Сказка про уважение к старшим

Секрет того, что такое сказка и как ее превратить в жизнь, знает журналистка наталья калюжная. что такое сказка и как

Секрет того, что такое сказка и как ее превратить в жизнь, знает журналистка Наталья Калюжная.

Что такое сказка и как ее превратить в жизнь! Этот секрет знает журналистка Наталья Калюжная (на снимке). Успешная сценаристка и редактор украинских телестудий после своих 40 «вышла из телекадра» и осуществила сказочную мечту. Начала читать и писать истории для малышей! И уже больше года Наталья работает в студии звукозаписи «Так Треба Продакшн», озвучивает и дублирует фильмы и мультфильмы.

В течение 20 лет зрители и слушатели со всего мира, а Наталья еще и вела рубрику новостей из Украины на радио UBN (США), вряд ли догадывались, что журналистка с нежным харизматичным голосом на самом деле его… стеснялась и недолюбливала. «Очень давно, когда я записывала на радиостудии какую-то рекламу, то изо всех сил пыталась читать низким и солидным голосом. Но, услышав экспромты, звукорежиссер безапелляционно заявил: «Мне не нужен какой-то другой голос, мне нужен твой!» — начала Наталья свою историю и призналась, что никогда серьезно не воспринимала комплименты. И надеялась, что когда-нибудь от работы и у нее от удовольствия будут бегать мурашки.

От разочарования до Книги рекордов Гиннесса

Делая последние попытки освоить что-то новое, для уверенности Наталья Калюжная записалась на курсы озвучки и дубляжа. И после их окончания, окрыленная новыми знаниями и похвалой преподавателей, журналистка стала проситься на пробы. Но они принесли большое разочарование. Потому что, как оказалось, на озвучку приглашали актеров с опытом. Простенький китайский микрофон стал следующим этапом в саморазвитии. Она принялась читать сказки. Дома и вслух. И только через полгода ее вдруг позвали на пробы по озвучке аудиокниги и пригласили читать польские народные сказки для приложения АБУК, которые создавали на «Фоннации продакшн». «Часто мысленно благодарю их за то, что взяли «с улицы» — просто послушали и увидели во мне рассказчицу-сказочницу. Вскоре меня приобщили к созданию мобильного приложения «Аудіоказки Українською», где я стала одной из основательниц и одним из первых актеров озвучивания сказок», — говорит Наталья.

Позже над проектом стали работать и другие волонтеры, и вместе создали более 750 аудиосказок — это самая большая коллекция сказок на украинском языке в мире. Планы тоже сказочные — озвучить тысячу и одну сказку и попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

Для кого Котик так умывается?

Первым и главным рецензентом вечерних стихов для детей стал Ярослав — муж Натальи, который сказку о дедушке Дремайле сразу же санкционировал крепким сном. «Подействовало, как успокаивающая конфета, — ам и спишь», — обрадовалась тогда Наталья.

Фанаты добрых рассказов сразу же дали о себе знать. Одна мама написала: «Вчера, читая сыну второй раз стишок, заменила «ляльки» на «машинки». Сыночек спросил: «А куда делись «ляльки»? Читай еще, хочу, чтобы были «ляльки»!». И так я читала стишок еще четыре раза:

«Чом так тихо пада сніг,
Замітаючи поріг? —
В хаті спить 
мале дитятко,
А ще киця й кошенятко,
І маленький павучок
Умостився на бочок.
Спить каструля, 
спить люстерко,
Спить надгризена цукерка,
Сплять ляльки 
і книги сплять,
У дві дірочки соплять.
Спить товста велика шафа
Й намальована жирафа,
І жаринка в грубці вмить
Робить вигляд, наче спить.
Всі вляглись, закрили очі, —
Їх сніжок будить не хоче,
Тихо-тихо далі йде,
Поки свій сон не знайде…».

Однажды из Тайваня(!) пришло письмо с просьбой прислать больше аудиосказок для малышей Нины и Вани. Их мама призналась: дети слушают только украинские сказки и только в исполнении Натальи. И как только слышат ее уникальный голос — хлопают в ладоши, сажают рядом свои игрушки и слушают.

Такие отзывы вдохновили журналистку на создание своего канала на Ютубе «Добрая Сказка» и группы в Фейсбуке для украинских семей с детьми «Добрая Сказка». Наталья сразу же приобщила к проекту свою сестру — Ирину Браун, которая живет в Германии. «Мы очень скучаем друг по другу, а это общее дело нас как будто сблизило в мыслях, чувствах, планах. Мы обе с удовольствием работаем над этим, наполняем страницу историями, кулинарными и творческими идеями, радуемся, что страница интересная, — улыбается женщина. — А совсем недавно я подкинула сестре идею попробовать написать коротенькие сказочки, чтобы я могла их озвучить. И она, химик-лаборант, это сделала!

Первая ее сказка — это спокойная, убаюкивающая история о Котике, который любил умываться на пушистом облаке, чем очень удивлял всех, кто наблюдал за этим необычным действом. Правда, никто не мог понять, зачем или для кого Котик так умывается? Эта аудиосказка — не просто рассказ: во время прослушивания и засыпания деткам можно делать легкий массаж, поглаживания (там есть повторяющийся текст о том, как умывается котик, и вместе с котиком можно гладить ребенку ручки, ножки, щечки, животик). Так малыши быстрее расслабляются и засыпают».

