Сказка противоположное слово по смыслу

Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе. тема: пересказ рассказа к.ушинского четыре желания с использованием мнемотаблицобразовательные задачи:активизировать и расширять

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц»

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
  • Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
  • числе и падеже.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы:

  • беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические
  • упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде
  • картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная,
  • двигательная,
  • восприятие художественной литературы,
  • игровая.

Материал:

  • Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»,
  • мнемотаблицы,
  • картинки с изображением разных времён года, блокнотики для детей.

Презентация

Ход занятия

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

— Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.

Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс конверт.

— Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
(времена года)

— А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

— Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

— Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

— Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

— Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

— Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.

Летом погода тёплая, а зимой …(холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре …(поздняя)

Облако лёгкое, & туча (тяжёлая)

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной …(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот …(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот… (сладкое)

Летом идёт дождь, а зимой… (снег)

II. Основная часть

1. Объявление темы

— А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

— Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

— Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

2. Первичное чтение

Чтение рассказа.

3. Беседа с детьми

— На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы запишем план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.

— О чём говорится в этом рассказе? — (о разных временах года)

— О каком времени года в рассказе говориться первым? ( о зиме)

— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)

— Чем Мите понравилась зима? — (Ответы детей)

— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

— Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

— Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

— Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту)

— Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

—Что означает слово румяный(красный, алый).

—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

—Что значит, восторг (веселье, радость).

— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

— Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

— Молодцы!

5. Физльтминутка

— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх,)
Хорошо, когда зима 
(прыжки на месте!)
Бабочки порхают 
(помахать руками,)
Цветы зацветают 
(наклоны вперед),
Всюду, всюду красота 
(разводят руками,)
Что за прелесть весна 
(прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе 
(имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим 
(размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем 
(наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(обмахиваются,)
Лето — лучшее время года 
(прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду 
(руки в стороны),
Осень — лучшее время в году 
(прыжки на месте!)

6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение теста с демонстрацией мнемотаблиц

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.
(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)

—А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

— А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?

— Итак‚ слушайте очень внимательно.

1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

— Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды _ румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 (таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку).

— Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

— Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

— Кто может рассказать историю с начало до конца?

III. Заключительная часть

Итог занятия

— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

— За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

— До свидания!

Сказка «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

* Используемые во время занятия мнемотаблицы.

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок — 2021» от 12 ноября 2021 года под лозунгом: Русский медвежонок — языкознание для всех. В этой статье мы обсуждаем ответы на вопросы олимпиады для 4-5 класса, и находим правильные ответы, если вы не согласны с ответом, обсуждайте в комментариях. На выполнение задания для всех возрастных категорий отводится 1 час 15 минут (75 минут). Задания игры нельзя публиковать и обсуждать в интернете до полуночи с 13 на 14 ноября по московскому времени, поэтому мы не можем их показать целиком. Официальные ответы на все задания будут опубликованы 26 ноября 2021 года на сайте «Русский медвежонок«.

Ответы на Русский медвежонок 2021 год

Ответы для 4-5 класса игры Русский медвежонок

1 задание

  • В какой паре слова означают одно и то же?

Варианты ответа: (А) двор — дворец; (Б) свин — свинец; (В) пёс — песец; (Г) молод — молодец; (Д) брат — братец.

Ответ: Д — брат — братец

2 задание

  • Какое слово образовано от названия дерева?

Варианты ответа: (А) калина; (Б) малина; (В) осина; (Г) рябина; (Д) дубина.

Ответ: Д — дубина

3 задание

  • У какого из слов нет парного слова женского рода?

Варианты ответа: (А) любимец; (Б) любимчик; (В) любимый; (Г) любитель; (Д) у всех слов в (А)-(Г) есть женские варианты.

Ответ: Б — любимчик

4 задание

  • Какое из слов не образовано из двух слов?

Варианты ответа: (А) водопад; (Б) звездопад; (В) камнепад; (Г) листопад; (Д) перепад.

Ответ: Д — перепад

5 задание

  • Незнайка учится сочинять стихи. Он придумал стих, но не знает, как правильно записать некоторые слова. Знайка подсказал, что в четырёх строчках нужно вставить вместо двух пропусков две разные буквы, а в одной строчке — одну и ту же.
    В какой?

Варианты ответа: (А) Малы_ки играли в сне_ки; (Б) Бума_ки сложили в ме_ки; (В) Рома_ки завяли в гор_ке; (Г) Бука_ки топтались в кру_ке; (Д) А мо_ки вились на лу_ке.

