Сказка пых бытовая или о животных

Детская литература. выразительное чтение. раздел i. практикум по детской литературе глава 2. методические материалы для практических занятий 2.1. русский фольклор

Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ I. ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Тема 2.Сказки о животных и бытовые сказки

В бытовых сказках действие происходит в реальном мире, и герои их – обыкновенные люди. Но реалистическими их назвать нельзя: и жизненные обстоятельства, в которых действуют герои, и их поступки необычны. О происходящем здесь можно сказать: такое бывает только в сказке.

Среди бытовых сказок немало смешных и забавных. Сказка весело смеется над глупостью и жадностью, от кого бы они ни исходили. Это может быть и свой брат-мужик, который нередко бывает не только сверхнаивным простаком, но и круглым дураком. Он меняет корову на козу, козу на кошку, кошку на иголку, а потом ее теряет – и все обходится хорошо. Дурак делает все невпопад, но сказка его “прощает”, показывая мир наизнанку, мир, живущий не по “правилам”, – и потому смешной, комический. Герой попадает в абсурдные ситуации или делает совершенно немыслимые вещи (накрывает обгорелые пни горшками: “ребяткам холодно”), и невероятность происходящего делается источником смешного.

Герои бытовых сказок – простые люди, но их отличают от всех прочих сообразительность, находчивость, а то и хитрость. Если сказка сталкивает мужика и барина, простолюдина и царя, бедного и богатого, то победителем неизменно будет тот, кто ниже по своему социальному, положению.

Хитрость и находчивость героя бытовой сказки часто проверяются мудреными загадками и испытаниями. Простой повар, выдавая себя за монаха, отгадывает трудные загадки, которые задает ему царь. Девочка-семилетка выполняет немыслимые требования царя: предстать перед ним ни голой, ни одетой, ни с подарком, ни без подарка. Сильные мира сего – неразумные попы, жадные судьи, самоуверенные бояре – должны признать свое поражение в столкновении с простым человеком.

Встречается два типа героев бытовых сказок. Один – это хитрец, человек ловкий и находчивый. Другой – простак, остающийся в дураках. Тот и другой могут быть людьми разного социального положения, но чаще находчивыми оказываются люди, ничем внешне не примечательные: мужик, солдат, смекалистые юноши и девушки.

Многие бытовые сказки говорят о проделках хитрецов. Их сюжеты похожи на сказки о животных, где речь также идет о хитрецах. Происхождение этих сказок относится к глубокой древности, когда звери, по людским понятиям, еще говорили. Эта условность и сохраняется в сказках, которые у нас читают и рассказывают обычно маленьким детям. Малышей забавляет, что звери могут не только говорить, но и вести себя по-человечески, быть умными и глупыми, хитрыми и легковерными. Поэтому почти все сказки о животных смешны и забавны. Их персонажи получают простые, однозначные характеристики: лисичка – плутовка, волк – сер и глуп, медведь – неповоротливый тугодум. Вот эти трое чаще всего и действуют в русских сказках. Остальные животные появляются гораздо реже и тоже получают однозначную характеристику: еж сообразителен, заяц труслив и всегда обижаем.

К диким животным иногда присоединяются домашние. Русские сказки предпочитают кота. По характеру он сродни лисе – проказлив, но сообразителен. Обычно же домашние животные выступают сплоченным коллективом – как звери, решившие зимовать в лесу (русская сказка “Зимовье зверей”, похожая на известную сказку братьев Гримм “Бременские музыканты”). Встречаясь с дикими животными, домашние неизменно одерживают победу как более находчивые и сообразительные. У них нет страшных зубов и когтей, и главным их “оружием” становится ум. Изредка появляется в сказках о животных и человек. Обыкновенно он оставляет в дураках хищных животных, но бывает и простофилей (как старик, из саней которого притворившаяся мертвой лиса побросала рыбу).

В сказках о животных всегда побеждает слабый, но хитрый и сообразительный. Волк встречает лакомящуюся рыбой лисичку и может отобрать ее силой, но лиса, знающая о жадности волка, отправляет его ловить рыбу на хвост, и тот терпит позорное поражение. Маленький котишка запугал медведя, волка и зайца своей непривычной внешностью и урчанием.

