Сказка про жужу собачку

Iталя всю весну, лето и осень болела, и доктора посоветовали мамочке отвезти ее на зиму в швейцарию. ах, как тосковала

Жужу

I

Таля всю весну, лето и осень болела, и доктора посоветовали мамочке отвезти ее на зиму в Швейцарию. Ах, как тосковала бедная Таля, уезжая из милой России! Еще бы! Сколько близких, дорогих существ оставалось там у девочки. Самый близкий и самый дорогой — это папочка, затем няня Силантьевна, вынянчившая не только саму Талю, но и мамочку, когда мамочка была в её, Талином, возрасте. И, наконец, Жужу — милый, черномазенький, славный пуделек с кудрявой шерстью и черными круглыми глазенками, лучший товарищ Талиных игр. Таля в каждом письме папе делала такие приписки Жужу:

«Милый Жужу, будь умный и паинька без меня дома. Я часто думаю о тебе. Здесь такие высокие горы и синее, синее озеро. А трава и цветы растут даже зимой, на воздухе. Целую твою мордочку чумазенькую. Таля»

Папа, очевидно, читал письма к Жужу, потому что отвечал Тале от имени собачки. Посылал приветствия и поклоны, а иногда отпускал такие шутки в ответных письмах, что Таля, читая их, хохотала до слез.

II

Весь ноябрь в Швейцарии, там где поселилась Таля со своей мамой, стоял ясный и веселый, точно весна на далекой Талиной родине. Но наступил декабрь, и сразу стало нехорошо. Дождь лил непрерывно, на горах бушевали снежные метели. Ветер грозно завывал в трубе камина… Внизу, в долине, было так неприветливо, сыро и холодно.

И здесь гуляли на свободе ветры, и красивое синее озеро постоянно волновалось и билось о берег пенистыми волнами.

Маленькая швейцарка Лоло, дочь содержательницы пансионата, в котором жила Таля с мамочкой, приходила ежедневно с самого утра играть к Тале. Но теперь эти игры происходили в комнате, а не в саду пансионата, не на берегу озера, как это бывало раньше.

Лоло объясняла Тале, что на одной из гор стоит старый монастырь и что, когда в горах начинаются бури, в монастыре целую ночь звонят в огромный звонкий колокол. Звон привлекает заблудившихся путников. Они приходят в монастырь. Их кормят там, оставляют до утра, высушивают их одежды. Все это очень нравилось Тале, и она теперь непрерывно играла «в монастырь». Таля звонила в мамин колокольчик, представляя собой и колокол, и монастырскую братию, и самый монастырь, а Лоло была заблудившимся путешественником. Это выходило очень весело и интересно.

III

— Сегодня у нас в России сочельник. Украшают елку, зажигают на ней огни. Хочешь, приходи сегодня вечером к нам. Мамочка обещала мне устроить нынче елку. Правда, самой елки мы не достали, но это ничего. Мамочка обещала украсить маленькое померанцевое деревцо. Ты придешь, Лоло? — говорила Таля своей маленькой подруге.

— Конечно, конечно! — весело согласилась та. — Тем более приду, что моя мама приготовила тебе подарок.

— Какой подарок? — удивилась Таля.

— О, это сюрприз, — лукаво засмеялась Лоло, — а о сюрпризах говорить заранее не полагается.

— Как жаль, — ответила, вздохнув, Таля, — меня так бы порадовало это: а то, подумай, папы нет, няни нет, Жужу нет, и елки тоже нет настоящей. Какое-то, совсем не интересное, померанцевое деревцо, — сокрушалась Таля, и слезы наполнили её голубые глазки.

Но Лоло, несмотря на эти слезы, была неумолима и ни за что не хотела раньше времени открыть своего секрета Тале.

IV

— Ты скучала о черненьком Жужу. Вот он — черненький Жужу. Получай его от меня на память! — сказала Лоло, придя в сочельник вечером к подруге и раскрывая перед Талей свой фартук. На дне фартука копошилось что-то черное, мохнатое, живое. Прелестный маленький щенок-пудель таращил на девочек своп глазенки.

— Живая собачка! О, какая прелесть! Откуда она у тебя? — оживленная, радостная, спрашивала подругу Таля.

— Неделю тому назад у нашей Нини родились щенятки. Я выбрала тебе нарочно самого хорошенького, самого черненького, который напоминал бы тебе твоего Жужу. Мы и назовем его тоже Жужу, хочешь?

— Хочу. Эго будет маленький Жужу, а тот, что дома, будет большой Жужу, — решила Таля.

