Сказка про звук и букву и

Консультация для родителейесли ребнок заболел, но не хочет отстать от детей группы в знакомстве с буквами. как знакомить детей со

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если ребёнок заболел, но не хочет отстать от детей группы в знакомстве с буквами.

«Как знакомить детей со звуком и буквой»

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, предложите детям рассмотреть книгу, картинки. Затем познакомьте детей со Слышем.

— на первом занятии представьте Слыша и поиграйте с ним в игры «Где звенит колокольчик?», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Что звучит в баночке?», «Какие звуки ты слышишь?»;

-на следующем занятии  предложите вспомнить, что больше всего любит делать Слыш, и поиграйте с детьми в другие игры: «Громко – тихо», «Кто говорит?», « Узнай по звучанию», «Покажи картинку» (таким образом, на знакомство со Слышем отведите 2-4 занятия);

— затем познакомьте детей с Буковкой (1-2 занятия), выполните графические упражнения «Нарисуй картинку», «Нарисуй узор по клеточкам»; предложите вспомнить что больше всего любит Буковка;

— на следующем занятии вспомните, что любят делать Слыш и Буковка, поиграйте в 2-3 игры, предложенные ранее. Затем перейдите к сказке про звук и букву «А»,

1. Прочитайте сказку, голосом выделяя нужный звук.

  Рассмотрите картинки.

2. Предложите детям выполнить упражнения для губ или язычка, прежде чем произносить новый звук (В сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если кто-то из детей ещё не выговаривает какие-либо звуки или произносит их не правильно, данные упражнения помогут детям развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.

Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5-7 раз, чтобы ребёнок мог контролировать движения губ, языка. Вы можете варьировать упражнения, добавляя или заменяя их.

3. Далее попросите детей произнести изучаемый звук. Обратите внимание  на правильную артикуляцию.

4. Затем познакомьте детей с характеристикой звука : какой он – гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Опираясь на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука. Сначала объяснить детям, как можно узнать какой это звук.

— При произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ни чего не мешает : ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает ни какой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — попросите детей дотронуться тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если ребёнок не чувствует, как «гудит» горлышко, помогите ему: приложите одну его руку к своему горлу, а другую его руку к своему горлу, произнесите звук (Ф) или (С) – горлышко не «гудит» ( не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук (А) – горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Ребёнок чувствует, как «работает» ваше горлышко, постарается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

— При произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо зубы и губы, либо язык ( воздух встречает преграду, препятствие на своём пути).

Чтобы определить звонкость – глухость согласного звука, используйте тот же приём с горлышком – если горлышко «гудит», значит звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам : если уши «гудят», значит звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

Чтобы определить твёрдость – мягкость звука, предложите детям обратить внимание на губы : при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твёрдый звук (Ф) ( губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук (Ф) ) губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твёрдого звука нужно сильно сжать кулачок при произнесении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем дети сами перечисляют все характеристики звука, используя предложенные приёмы.

5. Затем можно поиграть с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух ( фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, вы достаточно подготовите речевой слух ребёнка к усвоению навыков чтения и письма в школе.

6. Далее с помощью Буковки, введите графический образ звука – букву ( напишите её в альбоме или тетради, на листе, на доске, вывесите магнитную букву на магнитной доске или представьте любое другое изображение буквы). Расскажите стихотворение про букву.

7. Помогите запомнить букву, существует множество приёмов закрепления образа буквы:

— «напишите» букву пальчиком в воздухе, на столе;

— выложите печатную букву из карандашей из счётных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

— «напишите» букву пальчиком на манке, другой мелкой крупе, предварительно насыпав тонкий слой крупы в коробку из под конфет;

— выложите букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречки на столе;

— положите пластмассовые или магнитные буквы или же буквы вырезанные из картона, в мешочек. Предложите детям доставать буквы из мешочка и называть их. Вы можете предложить ребёнка предварительно ощупывать буквы в мешочке, называть их, а потом доставать;

— пальчиком «напишите» букву на тыльной стороне ладони ребёнка, попросите его назвать эту букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия прочитайте слоги с изучаемой буквой ( слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если ребёнок уже хорошо читает слоги, можно переходить к чтению слов.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

— Начинайте каждое занятие с вопроса о том, какой звук и букву вы прошли на прошлом занятии, вспомните характеристики пройденного звука, стихотворение про букву;

— Заканчивайте каждое занятие повторением пройденного: какой звук вы узнали, чья звучала «песенка»; повторите характеристики звука, стихотворение про букву;

-Если дети не усвоили материал, задержитесь на звуке, поиграйте со звуком и буквой ещё, используя игры, предложенные в других сказках.