Поскольку русские сказки о животных давно стали детскими, это отразилось и на их форме. Они превратились в маленькие сценки: в них почти нет никаких описаний и преобладает диалог. Иногда сказка строится как цепочка однотипных фрагментов: встреч, просьб. Это сказки о колобке, теремке, о том, как курочка искала для петушка водички.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ АНАЛИЗА НА ЗАНЯТИЯХ

Сказки для чтения и анализа из сборника А.Н. Афанасьева “Народные русские сказки”: “Лисичка-сестричка и волк”, “Кот и лиса”, “Зимовье зверей”, “Вершки и корешки”, “Теремок”, “Мужик и барин”, “Шемякин суд”, “Семилетка”, “Беспечальный монастырь”, “Каша из топора”.

Вопросы и задания

1. Чем отличаются бытовые и сказки о животных от волшебных?

2. Можно ли назвать бытовые сказки реалистическими? Обоснуйте свою позицию.

3. Над кем смеется бытовая сказка и почему?

4. На примере нескольких бытовых сказок покажите, как в них создается смешное. Какие качества человека подвергаются осмеянию и почему?

5. Кто и почему оказывается победителем в бытовых сказках? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из сказок.

6. Что общего в сказках о животных и бытовых сказках? Покажите это на примере конкретных сказок.

7. Что забавного в сказках о животных? Подтвердите свой ответ анализом сказок.

8. Какие характеристики получают звери в сказках о животных? Приведите примеры из сказок. Какова цель этих характеристик?

9. По каким признакам лесные звери в сказках о животных противопоставляются домашним? Обоснуйте свой ответ примерами из сказок.

10. Есть ли мораль в сказках о животных? Докажите свою позицию.

11. Один из исследователей назвал детские сказки о животных “сказками драматического жанра”. Какие основания имел он для этого?



Самое любимое детское занятие — это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно объяснять ребенку смысл. Дело в том, что в сказках содержится мудрость поколений предков. Возможно, она хорошо скрыта в некоторых произведениях, но присутствует всегда. Есть несколько различных видов сказок. В этой статье речь пойдет о бытовых.

что такое бытовая сказка

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок.

 волшебные бытовые сказки

Какие бывают виды бытовых сказок?

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре.

Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»),
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»),
  • волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»).

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

бытовая сказка богатырь назнай

Чему учат бытовые сказки?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

сказка о животных бытовая

Волшебные бытовые сказки

Часто жанры сказок могут смешиваться, как например в волшебно-бытовых сказках. В них обычно присутствуют 2 мира, один из которых — реальный, а второй — вымышленный. Так, знаменитое начало «В некотором царстве…» и является главным показателем волшебной сказки. Также помимо фантастического мира здесь присутствуют и вымышленные персонажи, наделенные особыми силами, как, например, Кощей или Баба-яга.

Волшебные бытовые сказки могут рассказывать о героях («Василиса Прекрасная»), заблудившихся детях («Двенадцать месяцев») или о людях с определенными способностями («Марья Искусница»). Они всегда начинаются с того, что старшие оставляют младших или сильные оставляют слабых одних, а те, в свою очередь, нарушают строго установленный запрет. Такая форма подачи является наиболее запоминающейся для детей.

В таких сказках обязательно присутствует волшебный добрый помощник или предмет, с помощью которых и одерживается победа над злодеем.

Пожалуй, очень интересны детям сказки волшебные бытовые о животных. В русских сказках часто встречаются домашние животные у злодеев, например, у Бабы-яги. Обычно это коты, которые помогают положительным персонажам спастись. Оно и неудивительно, ведь животных хозяева практически не кормят и уж тем более не ласкают.

сказки волшебные бытовые о животных

Бытовые сказки о животных

Среди прочих разновидностей сказок существуют и сказки о животных. Они могут рассказывать как о простых существах, которые обитают в лесу («Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и прочие), так и о волшебных («Золотая рыбка», «Конек-горбунок»). Сказка о животных бытовая обязательно предполагает умение этих существ разговаривать и мыслить, как люди. В бытовых сказках о животных они зачастую имеют вполне человеческие проблемы и эмоции, а также условия жизни. По сути, речь идет на самом деле о людях.

