Сказка пушкина о медведихе о чем сказка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениелицей 165 имени 65-летия газул. строкина, 7 г. нижний новгород, 603138, тел./факс 831 297-32-07, e-mail:schl165rambler.ruнаучное сообщество

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»

ул. Строкина, 7 г. Нижний Новгород, 603138, тел./факс (831) 297-32-07,

e-mail:schl165@rambler.ru

Научное сообщество учащихся

Тема работы: «Лингвокультурологические и языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина».

Секция: Русский язык и литература

Подсекция: Пушкиноведение

Работу выполнила учащаяся 6А класса МБОУ «Лицей № 165» Светова Виктория Денисовна

Руководитель: учитель русского языка и литературы Киселева Екатерина Вячеславовна

Нижний Новгород

2018 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Глава I. Лингвокультурологические особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.
  1. История создания сказки……………………………………………5
  2. Лингвокультурологический подход к изучению сказки………….5
  1. Мифологические истоки сказки …………………………….7
  2. Фольклорные истоки сказки …………………………………9
  1. Глава II. Языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.
  1. Содержание и композиция сказки…………………………………12
  2. Языковые особенности сказки…………………………………….13
  3. Стилевое своеобразие сказки………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….17

Библиография…………………………………………………………………….18

Приложение………………………………………………………………………20

Введение

Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доисторической эпохи и до сегодняшнего дня остается верным спутником человека. Как никто другой, это очень хорошо понимал А.С. Пушкин, создавая свои знаменитые сказки.

Сказки А.С. Пушкина признаны вершинным выражением жанра литературной сказки XIX века. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. С 1830 по 1834 годы А.С. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке»), а одна, шестая сказка, («Сказка о медведихе») осталась незаконченной. Эти сказки вводили в литературу подлинную народную поэзию. Они затрагивали социальные темы, говорили о моральных идеалах народа.

Актуальность исследования связана с непрерывным проявлением интереса ученых к сказочному творчеству А.С. Пушкина. Однако «Сказка о медведихе» – первая по времени сочинения привлекала внимание литературоведов в меньшей степени, несмотря на отмечавшуюся исследователями «облекающую» ее «тайну». Некоторые авторы, анализируя сказки А.С. Пушкина, вообще не пишут о ней или намеренно исключают из рассмотрения как основанную «не на сказочном, а на песенном и былинном фольклоре».

Объектом исследования являются лингвокультурологические и языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.

Предметом исследования стало выявление культурной информации, содержащейся в отдельных лексических единицах и в тексте в целом.

Цель работы – проанализировать «Сказку о медведихе» А.С. Пушкина и выявить ее лингвокультурологические и языковые особенности.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

  1. изучить историю создания «Сказки о медведихе» и ее фольклорные и мифологические истоки;
  2.  проанализировать язык сказки, ее стиль;
  3.  выявить лингвокультурологические особенности сказки;
  4. осмыслить нравственные уроки сказки;
  5. придумать свой оригинальный конец.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава I.  Лингвокультурологические особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.

  1. История создания сказки.

«Сказка о медведихе» написана А.С. Пушкиным осенью 1830 года в селе Болдино. При жизни поэта напечатана не была. Найдена в черновиках А.С. Пушкина и названа так литературоведами. Впервые опубликована А. Анненковым в 1855 году в «Материалах для биографии Пушкина».

В дальнейшем сказка была отредактирована С.М. Бонди, и, начиная с 1859 года, входит в собрание сочинений А.С. Пушкина.

Народный источник сказки не найден. Возможно, что сюжет ее полностью принадлежит А.С. Пушкину.

«Сказка о медведихе» считается незаконченным произведением. Многие исследователи творчества А.С. Пушкина, в том числе  Вс. Миллер, С.М. Бонди, Д.Д. Благой, А.А. Карпов, охарактеризовали ее как «отрывок», «фрагмент», «набросок». Однако в последнее время появляются работы, в которых опровергается данная точка зрения. Так, Т.В. Зуева в своей книге «Сказки Пушкина: Книга для учителя» высказала мнение, что веселые игры медведей и убийство медведицы с медвежатами «создают идейно-художественную целостность», а «ступенчатое сужение концовки подчеркивает художественную завершенность произведения».

В нашем исследовании мы опираемся на точку зрения Е.З. Тарланова и Л.В. Савельевой, которые считают, что «Сказка о медведихе» – произведение незаконченное. А.С. Пушкин не завершил сказку оттого, что отказался от заключительной сцены – мести медведя. Для поэта-гуманиста такая развязка казалась неприемлемой. Мы, в свою очередь, предлагаем свою концовку сказку (см. Приложение 1), опираясь на  нравственные формулы А.С. Пушкина.

  1. Лингвокультурологический подход к изучению сказки.

Лингвокультурологический подход – подход, основывающийся на изучении восприятия разными народами окружающего мира, что является важной частью межкультурных взаимоотношений. Изучение сказок в культурологическом аспекте подразумевает исследование характерных черт той или иной культуры, поскольку сказка, как и любое фольклорное произведение, в определенной степени является отражением национального сознания.

В «Сказке о медведихе» А.С. Пушкина нашло отражение основных звеньев социальной иерархии русского общества ХІX века: от смердов и целовальников до дворян и купцов, от крестьян до царей.

Прибегал туто волк дворянин,

У него-то зубы закусливые,

У него-то глаза завистливые.

Приходил тут бобр, торговый гость,

У него-то бобра жирный хвост.

Приходила ласточка дворяночка,

Приходила белочка княгинечка,

Приходила лисица подьячиха,

Подьячиха, казначеиха,

Приходил скоморох горностаюшка,

Приходил байбак тут игумен,

Живет он байбак позадь гумен.

Прибегал тут зайка-смерд,

Зайка беленький, зайка серенький.

Приходил целовальник еж,

Всё-то еж он ежится,

Всё-то он щетинится.

Признаки животного эталонизируются в качества социального типа: эталоном дворянина является голодный завистливый волк, купца – жирный бобр, утонченность дворянок и княгинь подчеркивают образы ласточки и белочки, хитрость подьячихи – лисы.

