Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Раздаточный материал: карточки “Толковый словарик”, “Составь пословицы”.
Оборудование: компьютерная презентация в «ПервоЛого»; компьютер,
мультимедийный комплект: медиапроектор + доска smart.
деятельности (Организационный момент).
познакомились на уроках литературного чтения?
– Какие произведения
называются сказкой?
– По какой теме мы работаем?
– Что нового мы узнали?
– Мы справляемся?
– Что не получается?
– В сказках
есть фантастические события и персонажи наделены фантастическими
способностями.
Личностные
УУД:
– создаются условия для возникновения у ребенка внутренней
потребности в УД («хочу»)
– устанавливаются тематические рамки («могу»)
успех”.
Пожелание друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга).
Кашу кушай – а сказку слушай:
Умом-разумом смекай да на ус мотай.
– Прочитайте. Как можно назвать это высказывание?
– Почему вы так считаете?
– Прочитайте эту пословицу: выделяя голосом подчеркнутые слова;
быстро; выразительно.
– Как понимаете смысл этой пословицы?
– Пословица
– В ней есть поучение, мудрая мысль, краткое изречение. Это народная
мудрость.
– Если кушать кашу, то станешь сильным телом, а, слушая сказку,
станешь мудрее. В сказке тоже есть поучение.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
Постановка целей урока.
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ………..
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Познавательные УУД:
формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с
учителем.
Регулятивные УУД:
(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать
учебную задачу.
– Над чем мы будем работать сегодня?
– Свяжите пословицу и загадку. (Проблемная ситуация.)
– Когда мы работали на предыдущих уроках со сказками, чему мы
учились?
– А еще на этом уроке мы поработаем с пословицами, будем учиться
отвечать на вопросы по содержанию сказки, сравнивать народную и
литературную сказки
– Над сказкой «Рукавичка»
– Знакомились со сказкой; учились плавно, правильно и выразительно
читать; называли героев сказки, раскрывали характер героев; определяли
по иллюстрациям последовательность событий в сказке.
(Упражнения для глаз).
(первичное знакомство со сказкой).
–
В сказке мы встретим длинные и трудные для чтения слова. Давайте
потренируемся и прочитаем их: сначала прочитаем по слогам, затем –
целыми словами.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
спра-ши-ва-ет
за-тре-ща-ли
ра-зор-вет-ся
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся
врас-сып-ну-ю
2)Толковый словарик. (Работа в паре)
– В сказках встречаются слова, значения которых бывают непонятными.
Поэтому мы обратимся к «Толковому словарику«.
-Посоветуйтесь в парах и решите, какие пары можно составить из
указанных слов и их значениями.
– Установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого
слова из левого столбца найдите его толкование в правом столбце.
Проведите на карточках линии от слова к его толкованию.
– Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
(Повторение правила работы в паре.)
выбирать
вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение
информации.
Регулятивные УУД:
применять установленные правила, принимать позиции слушателя,
читателя в соответствии с задачей, (контроль и самоконтроль)
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; (оценка)
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный
контроль.
бредет – начав искать
нужное, обнаружить его отсутствие
врассыпную – идти с трудом или тихо
хватился – движения в разные стороны
задание, вы оценить работу пары по критериям: правильно составлены пары,
доказали (объяснили) каким способом получен такой результат.
3)
Первичное знакомство со сказкой.
Читает учитель и хорошо читающие дети.
своего выбора.
Учащиеся оценивают деятельность пары по критериям на
оценочной шкале (правильно составлены пары, доказали (объяснили) каким
способом получен такой результат).
Чтение текста.
проверка понимания.
Восстановите
последовательность событий сказки с помощью иллюстраций.
формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимный
контроль.
за кем появляется в сказке.
– Договоритесь, кто из вас будет
исполнителем у доски, кто будет чтецом.
– После выполнения задания оцените работу
пары по критериям: правильность выполнения и выразительность чтения.
– Каким вам показался финал сказки: ожидаемым или неожиданным?
своего выбора.
Выборочное чтение текста.
Учащиеся оценивают деятельность пары по критериям на оценочной шкале
(правильность выполнения и выразительность чтения).
– Неожиданным.
теме урока.
– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
– Чем они похожи? Чем различаются?
Воспользуйтесь планом предложенным в учебнике (№ 3).
2) Работа в парах.
