («Гуси-лебеди»)

  3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? (Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

  4. Какой вид транспорта изобрел Емеля? (Печку)

  5. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (утро вечера мудренее)

  6. Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? (Фу-фу, русским духом пахнет)

  7. Назовите магическое число в русских сказках. (три)

  8. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)

  9. Где живет сказочный царь? (В тридевятом царстве в тридесятом государстве)

  10. Какие реки текут в сказках? (молочные)

11. Аппарат, на котором Баба -Яга совершает полеты

12.Второе название скатерти

13.Жилище Бабы -Яги

14. Кто из жителей болот стал женлй царевича

7. Отгадай загадку

Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат. «Здравствуй, отец!» — говорит солдат. А старик ему в ответ: «Здравствуй, служивый!» Только зовут меня не отец, — говорит старик, — а так, что, с любого конца это слово читай, значение будет одинаково. Имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот, — все одинаково. Живу я в таком домике, что значение слова не изменяется, хоть как ни читай (с любого конца). У меня есть дочка. Имя ее состоит из трех букв и читается одинаково как слева направо, так и наоборот. А там, около постройки, стоит моя жена, а имя ее необычное; если ее имя произнести или прочитать, то оно будет звучать одинаково с любого конца. Около домика растет растение с таким названием, что можно его читать как угодно (с любого конца). А когда я в армии служил, то меня называли таким словом, что читай хоть справа, хоть слева – все одинаково». Вот и разгадай! Какие слова имел в виду старик? В течение 4-х минут вы подумайте и назовите. Как звали старика Название дома Имя дочери Имя жены Название растения Армейское прозвище. Так, чтобы все слова читались как справа налево, так и наоборот, например: имя Ада Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом Ответ: Дед, Тит, шалаш, боб, Алла, казак (могут быть и другие варианты)

Подведение итогов

Слово ведущего.

— Понравилась литературная игра? (Высказывания детей).

— Я бы хотела, чтобы после сегодняшнего дня у вас появилось желание продолжить путешествие в мир сказок.

В сказках добро всегда побеждает зло. Смекалка, ум побеждают злую силу.

В жизни чаще всего действуют эти же законы.

«Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок».

Валерий ДАНИЛЕНКО

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Чудеса в русской сказочной картине мира

РЕЛИГИЯ

Некоторые религиозные персонажи встречаются в русских сказках, но из религиозных они превращены в них в сказочные. Выражаясь по-учёному, фееризация мифических героев в сказках осуществляется через их демифологизацию.

Язычество

Водяной, леший, домовой и т.п. мифические персонажи утрачивают в сказках свою религиозную природу и оказываются в одном ряду с другими сказочными героями – Кощеем Бессмертным, бабой-ягой и др. В их существование ни сказочники, ни их слушатели уже не верят.

Как откровенная насмешка над верой в домового звучит сказочка «Иванушка и домовой»:

«Иванушка ходил в лаптях. Заходит он в свою избу. Матери дома не было. Услыхал – кто-то в избе пыхтит. Испугался он, дверями хлопнул и побежал. У него оборка от лаптя на ноге развязалась. Прищемило её в дверях, он и упал. И закричал:

– Батюшки! Спасите! Домовой меня держит! 

Прибежали соседи, подняли Иванушку, а он чуть жив. И тут разобрали, в чём дело: испугался он лаптя на своей ноге, оборки и квашни. То-то смеху было!» (Сказки народов мира в десяти томах. Т.1. Русские народные сказки. Сост., вступит. ст. и примеч. В.П. Аникина. М., 1987 (в дальнейшем – РНС). С.504).

Христианство

Иисус Христос демифологизируется в сказке «Волк-дурень». Его фееризация осуществляется за счёт сказочного контекста. В качестве его просителя в сказке выступает волк. Он изображён как типичный персонаж из сказок о животных – чересчур доверчивый и неудачливый.

Сначала волк обращается к Христу с такими словами: «Господи! Мне есть хочется!» (Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Л., 1983 (в дальнейшем – Аф.). С.42). Христос ему отвечает: «Поди, съешь кобылу» (там же). Съесть кобылу волку не удаётся. Чересчур он доверчивый. Кобыла попросила его стать сзади да так треснула его по зубам своими копытами, что тот еле жив остался.

Волк обращается к Христу во второй раз. «Ступай, – говорит Христос, – съешь барана». Баран, как и кобыла, обманывает доверчивого волка. Пообещал сам ему запрыгнуть в рот, разбежавшись с горы, а сам ударил его своим бараньим лбом и был таков.

В третий раз обращается волк к Христу. Тот отвечает: «Поди, съешь портного». Но и с портным у волка вышла промашка. Эта промашка стоила ему жизни. Не помог ему Христос. Несчастного волка разорвали на куски его собратья – волки.

Не помогает Иисус Христос и многим его служителям. Сплошь и рядом они не следуют его заповедям. Многим из них до христианских идеалов так же далеко, как до солнца.

