Сказка пушкина зимняя дорога

Тема урока внеклассного чтения: родные поэты стихи поэтов-классиков xix начала xx века с использование икт учитель начальных классов с.л.зязева

Тема урока внеклассного чтения:

«РОДНЫЕ ПОЭТЫ»

(Стихи поэтов-классиков XIX – начала XX века)

с использование ИКТ

Учитель начальных классов

С.Л.Зязева

высшая категория

Цель и задачи:

  • Расширить знакомство учащихся с классической поэзией, увлечь чтением стихов о Родине, о ее людях, о природе;

  • Формировать и развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление;

  • Прививать любовь к поэзии.

Оборудование: мультимедиопроектор («Своя игра»), муз. запись на стихи А.С.Пушкина («Зимняя дорога»), портреты писателей, карточки с буквами, карточки с заданием, табличка для проверки задания.

Предварительная подготовка: детям дано задание найти стихи русских поэтов-классиков XIX – начала XX века; узнать, каких поэтов принято называть «родными» и почему; прочитать как можно больше стихотворений разных поэтов, отметить те, которые больше всего понравились; выучить любое из них; узнать о жизни этого поэта.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Беседа.

— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. А как вы представляете себе эту страну? …

— Но она очень большая. Мы долго готовились к путешествию по этой стране. Но чтобы попасть в нее, нужно выполнить одно задание. Работать будете в группах. У вас на столах лежат карточки.

Задание. К известным вам ФАМИЛИЯМ подберите правильно ИМЕНА и ОТЧЕСТВА, соединив их линиями.

Тютчев Афанасий Афанасьевич

Никитин Иван Захарович

Пушкин Федор Иванович

Суриков Иван Саввич

Фет Александр Сергеевич

Проверка. Учитель открывает на доске правильные ответы.

Тютчев Федор Иванович

Никитин Иван Саввич

Пушкин Александр Сергеевич

Суриков Иван Захарович

Фет Афанасий Афанасьевич

— Ребята, а что объединяет всех этих людей? …(они писали стихи, жили в XIXXX веках)

— А как их назвать одним словом? Кто это? … (это русские поэты)

— Подумайте, в какой именно уголок Литературной страны мы с вами отправимся? …( в поэтический)

— Да, мы с вами сегодня побываем в поэтическом уголке Литературной страны. Ведь сегодня тема нашего урока – РОДНЫЕ ПОЭТЫ. Каких поэтов принято называть «родными»? …(тех, кто живет или жил в России, в нашей родине)

— В пути нам пригодятся ваши знания, сообразительность и смекалка, внимание и память.

Работа по теме урока.

  1. А.С.Пушкин.

— Итак, дверь открылась и мы с вами попали …

И сейчас вы узнаете, к кому в гости мы с вами отправляемся к первому. Я прочитаю вам отрывки из его произведений, вы внимательно послушаете, а потом мне ответите.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

У лукоморья дуб зеленый:

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

— Кто автор этих строк? …(А.С.Пушкин)

Портрет.

— С творчеством А.С.Пушкина вы знакомы с раннего детства. Какие сказки вы знаете?

(Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Руслан и Людмила)

— А что вы можете рассказать об этом поэте? …(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— А какие стихотворения А.С.Пушкина вы приготовили к нашему уроку? …(несколько учащихся читают стихи А.С.Пушкина)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Какой рисунок ты нарисовал к этому стихотворению?

— Почему ты выбрал это стихотворение?

— Какие чувства вызвало у тебя это стихотворение, когда ты его прочитал?

  1. А.А.Фет

Портрет.

— Портрет какого поэта появился у нас на доске? …(поэта А.А.Фета)

— Да, это А.А.Фет. И мы отправляемся к нему в гости.

— Расскажите об этом человеке, что вы о нем узнали… (рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи А.А.Фета)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Чем тебе понравилось это стихотворение?

— Какой рисунок ты нарисовал к этому стихотворению?

— Какие краски бы ты взял, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению?

ФИЗМИНУТКА

  1. Ф.И.Тютчев

На доске буквы в разном порядке.

— Соберите фамилию поэта.

Ю Ч Т В Т Е

(ТЮТЧЕВ)

Портрет.

— Что вы приготовили рассказать о Федоре Ивановиче Тютчеве? …(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи Ф.И.Тютчева)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Почему ты выбрала читать сегодня стихотворение Ф.И.Тютчева?

— Какое явление природы описал в своем стихотворении автор?

— Какое настроение было у автора этого стихотворения, когда он его написал? Почему?

  1. Н.А.Некрасов

— Отгадайте загадку: какой автор и в каком произведении изображает сильный холод на улице в роли военного человека? … (Н.А.Некрасов)

— Правильно, это Николай Алексеевич Некрасов, «Мороз-воевода».