Появление образа «скомороха горностаюшки» свидетельствует о том, что фигура скомороха, в представлении А.С. Пушкина, была весьма заметной в старом русском обществе (окружают скомороха в тексте Пушкина боярин, дворяне, княгиня, игумен, богатый гость – все важные лица). Возможно, А.С. Пушкин обоснованно соотносил данный образ именно с древнерусской смеховой культурой, одними из основных выразителей которой были скоморохи.

Кроме этого, сказка имеет мифологические и фольклорные истоки.

  1. Мифологические истоки сказки.

«Сказка о медведихе» нетипична для творчества А.С. Пушкина: произведение полностью посвящено миру животных. 

Животные с давних пор считались спутниками человека. У каждого народа были свои священные животные, которым поклонялись и которых тщательно оберегали. У некоторых древних племен существовал животное-тотем, от которого велось происхождение племени. Вера человека в родство с разнообразными животными и растениями называется тотемизмом, а священное животного определенного рода или клана – тотемом.  

У славян отношение к животным и птицам было разным: ворона, сова, галка, лиса, мышь, кот и ящерица были слугами нечистой силы. А петух, пчела, медведь и волк олицетворяли светлое начало. Медведь – один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Он был хозяином языческого леса, считался защитником от всякого зла и богом плодородия. Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью.  У древних славян  он являлся символом успеха, богатства и доброго нрава. Этого зверя в древние времена считали предком людей, старшим родичем.

В древние времена запрещалось произносить имя тотемного животного – медведя. Это объясняется тем, что в русской традиции к нему относились как к особому существу, наделенному магической силой. Это подтверждают наименования медведя: «хозяин», «дед», «князь», «владыка». Медведя также называли зверь, косматый, косолапый, костоправ, куцый, лесник, лесной черт, леший, ломыга, Михайло Иваныч, мохнач.

Значение медведя определяется в первую очередь схожестью с человеком, что мифическим сознанием древних трактовалось как общее происхождение. В рассказах охотников о медведях он предстает наделенным разумом, человеческими повадками, развитыми чувствами. Он зря не нападает на человека, а лишь из мести за нанесенную ему обиду или за совершенный человеком грех, «выполняя божью волю».

В мифологических представлениях древних славян медведь – это божественное существо. В сказках он более «доступен» человеку, но его особенность тотемного животного сохранена. Это заметно по уважительному, а иногда и по опасливому отношению героев сказок к медведю.

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время характеризует повадки, «образ жизни». Нередко медведь в сказках мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды. В сказках постоянно подчёркивалась огромная сила медведя.

Сюжет «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина в описании семейства медведей перекликается с изображением этих животных в русских народных сказках. Образ медведя оказался у А.С. Пушкина в центре повествования о прелести всего живого, о бесценности бытия. Медведь, пробуждающийся после зимней спячки, с давних языческих времен воспринимался как олицетворение живой природы, а медвежьи праздники – как воплощение «основной первичной идеи – идеи магического содействия возрождению жизни». Показана счастливая семья медведей, совершенно никому не угрожающая, мирная картина прогулки матери-медведицы, гордой своим потомством.

Вдруг появляется мужик с рогатиной, который просто убивает медведицу (для народных сказок нужна веская причина, чтобы вступить в смертельный бой с медведем) и приносит жене в подарок медвежью шубу и трех медвежат в мешке. Отец медвежьего семейства – черно-бурый медведь – горюет и причитает, как человек, обращается за справедливостью к медведю-боярину, а со всего леса собираются большие и малые звери.

А.С. Пушкин, по-видимому, хорошо владеет значением тотемных животных, в частности медведя, в жизни человека, поэтому использует образы зверей в своем повествовании, показывая их символическое значение в народном миропонимании. Неоконченная «Сказка о медведихе» А.С. Пушкина, по всей логической вероятности, первоначально должна была быть завершена расправой медведя над мужиком, отомстившего тем самым за гибель своей медведихи и медвежат. Сказка доносит отголоски древних поверий. Медведь не оставил бы обиды не отомщенной: произошло нарушение тотемической взаимосвязи человека и медведя.

В «Сказке о медведихе» А.С. Пушкин высказывает идею единосущия человека и тотемного животного, единства всего живого. 

  1. Фольклорные истоки «Сказки о медведихе».

А.С. Пушкин, начиная с раннего периода своего творчества, выказывал интерес к народной поэзии. Обращаясь к фольклорному материалу, поэт лишь заимствовал из него темы для своих произведений.

Ранние произведения А.С. Пушкина, основу которых составляют сказки и предания («Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила»), обнаруживают, что поэта в народном творчестве интересуют «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

В 1824 году А.С. Пушкин начинает записывать песни и сказки в Михайловском, в 1826 году создает песни о Степане Разине, приближенные по стилю к подлинным народным песням. Размером, подражающим народному, написано стихотворение 1827 году «Всем красны боярские конюшни». Появляется сказочное вступление ко второму изданию «Руслана и Людмилы» («У лукоморья дуб зеленый…»). Собирание фольклора поэт продолжает и в Болдине в 1830-х годах. В 1830 году он делает свой первый опыт сочинения крупного эпического произведения в народном стиле – появляется «Сказка о медведихе».

К этому времени А.С. Пушкин был знаком с русским фольклором во всем его богатстве и многообразии форм, многие из которых он уже пробовал творчески осваивать. В «Сказке о медведихе» он сделал попытку синтеза разножанрового фольклорного материала в рамках одного произведения.

«Сказка о медведихе» имеет отличительные черты русской народной поэзии. Так, исследователи отмечают, что основным источником ее второй части стала песня Н. Гнедича «Протекало теплое море» (вариант скоморошины «Старина о птицах»), имевшаяся в домашней библиотеке А.С. Пушкина. Однако А.С. Пушкин заменил «птичью» символику на «звериную», чтобы привести в соответствие с первой частью своей сказки.

Во вторую часть сказки А.С. Пушкин вводит причитание вдового медведя.  Оно неслучайно.  Как известно, поэт «любил ходить на кладбище, когда там голосили над могилками бабы, и прислушиваться к бабьему причитанию, сидя на какой-нибудь могилке». Кроме этого, причитание широко распространено в русском фольклоре.

