Сказка про золото по химии

Как древние алхимики проложили дорогу современной науке? правда ли, что мы состоим из атомов, возникших в момент гибели какой-то далекой

Как древние алхимики проложили дорогу современной науке? Правда ли, что мы состоим из атомов, возникших в момент гибели какой-то далекой звезды? Что такое белый шум? Мир атомов – это мир удивительных открытий и совершенно невероятных фактов. Книга Теодора Грэя «Реакции» – это яркий, захватывающий и блистательно иллюстрированный рассказ об удивительных и невероятных химических реакциях: от событий космического масштаба до происшествий микроскопического уровня, берущих свое начало в мире квантовой механики. Мы спешим поделиться с вами отрывками из этой книги.


«Древних алхимиков порой высмеивают за стремление превратить свинец в золото или получить эликсир вечной молодости. Мы же знаем, что это невозможно. Но они-то не знали! А наше современное знание отчасти основано на их безуспешных попытках. Древние алхимики заблуждались искренне, и это отличает их от магов и шарлатанов, которых тоже было немало в давние времена (как и в нынешние).
Алхимики старались понять природу веществ, которые составляли мир вокруг них, и для этого смешивали разные вещества, пытаясь вызвать превращение. И им часто это удавалось! Но некоторые вещества оставались неизменными при любых условиях. Так алхимики пришли к понятию элемента, одному из основных в современной науке. У них была неправильная цель, но в попытках ее достичь они сделали множество правильных вещей. А самым важным в их работе было то, что они изучали природу, реальный мир и делали это путем эксперимента. Они верили в эксперимент и в нем искали доказательств и подтверждений своих идей. Тем самым они проложили дорогу современной науке, которая зародилась около 1700 года. Химия — дочь древней алхимии».

«Как я люблю это вещество! Вы берете прозрачную жидкость, добавляете к ней несколько капель «секретного» компонента, и через час она затвердевает, оставаясь все такой же прозрачной. Разве это не магия?! Особенно эффектно получается, если вы помещаете в исходную жидкость какой-нибудь предмет. Называется это вещество полиэфирной смолой для литья, ее можно купить в специализированных магазинах для любителей всяких поделок. Жидкость состоит из длинных линейных молекул полиэфирного полимера. «Секретный» компонент — это свободнорадикальный инициатор (его часто ошибочно называют катализатором), при его добавлении линейные цепочки полимера сшиваются между собой, образуя одну гигантскую молекулу, а жидкость превращается в твердый и прочный материал».

«Если сравнить химию с языком, то атомы и молекулы, состоящие из атомов, — это существительные материального мира. Все вокруг, в том числе и мы сами, сложено из них. А вот химические реакции — это глаголы материального мира, они отображают действие. Что бы ни происходило в мире — рост дерева, горение огня, зарождение жизни, — это результат химических реакций. Работа компьютера, согласен, обходится без них, тут чистое электричество. Но работа мозга, сверхмощного природного компьютера, основана на химии, прохождение электрических импульсов между нейронами мозга управляется химическими реакциями, наши мысли, память, чувства и эмоции порождаются и контролируются химическими веществами.
Наша жизнь невозможна без химических реакций. Но для реакций нужны молекулы, а для молекул — атомы. Так что же такое атомы и откуда они взялись?»

«Девяносто процентов всех атомов Вселенной составляют атомы водорода, состоящие, в свою очередь, из одного протона и одного электрона. Почти все они образовались в первые мгновения после Большого взрыва и с тех пор не изменялись, если не считать обмена электронами при редких встречах на холодных просторах космоса. В основной своей массе атомы водорода никогда не были частью звезды, не входили в состав молекул воды, обрушивающихся ливнем на землю, или главных молекул жизни — ДНК. Участие в таинстве химических реакций — редкая привилегия для атомов Вселенной».

«Взрыв сверхновой выбрасывает в космос огромное количество разнообразных атомов, образовавшихся в недрах звезды. Так во Вселенной в дополнение к атомам водорода появляются атомы гелия, углерода, кислорода, натрия, кальция и так далее. Они, в свою очередь, начинают собираться вместе, формируя новые звезды и окружающие их планеты с горячим ядром, каменистой корой, бушующими океанами, синим небом и любознательными обитателями. Да-да, вы состоите из атомов, которые когда-то были частью далекой звезды — она погибла, чтобы дать вам жизнь. Никогда не забывайте об этом».