Ответ: В — Рома_ки завяли в гор_ке

6 задание

  • Какое слово по смыслу лишнее?

Варианты ответа: (А) миллиграмм; (Б) миллилитр; (В) миллиметр; (Г) миллион; (Д) миллисекунда.

Ответ: Г — миллион

7 задание

  • Что может быть и у яйца, и у ореха?

Варианты ответа: (А) желток; (Б) листок; (В) скорлупа; (Г) ядро; (Д) ничего из (А)—(Г).

Ответ: В — скорлупа

8 задание

  • Найдите лишнее по смыслу.

Варианты ответа: (А) мебель; (Б) шкаф; (В) стол; (Г) диван; (Д) кровать.

Ответ: А — мебель

9 задание

  • Петя пришёл в гости в четверть седьмого, а Вася — без четверти семь. Кто из них пришёл позже и на сколько минут?

Варианты ответа: (А) Петя пришёл позже на 15 минут; (Б) Петя и Вася пришли одновременно; (В) Вася пришёл позже на 10 минут; (Г) Вася пришёл позже на 15 минут; (Д) Вася пришёл позже на 30 минут.

Ответ: Д — Вася пришёл позже на 30 минут

10 задание

  • Вставьте слово во фрагмент из «Денискиных рассказов» В, Драгунского:
    Потом он вдруг стал откашливаться: «Кхм! Кхм!.. Кхмо!.. ». Я сказал: «Ты что, Мишка, …?».

Варианты ответа: (А) разрыдался; (Б) расчихался; (В) высморкался; (Г) прослезился; (Д) поперхнулся,

Ответ: Д — поперхнулся

11 задание

  • Изучая тему «Многозначные слова», Стёпа выписывал из учебника русского языка слова, которые имеют и «неязыковые» значения. Но одно слово попало в его список по ошибке.
    Какое?

Варианты ответа: (А) род; (Б) число; (В) лицо; (Г) падеж; (Д) время.

Ответ: Г — падеж

12 задание

  • От какого существительного в литературном языке не образуют прилагательное?

Варианты ответа: (А) сад; (Б) парк; (В) сквер; (Г) бульвар; (Д) тротуар.

Ответ: В — сквер

13 задание

  • Продолжите пословицу: Терпенье и труд всё … .

Варианты ответа: (А) перетруд; (Б) пир и труд; (В) перетрут; (Г) переврут; (Д) притрут.

Ответ: В — перетрут

14 задание

  • Стоять, вертеться, свернуться, упасть.
    Найдите лишнее слово.

Варианты ответа: (А) калачиком; (Б) волчком; (В) ничком; (Г) гуськом; (Д) особняком.

Ответ: Г — гуськом

15 задание

  • Какой важный в сельскохозяйственных работах день в некоторых русских говорах называют докопками?

Варианты ответа: (А) день, в который коптят рыбу; (Б) последний день уборки картофеля; (В) день, когда начинают складывать сено в копны; (Г) последний день посадки капусты; (Д) день, когда подковывают пошадей.

Ответ: Б — последний день уборки картофеля

16 задание

  • Какое из этих выражений может означать то же, что ни бе ни ме?

Варианты ответа: (A) не ко двору; (Б) ни бум бум; (В) ни пуха ни тера; (Г) ни кола ни двора; (Д) ни на шаг.

Ответ: Б — ни бум-бум

17 задание

  • Какое слово мы пропустили в первой строчке двустишия Ренаты Мухи?
    Мне очень обидно, — сказала … И я говорю это прямо в глаза.

Варианты ответа: (А) коза; (Б) гроза; (В) слеза; (Г) медуза; (Д) оса.

Ответ: В — слеза

18 задание

  • Вот отрывки из текстов А. С. Пушкина:
    1) Жил старик со своею старухой / У самого синего моря.
    2) Ты волнуешь сине море, / Всюду веешь на просторе.
    3) В синем небе звёзды блещут, / В синем море волны хлещут
    4) Князь у синя моря ходит, / С синя моря глаз не сводит.
    5) Зазывает меня, Стеньку Разина, / Погулять по морю, по синему.
    6) Птичка в дальные страны, / В теплый край, за сине море / Улетает до весны.
    В каких примерах выделенные формы не используются в современном языке?

Варианты ответа: (А) только в 4; (Б) только в 4 и 6; (В) только в 2 и 4; (Г) в 2, 4 и 6; (Д) во всех примерах выделенные формы используются в современном языке.