После ужина мамочка зажгла ёлку, то есть не елку, а небольшое померанцевое деревцо, к ветвям которого она прикрепила восковые свечки. Сласти и фрукты на него повесить нельзя было. Они могли своей тяжестью согнуть нежные ветки деревца. Сласти разложили на столе, в вазочке.

Свечи разгорелись. Мамочка села за пианино и сыграла праздничный гимн родившемуся Христу, а девочки принялись за угощение.

Потом они играли все трое: Таля, Лоло и Жужу. Но было как-то не весело. Сознание, что сегодня в далекой России у детей настоящая елка, отравляло всю радость Тале. И папочки не было, и няни, и настоящего Жужу. А другой Жужу еще увеличивал тоску Тали своим визгом. Бедная собачонка, слишком рано оторванная от своей матери, пронзительно визжала и плакала по-собачьи. Напрасно Таля угощала щенка и молоком, и булкой, и бисквитами. Он продолжал жалобно пищать.

— Унеси его лучше обратно к его маме, Лоло. Он успокоится около своих братцев и сестриц и перестанет визжать, — не вытерпела, наконец, Таля.

Лоло согласилась. Щенка унесли. Но настроение Тали немногим улучшилось от этого. Тогда мама взяла на колени свою девочку и долго и нежно утешала и ласкала ее.

Так и заснула в этот вечер Таля на коленях у мамочки.

V

Проснулась она поздним утром. Проснулась, открыла глаза и вскрикнула от удивления и радости.

Нагнувшись над её кроваткой, стояли мама и… папа.

Папа приехал с ночным поездом, не известив заранее о своем приезде. Это был лучший подарок маме и Тале на Рождество. С радостным смехом Таля бросилась на шею папе. Целовала его долго, долго, забыв хорошенько расспросить о няне, о Жужу и обо всем, что происходило дома.

Папа привез с собой подарки из России. Привез между прочим настоящую крошечную елочку и фотографию Жужу, тоже настоящего. Жужу на карточке вышел изумительно, совсем; как живой, такой черномазенький, забавный… Весело прошел для Тали праздник Рождества, хотя и на чужбине.


mirzayn450 267 30 30 crop

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
14 декабря 2021, 08:29

Россия, Европа и Украина обсуждают возможность включения США в Нормандский формат. У этой перспективы есть как свои плюсы, так и минусы – причем для всех участников переговорного процесса.

Алексей Никольский/ТАСС

Перезапуск?

Большое видится на расстоянии. Это расхожее выражение вполне можно применить к итогам видео-саммита Владимира Путина и Джозефа Байдена. Сама встреча проходила в закрытом режиме и об ее конкретных итогах прессе не сообщалось, однако было очевидно, что пресса о них узнает спустя дни и даже недели после саммита – когда договоренности начнут реализовываться.

Судя по всему, одной из договоренностей стала возможность подключения США к Нормандскому формату – четверке стран (Россия, Франция, Германия и Украина), целью которых является урегулирование ситуации на востоке Незалежной. Об этом подключении сейчас говорят в России, Америке, на Украине, а также в Европе. Правда, не все говорят с радостью.

Так, Германия и Франция настороженно относятся к перспективам расширения Нормандского формата за счет США. Причин этому несколько, но главная – это вопрос субъектности. Берлин и Париж рассматривают Украину как «европейское дело», своего рода лидерский кейс обеих стран в Евросоюзе. Поэтому не хотели бы запускать в него Соединенные Штаты.

Теоретически франко-германская позиция не встречала бы возражений со стороны Москвы, ведь Кремль заинтересован в эффективном разрешении украинского кризиса и в нормализации российско-европейских отношений. Однако тут есть одно важное «но» — нормандский формат в нынешнем его виде не способен решить эти задачи.

Так, украинская сторона постоянно саботирует заключенные договоренности. Киев не собирается ни выполнять Минские соглашения, ни деэскалировать ситуацию на юго-востоке страны. Возникает впечатление, что киевскому руководству вполне комфортно дальше существовать в условиях перманентной напряженности с Москвой и гражданского конфликта на Украине. В ответ российские чиновники говорят, что не видят смысла в новых встречах в рамках Нормандского формата – по крайней мере, до того момента, пока Киев не начнет выполнять то, о чем с ним договариваются.

