Сказка про знаки препинания 4 класс кратко

Русский язык, 4 классурок 20. стихи и сказки о знаках препинаниявопросы, рассматриваемые на уроке.на уроке вы узнаете стихотворения о

Русский язык, 4 класс

Урок № 20. Стихи и сказки о знаках препинания

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На уроке вы узнаете стихотворения о знаках препинания;

Сможете прочитать стихотворения;

Научитесь сочинять стихи;

Повторите правила употребления знаков препинания

Тезаурус

Зна́ки препина́ния — графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.

Литература

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018.– 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Теоретический материал

Стихотворения о знаках препинания

Знаки препинания — очень важные единицы языка..

Поэтому их не только изучают на уроках русского языка, а даже посвящают стихотворения.

Вы уже, наверно, читали какие-то стихотворения о знаках препинания? Сегодня мы о них и поговорим.

С.Я. Маршак

Знаки препинания

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

— Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

— Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:

— Мы — особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

— Если нет над нами точки,

Запятая — знак пустой! —

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: -Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

— Нет…- сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился: — То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: -То есть как!

— Так,- сказала точка,

Точка-одиночка.-

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Ирина Токмакова

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ТОЧКА .

Точка ставится в конце.

Правда же, подружки?

Если точки на лице,

Их зовут веснушки.

ЗАПЯТАЯ ,

Я девица занятая,

Мое имя Запятая

Мне едва хватает дня,

Все, чуть что, зовут меня!

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;

Если вдруг подъем крутой

Иль длинная дорожка,

Встретив точку с запятой,

Отдохни немножко!

ДВОЕТОЧИЕ :

Зовусь я двоеточие,

И я не то, что прочие,

Я знак ужасно важный,

Взгляни – я двухэтажный!

ТИРЕ –

Я не черточка, не минус,

Я прошу, не путай ты нас.

Все меня «тире» зовут,

Нужно – буду тут как тут.

СКОБКИ ( )

Нам друг без друга скучно,

Друг с другом мы –

Неразлучно.

КАВЫЧКИ » «

Что за глупые привычки:

Всюду врозь да всюду врозь.

Мы кавычки, мы сестрички,

Так у нас уж повелось:

Вместе мы гуляем,

Праздники встречаем,

Очень крепко дружим,

В «Синтаксисе» служим.

МНОГОТОЧИЕ . . .

Рядом три

Сестрички-точки,

Значит, нет конца

У строчки,

На рисунке это здесь показано.

Многоточием зовемся,

Если за руки возьмемся,

Значит, в строчке

Что-то недосказано…

***

Внимание! Внимание!

Мы знаки препинания!

Тире, знак восклицания,

Кавычки, двоеточие,

И прочее, и прочее…

Восклицательный знак:

Друзья мои, приятели,

Живу я много лет,

Примите восклицательный

Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:

Разные вопросы

Задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

А. Шибаев:

Точки, палочки, крючки… 

Неприметные значки, 

А во время чтения 

Требуют прочтения.

Восклицательный знак.

Бурным чувствам 

Нет конца: 

Пылкий нрав

У молодца!

Вопросительный знак.

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом.

Многоточие.

Стоят три кумушки

Рядком.

Ведут беседу,

Но — тайком,

Какими-то

Далёкими

Туманными

Намёками…

Двоеточие.

Двоеточие

Глазастое

Ходит,

Знаниями

Хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам,

Что к чему…

Тире.

Ляжет палочкой

На строчку: — 

Проходите 

По мосточку.

Кавычки

Всегда подслушать

Норовят

То, что другие

Говорят…

Скобки.

Словам раскрывают объятья: —

Ждём в гости вас, 

Милые братья!

Запятая.

Выйдет на дорожку — 

Всем подставит ножку!

Точка.

Загораживает путь, 

Предлагает отдохнуть.

Резюме теоретической части

Знаки препинания имеют важное значение. каждый человек должен знать и правильно употреблять знаки препинания.

Многие писатели и поэты, понимая важность знаков препинания, посвятили им свои произведения.

Это — Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Александр Шибаев.

Примеры заданий

1. В каком предложении в конце стоит правильный знак препинания.

1)Мы пойдем сегодня на речку?

2)Ах, какое красивое платье?

3) Какой твой любимый цвет!