Об украинской светлой и чистой душе

Сама Наталья, которой нравятся сказки скандинавов, британцев, балтийцев с древней магией и легендами, обожает нежные названия в украинских сказках. Например, «кривенька качечка», «рукавичка», «сестричка», «братик», «зайчик», «сонечко», «зіронька», «лисичка». «Это — об украинской светлой и чистой душе, открытой для всех и для всего. Такой народ может нести только добро. Он никогда первым не станет враждовать. Он с пеленок воспитывает в своих детях любовь к ближнему, к природе, уважение к старшим, готовность помочь другу в беде. Еще нравится в украинских сказках момент сплоченности — она часто является ключевой в преодолении разных бед. И это тоже о нас, украинцах», — поделилась добрая сказочница.

А вообще, как говорит Наталья, в ее семье целый бомонд сказочников. Еще с детства Наталья и ее сестренка становились свидетелями ночного действа, когда их мама Светлана, учительница, разрисовывала лаком для ногтей разные грушки-яблочки, ежиков, чтобы детям интереснее было учить буквы и цифры со сказочными героями. Ее уроки всегда были интересными, а школьный класс — страной фантазий.

Творческий в дружном семействе и папа Анатолий Мовчан, писавший стихи, и свекор — папа мужа, Виталий Калюжный, произведения которого вошли в патриотическое собрание по случаю 30-летия независимости «Наш край». А когда трое его сыновей были маленькими, переписал в стихотворном виде сказки «За щучим велінням», «Курочка ряба», «Колобок», «Кривенька качечка» и другие, да еще и с хорошим украинским юмором и непростым сюжетом.

Как сказку превратить в жизнь? Сестры-сказочницы знают: нужно не только мечтать. А действовать! Ведь именно так поступают все сказочные герои.

Сказка про уважение к старшим

Ирина Браун (Мовчан) и Наталия Калюжна (Мовчан)

Фото из семейного архива Натальи Калюжной.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 135. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Что нового вы узнали о литературной сказке? Назовите авторов литературных сказок, которых вы знаете. Можно ли сказать, что сказки Даля и Одоевского написаны по образцу народных сказок?

Я узнала, что литературная сказка похожа на народную сказку. В ней есть многие особенности волшебных сказок. В ней также добро побеждает зло, а герою приходится преодолевать трудности и демонстрировать свои высокие моральные качества.

Я знаю следующих авторов литературных сказок: Пушкин, Даль, Одоевский, Мамин-Сибиряк, Киплинг, Родари, Коваль, Михалков.

Я считаю, что сказки Даля и Одоевского написаны по образцу народных сказок. У них есть сходство в сюжете, зачин, концовка, троекратные повторы, сказочные выражения. Героям приходится преодолевать похожие трудности.

2. Какие особенности волшебных сказок можно увидеть в прочитанных авторских сказках?

В авторских сказках можно увидеть: зачин и концовку, троекратные повторы, сказочные выражения, борьбу героя со злом, волшебного помощника и превращения, торжество добра и справедливости.

3. Перескажите самые интересные эпизоды из понравившейся сказки.

Мне понравилась сказка Одоевского «Мороз Иванович»

Пересказ самых интересных эпизодов из сказки «Мороз Иванович»

Героиня сказки трудолюбивая Рукодельница отправилась в колодец за ведром.

Там она увидела волшебный мир. Она встретила печь с пирогами и яблоню, и помогла им.

А потом она пришла к Морозу Ивановичу и угостила старика пирогом и яблоками.

Она три дня работала на Мороза Ивановича — взбивала перину, убирала в доме, готовила, чинила одежду. Она не ленилась и заслужила богатый подарок.

А Мороз Иванович рассказал ей про тайны природы. Он объяснил, почему не вымерзает трава под снегом, почему не нагревается вода в колодце, рассказал, как опасно не вовремя закрыть печные трубы.

Рукодельница вернулась домой с ведром серебра и бриллиантом. А её ленивая сестра Ленивица получила лишь сосульки.

4. Какими важными мыслями хотели поделиться с вами авторы? Почему они для этого выбрали форму сказки?

Авторы хотели сказать, что добро всегда сильнее зла. Что верные друзья помогут в любой беде. Что труд и вежливость вознаграждаются, а лень и жадность наказываются.

Сказка является увлекательным литературным произведением, она легко запоминается и её интересно читать. В ней легко выделить основную мысль, мораль или намёк добрым молодцам. Именно поэтому авторы выбрали сказку, чтобы легче донести до читателя свои мысли.

5. Докажите, что Снегурочка и Рукодельница знали секрет счастья.

Снегурочка узнала секрет счастья, когда заблудилась в лесу. Её спасла Жучка, верный друг. И девочка поняла, что счастье в том, чтобы иметь верных друзей.

Рукодельница знала, что счастье в труде. Она никогда не ленилась и выполняла любую работу на совесть. И за это получила богатый дар.

6. Попробуйте придумать свою сказку. Для этого выберите персонажей с противоположными чертами характера. Выберите для них испытания, волшебных помощников. Не забудьте про особенности сказки (зачин, концовка, троекратные повторы, сказочные выражения). Помните, что в сказке добро побеждает зло, а терпение, забота, уважение к старшим помогают герою справится с любыми трудностями.

Пример сказки «Как Иван и Егор женились» для 3 класса.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил в одной деревне Иванушка-дурачок. Был он добрым, отзывчивым, никому дурного слова не сказал.

А в соседнем доме жил Егорка-сморчок, жадный, грубый и ленивый.

Вот раз собрались Иванушка и Егорка в лес за грибами. Долго по лесу ходили, разбрелись в разные стороны, заплутали. Три дня по лесу ходят, друг друга найти не могут.

Вдруг видит Иванушка — старичок-лесовичок бревно огромное тащит, надрывается.

Поздоровался Иванушка, помочь предложил. Отстранил старичка в сторону, да бревно на спину взвалил и до самой избушки старика донёс.

