Сказка про злого гнома

Знакомимся с историей создания одной из самых известных песен военных лет и заглядываем в самодельную детскую книжку.в государственном музее обороны

Знакомимся с историей создания одной из самых известных песен военных лет и заглядываем в самодельную детскую книжку.

В Государственном музее обороны Москвы открылась выставка «Адресат — наша память. Письмо папе», посвященная семейным перепискам времен Великой Отечественной войны. Более чем из двух с половиной тысяч посланий, хранящихся в фондах музея, куратор Дарья Брунова отобрала 20. Письма, написанные членами пяти московских семей, объединяет одна черта — близким, оказавшимся так далеко друг от друга, хотелось говорить о бытовых мелочах, как будто и нет никакой войны.

Кроме писем и фотографий из семейных архивов, никаких вещей, принадлежавших героям, нет, но каждая витрина дополнена предметами эпохи: здесь можно увидеть небольшого плюшевого медведя, офицерскую планшетную сумку, перьевые ручки, чернильницы. На стенах — плакаты, картины, детские рисунки, созданные в начале 1940-х. За стеклом представлены две маленькие комнаты, составленные также из фондовых предметов: первая (с книгами и граммофоном) рассказывает о незатейливых развлечениях военного времени, а вторая (с собранными чемоданами и коробками) — о подготовке к эвакуации.

1(961722)

Сурковы: стихи о страшном волке и большой любви

В 1941 году поэт и журналист Алексей Александрович Сурков ушел на фронт корреспондентом изданий «Красноармейская правда» и «Красная звезда», оставив дома жену Софью, дочь Наташу и сына Алешу. Где бы он ни оказался, он всегда находил время, чтобы написать родным несколько строк:

«Очень скучаю и очень одиноко. Как бы хорошо было вдруг очутиться во Внукове. <…> Обжился я, видно, дома и теперь трудно отрываться. Как у вас? Тоже чай дожди льют и тоже скучно? А у меня еще не веселая перспектива — не знать о вас ничего суток 15–20 — очень плохо!»

(Здесь и далее тексты писем даны с сохранением авторской орфографии и пунктуации).

Сохранились открытки, которые отправляла отцу Наташа — она рисовала для него членов семьи, цветы, город. А он писал для нее стихи, в которых иногда объяснял, что такое война:

Волк ползет по просторам твоей земли.
Хочет крови твоей добыть,
Чтобы воины наши домой пришли,
Надо злого волка убить.

Эти стихи Алексея Суркова знали только его родные. Другое стихотворение, также написанное им на фронте, позже выучила вся страна. Эти строки, которые он написал осенью 1941-го в землянке под обстрелом авиации, стали песней из репертуара певицы Лидии Руслановой:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Рукопись в солдатском письме-треугольнике Сурков отправил жене, которая уехала с детьми в эвакуацию в Чистополь (Татарстан). Стихотворение «В землянке» было опубликовано в одном из изданий и быстро стало популярным — люди переписывали его от руки и пересылали друг другу. Одно из таких писем также нашлось в музее.

Песня «В землянке» стала своего рода символом победы: она прозвучала в освобожденном Берлине — у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот.

1 PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1

PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1(1)

Масаиновы: холод и арбуз на именины

На примере семьи Масаиновых на выставке рассказывается, как чувствовали себя в эвакуации дети, как скучали по дому и какие письма отправляли родным, оставшимся в своих городах. 10-летняя школьница Зоя уехала вместе с матерью в город Чембар Пензенской области (ныне — Белинский). Оттуда она писала отцу, писателю-фантасту и критику Борису Алексеевичу Масаинову, известному под псевдонимом Борис Анибал. Он почти забросил литературную деятельность, работал на столичной швейной фабрике «Труд». На момент начала войны ему был 41 год, поэтому под призыв он не попал.

«Я в школу не хожу так — как у меня ангина в очень сильной форме. Вчера были мамины именины. Они выразились в том что мы съели зеленый арбуз и выпили по стакану чаю с таким кусочком сахара. Все отсюда постепенно уезжают. На улице холодно у меня нет зимнего пальто и валюты, а так же рукавиц. <…> Я предпочитаю болеть дома чем здесь все равно тем что я далека от пулеметов это меня не спасает», — писала девочка в сентябре 1941-го.