«Название «белый шум» не просто красивое, оно имеет глубокий смысл. Прилагательное «белый» употребляется здесь в своем самом распространенном значении — белого света. Как и белый шум, белый свет содержит все частоты света в равных количествах. Это именно тот свет, который приходит к нам от Солнца и который излучают многие искусственные источники света. (Белый шум можно получить, если разрешить группе школьников одновременно тарабанить по всем клавишам рояля. Можно ли аналогичным образом получить белый свет?»

Внеклассное мероприятие по химии на тему:

«Химическая игротека»

для обучающихся 8-х классов

Подготовил учитель химии, биологии и географии

Охрименко Светлана Валерьевна

Цели:

Образовательные      –
углубить и обобщить представления обучающихся о химических элементах, их
свойствах и применении;

                                –
проверить уровень усвоения обучающимися основных законов и понятий химии.

Развивающие       –
выявить умение применять полученные знания в жизни, развивать интерес и
познавательную активность обучающихся.

Воспитательные –
способствовать развитию навыков межличностного общения, экологическое и
валеологическое воспитание.

Дорогие ребята!

В рамках недели естественных наук сегодня мы проводим игру «химический
турнир», которая поможет закрепить имеющиеся знания, а может и узнать много
интересного, нового, совершить увлекательное путешествие по стране «Химия».
Надеемся на добрые дружеские отношения между командами и их болельщиками.
сегодня в соревновании принимают участие две команды:

                             I  —

                            II

Игра состоит их 10 конкурсов.

Представляю жюри, которое будет оценивать вашу работу.

* Представление команд.

I конкурс «Разминка»

Командам задается по 10 вопросов. В зависимости от количества
правильных ответов, команда зарабатывает от 1 до 10 баллов.

Вопросы I команде:

1)   
Главная составная часть
земной атмосферы по объему.

(Азот)

2)   
Каким индикатором нельзя
определить кислоту?

(Фенолфталеин)

3)   
Устойчивая элементарная
частица с единичным положительным электрическим зарядом.

(Протон)

4)   
Соли кремниевой кислоты.

(Силикаты)

5)   
Химическая связь в хлориде
калия.

(Ионная)

Вопросы II команде:

1)   
Элемент, имеющий 8
протонов в ядре.

(Кислород)

2)   
Объем 1 моль метана при
нормальных условиях.

(22,4 л)

3)   
Тип кристаллической
решетки в алмазе.

(Атомная)

4)   
Вещество, изменяющее свою
окраску в зависимости от характера среды.

(Индикатор)

5)   
Смесь газов, образующих
атмосферу Земли.

(Воздух)

II конкурс «Переводчики»

Переведите с химического языка она общепринятый следующие фразы.

( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл )

Вопросы I
команде

1.      
Не все то аурум, что
блестит.

(Не все то золото, что блестит)

2.      
Недонатрий хлористый
на столе, перенатрий хлористый на голове.

(Недосол на столе,

пересол на голове)

3.      
Уходит как аш-два-о в
оксид кремния.

(Уходит как вода в песок)

4.      
За купрумный грош
удавился.

(За медный грош удавился)

 

Вопросы II
команде

1.    
Белый, как карбонат
кальция.

(Белый, как мел)

2.    
Слово – аргентум, а
молчание – аурум.

(Слово – серебро,

а молчание — золото)

3.    
Аллотропная
модификация углерода чистой аш-два-о.

(Алмаз чистой воды)

4.    
Много оксида водорода
утекло с тех пор.

(Много воды утекло с тех пор)

 

III конкурс «Экология и химия»

За полный правильный ответ – 2 балла.

Вопросы I
команде

1.      
Что такое «кислотные
дожди»?

2.      
Какое значение для
живых организмов имеет озоновый слой?

 

Вопросы II
команде

1.      
Что такое «парниковый
эффект»?

2.      
Почему нельзя собирать
грибы и ягоды у дорог?

 

IV конкурс «Угадай вещество»

Сейчас каждой команде будут прочитаны некие определения, относящиеся к
загаданному веществу. Если ответ готов после 1-го определения, то присуждается
5 баллов, со 2-го определения – 4 балла и т.д.

image001

II команде

 (угадайте химический элемент)

1.  
– Его называют
всесъедающим.

