Сказка с фразеологизмами 6 класс по родному языку

Каждый день мы употребляем в своей речи различные крылатые фразы. некоторые из них пришли к нам из глубины веков, сохранившись

Каждый день мы употребляем в своей речи различные крылатые фразы. Некоторые из них пришли к нам из глубины веков, сохранившись благодаря сказкам. Народное творчество передавало знания из уст в уста, пока не была проведена огромная работа по сбору фольклора и народных преданий. Так фразеологизмы из сказок появились в печатном виде и прочно вошли в современный язык. Правда, некоторые из них поменяли свое значение. Рассмотрим это подробнее.

Какие бывают фразеологизмы из сказок

Все сказки можно разделить на авторские и народные. То есть пришедшие из устного народного творчества, которое передается веками из поколения в поколение, и имеющие автора – писателя. Он может использовать фольклорный материал, по-своему интерпретируя события легенд и былин. Как правило, автор вводит новых героев, придумывает детали, и все это — на историческом фоне народной сказки.

фразеологизмы из сказок

Известный персонаж многих сказок Кощей Бессмертный давно стал именем нарицательным. Сейчас так могут назвать очень худого мужчину. А первоначально он представлял, по-видимому, волхва с антисоциальной направленностью. Поскольку зародился этот персонаж в языческое время, то и трактовка его значения не совсем понятна исследователям. Известен похожий персонаж в Болгарии. Современные исследователи предполагают, что Кощей – сын Черногора, бога хаоса.

Сказки Пушкина

Самое сказочное место – Лукоморье, описанное А. С. Пушкиным. Пожалуй, до него никто так подробно и поэтично его не описывал. На некоторых иллюстрациях изображено, как берег будто бы делает лук своим изгибом и в образовавшейся лагуне происходят чудеса.

«Там русский дух, там Русью пахнет», — писал Пушкин. У него есть и другие фразеологизмы из народных сказок, видимо, поведанных ему няней Ариной Родионовной, большой любительницей фольклора.

и я там был мед пиво пил

«И я там был, мед-пиво пил», — заключает описание этого сказочного места Александр Сергеевич. Только, в отличие от народной традиции, он не стал подчеркивать, что «по усам текло, да в рот не попало». Он сообщает, что сидел под дубом и кот ему рассказывал сказки. Те, что он передал нам.

А мы с детства повторяем слова из них, порой забывая первоисточник:

  • Во лбу звезда горит — так могут сказать про синяк, прыщик на лбу.
  • У разбитого корыта — говорят о том, кто много хлопотал, да без толку.
  • Ну, теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека.
  • Сказка ложь, да в ней намек — указание на рациональное зерно рассказа.
  • Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, — так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида.
  • Кабы я была царица — посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ.
  • Ты прекрасна, спору нет — заслуженный комплимент.

Сказки Андерсена

Во многие языки вошли фразеологизмы из сказок Г. Х. Андерсена. Он писал сказки-притчи, делая вывод или подытоживая повествование. Например, «Новое платье короля», где хитрые портные уверяют своего государя, что изготовили наряд из тончайшей ткани. Раболепные вельможи повторяли эту ложь. А во время прогулки перед народом наивный мальчик не удержался и заметил:

  • А король-то голый! – и сейчас так говорят в случае, когда суть проблемы не решена, несмотря ни на какие дорогостоящие затраты.
  • Гадкий утенок — скажут о непропорциональном подростке.

сказка ложь да в ней намек

  • Принцесса на горошине, — говорят о чрезмерно щепетильных дамах.

Многие другие фразы писателя, может, не настолько известны, но не менее ценны:

  • Вы стали просто тенью — можно услышать, когда болеешь.
  • Стойкий оловянный солдатик — похвалят верного долгу человека, занимающего невысокое положение.

Сказки Афанасьева

Собиратель фольклора А. Н. Афанасьев проделал грандиозную работу, оставив записи о народных сказках и преданиях. Сейчас по его публикациям изучают быт славянских народов. Часто в них упоминается о времени далекого прошлого, называют эту эпоху «до царя Гороха». В таком же контексте этот фразеологизм употребляется и сейчас.

Известно, что славяне долго носили языческие имена, которые часто употребляли вместе с крестильными. Среди таких «нехристианских» имен есть и Горох. А выражение «при царе Горохе» существует и в белорусском, и в украинском языках.

Сам Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном. Исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков видел в нем вождя славянского племени.

фразеологизмы из народных сказок

Постоянный герой русской сказки – Иванушка-дурачок. Он лежит на печи и не работает. Зато потом выходит победителем из всех ситуаций, женится на царевне и получает полцарства. Из этих сказок родились поговорки:

  • Дуракам закон не писан.
  • Дуракам везет.

Иванушка-дурачок в современном понимании – человек, не руководствующийся общепринятыми законами и принципами, а создающий свою наивную логику. Впрочем, часто она оказывается эффективной.

