Сказка про яблочко слушать

Номер урока:91 дата : 27.02.2018г. учебный предмет: литературное чтение класс: 1-б учитель: якубова з.ю. автор умк: климанова л.ф. тема урока:

Номер
урока:91

Дата  :  27.02.2018г.

Учебный
предмет
:
Литературное  чтение

Класс:                         
1-Б

Учитель:                   Якубова
З.Ю.

Автор
УМК
:              
Климанова Л.Ф.    

Тема 
урока
:             
Е.И.Чарушин «Теремок»

Тип
урока
:                  
Урок освоения  новых знаний

Цели: выявить  особенности
народных  и авторских сказок; познакомить с творчеством Е.Чарушина; учить
называть действующих  лиц, характеризовать с помощью учителя  их  поступки;
формировать интерес к самостоятельному  чтению; совершенствовать  навыки 
выразительного чтения  и пересказа, развивать память, речь, мышление.

Воспитательные
цели:

воспитывать любовь к книгам , желание читать

Планируемые 
результаты
.

Предметные: знакомство с понятием «
авторская сказка», умение читать целыми словами, по ролям; делить текст на
части и пересказывать их.

Личностные: представления о добре и
зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании  собственных
поступков, ответственности за общее благополучие.

Регулятивные: уметь выполнять учебные
действия в устной форме в соответствии с установкой учителя  и ориентиром на
правильность их выполнения, вносить коррективы; уметь самостоятельно оценивать
правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами
одноклассников.

Познавательные: уметь определить новый жанр
литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров; уметь
устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей  сказки,
выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

Коммуникативные: уметь формулировать ответ
на вопрос учителя, аргументировать свою позицию;  высказывать свое отношение ,
уметь сотрудничать и договариваться, участвуя  в коллективной деятельности.

Оборудование,
информационное обеспечение
: видеофрагмент на песню в исполнении В.Толкуновой  «Сказки
гуляют по свету», презентация о творчестве Е.Чарушина, выставка  книг писателя,
рисунок  теремка, маски с изображением героев  сказки; схема, карточки  с
частями  пословиц; иллюстрация автора к сказке  «Теремок», Интернет ресурсы,
телевизор, компьютер

Формы
и методы обучения
: фронтальная , индивидуальная, парная, групповая;
объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Ход урока

1.Организацонный
момент

Все
ли правильно сидят?

Все
ль внимательно глядят?

Все
ль готовы слушать?

Начинаем
наш урок. Проверим готовность к уроку.

2.Актуализация
знаний

Чистоговорки

Жи-жи-жи-живут
в лесу ежи.

Жа-жа-жа-
я нашел ежа.

Жу-жу-жу-
молоко даю ежу.

«Жужжащее
чтение» с последующим пересказом  прочитанного.

Продолжение
подведения конкурса индивидуальных  проектов  « Город букв»

3.Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чему  будем учиться сегодня
на уроке литературного чтения? Какую учебную задачу поставим к уроку?

-Сегодня
мы начинаем  изучать новый раздел. А какие произведения в нем будем читать , вы
узнаете , посмотрев видеоролик по мотивам песни  «Сказки мчатся по свету»


чем эта песня?  ( О сказках.) Вывешиваю на доску слово со словом «Сказки»

Физкультминутка

4.Актуализация
знаний

-Послушайте
четверостишие.

Мышка
дом себе нашла,

Мышка
добрая была:

В
доме в том, в конце концов,

Стало
множество жильцов. (Теремок)

-Что
за стихотворение я прочитала? (Это загадка) Отгадайте ее. Выставляю на доску
карточку  со словом «Загадки»


вы любите сказки? Почему?

-Сказки
всегда учат чему-либо. Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым
молодцам урок». В сказках отражается  мудрость народа.  А еще в сказках добро
всегда побеждает зло.

Сегодня
на уроке…

Назовите
автора сказки «Теремок»

4.Первичное
усвоение новых знаний

На доске

Сказки

Авторские                                                                               
Народные

Какие
сказки называются авторскими? (Те сказки, чьи авторы известны, называются
авторскими сказками.)

Какие
сказки называются народными? ( Их  авторы   нам  неизвестны.  Принято
говорить,   что их сочинил народ)

Назовите
героев сказки «Теремок» ( Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка косолапый.) На доске прикрепляются
картины с героями сказки «Теремок»

Физкультминутка «Изобрази героев сказки»
Дети под музыку изображают героев сказки.

