Сказка росомаха и лисица

Главная / темы / фольклор россии / сказки народов россии список изданий / сказки народов россии алып: осетинская сказка/ пересказал

Главная / ТЕМЫ / ФОЛЬКЛОР РОССИИ / Сказки народов России (Список изданий) /

СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ

  • Алып: осетинская сказка/ пересказал Марк Ватагин; рис. Е.Галеркиной// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1982.-№3.-С.50.
  • Бедняк и судья: карельская сказка/ пересказал Марк Ватагин; рис. О.Филипенко// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1982.-№4.-С.44-45.
  • Брат, сестра и заколдованный юноша: удэгейская сказка/ пересказала Е.Перехвальская; рис. О.Филипенко// Костер: ежемесячный журнал для школьников Центрального Совета Союза пионерских организаций (Федерации детских организаций) СССР Союза писателей СССР.-1991.-№9.-С.32-33.
  • Волшебный сад: аварские народные сказки/ авт. переск. М.А.Булатов, М.Г.Ватагин, А.Калинина; худож. А.В.Коковкин.-Москва: Дельфин, 2016.-24c.: ил.-(Сказки дружной семьи).-0+.
  • Два брата и великан: ненецкая сказка/ пересказал Марк Ватагин// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1982.-№2.-С.34-45.
  • Два хана: балкарская сказка/ пересказал Марк Ватагин// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1982.-№5.-С.23-24.
  • Дверь на лугу: Коми-пермяцкие нар. сказки/ Пересказал Л.Кузьмин; Собрал В.Климов; Рис. Н.Попова.-Москва: Дет.лит., 1980.-39с.: ил.
  • Двое из рода Ябто: [ненецкая сказка]/ рис. А.Ивашенцевой; под ред. А.П.Пырерка// Костер: ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина Союза писателей СССР.-1977.-№2.-С.57-59.
  • Дочь Луны и Сын Солнца: саамские сказки/ переск. А.Г.Елагина; худож. Э.В.Булатов, О.В.Васильев.-Москва: Малыш, 1970.-24с.: ил.-(Сказки дружной семьи).
  • Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии: Сб.: С прил. 12 башк. сказок и 1 мещеряк./ Д.К.Зеленин; Ред. Е.А.Костюхин; Д.К.Зеленин, Т.Г.Иванова; РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом).-Переизд.-СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.-583c.-(Studiorum Slavicorum monumenta; Т. 12).
  • Калевала/ Избранные руны карело-фин. нар. эпоса в композиции [и со вступит. статьей, с. VIII-XLIV] О.В.Куусинена; [Пер. Н.Лайне и др.; Ил.: Т.Юфа].-Петрозаводск: Карелия, 1970.-XLIV, 351с., 8л. ил.
  • Красавица Насто: [карельская народная сказка]/ худож. Т.Г.Юфа; пер. У.Конкк.-Петрозаводск: Карелия, 1975.-12c.: ил.
  • Легенда Уссурийского края: Женьшень// Детское чтение для сердца и разума: ежемесячный литературный журнал домашнего чтения для младшего школьного возраста.-2018.-№11.-С.40-48.-(У нас в гостях).-6+.
  • Маленький охотник Тагикак: эскимосские народные сказки/ авт. переск. В.И.Глоцер, Г.Я.Снегирёв; худож. А.Н.Аземша.-Москва: Дельфин, 2016.-24c.: ил.-(Сказки дружной семьи).-0+.
  • Медведь-музыкант: карельская народная сказка/ авт. переск. Э.Паперная; худож. С.Рудаков.-Ленинград: Дет.лит., 1975.-12c.: ил.
  • Мельница у семи озёр: башкирские народные сказки/ авт. переск. А.Д.Иванов; худож. В.А.Дувидов.-Москва : Дельфин, 2016 .- 24 c. : ил .-(Сказки дружной семьи) .-0+.
  • Новгородские сказки/ сост. М.М.Серова; авт. предислов. Г.В.Лысенко; худож. К.Р.Соловьева.-Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2019.-127c.: ил.-(Сказки народов России).-6+.
  • Обманщики: из крымско-татарских сказок/ перевел Р.Тумпаров; рис. А.Ивашенцовой// Костер: ежемесячный журнал для школьников Центрального Совета Союза пионерских организаций (Федерации детских организаций) СССР Союза писателей СССР.-1991.-№10.-С.23.
  • Оскюс-Оол и злой хан: тувинские народные сказки/ авт. переск. М.Г.Ватагин; худож. Я.Н.Манухин.-Москва: Дельфин, 2016.-24c.: ил.-(Сказки дружной семьи).-0+.
  • Охотник и ханская дочь: кабардинская сказка/ пересказал Марк Ватагин; рис. О.Филипенко// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1984.-№6.-С.42-43.
  • Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов СССР/ Н.П.Колпакова; худож. Д.М.Плаксин.-Ленинград: Дет.лит., 1980.-240с.: ил.
  • Почему вода в море солёная: карельская сказка// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-2012.-№8.-С.40-41.-(Познание).
  • Птица Куклухай: Сказки народов РСФСР: Для дошкол. возраста/ Сост. Г.Науменко; Рис. Е.Рачёва.-Москва: Малыш, 1985.-79с.: цв. ил.-На обороте тит. л. сост.: Г.Науменко.
  • Росомаха и лиса: Эвенкийская народная сказка/ Пер. и обработка М.Воскобойникова; Рис. В.Синани.-Ленинград: Детгиз, 1956.-16с.: ил.
  • С кем дружить мышке?: осетинская сказка/ пересказал Л.И.Кузьмин// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1984.-№11.-С.41.
  • Самый сильный: Нанайские сказки/ лит. обраб. Г.А.Меновщиков; худож. Г.А.Макавеева; записали Д.Д.Нагишкин, М.А.Каплан.-Москва: Малыш, 1989.-17[3]с.: ил.-(Сказки Евражки).
  • Синий шакал: [лезгинские сказки]: пер. с лезгин./ пер. М.Гусейнова-Садыкова; переск. А.Г.Елагина; худож. Э.В.Булатов, О.В.Васильев.-Москва: Малыш, 1974.-[20]с.: ил.-(Сказки дружной семьи).
  • Сказки народов Севера/ обраб. М.А.Булатов; худож. Н.Фомин.-Москва: Паульсен, 2020.-63c.: ил.-6+.
  • Сказки Северного сияния/ худож. Г.Н.Юдин.-Москва: Рипол классик, 2014.-53[2]c.: ил.-(Новогодний подарок).-Содерж.: Хозяин ветров: ненецкая сказка/ авт. переск. М.Булатов; Сказка о лунной дочери: саамская сказка/ авт. переск. О.Стёпкина.-12+.
  • Старинные татарские сказки: Пер. с татар./ Обраб. М.А.Булатов; Пер. Г.Шарипова, М.А.Булатов; М.Бибарсов; Ил. А.Г.Коновалов.-Саратов: Дет. книга, 1996.-252с.-(Антикварная библиотечка/ Авт.: В.К.Иванов, О.С.Казакова, С.В.Катков).-Слов.: с.247-249.-Пер. хадисов: с.250-251.
  • Хозяин ветров: Сказки народов РСФСР/ Пересказал М.Булатов; Рис. И.Кузнецова.-Переизд.-М.: Дет.лит., 1988.-224с.: ил.-(Школьная библиотека: Для начальной школы).
  • Хозяин ветров: ненецкая сказка/ Обраб. М.Булатов; Худ. В.Голатенко.-М. Дет.лит, 1982.-15с.: ил.
  • Хозяин моря: Сказки эскимосов/ Пересказали В.Глоцер и Г.Снегирев; Рис. А.Кошкина.-Москва: Дет.лит., 1986.-48с.: ил.
  • Чувашские народные сказки/ обраб. Н.Данилов, А.Н.Нечаев; худож. В.А.Милашевский.-Москва: Дет.лит., 1975.-127с.: ил.-(Школьная библиотека).
  • Чудак Пакайка: Сказки Чукотки/ Авт. предисл. и обраб. В.Глоцер, Г.Я.Снегирев; Худож. В.В.Иванюк.-Москва: Дет.лит., 1983.-48с.: ил.-Кто рассказал эти сказки: с.47.
  • Чудесная бочка: удмуртская сказка/ пересказал М.Ватагин; рис. Л.Уральской// Костер: ежемесячный журнал для школьников.-1992.-№9.-С.24-26.