Ответ: Г — в 2, 4 и 6

19 задание

  • Польский язык, как и русский, относится к славянской группе языков. Какая ягода по-польски называется poziomka?

Варианты ответа: (А) малина; (Б) крыжовник; (В) вишня; (Г) земляника; (Д) облепиха.

Ответ: Г — земляника

20 задание

  • Тётя Катя предложила маленькому Ване пойти с ней на речку купаться, на что тот ответил: «Я уже умею!» Как называлась эта речка?

Варианты ответа: (А) Шухорма; (Б) Уча; (В) Яуза; (Г) Гвоздянка; (Д) Ока.

Ответ: Б — Уча

21 задание

  • Какое название животного устроено не так, как остальные?

Варианты ответа: (А) суслик; (Б) ослик; (В) козлик; (Г) зайчик; (Д) пёсик.

Ответ: А — суслик

22 задание

  • Марина задумала слово, означающее качество, и стала подбирать слова, к которым оно подходит: камешек, год, стол, лицо…
    Какое ещё слово можно добавить в этот ряд?

Варианты ответа: (А) трава; (Б) век; (В) отличница; (Г) заяц; (Д) грабли.

Ответ: В — отличница

23 задание

  • Глаза, зуб, нос, рука. Вспомните однотипные устойчивые выражения с этими словами и расставьте предлоги в правильном порядке.

Варианты ответа: (А) в, к, на, об; (Б) в, на, к, об; (B) на, об, к, в; (Г) об, на, в, к; (Д) к, в, на, об.

Ответ: Б — в, на, к, об

24 задание

  • Маленький Лёва считает, что, когда чего-то ждёшь, ОНО надувается. ОНО — это … .

Варианты ответа: (А) время; (Б) спокойствие; (В) безделье; (Г) волнение; (Д) терпение.

Ответ: Д — терпение

25 задание

  • В книге Владислава Крапивина «Сказки Севки Глущенко» главный герой учится писать буквы. Одна из них вызывает определённые трудности. Мальчик размышляет: «… сложная буква. Будто даже не одна, а две. Это слились …».

Варианты ответа: (А) И и Ш; (Б) П и Г; (В) Н и О; (Г) Я и Р; (Д) Ъ и Г.

Ответ: В — Н и О

26 задание

  • Андрей вынужден пойти к врачу. Боря должен пойти к врачу. Вере надо пойти к врачу. Грише необходимо пойти к врачу. Дима обязан пойти к врачу.
    Кто из них точно не хочет идти к врачу?

Варианты ответа: (А) Андрей; (Б) Боря; (В) Вера; (Г) Гриша; (Д) Дима.

Ответ: А — Андрей

27 задание

  • В детском журнале «Чиж» 1930 года напечатали такую загадку. Разгадайте её и вы!
    Загадка у меня к вам есть,
    Загадка непростая:
    Какую букву можно есть,
    Когда она пустая?

Варианты ответа: (А) 3; (Б) И; (В) К; (Г) О; (Д) Р.

Ответ: В — К

28 задание

  • Даны слова лист, сталь, стиль и стол.
    Какие два из них содержат одинаковый набор согласных звуков?

Варианты ответа: (А) лист и сталь; (Б) лист и стиль; (В) лист и стол; (Г) сталь и стиль; (Д) сталь и стол.

Ответ: А — лист и сталь

29 задание

  • За круглым столом сидят пятеро: Зина, Лев, Толя, Влад и Кира. Если первую букву имени каждого из них поменять на первую букву имени соседа справа, то из их имён получится пять слов.
    В каком порядке все сидели за столом?

Варианты ответа: (А) Зина, Лев, Толя, Влад, Кира; (Б) Кира, Лев, Зина, Влад, Толя; (В) Влад, Кира, Лев, Зина, Толя; (Г) Лев, Зина, Влад, Толя, Кира; (Д) Толя, Зина, Влад, Лев, Кира.

Ответ: В — Влад, Кира, Лев, Зина, Толя

30 задание

  • Даны предлоги: во, ко, со, до.
    Какой из них устроен не так, как остальные?

Варианты ответа: (А) во; (Б) ко; (В) со; (Г) до; (Д) все эти предлоги устроены одинаково.

