I
Таля всю весну, лето и осень болела, и доктора посоветовали мамочке отвезти ее на зиму в Швейцарию. Ах, как тосковала бедная Таля, уезжая из милой России! Еще бы! Сколько близких, дорогих существ оставалось там у девочки. Самый близкий и самый дорогой — это папочка, затем няня Силантьевна, вынянчившая не только саму Талю, но и мамочку, когда мамочка была в её, Талином, возрасте. И, наконец, Жужу — милый, черномазенький, славный пуделек с кудрявой шерстью и черными круглыми глазенками, лучший товарищ Талиных игр. Таля в каждом письме папе делала такие приписки Жужу:
«Милый Жужу, будь умный и паинька без меня дома. Я часто думаю о тебе. Здесь такие высокие горы и синее, синее озеро. А трава и цветы растут даже зимой, на воздухе. Целую твою мордочку чумазенькую. Таля»
Папа, очевидно, читал письма к Жужу, потому что отвечал Тале от имени собачки. Посылал приветствия и поклоны, а иногда отпускал такие шутки в ответных письмах, что Таля, читая их, хохотала до слез.
II
Весь ноябрь в Швейцарии, там где поселилась Таля со своей мамой, стоял ясный и веселый, точно весна на далекой Талиной родине. Но наступил декабрь, и сразу стало нехорошо. Дождь лил непрерывно, на горах бушевали снежные метели. Ветер грозно завывал в трубе камина… Внизу, в долине, было так неприветливо, сыро и холодно.
И здесь гуляли на свободе ветры, и красивое синее озеро постоянно волновалось и билось о берег пенистыми волнами.
Маленькая швейцарка Лоло, дочь содержательницы пансионата, в котором жила Таля с мамочкой, приходила ежедневно с самого утра играть к Тале. Но теперь эти игры происходили в комнате, а не в саду пансионата, не на берегу озера, как это бывало раньше.
Лоло объясняла Тале, что на одной из гор стоит старый монастырь и что, когда в горах начинаются бури, в монастыре целую ночь звонят в огромный звонкий колокол. Звон привлекает заблудившихся путников. Они приходят в монастырь. Их кормят там, оставляют до утра, высушивают их одежды. Все это очень нравилось Тале, и она теперь непрерывно играла «в монастырь». Таля звонила в мамин колокольчик, представляя собой и колокол, и монастырскую братию, и самый монастырь, а Лоло была заблудившимся путешественником. Это выходило очень весело и интересно.
III
— Сегодня у нас в России сочельник. Украшают елку, зажигают на ней огни. Хочешь, приходи сегодня вечером к нам. Мамочка обещала мне устроить нынче елку. Правда, самой елки мы не достали, но это ничего. Мамочка обещала украсить маленькое померанцевое деревцо. Ты придешь, Лоло? — говорила Таля своей маленькой подруге.
— Конечно, конечно! — весело согласилась та. — Тем более приду, что моя мама приготовила тебе подарок.
— Какой подарок? — удивилась Таля.
— О, это сюрприз, — лукаво засмеялась Лоло, — а о сюрпризах говорить заранее не полагается.
— Как жаль, — ответила, вздохнув, Таля, — меня так бы порадовало это: а то, подумай, папы нет, няни нет, Жужу нет, и елки тоже нет настоящей. Какое-то, совсем не интересное, померанцевое деревцо, — сокрушалась Таля, и слезы наполнили её голубые глазки.
Но Лоло, несмотря на эти слезы, была неумолима и ни за что не хотела раньше времени открыть своего секрета Тале.
IV
— Ты скучала о черненьком Жужу. Вот он — черненький Жужу. Получай его от меня на память! — сказала Лоло, придя в сочельник вечером к подруге и раскрывая перед Талей свой фартук. На дне фартука копошилось что-то черное, мохнатое, живое. Прелестный маленький щенок-пудель таращил на девочек своп глазенки.
— Живая собачка! О, какая прелесть! Откуда она у тебя? — оживленная, радостная, спрашивала подругу Таля.
— Неделю тому назад у нашей Нини родились щенятки. Я выбрала тебе нарочно самого хорошенького, самого черненького, который напоминал бы тебе твоего Жужу. Мы и назовем его тоже Жужу, хочешь?
— Хочу. Эго будет маленький Жужу, а тот, что дома, будет большой Жужу, — решила Таля.
После ужина мамочка зажгла ёлку, то есть не елку, а небольшое померанцевое деревцо, к ветвям которого она прикрепила восковые свечки. Сласти и фрукты на него повесить нельзя было. Они могли своей тяжестью согнуть нежные ветки деревца. Сласти разложили на столе, в вазочке.