– Установите соответствие между частями пословиц. Для каждой части
пословицы из левого столбца найдите ее часть в правом столбце. Проведите
на карточках линии, соединив части пословиц.
Слайд 7.
– Составь пословицы.
Сила сломит все, | где зиму зимовать. |
В тесноте, | каменных стен. |
Знает сорока, | а ум – силу. |
Согласие крепче | да не в обиде. |
– Какая из пословиц подходит к сказке «Рукавичка«, выражает ее
главную мысль?
сказки – народные, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайчик,
лисичка, волк, медведь, находят себе пристанище в одном месте.
Различие: есть народная и литературная сказка “Теремок”, разные
названия сказок, события происходят в разное время года: в “Теремке” –
летом, в “Рукавичке” – зимой, в “Рукавичке” появляется новый
герой-кабан; разные слова-характеристики героев; разное содержание и
конец сказки.
Работа с презентацией.
Выбирают пословицу, содержание которой выражает главную мысль
прочитанной сказки, обосновывают свой выбор.
“В тесноте, да не в обиде”.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск и выделение информации
Регулятивные УУД:
(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать
учебную задачу,
применять установленные правила, устанавливать соответствие
полученного результата поставленной цели; соотносить правильность
выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной
задачи.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию.
деятельности. Итог урока.
который отражает ваше отношение к материалу урока.
Слайд 8.
Смайлики.
– Покажите учителю и друг другу.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений осознание
учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и
класса.
уроке?
– Кто ее написал?
– Чему учит эта сказка?
– Что отличает авторские сказки от народных?
– Удалось ли решить поставленные задачи?
– Что нового узнали?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Спасибо за урок.
–
Эта сказка – народная.
– Доброте, отзывчивости, взаимопомощи.
– У этих сказок есть автор.
– Особенный язык делает сказки одного автора близкими друг другу.
Урок литературного чтения. Сказка «Рукавичка». 1-й класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
формирование навыка чтения;
формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
формирование умения формулирования собственного мнения и позиции
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные:
формирование представлений об особенности жанра сказки;
формирование представлений учащихся о народной сказке;
формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Ход урока.
I. Организационный момент.
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
-Любишь ли ты читать сказки? Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения.
Когда ты был маленьким, мама или бабушка, укладывая тебя спать, рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой рассказчик пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
II. Изучение нового материала
-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?
Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.
1. Отгадывание РЕБУСА:
Ответ: рукавичка.
– Итак, сегодня мы будем слушать и читать украинскую народную сказку «Рукавичка».
2. Слушание сказки:
Прослушайте внимательно эту сказку. (ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ)
— Понравилась ли вам сказка?
— Каких героев сказки вы запомнили?
А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.
III. Речевая разминка.
1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.
— Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2. Мимические упражнения:
1) “Застёгивание и расстёгивание молнии”.
— Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
2) “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.
— Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка).
3. Гимнастика для глаз “Пуговица”.
— Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами:
— влево – вправо;
— вверх – вниз;
— далеко – близко.
IV. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
-
Чтение слов.
– Назовите действующих лиц сказки.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
под-хо-дит – подходит
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
— В сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.
2. Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
V. Актуализация знаний:
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ВСЛУХ
1. Читают вслух более подготовленные ученики.
2. Беседа по прочитанному:
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
– Назовите героев сказки «Рукавичка» .
3. Приём “Игровая цель”
А сейчас мы с вами поиграем «Покажи героя сказки».
– Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений.
«Доскажи второе имя».
– На какие особенности указывают вторые части имен?
Мышка поскребушка
Лисичка сестричка
Кабан клыкан
Волчок серый бочок
Лягушка попрыгушка
Медведюшка батюшка
Зайчик побегайчик
4. Физкультминутка
Мы немного покружились
И в лесу все очутились.
Мышка-норушка мимо пробежала,
Мы все присели,
Она нас не узнала.
Зайка-попрыгайка под кустиком сидит
И по сторонам трусишка всё глядит.
Мы тихонько поскакали
И его не напугали.
Лисичка-сестричка по тропинке к нам идет,
Мы все глазоньки закроем,
И она нас не найдет.
А вот и волк-зубами щёлк!
С ним встречаться не хотим,
От него мы убежим!
Вдруг медведь давай громко реветь,
Да на нас смотреть!
А мы снова покружились
И все в классе очутились!
5. Самостоятельное чтение сказки.
— Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.
• «Рукавичка» — русская народная сказка? (Украинская.)
