Алексей КОЛЕНСКИЙ
20.12.2021
Тринадцатого декабря завершился первый тур 13-го Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино.
На церемонии открытия прозвучало напутствие (см. ссылку) Сергея Соловьева, награжденного «За выдающийся вклад в развитие авторского кино»… Режиссер покинул наш мир в день завершения смотра. Последнее благословение мастера оказалось пророческим — «парад коротышек» оказался куда ярче большинства полнометражных биеннале.
Растущая популярность малых форм приносит все более экзотические плоды, однако консервативное, в лучшем смысле этого слова, жюри отдало голоса самым полновесным, художественно сработанным и трогательным историям.
Правда, этот выбор был не всегда очевиден. Приз «За лучший игровой фильм до тридцати минут» вручили «Сочинению на тему» дебютирующей постановщицы, актрисы Светланы Васильченко. История вспыхнувшего увлечения абитуриентов могла перерасти в лиричную лавстори, но, помотыляв влюбленных по столичным бульварам, автор навек разлучил обаятельную пару… из-за внезапной насильственной смерти кавалера. Почему бы и нет, в жизни, как известно, случается всякое — однако лишь в тех сюжетах, где есть место чуду, почве и судьбе, а не попирающей их слабой режиссуре.
Гораздо убедительнее смотрелись лауреаты весовых категорий «до двадцати» и «до десяти минут». Речь о детально осмысленных и пронзительно сыгранных мини-повестях «Яблоня» Ольги Ажнакиной и «Любушке» Андрея Красавина. В первой, завоевавшей признание десятков отечественных фестивалей и главный приз Cannes Shorts 2021 истории подаренный ребенку саженец яблони заменил отвергнутого матерью отца. Во второй ретроспекции походная песня внезапно обрела глубину реквиема неизвестным солдатам Великой Отечественной. Авторы явно испытывали соблазн укрупнить образ до метафоры, но удержались на подкупающей эмоциональной ноте.
Лучший документальный фильм — «Тени твоего детства» Михаила Горобчука — вдохновенный коллаж младенческих впечатлений, аранжированных в «колыбели» старой кратовской дачи. Атмосферная магия фрески перекликается с поэтикой Норштейна. Среди анимационных лент признание стяжала обаятельная акварельно-рисованная сказка «Русалка» Светланы Жуковой.
Выдающейся режиссерской работой признали «Высшие уровни» вгиковцев Алексея Сапрыкина и Екатерины Герм-Уваровой — несколько инфантильную и тяжеловесную фантазию о паре синхронных переводчиков, «поправивших» мировых лидеров и предотвративших военный конфликт.
Приз «За лучший сценарий» присудили «Везунчику», придуманному Андреем Старовойтовым и поставленному Ликой Крылаевой. Разумнее было бы оценить прекрасную задумку и актерский ансамбль: распахнув холодильник, нетрезвый гражданин обнаруживает в нем бога мудрости (Юрий Стоянов), обещающего исполнить любое желание, связанное с интеллектуальной сферой. Из-за ошибки небесной канцелярии тут же материализуются боги веселья (Александр Головин), удачи (Ян Цапник), войны (Алексей Дмитриев) и мелкий бес (Денис Никифоров). Каждый сулит воплотить любой каприз героя, но, увы, его выбор и развязка оказываются равно предсказуемы. Образное устройство картины заметно превосходит мощности ее опорно-двигательного драматургического аппарата, и это — типичный случай для «растущего организма» — развивающегося жанра короткого метра.
Разобраться в цветущей сложности короткометражек непросто. Конкурсный отбор прошли 79 лент из предложенных пятисот, 28 призеров и дипломников прозвучат во втором туре фестиваля: с 13 января до 31 марта коротышки покорят более сотни площадок 65 городов! Обладателя Гран-при определит всероссийское зрительское голосование, а пока свое веское слово сказали первые зрители и члены жюри: актриса Ирина Линдт, театральный режиссер и педагог Вячеслав Терещенко, оператор Александр Негрук, режиссер монтажа Николай Викторов, композитор Игорь Скворцов, киновед и реставратор Николай Майоров, президент фестиваля Сергей Тютин отметили именными дипломами собственных фаворитов.
«Культура» поговорила с организатором и президентом смотра, руководителем киношколы «Артерия кино» и директором основной площадки — кинотеатром «Мир искусства» Сергеем Тютиным.
— Какие тенденции продемонстрировал фестиваль малых форм?