А старичок улыбается, говорит: «Спасибо тебе огромное», и шапку с каменьями драгоценными протягивает. Отказывается Иван, не нужны ему камни. Старичок снова улыбается и мешок денег протягивает. Опять отказывается Иван. А старичок ему и говорит, что раз он от двух даров отказался, то третий обязательно примет. И посылает Ивана за клубочком идти, к счастью своему.

Пошёл Иван за клубочком, а тот меж деревьев катится.

В то же время и Егорушка встретил старика с бревном. Да только не стал ему помогать, а обругал, пнём старым назвал и дальше идти хотел.

А старик нахмурился и даёт Егору клубочек. Говорит, что если Егор за клубочком пойдет, то судьбу свою встретит.

Фыркнул Егор, но за клубком пошёл, а вдруг к деньгам выведет?

Пришёл Иван к терему лесному, а там красавица у окна сидит. Алёнушкой её зовут. Посмотрела она на Ивана, влюбилась, да и Иванушке девица по сердцу пришлась. Решили они пожениться и вернулись обратно в деревню.

Пришёл Егор к болоту лесному, а там кикимора сидит. Окрутила она парня и на себе жениться заставила.

Встретились в деревне Иванушка-дурачок и Егорка-сморчок. Иван про жену рассказывает, глаза от счастья светятся. Егор про жену рассказывает, плюётся в сторону.

Так и стали жить. Иван с Алёнушкой в ладу и согласии, а Егор с кикиморой в ссорах и ругани. Кто что заслужил — тот того и получил.

7. Сделайте вывод: что мы изучали в этом разделе.

Вывод: в этом разделе мы изучали особенности литературных сказок, их сходство и различия со сказками народными.

1

  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Почему нужно уважать старших?

В истории многих народов уважительное отношение к родителям и пожилым людям является основой построения взаимоотношений в обществе. Старших людей почитали и уважали. К ним шли за помощью и советом, как к хранителям знаний, передаваемых из поколения в поколение.

Уважение к людям старшего возраста является основополагающим принципом цивилизованного общества. Оно прививается всем с рождения: родителями в семье, воспитателями в детском саду, учителями в школе, и остается с человеком на всю жизнь.

Уважение к старшему поколению воспитывается с детства и прежде всего начинается с уважения к самому себе. Человек не идеален. Осознание и принятие этого факта помогает воспитать в себе чувство самоуважения. Человек, уважающий себя, принимает и любит себя таким какой он есть со всеми достоинствами и недостатками, и так же будет относится к окружающим людям.

В семье следует уважать и почитать мать и отца, ведь они вкладывают много сил и внимания в воспитание своих детей. Уважение к родителям выражается в заботе и вежливом общении с ними. Эта заповедь прописана в Библии и должна передаваться в семье из поколения в поколение.

Не все, будучи детьми, помнят об уважении к отцу и матери. Зачастую они сами не проявляют должного уважения друг к другу или к своим родителям. Что же в таком случае можно требовать от ребенка? И лишь став родителем, мы сами начинаем понимать, как больно ранит грубое слово, произнесенное собственным ребенком, и как приятно, когда сын или дочь целует в щеку просто так.

Следует помнить всегда, что люди старшего поколения имеют ценнейший жизненный опыт. Этим опытом они хотят поделиться с нами, подсказать как поступить в той или иной ситуации, а нам кажется, что они «читают нотации». Это задевает самолюбие. Но человек, уважающий старших, не позволит себе высказать оскорбительное замечание в адрес пожилого человека. Он прислушается к данному совету, сделает правильный выбор, что в итоге приведет к благоприятному решению насущной проблемы.

Уважайте стариков за их мудрость, ведь она им не так уж и легко далась. Люди старшего поколения прошли через войны, голод, тяжелые жизненные испытания, расплатившись за сегодняшнее благополучие своими силами и здоровьем. Поэтому уступите место в транспорте, поднесите до подъезда тяжелые сумки, позвоните бабушке или дедушке. Искренняя забота и уважение привнесет в жизнь старика радость и тепло.

ЕГЭ. 11 класс. Итоговое сочинение

«Мир соткан десятками тысяч душ и каждая из них желает быть в покое…» — эта фраза одинокой пожилой женщины, послужившая ответом на грубость в метро, заставила обратить на нее внимание. Как часто люди не задумываются о важности проживаемой жизни, об опыте и умениях которые должны передаваться из поколения в поколение. Человек приходя в этот мир чистым, порой покидает его без понимания жизненных истин.

Уважение к старшим, эта неотъемлемая часть воспитания ребенка. «Уступи место…пропусти в очереди», с детства нам прививают элементарные правила поведения по отношению к старикам. С наступившим взрослением, большая часть молодого поколения будто вычеркивает из головы, заложенные ранее устои. Все чаще можно встретить конфликт между учеником и заслуженным учителем с многолетним стажем, внуками и прародителями.

Почему складывается такая тенденция? На этот вопрос невозможно ответить с полной уверенностью. Можно сказать точно, что в понижении уровня ценности старости, виновников определить трудно. В современном обществе нет места безукоризненному подчинению, это связанно с развитием мира, религией и давлением социума. Главная задача, не вдаваясь в придирки, сделать остаток жизни людей в возрасте счастливым, полным положительных эмоций и заботы. Ведь стоит помнить о жизнях которые они дали, о передаваемом опыте, о памяти которую оставляет человек, все это дает им право быть уважаемыми младшими поколениями.