•Шёл дед с собачкой полем? (Лесом.)
• Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Мышка-поскребушка.)
• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)
• После волка там спрятался медведь? (Кабан)
• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)
• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на
зверей.)
• Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)
• Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)
6. Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
— Найдите в тексте и прочитайте:
• Кто пришёл первым и поселился в рукавичке?
• Как просился в рукавичку кабан?
• Кто пришёл за мышкой?
• Почему дед вернулся в лес?
• Кто сломал «домик» зверей.
7. Работа с пословицами.
– Прочтите пословицы и выберите ту, которая подходит к этой сказке.
Не учись разрушать, а учись строить.
Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
В тесноте, да не в обиде.
– Объясните смысл этих пословиц.
VI. Рефлексия
— А как бы Вы придумали название сказки?
— Для кого хорошо в этой сказке? А для кого плохо?
— Плохо ли деду без рукавичек?
– Чему она нас учит?
— «Сегодняшнее занятие научило меня …». (Дружбе, доброте …)
– Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!
(Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
— организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
— учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
— намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
(домашнее задание – ПРИДУМАТЬ НОВОЕ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ )
Тема « РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РУКАВИЧКА»»
Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение.
Личностные:развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания своих достижений.
Регулятивные УУД:уметь адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одноклассниками.
1) Выставка детских рисунков.
2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».
II. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы.
– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: рукавичка.
– Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».
III. Изучение нового материала.
- Речевая разминка.
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников.
– Прочтите скороговорку:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
– В каких сказках действующее лицо – Мышка?
2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.
Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника.
– Назовите действующих лиц сказки.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
под-хо-дит – подходит
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
3. Самостоятельное чтение сказки.
4. Анализ произведения.
Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки.
Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.
– Понравилась ли вам сказка?
– Какие герои вам понравились?
– Каковы особенности их поведения, характера?
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
Физкультминутка
ЛЕСНАЯ ЛУЖАЙКА
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
IV. Закрепление нового материала.
1. Выразительное чтение сказки по цепочке.
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.
2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев.
– Как начинается сказка?
– Прочтите слова на карточках:
– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».
– Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.
– Кто за кем появлялся в сказке?
– Кто был последним?
– Пустили ли звери в рукавичку медведя?
– Кто испугал зверей?
– Чему учит сказка «Рукавичка»?
– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.
3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».
Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев.
– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
– Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:
• Не учись разрушать, а учись строить.
• Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
• Сила солому ломит.
• Руби дерево по себе.
• Сила сломит всё, а ум – силу.
• Волка ноги кормят.
– Объясните смысл этих пословиц.
4. Игра «Герои сказок».
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к поступкам героев сказок; аргументировать свою позицию.
– Прочтите имена героев сказок.
– На какие особенности указывают вторые части имён?
– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?
Мышка Красный гребешок
Гуси Мурлысенька
Лисичка Поскребушка
Петушок Лебеди
Кабан Сестричка
Кисонька Клыкан
– Какое слово лишнее? Почему?
5. Игры Деда Буквоеда.
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи.
Учитель открывает на доске таблицу.
– Узнайте буквы. Читайте слоги.
– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?
– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.
Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».
2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.
Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.
Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».
Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.
3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?
Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.
В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.
4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.
Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.
Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.
Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.
5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.
Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.
Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.
6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.
Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»
Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.
Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.
Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.
Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.
7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?
Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.
Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.
Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.
8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:
Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.
Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.
9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?
Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».
10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.
Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса
Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.
Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.
Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.
Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.
11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?
Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.
Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.
12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?
Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.
А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.
Поэтому лису называют хитрой, но не умной.
13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.
Описание лисы для энциклопедии.
Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.
Описание лисы для сборника сказок.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?
Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.
15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.
Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Русскую народную сказку «Теремок» мы знаем с детства. Сюжет известный: звери ищут дом и поселяются вместе с соседями. Ход событий довольно распространённый, имеет много вариантов и модификаций. Иногда теремком может стать такой простой предмет, как, например, рукавичка. Сказка с подобным названием строится по тому же принципу, но имеет несколько изменений в сюжете. Из теремка звери разбегаются, потому что его ломает медведь, а из рукавички — пугаясь звонкого собачьего лая.
Давайте прочитаем вместе! «Рукавичка» — русская сказка
Однажды отправился дед за дровами, Жучка с ним увязалась. Пока шли лесом, у деда рукавичка выпала, а он и не заметил.
