Сказка про жадного хомяка

Коль ли околе, на поле пасся бык, да не простой, а ученый: мухам да оводам сказки сказывал. было не

Коль ли околе, на поле пасся бык, да не простой, а ученый: мухам да оводам сказки сказывал.
 

Было – не было, в одном селе жил дед с внуком. Жилье было, скажем не очень – есть много – нечего, из хозяйства только корова, да и то скудая на молоко.
 

Зато земля большая, есть где разгуляться: косе за траву, а тяпке для грядки. Вот пошел внук-Данилко косить, только хвать за кущу, а оттуда змея выползает. Схватился Данилко ее убить, а та в ответ его просит:
 

Ты меня не отпусти, милок, откуплюсь я желаньем.
 

– Да на кой мне желанье, я парень простой, простой да босой, ползи, только скотину да старика не губи.
 

Уползла змея, а Данилко дальше траву пошел косить. Только не знал он, что со змеей он не один разговор слышал: на ту пору боярин шел, сосед, да ухом чутким, глазом метким, заприметил разговор. Спохватился царский слуга, берут завидки на чужие пожитки, мало земли собственной. мало. День проходит, два проходит – никого. На третий день приходит боярин, да со слугами:
 

Здравствуй соседушка!
 

Здравствуй, батюшка боярин, что случилось такого, что ко мне пожаловал? – встретил старик его.
 

Да вот нынче скотина хворать стала, теперь думаю, может кто и сглазил? Глянул к тебе, а твоя корова день ото дня хорошеет, да хорошеет. Странно это.
 

Насупился старик, нахмурил брови, а боярин продолжает:
 

Ты старче не серчай, но подумай: сроку день даю, чтобы мне твой внук скакуна арабского привел, а то царю доложу, света белого не увидишь за колдовство.
 

Ушел боярин, а дед сразу к печи: там Данилко спал. Будит он Данилку, да говорит:
 

Ты чего малой натворил, с кем якшался, что к нам боярин пришел, дань, как татарин просит?
 

Прости меня, дедуля, недавно я косил траву для нашей Муравушки, а мне змея попалась, молвит голосом человечьим не губить, а я не посмел взять с нее желанье, так в лес отпустил. Забранился старик: что ж ты внук наделал, теперь нам от боярина не откупиться
 

Не бойся, деда, в лес пойду, да змию найду – сказал Данилко, собрал котомку, да и пошел.
 

Долго ли коротко шёл он по полям да по холмам и зашёл в дремучий лес, деревни там до неба, ветки густые, не пролезть. Глядь, видит в далеке огонёк горит, мальчишка туда. Вышел на поляну, а там сидит девица-красавица, что заря, вся яркая, прям светится, а вокруг ужики ползают, всю поляну заполонили.
 

Ну здравствуй, милок, что с тобой случилось, раз меня нашел?
 

Поклонился Данилко ей и говорит: Здравствуй змея-девица, беда со мной приключилась, увидел нас с тобой боярин, теперь век мне с дедом покоя не видать, хочет от нас коня, да не простого, а скакуна арабского.
 

Отвечает ему девица: будет тебе, ступай домой, а там конь тебя и ждет.
 

Воротился внук до дому, глядь, а там и вправду конь стоит, скакун арабский. Повел его на следующий день Данилко к боярину. Забрал боярин коня, а мальчишку велел взашей со двора вытолкать. Только Данилко за калитку, как арабский скакун превратился в осла, и тот укусил боярина за руку.
 

День проходит, два проходит – никого. На третий день приходит боярин, да со слугами, хмурый: Здравствуй соседушка!
 

Здравствуй батюшка боярин, чего тебе надобно? Встречает его старик
 

Разбранился боярин: на кой мне скакуна привели! Я от него шею не сломал. Чтобы к завтрашнему дню сундук с серебром и златом твой внук притащил.
 

Пригорюнились старик и Данилко: Ну что же делать?
 

В лес пошел снова Данилко. Встретил вновь на поляне змею-девицу.
 

Ну здравствуй, милок, что с тобой опять приключилось, раз пришел?
 

Рассердился на нас с дедом боярин, бранит. Хочет к завтрашнему дню сундук с золотом и серебром.
 

Будет ему, ступай милок домой, к дедушке.
 

Приходит домой внук и видит: сидит на лавочке дед, а рядом с ним сундук, полный золота и серебра. Взял Данилко тележку, да кобылку и отвез боярину. Открыл боярин сундук: и впрямь золото да серебро, не обманул парнишка. Приказал опять взашей вытолкать – Данилко только за порог, а золото превратилось в камни, серебро – в песок.
 

День проходит, два проходит – никого. На третий день приходит боярин, да со слугами, злой презлой, весь красный как рак: Здравствуй соседушка! Видать твой внук меня опять обманывает!
 

Не суди, батюшка боярин – отвечает старик
 

Пусть он принесет мне ларец. Да не простой, а волшебный! Срок – день. Нет ларца. Нет жильца!
 

Снова пошел Данилко в лес. На опушке одна змея- девица только сидит, ни слуг, ни зверей
 

Прости меня змея, снова к тебе на поклон пришел. Пуще боярин бранится, говорит обманул его, да хочет, чтобы принес ларец, да не простой, а волшебный.
 

Хлопнула девица в ладоши: тотчас у нее в руке появился ларец, весь из малахита, каменьями разноцветными покрыт.
 

– Ты, милок, бери его и отнеси боярину, да скажи: Чтобы больше духу твоего не было. Ступай.
 

Пошел Данилко к боярину, принес ему ларец, да говорит:
 

Змея девица попросила передать, чтобы больше духу твоего не было.
 

Вдруг ларец выпал из рук боярина и оттуда выскочили двое из ларца, оба молодца, в палаты ростом не вмещающиеся, все в кафтанах дорогих, сапогах красных, а в руке по дубине у каждого.
 

Схватили они боярина за кафтан да как начали бить, что от боярина живого места не осталось.
 

С тех пор не трогает сосед завистник ни старика, ни внука. А жадным впредь наука: не бери завидки на чужие пожитки.
 

Сценарий  квест-игры

  «Загадки лета»

Сценарий  квест-игры   «Загадки лета»

Цель: формирование навыка  коллективной деятельности.

Задача: способствовать развитию творческих,
интеллектуальных, коммуникативных способностей, формировать  коллектив,
воспитывать патриотизм, экологическое сознание.

План проведения

Линейка: мотивация (собрать капельки живой воды); маршрут игры

1)Станция «Чёрный ящик»

2) станция «Пословицыно»;

3) станция «Крокодилово»;

4) станция «Наборщик»;

5) станция «Загадкино».

