Сказка про злость сказкотерапия

Наш эксперт: зинаида анохина - клинический психолог и гештальт консультант.- зина, ты помнишь свои первые воспоминания о встрече со сказками?

Наш эксперт: Зинаида Анохина — клинический психолог и гештальт консультант.

— Зина, ты помнишь свои первые воспоминания о встрече со сказками? Какие возникали чувства, эмоции?

Моё знакомство со сказками произошло, как и у большинства людей, в далёком детстве. Помню, с каким приятным волнением я ждала свидания с новой сказкой, как хотелось узнать продолжение начатой истории, развернуть все подарки, которые приготовила книжка, как расстраивалась, если приходилось прощаться с героями. “Сказка на ночь» была для меня и ритуалом отхода ко сну, – повторяющимся, безопасным, и возможностью прожить разные чувства через идентификацию с главными героями. Она дарила мне опыт того особого контакта, который случается между взрослым-рассказчиком и ребенком-слушателем. Но об этом я узнала позже, во время обучения на факультете психологии.

Зинаида Анохина - клинический психолог и гештальт консультантФотограф: Зинаида Анохина

— Сказки помогали лично тебе? Как именно?

— В моем детстве случился очень сложный развод родителей. Сам процесс и связанные с ним судебные разбирательства проходили непросто, я ощущала на себе последствия. Если образно описать это время, то я представляю поле с красивыми цветами и себя маленькую, – легкую, беззаботную, наивную. Я бегаю по лугу, срываю васильки и ромашки, плету венки… Внезапно появляется огромный трактор, который взъерошивает землю: теперь растения безжизненно лежат сверху, кругом рытвины. И я посреди всего этого, — уже не та, что раньше, с новым запутанным опытом. Рядом не оказалось психологов, которые сумели бы разделить со мной произошедшее, помочь назвать чувства, прожить их. Зато в сказочных историях было возможно почти всё! Через присоединение к их героям мне удавалось прожить сложные недетские чувства: злость — ведь в сказках антигерои получали по заслугам, сочувствие и нежность к положительным персонажам, признание, уважение. Сказка заканчивалась хорошо, это всегда давало силы и вселяло надежду на то, что на моем перепаханном поле снова распустятся нежные бутоны.

Зинаида Анохина - клинический психолог и гештальт консультант Фотограф: Катерина Белова

Волшебные предания являлись и окошком в другую реальность — можно было открыть его и выдохнуть, переключиться со сложного реального на сложное нереальное, которое заканчивалось благополучно. Из сказок я брала с собой пресловутый хеппи-энд.

— Логично подумать, что целевая аудитория сказкотерапии — дошкольники. Это так, или среди взрослых, обратившихся к психологу, данный метод тоже нашёл своё применение?

— В работе я стараюсь двигаться за своим интересом, поэтому сейчас меньше работаю с детьми и больше со взрослыми. Но, как утверждал основатель транзактного анализа Эрик Берн, каждый взрослый когда-то был ребёнком и сохранил внутри себя детскую часть – озорную, живую, игривую или стеснительную, обиженную, поставленную в угол. Сказка, или нарратив, позволяет соприкоснуться этой частью. В ней заключается огромная энергия, ведь именно в детстве мы самозабвенно мечтаем и верим в исполнение желаний. Сказка позволяет вспомнить и другие, менее приятные детские чувства (обиду, разочарование, страх) и прожить их иначе, под чутким контролем психолога. Это происходит, когда клиент сочиняет историю о своём детстве, вплетая туда события, которые повлияли на него. А ещё мне нравится спрашивать о любимом сказочном персонаже: такой герой – тот, с кем я могу идентифицироваться, чья история напоминает мою, чьи чувства я разделяю. Нередко судьба сказочного персонажа напоминает жизненный сценарий клиента: жертвующая своим голосом русалочка, трудолюбивая золушка или терпящая всё на свете Настенька из Морозко… К счастью, свои истории и жизненные сценарии можно переписать.