Ярмарочные скоморохи

В 12-14 веках на Руси были популярны скоморохи. Эти бродячие актеры первыми узнавали новости и в отсутствие газет были незаменимыми источниками информации. Знали они также и много народных сказок. Как повелось, сначала слушателей подготавливали – рассказывали присказку. Часто в стихотворной форме, с прибаутками. Затем следовало повествование. Обычные фразеологизмы из сказок, примеры для начала сказания:

  • В некотором царстве, в некотором государстве.
  • За тридевять земель.
  • В тридевятом царстве.
  • На море-окияне, на острове Буяне.

Потом шел рассказ о приключениях главного героя. Он преодолевал трудности и встречал разные чудеса:

  • Шел горами высокими, плыл реками глубокими.
  • Три дня и три ночи.
  • Долго ли, коротко ли.
  • Молочные реки и кисельные берега.

фразеологизмы из сказок примеры

  • Избушка на курьих ножках.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Сказано – сделано.

Заканчивалось повествование послесловием:

  • И я там был, мед-пиво пил.

Сказки волхвов

В древних летописях 13-14 веков сохранились сведения о волхвах. Это славянские языческие жрецы, с которыми боролась церковь. Они передавали тайные знания своим последователям через сказы и былины, часто играя на гуслях. До нас дошли фразеологизмы из сказок волхвов, которые сейчас потеряли прежнее значение:

  • Толочь воду в ступе — сейчас так называют бесполезное занятие.
  • Бить баклуши — это символ безделья.
  • Писать вилами по воде — означает неопределенные обещания.

при царе горохе

В волшебных сказках волхвов фигурирует живая и мертвая вода. Чтобы изготовить живую воду, волхв собирал ее из семи разных источников, после чего толок в ступе для очищения. После он брал триглав (это подобие вилки) и писал по воде священные руны, делая ее святой.

Когда рождался ребенок, волхв отмечал день и время его рождения, срубал определенное дерево и разбивал на баклуши. Сейчас баклушами называют заготовки для деревянных ложек. А в древности из баклуш делали и игрушки, и рукоятки для инструментов или оружия, и посуду, и талисманы. Они считались оберегом на всю жизнь.

Поговорки родом из сказок

Всем известно выражение «сказка ложь, да в ней намек». Так заканчивались сказки-притчи. Мудрое изречение подводило итог рассказа одной фразой. Многие из них стали поговорками. Их много:

  • Битый небитого везёт.
  • Утро вечера мудренее.
  • Не в свои сани не садись.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Мир не без добрых людей.
  • Долг платежом красен.

Подведем итоги

Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен. Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. Речь, богатая народными присловьями, интересна и самобытна. Недаром сказочники до сих пор пользуются этим кладезем векового наследия.

Автор: Кузнецова Анна Валерьевна

Организация: МКОУ «Ванинская СОШ» Октябрьского р–на Курской области

Населенный пункт: Курская область, Октябрьский район, д. Ванина

Цели: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов, крылатыми выражениями и источниками их возникновения.

Личностные: умение анализировать собственную работу, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Предметные: распознавать крылатые выражения, отличать их от фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.

Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей и чужой, систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Ход урока

I. Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с вами урок родного (русского) языка. С каким настроением вы пришли на урок? (учащиеся оценивают свое настроение используя смайлики разных цветов) Желаю вам такого же позитивного настроения до конца занятия!

II. Актуализация знаний

Просмотр мультфильма. https://disk.yandex.ru/i/i6rHfi92MRtNEA

Какие слова произнесла щука?

Помните ли вы, откуда взят этот фрагмент? В нашем учебнике есть текст, который связан с выражением «по щучьему веленью»

Давайте обратимся к учебнику: упр. 61, стр. 59 и прочитаем текст (ученики читают по абзацу). Обратите внимание, что в тексте пропущен фрагмент.

Какие же чудеса совершались в сказке при помощи волшебных слов?

Как вы понимаете слова из текста «источник крылатого выражения»?

Какова основная мысль этого текста?

В каком значении может употребляться сегодня устойчивое выражение «по щучьему веленью»? В каких ситуациях мы можем его использовать?

Итак, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

(крылатые слова и источники их возникновения)

Какие цели мы поставим перед собой?

(Узнать, что такое крылатые слова и откуда они появляются)

Запись в тетради темы урока! (тема на слайде № 1, https://disk.yandex.ru/i/GZCPsV38OWQ3CA)

III. Теоретический материал. (стр. 60) Обсуждение.

(на слайде №2) Источники крылатых выражений:

-фольклор (сказки, былины);

-песни;

-кинофильмы;

-телепередачи;

— изречения исторических лиц.

Учитель: (слайд №3) Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, в его поэмах «Иллиада» и «Одиссея» оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил» или «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл слова «крылатыми», потому что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

IV. Ребята, вы любите играть? Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, которая называется «Угадай, откуда строчки»*. https://disk.yandex.ru/d/5f98G1ZLLa6lJg

На экране будут даны «крылатые выражения», а вам необходимо назвать источник возникновения каждого выражения (литературная сказка, народная сказка или басня) и название этого произведения, а также автора. Сначала давайте вспомним, чем отличаются литературная сказка и народная и, что называется басней.