Отличительная черта русских сказок о животных — все звери наделены в них особыми, характерными чертами. Так, все знают с детства, что лиса — хитрюга, заяц трудолюбив, а волк жесток.

бытовые народные сказки

Бытовые сказки народов России

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения.

Сказка о богатыре Назнае

Жанры сказок очень разнообразны, поэтому порой для описания героя может отлично подойти и бытовая сказка. Богатырь Назнай и его действия относятся именно к такому случаю.

В этой сказке речь идет о богатыре, который сам не умел ничего, однако смог стать царем. Дело в том, что ему очень везло, и с врагами он расправлялся просто волей случая. Богатырь был настолько непутевым, что его выгнала жена из дома. Но он догадался написать на мече о том, что убил 500 человек одним ударом (хотя на самом деле он погубил всего лишь 500 мух). Об этом прознал царь, пригласил богатыря и женил его на своей дочери. Подвигов, по сути, богатырь не совершал, но ему очень везло, и он расправлялся с врагами. Так, он убил змея просто упав на него с дерева во сне, а трех злых богатырей победил, поссорив их: они сами друг друга убили.

В конце сказки, испугавшись и начав раздеваться, Назнай напугал войско нападавших, потому что те подумали, что перед ними нечистая сила. Благодаря победе он стал царем. По сути, перед нами бытовая сказка, поскольку геройства в ней нет, только удача. Герой справляется с трудностями благодаря ей и своей смекалке.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 69-71. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Литературная сказка»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1. Вы уже знаете, что сказки бывают народными и литературными, то есть пересказанными и придуманными писателями. Подумайте, чем объясняется сходство сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран.

Сходство сюжетов народной и литературной сказки часто основано на том, что писатели использовали сюжеты народных сказок. Они перерабатывали их на свой лад, но оставляли основные события и героев.

Часто это происходит потому, что писатели владеют литературным языкам и обрабатывают сказки, рассказанные неграмотными людьми, делая их удобными для чтения.

Но также сходство сюжетов основано на том, что все сказки проповедуют одни и те же моральные ценности, торжество добра над злом. Эти ценности присущи всем народам.

2. Составьте таблицу «В чём схожесть и различие народных и литературных сказок».

Сходства и различия народных и литературных сказок

Народная/литературная

Авторство: народ/писатель.
Форма: устная/письменная.
Возможность изменения: допускается/не допускается.
Время создания: не определено/указано конкретное.
Жанры: волшебная, бытовая, о животных/может включать черты всех жанров.
Место действия: сказочный мир/сказочный и реальный мир.
Герои: положительные и отрицательные/могут обладать и положительными, и отрицательными качествами.
Отношение автора: не показано/показано.
Сюжет: вымышленные события.
Главная тема: противостояние добра и зла.
Средства выразительности: используются.
Обязательные элементы: зачин, концовка, присказка/могут не иметь.

3. Сравните героев литературной и народной сказок.

Герой народной сказки:

Всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания.

Преодолевает все трудности на своём пути.

В пути ему помогают волшебные предметы и помощники.

Всегда возвращается изменившимся.

Герой литературной сказки:

Может не уходить из дома, а может попадать в волшебный мир. (Ослик Мафин или Младшая дочь в сказке «Аленький цветочек)

Не всегда сталкивается с трудностями, но если сталкивается, преодолевает их. (Элиза в сказке «Дикие лебеди»)

Встречается с волшебными предметами и помощниками, если сказка волшебная. (Солдат в сказке «Огниво»)

Остаётся таким же как был внешне, но меняется внутренне. («Бременские музыканты»)

4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.

Это Борис Заходер, который перевёл «Винни Пуха», Василий Жуковский переводил сказки Шарля Перро, Пётр Ганзен переводил сказки Андерсена, Самуил Маршак переводил сказки разных народов, Ирина Токмакова переводила сказки про Муми-тролля, Наталья Рахманова перевела «Хоббита».

5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Перро, Андерсена, Аксакова? Обоснуйте своё мнение.

В основу этих сказок легли все жанры народных сказок.

Так, сказки «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек» имеют в основе волшебные сказки. В них происходят чудеса, волшебные превращения, есть волшебные предметы и помощники.

