Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс

Русские народные сказкив обработке обучающихся 2 б класса мкоу сош 6руководители козлова с.м. стечкина с.с.фролово 2012хаврошечка есть на свете

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

В ОБРАБОТКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 «Б» КЛАССА МКОУ СОШ № 6

Руководители Козлова С.М.

                            Стечкина С.С.

ФРОЛОВО   2012

ХАВРОШЕЧКА

                Есть на свете люди хорошие, ко всем с открытой душой, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

        К таким то и попала Крошечка – Хаврошечка. Осталась она сиротой, одна – одинёшенька. Взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили, ей бить баклуши некогда: она  и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. Работать приходилось до седьмого пота.

        А были у её хозяйки три дочери, все из одного теста. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.

        Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, дурака валять. А Крошечка – Хаврошечка на них работала, не покладая рук: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

        Выйдет, бывало, Крошечка – Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить – поживать, мачеха не даёт житья:

— Коровушка – матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

        А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано на совесть.

        Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

        Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке – Хаврошечке ещё больше работы задаст, меры не знает.

        Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.

        Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, заморочь сироте голову и узнай, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

         Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание (из головы вылетело). Распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

-Спи, глазок, спи, глазок!

        Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё  наткала, и побелила, и в трубы скатала.

        Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, заморочь сироте голову и узнай, кто сироте помогает?

        Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание (из головы вылетело). На солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:

-Спи, глазок, спи, другой!

        Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.

        Старуху злость берёт, на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте ещё больше работы задала.

        Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:

-Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.

        Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ухо влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

        Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.

        Старуха рада-радёшенька, на другой же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову!

        Старик и так и сяк:

— Что ты, старуха, в уме ли?! Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только! Выпусти из неё дух!

        Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

— Коровушка – матушка! Тебя резать хотят.

        А коровушка ей отвечает:

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

        Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мясо её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.

        И выросла из них яблонька, да какая, поглядишь, душа радуется! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, дух захватывает. Кто проходит близко – заглядывается.

         Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – важная птица— богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы- красавицы, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж и пойдёт.

         Три сестры так и бросились одна перед другой к яблоне.

        А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

        Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли. Так ни с чем и остались.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились, сами в руки идут. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать, как у Христа за пазухой.

КОЛОБОК

Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Делать нечего, взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

В один миг замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше, только его и видели.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Волк:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, подавно уйду! И был таков.

 Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, подавно уйду! И пустился наутек.

Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

— Колобок, Колобок, куда катишься?

— Качусь по дорожке.

— Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!

А Лиса решила обвести вокруг пальца Колобка и говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Колобок, разинув рот, вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему стала морочить голову:

— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок,  да пропой в последний разок.

Колобок, без царя в голове,  прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.

БИТЫЙ НЕ БИТОГО ВЕЗЕТ

      Бежала как-то раз по дороге голодная лиса. Смотрит, откуда ни возьмись — едет мужик и везёт в санях рыбу. Забежала лисица вперёд, легла на дорогу, хвост в сторону откинула и притворилась мёртвой. Подъехал мужик к лисе и думает: «Вот славный воротник жене будет». Схватил лису за хвост и бросил в сани. А лиса полежала немного и давай из саней рыбу выкидывать. Рыбка за рыбкой, выкинула всю, а потом и след ее простыл. Приехал мужик домой и говорит жене: «Ну, старуха, я тебе не только рыбы привёз, но и воротник на шубу!»

Обрадовалась старуха, диву далась, побежала к саням: а там ни воротника, ни рыбы. Догадался дед, что обвела  его вокруг пальца  хитрая лисица, упал духом, да делать нечего.

Перетаскала лиса всю украденную у мужика рыбу к себе в нору, села у входа и кушает.

Бежит мимо лисы голодный волк и просит у неё рыбку.

«Налови сам, — отвечает лиса — Ступай на реку, опусти хвост в прорубь и приговаривай: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» Рыбка сама на хвост тебе и нацепится. Да сиди подольше».

Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» Долго сидел, ждал у моря погоды,  хвост у него приморозило. Попробовал волк встать, да не тут-то было.

В это время бабы за водой на реку пришли, увидели волка и стали его вёдрами колотить, а волк и пустился наутек. Насилу он от них убежал.

А лиса тем временем забралась в избу, где блины пекли, наелась блинов, да попала головой в тесто. Испачкалась вся и только ее и видели.

Встретил её волк и говорит: «Из-за тебя меня поколотили!»

«Эх, — говорит лиса, делая из мухи слона, — мне-то ещё хуже. Смотри, что у меня с головой».

Пожалел волк лису, посадил её себе на спину и повёз в лес.

А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт!»

КАШИЦА ИЗ ТОПОРА

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

— Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.

А старуха и в ус не дует . Говорит она в ответ:

— Вот там на гвоздике повесь!

— Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

— Где хочешь, там и заночуешь!

— «Ах ты старая ведьма», — стал выходить  из себя солдат ! Я тебе  глухоту-то вылечу! — И полез было с кулаками. — Подавай на стол!

— Да нечего, родимый!

— Вари кашицу,- в два счета ответил солдат!

— Да не из чего, родимый!

— Давай топор, я из топора сварю!

-Что за диво! — думает баба. — Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!

Делать нечего. Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить, для отвода глаз. Варил-варил, попробовал и говорит:

— Всем бы кашица взяла, только бы маленько  крупы подсыпать!

Баба принесла ему крупу. Опять варил-варил, попробовал и стал зубы заговаривать:

— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить и дело с концом!

 Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:

— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!

Похлебали вдвоём кашицу за обе щеки. Старуха спрашивает:

— Служивый! Когда ж топор будем есть?

— Да, вишь, он не уварился, — отвечал солдат, — где-нибудь на дороге доварю,  да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и был таков.

Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унёс!

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

Подружилась лиса с журавлём и пригласила его в гости.

—  Приходи, дружочек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

—  Покушай, дружочек! Сама стряпала.

Журавль стучал, стучал носом по тарелке, крошки  в рот не попало! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела.

—  Не сердись, любезный! — говорит. — Больше есть нечего.

—  Спасибо, лиса, и за это! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, как ни в чем не бывало. А  журавль приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол:

—  Кушай, лисонька!

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт, и понюхает, да съесть ничего не может — не лезет голова в кувшин. Не видать ей окрошки, как своих ушей.  А журавль между тем всю окрошку съел и говорит:

—  Ну всё, лиса! Больше угощать нечем.