ВАШЕ ЗАНЯТИЕ ПРОШЛО ОТЛИЧНО, ЕСЛИ ДЕТИ:

1. С нетерпением ждут следующего занятия.

2. С гордостью сообщают сверстникам и взрослым, что начал учиться и читать.

3. Чётко выделяя звук в словах, самостоятельно ищет слова, в которых есть данный звук.

4. Узнает букву везде, где видит (вывески, газетные заголовки, этикетки, рекламные щиты и др.)

Знакомство :СЛЫШ

В одной прекрасной сказочной стране жил – был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать как звучат разные звуки. А ещё у Слыша был большой рот, потому, что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему весёлый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своём сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шёл по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошёл в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик – на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Игра «Где звенит колокольчик?».

Получить полный текст 

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказка про звук и букву и

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказка про звук и букву и

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Тип урока:  
Урок открытия нового знания.

Цель:
создание условий для изучения звуков и букв.

Образовательная:
учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова.

Развивающая:
развивать аналитическое мышление, память, навыки, речь, фонетический слух,
навыки каллиграфии письма.

Воспитывающая:
воспитывать интерес к родному языку, нравственные качества.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация
начала урока.


Здравствуйте, ребята.

— Проверь,
дружок,

Готов ли
ты начать урок?

Всё ль
на месте, всё ль в порядке?

Книжка,
ручка и тетрадка?

Проверили?
Садитесь!

С
усердием трудитесь!

Приветствуют
учителя.

Проверяют
готовность к уроку. Садятся правильно.

Личностные:
самоопределение;

Регулятивные:
целеполагание;

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация
знаний.

 -Грамотный
человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение,
нам нужны тетради.


Запишите в них чисто и «в классе».


Давайте вспомним, как пишется прописная и строчная буква «б».

— Начинаем
писать ниже верхней линии рабочей строки, Ведем вверх, закругляя чуть влево,
доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до
нижней линии рабочей строки, поднимаем вверх вправо до начала письма. Затем
пишем второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением вниз, которая
соприкасается с овалом.


Давайте пропишем строчную букву «б» в воздухе. Теперь вспомним, как пишется
заглавная буква «Б».

— Начинаем
писать немного выше середины межстрочного пространства. Ведем сверху вниз
длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и закругляем
влево, плавно переходя в петлю ведем до верхней линии рабочей строки,
закругляем вправо, пишем полуовал. Следующий элемент пишем слева направо: в
виде плавного закругления слева и переходящего на ровную прямую
горизонтальную линию.

— Теперь
давайте запишем такие сочетания букв: Бб и слоги: бу бы бе бо.

— Далее
пишем такую пословицу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Как вы
понимаете эту пословицу?

Слушают
учителя.

Записывают.

— Ничто
не может быть достигнуто без усилий.

Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка.

Целеполагание.


Послушайте стихотворение. Оно называется «С добрым утром».

image001

— Как вы
думаете, почему стихотворение называется с добрым утром?

— А кто
знает, что обозначает слово «славно»?


Объясните, одинаково ли количество звуков и букв, в слове «пою»?


Почему?

— А
какие еще буквы обозначают 2 звука?

— Какие
звуки они обозначают?


Запишите в тетрадь любое выделенное предложение из этого стихотворения.

Слушают
стихотворение.

— Потому
что в стихотворении говорится о добром утре.

— Славно
– значит хорошо.

— Нет.

— Буква
обозначает 2 звука: «й» и «у».

— Буквы:
е, ё, я, и.

— Буква
е обозначает звуки «й» и «э», буква ё обозначает звука «й» и «о», буква я
обозначает звуки «й» и «а» и буква и обозначает звуки «й» и «и».