Собственно, в Берлине признают наличие проблемы. Новый канцлер Германии Олаф Шольц заявил о готовности «возродить Нормандский формат», поскольку «в прошлые годы развитие было не таким, как нам бы хотелось». Однако «не таким» оно было в том числе и потому, что Берлин с Парижем занимали крайне пассивную позицию. Они не хотели принуждать Киев к выполнению Минских соглашений и договоренностей, достигнутых в ходе Нормандских встреч. Не хотели – а, может, просто не могли. В итоге ощущающий собственную безнаказанность Киев регулярно оскорбляет и даже строит Германию (в частности, через эскапады посла Украины в ФРГ), а Берлин в ответ даже не повышает голос, не говоря уже о высылке посла. Вместо этого Германия продолжает следовать классовой солидарности и придерживаться украинских внешнеполитических мифов (в частности, о готовности Москвы вот-вот ввести войска на Украину).

Мотивы и возможности

Демонстративное поведение Киева связано прежде всего с тем, что на Украине считают себя в прямом подчинении Вашингтона, и слушают лишь американские советы. Поэтому, как считают некоторые эксперты, прямое подключение американцев к Нормандскому формату сделает его куда более продуктивным. «В принципе противопоказаний к подключению США нет, поскольку они реально влияют на Украину, и от позиции Вашингтона зависит очень многое в урегулировании украинского конфликта. В принципе, если США реально готовы внести свой вклад, мы всегда были открыты к тому, чтобы Америка оказывала свое влияние на Киев», — говорит исполняющий обязанности директора Третьего европейского департамента МИД РФ Олег Красницкий.

Однако перед подключением США к Нормандскому формату нужно понять два важных момента: цель Вашингтона на этих переговорах и его возможности на них. Реальные возможности, а не мифические.

С точки зрения цели американцы могут саботировать Минские соглашения. Если они рассматривают Россию как врага (а об этом говорят все американские СМИ и конгрессмены), то Вашингтон вполне может науськивать Киев на продолжение провокаций на Донбассе, а также противостоять любым попыткам Москвы и, возможно, Европы привнести хоть толику конструктива в Нормандский формат.

Однако, с другой стороны, целью Соединенных Штатов действительно может стать деэскалация ситуации на Донбассе. Не от большой любви к России, а исходя из национальных интересов США. Америке не нужно возобновление боевых действий, поскольку оно приведет либо к войне с РФ (если американских солдат все-таки отправят на Украину вопреки ранее сделанному обещанию Байдена), либо к падению престижа США (поскольку союзники по всему миру увидят, что Америка не защищает своих союзников). Кроме того, США не нужна и чрезмерная эскалация, поскольку она потребует большего американского участия в украинских делах и отвлечет Вашингтон от концентрации ресурсов на противостояние Пекину. Поэтому США могут вразумить украинское руководство и принудить его к прекращению провокаций.

По словам замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, в Москве пока не понимают, готовы ли США «делать то, что является абсолютным императивом: сдерживать клиентов в Киеве и добиваться от них движения к выполнению минского комплекса мер». Однако здесь важно понимать и еще один момент: имеют ли США возможности для такого сдерживания? В России распространена точка зрения о том, что Киев слушает все, что ему скажут американцы. «Руководство Украины — это собачка на поводке Соединенных Штатов», — уверен заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Юрий Швыткин. Однако на самом деле это не совсем так. Во-первых, потому, что единства в американской власти нет – в администрации США есть разные точки зрения на отношения с Украиной, поэтому послать единый, четкий и недвусмысленный сигнал Киеву Вашингтон не может. Во-вторых, есть вопросы, где убеждение и даже принуждение Украины со стороны США ни к чему не привело. Например, в деле борьбы с коррупцией, на которой построена вся украинская государственность. Таким же системообразующим вопросом для украинской элиты являются и Минские соглашения. Их выполнение неизбежно приведет сначала к федерализации Украины, а потом и к ее дерадикализации, в рамках которой нынешняя украинская элита с ее идеологией будет особо не нужна. Именно поэтому Киев продолжит сопротивляться вялому давлению Вашингтона и саботировать Нормандский формат.

Так стоит ли этот формат его расширять, если США в нем в лучшем случае будут пятым колесом?

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Энгельсовская основная школа № 18»

Воспитательное мероприятие

«Сказочный мир Владимира Даля»

99768486 199768486 2

99768486 3

Подготовили :

учителя начальных классов

Захарова О. А.,

Игнатик Л. А.,

Фиськова Ю. В.,

Чернявская Э. П.

2021 г.

99768486 4

Форма проведения : литературная гостиная с элементами театрализации

Категория обучающихся : 1-4 классы

Цели:

  • ознакомить обучающихся с биографией и творчеством В. И. Даля,

с его сказками, загадками, пословицами;

  • раскрыть вклад писателя в развитие русского языка и культуры;

  • способствовать активизации творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей обучающихся;

  • воспитывать чувства уважения к великому человеку, любовь к родному слову, патриотизм.