-Сюжет
этой сказки стал интересен многим писателям. Свой вариант этой сказки предложил
и замечательный писатель Евгений Чарушин. Познакомьтесь , пожалуйста , с
творчеством писателя. Выступают подготовленные дети, рассказывают о творчестве
писателя.

-Давайте
сейчас прочитаем эту сказку по ролям.

5.
Первичная проверка понимания


сейчас мы побываем  в театре.

-Кто
из вас был в театре?

_
Кто знает,  как нужно вести себя в театре? ( Не разговаривать, не вертеться,
слушать внимательно)

(Учитель
катит яблочко по тарелочке)

Катись,
катись, яблочко наливное

По
блюдечку, по -серебряному,

Чудо-яблочко
катись,

Наша
сказка расскажись.

Инсценировка
сказки подготовленными учащимися.

Беседа.-Почем мышка назвалась
норушкой? (Роет норку) Лягушка — квакушкой? (Квакает) Заяц – на горе увертыш?
(Умеет увертываться от опасности)

Лисичка-
сестричкой? (Сестра волку)

-Ребята,
так много героев и все они разные.

-Как
же они могли дружно жить в таком маленьком теремочке. Да еще и песни распевать?
(Уступали друг другу, помогали.)

Подготовка
к самостоятельному чтению. Работа  в паре.

-Прежде
чем вы начнете  читать сказку самостоятельно  паре, давайте научимся быстро и
правильно читать трудные слова.

Остановилась,
теремочке , невысоком, распевать.

-Так
как в учебнике сказка дана  в сокращении, отгадайте ее следующих героев.

На
овчарку он похож.

Что
ни зуб- то острый нож!

Он
бежит , оскалив пасть,

На
овцу готов напасть. (Волк)

-Волка 
в сказке  зовут «волк из-за куста хватыш». Почему? (Прячется в кустах и хватает
добычу)


Рассмотрите  иллюстрацию к сказке с.35.

-Как
вы думаете, кто из героев на ней не изображен? (Медведь)

-Медведь
в сказке назвался так: «медведь — всем пригнетыш». Как  вы понимаете эти слова?
(Гнет — это груз. Медведь может придавить своей тяжестью.)

Физминутка

6.
Первичное закрепление

Чтение
сказки учащимися «Цепочкой»

Фронтальный
опрос

Как
ведут себя герои сказки? (Дружно)

-Чему
можно поучиться у героев сказки? ( Дружелюбию, пониманию, желанию жить в мире и
в согласии.)

На
доске вывешиваются эти слова.

Творческое
задание.
-Писатель
закончил свою сказку тем, что медведь навалился на теремок, он рассыпался. А
звери разбежались.

-Придумайте
свой вариант окончания сказки.

Работа
 в  группах. Соберите пословицы

В
тесноте,  да не в обиде.

Не
учись  разрушать, а учись  строить.

Согласие 
крепче каменных стен.

Дружба
и братство  дороже богатства.

Нет
друга- ищи, а нашел — береги.

8.Рефлексия.


какой  сказкой познакомились?

-Кто
автор этой сказки?

-Что
нового узнали на уроке?

Что
для вас на уроке было самым интересным?

-Оцените
свою работу на уроке.

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой

«Две загадки».

Цель: воспитание интереса и любви к книге, стремления общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Задачи:

Образовательные:

— формировать умения понимать идею произведения, воспринимать литературные образы;

— закреплять умение восстанавливать логику событий.

Развивающие:

— развить монологическую речь, умение  давать развернутые ответы на вопросы по тексту;

— развивать логическое мышление.

— уточнение словаря.

 Воспитательные:

— воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать;

— любовь к чтению.

Материал: макет лодки из ватмана, голубая ткань, запись шума моря, костюм сказочницы, запись песни про сказки, презентация с отгадками героев сказок, клубок, сундук, книга.

Ход:

Речевая разминка:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Сегодня, ребята, нас ждут удивительное путешествие и интересный игры. Я вам предлагаю отправится в путешествие по морю. А вы знаете, как называются моря, которые есть на Земле?  (ответы детей).

