Сказка пушкина жених о чем сказка

Конспект урока по литературе в 5 классе.тема: жанр литературной сказки: а.с.пушкин. сказка о мертвой царевне и семи богатырях.познавательная: познакомить учащихся

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: Жанр литературной сказки: А.С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и  семи богатырях».

Познавательная: Познакомить учащихся со
сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Формировать
умение прогнозировать
текст.

Развивающая: Развивать память, речь,
внимание, творческие возможности учащихся.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к
изучению литературы через творчество А.С.Пушкина.

Оборудования: учебник Литература. 5 класс.
Часть 1. Г.С.Меркин., доска; таблички слов: “Зачин”, “Концовка”, “Волшебство”,
“Трёхкратные повторы”.

Этапы
урока

Действия
учителя

Действия
учащихся

1.     Организационный
момент (3 мин)

Здравствуйте,
ребята, садитесь. Настраиваемся на продуктивную работу.

Ученики
приветствуют учителя и садятся за парты.

2.     Проверка
домашнего задания (7 мин)

Давайте
для начала проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

На дом
было задано выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Няне».

Учащийся
рассказывают стихотворение.

3.     Вступительная
беседа (5 мин)

1.Вспомните,
когда и где родился А. С. Пушкин?

2. Как
звали няню поэта?

3. Где
учился А. С. Пушкин?

Для
начала разберем виды сказок, некоторые из них вы уже знаете:

Сказки о
животных —  это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений
сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают
звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о
животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса
крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное
животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Волшебные
сказки —  имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию,
завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку (см. также Конфликт
(литературоведение). По Проппу происходит от обряда инициации.

Сказка
литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно
связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному
автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2].
Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка,
написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое
произведение (см. дидактическая литература) на основе не фольклорных сюжетов.
Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Сказка
фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества:
прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных
народов[1]. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора
(сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты
которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному»
фольклорному повествованию (не сказочная проза) (см. миф, былина,
историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ,
предание, былина).

1. 6
июня 1799 г., в Москве.

2. Арина
Родионовна

3.А.С.
Пушкин учился в Царскосельском лицее.

4.     Постановка
целей урока (3 мин).

Работа с
кроссвордом

1.А. С.
Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы и познакомимся на уроках
литературного чтения.

Особенности,
какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство,
трёхкратные повторы?

2. Какие
сказки А. С. Пушкина вы знаете?

3. Хорошо
ли вы знаете, эти сказки мы сейчас проверим.

а) Как
старуха называла старика в сказке “Золотая рыбка”?

б) Птица,
которая была посажена на спину для охраны границ.

в) Лесной
зверёк, живший в хрустальном дворце.

г) Пристают
к заставе гости

….
Гвидон зовёт их в гости.

д) Глядь:
опять пред ними землянка,

А пред
нею разбитое …

е) И
послушалась…. .

Тут же
на берег она

Бочку
вынесла легонько

И
отхлынула тихонько.

Какое
слово получилось?

Молодцы,
это сказка, вы справились с заданием.

1.Это
сказка

2. Сказка
о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…, и
т.д.

3. а)
Простофиля

    б)
Петушок

    в)
Белка

    г)
Князь

    д)
Корыто

    е)
Волна

5.     Работа
над сказкой (10 мин)

Кто
догадался тему нашего урока?

. В
основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды
введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта
сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Прежде
чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов,
которые встретятся в тексте.

Лексическая
работа
.

Инда очи
разболелись

– глаза разболелись

Сочельник – вечер
накануне Рождества

Перст – палец

Девичник
вечеринка.

Ребята,
я прочитаю вам начало сказки, а вы следите по учебнику и приготовьтесь
отвечать на вопросы.

1.     С какими
героями сказки вы познакомились?

2.    
Какое
время года описывается в данной части?

3.    
Сколько
месяцев ждала царица царя?

4.    
Какое
чудо произошло накануне Рождества?

5.    
Когда
воротился царь-отец?

6.    
Что
произошло с царицей?

7.    
Через
сколько времени царь женился на другой?

8.     Что
обычно происходит в сказках с девочками, у которых появляется мачеха?

Мы
познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях”.

Учащийся
слушают учителя.

Ученики
записывают незнакомые слова с объяснением.

1.     Царь,
царица, дочь.

2.    
Зима.

3.    
9
месяцев

4.    
Рождение
дочки

5.    
Рано
утром

6.    
Умерла

7.    
Через
год

8.     Мачехи
отрицательно относятся к своим падчерицам

6.     Физкультминутка
(2 мин)

Вы,
наверное, устали?