Ответ: Г — до

Ещё больше информации об олимпиаде Русский медвежонок на нашем сайте

Happy

150

Sad

14

Excited

66

Sleepy

9

Angry

64

Surprise

17

Диагностическая работа по русскому языку

1 полугодие 3 класс 1 вариант

Ф.И._____________________________________________________

  1. Выберите слово, в котором верно выделен ударный звук.

а) докУмент б) магАзин в) тОрты

  1. Какую группу слов нельзя перенести?

а) пальто, яхта б) Россия, страна в) яма, крот

  1. В каком слове, звуков больше, чем букв. 
    а) ягода б) семья в) салют

  2. В какой группе слов буквы пропущены в таком порядке: и-а

а) п..ла, п..льто б) в..сна, м..роз в) б..рёза, м..ря

  1. В какую группу слов надо поставить букву е?

а) уч..ник, гр..бы б) ч..тать, мальч..к в) д..ревня, з..рно

  1. В какую группу слов надо поставить букву Ж?

а) пля…, кру..ка б) камы…, ко…ка в) малы…, у…

  1. В каком слове нужно вставить букву Т:

а) Леопар(т, д), б) кро(т, д), в) сла(д,т)кий

  1. Укажите слово, в котором НЕ нужен Ь.

а) пер(?)я б) печ(?)ка в) кон(?)ки

  1. В какой группе оба слова пишутся слитно? 
    а) (на) переходе, (по) дороге б) (на)ряд, (по)двиг

  2. Укажи группу слов, в которых пропущена буква: 
    а) вкус…ный, опас…ность б) шос…е, прекрас…ный

в) извес…ный, лес…ница 

  1. В данной группе слов проверочным является слово : 
    а) боль б) болеть в) больной

  2. Выберите группу однокоренных слов.

а) вода, водитель б) сидит, седеть в) тропа, тропинка

  1. Найдите слово, которое может быть и существительным, и глаголом.

а) печка б) печь в) печёное

  1. В конце какого предложения нужно поставить вопросительный знак? 
    а) Как красиво кругом  б) Как ты проведёшь каникулы 
    в) Кто любит читать, тот много знает 

  2. К данным словам подбери и запиши близкие по смыслу слова.

Слова для справок: товарищ, прекрасный, печальный, отважный.

грустный – ________________________ друг – ______________________  красивый – _______________________ храбрый – __________________

  1. Закончи пословицы, используя антонимы. 
     По одёжке встречают, по уму ___________________________________________
    Старый друг, лучше ____________________ двух.

  2. Запиши слова буквами:

[ш к о л’ н а й’ а]- ___________________ [с н’ и ж ы н к’ и] — __________________

  1. Заполни таблицу, распределив слова по орфограммам.

Травка, местный, морской, сказка, устный, колосок, солнце, ходить, книжка.

«Проверяемые безударные гласные в корне слова»

«Проверяемые парные согласные в корне слова»

«Непроизносимые согласные в корне слова»

  1. Прочитай предложение. Обведи номер ответа, в котором указана грамматическая основа этого предложения.

На старой берёзе грачи построили гнездо.

а) построили гнездо; а) построили на берёзе; а) грачи построили.

20. Подбери слово к схеме.

а)газетка б) отрезок в) отель г) отзвук

21. * Учитель задал написать, сколько звуков обозначают гласные е,ё,ю,я. Кто из учеников справился с заданием?

Диагностическая работа по русскому языку

1 полугодие 3 класс 2 вариант

Ф.И._______________________________________________

  1. Выберите слово, в котором верно выделен ударный звук.

а) щавЕль б) магАзин в) тортЫ

  1. Какую из групп слов нельзя перенести?

а) коньки, ёлка б) Россия, город в) круг, урок

  1. В каком слове, звуков больше, чем букв. 
    а) вьюга б) яхта в) полёт

  2. В какой группе слов буквы пропущены в таком порядке: е-о

а) з..ма, м..роз б) в..сна, пл..ток в) цв..тёт, ст..лы

  1. В какую группу слов надо вставить букву е?

а) уч..ник, гр..бы б) ч..тать, мальч..к в) д..ревня, з..рно

  1. В какую группу слов надо вставить букву Ш?

а) пля.., стару..ка б) камы.., ло..ка в) малы.., хоро…

  1. В каком слове нужно вставить букву В:

а) шар(в, ф) б) кана(в,ф)ка в) жира(ф, в)

  1. Укажите слово, в котором НЕ нужен Ь.