6) станция «Сказочная»

7)станция «Частушкино»

8) станция «Русские герои»

9)станция «Затейник»

Ход мероприятия

Станция «Пословицыно»

Задача детей — собрать пословицы (2 комплекта)
и прочитать пророчество. Кто быстрее?

В гостях хорошо, 

а дома лучше 

Т 

2

Слезами, 

горю не поможешь 

Е 

Слово-не воробей, 

вылетит — не поймаешь 

Б 

С кем поведёшься, 

от того и наберёшься 

Я 

Век живи

век учись 

Ж 

Не откладывай на завтра то, 

что можно сделать сегодня. 

Д 

Что написано пером, 

не вырубишь топором. 

Е 

Как аукнется, 

так и откликнется. 

Т

Уговор 

дороже денег. 

У

10 

По одежде встречают 

по уму провожают. 

Д

11 

Шила в мешке 

не утаишь. 

А

12 

Язык мой — 

враг мой. 

Ч 

13 

Волков боятся —  

в лес не ходить. 

А 

В конце выдаём капельки живой воды

Станция «Наборщик»

Командам дается слово, состоящее не менее чем
из 7-8 букв. Их задача, пользуясь этими буквами, составить новые слова.СТОЛОВАЯ
(ласт, стол, воля, лото и др.)

Сверяют  и считают  слова после 5 минут работы
(по 2 листа на отряд)

В конце выдаём капельки живой воды

Станция «Загадкино»

В конце выдаём капельки живой воды

Конкурс на проверку сообразительности,
дисциплинированности и сработанности команд.

  Подсчитывают баллы.

1.     
Солнце печёт, Липа цветёт,

Рожь
колосится,Золотится пшеница.

Кто
скажет, кто знает, Когда это бывает? (Летом.)

2.     
Ты весь мир обогреваешь

И
усталости не знаешь,

Улыбаешься
в оконце,

и
зовут тебя все… (солнце).

3.Его
просят, его ждут,

А как
придет —

Прятаться
начнут. (Дождь.)

4.Неизвестно
где живет.

Налетит
— деревья гнет.

Засвистит
— по речке дрожь.

Озорник,
а не уймешь. (Ветер.)

5.На
дворе переполох –

С
неба сыплется горох. (Град.)

6.Крашеное
коромысло

Над
рекой повисло. (Радуга.)

7.Раскаленная
стрела

Дуб
свалила у села. (Молния.)

8.В
дверь, в окно стучаться не будет,

А
взойдет и всех разбудит. (Солнце.)

9.Над
тобою, надо мною

Пролетел
мешок с водою,

Наскочил
на дальний лес –

Прохудился
и исчез. (туча.)

10.Утром
бусы засверкали,

Всю
траву собой заткали,

А
пошли искать их днем,

Ищем,
ищем — не найдем. (Роса.)

11.Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

12.Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

13.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

14.Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)

15.Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

16.На овчарку он похож:

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

17.Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

18.То рыжая, то серая,

А по названью белая. (Белка)

19.Все движутся вперёд,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад. (Рак)

20.Вьётся верёвка,

На конце головка. (Змея)

21.У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (У улитки)

* *

22.Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги. (Черепаха)

* *

23.Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто? (Черепаха)

* *

24.Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

* *

25.Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень)

* *

Утром
ползает,

В полдень недвижимо,
А вечером летает. (бабочка)

26.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

27. В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт. (Лиса)

Станция «Чёрный ящик»

Конкурс угадывания предметов. Ведущий кладет в
коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел. Каждая команда задает
по вопросу, на которые можно ответить «да» или «нет». Побеждает та команда,
которая после 10 вопросов назовет предмет. (телефон. Ножницы) В конце
выдаём капельки живой воды

     Станция     «Любимые герои русских сказок».

На этой поляне ребята
отвечают на вопросы викторины:

1. Назовите одного из
преступников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей Разбойник)

2. Побратим Ильи
Муромца, освободивший Забаву Путятичну. (Добрьи 1Я Никитич)

3. Чудовище, которое
живет на горе Сорочинской. (Змей- горыныч)

4. Многодетная мать,
у которой на детей произошло покушение. (Коза)

5. Обитательница
земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на ее жизнь.
(Царевна-лягушка)

6. Герой сказки,
который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из орудия труда.
(Солдат)

7. Кто воровал
золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица)

8. Сказочные
похитители детей. (Гуси-лебеди)

9. Кругленький,
умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок)

10. Домашняя птица,
которая могла бы приносить отличный доход своим содержанием. (Курочка Ряба)

11. Непослушная
девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки. (Маша)

12. Наивный герой,
пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки. (Волк)

13. Как звали
девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? (Маша)

14. Героиня сказки,
пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. (Красная Шапочка)

15. Кто из урода
превратился в красавца? (Гадкий утенок)

16. Как звали
невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка)

17. Назовите имя
сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик)

18. Герой сказки,
который в борьбе с сорока бандитами вышел победителем. (Али-Баба)

19. Папа, который
снимал со своего сына стружку. (Папа Карло)

20. Весельчак,
живущий на крыше. (Карлсон)

21. Герой сказки,
имеющий только один недостаток — слишком большие уши. (Чебурашка)

22. Герой сказки, у
которого вместо мозгов была солома. (Страшило)

23. Ветеринар,
посетивший Африку. (Айболит)

24. Чей хвост служил
шнурком для звонка? (Ослика Иа)

25. Что представлял
из себя колпачок Буратино? (Старый полосатый носок)

26. Как называлась
комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса?
(«Девочка с голубыми волосами или тридцать три подзатыльника»)

27. Какое звание имел
хозяин кукольного театра Карабас- Барабас? (Доктор кукольных наук)

28. Какая валюта была
в обиходе у жителей городка, в котором жил Буратино? (Сольдо)

29. Кто эта скупая
старуха, которая припрятала золотой ключик на дне болота? (Черепаха Тортила)

30. Имя блудного
попугая. (Кеша)

31. Маленький
поросенок с воздушным шариком. (Винни Пух)

32. Никому ненужный
житель водных мест, мечтавший о полете. (Водяной)

33. Кто любит ходить
в гости? (Винни Пух)

34. Наполовину
девушка, наполовину рыба. (Русалочка)

35. Самое дружелюбное
привидение. (Каспер)

36. Домашний кот в
тапочках и при бабочке. (Леопольд)

37. Веселый
домовенок. (Кузя)

38. Два кругленьких
следователя. (Колобки)

39. Те, кем измеряли
удава. (Слоненок, попугай, мартышка)

40. На ком катался
львенок? (Черепаха)

В конце выдаём капельки живой воды

Станция
«Крокодилово»

Без слов
объяснить словосочетание/слово:

а) летний пляж; б) прогулка в лесу

В конце выдаём капельки живой воды

Станция
«Русский герой»

В конце выдаём капельки живой воды

1)Угадай
героя русской сказки

2)Узнай
героя России (фото) Гагарин, Жуков, Путин, Илья Муромец,

1.     
В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

2.     
Он командует печи:
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей. (Емеля.)