А 26 декабря отец получил от нее очень тревожное письмо. Дочь рассказала, что маму вызвал пензенский военкомат: она знает немецкий язык, поэтому ее могут отправить на фронт, а саму Зою — в интернат или в Москву. В конце Зоя не забыла поздравить родителя с наступающим Новым годом.

В итоге самое страшное обошло семью стороной: маму на фронт не забрали, а девочка вместе с ней потом вернулась домой в Москву.

KartochkapochtovayaZMasainovoivMoskvysvoemyotcyBAMasainovyizevakyacii 1(1)

Новиковы: сказки про медвежонка Костю

Павел Вениаминович Новиков был командиром 175-го стрелкового полка Первой московской пролетарской мотострелковой дивизии. Разлука с детьми, к которым он был очень привязан, давалась ему тяжело. Старшему сыну Виктору было 11 лет, младшему Герману — всего четыре. До войны отец проводил с ними почти все время, любил брать ребят с собой на рыбалку. По воспоминаниям жены, Новиков был отличным отцом, чутким и заботливым, детям никогда не грубил.

«Здравствуй, дорогой Герочка! Посылаю тебе игру и конфекты. Играй и слушай бабушек», — писал он в сентябре 1941-го. Чтобы подбодрить, отвлечь ребенка от плохих мыслей, он сочинял и отправлял ему сказки про медвежонка Костю. Первую страницу самодельной книжки можно увидеть на выставке.

Старший сын Витя получал совсем взрослые послания с наставлениями хорошо учиться, объяснениями, как отремонтировать при надобности полевую сумку, которую прислал ему отец, а также напоминаниями о том, что нужно обязательно носить теплую шапку. Отдельно папа просил Виктора заботиться о младшем брате: «Играй, но не обижай. Он маленький и любит уступку, а ты по больше и по умнее, а поэтому его не раздражай. Крепко целую тебя. Твой папа».

Любимого папы дети так и не дождались. Павел Новиков погиб в том же году в боях за Наро-Фоминск. Сейчас в его честь названа одна из городских улиц.

1 PVNovikovasinyVitesfronta 1(2)

Мочаловы: последнее письмо сыну

До войны Василий Михайлович Мочалов работал руководителем Наркомата заготовок СССР в Ростокинском районе. Призыву он не подлежал, поскольку считался ценным специалистом, однако в стороне не остался: когда объявили сбор в народное ополчение Москвы, Мочалов подал заявление одним из первых. На фронте он занял должность политрука отдельной самокатной разведывательной роты 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения. Письма домой, где остался его сын Гена, он старался писать как можно чаще.

«Геня! Мне сообщили, что ты болел… потому что ты мать не слушал ходил гулять раздетым поэтому и простыл. <…> Я бью фашистских людоедов, как бешеных собак, скоро разобью их тогда я тебе расскажу подробно как их бил», — писал он в сентябре 1941 года.

Буквально через несколько дней после отправки этого письма Мочалов пропал без вести. После войны его семья выяснила, что Василий Михайлович погиб на рубеже реки Днепр в районе поселка городского типа Холм-Жирковский в Смоленской области.

Письмо В. Мочалова сыну Геннадию. Музей обороны Москвы

Кузнецовы: агитационные песни и будущий генерал

Никита Ефимович Кузнецов — старший батальонный комиссар, начальник политотдела 330-й стрелковой дивизии 10-й армии. Сохранилась фотография, на которой под Смоленском он вместе с товарищами раздает бойцам листки с текстом агитационной песни.

На протяжении всей войны Кузнецов вел нежную и трогательную переписку с сыном Борисом, которого время от времени спрашивал: «А поют ли песни дома?» Увлеченный своей деятельностью, Никита Ефимович, вероятно, имел в виду песни, которые пели красноармейцы.

«Ты стал еще лучше писать, — хвалил он ребенка в одном из писем. — Этак через годок ты догонишь и перегонишь меня. <…> Над головами нашими рычат моторы. На переднем крае шумно. Добиваем фашистов. Скоро Борик добьем мы их и тогда я приеду к тебе и буду растить из тебя большого большого инженера. Согласен. А хочешь давай будем расти на генерала танковых войск, чтобы ты командовал этими машинами».

У этой истории счастливый финал. Никита Ефимович закончил войну в Кенигсберге (сейчас — Калининград), вернулся домой и воссоединился с родными.

