Интегрированный урок по литературному чтению и технологии
по программе «Школа России» 1 класс
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка».
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»
Задачи:
— обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;
— учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
— учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.
Тип урока: интегрированный.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими), иллюстрации к сказке «Рукавичка», пластилин, пословицы.
Ход урока.
I.Актуализация знаний.
1) Выставка детских рисунков (иллюстрации к сказке Е. Чарушина «Теремок»)
2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».
II.Постановка цели урока.
-Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтете по первым буквам названий изображенных предметов.
Ответ: ракавичка.
—Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка»
III.Изучение нового материала.
1.Речевая разминка.
-Прочтите скороговорку:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
-В каких сказках действующее лицо- Мышка?
2.Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
-Назовите действующих лиц сказки.
-Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил — обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет — спрашивает
по-бе-гай-ка — побегайка
сест-рич-ка — сестричка
бре-дёт — бредёт
не по-вер-нуть-ся[ца]- не повернуться
под-хо-дит — подходит
ра-зо-рвё-тся[ца] — разорвётся
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся[ца] — пошевеливается
Объясните значение слов:
Бредёт -идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
3.Самостоятельное чтение сказки.
4.Анализ произведения.
-Понравилась ли вам сказка?
-Какие герои вам понравилмсь?
-Каковы особенности их поведения, характера?
-Кто обронил рукавичку?
-Кто первым стал жить в рукавичке?
-Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.
-Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
Физкультминутка
Лягушки.
Нравится детям, так как приходится изображать лягушек с растопыренными лапами в парах.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
IV.Закрепление нового материала.
1.Выразительное чтение сказки по цепочке.
Сейчас я проверю, кто был самым внимательным.
Сколько зверушек поместилось в рукавичку?
Назовите всех зверей сказки. ( мышка – поскребушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, кабан – клыкан, медведюшка — батюшка)
2. Работа с пластилином.
Ребята я предлагаю вам вылепить сказочных героев сказки «Рукавичка».
Посмотрите, какие красивые, интересные получились сказочные герои.
3. Составление мультфильма.
Давайте все вместе составим мультфильм.
— Куда пришёл дедушка?
— Кто бежал за ним?
— Что сделал дед? (обронил рукавичку)
— Как можно сказать по-другому? (рукавичка упала, дед потерял рукавичку)
(1 картинка )
— Кто увидел рукавичку? (мышка)
— Что сделала мышка? (влезла в рукавичку)
(2 картинка)
— Кто прибежал потом? (лягушка)
— Что попросила лягушка?(пусти и меня)
— Сколько стало зверей в рукавичке?
(3 картинка)
— Что было дальше? (прибежал зайчик)
— Что сказал зайчик? (пустите меня)
— Сколько теперь зверей?
— Подбери следующую картинку.
(4 картинка )
— Кто прибежал за зайчиком?(лисичка)
— Что попросила лисичка?
— Сколько стало зверей?
(5 картинка )
— Кто ещё прибежал? (волк)
(6 картинка)
— Что было дальше? (прибежал кабан)
— Пустили звери кабана?
— Сколько теперь зверей?
(7 картинка)
— Кто пришёл последний? (медведь)
— Сколько всего зверей в рукавичке?
(8 картинка)
— Что было потом? Что увидел дед? (нет рукавички, обронил рукавичку, потерял рукавичку).
— Что сделал дед? (дед вернулся искать рукавичку).
(9 картинка)
— Что сделала собачка?(побежала вперёд, залаяла)
— Что сделали звери? (звери испугались и убежали)
(10 картинка)
— Чем закончилась сказка? Прочитай.
— Что мы делали? Мы составляли диафильм.
4. Работа с пословицами.
— Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Сила сломит всё, а ум – силу.
- Жить – Родине служить.
- Учение – свет, а неученье – тьма.
- В тесноте, да не в обиде.
5.Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».
-Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
-Чем они похожи?
-Чем отличаются?
-Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:
Не учись разрушать, а учись строить.