10.05.2021

                ÍÓ, Ç-ÇÀßÖ, ÏÎÃÎÄÈ!

      Ïîñëåäíèé äåíü óõîäÿùåãî ãîäà. Èâàí Àëåêñååâè÷ åù¸ ñ óòðà  ïðèí¸ñ èç ëåñà ¸ëêó (áëàãî, ëåñ ðÿäîì), ïàÿëüíîé ëàìïîé îòîãðåë ðàñêèäèñòûå  íèæíèå âåòêè, ÷òîáû íå îáëîìàòü èõ â äâåðÿõ,  óñòàíîâèë êðàñàâèöó íà êðåñòîâèíó. Ê âå÷åðó èç ãîðîäà  äîëæíû ïîäúåõàòü  äî÷ü, ñ çÿòåì è âíóêîì Âëàäèêîì, äëÿ êîòîðîãî, ñîáñòâåííî ãîâîðÿ, è çàäóìàíà ¸ëêà. Äåêîðàòèâíóþ ÷àñòü ïðèÿòíîé ðàáîòû, îí ïðåäîñòàâèë áàáóøêå, à ñàì, ïðèìîòàâ ê ïîíÿãå  ïóñòîé ìåøîê, ïîø¸ë ïî âÎëîêó, ïî êîòîðîìó òàñêàëè òðàêòîðîì ñ ëåñîñåêè õëûñòû íà äðîâà. Êèëîìåòðàõ â äâóõ îò ïîñ¸ëêà, â ñèâåðó Èíãóðñêîé ñîïêè, ó íåãî ñòîÿëè ïåòëè íà çàéöåâ.

       Áóêâàëüíî â÷åðà îí áûë  òàì –   è ÷òî æå! Íà ïåðâîé ïîëîâèíå ïóòèêà íå ïîïàëîñü íè îäíîãî, à äàëüøå.… Ïÿòü çàéöåâ ïîäðÿä áûëè ðàñêë¸âàíû âîðîíü¸ì. Ñ áîëüþ ñåðäöà Èâàí Àëåêñååâè÷  âçèðàë íà îñòàòêè äèêîãî ïèðøåñòâà –  êðîâü, êîñòè, êëî÷üÿ øåðñòè, ñíåã, âåñü èñïåùð¸ííûé âîðîíüèìè ñëåäàìè è áåçîáðàçíûìè  êëÿêñàìè èõ  èñïðàæíåíèé. Ìîæíî ïðåäñòàâèòü, êàê ñòåðâÿòíèêè âàæíî ðàçãóëèâàëè ïî óòîëîâàííîìó ñíåãó, ïîòðÿõèâàÿ ãîëîâîé çàãëàòûâàëè âûðâàííûå êóñî÷êè ìÿñà. È êóäà òîëüêî âëåçàëî – âåäü áûëà æå íå ñòàÿ, à âñåãî-òî äâà — òðè âÎðîíà! Ïðåñûòèâøèñü, îòêðîâåííî ïàêîñòèëè – ñëåäóþùåé ïî ïóòèêó æåðòâå ïðîáèâàëè ãðóäíóþ êëåòêó, äîñòàâàëè òîëüêî  ë¸ãêèå, ïå÷åíü. È, õîòÿ ìÿñî òóøêè îñòàâàëîñü  öåëûì, òîâàðíûé âèä å¸, êàê è øêóðêà, áûëè èñïîð÷åíû. ×òîáû íå ñãóáèòü ïîíàïðàñíó çàéöåâ, òåïåðü ïðåäñòîÿëî  ñðî÷íî ñíèìàòü òå ïåòëè, êîòîðûå îí, åù¸ íå çíàÿ, êàêàÿ êàðòèíà îæèäàåò åãî  âïåðåäè, îñòàâèë íàñòîðîæåííûìè â ïåðâîé ïîëîâèíå êðóãîâîãî ïóòèêà. Îñòàëüíûå ïî õîäó â÷åðà ðåøèòåëüíî  ïîñíèìàë. Íî âåðíóòüñÿ íàçàä, ÷òîáû çàòÿíóòü îñòàâëåííûå ïåòëè,  ó íåãî óæå íå îñòàâàëîñü ñâåòëîãî âðåìåíè. Äëÿ òîãî îí è ø¸ë ñåé÷àñ, íàäåÿñü âåðíóòüñÿ äîìîé  äî ïðèåçäà ãîñòåé.

      Ïåðâûå äâå ïåòëè  îêàçàëèñü  ñáèòûìè, è ýòîò ôàêò îí âîñïðèíÿë ñ óäîâëåòâîðåíèåì. Ïîïàäèñü, çàéöû òàê æå áûëè áû ðàñòåðçàíû âîðîíü¸ì. Íî÷üþ ñëåãêà ïîðîøíóëî. Íà îäíîé èç òðîï  ÿâñòâåííî ïðîñòóïàëè êðóïíûå êîøà÷üè ñëåäû. Ðûñü! ×òî æå, õîðîøèå âèäû… Îïðåäåë¸ííî, îíà íàäûáàåò ýòó ïîïóëÿöèþ çàéöåâ è òàê ïðîñòî îòñþäà íå óéä¸ò!

      Íàä Èâàíîì Àëåêñååâè÷åì  íåñïåøíî, äîçîðîì, ïðîôóðêàë êðûëüÿìè âÎðîí, â ïîë¸òå ïîâîðà÷èâàÿ ãîëîâó è âçáë¸ñêèâàÿ ãëàçîì – ÿâíî íàáëþäàë çà íèì – è, îäîáðèòåëüíî  êóðêàÿ, î÷åâèäíî, áëàãîäàðèë åãî. Ïðîâîæàÿ âçãëÿäîì âÎðîíà, Èâàí Àëåêñååâè÷ îáëîæèë åãî íåõîðîøèìè ñëîâàìè.  Òóò âíèìàíèå åãî ïðèâëåêëî íåêîå äâèæåíèå â ñòîðîíå. Ïðèãëÿäåâøèñü, îí óâèäåë, ÷òî ýòî ìåëüêàåò ìåæäó äåðåâüÿìè çàÿö, è âñïóãíóë åãî, ñóäÿ ïî âñåìó, êòî-òî äðóãîé – äðàïàë  íå îò Èâàíà Àëåêñååâè÷à, à â îäíîì ñ íèì íàïðàâëåíèè. Ñêîðåå âñåãî, ýòî ðûñü, ñëåäû êîòîðîé îí òîëüêî ÷òî âèäåë. Ðûñü ïîäíÿëà åãî ñ äíåâíîé ë¸æêè è íå ïûòàëàñü ïîéìàòü, ïîòîìó êàê ðÿäîì áûë ÷åëîâåê. Ýôôåêò  äîìèíî! Êîñîé   í¸ññÿ âíèç íà îïóøêó ëåñà, â òàëüíèêè – ê ìåñòó íî÷íîé êîðì¸æêè, êàê ðàç ïî òîé òðîïå, êîòîðóþ Èâàí Àëåêñååâè÷ ïåðåñ¸ê âûøå, ãäå  âèäåë ñâåæèé ñëåä ðûñè. Òðîïà, âîçëå êîòîðîé îí îñòàíîâèëñÿ, òîæå âåëà â òå òàëüíèêè. «Äàëüøå òàì îòêðûòîå ìåñòî, ñåé÷àñ ðàçâåðí¸òñÿ è îêàæåòñÿ íà ýòîé, äðóãèõ òðîï òóò íåò». È òî÷íî: çàÿö ëåòåë åìó íàâñòðå÷ó, ñòðåìèòåëüíî ïðèáëèæàÿñü.