Сказка «Бременские музыканты» имеет в основе сказки о животных, ведь её героями стали животные.

А такие сказки, как «Чайник», имели в основе бытовые сказки, просто их героями стали предметы, а не люди.

6. Подумайте и обсудите друг с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.

Во всех прочитанных мной сказках есть глубокий, поучительный смысл. Они говорят нам о том, что человек может стать счастливым, добиться успеха, только если будет хорошо относиться к другим людям, делать добро.

Но этот же глубокий смысл содержится и в народных сказках и притчах.

7. Попробуйте на основе сюжета сказки Андерсена «Пятеро из одного стручка» построит научно познавательный рассказ.

Научно-познавательный рассказ «Пятеро из одного стручка»

Горох — удивительное растение семейства Бобовых.

Чтобы появилось новое растение, семя гороха, горошина, должно попасть в землю. Оно прорастает и даёт росток. Если росток поливать, освещать солнцем, то он будет расти. Стебель гороха гибкий, стелящийся. Поэтому под него ставят подпорки или его подвязывают.

Потом на растении появляются нежные бело-розовые цветы. На их месте образуется плод гороха — стручок, в нём зреют горошины. Молодой стручок зелёный и сочный. А спелый сухой и желтый, в нём могут находиться до десяти крупных горошин. Осенью стручок лопается и горошины падают на землю.

Но не все они дадут начало новым растениям. Часть погибнет, другая часть будет съедена птицами и животными, и только некоторые присыплет землёй и они успешно перезимуют, чтобы весной прорасти.

8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познаваетльных рассказов.

Автор художественного произведения не ставит целью поделиться научными, реальными фактами, он хочет рассказать поучительную историю, которая развлечёт или позабавит читателя.

Автор научно-познавательного рассказа ставит целью поделиться фактами о природе или предмете, заинтересовать ими читателя, расширить его кругозор.

9. Каких русских писателей сказочников вы знаете? Выпишите их произведения в творческую тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.

Список произведений русских сказочников для 4 класса

  1. Александрова Т. «Домовёнок Кузька».
  2. Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
  3. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков».
  4. Даль В. «Сказки».
  5. Ершов П. «Конёк-Горбунок».
  6. Жуковский В. «Сказки».
  7. Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика».
  8. Козлов С. «Ёжик в тумане».
  9. Лагин Л. «Старик Хоттабыч».
  10. Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки».
  11. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
  12. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
  13. Пушкин А. «Сказки».
  14. Толстой А. «Золотой ключик».
  15. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».

10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто их авторы?

Эти иллюстрации сделаны к сказке Павла Ершова «Конёк-Горбунок» и сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».

AVvXsEhZuLnxfNZmd4CTW2GZADELTwiervDwJzjkDkgVVto0Vy5OvUoJSqIwaNBpqRQPNaEepRYlfVZkqunpOTDPN2JcFlElcN9xTcY2MXiksd4LDiG28EzndEkQcgRzQJY5wB20cDV aCg8APHFiIbLit Yd9v9M3cnVPzAxXbt41Cf1jJ96PSRPW2J4Knn0w=w400 h188

11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран».

Для выставки «Сказки русских писателей» можно использовать список из пункта 9.

Список книг для выставки «Сказки писателей разных стран»

  1. Андерсен Г-Х. «Сказки».
  2. Барри Д. «Питер Пэн».
  3. Бжехва Я. «Академия пана Кляксы».
  4. Братья Гримм «Сказки».
  5. Гауф В. «Сказки».
  6. Киплинг Р. «Маугли».
  7. Кэролл Л. «Алиса в стране чудес».
  8. Линдгрен А. «Карлсон, который живёт на крыше».
  9. Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
  10. Милн А. «Винни Пух и все, все, все».
  11. Пьеро Ш. «Сказки матушки гусыни».
  12. Пройслер О. «Маленькая баба-яга».
  13. Родари Д. «Путешествие Голубой стрелы».
  14. Трэверс П. «Мэри Поппинс».
  15. Яннсон Т. «Муми-тролль и комета».

12. Найдите и прочитайте биографию Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в знаменитой сказке «Гадкий утёнок»? Какие его сказки вы представите на выставке? Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Андерсена.