1 PismoNKyznecovasfrontasinyBorisy

Сценарий «Сказка про маленького Гнома»Сценарий «Сказка про маленького Гнома»

Автор: музыкальный руководитель высшей категории Мухранова Лариса Васильевна 31. 01. 2021 г. Новосибирск

Актуальность:

Сегодня в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста одной из главных задач является формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической. Сказка — это самый доступный жанр для детей, в то же время здесь объединяются все виды искусств.

Это эмоциональное и осознанное восприятие музыки, речевое развитие, возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества: пение, танец, игра на д.м. и. и т.д. Дети любят смотреть мультфильмы, обсуждать их. Любимым героем стал маленький гном Вася из мультфильма «Самый маленький гном», созданный в 1977—1983 годах режиссёром-мультипликатором Михаилом Каменецким. Мультсериал создан по книге детского писателя Михаила Липскерова — «Маленький гном Вася». Мы решили познакомить детей с этим героем через постановку своей сказки.

Цель: развитие артистических и музыкальных данных у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • развитие музыкального восприятия, воображения, образной речи дошкольников, побуждать детей к импровизации;
  • развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, что помогает им красочно передать образ в сказке, тонко различая смену настроений героев.

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Скачать сценарий

Сказка про маленького гнома

Звучит «Песенка про сказку» (автор Юнна Мориц:

https: //papinsait. ru/yunna-moric-stihi-dlya-detej/

Все артисты проходят через середину зала, поклон — и расходятся по своим местам

Сцена 1.

Сказочница.

За горами, за лесами, за широкими морями,

Не на острове Буяне, а прямо на лесной поляне,

Стоит красивый дом, и в нем живет веселый Гном.

Гномик верит в чудеса,

В то, что не бывает зла,

Что можно ход событий поменять,

Что злому можно добрым стать.

Появляется Гномик. Песня «Новый день» А. Ермолов

Гном. Здравствуйте, мои друзья.

Очень рад вас видеть я.

Я в лесу своем живу и со всеми я дружу.

У нас всегда веселье, смех. Мы приглашаем в гости всех!

Одна беда, один лишь Волк всегда и всем мешает.

Никак не может взять он в толк,

Что в сказках добрый злого побеждает.

Хочу нести всем радость и тепло, вокруг царило, чтоб одно добро!

Сказочница. Но как же быть? И сказку одному тебе не изменить…

Гном. Но у меня же есть друзья, и я смогу их всех предупредить (уходит)

Сказочница.

Не будем же ему мешать, а если надо, будем помогать.

Мне кажется, что где-то рядом слышен Волка вой…

Звучит вой волка. (Библиотека театральных звуков)

Сцена 2.

Появляются поросята, они припевают и выбегают на подскоках.

Звучит «Песенка 3-х поросят» (автор С. Михалков. Музыка: М. Меерович).

Сказочница.

— Вот и наши поросята, три веселых дружных брата.

Танцуют и играют, ничего не подозревают.

Поросята под музыку пляшут и напевают песенку.

Выходит Гном.

Гном. Поросята, привет! Вы тут долго не пляшите,

А в свой домик поспешите.

В сказку скоро Волк придет и дома ваши найдет!

  1. поросенок. Ой, боюсь – боюсь – боюсь!
  2. поросенок. Я его нокаутирую! (показ)
  3. поросенок. А я ему в глаз, а я ему в нос,

Чтобы он свои ноги отсюда унес! (прыгает, показывает)

Гном. Нет, ребята. Не пойдет. Просто так Волк не уйдет.

Его нужно напугать, чтоб не вернулся он опять.

Ходит думает, поросята прячутся в домик.

Выходит Волк

Волк. Я злой и страшный серый Волк!

Я в поросятах знаю толк! (рычит)

Где тут были поросята, очень вкусные ребята? (гладит живот)

Гном. Ты, Волк, не посмеешь обидеть поросят! (загораживает домик руками)

Волк. Это мы еще посмотрим (заглядывает за ширму, оттуда дует венти-лятор). — Ой-ой! Сдувает, держите меня-я-я-… (убегает спиной назад и машет руками).

Поросята (выходят из домика и говорят хором).

Спасибо тебе, Гномик. Ты сегодня нас спас от серого Волка!