— При открытии этого элемента погибло
много исследователей.

— Входит в состав фреона.

— Обладает высокой химической активностью.

— Этот элемент входит в состав зубной
пасты.

(Фтор)

(угадайте
химический элемент)

2.  
– Алхимики часто называли
этот элемент меркурием.

— За 350 лет до нашей эры Аристотель в
своих трудах упоминает об этом металле.

— Этот металл хорошо растворяет другие
металлы, образуя амальгамы.

— Пары металла ядовиты.

— Находится внутри градусника.

(Ртуть)

 

 (угадайте вещество)

3. – этот газ
немного легче воздуха

— он относится к несолеобразующим оксидам

— при соединении с кислородом воздуха
образует бурый газ («лисий хвост»)

— он образуется в воздухе во время грозы

— его используют в производстве серной
кислоты нитрозным способом

(оксид азота
II)

 

4. Примерно века два назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад,

Он и для вас не тайна.

Известно, что горит отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает даже водород.

(Кислород)

 

4. Газ – ненужный нам отброс-

В поле в пищу перерос.

(Углекислый
газ)

 

 

V конкурс «Темная лошадка»

Когда он сделал свое самое главное открытие,
ему было 35 лет. Он окончил с золотой медалью физико-математический факультет
Главного педагогического института в Санкт – Петербурге. Во время учебы с
большим интересом изучал флору и фауну. Его интересовали воздухоплавание,
переработка нефти, агрономия, метеорология, астрономия.

Этот ученый в 1887 году один на аэростате
поднялся выше облаков для наблюдения затмения, а приземлился далеко в другой
губернии. Суеверные люди посчитали, что это спустился на Землю Всевышний. Кто
этот ученый? Назовите его самое главное открытие.

(Д. И. Менделеев,

Периодический закон,

1 марта 1869 года)

Вопросы командам:

image002 

VI конкурс «Пантомима»

Капитаны команд вытаскивают листок с названием явления и готовят его
инсценировку. Команда соперников должна отгадать, о чем идет речь.


 

 

В кабинете химии запрещен прием пищи

 

Как правильно определять запах веществ

 

VII конкурс «Черный ящик»

Перед вами черный ящик. Что в нем? Вы должны отгадать, слушая мои
объяснения. Объяснение состоит из трех фрагментов. Если вы отгадаете после
прослушивания первого фрагмента, то получаете 5 баллов, если после второго – то
3 балла, если после третьего – 1 балл. Итак, приготовились? Начали!

VIII конкурс «Реклама»

Нарисовать и представить в шутливой форме какую-либо химическую посуду.

IX конкурс «Химия и синонимы»

Вам предстоит перевести на химический язык следующие названия веществ.

I команде

1.      
Поваренная соль

(хлорид натрия)

2.      
Марганцовка

(перманганат калия)

3.      
Питьевая сода

(гидрокарбонат натрия)

4.      
Сухой лед

(оксид углерода IV в

 твердом состоянии)

5.      
Гидроперит

(пероксид водорода)

 

II команде

1.       Угарный газ

(оксид углерода II)

2.       Мел

(карбонат кальция)

3.       Поташ

(карбонат калия)

4.       Каустик

(гидроксид натрия)

5.       Кремнезем

(оксид кремния IV)

 

Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на
доске, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая
?

Au,
NH4Cl, NH3, Nb, CaCO3, Eu, — Na2CO3,
In, AgNO3, Am

(золото, нашатырь, аммиак, ниобий, известняк, европий,
сода, индий, ляпис, америций «знание – сила»)

X конкурс «Кто больше?»

Ведущий показывает болельщикам табличку со словом «золото» и предлагает
вспомнить как можно больше стихотворных строк, в которых употребляются слова,
имеющие корень указанного слова.

Под ним струи светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

М.Ю. Лермонтов. Парус

Ночевала тучка золотая

На груди утеса – великана…

М.Ю. Лермонтов. Утес

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила

…Там царь Кащей

Над златом чахнет…

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

…Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом…

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

…Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

А.С. Пушкин. Сказка о семи богатырях

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою…

А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

В багрец и золото одетые леса.