Свечи разгорелись. Мамочка села за пианино и сыграла праздничный гимн родившемуся Христу, а девочки принялись за угощение.
Потом они играли все трое: Таля, Лоло и Жужу. Но было как-то не весело. Сознание, что сегодня в далекой России у детей настоящая елка, отравляло всю радость Тале. И папочки не было, и няни, и настоящего Жужу. А другой Жужу еще увеличивал тоску Тали своим визгом. Бедная собачонка, слишком рано оторванная от своей матери, пронзительно визжала и плакала по-собачьи. Напрасно Таля угощала щенка и молоком, и булкой, и бисквитами. Он продолжал жалобно пищать.
— Унеси его лучше обратно к его маме, Лоло. Он успокоится около своих братцев и сестриц и перестанет визжать, — не вытерпела, наконец, Таля.
Лоло согласилась. Щенка унесли. Но настроение Тали немногим улучшилось от этого. Тогда мама взяла на колени свою девочку и долго и нежно утешала и ласкала ее.
Так и заснула в этот вечер Таля на коленях у мамочки.
V
Проснулась она поздним утром. Проснулась, открыла глаза и вскрикнула от удивления и радости.
Нагнувшись над её кроваткой, стояли мама и… папа.
Папа приехал с ночным поездом, не известив заранее о своем приезде. Это был лучший подарок маме и Тале на Рождество. С радостным смехом Таля бросилась на шею папе. Целовала его долго, долго, забыв хорошенько расспросить о няне, о Жужу и обо всем, что происходило дома.
Папа привез с собой подарки из России. Привез между прочим настоящую крошечную елочку и фотографию Жужу, тоже настоящего. Жужу на карточке вышел изумительно, совсем; как живой, такой черномазенький, забавный… Весело прошел для Тали праздник Рождества, хотя и на чужбине.
Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
14 декабря 2021, 08:29
Россия, Европа и Украина обсуждают возможность включения США в Нормандский формат. У этой перспективы есть как свои плюсы, так и минусы – причем для всех участников переговорного процесса.
Алексей Никольский/ТАСС
Перезапуск?
Большое видится на расстоянии. Это расхожее выражение вполне можно применить к итогам видео-саммита Владимира Путина и Джозефа Байдена. Сама встреча проходила в закрытом режиме и об ее конкретных итогах прессе не сообщалось, однако было очевидно, что пресса о них узнает спустя дни и даже недели после саммита – когда договоренности начнут реализовываться.
Судя по всему, одной из договоренностей стала возможность подключения США к Нормандскому формату – четверке стран (Россия, Франция, Германия и Украина), целью которых является урегулирование ситуации на востоке Незалежной. Об этом подключении сейчас говорят в России, Америке, на Украине, а также в Европе. Правда, не все говорят с радостью.
Так, Германия и Франция настороженно относятся к перспективам расширения Нормандского формата за счет США. Причин этому несколько, но главная – это вопрос субъектности. Берлин и Париж рассматривают Украину как «европейское дело», своего рода лидерский кейс обеих стран в Евросоюзе. Поэтому не хотели бы запускать в него Соединенные Штаты.
Теоретически франко-германская позиция не встречала бы возражений со стороны Москвы, ведь Кремль заинтересован в эффективном разрешении украинского кризиса и в нормализации российско-европейских отношений. Однако тут есть одно важное «но» — нормандский формат в нынешнем его виде не способен решить эти задачи.
Так, украинская сторона постоянно саботирует заключенные договоренности. Киев не собирается ни выполнять Минские соглашения, ни деэскалировать ситуацию на юго-востоке страны. Возникает впечатление, что киевскому руководству вполне комфортно дальше существовать в условиях перманентной напряженности с Москвой и гражданского конфликта на Украине. В ответ российские чиновники говорят, что не видят смысла в новых встречах в рамках Нормандского формата – по крайней мере, до того момента, пока Киев не начнет выполнять то, о чем с ним договариваются.
Собственно, в Берлине признают наличие проблемы. Новый канцлер Германии Олаф Шольц заявил о готовности «возродить Нормандский формат», поскольку «в прошлые годы развитие было не таким, как нам бы хотелось». Однако «не таким» оно было в том числе и потому, что Берлин с Парижем занимали крайне пассивную позицию. Они не хотели принуждать Киев к выполнению Минских соглашений и договоренностей, достигнутых в ходе Нормандских встреч. Не хотели – а, может, просто не могли. В итоге ощущающий собственную безнаказанность Киев регулярно оскорбляет и даже строит Германию (в частности, через эскапады посла Украины в ФРГ), а Берлин в ответ даже не повышает голос, не говоря уже о высылке посла. Вместо этого Германия продолжает следовать классовой солидарности и придерживаться украинских внешнеполитических мифов (в частности, о готовности Москвы вот-вот ввести войска на Украину).