      È âîò îí áûë óæå ñîâñåì ðÿäîì.  ïîñëåäíèé ìîìåíò Èâàíà Àëåêñååâè÷à âäðóã îõâàòèëî êàêîå-òî áåçîò÷¸òíîå îçîðñòâî.  Íåîæèäàííî äëÿ ñàìîãî ñåáÿ, îí ñäåëàë ê òðîïå âûïàä ñ ïðèñåäàíèåì  è â øóòêó ðàñïàõíóë ðóêè êàê äëÿ îáúÿòèÿ, ïðåäâêóøàÿ ïîòåõó ïîíàáëþäàòü, êàê áåäîëàãà øàðàõíåòñÿ â ñòîðîíó, íàïóãàííûé äâàæäû ðàç çà ðàçîì. Íî  òóò ñëó÷èëîñü òî, ÷åãî îí íèêàê íå îæèäàë: òîò òîðêíóëñÿ åìó â ïëå÷î. Èâàí Àëåêñååâè÷, îïåøèâ îò óäàðà, ìàøèíàëüíî ñîìêíóë ðóêè è çàõëåáíóëñÿ äåòñêèì ñ÷àñòëèâûì ñìåõîì, òî÷íî åìó ìàñòåðñêè óäàëñÿ ëîâêèé, íåîáû÷àéíî çàáàâíûé ôîêóñ: çàÿö áûë ó íåãî â ðóêàõ! Ïîä¸ðãàâøèñü â òùåòíîé ïîïûòêå  âûñâîáîäèòüñÿ, îí ñãîðáèëñÿ, ñæàëñÿ â êîìî÷åê è ïîêîðíî ïðèòèõ. Èâàí Àëåêñååâè÷ ïîî÷åð¸äíî ñáðîñèë ðóêàâèöû, êîòîðûå òåïåðü áîëòàëèñü ó íåãî íà çàïÿñòüÿõ íà ïîäøèòûõ ïåòë¸é ðåìåøêàõ, è îñòîðîæíî ïåðåìåñòèë åãî  ê ëåâîìó áîêó, ãîëîâîé âïåð¸ä. «Âîò-äàê ëîâêî: ãîëûìè ðóêàìè â ëåñó çàéöà ïîéìàë! Ãäå ýòî âèäàíî! Êîìó ðàññêàæè – íè çà ÷òî íå ïîâåðÿò…»
               
      «Íó è ÷òî ÿ òåïåðü áóäó äåëàòü ñ òîáîé?» – âîïðîñèë îí ñâîåãî äîáðîâîëüíîãî ïëåííèêà, ñêëîíèâ ê íåìó ãîëîâó è ñ ëþáîïûòñòâîì ðàçãëÿäûâàÿ åãî ïîòåøíóþ ìîðäî÷êó ñ òîð÷àùèìè æ¸ñòêèìè ðåäêèìè óñàìè. Âîïðîñ áûë íå ïðàçäíûé: îí è â ñàìîì äåëå íå çíàë, ÷òî ñ íèì äåëàòü. Îòïóñòè åãî – ñåé÷àñ æå çàëåòèò â ïåòëþ. Êîí÷èòü – ðóêà íå ïîäíèìåòñÿ. Æàëêî.  À òîò, ïðèñòðîèâøèñü íà åãî ëåâîé ðóêå, ïðèæàâ óøè íàçàä, êàçàëîñü, âñåì âèäîì ñâîèì ÿâëÿë: «Íè÷åãî íå çíàþ, äåëàé ñî ìíîé ÷òî õî÷åøü, íî ìíå òàê óäîáíî».
 
      È òóò åãî îçàðèëî:  ñåãîäíÿ æå âñòðå÷àåì Íîâûé ãîä! Ê âå÷åðó ïîäúåäóò ãîñòè äîðîãèå! À ó Âëàäèêà èçëþáëåííûé ìóëüòèê «Íó, çàÿö, ïîãîäè!». È ÷åì áû îí íè çàíèìàëñÿ, áûâàëî, åñëè íà÷èíàëñÿ ýòîò ìóëüòôèëüì,  ñòîèëî êëèêíóòü åìó îäíî ñëîâî «Çàÿö!» – íåçàìåäëèòåëüíî áðîñàë âñå ñâîè èãðû è áåæàë ê òåëåâèçîðó. È íàä ïðîäåëêàìè çàéöà â ýêñòàçå èññòóïëåííî øë¸ïàë ëàäîøêàìè ïî ñòîëó è ñìåÿëñÿ âçàõë¸á, òàê ÷òî íåâîçìîæíî áûëî ñìîòðåòü íà íåãî áåç óëûáêè. Èâàí Àëåêñååâè÷ ïðåäñòàâèë ñåáå, êîãäà îíè ñïîþò ïåñåíêó: «…çàé÷èøêà-çàéêà ñåðåíüêèé…áåëåíüêèé ïîä ¸ëî÷êîé ñêàêà녻, îí, çàðàíåå  ïîñàäèâ êîñîãî  â ìåøîê, ñõîäèò â çèìîâüå, ãäå îñòàâèò åãî äî ñâîåãî âðåìåíè, è, âåðíóâøèñü, âûâàëèò ïðÿìî ïîä ¸ëêó – íå ìóëüòÿøíîãî, à, ÷òî íè íà åñòü, íàñòîÿùåãî çàéöà èç ëåñà. ×òî òóò áóäåò – ìîæíî âîîáðàçèòü! Òî-òî ðàäîñòü âíóêó! Ëó÷øåãî ñþðïðèçà  åìó ïîä Íîâûé ãîä íåëüçÿ áûëî ïðèäóìàòü!
                               
      Îêðûë¸ííûé ñâîåé çàòååé («ïåòëè çàâòðà ñ óòðà ñíèìó»), Èâàí Àëåêñååâè÷ îáðàòíûì õîäîì ñëåä â ñëåä âûøåë íà íàêàòàííûé âîëîê, ãäå óæå íå íàäî áûëî  ñìîòðåòü ïîä íîãè, îïàñàÿñü ñïîòêíóòüñÿ, è, áåðåæíî óäåðæèâàÿ ñâîé «ñþðïðèç», çàäóøåâíî îáðàòèëñÿ ê íåìó: «Ýòî êòî æå íà òåáÿ íàïóñòèë ñòðàõó, áðàòåö òû ìîé? Áåäíåíüêèé!  Ñêîëüêî æå ó òåáÿ è âñåãî  âàøåãî  ïëåìåíè  âðàãî⠖ ðûñü, ôèëèí, ñîáîëü, ðîñîìàõà, ëèñèöà, òîò æå íèêàê íå ìóëüòÿøíûé âîëê! Òóò  ïîíåâîëå òðóñîì ñòàíåøü…»