Приемы:

— театрализация;

— беседа;

— выступления обучающихся.

Оборудование : декорации, плакаты, маски и костюмы героев, грамоты для награждения.

Ход мероприятия

Звучит музыка , дети входят в зал , рассаживаются по кругу.

Учитель 1: — Дорогие друзья, сегодня у нас праздник , посвященный удивительно талантливому человеку, русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Всю свою жизнь он посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.

Учитель 2: Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Мальчика очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронёс через всю жизнь. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в сказочный мир Владимира Ивановича Даля, познакомиться с его биографией, с его загадками и пословицами, попробовать оживить его сказки, поучаствовать в викторинах.

Учитель 3:

Внимание! Внимание! Сенсация!

На творчество Даля ориентация. Калейдоскоп его жизни уникальный. Результат творчества оригинальный. Владимир Иванович край Луганский прославил, Он толковый словарь составил.

«Нет равных его словарю!»…

Я уверенно об этом говорю. Был псевдоним у Даля, как мы узнали, Казак Луганский его величали. Собрал человек слова… О них поведал сполна.

Учитель 4 :

Владимир Даль – лингвист, учёный –

Всем делом жизни стал «Словарь»

Труд в двести тысяч слов огромный

Потомкам он оставил в дар.

В его фамилии вся ширь

Полей, степных просторов,

А в имени – весь собран мир,

Казак Луганский всем нам дорог.

Он жил, работал и творил,

Срастаясь с русскою землёю

Людей и их язык любил

Всем сердцем, всей душою.

Учитель 1:

А сейчас познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля.

(Сообщения детей)

Чтец 1:

Родился Владимир Иванович Даль 10 ноября 1801 года в городе Луганске в семье врача. До 13 лет мальчик обучался дома. В 15 лет поступил в морской кадетский корпус, через 5 лет уже служил на флоте. Затем закончил медицинский университет, получил степень доктора медицины. Служил военным доктором. Знал 12 языков.

Чтец 2:

Отец Иоганн Даль великолепно знал 7 языков (русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский). Он приехал в Россию из Дании по приглашению Екатерины II. Работал сначала библиотекарем, а затем, врачом.

Чтец 3:

Мать Мария Фрейгат свободно владела пятью языками и детей учила всему сама. В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». Родители сумели создать настоящую русскую семью.

Чтец 4:

Владимир Иванович является автором известного «Толкового словаря живого великорусского языка», которому было отдано 53 года жизни. В него вошло более 200 тысяч слов. Это был первый толковый словарь в 4-х томах – первый не только в России, но и в Европе. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов.

Чтец 5:

За этот труд Владимир Иванович был удостоен Золотой медали, награждён Ломоносовской премией, а также был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.

Чтец 6:

Владимир Иванович поменял много профессий: был чиновником, хирургом — окулистом, ветеринаром , профессиональным моряком, военным хирургом, писателем, автором учебников «Ботаника» и «Зоология».

И каждое увлечение в его жизни отмечено талантами и блистательными достижениями.

Чтец 7:

Вместе со словами Владимир Иванович собирал пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, старинные русские игры. Собрал он их более 30 тысяч в сборник «Пословицы русского народа». Первая книга сказок вышла в 1832 году, называлась «Первый пяток».

Чтец 8:

Владимир Иванович записал тысячу сказок, 145 повестей и рассказов, 106 коротких рассказов на тему «Морские досуги», писал статьи, очерки о русской жизни, которые подписывал псевдонимом Владимир Луганский.

Был знаком с А. С. Пушкиным. На всю жизнь сохранили писатель и великий поэт трепетное отношение друг к другу Прожил Владимир Даль 71 год.

Учитель 2:

Ребята, Владимир Иванович Даль был удивительным человеком. У него хватало сил и желания на всё. Вместе с русской армией он совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений. Он лечил раненых, боролся с холерой и чумой и …
собирал слова. В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал . Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в толстые тетради из плотной бумаги.

Учитель 3:

Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями. Однажды во время турецкого налета верблюда угнали. Даль был в отчаянии. К счастью, через две недели казаки привели отбитого у турок верблюда. Упакованные тюки с записями мирно покоились на мохнатых горбах. Туркам не понадобились труды Даля.

Учитель 4:

Во время польского восстания в один из очень опасных моментов для отряда Владимир Даль проявил себя ещё и как инженер-конструктор. Из подручных средств (пустых бочек, плотов, лодок, паромов) он соорудил два понтонных моста, по которым на другую сторону реки Вислы переправились воинские подразделения. А когда польские войска пришли на мост, мужчина взмахнул топором, и вся переправа вдруг распалась на куски. Под выстрелами обманутых противников Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками русских солдат. Император Николай I, узнав об этом подвиге Даля, наградил его Владимирским крестом с бантом.