А.С. Пушкин. Осень

«Все мое», — сказало злато;

«Все мое», — сказал булат.

«Все куплю», — сказало злато;

«Все возьму», — сказал булат.

А.С. Пушкин. Золото и булат

Подведем итоги, определим победителей.

Сегодня вы убедились в том, что вы умны, трудолюбивы, талантливы и в
этом – ваше главное богатство.

До новых встреч!

ТОМСК, 25 янв – РИА Томск.
Молодой ученый Томского госуниверситета (ТГУ) Григорий Мамонтов создает новый
класс катализаторов, который поможет синтезировать полезные химические
соединения с помощью только естественного света. Подробности проекта – в обзоре РИА
Томск.

Ранее сообщалось, что в конце 2020 года были подведены итоги
конкурсов на получение грантов президента РФ для молодых ученых и
ведущих научных школ России. На получение господдержки поступило 1,5 тысячи заявок,
из них поддержано около 500. Гранты президента РФ, нацеленные на усиление государственной поддержки молодых российских ученых, назначаются ежегодно в размере 600 тысяч рублей в год для кандидатов наук и 1 миллиона рублей в год для докторов наук сроком на два года.

Среди победителей вышеназванного конкурса – пять ученых ТГУ, в том числе научный сотрудник лаборатории каталитических
исследований химического факультета вуза Григорий Мамонтов. Его проект – «Создание композитов на
основе плазмонных наночастиц серебра и производных графена для селективных
фотокаталитических процессов».

© сайт Томского государственного университетаСказка про золото по химии

Григорий Мамонтов

Дорогой катализатор

Как сообщается в понедельник на сайте ТГУ, Мамонтов работает
над созданием нового класса катализаторов, которые будут действовать по
принципу фотосинтеза, то есть позволят синтезировать полезные химические
соединения под действием видимого света.

По мнению ученого, использование фотокатализаторов выгодно
экономически, поскольку не требует высоких температур и давления. Главным
условием действия таких материалов является наличие естественного света или его
имитации.

«Большинство каталитических процессов сегодня реализуются в
промышленности при повышенных температуре и давлении. Для обеспечения высокой
активности и селективности катализаторов используются золото, платина, палладий.
Одними из ключевых вызовов, стоящих перед химиками, являются снижение их содержания
или полный отказ», – приводятся в сообщении слова Мамонтова.

Задача ученых – разработать подходы, которые позволять не
использовать дорогостоящие благородные металлы, а также смягчить условия
протекания каталитических процессов. В идеале катализатор должен работать при
атмосферном давлении и комнатной температуре.

© с официального сайта Томского госуниверситетаСказка про золото по химии

«При этом его селективность желательно довести до 100%, как
это реализуется в живых организмах (ферментативный катализ). Фотокатализаторы
для селективного химического превращения – новое направление в мировой химии. В
рамках своего проекта Мамонтов осуществляет разработку принципов создания
таких материалов», – говорится на сайте ТГУ.

Особая роль

Важное место в проекте отводится производным графена,
обладающим уникальными свойствами. Пресс-служба вуза отмечает, что после того как в 2010 году за исследования с этим двухмерным материалом была присуждена
Нобелевская премия, популярность графена начала стремительно расти.
Исследователи передовых научных центров ищут применение графену в различных
областях, в том числе в фотокатализе.

Со ссылкой на Мамонтова поясняется, что на первом этапе проекта
химическими методами будет синтезирован оксид графена, а также восстановленный
оксид графена. Метод является достаточно трудоемким, тем не менее,
предполагается получать его химически, а не приобретать оксид графена,
полученный физическими методами.  

На следующем этапе будут изготовлены образцы катализаторов
на основе оксида графена, содержащие наночастицы серебра и оксид церия.

«Комбинирование в одном материале плазмонных наночастиц
серебра, поглощающих видимый свет, оксида церия, являющегося полупроводником, и
проводящей подложки на основе восстановленного оксида графена должно
способствовать протеканию селективного фотокаталитического процесса», –
добавляется в сообщении.

Каталитические (в темноте) и фотокаталитические (при
дополнительном облучении лампой, имитирующей солнечный свет) свойства
катализаторов протестируют в реакции восстановления нитрофенола в аминофенол.
Эта реакция является модельной, однако в перспективе ученые планируют расширить
спектр химических реакций, которые могли быть проведены с таким типом
катализаторов.