      «Áåçîáèäíàÿ òâàðèíêà – íè íà êîãî íå íàïàäàåò, íèêîìó íå äåëàåò âðåäà.… Äàæå íå êóñàåòñÿ, íå öàðàïàåòñÿ.  Ïîïðîáîâàë áû òû ñåé÷àñ óäåðæàòü â ðóêàõ ñîáîëÿ, ëèñèöó, äà õîòÿ áû òó æå áåëêó! À ýòîò âîò – ïîñèæèâàåò ñåáå  ñìèðí¸õîíüêî, è õîòü áû ÷òî åìó – êàêîé æå îí òðóñ! Îí – ãåðîé! Ýòî ëþäè ñêàçêó  ïðèäóìàëè, íàâåñèëè ÿðëûê. Áëàãîðîäíàÿ, ÷èñòàÿ, áåçîòâåòíàÿ çâåðóøêà…» – óâåðåííî øàãàÿ ïî òâ¸ðäîìó âÎëîêó,  ðàçìûøëÿë Èâàí Àëåêñååâè÷. – Ìíîãî ó òåáÿ, ïðèÿòåëü, ñìåðòåëüíûõ âðàãîâ, íî ñàìûé ñòðàøíûé âðà㠖 ÷åëîâåê, òî åñòü, è  ÿ, â òîì ÷èñëå,  ñî ñâîèìè ïåòëÿìè. À ïåòëÿ – ýòî óäåë ïðèãîâîð¸ííûõ…  Ðóæü¸ åù¸ êàê-òî ÊÀÊ-ÒÎ, íî ïåòëÿ – èçóâåðñòâî. Ýòî, íà êàêèå æå óæàñíûå ìóêè, çàëåòåâ â ïåòëþ,  òû îáðå÷¸í, ïîêà íå çàì¸ðçíåøü.…» « È íå æàëêî òåáå?! Ëàäíî, ìîëîäîé áûë – íå âåäàë ãðåõà! À òåïåðü-òî.…  Êàæåòñÿ, ïîðà áû îñòåïåíèòüñÿ!». Îí ñ íåêèì óäèâëåíèåì ïîéìàë ñåáÿ íà ìûñëè, ÷òî ðàíüøå äàæå â ãîëîâó íå ïðèõîäèëî äóìàòü òàê – äî òåõ ïîð, ïîêà ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî íå îäåðæàë ýòó æèâóþ òâàðèíêó â ðóêàõ. Çàïóñòèâ ïàëüöû ðóê â ïóøèñòóþ øóáêó çàéöà, îùóùàÿ òåïëî æèâîãî ñóùåñòâà,  è òî, êàê ñòðî÷èò åãî ñåðäå÷êî, îí, äàë¸êèé îò ñåíòèìåíòàëüíîñòè,  ïðîíèêàëñÿ ê íåìó íåçíàêîìîé äîñåëå íåæíîñòüþ, óìèëåíèåì, òî÷íî ê ðåá¸íêó. Íàãîâàðèâàë ñëîâà, êàêèå ïðèõîäèëè íà óì, â ñàìîì äîáðîæåëàòåëüíîì òîíå, êîòîðûé, âèäèìî, äåéñòâîâàë óñïîêîèòåëüíî… «Âñòðåòèøü ñ íàìè Íîâûé ãîä, äðóã ëþáåçíûé. Ðþìêè íå ïîäàäèì, íî ìîðêîâêîé çàêóñèøü – òî÷íî. À íàóòðî ñ Âëàäèêîì ðåøèì: íà æàðêîå òåáÿ èëè îòïóñòèòü â ðîäíûå êðàÿ. Êîíå÷íî, îí âûáåðåò âòîðîå, è ýòî áóäåò äîáðûé ïîñòóïîê. Òàêèì îáðàçîì, ïîó÷àñòâóåøü â  âîñïèòàíèè ìîåãî  âíóêà ñîáñòâåííîé ïåðñîíî酻

      Íå âåëèêà òÿæåñòü, íî ðóêè â îäíîì ïîëîæåíèè óæå çàòåêàëè. Èâàí Àëåêñååâè÷  ïðèñåë íà êîìåëü ïîòåðÿííîãî ïðè âûâîçêå õëûñòà íà îáî÷èíå âÎëîêà. Îòñþäà áûë âèäåí âúåçä â ïîñ¸ëîê  ñî ñòîðîíû ãîðîäà. Äîðîãà ïóñòûííà… Íåïðîèçâîëüíî ïîâåðíóâøèñü, îí  óâèäåë, êàê  èç-çà óãëà âûíûðíóëà ëåãêîâàÿ ìàøèíà è ïîäêàòèëà ê âîðîòàì åãî äîìà íà ïåðåêð¸ñòêå.  «Î, ïðèåõàëè!» Áàáóøêà âñòðå÷àëà ãîñòåé ó êàëèòêè. Ïåðâûì èç ìàøèíû âûøåë ýíåðãè÷íûé, ìîëîäöåâàòûé çÿòü Îëåã, ñ äðóãîé ñòîðîíû  Îëüãà, è ñëåäîì çà íåé âûñêî÷èë Âëàäèê – îí òîëêíóëñÿ ê áàáóøêå è, óêëîíèâøèñü îò èçëèøíèõ íåæíîñòåé, øìûãíóë â êàëèòêó – çäîðîâàòüñÿ ñ äåäîì. Çà ðóêó, íà ðàâíûõ, êàê ýòî áûëî ïðèíÿòî ìåæäó íèìè. À äåä – âîò îí ãäå, ñ òàêèì-òî ñþðïðèçîì!  «Ìàëåíüêî íå óñïåë… – ïîñåòîâàë ïðî ñåáÿ Èâàí Àëåêñååâè÷ – Îáîæäàòü íàäî. Ïóñòü ðàçäåíóòñÿ, ñÿäóò çà ñòîë.  À òî óâèäÿò ñ çàéöåì â ðóêàõ, íà÷íóòñÿ ðàññïðîñû…».  «Çàéäó ñ çàäâîðîê, îñòàâëþ òåáÿ, äðóã,  â çèìîâüå. Ïîñàæó ïîêóäà â ëàðü.  Ïðèä¸òñÿ, çíà÷èò, ìàëåõî â òåìíóøêå ïîñèäåòü.… Óæ èçâèíè. Âñåìó ñâî¸ âðåìÿ. Íàñòîÿùèé ñþðïðèç ïðåäïîëàãàåò ýôôåêò íåîæèäàííîñò腻.