О невежестве русского духовенства нам рассказывают русские сказки. Так, в сказке «Неграмотная деревня» читаем: «Деревня была неграмотна; поп неграмотный, дьякон неграмотный, да и дьячок неграмотный. А церковь была, приход служили» (РНС. С.596). Эту церковь решил посетить архиерей. Поп и дьякон были в панике. Они не имели понятия о церковной службе.

«А дьякон сказал: “А как-нибудь, сваракосим как-нибудь”». Сваракосили они песенку, которая никакого отношения к религии не имеет:

О-о-о! Из-за острова Кельястрова

Выбегала лодочка осиновая,

Нос-корма раскрашенная,

На середке гребцы-молодцы,

Тура-мара и пара.

Как же отреагировал на такую церковную, с позволения сказать, службу архиерей?

«Архиерей вышел да рукой махнул:

– Служите как служили! 

Да и уехал прочь».

Фомка-шут в одноимённой сказке не только обманывает попа и попадью, но и обворовывает. Он сказал попадье, будто её муж велел ей передать ему семьсот рублей, чтобы купить семь сёл. Та поверила. Дала ему деньги. Вот как заканчивается эта сказка:

«Попадья встречает:

– Что, батька, купил семь сёл, семь деревень? 

– Каких, свет? 

– Как же, Фомка-шут от тебя приезжал да семьсот рублей денег взял! 

– Ах он вор этакой! Нечего сказать: славную сшутил шутку!» (РНС. С.592).

Фомка-шут обворовал попа, но в контексте других сказок о попах это выглядит как месть за их собственное воровство. Так, в сказке «Поп и дьякон» речь идёт о воровстве попа и дьякона. Последний воровал у мужиков лошадей и прятал их в лесу, а первый указывал по чёрной книге, в каком месте находятся украденные лошади. За это мужики выкладывали попу-ворожею сотенку.

«Мужики сотенку вынимали, алчному попу в руки давали. Сотенку поп взял, про лошадей им рассказал:

– Идите в поле, лошади в рву стоят, аржану соломушку едят. 

Мужики в поле пошли и лошадушек нашли».

НАУКА

Подавляющее большинство русского народа вплоть до советских времён оставалось неграмотным. Представление о науке у него было смутным. Оно сводилось по существу к освоению грамоты. Это представление нашло отражение в сказке «Два Ивана – солдатских сына».

В этой сказке мы можем прочитать такие слова:

«Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских, и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать» (РНС. С.307).

Жило, вместе с тем, в простом народе и другое представление о науке. Это представление было связано с колдовством. Многим русским людям казалось, что колдуны обладают высшими знаниями, которые недоступны обычным людям. Это представление нашло отражение в сказке «Хитрая наука».

По этой сказке мы можем судить об уважительном отношении бедных людей к науке. Об этом свидетельствует первый абзац этой сказки:

«Жили себе дед да баба, был у них сын. Старик-то был бедный; хотелось ему отдать сына в науку, чтоб смолоду был родителям своим на утеху, под старость на перемену, да что станешь делать, коли достатку нет! Водил он его, водил по городам – авось возьмёт кто в ученье; нет, никто не взялся учить без денег» (РНС. С.336).

Но старик не сдался: опять пошёл в город. Ему повстречался человек. Он попросил старика отдать сына ему в учение:

«Только пришли они в город, попадается им навстречу человек и спрашивает деда:

– Что, старичок, пригорюнился? 

– Как мне не пригорюниться! – сказал дед. – Вот водил, водил сына, никто не берёт без денег в науку, а денег нетути! 

– Ну так отдай его мне, – говорит встречный, – я его в три года выучу всем хитростям. А через три года, в этот самый день, в этот самый час, приходи за сыном; да смотри: коли не просрочишь, придёшь вовремя да узнаешь своего сына – возьмёшь его назад, а коли нет, так оставаться ему у меня». 

 Старик так обрадовался, что даже не спросил встречного, каким хитростям он будет учить его сына. Отдал ему сына в учение, а встречный-то был колдун. Он научил нового ученика не чему-нибудь, а оборотничеству. Его ученик освоил не только эту хитрую науку, но и сумел освободиться от колдуна-учителя.

Освобождение главного героя от колдуна в анализируемой сказке составляет её главное содержание. Ему пришлось пройти через множество испытаний, чтобы достичь своей цели – соединиться со своей семьёй. В достижении этой цели ему помогла «хитрая наука» – способность к оборотничеству. Он оборачивается то птичкой, то собачкой, то лошадью, то ершом. В конце концов он победил колдуна, которого в конце сказки задрал ястреб, когда этот колдун превратил себя в петуха.

В сказке «Вещий сон» мы встречаемся с новой «хитрой наукой». Эта наука таится в волшебной книге. Её хозяйка – коварная Елена Прекрасная. Чтобы отделаться от жениха – царевича – она устраивает ему испытания. Но выдерживает он эти испытания не благодаря себе, а благодаря купеческому сыну Ивану.