© сайт Томского государственного университетаСказка про золото по химии

Наночастицы серебра (Ag) и оксида церия (СеО2) на поверхности восстановленного оксида графена (rGO), на котором под действием света видимого диапазона (Vis) протекает реакция восстановления нитрофенола в аминофенол

Фундаментальный
характер

Эти исследования направлены, в первую очередь, на выявление
особенностей получения новых функциональных материалов на основе плазмонных
наночастиц и производных графена. Кроме того, цель проекта заключается в
изучении природы активных центров катализаторов и механизмов каталитических
превращений, включая фотокаталитические.

«Именно фотокаталитические селективные процессы могут стать
основой для разработки новых подходов в энергосберегающей и экологически
безопасной энергетике, переработке углеводородного сырья в ценные органические
соединения, необходимые для химической, фармацевтической, пищевой и других
отраслей промышленности», – резюмирует автор проекта.

© сайт Томского государственного университетаСказка про золото по химии

.

В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.

Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.

Задачи:

  • Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
  • Сравнить сказки разных народов.
  • Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
  • Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.

Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.

«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.

* * *

В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.

Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.

Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.

Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.

Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:

  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
  • «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
  • «Марья Моревна»,
  • «Медное, серебряное и золотое царство»,
  • «Иван — мужицкий сын»,
  • «Иван-царевич и Серый волк»,
  • «Живая вода» Братья Гримм,
  • «Летучий корабль»,
  • «Черноволосый принц».

Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)

«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:

— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].

«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)

В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:

— Что же, никого не видали?

— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.

— Ах, это они самые!

Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:

— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!

Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.

Стали жить — поживать, добро наживать» [4].

«Живая вода» Братья Гримм

Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.

Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»

На вопросы анкеты отвечали 136 человек.

Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.

Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.

Действие «мертвой» воды:

  • убивает — 44 человека,
  • заживляет раны- 7 человек.

На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.

Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:

Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».

Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».

Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».

В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:

«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.

«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.

«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.

Литература

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
  3. Русские народные сказки. М.: 2005г.
  4. 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
  5. Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.

Собираю стихи о химических элементах, веществах, явлениях и т.д. Если есть желание, давайте обмениваться! Сразу поясню, я не являюсь автором стихов, не поэт! Просто собираю из различных источников. Например, одно из таких произведений, мне кажется очень полезным.

Баллада о химических элементах (или как заучить таблицу Д.И. Менделеева)