Я думаю, что в классе есть ребята, которые выбрали для чтения сегодня этого поэта. Расскажите о нем…(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи Н.А.Некрасова)

— Я еще со школы люблю произведения этого поэта и сегодня на урок приготовила чтение отрывка из поэмы «Крестьянские дети».

Учитель читает наизусть стихотворение:

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»

Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».

А кой тебе годик?— «Шестой миновал…

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

  1. Вывод.

— С какими поэтами мы сегодня встретились в Литературной стране?

— Обратите внимание, а когда они жили и писали свои стихи?

— Век. А сколько это лет? Все они жили очень давно, более 100 – 150 лет назад. Но стихи их дошли и до наших времен, мы их читаем.

— Как вы думаете, почему прошло так много лет, а стихи этих поэтов живут и читаются до сих пор?

Вывод: эти стихи о Родине, о жизни людей, о природе. Читая эти стихи, мы чувствуем, как горячо любили русские поэты свою родину, какие прекрасные посвящали ей стихи.

Творчество таких прекрасных поэтов вдохновляло композиторов на создание музыкальных произведений. На слова многих стихов написаны песни и романсы. Я предлагаю вам прослушать отрывок из музыкального произведения. Слушайте внимательно и определите на слова, какого поэта написан этот романс.

Музыка.

Георгий Васильевич Свиридов

«Зимняя дорога» (из цикла романсов на стихи Пушкина, 1935 год).

— Пройдет несколько лет, вы станете взрослее и тогда узнаете и другие произведения русских поэтов. И пусть на вашей полке обязательно будет стоят книга с такими стихами. Захочется вам почитать стихи – откроете вы книгу, и каждый раз вам будет радостно узнать какое-нибудь новое стихотворение, перечитать особенно любимое.

  1. Закрепление. «Своя игра».

— А сейчас мы проверим, проведя «Свою игру» по теме «Родные поэты», как вы готовились к сегодняшнему уроку, насколько подробно изучили творчество поэтов, какие стихи читали.

«Своя игра».

Презентация.

  1. Итог урока.

— Чьи стихи вам больше всего понравились сегодня на уроке?

— Стихи какого поэта вам захотелось прочитать?

— Как вы считаете, кто лучше сегодня поработал на уроке?

— Встаньте те, кто считает, что он поработал сегодня на «пять».

— Благодарю всех за сегодняшний урок. К сожалению, сегодня всех выслушать мы не смогли, т.к. мы ограничены временем урока, но на следующих уроках чтения обязательно заслушаем всех желающих.

На чтение 26 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Меню статьи:

Текст стихотворения

История

По мнению исследователей, стих был написан под конец 1826 года. Александр Сергеевич по приказу царя находился в ссылке в течение двух лет и, наконец, вернулся в столицу. Годы ссылки он прожил в Михайловском, в имении матери и в сентябре 1826 года царь разрешил поэту вернуться. Пушкин поехал в столицу, надеясь на милость государя и на встречу с друзьями. Он вернулся в общество.

Но вернувшись в город, Александр Сергеевич видит, что многие его друзья – декабристы поплатились жизнью за мятеж на площади, другие были сосланы.

В памяти поэта еще свежи события в Петербурге, в декабре 1825 года, на Сенатской площади. По словам поэта, Пушкин не был там только из-за ссылки, в которой вынужденно находился.

В светском обществе опального поэта встретили не так, как прежде. Некоторые отвернулись, боясь впасть в немилость государя, другие не были согласны со свободолюбивыми взглядами поэта. Поездка в столицу не оправдала надежд поэта.

Через месяц, разочарованный Пушкин едет обратно в Михайловское, грустный, погруженный в тоскливые мысли и финансовые проблемы.

Предполагают, что именно во время обратной дороги он написал эти строки.

Zimnyaya-doroga-stih-Pushkina.jpg

Некоторые биографы пишут, что Пушкин написал стих на пути из Петербурга в Михайловское, другие считают, что оно создано по пути в Псковскую губернию. Но все сходятся на том, что время создания стихотворения – зима 1826 года.

Тема стиха

Стих «Зимняя дорога» относится к реализму. Природа, окружающая путешественника, и его чувства передаются реальными образами.

Лирический герой через описание долгой заснеженной дороги передает свои переживания. Удивительно коротко, просто и талантливо он переплетает свою грусть и тоску с окружающим пейзажем. На подсознательном уровне каждый человек слышит и видит в окружающем его мире то, что выбирает.

Zimnyaya-doroga-stih-Aleksandra-Pushkina..jpg

И все же песня ямщика кажется герою родной. Переходы от удалого разгулья к сердечной тоске. Путнику понятна эта песня, но сейчас она не радует, а лишь навевает скуку.

