Сказка пушкина метель читать

Урок внеклассного чтения по сказкам а. с. пушкинаурок внеклассного чтения по сказкам а. с. пушкина проводится в 5 классе после

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы «Литературная сказка». Урок включает рассказ о няне поэта, викторину, игровые задания. В ходе урока соревнуется несколько команд.

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

«Что за прелесть, эти сказки!»

Оформление:

  • Портрет Пушкина
  • Выставка книг
  • Иллюстрации учащихся к сказкам

Ход урока

Слово учителя

  •  Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 
  • Кто такая была Арина Родионовна?
  • Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

 Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  • Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс второй – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех – «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»
  • Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, —          

Отвечает ветер ___________________ , —

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

Источники:

Конспект
удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, проверка домашнего задания,
изучение нового, физкультминутка, игры, конкурсы, и для капитанов, итог урока,
домашняя работа.

Конспект
урока литературы
в 5 классе на тему: А. С. Пушкин

Цель:  познакомить
ребят с фактами биографии А.С.Пушкина

Задачи: познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина,
оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи
начала XIX века;

формировать
умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного
чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;

воспитывать
интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока

 І. Организационный этап 

          Учитель:
—  Учебник на столе у вас?

                            
 А ручки и тетрадки?

                              Тогда
урок начнём сейчас,

                              Раз
всё у вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,
 
                              Послушны,
наблюдательны.

                              Чтобы
литературные тайны познавать,

                              Нужно
всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Прозвенел уже
звонок,

Начинается урок.

Так что время не
теряем

И работать
начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

Хорошо  проверь,
дружок,

Ты готов начать
урок?

Все ль на месте,
все в порядке,

Ручка, книжка и
тетрадки?

Все ли правильно
сидят?

Все ль внимательно
глядят?

Каждый хочет
получать

Только лишь
отметку … («пять»)

Ребята, какое у
вас сегодня настроение? 

Я очень рада, что
у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только
улучшаться.

     —
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок,
который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения
работать.

   —  Я  думаю,
что  включиться  в  работу  урока  нам  поможет игра «Запомни  и  назови?».

       Рассмотри 
картинку  и  постарайся  её  запомнить. ( Учитель  закрывает  картинку.).
Затем  предлагает  учащимся  ответить  на  вопросы.

       — Сколько 
чашек  стояло  на  столе ?

       — Была  ли 
среди  фруктов  груша ?

       — Что 
лежало  под  столом ?

       — Что 
было  нарисовано  на  картине ?

       — Какого 
цвета  была  ваза  для  фруктов ?


II. Проверка
домашнего задания.

Пересказ
статьи учебника «Из русской литературы XIX в.», с.84, ч.1.

III.
Изучение нового материала.

Слово
учителя

  •  Ребята,
    сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина.
    (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти
    сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках,
    которые ему рассказывала Арина Родионовна. 
  •  

1.    
 

§  Кто
такая была Арина Родионовна?

§  Как
её фамилия?

С
младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир
волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно
рассказывала.

Вот
как он вспоминал её после:

… в
вечерней тишине

Являлась
ты весёлою старушкой,

И
надо мной сидела в шушуне,

В
больших очках и с резвою гремушкой.

Ты,
детскую качая колыбель,

Мой
юный слух напевами пленила

И
меж пелён оставила свирель,

Которую
сама заворожила.

Пушкин
заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в
Михайловское.

Часто
в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел
ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку.
Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки
моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик
читает «Зимний вечер»

От
Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и
«Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь
сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные
старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных
превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической
фантазией.

Сказки
Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

Звучит
увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб
зелёный»…

 Трогательная
забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно
хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в
Петербург:

Любезный
мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень
радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу
выставлю.»

Пушкин
посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица
читает стихотворение «Няне»

А
другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню
поэта в своих стихах

Ученик
читает стихотворение:

 Всё
было мудро предназначено

Судьбой
– и сказки и былины.

Его
сама Россия нянчила

Руками
крепостной Арины.

В 
светелке – теплота перинная,

Свеча
устало догорала,

И
пеня русская, старинная

Его,
младенца, пеленала…

Когда
я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего
в плаще крылатом,

Живое
личико старушкино

Всегда
мне видится с ним рядом,

Трудилась,
господа не гневала,

Жила,
как все. Вставала рано.

Но
без неё, быть может, не было б

У
нас Людмилы и Руслана.

Хотя
о нас она не грезила,

Когда
с хитринкой, по-крестьянски,

То
вдруг задумчиво, то весело

Ему
рассказывала сказки.

Водила
в сутолоке рыночной

На
праздники народных зрелищ,

В
душе звала сынком, кровиночкой,

А
вслух – лишь Александр Сергеевич.

С
ним вы, Арина Родионовна,

В
веках остались неразлучно.

Святое
слово – слово «родина»

Так
с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня
вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь
новое.

У
нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу
игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая
команда выберет себе капитана.

Конкурс
первый – Угадай сказку

Каждой
команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о
какой сказке идёт речь.

  • Торговая
    фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы,
    донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам!
    «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 
  • Тем, кто
    интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду.
    В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый,
    печь с лежанкой изразцовой.«Сказка о мёртвой царевне»
  • Школа
    целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются
    такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на
    носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс
второй – Разминка.

За
каждый правильный ответ команда получает один балл.

  • Сколько жили
    старик со старухой у самого синего моря?(тридцать лет и три года)
  • Какими
    словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для
    царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
  • Какими
    словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина
    ты, простофиля)
  • Какая сказка
    заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам
    урок»? («Сказка о золотом петушке»)
  • Какую песню
    пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
  • Как полностью
    называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о
    сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
    прекрасной царевне Лебеди»)

Физкультурная минутка


А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три
хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть
опять

Рисуй глазами
треугольник

Рисуй глазами
треугольник.

Теперь его
переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру
веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты головою не
крути,

А лишь глазами
осторожно

Ты вдоль по линиям
води.

И на бочок ее
клади.

