Сказка про зайца листопадничка

Учитель: сердюкова а.в.методист: панова о.л.тема урока: о братьях наших меньших. и.с. соколов микитов листопадничек тип урока: урок открытия нового

Учитель:
Сердюкова
А.В.

Методист:
Панова
О.Л.

Тема урока: О братьях
наших меньших.  И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек» 

             
Тип урока:   Урок открытия нового знания.

Цель: создание
условий для знакомства с произведением И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек»

-способствовать
знакомству с произведением И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек» 

— содействовать воспитанию взаимовыручки.

Словарная работа: долговязый,
хатка, озяб, запрудили, робеть, кладовая.

Оборудование: Литературное
чтение 3 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть  Автор: Л.Ф. Климанова, В.Г.
Горецкий  Просвещение, 2016 г., карточки для словарной работы, скороговорка,
чистоговорка, маленькие рисунки зайчиков (для каждого ученика), «ромашка» с
вопросами, портрет автора.

Формы работы
на уроке:
фронтальная,
индивидуальная работа.

Этап
урока, формы, методы, приемы работы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Мотивация
на учебную деятельность.

Чтение
мотивационного стихотворения

Здравствуйте,
ребята!

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.


Повернитесь друг к другу, прикоснитесь
ладошками к ладошкам друга, улыбнитесь друг другу. И с хорошим настроением
начнем наш урок.

Проверяют
наличие школьных принадлежностей.

Слушают
сообщение учителя, касаются ладошками друг друга, улыбаются друг другу.

Регулятивные:


Создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство
деятельности на уроке;

Личностные:

-развитие
мотивов учебной деятельности;

Коммуникативные:

-давать
ответ на конкретные вопросы;

— уметь
слушать собеседника;

— уметь
различать вопрос и сообщение.

Актуализация
знаний

Речевая
разминка

Чтение
скороговорки

А начнем
мы его, как обычно с речевой разминки.

1) -Сначала
прочитайте чистоговорку про себя.

-Прочитаем
хором медленно.

-Прочитаем
хором быстрее.

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол –он морковочку нашел,

Су-су-су – и увидел вдруг лису.

Ча-ча-ча – заяц дал наш стрекача.

— Про
кого эта чистоговорка?

2)
–Прочитайте скороговорку:

Завтрак завершён внезапно –

Заяц съел весь завтрак залпом.

-Прочитаем ее хором медленно

— Прочитаем хором быстрее.

-Прочитаем еще быстрее.

-Кто хочет прочитать скороговорку один?

Прочитывают
про себя.

Прочитывают
вслух.

Про зайца

Читают
хором медленно

Читают
хором быстрее

Читают
хором быстро

Читают
по одному.

Познавательные:

-ориентироваться
в задании;

Регулятивные:

-уметь
использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения
результата.

Личностные:

принимать
режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать
ответ на конкретные вопросы;

Целеполагание,
постановка проблемы

Беседа

Сообщение

-Давайте
вспомним, про кого читали скороговорку, чистоговорку. Кто догадался, про кого
будем читать сегодня на уроке?

-Правильно. 
Сегодня будем читать произведение про зайца, который написал И. Соколов –
Микитов. Про него вы готовили сообщения дома. Давайте их послушаем.

https://sun9-4.userapi.com/impg/chFahuUi3rmOkdW6loOXYuSO3ls_KklzBd7yQQ/lbTSD3M8p4w.jpg?size=604x453&quality=96&sign=a248f0af87352173f6b2d5adfc6dd046&type=album

-Писатель
прожил долгую жизнь. Он много путешествовал. Все его произведения 
дышат теплом любви к
родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям


Ребята, рассказ, который будем читать сегодня, называется «Листопадничек».
Как вы думаете, о ком будет это произведение?

Подумайте,
какая будет цель урока?

-Правильно.

Про зайца

Выступают
с заранее подготовленными сообщениями про писателя.

(1. Соколов-Микитов
родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской
семье, среди просторов Смоленщины.

2. Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на
медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на
зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера
писателя книги – очень правдивые.

3. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих
сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С детьми в
деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они
учились писать друг у друга.

Рассказ
о зайце.