Дети
записывают предложения: «С добрым утром» или «С ясным
днем».                                                                                         

Регулятивные: умение
выделять учебную задачу, осознавать условия ее выполнения.

Поиск
решения проблемы.

— А
теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.

-Жили-были
в одной волшебной стране звуки. (Учитель выставляет на доску карточку со
словом “ЗВУКИ».)

— Страна
была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были
невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их
певучесть и голосистость их прозвали… (Учитель выставляет на доску карточку
со словом «ГЛАСНЫЕ»).

-Назовите
их.

— Остальные
тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во
всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом.  И назывались они…(
Учитель
выставляет на доску карточку со словом «СОГЛАСНЫЕ»)

— Верно.
Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник.
Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями.
Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду.
Стоило  её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.


Ребята, а чем отличаются звуки от букв?

— Верно.

Давайте
откроем учебник на странице 46 и выполним упражнение 2.

image002


Прочитайте задание.

— Читаем
первое предложение.

— Какие
слова нужно вставить?


Давайте обратим внимание на правописание окончаний: слышИМ, произносИМ.

— Читаем
второе предложение?

— что
нужно поставить сюда?


Давайте обратим внимание на правописание окончаний: пишЕМ, видИМ, называЕМ.


Молодцы.

— А
сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Ветер
дует нам в лицо (машем руками на лицо)

Закачалось
деревцо (качаем руками вправо-влево)

Ветер
тише, тише, тише (Машем руками и присаживаемся)

Деревцо
все выше, выше (поднимаемся на носочки).

Слушают
учителя.

— Звуки.

— А, о,
и, у, э, ы


Согласными.

— Звуки
мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

— Звуки
мы слышим и произносим, а буквы – видим и записываем.


Прочитай. Какие слова в предложениях пропущены? Выбери их из слов для
справок.

— Звуки
мы …

— Слышим
и произносим.

— Буквы
мы…, …, … .

— Пишем,
видим, называем.

Познавательные: синтез
как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Систематизация
знаний.

— На
прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит
ударение?

-какими
становятся гласные, благодаря этой дружбе?

(Учитель
выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и «БЕЗУДАРНЫЕ»)


Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? (Учитель
выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, «ГЛУХИЕ»,
«ТВЁРДЫЕ», «МЯГКИЕ».)

— Для
того, чтобы звуки могли веселиться волшебник подарил им карнавальные наряды.
Зеленые достались мягким согласным, синие – твердым согласным, а красные –
гласным буквам.


Давайте попробуем с вами нарядить буквы в наряды. Откройте учебник на
странице 47 и посмотрите на задание 4.

image003— Что
нужно сделать?


Давайте первый ряд возьмет себе первую картинку, второй ряд – вторую, третий
ряд – третью.


Нарисуйте в тетрадях звуковую схему слов: аист, слон, сом.

— Все закончили?


Давайте проверим. У первого ряда получилась такая схема? (учитель показывает
картинку)

— У
второго ряда давайте проверим. Верно получилось? (показывает картинку)


Давайте проверим, что получилось у третьего ряда. Так получилось? (показывает
картинку)


Молодцы. А теперь рядом со схемой запишите слова буквами.


Одинаково в них количество букв и звуков?


Молодцы ребята, а теперь посмотрите на звуки [б] и [б’]? Чем они отличаются?


Правильно, какой вывод можно сделать?

— С
гласными.

— Ударными
и безударными

— Звонкие,
глухие, твёрдые, мягкие.


Рассмотреть картинки.

Работают
в тетрадях
.

image004image004image004image005— аист

image006image006image007— слон 

image008image008image007— сом

— Да.

— Да.


Правильно.

— Да.

Работают.

— Да.

— Первый
звук [б] – твердый, а второй звук [б’] – мягкий.

— Что
согласные звуки бывают мягкие и твердые.

Познавательные: умение
давать ответ на вопрос, в зависимости от требований учителя.

Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Объяснение
домашнего задания.

— Дома
вам нужно будет выполнить упражнение 5 на странице 48.

Записывают
домашнее задание.

Рефлексия
учебной деятельности.

— А
сейчас давайте вспомним, какова тема нашего урока?

— Что
сегодня на уроке мы узнали?

