Русский язык, 4 класс
Урок № 20. Стихи и сказки о знаках препинания
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На уроке вы узнаете стихотворения о знаках препинания;
Сможете прочитать стихотворения;
Научитесь сочинять стихи;
Повторите правила употребления знаков препинания
Тезаурус
Зна́ки препина́ния — графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.
Литература
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018.– 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Теоретический материал
Стихотворения о знаках препинания
Знаки препинания — очень важные единицы языка..
Поэтому их не только изучают на уроках русского языка, а даже посвящают стихотворения.
Вы уже, наверно, читали какие-то стихотворения о знаках препинания? Сегодня мы о них и поговорим.
С.Я. Маршак
Знаки препинания
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
— Мы — особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
— Если нет над нами точки,
Запятая — знак пустой! —
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
— Нет…- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: — То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!
— Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Ирина Токмакова
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ТОЧКА .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.
ЗАПЯТАЯ ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!
ДВОЕТОЧИЕ :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!
ТИРЕ –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно – буду тут как тут.
СКОБКИ ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно.
КАВЫЧКИ » «
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим.
МНОГОТОЧИЕ . . .
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…
***
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…
Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Восклицательный знак.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вопросительный знак.
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Многоточие.
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками…
Двоеточие.
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…
Тире.
Ляжет палочкой
На строчку: —
Проходите
По мосточку.
Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят…
Скобки.
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас,
Милые братья!
Запятая.
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
Точка.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Резюме теоретической части
Знаки препинания имеют важное значение. каждый человек должен знать и правильно употреблять знаки препинания.
Многие писатели и поэты, понимая важность знаков препинания, посвятили им свои произведения.
Это — Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Александр Шибаев.
Примеры заданий
1. В каком предложении в конце стоит правильный знак препинания.
1)Мы пойдем сегодня на речку?
2)Ах, какое красивое платье?
3) Какой твой любимый цвет!
Правильный ответ
1)Мы пойдем сегодня на речку?
2. Подчеркните предложения, в которых надо поставить запятые.
На паутинке сверкали и переливались капельки росы.
Листья падают кружатся.
Ребят, не разоряйте птичьи гнезда!
Правильный ответ
На паутинке сверкали и переливались капельки росы.
Листья падают, кружатся.
Ребята, не разоряйте птичьи гнезда!
СКАЗКА О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ
Как-то раз Ромка Тетрадкин закончил делать уроки, сложил тетради и учебники в портфель, а правила о постановке знаков препинания не выучил. «Ну и что, — подумал Ромка, — в стародавние времена, как умные люди рассказывают, все слова писались слитно, и не только слова, но и целые предложения. Обходились же как-то люди без знаков препинания, и я завтра как-нибудь диктант напишу!» Время было позднее, и Ромка решил лечь спать. Вдруг слышит он шум какой-то, как будто ссорится кто-то, или спорит. Прислушался. Голоса доносились из его портфеля. Ромка достал из портфеля учебник русского языка, открыл его, а там… Собрались все знаки в ряд. Спорят. Оглушительно кричат. — Живу я в тексте много лет! Знал много радостей и бед! — Воскликнул вдруг Восклицательный знак. — Без меня нельзя никак! Я — важнейший в тексте знак! Вопросительный ему: — Ну, никак я не пойму, Это как? И почему? Завизжали Запятые: — Мы ведь знаки непростые! К вашему сожалению, стоим почти в каждом предложении! В спор вступили знаки прочие. Так сказало Двоеточие: — Каждый это должен знать: Нужно я, чтоб порядок соблюдать. Многоточие в ответ: — Без меня простора мыслям нет… А Тире и Скобки Всё шептали что-то робко… — Так, — сказала важно Точка. — Я, конечно, одиночка, Только вот вам что скажу: Со всеми вами я дружу. При всём к вам уважении, Но я заканчиваю предложение. Тут Знаки препинания заметили, что за их спором внимательно следит Ромка. — Ну, хоть ты нас рассуди, мил человек! Кто из нас важнее? — Да тут и спорить не о чем. Мы главные! — воскликнули Точка с Запятой. Ромке стало ужасно стыдно, ведь ни одного правила о них он не выучил. Поэтому и не смог рассудить, кто из них важнее. «Как же нам быть?» — задумался Вопросительный знак. «Я знаю, кто нам сможет помочь! — воскликнул Восклицательный знак. — Мы должны отправиться к царевне нашей, рассудительной Пунктуации!». Отправились Знаки препинания в путь. И Ромка отправился вместе с ними. Путь их пролегал через страну Невыученных уроков. «Смотри, Ромка, какая неразбериха происходит, когда нами пренебрегают», — многозначительно сказали Точка и Запятая. Посмотрел Ромка по сторонам. Невиданные вещи происходили в этой стране: Очень-очень странный вид Речка под окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая Вот что значит запятая! (Б. Заходер) «Да, — подумал Ромка, — без помощи царевны Пунктуации нам не обойтись».