Высказывают
предположение, например, узнать что-то новое про зайцев, учиться находить
информацию в тексте и
др.                                                      

Познавательные:

-высказывать
предположения;

Регулятивные:

-выделять
учебную задачу;

-принимать
условия выполнения учебной задачи;

Личностные:

принимать
режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-уметь
демонстрировать свою точку зрения;

Поиск
путей решения проблемы

Беседа и
работа по учебнику

Послушайте
стихотворение и попробуйте определить о какой семье идет речь.

У нас в
семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой 
Три листопадничка лежат
.


Ребята, догадались теперь, почему зайцев называют листопадничками?

-Предположите,
что мы можем узнать про зайца из этого произведения?

-Откройте
учебник на стр. 60. Давайте еще раз прочитаем кто автор этого произведения?

О семье
зайцев

Потому
что они родились осенью, когда с деревьев падают листья

Высказывают
предположения

И.
Соколов — Микитов

Познавательные:

-ориентироваться
в задании;

Регулятивные:

-принимать
условия выполнения учебной задачи;

Личностные:

принимать
режим учебного занятия;

Коммуникативные:

уметь
слушать собеседника;

-давать
ответ на конкретные вопросы;

Решение
проблемы
Работа по учебнику

1)Первичное
восприятие

2)
Словарная работа

-Ребята,
прочитаем этот рассказ по частям. Первую часть нам прочитает … .

— Что
нового вы узнали из этой части об обитателях леса?

— Как
можно озаглавить эту часть?

Вторую
часть прочитаем «цепочкой» по одному предложению. После прочтения
постарайтесь назвать, какие признаки осени вам встретились в тексте?

— Как
можно озаглавить эту часть?

— Третью
часть прочитаем по ролям (автор, Листопадничек, бобр)

— Можем
ли мы из этой части узнать какие были бобры по характеру?

— Как
можно озаглавить эту часть?


Следующую часть читаем по очереди, но очередь определите в процессе чтения
(назывное чтение)


Попробуйте кратко составить описание хатки бобра

— Как
можно озаглавить эту часть текста?


Следующую часть прочитайте про себя. По ходу чтения придумайте вопросы,
которые бы начинались со слов:
«Где?», «Кого?», «Кто?», «Что?», «Почему?»

— Как
можно озаглавить эту часть текста?


Прочитаем заключительную часть способом  «жужжащее» чтение. Читаем
одновременно вполголоса, каждый в своем темпе.

— Как можно озаглавить эту часть?

Читает
обучающийся

Журавлята
учатся летать, осенью рождаются зайчата и т.д.

Рождение
листопадничков

Читают
«цепочкой».

Опадают
листья, птицы готовятся к отлету, медведи и ежи засыпают, змеи прячутся в
норы, родились зайчата.

Подготовка
к зиме

Читают
по ролям

Можем. Они
гостеприимные, трудолюбивые, заботливые, добрые

Гостеприимные
бобры

Читают
по очереди. Очередность определяет читающий.

В хатке
два этажа, крыша из палок смазанные илом. Кроватки из сена.

Хатка
бобра

Читают
про себя.

Примерные
вопросы

Где
остался зимовать Листопадничек?

Кого
испугался зайчик?

Кто
часто подходил к хатке бобра?

Что
держал в зубах незнакомый зверь?

Почему
Листопадничек грустил?

Жизнь
листопадничка в хатке бобра

«Жужжащее»
чтение

Возвращение
домой

Познавательные:

-ориентироваться
в задании;

Регулятивные:

уметь
ориентироваться в основах действия;

-уметь
использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения
результата.

 Личностные:

принимать
режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать
ответ на конкретные вопросы;

-уметь
слушать собеседника;

Самостоятельная работа с использованием
полученных знаний

Самостоятельное выполнение задания с
опорой на текст

-А сейчас отдохнем.

Физминутка

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал.

Зайка — прыг. И убежал.

Ребята,
определите значение непонятных слов из текста, работая в карточках

долговязый

название небольшого дома

хатка

перегородили реку плотиной;

озяб

пугаться, стесняться, бояться

запрудили

высокий, худощавый

робеть

замёрз, продрог;

кладовая

помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

-Обменяйтесь
карточками, проверьте друг у друга выполненную работу и оцените смайликом. Молодцы!

Выполняют
движения

Работают
в карточках, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку.