Учитель 1:

А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что запомнили из нашего рассказа. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины.

Викторина по биографии В. И. Даля

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск) 

  2. Из какой страны был родом его отец? ( из Дании)

  3. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, государственный служащий, знаток языка и собиратель слов/ лексикограф) 

  4. На чём перевозил свои тетрадки с записями В. И. Даль?(на горбу верблюда)

  5. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский

  6. Как называлась первая книга со сказками?(«Первый пяток»)

  7. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”). 

  8. Сколько слов в словаре Даля? (более 200 000)

Учитель 2:

А сейчас мы перенесёмся в волшебный мир сказок Владимира Даля.

Среди самых известных сказок «Гуси-лебеди», «Старик-годовик», «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Медведь-половинщик», «Девочка Снегурочка», «Про мышку — норушку «. В сказках много пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. А вот две из них мы попробуем показать. Предлагаем вашему вниманию сказки «Про мышку- норушку» и «Девочка Снегурочка».

Инсценирование сказок

Цель: формирование творческой личности ребёнка средствами

театральной деятельности.

Задачи: — развить речевой аппарат и пластическую выразительность

движений, основные качества: восприятие, память, внимание,

наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма,

смелость публичного самовыражения;

— раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально –

образное восприятие окружающего мира;

— обогащать духовный мир детей;

— формировать умения доставлять радость зрителям;

— воспитать чувство ответственности перед коллективом.

Сценарий  сказки «Про мышку – норушку»

Действующие лица:

Мышка-норушка

Ящерка

Лягушка

Белочка

Зайчик

Лиса

Волк

Медведь

Оформление зала: имитация гороха, декорации теремка.

Оборудование: костюмы героев.

Мышка (гуляет по полю, видит горох).

Как много гороха, с голоду не пропаду. Только бы теперь жильем обзавестись.

(Строит теремок, напевает.)

Строю, строю теремок,

Будет светел и высок.

Закрома в нем заведу

Да гороху наношу!

Теремок построен. Вдруг слышится шорох.

Ящерка (шуршит вокруг теремка).

Вижу, вижу теремок,

Как он светел и высок.

Кто, кто в нем живет,

Горошек с поля жует?

Мышка. Я — мышка-норушка, а ты кто?

Ящерка. Я -ящерка-шерошорочка.

Мышка. Если хочешь, заходи, будем вместе жить-дружить.

Ящерка. Спасибо! Будем жить вдвоем. Слышишь шлёпки по земле?

Сюда кто-то идет.

Лягушка. Кто, кто в теремочке живет?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка. А ты кто?

Лягушка. Я — лягушка-квакушка.

Мышка. Если хочешь, иди к нам жить.

Лягушка. Очень хочу! (Заскакивает в теремок.)

Белочка (увидела теремок). Кто, кто в теремочке живет?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, а ты кто?

Белочка. Я -белочка-попрыгушечка.

Мышка. Иди к нам жить!

Белочка. Спасибо.

Стали жить вчетвером. Прибежал серый зайчик.

Зайчик. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка. Иди к нам жить.

Зайчик. Отчего же не идти!

Стали жить впятером. Прибежала Лиса Патрикеевна.

Лиса. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек. А ты кто?

Лиса. Я — лисичка-сестричка, всему полю краса.

Мышка. Иди к нам жить!

Лиса. Пожалуй.

Стали жить вшестером. Пришел серый волк.

Волк. Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек, да лисичка-сестричка, а ты кто?

Волк. А я — серый волк, из-за куста хватыш.

Мышка. Иди к нам жить!

Волк (рычит). Сторонитесь!

Все (хором). Ой, волченька серенький, нам тесно, ты нас задавил!

Волк. Кому тесно, а мне место.

Все плачут, жалуются на волка. Подходит к терему медведь.

Медведь (топает ногами у терема). Кто тут ревёт, мне покоя не даёт?

Все стали жаловаться на волка. Волк огрызается, зубами щелкает.

Все. Это волк виноват. Он лег, развалился, а нам места не осталось. Что делать, Мишенька?

Медведь (рычит, бьет лапой по терему. Терем разлетелся, жильцы разбежались). Вот и все! Не будет крика-шума!

Мышка (спряталась в горох).

Все равно я построю теремок, друзей верну, а волка и медведя мы в терем

не пустим!