Игра выводится на экран (правильное распределение на рабочей карточке к игре «Угадай, откуда строчки» https://disk.yandex.ru/i/NAkNAN4iNyNWIQ).

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

— Устали!

— Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вместе дружно повертелись

И за стол опять уселись!

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

— Один, два, три, четыре, пять.

— Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

V. Итак, «крылатые» — это слова и выражения, которые прочно закрепились в нашем языке, они образуют отдельную группу устойчивых выражений. Очень часто так называют фразеологизмы. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них и подумать, есть ли разница между фразеологизмами и крылатыми словами.

«Делать нечего Илюше-

Целый день он бьёт баклуши». (слайд №4)

Известен ли вам данный фразеологизм? В каком значении он употребляется?

Известно ли вам, как он появился? Давайте обратимся к фразеологическому словарю: https://www.youtube.com/watch?v=nAPJomdC28U&t=3s

Бить баклуши. В древности баклушами называли заготовки из осины, предназначенные для изготовления вещей домашнего обихода. Осина – материал, благодатный для такой работы: она легко режется, не трескается, не коробится. Поэтому и считали изготовление вещей из осины делом пустячным, легким, не требующим особого мастерства. От этого и пошло: бить баклуши – «дело несерьезное, ненастоящее дело».

«Куда ты ведешь нас? «Не видно ни зги», —

Сусанину с сердцем вскричали враги» (слайд №5)

Знаком ли фразеологизм? В каком значении употребляется? Как появился?

https://www.youtube.com/watch?v=i6cjrQy0AiY

Ни зги не видно. Что такое зга? Это старинное русское слово, которое произошло от стъга («стёжка, дорожка, тропинка»). Поэтому выражение ни зги не видно буквально означает «не видно тропинки, дороги, пути».

Но существует и другое мнение учёных, которые связывают этот фразеологизм с древним словом зга – «металлическое колечко на дуге у лошади, к которому прикрепляется повод». Это слово было очень употребительным в древности, и не было

человека, который бы не знал, что такое зга. В метель, пургу, темень, когда, сидя в санях, даже колечка на дуге не увидишь, ямщик обычно так и говорил: «Вот темень! Ни зги не видно!»

«Чтоб завтра на концерте

Мы выступить смогли,

Костюмы нам достаньте

Ну, хоть из-под земли».

https://www.youtube.com/watch?v=jEPtHrhY_f8&t=1s

Из-под земли достать. Сейчас это выражение просто значит: «Достать, во что бы то ни стало!» А вот раньше эти слова понимались почти буквально. В те времена, когда никаких банков не было, простые люди не знали, где и как сберечь от покражи и войны своё денежное достояние. Они хранили деньги под землёй, зарывали их. Когда крестьянин говорил барину, что у него нечем заплатить налог, барин топал ногами и кричал: «Из-под земли достань да отдай!» Это было вполне понятно обоим.

Учитель: О чем мы узнаем, когда знакомимся с историей возникновения фразеологизма? Знаем ли мы, кто автор? Есть ли разница между фразеологизмом и «крылатым выражением?

Творческое задание. https://disk.yandex.ru/i/3NAGV6Ejrj7Bkw

Распределите устойчивые выражения в два столбика:

1) крылатые слова; 2)фразеологизмы. Объясните значение одного из них и приведите пример употребления данного устойчивого выражения.

Это я, почтальон Печкин. Сесть в калошу. Зарубить на носу. А Васька слушает да ест. По щучьему велению. Спустя рукава. Остаться у разбитого корыта. У меня зазвонил телефон. Мороз и солнце, день чудесный! Бить баклуши. Ну, погоди! Заткнуть за пояс. Нам не страшен серый волк! Три девицы под окном. Сломя голову. Во все лопатки. Черепашьим шагом. Ребята, давайте жить дружно! (после проводиться проверка по эталону (слайд №6).

VII. Рефлексия.

Сегодня мы с вами хорошо поработали!

Давайте подведем итог! С чем мы сегодня познакомились?

Что такое крылатые выражения? Для чего они нужны?

Что является источниками этих выражений?

Кто впервые употребил понятие «крылатые выражения»?

Какие же вы молодцы!

Чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам крылатых слов и выражений, также есть еще достаточно много книг, которые помогут вам узнать много интересного, при изучении устойчивых выражений. (Круг чтения (слайд №7))

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, используя соответствующий смайлик, и свое впечатление от данного урока.

Сказка с фразеологизмами 6 класс по родному языку Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил заслуженную оценку.

Сказка с фразеологизмами 6 класс по родному языку Урок был интересен, урок был в определенной степени полезен для меня.

Сказка с фразеологизмами 6 класс по родному языку Пользы от урока я получил мало, и не было интересно.

Приложения:

  1. file0.docx.. 34,9 КБ

  2. file1.docx.. 15,2 КБ

Опубликовано: 08.04.2021

  • Сказка с приключениями и опасностями
  • Сказка с прямой речью и словами автора
  • Сказка с топографическими знаками
  • Сказка с пуговкиным в роли царя должок
  • Сказка с пропущенными прилагательными