Познавательные:

-ориентироваться
в задании;

Регулятивные:

уметь
ориентироваться в основах действия;

-уметь
использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата;

-уметь
проявлять первоначальные навыки самооценки;

-формировать
начальную форму познавательной и личностной рефлексии;

Личностные:

принимать
режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать
ответ на конкретные вопросы;

Систематизация знаний

Беседа

-Ребята,
можно ли это произведение назвать сказкой?

-Почему?

-Кто
написал это произведение?

— Чему
учит произведение «Листопадничек»?

— Ребята,
на какую сказку Гаршина похоже это произведение? 

-Для
чего составляли план?

Можно.

Потому
что в этом произведении герои разговаривают друг с другом как люди.

И.
Соколов — Микитов

Учит
дорожить домом, любить семью, помогать друг другу и др.

«Лягушка
– путешественница»

Чтобы
было легче пересказать текст

Познавательные:

— давать
ответ на вопрос кратко или развёрнуто, в зависимости от требования или по
ситуации;

Регулятивные:

уметь
ориентироваться в основах действия;

Личностные:

принимать
режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать
ответ на конкретные вопросы;

-уметь
слушать собеседника

Объяснение
домашнего задания

Задание
с правом выбора

Подготовить
дома пересказ любой части по нашему плану. И выполнить дополнительное задание
по выбору:


подобрать две пословицы про зайцев;


подобрать из текста произведения подписи к иллюстрациям.

Осуществляют
выбор домашнего задания

Познавательные:

-принимать
условия выполнения учебной задачи;

Регулятивные:

уметь
ориентироваться в основах действия;

Личностные:


положительное отношение ребенка к урокам «школьного» типа;

Оценивание
и рефлексия учебной деятельности
Самооценка
своей деятельности

-Ребята,
сегодня на уроке вы оценивали работу своих товарищей. А сейчас попробуйте
оценить свою работу на этом уроке.

Если вам
работать на уроке было легко и интересно, у вас все получилось, то приклейте своего
зайку на полянку.

Если вам
ничего не было понятно, было очень скучно, то приклеивать зайку не надо

Спасибо
и вам за дружную работу на уроке. До встречи на следующем уроке.

Оценивают
свою работу на уроке.  Приклеивают зайчиков.

Познавательные:

-принимать
условия выполнения учебной задачи;

Регулятивные:

-уметь
оценивать правильность действий под руководством учителя;

формировать
начальную форму познавательной и личностной рефлексии;

Личностные:


предпочтение школьной оценки (отметки) дошкольным способам поощрения
(сладости, подарки).

Подпись 
методиста   
____________________                                                                                           
Оценка _____________

Перед тем как прочитать ребенку сказку прочтите ее название и спросите: «Как ты думаешь, о чем пойдет речь в рассказе?»

Отгадай загадку и узнаете о ком же этот рассказ.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

После прочтения, задайте следующие вопросы ребенку:

  • О ком это произведение?
  • Почему зайчат называют листопадничками?
  • Кто их так называет?
  • Где живут зайцы?
  • Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
  • Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
  • Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
  • Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
  • Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
  • Как животные готовятся к зиме?
  • Как бобры строили свою плотину?
  • Как бобры спасали Листопадничка?
  • Как вы считаете, «Листопадничек» — это сказка или рассказ?

Выполните следующее задание:

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.

(Лиса, иволга, слон, тигр, осёл, павлин, антилопа, дикобраз, носорог, ирбис, чечетка, еж, кабан)

Смотреть и слушать сказку «Листопадничек»

Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube

ЛИСТОПАДНИЧЕК

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть».

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас все очень хорошо, — говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

— Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Это я, — сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: «И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление»

Цели деятельности учителя:

— закрепить знания  учащихся о творчестве И.С. Соколова-Микитова;

— развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: закреплять знания прочитанного рассказа «Листопадничек»; развивать устную речь;  совершенствовать умение давать характеристику герою;

личностные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте;  анализировать и синтезировать прочитанное.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!

2.Постановка учебных задач и её решение

— Ребята, чтобы вспомнить, какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке, ответьте на вопрос   «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр;

(животные, которые запасают себе на зиму корм)

2. Медведь, ёж;

(животные ложатся в спячку)

3. Лиса, заяц.

(животные не запасают корм, не ложатся в спячку)

        — У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).  