3.     
Он румяный и душистый,
Круглый, мягкий, золотистый.
Но попался, дурачок,
Он лисе на язычок. (Колобок.)

4.     
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
(Медведь)

5.     
Баба била — не разбила,
Дед ударил — не разбил.
Баба очень загрустила.
Кто же бабе подсобил?
(Мышка)

6.     
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)

7.     
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.(Снегурочка)

8.     
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собакаЖучка

Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)

9.     
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает. (Баба-Яга)

10. 
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел. (Волк)

«Частушкино» Спеть частушку

В конце выдаём капельки живой воды

1.     
Руки с мылом надо
мыть,

Чтоб здоровенькими быть,

Чтоб микробам жизнь не дать,

 Руки в рот не надо брать.

2.     
Всякий раз, когда
едим,

О здоровье думаем.

Мне не нужен жирный крем,

 Лучше я морковку съем

3.     
Физкультурой
занимайся,

Чтоб здоровье сохранять,

И от лени постарайся

Поскорее убежать.

4.     
Ты зарядкой
занимайся,

Если хочешь быть здоров.

Водой холодной обливайся –

Позабудешь докторов.

5.     
Любим спортом
заниматься,

 Бегать, прыгать, кувыркаться.

А зима настанет —

Все на лыжи встанем!

6.   Вот я прыгнул дальше всех,
Ждет меня теперь успех.

Я проснулся — не пойму:

Почему я на полу?

7.   Если вдруг стряслась беда,
Помощь вызови тогда,

01, 02, 03 –быстро номер набери.

8.   Ты бросай бумажки в урну,
Убирайся во дворе,

И тогда Грин Пис, конечно, Орден выпишет тебе

11. 

I. Станция «Удивительные превращения»

В кого превращались:

Князь Гвидон из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (В
комара, муху, шмеля.)

Великан- людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Во льва, мышь.)

Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа «Карлик Нос». (В карлика.)

Одиннадцать братьев- принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»? (В
лебедей.)

Курица Чернушка из повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»? (В человечка.)

Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца.)

Петя Зубов — герой сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»? (В старика.)

Летняя карусель (Игра- путешествие)

Коротышка Листик из сказочной повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»?
(В ослика.)

Айога из нанайской сказки «Айога»? (В гусыню.)

Нильс, герой сказки С. Лагерллф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»?
(В крошечного человечка.)

Пиноккио из повести К. Коллоди «Приключения Пиноккио»? (В осла.)

Гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий Утенок»? (В лебедя.)

Ослы Брыкун, Пегасик и Камлигума из сказочной повести Н. Носова «Незнайка в
Солнечном городе»? (В коротышек.)

Принц из сказочной повести Я. Бонехвы «Академия пана Кляксы»? (В скворца
Матеуша.)

Женя Богорад из повести- сказки Л. Лагина «Старик Хотта-быч»? (В старика.)

Два брата из сказки Е. Шварца «Два клена»? (В клены.)

Карик и Валя из повести Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»? (В
крошечных человечков.)

Таня Заботкина из сказочной повести В. Каверина «Много хороших людей и один
завистник»? (В сороку.)

Лягушонок из сказки братьев 

Гримм «Король- лягушонок»? (В королевича.)

Багдадский калиф Хахид, герой сказки В. Гауфа «Калиф-аист»? (В аиста.)

Жестокий мальчик, упавший со звезды, из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда»? (В
мальчика с лицом как у жабы.)

Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В. Медведева «Ба-ранкин, будь
человеком!»? (В воробьев, бабочек, муравьев.)

                              Станция «Затейник» (игра)1.     
«Автобус, троллейбус, трамвай»

Отряд делится на 2 команды. Команды рассчитываются по порядку номеров и
строятся в затылок друг за другом. Между командами стоят 3 стула. Первый стул –
это автобус, второй стул – это троллейбус, третий стул – это трамвай. Ведущий
начинает игру словами: «Раннее, раннее утро. Люди спешат на работу, на
остановке полно народу. Вот вдали показался третий номер автобуса». Последние
слова ведущий говорит быстро. Оба третьих номера должны занять место на первом
стуле. Тот, кто занял стул первым, приносит своей команде очко. Третьи номера
возвращаются на место, и игра продолжается дальше.


Тем, кто трудится на ней.

1

В
гостях хорошо, 

2

Слезами

3

Слово–не
воробей, 

4

С кем поведёшься, 

5

Век живи

6

Не
откладывай на завтра то, 

7

Что написано
пером, 

8

Как аукнется, 

9

Уговор

10

По одёжке

       
встречают, 

11

Шила в
мешке 

12

Язык мой — 

13

Волков боятся
—  

не утаишь.

А

враг мой.

Ч

в лес не ходить. 

А

а дома лучше 

Т

горю не поможешь 

Е

вылетит — не
поймаешь 

Б

от того
и наберёшься 

Я

век
учись !

Ж

что
можно сделать

сегодня.

Д

не вырубишь
топором. 

Е

так и
откликнется. 

Т

дороже денег

У

а по
уму провожают. 

Д

http://pchelka.68edu.ru/wp-content/uploads/2016/07/1384421257_kaplya__1-212x300.jpghttp://balalaika24.ru/attachments/54/544/664227544aa817eea340f38e1638d519.jpghttp://timer-odessa.net/uploads/2011/04/picturepicture28478_22128.jpghttp://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/events_photo/03bcc0e1c4cee9e93b0d4cb46731deeb.jpghttp://kp.ru/share/i/12/8343452/wr-720.sh-18.jpghttp://leninstatues.ru/sites/default/files/photos/zarechnyy.jpg

Станция

«ПОСЛОВИЦЫНО»

Станция

«Частушкино»

Станция

«Чудесные превращения»

Станция

«Крокодилово»

Станция

«Русские

герои»

Станция

«Загадкино»

Станция

«Затейник»

Станция

«Наборщик»

Станция

«Сказочная»

Маршрутный лист №2

№ станции

Название станции

Место

Кол-во баллов

Подпись ответственного

1

«Пословицыно»

Класс 1 отряда

2

«Загадкино»