а) реч(?)ка б) плат(?)е в) огон(?)ки

  1. В какой группе оба слова пишутся слитно? 
    а) (по) городу, (на) переходе б) (по)года, (на)ряд

  2. Укажи группу слов, в которых пропущена буква: 
    а) вкус…ный, чудес…ный б) хок…ей, прекрас…ный

в) извес…ный, лес…ница

  1. В данной группе слов проверочным является слово: 
    а) кормить б) корм в) кормушка

  2. Выберите группу однокоренных слов.

а) вода, водитель б) сидит, седеть в) тропа, тропинка

  1. Найдите слово, которое может быть и существительным, и прилагательным.

а) болеть б) боль в) больной

  1. В конце какого предложения нужно поставить восклицательный знак? 
    а) Как красиво кругом  б) Как ты проведёшь каникулы 
    в) Кто любит читать, тот много знает 

  2. К словам подбери и запиши близкие по смыслу слова.

Прекрасный, труд, отважный, радостный.

весёлый – ________________________ работа – ________________

красивый – _______________________ храбрый – ______________

  1. Закончи пословицы, используя антонимы. 
     Готовь сани летом, а телегу ___________________________________________ 
    Лучшая вещь новая, лучший друг — ______________________________________ 

  2. Запиши слова буквами:

[с н’ и ж ы н к’ и] — _______________ [п р а л’ и т а й’ у т] — _______________

  1. Заполни таблицу, распределив слова по орфограммам.

Травка, местный, морской, сказка, звёздный, холодок, солнце, солить, книжка.

«Проверяемые безударные гласные в корне слова»

«Проверяемые парные согласные в корне слова»

«Непроизносимые согласные в корне слова»

  1. Прочитай предложение. Обведи номер ответа, в котором указана грамматическая основа этого предложения.

На высокой сосне белка сушила грибы.

а) сушила грибы; а) белка сушила; а) сушила на сосне.

20. Подбери слово к схеме.

а)газетка б) отрезок в) отель г) отзвук

21.* Учитель задал написать, сколько звуков обозначают гласные е,ё,ю,я. Кто из учеников справился с заданием?

Слайд 1 Литературная гостиная «Пушкинские дороги»

Слайд 2 (цель мастер-класса)

Цель мастер-класса — вспомнить некоторые приёмы применения технологий на уроках и придумать, как можно осуществить наиболее приемлемый метод для формирования навыков критического мышления, проблемного обучения и игровой деятельности на примере урока «Литературная гостиная «Пушкинские дороги». УМК «Школа России». 3 класс.

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованную деятельность учащихся.

Технология развития критического мышления позволяет проводить урок в режиме повышенного уровня работоспособности, а усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

Вызов, осмысление и рефлексия — базовая модель ТРКМ — и соответствует этапам человеческого восприятия:

  • сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно, т.е. активизировать ранее полученные знания, пробудить интерес, определить цель изучения предстоящего материала,
  • затем осмысленно познакомиться с новой информацией, соотнести её с уже известным материалом, систематизировать,
  • потом подумать, для чего ему нужны эти знания, где их можно применить.

Слайд 3 (видео с переключением слайдов на экране -ученица-ведущая)

1. Организационный настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Сядьте удобнее, смотрите и слушайте!

2. Вступление в тему. Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

— Александр Сергеевич Пушкин! Когда и где каждый из нас услышал это имя?!

Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

Имя Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нужнее.

Сегодня мы вместе пройдём дорогами его жизни, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

3. Дороги детства

А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

Слайд 4 (видео) (с переключением слайдов на экране)

— Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

— Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке.

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок.

Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом):

— Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.

Слайд 5-7 (письмо няне)

Приём «Мысли с остановками»

— Как вы думаете, о чём няня напишет Пушкину? (1 часть)

— Как вы думаете, о чём дальше напишет? (2 часть)

— Подтвердились ли ваши предположения?

Слайд 8 (дом в Михайловском)

До 12 лет Саша воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском языке.

Слайд 9 (няня рассказывает сказку)

Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Саша с удовольствием их слушал.

Слайд 10 (Вспомним сказку)

Технология игровой деятельности

Приём «Знатоки сказок»

Чтение, пантомима или инсценирование одного отрывка из сказки Пушкина, по иллюстрации дети узнают и называют сказку.

Слайд 11 (фото с урока)

Слайд 12

Технология критического мышления

Приём «Синквейн» (5 строк) фото

  1. Сказки
  2. Поучительные, интересные (гениальные, добрые)
  3. Рассказываем, инсценируем, осмысливаем
  4. Сказка — ложь, да в ней намёк… (Что за прелесть — эти сказки!)
  5. Выдумка! (Фантазия!)