— Какими
бывают гласные звуки?

Какими
бывают согласные звуки?

— Каким
цветом в схеме обозначается гласный звук?

— А
каким твердый согласный?

— А
каким согласный мягкий?


Молодцы ребята. Приведите в порядок свое рабочее место и можете идти на
перемену. До свидания.

— Звуки
и буквы.

— Что
звуки бывают гласными и согласными.


Ударными и безударными.


Твердыми, мягкими, глухими и звонкими.


Красным.

— Синим.


Зеленым.

Познавательные:
рефлексия

Коммуникативные: давать
ответ на конкретные вопросы

Урок
обучения грамоте

(интегрированный
подход)

Темы уроков: Чтение: Нет
друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буква Ии. Функция буквы И
в слоге-слиянии (с.28-30).

Письмо: Письмо строчной и заглавной
буквы Ии (с.7-8).

Целевые
установки уроков.

Из планируемых
результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные
результаты:

Учащийся познакомится со звуком [и] и его отражением на письме с помощью
буквы И, с функцией буквы И в слиянии, с употреблением И в
роли слова и предложения; местом буквы И на «ленте букв», научится 
характеризовать звук [и] по схеме и находить его в слого-звуковых схемах,
находить букву И в качестве слова и предложения, писать строчную
заглавную букву И по образцам в прописях; совершенствовать устную
речь в ходе дискуссии по теме урока, знакомства с многозначностью,
моделирования предложений, пересказа сказки.

Метапредметные
результаты:

учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную
задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, осваивает базовые
предметные понятия (звук [и] и буква Ии, функция буквы И в
слоге-слиянии, знакомство с многозначностью), осваивает логические УУД
классификации и исключения «третьего лишнего» при работе с предметными
картинками, оперирует знаково-символическими средствами представления
информации (схемами предложений и слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), а
также регулятивными УУД при восстановлении сюжета сказки и дискуссии по теме
урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные
результаты:

осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в
нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других
людей.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись
первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из. к/ф «По секрету
всему свету», муз. В.Шаинского, сл. М.Танича), компьютер и мультимедийный
проектор с экраном или интерактивная доска,
DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.

Ход уроков

Целеполагание: учащиеся под руководством
учителя, просмотрев с.28-31 «Азбуки» и с.7-8 «Прописей» №2, формулируют учебную
задачу урока: «Обсудить тему «Нет друга – ищи, а нашел – береги», изучить звук
[и] и букву Ии, роль буквы И в слоге-слиянии; с местом буквы И
на «ленте букв».

Изучение
материала уроков.

Звучит первый
куплет песни «Когда мои друзья со мной» (из. к/ф «По секрету всему свету»),
муз. В.Шаинского, сл. М.Танича.

Чтение: Обсуждение темы «Нет друга –
ищи, а нашел – береги»
начинаем с актуализации имеющихся сведений: дети
просматривают ранее обсуждавшиеся темы о дружбе и взаимопомощи, читающие дети
еще раз прочитывают соответствующие пословицы и все вместе выявляют смысл новой
пословицы: дружбу надо беречь, не конфликтовать, если поссорились – мириться.
Можно сопоставить и с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад» и
подвести детей к выводу, что лад должен быть и в семье, и в дружбе со
сверстниками.

Чтение: Изучение темы «Звук [и],
буква Ии»
начинаем 
с актуализации имеющихся знаний: «Какие звуки и буквы мы изучили? Как
изображается звук на письме? Какую роль выполняют буквы А и О в
слогах-слияниях? Чем отличается звук [о] от звука [а] по отношению к ударению?»

Изучение звука
[и].

Аналитический
этап

проводится в виде эвристической беседы: «Произнесем звук [и]. Гласный он
или согласный? Как мы ответим на первый пункт схемы? Почему [и] – гласный звук?
Ударный он или безударный? Рассмотрим рисунок и слого-звуковую схему под буквой
Ии. Какой предмет изображен? Схема соответствует слову игла или иголка?
Почему вы так думаете? Какой звук [и] в слове иголка – ударный
или безударный? Теперь прочитаем стихотворение «Ивы» (читает хорошо читающий
ученик). Как вы думаете, в слове ивы звук [и] ударный или
безударный? Как вы это определили? Какой вывод мы можем сделать по второму
вопросу схемы: ударный или безударный? Охарактеризуйте полностью звук [и].