Благодаря помощи Ивана, царевич достигает своей цели – женится на Елене Прекрасной. Но эта цель далась помощнику царевича с великим трудом. Всё дело в том, что у Елены Прекрасной была волшебная книга, по которой она узнавала о поступках Ивана. После его победы над нею, она заглянула в эту книгу:

«Рассердилась Елена Прекрасная, побежала в свою почивальню и стала смотреть в волшебную книгу: сам ли царевич угадывает или кто ему помогает? И видит по книге, что не он хитёр, а хитёр его слуга, Иван – купеческий сын» (РНС. С.290).

Не помогла Елене Прекрасной её волшебная книга. Пришлось ей выходить замуж за царевича:

«С досады ухватила она свою волшебную книгу и забросила в печь».

Волшебная книга – источник знаний, которые достигаются чудесным образом. Подобным образом приобрёл знания старичок из сказки «Летучий корабль». Он помог Ивану, которого окружающие несправедливо выставляют за дурня, изготовить новое техническое чудо – летучий корабль.

В сказке «Деревянный орёл» речь идёт об осуществлении новой мечты. В ней рассказывается о том, как искусный столяр по заданию царя изготовил из дерева такого орла, на котором этот столяр взлетел на воздух, как на самолёте:

«Сел столяр на орла и повернул винтик. Поднял его орёл и мигом вылетел по воздуху из царской палаты. Кинулись все к окнам, смотрят, рты разинули, а столяр над царским двором в воздухе разные круги делает. Влево повернёт винтик – орёл книзу летит, вправо повернёт – подымается. У царя от удивления корона на затылок съехала, глядит он в окошко, оторваться не может. А все кругом словно замерли. Такого мастерства никто не видывал».

ИСКУССТВО

 Красота – вот базовая эстетическая категория. Вот прилагательные, с помощью которых в наших сказках описывается красавица: ненаглядная, невообразимая, неописанная, неописуемая, неслыханная, невиданная, несказанная, неоценённая, непокрытая красота (краса).

Вот как описана царевна в сказке «Семь Симеонов»:

«…у окна в далёком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам» (РНС. 323).

Носительницами красоты в сказках могут быть не только царевны, но и другие девушки. Так, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» описываются девушки-голубицы:

«Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.

Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее!».

Не всегда внешняя красота сочетается с внутренней. Яркий пример – Елена Прекрасная. С одной стороны, она оправдывает свой титул – Прекрасная – не только по внешней красоте, но и внутренней. Такова она, например, в сказках «Иван-царевич и серый волк» и «Василий-царевич и Елена Прекрасная», но, с другой стороны, в таких сказках, как «Медное, серебряное и золотое царства», «Вещий сон» и «Чудесная рубашка» она прекрасна лишь внешне, но внутренне – безобразна. Она изображена в них как особа хитрая, коварная и злобная.

Женская красота производит на человека чарующее впечатление. Такое же впечатление призвано производить на него искусство. Особое внимание в русских сказках уделено музыкальному искусству. Музыкальным инструментам в них приписываются чудесные свойства. Так, в сказке «Пастушья дудочка» на дудочке играет пастушок Иванушка.

Нанялся Иванушка к одному хозяину овец пасти. Этот хозяин был очень жадный. Он предъявил новому пастушку условие: если из стада пропадёт хоть одна овца, платить ему он не будет. Так он поступал со всеми прежними пастухами и оставлял их без оплаты. Но Иванушку выручила его дудочка. Она была не простая, а чудесная:

«Ходят овцы по полянке, щиплют траву. А Иванушка за ними посматривает. Как увидит, что какая овца хочет в лес забежать, сейчас на дудочке заиграет. Все овцы к нему и бегут» (РНС. С.489).

Прознал об этой дудочке хозяин. Как бы ему не пришлось раскошеливаться! Рассказал он о дудочке своей жене. Та заявила, что её никакая дудочка не проймёт. Но вышло иначе:

«Вынул он дудочку и стал плясовую наигрывать. А хозяйка в это время тесто месила. Не удержалась она и пошла плясать. Пляшет, а сама переваливает тесто с руки на руку.

А Иванушка всё быстрее да быстрее, всё громче да громче играет. И хозяйка всё быстрее да быстрее пляшет».

К ней сначала присоединился хозяин, а потом пустились в пляс и овцы, и куры, и коровы, и собаки.

Вот как заканчивается эта сказка:

«До самого вечера играл Иванушка. Утром получил он своё жалованье и ушёл к отцу, к матери. А хозяин с хозяйкой в избу спрятались. Сидят и показаться людям на глаза не смеют».

НРАВСТВЕННОСТЬ

 В сказках, как известно, добро побеждает зло. Победа добра над злом в них есть победа их положительных героев над отрицательными. Эта победа даётся им нелегко. Но им помогают чудесные помощники и предметы. Вот почему она выглядит в сказках как чудо.

Победа добра над злом в сказках не сводится к участию в них добрых волшебных сил. Её обусловливают также те или иные нравственные качества положительных героев – любовь, трудолюбие, щедрость и т.п. добродетели. Им противостоят соответственные пороки – ненависть, лень, скупость и т.п. пороки. Победа добра над злом в таком случае выглядит как победа добродетелей над пороками. Выделю важнейшие из них.