Слайд 13 (Технология критического мышления. Приём «Выбери нужное»)

4. Дороги отрочества и юности

Юность поэта прошла в Петербурге.

Дороги юности

19 октября 1811 года

19 октября 2021 года

в ………………,

Царском Селе

Москве

в летней резиденции императора, открывался ……………………… —

учебное заведение для юношей благородного происхождения.

Школа

Лицей

Академия

Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы …… был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение.

Сергей

Александр

Виктор

Счастливый день! Экзамен сдан!

Слайд 14 (Экзамен сдан!)

Слайд 15 (мы наблюдаем использование

Приём «Знакомство в группе» (фото с урока)

Лицеисты сели за парты и стали одноклассниками. Четыре мальчика особенно подружились.

Ребята, получив предварительное задание — найти информацию из источников, вкратце рассказали о возрасте, прозвищах, привычках и чертах характера лицеистов.

Слайд 16 (фото с урока)

Технология Игровой деятельности

Приём «Сценка»

Во время учёбы в Лицее у Пушкина были проблемы с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и, молча, писал. Преподаватель Карцов посадил Пушкина на место и велел ему писать свои стихи.

И Пушкин писал …стихи, поэмы, сказки…

Слайд 17-18

Технологии критического мышления и проблемного обучения

Приёмы «Кластер» и «Диаманта»

В прошлом учебном году мы познакомились со «Сказкой о золотой рыбке».

И с целью повторения я предложила ребятам разгадать «Кластер» и написать диаманту.

Приём «Кластер»

Корыто

сеть

рыбка

желание

Приём «Диаманта» (форма из 7 строк) (строки «деформированы»)

1

тема (1 сущ.)

Старуха

2

определение (2 прил.)

Злая, жадная

3

действие (3 глагола)

Бранится, капризничает, издевается

4

ассоциации (4 сущ.)

Корыто, сеть, рыбка. желание

5

Действие (3 глагола или причастия)

Поймал, отпустил, просит

6

Определение (2 прилагательных)

Добрый, послушный

7

Тема (сущ., противоположное по смыслу)

Старик

Вы подумали и придумали ещё кластер с установлением взаимосвязей

Слайд 19

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

5. Рефлексия

  • Что вы узнали сегодня? (О детских и юношеских годах А.С. Пушкина, о Лицее, …)
  • Что повторили? (некоторые сведения из биографии Александра Сергеевича, сказку Пушкина)
  • Что закрепили? (умение выразительно читать, внимательно слушать, составлять синквейн, диаманту)
  • Что развивали? (развивали творческие способности)
  • Что хотите ещё узнать? (о друзьях Пушкина, перечитать все его сказки, выучить много стихов, …)

6. Домашнее задание

И вам обязательно захочется рассказать о сегодняшней гостиной и выполнить домашнее задание

Слайд 20 (домашнее задание)

Предлагаю использовать

Приём «Кубик Блума»

На 6 гранях кубика слова

Почему…

Саша в детстве говорил на французском языке лучше , чем на русском

Предположи….

Что ты — лицеист

Объясни…

Придумай ….

Диаманту или синквейн на определённую тему

Выучи…

Полное название сказки о царе Салтане

Поделись…

С родителями информацией, которую запомнил и усвоил

Каждый вместе со мной рассуждал и мыслил.

  • Мышление можно назвать критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Каждый участник сам решал, как он будет читать роль или отвечать на вопросы.
  • Информация с урока была отправным, а не конечным пунктом мышления. Сложные понятия воспринимаются и удерживают в памяти самые разнообразные сведения.
  • Критическое мышление на данном уроке началось с постановки вопроса (Когда и где каждый из нас услышал это имя) и продолжилось стремлением узнать новое
  • Критическое мышление есть мышление социальное. На уроках знакомства с биографией авторов будущего изучаемого раздела я стараюсь использовать виды парной и групповой деятельности.

Слайд 21 (Храните, о друзья, …)

— Уважаемые коллеги. Сегодня у нас мастер-класс — праздник Пушкина.

По окончании Лицея Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. Но, расставаясь с друзьями, он желал им только счастья в новой для них жизни.

В конце моего выступления приятно сказать в адрес коллег добрые слова — Вы внимательные, благодарные, послушные, интересные собеседники и слушатели.