Первая часть «Сказки о медведихе» по ряду признаков обнаруживает связь с народной прозой. Е.З. Тарланов и Л.В. Савельева пытались соотнести эту часть со сказкой «Медведь на липовой ноге». Сходство сюжета очень общее (действие человека, направленное против медведя), а образ медведя очень часто встречается в русском фольклоре и мог быть заимствован не только из этой сказки. Так или иначе, первая часть пушкинского произведения действительно обнаруживает связь с повествовательным стилем сказок.

К 1830 году А.С. Пушкин был знаком с русским фольклором во всем его богатстве и многообразии форм, многие из которых он уже пробовал творчески осваивать. В «Сказке о медведихе» он использует сказку, лирическую песню, причитание. Остается только предполагать, чем должна была закончиться сказка: местью медведя мужику за семью, или же примирением животного с человеком, или же раскаяние человека.

Глава II. Языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.

  1. Содержание и композиция сказки.

«Сказку о медведихе» можно условно разделить на две части.

В первой части повествуется о том, как в один из теплых весенних дней, на заре, из дремучего леса выходит на прогулку бурая медведиха, взяв с собою милых детушек, чтобы они осмотрели округу и показали себя. Медведиха села под белую березу, а медвежата начали между собой играть, валяться в травке, бороться и кувыркаться. Вдруг увидели они мужика, идущего по лесу. В руках его – рогатина, за поясом – нож, за плечами – мешок. Медведиха, увидев мужика с рогатиной, издает рев. Она зовет своих малых детушек, говорит, чтобы они перестали играть, валяться, бороться и кувыркаться, ведь к ним мужик приближается. Мать призывает детишек спрятаться за ней от опасности и кричит, что никогда их не выдаст и сама не дастся. Малыши испугались и стали за свою кормилицу бросаться, а медведиха рассердилась и на дыбы поднялась. Мужик догадлив был и решил атаковать ее рогатиной. Медведиха упала на сырую землю. Мужик вспорол ей брюхо и снял шкуру. Малых медвежатушек положил в мешок. Отправился домой.

Вторая часть продолжается встречей мужика с женой. Он обещает ей шубу медвежью за пятьдесят рублей и показывает троих медвежат. Однако весть о произошедшем быстро разнеслась по лесу. Узнал об этом медведь чернобурый: его подругу убил мужик и шкуру снял, а детишек в мешке унес. Запечалился тогда медведь, повесил голову, завыл о своей любимой медведихе. Покинула она его, и теперь им не играть вместе да деток будущих не родить, не качать их, не баюкать. К медведю, большому боярину, в эту пору приходят звери разные: и большие, и маленькие. Прибегал даже волк-дворянин с зубами острыми. Приходил и торговый гость бобр. Прилетала ласточка-дворяночка, белочка-княгинечка, лисица-подьячиха казначеиха. Забегал даже скоморох-горностаюшка. Приходил и игумен байбак. Прибегал и зайка-смерд. Был в гостях и еж. На этом сказка заканчивается.

  1.  Языковые особенности сказки.

Слова, требующие комментария.

Байбак – степной сурок, впадающий в спячку на зиму.

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.        

Игумен – настоятель православного монастыря.

Казначеиха – хранительница церковных ценностей.

Ласточка – уменш.-ласк. от ластка (устар.), то есть ласка,

Подьячий – помощник дьяка, делопроизводитель и писец в приказной канцелярии.

Подьячиха – его жена.

Смерд – крестьянин.

Целовальник (цаловальник) – должностное лицо, дающее присягу целованием креста, выполняющее работу по сбору податей, продаже вина, соли, хранению казенной собственности.

Сравнение сцен прогулки и смерти медведихи.

Прогулка медведихи

Смерть медведихи

Художественно-изобразительный прием

Стиль

Повествование.

Диалог.

Автор использует постоянные эпитеты и ритм, чтобы показать, как быстро развивается цепочка событий, которая резко переходит в завязку сказки.

Чувства героя

Умиротворение, наслаждение, гордость за детей, спокойствие, настороженность.

Медведиха любуется детьми, но она прислушивается к лесу.

Ярость, злость гнев, волнение.

Медведиха понимает, что ей грозит опасность, она прикрывает детей, жертвуя собой.

А.С. Пушкин приближает свою сказку к народной, использует постоянные эпитеты, задает ей определенный ритм, придерживается структуры народной сказки.

Сравнение речи мужика и медведя.

Речь мужика

Речь медведя

Художественно-изобразительный прием

Тип речи

Прямая речь

Плач, диалог

Использован прием антитезы, противопоставления.

Персонажи испытывают разные чувства, по-разному воспринимают происходящее.

Чувства героя

Хвастовство, бахвальство. Мужик  гордится своим поступком, чувствует себя героем.

Горе, отчаяние. Медведь страдает, плачет по медведихе. Он как бы вопрошает и ждет ответа: как могла  произойти  такая трагедия?

Антитеза – основной прием сказочного повествования. А.С. Пушкин в своей сказке тоже использует его. Позиция автора – это осуждение. Мужик все измеряет деньгами, для него это главная ценность.

  1. Стилевое своеобразие сказки.

Сравнение элементов русской народной сказки и «Сказки о медведихе».

Русская народная сказка

«Сказка о медведихе»

Постоянные эпитеты

«леса дремучего», «белой зорюшке», «белых березок», «поле чистое», «травою-муравою».

«из лесу дремучего», «белой зорюшке», «белой березою», «по муравушке»

Устаревшие слова и устаревшие неусеченные формы глаголов

«схоронитися», «промеж».

«валятися», «боротися, кувыркатися», «испугалися», «бросалися», «баюкати», «качати»

«отколь», «осержалася», «за плечьми», «промеж»

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«зорюшка», «елочек», «березок», «муравушка».

«зорюшка», «медвежатушки»,

«подарочек», «детушки», «дворяночка»,

«княгинечка», «горностаюшка»,

«беленький», «серенький»

По своему стилю сказка А.С. Пушкина ближе к народной, нежели к литературной. В ней широко используются приемы и средства, характерные для фольклорных произведений. «Сказка о медведихе» – это стилизация А.С. Пушкиным русской народной сказки.