— Как называют зайцев, родившихся осенью?

— Итак, с каким произведением мы познакомились? («Листопадничек»). 

— Верно, кто является автором этого произведения? (И.С. Соколов-Микитов).

Ребята, сегодня мы продолжаем работу с  произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

— Какие цели мы можем  поставить к сегодняшнему уроку? (закрепить знания по произведению «Листопадничек»)

Решение частных задач:

К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка).

— Докажите. А к какому виду она относится? (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

— Какая эта сказка и почему?  (литературная)

Давайте вспомним, кто главный герой произведения? (заяц – листопадничек)

-Это осенних зайчиков так называют. А как же называют зайчиков,  рожденных в другое время? Хотите узнать?  (сообщение ученика)

Зайчиха может приносить приплод три раза в год.  Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу — заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».

3. Проверка домашнего задания.

Выборочное чтение (чтение-поиск):

-Давайте вспомним, какая мечта была у маленького зайчика?

-Почему она появилась?

— Кого встретил зайчонок во время путешествия?  

— Найдите и прочитайте отрывок описания хатки бобров. (с.62 «Прыгнул листопадничек в хатку…»)

Понравилась ли зайчику хатка бобров?

— Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (боялся холодной воды, не умел плавать и нырять).

-Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать за Листопадничка.

А, знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назовите тех, которые встретились в произведении.

Физминутка.  Игра «Верю, не верю»  (верю — хлопать, не верю — топать)

Верные и неверные утверждения: Верите ли вы, что:

  • это сказка  о животных!
  • листопаднички  — это  зайцы, рождённые осенью!  
  •  зайцы живут под водой!
  •  гуляя в лесу не надо соблюдать никаких правил!
  • можно  брать домой маленьких зайчат!
  •  зайчонок побежал за журавлями в теплые страны!  
  • бобры строили  плотину!
  •   «Листопадничек» — это сказка!

4. Закрепление материала.

1) Характеристика героев. (Работа в группах)

              1 группа составляют кластер — о  Листопадничке

        Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

        — непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

        — любознательный (задаёт вопросы бобрам);

        — терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

        — добрый (помогал нянчить бобрят);

        — заботливый (кормит бобрят);

        — смелый (научился плавать);

        — любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

              2 группа составляют кластер.  – о бобрах, дайте характеристику бобрам.

            — трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

            — запасливые (готовят корм на зиму);

            — гостеприимные (приютили зайца);

            — заботливые (волнуются за бобрят);

            — смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);

           — чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

             3 группа составляет синквейн о зайчике  

        (На слайд выносится план работы с синквейном).

        1)  – существительное;

        2) – 2 прилагательных;

        3) – 3 глагола;

            4) – ключевое предложение из текста;

            5)  (своё отношение)        

                    Зайчик

                   Любознательный, трусливый

                   Заботится, боится, ныряет

                   Листопадничек познакомился с бобрами .

                   Листопадничек.

2) Работа с пословицами (работа в парах)

-Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара получит пословицы, из них выберите ту, которая больше всего, по вашему мнению,  подходит к произведению Соколова-Микитова «Листопадничек».

Объясните свой выбор.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  • Много спать – дела не знать.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!

Это и есть главный смысл сказки.-

— Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди.

3)  Графический диктант

1.Произведение «Листопадничек написал Александр Куприн.

2.Листопадничек – это имя бобра.

3.Бобры строили хатку.

4.Листопадничек побежал за журавлями в тёплые страны.

5.Бобр выгнал из кладовой разбойницу – лисицу.

6.Старый бобр научил зайчонка плавать и нырять.

7.Бобрята питались ивовой корой.

5.  Итог урока.

— Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

— О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они — главная опора в жизни.)

А закончить урок я хочу замечательными строчками:

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом!

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нем на тысячу лет!

6. Рефлексия. (Написание синквейна)

— Попробуем с вами написать синквейн. (Это пятистишье)

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

— Подберите два прилагательных, относящихся к теме урока.

— Подберите три глагола.

— Что запомнили, узнали? Попробуйте сказать одним предложением.

— Теперь выскажите свое отношение  (одним словом)

— Вам было сложно, легко? (интересно)

        7.Домашнее задание, выставление оценок.  

        1.  Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

         2. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.