Рассердилась лиса, думала, что на неделю наестся, а сама ушла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.

Братья работают, мастера на все руки. А Емеля целый день лежит на печке, баклуши бьет , знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а  невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

 А он им с печки:

— Неохота…

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

— Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку.

Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеётся:

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка, пальчики оближешь.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы вёдра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

—  Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью».

Емеля и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, вёдра, сами домой…

Только сказал — вёдра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошёл за вёдрами.

Идут вёдра по деревне, народ руками разводит, а Емеля идёт  сзади, посмеивается… Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошёл бы дров нарубил.

— Неохота…

 — Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

 — По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…

Топор выскочил из-под лавки, что есть духу — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

 Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

 — Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки:

— Да вы-то на что?

— Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Мне неохота…

— Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял верёвку и топор, вышел на двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота! Невестки ему говорят:

 — Что ж ты, валяешь дурака, сел в сани, а лошадь не запряг?

— Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес…

Сани сами и поехали в ворота, да поминай как звали — на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и верёвкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжайте, сани, домой…

   Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

А Емеля тертый калач .Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

СОДЕРЖАНИЕ

Хаврошечка…………………………………………………………………………3

Колобок………………………………………………………..…………………….5

Битый не битого везёт…………………………………………………………….8

Кашица из топора ………………………………………………..……………….9

Лиса и журавль……………………………………………………………………10

По щучьему велению……………………………………………………………..11

Каждый день мы употребляем в своей речи различные крылатые фразы. Некоторые из них пришли к нам из глубины веков, сохранившись благодаря сказкам. Народное творчество передавало знания из уст в уста, пока не была проведена огромная работа по сбору фольклора и народных преданий. Так фразеологизмы из сказок появились в печатном виде и прочно вошли в современный язык. Правда, некоторые из них поменяли свое значение. Рассмотрим это подробнее.

Какие бывают фразеологизмы из сказок

Все сказки можно разделить на авторские и народные. То есть пришедшие из устного народного творчества, которое передается веками из поколения в поколение, и имеющие автора – писателя. Он может использовать фольклорный материал, по-своему интерпретируя события легенд и былин. Как правило, автор вводит новых героев, придумывает детали, и все это — на историческом фоне народной сказки.

фразеологизмы из сказок

Известный персонаж многих сказок Кощей Бессмертный давно стал именем нарицательным. Сейчас так могут назвать очень худого мужчину. А первоначально он представлял, по-видимому, волхва с антисоциальной направленностью. Поскольку зародился этот персонаж в языческое время, то и трактовка его значения не совсем понятна исследователям. Известен похожий персонаж в Болгарии. Современные исследователи предполагают, что Кощей – сын Черногора, бога хаоса.

Сказки Пушкина

Самое сказочное место – Лукоморье, описанное А. С. Пушкиным. Пожалуй, до него никто так подробно и поэтично его не описывал. На некоторых иллюстрациях изображено, как берег будто бы делает лук своим изгибом и в образовавшейся лагуне происходят чудеса.

«Там русский дух, там Русью пахнет», — писал Пушкин. У него есть и другие фразеологизмы из народных сказок, видимо, поведанных ему няней Ариной Родионовной, большой любительницей фольклора.

и я там был мед пиво пил

«И я там был, мед-пиво пил», — заключает описание этого сказочного места Александр Сергеевич. Только, в отличие от народной традиции, он не стал подчеркивать, что «по усам текло, да в рот не попало». Он сообщает, что сидел под дубом и кот ему рассказывал сказки. Те, что он передал нам.

А мы с детства повторяем слова из них, порой забывая первоисточник:

  • Во лбу звезда горит — так могут сказать про синяк, прыщик на лбу.
  • У разбитого корыта — говорят о том, кто много хлопотал, да без толку.
  • Ну, теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека.
  • Сказка ложь, да в ней намек — указание на рациональное зерно рассказа.
  • Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, — так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида.
  • Кабы я была царица — посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ.
  • Ты прекрасна, спору нет — заслуженный комплимент.

Сказки Андерсена

Во многие языки вошли фразеологизмы из сказок Г. Х. Андерсена. Он писал сказки-притчи, делая вывод или подытоживая повествование. Например, «Новое платье короля», где хитрые портные уверяют своего государя, что изготовили наряд из тончайшей ткани. Раболепные вельможи повторяли эту ложь. А во время прогулки перед народом наивный мальчик не удержался и заметил:

  • А король-то голый! – и сейчас так говорят в случае, когда суть проблемы не решена, несмотря ни на какие дорогостоящие затраты.
  • Гадкий утенок — скажут о непропорциональном подростке.

сказка ложь да в ней намек

  • Принцесса на горошине, — говорят о чрезмерно щепетильных дамах.

Многие другие фразы писателя, может, не настолько известны, но не менее ценны:

  • Вы стали просто тенью — можно услышать, когда болеешь.
  • Стойкий оловянный солдатик — похвалят верного долгу человека, занимающего невысокое положение.

Сказки Афанасьева

Собиратель фольклора А. Н. Афанасьев проделал грандиозную работу, оставив записи о народных сказках и преданиях. Сейчас по его публикациям изучают быт славянских народов. Часто в них упоминается о времени далекого прошлого, называют эту эпоху «до царя Гороха». В таком же контексте этот фразеологизм употребляется и сейчас.

Известно, что славяне долго носили языческие имена, которые часто употребляли вместе с крестильными. Среди таких «нехристианских» имен есть и Горох. А выражение «при царе Горохе» существует и в белорусском, и в украинском языках.

Сам Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном. Исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков видел в нем вождя славянского племени.

фразеологизмы из народных сказок

Постоянный герой русской сказки – Иванушка-дурачок. Он лежит на печи и не работает. Зато потом выходит победителем из всех ситуаций, женится на царевне и получает полцарства. Из этих сказок родились поговорки:

  • Дуракам закон не писан.
  • Дуракам везет.

Иванушка-дурачок в современном понимании – человек, не руководствующийся общепринятыми законами и принципами, а создающий свою наивную логику. Впрочем, часто она оказывается эффективной.