Художественно-изобразительные приемы в сказке

Художественно-изобразительные приемы

Примеры из сказки

Антитеза

Мужик:

Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,

Трои медвежата по пять рублев…»

Медведь

Ах ты свет моя медведиха,

На кого меня покинула…

…Уж как мне с тобой, моей боярыней…,

…Милых детушек не родити,

Медвежатушек не качати…

Прием плача

Плач медведя по чернобурой медведихе.

Аллегоричность

Образы медведя, медведихи, мужика, зверей.

Отсутствие рифмы (белый стих)

Вся сказка.

Заключение

«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостаток своего воспитания…» – так говорил об этом малом жанре фольклора А.С. Пушкин. Можно смело утверждать, что его сказки  стрежень жизни любого русского человека. Они вразумляют, помогают учиться на чужих ошибках, узнавать ценные уроки жизни. Образы, живущие в его сказках, пришедшие к нам из детства, населяют наше воображение и сейчас.

Мне удалось проникнуть в мир шестой малоизвестной сказки А.С. Пушкина, понять ее смысл изнутри, провести комплексный анализ текста. Я смогла увидеть отличительные особенности сказки и выяснить ее нестандартность.

Прочитав сказку, я выявила следующие нравственные уроки:

  1. Величайшая ценность нашей жизни – семья, гармония в ней и гармоничные отношения семьи и окружающей «среды». Не разрушай счастье других, не разрушай семейное счастье: его очень трудно, а чаще – невозможно вернуть.        
  2. Не будь злым и жестоким: злость и жестокость убивают душу.
  3. Умей ценить красоту, любуйся ею, не разрушай ее. Относись бережно ко всему на Земле.
  4. Деньги – зло, если они являются жизненной целью, становятся причиной духовной гибели человека.
  5. Каждому, кто попал в беду, нужны помощь и сочувствие.

Библиография

Художественная литература:

  1. Пушкин. А.С. Сказка о медведихе // Собрание сочинение. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. – Москва, 1960. – С. 309-311.

Словари:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 Т. – М., 1980.
  2. Мифологический словарь (под редакцией Е.М. Мелетинского)  М.: Советская энциклопедия, 1990. – 670 с.
  3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.

Критическая литература:

  1. Азадовский М.К.  Пушкин и фольклор // М.К. Азадовский. Литература и фольклор. Л., 1938.
  2. Благой Д.Д.  Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.–Л., 1950.
  3. Зуева Т.В. Сказки А. С. Пушкина. М., 1989.
  4. Лупанова И.П.  Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959.
  5. Медриш Д.Н. От двойной сказки – к антисказке: Сказки Пушкина как цикл // Московский пушкинист. Вып. 1. М., 1995.
  6. Миллер В.Ф.  Пушкин как поэт-этнограф // Этнографическое обозрение. 1899. № 1–2.
  7. Савельева Л.В.,  Тарланов, Е.З.  Фольклорные традиции в поэтике «Сказке о медведихе» А. С. Пушкина // Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1992.

Интернет-ресурсы:

  1. http://litsait.ru/klassika/aleksandr-sergeevich-pushkin/skazki-v-stihah-a-s-pushkina/skazka-o-medvedihe.html
  2. http://pushkinpoetry.ru/bear.htm
  3. https://docs.google.com/document/
  4. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-tvochestvu-aspushkina-na-temu-chto-za-prelest-eti-sakzki-628099.html
  5. http://skazka.ucoz.ru/publ/skazochnye_uroki/tainstvennyj_mir_skazok_pushkina_chto_za_prelest_ehti_skazki/39-1-0-302

Приложение 1

Сказка о медведихе. Продолжение.

… Собралися тут звери большие,

собрались со зверями меньшими.

Стали думать звери чтимые,

звери бедные их выслушивать,

наказание мужику тому,

что убил боярыню-медведиху,

распорол ей брюхо белое,

что унес детишек-медвежатушек

и разгневал бурого медведя.

И придумали месть такую,

чтоб нигде не оставить пищи,

уморить чтоб с голоду охотничка

и вернуть своих медвежатушек.

И вскочила белочка-княгинечка,

убрала орехи свои спелые,

зайка-смерд убрал грибы лесные,

а байбак, что игумен, все ягоды.

По берлогам своим все запрятались,

по болотам, по норкам, по дуплам,

стали ждать мужичонку проклятого,

что убийцею стал для медведихи.

Чу, издали мужик тот идет,

Он во руках несет рогатину,

А нож-то у него за поясом,

за плечьми не мешок, а лукошко.

Только он идет не за медведихой,

по грибы он идет, да по ягоды, 

оглядел он уже все пенечки,

не нашел ни гриба, ни ореха,

даже самую мелкую ягоду,

воротился домой без обеда.

Всю семью охватил страшный голод,

Дети долго не ели, не пили,

вспомнил тут мужик про медвежатушек, 

захотел одного разрезать,

да жена помудрее была, 

медвежонка она не убила,

поняла, что семью их грешную

наказали так звери лесные.

Муж с женой стали думу думать,

как избавиться им от проклятья.

И послала жена мужичонку

медвежатушек в лес отнести:

«Положи на то самое место,

где убил ты их мать невинную,

Авось, черно-бурый медведь,

простит и дарует нам ужин.

Опять пошел в лес мужичонка

уже без ножа и рогатины,

положил он детушек медвежьих

и ушел из лесу восвояси.

Тут же выбежали звери меньшие,

отвели медвежат к отцу,

он прижал их лапами сильными,

посмотрел на них глазами заплаканными,

приказал не обрывать грибы да ягоды

и оставить их мужику тому.

Ой, вы, милые медвежатушки,

Ой, вы, милые мои детушки,

не осталось у вас больше маменьки,

но зато есть батюшка родимый.

Уж, как я вас, дети, приласкаю,

уж, как я вас, дети, приголублю,

я буду вас качати и баюкати,

растите черно-бурые, красивые,

смелые и сильные медведи…»

На другой день приходит мужик,

лишь лукошко висит за спиной.