Конспект урока литературного чтения

в 3 классе

Тема: Иван Сергеевич Соколов-
Микитов «Листопадничек»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.
С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать
окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность;
совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и
интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и
воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды
деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое,
подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и
описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать
свои рассказы о животных.

Оборудование: портрет И. Соколова-Микитова; раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный
момент

Эмоциональный
настрой на урок

Дорогие
ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.

II. Мотивация
к учебной деятельности.

1. Беседа.

О чём мы сегодня будем
говорить и читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Давайте
вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.
(Листья
желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы
улетают на юг; звери готовятся к зиме).

Как
можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья?
(Листопад)

— Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад?
(Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный,
листва)

Как
вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

Какие
изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме?
(Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)

Догадайтесь,
почему я расположила этих животных группами?

Игра «Кто
как готовится к зиме?
»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа:
животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа:
животные ложатся в спячку;

III группа:
животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

У
какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают
мнения).

Проблемный
вопрос:

— Как называют
зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
 
Три
листопадничка лежат
.

(Зайцев
называют листопадничками.)

— Почему их так называют? (Потому что они родились осенью,
когда с деревьев падают листья.)

— Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как
же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так
как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу — заледеневшая
корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или
«травники», а осенние – «листопадники».

— А что вы можете рассказать о зайцах?

— Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

(Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами
погонишься — ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый
заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя
боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

2. Речевая разминка

Листопаднички
приготовили нам разминку.

Как известно, бобры
добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе
добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра
добр, значит сам ты в душе бобр.

Прочитайте
медленно.

Прочитайте
с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с
ускорением, очень быстро).

Что
вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

III. Целеполагание.

— Сегодня мы
познакомимся с новым писателем раздела
«Люби живое», певцом
русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.

Что
вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего
задания? (Выставка книг)

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)


Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой,
трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Особую роль  в
становлении будущего писателя сыграл отец — Сергей Никитьевич.

— От матери
— Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и
каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к
образной народной речи.

В
молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на
кораблях в разные страны.

В I мировую войну
ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом
русском бомбардировщике эскадрильи
«
Илья Муромец».

Участвовал
в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много
путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа,
у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

Из
очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых
была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

Писатель
был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на
волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной
добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень
правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим
меньшим братьям.

— Последние
20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он
создал цикл рассказов о родной природе.

— С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета».
Здесь они учились писать друг у друга.

— В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение,
но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

— Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

Вопросы
– предположения

Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

Рассмотрите
иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.
(Дети высказывают
предположения)

Как
вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?

Назовите
тему урока.

Определите
задачи урока.

Мы
познакомимся…

Мы
научимся…

Мы будем
учиться…

IV. Изучение
нового материала

1. Словарная
работа. Работа с толковым словарем

Чтобы наша работа была
более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

Хоровое
чтение и толкование незнакомых слов:

·        
долговязый – высокий, худощавый,
нескладный;

·        
обглоданные
объеденный;

·        
робеть -пугаться, стесняться,
бояться;

·        
озяб – замёрз, продрог;

·        
ходко
работают

— работают быстро;

·        
настлано –настелено;

·        
плотина

сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

·        
запрудили – перегородили реку
плотиной;

·        
хатка – название
небольшого дома на Украине;

·        
кладовая – помещение
для хранения товаров, припасов, материалов;

·        
штукатур – мастер, работающий с
известковым раствором во время ремонта или строительства;

·        
росома́ха — хищное млекопитающее семейства
куньих
;

·        
выдра — вид хищных млекопитающих семейства
куньих, ведущее полуводный образ жизни.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)

1 часть –
чтение по 1 абзацу.

Какая
мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

— Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)

— Что может произойти с зайчонком дальше?

2 часть –
чтение «буксир», выборочное чтение.

Прочитайте,
как улетали журавли. Как вели себя звери?

— Чего испугался Листопадничек?

— О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к
зиме.)

О чем может идти речь после данного фрагмента?

3 часть –
чтение по ролям (автор, зайчонок,
бобр.)

Кого
встретил зайчонок во время путешествия?

Как мы можем озаглавить
3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

Прочитайте
по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами.
Какие роли мы должны распределить?

— Как вы
думаете, что будет дальше?