Ярмарочные скоморохи

В 12-14 веках на Руси были популярны скоморохи. Эти бродячие актеры первыми узнавали новости и в отсутствие газет были незаменимыми источниками информации. Знали они также и много народных сказок. Как повелось, сначала слушателей подготавливали – рассказывали присказку. Часто в стихотворной форме, с прибаутками. Затем следовало повествование. Обычные фразеологизмы из сказок, примеры для начала сказания:

  • В некотором царстве, в некотором государстве.
  • За тридевять земель.
  • В тридевятом царстве.
  • На море-окияне, на острове Буяне.

Потом шел рассказ о приключениях главного героя. Он преодолевал трудности и встречал разные чудеса:

  • Шел горами высокими, плыл реками глубокими.
  • Три дня и три ночи.
  • Долго ли, коротко ли.
  • Молочные реки и кисельные берега.

фразеологизмы из сказок примеры

  • Избушка на курьих ножках.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Сказано – сделано.

Заканчивалось повествование послесловием:

  • И я там был, мед-пиво пил.

Сказки волхвов

В древних летописях 13-14 веков сохранились сведения о волхвах. Это славянские языческие жрецы, с которыми боролась церковь. Они передавали тайные знания своим последователям через сказы и былины, часто играя на гуслях. До нас дошли фразеологизмы из сказок волхвов, которые сейчас потеряли прежнее значение:

  • Толочь воду в ступе — сейчас так называют бесполезное занятие.
  • Бить баклуши — это символ безделья.
  • Писать вилами по воде — означает неопределенные обещания.

при царе горохе

В волшебных сказках волхвов фигурирует живая и мертвая вода. Чтобы изготовить живую воду, волхв собирал ее из семи разных источников, после чего толок в ступе для очищения. После он брал триглав (это подобие вилки) и писал по воде священные руны, делая ее святой.

Когда рождался ребенок, волхв отмечал день и время его рождения, срубал определенное дерево и разбивал на баклуши. Сейчас баклушами называют заготовки для деревянных ложек. А в древности из баклуш делали и игрушки, и рукоятки для инструментов или оружия, и посуду, и талисманы. Они считались оберегом на всю жизнь.

Поговорки родом из сказок

Всем известно выражение «сказка ложь, да в ней намек». Так заканчивались сказки-притчи. Мудрое изречение подводило итог рассказа одной фразой. Многие из них стали поговорками. Их много:

  • Битый небитого везёт.
  • Утро вечера мудренее.
  • Не в свои сани не садись.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Мир не без добрых людей.
  • Долг платежом красен.

Подведем итоги

Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен. Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. Речь, богатая народными присловьями, интересна и самобытна. Недаром сказочники до сих пор пользуются этим кладезем векового наследия.

Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс


5

1 ответ:

Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс



0



0

<span>Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют… (По Э. А. Вартаньяну) или Целый семестр студент учился ни шатко ни валко, середину на половину. На лекциях сидел, ворон считал, строил воздушные замки. Подходит время сессии, скоро пора сдавать зачеты, экзамены. Повесил нос студент, надо все сдавать, а как? Знаний кот наплакал. А когда сессия совсем подошла, схватился студент за голову, того и смотри кондрашка его хватит. Приходит студент на экзамен, и начал он преподавателю зубы заговаривать да очки втирать. Понес такую околесицу, что у преподавателя глаза на лоб полезли. Но не удалось студенту слишком долго водить препода за нос: раскусил он его в два счета, да и вывел на чистую воду. «Ничего-то Вы не знаете, — сказал преподаватель, — и Ваш детский лепет — просто курам на смех. Да и то сказать, если целый семестр бьешь баклуши, то пиши пропало. А ведь не за горами дипломная работа. И что Вы там сможете показать? Нет, дружок, зарубите себе на носу: нельзя откладывать учение в долгий ящик. Так что придется Вам завтра прийти на пересдачу — это если успеете за ночь проштудировать учебник от корки до корки. А не успеете — пеняйте на себя: вылетите из вуза как пробка из бутылки» . Опечалился наш студент и пошел прочь точно в воду опущенный. Хотел он зайти в киношку, чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, да вовремя одумался. «Нет, — подумал он, — лучше уж сяду за учебники, да покажу завтра этому преподу, что и я стреляный воробей, пусть и не рассчитывает взять меня на пушку, грозя отчислением» . И что вы думаете? Выучил все, а назавтра так преподавателя своими знаниями поразил, что тот пять баллов</span>

Читайте также

Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс

Сказал — глагол, что сделал ?. Н.ф. — сказать. Пост. пр. : сов.в., непер.. невозврат., 1 спр. Непост. :  прош.вр.,  изъявит. накл.,  м.р., ед.ч. Сказуемое =.

Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс

Примечта́лось. Проверочное слово ме́чты.

Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс

Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое. Иногда это жаргонные или слэнговые словечки, иногда термины иностранного происхождения, но все они теперь часть живого русского языка, и чтобы понять окружающих, нам приходится эти слова знать. Мы вращаемся в разных кругах общества, иногда нам выгоднее говорить на правильном, литературном русском языке, иногда опускаться до жаргонов, всё для того, чтобы быть понятыми. Чем обширнее наш словарный запас, тем с большим количеством людей мы сможем беспрепятственно общаться. Представители различных профессий, разные слои населения, разные поколения, жители различных областей пользуются словами и выражениями малознакомыми или вовсе не знакомыми для других. То есть носители одного языка могут с трудом понимать друга, потому что они пользуются диалектами или какими-нибудь жаргонами. Но, в то же время, есть единая «база» слов, которую понимают все представители русской нации.
Многие считают, что русский язык переживает сейчас не самые лучшие времена, что его засоряют заимствованные из других языков слова. Но как же сейчас без них? Термины, связанные с компьютерами и большинством другой современной техники, заменить нечем. К примеру, начнем мы, стараясь заменять американизмы русскими словами, говорить вместо «браузер» «программное обеспечение для просмотра веб-сайтов» и заменим, в итоге, одно иностранное слово двумя, но зато с тремя русскими. Есть ли в этом смысл? Конечно, не стоит злоупотреблять заимствованными словами, если для этих вещей есть синонимы в русском языке, но это тоже не всегда. Например, кто сейчас назовет мэра городничим? Я думаю, никто. К тому же, многие недавно появившиеся в нашей речи слова отражают наше отношение к обозначаемым предметам. Например, зомбоящик. Сразу понятно, что говорящий негативно относится к привязанности современных людей к телевидению. Язык менялся всегда, упрощался, слова появлялись и исчезали. Так было, есть и будет. Мы ничего с этим не сможем поделать. Время меняется, язык меняется, ему необходимо подстраиваться под общество. Если в языке не будет происходить перемен, он прекратит развитие. Пытаться сохранить язык без изменений так же бессмысленно, как остановить развитие технологий. Нужно ли изучать современный русский язык? Мой ответ – да.

Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс

3 при выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость

Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс

1 слово пишется через букву » О» , чОпорный , а второе слово пишется через букву «Ё» поджёг

  • Сочинения
  • /

  • На свободную тему

Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому: с братаном, с электронной книгой, с караоке. Как говорится, нескладно, зато – верно. И никто уже не завидует черной завистью прошлой жизни, такой простой и веселой. А зря.

Да, жизнь очень изменилось. Другой образ жизни породил другие мысли и приоритеты. И большинство уже не грызет гранит науки, как раньше. А незачем! Ведь ЕГЭ – как передача «Поле чудес»: угадал все буквы, но не смог назвать слово.

И лес рук, как раньше, уже не увидишь на уроке. А макулатуру и металлолом, сломя голову, вообще никто не собирает, бегая по помойкам, на которых тогда просто валялись куски ценного металла. И многие ума не приложат, что это такое – макулатура и зачем ее нужно было собирать. Красный галстук не расцветает на груди, а комсомольский билет не согревает сердце.

Теперь никто не спорит до хрипоты, кто лучше: физики или лирики, как раньше. Правда, не совсем понятно, почему спорили тогда – ведь и физики нужны, и лирики.

И не скажешь, что у нынешних детей – ветер в голове: умные, сообразительные, предприимчивые. Да, предприимчивые. И нынешнему поколению палец в рот не клади.

И уж совсем никто не хочет вставать ни свет, ни заря и идти на завод вытачивать гайки. И работать в артели «Напрасный труд» до пенсии, не разгибая спины. Жить, как белка в колесе, находясь все время в хроническом стрессе. Экономить всю жизнь, собирая лайфхаки, как сейчас говорят. И, несмотря на небольшие доходы, делать хорошую мину при плохой игре. Ведь – голь на выдумки хитра. Но молодые, почему-то не хотят быть голью, хитрой на выдумки. Они хотят жить хорошо. И это – правильно! Но и напрягаться для этого они тоже, почему-то, не хотят! И курьером тоже мало кто хочет работать. Лучше вообще никем не работать, чем курьером. И время, когда каждый труд был почетен, тоже прошло. Есть труд, который, оказывается, не очень почетен. И детей незачем ругать, потому что и многие взрослые не хотят работать курьером. А что, разве это — не правда?

Но, в общем-то, хорошо, что у нынешних детей — такие высокие цели. Ведь цыплят по осени считают. А осень жизни у детей еще очень далеко!

Но пора бы зарубить на носу, что, сложа руки, сделать ничего не получится. И надо потихоньку шевелиться, а не ждать, пока тебя клюнет жареный петух. Если хочешь жить не с горем пополам, а достойно, то надо хотя бы сносно выучиться и иметь востребованную профессию. А не морочить голову себе и окружающим. Но и родители должны научить ребенка и подсказать, что лучше, чтобы он всю жизнь не был не в своей тарелке и не блуждал в потемках.

Поэтому, давайте держать нос по ветру, а ушки – на макушке. И, конечно, учиться, учиться и учиться, как завещал дедушка Ленин. Ведь этот его лозунг остается актуальным и в наши дни.

Теория

Это определённые обороты речи, которые закреплены и устойчиво зафиксированы при употреблении. Особенностью данного, как правило, неизменяемого сочетания слов является индивидуальное значение целого выражения. Эти выражения непросто переводить на другие языки, а иностранцам невозможно их понять, если не знать их значения. Почему?

Давайте рассмотрим на предложение: «Он встал как вкопанный, разинул рот, развесил уши и хлопал глазами, вылупившись, как баран на новые ворота». Это предложение состоит из нескольких фразеологизмов. А теперь обратите внимание на значение каждого отдельного слова в этом высказывании, оно не совпадает со значением определенного выражения. В этом заключается сложность, необычность и… яркая эмоциональная окраска фразеологизма.

История возникновения фразеологизма

Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.

Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.

В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.

Практика

Хорошо понять и усвоить эти обороты поможет практика: сначала учимся находить эти выражения в готовом тексте (например, взять любое сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему). Затем следующий тренировачный этап — самостоятельно составляем отдельные предложения с речевыми оборотами, расширяя не только словарный запас, но и знакомясь с бесчисленным количеством новых выражений. И наконец, попробуйте связать по смыслу несколько предложений и напишите мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Мой Пушкин (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
    Наверное, на этой земле нет такого человека, который бы не знал про одного известного и знаменитого писателя, как Пушкин. Кроме этого он написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе.
  • Сочинения по творчеству Андерсена
    Сочинения по произведений Андерсена
  • Сочинение по картине Лунная ночь. Купальня в Феодосии Айвазовского (описание)
    Иван Константинович Айвазовский много путешествовал в своей жизни, но основным его местом жительства был Крым. Именно его художник считал своим домом, своей родиной. За свои 83 года жизни он не раз бывал в далёких путешествиях

Новый год — на носу!

До Нового года рукой подать! Дни можно по пальцам пересчитать! В это время в воздухе витает дух праздника, будоражит запах мандаринов, радует повсюду мигание гирлянд, на стёклах окон некоторых жителей замерли весёлые снежинки. Все — от мала до велика — ждут не дождутся сюрпризов, подарков и, конечно же, маленькой зимней передышки в виде каникул для детей и нерабочей недели для взрослых.

Подготовка к празднованию идёт полным ходом! Кто-то приготовил заветные коробочки с подарками, которые он приподнесёт близким и друзьям от всей души, и уже потирает руки от нетерпения… А кто-то, наоборот, усиленно ломает голову над решением вопроса: что же подарить и как поздравить родных? Не составит труда определить таких людей на улице. Они, как правило, носятся по магазинам и супермаркетам сломя голову в поисках чего-то особенного.

Маленькие детки вне себя от радости: катаются с горок в своё удовольствие на санках, салазках и даже без них. На улице холодно, ветренно, снежно, щёки и нос краснеют и мёрзнут, а детворе хоть бы что!