— Хорошо. Но сегодня вы оправитесь по необычному морю, которого на самом деле не бывает. Оно очень огромное. А называется оно ЛИТЕРАТУРНОЕ МОРЕ. Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Сказок. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. И путешествие я хочу начать с таких слов:

Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,                                                                                                                    Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
— Ребята, а вы любите сказки? Почему? (ответы детей)

— Итак, я вам предлагаю отправится в путешествие по литературному морю. Занимайте места в лодке. Но отправитесь, ребята, вы туда без меня. Вы должны быть дружными, выручать друг друга из беды, быть самостоятельными.                                                            Сказка мудростью богата                                                                                                                        Скажем сказке приходи                                                                                                                             Это присказка ребята                                                                                                                                 Сказка будет впереди!

— Я буду вас ждать здесь в детском саду, вы мне все расскажете, что видели, что слышали. Ставьте ушки на макушке, да смотрите в оба. В добрый путь! (Звучит шум моря. Дети колышут синюю ткань. Обыгрывают 1 мин.).

— (Воспитатель переодевается в сказочницу. Появляется сказочница, звучит мелодия из сказки «На неведомых дорожках») Здравствуйте, люди добрые. Откуда вы приехали? А знаете ли вы куда приехали? Здесь живут сказки. Я тетушка Сказочница. Я знаю, что вы любите сказки. Назовите мне свою любимую сказку. Знаете ли вы, чем отличается сказка от рассказа? Какие бывают сказки? Каких авторов-сказочников вы знаете?

— Вот я хочу вас проверить, отгадаете ли вы мои волшебные загадки?

Вёдра в дом идут с водой,                                                                                                                                Едет печь сама собой…                                                                                                                                   Что за чудо, в самом деле?                                                                                                                  Это сказка о… (Емеле)

Братишка ей не подчинился                                                                                                                        И вот в козлёнка превратился,                                                                                                                    Когда водицы из копытца                                                                                                                           Он в знойный день решил напиться. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Женя, дёрнув лепесток, Говорила: «На восток,                                                                                         Север, запад, и на юг Ты лети, а кончив круг,                                                                                              Сделай чудо, лепесток!» Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)

Смышленость этого мальчишки                                                                                                               Спасла его и шесть братишек,                                                                                                                     Хоть ростом мал он да удал,                                                                                                                        Так кто из вас о нём читал? (Мальчик-с-пальчик)

Бабушка девочку очень любила,                                                                                                          Шапочку красную ей подарила.                                                                                                          Девочка имя забыла свое.                                       ( На экране появляются отгадки)                                                                        А ну, подскажите имя ее! (Красная шапочка)

Ложилась спать на тюфяках                                                                                                                      Принцесса молодая.                                                                                                                         А утром встала в синяках –                                                                                                                              Вот неженка какая! (Принцесса на горошине)

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут … (Царевна лягушка)

— Умные молодцы и догадливые девицы. Кто знает, кто скажет, что это за вещица такая? (достает клубочек) Зачем он нужен? Но ведь в сказках все не так, как бывает на самом деле. Хочу с вами поиграть в игру «Скажи, как в сказке». Я говорю слово, (кидает ребенку клубок), а вы кидаете его назад и говорите это слово, как оно звучит в сказке.

Клубок – клубочек

Скалка – скалочка

Крошка – крошечка

Глаз – глазок

Пирог – пирожок

Башмак – башмачок

Сундук – сундучок

Палец – пальчик

Зеркало – зеркальце

Ключ – ключик

Палка — палочка

Яблоко – яблочко

Терем-теремок

-Молодцы, ребята. С заданием справились хорошо. Ой, куда это покатился мой клубочек? Как выпрыгнет у меня из рук, непоседа. Посмотрите он нам хочет показать волшебный сундучок.  А в этом сундуке хранится вещь. Если вы отгадаете загадку, то сундучок откроется.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.

Правильно, это книга. (Звучит волшебная музыка. Открываю сундук, достаю большую книгу) Есть у меня волшебная книга. В ней много сказок. Я их люблю читать. Присаживайтесь пожалуйста. Но, некоторые выражения в них совсем не понимаю! Объясните, что да как, чтобы не попасть в впросак! (листаю книгу)

  1. «Едет Иван-Царевич по лесу. Вдруг, откуда ни возьмись, появился волк!» Ничего не пойму! Говорится: «откуда ни возьмись», а волк уже появился! (Дети объясняют значение этого выражения.)
  2. «Видит лягушка, идёт Иван-Царевич, ниже плеч голову повесил!» Это как так! (Дети объясняют значение этого выражения.)
  3. А в сказке Морозко про Работницу и Ленивицу говорилось что, у рукодельницы: Руки Золотые! Что, из чистого золота? (Дети объясняют значение этого выражения.)
  4. «Пришёл Мартынка на Ярмарку, а там народу – видимо-невидимо!» Это как: «Видимо-невидимо?»
  5. «Побежал гонец одна нога здесь, другая там». Это как?