Пример рассказа-биографии о жизни и творчестве Андерсена можно прочитать, перейдя по ссылке. Там есть ответы почти на все заданные вопросы.

Сказка пых бытовая или о животных

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

22.12.2021.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Ребята, можно работать по учебнику! За работу можно получить 5, только нужно внимательно поработать!

Вопрос 1

Отметьте жанры ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.

Варианты ответов
  • Пестушки
  • Заклички
  • Рассказ
  • Загадка
  • Стихотворение
  • Колыбельная песня
Вопрос 2

Традиционно сказки подразделяют на три вида:

Варианты ответов
  • юмористические
  • бытовые
  • фантастические
  • волшебные
  • сказки о животных
Вопрос 3

 Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

Варианты ответов
  • а) В некотором царстве, в некотором государстве…;
  • б) Жил да был царь…;
  • в) В старые годы у одного царя… .
Вопрос 4

На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея Бессмертного? Сказка «Царевна- лягушка»

Варианты ответов
  • а) сосны;
  • б) дуба;
  • в) ели.
Вопрос 5

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву дались». Что означает подчеркнутое выражение?

а) сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

Варианты ответов
  • а) сильно удивились;
  • б) с ума сошли;
  • в) испугались.
Вопрос 6

Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Варианты ответов
  • Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить
  • Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь
  • Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели
Вопрос 7

Как Иван змеиху победил? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Варианты ответов
  • Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил
  • Срубил ей голову, да в речке утопил
  • Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела
Вопрос 8

Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Журавль и цапля».

Варианты ответов
  • Волшебная
  • Бытовая
  • О животных
Вопрос 9

Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Солдатская шинель».

Варианты ответов
  • Волшебная
  • Бытовая
  • О животных
Вопрос 10

» Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» — это произведение относиткся к 

Варианты ответов
  • устному народному творчеству
  • древнерусской литературе
Вопрос 11

В чём состояла хитрость воеводы Претича?

Варианты ответов
  • 1) Претич сказал печенежскому князю, что он и есть князь Киевский.
  • 2) Воевода обманом вывел Ольгу и княжичей.
  • 3) Воевода Претич сказал печенежскому князю, что за ним идёт бесчисленный полк с самим князем Киевским.
Вопрос 12

Укажите автора стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру»

Варианты ответов
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Иван Андреевич Крылов
  • Василий Андреевич Жуковский
Вопрос 13

«Волк на псарне», «Свинья под дубом», Ворона и лисица»- укажите автора и жанр произведений.

Варианты ответов
  • Сказка
  • Иван Андреевич Крылов
  • Басня
  • Александр Сергеевич Пушкин
Вопрос 14

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила». О какой литературной сказке идет речь?

Варианты ответов
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Спящая царевна!»
Вопрос 15

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости. 

О какой литературной сказке идет речь?

Варианты ответов
  • «Спящая царевна»
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Вопрос 16

Укажите автора повести — сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

Варианты ответов
  • Алексей Алексеевич Перовский
  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
Вопрос 17

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Борода!

Из какого стихотворения этот отрывок?

Варианты ответов
  • «Бородино»
  • «Смерть поэта»
Вопрос 18

«Заколдованное место»- это произведение, которое принадлежит 

Варианты ответов
  • Николаю Васильевичу Гоголю
  • Александру Сергеевичу Пушкину
  • Михаилу Юрьевичу Лермонтову

icon visionoff

icon visionon

НА ИЮНЬ 2021 ГОДА.

Дни

недели

Мероприятия,  проводимые с детьми

Работа

 с родителями

Понедельник

1 июня

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-Беседа с детьми на тему: «День защиты детства»    

  Цель:  Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты  детей”

 —Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет детство!».

 Цель: доставить радость, развивать воображение и творчество, развивать умение вместе достигать общего результата.

-Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Цель: формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев, поддерживать интерес к чтению.

-Рисование «Детство- счастливая страна»

Цель: развивать воображение, учить детей рисовать самые яркие впечатления о детстве.

Вторник

2 июня

ДЕНЬ СОЛНЦА

Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-НОД«Смена времен года»

Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.

-Наблюдение – эксперимент «Высота подъема солнца над горизонтом».