Теперь следи
горизонтально,

И в центре ты
остановись.

Зажмурься крепко,
не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

   
                 Проведем, друзья,
сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их
так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Можно глазки открывать!

Конкурс
второй – капитанов.

Предлагаю
выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке.
Время – три минуты.

А мы
пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по
очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать
сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1
балл.

  • Яблоко –
    «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало –
    «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех –
    «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка –
    «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок –
    «Сказка о золотом петушке»
  • Прялка –
    «Сказка о рыбаке и рыбке»

А
теперь конкурс сказочных героев.
 Дома вы должны были
представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята
представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по
пятибалльной системе.

Конкурс
капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор
ставит один балл.

Следующий
конкурс – восстановить текст.
 Сейчас мы узнаем,
насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам
одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков
вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой,
—          

Отвечает
ветер ___________________ , —

Там,
за речкой ______________________

Есть
__________________
гора,                                                                                         

В
ней _____________________ нора,

В
той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб
качается __________________________

На
цепях между столбов.

Не
видать ничьих следов

Вкруг
того __________________ места,

В
том гробу твоя невеста.

А
теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из
сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее
жюри подводит итоги игры.

Я
думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина,
которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны,
посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

IV.
Подведение итогов урока.

— Каким вы
представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Няне»? (Лирический
герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом
создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине –
матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с
ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого
поэта, являясь отражением его человечности).

V.
Домашнее задание.

1.Стихотворение
«Няне» выучить наизусть, с.94, часть 1.

2.Прочитать
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», с.96-114.

3.Ответить
на вопросы 1-2, с.115

На чтение 17 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Год написания и публикации — Повесть «Метель» написана в 1830 году. Опубликована она была в 1831 году, став заключительным произведением известного прозаического сборника «Повести Белкина». История создания — Неизвестно, выросла ли повесть из похожего случая, происходившего в жизни, или же это — вымысел. Можно предположить, что событие реально лишь частично, хотя Белкин утверждает, что большинство его историй взяты из жизни. Жанр — Повесть. Направление — Реализм с элементами сентиментализма. Основная идея — Жизнь человека подчинена року. Судьбой людей управляют тайные силы, способные нарушить любые планы, изменить ход событий. Тема — Рок, случайность в жизни людей. Проблема — Человек не всегда может управлять ситуацией и добиться желаемого. Иногда в ход событий вмешивается случай.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

1488717883_fa2323b47d30d9cea7be35cda84514a7.jpgМетель анализ повести Пушкина по плану

В 

1. История создания. «Метель» входит в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», который был написан А. С. Пушкиным осенью 1830 г. в Болдине. Работу над «Метелью» поэт закончил в последнюю очередь — 20 октября.

В 

2. Смысл названия. В пушкинскую эпоху зимняя поездка по бескрайним российским просторам могла обернуться трагедией.

Разыгравшийся буран представлял серьезную опасность для одинокого путника.

В русской литературе есть множество историй о заблудившихся и замерзших насмерть людях. В повести Пушкина никто не погибает, но метель кардинальным образом изменяет судьбы главных героев. На этом основан весь сюжет произведения.

В 

3. Жанр. Повесть

В 

4. Тема. Главная тема произведения — роль слепого случая в человеческой судьбе. Завязка повести достаточно проста: молодые люди любят друг друга, но родители девушки не дают согласия на брак. Влюбленные решаются обвенчаться тайно в надежде, что после этого родительские сердца смягчатся.

В тщательно разработанный план вмешивается непогода. В течение дня Владимир улаживал все дела, договорился со священником, нашел свидетелей. К вечеру ему оставалось только добраться до с. Жадрино, где должно было состояться венчание. В это время поднялась сильнейшая метель.

Всю ночь жених в отчаянии разыскивал дорогу, но попал в Жадрино лишь к утру. Пушкин намеренно усиливает интригу, не объясняя «какое известие ожидало его». Марья Гавриловна тайком уезжала из дома, но утром вернулась. Родители даже ни о чем не догадывались.

Все было в порядке, но к вечеру девушке стало плохо. Горячка продлилась две недели и чуть не привела к смерти Марьи Гавриловны. Родители решили, что причиной болезни стал их запрет на брак с Владимиром. Ради дочери они были готовы согласиться, но получили «полусумасшедшее письмо» от молодого человека, который вскоре уехал на войну. Что же произошло в роковую ночь? Объяснение ждет читателя в финале.

Марья Гавриловна так и не вышла замуж, отказывая многочисленным поклонникам. Одним из них стал вернувшийся с войны гусарский полковник Бурмин. Он стал частым гостем в доме девушки и очень понравился ей. Для всех окружающих свадьба представлялась лишь вопросом времени. Настал день решающего объяснения. Марья Гавриловна ждала предложения, но услышала поразительную историю.

Бурмин заявил, что уже женат, но даже не знает своей жены. Он рассказал, что уже был в этих местах и попал в метель. Заблудившись, офицер случайно заехал в какое-то село и зашел в церковь. По причине крайней усталости и ветрености Бурмин позволил обвенчать себя с незнакомой девушкой. Сразу же после венчания она вскрикнула: «Ай, не он! не он!». Офицер поспешно уехал и до сих пор чувствует свою вину.

Рассказ Бурмина напомнил Марье Гавриловне о прошлом. Оказалось, что новый поклонник когда-то оказался на месте Владимира. Заключенный брак был случайным поворотом судьбы. Самой удивительной во всей истории стала встреча и любовь между не знающими друг друга мужем и женой.

В 

5. Проблематика. В повести Пушкин затрагивает проблему, актуальную для патриархального российского общества. Даже в дворянской среде девушка могла выйти замуж только с согласия родителей. Это очень часто приводило к побегам из семьи. Если молодые супруги не получали прощения, то обычно вели жалкую жизнь, полную страданий и лишений. Марье Гавриловне удалось сохранить тайну и «дождаться» встречи с мужем. Если бы о ее преступном браке узнали, история вряд ли бы имела счастливое продолжение.