Видит: черника и клюква растет,

подосиновики, подберезовики,

он наполнил доверху лукошко, 

в пояс лесу он поклонился

и покаялся за грехи свои:

«Ах, зачем я убивати ту медведиху?

Ах, зачем я порол брюхо ее бело?

Ах, зачем я снимати с нее шкуру?

О, могучий дремучий лес,

охранять красоту твою буду.

Как же звери меня проучили,

поделом мне, старому, досталось…»

И как только он окончил,

то ушел с лукошком в свою хижину,

и в тот день его семья наелась,

и в тот день играли его детушки,

и в тот день дремучий лес был счастлив,

и медведь-боярин в пляс пошел,

и плясали звери большие,

а сними и звери меньшие,

и белочка-княчинечка,

и ласточка-дворяночка,

и лисица-подъячиха,

подъячиха, казначеиха,

и бобер, и волк,

и зайка-смерд,

зайка бедненький, зайка серенький,

и целовальник-еж,

все-то еж, он ежится,

все-то он щетинится.

Медвежатушки баловалися,

детушки милые игралися.

Я там был, мед-пиво пил

и усы лишь обмочил

А. С. Якушева ст воспитательМДОУ ЦРР – детский сад № 28Г. Сочи Творчество...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    А. С. Якушева ст воспитательМДОУ ЦРР – детский сад № 28Г. Сочи Творчество

    Описание слайда:

    А. С. Якушева
    ст воспитатель
    МДОУ ЦРР – детский сад № 28
    Г. Сочи

    Творчество А. С. Пушкина – как источник вдохновения!

  • 2 слайд

    Воспитывать литературный вкус детей и развивать их язык надо на лучшем, а что

    Описание слайда:

    Воспитывать литературный вкус детей и
    развивать их язык надо на лучшем, а что может
    лучше и совершеннее поэзии А.С. Пушкина?

    Е. Тихеева.

  • 3 слайд

    Маленький Саша начал сочинять стихи очень рано – в три года.Пушкин родился в

    Описание слайда:

    Маленький Саша начал сочинять стихи очень рано – в три года.
    Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. в
    литературной семья. Отец, – Сергей Львович,
    – был ценителем литературы, имел большую
    библиотеку. Дядя был известным поэтом. В
    доме всегда были известные поэты и
    писатели.
    Русскому языку Пушкина учила бабушка
    Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна,
    которая умела мастерски рассказывать
    сказки, знала много поверий, пословиц.
    Маленький Саша заслушивался её рассказами
    и сказками.
    В дальнейшем Пушкин посвятил
    ей стихотворение «Няня».

  • 4 слайд

    В 1811 году отец и дядя отправили Пушкина в Царскосельский лицей, где учили

    Описание слайда:

    В 1811 году отец и дядя отправили Пушкина в Царскосельский лицей, где учились мальчики из дворянских семей. Там он начал писать свои стихи, поэмы, повести.
    После окончания Лицея Пушкин едет в Санкт-Петербург, где занимается своей литературной деятельностью.
    Он женится на красавице Наталье Николаевне Гончаровой.
    У них появляется четверо детей, которых поэт очень любил, нежно называя их «детушками».
    Александр был честным и решительным человеком. Писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, нечестных людей. Из-за этого у него было много врагов, которые старались обидеть поэта.
    Пушкин не мог терпеть и прощать оскорбления, поэтому стрелялся на дуэли с Дантесом, где получил ранение, от которого скончался в 1837.

  • 5 слайд

    Творчество А.С. Пушкина нет, но остались его произведения, которые хочется п

    Описание слайда:

    Творчество
    А.С. Пушкина нет, но остались его произведения, которые хочется перечитывать снова и снова. Как и в русских народных сказках, в сказках поэта есть добрые и злые силы, которые вступают между собой в борьбу. К счастью, добро всегда побеждает зло.
    История создания сказок
    Все сказки А. С. Пушкина написаны в одном месте, правда, а разное время. В селе Балдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.

  • 6 слайд

    Всем известно об интересе А. С. Пушкина к русским народным сказкам, песням, к

    Описание слайда:

    Всем известно об интересе А. С. Пушкина к русским народным сказкам, песням, к истории родной страны.

  • 7 слайд

    Настоящим кладом была для А. С. Пушкина каждая сказка его доброй няни Арины Р

    Описание слайда:

    Настоящим кладом была для А. С. Пушкина каждая сказка его доброй няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии, как сюжеты собственных сказок (в стихах). Пушкин слушал певцов и сказателей на базарах и ярмарках, и в его бумагах сохранился ряд записей выслушанных им сказок.
    Арина Родионовна- няня поэта, была самым близким другом, он называл ее матушкой. Арина стала символом доброты и мудрости, научила поэта любить свою землю, свой народ. Её знают во всем мире.

  • 8 слайд

    «Сказка о царе Салтане…»Ты, волна моя, волна, Ты гульлива и вольна;Плещешь

    Описание слайда:

    «Сказка о царе Салтане…»
    Ты, волна моя, волна,
    Ты гульлива и вольна;
    Плещешь ты, куда захочешь,
    Ты морские камни точишь,
    Топишь берег ты земли,-
    Подымаешь корабли.

  • 9 слайд

    «Сказка о рыбаке и рыбке»написана осенью 1833гНа него старуха не взглянула,

    Описание слайда:

    «Сказка о рыбаке и рыбке»
    написана осенью 1833г
    На него старуха не взглянула,
    Лишь с очей прогнать его велела.
    Подбежали бояре и дворяне,
    Старика взашен затолкали.

  • 10 слайд

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Написана осенью 1833 года в Бол

    Описание слайда:

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
    Написана осенью 1833 года в Болдине. В основу положена русская сказка, записанная в Михайловском. Также сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.
    «Свет мой, зеркальце! Скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    всех румяней и белее?»

  • 11 слайд

    «Сказка о попе и его работнике Балде» Написана в Болдине 13 сентября 1830 год

    Описание слайда:

    «Сказка о попе и его работнике Балде»
    Написана в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.
    Жил-был поп,
    Толоконный лоб.
    Пошёл поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
    На встречу ему Балда
    Идёт, сам не зная куда.