От того, что герой грустит, окружающая природа укрепляет его тоску. Колокольчик, который мог бы звенеть радостно, утомляет своим однообразным звуком, и автор говорит, что он не звенит, а «гремит».

Путник передает чувство тоски описанием снежного однообразия. Для него даже «черная хата» показалась бы чем-то привлекательным, но даже ее он не видит.

И все же он отмечает полосатые столбы, отмечающие версты. Здесь прослеживается знание того, что в жизни есть как черные, так и светлые полосы. Лирический герой знает об этом, и уже в следующих строках мы видим уверенность в том, что завтра для него все будет иначе.

Он знает, что завтра сможет забыться, смотря в глаза своей возлюбленной, с которой даже «полночь не разлучит».

Композиция и род стиха

«Зимняя дорога» – лирический стих. Композиция стихотворения кольцевая. Конец с началом перекликаются. Луна, печально льющая свет на печальные поляны. Автор дважды повторяет слово «печальные», подчеркивая силу своих невеселых переживаний.

Лунный ореол в конце меняется на «лунный лик», колокольчик и ямщик, о которых герой повествует в начале стихотворения, еще раз упоминаются в конце, замыкая кольцо раздумий долгой, холодной и скучной дороги.

Герой мысленно уносится в тепло дома и камина к объятиям любимой женщины. Он рассказывает ей, что уже завтра сможет увидеть ее, остаться с ней в тепле и уюте дома, смотреть в ее глаза.

Но дорога вновь возвращает его к реальности к туману и холоду, к однообразному звуку колокольчика и уснувшему ямщику и «отуманенному лунному лику».

В стихотворении две части:

  • автор описывает холодный унылый пейзаж
  • затем обращается к Нине, согретый воспоминаниями о ней.

Зимний дорожный пейзаж обдает нас холодом, однообразием и унынием, но упоминание о Нине связано в памяти героя с теплым камином, домашним уютом и наслаждением от созерцания ее глаз, ее красоты.

В тепле дома и радости встречи даже движение часовой стрелки, которая совершает свой «мерный круг», уже не кажется поэту однообразным. В счастье однообразие уже его не утомляет и не наводит тоску. Напротив, движение стрелки напоминает о полночи, которая всех «докучных» удалит, оставив влюбленных вдвоем.

Главный герой

Поэт описывает свой путь от первого лица. В центре стиха лирический герой, путешествующий по заснеженным просторам русской земли.

Его жизнь в это время наполнена потерями, грустью и усталостью. Он потерял большую часть друзей, попал в опалу власти. Его свободолюбивые стихи не признаются, талант не востребован. Поэт испытывает эмоциональный упадок. Это отражается в каждой строчке стиха. Поэт смотрит на мир «глазами грусти и тоски». Именно поэтому отмечает все, что поддерживает его настроение.

Описание природы занимает основную часть начала стиха. Через него поэт раскрывает свое настроение, передает личные переживания.

Даже когда герой мысленно уносится к своей возлюбленной, мысль о которой греет его; поддавшись грусти он вновь возвращается к скучности и однообразности пейзажа.

Вслушиваясь в песню ямщика, наш герой не увлекается «удалым разгульем», звучащим в ней, отмечая только то, что заканчивается песня “сердечной тоской”.

Второстепенные герои

Ямщик выступает в стихе источником разнообразия и ярким образчиком русского народа. В своей песне он показывает крайности, которые присущи русскому народу «то разгулье удалое, то сердечная тоска». Эмоциональные перепады, звучащие в песне, скрашивают дорогу, кажущуюся унылой и скучной барину, сидящему в карете.

Второй дополнительный герой, некая Нина, воспоминания о которой скрашивают путь поэта.

У исследователей нет общего мнения, кем на самом деле является Нина, о которой говорит поэт. Предполагают, что это была его дальняя родственница София Федоровна Пушкина, которой поэт сделал предложение перед тем как поехал в Михайловское.

Другие считают, что Ниной он назвал свою знакомую, с которой встречался и в которую был влюблен.

Память рисует в сознании путника интимную обстановку у камина, любимую женщину. Эта картина ярко предстает перед поэтом, и он мысленно разговаривает с Ниной, обещая ей завтра романтический вечер до поздней ночи, представляет, как будет смотреть в ее глаза: «загляжусь не наглядясь».

Но потом он возвращается к грустным мыслям и дороге. Усталый ямщик засыпает, дорога вновь однообразна.