Наконец добрались Знаки препинания до дворца царевны Пунктуации. Попросили Знаки препинания царевну рассудить их спор. Точка сказала: «Я самая главная, потому что заканчиваю предложение, отделяю одну мысль от другой…» Выслушала своих подданных царевна Пунктуация, да и говорит им: «Все вы важны и нужны. Ты, Точка, определяешь границы предложений, отделяешь одно предложение от другого. А если в предложении выражается восторг, радость или сильное огорчение, то в конце такого предложения, несомненно, ты должна уступить своё место Восклицательному знаку. А если предложение содержит вопрос (кто-то кого-нибудь о чём-либо спрашивает), то ты, Точка, уступи своё место Вопросительному знаку. А чтобы вы поняли значимость и важность Запятой, — продолжала Пунктуация, — расскажу вам одну историю. Как-то раз мой батюшка повелел своим слугам установить статую золотую пику держащую. А они и не поймут — то ли статуя должна быть золотая, то ли только пика должна быть из золота. А порой, жизнь и дружба людей может зависеть от правильной постановки запятой в предложении. Например, «казнить нельзя помиловать» или «ссориться нельзя дружить». — Ну, Ромка, — обратилась Запятая к Ромке, — после какого слова нужно меня поставить, чтобы смерти и ссоры избежать? — После слова нельзя! — догадался Ромка. — А если бы подданные царя в его приказе поставили запятую после слова статую, то им статуя обошлась бы дешевле, потому что нужно было бы только пику из золота отлить. — Правильно, — похвалила Ромку царевна Пунктуация. — Без вас, уважаемые Знаки препинания, текст был бы просто набором слов. Рома, я знаю, что завтра тебя ожидает годовая контрольная работа по русскому языку, и чтобы с лёгким сердцем пойти тебе на летние каникулы, диктант нужно тебе написать на положительную оценку. Потому жалую тебе грамоту старинную, в которой я Закон постановки знаков препинания прописала, всем добрым людям на размышление… — Да-да, Ромка, выучи данный закон, и пятёрка тебе обеспечена, — поддержало царевну Тире. — А твои одноклассники больше не станут над тобой смеяться при чтении твоих сочинений. Из-за неправильной постановки знаков препинания у тебя в тетрадках творятся несуразные вещи, — сказала Запятая. — Ну, вспомни: в одном предложении у тебя скамейка ждала подругу — Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. А в другом — солнце почему-то блеяло — Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо. Даже рябчики у тебя заговорили — Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. А помнишь того несчастного, у которого по твоей вине на руках было 25 пальцев, а на ногах всего 20?! — Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. — Внимательно изучи грамоту, которую тебе пожаловала царевна Пунктуация, и исправь ошибки. Ребята, помогите Ромке правильно расставить знаки препинания в этих предложениях! Изучил Ромка сию древнюю грамоту и понял, что у каждого знака препинания своя функция. И все они нужны и важны, когда стоят в нужном месте.
ТОЧКА — Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.
ДВОЕТОЧИЕ — Знак разделения. Разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Двоеточие ставится перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя всё лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют.
МНОГОТОЧИЕ — Знак завершения. 1) Оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. 2) Обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. 3) Многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. 4) Многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании). Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи — на заминки, вызванными различными причинами (волнением, например).
ЗАПЯТАЯ — 1) Это знак разделения. разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. 2) Это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Таким образом, запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ — Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами).
ТИРЕ — Знак разделения. 1) ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия; б) вторая часть указывает на следствие, результат; в) содержание частей противопоставлено. 2) тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. 3) оно может разделять пояснительные члены предложения. 4) тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). 5) этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. 6) после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. 2) им расставляется эмоциональный акцент. С помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. 2) он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.
КАВЫЧКИ — 1. кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. 2. в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. 3. кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.
СКОБКИ — Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) С помощью ВЗ (!) мы доносим то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) ВЗ (?) обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). 3) автор, сочетая ВЗ (?) с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.
После внимательного прочтения этого документа Ромка Тетрадкин поблагодарил царевну Пунктуацию за помощь и ценный подарок и стал собираться домой. Попрощался со всеми Знаками препинания и отправился в путь-дорогу. «Удачи тебе, Ромка!» — крикнул ему вслед Восклицательный знак. «Ты всё запомнил, что сказала тебе царевна наша?» — заботливо спросил Вопросительный знак. «Я желаю тебе получать только хорошие оценки, успешно закончить учебный год, крепкого здоровья, хорошего настроения», — пожелала Ромке Запятая. «Пора прощаться», — немногословно сказала Точка. «А вы живите дружно и больше не ссорьтесь», — с улыбкой ответил Ромка.