  • 12 слайд

    «Сказка о золотом петушке»Эта последняя сказка была написана в 1834г. В основ

    Описание слайда:

    «Сказка о золотом петушке»
    Эта последняя сказка была написана в 1834г. В основе сюжета новелла «Легенда об арабском звездочете»
    С колесницы пал Дадон-
    Охнул раз,- и умер он.
    А царица вдруг пропала,
    Будто вовсе не бывало.
    Сказка ложь, да в ней намек!
    Добрым молодцам урок.

  • 13 слайд

    Сказка о медведихе Неоконченная сказка, написанная осенью 1830г. В Болдине. С

    Описание слайда:

    Сказка о медведихе
    Неоконченная сказка, написанная осенью 1830г. В Болдине. Сюжет ее целиком принадлежит Пушкину. По стилю и стиху сказка приближается к народной песне.

  • 14 слайд

    А. С. Пушкин написал сказки…..Какая лишняя?1. «Сказка о мертвой царевне…»2. «

    Описание слайда:

    А. С. Пушкин написал сказки…..Какая лишняя?
    1. «Сказка о мертвой царевне…»
    2. «Сказка о золотом петушке…»
    3. «Сказка о рыбаке и рыбки»
    4. «Красная шапочка»

  • 15 слайд

    Как разговаривал старик с Золотой Рыбкой? «Смилуйся, государыня рыбка…», «Сж

    Описание слайда:

    Как разговаривал старик с Золотой Рыбкой? «Смилуйся, государыня рыбка…»,
    «Сжалься надо мной, государыня рыбка…», «Смилуйся, дорогая рыбка…»

  • 16 слайд

    Мы картинку отгадаем – сказку или героя называем.

    Описание слайда:

    Мы картинку отгадаем – сказку или героя называем.

  • 17 слайд

    «Пусть ребёнок узнает пока немного, но чтобы в этом немногом для него открыла

    Описание слайда:

    «Пусть ребёнок узнает пока немного, но чтобы в этом немногом для него открылась красота нравственных ценностей»
    В. А. Сухомлинский

  • 18 слайд

    Вот и сказки конец, акто слушал – молодец!Это Пушкин, это чудо!Это прелесть

    Описание слайда:

    Вот и сказки конец, а
    кто слушал – молодец!
    Это Пушкин, это чудо!
    Это прелесть без конца
    В нашей жизни вечно
    Будут этих сказок голоса.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка пушкина о медведихе о чем сказка

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Сказка пушкина о медведихе о чем сказка

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Сказка пушкина о медведихе о чем сказка

  • Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Сценарий спортивно-речевого праздника «Отвага, Честь и Слава!»

  • Презентация «Насекомые в загадках»

  • Ежедневное планирование «Мой родной город» Подготовительная группа

  • Ежедневное планирование «Мой родной город» Подготовительная группа

  • Ежедневное планирование «Мой родной город» Подготовительная группа

  • Ежедневное планирование «Мой родной город» Подготовительная группа

  • Ежедневное планирование «Мой родной город» Подготовительная группа

  • Сценарий спортивно-речевого праздника «Мы космонавты»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457455 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

«Сказка о медведихе», краткое содержание которой приведено далее, недописанная сказка Александра Сергеевича Пушкина. Данная статья посвящена не только пересказу сюжета. Мы расскажем кратко об истории её создания, приведем характеристику героев и дадим анализ текста этого произведения.

Работы Александра Сергеевича Пушкина – признанная мировая классика, а сказки, написанные гением русской литературы, актуальны и популярны до сей поры, ведь источником большинства из них стал богатейший русский фольклор. Однако, есть и исключения, к которым относится рассматриваемое произведение.


История создания сказки Александра Пушкина

Название «Сказка о медведихе» не является пушкинским. Так неоконченное произведение принято называть в народе, поскольку сам Александр Сергеевич ей названия так и не дал. 

Пушкин в Болдино

Написал он её в 1830 г. в процессе затворнического образа жизни в имении Большое Болдино. Кстати, этот этап жизни поэта стал самым продуктивным в творчестве Пушкина. Позже, этот период назвали «Болдинская осень».

Несмотря на то, что большинство сказок Пушкина имеют народные корни, сюжетов и историй, схожих со сказкой о медведихе, в русском фольклоре найдено не было. Это дает основания полагать, что сюжет произведения целиком и полностью — плод воображения Пушкина, хотя стиль её соблюдает традиции народных сказок.

Опубликована она была в 1855 году Павлом Васильевичем Анненковым, уже после смерти Александра Сергеевича. Именно благодаря Анненкову сказку сейчас без проблем можно найти и читать или слушать на одном из многочисленных интернет-ресурсов, посвященных творчеству Пушкина. 

Несмотря на то, что оригинальная, недописанная версия рисунков не содержала, варианты, опубликованные в интернете, дополнены разнообразными иллюстрациями.


Главные герои и их характеристика

Центральными персонажами сказки, так и недописанной Пушкиным, являются лестные обитатели – медведь и медведиха с медвежатами, но присутствует среди главных героев сказки и человек. Охотник, чьи действия и стали причиной лесной трагедии. 

Медведица

На втором плане представлены всевозможные жители леса – волк, бобер, заяц и другие.

Персонажи имеют четкие прототипы среди сословий общества времен крепостного права:

  1. Заяц символизирует рядового крестьянина, в тексте он так и отражен – зайка-смерд.

  2. Волк – дворянин, описывается с «зубами закусливыми» и «глазами завистливыми», в полной мере отражая угнетателя и узурпатора.

  3. Не преминул Пушкин и выразить своё отношение к купечеству, образ которого вложил в бобра с «жирным хвостом».

  4. Среди остальных животных интересен также образ ежа — «целовальника».

  5. Сам же охотник показан как жестокий и беспринципный человек, убивший медведиху ради шкуры, из которой сделает жене шубу, а медвежат намерен продать. Именно это он и говорит своей жене. Данный образ характеризует корыстность общества и готовность людей убивать не ради пропитания, а просто ради выгоды.


Краткое содержание «Сказки о медведихе»

Как-то раз весной медведица выходит погулять с медвежатами из дремучего леса. Пока дети резвятся, мать приглядывает за ними издали, сидя под белой березой. 