Физкультминутка (делают движения по тексту)

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

— Зная, что вы очень любите слушать сказки, хочу вас сегодня познакомить с русской народной сказкой «Две Загадки». (Рассказывание сказки)

Ехал царь Пётр лесом. Видит: мужик дрова рубит.Сказка: Две загадки

— Счастливо тебе, мужичок, крестьянствовать!- говорит ему царь.

— Это уж истинно, — отвечает мужик, — надо бы мне удачу на помощь!

— А что так? — спрашивает царь. — Или семейство у тебя велико?

— Да считай сам: две дочери да два сына.

— Ну, не велико твоё семейство, — говорит царь. — Куда же ты деньги тратишь?

— А вот куда, — говорит мужик. — Кладу я деньги на три кучки: во-первых — долг плачу, в других — в долг даю, а в-третьих — в воду мечу.

 Призадумался царь: что бы это такое значило?

 — Вижу я, — говорит, — что ты на загадки большой мастер. Больно хитро говоришь! А мужик ему в ответ:

 — Загадка-то хитра, да отгадка проста. Долг плачу — старых отца с матерью кормлю, в долг даю — сыновей кормлю, придет старость, и они меня кормить будут, а в воду мечу — дочерей ращу. Они в доме не помощницы, не кормилицы, им только наряды справляй да женихов подавай.

 — Ну, — говорит царь, — и умная же ты голова! А не сведёшь ли меня, мужичок, в степь, я дороги не знаю.

 — А чего тебя вести? — говорит мужик. — Сам дорогу найдёшь. Это загадка не хитрая. Иди прямо, там сверни вправо, тут поверни влево, там опять вправо — вот прямиком и выйдешь.

— Нет, — говорит царь, — я этой грамоты не знаю. Уж лучше ты меня сведи.

— А мне, сударь-барин, в крестьянстве всякий день дорого стоит.

— Да я тебе заплачу!

— А заплатишь — так поехали. Дорогой стал царь мужика выспрашивать:

— Далече ли, мужичок, бывал?

— Да кое-где бывал, сударь.

— А царя видал ли?

— Вот уж царя не видал. А ведь как охота посмотреть — ну прямо до смерти!

— Так вот что я тебе скажу: как выйдем в степь, так царя и увидишь. Он там будет.

— Да как же я царя узнаю? — спрашивает мужик.

— А его легко признать: все будут без шапок, один царь в шапке.

 Вот выехали они в степь, а там народу — видимо-невидимо. И как увидели мужики царя — враз шапки с головы долой. А мужичок шарит глазами, ищет, кто в шапке стоит. Смотрел-смотрел, искал-искал — никого нет, только он сам да барин в шапках. Дивится мужик.

 — Кто же это царь будет? — спрашивает.

— Видать, кто-нибудь из нас двоих и есть царь, — говорит ему Пётр. — А ну-ка, отгадай теперь ты загадку!

 Тут мужик шапку с головы — и в ноги царю поклонился.

 — Ну, — говорит, — царь-государь, твоя-то загадка проста, а отгадка-то хитра!

 Царь смеётся.

 — Теперь, — говорит, — мужик, мы с тобой квиты!

 Наградил он мужика деньгой и отпустил с миром.

-Итак, я рассказала вам сказку или рассказ? Почему?

— Кто главный герой сказки?

— Какой в сказке был мужик? А какой царь?

— Если она русская народная, то кто ее автор?

— Где происходят события?

— Какое время года описывается в сказке?

— Чему может научить нас эта сказка?

— Чем закончилась?

-Молодцы. На этом наше путешествие подошло к концу, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». (Сказочница уходит, появляется воспитатель)

— Я вас уже заждалась. Ну рассказывайте, где вы были, что видели. (дети рассказывают)

На чтение 16 мин. Просмотров 74 Опубликовано

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки «Гуси-лебеди» и их характеристика

  1. Дочка, веселая и капризная девочка, которая очень любила играть, а потому забыла про своего братика.
  2. Гуси-лебеди, коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
  3. Печка, Яблоня, Речка, не помогали капризной девочке, но помогли когда она исправилась.