Задачи: предложить детям высказать идеи о положении солнца над горизонтом в определенное время суток, обсудить, как можно это проверить;

Дидактическая игра «Солнце – друг и враг».

Задачи: формировать умение замечать непоследовательность в суждениях, доказывать свою точку зрения ; развивать логическое мышление.

Чтение стихотворения «Солнечный свет».

 Задачи: совершенствовать умение слушать текст.

ПИ «День и ночь»

. Задача: способствовать развитию быстроты движений, ловкости, слухового внимания, творчества детей.

Понаблюдать с родителями за солнцем по дороге в детский сад и обратно: где находится, когда ярче светит…

Среда

3 июня

ДЕНЬ ДРУЗЕЙ

Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Беседа с детьми «Скажи мне, кто твой друг»

Задачи: формировать представление детей о важности дружеских взаимоотношений; развивать диалогическую речь детей; воспитывать внимательное, заботливое отношение к сверстникам.

-Речевое упражнение «Опиши друга»

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

 Пересказ худ. пр-я Л. Толстого «Два товарища»

Задачи: познакомить детей с новым литературным жанром- басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией, учить пересказывать текст.

-Изготовление поделки «Подарок другу»

Цели: формировать умение лепить, рисовать, конструировать по замыслу; вызывать желание сделать приятный подарок другу.

-Сюжетно-ролевая игра «Встречаем друзей»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес

Завтра прийти с бантиками

Четверг

4 июня

ДЕНЬ БАНТИКОВ

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-Игра на внимание «Красный, синий, желтый, белый»

Цель: развитие внимательности

-Моталочка «Кто быстрее»

Цель:  развитие внимательности, мелкой моторики рук

-Квест «Найди клад»

Цель: формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей

создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива

— Конкурс рисунков « Самый красивый бантик»

Цель: развитие творческих способностей, воображения

Пятница

5 июня

ДЕНЬ ИГРЫ

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-Сюжетно — ролевая игра «Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»«мебель»«продукты питания»«посуда».

Рисование «Моя любимая игрушка»

Цели: знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать воображение, память, внимание, аккуратность. Учить умению рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги. Воспитывать интерес к художественному творчеству.

-Игровое задание «Сосчитай игрушки правильно», ситуация  «Потерялась игрушка»

 Цель: учить называть порядковый номер

-Экспериментальная деятельность. Игры с вертушками.

 Цели: познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

Дни

недели

Мероприятия,

 проводимые с детьми

Работа

 с родителями

Понедельник

7 июня

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

Беседа «Как и для чего создается книга?»

Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «автор», «писатель».

— Чтение РНС.

Задачи: воспитывать любовь к русскому народному творчеству; воспитывать способность сочувствовать героям сказки.

— Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Задачи: вызвать у детей интерес к сказкам через рассматривание иллюстраций к ней.

— Просмотр мультфильмов «Жихарка», «Колосок», «Пых»

Задачи: воспитывать умение слушать, смотреть спокойно без шума и уважение к остальным ребятам.

— ПИ «Гуси-лебеди»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Перед сном чтение РНС.

Вторник

8 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

День сказок  А.С.Пушкина

Задачи: продолжать знакомить детей со сказками Пушкина; вспомнить о ранее прочитанных; развивать мышление, творческое воображение, связную речь.

— Чтение произведений А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказки Пушкина; прививать интерес и усидчивость к чтению больших произведений.

— Конкурс рисунка «Моя любимая сказка»

Задачи:  художественное осмысление и отражение в  творческих работах всего многообразия отечественного и зарубежного сказочного наследия.

ПИ «Совушка»

Цель: учить ориентироваться в пространстве развивать интерес к игре.

Сходить с ребенком в библиотеку, взять сказки Пушкина, перед сном их читать.

Среда

9 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Рассказы о животных В.Бианки «Лесные домишки»

Задачи: продолжать знакомить детей с рассказами о животных; вспомнить о ранее прочитанных произведениях; развивать мышление, творческое воображение, связную речь.

— Лепка ёжика из спичек и пластилина.

Задачи: учить детей изображать ёжика из пластилина  и спичек, соблюдая пропорции.

ПИ » Мышеловка»

Цель:  развивать быстроту и выносливость.