Дружно не грузно, а врозь- хоть брось.
Сила солому ломит.
Руби дерево по себе.
Сила сломит всё, а ум-силу.
Волка ноги кормят.
-Объясните смысл этих пословиц.
V.Итог урока. Рефлексия.
-С каким произведением мы познакомились?
— Кто его автор?
— Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
Читаем с интересом — Рассказ Медвежата читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.
Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.
В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.
Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.
Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.
Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.
Благополучно растут медвежата, ничего себе.
Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.
Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле его от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.
Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.
К весне подросли, окрепли медвежата.
А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.
Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.
Стала она их гнать из избы: играйте, мол, на улице. Озоруйте там сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше.
Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.
Хозяйка спрашивает:
— Вы что там, озорники, опять наделали?
А они молчат, конечно, — сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.
Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.
Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:
— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.
Или ещё:
— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.
Взмолится хозяйка:
— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.
А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.
Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.
Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:
— Где твои медвежата?
— Да на воле, — говорит, — балуются.
Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.
И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.
Бац! С крыши свалился.
Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.
Я скорей в избу: спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!
Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.
А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.
Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.
А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить.
— Сделай, — говорит, — милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.
Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.
Лес им чужой, страшный.
Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.
Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.
Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда.
Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.
А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках.
Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки.
Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.
Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей.
Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам.
Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его пугь обозначился до блеска промытым камешником.
В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.
Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившу- юся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри. Мы запугивались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли.
Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие.
Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая.
Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги.
Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем. Тень Енисея раз-другой обнаружила себя.
Тихо умирали над рекой туманы.
А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле.
Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.
Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…».
— Что это, баба?
— Это Зорькина песня.
— Как?
— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.
И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню.
— Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.
— Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки.
В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чугь шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.
А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала…
Да и по сей день неумолчно звучит.
Урок литературного чтения
Тема: Е. Чарушин. Сказка «Рукавичка»
Цели: знакомство со сказкой «Рукавичка».
Задачи урока:
обучающие: формировать навыки правильного, выразительного, беглого,
сознательного чтения;
закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и
«народная сказка»;
воспитывающие: – воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке
развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность,
творческие способности.
Оборудование урока:
-
презентация к уроку.
-
книга «Рукавичка»
-
карточки (3) с пословицей, развешенной в разных частях класса (Не учись разрушать, а учись строить)
-
На доске солнышко с лучиками (надписи: «Мне хочется», « Мы постараемся»)
-
Плакат для рефлексии «Метод острова».
Ход урока:
Звенит звоночек (музыка звонка в презентации)
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Учитель: Улыбнулись и сказали: « Всем, всем — доброе утро!»
-
На доске солнышко с тучками и лучиками
Мне
хочется
Мы
постараемся
II . Дыхательная гимнастика.
1. Завели машину
Завели машину,
(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,
(Выдох.)
Накачали шину,
(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,
(Выдох.)
Улыбнулись веселей и поехали быстрей,
(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
(Выдох.)
-
Скороговорка:
Учитель: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети: Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
III . Актуализация знаний
-
Постановка цели и темы урока (музыка – песня « Приходи сказка»)
Слайд №1
— Кто зовёт нас в гости?
— Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
— Вы любите сказки? Сегодня мы заглянем в волшебный мир сказки.
— Кто знает, какие бывают сказки?
-
Проверка домашнего задания
— Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (Слайд №2)
-Чтение отрывка на странице 33
— Вспомните, как себя называли звери в данной сказке? (мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка)
— Кто написал эту сказку?
( Слайд № 3)
4. Сказки можно разделить на две группы
Сказки
народные авторские
— Почему они называются народными?
— Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка»…)
— Почему называются авторскими?
— Какие авторские сказки вы читали? ( «Три медведя» Л.Толстой, Гаршин «Лягушка путешественница», Андерсен, Пушкин)
IV. Знакомство с новой темой
* Сказки живут в каждом народе и передаются из поколения в поколение.