Лежит рукавичка на снегу, а мимо мышка по своим делам бежит, остановилась и задумалась:
Чем не дом для меня?
Прыгнула внутрь и поселилась там. Живёт себе, поживает. А к рукавичке лягушка прискакала. Лапки зимой на снегу мёрзнут, вот и решила погреться. Заглянула она в рукавичку и говорит:
А мышка ей отвечает:
Я — мышка — серая шалунишка, я тут проживаю. А ты кто?
Я — лягушка — весёлая поскакушка. Для меня место найдётся?
Заходи, вдвоём веселее.
Живут они, поживают, горя не знают. А к рукавичке зайчик прискакал, присмотрелся и говорит:
Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!
А мышка с лягушкой ему из рукавицы говорят:
Мы тут живём, мышка — серая шалунишка и лягушка — весёлая поскакушка. А ты кто?
Я зайка — быстрый побегайка. Для меня место найдётся?
Заходи, вместе веселее!
Теперь уже втроём живут они, поживают, горя не знают. А рукавичку лиса приметила, подошла осторожно, принюхалась и говорит:
Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!
А звери из рукавицы отзываются:
Мы тут живём! Мышка — серая шалунишка, лягушка — весёлая поскакушка, зайка — быстрый побегайка. А ты кто?
А я лиса — рыжая краса. Для меня место найдётся?
Заходи, вместе веселее!
Поместились вчетвером, живут-поживают, а по лесу волк рыщет, добычу ищет, к рукавичке подошёл. И говорит:
Вот так чудо-рукавица! Надо мне в ней поселиться!
Полез в рукавичку, а звери говорят:
Здесь уже мы живём! Мышка — серая шалунишка, Лягушка — весёлая поскакушка, Зайка — быстрый побегайка и Лиса — рыжая краса. А ты кто?
А я волчище — острые зубищи. Пустите, а?
Тесновато у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!
Стали они впятером хозяйничать, но долго ли, коротко ли, к рукавичке кабан прибрёл. И говорит:
Что за чудо-рукавица! Может, мне в ней поселиться!?
Только собрался в рукавичку ползти, как звери из неё:
Рукавичка и так жильцов полна, мы тут живём! Мышка — серая шалунишка, Лягушка — весёлая поскакушка, Зайка — быстрый побегайка, Лиса — рыжая краса и Волчище — острые зубищи. А ты кто?
А я — Кабан-клыкан. И я с вами жить хочу!
Очень уж тесно у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!
Еле разместились звери вшестером в рукавичке, друг к дружке прижались, греются, а тут ещё медведь мимо идёт.
Это что за рукавица? Вот где мне бы поселиться!
Звери тут же в ответ:
Места в рукавичке нет! Мы тут живём! Мышка — серая шалунишка, Лягушка — весёлая поскакушка, Зайка — быстрый побегайка, Лиса — рыжая краса, Волчище — острые зубищи да Кабан-клыкан. А ты кто?
А я Мишка — косолапый топтыжка. Пустите и меня!
Как же мы тебя пустим, нам самим места мало!
Как заревёт тут медведь! Горестно так, жалобно. Звери и спрашивают:
Что ты плачешь, косолапый?
У меня замёрзли лапы!
Подвинулись звери, ещё плотнее друг к дружке прижались. Не замерзать же мишке.
Влезай уж, погрейся немного.
Полез медведь внутрь, рукавичка аж по швам затрещала.
Много ли, мало ли времени прошло, только опомнился дед, заметил, что рукавица пропала. Решил он по следам своим обратно вернуться. Жучке велел рукавицу искать, она вперёд него побежала и нашла рукавичку, хотела схватить, да увидела, что рукавица лесных жителей полна. Подняла Жучка лай:
Гав! Гав!
Звонко так лает, заливисто. Испугались звери, начали из рукавики выскакивать, да наутёк пускаться. Вылез Мишка — косолапый топтыжка, в лес потопал, за ним Кабан-клыкан да Волчище — острые зубищи выскочили — и только их и видели! Лиса — рыжая краса из рукавички появилась, хвостиком махнула и скорее побежала, а за ней уж и Зайка — быстрый побегайка с Лягушкой — весёлой поскакушкой упрыгали, только Мышка — серая шалунишка выскочить успела, как дед подошёл. Поднял варежку, Жучку погладил, похвалил за то, что нашлась рукавичка.
Сказка — ложь, да в ней — намёк!