Главная идея стиха

«Зимняя дорога» напоминает всю жизнь поэта. Пушкин остро ощущал одиночество, довольно часто не получал поддержки от окружающих людей и сочувствия его взглядам. Его свободолюбивые стихи люди нередко встречали непониманием. Стремление к возвышенным идеалам казалось им чуждым, и поэт оставался одиноким и непонятым своим окружением

Поэт мечтал о признании, ждал понимания от общества, но вынужден был вновь вернуться в отдаленное имение матери, так и не получив желаемого.

В движении по необъятной русской земле поэт раскрывает грустную историю своей жизни в поисках идеала, в стремлении к мечте. Вынужденное одиночество превращает это движение в утомительную и скучную дорогу, в которой даже «черная хата» будет разнообразием и чем-то хорошим.

Мечта об огоньке или хате, который придал бы разнообразие холодному зимнему пейзажу, выражает стремление поэта к теплу и доброте людей. Но в этом пути наш лирический герой не видит даже намека на это тепло и заботу. Дорога снежна и холодна и луна безучастно смотрит на него сверху сквозь пелену тумана.

Поэма Александра Сергеевича Пушкина “Руслан и Людмила” превратилась в сказку, которую по сюжету рассказал ученый кот. Также в издание вошел пролог, написанный поэтом на Кавказе Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

В стихе поэт говорит о собственном одиночестве и грустном пути в будущее, которое все же рисуется ему в светлых тонах.

Но в данный момент тоскливое настроение побеждает мечту о прекрасном будущем, и он вновь погружается в скуку морозного зимнего пути.

Жанр и род стихотворения

Стихотворение написано в жанре – элегия. Через описание природы, мечту о будущем, поэт легко передает свои чувства, заставляет «вжиться» в его переживания. Даже радостные нотки мечты возвращаются к тоскливой действительности данного момента.

Размер стиха – четырехстопный хорей. Легкая, прекрасная рифмовка АВАВ. Встречаются мужские и женские рифмы.

Обычно стихотворения Пушкина отличаются четкой и ровной рифмой. «Зимняя дорога» – не исключение.

Род произведения – лирика. Автор делится своими переживаниями. Используя лирическое описание окружающей природы и поведения своего спутника. Также описывая свой мысленный разговор с Ниной, поэт передает свои чувства радости предстоящей встречи, мечту о любимых глазах.

Средства выразительности

В начале стиха автор использует природу для выражения своего настроения. Автор употребляет эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный» луна «печальная».

Он рисует картину заснеженного пространства, освещенного зыбким светом луны.

Автор употребляет метафоры: «льет печально свет она» «докучных удаляя» «полночь нас не разлучит» «отуманен лунный лик» Посредством метафор поэт передает свою печаль и мечту о встрече.

При помощи антитезы автор передает смешанные чувства и созвучие с душой русского народа

«То разгулье удалое, то сердечная тоска».

В данном стихотворении не используются сравнения.

Употребив словосочетание «докучных удаляя» поэт показывает свое отношение неизбежным для его приезда посетителям.

Значение произведения

Стихотворение «Зимняя дорога» – прекрасный образец пейзажной лирики, один из ценных образчиков русской литературы. Автору удалось в небольшом стихотворении передать удивительную картину поздней дороги, одинокого странника, освещенного луной. В коротких, четко подобранных и выверенных словах стихотворения видна судьба не только самого лирического героя, но и его связь с русским народом, с любимыми и дорогими ему людьми.

Актуальность стихотворения для современного человека

Узнавая о жизни прежних поколений, люди осознают свои корни, лучше понимают себя. Сопереживая герою, читатель переносится на два столетия назад, погружается в его мир, видит его глазами поэта. Он путешествует и мечтает вместе с героем.

Красота и образность языка не только вызывают восхищение, но и расширяют кругозор читателя, позволяя прикоснуться к «магии творения словом».

Отзывы критиков

«Пейзажи А. С. Пушкина – не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний»

Пушкинская проза – источник рассказов о жизненных трудностях, коллизиях и приключениях. Одна из повестей «Капитанская дочка» может особенно привлечь внимание читателя. Предлагаем ознакомиться с образом одного из ее героев – Петра Гринева

«Александру Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога»…

Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными»

«Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога»

Пейзажи А. С. Пушкина – не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимняя дорога.

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты«волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Тема

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты». Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь». Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи катренов. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль, в стихах, обращенных к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты». Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры: «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик». Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году появилась рукопись стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина?</h3>

    • <label>1820 г.</label>
    • <label>1824 г.</label>
    • <label>1826 г.</label>
    • <label>1833 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

Стихотворение «Зимняя дорога» было написано Пушкиным в конце 1826 года.

С августа 1824 по сентябрь 1826 года поэт пребывал в двухлетней ссылке в Михайловском, куда был сослан по приказу царя.