Это особая пора для каждого человека: хоть забот полон рот и сложа руки сидеть не приходится, но душа радуется от этих хлопот, совсем как в далёком детстве, в предвкушении Нового года и Рождества…

Бить баклуши

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками» и возникло выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, несерьезным делом. Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить баклуши».

Помчался на всех парусах

В понедельник был урок истории. Ваня забыл книгу у бабушки. Он сказал Вите:

— Витяй, пойдем к моей бабушке, пожалуйста!

— Конечно. А если беда будет, я тебя спасу. Я буду тебе как телохранитель.

— Большое спасибо. Пошли.

И они пошли. В это время на улице было много злых собак. Коля возвращался из дома Миши, у которого дом находился близко от школы. Вдруг одна собака, увидев Ваню и Витю, подняла большой лай. А наш телохранитель Витя сбежал. Коля, увидев это, взял палку и направился к лающей собаке. И она перестала лаять. Все собаки вдруг присмирели и ушли кто куда. Ваня сказал:

— Спасибо за помощь. А теперь бежим, смотри учительница Анна Федоровна идет.

И они помчались на всех парусах. Коля и Ваня опередили учительницу на пять минут до урока. Витя сказал Ване:

— Извини. Никакой я не телохранитель.

— Ничего. Вся жизнь впереди. Может и станешь им, если будешь хорошо учиться.

И они пожали друг другу руки. А урок истории прошел отлично. Все ребята получили пятерки.

Заячья душа

Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:

— Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.

Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:

— Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!

Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:

— Ребятам в школе не говори, пожалуйста!

— Ладно, домой пошли.

Засучив рукава

Коля и Вера сидят за одной партой. Однажды они писали сочинение. Вера, посмотрев на тетрадь Коли, сказала:

— Ой, какой у тебя ужасный почерк. Буквы-то все кривые.

— Лучше на свой почерк посмотри. – сказал Коля шепотом.

Вера очень обиделась. Когда закончили сочинение, все показали учительнице Анастасии Ивановне. Посмотрев на тетрадь Коли, учительница сказала:

— Коля, пожалуйста, работай засучив рукава. А то тут ничего не разберешь. Вот, посмотри на почерк Веры. Как красиво и аккуратно.

Вернувшись к парте, Коля сказал Вере:

— Извини, что нагрубил. И вправду у тебя очень красивый почерк.

— Спасибо, — сказала Вера.

После этого Коля стал стараться сделать буквы аккуратными. И у него получилось. Он всегда участвовал в конкурсах по чистописанию и получал грамоты и дипломы.

Водить за нос

Коля и Ваня – друзья не разлей вода. Коля учится в шестом классе. Он учился на одни «4». Коля любил предметы русского языка, литературы, географию и др. Но не любил математику. Коля всегда говорил:

— Ну, что за предмет. То нужно делить, то умножать. Ничего не пойму.

Его лучшим другом был Ваня. Однажды учительница математики Виктория Павловна дала им очень много домашних заданий. По дороге Коля сказал Ване:

— Я лучше не сделаю домашнюю работу. Скажу училке, что забыл тетрадь дома.

Ваня сказал:

— Ты что, дурак? Она поставит тебе двойку.

Коля молчал. Так и дошли до дома. Вечером мама Коли спросила:

— А ты сделал домашнюю работу?

— У нас сегодня нет домашней работы.

Коля днем пришел из школы грустный. Он сказал маме:

— Мам, ты должна сегодня пойти к нашей учительнице.

Мать спросила: — Почему?

— Не знаю.

После обеда мама Коли пошла в школу. Вечером пришла и позвала Колю и сказала строго:

— Ну, сынок. Зачем ты меня водил за нос? Не стыдно. Пообещай, что так больше никогда не будет.

— Обещаю. Прости меня, пожалуйста.

После этого Коля никогда не ленился. В конце стал настоящим математиком.

Еле ноги унесли

Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:

— Ты не знаешь, где Миша?

Коля ответил:

— Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.

— Ну ладно. Начнем урок. Запишем новую тему.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:

— Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.

— Хорошо, что все кончилось благополучно. Иди садись. Продолжаем урок.

Набрал воды в рот

Коля и Ваня живут по соседству. Они вместе играли на улице.

Однажды мальчики играли в футбол. Мимо проходил дедушка. Он сказал мальчикам:

— Помогите мне, пожалуйста. Я потерял свои очки.

Мальчики разом закричали:

— Иди и сам находи очки. Нам некогда!

— Ну, какие вы невежливые. Надо помогать старым.

Мальчики не услышали, что говорил старик. Все это услышала мать Вани. Вечером, когда Ваня пришел ужинать, мама и папа позвали его. Мама сказала:

— Я все слышала. Какие вы глупые. Вам надо помогать старым. Когда вы постареете, если с вами будут так разговаривать, вы поймете, как это обидно.

Ваня стоял, будто набрал воды в рот. А потом сказал:

— Я все понял. Больше не буду. Всем буду помогать.

После этого случая он стал помогать всем бабушкам и дедушкам.

Фразеологизмы из литературы

Автор: Дмитрий Сироткин

Представляю вам обзор фразеологизмов писателей и поэтов.

В него вошли фразеологизмы более 90 авторов России и СССР.

Они распределены по году рождения поэта или писателя. Чтобы сохранить разумный объем этого материала, приведено не более трех фразеологизмов одного автора.

А.Д. Кантемир (1708—1744)

  • Уме недозрелый, плод недолгой науки! («На хулящих учения. К уму своему»)

М.В. Ломоносов (1711—1765)

  • Науки юношей питают, отраду старым подают («Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
  • Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать («Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
  • Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна («Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»)

См. фразеологизмы Ломоносова, цитаты Ломоносова

А.П. Сумароков (1717—1777)

  • Рвать и метать («Амур, лишенный зрения»)
  • Они работают, а вы их труд ядите («Жуки и Пчелы»)

М.М. Херасков (1733—1807)

  • И на солнце бывают пятна («Россияда»)

Г.Р. Державин (1743—1816)

  • Гром победы раздавайся («Хор для кадрили»)
  • Ангел во плоти («Видение Мурзы»)
  • Где стол был яств, там гроб стоит («На смерть князя Мещерского»)

См. фразеологизмы Державина, цитаты Державина

И.Ф. Богданович (1743—1803)

  • Во всех ты, душенька, нарядах хороша! («Душенька»)

Д. И. Фонвизин (1744—1792)

  • Не хочу учиться, хочу жениться («Недоросль»)
  • Без вины виноватые («Недоросль»)
  • Маменькин сынок («Недоросль»)

См. фразеологизмы Фонвизина

А.Н. Радищев (1749—1802)

  • Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй («Путешествие из Петербурга в Москву»)
  • Не скот, не дерево, не раб, но человек!