О чём рассказывает малышам «Рукавичка»?
Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.
Казалось бы, очень незатейливое содержание, но почему же так нравится малышам сказка «Рукавичка»? Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.
Домашний театр по мотивам «Рукавички»
Благодаря чётко выстроенному действию героев, произведение хорошо подходит для инсценирования. Думаю, в доме, где любят играть с малышом, обязательно найдутся игрушечные звери и рукавичка. Обыгранная сказка вызовет у ребёнка восторг. Даже привычные игрушки в новой ситуации покажутся детям привлекательнее, чем картинки в книжке. Такой домашний театр может стать отличным способом творческого развития малыша. Даже если вы найдёте всего одного-двух героев, обязательно покажите маленькое представление детям и привлеките к показу их самих. Если ребёнок проявит фантазию, творчество, то поселит в рукавичке своих любимых игрушек, которых нет в сюжете: пусть вместо мышки там живет белка или черепашка.
Творческие находки из «Рукавички»
С детьми постарше можно провести беседу по содержанию. Задайте им вопросы. Как рукавичка оказалась в лесу? Кто её уронил? Назови, кого вместила рукавичка? Сказкаучит по-доброму относиться к другим? Сочините с детьми новый конец к сказке. Введите новых героев, новые действия. Творите! Выдумывате!
По мотивам сказки можно придумать массу творческих заданий. Например, вырежьте из листа рукавицу и попросите её украсить орнаментом с помощью рисования или аппликации. Задание понравится и малышам, и детям постарше. Устройте выставку расписных рукавичек. Распечатайте и предложите детям раскраски по мотивам сказки.
Екатерина Любимова
Досуг. Сказка «Рукавичка»
Цель
: Приобщение детей к культуре своего народа.
Задачи
:
1. Воспитывать у младших дошкольников стойкий интерес к народному литературному фольклору.
2. Формировать коммуникативные качества у детей.
3. Активизировать познавательный интерес, развивать речь.
4. Развивать творческие и музыкальные способности детей посредством детского музыкального фольклора.
Подготовка
:
Декорации и атрибуты
: зимний лес, рукавица-декорация
, санки, дровишки, топорик. Домик, печка русская, русская народная утварь, много рукавичек
.
Действующие лица
: Взрослые
: Сказочница
(в русском народном костюме)
.Дети (в костюмах)
: Дед, Бабушка, дети в русских костюмах. Мышка, Лиса,Белочка,Ежик,Лягушка,Зайка,Волк, Лиса,Собачка, Медведь,Кот (участвует вся группа)
.
Выучить с детьми музыкальные номера.
Ход сказки.
Дети выходят в музыкальный зал под русскую народную музыку. Дети в народных костюмах садятся на лавочку у домика. Рядом около печки с утварью сидят Бабушка и Дед, около домика с одной стороны Кот, с другой Собака. На отдельных стульчиках около елочек Звери.
Сказочница
: Укутала снегом зима дома, стоит сказочный лес
, холодно, мороз. В деревеньке, в избе, зимой ребятишки на лавках сидят,песни поют, да потешки говорят.
Выходят дети рассказывают
русские народные потешки. (количество по желанию)
Поют «Встал раненько петушок»
.
Сказочница
: А кот лежал на окошке, да слушал.
Выходит Кот.
Игра с пением «Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот»
.
Сказочница
: Играли, пели, да есть захотели.
Дети
: Испеки нам бабушка вкусные оладушки.
Игра «Оладушки»
(как мы любим, бабушка вкусные оладушки,
Сказочница
: Бабушка решила печь топить, внучат кормить, а дров и нет.
Бабушка
: Дед, а Дед, с лавки вставай.
Сказочница
:Все хотят в доме оладьев, хлеба, да вкусного обеда.
Бабушка
: Дед,в лес за дровами ступай. А вы внучата, за мукой бегите, да воду несите.
Сказочница
: Послала Бабушка внучат муку сеять, да воду таскать,а Дед взял санки,топор, одел рукавички
, да в лес засобирался. (Дети трясут ситом)
Дед
: Чтобы печку натопить, чтоб бабуле щей сварить, надо дров в лесу срубить.
Сказочница
: По тропинке Дед идет, впереди бежит пес-Федот.
Дед
: Эй, Федотка, не зевай, искать дорогу помогай. Сказочница
: А Федотка лает, птиц в лесу пугает.
Пес
: Ав-ав….