План пересказа сказки «Гуси-лебеди»

  1. Наказ родителей
  2. Забывчивость девочки
  3. Гуси-похитители
  4. Погоня и Печка
  5. Погоня и Яблоня
  6. Погоня и Речка
  7. Еж
  8. Домик бабы-Яги
  9. Обратный путь.
  10. Возвращение.

Кратчайшее содержание сказки «Гуси-лебеди»для читательского дневника в 6 предложений

  1. Уходя на работу родители наказали дочери следить за маленьким братом.
  2. Девочка заигралась и братца унесли Гуси-Лебеди.
  3. Девочка побежала в погоню, но не стала есть пирожок, яблоко и кисель.
  4. Путь ей указывает Еж.
  5. Девочка находит братца и схватив его, бежит домой.
  6. Гуси-лебеди преследуют ее, но девочку прячут речка, яблоня и печка, и она возвращается домой.

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди» Не откажи другому в просьбе и он тоже поможет тебе.Чему учит сказка «Гуси-лебеди» Эта сказка учит слушать родителей, помогать им по дому, не бросать маленьких детей, которых тебе доверили. Эта сказка учит не быть чванливым, не относится с пренебрежением к просьбам. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Гуси-лебеди» Это очень хорошая сказка, которая мне очень понравилась. В ней девочка сперва воротила нос от простых угощений, но когда ее припекло, она перестала капризничать и только поэтому спаслась.Пословицы к сказке «Гуси-лебеди» Нужда научит калачи есть. Не дорого начало, похвален конец. Глаза боятся, а руки делают.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гуси-лебеди» Жили старик со старушкой и были у них дочка и маленький сынок. Пошли старики на работу и девочке строго наказывают, чтобы за братцем следила, со двора не уходила. Ушли старики, а дочка заигралась, посадила братца на травку, да и забыла про него. Тут налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Вернулась девочка, а братца и нет нигде. Поискала она, покричала, да вдали гусей увидела. Поняла девочка, кто ее братца похитил и в погоню бросилась. Бежит, а тут и печка стоит, ржаного пирожка съесть просит. Не стала дочка есть пирожок, дальше бежит. Яблоня стоит, лесным яблочком угощает. Не стала девочка яблоко есть, дальше бежит. Тут речка молочная с кисельными берегами, просит молочка выпить. Не стала девочка пить молоко. Встретился ей Еж, дорогу указал, куда гуси-лебеди полетели. Добежала дочка до домика бабы-Яги, а там и братца увидела. Схватила братца, назад бросилась. А Гуси-лебеди за ней гонятся. Добегает девочка до речки, спрятать просит. А то ей про кисель напоминает. Поела девочка киселя, спрятала ее речка. Дальше бежит, а навстречу снова Гуси-лебеди летят. Тут и яблочком не побрезговала. Спрятала девочку яблоня. Дальше дочка бежит, братца несет. И снова Гуси-лебеди летят. Пришлось девочке и ржаного пирожка попробовать. Спрятала ее печка. Так и добежала до дома. А там и родители вернулись.Рисунки и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

gusi-lebedi-chitatelskiy-dnevnik-64081.jpg

Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Главные герои

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

gusi-lebedi-e1560992160157.png

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Народ русский

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.

Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.

Сюжет

Старик и старушка уходили на работу. Они дали указание своей дочке беречь младшего брата, и не уходить со двора. За послушание девочку ждала награда — булочка, новое платьице и платок. Девочка забыла указания, и заигравшись и вышла на улицу. Гуси — лебеди тут как тут — похитили братца. Девочка плача звала мальчика. Потом поняла, что его украли. Бежав спрашивала у печки, яблони, и реки с кисельными берегами куда полетели вредители. Для ответа нужно было съесть пирожок, яблоко, или кисель. Она отказалась. Путь указал еж. Найдя мальчика у Бабы Яги, девочка забрала его. За ними погнались гуси — лебеди. Тогда девочка съела, что предлагали и воспользовалась укрытием. Успела прибыть до прихода родителей.

Вывод (мое мнение)

Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.

Добавить в избранное

Очень кратко:Разведчик-партизан пропал без вести, его возлюбленная отправилась его искать и тоже пропала. После войны выживший разведчик услышал от постороннего историю своей любви и понял, что любимая жива.

Глава 1

Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.

У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.