Закрепляется материал о звуке [и] в ходе
игры «Кто больше?» на с.29 (úволга, игрýшка, лисá,
лéбеди, Ивáнушка-царéвич).
Чтобы назвать последние слова, надо обратить внимание детей на сюжетный рисунок
на с.28 и найти на нем изображения гриба, синей птицы.

Изучение буквы Ии
начинается со знакомства с графическим обликом заглавной и строчной буквы и в
печатном и в рукописной варианте по таблице и в электронном приложении к
учебнику с использованием либо мультимедийного проектора, либо интерактивной
доски. Если нет ни того, ни другого – использовать изображения букв в «Азбуке»
и «Прописях».Закрепить зрительный образ печатной буквы можно при чтении
пословицы на с.28: хорошо читающий ученик читает, а остальные дети отмечают
наличие буквы И. Затем букву И находят в стихотворении «Ивы» и в заголовке
темы, а также на круговой табличке в электронном приложении. Заканчивается этот
этап урока чтением правила на с.29 о роли буквы И в слоге-слиянии.
Иллюстрировать это правило нужно традиционными фонологическими примерами: дам
домДимабалболь
бил. По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли
эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка в написании
строчной и
проводится по с.7 как обычно. Кинемы показывает либо сам учитель на
доске, либо в электронном приложении.

По окончании
этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Чтение: Продолжение работы над
употреблением буквы И
проводится по предметным рисункам на с.30.

Первая серия
рисунков знакомит детей с многозначностью слова иголки. Дети под
руководством учителя сопоставляют слого-звуковую схему с предметными картинками
и подводятся в ходе эвристической беседы к выводу, что у всех слов есть общее
значение: заостренная на конце тонкая палочка. Затем проводится работа в паре:
дети придумывают предложения  про ёжика.

Второй рисунок
направлен на осознание того, что И может быть словом (союзом). Сначала
составляются по правой стороне словосочетания, а затем с помощью левой
картинки-предложения: Мама надела на мальчика шарф и шапку. Мальчик положил в
ранец карандаш и ручку. Первокласснику купили ранец и пенал.

Третья серия
рисунков продолжает работу над УУД логического характера: дети вначале
проверяют соответствие схем изображениям предметов, находят намеренно сделанную
ошибку (в последней схеме неправильно отмечено место ударения). Учитель может
спросить, что должно быть изображено на рисунке, чтобы схема соответствовала (пúлы).
Затем дети подбирают общее слово (инструменты), с которым они уже встречались
ранее. Если дети забыли это слово, можно возвратить их к с.6 «Азбуки». По
заданию учителя они исключают лишнее: грабли – это садовый
инвентарь, а остальное – это инструменты для плотника.

Письмо: Продолжение работы над
написанием заглавной И
проводится по с.8 «Прописей» №2 по той же методике, что и
раньше, с использованием анимированных прописей в электронном приложении. При
вставке букв в слова, которые читают дети, уже умеющие читать, нужно обратить
внимание на то, что имена пишутся с заглавной буквы.

Чтение: Остальную часть урока следует
посвятить развитию речи. Дети, работая самостоятельно в паре, восстанавливают
по сказке «Лиса и журавль» порядок следования иллюстраций и придумывают
заголовки. Можно провести конкурс на лучший заголовок. Исходя из темы
дискуссии, которая проводилась в начале урока, можно попросить детей придумать
другой конец сказки, чтобы лиса и журавль могли сохранить дружбу.

Если останется
время, нужно провести работу над сюжетной картинкой на с.28 «Азбуки»: дети
должны придумать предложение из четырех слов.

Заканчивается
занятие анализом местоположения буквы И на «ленте букв». Примерный ход
беседы таков: «Почему буква И расположена на розовой стороне «ленты
букв»? Почему буква И расположена не на «верхнем этаже», как буквы А
и О, а на нижнем?

Итоги урока:

Беседа:

1.     Какую темы мы обсуждали? К
каким выводам пришли?

2.     Какой материал по русскому
языку мы изучали? Чему научились? Какую роль выполняет буква И в слоге-слиянии?