НУ,
тогда все дружно встали.

Ножками
потопали,

Ручками
похлопали,

Вправо
ниже наклоняйся. (4 наклона)

Влево
тоже наклоняйся, (4 наклона)

Покрутились,
повертелись

И за
парты все уселись.

Глазки
крепко закрываем,

Дружно
до пяти считаем.

Открываем.
Поморгаем

И читать
мы начинаем.

7.     Выборочное
чтение (5 мин)

Сначала
я прочитаю вам следующую часть сказки, а вы все следим, и затем нужно будет
найти то, о чем я спрошу.

1.     Найдите
описание царицы.

2.    
Какое
у нее было преданное?

3.    
Какое
свойство имело зеркало?

4.    
Какую
иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

5.    
Какой
была молодая царица?

6.    
Как
звали её жениха?

7.    
Какое
приданое приготовил царь своей дочери?

8.    
Вспомните
разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

9.    
Как
повела себя царица с зеркалом?

10.  О каком
качестве царицы этот поступок говорит?

11. Как вы думаете,
зависть –это положительное или отрицательное чувство человека?

Ученики
слушают чтение учителем сказки и следят за прочитыванием.

1. Высока,
стройна, бела,

И умом и
всем взяла;

Но зато
горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

2. Ей
в приданое дано

Было
зеркальце одно;

3.Своство
зеркальце имело:

Говрить
оно умело.

4.Царица
с зеркалом

5.
Белолица, черноброва

6.
Елисей

7.Семь
торговых городов, да 140 теремов.

8. Но
царевна всех милее,

Всех
румяней и белее

9.Как
царица отпрыгнет,

Да как
ручку замахнет,

Да по
зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то
как притопнет!!!…..

10 .
Злость, зависть.

11
Отрицательное.

8.     Итоги
урока ( 5 мин)

Понравилась
ли вам сказка?

Какие
чувства вы испытывали при чтении сказки? Почему?

В какие
моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?

. С
каким настроением уходим с урока?

Да/Нет

Чувства
страха, грусти.

Смешно,
когда царица злилась на зеркало. Страшно то, что злая царица хочет погубить
царевну.

С
хорошим, радостным…

9.     Выставление
оценок (2 мин)

10. Домашнее задание
(3мин)

Выучить
отрывок из сказки

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению «Сказки А.С. Пушкина» 4 класс

Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

    Описание слайда:

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

  • 2 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспи

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом.
    Когда А.С. Пушкин был мальчиком , у него была няня – Арина Родионовна. Именно она заменила поэту мать, подарила свое тепло и ласку, научила любить все русское, воспитала у молодого Пушкина любовь к замечательному, богатому, образному, прекрасному русскому языку. Именно няня рассказывала маленькому Саше старинные былины и сказки, которые впоследствии он записал.

  • 3 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке.Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерят

    Описание слайда:

    Сказка о рыбаке и рыбке.
    Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.
    Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.

  • 4 слайд

    Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.О черной зависти, об убийственной

    Описание слайда:

    Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
    О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.
    Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.
    Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво. Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.

  • 5 слайд

    Сказка о золотом петушке.По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Уро

    Описание слайда:

    Сказка о золотом петушке.
    По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.
    Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания.
    Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга. Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове. Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.

  • 6 слайд

    Сказка о царе Салтане.Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также я

    Описание слайда:

    Сказка о царе Салтане.
    Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.
    Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.

  • 7 слайд

    Сказка о попе и о работнике его Балде. Как-то раз жадный поп ходил по базару,

    Описание слайда:

    Сказка о попе и о работнике его Балде.
    Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу.
    Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение», Кац Э.Э.

Тема:
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Похожие материалы

  • Презентация «Русская народная сказка «Белые пёрышки»

  • План-конспект урока «Русская народная сказка «Белые пёрышки».

  • Презентация к уроку литературного чтения «Что ты тискаешь утёнка?»

  • Открытый урок по литературному чтению на тему «Что ты тискаешь утёнка?»

  • Диагностическая работа по литературному чтению за вторую четверть (3 класс)

  • Диагностическая работа по литературному чтению за первую четверть (3 класс)

  • Урок презентация Глинка Ф. «Москва»

  • Внеклассное мероприятие по чтению «Путешествие в мир сказок»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453791 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Конспект
урока литературного чтения в 3 классе

Составила : Дрепина
И.В.

Тема: «А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок
обобщения знаний.

Цели:

·        
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить
их по группам.