В 

6. Чему учит автор. Пушкин очень высоко ценил любовь. Он, безусловно, оправдывает план тайного венчания. Незримые силы разрушили ожидаемое счастье влюбленных, но надежда Марьи Гавриловна не умерла. В конце концов судьба исправила свою ошибку и позволила вновь восторжествовать любви. Таким образом Пушкин призывает никогда не впадать в отчаяние и хранить веру в добро и справедливость.

Воронцов Тихон

Это очень интересный рассказ, с невероятно-захватывающим сюжетом. Тема рассказа заключена в том, что иногда обстоятельства жизненные складываются нам наперекор, но как оказывается это лучшее, что могло случиться, вот так и в этом рассказе, девушка нечаянно выходит замуж за другого молодого человека из-за метели, которая задержала его. Метель просто спасла ее от ничтожного человека и брака с ним. Идея в том, что Бог сам решает, когда и где ты должен находиться, у каждого свое место, и если тебе суждено, то так тому и быть.  

Пожаловаться

«Метель» – одно из пяти произведений цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Мистическая история, в которой главная героиня самым загадочным способом обрела своего суженого.

Краткое содержание «Метель» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Метель

Число страниц: 12. Пушкин Александр Сергеевич. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Издательство «Литера». 2017 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1830 год

Время и место сюжета

Действие повести берет свое начало в 1811 году в России, в поместье Ненарадово. К своей логической развязке история приходит два года спустя, после окончания войны с Наполеоном.

Главные герои

Гаврила Гаврилович Р. – богатый помещик, добрый, гостеприимный, радушный хозяин, любящий и заботливый отец.

Марья Гавриловна – единственная дочь Гаврилы Гавриловича, умная, красивая, романтичная девушка.

Владимир – возлюбленный Марьи Гавриловны, бедный прапорщик, погибший на войне.

Бурмин – гусарский полковник, умный, насмешливый молодой человек.

Сюжет

В родовом поместье Ненарадове жил богатый помещик Гаврила Гаврилович Р. Со своей женой и единственной дочерью. Был он очень добрым, гостеприимным человеком, и в его доме часто собирались гости. Многие из них приезжали ради Марьи Гавриловны – юной, красивой девушки, воспитанной на французских романах. Вот только ее сердце было уже занято – Марья Гавриловна была без памяти влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира, который проводил свой отпуск в соседней деревушке.

Узнав о сердечной привязанности дочери, Гаврила Гаврилович запретил ей даже думать о Владимире, считая его крайне неподходящей партией. Узнав об этом, Владимир стал настаивать на тайном венчании, после которого можно было бы броситься в ноги к родителям, моля о прощении и благословении.

Марья Гавриловна долго колебалась, но в итоге поддалась уговорам своего возлюбленного. Они условились, что в назначенный вечер она незаметно выйдет на крыльцо, сядет в сани и приедет в церковь, где ее уже будет ждать Владимир со священником.

В тот вечер разыгралась сильная метель, и Владимир сбился с пути. Всю ночь он проплутал в поисках дороги к деревенской церквушке. Лишь под утро он нашел дорогу, но церковь была уже заперта.

Тем временем Марья Гавриловна, как обычно, утром вышла к завтраку. Она была спокойна и задумчива, но к вечеру с ней случилась сильная горячка. В бреду она повторяла имя Владимира, упоминала их тайну, но слова ее были так бессвязны, что никто ничего не понял. Родители, испугавшись за здоровье любимой дочери, решили дать согласие на ее брак с Владимиром. К их большому удивлению, молодой человек ответил решительным отказом на их приглашение и попросил больше никогда не тревожить его. Вскоре он отправился на войну, где скончался от полученных ран.

Ушел в мир иной и Гаврила Гаврилович, оставив дочь богатой наследницей. Вокруг Марьи Гавриловны так и вились женихи, но она была верна умершему Владимиру. Тем временем война закончилась, и неподалеку от Марьи Гавриловны поселился раненый гусарский полковник Бурмин. Молодые люди сразу поняли, что их связывает много общего, но ни один из них не решался сделать первый шаг. Наконец, Бурмин отважился на признание – он сказал, что очень любит Марью Гавриловну, но не может жениться на ней, поскольку уже женат на таинственной незнакомке. Полковник рассказал, как однажды во время сильной метели сбился с дороги, и, увидев вдали огонек, зашел в церковь. Внутри находились люди, которые, по всей видимости, ждали его. По недопустимому легкомыслию Бурмин обвенчался с незнакомой девушкой, которая взглянула на него лишь после обряда и тут же лишилась чувств. Услышав эту историю, Марья Гавриловна побледнела, и призналась, что той самой девушкой была она. Бурмин бросился к ее ногам.

Вывод и свое мнение

В произведении поднята тема мистицизма, рока, случая в судьбе человека. Марья Гавриловна была уверена, что по легкомыслию сломала свою жизнь. На деле же выяснилось, именно благодаря той роковой метели ее жизнь изменилась к лучшему. Кто знает, возможно, она бы не была счастлива в браке с Владимиром? Вмешательство высших сил освободило ее от этого брака, навсегда связав с Бурминым, которого впоследствии она полюбила всем сердцем.

Главная мысль

Не все в жизни зависит от человека. Порой, большую роль в судьбе играет случай.

Авторские афоризмы

«…Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена…»

«…вероятно любовь была причиною ее болезни…»

«…Как сильно билось русское сердце при слове отечество!..»

«…но — я несчастнейшее создание… я женат!..»

Толкование непонятных слов

Венчание – священный обряд, соединяющий узами двух любящих людей.

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Корнет – младший офицерский чин.

Горячка – болезнь, сопровождаемая высокой температурой, жаром.

Новые слова

Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу.

Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни.

Сетовать – жаловаться, скорбеть.

Тест по повести

  1. Вопрос 1 из 13

    В каком году была написана повесть А. С. Пушкина «Метель»?</h3>

    • <label>1828;</label>
    • <label>1830;</label>
    • <label>1831;</label>
    • <label>1834.</label>

(новая вкладка)

Здесь даны основные сведения о повести А. С. Пушкина «Метель», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Метель» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1830 году, год её издания — 1831. Она входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Главные герои повести

Другие персонажи

Свидетели при венчании:

Очень краткое содержание для читательского дневника

Действие повести начинается в 1811 году, а заканчивается после заграничного похода русских войск.