Мотивы и возможности
Демонстративное поведение Киева связано прежде всего с тем, что на Украине считают себя в прямом подчинении Вашингтона, и слушают лишь американские советы. Поэтому, как считают некоторые эксперты, прямое подключение американцев к Нормандскому формату сделает его куда более продуктивным. «В принципе противопоказаний к подключению США нет, поскольку они реально влияют на Украину, и от позиции Вашингтона зависит очень многое в урегулировании украинского конфликта. В принципе, если США реально готовы внести свой вклад, мы всегда были открыты к тому, чтобы Америка оказывала свое влияние на Киев», — говорит исполняющий обязанности директора Третьего европейского департамента МИД РФ Олег Красницкий.
Однако перед подключением США к Нормандскому формату нужно понять два важных момента: цель Вашингтона на этих переговорах и его возможности на них. Реальные возможности, а не мифические.
С точки зрения цели американцы могут саботировать Минские соглашения. Если они рассматривают Россию как врага (а об этом говорят все американские СМИ и конгрессмены), то Вашингтон вполне может науськивать Киев на продолжение провокаций на Донбассе, а также противостоять любым попыткам Москвы и, возможно, Европы привнести хоть толику конструктива в Нормандский формат.
Однако, с другой стороны, целью Соединенных Штатов действительно может стать деэскалация ситуации на Донбассе. Не от большой любви к России, а исходя из национальных интересов США. Америке не нужно возобновление боевых действий, поскольку оно приведет либо к войне с РФ (если американских солдат все-таки отправят на Украину вопреки ранее сделанному обещанию Байдена), либо к падению престижа США (поскольку союзники по всему миру увидят, что Америка не защищает своих союзников). Кроме того, США не нужна и чрезмерная эскалация, поскольку она потребует большего американского участия в украинских делах и отвлечет Вашингтон от концентрации ресурсов на противостояние Пекину. Поэтому США могут вразумить украинское руководство и принудить его к прекращению провокаций.
По словам замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, в Москве пока не понимают, готовы ли США «делать то, что является абсолютным императивом: сдерживать клиентов в Киеве и добиваться от них движения к выполнению минского комплекса мер». Однако здесь важно понимать и еще один момент: имеют ли США возможности для такого сдерживания? В России распространена точка зрения о том, что Киев слушает все, что ему скажут американцы. «Руководство Украины — это собачка на поводке Соединенных Штатов», — уверен заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Юрий Швыткин. Однако на самом деле это не совсем так. Во-первых, потому, что единства в американской власти нет – в администрации США есть разные точки зрения на отношения с Украиной, поэтому послать единый, четкий и недвусмысленный сигнал Киеву Вашингтон не может. Во-вторых, есть вопросы, где убеждение и даже принуждение Украины со стороны США ни к чему не привело. Например, в деле борьбы с коррупцией, на которой построена вся украинская государственность. Таким же системообразующим вопросом для украинской элиты являются и Минские соглашения. Их выполнение неизбежно приведет сначала к федерализации Украины, а потом и к ее дерадикализации, в рамках которой нынешняя украинская элита с ее идеологией будет особо не нужна. Именно поэтому Киев продолжит сопротивляться вялому давлению Вашингтона и саботировать Нормандский формат.
Так стоит ли этот формат его расширять, если США в нем в лучшем случае будут пятым колесом?
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Энгельсовская основная школа № 18»
Воспитательное мероприятие
«Сказочный мир Владимира Даля»
Подготовили :
учителя начальных классов
Захарова О. А.,
Игнатик Л. А.,
Фиськова Ю. В.,
Чернявская Э. П.
2021 г.
Форма проведения : литературная гостиная с элементами театрализации
Категория обучающихся : 1-4 классы
Цели:
-
ознакомить обучающихся с биографией и творчеством В. И. Даля,
с его сказками, загадками, пословицами;
-
раскрыть вклад писателя в развитие русского языка и культуры;
-
способствовать активизации творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей обучающихся;
-
воспитывать чувства уважения к великому человеку, любовь к родному слову, патриотизм.
Приемы:
— театрализация;
— беседа;
— выступления обучающихся.
Оборудование : декорации, плакаты, маски и костюмы героев, грамоты для награждения.
Ход мероприятия
Звучит музыка , дети входят в зал , рассаживаются по кругу.
Учитель 1: — Дорогие друзья, сегодня у нас праздник , посвященный удивительно талантливому человеку, русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Всю свою жизнь он посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.
Учитель 2: Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Мальчика очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронёс через всю жизнь. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в сказочный мир Владимира Ивановича Даля, познакомиться с его биографией, с его загадками и пословицами, попробовать оживить его сказки, поучаствовать в викторинах.