Правильный ответ

1)Мы пойдем сегодня на речку?

2. Подчеркните предложения, в которых надо поставить запятые.

На паутинке сверкали и переливались капельки росы.

Листья падают кружатся.

Ребят, не разоряйте птичьи гнезда!

Правильный ответ

На паутинке сверкали и переливались капельки росы.

Листья падают, кружатся.

Ребята, не разоряйте птичьи гнезда!

Нажмите, чтобы узнать подробности

СКАЗКА О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Как-то раз Ромка Тетрадкин закончил делать уроки, сложил тетради и учебники в портфель, а правила о постановке знаков препинания не выучил. «Ну и что, — подумал Ромка, — в стародавние времена, как умные люди рассказывают, все слова писались слитно, и не только слова, но и целые предложения. Обходились же как-то люди без знаков препинания, и я завтра как-нибудь диктант напишу!» Время было позднее, и Ромка решил лечь спать. Вдруг слышит он шум какой-то, как будто ссорится кто-то, или спорит. Прислушался. Голоса доносились из его портфеля. Ромка достал из портфеля учебник русского языка, открыл его, а там… Собрались все знаки в ряд. Спорят. Оглушительно кричат. — Живу я в тексте много лет! Знал много радостей и бед! — Воскликнул вдруг Восклицательный знак. — Без меня нельзя никак! Я — важнейший в тексте знак! Вопросительный ему: — Ну, никак я не пойму, Это как? И почему? Завизжали Запятые: — Мы ведь знаки непростые! К вашему сожалению, стоим почти в каждом предложении! В спор вступили знаки прочие. Так сказало Двоеточие: — Каждый это должен знать: Нужно я, чтоб порядок соблюдать. Многоточие в ответ: — Без меня простора мыслям нет… А Тире и Скобки Всё шептали что-то робко… — Так, — сказала важно Точка. — Я, конечно, одиночка, Только вот вам что скажу: Со всеми вами я дружу. При всём к вам уважении, Но я заканчиваю предложение. Тут Знаки препинания заметили, что за их спором внимательно следит Ромка. — Ну, хоть ты нас рассуди, мил человек! Кто из нас важнее? — Да тут и спорить не о чем. Мы главные! — воскликнули Точка с Запятой. Ромке стало ужасно стыдно, ведь ни одного правила о них он не выучил. Поэтому и не смог рассудить, кто из них важнее. «Как же нам быть?» — задумался Вопросительный знак. «Я знаю, кто нам сможет помочь! — воскликнул Восклицательный знак. — Мы должны отправиться к царевне нашей, рассудительной Пунктуации!». Отправились Знаки препинания в путь. И Ромка отправился вместе с ними. Путь их пролегал через страну Невыученных уроков. «Смотри, Ромка, какая неразбериха происходит, когда нами пренебрегают», — многозначительно сказали Точка и Запятая. Посмотрел Ромка по сторонам. Невиданные вещи происходили в этой стране: Очень-очень странный вид Речка под окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая Вот что значит запятая! (Б. Заходер) «Да, — подумал Ромка, — без помощи царевны Пунктуации нам не обойтись».