4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса
читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт — маркировка текста
значками по мере его чтения
(“V” — уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе,
«?»- не понял, есть вопросы)

Почему
Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

— Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.)

— Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров?
Почему?

5 часть – хоровое чтение.

— Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это
подтверждают.

Как мы можем озаглавить
5 часть текста? (
За долгую
зиму страху натерпелся.
)

— Что может
произойти с Листопадничком дальше?

6 часть –
самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.

— Расскажите, как зайчонок попал на болото.

— Что стали говорить о нём в лесу?

— Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

3. Беседа по рассказу «Листопадничек»

Понравилось
ли вам произведение? Чем?

К
какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

Докажите.
(Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В
сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

Какая
эта сказка? (Литературная)

Почему
автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это
произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют
листопадничками.)

На доске написано несколько названий:

1.Путешествие
зайчонка.

2.Храбрый зайчик.

3.Дружба зверей.

– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее
подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно
этот заголовок соответствует его содержанию.

– Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки,
выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Анализ
литературного произведения

1. Выборочное
чтение с комментарием

·        
Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из
дома.

·        
Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.

·        
Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся
Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал?

·        
Найдите и прочитайте как произошла встреча
Листопадничка с матерью.

2. Чтение
– поиск

Прочитайте
эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

А
знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку?
Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

Найдите
в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

3. Характеристика
героев

Опишите
Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

мечтатель,
фантазёр

(мечтает улететь в тёплые края);

непослушный (убежал из дома,
ослушался маму);

любознательный (задаёт вопросы
бобрам);

терпеливый (всю зиму жил в хатке
у бобров);

добрый (помогал нянчить
бобрят);

заботливый (кормит бобрят);

смелый (научился плавать);

любящий (скучает и вспоминает
старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Дайте
характеристику бобрам:

трудолюбивые (строят плотину, хатку
в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят
на работу);

запасливые (готовят корм на
зиму);

гостеприимные (приютили зайца);

заботливые (волнуются за бобрят);

смелые (выгнал выдру из
хатки; помогает зайчику при наводнении);

чистоплотные (прибирают свою хатку,
любят чистоту и порядок)
.

4. Работа в группах:

1 группа: составляет синквейн о зайчике

выносится план работы с синквейном).

1 – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

5 строчка –
1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

Листопадничек познакомился с бобрами .

Листопадничек.

2 группа: работа по карточкам

— Вставьте подходящее слово из текста:

·        
Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу,
прибежал к глухой лесной (речке).

·        
Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

·        
Любят (бобры) чистоту и порядок.

·        
За долгую зиму большого (страху)
натерпелся зайчонок.

·        
Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

·        
Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде)
Листопадничек.

3 группа: составление плана

План

Мечта Листопадничка.

Подготовка животных к зиме.

Зайчонок в хатке бобров.

Пришлось остаться на зиму.

За долгую зиму страху натерпелся.

Наконец-то дома.

5. Просмотр фрагмента мультфильма

— Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про
зайчика?
Что он хотел сказать своим читателям? (Только разлука и жизнь в тёмной
норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье
гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)

— Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

— Я вам предлагаю другой вариант.

— Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

6. Работа с пословицами

Выберите
самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока.
Объясните свой выбор.

·        
Много
спать – дела не знать.

·        
Дома
и стены помогают.

·        
Всякий
кулик своё болото хвалит.

·        
Чужая
сторона – дремучий бор.

·        
В
гостях хорошо, а дома лучше
!

·        
Друзья
познаются в беде.

·        
Сердце матери лучше солнца греет.

— Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом –
это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В
гостях хорошо, а дома лучше!»

VII.
Рефлексия
 

Что
вы узнали на сегодняшнем уроке?

За
что вы похвалили бы себя?

Что
вам захотелось сделать после этого урока?

VIII.
Итог урока.

Ребята,
с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

Что
писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему
воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Какую
истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься
сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в
жизни.)

Ребята,
а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу).
Почему?

Домашнее
задание, выставление оценок
.

1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра
(по своему желанию).

2. Проиллюстрируйте
понравившийся эпизод сказки.

  • Сказка про зайца и яблоки читать
  • Сказка про зайкину избушку читать
  • Сказка про зайца и черепаху
  • Сказка про зайца видео
  • Сказка про жучка который боялся темноты