Продолжение после рекламы:

Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.

…никогда не погибнет тот, кто твёрдо верит, что будет жив.

Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.

С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.

Глава 2

После войны Марьянов отправился к отцу Тани, которому слал письма из госпиталя — там ему ампутировали руку. Оказалось, что тот умер. Соседка, ухаживавшая за стариком, пустила Марьянова в дом, где он нашёл свои нераспе­чатанные письма и снял со стены Танин портрет.

Затем Марьянов вернулся в полураз­рушенный город, откуда приехал и где лежал в госпитале. Людей не хватало, и его сразу назначили директором кирпичного завода.

Брифли существует благодаря рекламе:

Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Глава 4

Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

Продолжение после рекламы:

Глава 5

В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.

Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.

С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.

Глава 6

Лесничий, конечно, добил птицу и сделал два чучела. Тракторист верил, что «лебеди не живут друг без друга». Сторож считал, что это неправда — «люди и те живут после гибели любимого человека, а то — вольная птица». Но и у людей любовь тоже разная бывает.

…настоящая любовь… она — будто всё время в весне ты живёшь, в саду… А сад тот цветёт и цветёт, и ни ему нет конца, ни твоей радости края…

И сторож начал рассказывать историю про настоящую русскую любовь. Марьянов с изумлением понял, что сторож рассказывает о нём и Тане.

Брифли существует благодаря рекламе:

Он узнал, что Таня долго искала его в городе. Она не верила, что он мог попасть в плен к немцам, поэтому мстить не стала, но и к партизанам не вернулась, а решила перейти линию фронта и добраться до позиций советский армии.

У Тани это почти получилось, но на подходе к позициям вздумалось её одежду постирать. Здесь её и нашли немцы. Она швырнула в них гранату. Немцев убило, а Таню ранило осколком. Девушка доползла до ближайшего хутора, где её выходили.

После войны Таня стала работать учительницей младших классов, а сторож в то время был истопником в школе. Она долго искала Марьянова, писала запросы, но он значился в списках без вести пропавших. Командира партизан Таня искать побоялась, ведь она ушла из отряда без разрешения, почти дезертировала. Она знала, что кто-то приходил в дом её отца, забрал её фотографию, но думала, что её разыскивают, чтобы наказать.

Марьянов слушал со слезами на глазах, смотрел на звёздное небо, «и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Автор: Народ русский

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.

Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.

Сказка Гуси-лебеди краткое содержание

Старшей сестричке доверили присматривать за братиком, но она загулялась и не увидела, как мальчика забрали гуси-лебеди. Девочка отправилась искать братца, а помогают ей яблонька, печка и речка. В сказке показано, как важно слушаться родителей и быть ответственными.

Сказка Гуси-лебеди скачать: 

Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу

skazka-gusi-lebedi.jpg

«Гуси лебеди» краткое содержание сказки

Муж и жена уехали на работу и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.

По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается принимать угощении и они ей ни говорят куда гуси улетели с ее братом.

Бежит девочка по темному лесу, плачет о братце. Наткнулась она на избушку на курьих ножках. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.

Девочка с братом убегает, но Баба Яга посылает гусей за ними в погоню.

Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом девочка ест лесное яблочко, а яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Затем дети прячутся в печке и девочка ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.

Девочка с братцем прибегают домой, только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.

А девочка ничего им не рассказала.И братца никогда одного не оставляла.

Главные герои

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Краткое содержание «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Родители Аленушки поручили ей присматривать за братом.

Девочка не уследила, и мальчика унесли гуси-лебеди.

Но благодаря целеустремленности и помощникам, Аленушка спасла брата.

И они вернулись домой как раз к приходу родителей.

План произведения для пересказа:

1. Поручение родителей

2. Брат без присмотра

3. Кража

4. Поиски брата

5. Побег

6. Дома

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Синквейн:

Девочка.

Смелая, целеустремленная.

Не уследила, отыскала, спасла.

Осознала важность дружеской поддержки.

Взаимопомощь.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

gusi-lebedi-e1560992160157.png

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.

Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.

Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели.

Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.

Пословицы к произведению:

Ищешь помощи — сам помогай.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Оставить 6 человек (а).