— Когда в 2008-м мы начинали продвигать короткий метр, это считалось безнадежной затеей — формат годился лишь для институтского зачета или продюсера ищущего дебютанта. Мы же занялись им очень серьезно, объявив: наш смотр отнюдь не студенческий! Постепенно ситуация стала меняться — важную роль здесь сыграли «Кинотавр» и Московский фестиваль, учредившие для малометражек отдельные конкурсы и твердившие, что их качество ничем не уступает полным метрам. Уровень наших фестивальных премьер уже точно дорос до высот полнометражных зрелых работ. Чего нам еще не хватает? Полнометражных дебютов наших лауреатов! Побеждающие на фестивалях короткометражники слишком долго ждут больших проектов. Нужно, чтобы современные ребята сами творили будущее, опирающееся на вечные ценности, а не навязанное мировой повесткой. Короткометражное кино, такое как «Яблоня», призвано отражать их поиск, формулировать поколенческие высказывания. Характерно, что эти поиски поддерживают состоявшиеся художники: «Яблоню» снял классик операторского мастерства Владимир Климов, а главные роли в ней сыграл Владислав Абашин. Думаю, это его лучшая работа.
В целом конкурс оказался на редкость сильным — мы отобрали примерно половину из достойных претендентов. Интересно проходила и церемония награждения — члены жюри фактически проводили параллельный мастер-класс, подробно высказываясь обо всех лауреатах, настолько сильным были их впечатления! Впрочем, это стало нашей традицией — показы сопровождались обсуждениями и голосованием москвичей. Любопытная тенденция этого года: на фоне многочисленных штучных премьер как-то потерялись киношколы, среди победителей их оказалось мало. Это добрый знак — по моим ощущениям, сильные короткометражки стали снимать независимые компании, верящие в режиссеров, в успех их картин. Открытие фестиваля не случайно прошло в кинотеатре «Космос» — среди конкурсных лент оказалось немало фильмов о покорении новых пространств. Церемонию посетила звезда «Отроков во Вселенной» и «Москвы — Кассиопеи» Ольга Битюкова, в которую были влюблены все мальчишки Советского Союза. Обе ленты сегодня очень актуальны. Напомню, что сюжет «Отроков» разворачивается на планете, где людей победили роботы…
— Потому, что люди пытались их переделать по своему образу и подобию…
— А «умные машины» решили насильно осчастливить своих «хозяев». Нам же хотелось заглянуть в совсем иное будущее, и я поддержал своими призами фильмы ESCAPE Александра Гаврилова и «Проданную землю» Александра Пасечника — историю о том, что нечто вроде ЦУМа купили странные «люди». Оказывается, супермагазин приобрели инопланетяне, выяснившие, что завоевывать Землю не имеет смысла — ее проще купить, и они скупают все!
— Знаменательно, что большинство лауреатов представили картины, снятые в советских традициях семидесятых годов. Ваш фестиваль также наградил Александра Зенина «За авторский вклад в развитие кинотехники»…
— Тридцать лет назад, когда нашу кинонауку и кинотехнику отправили на помойку, Саша организовал частный музей: это история про то, как один человек поменял ситуацию, подобно Третьякову, завещавшему потратить его деньги на искусство, но никого не нашлось, тогда он сам основал галерею. Также и Зенин собрал раритетные образцы советской кинотехники — камеры, проекторы, монтажные столы на базе кинофотоинститута, упраздненного НИКФИ… У него есть практически все, начиная с 1917 года. И на закрытии мы представили инсталляцию, где показали несколько аппаратов, в частности знаменитую легкую камеру «Стерео-70», удостоенную единственного в истории технического «Оскара» за достижения в области стереокино. У нее был единственный, но двухглазый объектив, снимавший лучшее, эталонное 3D-изображение на семидесятимиллиметровую пленку.
— Хочется верить, что возрождению короткого метра будет сопутствовать возвращение к аналоговому творчеству. Однако проблемы остаются, и коренятся они в драматургии: большинство участников конкурса испытывают затруднения с финалом.
— И это символично — вопрос проката коротких лент остается открытым. Для развития отечественного проката нужно перевернуть культурную парадигму — вернуть глаза с затылка на лицо. С одной стороны все просто — достаточно убедить владельцев кинотеатров, что короткий метр может быть так же успешен, как и повторный прокат советских шедевров.
— С другой, никто не обеспокоен очевидным фактом утраты культурного суверенитета…
— Крупные дистрибьюторы аффилированы с зарубежными мейджорами, не заинтересованными в развитии российского проката и — шире — киноязыка. И с этим надо что-то делать…
— Что планируете показать в рамках повторного проката?