Любовь и ненависть

Отношения любви и ненависти в сказках очень разнообразны – между женихом и невестой, мужем и женой, родителями и детьми, родными братьями, сводными сёстрами и т.д. В этих отношениях отражены представления сказочников о семье. Им придаётся в наших сказках фундаментальное значение.

Жениху в сказках часто приходится завоёвывать невесту. Он должен успешно пройти через испытания, которые она ему устраивает. Так, Елена Прекрасная в сказке «Чудесная рубашка» объявила по всему свету, что она выйдет замуж только за того, кто победит Змея Горыныча.

Зверские испытания для женихов устраивала героиня сказки «Елена Премудрая». Она устраивала им игру в прятки: если найдёт – отрубит претенденту голову и повесит на спицу.

Подобные испытания может устраивать не царевна-невеста, а её царь-отец. Обычно он обещает выдать свою дочь замуж за того, кто сумеет выполнить его задания. На их выполнение может отважиться далеко не каждый, поскольку того, кто их не сумеет выполнить, ждёт смерть. С лёгкостью необыкновенной царь заявляет: «Если не сослужишь этой службы (не добудешь, не найдешь, не сделаешь, не выстроишь), то мой меч – твоя голова с плеч».

Весьма драматическими в наших сказках часто выглядят отношения между мужем и женой. Так, в сказке «Мотовило» муж отучил свою жену от лени проверенным способом – плетью:

«Как взял муж плеть – как она вскочит да бежать. Куда и лень подевалась!

И стали они хорошо жить».

Родители в наших сказках по-разному относятся к своим детям. Отвратительным выглядит отношение к сыну у царицы, изображённой в сказке «Притворная болезнь». После смерти мужа эта царица до умопомрачения влюбилась в Пана Плешевича – лютого врага её сына Ивана-царевича. Этого Пана Плешевича он победил в битве и заточил в темнице. Но его мать сошлась с ним настолько, что забыла о своей материнской любви:

«А был Пан Плешевич куда хорош и пригож! Увидала его царица, мать Ивана-царевича, полюбила и стала частенько навещать его в темнице.

Однажды говорит ей Пан Плешевич:

– Как бы нам сына твоего, Ивана-царевича, убить? Стал бы я с тобой вместе царствовать! 

Царица ему в ответ:

– Я бы очень рада была, если б ты убил его» (РНС. С.144-145).

Пану Плешевичу удалось убить Ивана-царевича, но сказка должна иметь счастливый конец. Ивана-царевича оживили его малые дети, которые вынули своего отца из могилы и натёрли чудесным корешком. Воскресший Иван-царевич мать не тронул, а Пана Плешевича предал лютой смерти.

В сказке «Белая уточка», напротив, обрисован образ настоящей матери. В этой сказке рассказывается о том, как ведьма превратила княжну в белую уточку, а сама приняла её вид. Белая уточка снесла три яичка и вывела из них деточек. Этих деточек загубила ведьма. Подлетела к их телам белая уточка и завопила человеческим голосом:

Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая, подколодная;

Отняла у вас отца рóдного,

Отца рóдного – моего мужа,

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живёт – величается!

Услышал эти слова князь и понял, что произошло. Ведьму уничтожили, деток оживили живящей и говорящей водою и, как и их матери, вернули им человеческий облик.

Носителями любви во многих сказках выступают в семье третий сын и падчерица. Им противостоят старшие братья третьего сына и мачеха со своей родной дочерью.

Третий сын лучше своих старших братьев во многих сказках – таких, как «Иван-царевич и серый волк», «Медное, серебреное и золотое царства», «Сивко-бурко», «Царевна-лягушка», «Летучий корабль» и др. Ситуация в них во многом похожа: третий сын способен на любовь, а его старшие братья – не способны. Третий сын в конечном счёте добивается успеха, а старшие ему завидуют. Более того, с лёгкостью необыкновенной они часто убивают своего младшего брата. Но его возвращает к жизни мёртвая и живая вода.

Образ падчерицы выведен во многих русских сказках – таких, как «Баба-яга», «Девушка в колодце», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Арысь-поле», «Чернушка», «Дочь и падчерица» и др. Эти сказки во многом похожи друг на друга. В каждой из них мачеха злобная и завистливая, а падчерица – пригожая, угодливая, приветливая, ласковая, обходительная, отзывчивая, трудолюбивая, смиренная.

В своей ненависти к падчерице мачеха не останавливается ни перед чем. Её заветная цель – сжить падчерицу со свету. С этой целью она отправляет несчастную девушку то на съедение бабе-яге («Баба-яга»), то в колодец («Девушка в колодце»), то в зимний лес в трескучий мороз («Морозко»). Мачехина дочь топит падчерицу в болоте («Волшебная дудочка»). И т.д.