Дочь зажиточного помещика, Марья Гавриловна, была влюблена в армейского прапорщика. Родители её были недовольны этим, так как Владимир был беден.

Влюблённые тайно встречались и переписывались. Молодой человек предложил возлюбленной бежать и обвенчаться в церкви соседнего села.

Марья Гавриловна, приехав в церковь, ждала жениха, но он не появился, так как сбился с пути, попав в сильную метель.

В это время проезжал мимо церкви гусар Бурмин. Ради забавы он выдал себя за жениха, и его обвенчали с Марьей Гавриловной, которая от волнения была почти без чувств. Бурмин после венчания уехал из церкви.

Владимир, чувствуя себя виноватым, написал девушке, что больше никогда не будет с ней видеться. В 1812 году Владимир был ранен под Бородином и через некоторое время умер.

Бурмин стал кавалером Георгиевского креста и после войны, встретив Марью Гавриловну, влюбился в неё.

Объясняя ей, почему он не может на ней жениться, Бурмин рассказал историю о том, что ради шутки обвенчался с неизвестной девушкой, и теперь не надеется её найти. Марья Гавриловна воскликнула: «Так это были вы!» Тогда побледневший Бурмин бросился к её ногам.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В конце 1811 года в своём поместье Ненарадове жил помещик Гаврила Гаврилович Р**. Он был гостеприимен, соседи часто посещали его дом. Его 17-летняя дочка Марья Гавриловна была стройной красавицей и считалась богатой невестой. Она увлекалась французскими романами «и, следовательно, была влюблена». Её избранником был Владимир, бедный прапорщик, приехавший в отпуск в свою деревню. Родители Маши, заметив их любовь друг к другу, запретили дочери и думать о нём.

Но влюблённые переписывались и каждый день встречались в роще или у часовни. Зимой их свидания прекратились, но они стали чаще писать друг другу. Владимир умолял Машу тайно венчаться, некоторое время скрываться, а потом броситься к ногам родителей.

Наконец, Маша согласилась. План побега был таков: в назначенный день она на время ужина должна была уйти в свою комнату, сказав, что у неё болит голова. Затем ей нужно было со своей служанкой выйти в сад через заднее крыльцо, сесть в сани, которые будут ждать за садом, и ехать в церковь села Жадрино, которое находится в 5 верстах от Ненарадова. Там должен был ожидать их Владимир.

Накануне отъезда Маша ночью не спала, собирала свою одежду к отъезду, писала письма подруге и родителям. Перед рассветом она задремала и видела кошмарные сны. Утром она была бледна, и родители, подумав, что она больна, встревожились. Маша старалась успокоить их.

Когда подали ужин, Маша сказала, что ужинать ей не хочется, так как болит голова. Она попрощалась, как обычно на ночь с матерью и отцом, и они её благословили.

Придя в свою комнату, Маша залилась слезами. На дворе бушевала метель. Через полчаса, когда все в доме уснули, девушка со служанкой вышли через заднее крыльцо. Пройдя сад, увидели они на дороге сани. Кучер Владимира помог  барышне и служанке усесться, уложить шкатулку и узлы с одеждой, и лошади помчались.

Владимир в этот день с утра ездил в Жадрино, там уговорил священника обвенчать вечером его с невестой. Затем поехал искать свидетелей. Заехал он к 40-летнему отставному корнету Дравину, к которому затем приехали землемер Шмит и 16-летний улан. Все трое с охотой согласились быть свидетелями при венчании.

Когда наступил вечер, Владимир отправил своего кучера Терёшку с тройкой коней в Ненарадово, а сам без кучера в санях, запряжённых в одну лошадь, отправился в Жадрино. Туда через 2 часа должна была приехать Маша. Езды от имения Владимира до Жадрина было 20 минут.

Но внезапно налетела метель, и дорогу вмиг занесло. Владимир заблудился в снежном поле, заехал в лес, выехал из него и увидел деревушку. Там старик ему сказал, что до Жадрино будет вёрст 10. Владимир попросил старика достать ему лошадей, так как его лошадь совсем выбилась из сил, но в деревне лошадей не было. Тогда Владимир попросил проводить его до Жадрина, и старик послал проводником своего сына. Проводник пошёл вперёд, указывая дорогу.

Жадрина они достигли только на рассвете, церковь была закрыта, Владимир заплатил проводнику и поехал к священнику.

А в Ненарадове утром в гостиную к родителям вышла Маша. Отец спросил, болит ли ещё у неё голова. Девушка сказала, что ей стало лучше. Но вечером она заболела и 2 недели находилась на краю гибели.

Родители не знали, что дочь хотела убежать из дома, но Маша в бреду сама говорила об этом. Однако мать, ухаживавшая за ней, поняла только то, что дочь влюблена во Владимира Николаевича и что эта любовь — причина её болезни.

Тогда родители решили дать согласие на брак Маши и Владимира. Когда барышня начала выздоравливать, её родители послали ему приглашение, чтобы объявить согласие на брак. Но в ответ он послал им полусумасшедшее письмо, в котором написал, что он никогда не приедет к ним и что ему остаётся только умереть. Через несколько дней в Ненарадове узнали, что Владимир уехал в армию. Это был уже 1812 год.

Маше не сказали ничего о Владимире, а она никогда не упоминала о нём. Прочтя его имя в списке военных, отличившихся и раненных под Бородиным, девушка упала в обморок.

Отец Маши, Гаврила Гаврилович, умер, и она стала наследницей имения. Из Ненарадова Мария Гавриловна с матерью уехали жить в другое поместье.

Владимир умер, и Маша берегла всё, что напоминало о нём: его рисунки и другие вещи. Никто из молодых людей не интересовал её.