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 4728Количество использованных доноров: 6Информация по каждому донору:

  1. https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 333 (7%)
  2. https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 862 (18%)
  3. https://kratkoe.com/gusi-lebedi-kratkoe-soderzhanie/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1505 (32%)
  4. https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 494 (10%)
  5. https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-2-klass/russkaia-narodnaia-skazka-gusi-lebedi: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 1474 (31%)
  6. https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/skazka-gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 60 (1%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_7.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html
  • https://briefly.ru/vorobiev/gusi_lebedi/
  • https://school1208.ru/raznoe/gusi-lebedi-chitatel-skiy-dnevnik.html

Цель:
Создать условия для ознакомления с жанром народной сказки; способствовать
развитию речи, навыков чтения, умения соотносить иллюстрацию с текстом.

Задачи:


знакомить с историей происхождения сказки, их авторами и героями;

 —
развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение,
художественный вкус;


воспитывать чувство ответственности за свои поступки;


формировать дружеские отношения внутри коллектива.

Ход
урока

 I. Организационный момент.

Проверка
готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

II.
Актуализация знаний

Итак,
давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. Что вам было задано?

Что
значит «краткий пересказ»?

Верно,
это означает, что вы должны пересказать только самое главное, важное.

Сейчас
я спрошу 3-4 человека. Задача остальные – внимательно слушать одноклассников,
не шуметь при их выступлении.


Скажите, какой сказкой является сказка «Иван-царевич и серый волк»? Кто ее
написал?

III.
Формулирование учебной задачи урока
.

1.
Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучение темы.


Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете о чем
пойдет речь в этом разделе? Что люди могут назвать «самым великим чудом на
свете»? обратите внимание, какой предмет изображен справа от названия раздела;


Вспомните, что для вас формулируют авторы на предваряющей тему страничке?;


Прочитайте их;


Как вы понимаете первую цель, то есть то, о чем вы узнаете в этом разделе?;


Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?;


Объясните каждую запись третьего блока;


Переверните страницу, рассмотрев материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и
скажите, что будет важным на уроке?;


Правильно. Сегодня на уроке вы будете говорить о книге и узнаете, почему книгу
называют «самым великим чудом на свете»?;


Попробуйте составить план изучения темы.

(учитель
фиксирует пункты плана на доске).

Физминутка

Мы
листики осенние,

На
веточках сидим.

Дунул
ветер – полетели.

И
летим, летим, летим.

Мы
на землю тихо сели.

Ветер
снова набежал

Нас,
красивые листочки

Он
с земли легко поднял.

Закружились,
полетели

И
на землю снова сели.

IV.
Работа над новым материалом.


Сейчас я прочитаю текст, из которого вы узнаете, почему книгу называют чудом, а
авторов произведения – волшебниками.

1.
Чтение текста детьми про себя;

2.
Беседа с учащимися по содержанию текста.


В какой форме была представлена нам информация?;


Что такое диалог;


Кто с кем здесь вступает в диалог. Обрати внимание на иллюстрацию сверху;


О чем нам повествует воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас
донести;


Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? Какое чудо творят
писатели? А в чем состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текстом;


Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ
текстом;


А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии?
Вспомните Н. Носова «Фантазеры». ( Фантазия – это основа воображения, в ней
много вымысла, воображение читателя всегда идет за мыслью автора, достраивая
образы – воссоздающее воображение).

Писатель
пользуется творческим воображением, способностью создавать нечто новое.

3.
Чтение текста в парах по ролям.


Прочитает этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в
диалоге?


С какой интонацией будете передавать мысли рассказчика? ( с интонацией
убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и
читатель обладают особым талантом);


А с какой интонацией будете читать вопросы ребят? (с любопытством и удивлением)

Физминутка

Солнечные
зайчики играют на стене.

Поманю
их пальчиком,

Пусть
бегут ко мне.

Ну,
лови, лови скорей!

Вот,
вот, вот — левей, правей!

Убежал
на потолок

И
забился в уголок.

V.
Выполнение заданий учебника.

1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился?
Почему?

Действующие лица сказки:
Девочка,
Мальчик,
Родители,
Гуси−лебеди,
Баба−Яга,
Мышка,
Печка, Яблоня, Речка.
Мне девочка очень понравилась, потому что смогла исправиться. Сначала она была
легкомысленной. Но потом стала доброй и отзывчивой. И она проявила настоящую
храбрость.
Мне нравится мышка, за её сострадание; а также Печка, Яблоня, Речка. Они волшебные.
Они помогли девочке, когда она выполнила их просьбы.