Класс 2 отряда

3

«Русские герои»

Фоей

4

«Сказочная»

Скамейка напротив входа в школу

5

«Затейник»

У входа в школу

6

«Наборщик»

Скамейка у волейбольной сетки

7

«Чёрный ящик»

Скамейка у турника

8

«Частушкино»

2 отряд

9

«Крокодилово»

1 отряд

Маршрутный лист  №1

№ станции

Название
станции

Место

Кол-во
баллов

Подпись
ответственного

Подпись
ответственного

1

«Русские герои»

Фоей

2

«Сказочная»

Скамейка напротив входа в школу

3

«Затейник»

У входа в школу

4

«Наборщик»

Скамейка у волейбольной сетки

5

«Чёрный ящик»

Скамейка у турника

6

«Частушкино»

2 отряд

7

«Крокодилово»

1 отряд

8

«Пословицыно»

Класс
1 отряда

9

«Загадкино»

Класс 2 отряда

Урок литературного чтения в 3-Г классе

ТЕМА:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки.Сравнение народной и литературной сказок.
ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина

Задачи:

  • Обучающая: учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять основную мысль, характеризовать героев сказки,учить видеть прекрасное ;отличать доброе от злого соотносить текст сказки с иллюстрациями, учить анализировать поступки героев;

  • Развивающая:развивать речь, мыслительные операции, память.

  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к произведениям искусства,

прививать любовь к чтению

Оборудование:

  • презентация « Пушкин и его сказки »;

  • экран, проектор, компьютер;

  • выставка книг Пушкина (у доски);

  • «Сказка о царе Салтане…»

Тип урока: комбинированый

ХОД УРОКА

1 Организационный момент

— Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют гостей)

Давайте проверим готовность к уроку

Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

ІІ .Мотивация учебной деятельности

Беседа – рассказ.

— Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть сказках. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Ребята, какие бывают сказки ? (народные, авторские.)

Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.

— Кого вы видите на этом портрете?(А.С. Пушкин) 1 слайд

— Каков он?

— Подберите слова на каждую букву фамилии, которые характеризуют как личность А.С.Пушкина. 2 слайд

П – поэт, прекрасный

У – умный, учёный

Ш– шикарный

К – красивый. классный

И – интересный, интеллектуальный

Н – необычный, необыкновенный

— И кажется, что Пушкин от рождения был таким, каким вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Но было время, когда он так не выглядел. время, когда он не писал, носился по дому, шалил, бил посуду, а Надежда Осиповна(его мама) , случалось в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барышню. Это могла сделать только Арина Радионовна.3 слайд Кто это Она прижимала мальчика к себе, произнося:

— Ничего, нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя знакомо любому школьнику, не была обучена грамоте. Её руки были привычны к веретену, а не к перу. Но оказалась она талантливым человеком: хорошо пела и славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество.

И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. А написал он их семь.

Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказания. Но здесь и не прощают содеянное.

Ложь и правда, добро и зло – эти чувства не существуют друг без друга.

4 слайд музыка

5 слайд

ІІІ. Сообщение темы урока

— Сегодня у нас необычный урок , мы отправимся в царство сказок А.С.Пушкина. Я прошу всех закрыть глазки и открыть их тогда, когда закончится музыка, когда мы попадём в сказку

В сказке может всё случиться –

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!».

(музыкальное сопровождение)

Урок мы посвящаем творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

мы отправимся в путешествие по сказочной стране, придуманной поэтом. А название этой сказочной страны вы должны отгадать (запись на доске). 5 слайд

(КОРЬЕЛУМО)

6 слайд

У лукоморья дуб зелёный.

златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

— Мы познакомимся со сказкой , у которой самое длинное название. Но чтобы узнать, что это за сказка. Нам необходимо подобрать ключи. Потому что тайна за семью замками.

— Сколько нам нужно подобрать ключей? (семь).

А помогут нам герои сказок А.С.Пушкина (на каждый правильный ответ открывается часть названия). 7 слайд

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

1 ключ

« Рассыпалась» пословица

Работаем в парах .Ваша задача быстро собрать, прочитать и объяснить смысл пословицы. Задание узнать к концу урока какому герою сказки относятся эти пословицы

Кто добро творит, тому зло не вредит 9 слайд

(Путём зла не доходят до добра) 10слайд

Отгадайте загадки, тогда получите второй ключ.

2 ключ

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Жил — был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой — какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда. 11 слайд

3 ключ

— А теперь я вас приглашаю в другую, очень известную вам сказку.

«Сказка о золотом петушке»

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири – ку – ку:

Царствуй лёжа на боку!» щелч

Отгадайте загадки. Тогда получите следующий ключ.

4 ключ

Приглашаю вас и в другую сказку.

Но царевна молодая.

Тихомолком расцвела.

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица. Черноброва,

Нраву кроткого такого…

— Кто угадал эту сказку? (« Сказка о мёртвой царевне…») щелч.

5 ключ

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу

●Сколько раз ходил старик к золотой рыбке? (3 раза)щелч.

6 ключ

Узнайте сказку по следующим словам:

Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.(«Сказка о рыбаке и рыбке.»)

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Путь-дорога, терем, прялка, богатыри, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне»)

Рать, воеводы, царь, мудрец,шатёр, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке»).

7 ключ 12 слайд 13, 14, 15 Внимание на экран

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,

IV. Восприятие и осознание нового материала.

1.- Итак, мы нашли все ключи.

У какой же сказки Пушкина самое длинное название? Давайте его прочитаем. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»16 слайд

V Физкультминутка

Море, берег, волна – раз,

Небо, звёзды, луна – два,

Солнце, луг, цвета – три,

На месте, сказочная фигура , замри!

Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).

Докажите.

Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий.

Что высмеивается? (Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).

В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

Стихи о сказках.

Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала

Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала

И взрослым, и ребятам – всем близки!

Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять

Анализ сказки

«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 185 лет. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колено ноги в золоте».. Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки .

VІ . Первичное восприятие сказки.

Мы с вами знакомились во 2 классе с отрывко этой сказки. Давайте вспомним, а как начинается наша сказка. Сейчас ребята нам продекламируют.

Словарная работа 17 слайд
чародей – колдун, волшебник.

Горькая – здесь: несчастная.

Снурок – шнурок.

Зыбь – легкая рябь на водной поверхности.

Клев – здесь: клюв.

Град – город.

Брег – берег

Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.

Гимнастика для языка

  • Что просит доктор, когда сморит горло

  • Подуйте на одуванчик

  • Задуйте свечу

  • Как рычит собака

  • Как цокает лошадка

1.Чтение учителем. открыли свои учебники на стр. 92

2.Чтение подготовленными учениками

3.Чтение «Буксиром»

4.Работа с текстом после чтения.