После окончания войны в доме Марьи Гавриловны, которая жила с матерью в то время в *** губернии, среди штатских молодых людей появился гусарский полковник Бурмин. Он приехал после ранения в отпуск в свои поместья. Это был молодой человек лет 26. Он нравился Марье Гавриловне, и было видно, что и она нравится ему. Но он молчал и не объяснялся в любви.

Однажды Бурмин признался Марье Гавриловне, что хотя любит её, но не может жениться на ней, потому что женат уже четвёртый год и не знает, кто его жена. Бурмин рассказал, что в начале 1812 года по дороге в свой полк он на почтовых лошадях попал в метель. Ямщик хотел сократить путь и заехал в незнакомые места. Сквозь пургу увидел Бурмин огонёк и велел ехать туда. Это была церковь. С паперти закричали люди: «Сюда! Сюда!» Бурмину кто-то сказал, что невеста в обмороке, а священник не знает, что делать.

Бурмин вошёл в церковь и увидел красивую девушку, сидящую на лавочке. Другая девушка тёрла ей виски. Священник спросил Бурмина, можно ли начинать, тот ответил утвердительно и встал около невесты перед налоем. Трое свидетелей и горничная поддерживали невесту и были заняты только ею.

После обряда венчания девушка, ставшая женой Бурмина, повернулась к нему и упала в обморок, вскрикнув: «Ай, не он!» Свидетели испуганно посмотрели на Бурмина, а он вышел из церкви и уехал.

Выслушав этот рассказ, Марья Гавриловна взволнованно спросила, знает ли он, что стало с его бедной женой.

Бурмин ответил, что ничего не знает: ни названия деревни, ни почтовой станции, с которой ехал. Поэтому у него нет надежды отыскать девушку, над которой подшутил он так жестоко.

Марья Гавриловна воскликнула: «Так это были вы! И вы не узнаёте меня?» Побледневший Бурмин бросился к её ногам…

Заключение к краткому пересказу

В повести А. С. Пушкина «Метель» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) повести «Метель»: счастье и несчастья не всегда зависят от человека, иногда зависят они и от случая.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Малиновая вода» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева«В Стране невыученных уроков: волшебное происшествие» — краткое содержание и пересказ повести Л. Б. …«Челкаш» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа М. Горького«Приёмыш» — краткое содержание рассказа Д. Н. Мамина-СибирякаИспользуемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/metel-pushkin/
  • https://ote4estvo.ru/sochineniya-po-proizvedeniyam-pushkina/177950-metel-analiz-povesti-pushkina.html
  • https://vashurok.ru/questions/tema-i-ideya-rasskaza-a-s-pushkina-metel
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/metel.html
  • https://blmb.ru/metel-kratkoe-soderzhanie/

Любимый сказочник беседует со мной.
Он в рифмы уложил изящно-просто
не назиданий вышколенный строй,
расставленных по весу и по росту,
а мудрости весёлой чехарду
и нянины душевные уроки.
У Пушкина я вновь (легко!) найду,
что растеряла в жизни ненароком.
И радость детскую, и взрослую печаль
хранят надёжно пушкинские сказки.
И в ночь бессонную я улыбаюсь: «Валь,
да в детство погружайся без опаски!»
Припомнился мне болдинский музей,
дом сказок, царь Дадон со звездочётом…
Нет, взрослым не зазорно здесь глазеть —
им сказки в сердце оживляют что-то.
И я читаю нынче до утра
( мне и капризную старуху жалко)…
И шаловливо с кончика пера
слетают строчки бойкой птичьей стайкой.

Дама пик

Геннадий Наварский

Финита ля комедия! Финита!
Все смотрят с сожалением вокруг.
Окончен бал, и дама пик убита —
Удача переменчива, мой друг…

Причудливы и дерзки были планы:
Старуха дряхлая, семёрка, тройка, туз…
Ты не читал поэмы и романы,
И повести не пробовал на вкус.

Зачем уму у классиков учиться?
С девизом неизменным — на авось,
Смелей хватай за хвост свою жар-птицу!
Уж так у нас в России повелось.

Вперёд! Авось, на небе будет ясно, —
Не налетит тайфун или гроза,
Семёрка с тройкой выиграли — прекрасно!
Иду ва-банк и ставлю на туза!..

Безжалостный финал у этой драмы,
Печальней не придумаешь, друзья,
Удача слишком ветреная дама,
Да просто шлюха, честно говоря…

Ты не один, кому судьба-проруха
Удачу подарила лишь на миг, —
Ехидно усмехается старуха,
Вместо туза, на карте дама пик…

Пиковая дама

Татьяна Шорохова 3

— Черная вуаль прячет серебро.
От тоскливых дум — горькое амбро.
Слуг вертлявых сто, перевертыш-сон.
Три, семерка, туз — танец-фараон.

Три, семерка, туз — вечная игра —
В эту было ночь или же с утра?
Черная вуаль плачет серебром:
Уходи сейчас, уходи с добром.

— Нет, графиня, нет! Ты уже стара!
Три, семерка, туз — много серебра!
Искривился рот, дребезжащий смех:
— Мимолетен он, карточный успех!

Три, семерка, туз — танец-фараон,
Смотрит Дама Пик, как смеется он,
Бедный офицер, что сошел с ума…
Стен больничных мел — нищего сума…

Черная вуаль горьким серебром.
Три, семерка, туз — карточный паром…

Герои Пушкина

Иван Есаулков

Я рано лёг, и сны мне снились…
А в утреннем коротком сне
Вдруг неожиданно явились
Герои Пушкина ко мне.

Руслан с Людмилою младою,
И царь Салтан, и князь Гвидон,
И поп с чертёнком и Балдою,
Учёный кот, и царь Додон.

Онегин с Ленским и Татьяной,
Алеко с табором цыган,
Отрепьев и монашек пьяный,
Гирей — свирепый крымский хан.

Все говорили, что поэта
Известнее в России нет.
Они твердили мне про это,
Пока не занялся рассвет.

Стихи писать мне к юбилею
Уже давным-давно пора.
— Не написавши, пожалеешь! —
Раздался звучный глас Петра.