Игра с пением «Пес Барбос и птички»
(дети сели, рукавичку подбросить
)
Сказочница
: Ой, чья -же это рукавичка потерялась
(Дети
: Деда)
Лежала, рукавичка
,лежала и начала расти. (снимаем покрывало с ширмы)
.
Бежала по полянке Мышка.
Мышка
: Рукавичка-теремок
. В теремочке кто живет? Заживу теперь я в нем Это будет мышкин дом (заходит)
Сказочница
: По деревьям и макушкам, скачет белочка – подружка.
Белочка
: Рукавичка-теремок
. В теремочке кто живет?
Мышка
: Это я, Мышка -норушка!
Белочка
:Заживу теперь я в нем. Это будет белкин дом (заходит)
Сказочница
: Весь в иголках много ножек,к рукавичке вышел ежик
.
Ежик
: Рукавичка-теремок
. В теремочке кто живет?
Мышка
: Мышка -я зерно толку!
Белка
: Белка -я пироги пеку.
Ежик
:Заживу теперь я в нем,веселее жить втроем (заходит)
Сказочница
: По полянке, вдоль опушки, к рукавичке шла лягушка
.
Лягушка
: Рукавичка-теремок
. В теремочке кто живет?
Мышка
: Мышка -я зерно толку!
Белка
: Белка -я, пироги пеку.
Ежик
: Ежик- я, дом стерегу!
Лягушка
: Ой, какой хороший дом. Жить давайте вчетвером. (забегает)
Сказочница
: Рукавичка – теремок
, все растет, растет, растет, звери весело живут, пляшут,песенку поют.
Зверята выходят,поют песенку и танцуют.
Песенка
: Рукавичка- теремок
, из трубы идет дымок,
Мышь -норушка, там зерно толчет,а лягушка пироги печет,
А Лягушка с серым ежиком, режут сало острым ножиком.
Серый ежик свернулся в клубок и не спит, сторожит теремок!.
Появляется Лиса. Зверята прячутся за домик- рукавичку
.
Лиса
: Вот,я Лисонька-лиса. Всему лесу я краса! Рукавичка -теремок
!
В рукавичке кто живет
?
Мышка
: Мышка -я, зерно толку!
Белка
: Белка,-я пироги пеку!
Ежик
: Ежик- я,домик, стерегу!
Лягушка
: Я готовлю всем еду!
Лиса
: Очень холодно в лесу, вы пустили бы Лису, В мурашках нос и хвост промок!
Звери
: Заходи к нам в теремок (заходит)
Сказочница
: Был, когда-то летом, серый, скачет зайка белый-белый.
Зайка
:Воет волк,трясется хвост, еле лапки я унес. Рукавичка- теремок
, может пустят на порог?
Я от страха аж промок!
Звери
: Заходи к нам в теремок!
Сказочница
: Вьюга воет и поет, к Рукавичке волк бредет
.
Волк
: Рукавичка- теремок
,кто здесь в тереме живет? Очень сильно я устал, бегал,а зайца не поймал! Я уже не ел три дня. Может угостят меня? Вон, из печи идет дымок!
Звери
: Заходи к нам в теремок!
Сказочница
: К рукавичке шел медведь
, громко начал он реветь!
Мишка
: Мерзнут лапы и бока, где б погреться у огня. В рукавичке
, кто живет? В окошке светит огонек.
Звери
: Заходи к нам в теремок!
Сказочница
: в рукавичке все живут
, все там пляшут и поют!
Танец- песенка «Рукавичка
»
1. Поселились в рукавичке
, как в большой избушке,
В нашем сказочном
лесу разные зверюшки…
Припев
: Дружит с белкою лиса,вот какие чудеса,
ежик,зайка, мышка, волк, лягушка, мишка.
2. Мышка там зерно толчет,волк с лягушкой пляшут.
Зайка пироги печет,ежик варит кашу…
3. Веселимся в рукавичке
, дружно поживаем.
В гости в нашу рукавичку всех мы приглашаем
!.
Сказочница
: Вдруг раздался лай Федота, это дед идет с работы (выходит Дед с дровами)
Дед
: Дров вот сколько у меня! Рукавица где моя
?
(Все разбегаются, разбросать рукавички
)
.
Сказочница
: Вот их сколько посчитай,рукавичку выбирай
.
Эй, ребята-зверята,помогай!
Аттракцион «Собери рукавички
»
.