И. И. Дмитриев (1760—1837)

  • Мы пахали («Муха»)
  • Печатный всякий лист быть кажется святым («Чужой толк»)
  • Завиральные идеи

Н.М. Карамзин (1766—1826)

  • Гони природу в дверь, она влетит в окно («Чувствительный и холодный. Два характера»)
  • Ничто не ново под луной («Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста»)

См. цитаты Карамзина

И.А. Крылов (1769—1844)

  • Медвежья )
  • В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
  • Мартышкин труд («Обезьяна»)

См. фразеологизмы Крылова

В.А. Жуковский (1783—1852)

  • Гений чистой красоты («Лалла рук»)
  • Минувших дней очарованье («Песня»)
  • Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были («Воспоминание»)

См. цитаты Жуковского

К.Н. Батюшков (1787— 1855)

  • О память сердца! ты сильней рассудка памяти печальной («Мой гений»)

П.А. Вяземский (1792—1878)

  • Квасной патриотизм («Письма из Парижа»)
  • И жить торопится, и чувствовать спешит («Первый снег»)

К.Ф. Рылеев (1795—1826)

  • Гражданское мужество («Гражданское мужество»)
  • Ужасно быть рабом страстей! («Святополк»)
  • Не сбылись, мой друг, пророчества («А. А. Бестужеву»)

А.С. Грибоедов (1795—1829)

  • Счастливые часов не наблюдают («Горе от ума»)
  • Фельдфебеля в Вольтеры дать («Горе от ума»)
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно («Горе от ума»)

См. фразеологизмы Грибоедова, цитаты из «Горе от ума»

А.А. Дельвиг (1798—1831)

  • Когда еще я не пил слез из чаши бытия («Элегия»)
  • Скучно, девушки («Русская песня»)

А.С. Пушкин (1799—1837)

  • Печаль моя светла («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
  • Любви все возрасты покорны («Евгений Онегин»)
  • Привычка свыше нам дана, замена счастию она («Евгений Онегин»)

См. фразеологизмы Пушкина, фразеологизмы из «Евгений Онегин», фразеологизмы из «Борис Годунов», фразеологизмы из сказок Пушкина, цитаты Пушкина

В.И. Даль (1801 — 1872)

  • Поручик Киже («Рассказы о временах Павла I»)

См. цитаты Даля

А.И. Одоевский (1802—1839)

  • Из искры возгорится пламя («Струн вещих пламенные звуки»)
  • Излить красу и стройность мира («Умирающий художник»)

Е. А. Баратынский (1802—1844)

  • Не искушай меня без нужды («Разуверение»)
  • Лица необщее выраженье («Муза»)
  • Предрассудок! Он обломок древней правды («Предрассудок»)

Н.М. Языков (1803—1846)

  • Нелюдимо наше море («Пловец»)
  • Смотреть сентябрем («Песня»)

Ф.И. Тютчев (1803—1873)

  • Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые («Цицерон»)
  • Мысль изреченная есть ложь («Silentium!»)
  • Умом Россию не понять («Умом Россию не понять…»)

См. цитаты Тютчева

В.Г. Бенедиктов (1807—1873)

  • И нет ему друга, хоть много друзей («Певец»)
  • Рассуждать о многом трудно, а порою и опасно («Вопросы»)

Н.В. Гоголь (1809—1852)

  • Есть ещё порох в пороховницах! («Тарас Бульба»)
  • И какой же русский не любит быстрой езды?(«Мёртвые души»)
  • Брать борзыми щенками («Ревизор»)

См. фразеологизмы Гоголя, фразеологизмы из «Ревизор», фразеологизмы из «Мертвые души», цитаты Гоголя

Козьма Прутков

  • Смотри в корень! («Плоды раздумья»)
  • Нельзя объять необъятное («Плоды раздумья»)
  • Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя («Плоды раздумья»)

А.В. Кольцов (1809—1842)

  • На заре туманной юности («Разлука»)
  • Раззудись, плечо! Размахнись, рука! («Косарь»)

А.И. Герцен (1812—1870)

  • Кто виноват? («Кто виноват?»)

И. А. Гончаров (1812—1891)

  • Обыкновенная история («Обыкновенная история»)
  • Вещественные знаки невещественных отношений («Обыкновенная история»)

См. цитаты Гончарова

М.Ю. Лермонтов (1814—1841)

  • Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! («Парус»)
  • Люблю отчизну я, но странною любовью! («Родина»)
  • И скучно, и грустно, и некому руку подать («И скучно и грустно»)

См. фразеологизмы Лермонтова, цитаты Лермонтова

П.П. Ершов (1815—1869)

  • Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил? («Конек-Горбунок»)
  • Изо всей дурацкой мочи («Конек-Горбунок»)

А.К. Толстой (1817—1875)

  • Двух станов не боец, но только гость случайный («Двух станов не боец, но только гость случайный…»)
  • Люблю ли тебя, я не знаю, но кажется мне, что люблю! («Средь шумного бала…»)
  • Кабы знала я, кабы ведала («Кабы знала я, кабы ведала…»)

И. С. Тургенев (1818—1883)

  • Лишние люди («Дневник лишнего человека»)
  • Дважды два — стеариновая свечка («Рудин»)
  • Язык родных осин

См. цитаты Тургенева

А.А. Фет (1820—1892)

  • Я пришел к тебе с приветом — рассказать, что солнце встало («Я пришел к тебе с приветом…»)
  • О если б без слов сказаться душой было можно! («Как мошки зарею…»)
  • Ряд волшебных изменений милого лица («Шепот, робкое дыханье…»)

См. цитаты Фета

А.Н. Майков (1821—1897)

  • Чем ночь темней, тем ярче звезды («Не говори…»)
  • Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца («Три смерти»)

Н.А. Некрасов (1821—1877)

  • Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан («Поэт и гражданин»)
  • Этот стон у нас песней зовется («Размышления у парадного подъезда»)
  • Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет («Мороз, Красный нос»)

См. фразеологизмы Некрасова, цитаты Некрасова

Ф.М. Достоевский (1821 — 1881)

  • Красота спасет мир («Идиот»)
  • Административный восторг («Бесы»)
  • Чем хуже, тем лучше («Униженные и оскорбленные»)