      «Ïðèåõàë òâîé äóøåïðèêàç÷èê, – äîâåðèòåëüíî óâåäîìèë îí ñâîåãî  íîâîèñïå÷¸ííîãî  äðóãà. Åãî ïîäìûâàëî ïðèëàñêàòü åãî, ïîãëàäèòü, ïðèæàòüñÿ ê íåìó  ùåêîé, íî îí âîçäåðæàëñÿ, ÷òîáû ëèøíèé ðàç íå áåñïîêîèòü… – Íå ïåðåæèâàé, îòïóñòèì òåáÿ.  áóäóùåì  ãîäó. Òî åñòü, ìåíüøå, ÷åì ÷åðåç ñóòêè.  Òîëüêî ñìåíèë áû òû, ïàðÿ, ìåñòî æèòåëüñòâà – à òî òàì ó âàñ, â âàøèõ êðàÿõ,  ñóðîâàÿ ò¸òóøêà îáúÿâèëàñü.… Ýòà äàìà øóòîê íå ïîíèìàåò! Íàâåä¸ò îíà øîðîõó âàøåé áðàòèè… Èìÿ, êëèêóõó  äàäèì òåáå, ÷òîá âñïîìèíàòü.… Íàðå÷¸ì, è ãóëÿé ñåáå!  Ïîñòîé, à êàêîå òåáå èìÿ äàâàòü – äåâè÷üå èëè ïàðíèøè÷üå?  Òî, ÷òî ïî íàöèîíàëüíîñòè òû – óøêàí –  ýòî, ïîëîæèì,  ïîíÿòíî, à âîò êàêîãî òû ðîäà –  ìóùùèíà èëè æýíüùèíà? Ïîíèìàþ, ñåêðåò.…  À äàâàé ìû ðàçãàäàåì ýòîò ñåêðåò?». Îí ïðèæàë çàéöà ê ñåáå ñïèíîé è ïîïûòàëñÿ îòòÿíóòü åìó çàäíþþ íîãó íàáîê. Òîò ïîä¸ðãàëñÿ, âûðàæàÿ ñâî¸ íåóäîâîëüñòâèå. «Íå áîÈñü, ÿ òåáå õóäà íå ñäåëàþ, – óâåùåâàë åãî Èâàí Àëåêñååâè÷. – Äåëîâ-òî.… Äàæå øòàíû íå áóäåì ñíèìàòü».  Çàÿö ïðèòèõ, ñú¸æèëñÿ âåñü, è âäðóã… âûìàõíóë èç åãî ðóê, êàê âûñòðåëèâàåò òóãî ñæàòàÿ ïðóæèíà ïðè ñíÿòîì îãðàíè÷èòåëå, áîëüíî îöàðàïàâ åìó ðóêó. Ïðîèçîøëî ýòî íàñòîëüêî íåîæèäàííî, ÷òî Èâàí Àëåêñååâè÷ çàïîëîøíî âñêî÷èë, êàê áóäòî ìîæíî áûëî åù¸ ÷òî-òî èñïðàâèòü, êàêîå-òî âðåìÿ îòîðîïåëî ñìîòðåë  âñëåä áåãëåöó, êîòîðûé ñòðåêàíóë íå ïî âÎëîêó, à ïîïåð¸ê, ïî öåëèêó, â ñòîðîíó áëèçëåæàùåãî ïåðåëåñêà – äà  òàêèìè ÷àñòûìè ïðûæêàìè, ÷òî, êàçàëîñü, êàòèëñÿ ïî ïîëþ ìåæ êóñòîâ òàâîëîæêè. Êàê íå ïîâåðèëîñü åìó â ïðîèñøåäøåå â òîò ìîìåíò, êîãäà çàÿö îêàçàëñÿ ó íåãî â îáúÿòèÿõ, òî÷íî òàê æå îí íå âåðèë ñåé÷àñ, ÷òî îñòàëñÿ ñ ïóñòûìè ðóêàìè. Îí áûë îøàðàøåí òàêèì âåðîëîìñòâîì.  Çà ïîêàçíîé êðîòîñòüþ… ïîòåðÿë âñÿêóþ áäèòåëüíîñòü!
         
      «Òû ÷òî íàäåëàë?! – ñòðîãî, ñ ïðèñòðàñòèåì, ñïðîñèë ñàì ñåáÿ Èâàí Àëåêñååâè÷ âñëóõ, êîãäà ê íåìó âåðíóëàñü ñïîñîáíîñòü ñîîáðàæàòü. – Äî äîìà êàêèõ-òî òðèñòà ìåòðîâ îñòàëîñü, íå ìîã… â íàä¸æíûõ ñòåíàõ? Íàäî æå.… Òàêîé ïîäàðîê âíóêó ïðîøëÿïèë!»  Äîñàäà ïðîïèòûâàëà åãî, êàê íàòåêàåò â ïðîêîëîòûé ñàïîã  õîëîäíàÿ âîäà. Óøëûé îêàçàëñÿ óøêàí! Ëîâêà÷! Çàäàðìà ïðîêàòèëñÿ, òîëüêî ÷òî íå âåðõîì – âîò äåðçîñòü! – è âîñâîÿñè.… Îñòàâèë ñ íîñîì! «Íó, ç-çàÿö, ïîãîäè!»!
               
      «À ïåòëè ÿ âñ¸ æå ñíèìó, – ðàññóäèë Èâàí Àëåêñååâè÷, îñòûâàÿ. – Çàâòðà æå.  Äàæå è íå ñíèìó, à ïðîñòî çàòÿíó. Áîëüøå íå ïîíàäîáÿòñÿ. Ïîïóñòèñü! Çà÷åì òåáå ýòî íàäî? Âîðîíü¸ êîðìèøü,  äà êîììåðñàíòîâ, êîòîðûå ñêóïàþò òóøêè è ïîòîì âòðèäîðîãà â ãîðîäå ïðîäàþò! Äåíüãè.…  À íàøòî òåáå äåíüãè?  ìîëîäîñòè íå áûëî, à òåïåðü – è íå íàäî. Ñëàâà Áîãó, ïåíñóøêè õâàòàåò. Ãîâîðèøü, íå óñèäèøü äîìà? Ðûñü âîí õîäèò – ÷åì òåáå  íå îáúåêò äëÿ îõîòû?»
      Íà ýòî äåëî – ÷òî ïåòë¸é, ÷òî ñ ñîáàêîé – ïî ñâîåìó íåìàëîìó îïûòó Èâàí Àëåêñååâè÷ áûë ìàñòàê.               

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

ОД для детей старшего дошкольного возраста на тему

«Формирование этнокультурной осведомленности посредством духовно-нравственного воспитания»

к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна

(воспитатель высшей квалификационной категории)

2017 – 2018 учебный год

с. Акатьево

Цели: 

Формирование этнокультурной осведомленности детей посредством духовно-нравственного воспитания.

Задачи: 

— Закреплять и расширять представление о России.

— Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России.

— Способствовать формированию у детей интереса к народам России.

— Познакомить с особенностями разных народных культур.

— Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

— Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

— Расширять активный словарь детей.

— Развивать композиционное умение ритмично располагать одинаковые формы в ряд; использовать полученные умения и навыки при выполнении коллективной аппликации; поощрять проявление творчества.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народы России», «Народные промыслы народов России», «Народные костюмы», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, башкирские, карельские, татарские, нанайские, чукотские, дагестанские, якутские, эвенские и т.д.)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н. и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н. и.); «Липкие пеньки» (башкирская н. и.), «Тимербай» (татарская н. и.) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России.

Оборудование и пособия:  ноутбук; интерактивная доска; презентация к занятию, запись народных мелодий, тюбетейка для игры «Тимербай», материал для продуктивной деятельности, угощение.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, игровые приемы, беседа, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Ход ОД:

(Дети заходят в зал, здороваются с гостями.) ( Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, давайте через ладошки передадим тепло наших сердец друг другу.  Чувствуете, как это тепло согревает наши руки, распространяется по всему телу,  наполняя его добром и хорошим настроением. Сохраните его в своем сердце.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать? Для этого надо разгадать кроссворд. (Интерактивная доска.) (Слайд 2) Слушайте загадки:

1) Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит? (Река)

2) На одном конце чудак — на другом конце — червяк. (удОчка)

3) Всё кружатся и летают, а, присев на руку, тают. (Снежинки)

4) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (чаСы)

5) Умная, но не живая. Учит, но немая. (кнИга)

6) Когда он нужен — его выбрасывают, а когда не нужен — поднимают. (Якорь)

Воспитатель: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Ответы детей.) Правильно — Россия, название нашей Родины. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

Ребенок:

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки красивые в пламени синем

Тебя по-славянски назвали — Россия.

(Дети садятся на стулья. Рассматривание карты России.) (Слайд3)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

1. Наша страна называется … (Россия).

