Сказка пушкина о рыбаке и золотой рыбке читать

сказка о рыбаке и рыбке советский цветной кукольный мультфильм по мотивам одноимнной сказки 1833 а. с. пушкина. снят в

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — советский цветной кукольный мультфильм по мотивам одноимённой сказки (1833) А. С. Пушкина. Снят в 1937 году на студии «Мосфильм» режиссёром Александром Птушко. Одна из первых работ[1] советского кино, выполненных по трёхцветному методу Павла Мершина. Вышел на экран 1 ноября 1937 года[2].

Сюжет[править | править код]

Жил старик со старухой у самого синего моря, жили по-крестьянски, в землянке. Попалась старику как-то в сети золотая рыбка. И человеческим голосом попросила отпустить её на волю, а взамен обещала исполнить любое желание. Старик сжалился и отпустил её, а сам воротился домой. Злая старуха обругала его и отправила обратно, выпрашивать новое корыто. Но вскоре этого оказалось мало. Пожелала она в придачу избу, затем дворянский чин, а уж после — и царский. И старик покорно ходил и просил, а рыбка исполняла все желания. Но когда захотелось старухе власти над всем морем и рыбкой в придачу, рыбка ничего не ответила и уплыла. По возвращении старик застаёт старуху на пороге землянки с разбитым корытом.

История создания[править | править код]

Единственная на тот момент цветная советская картина «Груня Корнакова» (1936) была снята по двухцветному субтрактивному процессу и имела неизбежные ограничения по цвету[3]. Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» проходила в специально созданном на «Мосфильме» по распоряжению Главного управления кинематографии отделе по производству трёхцветных фильмов[4]. Новый метод Павла Мершина с последующей печатью фильмокопий с промежуточного рабочего позитива на хромированном желатине позволил достичь наибольшей красочности: «синее море, золотая рыбка, красная рубаха старика, пёстрые одежды старухи-царицы и её придворных» — всё это радовало глаз зрителя[5].

Александр Птушко привлёк к работе художников из села Палеха: Павла Баженова и Михаила Сперанского[6], создавших сказочный подводный мир, боярский дом, царские хоромы. Покадровая съёмка производилась обычной кинокамерой на одну плёнку последовательно через три зональных светофильтра — красный, зелёный и синий[7].

В техническом отношении работа всего постановочного коллектива стоит на высоком уровне: цвет естественен, не расплывается, не получается пятен.М. Розанова, «Правда» 16 декабря 1937[5]

Создатели[править | править код]

Сказка о рыбаке и рыбке (1937)

  • Сценарий и постановка: Александр Птушко
  • Оператор: Фёдор Фирсов
  • Художник: Павел Баженов
  • Композитор: Лев Шварц
  • Звукооператор: Вячеслав Лещёв
  • Ассистенты режиссёра: Галина Елизарова, Н. Кузнецов
  • Роспись макетов: Михаил Сперанский
  • Кукловоды: Константин Никифоров, Владимир Крылов, Мария Бендерская, А. Васильева, А. Весёлова, Борис Невежин
  • Куклы и декорации: Н. Гехтман, А .Павлова, В. Чернихова, Е. Ширкова, Роман Гуров

Реставрация[править | править код]

В Госфильмофонде России не сохранилось ни одной, даже чёрно-белой копии фильма. Реставрация велась в 2000-е годы с хорошо сохранившихся исходных цветоделённых негативов (за исключением зелёного, с которого печатали копии чёрно-белого варианта фильма), фонограммы и монтажный листов[8]. Над сканированием киноматериалов работал Владимир Котовский, сведением цветоделённых негативов-оригиналов и цифровой покадровой реставрацией изображения занимался Николай Майоров. Результат был представлен на XV кинофестивале «Белые столбы» в феврале 2011 года[9].