Сценарий сказки «Девочка Снегурочка»

Действующие лица:

Старик

Старуха

Снегурочка

Жучка

Подружки

Медведь

Волк

Лиса

Автор

Оформление зала: декорации избы, леса, дерева.

Оборудование: костюмы героев, горшочек.

Автор Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.

Старик (поднял комочек ) А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха (на комочек посмотрела, головой покачала ) Что же будешь делать — нет, так и взять негде.

Автор Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

Снегурочка Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Автор Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенчико, стал ее нянчить и пестовать.

Старик
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка (булочка ),
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать.
Лиса Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Автор Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
Старик Иди , куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Автор Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит:

Снегурочка «Ау! Ау!»

Медведь (идет , хворост трещит, кусты гнутся) О чем, девица, о чем, красная?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
Медведь Слезай, я тебя домой доведу!

Снегурочка Нет, медведь, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! (Медведь ушёл.)
(Бежит серый волк)

Волк Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Волк Слезай, я доведу тебя до дому!
Снегурочка Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
(Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна)
Лиса Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Лиса Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько,

я тебя до дому доведу!
Снегурочка Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
(Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет)
Жучка Гам, гам, гам! (залаяла собака в лесу)

Снегурочка Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!
Автор Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

Старик и Старуха ( вместе)

Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!
Автор Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

Учитель 3: Вот такие сказки сочинил для вас Владимир Даль.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ! Сейчас проверим, все ли из вас были внимательны и хорошо запомнили сказки.

Викторина по сказкам

  1. Сколько действующих лиц в сказке «Про мышку-норушку» ?(8)

  2. Кто в сказке стал строить теремок ? (мышка)

  3. Кто из зверей пришёл третьим, пятым ? (лягушка, зайчик)

  4. Как величают в сказке зверей ?

(мышка – норушка, ящерка –шерошорочка, лягушка – квакушка, белочка

попрыгушечка, зайка – увёртышек, лисичка – сестричка, всему полю краса, серый волк из куста хватыш)

  1. Кто виноват в том, что терем развалился ?(волк, медведь)

  2. Куда спряталась мышка ? (в горох)

  3. На кого смотрели в праздник старик со старухой в праздник ?

(на чужих ребят)

  1. Откуда появилась у них Девочка Снегурочка ? (из комочка снега)

  2. Кто первый раз напевал слова «Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка.» ? ( Старик)

  3. За что Старик согнал Жучку со двора ? (за то, что она впустила лису в хлев)

  4. Чего не знала Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши ?

(Того, что Старуха птицу в хлев перевела)

  1. Кто пожалели о Жучке, когда её Старик прогнал ? (старушка да дочка Снегурочка)

  2. Сколько раз Снегурочка говорила слова «Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!» ? (3)

  3. Где были медведь, волк и лиса, когда Жучка со Снегурочкой шли домой ? (медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряла)

  4. Чем накормили Жучку за спасение Снегурочки ? (молоком)

Учитель 4: С давних пор загадки были отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир.

А теперь познакомимся с загадками Владимира Даля.

  1. Что выше леса? (Солнышко)

  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)

  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)

  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь)

  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)

  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава)

  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)

  9. По полу скок и по лавкам скок,
    сядет в уголок — не ворохнется.(Веник)

  10. Утка в море, хвост на заборе.(Ковш)

  11. Сидят три кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех?(3)

  12. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

  13. Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы)

  14. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

  15. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

  16. Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса)

  17. Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

  18. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

Учитель 1: А сейчас попробуйте закончить пословицы , которые

тоже написал Владимир Даль. Возможно, многие из них вы слышали или читали в книгах.

  • Под лежачий камень…(вода не течёт).

  • Труд человека кормит… (а лень портит).

  • Дело мастера…(боится).

  • У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).

  • Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).

  • Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).

  • Кто хвалится…(тот с горы свалится).

  • Кто хочет много знать, тому…( надо мало спать).

  • Красна птица перьем, а человек … (ученьем).

  • Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а …(говори меньше!)

Учитель 2:

Вот и подходит к концу наш праздник , посвящённый нашему великому земляку. Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем Владимира Ивановича Даля, человека, который всем сердцем любил русский язык, внёс огромный вклад в его развитие. Очень верно сказал К. Г. Паустовский: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».

Жизнь Владимира Ивановича Даля – блестящее тому подтверждение!

Учитель 3:

Даль! Как певуче широко звучит короткий этот слог!

Служить народу нелегко – казак Луганский этот смог!

Из века в век течёт Лугань , из дней минувших – в наши дни

Приходит к вам Владимир Даль – творец, писатель, гражданин! 

И будет длиться его век пока жива его строка,

Берущая бессмертный бег в душе родного языка.