Зинаида Анохина - клинический психолог и гештальт консультант Фотограф: Зинаида Анохина

— Ты упомянула, что иногда клиенты сами сочиняют сказки в ходе сеансов. Можешь рассказать подробнее?

— В ходе работы мы можем опираться на уже созданные произведения фольклора, находя в них общее со своей жизнью, а можем и сочинить собственный рассказ, также проецируя личную историю. Во втором случае, помимо основного терапевтического эффекта от описания себя и жизни, переживаний и чувств, включается фантазия, воображение, — становится активным внутренний ребёнок. Мы вспоминаем, как это — быть любознательным фантазёром, придумываем новые миры, населяем их героями, фантазируем о том, что в реальности недоступно или кажется таковым. Это наполняет энтузиазмом, позволяет вспомнить, как “гореть” чем-то.

Важную роль играет логика развития сказки: в ней есть завязка, кульминация и развязка. В реальной жизни люди нередко застревают на каком-то из этих этапов: «топчутся» в самом начале пути, не рискуя продвинуться дальше, увязают где-то посередине и не могут пройти через точку наивысшего напряжения или не решаются завершить процесс, оставаясь там, где стало пресно. Сказкотерапия помогает увидеть это и мягко продвинуться в правильном направлении: сначала мы фантазируем, а затем постепенно претворяем задуманное в жизнь.

Зинаида Анохина - клинический психолог и гештальт консультант Фотограф: Сергей Анохин

— Получается, что терапевтическая сказка иногда иллюстрирует реальные возможности?

— Верно. К примеру, клиентка не замечает своих успехов, как бы «перепрыгивает» их. Мы сочиняем историю, где в одной деревеньке, в семье фермера из года в год пропадает урожай. Его сеяли, много трудились под палящим солнцем, а как появлялись первые колоски, после долгой ночи все исчезало. Наутро семью ждало голое поле, которое нужно вновь возделывать. Но однажды самому бойкому члену семьи это надоело, и он отправился к старой ведьме за помощью. Молодого человека ждало множество преград, но он смог их преодолеть. Ведьма на вопрос юноши ответила вот что: «Ваш урожай пропадает, потому что вы перестаёте его замечать». Она подарила зеркало, которое отражало всё, как есть, по-настоящему. Когда юноша вернулся в деревню, он взглянул на подарок и заметил там пропавший урожай за много-много лет, который следом появился и на поле. Немногим позже члены семьи увидели свои отражения и поняли, что кто-то не обделён талантом к рисованию, кто-то имеет прекрасный спортивный дух, а кто-то — весьма симпатичен.

Зинаида Анохина - клинический психолог и гештальт консультант

В процессе сказкотерапии клиентка обнаружила, как не присваивает себе результат, переходя к новому делу, и с помощью метафорических образов сама же себе помогла. Зеркало в данном случае — отражение успехов, сначала внешнее (когда другие замечают их и озвучивают), а затем ставшее внутренним опытом. Такая работа происходит очень мягко, а все психические защиты аккуратно обходятся, поскольку клиент говорит не от первого лица, а при помощи иносказания.

(Фрагмент приведён с согласия клиента)

-Бывает ли, что клиенты сообщают: “То, что я сейчас выдумываю — чистая фантазия, к моей жизни не имеет никакого отношения”?

— Да, порой это случается. Я думаю, что они имеют на это право. Так люди устанавливают безопасную дистанцию между собой и образом, что предоставляет им возможность более свободно творить. Если в истории, сочиненной клиентом, его герой с чем-то справится, откроет в себе нечто новое, я верю, что это может отразиться и на реальной жизни. Излишне активная борьба с сопротивлением только ещё больше усилит его.

Зинаида Анохина - клинический психолог и гештальт консультант Фотограф: Алиса Селезнёва

— Правильно ли я понимаю, что зачастую это своеобразный способ быть в “безопасности”?

— Да, потому как перемены, изменения, помимо восторга и желания ещё сопряжены с тревогой, мнимой или реальной утратой безопасности, печалью.

Текст: Екатерина Тимакина.