·        
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление,
память, речь.

·        
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся
будут формироваться:

·        
эстетические чувства на основе знакомства с художественной
культурой;

·        
познавательная мотивация учения;

·        
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности.

У
учащихся могут быть сформированы:

·        
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к
ней;

·        
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты
освоения.

Регулятивные

Учащиеся
научатся:

·        
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной
целью;

·        
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении
нового художественного текста;

·        
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

·        
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа
результатов и их оценки.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
ставить новые задачи для освоения художественного текста в
сотрудничестве с учителем;

·        
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по
ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

·        
планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся
научатся:

·        
находить нужную информацию

·        
выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·        
сравнивать

·        
устанавливать причинно-следственные связи

·        
устанавливать аналогии.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия,
фонды библиотек и Интернет;

·        
сравнивать и классифицировать

·        
строить логические рассуждения, включающие определение
причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся
научатся:

·        
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;

·        
аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией
партнеров при выработке решения;

·        
точно и последовательно передавать партнеру необходимую
информацию;

·        
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять
взаимоконтроль;

·        
владеть диалогической формой речи;

·        
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной
проблемы;

·        
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные
результаты освоения курса

Речевая
и читательская деятельность

Учащиеся
научатся:

·        
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать
(понимать) смысл прочитанного

·        
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного,
выражать ее своими словами;

·        
объяснять смысл

·        
определять тему и главную мысль

·        
ставить вопросы

·        
составлять план

·        
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте

·        
полученную информацию.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
составлять личное мнение

·        
высказывать свое суждение

ХОД
УРОКА

I.                 
Организационный
момент


Здравствуйте, ребята.

Я рада вас
приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

II.              
Актуализация
знаний учащихся


Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: « Если хотите поднять себе
настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина.»
Какие стихотворения Пушкина мы прочитали и выучили на предыдущих уроках?
(«Зимнее утро», «Зимняя дорога», «В тот год осенняя погода…»)

— «
Сказка о мёртвой царевне …» была написана в Болдино в 1833 году.
В
основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе
Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался
с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот
рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное
зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».

Кроме
того Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку
народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского,
«Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало
также стимулом к написанию сказки.

III.
 Целеполагание

-Сегодня
мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки.

-Попробуйте
определить тему нашего урока. (Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне..»

Учиться
мы будем: слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в
группе, выразительному чтению.

Проверить
мы должны: знания содержания сказки .

IV.           
Обобщение
знаний уч-ся

 Викторина

— Прежде ,
чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые
интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп .

— Дата рождения
Пушкина (6 июня 1799)

—  В каком городе
родился (Москва),

— Имя няни ? (
Арина Родионовна Яковлева)

— Как называлось
лучшее учебное заведение России, в котором учился Александр Сергеевич?
(Царскосельский лицей)

— В каком возрасте
Пушкин поступил в лицей? (12 лет)

2. Выборочное
чтение.

— Давайте проверим
насколько хорошо вы знаете содержание сказки.

1.
-В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано
утром гость желанный,

День
и ночь так долго жданный,

Издалеча
наконец

Воротился
царь-отец.

2.-В
какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это
ночь перед рождеством. Зима.)

Вот
в сочельник в самый, в ночь

Бог
даёт царице дочь.

3.
— Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья
не снесла

И
к обедне умерла.)

4.-Через
какое время царь женился на другой? (Год)

Год
прошёл, как сон пустой,

Царь
женился на другой

5.-Что
за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей
в приданое дано

Было
зеркальце одно;

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

6.- С
чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но
царевна молодая,

Тихомолком
расцветая,

Между
тем росла, росла,

Поднялась
— и расцвела…

7.- Назовите
имя её жениха? (Елисей)

И
жених сыскался ей,

Королевич
Елисей.

8.-Что
приказала царица Чернавке?

Весть
царевну в глушь лесную

И,
связав её, живую

Под
сосной оставить там

На
съедение волкам.

9.-Что
сделала Чернавка с царевной?

Та,
в душе её любя,

Не
убила, не связала,

Отпустила
и сказала:

“Не
кручинься, бог с тобой”.

А
сама пришла домой.

10.-Что
сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич
Елисей,

Помолясь
усердно богу,

Отправляется
в дорогу

За
красавицей душой,

За
невестой молодой.

11-Куда
попала царевна, блуждаю в лесу?

Но
невеста молодая,

До
зари в лесу блуждая,

Между
тем всё шла да шла

И
на терем набрела.