        Этап рефлексии.

Физкультминутки Физкультминутки
выполняются после каждого из заданий урока и носят релаксирующий характер:
потягивания, медленные движения рук, разгибания туловища. Лучше ее выполнять
под музыку «визитной карточки» урока.

Рекомендации
для занятий в семье.
Продолжить тему дружбы: рассказать о своих друзьях, какие
они, как вы поддерживаете с ними дружеские отношения, сколько лет длится
дружба, как вы с друзьями помогаете друг другу и т.д. Потренировать (желательно
с анимированными прописями электронного приложения) пишущую руку ребенка на
оставшихся строках с.7-8 «Прописей» №2.

Тема занятия: «ЗВУК И БУКВА О»

Задачи:

-Познакомить детей со звуком и буквой О.

-Продолжать формировать понятие «гласный звук».

-Упражнять в четком произнесении звука О изолированно и в словах,
предложениях.

-Развитие фонематического восприятия и слуха, речевого дыхания и
интонационной выразительности, темпа и ритма речи.

-Учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на
звук О.

-Учить на слух определять темп речи и выполнять движение в
соответствующем темпе.

-Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной
и мелкой моторики, графомоторных навыков.

-Научить детей аккуратно заштриховывать контурные рисунки, не
выходя за края.

Оборудование: Дидактическая кукла «Веселая обезьянка»,
речевой тренажер
( на этом занятии используется электронная
рамка с электронным материалом), символы «Живые звуки», магнитная доска, буквы,
цветные домики, ноутбук, обучающая презентация, картинки, контурные изображения
облака, озера, острова, цветные карандаши, листы с рисунками букв для
раскрашивания.

Предшествующая работа: знакомство
детей с гласными звуками А, У, артикуляционная гимнастика.

Ход занятия:

1.         
Организационный момент.

Сюрпризный момент—приход обезьянки. Обезьянка
здоровается с детьми.

— Ребятки, кто к нам пришел? Обезьянка. Она очень любит играть.

Игра «Эхо» Повторить ряд звуков.
УАУ, ААУ, УУА, АУУ, АУА.

Поиграли с обезьянкой, а теперь мы ей покажем, как мы делаем
гимнастику и хотим её научить выполнять правильно артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:
«улыбка», «трубочка», «окошко».

Обезьянка очень удивилась. Покажите, как мы удивляемся. Дети
показывают мимикой удивление, радость, грусть.

Не грусти обезьянка, лучше посиди и сказку послушай.

2.         
Уточнение артикуляции и характеристики звука О.

Сказка «Живые звуки».

— Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный
круг с лицом, рот в форме овала)

Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел,
рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О!
Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»

Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь,
подражая курице, зовущей своих цыплят:  О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите
далеко…»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и
восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были
похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания:

— О каком звуке эта сказка?

— На что похож рот у звука 0? (На
вытянутый кружок.)


От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)


Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)


Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)


На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)


Запишем песенку и споем.

На
доске выставляются символы-круги большой – длительный звук, и
маленький—короткий  в разном порядке. Первую песенку составляет логопед,
затем дети.

Вариант:
нажимать на ротик звука—символа, как на кнопочку и пропеть (индивидуально и
хором).

Придумай
мелодию для звука О, прохлопай и спой ее: Ооо, оОо, ооО.

Звук
О голосисто поет, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и
носит он красную рубашку.

3.     Знакомство
с буквой О.

О
посмотрело вокруг, на улице стало холодно, часто идут дожди, на дворе ОСЕНЬ.
Нужно построить дом для себя, скоро наступит зима. Нашла О колесо, оно ему
подошло. (Выставляется буква) Ребята, на что похожа буква О? (на колесо,
бублик, обруч, окно)

В этой
букве нет угла,                

Оттого
она кругла.  

До
того она кругла—                  
                   

Покатиться
бы могла.

Посмотри
на колесо

И
увидишь букву О.

Нарисуйте букву О в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).

Ребята
звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.

(Показ
презентации 1 слайда
).

4.     Произнесение
слов со звуком О в начале слова.

Показ
презентации
. Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя гласный звук
О в слове, и букву О. Слова: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик,
обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи.