2. Наша страна очень … (большая, огромная).

3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много.

Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Дети: Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, мордва, чеченцы и др.

Воспитатель (показывает на карте): Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары живут в средней полосе России. Чукчи, нанайцы, эвенки — на севере, осетины, ингуши — на юге страны.

    Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, религию. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои игры, песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина — Россия. (Слайд 4)

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем с вами в татарскую народную игру «Тимербай».

Физкультминутка. Татарская народная игра «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. На голову водящего надевается тюбетейка. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. (Дети садятся на стулья.)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. (Фоном идет музыка данного народа.) (Слайд 5)

    Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди… чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая и удобная, ведь на севере так холодно! Как вы думаете? из чего должна быть сделана одежда жителей Севера? (ответы детей) Правильно, она сделана из оленьих шкур. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. (Слайд 6) Народный промысел чукчей — это резьба по кости, шитьё одежды из меха. (Слайд 7) Любимое блюдо — строганина — блюдо из замороженной рыбы или оленины. (Слайд 8)  Традиционные праздники — праздник «Байдары», праздник «Оленя», праздник «Кита». У народов Крайнего севера очень острое зрение, ведь им приходится охотиться и гонять стада оленей по бескрайним просторам тундры. Они постоянно тренируют свои глаза. Давайте мы тоже попробуем это сделать.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

Воспитатель: Самый многочисленный народ в России – это люди русской национальности. Давайте рассмотрим национальную одежду русского народа. Какие основные элементы  русского костюма у женщин и мужчин вы можете назвать? (Слайд 9)

Дети: сарафан,  фартук, рубашка, кокошник, платок у женщин, рубаха, пояс, штаны, сапоги у мужчины.

Воспитатель: Русские люди очень трудолюбивый народ и никогда «не сидели, сложа руки», не бездельничали. Какие русские народные промыслы вы знаете? (Слайд 10)

Дети: Дымовские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская, городецкая посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрёшки.

Воспитатель: Какие национальные русские блюда вы знаете, и наверняка любите? (ответы детей). Любимым национальным блюдом русского народа являются  щи, пироги, блины, пельмени. (Слайд 11)   А какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Осенины». (Слайд 12)

Воспитатель: Посмотрите, это татарский национальный костюм. (Слайд 13) Одежда мужчин и женщин состоит из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевается безрукавный камзол. На голове у мужчины тюбетейка, у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. На ногах — кожаные сапоги с мягкой подошвой. (Слайд 14) На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство, кожаная мозаика, ткачество, валяльно-войлочный промысел. (Слайд 15) У татарского народа есть праздник Сабантуй — это праздник окончания посевных работ. (Слайд 16) На празднике принято готовить плов, эчпомчак, кузикмяки, вкусные сладости, например чак — чак.

Воспитатель: А какой красивый мордовский национальный костюм. (Слайд 17) У женщин — рубаха без воротника, которая красиво украшается. Она подпоясывается красивым поясом — пулайем. Сверху надевается сарафан. На голове – высокая шапочка, украшенная бисером и вышивкой. На ногах лапти. Мужской костюм схож с костюмом русских молодцев, по-простому — рубаха и штаны. Такую рубаху никогда не заправляли в штаны, а просто подпоясывали.  Пояс украшается пряжкой из металла и камней. К поясу прикрепляется оружие. (Слайд 18) У мордвы и русских праздники одинаковые.  Есть еще у мордовского народа праздник «Балтай». Все обращается за помощью к главному господину леса – Медведю. (Слайд 19) Любимые блюда мордвы – это пшеничные блины, пирог с мясом, молочная каша, пампушки. (Слайд 20) В Мордовии женщины любят работать с бисером, вышивать, делать кукол, мужчины занимаются резьбой по дереву.

    Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Почему?

Дети: Потому что русский — государственный язык России.

Воспитатель: Правильно. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

    Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем?

Дети: В сказках добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Воспитатель: Какие народные сказки вы знаете? (Слайд 21)

Дети: 

— «Матти — весельчак» — карельская сказка

— «Перя — богатырь» — Коми;

—  «Как я пчел караулил» — марийская сказка;

— «Тюляк, сын  Сари — Маркаса» — башкирская сказка;

—  «Шейдула — лейтяй»- дагестанская сказка;

—  «Как собака друга искала»- народы севера;

— «Кит и олень» — чукчи;

— «Девушка — хвощина» — якутская сказка;

— «Росомаха и лисица» — эвенкийская сказка;

—  «Айога» — нанайская сказка.

Воспитатель: Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом, не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

    Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете? (Слайд 22)

Дети:

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех, и все за одного.

4. Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

6. Недруг поддакивает, а друг спорит.

7. Дружба – самое, дорогое сокровище.

8. Дружба  дороже денег.

9. Без друга в жизни туго.

10. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Воспитатель: Ребята, а в нашем селе Акатьево проживают люди разных национальностей? (ответы детей). Все живут мирно и дружно независимо от своей национальной принадлежности и вероисповедания. А сейчас я предлагаю вам сделаем плакат «Дружба народов России».

Аппликация «Дружба народов России».

Воспитатель: Прежде, чем начать работу, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Народы России».

Живут в России разные народы

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.   (Руки вперед, пальцы соединить.)

Один – рыбак с рожденья,   (Ладони имитируют плаванье рыбки.)

Другой – оленевод                (Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.)                                                                         

Одни кумыс готовит,           (Круговое поглаживание живота рукой.)

Другой готовит мед.            (Тыльной стороной ладони вытирают рот.)

Одним милее осень.             (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.)

Другим – милей весна.         (Приседают, поглаживают «траву».)

А Родина – Россия.

У нас у всех одна.                 (Берутся за руки и делают «Домик».) 

Воспитатель: Ребята,   на столе лежат вырезанные вами заранее фигурки человека. Фигурки из цветной бумаги, что символизирует разнообразие народа нашей страны. Теперь давайте наклеиваем их на наш плакат так, чтобы фигурки держали друг друга за руки и располагались вокруг российского флага. (Работа детей.) 

Воспитатель: Посмотрите, какой дружный получился хоровод. (Показ плаката гостям.)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, о чем мы сегодня беседовали, и что нового вы узнали?

Дети: В России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов.

Воспитатель: Мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Ребенок:

За руки возьмемся

Встанем в круг

Каждый человек, человеку друг

За руки возьмемся

Пусть пойдет

По земле огромный хоровод.

Хоровод «Дружба».

Воспитатель: И в заключение нашей встречи, я хочу угостить вас, ребята, и наших гостей татарским национальным блюдом – «Чак – чаком» и дагестанской «Пахлавой». (Дети угощаются сами и угощают гостей.)                          

Фонетический разбор: “волк”

ВОЛК
Зачем Я же волк .
НАФ-НАФ
Ну, не настолько.
Волк кладет визитку в лукошко и идет в свою калитку.
ИНТ.

Волк и Красная Шапочка — Анимация Андрей Берлогов

Волк из сказки «Ну, погоди». Здесь.
Волк из сказки «Иван Царевич и Серый Волк «. Волк из сказки «Петя и волк «.
Волк из сказки «Петя и волк «. Здесь.

Репортаж со съезда волков Комедия в двух действиях Владислав Андреевич Матвеев

Волк подбирает шкуру.
Волк : Какой я умный! Какой я хитрый!
Лиса: Волк ! Отдай мне магнитофон.
Волк : О, Рыжая!

Волк и семеро козлят Вероника Станиловская

Волк — А до этого
Заяц — До этого от собак убегал.
Волк — А до этого
Заяц- А до собак, Волк , я убегал от тебя.