Они во снах ко мне являться
Пообещали до тех пор,
Пока я не смогу собраться
И написать. Какой позор,

Что я ленюсь! Ещё ни строчки
О Пушкине не написал.
— Писать заставим среди ночки, —
Дубровский тихо мне сказал, —

— Заставим. Можете поверить, —
Вперил в меня угрюмый взгляд.
— Пишите, — произнёс Сальери, —
А то подсыплю в кофе яд.

Вслед за Борисом Годуновым
Ко мне граф Нулин подошёл.
И Пугачёв с Петром Гринёвым
Сказали мне: «Нехорошо

Забыть известного поэта
И написать столь чепухи!
Пишите срочно, и за это
Господь простит Вам все грехи!»

Проснувшись, взялся за перо я —
Строка ложилась за строкой.
Как мало надобно порою,
Чтоб потревожить наш покой,

Избавить нас от праздной лени.
Я с нею, как могу, борюсь.
А Пушкин несравним, он — гений!
Но гениальность — это груз,

Лишающий тепла, уюта
И убивающий года!..
Но, слава богу, я как будто
Не гениален, не звезда!

Поэтому не надо строем
Ко мне являться и пенять,
И это пушкинским героям
Давно бы надобно понять!

Но чтоб к тревогам и обидам
Не добавлять ещё обид,
Стихи, коль попросили, выдам,
Где каждой строчкой сам убит,

Где мысль плетётся так убого,
Где рифмы плоски и плохи.
И пусть меня не судят строго
За столь паршивые стихи!

Сказки Пушкина

По повести А. С. Пушкина Метель

Судьба повенчала случайно
Двоих незнакомых в пути,
Вся жизнь их загадка и тайна,
В надежде любовь обрести.

Метель… и не видно дороги
К мечте долгожданной своей,
К мечте о любимом Володе,
Мария так ждёт, и не верится ей :

Что он опоздал, не приехал,
Её повенчали с другим,
Чужим для неё человеком,
Но станет тот всё же родным.

Судьба — лотерея удачи,
Где выиграть можно джекпот,
В любви не бывает иначе:
То проигрыш, то повезёт.

Метель , незнакомый мужчина,
И в церкви нет света — темно,
Несчастья Марии причина,
Владимир её далеко.

На долгие годы погасла
Мечта о любви и семье,
Она понимает прекрасно —
Есть случай жестокий в судьбе.

Его изменить невозможно.
Где муж-незнакомец ? Загадка!
Но жизнь вдруг свела осторожно,
И в будущем ждёт их разгадка.

Навек суждены друг для друга :
Мария и муж по несчастью,
И встреча, подобная чуду,
Ведёт лабиринтами к счастью.

Они открывают случайно
Венчания в церкви мгновенье,
Свою сокровенную тайну,
Души, наконец, облегченье.

Их чувствам ничто не мешает,
Свобода для честной любви,
Так Пушкин «Метель» завершает :
Герои друг друга нашли.

Читая Пушкина

Любовь Рассошных 2

Трель соловья опять стрельбой нарушена.
О, беспощадный наш двадцатый век.
А девочка читает сказки Пушкина,
В них радость, чудеса, добро и свет.

Когда ж мы от жестокости излечимся?
Глядит весна в раскрытое окно…
И девочка, а с нею человечество
Так верят: будет зло побеждено!

Звуки Пушкинских сказок…

Маргарита Володина 2

По всему небосклону роскошные грядки;
Облаков белопенных видны чудеса.
И вздымается храм в том небесном порядке,
Где слышны по утрам птичьих стай голоса.

Возле храма снуют вездесущие тени;
Не признать их обличья, не видно лица,
Лишь в душе ты смиренно встаёшь на колени,
Прославляя небесное имя творца!

Но картина меняется в мареве зыбком;
Там корабль белоснежный поднял паруса,
Косяками плывут вдаль небесные рыбки,
Распускает русалка свои волоса…

Здесь живут все герои из Пушкинских сказок;
Вот выходит со свитой из вод Черномор,
И крыла осенив полыханием стразов,
Плавно движется лебедь, потупив свой взор…

Где ты, детство моё сероглазое, где ты?
Где желаний прибой, исполненье мечты?
Тишина в небесах…, на вопрос нет ответа…
Звуки скрипки слышны с голубой высоты…

Сказки Пушкина

Мир Пушкина

Римма Щемерова

Зачарован мудрой сказкой,
Сын сидит, не шевелясь.
Видят маленькие глазки,
Как летит комарик-князь,

Как по морю бочку носит,
И как славный царь Салтан
Ко Гвидону едет в гости
Через море-окиян.

Эти солнечные сказки
Нам волшебник подарил.
Лёгким слогом, тихой лаской
Столько душ он покорил.

Всяк стремится причаститься,
И юнцы, и старики.
Из реки души напиться
Доброй пушкинской строки.

Пушкинские сказки

Светлана Лемаева

Под сказки Пушкина мы в детстве засыпали,
Своим детишкам их потом читали.
«Прочти еще, — просил трехлетний сын, —
Я не хочу быть в комнате один.

Пусть кот ученый в гости к нам придет,
А белочка мне песенки споет.
Хочу, чтоб рыбка золотая приплыла,
Подарки мне из моря принесла.

Мне хочется быть сильным, как Гвидон,
Царевну-Лебедь встретить,как и он.
Скажи, невесту Елисей найдет
И кто его к царевне приведет?»-

Стал взрослым сын, но сказки не забыл,
Стихи поэта с детства полюбил,
А сказки Пушкина сынишке он читает,
И мир волшебный снова оживает!

Волшебный мир

Светлана Лемаева

Папа книгу мне купил
И на праздник подарил.
Любит он волшебный мир,
Пушкин для него-кумир!

Сказки с радостью читаю
И себя в них представляю
То русалкой,то девицей,
Шамаханскою царицей.

В сказках — бурные моря,
Тридцать три богатыря.
Вижу рыбку, рыбака.
Очень жаль мне старика!

Как спасти Гвидона в бочке
И помочь царёвой дочке,
Что «на свете всех милее,
Всех румяней и белее»?

Как чудесны эти сказки!
В них всегда ищу подсказки.
Я люблю волшебный мир.
Пушкин для меня — кумир!