Сказкотерапия для дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сказкотерапия для дошкольников

    Описание слайда:

    Сказкотерапия
    для дошкольников

  • 2 слайд

    Сказкотерапия для дошкольников -современное средство , широко используемое

    Описание слайда:

    Сказкотерапия для дошкольников
    -современное средство , широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач, обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии , развития и воспитания малышей
    .

  • 3 слайд

    Сказкотерапия служит для достижения следующих целей:Психологическая диагност

    Описание слайда:

    Сказкотерапия служит для достижения следующих целей:
    Психологическая диагностика и коррекция

    Самопознание

    Развитие творческих способностей

    Развитие внутреннего потенциала

    Адаптация личности к условиям окружающего мира

  • 4 слайд

    Задачи сказкотерапииРазвитие слухового и зрительного внимания Развитие наблюд

    Описание слайда:

    Задачи сказкотерапии
    Развитие слухового и зрительного внимания
    Развитие наблюдательности и зрительной памяти
    Развитие фантазии и творческого воображения
    Снятие эмоционального и физического напряжения
    Развитие умения взаимодействовать с окружающими , совершенствование коммуникативных навыков

  • 5 слайд

    Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами:Неуверенно

    Описание слайда:

    Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям
    с проблемами:
    Неуверенность
    Злость
    Страх
    Агрессия
    Тревожность
    Психосоматические заболевания

  • 6 слайд

    В чем польза сказкотерапии для дошкольников ?Помогает найти выход из проблем

    Описание слайда:

    В чем польза сказкотерапии для дошкольников ?
    Помогает найти выход из проблемной ситуации
    -Расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире
    Обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями
    Корректирует поведение и развитие речи
    Стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие

  • 7 слайд

    Суть сказкотерапии в том , что ребенок или взрослый составляют сказку, котора

    Описание слайда:

    Суть сказкотерапии в том , что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности возникшие перед ребенком , а затем находят пути их решения.

  • 8 слайд

    Виды сказок для дошкольников , которые применяются в сказкотерапии -Народная

    Описание слайда:

    Виды сказок для дошкольников , которые применяются в сказкотерапии
    -Народная или художественная сказка

    Оказывает духовно-нравственное восприятие ,формирует чувство взаимопомощи ,сопереживания , долга, сочувствия .

  • 9 слайд

    -обучающая или развивающая сказка- расширяет знания ребенка об окружающем пр

    Описание слайда:

    -обучающая или развивающая сказка
    — расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях

  • 10 слайд

    Диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявить его

    Описание слайда:

    Диагностическая сказка

    — помогает определить характер ребенка и выявить его отношение к миру

  • 11 слайд

    Психологическая сказка -вместе с героем ребенок учится преодолевать своих с

    Описание слайда:

    Психологическая сказка

    -вместе с героем ребенок учится преодолевать своих страхи , неудачи и обретать уверенность в своих силах

  • 12 слайд

    Выводы:1.Сказкотерапия –это способ воспитания у ребенка особого отношения к м

    Описание слайда:

    Выводы:
    1.Сказкотерапия –это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру принятого в обществе .Способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил , общечеловеческих ценностей .
    2.В процессе слушания , придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются речь, фантазия , творчество , он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений
    3. В процессе сказкотерапии создаются условия в которых ребенок работая со сказкой находит решения своих жизненных проблем .

  • 13 слайд

    Сказка лечит , сказка греет , сказка учит жить….

    Описание слайда:

    Сказка лечит ,
    сказка греет ,
    сказка учит жить…
    .

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка про злость сказкотерапия

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Сказка про злость сказкотерапия

  • Сейчас обучается 898 человек из 81 региона

Сказка про злость сказкотерапия

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа «Зеленый огонек»

  • Внеклассное мероприятие. Конспект » Сөмбелә» бәйрәме.

  • Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1 – х классов: «В Здоровом теле – Здоровый дух!»