Получив в сентябре разрешение покинуть имение матери, он едет в столицу, но уже через месяц возвращается в Михайловское. Именно в этот период – ноябрь-декабрь 1826 года – и была написана «Зимняя дорога».

2. Литературное направление

«Зимняя дорога» относится к реализму: в стихотворении реалистично переданы как чувства лирического героя, так и описания природы.

3. Род

Род этого произведения – лирика.

Рисуя картины, которые разворачиваются перед глазами лирического героя во время поездки по пустынной зимней дороге, автор делится с читателями его чувствами и мыслями.

4. Жанр

«Зимнюю дорогу» можно отнести к жанру элегия.

Стихотворение проникнуто грустью. Лишь надежда на скорую встречу с любимой женщиной скрашивает долгое путешествие лирического героя и вносит ноту оптимизма.

5. Проблематика

Главная проблема произведения — проблема одиночества человека.

6. Тематика

Главная тема произведения – зимний пейзаж, который перекликается с печальным настроением лирического героя.

Мелькание полосатых столбов, отмечающих вёрсты, «печальные поляны» в бледном лунном свете, утомляющий звон колокольчиков и унылое пение ямщика – всё это навевает скуку и грусть.

Во второй части стихотворения присутствует также тема любви. Главному герою пришлось на время покинуть дорогого человека и он, скучая, с нетерпением ждёт новой встречи.

7. Идея

Существует мнение, что в стихотворении нашло отражение сватовства поэта к его дальней московской родственнице, Софии Фёдоровне Пушкиной. Перед отъездом в Михайловское поэт побывал у неё и сделал ей предложение.

В стихотворении Софья выведена под именем Нина, именно о ней думал поэт во время долгой дороги в Михайловское.

Но, возможно, в «Зимней дороге» помимо внешних впечатлений от поездки присутствуют и другие мотивы – с зимней дорогой поэт подсознательно ассоциирует свой жизненный путь.

Пушкин не мог не думать о событиях, которые произошли в декабре 1825 года на Сенатской площади Петербурга, где, по его собственным словам, он не присутствовал лишь потому, что находился в ссылке.

Царь вернул ему свободу передвижения, позволил жить в столице, но отношения с властью остались напряжёнными.

Пушкин не испытывал большой радости, возвращаясь в светское общество, поскольку многие из его друзей и знакомых из круга декабристов уже находились в тюрьмах или были сосланы в Сибирь.

8. Пафос

Лирический герой произведения в течение всей дороги испытывал грусть и скуку. И лишь надежда на встречу с Ниной скрашивает его утомительное путешествие.

Но эмоции, которые вызывает это произведение – не скука и печаль, а изумление перед мастерством поэта, сумевшего в нескольких строфах рассказать целую историю о встречах-расставаниях и воссоздать завораживающую картину зимней ночи.

9. Система образов

Образы в данном художественном произведении – зыбкие отражения реальности, возникающие в сознании человека и передаваемые читателям посредством слова.

В первой строфе стихотворения перед читателем возникает образ ночного заснеженного пространства, освещаемого печальным светом луны.

Этот образ глухой дороги, которую обрамляют лишь «вёрсты полосаты», дополняет образ ямщика, он то поёт, то, утомившись, дремлет.

Статичному пустынному пейзажу противопоставляется символ движения – образ «борзой» тройки, а глухой зимней тишине – образ однозвучного колокольчика.

Во второй части стихотворения возникает зыбкий образ молодой женщины. В сознании лирического героя он тесно связан с образом комнаты, где тепло и уютно от горящего камина.

10. Центральные персонажи

В произведении всего один главный герой – человек, едущий по зимней дороге.

Второстепенные персонажи – ямщик и женщина по имени Нина.

11. Лирический герой

Образ лирического героя в «Зимней дороге» в большой степени соотносится с автором (на это намекает вторая часть стихотворения, где повествование ведётся от первого лица). Это молодой человек, дворянин, едущий по своим делам на тройке с ямщиком.

12. Сюжет

Выраженного сюжета в этом стихотворении, как и во многих лирических произведениях, нет.

Главный герой в пути, перед ним дорога с верстовыми столбами, «глушь и снег», которые вызывают состояние скуки и грусти. Мысленно он обращается к женщине, встречи с которой с нетерпением ожидает.

Глядя на однообразный зимний пейзаж мечтает о том моменте, когда окажется рядом с дорогим для него человеком.

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая – его начало и конец перекликаются. Произведение начинается строчками о луне в туманном ореоле и заканчивается словами об отуманенном лунном лике.

Стихотворение делится на две основные части:

  • описание пейзажа
  • и обращение к Нине.