Басня Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» заставляет задуматься, правильно ли мы поступаем, идем ли по верному пути. Образ главного героя это воплощение нынешней ситуации по отношение к возрасту. Многие молодые семьи вынуждены ухаживать и проживать под одной крышей с их бабушками и дедушками, обременяя себя. Они делают это без капли сожаления и упреков, осознавая, что те тоже были молодыми, работали на благо будущего поколения и сейчас их время платить. Плата любовью, уважение, общение, все эти проявления заботы в совокупности делают стариков счастливыми, они ощущают себя нужными, что прожили свою жизнь не зря.

Забывая о стариках, мы забываем о себе. Будущему нужна вера в добро, в хорошие, искренние поступки. Необходимость на некоторое время забыть о гордыне, уступить место в очереди или общественном транспорте, может продлить жизнь бабули из соседнего двора на один день. Делай добро, и оно обязательно вернется.

Об отношении к пожилым людям (по тексту В.Осеевой)

Почему в семьях по-разному относятся к пожилым людям? Именно над этим вопросом размышляет В.Осеева в тексте, предложенном для анализа.

В ходе своих рассуждений автор рисует образ “бабки”, к которой вся семья относится неуважительно, несмотря на то что она всех любит. Особенно внука. К нему однажды пришёл друг и, увидев, как Борька относится к своей бабушке, сильно удивился: “А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная”. Из этих слов можно понять, что Борькин товарищ был воспитанным малым и в его семье к старшим относились совсем по-другому: их ценили, любили, уважали.

Спустя время, когда “бабка” Борьки умерла, родители решили открыть её сундук, в котором лежала запертая шкатулка. Отец достал оттуда вязаные вещи для каждого члена семьи и пакетик с леденцами, на котором было написано: “Внуку моему Борюшке”. “Борька вдруг побледнел, вырвал пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули”. Писательница убеждает нас в том, что мальчишка поздно осознал, как сильно его любила бабушка, несмотря на равнодушное отношение к ней.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что герой рассказа поначалу не понимал, как нужно относиться к старой бабушке. Никто это ему не объяснил. И только потеряв её, он понял, как был не прав.

Автор считает, что отношение к пожилым людям во многом зависит от воспитания человека.

С этим нельзя не согласиться. Действительно, пример отца и матери здесь играет огромную роль. Взрослея, ребёнок, может быть, сам поймёт, “что такое хорошо и что такое плохо”. Главное – не было бы поздно.

Таким образом, приходим к выводу: в семьях к пожилым относятся по-разному, потому что и сами люди разные, и воспитаны они по-разному. Однако всем надо помнить: как ты относишься к отцу-матери, так и твои дети будут относиться к тебе.

Неуважение к старшим поколениям

  1. А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей. В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
  2. В романе в стихах А .С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.

Час общения на тему : « Почему нужно уважать старших »

Час общения: « Почему нужно уважать старших »

Цели:

воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим.

Подготовительная работа.

Заранее учащиеся готовят сувениры, приглашения на мероприятие для своих бабушек, дедушек, людей преклонного возраста.

Оборудование: компьютер, фото, сувениры внимательными к окружающим.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день, дорогие наши бабушки, дедушки, гости. Мы рады, что вы пришли к нам. Вы для своих внуков являетесь лучшими друзьями. И говорю я это с полной уверенностью, потому что не раз слышала от ребят много теплых и добрых слов о вас, искренне любящих их, ваших детей, внуков и правнуков, не жалеющих для них ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости. Да и вы сами сегодня в этом сможете убедиться.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшему поколению, о чуткости и отзывчивости. Ребята, а вы знаете, когда отмечается День пожилого человека?( ответы детей)

— А принято его отмечать повсеместно в первый день второго осеннего месяца — 1 октября: это торжество имеет международный статус. Кстати, дата выбрана неслучайно: бытует мнение, что старость — это золотое время, осень, как известно, тоже называют золотой, поэтому и было решено выделить старшему поколению специальный день в самый разгар осеннего сезона.

Скажите, а как вы понимаете

— «Старость»?

— «Уважай старших»? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. А сейчас мы с вами посмотрим очень интересную и поучительную притчу.

Притча «Воробей».

Воспитатель: (беседа по содержанию)

-Ребята, о чем шла речь в этой притче? Правильно об отношениях между старшим поколением и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.

(Стихотворение читает ученик)Много есть друзей вокруг, но считаю я, Что мой самый верный друг – бабушка моя. В воскресенье и в субботу ей не надо на работу, Наступают для меня два особых дня. Видеоролик (Бабушка и дедушка кто это для меня?)

Воспитатель: Да, легче сказать, чего они не умеют делать.

Стихотворение читает ученик: Много у бабушки с нами хлопот: Варит нам бабушка сладкий компот, Шапочки теплые надо связать, Сказку веселую нам рассказать. Трудится бабушка целые дни. “Бабушка, милая, сядь, отдохни! Мы тебе песенку нашу споем” Дружно мы с бабушкой милой живем! Т. Волгина Воспитатель:

Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Скажите, а всегда ли вы приветствуете утром бабушку, дедушку? Какую радость вы им доставляете? Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать, чем заниматься? Расскажите о жизни своих родных. (
Учащиеся рассказывают об интересных и памятных событиях из жизни бабушек и дедушек)
Воспитатель:

Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них. Ученик: Такая у деда растет борода, Что я на нее удивляюсь всегда. “С ним, – мама сказала, – не будешь в беде: У дедушки много ума в бороде”. И правда: попросят родные совет, Погладит он бороду – скажет в ответ. Завидую дедушке я иногда, Скорей бы росла у меня борода.

Воспитатель:

С давних времен существует множество народных пословиц об уважительном отношении к старшим. Пословицы изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость, суть в поучительной форме.

Воспитатель:

В русской традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов. Старики были главными авторитетами в хранении традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, его возрасту и опыту.

Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай», — учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай», — говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку», — услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит», — говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики», — скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», — считают чеченцы.

Воспитатель:

Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.
Воспитатель:
А сейчас, я предлагаю вам поиграть, задание называется комплимент. Это игра для детей. Победителей и проигравших в ней нет, однако при желании самых активных можно наградить призами. Заранее нужно подготовить вырезанный из желтого картона круг и такого же цвета длинные прямоугольники (как можно больше), которые будут исполнять роль лучиков солнца. Каждый ребенок по очереди прикрепляет к солнышку лучик и произносит комплимент в адрес пожилых людей.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их здоровью, самочувствию, заботьтесь о них, любите, уважайте и помогайте во всем.

Воспитатель

: А в завершении, ребята, помните, чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши родные, знакомые, соседи, друзья. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка, работа по двору и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки, дедушки, папы или мамы. Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки. А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в кино, не спешите в общественном транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире, доме, приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.
Воспитатель:
В завершении нашего часа общения я хочу обратиться к вам уважаемые родители, бабушки, дедушки , личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети.
А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, за их поведением, разговорами, поступками, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.

Воспитатель:

Наше мероприятие подходит к концу дорогие наши бабушки дедушки, гости, наши дети приготовили с огромной любовью для вас памятные сувениры к этому чудесному празднику. (вручение сувениров).

Консультация для педагогов «Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания»

Жанна Габайраева

Консультация для педагогов «Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания»

Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания.

Особого внимания, заслуживает такая осетинская традиция, как уважение к старшим. Осетинский народ гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека. Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших. В семейном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социально-психологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности. Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие)

обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни.

Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях. Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке рассаживания гостей за трапезой, ведения беседы, разговора, в жестах, позах и т. д.

Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к взрослым людям в осетинских семьях закладываются с раннего детства. Искусству уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни. Вместе с тем детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только со стороны родителей, но и со стороны Бога. Таким образом, в культ возводится и религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к родителям, старшим. Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из жизни народа. Так, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение, внимание.

Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета. Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение. Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, жевать и т. д. У чеченцев считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.

Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при их общении друг с другом. Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т. п. Манера разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника.

Младший, приветствуя старшего, обязательно должен встать, уступая свое место, и не садиться до тех пор, пока старший не сядет или не пригласит сесть. Также младшим воспрещается окликать старшего.Пословица гласит: «Старшего не окликают, а идут к нему»

, или
«Тот, кто окликает тебя, тот старше»
.

Следует отметить, что у осетин быть старшим — не только право, но и обязанность, потому что существуют обязанности старших перед младшими. Сила этой нравственной традиции еще и в том, что она побуждает самих воспитателей к постоянному самовоспитанию. Она обязывает старших всегда быть достойными уважения, быть внимательными, заставляет проявлять заботу о детях, не допускать по отношению к ним грубости, неуместных слов, соблюдать педагогический такт в общении, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания, делать все, чтобы укрепить семейные узы. Уважение, почет и послушание младших требует от старших постоянного самоконтроля в словах и делах, они служат для детей как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.

Уважение к старшим внедряется в сознание осетин как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа.Отсюда целый ряд пословиц-наставлений типа: «Старшего почитай — сам станешь почитаемым»

,
«К старшему прислушивающийся в делах преуспевает»
,
«Кто старшего не послушался, в большую яму упал»
, «Не стремись к почетному месту — если ты его заслужишь, оно тебе достанется».

Свидетельством того, что указанная традиция действительно соблюдается осетинами в настоящее время.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание степи в повести «Тарас Бульба» 7 класс
    В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Николаем Гоголем, показана небывалая красота природы, которую автор описал, как нечто живое и трогательное
  • Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря
    Поэма «Мцыри» — одно из самых популярных произведений М.Ю. Лермонтова. Писатель описывает жизнь ребёнка, который в возрасте шести лет попал в монастырь. Ситуацию, заложником которой он стал
  • Сочинение Герои рассказа Муму (Характеристика)
    Произведение «Муму» считается самой известной работой И. С. Тургенева. Главными героями этого произведения являются не только люди, но и не большая собачка чьей кличкой и назван рассказ.

Сказки приходят сказочникам из жизни, из увиденного. Они слагаются народом, или одним автором как вымышленный рассказ и передаются из уст в уста, несут в себе важный смысл – обучение жизни. Сказки один из жанров фольклора или литературы. Возникли они в глубокой древности и делятся на бытовые, волшебные, героические, реалистические, сатирические, о животных. Сказки всегда поучительные, с хорошим и добрым концом.

Сказки пишут не только для детей, но и для взрослых. «Взрослые иногда нуждаются в сказках даже больше, чем дети», — сказал однажды писатель Олег Рой и это абсолютная правда.

Казахские сказки

Казахские сказки — своими истоками уходят в далекую древность, это образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, красочный мир народного художественного вымысла. Они отражают быт, нравы, обычаи, традиции, передают народную мудрость, остроумие, находчивость, щедрость степного кочевника. Они являются составной частью казахской мифологии наряду с генеалогическими родословными – шежире. Включают в себя предания, легенды о происхождении племени, родов, повествуют о жизни знаменитых людей разных родов. Из них мы узнаем о героической борьбе героев с чужеземными захватчиками, о вековой ненависти к своим угнетателям, о тяжёлом и непосильном труде казахского народа.

В сказках прославляется находчивость и мудрость, героизм и простота бедняков, высмеивается алчность, глупость, жадность баев. Всегда добро побеждает зло, торжествует правда и справедливость.