2. Можно ли содержание сказки соотнести с пословицей: «Сказка −
ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

В этой сказке много намёков, из которых можно вынести важные
уроки.
Поэтому пословица «Сказка − ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
подходит к этой сказке.

3. Подготовься к пересказу: вспомни последовательность событий;
раздели текст на части; определи главную мысль каждой части, озаглавь их и
составь план.

Части текста:
1. У родителей было двое детей, девочка и совсем маленький мальчик. Родители
ушли и велели девочке следить за братом.
2. Девочка заигралась и забыла про брата. Оглянулась, а его уже нет. И только
тени гусей−лебедей мелькнули у леса. Они унесли малыша.
3. Девочка бросилась в погоню. Она увидела печку, но отказалась есть ржаной
пирог. Она увидела яблоню, но отказалась от лесного яблочка. Она увидела речку,
но отказалась пить кисель и молоко.
4. Девочка пришла к бабе−Яге и та хотела сварить её. Мышка подсказала девочке,
что нужно бежать. Девочка схватила брата и бросилась прочь.
5. Баба−Яга отправила в погоню гусей−лебедей. Но теперь девочка не стала
чваниться. Она попила молока и речка укрыла её под берегом. Она съела яблочко и
яблоня укрыла её ветвями. Она съела пирог и печка спрятала её внутри.
6. Гуси−лебеди улетели, не найдя девочку. А девочка с братом вернулись домой.
Тут и родители пришли.
Главные мысли частей:
1. Маленьких детей одних оставлять нельзя.
2. Свои обязанности нужно выполнять, а ошибки исправлять.
3. Нужно быть отзывчивыми и вежливыми.
4. Нужно уметь проявлять решительность и помогать попавшим в беду.
5. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми.
6. Все хорошо, что хорошо кончается.
План:
1. Наказ родителей.
2. Похищение брата.
3. Печка, яблоня и речка.
4. Избушка бабы−Яги.
5. Погоня и помощь
6. Возвращение.

4. Самостоятельно составь рассказ о девочке. Тебе помогут
вопросы из «Рабочей тетради».

Девочка жила с мамой и папой. У неё был маленький брат, за
которым она должна была присматривать. Но девочка не уследила за братом и того
унесли гуси−лебеди.
Девочка побежала следом и встретила печку, яблоню и речку. Она не стала есть
ржаной пирог, кислые лесные яблоки и простой кисель, потому что дома её кормили
лучше.
Девочка пришла к Бабе−Яге, и та хотела её зажарить. Но девочке помогла мышка,
которая посоветовала ей бежать.
За девочкой и братом гнались гуси−лебеди, но речка, яблоня и печка спрятали
детей, потому что девочка скушала их угощения.
Девочка стала доброй и отзывчивой, и поэтому все охотно ей помогали. Девочка
усвоила тот урок, и на обратном пути, когда гуси−лебеди могли их догнать в
любую минуту, она сразу соглашалась принять угощение, чтобы получить помощь.

5. Прочитай подчёркнутые слова. Это устойчивые выражения. Какие
ещё ты знаешь?

Чистое поле, кисельные берега − подчеркнутые слова.
Цыплят по осени считают.
Избушка на курьих ножках.
Стали они жить−поживать да добра наживать.

VI.
Рефлексия


Какое настроение было у вас в процессе урока?


Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на
сегодняшний день? ( Бережное и аккуратное отношение к учебной книге)

VII.
Подведение итогов урока


Что нового узнали на уроке?


Чему научились?


Какие знания и умения , приобретённые в первом классе, вы сегодня закрепили?

VI I I.
Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.


Вспомните, как вы оценивали себя и других в первом классе. С помощью каких
условных знаков? Что обозначал каждый цвет фишки?


Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорчика» — цветных фишек.


Сегодня мы познакомимся с новой формой оценивания – «Лесенкой достижений». У
неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало
потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька
означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая
высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и
почётное место, честь вам и хвала!


Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну
из лесенок треугольник.

IX.
Домашнее задание
 .


Расскажите родителям о том, какие ценные знания вы получили на уроке.


Выполните третье задание на с. 5.


Подберите обложку и закладку к учебнику.


Принести книгу, прочитанную летом.

Спасибо
за работу.

  • Сказка про эколят молодых защитников природы
  • Сказка про чужие краски читать
  • Сказка про эльзу аудиосказка
  • Сказка про черную дыру
  • Сказка про цветочек и бабочку