Беседа посодержанию

  • Кто из вас помнит, как начинается сказка? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

  • Что пообещала сделать третья девица, если она станет царицей?

  • Кто оклеветал царицу перед царем Салтаном?

  • Что решились сделать завистливые люди?

  • Как освободились из бочки царица с царевичем?

  • Что увидел царевич на море?

  • Кто напал на лебедь?

  • Что сделал царевич?

  • Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

Гимнастика для глаз включить слайд

Будьте внимательны посчитайте сколько и каких предметов вы увидите? 20

Чего больше?

Солнце это звезда или планета?

VІІ. Закрепление и осмысление знаний

1.Выборочное чтение по вопросам .

– Как вела себя в бочке царица? А как – её сын? Прочитайте.

— Найдите в тексте слова, в которых царевич обращается к волне с просьбой выплеснуть их на берег. Прочитайте эти слова.

-Кто достал их из бочки?

— С чем пошёл царевич на край долины искать дичь? Прочитайте.

— Что он услышал возле моря? От кого исходил этот стон? Подтвердите словами из текста

. — Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

— О чём мечтали девицы?

— Посмотрите на иллюстрацию к сказке.Слайд 19

На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм

(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).

— Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?

Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица. Слайд 20

Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба — это работа искусного мастера.

— Кем стали девицы, когда попали во дворец?

— Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан?

Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 21

— Что защитит его во время боя?

— Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

— Почему так поступили её сестрицы?

Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын. Слайд 22

Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть эпизоды, который может встречаться только в сказке.

— Какая это сказка? Народная или литературная? Почему?

— Элементы каких видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?

(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре — герои бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым юношей — это характерно для волшебных сказок.)

VІІІ.Обобщение и систематизация знаний

Учитель: — Чем окончилась сказка?

Дети: — «Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

Учитель:

— А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?

Дети: — Нехорошо врать, клеветать.

Учитель:

— Да. Это и есть главная мысль сказки

Давайте вспомним наши пословиц к кому из героев пренадлежит пословица Кто добро творит, тому зло не вредит

(Путём зла не доходят до добра)

Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.

ІХ. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок.

С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке?

Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

А закончить наш урок я хочу стихами

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Оценивание

Х. Домашнее задание

Нарисуйте своего героя и подберите соответствующий отрывок из сказки

Чтение в лицах (автор, лебедь, царевна).

(резерв времени)

— Отыщите в тексте четверостишье, оканчивающееся такими словами: …захочешь, … спасена …спаситель

…точишь, …она …избавитель,

…земли, …вынет? …меня,

…корабли. …покинет? …дня.

Словесное рисование.

— Какой отрывок понравился больше всего?

— Какую картину вы бы нарисовали к этому отрывку?

— Назовите героев сказки.

— Кого вы считаете положительными героями, отрицательными?

Поиграем в игру «Верю, не верю»

Отвечая на мои вопросы, вы должны сказать «верю», если вы мне верите, а если не верите «не верю»

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)

Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)

Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)

Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

Самоанализ урока литературного чтения.

Класс: 3 –Г В классе 20 учащихся

ТЕМА:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки.Сравнение народной и литературной сказок

Тип урока: комбинированый

ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию,

является четвёртым в изучении нового раздела «Произведения А.С.Пушкина».

Цели и задачи, реализуемые в уроке:

Цели:

  • Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учить проникать в глубину содержания произведения

  • Работать над развитием выразительной, грамотной речи

  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус

Задачи урока:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

Выявить, насколько они знакомы со сказками русского поэта.

  • Формирование у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его.

  • развивать артистические способности.

  • Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых. На уроке

использовались различные виды чтения (ознакомительное, углубленное,

поисковое)

Урок направлен на выработку умений и навыков анализировать

произведение на языковом, идейном уровнях, выработку умений работать с поэмой. Время было распределено рационально на все этапы. Все этапы урока были логически связаны и плавно вытекали один из другого.

Музыкальное оформление в начале урока позволило детям снять

напряжение и включиться в работу. В течение урока старалась активно

включать в работу всех ребят. На протяжении всего урока велась работа над развитием речи учащихся, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали своё отношение к прочитанному, не боялись дать неправильный ответ.

Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт

реализации личностно-ориентированного обучения, подобранных заданий и частой сменой деятельности. На уроке были использованы следующие методы: словесные (беседа, рассказ интерактивные (инсценирование) . ) и наглядные (слайды презентации), Считаю, что на данном уроке презентация была уместна, так как являлась органичным дополнением к уроку. На уроке использовалась фронтальная форма работы и работа в парах. Дифференцированный подход осуществлялся в процессе чтения текста детьми. Темп урока соответствовал возрастным особенностям учащихся, проведение физминуток способствовало снятию усталости.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся, ошибки допущенные некоторыми детьми связаны с не внимательностью

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465970-a-s-pushkin-skazka-o-care-saltane-o-syne-ego-

Серая шейка

1902 137

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст… Сколько бедных птиц дорогой выбьется из сил, сколько погибнет от разных случайностей, – вообще, было о чем серьезно подумать.

1030

Серьезная, большая птица – лебеди, гуси и утки собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички – кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уж собирались стайками и переносились с одного берега на другой, по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа…
Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.

– И куда эта мелочь торопится! – ворчал старый Селезень, не любивший себя беспокоить. – В свое время все улетим… Не понимаю, о чем тут беспокоиться.

– Ты всегда был лентяем, поэтому тебе и неприятно смотреть на чужие хлопоты, – объяснила его жена, старая Утка.

– Я был лентяем? Ты просто несправедлива ко мне, и больше ничего. Может быть, я побольше всех забочусь, а только не показываю вида. Толку от этого немного, если буду бегать с утра до ночи по берегу, кричать, мешать другим, надоедать всем.

Утка вообще была не совсем довольна своим супругом, а теперь окончательно рассердилась:

– Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, – любо на них посмотреть. Живут душа в душу… Небось лебедь или гусь не бросит своего гнезда и всегда – впереди выводка. Да, да… А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то на тебя даже противно!

– Не ворчи, старуха. Ведь я ничего не говорю, что у тебя такой неприятный характер. У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь – глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще мое правило – не вмешиваться в чужие дела. Зачем? Пусть всякий живет по-своему.

Селезень любил серьезные рассуждения, причем оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех. Утка давно к этому привыкла, а сейчас волновалась по совершенно особенному случаю.

– Какой ты отец? – накинулась она на мужа. – Отцы заботятся о детях, а тебе – хоть трава не расти.