В сказке «Морозко» чудесным помощником падчерицы оказался дед Мороз. Она ему понравилась своим обхождением с ним. Он сжалился над нею и с ног до головы осыпал её сказочными подарками:

«Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».

Трудолюбие и лень

В стихотворении «Что нужно, чтобы жить с умом?» Александр Твардовский так написал о труде: «Он всех основ основа».

Подобным образом относились к труду и наши сказочники. Они расценивали труд как высшую ценность. Но труд их соплеменников был порой таким изнурительным, что они мечтали о чудесном труде – труде, который совершают волшебные силы. Вот почему в сказках действуют чудесные предметы и чудесные помощники их героев. Они созидают чудесный труд.

Помощники, созидающие в сказках чудесный труд, многообразны. В качестве чудесных помощников в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» выступают, например, не кто-нибудь, а муравьи.

В сказке «Хаврошечка» работу, непосильную для её главной героини, выполняет чудесная коровушка:

«Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано» (РНС. С.207).

Не могла обойтись без чудесных помощников и царевна-лягушка в известной сказке. Задания, которые ей даёт царь, непосильны для обычного человека, но у царевны-лягушки есть чудесные мамки-няньки. Для них не составляет особого труда испечь невиданный мягкий белый хлеб или соткать невиданный шёлковый ковёр.

Ленивые люди в наших сказках – не редкость. О неслыханной лени мы узнаём из сказки «Лень да Отеть»:

«Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведёт. Лень – она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит – спать повалит.

Отеть Лени ленивее была» (РНС. С.694).

Лень в этой сказке выжила, а Отеть погибла. Как это произошло? Лень, хоть и с передышкой, съела яблоко, которое ей само в рот упало, а Отети было лень и челюстями двигать. Лень отодвинулась от огня, а Отети и от огня лень было отдалиться. Сказка кончается призывом к борьбе с ленью:

«Так Отеть голодом да огнём себя извела. Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка. А как лень изживём – счастливо заживём».

ПОЛИТИКА

 Далеко не всегда в обществе справедливость побеждает несправедливость. Мечта о том, чтобы справедливость всегда в нём торжествовала над несправедливостью, нашла воплощение в сказках.

В.П. Аникин писал: «Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий. Волшебная сказка приобрела стилевые черты высокого романтического искусства, утверждающего гуманные цели и стремления народных масс, их веру в высшие нравственные начала, в торжество социальной справедливости» (Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1877. С.157-158).

Победа справедливости над несправедливостью в сказках изображается как чудо.

Это чудо связано с двумя главными источниками: с одной стороны, борцы за справедливость наделяются в сказках сверхъестественными качествами, а с другой стороны, торжеству справедливости над несправедливостью в них способствуют чудесные силы.

Главными борцами за справедливость в волшебных сказках являются богатыри. Им противостоят грозные противники – многоголовые змеи, Кощей Бессмертный и тому подобные персонажи. Эти персонажи обладают сказочной силой. В сказке «Про глупого змея и умного солдата» змей похваляется перед солдатом:

«Поднял змей большущий камень и говорит:

Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю – только песок посыплется! 

– Дави, посмотрю! 

Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались» (РНС. С.349).

Если вспомнить, что у змея может быть то три, то шесть, то девять, а то и двенадцать огнедышащих голов, то становится понятным: чтобы победить такое грозное чудовище, богатырю мало обладать неслыханной силой, ему необходима также поддержка со стороны чудесных помощников.

Ох, нелёгкая эта работа – победить змея! В особенности, если у него двенадцать голов. В сказке «Иван-крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст» бой Ивана-богатыря с таким змеем описан следующим образом:

«Воротился и стал против змея, и когда они разошлись и ударились, то Иван с первого раза срубил у змея четыре головы, а сам по колена в землю ушёл; во второй раз разошлись – Иван три головы срубил, а сам по пояс в землю ушёл; в третий раз разошлись – ещё три головы отсёк, сам по грудь ушёл; наконец одну срубил – по шейку ушёл». Последнюю голову змею отрубили товарищи Ивана-крестьянского сына. Они и вытащили его из земли.

Не всегда достаточно отрубить змею (чуду-юду) его головы, поскольку они могут снова прирастать к его плечам. Вот в каком положении оказался богатырь в сказке «Иван Быкович»:

«Размахнулся своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем – и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали! Плохо пришлось Ивану Быковичу; чудо-юдо стал одолевать его, по колена вогнал в сыру землю.

– Стой, нечистая сила! Цари-короли сражаются, и те замиренье делают; а мы с тобой ужли будем воевать без роздыху? Дай мне роздыху хоть до трёх раз» (РС. С.23).

Змей согласился, но и в новом бою головы продолжали прирастать к плечам змея. Догадался Иван Быкович – отсёк чуду-юду его огненный палец. Головы перестали прирастать:

«Богатырский конь прибежал, начал бить его копытами; а Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсёк чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части разнял и побросал все в реку Смородину».