Сказки Пушкина

Ксана Томусяк

И вот опять унылая пора,
И томик Пушкина на книжной полке…
Холодный ветер гонит со двора
Листвы опавшей хрупкие осколки.

В моем дому натопленная печь,
Горячий чай с малиновым сиропом,
Часов старинных медленная речь,
И сказки под потертым переплетом.

Руслан, Людмила, дядька Черномор,
Богатыри и спящая царевна,
И Елисея с ветром разговор,
И бьющая о брег морская пена.

И лебедь со звездою и луной,
Старик, старуха, рыбка золотая,
И царь Додон, и даже поп с балдой! —
Я то смеюсь, а то взахлеб рыдаю…

И надо же, согрелась вдруг душа!
Часы вздохнули, отозвались звоном,
И я закрыла книгу не спеша,
Прощаясь и с царевной, и с Гвидоном.

Как дороги мне эти чудеса,
Рассказанные нянюшкой Ариной,
И осени задумчивой краса,
И сказки Пушкина, и аромат малины…

Сказки Пушкина

Владимир Игнатьевых

Сказки детства — что за прелесть!
Утонуть в них, как в пуху.
Зачитавшись, в чудо веришь,
В небылицу, в чепуху.

Но спустя времён годины
В жизни встретишь наяву
Те же самые картины,
Те же лица, ту страну.

Как Балда, заставишь с зайцем
За моря бесят бежать.
Обведешь попа вкруг пальца,
Три щелчка сумеешь дать.

И с ужасным Черномором
Полетаешь в небесах
Над полями и над бором,
Не испытывая страх.

Со стыдом приходишь к рыбке:
От старухи вновь поклон.
Просишь для неё с улыбкой
Дом, дворец, корыто, трон.

Про царей повествованье,
Про измену и навет.
На запретные желанья
Стих дает прямой ответ:

Петушок наклюнет в темя,
Шмель ужалит, иль намек,
Что прошло златое время
Красоты. Вперед урок.

С няней я не пил из кружки,
Сказки в детстве лишь читал.
Александр Сергеич Пушкин
Сколько ж силы ты мне дал!

Сказки Пушкина

Татьяна Соколенко

В доме тихо, я скучаю,
Ничего не замечаю.
Но волшебное есть средство,
Чтоб украсить моё детство.
Молча книгу открываю,
Сказки Пушкина читаю.

Вот чудо-рыбка золотая
И алчная старуха злая,
Глуха ко всем чужим страданьям;
И нет конца её желаньям.
В итоге — старое корыто,
Которое давно разбито.
Урок тут всем — ценить, что есть
И будет вам почёт и честь.

Вот, Царь Салтан.
И вождь, и воин
Судьбой семьи обеспокоен,
Он всяческих похвал достоин…
Три бабы вредные и злые
Всю жизнь дурачили его —
Не замечал он ничего.
Шельмовок зло не распознал,
Коварных козней жертвой стал.
В конце добро торжествовало,
И всё на своё место встало.
Счастливый Царь обрёл семейство,
Раскрыв коварное злодейство….

И другие сказки есть,
Всем советую прочесть.
Что ни сказка, то алмаз,
Россыпь искромётных фраз,
В них мораль «не в бровь, а в глаз».
Смысла, юмора полны,
Всем понятны, и ясны.
И о том что Пушкин гений
Нет ни у кого сомнений.
Ведь недаром вся страна
В его сказки влюблена.
Наверное, он добрым был,
Раз эти сказки сочинил!

**************************

А. С

Елена Анирусс

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…
Я не хочу в Наполеоны,
Я грежу вовсе о другом, —

Хочу попасть в коты цепные, —
Кругами весело ходить,
О звенья гладко-золотые
Подошвы лапок холодить.

И заводить то песнь, то сказку,
Без черных знаков на листе,
Русалке нежно строить глазки,
Мечтая об её хвосте,

Мяукать витязям былинным,
А к ночи не брести домой, —
Избушка на ноге куриной
Ко мне придет сама собой.

У Лукоморья

Ксения Любавина

У Лукоморья, в сказочном предместье,
Шлифуя ежедневно цепь свою,
Средь колдунов и всяких прочих бестий
Жил-был матёрогласый кот Баюн.

Ходил он по весне всегда налево,
Направо — в остальное время шёл,
И матом баял сказы и напевы, —
Их знал он воз и маленький мешок.

И в целом в сказках было всё отлично,
Но царь Салтан издал такой указ,
Что матом выражаться неприлично,
И штраф вменил на всяк матёрый глас.

Вмиг стали пред законом виноваты
Все разом тридцать три богатыря —
За то, что строевую пели с матом,
На солнце чешуёй, как жар, горя.

Томится в банке золотая рыбка
За то, что старый послан был на йух,
И, чтоб не кукарекал матом шибко,
В курятнике закрыт златой петух.

Пусть служит их пример другим наукой:
Будь ты хоть кот, хоть тигр или рысь,
На дубе том сиди себе, мяукай,
Но только, чур, смотри — не матерись!

О Золотом петушке

Батый Ирина

ЗАГАДКА

В сказке этой царь на спицу
усадил подарок — птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? … Царь Дадон!
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок? … Звездочёта!
Дал царю он из мешка
Золотого … Петушка!
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица —
Шамаханская … царица!

Царство славного Салтана

Батый Ирина

ЗАГАДКА

В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут.
У брегов же Окияна
царство славного … Салтана!
Пушки царские палят,
кораблям пристать велят.
Те плывут по Окияну
с чудо-острова … Буяна!
Нынче остров многолюден,
оттого царю он чуден,
ведь от веку брег крутой
оставался нежилой.
Нынче ж шлёт царю поклон
и подарок князь … Гвидон!
В княжем граде на Буяне,
что далёко в Окияне,
всех чудес не перечесть.
Ель в саду дворцовом есть,
золотые, как безделку,
разгрызает шишки … Белка!
Здесь на лукоморье — диво.
Море вздуется бурливо,
разольётся в шумном беге,
и очутятся на бреге,
в чешуе как жар горя
тридцать три … Богатыря!
За морем царевна есть,
что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит.
На воде, как и на небе,
светит всем царевна … Лебедь!