– Ты это о Серой Шейке говоришь? Что же я могу поделать, если она не может летать? Я не виноват…

Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным.

1031

– Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую. Шейку одну, – повторяла утка со слезами. – Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе…

– Те здоровы, обойдутся и без меня.

Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, – жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи просто. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, – ведь все равно она должна погибнуть зимою.

Старая Утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедная Серая Шейка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.

– Ведь вы весной вернетесь? – спрашивала Серая Шейка У матери.

– Да, да, вернемся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.

Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.

– Как-нибудь, милая, перебьешься, – успокаивала старая Утка. – Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не замерзает, – совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, всё равно нам не перенести тебя туда!

– Я буду всё время думать о вас… – повторяла бедная Серая Шейка. – Всё буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам… Всё равно и будет, точно и я с вами вместе.

Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки. Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.

А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, от инея пожелтели березки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и самая река казалась больше, потому что берега оголились, – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь.

Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетной птицы…

Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали промерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всего огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой. У нее в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

«Как им, должно быть, хорошо!» – думала Серая Шейка.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом – всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости…

Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла всё.

– Нужно отправляться… пора! – говорили старики вожаки. – Что нам здесь ждать?

А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков.

Старая Утка не спала всю ночь – это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.

– Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, – советовала она. – Там вода не замерзнет целую зиму…

Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая…

1032

Да все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания. У старой Утки всё сердце изболелось за бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком.

– Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.

1033

Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.

«Неужели я совсем одна? – думала Серая Шейка, заливаясь слезами. – Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса меня съела…»

Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое – и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.

«Неужели вся река замерзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом.

Скучно ей было одной, и она всё думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы.

Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выкатил Заяц.

1034

– Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла… И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели…

– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была еще совсем маленькой…

– Уж эта мне Лиса. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается… Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…

Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.

Так и случилось. Была тихая-тихая, звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал всё своим трепетным, искрившимся светом. Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен.

Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло.

– А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. – Давненько не видались… Поздравляю с зимой.

– Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, – ответила Серая Шейка.

– Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать. А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока – до свиданья!

Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:

– Берегись, Серая Шейка: она опять придет.

Да, чудно хорошо было кругом! А бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота – не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться. Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:

– Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду… Я не спесива…

1035

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:

– Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам…

Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла лп полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней:

– Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем… Выходи лучше сама.

Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:

– Ах, какая бессовестная эта Лиса. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…

По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замерзла бы совсем, но случилось иначе. Заяц всё видел своими собственными косыми глазами.

Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, доколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки весело.

– Братцы, берегись! – крикнул кто-то.

1036

«Эх, теплая старухе шуба будет!» – соображал он, выбирая самого крупного зайца.
Он даже прицелился из ружья, но зайцы его заметили и кинулись в лес как сумасшедшие.

– Ах, лукавцы! – рассердился старичок. – Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мерзнуть же ей… А вы Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет… А старуха Акинтичу вон как наказывала: «Ты смотри, старик, без шубы не приходи!» А вы – бегать…
Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Старичок порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.

– Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба! – думал он вслух.– Ну, вот отдохну и пойду искать другую.

Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, – Лиса по реке ползет, – так и ползет, точно кошка.

1037

– Ге, ге, вот так штука! – обрадовался старичок. – К старухиной-то шубе воротник сам ползет… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить.

Лиса действительно подползла к самой полынье, в которой плавала Серая Шейка, и улеглась на льду. Стариковские глаза видели плохо и из-за Лисы не замечали утки.

Старичок долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец грянул выстрел. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду,– и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, только руками развел: воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.

1038

– Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками. – В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась… Ну и хитёр зверь!

– Дедушка, Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.

– Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе… Что же я теперь буду делать, а? Ну, и грех вышел… А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено…

– Ах, глупая, глупая. Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест… Да…
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:

– А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются… А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая…

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.

«А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное – внучки вот как обрадуются…»

Зайцы всё это видели и весело смеялись. Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет.

Источник

Мультфильмы – это не только для детей. Мы выросли на сказках о принцессах, а пересматривать «Короля Льва» и «Зверополис» можем до сих пор. Что смотреть? Собрали полный гид по проектам Disney (мультфильмам, сериалам и фильмам), которые стоят твоего времени и внимания.


Принцессы


«Белоснежка и семь гномов» (1937)

Первый полнометражный мультфильм Уолта Диснея – экранизация знаменитой немецкой сказки братьев Гримм о девушке, жившей в замке со злой мачехой, которая больше всего ценила свою красоту, а узнав о том, что статус «самой прекрасной» забрала Белоснежка, приказала ее убить.


«Золушка» (1950), «Золушка: Мечты сбываются» (2002) и «Золушка: Злые чары» (2007)

Целая трилогия от Disney о бедной девушке, грезившей о королевском бале. Исполнят ее мечту добрая фея и маленькие помощники! Продолжения волшебной истории рассказывают о жизни Золушки во дворце и кознях ее бывшей мачехи. 


«Спящая красавица» (1958)

Колдунья накладывает проклятие на принцессу и настоящую красавицу, из-за которого она засыпает вечным сном. Нарушить его может только поцелуй истинной любви.


«Русалочка» (1989), «Русалочка: Возвращение в море» (2000) и «Русалочка: Начало истории Ариэль» (2008)

История о дочери царя подводного мира, которая влюбляется в человека и ради него готова пойти на все. Даже на сделку с колдуньей! Продолжения мультфильма рассказывают о приключениях дочери Ариэль и о жизни Русалочки до появления принца.


«Красавица и чудовище» (1991)

Первый мультфильм, получивший «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм». История об ужасном с виду Чудовище, живущем в заколдованном замке, и обычной девушке, которая смогла полюбить его таким.


«Аладдин» (1992), «Возвращение Джафара» (1994) и «Аладдин и Король разбойников» (1996)

Уличный воришка оказывается самым достойным и спасает принцессу от злого колдуна. Не без помощи всемогущего Джинна, конечно.


«Покахонтас» (1995) и «Покахонтас: Путешествие в Новый Свет» (1998)

Красивая история, заслужившая два «Оскара». Капитан корабля отправляется в Новый Свет, где живут индейцы, на поиски богатства, а находит там любовь.


«Мулан» (1998) и «Мулан II» (2004)

Мультипликационная версия китайской легенды о храброй девушке, отправившейся на войну вместо отца и спасшей Китай. А заодно – нашедшей свою любовь!


«Принцесса и лягушка» (2009)

Красивый мультфильм об обычной официантке и беззаботном принце, которых свели вместе магические чары. Много магии и поющий аллигатор!