  • Воспит час «Все работы хороши – выбирай на вкус»

  • Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»

  • Методическая разработка внеклассного занятия по правилам дорожного движения для начальных классов

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Авторская программа внеурочной деятельности «Русский музыкальный фольклор»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457455 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сказка про злость сказкотерапия

Разработал:  учитель

Михайлова Е.В  

Пояснительная записка

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Главные  цели программы внеурочной деятельности:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  •  расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
  •  формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Общая характеристика курса.

Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» (далее — программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом чтения позволяет   проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными и базовыми учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Сказкотерапия» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими изданиями.  

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1  классе.

В качестве учебного материала для формирования учеников 1 класса — как читателей,  выбрана фольклорная (народная) сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки  с учетом возрастных особенностей школьников.

Место курса в учебном плане.

1 класс – 33 часа, что соответствует 1 часу в неделю при 33 неделях.

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Сказкотерапия» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
  • начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)  

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • популярные русские народные сказки  

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • слушать,  читать и отвечать на вопросы;
  • иллюстрировать услышанное или прочитанное;
  • пересказывать сказку  подробно;
  • пытаться передавать эмоции и  свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД.

Коммуникативные УУД:

  • обращаться за помощью;
  • задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • вести устный  диалог.

Регулятивные БУД:

  • формулировать и  понимать учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
  • составлять план и последовательность действий совместно с учителем;
  • адекватно воспринимать речь учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные БУД:

  • оценивать процесс и результат деятельности;

Содержание тем учебного курса

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

Украинская народная сказка «Колосок».

Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская  народная сказка «Медведь и лиса». Домик для зайчика.

Русская народная сказка  «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Сказки про зайцев.

Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.

Чукотская сказка «Хвост».

Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».

Удмуртская сказка «Как произошли медведи».

Мордовская сказка  «Благодарный медведь». Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

«Я сказочник».

«К нам пришёл гость».

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

Настольный театр.

Русская сказка «Лиса и журавль».

Экскурсия в городскую библиотеку.

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей».

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

Подготовка к празднику «В гостях у сказки».

Праздник «В гостях у сказки».

Библиотечный урок «В мире книг».

Русская народная сказка «Байка про тетерева».

Русская сказка «Бобовое зёрнышко».

Тематическое планирование

Класс  

Название раздела  

Тема

Количество часов

Вид учебной деятельности

1

Сказки о животных.

Что такое сказка?

1

Беседа,

просмотр презентации.

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

1

Слушание, инсценировка сказки, рисование.

Украинская народная сказка «Колосок».

1

Слушание сказки, раскрашивание петушка,

отгадывание  загадок.

Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская  народная сказка «Медведь и лиса».

1

Слушание, инсценировка, лепка из пластилина.

Домик для зайчика.

1

Конструирование.

Русская народная сказка  «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

1

Слушание, просмотр презентации, рисование с помощью трафарета.

Сказки про зайцев.

1

Викторина, беседа, просмотр.

Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.

1

Чтение,  отгадывание загадок, игра, лепка.

Чукотская сказка «Хвост».

1

Чтение, иллюстрирование, просмотр.

Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».

1

Слушание и чтение сказки, пересказ, рисование, ролевая игра.

Удмуртская сказка «Как произошли медведи».

1

Чтение сказки, игра, просмотр мультфильма о медведе.

Мордовская сказка  «Благодарный медведь». Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

1

Прослушивание, викторина, иллюстрирование.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

1

Чтение сказки, пересказ, игра,

просмотр.

«Я сказочник».

2

Конкурс, обсуждение,

просмотр.

«К нам пришёл гость».

1

Игра, инсценировка.

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

1

Прослушивание, отгадывание загадок, иллюстрирование.

Настольный театр.

2

Игра, чтение.

1

Сказки о птицах

Русская сказка «Лиса и журавль».

1

Пересказ, ролевая игра,  рисование.

Экскурсия в городскую библиотеку.

1

Экскурсия.

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

1

Чтение по ролям, инсценировка, лепка.

Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей».

1

Прослушивание, иллюстрирование,  отгадывание кроссворда.

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

1

Чтение, игра, рисование.

Подготовка к празднику «В гостях у сказки».

1

Чтение, игра.

