Сказка с эпитетами 5 класс

Что это такое примеры и определениеконструкции эпитетовукрашающие, постоянные, авторскиезначение эпитетов для литературыздравствуйте, уважаемые читатели блога ktonanovenkogo.ru. это статья посвящена

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.

Что такое эпитет

Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:

  1. — что это такое
  2. — какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
  3. — на какие виды они подразделяются
  4. — и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.

Что такое эпитет — примеры и определение

Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:

Определение эпитета

что такое эптитет

Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:

В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:

В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.

Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.

Определение эпитета

Именно эпитеты делают каждый из образов более полным:

  1. вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
  2. весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
  3. друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
  4. любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.

И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.

Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность. Но самое главное – это делать предложение более красивым.

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

  1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
  2. черная тоска – максимально печальное состояние;
  3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
  4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
  5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

Прилагательные в качестве эпитетов

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.

Дерерво

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные. Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или причастия и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

Также, как и деепричастия, и деепричастные обороты. Пример:

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Виды эпитетов — украшающие, постоянные, авторские

Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:

  1. украшающие (их еще называют общеязыковыми);
  2. постоянные (народно-поэтические);
  3. авторские (индивидуальные).

Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:

ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.

Утро бывает

К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):

ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.

Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же ассоциируются с фольклором – со сказками (что это такое?) или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.

И наконец, есть авторские эпитеты – те, которые принадлежат перу конкретного писателя или поэта. И до него не встречались в литературе. Вот вам примеры:

МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)

Эпитеты в литературе

Также с помощью эпитетов авторы могут выразить свое отношение к тому или иному действию или предмету. Например, «сердце – холодная железка» (Маяковский) или «тусклый и бессмысленный свет» (Блок).

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным, и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

Значение эпитетов

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

I. Познавательные: 1) Расширить знания учащихся о тропах. 2) Формировать понятие об эпитете, видах эпитетов, их роли в художественном тексте. 3) Расширять словарный запас учащихся.

II. Развивающие: 1) Развивать способность эмоционально откликаться на художественный текст. 2) Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

III. Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к художественному слову; 2) Воспитывать чувство уважения к чужому мнению.

Оформление доски: 1) Запись числа, темы, эпиграфа к уроку.

«Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет»

(Д.Э. Розенталь).

Учитель: Каримова Ю.В.

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Поэтому вам нужно быть внимательными и помогать друг другу на уроке, дополнять ответы.

II.Введение новой темы.

Объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала

Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Какую картину вы представили себе?

Какое это время года, суток?

Какой частью речи в предложении являются выделенные слова? (прилагательными).

А каким членом предложения? (определением).

Правильно. Вы назвали все определения, с помощью которых А.А.Фет изображает зиму. И не случайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотел, чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня мы познакомимся с изобразительно-выразительным средством.

Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты. Ответим на вопрос: Для чего используются эпитеты. Научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно.

Запишите в тетради число, тему.

III.Работа с эпиграфом

А вот эпиграф нашего урока. Это слова известного русского языковеда Дитмара Эльяшевича Розенталя:

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.

Как вы поняли слова Розенталя?

IV.Актуализации жизненных впечатлений. Репродуктивный метод. Прием беседы.

Проводим разминку. Посмотрим, какие вы внимательные.

1. О каком цветке идет речь? Алая, колючая, утренняя, нежная, благоухающая ароматом южной ночи (роза).

2. Определите время года по его свойствам. Долгожданная, волшебная, чудная, ослепительная, завораживающая (зима).

3. При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (при помощи эпитетов — определений).

Итак, что же такое эпитет?

Откройте стр.72. прочитайте определение.

(Эпитет – это художественное определение предмета или явления.)

Какова роль эпитета в художественном произведении?

(Помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.)

V.Объяснение нового материала. Составление опорного конспекта.

Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников.

Посмотрите на слайд.

Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?

яблоко, оно

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

1. Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? («свежо», «душисто», «румяно-золотисто»)

Эти определения обладают особой выразительной силой — называются эпитетами.

2. Что такое эпитет? Попытайтесь объяснить значение этого термина. (Эпитет – выразительное определение. Грецизм «эпи» — при, возле).