Для победы над Кощеем (Кошем) Бессмертным, как и над змеем, тоже требуется богатырская сила. Такой силой обладает Иван-царевич в сказке «Кощей Бессмертный». В одном из афанасьевских её вариантов рассказывается о том, как Кощей похитил мать Ивана-царевича и держал её в плену в своём царстве. Другая пленница Кощея его предупреждает:

«Трудно доступать мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его?» (РС. С.134). 500 пудов – это 8000 килограммов, т.е. 8 тонн.

Иван-царевич продемонстрировал свою богатырскую силу: «Не только поднял меч, ещё бросил кверху» (там же).

Но одной богатырской силы для победы над Кощеем мало. Надо ещё суметь добраться до его смерти. Вот как он ответил на вопрос матери Ивана-царевича о том, где его смерть:

«У меня смерть, в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть».

Добраться до смерти Кощея Ивану-царевичу помогли чудесные помощницы – волчица, ворона и щука. Когда в руках Ивана-царевича оказалось яйцо, Кощей взмолился: «Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен». Но «Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко и Кош Бессмертный умер».

ЯЗЫК

В том случае, когда язык рассматривается как средство общения, имеют в виду его коммуникативную функцию. В том случае, когда он рассматривается как средство познания, подразумевают его когнитивную функцию. В том случае, наконец, когда слово переходит в дело, в нём усматривают его прагматическую функцию. Каждая из этих функций в сказках подвергается фееризации, т.е. наделяется чудесным своеобразием.

Коммуникативная функция языка

Чудесное своеобразие коммуникативной функции языка в сказках бросается в глаза: язык в них используется как средство общения их героев не только с такими сугубо сказочными персонажами, как Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, баба-яга и т.п., но и с животными. Последние в сказках о животных говорят по-человечьи друг с другом. Более того, иногда в сказках на человеческом языке говорят растения и даже неодушевлённые предметы. Сфера использования языка в сказках, таким образом, охватывает по существу весь мир.

В сказке «Золотой башмачок» мать невзлюбила свою младшую дочь. Она заставляла её выполнять непосильную работу. У девочки появилась чудесная помощница – говорящая рыбка, которую она пожалела и пустила в колодец.

«Девушка пошла за водой, сидит у колодца и плачет; рыбка выплыла наверх и спрашивает ее:

Об чем ты, красная девица, плачешь? 

Как же не плакать мне? отвечает ей красная девица. Мати нарядила сестру мою в самолучшее лопотьё, ушла с ней к обедне, а меня оставила дома и велела вычистить две меры ржи до прихода своего из церкви! 

Рыбка говорит:

Не плачь, ступай наряжайся да поезжай в церковь; будет рожь вычищена!» (Три царства – медное, серебряное и золотое. Русские сказки. Сост.Ю.Ильина. М.– Мн., 1992. С.138).

В сказке «Баба-яга» заговорила берёзка:

«Подскочила баба-яга к берёзке:

– Почему девчонке глаза не выстегала?

Берёзка ей отвечает:

– Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!» (РНС. С.89-90).

В сказках могут говорить даже неодушевлённые предметы. Приведу здесь сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» целиком:

«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

– Пузырь, давай на тебе переплывём! 

– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем. 

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул» (РНС. С.455-456).

В сказке «Заколдованная королевна» говорит ветер, а в сказке «Баба-яга» – ворота:

«Подбежала баба-яга к воротам:

– Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..

Ворота говорят:

– Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!» (РНС. С.89).

Когнитивная функция языка

Чудесное своеобразие когнитивной функции языка состоит в том, что с помощью языка некоторые сказочные герои могут передавать другим героям такие знания, которые обладают чудесной познавательной ценностью. Эти знания могут быть названы чудесными.

Носителями чудесных знаний в сказках чаще всего выступают либо чудесные помощники, либо герои, наделённые необыкновенными умственными способностями.

В роли чудесных помощников могут выступать как животные, так и люди. Так, в сказке «Жар-птица и Василиса-царица», напоминающей «Конька-горбунка» Петра Ершова, чудесными знаниями наделён богатырский конь стрельца-молодца. В самом начале сказки он предупредил своего хозяина о том, чтобы тот не показывал золотое перо жар-птицы царю, которое он нашёл на дороге:

«Не бери золотого пера; возьмёшь – горе узнаешь!» (РС. С.42).

 Сразу возникает вопрос: откуда этот конь знает об этом? Неведомо. Чудесными пророческими знаниями его наделил сказочник.

Не послушался стрелец своего коня. Начались его мытарства. Царь отправляет стрельца за самой жар-птицей. Конь ему говорит:

«Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы по всему чистому полю было разбросано».

Поймали жар-птицу, когда она прилетела клевать белоярую пшеницу. Царь не унимается: отправляет его за тридевять земель к Василисе-царевне. Во второй раз конь спас стрельца: привезли к царю Василису-царевну. Но она отказалась выходить замуж за царя до тех пор, пока стрелец не достанет со дна моря её подвенечное платье. В третий раз конь выручает стрельца: добывает это платье. На этом сказка не кончается.