Сказочница
: Вернулся Дед домой, принес дров, внуки муки натрясли, да за водой на колодец сбегали.
Бабушка
: Печку я растопила, тесто поставила, пирожки, да оладушки Внукам напекла.
Дети
: Ох и вкусные у Бабушки оладушки.
Дед
: Да и мне Бабушка каши наварила
Сказочница последние слова
. Вот и сказки конец
,а кто слушал молодец! Сказка ложь
, да в ней намек…
Дети под русскую народную музыку уходят из музыкального зала.
Публикации по теме:
В ходе непосредственно образовательной деятельности, мы с ребятами познакомились с русской народной сказкой » Рукавичка». Детки очень прониклись.
Очень долго растёт ёлка А срубить её не долго. Две недели простояла- Потом выкинула мама. Смысл ёлку нам рубить, Легче нам её купить.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе «Сказка «Рукавичка»
Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе сказки «Рукавичка.» Цель: Формирование интереса и потребности в восприятии.
Логопедический досуг с использованием инновационных технологий: ИКТ, су-джок массажеров, арт-терапии «Осенняя сказка»
Цель: активизация словаря по темам «Осень. Деревья. Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы» Коррекционно — образовательные задачи: — систематизировать.
Сказка «Рукавичка» —
русская народная сказка
о том как звери нашли для себя замечательный домик. Уж очень сюжет знаком у этой сказочки . Да, совершенно верно, подобный сюжет и у другой русской народной сказки. А называется она « ». Вот только там зверушки поселились в тереме, а здесь в рукавичке
. Да и заканчиваются сказки по-разному. В «Теремке» медведь развалил домик, а с рукавички звери сами сбежали когда услышали лай собаки.
Замечательная сказочка, вот только немножко непонятная… Это же какая должна быть рукавичка, чтобы в нее зверушки помещались? То ли зверушки совсем крохотные, то ли рукавичка принадлежала великану… Ну да ладно, это не так уж и важно, сказка на то она и сказка, что в ней может быть все, что угодно!
Рукавичка
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
План – конспект урока
Ф.И.О.
Вишневская Екатерина Фёдоровна
Место работы
МКОУ Заливинская СОШ
Должность:
учитель начальных классов
Предмет:
Литературное чтение
Класс:
1
Тема и номер урока в теме:
Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».
В теме урок №1
Базовый учебник: Литературное чтение. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 2012.
Тип урока:
Знакомство с новым материалом.
Цели:
познакомить со сказками Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказкой «Рукавичка»;
обучать плавному выразительному чтению;
учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;
развивать память, речь, мышление.
10. Задачи:
учить отличать сказку от других произведений;
давать характеристику сказочным героям;
учить дополнять содержание текста.
11. Планируемые результаты
Предметные:
называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки;
придумывать различные варианты окончания сказки;
определять главную мысль сказки на основе пословиц.
Метапредметные:
определять учебную задачу урока – читать сказку;
сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.
Личностные:
проявлять интерес к чтению сказок;
объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».
Межпредметные связи:
Математика. Тема: «Сравнение».
12.
Формы и методы обучения:
индивидуальная,
объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
13. Необходимое техническое оборудование:
компьютер, проектор.
14. Ресурсы урока:
Аудиозапись сказки «Теремок»
выставка книг со сказками (народными и авторскими);
рисунки с изображением героев сказки «Теремок»;
таблица сравнения;
карточки с пословицами.
План – конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Время
(в мин)
I.
Организационный
У доски выставка книг.
Начинаем наш урок.
Предъявите-ка улыбку,
А с улыбкою – билет,
Без билета входа нет.
Скучных, мы отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!
Приготовление к уроку. Приветствие учителя.
II.
Артикуляционная гимнастика.
А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.
Летела муха около уха Ж Ж Ж
Летела оса около носа С С С С
Ползла змея Ш Ш Ш
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок Р Р Р
Летел комар и звенел З З З
Выполняют упражнения.
III.
II
.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».
Знакомит учащихся с новым вариантом сказки «Теремок» в пересказе Е.Чарушина.
-Ребята, какие книги вы любите читать?
р
C
ауКзфАлэщтЗыядсмКчьюбИпайц,
Это тема нашего урока. С какими сказками мы сегодня познакомимся? Откройте учебник на странице 32.
Пересказывают русскую народную сказку «Курочка Ряба»
Ответы детей.