Учитель 3:
Внимание! Внимание! Сенсация!
На творчество Даля ориентация. Калейдоскоп его жизни уникальный. Результат творчества оригинальный. Владимир Иванович край Луганский прославил, Он толковый словарь составил.
«Нет равных его словарю!»…
Я уверенно об этом говорю. Был псевдоним у Даля, как мы узнали, Казак Луганский его величали. Собрал человек слова… О них поведал сполна.
Учитель 4 :
Владимир Даль – лингвист, учёный –
Всем делом жизни стал «Словарь»
Труд в двести тысяч слов огромный
Потомкам он оставил в дар.
В его фамилии вся ширь
Полей, степных просторов,
А в имени – весь собран мир,
Казак Луганский всем нам дорог.
Он жил, работал и творил,
Срастаясь с русскою землёю
Людей и их язык любил
Всем сердцем, всей душою.
Учитель 1:
А сейчас познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля.
(Сообщения детей)
Чтец 1:
Родился Владимир Иванович Даль 10 ноября 1801 года в городе Луганске в семье врача. До 13 лет мальчик обучался дома. В 15 лет поступил в морской кадетский корпус, через 5 лет уже служил на флоте. Затем закончил медицинский университет, получил степень доктора медицины. Служил военным доктором. Знал 12 языков.
Чтец 2:
Отец Иоганн Даль великолепно знал 7 языков (русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский). Он приехал в Россию из Дании по приглашению Екатерины II. Работал сначала библиотекарем, а затем, врачом.
Чтец 3:
Мать Мария Фрейгат свободно владела пятью языками и детей учила всему сама. В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». Родители сумели создать настоящую русскую семью.
Чтец 4:
Владимир Иванович является автором известного «Толкового словаря живого великорусского языка», которому было отдано 53 года жизни. В него вошло более 200 тысяч слов. Это был первый толковый словарь в 4-х томах – первый не только в России, но и в Европе. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов.
Чтец 5:
За этот труд Владимир Иванович был удостоен Золотой медали, награждён Ломоносовской премией, а также был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.
Чтец 6:
Владимир Иванович поменял много профессий: был чиновником, хирургом — окулистом, ветеринаром , профессиональным моряком, военным хирургом, писателем, автором учебников «Ботаника» и «Зоология».
И каждое увлечение в его жизни отмечено талантами и блистательными достижениями.
Чтец 7:
Вместе со словами Владимир Иванович собирал пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, старинные русские игры. Собрал он их более 30 тысяч в сборник «Пословицы русского народа». Первая книга сказок вышла в 1832 году, называлась «Первый пяток».
Чтец 8:
Владимир Иванович записал тысячу сказок, 145 повестей и рассказов, 106 коротких рассказов на тему «Морские досуги», писал статьи, очерки о русской жизни, которые подписывал псевдонимом Владимир Луганский.
Был знаком с А. С. Пушкиным. На всю жизнь сохранили писатель и великий поэт трепетное отношение друг к другу Прожил Владимир Даль 71 год.
Учитель 2:
Ребята, Владимир Иванович Даль был удивительным человеком. У него хватало сил и желания на всё. Вместе с русской армией он совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений. Он лечил раненых, боролся с холерой и чумой и …
собирал слова. В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал . Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в толстые тетради из плотной бумаги.
Учитель 3:
Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями. Однажды во время турецкого налета верблюда угнали. Даль был в отчаянии. К счастью, через две недели казаки привели отбитого у турок верблюда. Упакованные тюки с записями мирно покоились на мохнатых горбах. Туркам не понадобились труды Даля.
Учитель 4:
Во время польского восстания в один из очень опасных моментов для отряда Владимир Даль проявил себя ещё и как инженер-конструктор. Из подручных средств (пустых бочек, плотов, лодок, паромов) он соорудил два понтонных моста, по которым на другую сторону реки Вислы переправились воинские подразделения. А когда польские войска пришли на мост, мужчина взмахнул топором, и вся переправа вдруг распалась на куски. Под выстрелами обманутых противников Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками русских солдат. Император Николай I, узнав об этом подвиге Даля, наградил его Владимирским крестом с бантом.
Учитель 1:
А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что запомнили из нашего рассказа. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины.
Викторина по биографии В. И. Даля
-
Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
-
Из какой страны был родом его отец? ( из Дании)
-
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, государственный служащий, знаток языка и собиратель слов/ лексикограф)
-
На чём перевозил свои тетрадки с записями В. И. Даль?(на горбу верблюда)
-
Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
-
Как называлась первая книга со сказками?(«Первый пяток»)
-
Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
-
Сколько слов в словаре Даля? (более 200 000)
Учитель 2:
А сейчас мы перенесёмся в волшебный мир сказок Владимира Даля.