— В феврале выпускаем на экраны «Войну и мир» Бондарчука. Картина будет выходить тремя частями — раз в неделю. Всего же в 2022-м мы готовим премьеры шести классических лент.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 1- 4 классов
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
Задания для 1 класса
- 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
- 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
- 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)
- 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)
- 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
- 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
Задания для 1 класса
- 1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Правильные ответ: Зеницы — это глаза - 2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Правильный ответ: Уста — это губы, рот - 3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун
Задания для 2 класса (всё как в 1 классе, плюс одно)
- 4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)
- 5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
Задания для 1 класса
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
- Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
- История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
- Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
Задания для 2 класса
- Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
- История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
- История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)
- История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
- Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
- Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
Задания для 1 и 2 классов
- 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…» - 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!» - 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)
- 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задания для 1 и 2 классов
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня
Задания для 1 класса
- Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»
Задания для 2 класса (Носов, плюс один)
- На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)
- Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задания для 1 класса
- Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
- Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задания для 1 класса
- — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)
- — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задания для 1, 2, 3 и 4 классов
- слон — вагон
- гроза — лоза
- сарафан — банан
- былина — калина
- монета — кассета
- канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 1 класса
- Заяц — Листопадничек
- Иван-дурак — Конёк-горбунок
- Осёл — Квартет
- Волк — Три поросёнка
- Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)
- Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Доброе стихотворение, иногда хочется вернуться в прошлое и почувствовать себя ребенком. Инесса,
Vera1234 в
вс, 15/08/2021 — 12:12
Замечательное стихотворение+
__________________________________
С уважением, Вера Флягина
Наталья
, Вера
, рада вам, спасибо!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
И у меня есть такой сад. Далеко. +
Tsaritsa в
вс, 15/08/2021 — 12:28
+! Эх, детство… Где оно?..
Замечательно, Инночка.
__________________________________
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Света
, Оля
!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
kuskotopija в
вс, 15/08/2021 — 13:29
Инесса+

Сегодня возвращались с мужем незнакомой дорогой.
Ну Вы же знаете, я люблю медленно шагать. Так вот смотрю — яблоня. Не дикая, потому что яблоки крупные, с отливом. Думаю, значит, сад был. А раз сад — значит, не одно дерево должно быть. Свернули( муж привык уже). Я протиснулась сквозь траву( местами выше меня), а там… Сливы. Желтые, крупные, сладкие такие!
Я люблю такие места. Они с характером. Со своим запахом.
Спасибо за стихотворение
__________________________________
» Дорога вниз имеет мало остановок»(Т.Драйзер)
git55 в
вс, 15/08/2021 — 14:12
В саду хорошо. Но работница для сада, видать, никудышная. +
С уважением
__________________________________
Глебов Иван Тихонович
Алые паруса в
вс, 15/08/2021 — 14:17
+ За лёгкую грусть и светлую тоску о былом.
Ведруса в
вс, 15/08/2021 — 14:22
Прекрасные воспоминания — теплые, ароматные. Инесс
__________________________________
Как только у вас появится ясное понимание того, что вы делаете и почему, мнения других людей перестанут вас интересовать. Садхгуру
Stas в
вс, 15/08/2021 — 14:25
Как тепло и грустно читаются ваши строки, автор. Спасибо. +
Спасибо Вам за развёрнутый отклик и рассказ, Таня!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
Так оно и есть, Иван, по разным причинам. Благодарю!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
Даша
, Ира
, Стас
, спасибо!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
Ой, до чего по душе резануло.Наверно,многим это знакомо. Трогательные строки.
__________________________________
Анна
Поэзия — музыка души.
Вольтер
Сад родом из детства… у всех такой есть, думаю. Инесса, добрый стих +
__________________________________
Лучше промолчать и показаться дураком, чем открыть рот и развеять все сомнения. (с) М. Твен.
Defenser в
вс, 15/08/2021 — 15:18
Хорошо, Инесса!
Оля,
Аня
, Таисия
, Максим
, я вам очень-очень рада!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
rfraev в
вс, 15/08/2021 — 15:52
Чудесно внучка написала+
__________________________________
Спасибо
СИРена в
вс, 15/08/2021 — 16:08
Срочно на прополку сада!
__________________________________
Пчёлы не тратят время, чтоб доказать мухам, что мёд лучше дерьма.
Благодарю!
Ирена!

__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
satb в
вс, 15/08/2021 — 18:51
Рассматривая старые фотографии, испытываешь примерно то же, что и читая это стихотворение.
Прекрасный отклик, благодарю, Николай!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
Эфа в
вс, 15/08/2021 — 19:59
Найти бы ключик, открывающий дверь в детство, где даже солнце было теплее и ярче…
+
Инесса
__________________________________
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)

Яна!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
Irina K. в
Пнд, 16/08/2021 — 16:23
Все проходит в жизни, к сожалению…
+
Тоже хотела бы вернуться в детство, но, увы(
Инесса,
__________________________________
Пока на улицах лежит снег, шоколадное пирожное — лучшее лекарство. (Э.М. Ремарк)
Ирина, очень рада вам!
__________________________________
Житуха, жизнь, жестянка дорогая!
Любою тебя, порой превозмогая.
Затянулась бурой тиной
+
гладь старинного пруда…
Был когда-то там с Мальвиной
и с Тортиллой иногда…
__________________________________
Сергей Тишуков
Olya в
Втр, 17/08/2021 — 18:55
Где же она, дверь в детство?
Красиво и немного грустно, очень понравилось 
+
__________________________________
О.Виноградова