Казахские сказки выразительны и лаконичны. В них много фантазии, юмора и сарказма. В них прослеживаются национальные элементы свойственные казаху степняку это одежда — шапан, обувь — мясы, музыкальные инструменты – домбра, кобыз, животные – тулпар и прочие.

Сказки – это бесценный клад большой информации, в котором собраны исторические и культурные ценности народа. Проникновение арабских, китайских, индийских, русских сказок, культурные и торговые связи казахов с соседями способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов у народов Средней Азии. Сказки имели различное идейное содержание, в зависимости от общественного положения сказителя.

fcaff5f5104d26bb0105da558996ca9a

Казахский фольклор содержит большое количество легенд, сказаний, героических мифов и эпосов.

Г. Потанин делил казахские сказки на:

— сказки о животных

— волшебные

— богатырские

— волшебно-новеллистические

— бытовые новеллистические

— бытовые назидательные

— сатирические

М. Ауэзов квалифицировал сказки по следующим направлениям:

— сказки-легенды

— сказки об образе жизни древних людей и их подвигах, к которым писатель относит сказки, отражающие древний образ жизни, борьбу добра и зла, то есть это — волшебные сказки

— сатирические сказки, повествующие о борьбе добра и зла, правды и кривды

— сказки-побывальщины, повествующие об эпических героях

— небылицы, рассказываемые для веселья и забавы

Три основных вида сказок выделяет казахская фольклористика:

— волшебные

— бытовые

— сказки о животных

Сказки о животных

Часто в сказках помощники и друзья героя домашние животные – овца, коза, лошадь, верблюд, враги – змея, тигр, медведь, лиса, волк. Наши праотцы считали предками – тотемами животных и птиц. В повадках зверей показаны черты поведения людей: лиса лукава, волк жадный хищник, прототип угнетателя и насильника, медведь – увалень. Сказки создали определенные стереотипы, отталкивающие образы хищников. Например, волк поедает младенцев, набрасывается на труп умершего человека.

В сказке «Волк-жених» волк является оборотнем, превращаясь в человека, сватает прекрасную девушку, увозит её, после перевернувшись на земле превращается в волка. Сказка отображает бесправное положение женщины-казашки показывает её тяжёлое положение, горькую многострадальную долю.

Казахская пословица сравнивает баев с волками «Волк овце не товарищ, бай бедняку не товарищ».

Собака Сырттан (непобедимый) верный друг человека, наделена сверхъестественной силой, умом идеал трудового казаха-пастуха.

С особой теплотой и юмором казахи подчеркивают роль и значение домашнего скота в жизни кочевника.

Волшебные фантастические сказки

Сочетание шаманских и мусульманских верований и представлений казахов хорошо видны в фантастических сказках. В них видно стремление народа проникнуть за пределы видимого, найти землю обетованную, и разгадать тайны природы. Меткие стрелки, охотники, батыры участвуют в мужественной борьбе, совершают благородные подвиги спасают прекрасных красавиц, встречают на пути мудрых старцев-прорицателей, преодолевают опасности, борются с враждебными силами, например в таких сказках-легендах как «Ер-Тосик», «Кара-мерген», «Асан-Кайгы» и другие.

cc36538bef5d1ad75137bb6733090ae9

Сказки о необыкновенных приключениях охотников, повествующие о их быте, показывающие реалистические черты их характера, переплетающиеся с фантастическими чудовищами и животными. Например «Едиль — Жаик», два охотника жившие на берегах Волги (Едиль) и Урала (Жаик). Один боролся с кара-куланом, другой – с жалмаузом.

Сказка «Кула-мерген» («Одинокий охотник») повествует об охотнике, которого преследует сын хана подсылая к нему различных фантастических существ – мыстан-кемпир, жалмауза на сказочном верблюде желмайя – с целью отнять жену Мергена, золото косую Алтыншаш. Они спасают свою любовь от притязаний насильника, в этом им помогает выросший за время длительной борьбы в богатыря их сын.

Героям обычно помогают верные друзья: «быстроногий тулпар», чудесная птица «самрук» (птица-великан), великаны проглатывающие озера, скороходы. Герои фантастических сказок наделены необычной силой, острым зрением, чутким слухом, высокими моральными качествами, обладают высоким умом.

Отрицательные персонажи: одноглазый жалмауз (параллель с одноглазым циклопом из древнегреческих мифов); семиголовый жалмауз (людоед); жалмауз (параллель русская баба-яга); мыстан-кемпир, казык-аяк, карга-тумсук – старуха-злодейка, с ногой как кол, с вороньим клювом, коварная притворщица; айдахар – многоголовый змей, дракон; жез-тырнак – оборотень с медными когтями, являющийся в образе прекрасной девушки; фантастические джинны – бесы.

Им противоборствующие силы: пери, царь змей, волшебное кольцо, ковер-самолет, шапка-невидимка, и прочие.

Во всех сказках воображаемый и реальный мир сводится в одно слитное единство, проступает одна мысль – настойчивая попытка разгадать тайны природы, упорное стремление человека разгадать и проникнуть фантазией за приделы видимого, скудного окружения.

Богатырские сказки или сказки-побывальщины

Устный народный рассказ повествование о каких-либо событиях, быль, сказание, исторический эпос.

Главный герой в них батыр – защитник, отправляющийся в долгий путь с яркими приключениями, совершающий подвиг, выручающий из бед или неволи красавицу, или друзей, целые народы от невиданных чудовищ, проходящий через определенные испытания, защищающие честь рода. Богатырские сказки учат справедливости, отваге, взаимовыручке, мужеству, состраданию, трудолюбию, почтению к старшим, любви к отчизне, природе, простым людям. Перекликающиеся с эпосами, сказаниями, легендами и мифами.