Праздник «В гостях у сказки».

1

Игра.

Библиотечный урок «В мире книг».

1

Викторина, игровая деятельность.

Русская народная сказка «Байка про тетерева».

1

Чтение, викторина, просмотр.

Русская сказка «Бобовое зёрнышко».

1

Инсценировка, лепка.

Сказки про птиц.

1

Создание книжки-малышки.

Библиотечный урок «Разноцветные страницы».

1

Мелкий ремонт детских книг.

Выставка «Сказочное время».

1

Рисование, иллюстрирование.

«Фестиваль сказочных героев» — итоговое  занятие.

1

Игра  

Итого

33

Техническое оснащение занятий

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • художественные книги с текстами сказок;
  • костюмы;
  • кукольный театр.

Сказкотерапия как метод работы по развитию речи с детьми дошкольного возр...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сказкотерапия как метод работы по развитию речи с детьми дошкольного возр

    Описание слайда:

    Сказкотерапия как метод работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

    Подготовила :
    воспитатель Албу О.Ю.

  • 2 слайд

    С давних времён сказка является важным воспитательным и развивающим средством

    Описание слайда:

    С давних времён сказка является важным воспитательным и развивающим средством в народной педагогике. Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки.
    Эта особенность сказки как жанра устного народного творчества породила новое течение в психотерапии – сказкотерапия. 

  • 3 слайд

    В настоящее время сказкотерапия является одним из самых излюбленных и действе

    Описание слайда:

    В настоящее время сказкотерапия является одним из самых излюбленных и действенных методов работы детских психологов и педагогов. При помощи различных сказок можно с лёгкостью воздействовать на психику ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений.
    Сказкотерапия для дошкольников может применяться при наличии следующих психологических или неврологических проблемах: боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная стеснительность; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье.

  • 4 слайд

    Актуальность использования Заключается в том, что в настоящее время, ска

    Описание слайда:

    Актуальность использования
    Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
    обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
    присутствует образность и
      метафоричность языка;
    психологическая защищённость
    (хороший конец);
    имеется наличие тайны и волшебства

  • 5 слайд

    Задачи сказкотерапии Развитие слухового и зрительного внимани

    Описание слайда:

    Задачи сказкотерапии
    Развитие слухового и зрительного внимания
    Развитие наблюдательности и зрительной памяти
    Развитие аналитических способностей
    (умения сравнивать, обобщать, находить
    причинно-следственные связи)
    Развитие фантазии и творческого воображения
    Снятие эмоционального и физического напряжения
    Развитие умения быстро переключаться
    с активной деятельности на пассивную
    Развитие умения взаимодействовать с окружающими,
    совершенствование коммуникативных навыков

  • 6 слайд

    Требования в работе со сказкой: Уместность – психотерапевтическую ска

    Описание слайда:

    Требования в работе со сказкой:
    Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
    Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
    Дозированность – сказкотерапия побуждает к
    размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя
    «перегружать» детей психотерапевтическими
    сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

  • 7 слайд

    Этапы работы со сказкой: 1. Ритуал «вхождения в сказку». 2. Чтение сказки.

    Описание слайда:

    Этапы работы со сказкой:

    1. Ритуал «вхождения в сказку».
    2. Чтение сказки.
    3. Обсуждение сказки.
    4.В конце занятия –ритуал
    «выхода из сказки».

  • 8 слайд

    1 этап работы :Ритуал вхождения в сказку Музыкальное сопровождение, которое п

    Описание слайда:

    1 этап работы :Ритуал вхождения в сказку
    Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
    Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
    Игра «Волшебный клубочек»,
    Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
    Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
    В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
    Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

  • 9 слайд

    2 этап работы: Чтение сказки Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым».

    Описание слайда:

    2 этап работы: Чтение сказки
    Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.
    2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
    Вопросы по анализу сказки:
    Почему боялся мышонок?
    Помог ли ему справиться со страхом зайчик?
    Почему не помог?
    Как справились со страхом звери?