Самый первый — водород.
Это знает весь народ.
Гелий, Литий и Бериллий,
Бор, а следом — Углерод,
Там Азот, а за Азотом
Двухвалентный Кислород.
Фтор с Неоном, Натрий, Магний,
Алюминий, Кремний тут.
Фосфор, Сера, Хлор с Аргоном,
Калий с Кальцием идут.
Скандий, вслед- Титан, Ванадий.
Хром и Марганец, а там
Уж железо вставить надо,
Ну и Кобальт по пятам.
Никель с Медью,
Цинк и Галлий,
И Германий близко так.
Ну а следом угадали-
Сам убийственный мышьяк.
Место здесь Селену с Бромом.
К ним пристроился Криптон.
Вслед Рубидий, незнакомый —
Стронций, Иттрий влезли в дом.
А цирконий и Ниобий
Обогнали Молибден.
А за ним — Технеций вроде,
И Рутению — » добро»
За Рутением и Родий
Там Палладий, Серебро.
Кадмий, Индий тут же рядом
Следом- Олово, Сурьма
Дальше Йод с Ксеноном надо
Разместить. Сойдешь с ума
Оттого, что Цезий, Барий
Вместе встали, а Лантан,
С Церием стоял бы в паре.
Но второго нету там.
Он стоит в отдельной строчке
Возглавляя новый ряд.
Празеодим и Неодим
И Прометий в нём стоят.
Там Самарий и Европий,
Гадолиний, Тербий тож,
И какой-то там Диспрозий
Врезался как острый нож.
Дальше- Гольмий, Эрбий, Тулий,
Вслед Иттербий влез подлец.
Их тринадцать влезли в улей
И Лютеций, наконец.
Но местечко ведь осталось
Где последним был Лантан.
Рядом с Гафнием, Танталом,
Разместился сам Вольфрам.
А за ними — Рений, Осмий
И Иридий тут как тут.
Дальше -Платина, а после
Золото и Ртуть идут.
А за Ртутью — Таллий. Рядом
разместился и Свинец.
Висмут мы увидеть рады.
И Полоний, наконец.
Вот Астат с Радоном гордым.
Франций с Радием вдвоем.
И Актиний. Резерфордом.
новый ряд опять начнем.
Между ними Торий вгоним,
Протактиний и Уран.
Там — Нептуний и Плутоний,
Ну а честь имен и стран.
Америций, Кюрий, Берклий,
Калифорний,наконец.
Вот Энштейний с высшей меркой.
Ну и Фермий, наконец.
Менделеевий родимый
С ним стоять Нобелий рад.
И концом неумолимым
Лоуренсий занял ряд.
К Резерфордию вернуться
Мы теперь опять должны.
Там уже в прихожей мнутся
Дубний (назван в честь Дубны!)
К Сиборговию примкнули
Борий, Хассий -новички.
Там Мейтнерий,Ун-ун-нули.
А теперь сними очки.
И реши себе признаться:
Что «сто десять» не конец.
Найден номер «сто шестнадцать»
Но нам кажется «творец»
Не закончил им таблицу
Широко открыта дверь.
Чтобы в этом убедиться
Этой формуле поверь:
Nn = Σ n [ 1+(-1)] exp ( n-1)
Эн( n) здесь просто номер ряда
ЭН (Nn) — все атомы в ряду.
Только здесь подумать надо,
Что ученым на беду.
Лишний ряд встает в начале
(Россий — Невий в нем живут).
Все его не замечали.
Что же нам поделать тут?
Не кричать же : Бога ради
Нужно в Солнце их искать.
Может быть еще «Коллайдер»
Подтвержденье сможет дать.
Спорить здесь я не намерен.
Время споры разрешит.
Но сейчас, по крайней мере,
Тему я поднял на щит.

  • Мне нравится

Комментарии

Что химия – волшебница,

Что химия – волшебница,
знают все на свете.
Ждут много от химиков
и взрослые, и дети.
Но, чтоб волшебниками стать,
Нужно очень много знать.
Как реакция пойдет
И что такое водород?
Что покажет индикатор
И для чего катализатор?
Как сделать из песка
хрусталь,
А из руды – чугун и сталь?

  • изменить
  • ответить

Елена Николаевна, прекрасное

Елена Николаевна, прекрасное стихотворение. Я думаю, оно как никак кстати для первого урока химии. Спасибо большое!

  • изменить
  • ответить

Науки запас золотой

Науки запас золотой
Оставит нам химик с собой.
Молекул движение знает
И нас в этот мир приглашает.

  • изменить
  • ответить

А вот еще одно стихотворение

А вот еще одно стихотворение по технике безопасности:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя —
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!
Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат!
Голова вдруг закружилась,
Руки будто не твои.
Если вдруг что-то случилось,
Ты учителю скажи.
Всем поможет, ободрит,
Наш учитель Айболит!
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

  • изменить
  • ответить

Сказка про сернистого козлика

Сказка про сернистого козлика
Жил-был у бабушки сернистый козлик. Был он хром и курчатовий. Козлик был очень актиний. Утром вместе с кобальтом Аргоном бегал в зеленый бор, гонялся там за мышьяком, а вечерами любил ходить на представления в цирконий. Зашел однажды козлик в барий и просит: «Налитий мне висмут, пожалуйста!». А ему отвечают: «А кто платинум будет? Менделевий , что ли?».
Стал тогда козлик скандий и все вокруг рубидий. Пришлось полицейскому взять его в полоний.
Сидит козлик в полонии, лишения тербий, а сам думает: «Вот бы мне за ум Нобелий премию получить. Поехал бы я тогда в Европий, увидел бы Германий и Франций.
Купил бы маленький фермий, актиний бы там разводил. Очень порядочным козликом станнум».

  • Сказка про золотую антилопу смотреть
  • Сказка про золотого гуся читать
  • Сказка про золотое яичко читать
  • Сказка про знайку и незнайку
  • Сказка про зеленую мышу