Хищный заяц или День рождения Волка. Сказка-пьеса Морозов Павел

Волк : А сама
КШ: Не голодна, не волнуйтесь.
Волк жует. Тишина.
Волк : Спасибо! Очень вкусно!
КШ: Правда Я сама пекла.
Волк : Молодец!

Красная шапочка минипьеса Аномена

-сказал волк ,предвкушая круговорот природы.Сказал и остолбенел.
-Стоп!-подумал волк .

глупый волк несказка Владимир Никонов

(Появляется Волк .)
ВОЛК . Здравствуй, малыш!
КОЗЛИК. Здравствуйте.
ВОЛК . Я дядя Волк , а тебя как зовут
КОЗЛИК. Я Козлик. А еще мой мальчик.
ВОЛК .

Как волк хотел козлика съесть Михаил Супонин

Мика даже подумал, не помутился ли волк разумом. Но волк был совершенно здоров.

Как заяц Мика проучил волка Денис Чебан

Поспешил Волк к лёгкой добычи. Видит, и впрямь заяц лежит. Набросился на него Волк и попал в капкан.

Маша и Кикимора Lilit

Это Волк . Волк — не Красная Шапочка.
ВОЛК . Тс! Тс! Ни звука чтобы! Молчи!
БАБУШКА. Что-то голосок у тебя неласковый.
ВОЛК .

Красная Шапочка, Айфончик и Волк Михаил Супонин

спросил волк .

Лиса и тщеславный волк Созерцатель Вечности

— Что — не понял волк .
— Спал!

Кто кого перехитрил Королёва Евгения

МАМА
А волк !
Мама останавливает Красную Шапочку.
СЕСТРЫ
А волк
КР. ШАП.
Волк не посмеет меня тронуть!

Киносценарий муз худ фильма Красная Шапочка Владимир Федоров

Волк , ну подожди, ну волк , не надо тебе туда. Ну волк , ну постой же, глупая серая скотина.
— Припомню, — буркнул волк , упрямо топая вперед.
— Волк !

Сила. СВЛ. 12 Марина Добрынина

Припев:
Я серый волк , я вредный волк ,
Я в поросятах знаю толк,
Я серый волк , я вредный волк ,
И я на вас зубами щелк!
2.

Три новогодних желания. Новогодняя сказка Лилия Кнорозова Люблюка

Волк 3: — Граница перекрыта! Зайцы взбунтовались!
Волк 2: — Какие наглецы!

Сказка о Волках, зайцах и обезьянах с гранатами Лана Куш

ВОЛК : ( Вороне ) Это ты Вася
ВОРОНА : Ты что, Волк Совсем с ума сошел ( Ворона крутит руку у виска.)
( Волк и Ворона уходят.

Самый маленький гном-сценарий для детского театра Надежда Ратникова

Обрадовался Волк .
«Ну наконец-то, — подумал он, — сейчас-то я и покушаю»
Волк подъехал поближе, и кричит Зайцу:
— Привет, Зайчик.

Сказка про волка, зайца и ежика Светлана Шевчук

Волк .
Охотник.

Приключение Красной Шапочки 8 марта Сергей Нюничев

Почему молчишь Как глаз, волк !
И снова волк не ответил.

Про братьев-зайцев и волка Денис Чебан

Разбор по составу слова «волк»

android bar razbor

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова трона (существительное):

Ассоциации к слову «волк&raquo

Синонимы к слову «волк&raquo

Предложения со словом «волк&raquo

  • Старый морской волк говорил всем и каждому, кто только хотел его слушать, что он готов побиться об заклад на что угодно против возможности бегства таинственных китайцев.

Цитаты из русской классики со словом «волк»

  • Из животных в долине Кусуна обитают: изюбр, дикая коза, кабарга, куница, хорек, соболь, росомаха, красный волк, лисица, бурый медведь, рысь и тигр. Последнего чаще видят на реках Сиденгей 2-й и Оддэгэ.

Сочетаемость слова «волк&raquo

Каким бывает «волк»

Значение слова «волк&raquo

ВОЛК , -а, род. мн.о́в, м. Хищное животное сем. псовых, обычно серой окраски, родственное собаке. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «волк&raquo

  • Кому не суждено орлом быть или волком,
    Тому один совет, чтоб избежать беды:
    Держись всегда своей тропинки тихомолком,
    Плывя близ воздуха, летая близ воды.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «волк&raquo

ВОЛК , -а, род. мн.о́в, м. Хищное животное сем. псовых, обычно серой окраски, родственное собаке.

Предложения со словом «волк&raquo

Старый морской волк говорил всем и каждому, кто только хотел его слушать, что он готов побиться об заклад на что угодно против возможности бегства таинственных китайцев.

– Да я не одна – с сыном. Только он что есть, что нет – пьёт без памяти. Зимой волки воют вокруг…

Дверь распахнулась, и огромная стая волков ворвалась в казармы форта.

Морфологический разбор «волк»

Слово «волк» имеет 2 разных морфологических разбора. Вариант разбора зависит от того, в составе какого словосочетания или предложения слово находится. Выберите подходящий вариант для вашего случая.

  1. Часть речи
    Часть речи слова волк — имя существительное.
  2. Морфологические признаки
    • Начальная форма: волк (именительный падеж единственного числа);
    • Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
    • Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
  3. Синтаксическая роль
    В предложении имя существительное в именительном падеже чаще всего бывает подлежащим ( волк ), реже — именной частью составного сказуемого, приложением. Смотрите по контексту.
  1. Часть речи
    Часть речи слова волк — имя существительное.
  2. Морфологические признаки
    • Начальная форма: волк (именительный падеж единственного числа);
    • Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
    • Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
  3. Синтаксическая роль
    В предложении имя существительное в именительном падеже чаще всего бывает подлежащим ( волк ), реже — именной частью составного сказуемого, приложением. Смотрите по контексту.

Слово волк имеет различные морфологические признаки в зависимости от контекста словосочетания или предложения, в которое слово входит. Помимо подробного анализа выше возможен ещё 1 вариант морфологических признаков слова волк:

  1. винительный падеж, единственное число.

Выберите подходящий разбор для вашего случая.

Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.

За всё время слово запрашивали 7087 раз.
Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Представленный результат используется вами исключительно для самопроверки.
Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток.

Чтение
и развитие речи.

Пояснительная
записка.

     
Чтение в специальной коррекционной школе является одним из основных учебных
предметов. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе
к обучению, помогающему учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний
и умений, который необходим им для социальной адаптации.

    
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную
направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности,
речи, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями
здоровья.

 Цель
программы:
овладение
навыком чтения целыми словами, коррекция и развитие  коммуникативной
функции речи  для дальнейшей интеграции в обществе.

Основными
задачами

обучения чтению  являются: научить детей читать доступный их пониманию текст
вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное, формировать навык
сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

          
В программе  даётся  тематика произведений, определяется уровень требований к
технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму
внеклассного чтения. Тематика произведений подобрана с учётом максимального
развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания
нравственных качеств. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию
связной устной речи.

Формы контроля обучающихся: контрольные чтение, тесты, фронтальный и индивидуальный
опрос, контрольный устный опрос.

Содержание
программы.