* Сегодня мы познакомимся с ещё одной авторской сказкой, а вот какого автора вы должны угадать.
* Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображённых предметов. (Слайд №4.)
-Кто назовёт тему урока? (Слайд № 5)
-Что мы будем делать на уроке? (читать, пересказывать, отвечать на вопросы)
На солнышке прикрепляется надпись на лучик
1
Знакомство с русской народной
сказкой
.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
V. Работа по теме урока
-
А сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку «Рукавичка». Эта сказка очень похожа на сказку «Теремок»
-Чем?
а) Чтение сказки учителем. (Слайды № 6-13)
б )Работа с текстом
-Чем похожи сказки?
-Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (кабана — клыкана)
— Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках. (Слайд № 14)
Мышка-норушка мышка-поскребушка
Лягушка-квакушка лягушка-попрыгушка
Заяц-на горе увёртыш зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка
Волчок-серый бочок Волчок-серый бочок
Медведь-люблю реветь Медведюшка-батюшка
* Можно ли сказать, что народ очень наблюдательный и внимательный, так как подметил особенности поведения зверей. Про мышку можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему? (Живет в норке и скребется)
— Про лягушку можно сказать «квакушка» и «поскакушка» («попрыгушка») Почему? (Она квакает и скачет)
-Хорошо ли , что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?
-Плохо ли деду без рукавички?
в) Лексическая работа. (Слайд № 15)
Прочтите слова, записанные на экране, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
под-хо-дит – подходит
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
г) Чтение по цепочке.
д) Игра «Покажи героя сказки» (Слайд № 16)
На солнышке появляется лучик с надписью
— Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений. Надеюсь, музыка вам поможет.
е) Моделирование. Работа в парах. (Слайд № 17)
(Кто сделает, встает)
— Вспомним правила работы в парах : один диктует, другой рисует; один пишет, другой проверяет; если не понял информацию-переспроси.
— Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по модели. Рукавичку изобразим квадратом. Животных — овалами разной величины
На солнышке появляется лучик с надписью
— Кто из животных самый маленький?(мышка) Она будет самым маленьким овалом.
— Кто побольше? (лягушка) Её обозначим овалом побольше и запомним, что это лягушка.
Аналогично работа проводится с остальными героями сказки.
ж) Пересказ модели сказки
з) Составление пословицы.
-
Не учись разрушать, а учись строить)
и) (дополнительно) Игры Деда Буквоеда.
Узнайте буквы. Читайте слоги.
– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?
– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?
V. Итог
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
VI. Рефлексия
Метод острова
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.
— Девяносто пять. А тебе?
— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.
— У! А я море мог переплыть!
— Подумаешь — море! Я океан переплывал!
— А я раньше летать умел!
— А ну, полети!
— Сейчас не могу: разучился.
— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Без головы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла.
«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.
— Вовсе нет.
— Почему же ты теперь живой?
— Так он же меня потом выплюнул,
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
— Ничего подобного. Я не про это.
— Ну ладно. Ври дальше.
— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.
— Ха-ха-ха! Вот это враки!
— А вот и не враки!
— Как же ты мог раздавить автобус?
— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.
— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.
— Не веришь? Честное слово!
— На чем же ты летал?
— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
— Что же ты там, на Луне видел?
— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.
— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!
— Конечно, летал.
— Почему же ничего не видел?
— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…
— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут-то! И вам не стыдно?
— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
— А ты думаешь, легко выдумывать!
— Чего проще!
— Ну, выдумай что-нибудь.
— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…
— Ну, что ты все «э» да «э»!
— Сейчас! Дайте подумать.
— Ну, думай, думай!
— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…
— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!
— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.
— Ничего. Как было, так и рассказал.
— А говорил — выдумывать мастер!
— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
— Какая польза?
— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
— А тебе что?
— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
— Сами вы брехуны!
— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
— Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Стасик.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.
— Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.
— Меня мама гулять не пускала.
— За что?
— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.
— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.
— А вы разве не хотите сами?
— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.
— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.
— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…