Присутствует противопоставление холода зимней ночи и уютной обстановки комнаты с камином.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение состоит из семи катренов (четырёхстиший).

Написано четырёхстопным хореем.

Рифма перекрёстная (АВАВ) с чередованием мужской и женской рифмы.

15. Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности поэт использует:

  • метафоры «пробирается луна», «печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик»;
  • эпитеты «волнистые», «удалое», «чёрная», «полосаты»;
  • инверсию (прилагательное следует за существительным): «по дороге зимней», «тройка борзая», «стрелка часовая» и др.;
  • повторение слов, связанных с печалью и скукой, что подчёркивает однообразное движение в долгом пути;
  • антитезу (противопоставление): «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

16. Значение произведения

Этот прекрасный образец пейзажной лирики – значимый вклад в русскую литературу.

В небольшом произведении автору удаётся передать завораживающую картину позднего зимнего вечера или ночи; одиночество путника посреди бесконечных заснеженных пространств.

17. Актуальность

Всегда интересно узнавать, как жили люди в другие времена, каким был их физический мир и их чувства. Стихотворение переносит нас на два столетия назад, позволяет увидеть прошлое глазами поэта.

18. Моё отношение

Стихотворение нравится тем, что показывает красоту природы даже в самых её, казалось бы, непривлекательных моментах.

19. Чему учит

Стихотворение учит видеть и ценить прекрасное в природе и в человеческой жизни.

Содержание:

История создания

В лирической поэзии всегда отражается неповторимая особенность личности автора, часто воспроизводится отношение к конкретным событиям его жизни. Нет поэта, какого бы уровня таланта он не был, в творческом наследии которого отсутствует, часто очень объёмный лирический стихотворный пласт. Лирику любого поэта можно считать своеобразным дневником его жизни. Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимняя дорога»также является частью такого «дневника» знаменитого поэта.

Время написания этого произведения — конец 1826 г. Достоверно никто не знает, что конкретно послужило поводом для его создания. Биографы А. С. Пушкина имеют на этот счёт два мнения. Первое из них объясняет появление стихотворения обстоятельствами личной жизни писателя, никак не связанными с его политическими убеждениями.

По этой версии стихотворение было посвящено дальней родственнице Александра Сергеевича Софии Пушкиной. Мало кто знает, что А. С. Пушкин собирался жениться на ней и даже сделал ей предложение зимой 1826 г. Может быть, под именем таинственной Нины, к которой обращается лирический герой этого литературного произведения, скрывалась именно София.

Ещё одна группа исследователей имеет об истории происхождения этого поэтического произведения другое мнение. Эти литературоведы считают, что стихотворение было написано во время возвращения поэта в Псковскую губернию после поездки в Москву. Александр Сергеевич был вызван туда через псковского губернатора для разговора с императором Николаем I.

Хотя царь и пообещал ему во время аудиенции освобождение от цензуры и личное покровительство, но разговор получился напряжённым, и этот визит к самодержцу оставил у Пушкина тяжёлое впечатление. Отсюда появилось и тоскливое угнетённое настроение, которое описывает поэт словами своего лирического героя в тексте стихотворения.

Произведение было напечатано не сразу. Впервые на суд читающей публике оно было предоставлено «Московским вестником» в1828 г. Может быть, эта пауза между написанием и публикацией стиха объясняется его глубоко личным содержанием.

Тематическое наполнение

Зима в русской природе занимает значительную часть года, что отразилось на мировосприятии русских людей, на их культуре. Поэтому неудивительно, что зимняя тема присутствует в творчестве большинства русских поэтов. Было бы странно, если бы она отсутствовала в произведениях А. Пушкина.

Пушкин в своём лирическом стихотворении не просто описывает холодную красоту русской зимы, её суровость. Описание русской зимы у него всегда связано с личными переживаниями, все явления, происходящие в это время в природе, оцениваются автором как символы происходящих в его жизни событий.

Долгое путешествие лирического героя по застывшей зимней дороге на встречу с родным человеком не превратилось для него в зимнюю сказку. Уже после прочтения первых катренов стихотворения становится понятно, что настроение у путешественника грустное. А монотонный пейзаж по обе стороны дороги только усиливает тоску. Всё кажется ему печальным — и луна, и лесные поляны, через которые проезжает повозка ямщика.

Всё на этой дороге раздражает путника, даже звук колокольчика повозки для него не звенит, а гремит. Лишь мысли о будущей встрече с Ниной, по-видимому, любимой путешественника, к которой он держит путь, ненадолго разгоняют тоскливое настроение героя этой элегии.

Уже стихла и не слышится заунывная песнь задремавшего от монотонного движения ямщика. Но грустные мысли так и не покинули путешественника, и в последних строках стихотворения он мысленно обращается к Нине, жалуясь на вернувшуюся скуку.