Слайд 22 (Благодарим за внимание)

Конкурс «Русский медвежонок 2021» пройдет 12 ноября 2021 года. Принять участие в игре-конкурсе могут все желающие, учащиеся 2 — 11 классов. Официальный сайт rm.kirov.ru.

Русский медвежонок — олимпиада по русскому языку, которая проводится с 2000 года на территории РФ и СНГ. Конкурс предназначен для 5 возрастных групп: 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте 30 вопросов, на каждый из которых предлагается 5 вариантов ответов. Для учащихся 2-3 классов – вопросов чуть меньше – 28.

Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.

За каждое задание начисляются баллы. Их подсчет, и, соответственно, результаты будут отправлены участникам непосредственно в школы, где проводились работы.

Конкурс «Русский медвежонок» 12 ноября 2021 года, наши ответы для 4-5 класса

1. В какой паре слова означают одно и то же?

А) двор — дворец;

Б) свин — свинец;

В) пёс — песец;

Г) молод — молодец;

Д) брат — братец.

2. Какое слово образовано от названия дерева?

А) калина;

Б) малина;

В) осина;

Г) рябина;

Д) дубина.

3. У какого из слов нет парного слова женского рода?

А) любимец;

Б) любимчик;

В) любимый;

Г) любитель;

(Д) у всех слов в (А)-(Г) есть женские варианты.

4. Какое из слов не образовано из двух слов?

А) водопад;

Б) звездопад;

В) камнепад;

Г) листопад;

Д) перепад.

5. Незнайка учится сочинять стихи. Он придумал стих, но не знает, как правильно записать некоторые слова. Знайка подсказал, что в четырёх строчках нужно вставить вместо двух пропусков две разные буквы, а в одной строчке — одну и ту же. В какой?

А) Малы_ки играли в сне_ки.

Б) Бума_ки сложили в ме_ки.

В) Рома_ки завяли в горке. 

Г) Бука_ки топтались в кру_ке.

Д) А мо_ки вились на лу ке.

6. Какое слово по смыслу лишнее?

А) миллиграмм;

Б) миллилитр;

В) миллиметр;

Г) миллион;

Д) миллисекунда.

7. Что может быть и у яйца, и у ореха?

А) желток;

Б) листок;

В) скорлупа;

Г) ядро;

Д) ничего из А—Г

8. Найдите лишнее по смыслу.

А) мебель;

Б) шкаф;

В) стол;

Г) диван;

Д) кровать.

9. Петя пришёл в гости в четверть седьмого, а Вася — без четверти семь.

Кто из них пришёл позже и на сколько минут?

А) Петя пришёл позже на 15 минут;

Б) Петя и Вася пришли одновременно;

В) Вася пришёл позже на 10 минут;

Г) Вася пришёл позже на 15 минут;

Д) Вася пришёл позже на 30 минут.

10. Вставьте слово во фрагмент из «Денискиных рассказов» В, Драгунского:  Потом он вдруг стал откашливаться: «Кхм! Кхм!.. Кхмо!.. ». Я сказал: «Ты что, Мишка?».

А) разрыдался;

Б) расчихался;

В) высморкался;

Г) прослезился;

Д) поперхнулся,

11. Изучая тему «Многозначные слова», Стёпа выписывал из учебника русского языка слова, которые имеют и «неязыковые» значения. Но одно слово попало в его список по ошибке. Какое?

А) род;

Б) число;

В) лицо;

Г) падеж;

Д) время.

12. От какого существительного в литературном языке не образуют прилагательное?

А) сад;

Б) парк;

В) сквер;

Г) бульвар;

Д) тротуар.

13. Продолжите пословицу: Терпенье и труд всё…

А-перетруд,

Б-пир и труд,

В- перетрут, 

Г-переврут,

Д-притрут

14. Стоять, вертеться, свернуться, упасть. Найдите лишнее слово.

А (калачиком)

Б( волчком),

В(ничком),

Г(гуськом),

Д (особняком).

15. Какой важный в сельскохозяйственных работах день в некоторых русских говорах называют докопками?

Ответ: последний день уборки картофеля

16. Какое из этих выражений может означать то же, что ни бе ни ме?

Ответ: ни бум-бум

17. Какое слово мы пропустили в первой строчке двустишия Ренаты Мухи?

— Мне очень обидно, — сказала__

— И я говорю это прямо в глаза.

А) коза;

Б) гроза;

В) слеза;

Г) медуза;

Д) оса.