Волшебно-новеллистические сказки

носят авантюрный характер, где герои сказки проходя различные приключения добиваются благополучия. К героям волшебно- новеллистических сказок относятся такие персонажи, как воры, приносящие благо людям, обманывающие баев, визирей и прочих. Мотив этих сказок является пародийно-переосмысленным мотивом волшебной сказки.

Сказки с героями-дурнями, как правило это третьи сыновья, обманутые старшими братьями в дележе наследства, простофиля. Бай всегда глуп и визирь жаден и любвеобилен. Бедняк всегда находит способ их наказать. Герои типичны. Они носят маски простофили, дурака, шута отстраненных от мира, безнаказанно нарушающие закон. Их поступки позволяют проверить человека. В сказках много комических парадоксов, нелепостей, ситуаций, в них высмеивается мнимое чудо. Отрицательные герои черти, великаны. Сказки этой группы представляют собой переходную ступень от фантастических к бытовым.

Бытовые новеллистические или социально — бытовые сказки притягивают слушателя интересным переплетением сюжетов, описанием умения героя ловко выпутываться из запутанных ситуаций, прочно связаны с реальностью. Здесь существует один земной мир, передаются особенности пастушеского быта, главный персонаж обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями с помощью хитрости, смекалки, ловкости и добивающийся своего любыми путями. Мечтающий о горах, долинах и пастбищах, покрытых сочной травой, прекрасным климатом исключающем джут (гололедица), мор скота.

Глубокая по смыслу сказка «Жупар-корыги» о матери огромного семейства – Жупар, после джути и мора уводит своих детей из обнищавшего рода и находит благодатную долину, куда впоследствии переселяет свой род. Именно женщина – мать осуществляет извечную мечту казахского народа о счастливой стране, в яростной и неустанной борьбе за счастье своих детей, чего не могли найти герои. Подчеркивается мысль, что материнство – основа зарождения и расцвета жизни, могучей, мудрой силой жизни утверждения.

В основном новеллистические сказки предназначены для взрослых, отличаются простым разговорным языком.

 Бытовые семейные сказки

Обычно два брата – богатый и бедный, глупый и умный, скупой и щедрый, смелый и трус. Герои – пастухи, спасающие стада от хищных зверей, стихийных бедствий, хитроумных воров. Цикл об остроумных, ловких, находчивых ворах, например Тазша, Алдар-Косе.

Ханы изображаются в основном суровые, коварные, мстительные, пытающиеся погубить главного героя сказки, дают невыполнимые задания юноше, пока герой не окажется победителем жестокого хана. Сюжет обычно построен на описаниях поединков, походов, набегов злых и добрых персонажей.

Детские сказки

Детские сказки представляют собой смешение фантастических, бытовых, и сказок о животных, отличающиеся занимательностью, комичностью, «небылицами», переносящими человека из обычной среды в мир фантастических существ, птиц, насекомых и т.п. Несмотря на малые размеры герои сказок Куийрчик и Котыр-торгай, становятся победителями и людей и волков.

Тема утверждения жизнеспособности и победоносности маленького существа проходит через все детские казахские сказки, внедряя веру в свои силы в сознание детей, воспитывая находчивость, волю к победе. Они стирают грань между человеком и окружающей его природой. Человек сливается с природой и чудесным образом возникает из нее, являясь неким космическим существом, разрушившим рамки обычного физического существования реального человека. Они способствуют развитию фантазии и воображению в детском сознании.

Бытовые назидательные сказки

притчи, семейно-бытовой тематики, личной жизни, осуждающие и высмеивающие человеческие недостатки в семье и быту, сюжеты назидательного характера, близкие к бытовым анекдотами рассказам и т.д. Персонажи связаны между собой супружескими, родственными отношениями. В их обрисовке важна сословная принадлежность: ханы, баи, купцы, бедняки, нарушены естественные основы феодального быта, что заставляет героев страдать, а читателей переживать. Сказки о жадности мужа или жены, о жадности хозяев с приемами комизма.

Сатирические сказки

Спецификой сатирических сказок является гротескный характер образов, осмеяние пороков и недостатков героев, пародийное изображение положений. Сатирическая сказка — это нередко ряд самостоятельных эпизодов, связанных одним персонажем, общей идеей, основой содержания является бытовая, социальная сатира.

Небылицы

сказки, построенные на бессмыслице, небольшие по объёму, имеющие вид ритмизованной прозы. Особый жанр фольклора, самостоятельное произведение, или часть сказки, былина.

Мифологические сказки — cказки древности, в которых упоминаются божественные или полу божественные существа, животные, вышучивающие и обманывающие соперников, богов.

Фольклорная сказка — эпический жанр устного и письменного народного творчества, прозаический, повествовательный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. В ее основе лежит традиционный прозаический сюжет. Миф стал сказкой утратив свои функции. События, происходящие в сказке увлекательны.

Обычно сказка начинается со слов: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Заканчивается словами: «и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Фольклорные туры

На данный момент возникло такое новшество как фольклорные туры. Путешественникам и туристам предлагается посетить легендарные места казахского фольклора, гиды экскурсионных туров не хуже сказочника расскажут вам о красотах и чудесных местах Казахстана: Бурабай, Зеренды, Баянаул, Туркестан и прочие.

Достаточно интересных и уникальных мест, связанных с известными историческими личностями, их жизнью, творчеством. Фольклорные туры — это своего рода переплетение имиджа и истории нашего государства.

Литературная сказка — принадлежит конкретному автору, не существовавшая до публикации в устной форме и не имевшая вариантов, написанная в народнопоэтическом стиле, либо дидактическое произведение на основе фольклорного сюжета.