Структура стихотворения

Это небольшое лирическое стихотворение имеет очень чёткую структуру, как и любое гармонично написанное литературное произведение, где каждый отрывок занимает своё неповторимое место. Основные её составляющие:

  • композиция;
  • жанр;
  • средства выразительности.

Композиция и жанр произведения

Жанр, в котором написано это стихотворение, называется элегией. Построение его композиции несложно. Она состоит из семи фрагментов-катренов и делится на три части:

  • вводное описание ночного зимнего пейзажа, который тянется вдоль столбовой дороги;
  • мысленное обращение лирического героя к некоей девушке Нине;
  • краткий эпилог, содержание которого эмоционально смыкается с первой частью.

Кроме зимней природы и дороги, которые являются полноценными персонажами произведения, и которые можно считать вполне одушевлёнными, судя по их воздействию на главного героя, здесь есть три действующих лица. Это сам путешественник, таинственная девушка Нина, где-то далеко ожидающая его приезда и безмолвный ямщик.

От первой до последней строфы стихотворение пронизано печалью. Тоска ощущается даже в строчках, обращённых к Нине и наполненных радостью ожидания конца пути, где путника ждёт родной человек. И всё это на фоне застывшей от холода равнодушной природы.

Средства выразительности

Описывая переживания главного героя, автор часто использует эпитеты, такие как «колокольчик однозвучный», «волнистые туманы», «вёрсты полосаты» и др., которые передают отношение путешественника к окружающей действительности, пропитанное грустью, но при этом всё-таки романтически-возвышенное.

В стихотворении есть точные метафоры («отуманен лунный лик», «полночь нас не разлучит»), которые усиливают выразительность поэтического произведения. Используется много эпитетов («дорога скучная», «раздолье удалое»); антитезы; в нескольких местах текст резко обрывается, чтобы тут же начать новую тему, что усиливает ощущение печали. А вот прямые сравнения в стихотворении «Зимняя дорога» Пушкин не применяет.

Душевные переживания путешественника раскрывает частое употребление глаголов («Колокольчик однозвучный утомительно гремит», «Сквозь волнистые туманы пробирается луна»). Размер стиха в произведении — четырёхстопный хорей, его ритмика усиливает ощущение тоскливой монотонности жизни, олицетворением которой здесь является зимняя дорога, где изредка встречающиеся полосатые верстовые столбы только усиливают грустные размышления героя («Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

Зимняя дорога в иллюстрациях

Любое популярное произведение литературы всегда привлекает внимание художников-иллюстраторов. Иллюстраций к стихотворению «Зимняя дорога» очень много, и создаются всё новые, что свидетельствует о непрекращающемся читательском интересе к нему поклонников творчества А. С. Пушкина.

Сюжет произведения построен на описании монотонного пути, окружённого унылыми пейзажами, который нужно проехать главному герою стихотворения, чтобы оказаться рядом с любимой. Поэтому во всех иллюстрациях так или иначе присутствует русская тройка и заснеженная равнина.

У многих наиболее талантливых иллюстраторов этот простой снежный пейзаж, который часто не даёт возможности ни за что зацепиться взглядом, становится метафорой исторического пути России, хотя сам поэт едва ли вкладывал однозначно такой смысл в свою грустную элегию.

«Зимняя дорога» была и есть популярна не только у художников-иллюстраторов. Это поэтическое произведение всегда привлекало внимание композиторов, оно неоднократно было положено на музыку и давно превратилось в народный романс. Ведь основная его идея, что разлука с близким человеком может превратить жизнь в унылое прозябание, близка и понятна всем людям.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.Trojka-borzaya-bezhit.jpg

Стихотворение «Зимняя дорога» было написано А.С. Пушкиным 1826 году. Это был год, когда поэт был освобожден от вынужденного пребывания в Михайловском.

История создания произведения

В сентябре он получил высочайшее разрешение приезжать в Москву, чем сразу же воспользовался. Опальный поэт был представлен императору. Павел Анненков писал:

Zimnyaya-doroga-1.jpg

В комментариях к воспоминаниям Анненкова говорится:

Zimnyaya-doroga-2.jpg

Из Москвы Пушкин вернулся в деревню 20 ноября. В период с конца ноября, до второй половины декабря и могло быть написано это произведение. Кто такая Нина, для биографов и критиков осталось тайной за семью печатями. Не исключено, что Вульфы были не единственными поместными соседями Пушкина, кого он навещал в период вынужденного затворничества.

Существует версия (сомнительная), что в образе Нины поэт выводит дальнюю московскую родственницу Софию Фёдоровну Пушкину, к которой сватался в тот год, но получил отказ. Сомнение вызывает имя, упомянутое в стихотворении.