18. Вот отрывки из текстов А. С. Пушкина:

1) Жил старик со своею старухой / У самого синего моря.

2) Ты волнуешь сине море, / Всюду веешь на просторе.

3) В синем небе звёзды блещут, / В синем море волны хлещут.

4) Князь у синя моря ходит, / С синя моря глаз не сводит.

5) Зазывает меня, Стеньку Разина, / Погулять по морю, по синему.

6) Птичка в дальные страны, /В тёплый край, за сине море /Улетает до весны.

В каких примерах выделенные формы не используются в современном языке?

А) только в 4;

Б) только в 4 и 6;

В) только в 2 и 4;

Г)в 2, 4 и 6;

(Д) во всех примерах выделенные формы используются в современном языке.

19. Польский язык, как и русский, относится к славянской группе языков. Какая ягода по-польски называется poziomka?

А) малина;

Б) крыжовник;

В) вишня;

Г) земляника;

Д) облепиха.

20. Тетя Катя предложила маленькому Ванечке пойти с ней купаться на речку, на что тот ответил — «Я уже умею». Как называлась эта речка?

А) шухорма

Б) уча

В) яуза

Г) гвоздянка

Д) ока​

21. Какое название животного устроено не так, как остальные?

А) суслик;

Б) ослик;

В) козлик;

Г) зайчик;

Д) пёсик.

22. Марина задумала слово, означающее качество, и стала подбирать слова, к которым оно подходит: камешек, год, стол, лицо…Какое еще слово можно добавить в этот ряд?

А — трава,

Б — век,

В — отличница,

Г — заяц,

Д — грабли.

23.Глаза, зуб, нос, рука. Вспомните однотипные устойчивые выражения этими словами и расставьте предлоги в правильном порядке.

А) в, к, на, оф;

Б) в, на, к, об;

В) на, об, кв;

Г) об, на, ф, к;

Д)|к, в, на, об.

24. Маленький Лёва считает, что, когда чего-то ждёшь, ОНО надувается, ОНО — это:

А) время,

Б) спокойствие,

В) безделье,

Г) волнение,

Д) терпение.

25. В книге Владислава Крапивина «Сказки Севки Глущенко» главный герой учится писать буквы. Одна из них вызывает определённые трудности. Мальчик размышляет: «… сложная буква. Будто даже не одна, а две. Это слились____»

А) И и Ш;

Б) П и Г;

В) Н и О;

Г) Я и Р;

Д) Ъ и Г.

26. Андрей вынужден пойти к врачу.Боря должен пойти к врачу.Вере надо пойти к врачу.Грише необходимо пойти к врачу.Дима обязан пойти к врачу.Кто из них точно не хочет идти к врачу?

А) Андрей;

Б) Боря;

В)Вера;

Г) Гриша;

Д) Дима.

27. В детском журнале <Чиж> 1930 года напечатали такую загадку. Разгадайте её вы!

Загадка у меня к вам есть,

Загадка непростая:

Какую букву можно есть,

Когда она пустая

А) З;

Б) И,

В) К,

Г) О,

Д) Р.

28. Даны слова лист, стать, стиль и стол. Какие два из них содержат одинаковый набор согласных звуков?

А) лист и сталь,

Б) лист и стиль,

B) лист и стол,

Г) сталь и стиль,

Д) сталь и стол.

29. За круглым столом сидят пятеро, Зина, Лев, Толя. Влад и Кира. Если первую букву имени каждого из них поменять на первую букву имени соседа справа, то из их имён получится пять слов. В каком порядке все сидели за столом?

А) Зина, Лев, Толя, Влад, Кира;

Б) Кира, Лев, Зина, Влад, Толя;

В) Влад, Кира, Лев, Зина, Толя;

Г) Лев, Зина, Влад, Толя, Кира;

Д) Толя, Зина, Влад, Лев, Кира.

30. Даны предлоги: во, кo, co, до. Какой из них устроен не так, как остальные?

А) во;

Б) ко;

В) со;

Г) до;

Д) все эти предлоги устроены одинаково.

Уважаемые посетители, в скором времени мы добавим остальные вопросы. Спасибо за ожидание!!!!

  • Сказка про язычка на английском
  • Сказка пропала совесть обличает а долготерпение народа б крепостническое сословие в либералов
  • Сказка про ягоды для детей 3 4 лет
  • Сказка про яблоко и блюдце
  • Сказка про ягоды для детей старшей группы