По дороге домой, или в детский сад наблюдать за животными. Вспомнить чем отличаются домашние животные от диких.

Четверг

10 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Беседа «Что такое басня и чем она отличается от рассказа и сказки»

Задачи: раскрыть понятие литературного жанра «басня»; рассказать в чем отличия басни от сказки или рассказа, научить распознавать произведения после прослушивания.

— Чтение басен И.А.Крылова

Задачи: познакомить с произведением И.А Крылова «Лебедь, рак и щука»; определить мораль басни.

ПИ «Кот и мыши»

Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, активизировать двигательную активность.

Перед сном чтение басен, объяснить ребенку в чем мораль прочитанной басни.

Пятница

11 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Конкурс «Летние фантазии» (изготовление костюмов сказочных героев из подручного материала)

Задачи: привлечение родителей проявить смекалку и воображение в создании сказочных костюмов для своих детей.

— Игра-викторина «По страницам наших сказок»

Задачи: обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать четкую интонационно-выразительную речи, обогащать словарный запас; умение работать в команде.

— Инсценировка сказки «Пых»

Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

Привлечь родителей проявить смекалку и воображение в создании сказочных костюмов для своих детей.

Дни

недели

Мероприятия, проводимые с детьми

Работа

 с родителями

Понедельник

ВЫХОДНОЙ

Вторник

15 июня

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Дидактическая игра «Давайте познакомимся — Я Красный». «Я Желтый»

Задачи : закрепление красного, желтого  цвета и умения находить предметы данного цвета вокруг себя.

Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».

Задачи: закреплять умение различать цвета, упражнять в умении рассказывать о цвете.

-Д/и «Сложи квадрат»- красный

Задачи: Учить составлять целое из частей. Закреплять знание основного цвета.

— Оригами «Красный и  желтый карандаш»

Задачи: учить создавать поделки в технике оригами, продолжать совершенствовать навыки при складывании бумаги

— Дидактическая игра «Давайте познакомимся -» Я Оранжевый»      Задачи: закрепление оранжевого  цвета и умения находить предметы данного цвета вокруг себя.

— Экспериментирование с красками — желтый + красный = оранжевый.     Задачи: сформировать представление об оранжевом цвете в процессе экспериментирования. Активизировать речь детей (оранжевый, смешивать)

— ПИ «Найди свой цвет»

Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость и внимание.

— Знакомство с гномами Кохле, Желе и Охле ( Игры Воскобовича)- презентация

Задачи: Познакомить детей с радужными гномами.

Оформление альбома «Любимый цвет моей семьи»

Среда

16  июня

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Дидактическая игра «Давайте познакомимся — Я Зеленый».     Задачи : закрепление зеленого  цвета и умения находить предметы данного цвета вокруг себя     

-Речевая игра «Что бывает зеленым?».

Задачи: развитие словарного запаса детей, воображения   

— «Цветомешалка»(практическое упражнение по смешиванию цветов)

Задачи: познакомить с оттенками цвета, опытным путем получить оттенки зеленого цвета.

— ПИ «Светофор»

Цель: упражнять детей в беге, не наталкиваясь друг на друга, по зрительному сигналу; закрепить цвета светофора.

-«Составь узор»( Восккобович)

Задачи: учить составлять узор по схеме, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Привести детей в одежде зеленого цвета., по дороге в детский сад обратить внимание на то, что встретится по пути зеленого цвета.

Четверг

17 июня

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Дидактическая игра «Давайте познакомимся — Я Голубой, Синий».   

  Задачи : закрепление голубого и синего  цвета и умения находить предметы данного цвета вокруг себя — Дидактическая игра «Гусеница», «Найди цвета, которыми нарисован Петушок».

Цель: формирование всесторонне развитой личности ребенка.                                                                 

— Составление рассказа по картине «Лето»( Что есть синего цвета)  

Задачи: продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием; формировать умение составлять рассказ по картине; упражнять в подборе слов, близких по значению; воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

 — Чтение В. Сутеев «Петух и краски»

Задачи: закреплять с детьми понятия о диких и домашних животных и птицах, о скотном дворе, его объектах; продолжать учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, мышление художественный вкус; закреплять названия цветов, продолжать учить подбирать элементы к целостному изображению.