Загадка 33 Богатыря

Ирма Финк Стихи Для Детей

Если с Пушкиным знаком,
Если видел в море шторм,
Значит знаешь Черномора
За которым идут споро
Чешуей своей блестя
Тридцать три… /Богатыря/

Сказ о царе Салтане

Ксения Любавина

Сказка — это ложь, с моралью спорною… Лишь угасла вечером заря,
Царь пошёл послушать, что придворные мелют в кулуарах втихаря.

В это время, чтоб полузгать семечки, о своём, о женском потрындеть,
Сели три девицы на скамеечку, и давай чесать о ерунде.

Что неплохо было б стать царицею, всех, кто против — сразу на колы,
По утрам какао пить с корицею, да ещё закатывать балы.

В общем, всё мечтания мещанские — наряжаться, шастать по балам…
А одна сказала — я б хоть щас ему, в смысле — государю, — родила.

И решенье принял тут же лихо он, потому давно сумел понять,
Что кухарки всякие с ткачихами не должны державой управлять.

Не проверив паспорт и наследственность, сразу же — алтарь, банкет, кровать…
И скорей, поскольку был ответственный, отбыл супостата воевать.

И пришла ему депеша срочная: мол, беда у нас, надёжа-царь,
Родила твоя царица ночью-то мерзкую, уродливую тварь!

Ведь приплод такой — позор всей нации! Запад скажет — измельчала Русь!
Царь подумал: «Может, радиация?..» Ладно, мол, приеду — разберусь,

Заодно проверю вас, бездельников. Но дворцу разборки не сдались —
В бочку посадили мать с наследником и в морской отправили круиз.

А бочонок тот прибило к острову — выбрались на берег, стали жить.
Маракую кушали с кокосами, с пользою для тела и души.

Приглянулся парень местным жителям, в жёны дочь отдал ему вожак,
Но попала вдруг его родителю под царёву мантию вожжа.

Сеть распутав заговора подлого, всех гадюк стерев буквально в пыль,
Он к своей жене и сыну рОдному на атолл тропический приплыл.

— Принимай, сынок, корону царскую, скипетр и личный кабинет.
Что тебе якшаться с папуасами, будто дел других на свете нет?

— Вы, папаша, царство мне не сватайте, там под сорок градусов мороз.
Ну, а здесь, на жарком-то экваторе — море, солнце, фруктов целый воз.

Пусть людишки голые да бОсые, но зато чужого не сопрут…
Вы вот приезжайте лучше в гости к нам — кушать топинамбур и грейпфрут.

Сказка — ложь, да в ней намёк содержится, и уроки мудрые для нас:
Не болтайте о мечтаньях, девицы, сидя под окошком в поздний час.

Мы все в плену у Музы Пушкина

Татьяна Альбакринова

Мы все в плену у Музы Пушкина,
у лукоморьевских чудес,
где царь Кощей жаднее Плюшкина
и где Балдой обманут бес.
«Онегин» поразил Чайковского,
маэстро Таню полюбил.
Тяжёлый слог Тредиаковского
мир с Пушкиным почти забыл.
Свою судьбу литературную
предугадал пророк — поэт,
бесценный вклад внёс в жизнь культурную,
заряд ей дал на много лет!
Все жанры, словно нянька, пестовал.
Претендовал на образец?
Конечно, нет! Хоть в лаврах шествовал,
терновый тоже знал венец.
Видней столпа Александрийского
и превзойти его нельзя!
Стихами гения Российского
Помянем, добрые друзья!

По книге А. С. Пушкина Повести Белкина Метель

Татьяна Зрелова

Мчится степью в час полночный
Тройка; снег валит стеной!
Не видать не зги; клокочет,
Свищет ветер озорной!
Колокольчик плачет слёзно,
Причитает средь полей:
«Милый поздно скачешь, поздно
Ты к сударушке своей!»
Над землёй пурга воюет,
Душу Богу отдаёт.
А сударушка тоскует,
Песню горькую поёт:
«Не сомкнутся грустны очи
До рассвета бела дня!
Мчатся кони, что есть мочи,
Не видать вдали огня.
Милый, милый, под иконой
Я лампаду затеплю:
Храп коней я слышу!.. Тонет
Всё в сугробах, я молюсь!
Воют, воют где-то волки,
Голод в поле их прогнал.
Не видать ни зги, что толку,
Огонёк блеснув, пропал.
Буря бесится, пугая,
Всю дорогу земело:
Тройка мчится, как шальная,
Уж забрезжило, светло!
Пред иконою с мольбою
До рассвета не спала.
А на утро, слёз не скрою,
Тройка наша прибыла.
Уж я радовались, милый,
Наконец-то, мой родной,
Мой любезный, мы счастливой
Станем парою одной.
Мы единым духом дышим,
К нам Господь благоволит:
Все мольбы мои услышит,
И на брак благословит.
Храм в полумраке весь тонет,
Чрез порог шагнул жених.
Сердце ноет, сердце стонет:
Счастья в сердце — на двоих!..
В Храме теплятся лампады,
Глас священника затих.
Обвенчались, были рады,
Глянула: не мой жених!..

С этих пор, покой не зная,
Прожила в сомненьях жизнь.
Ни невеста, ни жена я:
«Кем я стала?» — Гложет мысль.
Словно горлинка, воркуя,
К окнам рвусь и в них гляжу,
Всей душой своей тоскуя. —
Жениха я не сужу.
Может вспыхнет вновь, как прежде,
Счастье в сердце молодом!
Он вернётся, есть надежда:
Ясным, летним, тёплым днём.
Будет, будет, в сердце мрачном —
Вновь святая благодать.
А венец худой безбрачья
Мне давно пора снимать».

Про сказки Пушкина

  • Сказка пушкина о золотом петушке видео
  • Сказка пушкина где есть лебедь как называется
  • Сказка про эвакуатор слушать
  • Сказка про щенка и старую тапочку читать
  • Сказка про щенячий патруль аудиосказка