12.- Сколько
богатырей жило в тереме?

Семь
богатырей,

Семь
румяных усачей.

13.-Что
случилось с царицей, когда она надкусила отравленное яблоко?

Пошатнулась
не дыша,

Белы
руки опустила,

Плод
румяный уронила,

Закатилися
глаза,

И
она под образа

Головой
на лавку пала

И
тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте,
где и как ожила царевна?

Перед
ним, во мгле печальной,

Гроб
качается хрустальный,

И
в хрустальном гробе том

Спит
царевна вечным сном.

И
о гроб невесты милой

Он
ударился всей силой.

Гроб
разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.-
Какими словами заканчивается сказка?

Я
там был, мёд, пиво пил,

Да
усы лишь обмочил.

Анализ
сказки.

Работа в
парах 

Толкование слов
(добро, зло, ревность, зависть)

…. – это то, что хорошо,
полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и
счастье.

 …. всегда имеет
отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой — беды, страдания,
горе, несчастье”

 …
в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг
человека

…  
худое, лихое. Такой человек – причиняющий вред другим, погибель.

… — чувство досады, вызванное благополучием,
успехом другого
.


Чувство досады или горечи,
возникающее по отношению к другому человеку, обладающему каким-либо благом или
преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился.

… — боязнь чужого успеха,
опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть
чем-нибудь.

… — Мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви, в полной преданности,
подозрение в привязанности, в большей любви к кому-либо другому.

 …. – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды
людей, представления о свободе и счастье.

Характеристика
героев, выразительное чтение, чтение по ролям.

Царица

— Какими
качествами характера наделена царица?

— Почему ей в
приданное дано лишь зеркальце? (Чтение по ролям отрывка с. 23)

-Откуда в царице
такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало
правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

 — Почему
Пушкин называет черницу «старушонкой», а царевна – бабушкой?

— Как умирает
царица?

Царевна

— Какими
качествами характера наделена царевна.

— С чем сравнивает
ее Пушкин?

— Какое отношение
автора к героине выражено в строчках:

Вдруг она, душа
моя,

Пошатнулась не
дыша,

Белы руки
опустила,

Плод румяный
уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку
пала

И тиха недвижна
стала.

Елисей

— Какими чертами
Пушкин наделил королевича?

Выразительное
чтение разговора Елисея с солнцем, месяцем и ветром.

Семь
богатырей

Что
особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное
зеркальце, преданный Соколко…)

— Кто в сказке в
центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и
зло)

-Можно ли о
человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна
дополнятся душевной красотой)

-Чему же учит
сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

Рефлексия.

 1. Впиши
пропущенные слова из текста сказки

а) И жених
сыскался ей

___________
Елисей.

б) Там за речкой
тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая
__________.

в) Ей в приданое
дано

Было _____________
одно.

2. Объясни
значение слов:

Очи:________________

Уста:
_______________

Персты —
__________

3. Вспомни, в
какое время года родилась царевна.

а) зима б) весна
в) лето г) осень

4. Через сколько
времени царь женился на другой?

а) через 3 года б)
через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни
слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая,
ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал
Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась
сказка?____________________________

V.
Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Иллюстрация к
сказке Пушкина

Урок я
хочу закончить небольшим отрывком из  стихотворения Ольги Мегель:

«Читайте Пушкина
друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь
тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина
друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь
года вы радость сказки»

Спасибо за
урок!

Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!

Он к свету указал нам путь:
Знай, «чтение — вот лучшее учение»,
Оно наполнит  жизни суть,
От серости спасёт нас, без сомнения.

Ведь в чтении  и опыт, и мечты,
Истории, достойные внимания,
Простейшие пути познанья красоты,
Родного языка очарование!

Певец свободы! Свет литературы!
Он научил нас думать и читать.
И, если уж бодался он с цензурой,
То значит, ему было что сказать!

Там, где Поэта жизнь оборвалась,
На Мойке кабинет.Там были книги.
— Друзья, прощайте! — Пушкин им сказал.
Их роль в его судьбе была великой!

ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, друзья!
Услышьте песнь его, несущую свободу!
Величие его не оценить нельзя:
Он БЫЛ И ЕСТЬ ВСЕГДА ПОЭТ НАРОДА

!

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

  • Сказка путешествие гулливера читать полностью
  • Сказка путника основная мысль для читательского дневника
  • Сказка путешествие капельки воды 3 класс
  • Сказка пряничный домик читать русская народная сказка читать
  • Сказка птичий язык читать текст