5.     Игра-упражнение
 «Найди слово со звуком О»

Слайды
презентации
. Выбрать картинку слово со звуком О. ОЧКИ, арбуз, утюг. Апельсин,
ОСЛИК, улыбка. Улитка, аист, ОБЛАКО. Мишка, ОДУВАНЧИК, часы.

Произносится
слово, затем буква, появляющаяся под картинкой О.

6.     Пальчиковая
гимнастика. 
«Обувь» Н.Нищевой

Посчитаем в первый раз,         (Попеременные
хлопки и удары кулаками)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки         (На каждое
название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,           по
одному пальцу начиная с большого.)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

7.     Игра
«Найди картинку-слово на звук О»
 и положи на облако,
остров, озеро.

Работа
с раздаточным материалом
. На столе разложены картинки,
и формы—облако, озеро, остров. Детям предлагается подобрать картинку со звуком
О, и положить её на формы.

Отговаривание
действий с детьми. Что ты выбрал? Очки? Куда ты положил Очки? Я положил очки на
остров. И т.д. дети отвечают полным предложением на вопросы, при затруднении
логопед помогает, побуждая повторить за ним предложение.

8.     Чистоговорки.

Ко-ко-ко
– выпей молоко.                  
   Бок-бок-бок – круглый бок.

Но-но-но
– посмотри в окно.                
Бок-бок-бок – колобок.

Но-но-но
– там темно.

Ом-ом-ом
– новый дом.

Мок-мок-мок
– там замок.

9.     Упражнение
на дыхание «Подуй на облако»

Посмотрите
на обезьянку, она загрустила. Не грусти, подуй с ребятами на облако. Дети
сдувают облако с ладошки.

10. Игра
«Скажем и покажем»

Дети
на слух определяют темп речи и в соответствии с ним выполняют движения.

Мелет
мельница зерно. (Круговые движения руками)

Наши
ноги ходили по дороге. (Ходьба на месте в разном темпе)

11. Штриховка
буквы. 
Детям предлагается заштриховать буквы большого размера красным
карандашом, буквы размером меньше прописываются карандашом с опорой на готовое
изображение.

12. Итог
занятия.

С
каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Звук О гласный. Какого цвета
его рубашка? Как вы думаете, в каком доме он будет жить? В красном. Заселим
нового жильца в красный дом. Позвоним в звонок. А петь будут жильцы дома. Ребенок
нажимает кнопочку на крыше кружек, а дети хором поют гласные звуки А, У. Дверца
открылась и О поселилась в дом гласных звуков. И стали они жить поживать
дружно, да песни распевать. Буква О принесла вам угощение баранки. На что
похожи баранки? Правильно на звук О. Угощайтесь, пожалуйста! Попрощаемся с
обезьянкой.

  До свидания.

Тема : «День Защитника Отечества».

Цели:

Коррекционно-образовательные:


закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной
обязанности защищать Родину.

-расширять словарь по теме: “День
Защитника Отечества” (армия, Родина, профессия, пехотинец, подводник, танкист,
пограничник, десантник, летчик, моряк; защищать, охранять, беречь, служить,
работать; трудный, опасный, государственный, осторожный, нужный.)

Коррекционно-развивающие:

Развивать :

диалогическую речь,

речевой слух,

артикуляционную и мелкую моторику,

координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навыки сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в
коллективе.

Оборудование:
Дидактическое пособие «Домик веселого язычка» с съемными иллюстрациями военных
профессий ,картинки с изображениями военных, конверт, счетные палочки, мяч,
магнитная доска.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте ребята. Когда я шла
к вам на занятие, около двери лежал конверт. Давайте посмотрим, что в нем.
(открывает конверт). Ребята случилась беда. Кощей – Бессмертный и Баба – Яга
пишут, что всех защитников Отечества взяли в плен. И чтобы их освободить- нам
надо выполнить их задания.

— Кто такие Защитники Отечества? (ответы
детей).

— Какой праздник мы будем отмечать 23
февраля? (ответы детей)

— Правильно ребята без военных наша страна
в опасности. Надо их из плена выручать, а то скоро праздник.