См. также[править | править код]

  • «Сказка о рыбаке и рыбке» — оригинальная сказка А. С. Пушкина
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» — рисованный мультфильм 1950 года, режиссёр Михаил Цехановский

Примечания[править | править код]

  1. А до войны они были цветными Архивировано 27 октября 2011 года.. Режиссёр Н. А. Майоров / Журнал Техника и технологии кино № 1 2010
  2. Советские художественные фильмы. Т. 2, 1961, с. 146.
  3. Киноведческие записки, 2011, с. 197—198.
  4. Киноведческие записки, 2011, с. 198.
  5. 1 2 Розанова М. Сказка о рыбаке и рыбке // Правда : газета. — 1937. — 16 декабря (№ 344). — С. 4.
  6. Майоров Николай. Фильмография. «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937). cinemafirst.ru. Первые в кино (8 ноября 2016). Дата обращения: 1 октября 2021.
  7. Киноведческие записки, 2011, с. 199.
  8. Киноведческие записки, 2011, с. 201.
  9. Киноведческие записки, 2011, с. 201—202.

Литература[править | править код]

  • Сказка о рыбаке и рыбке // Вечерняя Москва : газета. — 1937. — 2 ноября (№ 252). — С. 4.
  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.
  • Майоров Николай. Цвет советского кино // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98. — С. 196—209. — ISSN 0235-8212.

Ссылки[править | править код]

  • Возвращение раритетов. Программу представляет Николай Майоров (недоступная ссылка). kinoprobafest.com. Кинопроба (2008). Дата обращения: 4 марта 2016. Архивировано 24 октября 2016 года.
  • Майоров Николай. Рабочие моменты съёмок «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937). cinemafirst.ru. Первые в кино (8 ноября 2016). Дата обращения: 1 октября 2021.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

Обновлено: 02.11.2021 14:30:50

Александр Сергеевич Пушкин несомненно гениальный поэт, помимо этого он поразительно тонко чувствовал человеческую природу, суть отношений между мужчиной и женщиной, отлично владел пером и прекрасно передавал сложные вещи, даже путем написания детских сказок.

«Сказка о рыбаке и Золотой рыбке» одно из таких произведений. Ребенку оно дает веру в чудеса и порицание жадности, а взрослый может в ней увидеть намного больше граней. Поэтому чтение этого поэтического творения великого русского поэта может стать актуальным в любом возрасте.

Сказка о рыбаке и рыбке: чему учит, смысл, суть.

Вспомним содержание сказки

На морском побережье живет пожилая супружеская пара, уровень жизни которой весьма и весьма скромный. Старик занят ловлей рыбы, которая составляет основу их пропитания, а его супруга целыми днями прядет пряжу.

События начинают разворачиваться после возвращения старика с неудачного промысла. В этот день ему не пришлось поймать ничего, кроме одной рыбки. Рыбка была золотой и что самое удивительное – говорила со стариком человеческим голосом, попросив его отпустить ее назад в море, при этом обещая старику выполнить любые его желания. По простоте сердечной и из жалости старик отпускает рыбку, не взяв с нее выкупа, то есть даром.

Услышав о такой непрактичности своего мужа, старуха начинает бранить его, настаивая, чтобы тот хотя бы взял с рыбки новое корыто, так как старое совсем пришло в негодность. Претензия была выражена непрактичному мужу на примере первого, что попалось на глаза вредной жены. Старик, опять же по простоте сердечной, послушно идет к морю и просит рыбку о корыте, которое вскорости и получает старуха.

Почуяв, что она «поймала удачу за хвост» старуха начинает выказывать постоянно растущие аппетиты и амбиции. Она непрестанно требует повышение своего материального благополучия и социального статуса. Последовательно становясь из зажиточной крестьянки – дворянкой, а потом и вовсе восседает на монаршем троне став царицей. По мере роста амбиций растет и надменность по отношению к мужу, повелительный тон и явное услаждение властью.

Прерывается это все быстрее, чем развивалось. Когда ослеплённая своими страстями старуха требует рабского подчинения ей самой Золотой рыбки и услужения у неё на посылках, а себе трон Владычицы Морской все возвращается «на круги своя» и старуха остается у разбитого корыта. Вернувшись в свою «исходную точку», — покосившуюся землянку на берегу моря.

В чём суть сказочного повествования

Интерпретировать для себя и окружающих это многогранное произведение бессмертного автора можно широко и по-разному. Попробуем охватить большинство известных толкований произведения, для начала перечислив их.

  1. Мотивы религиозно – метафизической философии.

  2. Пример неудачных супружеских отношений.

  3. Морально – психологическая притча.