3. Для чего поэт использует эпитеты в своем произведении? Какова их роль?

VI.Запись опорного конспекта в тетрадь.

Запишите в тетрадь опорный конспект, что на слайде:

1.Эпитет – выразительное определение

2.Выделяет свойства, качества, признаки, создает образ,

передает отношение автора, заряжает настроением.

Мы выяснили, что такое эпитет. Теперь мы закрепим отличительные особенности эпитетов.

VII.Первичное закрепление.

Для этого поработаем с доской.

Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом.

Сравним: волшебное озеро; день как бы хрустальный — длинный день; золотой огонь – золотое кольцо.

Посмотрите на слайд и найдите в этих парах эпитеты.

Почему именно эти слова эпитеты? (С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение автора к предмету или явлению, создается особый образ.

Об этом сообщает эпиграф нашего урока.

VIII.Знакомство с видами эпитетов

А теперь познакомимся с видами эпитетов.

Посмотрите на слайд:

«Встретил царь своего сына и невестку с радостью, задал пир. И стали добрый молодец с красной девицей жить да добра наживать». (сказка «Царевна-лягушка»)

Найдите эпитеты?

Эпитеты: «красная девица», «добрый молодец». Роль – с помощью эпитетов автор выражает оценку образов.

Мы можем встретиться с такими эпитетами в сказках , употребляются постоянно. Называются такие эпитеты постоянными.

Они употребляются в обыденной речи, используются в народнопоэтическом творчестве.

Следующий слайд:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

(Н.А.Некрасов)

Эпитет: «заунывный ветер». Это оценочный эпитет.

Подберите синонимы к слову «заунывный» (печальный, грустный, унылый).

— Что вы перечислили? (чувства, эмоции)

— Как еще можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты).

С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

Следующий слайд:

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца.

(П.А.Вяземский)

Эпитеты: «живительная улыбка», «свежая прелесть», «утомленные сердца». Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.

И наконец.

На окнах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-сонных роз.

(Д.Б.Кедрин, «Мороз на стеклах»)

Эпитеты: «трав молочно-белых», «серебристо-сонных роз». Роль разнообразна: и описание, и оценка, и эмоции.

— Какие это слова по своему составу и значению? (сложные).

Таким образом, мы познакомились с видами эпитетов. Слайд:

Виды эпитетов: 1) постоянные; 2) оценочные; 3) описательные; 4) эмоциональные; 5) сложные.

Как можно определить вид эпитета?

(Нужно определить значение этого эпитета в тексте, его роль.)

IX.Закрепление изученного материала.

Работа по тетради «Русская словесность»

Теперь закрепим то, что мы узнали об эпитетах сегодня на уроке, выполняя упражнения.

Откройте стр. 77, найдите упр.127И. С. Тургенев в рассказе «Бежин луг» нарисовал портреты мальчиков, сидящих у костра. Вот как описан Павлуша: У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а всё-таки он мне понравил­ся: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Выпишите эпитеты, которые помогают представить внешний вид мальчика, и эпитеты, которые позволяют понять, почему Павлуша понравился рассказчику.

Один ученик работает у доски.

X.Самостоятельная работа

Опишите своими словами, каким вы представили себе Павлушу.

XI.Работа по тетради «Русская словесность».

Коллективная работа.

128. Перед вами несколько существительных. Придумайте к ним эпитеты.

  • Поле – ,Глаза – Сказка –

  • Дом – Береза –

По цепочке 2 ряд.

XII.Домашнее задание.

Запишите домашнее задание.

П.23 пересказ, упр.130-132

XIII.Итог (в форме фронтального опроса)

Выставление оценок за урок с мотивировкой.

Подведение итогов урока.

Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока).

Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чувства).

С какими видами эпитетов познакомились? (постоянные, эмоциональные, описательные, оценочные, сложные).

Сдайте классные тетради на проверку.

  • Сказка с условными обозначениями
  • Сказка с пословицами и поговорками
  • Сказка с рисунками для детей
  • Сказка с участием миронова андрея
  • Сказка с табаковым в роли кощея бессмертного