Уже в декабре Пушкин снова возвратился в Москву, где со всей своей страстностью окунулся в московские развлечения, которых немало проводилось зимой в обеих столицах.

Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Московский вестник» в 1828 году.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога»

Стихотворение «Зимняя дорога» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре элегии. В нем присутствует лирический герой – молодой дворянин, мчащийся на тройке в гости к любимой.

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Зимняя дорога» состоит из семи четверостиший, или 28 строк, написанных четырехстопным хореем. Рифма перекрестная. В строфах чередуются мужские и женские рифмы.

Композиция двухчастная, закольцованная. В первой части описывается ночная зимняя дорога, туман, когда очень легко сбиться с дороги, звон колокольчика и песня ямщика. А во второй части стихотворения поэт мысленно разговаривает с девушкой, представляет себе, как уютно он расположится у камина, где будет только он и его любимая. Завершается стихотворение ночной картиной дороги, звоном колокольчика, и отуманенным лунным ликом.

Две части стихотворения противопоставляются друг другу: ночной пейзаж зимней дороги противопоставлен уюту комнаты с камином.

В стихотворении присутствуют три литературных героя.

  1. Автор. Он путешественник, который едет по зимней дороге;
  2. Ямщик. Он то поет, то мирно дремлет;
  3. Нина. Девушка, к которой поэт обращается в своих мечтах.

Автора и ямщика можно назвать эпическими героями произведения. Нина – героиня лирическая. Она не присутствует в сюжете, она – в мыслях, мечтах поэта.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения «Зимняя дорога» – поездка молодого дворянина по зимней вечерней дороге. Идея, главная мысль произведения – любовь, ради которой не страшно преодолеть любой путь. Ради уединения с любимой стоит отправиться в любую дальнюю поездку, в любое время суток.

Средства художественной выразительности

Для передачи вечерней погоды и дорожного настроения поэт использовал тропы:

  • Эпитеты – зимней (дороге), борзая (тройка), удалое (разгулье), тоска (сердечная), песни долгие, черная (хата),
  • Метафоры – волнистые (туманы), печальные (поляны); скучной (дороге), утомительно (гремит);
  • Олицетворения – Луна пробирается, льет (свет);
  • Метонимия – версты полосаты,

Из речевых фигур Пушкин применил повторы: грустно, завтра, печальные-печально. В стихотворении есть и антитеза, показывающая пение ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Используемые источники:

  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/zimnyaya-doroga.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimnyaya-doroga.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zimnyaya-doroga-po-planu/
  • https://nauka.club/literatura/pushkin-zimnyaya-doroga.html
  • https://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnyaya-doroga-a-s-pushkin.html

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.: ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово –учебник», 2017

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

1.

Книга – твой друг.

1

2.

Античный миф. «Рождение Зевса». Миф «Олимп». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

3.

Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра.

1

4.

Сказка «Царевна-лягушка».

1

5.

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

1

6.

Сказки народов России. «Падчерица».

1

7.

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

8..

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».  «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

9..

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

10.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

11.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

12.

Русская басня в XX веке.

1

13.

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1

14.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

15.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

16.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

17.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1

18.

Поэзия XIX века о родной природе.

1

19.

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

20.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

21.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

22.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1

23.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

24.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

25-26.

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.

2

27.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

1

28.

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.  Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения. «Крестьянские дети». Основная тема стихотворения. Стихотворение «Тройка».

1

29.

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

30.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

31.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

32-33.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений

2

34.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.  Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа

1

35.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

1

36-37.

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.  

Анализ сочинения.

2

38.

Контрольная работв по теме литература XIX века.

1

39.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

40.

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

1

41.

И.А.Бунин. «Подснежник».

1

42.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

43.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

44.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

45.

Р/р. Сочинение «Чудо — природы»

1

46.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

47.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

48.

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.  А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

49.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1

50.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

51.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. 

1

52.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

53.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

1

54.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

1

55.

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

56.

Родная природа в произведениях писателей XX века.  В.И.Белов. «Весенняя ночь».

1

57.

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

1

58.

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

59.

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника. Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

60.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

61.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

62.

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

63.

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

1

64.

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

65.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

66.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

67.

Техника чтения.

1

68.

Литературная игра.

1

69.

Рекомендации для летнего чтения.

1

70.

Заключительный урок.

1

  • Сказка пушкина для 1 класса для пересказа
  • Сказка путаница читать текст полностью
  • Сказка пушкина 7 букв кроссворд
  • Сказка путника 2 класс слушать
  • Сказка путешествие капельки 3 класс по окружающему миру