  • 10 слайд

    3 этап работы: Обсуждение сказки Вместе с детьми обсуждаем - кого называют хр

    Описание слайда:

    3 этап работы: Обсуждение сказки
    Вместе с детьми обсуждаем — кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

  • 11 слайд

    4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки 1-ый вариант : Мелодия для выхода и

    Описание слайда:

    4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки
    1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.
    Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
    Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.
    Я — твой друг и ты — мой друг!
    Дружно за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся.
    Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

  • 12 слайд

    Функции сказок:диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка) про

    Описание слайда:

    Функции сказок:

    диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка)
    прогностическая  (выявление ранних детских переживаний) 
    терапевтическая  (коррекционная) (ребенку предлагается положительный пример поведения)

  • 13 слайд

    Виды сказок:По задаче: Дидактические (в форме учебного задания также учебны

    Описание слайда:

    Виды сказок:

    По задаче:

    Дидактические (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции.
    Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие.
    Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника
    Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка)
    Художественные (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)  
    Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
     

  • 14 слайд

    Виды сказок:По содержанию: народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, с

    Описание слайда:

    Виды сказок:

    По содержанию:
    народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
    сказки о животных (Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и  стараются быть похожими на них
    бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
    волшебные сказки (дети 5- 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).

  • 15 слайд

    Формы работы в сказкотерапии: Рассказывание сказок Сочинение сказок Постано

    Описание слайда:

    Формы работы в сказкотерапии:
     

    Рассказывание сказок
    Сочинение сказок
    Постановка (разыгрывание) сказки
    Сказочное рисование
    Медитации на сказку

  • 16 слайд

    Условия пространства и времени1 раз в неделю. В младшей и средней группах -

    Описание слайда:

    Условия пространства и времени

    1 раз в неделю.
    В младшей и средней группах — 15-20 минут
    В старшей и подготовительной до 25-30 минут.
    Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание

  • 17 слайд

     ВЫВОД: «СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ» Это способ воспитания у ребенка особого отноше

    Описание слайда:

     ВЫВОД: «СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»
    Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
    способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
    В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
    Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
    Работа со сказкой направлена непосредственно
    на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
    Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

  • 18 слайд

    Счастливого сказочного путешествия!

    Описание слайда:

    Счастливого сказочного путешествия!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка про злость сказкотерапия

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Сказка про злость сказкотерапия

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Сказка про злость сказкотерапия

  • Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Планирование в младшей группе

  • Конспект игры по темам домашняя игротека

  • «Су-джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей»

  • Конспект прогулки в первой младшей группе » Снег, снег кружится!»

  • Подборка подвижных игр по тематике «Новый год»

  • Сценарий » Юный спасатель»

  • Конспект к выступлению современная модель образования РППС

  • Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему » Транспорт»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457455 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»

С детства детям читают сказки. На них малыши учатся отличать добро от зла, сочувствовать и сопереживать главным героям, перенимают народную мудрость. Мало кто догадывается, что это непросто волшебные истории, а инструмент в руках психолога. Какую коррекцию психоэмоциональной сферы можно провести с помощью сказкотерапии?

На чем основаны занятия по сказкотерапии?

01 (7).jpg

Сказкотерапия является одним из направлений арт-терапии. Ее целительное действие на психику человека оказывается через сказки. В процессе работы по этому методу можно:

  • скорректировать психоэмоциональные проблемы личности; 
  • устранить страхи; 
  • победить внутренние комплексы.

Суть метода основывается на процессе построения неосознанных связей между сказочными героями, их приключениями и реальностью человека. В сказке он находит подсказку для выбора правильных действий или предпочтительной линии поведения. Это направление терапии не имеет ограничений по возрасту, используется в работе как с детьми, так и со взрослыми. 

Цели сказкотерапии в психологии:

  • формирование плана на жизнь;
  • влияние на личность с помощью неосознанных ассоциаций;
  • борьба с расстройствами личности;
  • включение защитных механизмов психики.

Применение сказкотерапии в работе с детьми

02 (7).jpg

Сказкотерапия нашла широкое применение в педагогике. Она помогает развить личность ребенка, скорректировать проблемы при ее становлении, сформировать правильные жизненные ценности и приоритеты.