Раздел

Всего
часов

Проверка техники чтения

Наизусть

Контрольный устный опрос

Что
такое хорошо…

18

1

Уж небо
осенью дышало…

14

1

2

Народные
сказки

8

О труде
и трудолюбии

9

1

Идет
волшебница зима

13

1

2

1

Произведения
русских и зарубежных писателей

17

1

В стране
чудес

9

Весна
идёт

15

3

Люби всё
живое

16

1

Лето
наступило

17

1

Итого за год

136

5

8

2

                             
Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во

часов

Дата

Раздел 
«Что такое хорошо…»

Е.
Благинина «Прощание с летом»

18

1

Э. Шим
«Брат и младшая сестра»

1

А.
Седугин «Молоток»

1

Е.
Пермяк «Пичугин мост»

2

В. Голявкин
«Был не крайний случай»

1

По И.
Дику «Счастливая ручка»

1

По Л.
Давыдычеву «Лелишна Охлопкова»

2

По Л.
Давыдычеву «Виктор Мокроусов»

2

А.
Гайдар «Невидимые помощники»

2

С.
Маршак «Кот и лодыри»

1

Н.
Крылов «Лебедь, щука, рак»

1

В. Осеева
«Печенье»

1

Обобщающий
урок по разделу «Что такое хорошо…».
Проверка
техники чтения

1

Внеклассное
чтение: рассказы о дружбе и товариществе

1

Раздел 
«Уж небо осенью дышало»

А.К.
Толстой «Осень! Обсыпается весь наш …» Наизусть

14

1

По К. Ушинскому
«Осень»

1

По В.
Пескову «Осенний лес»

1

А.
Твардовский «Лес осенью»

1

По М.
Ильину и Е. Сегал «В чудесной кладовой»

1

О.
Высотская «Осеннее утро»

1

А.
Пушкин «Уж небо осенью дышало»

1

В.
Гаршин «Лягушка – путешественница»

2

И.
Крылов «Стрекоза и муравей». Наизусть

1

По Д.
Мамину – Сибиряку «Приёмыш»

1

По Д.
Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько»

1

Обобщающий
урок

1

Внеклассное
чтение: рассказы об осени

1

Раздел 
«Народные сказки»

Русская народна
сказка «Гуси – лебеди»

8

2

Молдавская
сказка «Чудесный клад»

1

Эвенская
сказка «Росомаха и лисица»

1

Мансийская
сказка «Отчего у зайца уши длинные»

1

Русская
народная сказка «Лиса и волк»

1

Обобщающий
урок  по разделу «Народные сказки»

1

Внеклассное
чтение

1

Раздел
«О труде и трудолюбии»

К.
Ушинский «Два плуга»

9

1

М.
Шпагин «Как баклуши били»

1

И.
Крылов «Трудолюбивый медведь». Наизусть.

1

Нанайская
сказка «Айога»

2

Ю. Тувин
«Всё для всех»

1

Е.
Пермяк «Для чего нужны руки»

1

Обобщающий
урок по разделу «О труде и трудолюбии»

1

Внеклассное
чтение

1

Раздел 
«Идет волшебница зима»

И.
Никитина «Встреча зимы»

13

1

По И.
Соколову-Микитову «Зима в лесу»

1

И.
Антонов «Сад друзей»

1

И.
Суриков «Детство». Наизусть

1

Л.
Толстой «Филипок»

2

Н.
Некрасов «Мужичок с ноготок»

1

Ю.
Дмитриев «Для чего нужен снег»

1

Н.
Некрасов «Не ветер бушует над бором». Наизусть.

1

А.
Гайдар «Ёлка в тайге»

1

По М.
Пляцковскому «Какая бывает зима»

1

Обобщающий
урок по разделу «Идет волшебница зима».
Проверка
техники чтения

1

Внеклассное
чтение: рассказы о зиме
Контрольный
устный опрос.

1

Раздел 
«Произведения русских и зарубежных писателей»

Г.-Х.
Андерсен «Гордая игла»

17

        
2

Л.
Толстому «Праведный судья»

2

Дж.
Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

3

А.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

4

П. Ершов
«Конёк-Горбунок»

3

Братья
Гримм «Соломинка, уголек и боб»

1

Обобщающий
урок по разделу. Проверка техники чтения

1

Внеклассное
чтение

1

Раздел 
«В стране чудес»

И.
Токмакова «В чудной стране»

9

1

По А.
Милну «Винни-Пух и все-все-все»

3

А.
Толстой «Золотой ключик»

3

Обобщающий
урок по разделу «В стране чудес»

1

Внеклассное
чтение

1

Раздел
«Весна идет»

Н. Саканская
«Разговор о маме»

15

1

Л.
Квитко «Бабушкины руки»

1

По Е.
Кононенко «Резеда»

1

По А.
Платонову «Ещё мама»

1

Ф.
Тютчев «Весенние воды». Наизусть.

1

По А.
Толстому «Весна»

1

В.
Ситников «Утро»

1

И.
Никитин «Полюбуйся весна наступает». Наизусть.

1

Н.
Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

2

Обобщающий
урок по разделу «Весна идет»

1

Внеклассное
чтение: произведения о весне

1

А.
Барков «Яшка»

        
1

Ф.
Тютчев «Весенняя гроза». Наизусть.

1

В. Орлов
«Лесной цветок»

1

Раздел
«Люби всё живое»

По И.
Костылеву «Берёза»

16

1

Л.
Толстой «Как я ездил верхом»

2

По Н.
Вангеру «Мальчик и дворовая собака»

2

Тарасов
«Четвероногий друг»

2

М.
Пришвин «Гаечка»

1

М.
Горький «Воробьишко»

3

А.
Барков «Пожарник Карл»

2

По Г.
Скребицкому «Медвежонок»

1

Обобщающий
урок по разделу «Люби всё живое»

1

Внеклассное
чтение: рассказы о животных. Контрольный устный опрос.

1

Раздел 
«Лето наступило»

И.
Никитин «Вечер ясен и тих»

17

1

По К.
Паустовскому «Заботливый цветок»

2

Н.
Некрасов «Крестьянские дети»

2

По Н.
Носову «Огородники»

3

И.
Антонову «У речки»

1

В. Орлов
«Письмо ровеснику»

1

М.
Пришвин «Золотой луг»

1

В.
Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй»

1

М.
Бородицкая «Последний день ученья»

1

Обобщающий
урок по разделу «Лето наступило».
Проверка техники
чтения

2

Внеклассное
чтение

2

Итого за год

136

Основные
требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающиеся
должны уметь:

Осознанно
и правильно читать текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с
соответствующей интонацией;

читать
« про себя»

отвечать
на вопросы по прочитанному;

выделять
главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;

пересказывать
прочитанное полно и выборочно.

Обучающиеся
должны 
знать:

наизусть
6-8 стихотворений и 2 басни.

Критерии
оценки знаний и умений обучающихся.

Оценка
«5»

ставится ученику, если он: читает выразительно, с соблюдением синтаксических и
смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст
стихотворения и читает его выразительно.

Оценка
«4»

ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова – по
слогам; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, логических
ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания,
но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает
при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть
недостаточно выразительно.

Оценка
«3»

ставится ученику, если он:
читает, в
основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при
чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка
«2»

ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже лёгкие слова;
допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в
ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной
смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который
должен читать наизусть.

Оценка тестовых
заданий:

Оценка «5»правильное выполнение
90 — 100% заданий теста

Оценка «4» — правильное выполнение 70 —
89% заданий теста

Оценка «3» — правильное выполнение 50 —
69% заданий теста

Оценка «2»правильное выполнение
менее 50 % заданий теста

Учебно-методические
средства обучения:

СмирноваЗ.Н.,
Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида., Изд.: Просвещение, 2002 г.

  • Сказка репка на китайском языке
  • Сказка ресторан спб в репино
  • Сказка репка по слогам читать
  • Сказка реальная сказка смотреть бесплатно в хорошем качестве hd 720
  • Сказка рассказанная ночью википедия