Василиса-царевна велит стрельцу искупаться в кипящем котле. В четвёртый раз конь спасает своего хозяина. Вынырнул стрелец из этого котла таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Царь сиганул в этот же котёл и сварился. Стрелец занял его место и женился на Василисе-царевне.

Каждый раз конь в этой сказке заранее знает, что не нужно показывать перо жар-птицы царю, где и как нужно ловить жар-птицу, где и как найти Василису, где и как добыть её подвенечное платье и как стрельцу не свариться в кипятке. Откуда у него взялись такие знания? Неизвестно. Он – носитель чудесных знаний. Этими знаниями он делится со стрельцом и тем самым вытаскивает его из очередной беды.

Во многих сказках в качестве носителей чудесных знаний выступают таинственные старики. Так, в сказке «Летучий корабль» на помощь Ивану, которого окружающие воспринимают как дурня, приходит старичок, который будто с неба свалился, и учит его, как сделать летучий корабль из сосны:

«Старичок говорит:

– Ну, коли просишь совет тебе подать, слушай: возьми-ка ты свой топор и отеши эту сосну с боков: вот этак!

И показал, как надо обтёсывать.

Послушался дурень старичка – обтесал сосну так, как он показывал. Обтёсывает он, диву даётся: топор так сам и ходит, так и ходит!

– Теперь, – говорит старичок, – обделывай сосну с концов: вот так и вот этак!» (РНС. С.116).

Осталось приделать паруса из холста и летучий корабль готов. Забрался на него Иван и полетел искать своё счастье. Спасибо старичку! Спасибо за его чудесные знания!

Прагматическая функция языка

Прагматическая функция языка, рассматриваемая в отношении к божественным существам, выступает в религиозном сознании как магическая функция. В чистом виде эта функция представлена в заклинаниях. Благодаря им человек, установивший контакт со сверхъестественными существами, может совершать чудеса – исцелять неизлечимо больных, воскрешать мёртвых и т.д. Жрец (колдун, шаман и т.д.) преобразовывает мир без участия каких-либо материальных сил.

Магической функцией языка наделены и некоторые сказочные герои. Так, в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» рассказывается о том, как жену Ивана-царевича оболгали её злые сёстры. По решению главного судьи ей выкололи глаза, засмолили вместе с младенцем в бочку и бросили в море. Младенец рос «не по дням, а по часам; скоро пришёл в смысл, стал разумен и говорит:

– Сударыня матушка! Когда б, по моему прошенью, мы пристали к берегу! 

Бочка остановилась.

Сударыня матушка, когда б, по моему прошенью, наша бочка лопнула! 

Только он молвил, бочка развалилась надвое, и они с матерью вышли на берег.

– Сударыня матушка! Какое весёлое, славное место; жаль, что ты не видишь ни солнца, ни неба, ни травки-муравки. По моему прошенью, когда б здесь явилась банька! 

Ту ж минуту как из земли выросла баня: двери сами растворились, печи затопились, и вода закипела» (РНС. С.260-261).

Слова молодого царевича здесь переходят в дело без участия каких-либо материальных сил. Сказал – и бочка развалилась надвое, сказал – и появилась банька. Перед нами магическая (чудодейственная) функция языка в чистейшем виде!

Магической функцией сказочник наделил речь мальчика из сказки «Счастливое дитя». Этого мальчика украл у купеческой четы приказчик Фёдор ещё в младенчестве. Когда купеческий мальчик подрос, он узнал о том, что произошло. Решил отомстить Фёдору. Ему это очень легко удалось. Он произнёс в адрес Фёдора такие слова:

«По моему прошенью, по божьему изволенью будь ты, негодяй, собакою!» (Аф. С.284).

Чудесным образом это желание осуществилось:

«В ту ж минуту Фёдор обернулся собакою; мальчик надел ему на шею железную цепь и повёл к своему отцу».

Магическая функция языка предполагает переход слова в дело без участия внешних сил. Чудодейственным в этом случае становится само слово. Это чудесное слово.

Алексей Ларин. Ошибка сказочника. Возвращение Бессмертного. — М.: АСТ, 2021. — Городская проза. — 832 с.

…В разное время в литературных сюжетах практиковали волшебные артефакты, возвращающие память, отсылающие к уютному советскому прошлому, дарящие кайф и культурную инкарнацию. Но чтобы то же самое происходило с книгой сказок, да еще самых что ни на есть народных…