ПИ «Краски»

Цель: закреплять знания цвета и оттенков, совершенствовать навыки основных движений.

Привести детей в одежде

Голубого или синего цвета.

Пятница

18  июня

-Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Дидактическая игра «Давайте познакомимся — Я Фиолетовый».  

Задачи : закрепление фиолетового цвета  и умения находить предметы данного цвета вокруг себя

— рисование красками «Радуга».

-Игра «Лови да бросай — цвета называй»

 Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.  Источник: https://infodoo.ru/igryi-s-myachom-dlya-razvitiya-rechi

В. Катаев «Цветик-семицветик» — просмотр мультфильма.

Задачи: воспитывать умение слушать, смотреть спокойно без шума и уважение к остальным ребятам.

-ПИ «Радуга» ( Воскобович)

Задачи: закрепить знания об основных цветах радуги, учить образовывать радугу последовательными цветами.

Дни

недели

Мероприятия, проводимые с детьми

Работа

 с родителями

Понедельник

21  июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

— Беседа «Может ли все в нашем мире быть сделано из бумаги?

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. 

— ПИ «1,2,3, что сделано из бумаги назови»  (с  мячом)

Цель: Закреплять знания о предметах, сделанных из бумаги, расширять кругозор.

-Поделки из мятой бумаги

Цель: Учить изготавливать поделки из мятой бумаги, формировать познавательную и коммуникативную активность.

— Речевая игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

-Чтение стихотворения А. Сметанина «Бумажный кораблик по имени «Книга»».

Цель: познакомить с произведением, воспитывать любовь к литературе

Принести стеклянные предметы для « Музея стекла»

Вторник

22 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-Познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева.

— Рисование  «Роспись деревянной лопатки» 

 Задачи: Знакомство с народными промыслами, ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.

НПИгра «Из чего сделано»  

Цель: совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены

— Сравнение свойств бумаги и дерева

Цель: Обобщить знания детей о свойствах дерева и бумаги, учить анализировать, сравнивать, делать выводы.

— П/и «У медведя во бору»

Цель: формирование у детей волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений, навыков быстрого бега, ловкости.

Альбом рисунков детей совместно с родителями « Что у нас дома сделано из дерева….»

Среда

23 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-НОД «Знакомство детей со свойствами стекла»

Задачи: — Знакомить детей со свойствами стекла:  твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук,  цветное.

— просмотр мультфильма « Стеклянные пузыри»

Цель: Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.

-Экспериментирование “Таинственные картинки”.

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

ВХЛ: Рассказ Л. Воронковой. “Как Аленка разбила зеркало

Цель: Закрепить правила обращения с опасными для жизни и здоровья предметами. Познакомить с литературным произведением, помочь понять его смысл. Учить оценивать поступки героев.

-Рисование «Украсим посуду узором»       

Цель: Учить детей расписывать посуду элементами гжельской росписи.

Четверг

24 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-Опытно-экспериментальная деятельность на тему: «В мире пластмассы»

ЦельПознакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

-Аппликация из коктейльных трубочек

Задачи: познакомить детей с изготовлением поделок из нарезанных трубочек, развивать у дошкольников чувства композиции,  развивать мелкую моторику пальцев рук

-Игра «четвёртый лишний»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить представления о материалах, из которых изготовлены предметы; развивать внимательность

Создание выставки «Милые зверюшки из киндер-сюрприза» совместно с родителями.

Пятница

25 июня

-Утренняя гимнастика.

Задача: воспитывать у детей целеустремленность, организованность и инициативность.

-Опытно-экспериментальная деятельность на тему: «В мире металла»

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

ПИ «Найди нужный предмет».

Цель: учить определять металлические предметы по внешним признакам. Закреплять умение ходить по кругу, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

— Рисование» Жостовские подносы»

Задачи: Учить детей составлять узор по мотивам жостовской росписи, располагать узор четко по центру . Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

  • Сказка пушкина там на неведомых дорожках
  • Сказка пушкина сказка о мертвой царевне и семи богатырях распечатать
  • Сказка пушкина о рыбаке ирыбке
  • Сказка пушкина о рыбаке и рыбке краткое содержание для читательского дневника
  • Сказка пушкина о медведихе о чем сказка