Среди самых известных сказок «Гуси-лебеди», «Старик-годовик», «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Медведь-половинщик», «Девочка Снегурочка», «Про мышку — норушку «. В сказках много пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. А вот две из них мы попробуем показать. Предлагаем вашему вниманию сказки «Про мышку- норушку» и «Девочка Снегурочка».
Инсценирование сказок
Цель: формирование творческой личности ребёнка средствами
театральной деятельности.
Задачи: — развить речевой аппарат и пластическую выразительность
движений, основные качества: восприятие, память, внимание,
наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма,
смелость публичного самовыражения;
— раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально –
образное восприятие окружающего мира;
— обогащать духовный мир детей;
— формировать умения доставлять радость зрителям;
— воспитать чувство ответственности перед коллективом.
Сценарий сказки «Про мышку – норушку»
Действующие лица:
Мышка-норушка
Ящерка
Лягушка
Белочка
Зайчик
Лиса
Волк
Медведь
Оформление зала: имитация гороха, декорации теремка.
Оборудование: костюмы героев.
Мышка (гуляет по полю, видит горох).
Как много гороха, с голоду не пропаду. Только бы теперь жильем обзавестись.
(Строит теремок, напевает.)
Строю, строю теремок,
Будет светел и высок.
Закрома в нем заведу
Да гороху наношу!
Теремок построен. Вдруг слышится шорох.
Ящерка (шуршит вокруг теремка).
Вижу, вижу теремок,
Как он светел и высок.
Кто, кто в нем живет,
Горошек с поля жует?
Мышка. Я — мышка-норушка, а ты кто?
Ящерка. Я -ящерка-шерошорочка.
Мышка. Если хочешь, заходи, будем вместе жить-дружить.
Ящерка. Спасибо! Будем жить вдвоем. Слышишь шлёпки по земле?
Сюда кто-то идет.
Лягушка. Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка. А ты кто?
Лягушка. Я — лягушка-квакушка.
Мышка. Если хочешь, иди к нам жить.
Лягушка. Очень хочу! (Заскакивает в теремок.)
Белочка (увидела теремок). Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, а ты кто?
Белочка. Я -белочка-попрыгушечка.
Мышка. Иди к нам жить!
Белочка. Спасибо.
Стали жить вчетвером. Прибежал серый зайчик.
Зайчик. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка. Иди к нам жить.
Зайчик. Отчего же не идти!
Стали жить впятером. Прибежала Лиса Патрикеевна.
Лиса. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек. А ты кто?
Лиса. Я — лисичка-сестричка, всему полю краса.
Мышка. Иди к нам жить!
Лиса. Пожалуй.
Стали жить вшестером. Пришел серый волк.
Волк. Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек, да лисичка-сестричка, а ты кто?
Волк. А я — серый волк, из-за куста хватыш.
Мышка. Иди к нам жить!
Волк (рычит). Сторонитесь!
Все (хором). Ой, волченька серенький, нам тесно, ты нас задавил!
Волк. Кому тесно, а мне место.
Все плачут, жалуются на волка. Подходит к терему медведь.
Медведь (топает ногами у терема). Кто тут ревёт, мне покоя не даёт?
Все стали жаловаться на волка. Волк огрызается, зубами щелкает.
Все. Это волк виноват. Он лег, развалился, а нам места не осталось. Что делать, Мишенька?
Медведь (рычит, бьет лапой по терему. Терем разлетелся, жильцы разбежались). Вот и все! Не будет крика-шума!
Мышка (спряталась в горох).
Все равно я построю теремок, друзей верну, а волка и медведя мы в терем
не пустим!
Сценарий сказки «Девочка Снегурочка»
Действующие лица:
Старик
Старуха
Снегурочка
Жучка
Подружки
Медведь
Волк
Лиса
Автор
Оформление зала: декорации избы, леса, дерева.
Оборудование: костюмы героев, горшочек.
Автор Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.
Старик (поднял комочек ) А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!
Старуха (на комочек посмотрела, головой покачала ) Что же будешь делать — нет, так и взять негде.
Автор Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:
Снегурочка Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Автор Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенчико, стал ее нянчить и пестовать.
Старик
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка (булочка ),
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать.
Лиса Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Автор Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
Старик Иди , куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Автор Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит:
Снегурочка «Ау! Ау!»
Медведь (идет , хворост трещит, кусты гнутся) О чем, девица, о чем, красная?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
Медведь Слезай, я тебя домой доведу!
Снегурочка Нет, медведь, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! (Медведь ушёл.)