Впрочем, как утверждал автор романа «Ошибка сказочника. Возвращение Бессмертного» Алексей Ларин, в знакомых с детства архетипичных образах и персонажах таится колоссальный нераскрытый потенциал и бездна загадок, начиная сразу с имени: «Почему Кощей — Бессмертный, Баба — яга, а Марья — Моревна? Куда делись родители Снегурочки? Почему царевна превращается в лягушку? Мне хотелось разгадать тайну этих героев, написать их историю и предысторию, раз уж толком её нигде нет».
И вот роман о волшебном мире, в котором переплетаются реальность и удивительные русские сказки, наконец-то, вышел. Грандиозное фэнтези на основе русской мифологии, которое захватывает с первой страницы, будучи адресовано не только любителям жанра. И не только детям. Автор, рассказывая о замысле своей книги, уточнял, что дети вырастают и перестают верить в сказки. При этом никому не интересно, что там было дальше с Иваном-царевичем и Царевной-лягушкой, Кощеем Бессмертным и Бабой-ягой. В детских сказках об этом умалчивается, а взрослую версию никто не читал.
Именно на этой самой версии и завязана главная интрига романа. В которой Кощей, изгнанный из Лукоморья, живет в нашем мире вот уже четыреста лет, будучи знаком со всеми известными людьми своего времени — от Пушкина до Троцкого, и, набравшись, мудрости, становится всемогущим. Причем настолько, что собирается выступить против самого Сказочника, создавшего волшебный мир Лукоморья. Но для этого ему нужно туда вернуться, прихватив ту самую книгу, которую в царство сказки может пронести только мальчик из нашего мира. А именно — Костя Благов из города Волхова, где и обретает Бессмертный, работая — как удачно! — детским психиатром. Ведь Костя хочет спасти разваливающийся брак своих родителей, страдает-переживает, все глубже погружаясь в мир русской сказки, зачитываясь книгами и тем самым тревожа близких. — «— М-да, интересно, — задумчиво протянул Бессмертный. — А вот что всё-таки насчёт сказок? — А что? — Юлия сначала не поняла. — А, да, вы про это. В общем, Костя их перечитывает каждый вечер, и, по-моему, эти персонажи ему и снятся в кошмарах. — Вполне естественно, если перечитывать каждый вечер. Вы не пробовали забрать их, дать что-нибудь другое? — Конечно, пробовала. И «Гарри Поттера», и Жюля Верна, и Дюма. Но он прочитает их за два-три дня и снова возвращается к своим сказкам. Я уже не знаю, что делать, Алексей Иванович. Может быть, вы… — Я вас понял. — Бессмертный положил ладони на стол, подался вперёд. — Что ж, зовите ребёнка. Попробуем с ним поговорить, выяснить, чем его так завлекли Иван Царевич с Бабой-Ягой».

В дальнейшем идеи Проппа в романе процветают, и действие идет по «взрослой» версии русских сказок. То и дело пересекаясь с волшебными сюжетами, поскольку местные оперативники во главе со столичным генералом, следящие за Бессмертным, тоже оказываются втянуты в историю с Книгой. Ведь именно она — суть всего, как в романе одного современного автора. «Грозное предостережение Алексея Ивановича до сих пор звучало у него в ушах всякий раз, как он думал про Книгу. «Это ключ к волшебному миру, Костя! — говорил он тогда, в их последнюю встречу, стоя у камина и поигрывая золотыми часами. — И атомная бомба, способная его уничтожить. Тот, у кого она в руках, контролирует весь Третий мир. Только тебе я могу доверить её, только у тебя она будет в безопасности. Держи при себе эту Книгу. Выпустишь, потеряешь, отдашь другому — и последствия могут быть необратимыми!»
Впрочем, все предостережения Кощея напрасны, наш мальчик, прыгнув в портал-колодец, все равно оказывается в параллельном мире, «темном Волхове», где идет война за и против возвращения Бессмертного в Лукоморье. Мифология мешается с реальностью, и сказочный мир, куда попадает и Костя и вся бригада оперативников, сам отказывается жить по старым законам, которые хочет переписать Кощей, чтобы разорвать связь с Автором. Марья Моревна и Садко, Конек Горбунок и Лягушка-царевна, Колобок и кот Баюн — кто-то из них жаждет возвращение Кощея, а кто-то наоборот, не желает видеть в своем царстве опасного изгнанника. 
Автор романа в свое время отмечал, что у нас нет мифологического эпоса вроде «Песни о Нибелунгах», «Властелина колец» или «Игры престолов», и вот уже перед нами чудесный образец не только славянского фэнтези, но и упомянутой масштабной эпопеи. Пускай даже напоминающей «Гарри Поттера», о чем, кстати, в «Ошибке сказочника» есть соответствующий пассаж. О разности потенциалов и различии миров, в которых живут герои волшебного мира. «Мальчишка вернулся к своим мыслям. С него всё началось. Это мой Хагрид. А я тогда Гарри Поттер, что ли?! Мальчишка опять фыркнул. Эк меня занесло, подумал он, какой я ещё Гарри Поттер?! Тут вообще всё не о том. Хотя… кое-что общее всё-таки есть, сообразил мальчишка. Им обоим по одиннадцать. Когда всё началось».
А вот чем все закончится, надолго ли война в Лукоморье и кто в ней победит — узнать можно, лишь дочитав роман до конца. В котором смерть то ли Автора, то ли Кощея решит судьбу волшебного мира русской сказки.

  • Сказка с испытаниями героев
  • Сказка русская народная для 1 класса для пересказа
  • Сказка с боярским в роли волка
  • Сказка русь база отдыха тверь
  • Сказка русалочка андерсена смотреть мультфильм