Рассмотрим действие этого метода на детей разного возрастного периода:

1. Раннее детство. Здесь проблемой для многих родителей становится нежелание ребенка отделяться от них. Сказкотерапия поможет адаптироваться ребенку в ДОУ, снять эмоциональное напряжение при отсутствии родителей рядом, снизить уровень страха и тревожности. Также сказки отлично справляются с развитием речи, внимания, воображения.

2. Дети 3-6 лет. Для дошкольников сказкотерапия становится частью воспитательного процесса. Дети активно получают новые навыки и знания, развивают свое мышление, фантазию, память. Они учатся пересказывать сюжеты прочитанных книг,  выражать свое отношение к героям, разделяя их на хороших и плохих. Наряду с этим, происходит развитие речи, в котором можно эффективно использовать инструменты сказкотерапии. Она помогает:

  • совершенствовать звуковую и смысловую речь;
  • улучшить фонематическое восприятие;
  • научить соблюдать структуру предложения;
  • сформировать умение строить логическое повествование.

3. Младшие школьники. Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает задачи по адаптации к школьной деятельности. В игровой и привычной форме быстро развиваются память, внимание, воображение. Дополнительно школьников учат ставить цели и достигать их.

4. Подростковый возраст. Старшие школьники в этом возрасте пытаются найти и обрести самих себя. Одолеть все сложности переходного возраста поможет занятие со сказками. На данном этапе они способствуют развитию творческого мышления, самовыражения, рефлексии. Сказкотерапия оказывает положительное воздействие на саморазвитие и самообразование.

    Сказкотерапия для взрослых

    03 (1).jpg

    В психотерапии для взрослых лечение сказками тоже нашло применение. Оно помогает пережить:

    • проблемы в семейной жизни,
    • потерю близкого человека,
    • конфликтные ситуации на работе. 

    Лечение с любым запросом ведется по индивидуальной программе с узконаправленным специалистом.

    В сказке взрослые люди ищут выход из непростой ситуации. Она мотивирует их на мобилизацию внутренних жизненных ресурсов. 

    Онлайн-тест Ваш эмоциональный интеллект EDPRO

    Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»

    Методы и средства проведения сказкотерапии

    К основным методам проведения сказкотерапии можно отнести:

    1. Рассказ. Сказка рассказывается сначала психологом, потом пациентом. Специалист оценивает, на каких моментах наиболее сконцентрировался человек и отсюда подбирает лечение.
    2. Иллюстрация. Психолог просит нарисовать картинки к прочитанной истории. Пациент выбирает для иллюстрации тот момент, который вызывает наибольшее переживание.
    3. Диагностика. Психолог задает вопросы по сюжету сказки. Клиент отвечает на них, выражая свое мнение, аргументируя свою точку зрения. Для примера можно выбрать сказку «Теремок» и разобрать ее применение в методе сказкотерапии. Во время анализа прорабатываются запросы на сохранение семьи, прорабатываются проблемы совместного проживания, внутрисемейные конфликты.

    На детских занятиях сказкотерапией используют дополнительные методики, которые позволяют поддерживать интерес, создать благоприятную атмосферу, вызвать положительные эмоции. Наиболее популярными являются:

    • песочная терапия;
    • изобразительное искусство;
    • театральные постановки;
    • кукольные спектакли.

    Многие их этих методик сказкотерапии проводятся в группах. Так, например, участвуя в инсценировке, ребенок может сыграть любую роль. При этом он сам наделяет персонажа определенными чертами характера и прослеживает последствия выбранной тактики поведения.

    Сказкотерапия является отличным средством, которое можно использовать как для развития детей, так и для помощи взрослым в преодолении психологических проблем. Подробнее о возможностях применения его в практике психолога, можно узнать на нашей программе обучения «Практическая психология».

  1. Сказка про знаки препинания 4 класс кратко
  2. Сказка про злого гнома
  3. Сказка про змею скоропею
  4. Сказка про злую ведьму для детей
  5. Сказка про злую девочку