(Бежит серый волк)
Волк Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Волк Слезай, я доведу тебя до дому!
Снегурочка Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
(Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна)
Лиса Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Лиса Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько,
я тебя до дому доведу!
Снегурочка Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
(Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет)
Жучка Гам, гам, гам! (залаяла собака в лесу)
Снегурочка Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!
Автор Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.
Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:
Старик и Старуха ( вместе)
Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.
Учитель 3: Вот такие сказки сочинил для вас Владимир Даль.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ! Сейчас проверим, все ли из вас были внимательны и хорошо запомнили сказки.
Викторина по сказкам
-
Сколько действующих лиц в сказке «Про мышку-норушку» ?(8)
-
Кто в сказке стал строить теремок ? (мышка)
-
Кто из зверей пришёл третьим, пятым ? (лягушка, зайчик)
-
Как величают в сказке зверей ?
(мышка – норушка, ящерка –шерошорочка, лягушка – квакушка, белочка
– попрыгушечка, зайка – увёртышек, лисичка – сестричка, всему полю краса, серый волк из куста хватыш)
-
Кто виноват в том, что терем развалился ?(волк, медведь)
-
Куда спряталась мышка ? (в горох)
-
На кого смотрели в праздник старик со старухой в праздник ?
(на чужих ребят)
-
Откуда появилась у них Девочка Снегурочка ? (из комочка снега)
-
Кто первый раз напевал слова «Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка.» ? ( Старик)
-
За что Старик согнал Жучку со двора ? (за то, что она впустила лису в хлев)
-
Чего не знала Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши ?
(Того, что Старуха птицу в хлев перевела)
-
Кто пожалели о Жучке, когда её Старик прогнал ? (старушка да дочка Снегурочка)
-
Сколько раз Снегурочка говорила слова «Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!» ? (3)
-
Где были медведь, волк и лиса, когда Жучка со Снегурочкой шли домой ? (медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряла)
-
Чем накормили Жучку за спасение Снегурочки ? (молоком)
Учитель 4: С давних пор загадки были отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир.
А теперь познакомимся с загадками Владимира Даля.
-
Что выше леса? (Солнышко)
-
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
-
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
-
Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь)
-
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)
-
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
-
Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава)
-
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)
-
По полу скок и по лавкам скок,
сядет в уголок — не ворохнется.(Веник) -
Утка в море, хвост на заборе.(Ковш)
-
Сидят три кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех?(3)
-
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
-
Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы)
-
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
-
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
-
Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса)
-
Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
-
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Учитель 1: А сейчас попробуйте закончить пословицы , которые
тоже написал Владимир Даль. Возможно, многие из них вы слышали или читали в книгах.
-
Под лежачий камень…(вода не течёт).
-
Труд человека кормит… (а лень портит).
-
Дело мастера…(боится).
-
У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
-
Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
-
Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
-
Кто хвалится…(тот с горы свалится).
-
Кто хочет много знать, тому…( надо мало спать).
-
Красна птица перьем, а человек … (ученьем).
-
Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а …(говори меньше!)
Учитель 2:
— Вот и подходит к концу наш праздник , посвящённый нашему великому земляку. Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем Владимира Ивановича Даля, человека, который всем сердцем любил русский язык, внёс огромный вклад в его развитие. Очень верно сказал К. Г. Паустовский: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».
Жизнь Владимира Ивановича Даля – блестящее тому подтверждение!
Учитель 3:
Даль! Как певуче широко звучит короткий этот слог!
Служить народу нелегко – казак Луганский этот смог!
Из века в век течёт Лугань , из дней минувших – в наши дни
Приходит к вам Владимир Даль – творец, писатель, гражданин!
И будет длиться его век пока жива его строка,
Берущая бессмертный бег в душе родного языка.
Учитель 4:
От ступеней у дома в Луганске, по бескрайним просторам Руси,
По широкой дороге гигантской Даль сквозь годы пошел колесить.
Высокий, красивый провидец и маг, идет по планете Луганский казак.
И пока народ — носитель языка не исчерпал судьбы своей века,
А продолжает мир творить, ДАЛЬ БУДЕТ ЖИТЬ!
Века! Века! Века!
Учитель 1:
А сейчас каждый из вас получит памятную грамоту в знак участия в празднике (награждение детей).
Дорогие ребята! Любите свой русский язык так, как его любил Владимир Иванович Даль, берегите его, изучайте его, не засоряйте плохими словами! Будьте достойными потомками !
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
(третий год обучения)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (ФГОС) муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х.Всадник Ставропольского края, на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях). На основании базисного учебного плана Ставропольского края и методического письма СКИРО ПК и ПРО в программу включены элементы регионального компонента и нестандартные уроки.