С тех пор Знаки препинания зажили дружно, в любви и согласии. Ведь в единстве сила — и воевать, и пировать легче! Ну вот, дружок, и подошло к концу наше сказочное путешествие по царству-государству Русского Языка. Прочитали мы все сказки. Уяснили все подсказки. Путешествию — конец. Всё запомнил? Молодец!
Теперь покажем в виде схем, как однородное подлежащее, однородное сказуемое, однородное обстоятельство, однородное дополнение, однородное определение взаимосвязаны с другими членами предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
В таблице есть примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.
Член предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Вика, Таня и Леша качались на качеле. На моей даче живут черепаха и кошка. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? | Вчера в школе мы рисовали, пели и играли. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски. |
Определение | Какой? Который? | Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка. |
Дополнение | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей) | Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан. |
Обстоятельство | Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? | Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево. |
Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.
Способы определения однородных членов предложения
Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.
Алгоритм определения однородных членов предложения:
-
Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;
-
Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
-
Определить, какой связью они связаны:
-
сочинительной, которая выражена союзами,
-
бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.
-
Примеры:
-
Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.
Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).
В предложении может быть несколько однородных членов:
-
Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.
Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.
Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.
А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.
Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:
-
Я приду в гости завтра.
Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.
Обстоятельства относятся к сказуемому «приду», но отвечают на разные вопросы, поэтому их нельзя назвать однородными.
Однородными членами предложения не являются
-
Повторяющиеся слова, которые выступают в роли единого члена предложения: мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.
-
Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей «не», «так»: хочешь не хочешь; гулять так гулять.
-
Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и закричу; пойду переверну.
-
Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними: ни взад ни вперёд; ни за что ни про что; ни сном ни духом; и смех и грех; и так и сяк.
-
Уточняющие члены предложения, которые отвечают на вопросы «где именно?», «как именно?», «кто именно?» и произносятся с интонацией обособления. Часто в их роли выступают обстоятельства времени и места:
Я мечтаю побывать на Эльбрусе, на Кавказе.
Побывать (где?) на Эльбрусе, на Кавказе — не однородные обстоятельства. На Кавказе — уточняющее обстоятельство, которое объясняет, где именно находится Эльбрус.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Чтобы правильно использовать ОЧ, нужно знать правила расстановки знаков препинания между ними. Рассмотрим тему пунктуации при однородных членах предложения.
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:
-
обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены — части этого целого:
За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов. (Шолохов)
-
обобщающее слово обозначает общее понятие, а однородные члены — более частные понятия:
Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки. (Фадеев)
Запятая ставится:
-
Если есть повторяющиеся соединительные или разделительные союзы:
-
и… и; ни… ни; также; тоже; как… так и;
-
или… или; либо… либо; то… то; не то… не то.
Я выполнила задание и по русскому, и по математике.
-
-
Если есть два и более ОЧ без союзов:
В парке было свежо, тихо, спокойно.
-
Если ОЧ связаны противительными союзами в значении но:
-
а, но, хотя, да, однако же, зато.
Эти конфеты дешевые, но очень вкусные.
-
Запятая НЕ ставится:
-
Если между двух ОЧ есть союз:
Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.
-
В устойчивых выражениях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни:
-
ни конца ни края; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; и холод и голод; и туда и сюда; и день и ночь.
-
Ни тот ни другой не помог мне решить задачу.
-
-
Если группы однородных членов разбиты на пары:
В магазине мы купили все к столу: фрукты и овощи, рыбу и мясо, конфеты и печенье.
Кроме запятых в предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.
Тире ставится:
-
Когда обобщающее слово находится после ОЧ:
Одежда, обувь, документы — все необходимое уже лежит в чемодане.
-
Когда обобщающее слово стоит перед ОЧ, а после предложение продолжается:
Везде: в гостинной, на кухне, в ванной — лежали ее вещи.
Двоеточие ставится:
-
когда обобщающее слово стоит перед ОЧ:
Он всю неделю удивлял меня: убирался в квартире, готовил завтраки.
Теперь мы знаем все про однородные члены предложения в русском языке.
Повторим
-
однородные члены — это одинаковые члены предложения;
-
однородные члены зависят от одного и того же слова;
-
однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.
Признаки однородных членов
-
отвечают на один и тот же вопрос;
-
являются одним членом предложения;
-
относятся к одному члену предложения;
-
часто выражены одной частью речи;
-
произносятся с перечислительной интонацией.
Вопросы для самопроверки
Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.
-
Усы, лапы и хвост — вот мои документы.
-
Мама подарила Маше новую куклу и мячик.
-
Я не сделал домашнее задание ни по физике, ни по химии.
-
Картины висели повсюду: в гостиной, спальне и даже ванной.
-
Заказ выполнили быстро, но плохо.