«Рапунцель: Запутанная история» (2010) и «Рапунцель: Счастлива навсегда» (2012)

Девушка с 21 метром волшебных волос втайне от злой мачехи отправляется в путешествие в поисках заветной мечты в компании обаятельного вора. В продолжении – короткометражном мультфильме – проблемы появляются еще и на свадьбе принцессы!


«Холодное сердце» (2013) и «Холодное сердце II» (2019)

Мюзикл о настоящей любви, способной растопить даже самый крепкий и волшебный лед. В центре сюжета – две сестры, одна из которых с детства вынуждена прятаться от мира. Ну а мы в восторге от Олафа!


«Моана» (2016)

Дочь вождя и упрямый полубог спасают от гибели природу. Две номинации на «Оскар»!


Мультфильмы


«Дамбо» (1941)

Добрый мультфильм об ушастом слоненке, научившемся летать.


«Бемби» (1942) и «Бемби II» (2006)

Семейная драма об очаровательном олененке, его друзьях и опасностях внешнего мира.


«Алиса в Стране Чудес» (1951)

История об одной любопытной девочке, провалившейся в кроличью нору и столкнувшейся с настоящим волшебством.


«Питер Пэн» (1952) и «Питер Пэн: Возвращение в Нетландию» (2002)

Номинация на гран-при Каннского кинофестиваля! История об удивительном мальчике, который умеет летать, отказывается взрослеть и однажды попадает в реальный мир.


«Леди и Бродяга» (1955) и «Леди и бродяга: Приключения Шалуна» (2001)

Красивая история любви обычного дворняги и породистой комнатной неженки, которая решается на побег из дома.


«101 далматинец» (1961) и «101 далматинец: Приключения Патча в Лондоне»

Пара далматинцев покидает уютный дом, чтобы спасти щенят, похищенных злобной фурией Стервеллой Де Вилль. Классика!


«Меч в камне» (1963)

Последний мультфильм, снятый при жизни Уолта Диснея. 11-летний мальчик прислуживает в замке и даже не подозревает, что именно ему предначертано в будущем стать великим королем.


«Книга джунглей» (1967) и «Книга джунглей II» (2003)

Семейный мультфильм о Маугли, воспитанном волками. Продолжение рассказывает о попытках мальчика начать новую жизнь в настоящей семье и о не отпускающем его мире джунглей.


«Коты-аристократы» (1970)

Семейная история о кошачьих приключениях. Мяу!


«Робин Гуд» (1973)

Отважный лис, старающийся на пользу народа, против жадного принца – льва.


«Приключения Винни Пуха» (1977)

Для очаровательного Винни Пуха главное приключение – это поиски меда. А его верные друзья всегда помогут! Нестареющая классика по мотивам сказки Алана Милна.


«Тарзан» (1999)

Очень милая история о юноше с добрым сердцем, выросшем в джунглях среди обезьян и встретившем настоящих людей.


«Лис и пес» (1981) и «Лис и пес II» (2006)

Экранизация книги Дэниэла П. Мэнникса. Это история про лисенка и щенка, которые дружили в детстве, но во «взрослой» жизни вынуждены играть по другим правилам.


«Черный котел» (1985)

Главный герой – свинопас, мечтающий стать великим воином и защитником города, которому противостоит злой и могущественный Рогатый король.


«Утиные истории: Заветная лампа» (1990)

Скрудж Макдак со своими друзьями отправляется на поиски разбойничьих сокровищ. Полнометражный мультфильм по мотивам сериала.


«Кошмар перед Рождеством» (1993)

Фантастический мюзикл по сценарию Тима Бертона о короле ужасов, похитившем Санту, чтобы занять его место.


«Король Лев» (1994), «Король Лев: Гордость Симбы» (1998) и «Король Лев: Акуна Матата» (2004)

Легендарный мультфильм о маленьком Симбе, бросающем вызов дяде, из-за которого погиб его отец. До сих пор плачем над сценой смерти, а еще обожаем Тимона и Пумбу (им, кстати, отдельно посвящена третья часть мультфильма, а вторая рассказывает о наследнике Симбы)!


«Горбун из Нотр-Дама» (1996) и «Горбун из Нотр-Дама II» (2002)

История одинокого Квазимодо и его неразделенной любви к роскошной цыганке.


«Геркулес» (1997)

Сын Зевса растет в мире простых смертных, куда его сослал властитель загробного мира Аид. Все меняется, когда Геркулес узнает о своем происхождении.


«Похождения императора» (2000) и «Похождения императора: Приключения Кронка» (2005)

К-у-с-к-о, Куско, Куско, вперед! История о ленивом императоре и злодейке Изме, без конца строящей ему козни. Вторая часть рассказывает, кстати, о ее помощнике.


«Атлантида: Затерянный мир» (2001) и «Атлантида: Возвращение Майло» (2003)

Фантастические приключения команды во главе с ученым, отправившейся на поиски легендарного затерянного острова.


«Лило и Стич» (2002), «Новые приключения Стича» (2003) и «Лило и Стич: Большая проблема Стича» (2005)

Одинокая Лило знакомится с монстром, который благодаря девочке становится милым зверем. Номинация на «Оскар».


«Планета сокровищ» (2002)

История, номинированная на «Оскар», о 16-летнем парне, отправившемся на поиски таинственной планеты сокровищ в компании космических пиратов.


«Братец медвежонок» (2003) и «Братец медвежонок: Лоси в бегах» (2006)

Мультфильм о герое, который стал человеком, превратившись в медведя. Номинация на «Оскар»!


«Не бей копытом» (2004)

Мультипликационный вестерн! Три коровы с друзьями спасают родную ферму от банкротства.


«Цыпленок Цыпа» (2005)

Цыпленок должен вернуть доверие и спасти мир от пришельцев. Озорной и остроумный мультфильм о серьезных вещах.


«В гости к Робинсонам» (2007)

Тяга к новым изобретениям мешает сироте найти семью, но помогает увидеть будущее.


«Феи» (2008)

Целая волшебная серия мультфильмов об обитательницах Долины Фей, где у каждой есть своя сила и своя важная работа – заботиться о природе и помогать временам года сменять друг друга. В центре сюжета – история Динь-Динь!


«Вольт» (2008)

Дружба маленькой актрисы и ее преданного пса, уверенного, что реальная жизнь идет по законам кино. Обожаем бешеного хомяка отсюда!


«Звездные войны: Войны клонов» (2008)

Энакин Скайуокер, Оби-Ван Кеноби и другие джедаи против темной стороны. Полнометражный пролог к мультсериалу.