Итоговая контрольная работа (в рамках промежуточной аттестации в форме проекта)
Цели:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран
Задачи:
— формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
— повышение уровня коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
— формирование читательская компетентность, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
— пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные:
— Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
— Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
— Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
— Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
— Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
— Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
— Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
— Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
— Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
— Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
— Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
— Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
— Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
— Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
— Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
— Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
— Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
— Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
— Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
— Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
— Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
— Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
— Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
— Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
— Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
— Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
— Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
— Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
— Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
— Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
— Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
— Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
— Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД: Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений. — Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. — Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры. — Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные. — Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценирование, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. — Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. |
Коммуникативные УУД: — Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. — Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания. — Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности. — Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий. — Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения. — Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений. — Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ. — Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану. |
Ученик научится: Виды речевой и читательской деятельности — осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; — употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему; — читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; — понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; — рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм — пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). — осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; — задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; — делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; — находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; — пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. Творческая деятельность — сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; — писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием. — пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. — сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. Литературоведческая пропедевтика — понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; — определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; — понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. — осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства. — находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). |
Ученик получит возможность научиться: Виды речевой и читательской деятельности — понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; — читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения. — пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ. — участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения; — формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; — делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей. — домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла. — выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.). — находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). — готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке. Творческая деятельность — пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; — составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов). — подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. писать отзыв на прочитанную книгу. |
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» (136 ч)
Раздел / тема | Содержание программного материала | Характеристика деятельности учащихся | |
Введение (1ч) | Знакомство с учебником. | -Ориентироваться в учебнике; — поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника); — задавать вопросы, обращаться за помощью | |
Самое великое чудо на свете (4 ч) | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части | |
Устное народное творчество (14 ч) | Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»). | анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части. | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима». | анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части | |
Великие русские писатели (24 ч) | А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень».Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»). | подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»).К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»). | определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. | |
Литературные сказки (8 ч) | Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»). | подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части. | |
Были-небылицы (10 ч) | М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон». | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части. анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части. определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть. | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»). | определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части. | |
Люби живое (16 ч) | М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. моциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части. | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»). | анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч) | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»).А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»). | анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |
По страницам детских журналов (8 ч) | «Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»). | подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части. | |
| Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»). | определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |||
1 | Инструктаж по тб на уроке.Требования к результатам освоения ООПНОО.Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | |
Самое великое на свете чудо (4ч) | |||
2 | Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела. | 1 | |
3 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | |
4 | Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | 1 | |
5 | Урок-игра. Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» | 1 | |