Сказки
Угадывают сказку с помощью иллюстрации
— «Теремок».
Читают заголовок сказки «Рукавичка».
IV.
Организация познавательной деятельности.
Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Теремок».
Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Диалог героев предложить прочитать учащимся.
Понравилась ли вам сказка?
Слушают
Читают
Да!
V.
Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка прыг и ускакал!
Приставляют кисти рук к голове, машут, изображая ушки. Трут себе ладони. Прыгают на месте. Садятся за стол.
VI.
Работа по теме урока.
Чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина похожа на русскую народную сказку «Рукавичка»? Результаты сравнения занесите в таблицу.
СКАЗКИ
народные
Параметры сравнения
В пересказе Е.Чарушина
Р.н.сказка
Название
«Теремок»
«Рукавичка»
Герои
Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка, волк …
Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, кабан, медведюшка-батюшка.
Событие
Стоит теремок. Все звери собираются в теремке. Остаются жить.
Лежит рукавичка. Все звери собираются в рукавичке. Звери разбегаются.
Язык сказки (звукоподра-жательные слова)
Пик! Пик! Пик!
Ква! Ква! Ква!
Чук! Чук! Чук!
Тяф! Тяф! Тяф!
Хрю! Хрю! Хрю!
Гу! Гу! Гу!
Гав! Гав! Гав!
Ребята, узнайте произведение по отрывку. «Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает».
«Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!»
—
Прочтите пословицы:
В тесноте, да не в обиде
.
Знает сорока, где зиму зимовать
.
.
– Объясните смысл этих пословиц.
– Какая из них подходит к сказке «Теремок» и к сказке «Рукавичка» больше всего?
Работа в тетради. Кому из героев сказки принадлежат слова? (с.31)
Читают сказку, заполняют под руководством учителя таблицу. Делают вывод, какие сказки называются народными и какие авторскими.
Е.Чарушин «Теремок»
Р.н.сказка «Рукавичка».
Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).
Ответы детей:
В тесноте, да не в обиде
.
Согласие крепче каменных стен
.
Читают. Отвечают.
VII
.
Рефлексия. Подведение итогов.
Заселите героев сказки «Теремок» в теремок.
Мышка лягушка заяц
Таремок
Лиса
волк медведь
(мышка, лягушка, заяц, волк, медведь, кабан, петух, лиса и т.д.)
Определите, какая из пословиц отражает главную мысль сказок. Эту пословицу можно соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина «Теремок» или с русской народной сказкой «Рукавичка»? (с.37)
Игра
«Чей это голос?».
– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
Покажите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
Работают у доски
(выбирают героев сказки и распределяют вокруг теремка)
Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).
Согласие крепче каменных стен.- можно отнести к сказке «Теремок».
В тесноте, да не в обиде.- можно отнести к сказке «Рукавичка».
Ответы детей
Показывают смайлики.
VIII.
Домашнее задание.
Выполнить иллюстрацию к сказке «Мой любимый сказочный герой».
Литература:
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. —
М.: Просвещение, 2012.
2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск СО-РОМ), автор
Л.Ф. Климанова.
3.Литературное чтение. Рабочая тетрадь 1 класс, М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса
Тип вид ресурсов
Форма предъявления информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)
сказки
информационный
иллюстрации
forum-grad.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Евгений Иванович Чарушин
(1901–1965) был писателем.
Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».
В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.
Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.
«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Красный (отлично)
Зелёный (хорошо)
Синий
(нужно постараться)
Оцени себя
Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.
Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:
Буду я теперь здесь жить.
Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:
Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?
Я живу, мышка-нарушка. А ты кто?
А я лягушка-попрыгушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!
Ну, иди! – ответила мышка.
И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке живет?
Я мышка-нарушка.
И я лягушка-попрыгушка.
А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?
И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мы живем. Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?
А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?
Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?
Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?
А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!
Ну, хорошо, иди!
Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.
Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.
Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, — отвечают ему. — А ты кто?
А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!
Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?
Да уж как-нибудь впихнусь, — ответил кабан.
Ну, полезай! – ответили из рукавички.
Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?
Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!
Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!
Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.
Ну, иди, только с краешку.
Втиснулся медведь и стало их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.
А к этому времени дед хватился своей пропажи, — исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:
Гав-гав-гав!
Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.
Иллюстрации Е.Рачева (отреставрированные из книжки1953 г)
Рукавичка Смотреть
Варежка Смотреть
Loading…