Сказка о медведихе

Вдруг в лесу появляется охотник с рогатиной. Медведица прячет у себя за спиной медвежат, а сама встает на дыбы, намереваясь защитить детей и дать отпор обидчику. 

Но охотник вышел прямо на неё, и, используя рогатину, убивает медведиху. После чего, вспорол ей брюхо и снял шкуру, а медвежат до поры собрал в мешок. 

Дома хвастается добычей жене, говоря, что из шкуры сделает ей шубу «в пятьдесят рублёв», а медвежат выгодно продаст.

Звери в сказке

Когда известие о смерти жены и детей доходит до черно-бурого медведя, он впадает в тоску, «голову повесил, голосом завыл», тоскует по убитой жене и детям. К нему, большому лесному боярину, приходят звери, очевидно, чтобы высказать свои соболезнования.

Вот на такой трагичной ноте и завершается сказка.


Краткий анализ произведения

Ключевой темой произведения является тема социальная. Именно ей Пушкин уделял особое внимание в пору своего затворничества. 

Пушкин Сказка о медведихе

Ведь охотник, не думая о том, какое горе принесут медведю его действия, убивает медведиху и забирает медвежат, и все это не из необходимости – а просто, ради наживы.

Поднимается тема человечности. Кто ведет себя как человек, а кто как зверь? Пока охотник творит поистине зверские поступки, животные, высказывая своё сочувствие, ведут себя куда гуманнее, сострадательнее, милосерднее охотника.


Главная мысль и идея сказки

Основная идея «Сказки о медведихе» состоит в том, что не стоит совершать поступков, не подумав об их последствиях. Не менее значима в произведении и тема семьи. 

Медведиха

Пушкин старается донести до читателя, что нет в мире ничего важнее семьи, причем этому не мешает и тот факт, что сказка неоконченная. Даже в неполный вариант произведения великий поэт успел вложить глубочайший смысл.


Вывод

«Сказка о медведихе» является замечательным произведением, которое несет глубокую мораль и станет достойным разделом, дополнившим любой читательский дневник. 

Несмотря на то, что она незаконченная, произведение снискало не один положительный отзыв, и её прочтение наверняка станет полезным жизненным уроком для читателей всех возрастов.

«Сказка о медведихе» — краткое содержание произведения Александра Сергеевича Пушкина

Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом,
А мешок-то у него за плечьми.
Как завидела медведиха
Мужика со рогатиной,
Заревела медведиха,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
Ах вы детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идет.
Становитесь, хоронитесь за меня.
Уж как я вас мужику не выдам
И сама мужику …. выем.

Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-от он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.

«Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев».

Не звоны пошли по городу,
Пошли вести по всему по лесу,
Дошли вести до медведя чернобурого,
Что убил мужик его медведиху,
Распорол ей брюхо белое,
Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал.
В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Чернобурую медведиху.
— Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. —
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, богатый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка бедненькой, зайка серенькой.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.

Анализ «Сказки о медведихе» Пушкина

Неоконченная «Сказка о медведихе» написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Это черновой набросок очередной стилизации поэта под устное народное творчество. Мастерски сочетая народную интонацию и традиционный сказочный сюжет, поэт заставляет читателя и слушателя сочувствовать горю чернобурого медведя, потерявшего семью.

Произведение написано примерно в 1830 году, в ту пору, когда поэтом создавались и самые знаменитые его сказки. Название дано издателями, а не автором, поскольку стихотворение было напечатано только в 1855 году. Некоторое сходство сюжета можно усмотреть, например, с прозаической народной сказкой «Медведь-липовая нога». Эта стилизация не так выразительна, как, скажем, «Сказка о рыбаке и рыбке», потому что автор больше играет с формой и выстраиванием типичного сюжета, а не творчески переосмысляет фольклор, создавая собственное литературное произведение на его основе. Начинается все с прогулки медведихи с детушками, затем ее убивает охотник, а детушек сажает в мешок, наконец, о произошедшем узнает глава медвежьего семейства. В самом конце к нему собираются звери: то ли разделить его горе, то ли с планами отмщения мужику.

Много нерифмованных строк, есть смежные рифмы, часто используются глагольные рифмы с просторечным окончанием: кувыркатися, подымалася. Характерно употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах: медвежатушки, дворяночка, серенькой. Этот прием очеловечивает зверей. Олицетворения в каждой строке, поскольку с самого начала звери заявлены не просто на равных с людьми, но и играют человеческие социальные роли: белочка княгинечка, скоморох горностаюшка. Даже сам медведь — вдовец. Это усиливает сопереживание героям. В сказке есть контраст прагматичной прямой речи мужика (он даже называет цену добычи) и причитаний убитого горем медведя, много устаревших слов, значение, которых, впрочем, почти всегда понятно из контекста. Требует пояснения разве что еж-целовальник (трактирщик) и байбак (сурок). Много повторов: дремучего, распорол, приходила, у него-то. Звери описаны как аллегории человеческих качеств и чувств: у волка завистливые глаза, зайка-смерд — бедненькой.

Сюжет «Сказки о медведихе» А. Пушкина остался незавершенным. Созданная в период его обращения к фольклору, она осталась лишь в его черновиках. Сказку опубликовали через 18 лет после смерти поэта.

  • Следующий стих → Самое любимое, что есть у меня
  • Предыдущий стих → Леонид Филатов — Песенка Клары Газуль

Читать стих поэта Александр Пушкин — Сказка о медведихе на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

                                                                   3 класс

Цель:

обобщение знаний обучающихся об А. С. Пушкине и о его сказках.

Задачи:

1)Обобщить знания детей об А. С. Пушкине и о его сказках.

2) Пробудить у детей интерес к чтению произведений Пушкина.

3) Развивать любознательность, образное мышление, речь, память.

4)Развивать творческие возможности обучающихся.

Форма проведения:

                               Урок – КВН

Оборудование:

Портреты разных писателей и поэтов, карточки с отрывками из сказок,

кроссворд, плакат «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам

урок», карточки в форме золотой рыбки с вопросами по сказкам,

телеграммы сказочных героев, призы, мелодии детских песен.