Устное народное творчество (14ч) | |||
6 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. р/к Народные песни Ставрополья. | 1 | |
7 | Урок-конкурс. Шуточные народные песни. | 1 | |
8 | Докучные сказки. р/к Сказки народов Ставрополья | 1 | |
9 | Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда; дымковская и богородская игрушка | 1 | |
10 | Урок-викторина. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | |
12 | Урок-викторина. Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | 1 | |
13 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | 1 | |
14 | Характеристика героев сказки «Иван – царевич и Серый Волк» | 1 | |
15 | Урок-рассуждения. Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | 1 | |
16 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | 1 | |
17 | Художники- иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин р/к Художники Ставропольского края | 1 | |
18 | Урок-игра Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество» | 1 | |
19 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | |||
20 | Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела. | 1 | |
21 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | |
22 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | |
23 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | 1 | |
24 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | |
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 1 | |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | |
27 | И. З. Суриков «Детство» | 1 | |
28 | И. З. Суриков «Зима» | 1 | |
29 | Урок-выставка. Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |
30 | Поэтические посиделки. р/к Стихи Ставропольских писателей. | 1 | |
Великие русские писатели (24ч) | |||
31 | «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С.Пушкин « За весной, красой природы…» | 1 | |
32 | А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» | 1 | |
33 | А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета» | 1 | |
34 | Урок-сказка. А.С. Пушкин « Зимнее утро» | 1 | |
35 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | |
36 | Урок-викторина. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | |
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | |
38 | Характеристика героев сказки А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | |
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | |
40 | Урок-викторина. И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А Крылове | 1 | |
41 | И.А .Крылов « Мартышка и очки» | 1 | |
42 | И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна» | 1 | |
43 | И.А. Крылов « Ворона и лисица» | 1 | |
44 | М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | |
45 | М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..» | 1 | |
46 | М. Ю. Лермонтов.«Утес» | 1 | |
47 | М. Ю. Лермонтов « Осень» | 1 | |
48 | Детство Л.Н. Толстого. Сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Толстого | 1 | |
49 | Урок-размышления. Л.Н. Толстой « Акула» | 1 | |
50 | Л.Н. Толстой « Акула» | 1 | |
51 | Л.Н. Толстой « Прыжок» | 1 | |
52 | Л.Н. Толстой « Лев и собачка» | 1 | |
53 | Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» | 1 | |
54 | Урок-викторина. Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч) | |||
55 | Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов « Славная осень!» | 1 | |
56 | Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором…» | 1 | |
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | |
58 | К.Д. Бальмонт « Золотое слово» | 1 | |
59 | И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги» р/к Стихи А.Е. Екимцева | 1 | |
60 | Урок-конкурс. Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2» | 1 | |
Литературные сказки (8 ч) | |||
61 | Урок-путешествие Знакомство с названием раздела. | 1 | |
62 | Д. Н. Мамин — Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки» | 1 | |
63 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | |
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | |
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | |
66 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |
67 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |
68 | Урок-обобщения по разделу « Литературные сказки » | 1 | |
Были — небылицы (10ч) | |||
69 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | |
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | |
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | |
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» р/к М.В. Усов «Напрасные страхи» | 1 | |
74 | А.И. Куприн «Слон» | 1 | |
75 | А.И. Куприн «Слон» | 1 | |
76 | Характеристика героев рассказа А.И. Куприна «Слон». | 1 | |
77 | р/к Г.К. Баев детям | 1 | |
78 | Урок-игра. Обобщение по разделу «Были — небылицы» | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 (6ч) | |||
79 | Знакомство с названием раздела С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | |
80 | С.Чёрный «Воробей». «Слон». | 1 | |
81 | А.А. Блок « Ветхая избушка» | 1 | |
82 | А.А. Блок « Сны», « Ворона» | 1 | |
83 | С.А. Есенин « Черёмуха». р/к А.Е. Екимцев « Светите белые березы» | 1 | |
84 | Урок-игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |
Люби живое (16 ч.) | |||
85 | М.М. Пришвин « Моя Родина» . р/к И.В. Кузнецов «Казаки и Ставрополь» | 1 | |
86 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | 1 | |
87 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | 1 | |
88 | В.И .Белов « Малька провинилась» | 1 | |
89 | В.И .Белов « Ещё раз про Мальку» | 1 | |
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» р/к Е.Л. Иванова «Кот и мышонок» | 1 | |
93 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | 1 | |
94 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | 1 | |
95 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | 1 | |
96 | р/к Произведения И.В. Кашпурова детям | 1 | |
97 | В. Л..Дуров «Наша Жучка» | 1 | |
98 | В.П .Астафьев « Капалуха» | 1 | |
99 | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится» | 1 | |
100 | Обобщение по разделу « Люби живое » | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | |||
101 | Знакомство с разделом. С.Я. Маршак « Гроза днём» | 1 | |
102 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» р/к А.Е. Екимцев «Пожелтела длинная трава» | 1 | |
103 | А.Л. Барто « Разлука» | 1 | |
104 | А.Л. Барто « В театре» | 1 | |
105 | С.В. Михалков « Если» | 1 | |
106 | Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок». | 1 | |
107 | Проект « Праздник поэзии» | 1 | |
108 | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 » | 1 | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.) | |||
109 | Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 1 | |
110 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | 1 | |
111 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | 1 | |
112 | А.П. Платонов « Ещё мама» | 1 | |
113 | А.П. Платонов « Ещё мама» | 1 | |
114 | М.М Зощенко « Золотые слова» | 1 | |
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |
117 | Н.Н. Носов « Федина задача» | 1 | |
118 | Н.Н. Носов « Телефон» | 1 | |
119 | В.Ю. Драгунский « Друг детства» | 1 | |
120 | Контрольная работа в рамках промежуточной итоговой аттестации | 1 | |
По страницам детских журналов (8 ч) | |||
121 | Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |
122 | Ю.И. Ермолаев « Проговорился» | 1 | |
123 | Ю.И. Ермолаев « Воспитатели» | 1 | |
124 | Г.Б. Остер « Вредные советы» | 1 | |
125 | Г.Б. Остер « Как получаются легенды» | 1 | |
126 | Р. Сеф « Весёлые стихи» | 1 | |
127 | Урок-игра. Создание сборника добрых советов | 1 | |
128 | Урок-КВН. Обобщение по разделу « По страницам детских журналов» | 1 | |
Зарубежная литература ( 8ч.) | |||
129 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | 1 | |
130 | Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | 1 | |
131 | р/к Народные мифы, собранные в Ставропольском крае. | 1 | |
132 | Урок КВН «По страницам прочитанных книг» | 1 | |
133 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | 1 | |
134 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | 1 | |
135 | Урок-игра. Обобщение по разделу « Зарубежная литература» | 1 | |
136 | Обобщающий урок за курс 3 класса | 1 |