См. цитаты Достоевского

А.Н. Островский (1823—1886)

  • Бешеные деньги («Праздничный сон — до обеда»)
  • Чего моя левая нога хочет («Грех да беда на кого не живет»)
  • Один в четырех каретах («Бедность — не порок»)

См. фразеологизмы Островского, цитаты Островского

М. Е. Салтыков‑Щедрин (1826—1889)

  • Как бы чего не вышло («Современная идиллия»)
  • Не столько сражался, сколько был сражаем («История одного города»)
  • Либо в рыло, либо ручку пожалуйте («Призраки времени»)

См. фразеологизмы Салтыкова-Щедрина, цитаты Салтыкова-Щедрина

Л.Н. Толстой (1828—1910)

  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему («Анна Каренина»)
  • Все смешалось в доме Облонских («Анна Каренина»)
  • Дубина народной войны («Война и мир»)

См. фразеологизмы Толстого, цитаты Толстого

Н.Г. Помяловский (1835—1863)

  • Мещанское счастье (“Мещанское счастье”)
  • Кисейная барышня (“Мещанское счастье”)
  • Всё пустяки в сравнении с вечностью («Молотов»)

Г.И. Успенский (1843—1902)

  • По какому случаю шум? («Будка»)
  • Власть земли («Власть земли»)

Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912)

  • Храбрый заяц («О храбром зайце — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

В.Г. Короленко (1853—1921)

  • Человек рожден для счастья, как птица для полета («Парадокс»)

А.П. Чехов (1860—1904)

  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда («Письмо к ученому соседу»)
  • На деревню дедушке («Ванька»)
  • Краткость — сестра таланта

См. фразеологизмы Чехова, цитаты Чехова

С.Я. Надсон (1862—1887)

  • Красота — это страшная сила! («Дурнушка»)
  • Муки слова («Милый друг, я знаю…»)

К.Д. Бальмонт (1867—1942)

  • Хочу быть дерзким, хочу быть смелым («Хочу»)

Д.С. Мережковский (1866—1941)

  • Грядущий Хам («Грядущий Хам»)

М. Горький (1868—1936)

  • Человек — это звучит гордо («На дне»)
  • Рожденный ползать летать не может («Песня о Соколе»)
  • Дети — цветы жизни («Бывшие люди»)

См. цитаты Горького

А.И. Куприн (1870—1938)

  • Вся рота идет не в ногу, один поручик шагает в ногу («Поединок»)

См. цитаты Куприна

В.Я. Брюсов (1873—1924)

  • Ты — женщина, и этим ты права («Женщине»)
  • Есть тонкие властительные связи («Сонет к форме»)
  • О закрой свои бледные ноги! («О закрой свои бледные ноги!»)

См. цитаты Брюсова

А. А. Блок (1880—1921)

  • Покой нам только снится («На поле Куликовом»)
  • Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен («Возмездие»)
  • И невозможное возможно («Россия»)

См. цитаты Блока

А. Грин (1880—1932)

  • Они жили счастливо и умерли в один день («Сто верст по реке»)

См. цитаты Грина

А.Н. Толстой (1883—1945)

  • Лиса Алиса и Кот Базилио («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
  • Страна дураков («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Н.С. Гумилев (1886—1921)

  • Муза дальних странствий («Отъезжающему»)

И. Северянин (1887—1941)

  • Ананасы в шампанском («Увертюра»)
  • Обнаглевшая бездарь («Прощальная поэза»)

С.Я. Маршак (1887—1964)

  • Владелец заводов, газет, пароходов («Мистер Твистер»)
  • Это что за остановка, Бологое иль Поповка? («Вот какой рассеянный»)
  • Где это видано, где это слыхано? («Мельник, мальчик и осел»)

А.А. Ахматова (1889—1966)

  • Всё расхищено, предано, продано («Всё расхищено, предано, продано…»)
  • Когда б вы знали, из какого сора… («Мне ни к чему одические рати…»)

См. цитаты Ахматовой

А.Н. Вертинский (1889—1957)

  • В бананово-лимонном Сингапуре («Танго «Магнолия»)
  • Где вы теперь, кто вам целует пальцы? («Лиловый негр»)

Б.Л. Пастернак (1890—1960)

  • Быть знаменитым некрасиво («Быть знаменитым некрасиво…»)
  • Талант — единственная новость, которая всегда нова («Анастасии Платоновне Зуевой»)
  • Во всем мне хочется дойти до самой сути (***)

См. цитаты Пастернака

О.Э. Мандельштам (1891—1938)

  • Играй же на разрыв аорты! («За Паганини длиннопалым…»)
  • Мы живем, под собою не чуя страны… («Мы живем, под собою не чуя страны…»)
  • Век-волкодав («За гремучую доблесть грядущих веков…») (1931)

М.А. Булгаков (1891—1940)

  • Аннушка уже разлила масло («Мастер и Маргарита»)
  • Рукописи не горят («Мастер и Маргарита»)
  • Кинематограф — единственное утешение в жизни женщины («Собачье сердце»)

См. цитаты Булгакова

М.И. Цветаева (1892—1941)

  • Глотатели пустот, читатели газет («Читатели газет»)

См. цитаты Цветаевой

В.В. Маяковский (1893—1930)

  • В этой жизни умереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней («Сергею Есенину»)
  • Поэзия — езда в незнаемое («Разговор с фининспектором о поэзии»)
  • Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс («Я вам расскажу о времени и о себе»)

См. фразеологизмы Маяковского, цитаты Маяковского

И.Э. Бабель (1894—1940)

  • Еще не вечер («Закат»)

М.М. Зощенко (1894—1958)

  • Спи скорей, твоя подушка нужна другому («Спи скорей»)

С.А. Есенин (1895—1925)

  • Братья наши меньшие («Мы теперь уходим понемногу»)
  • Всё пройдет, как с белых яблонь дым («Не жалею, не зову, не плачу…»)
  • Ты жива еще, моя старушка? («Письмо к матери»)

См. фразеологизмы Есенина, цитаты Есенина

Е.Л. Шварц (1896—1958)

  • Обыкновенное чудо («Обыкновенное чудо»)
  • Первый раз в первый класс («Песенки первоклассников»)

И. Ильф (1897—1937) и Е. Петров (1903—1942)