                                        Ход урока:

I. Организационный момент.    Класс делится на 3 команды.

II. Вступительное слово учителя:

Сказки Пушкина, лирика Пушкина, повести Пушкина никогда не уходят из нашей жизни, они всегда рядом с нами. Июнь месяц подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. Короткой была жизнь поэта. Но сколько написано им! Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его бесценно.

Настоящий урок литературного чтения мы посвящаем поэту-творцу, поэту-борцу за справедливость, великому русскому гению – А. С. Пушкину.

А речь пойдет о его сказках.

                                Мы знаем, вы любите игры,

                                Песни, загадки и пляски.

                                Но нет ничего интереснее,

                                Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т. п. Всё это очень интересно.

А вот сейчас мы проверим, знаете ли вы знаменитые на весь мир пушкинские сказки.

Для начала пусть каждая команда придумает себе за 1 минуту название, связанное со сказками Пушкина.

  1. Конкурсы.  1. «Узнай в лицо»

На доске размещены портреты разных писателей и поэтов. Портреты пронумерованы. Команды должны на листке бумаги записать номер портрета А. С. Пушкина.

2. «Знатоки биографии»

а) Когда родился Александр Сергеевич? /06.06.1799/

б) Как звали его отца? /Сергей/

в) Как звали няню поэта? /Арина Родионовна/

г) В каком возрасте он погиб? /37 лет/

д) Отчего умер А. С. Пушкин? /дуэль/

е) Назови имя его жены. /Наталья Николаевна/

3) «Её Величество Сказка»

Команды на листке записывают число, обозначающее количество сказок, написанных Пушкиным А. С.

(Их всего шесть:

  1. О золотой рыбке;
  2. О мёртвой царевне;
  3. О царе Салтане;
  4. О попе и его работнике Балде;
  5. О золотом петушке;
  6. О медведихе.

«Руслан и Людмила» – поэма).

4) За 2 минуты командам предлагается написать как можно больше имён героев сказок Пушкина.

5) «Лучший знаток пушкинских сказок»

                а) Что кричал Петушок, сидя на спице?

     (Кири-куку! Царствуй, лёжа на боку!)

б) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и      рыбке»?

     (Жил старик со своею старухой

     У самого синего моря)

в) Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

     (Три девицы под окном

     Пряли поздно вечерком)

г) Расплачиваясь с  Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

     (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).

д) Какими словами обращается старик к золотой рыбке?

     (Смилуйся, государыня-рыбка).

е) Какими словами заканчиваются две сказки: о царе Салтане и о мёртвой царевне?

     (Я там был, мёд-пиво пил —

     И усы лишь обмочил).

6) Узнай из каких сказок эти строки.

                а) Чем вы гости торг ведёте?

        И куда теперь плывёте?

(О царе Салтане)

        б) Кто далее палку бросит,

                Тот пускай и оброк уносит.

        (О попе и его работнике Балде)

        в) Месяц, месяц, мой дружок,

        Позолоченный рожок.

        ( О мёртвой царевне)

        г) Так и вздулись сердитые волны,

        Так и ходят, так воем и воют.

        ( О рыбаке и рыбке)

        д) Сына он теперь меньшого

        Шлёт на выручку большого.

                                                (Сказка о золотом петушке)

                             е) На него старуха не взглянула,

        Лишь с очей прогнать его велела.

        (Сказка о рыбаке и рыбке)

7) Вспомни число

а) Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?  (30 и 3)

б) Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4)

в) За сколько лет должен был собрать оброк с чертей Балда? (3)

8) Кто мог бы отправить такие телеграммы?

        Да вот верёвкой хочу море морщить

        Да вас, проклятое племя, корчить.

                                        (Балда)

                               Судно весело бежит

                     Мимо острова Буяна.

        (Корабельщики)

     Горе мне! Попались в сети

        Оба наших сокола.

        Горе! Смерть моя пришла!

                (Царь Дадон)

9) Конкурс художников – иллюстраторов

Вспомните строчку из стихотворения Пушкина:

                                  Там на неведомых дорожках

                                   Следы невиданных зверей.

Никто никогда не видел ни зверей, ни следов. Но вы их сейчас нарисуйте, а потом прокомментируйте.

10) «Рыбаки»

По одному участнику от каждой команды подходят к столу жюри и берут карточку в форме золотой рыбки, где на обороте написан вопрос, без подготовки отвечают.

а) Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей    землянке?

                        (Старик ловил неводом рыбу,

                                         Старуха пряла свою пряжу.)

        б) Кто верный сторож царя Дадона?

                                (Петушок)

в) В кого поочерёдно хотела превратиться старуха?

                       (в дворянку, в царицу, во Владычицу морскую)

г) В кого поочерёдно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

                                                       (В комара, в муху, в шмеля)

д) С каких слов начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»?

                                                        (Жил-был поп – толоконный лоб)

е) Назовите изделие из золотых скорлупок, которое пускалось по свету?

                                                (монета)

ж) Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах?

                        (Заморскими винами да пряниками печатными)

з) Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон?

(Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с Черномором, сама стала его женой).

и) Каким было последнее желание старухи?

                                                  (Стать Владычицей морской)

        11) Кроссворд

Команды одновременно получают одинаковый кроссворд. Победит то, кто быстрее разгадает.

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказкаСказка пушкина о медведихе о чем сказка

Сказка пушкина о медведихе о чем сказка

        По горизонтали:

  1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? /Балда/
  2. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? /Старуха/
  3. Исполнитель песни «Во саду ли, в огороде». /Белка/
  4. Место встречи попа с Балдой. /Базар/

6. Чем отравилась молодая царевна? /Яблоко/

        По вертикали:

2. Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» /Соколко/

4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. /Буян/

5. Как звали няню Пушкина? /Арина/

7. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». /Елисей/

12) Инсценировка отрывка из любой пушкинской сказки (домашнее задание)

  1. Подведение итогов конкурса. Награждение.

  • Сказка пушкина где белка грызет орешки
  • Сказка пустомеля союзмультфильм 1980 года
  • Сказка про язычок бонк
  • Сказка происшествие в стране мульти пульти
  • Сказка прощание с летом