Учитель 4:

От ступеней у дома в Луганске, по бескрайним просторам Руси,

По широкой дороге гигантской Даль сквозь годы пошел колесить.

Высокий, красивый провидец и маг, идет по планете Луганский казак.

И пока народ — носитель языка не исчерпал судьбы своей века,

А продолжает мир творить, ДАЛЬ БУДЕТ ЖИТЬ!

Века! Века! Века!

Учитель 1:

А сейчас каждый из вас получит памятную грамоту в знак участия в празднике (награждение детей).

Дорогие ребята! Любите свой русский язык так, как его любил Владимир Иванович Даль, берегите его, изучайте его, не засоряйте плохими словами! Будьте достойными потомками !

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

(третий год обучения)

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (ФГОС) муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х.Всадник Ставропольского края, на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях). На основании базисного учебного плана Ставропольского края и методического письма СКИРО ПК и ПРО в программу включены элементы регионального компонента и нестандартные уроки.

Итоговая контрольная работа (в рамках промежуточной аттестации в форме проекта)

Цели:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школь­ников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие ин­тереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произ­ведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов много­национальной России и других стран

Задачи:

— формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

— повышение уровня коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с ре­чевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

— формирование читательская компетентность, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

— пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные:

— Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

— Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

— Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

— Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

— Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)

— Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

— Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

— Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

— Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

— Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

— Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

— Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.

— Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

— Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.

— Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

— Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

— Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

— Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.

— Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

— Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

— Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

— Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).

— Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

— Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

— Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

— Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

— Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.

— Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.

— Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.

— Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.

— Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

— Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).

— Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД:

Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

— Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

— Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

— Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

— Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценирование, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

— Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД:

— Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

— Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

— Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

— Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

— Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

— Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

— Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

— Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Ученик научится:

Виды речевой и читательской деятельности

— осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

— употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

— читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

— понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

— рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

— пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

— осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

— задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

— делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

— находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

— пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

— сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

— писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

— пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

— сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Литературоведческая пропедевтика

— понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

— определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

— понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

— осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

— находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Ученик получит возможность научиться:

Виды речевой и читательской деятельности

— понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

— читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

— пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

— участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

— формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

— делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

— домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

— выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

— находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

— готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

— пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

— составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

— подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

писать отзыв на прочитанную книгу.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» (136 ч)

Раздел / тема

Содержание программного материала

Характеристика деятельности учащихся

Введение (1ч)

Знакомство с учебником.

-Ориентироваться в учебнике;                            

 — поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);              

— задавать вопросы, обращаться за помощью

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

Поэтическая тетрадь 1

(11 ч)

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

 анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

Великие русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень».Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

 подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть.

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

 подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»).К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

 определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

Были-небылицы (10 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

Люби живое (16 ч)

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

моциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»).А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

По страницам детских журналов

(8 ч)

«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

 подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

Зарубежная литература (8ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Инструктаж по тб на уроке.Требования к результатам освоения ООПНОО.Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

Самое великое на свете чудо (4ч)

2

Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела.

1

3

Рукописные книги Древней Руси

1

4

Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.

1

5

Урок-игра. Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо»

1

Устное народное творчество (14ч)

6

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. р/к Народные песни Ставрополья.

1

7

Урок-конкурс. Шуточные народные песни.

1

8

Докучные сказки. р/к Сказки народов Ставрополья

1

9

Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда; дымковская и богородская игрушка

1

10

Урок-викторина. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

12

Урок-викторина. Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

1

13

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

1

14

Характеристика героев сказки «Иван – царевич и Серый Волк»

1

15

Урок-рассуждения. Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

1

16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

1

17

Художники- иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин р/к Художники Ставропольского края

1

18

Урок-игра Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество»

1

19

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

1

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

20

Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела.

1

21

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1

22

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

23

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья».

1

24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

26

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

27

И. З. Суриков «Детство»

1

28

И. З. Суриков «Зима»

1

29

Урок-выставка. Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»

1

30

Поэтические посиделки. р/к Стихи Ставропольских писателей.

1

Великие русские писатели (24ч)

31

«Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С.Пушкин « За весной, красой природы…»

1

32

А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

1

33

А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета»

1

34

Урок-сказка. А.С. Пушкин « Зимнее утро»

1

35

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1

36

Урок-викторина. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

38

Характеристика героев сказки А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

40

Урок-викторина. И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А Крылове

1

41

И.А .Крылов « Мартышка и очки»

1

42

И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна»

1

43

И.А. Крылов « Ворона и лисица»

1

44

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

1

45

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»

1

46

М. Ю. Лермонтов.«Утес»

1

47

М. Ю. Лермонтов « Осень»

1

48

Детство Л.Н. Толстого. Сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Толстого

1

49

Урок-размышления. Л.Н. Толстой « Акула»

1

50

Л.Н. Толстой « Акула»

1

51

Л.Н. Толстой « Прыжок»

1

52

Л.Н. Толстой « Лев и собачка»

1

53

Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря»

1

54

Урок-викторина. Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»

1

Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч)

55

Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов « Славная осень!»