«Рождественская история» (2009)

Анимированный Джим Керри в мультфильме Роберта Земекиса о ворчливом дедуле, которому призраки помогают увидеть свою жизнь со стороны.


«Ральф» (2012) и «Ральф против Интернета» (2018)

История о герое восьмибитной аркады и его подружке – гонщице с глюками. Продолжение рассказывает об их путешествии в непредсказуемый мир Интернета!


«Самолеты» (2013) и «Самолеты: Огонь и вода» (2014)

Самолет, работающий сельскохозяйственным распылителем, мечтает о победе в небесных гонках, но боится высоты. Продолжение рассказывает о новых проблемах, с которыми придется столкнуться отчаянному «гонщику».


«Город героев» (2014)

Трогательная фантастическая история, получившая «Оскар», о роботах, семье и настоящей дружбе.


«Холодное торжество» (2015) и «Олаф и Холодное приключение» (2017)

Короткометражные мультфильмы с любимыми героями «Холодного сердца».


«Зверополис» (2016)

Очень классный мультфильм о смелой крольчихе, мечтающей построить полицейскую карьеру, даже если в нее никто не верит. В большом и шумном городе ей предстоит раскрыть серьезный заговор в компании с хитрым лисом!


Сериалы


«Утиные истории» (1987 – 1990)

Приключения самого богатого селезня в мире Скруджа Макдака и его веселых маленьких родственников. До сих пор пытаемся расшифровать их кряканье.


«Чип и Дейл спешат на помощь» (1988 – 1990)

Два очаровательных бурундука спасают друзей от пиратов, ищут похищенный самолет и останавливают зло в компании с Гаечкой, Рокфором и Вжиком.


«Черный Плащ» (1991 – 1992)

Приключения загадочного супергероя, который ведет борьбу со злодеями, представляющими смертельную угрозу для города.


«Русалочка» (1992 – 1994)

Три сезона о приключениях Русалочки, которая живет в глубине океана и мечтает иметь два хвоста, чтобы танцевать, как люди.


«Аладдин» (1994 – 1995)

Добрый мультсериал о приключениях Аладдина, Жасмин, попугая Яго и мартышки Абу. И какие же арабские сказки без волшебства!


«Ким Пять-с-плюсом» (2002 – 2007)

15-летняя девочка работает секретным агентом и притворяется обычной школьницей. А еще не замечает, что в нее влюблен лучший друг.


«Лило и Стич» (2003 – 2006)

Живущая на Гавайях маленькая девочка встречает очаровательную, но несколько странную собачку, оказывающуюся результатом инопланетного генетического эксперимента. Охана – значит семья!


«Новая школа императора» (2006 – 2008)

Император Куско продолжает свое шоу, но на этот раз место действия – школа. Все-таки для того, чтобы управлять государством, нужны знания!


«Сорвиголова Кик Бутовски» (2010 – 2012)

Очень необычный ребенок, который только и делает, что борется с обыденностью. Он мечтает стать самым отчаянным каскадером в мире, а его затеи не дают спокойно жить семье, друзьям и соседям.


«Микки Маус» (2013 – 2019)

Классика Disney с черно-белым мышонком о его приключениях.


«София Прекрасная» (2012 – 2018)

Музыкальная сказка о новой принцессе, которая меняет порядки в волшебном королевстве. Правда, нравится это не всем.


«Звездная принцесса и силы зла» (2015 – 2019)

В доме тихого парня внезапно появляется гиперактивная принцесса из волшебного измерения. Неприятностей не избежать!


«Елена – принцесса Авалора» (2016 – 2020)

История юной наследницы трона, на королевство которой в день ее 15-летия нападает злая колдунья – она заточает принцессу в магический амулет, из которого та освободится только через десятки лет.


«Рапунцель: Новая история» (2017 – 2020)

Любовь найдена, враги повержены, но Рапунцель всегда найдет приключения на свою волшебную голову.


«Город героев: Новая история» (2017 – 2021)

Новые приключения юного изобретателя Хиро Хамада, робота Бэймакса и их верных друзей, защищающих родной город.


«Дом совы» (2020)

Мультипликационный сериал о приключениях маленькой чудачки Луc, которая вместо летнего лагеря очутилась в иной реальности.


Фильмы


«101 далматинец» (1996)

Гленн Клоуз в роли коварной Круэллы Де Виль, решившей похитить далматинцев ради коллекции меховых изделий.


«Алиса в Стране чудес» (2010) и «Алиса в Зазеркалье» (2016)

Тим Бертон переносит на экран необычный мир Льюса Кэрролла с Чеширским Котом, сумасшедшим Шляпником и другими героями, а в продолжении главной героине предстоят путешествия по Океану Времени. В главных ролях: Джонни Депп, Миа Васиковска, Хелена Бонем Картер и Энн Хэтэуэй.


«Малефисента» (2014) и «Малефисента: Владычица тьмы» (2019)

Анджелина Джоли и Эль Фаннинг в переосмысленной истории о спящей красавице со стороны той самой злодейки. Во второй части будет свадьба!


«Золушка» (2015)

Лили Джеймс, Кейт Бланшетт, Ричард Мэдден и Хелена Бонем Картер в современной экранизации волшебной истории о хрустальной туфельке и настоящей любви.


«Книга джунглей» (2016)

Масштабная экранизации истории Маугли о его приключениях с пантерой, медведем, питоном и другими обитателями джунглей.


«Красавица и чудовище» (2017)

Эмма Уотсон в роли скромной красавицы, влюбившейся в заколдованное Чудовище и разбившей древние злые чары.


«Дамбо» (2019)

Фильм Тима Бертона про ушастого летающего слоненка. Киноадаптация одноименного мультфильма 1941-го.


«Аладдин» (2019)

Волшебная сказка от Гая Ричи с Уиллом Смитом в роли нашего любимого Джинни.


«Король Лев» (2019)

Реалистичные животные и сказочность сюжета – ремейк знаменитого мультфильма. Снова плакать…


«Леди и Бродяга» (2019)

Мультфильм о неравной любви двух собак, перенесенный в реальную жизнь.


«Мулан» (2020)

Переосмысленная история о девушке, надевшей мужские доспехи и спасшей страну. Как нам тут не хватает Мушу!


«Круэлла» (2021)

Эмма Стоун в роли одаренной мошенницы, решившей сделать себе имя в мире моды в Лондоне 70-х. Приквел «101 далматинца»!

  • Сказка про жабу и розу читать
  • Сказка про емелю картинки
  • Сказка про елену прекрасную читать
  • Сказка про ежика читать на ночь
  • Сказка про ежика который не хотел спать