  • Торг здесь неуместен! («Двенадцать стульев»)
  • Заграница нам поможет («Двенадцать стульев»)
  • Гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору («Золотой теленок»)

См. цитаты Остапа Бендера

Ю.К. Олеша (1899—1960)

  • Инженеры человеческих душ

М.А. Светлов (1903— 1964)

  • Отряд не заметил потери бойца («Гренада»)

Н.А. Заболоцкий (1903—1958)

  • Душа обязана трудиться («Не позволяй душе лениться…»)
  • Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? («Некрасивая девочка», о красоте)

Н.А. Островский (1904—1936)

  • Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

А. Гайдар (1904—1941)

  • Нам бы только ночь простоять да день продержаться («Военная тайна»)

А.А. Тарковский (1907—1989)

  • Из тени в свет перелетая («Бабочка в госпитальном саду»)

И.А. Ефремов (1907—1972)

  • Братья по разуму («Туманность Андромеды»)

А.Т. Твардовский (1910—1971)

  • Тут ни убавить, ни прибавить («За далью — даль»)

С. В. Михалков (1913—2009)

  • Мораль сей басни такова («Лев и ярлык»)
  • А сало русское едят! («Две подруги»)

К.М. Симонов (1915—1979)

  • Всем смертям назло («Жди меня, и я вернусь»)
  • Солдатами не рождаются («Солдатами не рождаются»)

П.Д. Коган (1918—1942)

  • За яростных, за непохожих («Бригантина»)
  • Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал («Гроза»)

А.И. Солженицын (1918—2008)

  • Жить не по лжи («Жить не по лжи»)
  • Одно слово правды весь мир перетянет («Нобелевская лекция»)

См. цитаты Солженицына

Б.А. Слуцкий (1919—1986)

  • Физики и лирики («Физики и лирики»)
  • Широко известен в узких кругах («Широко известен в узких кругах…»)

Б.Ш. Окуджава (1924—1997)

  • Каждый пишет, как он слышит («Я пишу исторический роман»)
  • Давайте говорить друг другу комплименты («Пожелания друзьям»)
  • Бери шинель, пошли домой! («А мы с тобой, брат, из пехоты…»)

Е.А. Евтушенко (р. 1932)

  • Поэт в России — больше, чем поэт («Братская ГЭС»)
  • Пришли иные времена. Взошли иные имена («Пришли иные времена…»)

Р.И. Рождественский (1932—1994)

  • Мои года — мое богатство («Песня о годах»)

А.А. Вознесенский ((1933—2010)

  • Прорабы духа («Прорабы духа»)
  • Какое время на дворе — таков мессия («Реквием»)

Ю.И. Визбор (1934—1984)

  • Зато мы делаем ракеты («Рассказ технолога Петухова»)

А.С. Кушнер (р. 1936)

  • Времена не выбирают, в них живут и умирают («Времена не выбирают, в них живут и умирают…»)
  • Что ни век, то век железный («Времена не выбирают, в них живут и умирают…»)

Б.А. Ахмадулина (1937—2010)

  • А напоследок я скажу («А напоследок я скажу»)

Ю.П. Мориц (р. 1937)

  • Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли («Когда мы были молодые…»)

В.С. Высоцкий (1938—1980)

  • Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята («Моя цыганская»)
  • Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков («Письмо в редакцию телевизионной передачи»)
  • Если друг оказался вдруг («Песня о друге»)

См. цитаты Высоцкого

С.А. Алексиевич (р. 1948)

  • У войны — не женское лицо («У войны — не женское лицо»)

Итак, мы можем жить себе спокойно, не читая книг и считая, что литература находится где-то совсем вдалеке от нас. Но стоит лишь присмотреться, и с изумлением господина Журдена обнаруживаешь, что связан с этой литературой множеством невидимых нитей, особенно – используемыми в своей речи фразеологизмами.

Данный обзор как раз и помогает нам установить авторство многих известных выражений.

По опыту подготовки тематических подборок фразеологизмов, литературные фразеологизмы нередко отличаются от обычных фразеологизмов большей образностью и эмоциональной наполненностью.

В дополнение вы можете ознакомиться со следующими материалами:

  • Фразеологизмы Древней Греции
  • Крылатые выражения Древнего Рима
  • Фразеологизмы из Библии
  • Крылатые выражения поэтов и писателей о любви
  • Крылатые выражения поэтов и писателей о человеке
  • Крылатые выражения поэтов и писателей о слове

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Положа руку на сердце

Коля учится в 6 классе. Его маму зовут Ольга Ивановна. Однажды мама уехала в город полечиться. Коля остался с папой. Папа работал охранником магазина. И Коля остался дома один. Решил позвонить маме. Позвонил. Они поговорили, поболтали. Наконец, мама спросила: — Ответь, положа руку на сердце, ты делал уроки?

— Ну, конечно. – соврал Коля.

— Вот и молодец. Веди себя хорошо. Я скоро вернусь. Пока. – сказала мама и положила трубку. Коле стал не по себе, что он наврал маме. Хотел сделать уроки, но лень поборола труд. И Коля как ни в чем не бывало пошел спать. Так день за днем он не стал делать уроки. Вскоре его классная руководительница сказала: — Сидоров, вы так скоро двоечником станете. Пусть после обеда ваша мать придет сюда. Я хочу поговорить.

— А ее нет. Она в городе. – сказал Коля.

— В 12 часов приехала моя сестра и сказала, что твоя мать тоже приехала.

Коля обрадовался. Но подумал, что обманул ее, стало грустно. Пришел домой чернее тучи. Сказал маме, что учительница зовет ее к себе. Мама сказала:

— Не успела приехать, как зовут в школу. Что ты натворил?

Коля замолчал. Мать ушла. Коля с тяжелым сердцем ждал ее. Вот открылась дверь. Вошла мать. Позвала сына и сказала:

— Ну, сынок. Как тебе не стыдно? Ты же говорил мне, что делаешь уроки. Я от тебя такого не ожидала.

— Извини. – сказал Коля и пошел в комнату. С того дня он хотел сделать маме приятное. Мыл посуду, делал уроки, помогал по дому. Так он сгладил свою вину. Но самое главное, что он стал отличником. Мама этому очень обрадовалась.

  • Сказка с подробностями слушать аудиокнигу
  • Сказка с мишель пфайфер
  • Сказка с матами про колобка
  • Сказка с органом и песочной анимацией щелкунчик
  • Сказка с музыкальным отрывком