Гном. Пожалуйста, я рад, что сделал доброе дело. (Грозит Волку вслед)

Больше, Волк, не приходи! Стороной их обходи! (прислушивается) – Кто – то по лесу идет, песенку поет! Кажется, это Красная шапочка! Нужно ее спасать! До свиданья, поросята! (Поросята уходят в домик, а Гном прячется за елку)

Выходит Красная шапочка с подружками.

Танец под песню «Ладушки» [vkm=268012]Ладушки — Александр Павловский[/vkm].

Дети машут рукой Красной шапочке и убегают. Она остается в центре одна, выходит Волк.

Волк. Это кто же здесь гуляет? Кто же песни распевает? (делает «козу»)

Красная шапочка. Уходи прочь, серый Волк! Не хочу с тобой дружить.

Не буду даже говорить! (отворачивается от Волка)

Волк. Как обидно! Из-за одного злого волка — позор на весь волчий род!

Красная шапочка. А ты, разве, не такой? Ты хороший, а не злой?

Волк. Кто, я? Я сама доброта. Да я даже не спрашиваю, куда ты идёшь!

Красная шапочка. К бабушке!

Волк. Я даже не знаю и тебя не спрашиваю, где она живёт!

Красная шапочка. Да там указатель есть!

Волк. Какая умная девочка. Иди – иди к своей бабушке. (Красная шапочка уходит, Волк машет ей ручкой)

(В сторону) – И я тоже побегу поскорее к твоей бабушке, ха-ха-ха!

В это время Гном меняет местами указатели, где нарисованы медведь и бабушка, местами.

Волк прощается с Красной шапочкой и идёт по указателю между елочками к домику, на нем надпись «Медведь». Волк туда забегает и с воплями под рычание медведя убегает: «Караул! Убивают!»

Медведь вслед ему машет кулаком и снова заходит в домик.

Волк (садится на пол). Ой, еле ноги унес. Что же мне не везет так сегодня? Пойду к козлятам (встает и, хромая, уходит)

Гном. Побегу — ка я спасать неразумненьких козлят! (убегает).

Сцена 3.

Танец «Речка» с тканью. (Звучит песня «Реченька — речушка». М. и В. Девятовых).

Сказочница.

Как у речки на опушке жила Козочка в избушке.

И красива, и мила. Мамой Козочка была.

У нее росли ребятки – очень милые козлятки.

Утром Козочка вставала и детишек поднимала.

Их кормила и поила и на рынок уходила. А козлятки ее ждали…

И без мамы – не скучали! Песни пели, занимались и на конкурс собирались.

1 козленок.

Мы веселые ребятки, целый день играем в прятки,

И танцуем, и поем, и танцует с нами дом!

2 козленок.

Скоро мамочка придет, нам гостинцев принесет!

Каждый день и каждый час очень весело у нас!

Сказочница.

Волк за деревом сидел и во все глаза глядел…

Волк. Вот бы мне таких козлят! Я бы был ужасно рад!

Звучит песня В. Львовского «Дискотека у козлят». Танец козлят и Волка (в конце он связывает козлят веревкой).

Сказочница по ходу действий Волка говорит:

— Быстро Волк веревку взял и козляток привязал всех к веревочке одной… И повел к себе домой… Вот он по лесу идет, за собою всех ведет… А козлятки ловко путают веревку. Волк устал козлят тянуть, захотел передохнуть.

Гном. Эй, козлята! Берегитесь! И чуть – чуть посторонитесь

(освобождает их от веревки). А теперь бегом домой, за порог — ни ногой! (козлята убегают, гном прячется за елку)

Сказочница. Волк проснулся, оглянулся…

Волк. Где козлята? Ой-ей-ей! (плачет)

Не хотел я их обидеть, я хотел их чаще видеть!

Не хотел я их пугать, я хотел лишь поиграть!

Ведь в моем пустом дому очень скучно одному.

Выходят все герои сказки, становятся в полукруг, Волк в центре.

Все (хором). Ладно, Серый, мы прощаем. В дом наш в гости приглашаем!

Если будем мы дружить, веселее станет жить!

Здесь для всех открыта дверь, если ты не страшный зверь!

Сказочница. Улыбнулся серый Волк, засмеялся серый Волк!

Он нашел себе друзей, с ними будет веселей!

Общий танец под песню А. Ермолова «Веселая песенка».

  • Сказка про змею скоропею
  • Сказка про злую ведьму для детей
  • Сказка про злую девочку
  • Сказка про здоровье для детей дошкольного возраста
  • Сказка про звук и букву и