1

56

Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором…»

1

57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

К.Д. Бальмонт « Золотое слово»

1

59

И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги» р/к Стихи А.Е. Екимцева

1

60

Урок-конкурс. Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2»

1

Литературные сказки (8 ч)

61

Урок-путешествие Знакомство с названием раздела.

1

62

Д. Н. Мамин — Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки»

1

63

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

68

Урок-обобщения по разделу « Литературные сказки »

1

Были — небылицы (10ч)

69

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

71

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

73

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» р/к М.В. Усов «Напрасные страхи»

1

74

А.И. Куприн «Слон»

1

75

А.И. Куприн «Слон»

1

76

Характеристика героев рассказа А.И. Куприна «Слон».

1

77

р/к Г.К. Баев детям

1

78

Урок-игра. Обобщение по разделу «Были — небылицы»

1

Поэтическая тетрадь 1 (6ч)

79

Знакомство с названием раздела С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…»

1

80

С.Чёрный «Воробей». «Слон».

1

81

А.А. Блок « Ветхая избушка»

1

82

А.А. Блок « Сны», « Ворона»

1

83

С.А. Есенин « Черёмуха». р/к А.Е. Екимцев « Светите белые березы»

1

84

Урок-игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

Люби живое (16 ч.)

85

М.М. Пришвин « Моя Родина» . р/к И.В. Кузнецов «Казаки и Ставрополь»

1

86

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

1

87

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

1

88

В.И .Белов « Малька провинилась»

1

89

В.И .Белов « Ещё раз про Мальку»

1

90

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

1

91

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

1

92

В.В. Бианки «Мышонок Пик» р/к Е.Л. Иванова «Кот и мышонок»

1

93

Б.С. Житков « Про обезьянку»

1

94

Б.С. Житков « Про обезьянку»

1

95

Б.С. Житков « Про обезьянку»

1

96

р/к Произведения И.В. Кашпурова детям

1

97

В. Л..Дуров «Наша Жучка»

1

98

В.П .Астафьев « Капалуха»

1

99

В.Ю. Драгунский « Он живой и светится»

1

100

Обобщение по разделу « Люби живое »

1

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

Знакомство с разделом. С.Я. Маршак « Гроза днём»

1

102

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной»

р/к А.Е. Екимцев «Пожелтела длинная трава»

1

103

А.Л. Барто « Разлука»

1

104

А.Л. Барто « В театре»

1

105

С.В. Михалков « Если»

1

106

Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок».

1

107

Проект « Праздник поэзии»

1

108

Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 »

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)

109

Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

110

А.П. Платонов « Цветок на земле»

1

111

А.П. Платонов « Цветок на земле»

1

112

А.П. Платонов « Ещё мама»

1

113

А.П. Платонов « Ещё мама»

1

114

М.М Зощенко « Золотые слова»

1

115

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

1

116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

1

117

Н.Н. Носов « Федина задача»

1

118

Н.Н. Носов « Телефон»

1

119

В.Ю. Драгунский « Друг детства»

1

120

Контрольная работа в рамках промежуточной итоговой аттестации

1

По страницам детских журналов (8 ч)

121

Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

122

Ю.И. Ермолаев « Проговорился»

1

123

Ю.И. Ермолаев « Воспитатели»

1

124

Г.Б. Остер « Вредные советы»

1

125

Г.Б. Остер « Как получаются легенды»

1

126

Р. Сеф « Весёлые стихи»

1

127

Урок-игра. Создание сборника добрых советов

1

128

Урок-КВН. Обобщение по разделу « По страницам детских журналов»

1

Зарубежная литература ( 8ч.)

129

Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

1

130

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

1

131

р/к Народные мифы, собранные в Ставропольском крае.

1

132

Урок КВН «По страницам прочитанных книг»

1

133

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»

1

134

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»

1

135

Урок-игра. Обобщение по разделу « Зарубежная литература»

1

136

Обобщающий урок за курс 3 класса

1

  • Сказка про жениха пушкина
  • Сказка про енота который ходил за осокой к пруду
  • Сказка про жадную девочку читать
  • Сказка про жадного дракончика
  • Сказка про енота и белочку