  4. Политические мотивы времен А.С. Пушкина.

Начнем с наиболее сложной трактовки, религиозно – метафизической философии. На примере работы современной философской школы кратко опишем эти мотивы, заключённые в сказке. Здесь сокрыт смысл искушения человека властью и могуществом

Ссылкой на религиозный, христианский подтекст сказки служит указание на то, что «они жили в ветхой землянке тридцать лет и три года». Дата в 33 года указывает на дату возраста Христа, когда он сталкивается с дьявольским искушением и подвергается, в том числе искушению властью.

«Старик» представлен в сказке как Чистый разум, или по-другому Ум, который не связывает себя земными попечениями, благодаря чему легко преодолевает это искушение, сразу отказавшись от предложенного Рыбкой выкупа. «Старуха» представляет собой, с позиции христианского взгляда, неразумную душу охваченную желаниями и поэтому он испивает чашу искушений сполна. Сами искушения, по своей сути и были предназначены ей, — душе человеческой, потенциально преисполненной непокорности и страстными пожеланиями.

Исходя с позиций мирского здравого смысла и общепринятой морали «старика» можно упрекнуть в рабской покорности и отсутствии воли, а вот с точки зрения христианских добродетелей он являет истинное смирение, — которое есть источник добродетелей. Этим отречением от благ «мира сего» он проявляет высшую премудрость, стоящую над человеческими умозаключениями.

«Старуха» же, будучи его супругой, то есть «второй половиной» показывает читателю пример того как страстное искушение властью и могуществом делает её почти безумной, что приводит её на путь богоборчества. Хотя у Пушкина эта идея выражена в завуалированной форме, но, по сути, её желание подчинить себе ту, что выполняет все её повеления, есть идея присвоить себе качества божества. Сюжет для своего произведения Пушкин взял из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанной в 1812 году, в этой сказке старуха заявляет прямо «я хочу стать богом!» и повелевать Солнцем и Луной.

В произведении великого русского поэта эта идея выведена на уровень амбиций «старухи» в отношении «золотой рыбки», но смысл самого искушения от этого не поменялся. Стремление человека присвоить себе место божества противоречит его естеству, ведь люди не в состоянии исправить свою природу и не могут менять природу вещей. Такие попытки обрекают человека на провал и несут за собой неизменное наказание за гордыню – грех, который первым вошел в сатану.

Параллелью с этим идет указание на то, что властолюбие ведет к обрушению иерархии патриархального уклада русского самодержавного государства, где власть является наследственным институтом. Претензии «старухи» без всяких оснований, сначала на то, чтобы стать «вольной царицей», а потом вообще «владычицей морской» – это прообраз бунта.

Эти нарушения иерархии земной власти, основанной на законах небесных, должны были бы привести к суровой каре, но в сказке все возвращается для главных героев к их «разбитому корыту». Для «старухи» — это, несомненно, тяжкое наказание, через стремительное падение после такого вознесения. Что касается «старика», то и его постигает возвращение к жалкому своему началу и необходимости переосмысливать произошедшее, да и корыто вновь остается разбитым и вопрос с ним придется решать. Читатель переживает эти поучительные драматические события, для того, чтобы обдумать все причины нестроений между умом и душой человеческой и сделать выводы для себя.

Как пример неудачных супружеских отношений, это можно рассматривать, если осмыслить неспособность мужа «старика» создать семье даже минимальное материальное благосостояние. Символом крайней бедности в повествовании служит «разбитое корыто». Такие нищенские условия жизни неизбежно создают конфликтную ситуацию между женой и мужем. Ещё более обостряются отношения в семье, когда «старик» не воспользовался шансом решить имеющиеся материальные проблемы и отказался воспользоваться предложенным рыбкой выкупом.

Что стало причиной такого отказа? Видимо перед ним не стоит цель улучшить свое материальное положение, его и так все устраивает. Вполне возможно, он просто испугался такого «волшебного» решения вопроса «говорящей рыбой» и проявил свойственную ему всегда нерешительность спрашивать о чем-то и тем более просить.