Наконец добрались Знаки препинания до дворца царевны Пунктуации. Попросили Знаки препинания царевну рассудить их спор. Точка сказала: «Я самая главная, потому что заканчиваю предложение, отделяю одну мысль от другой…» Выслушала своих подданных царевна Пунктуация, да и говорит им: «Все вы важны и нужны. Ты, Точка, определяешь границы предложений, отделяешь одно предложение от другого. А если в предложении выражается восторг, радость или сильное огорчение, то в конце такого предложения, несомненно, ты должна уступить своё место Восклицательному знаку. А если предложение содержит вопрос (кто-то кого-нибудь о чём-либо спрашивает), то ты, Точка, уступи своё место Вопросительному знаку. А чтобы вы поняли значимость и важность Запятой, — продолжала Пунктуация, — расскажу вам одну историю. Как-то раз мой батюшка повелел своим слугам установить статую золотую пику держащую. А они и не поймут — то ли статуя должна быть золотая, то ли только пика должна быть из золота. А порой, жизнь и дружба людей может зависеть от правильной постановки запятой в предложении. Например, «казнить нельзя помиловать» или «ссориться нельзя дружить». — Ну, Ромка, — обратилась Запятая к Ромке, — после какого слова нужно меня поставить, чтобы смерти и ссоры избежать? — После слова нельзя! — догадался Ромка. — А если бы подданные царя в его приказе поставили запятую после слова статую, то им статуя обошлась бы дешевле, потому что нужно было бы только пику из золота отлить. — Правильно, — похвалила Ромку царевна Пунктуация. — Без вас, уважаемые Знаки препинания, текст был бы просто набором слов. Рома, я знаю, что завтра тебя ожидает годовая контрольная работа по русскому языку, и чтобы с лёгким сердцем пойти тебе на летние каникулы, диктант нужно тебе написать на положительную оценку. Потому жалую тебе грамоту старинную, в которой я Закон постановки знаков препинания прописала, всем добрым людям на размышление… — Да-да, Ромка, выучи данный закон, и пятёрка тебе обеспечена, — поддержало царевну Тире. — А твои одноклассники больше не станут над тобой смеяться при чтении твоих сочинений. Из-за неправильной постановки знаков препинания у тебя в тетрадках творятся несуразные вещи, — сказала Запятая. — Ну, вспомни: в одном предложении у тебя скамейка ждала подругу — Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. А в другом — солнце почему-то блеяло — Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо. Даже рябчики у тебя заговорили — Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. А помнишь того несчастного, у которого по твоей вине на руках было 25 пальцев, а на ногах всего 20?! — Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. — Внимательно изучи грамоту, которую тебе пожаловала царевна Пунктуация, и исправь ошибки. Ребята, помогите Ромке правильно расставить знаки препинания в этих предложениях! Изучил Ромка сию древнюю грамоту и понял, что у каждого знака препинания своя функция. И все они нужны и важны, когда стоят в нужном месте.

ТОЧКА — Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.

ДВОЕТОЧИЕ — Знак разделения. Разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Двоеточие ставится перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя всё лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют.

МНОГОТОЧИЕ — Знак завершения. 1) Оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. 2) Обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. 3) Многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. 4) Многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании). Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи — на заминки, вызванными различными причинами (волнением, например).

ЗАПЯТАЯ — 1) Это знак разделения. разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. 2) Это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Таким образом, запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ — Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами).

ТИРЕ — Знак разделения. 1) ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия; б) вторая часть указывает на следствие, результат; в) содержание частей противопоставлено. 2) тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. 3) оно может разделять пояснительные члены предложения. 4) тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). 5) этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. 6) после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. 2) им расставляется эмоциональный акцент. С помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. 2) он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.

КАВЫЧКИ — 1. кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. 2. в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. 3. кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

СКОБКИ — Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) С помощью ВЗ (!) мы доносим то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) ВЗ (?) обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). 3) автор, сочетая ВЗ (?) с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.

После внимательного прочтения этого документа Ромка Тетрадкин поблагодарил царевну Пунктуацию за помощь и ценный подарок и стал собираться домой. Попрощался со всеми Знаками препинания и отправился в путь-дорогу. «Удачи тебе, Ромка!» — крикнул ему вслед Восклицательный знак. «Ты всё запомнил, что сказала тебе царевна наша?» — заботливо спросил Вопросительный знак. «Я желаю тебе получать только хорошие оценки, успешно закончить учебный год, крепкого здоровья, хорошего настроения», — пожелала Ромке Запятая. «Пора прощаться», — немногословно сказала Точка. «А вы живите дружно и больше не ссорьтесь», — с улыбкой ответил Ромка.

С тех пор Знаки препинания зажили дружно, в любви и согласии. Ведь в единстве сила — и воевать, и пировать легче! Ну вот, дружок, и подошло к концу наше сказочное путешествие по царству-государству Русского Языка. Прочитали мы все сказки. Уяснили все подсказки. Путешествию — конец. Всё запомнил? Молодец!

Теперь покажем в виде схем, как однородное подлежащее, однородное сказуемое, однородное обстоятельство, однородное дополнение, однородное определение взаимосвязаны с другими членами предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

В таблице есть примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

Член предложения На какой вопрос отвечают Примеры
Подлежащее Кто? Что? Вика, Таня и Леша качались на качеле. На моей даче живут черепаха и кошка.
Сказуемое Что делать? Что сделать? Вчера в школе мы рисовали, пели и играли. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски.
Определение Какой? Который? Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Дополнение Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей) Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан.
Обстоятельство Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево.

Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.

Способы определения однородных членов предложения

Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.

Алгоритм определения однородных членов предложения:

  1. Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;

  2. Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;

  3. Определить, какой связью они связаны:

    • сочинительной, которая выражена союзами,

    • бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.

Примеры:

  • Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.

    Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

В предложении может быть несколько однородных членов:

  • Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.

    Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.

Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.

А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.

Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:

  • Я приду в гости завтра.

    Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.

    Обстоятельства относятся к сказуемому «приду», но отвечают на разные вопросы, поэтому их нельзя назвать однородными.

Однородными членами предложения не являются

  • Повторяющиеся слова, которые выступают в роли единого члена предложения: мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.

  • Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей «не», «так»: хочешь не хочешь; гулять так гулять.

  • Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и закричу; пойду переверну.

  • Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними: ни взад ни вперёд; ни за что ни про что; ни сном ни духом; и смех и грех; и так и сяк.

  • Уточняющие члены предложения, которые отвечают на вопросы «где именно?», «как именно?», «кто именно?» и произносятся с интонацией обособления. Часто в их роли выступают обстоятельства времени и места:

    Я мечтаю побывать на Эльбрусе, на Кавказе.

    Побывать (где?) на Эльбрусе, на Кавказе — не однородные обстоятельства. На Кавказе — уточняющее обстоятельство, которое объясняет, где именно находится Эльбрус.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Чтобы правильно использовать ОЧ, нужно знать правила расстановки знаков препинания между ними. Рассмотрим тему пунктуации при однородных членах предложения.

Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

  • обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены — части этого целого:

    За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов. (Шолохов)

  • обобщающее слово обозначает общее понятие, а однородные члены — более частные понятия:

    Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки. (Фадеев)

Запятая ставится:

  1. Если есть повторяющиеся соединительные или разделительные союзы:

    • и… и; ни… ни; также; тоже; как… так и;

    • или… или; либо… либо; то… то; не то… не то.

    Я выполнила задание и по русскому, и по математике.

  2. Если есть два и более ОЧ без союзов:

    В парке было свежо, тихо, спокойно.

  3. Если ОЧ связаны противительными союзами в значении но:

    • а, но, хотя, да, однако же, зато.

    Эти конфеты дешевые, но очень вкусные.

Запятая НЕ ставится:

  1. Если между двух ОЧ есть союз:

    Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.

  2. В устойчивых выражениях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни:

    • ни конца ни края; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; и холод и голод; и туда и сюда; и день и ночь.

    • Ни тот ни другой не помог мне решить задачу.

  3. Если группы однородных членов разбиты на пары:

    В магазине мы купили все к столу: фрукты и овощи, рыбу и мясо, конфеты и печенье.

Кроме запятых в предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.

Тире ставится:

  1. Когда обобщающее слово находится после ОЧ:

    Одежда, обувь, документы — все необходимое уже лежит в чемодане.

  2. Когда обобщающее слово стоит перед ОЧ, а после предложение продолжается:

    Везде: в гостинной, на кухне, в ванной — лежали ее вещи.

Двоеточие ставится:

  • когда обобщающее слово стоит перед ОЧ:

    Он всю неделю удивлял меня: убирался в квартире, готовил завтраки.

Теперь мы знаем все про однородные члены предложения в русском языке.

Повторим

  • однородные члены — это одинаковые члены предложения;

  • однородные члены зависят от одного и того же слова;

  • однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.

Признаки однородных членов

  • отвечают на один и тот же вопрос;

  • являются одним членом предложения;

  • относятся к одному члену предложения;

  • часто выражены одной частью речи;

  • произносятся с перечислительной интонацией.

Вопросы для самопроверки

Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.

  1. Усы, лапы и хвост — вот мои документы.

  2. Мама подарила Маше новую куклу и мячик.

  3. Я не сделал домашнее задание ни по физике, ни по химии.

  4. Картины висели повсюду: в гостиной, спальне и даже ванной.

  5. Заказ выполнили быстро, но плохо.

  • Сказка про злого гнома
  • Сказка про змею скоропею
  • Сказка про злую ведьму для детей
  • Сказка про злую девочку
  • Сказка про здоровье для детей дошкольного возраста