Логопед: Прежде чем выполнять задания,
давайте покажем какие мы сильные и смелые. Выполним зарядку для язычка. (взяли
зеркала)

• “Стрельба”. Четко произносить
чередование звуков {к}, {г}.

• “Гудит пароход”. Рот открыт, губы в
улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносит звук {ы}.

• “Танк”. Многократно побарабанить
кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}:т-т-т…

Логопед: Молодцы! Первое задание. (достает
из конверта листок) .

Упражнение “Скажи много”. Кому попадет
мяч, тот должен сказать- много.

Смелый летчик – смелые летчики.

Железная каска – железные каски.

Быстрая ракета — …. Военный корабль — …
Взлетная полоса — … Пограничная полоса -… Опасный путь — … Государственная
граница -…

— С заданием справились все.
(переворачивает листок, а там картинка с изображением пограничника). (вешает на
« домик»).

Выберем из вас пограничника.(ребенок
выглядывает в «окошечко» домика ,на котором изображен пограничник)

— Второе задание (достает листок из
конверта) .

Упражнение “Собери предложение”.

Самолет, в, военный, небо, поднялся.

Читают, книги, о, мальчики, войне.

На, моряк, служит, корабле.

Пограничник, собакой, границу, c,
охраняет.

— Вы справились и с этим заданием
(переворачивает листок, а там картинка – моряка и танкиста) .Выберем из вас
моряка и танкиста. (дети выглядываю т в «окошечко» домика ,на котором изображен
моряк и танкист)

— Я вижу вы устали, давайте отдохнем.

Координация речи с движением “Солдатик”.

На одной ноге постой-ка, (дети стоят на
правой ноге)

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри — не упади.

А теперь постой на левой, (стоят на левой
ноге)

Если ты солдатик смелый.

Раз, два, — дружно в ногу. (шагают)

Три, четыре – тверже шаг.

— Третье задание (достает следующий
листок) .

Упражнение “Кто что делает? ”.

— Я кидаю мяч одному из вас и называю
профессию. А вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете
мяч.

Логопед: Летчик.

Ребенок :Управляет самолетом.

Логопед: Пограничник.

Ребенок: Охраняет границу.

Логопед: Капитан военного корабля.

Ребенок: Управляет кораблем, отдает
команды.

Логопед: Танкист.

Ребенок: Управляет танком, смотрит в
прицел, стреляет.

Логопед: Пограничник.

Ребенок: охраняет государственную границу.

Логопед: Подводник.

Ребенок: охраняет границу с моря, служит
на подводной лодке.

— И с этим заданием вы справились
(переворачивает листок, там картинка – летчика и пехотинца) . дети
выглядываю т в «окошечко» домика ,на котором изображен летчик и моряк)

Четвертое задание.

Упражнение “Исправь ошибку”.

Храбрый  солдат награжден медалью.

Генерал отдала приказ солдатам.

Пограничники защищает границы нашей
страны.

Я буду служить на корабль.

— А теперь отдохнем. Выложим у себя на
столах танк из счетных палочек по моему образцу. Пусть Баба – Яга и Кощей –
Бессмертный посмотрят, какая у нас боевая техника.

И последнее задание (достает из
конверта листок). Надо отгадать загадки.

Я – на войне боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая. (Танк)

Ночью, в полдень, на рассвете,

Службу он немеет в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу. (Пограничник)

Под водой железный кит,

Днем и ночью он не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю. (Вертолет)

Зонтик я – весь белый-белый,

Я большой и очень смелый.

Я по воздуху летаю,

С облаков людей спускаю. (парашют)

— Все загадки отгадали (переворачивает
листок, там картинка – десантника и подводника, дети выглядываю  в
«окошечко» домика ,на котором изображен десантника и подводника)

Логопед: Какие молодцы (выходят все
Защитники Отечества в масках). Давайте перечислим все профессии военных и как
мы их из плена выручали (дети вспоминают, что мы делали на занятии). Теперь
нашей стране ничего не угрожает. А Баба – Яга и Кощей – Бессмертный не смогли
нас обмануть.

  • Сказка про земляничку для детей
  • Сказка про зиму 2 класс придумать
  • Сказка про землю 5 класс
  • Сказка про зеркальце пушкин
  • Сказка про зверей из доброго леса читать