Старик продемонстрировал полную воздержанность и крайнюю форму нестяжательного отношения в своих желаниях, которые свойственны традиционной общности народов самодержавной России и сложившемуся у них мировоззрению. Даже сейчас большая часть современных россиян воспринимают деньги, гордость и власть как признак зла, хотя в западной парадигме мира именно эти составляющие являются стимулом к благополучию в материальном плане и достижению свободы и независимости.

Эту ситуацию в сказке можно рассматривать как проблемную составляющую социально – родового уровня традиционного сознания, влекущие за собой такую ситуацию в частности как бедность в большинстве семей и в большей части общества в целом. С этим и связана большая часть жизненных неурядиц в семейно-бытовом плане.

Морально – психологическая притча, изложенная в сказке, может быть рассмотрена через умозаключения философии Канта и некоторого, почти тибетского Дзен – буддизма. «Старик» стремится к состоянию «покоя», но при этом, из-за неимения иных желаний, его собственная воля крайне слаба. По причине практического отсутствия собственной воли, его поведение подчинено воли «старухи», которая является его половиной.

С психоаналитической точки зрения «старик» является воплощением «чистого ума», ясно понимающего законы мироздания. Он стоически принимает его данность. «Старик» согласен с его четким, неизменным порядком, не противится и не оспаривает ничего, а лишь служит пожеланиям других, выполняя их повеления. Хотя это и похоже на высшую мудрость, но автор его при этом называет «невежей», потому как он не постиг «науки» о необходимости «знать свое место». В этом контексте автор выражает мнение, сложившееся в народной среде, которое и возводится в мораль сказки.

Мораль обращена к «старику», а не к «старухе» по причине того, что он должен как глава обуздать её безумные «хотелки» и безграничные желания. Для этого «ум» должен обладать сильной волей. Говоря языком Канта,- чистый разум должен быть облечен в практичность и являть самовластие. Для того, чтобы «старик» понял это сказка возвращает его к «разбитому корыту», в его исходное состояние, для новой попытки переосмыслить жизнь и начать все сначала исходя из полученной «горькой науки» жизнью.

«Старик» — ум должен усвоить, чтобы жить со «своею старухой» — желаниями, чувствами и эмоциями, главный урок, — гармония и счастье в жизни зависит от согласия между умом и желаниями. Для этого ум должен стать деятельным. Это подразумевает четкое знание того, что он хочет и как это может повлиять на дальнейшее развитие событий, а все желания должны быть осмысленными. В противном случае неизбежен постоянный кризис, — бездеятельный ум становится источником неясных и многих беспокойств, телесных страданий и материальных потерь. Неразумные и безудержные желания, в этом случае, только умножают скорби и сделают бремя потерь неподъемным.

Осознанный подход к принятию необходимости единства ума и желаний, — путь духовного взросления, как для самого человека, так и по отношению ко всему сообществу людей. Понимание этой необходимости приводит к гармонии самосознания личности и отношений в социуме. Согласно философии другого немецкого ученого Макса Вебера.

Сказка задает собой модель архетипа личности человека:

  1. Созерцательный, «чистый ум» по Канту – это старик

  2. Желательная, неразумная, подсознательная Душа, как женщина – это старуха.

Суть проблемы, раскрываемой в сказке иносказательно, — перевернутая иерархия власти в человеке и доминирование неразумных Желаний над Умом, который послушно их исполняет. Образ «разбитого корыта» — как образ разлада и раздробленности между безвольным умом и неограниченными и безумными желаниями души. От этого внутреннего состояния человека все переносится во внешние отношения между полами и в социальное неравенство общества.

Что касается политического контекста, то здесь некоторыми критиками прослеживается как внутренняя проблема России погрязшей в углубляющемся кризисе патриархальной иерархичности системы самодержавия. Так и внешнеполитическая обстановка в мире, где роль «золотой рыбки» отводят России, которая призвана проучить «старуху» Англию.

Такая вот на первый взгляд детская, но глубоко разносторонняя сказка великого русского гения Александра Сергеевича Пушкина.

Статья составлена на основании: научной работы доктора философских наук Андрея Мясникова «Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

  • Сказка пушкина зимняя дорога
  • Сказка пушкина для 1 класса для пересказа
  • Сказка путаница читать текст полностью
  • Сказка пушкина 7 букв кроссворд
  • Сказка путника 2 класс слушать