Надо отметить, что со временем изменилась и подача сказок. Сначала мы слушали их от сказителей, потом от своих родителей, дедушек и бабушек, вскоре появились сказочные программы, по телевидению и радио, граммофонные пластинки, после кассеты, диски, затем аудиозаписи.

Аудиосказки

Аудиосказки рассказываются актером в формате аудиоспектакля с музыкальным сопровождением, с различным количеством аудиоперсонажей, это живые диалоги. Они учат фантазировать, представлять, додумывать, развивают воображение, абстрактное мышление, концентрацию внимания, формируют фонематический слух у ребенка. (В разделе «мультимедиа»
портала El.kz представлены аудиосказки народов мира).

50c6e7a5f4e189cda584b35ef510f042

Созданы аудиосказки для тех, кто любит слушать и не любит читать, бережёт зрение, развивает речь. У ребенка формируется фонематический слух, что является непременным условием для правильного восприятия речи. Польза родителям, когда ребенок слушает аудиосказку, в это время можно выполнить домашние дела. Но есть и опасность, что аудиосказки могут отбить охоту у детей к чтению. Поэтому полезно обсуждать с ребенком прослушанную книгу и предложить вариант её прочтения по ролям вместе, так вы укрепляете семейную связь и отношения с ребенком.

Сказитель

Известно, что у казахов сказки рассказывал сказитель, у иных народов балагур, увеселитель, сказочник. Сказочников всегда ценили в народе. Они пользовались уважением. При повествовании использовали присказки, эмоционально сопровождая рассказ жестами, восклицаниями и вопросами, понижая голос, делая паузы, смеясь, играя словами, обозначая размеры руками.

 Собиратели сказок

Первыми собирателями казахских сказок были Шокан Уалиханов, Абубакир Диваев, Василий Радлов, Платон Мелиоранский, Александр Алекторов, Алексей Белослюдов и другие. Публиковались они в «Киргизской степной газете», «Айкапе», в отдельных сборниках.

Шокан Уалиханов в трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности, «Язык». «Самородная словесность» исследует множество народных сказок, поэм, легенд казахского народа.

В 19 веке казахский просветитель Ыбырай Алтынсарин создал первые образцы казахской детской литературы в современном виде, собрав их в «Киргизской хрестоматии» (1879, 2 изд.1906). Им собраны образцы устного народного творчества (притчи, сказки и прочие) переводы басен И.А. Крылова, рассказы Л.Н. Толстого на казахский язык, собственные дидактические рассказы.

М.О. Ауэзов отмечал влияние «Тысячи и одной ночи» на казахский фольклор. Казахский народ творчески относился к памятнику восточной литературы, заимствуя мотивы и сюжеты из арабских сказок, тем самым обогащая свои фантастические сказки. Из заимствований древне турецких народного романа «Бахтияр» («Бахтажар»), арабо-иранской древней эпической старины, значительная связь казахских сказок со сказочным фольклором русского народа прослеживается в разделе сказок о животных.

Сказкотерапия

Народная сказка может показать выход из сложной проблемы, добраться до подсознания, вывести глубоко спрятанные эмоции наружу. Она помогает взрослым разобраться в психологии. В далеком прошлом целители, рассказчики были почитаемы. В сказках есть ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и т.д. сказки обладают терапевтическим эффектом.

«Ключ к сказке не в настоящем, а не в прошлом»

Исследователь мифологии Кэмпбелл считает, что важно просто подобрать правильную сказку в затруднительной ситуации, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами.

Именно сказка соединяет наше сознательное с бессознательным. Наш мир образов и эмоций с нашими глубинными переживаниями. Когда мы хотим понять, что происходит внутри нас, и не можем найти выход из проблем, мы обращаемся к сказкотерапии.  

Сказки помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию, исцеляют. Рассказываю сказку человек как бы проживает её. При работе со сказкой выделяют два уровня: объективный, то есть события, реально происходящие в жизни и второй субъективный, где персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Рассказывая сказку человек, может осознать что-то, понять и даже оплакать травматическую ситуацию. Сказочные истории помогают взглянуть на себя со стороны и понять собственную историю, произошедшую с нами, и что на нас оказало влияние. У ребенка формируется творческое отношение к жизни, сказка помогает увидеть способы достижения целей, появляется уверенность в своих силах, развиваются скрытые способности к решению жизненных задач, самоконтроль, поднимается самооценка.

Сказкотерапия — это психологическое направление, в котором используются метафорические ресурсы сказки, позволяющие развить самосознание, творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, избавиться от комплексов и страхов, построить доверительные отношения с окружающими.

В сказкотерапии используются:

— сказки для детей, испытывающих страх темноты, перед медицинским кабинетом, работником;

— для гиперактивных детей;

— для агрессивных детей;

— для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, едой и т.п.

— для детей столкнувшихся с проблемами семейных отношений: развод, появление нового члена семьи и т.п.

Надо отметить, что все люди умеют сочинять сказки, это навык человеческой природы, а написание сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Все жанры сказок в целом образуют единое богатое и разнообразное сказочное творчество народа, выразившего в необычных, вымышленных историях свои представления о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться в действительности.

Наши предки открывали для себя мир, осмысливали, что их окружало. Сказки — это драгоценное наследие, доставшееся нам от предков, важный жанр устного народного творчества. Казахские сказки несут в себе много информации о постоянных и непостоянных элементах социальной организации казахского общества, объединили в себе различные элементы социально структуры и религиозных верований.

Однажды кандидат филологических наук Едеге Турсунов сказал о сказках так: «Трудолюбие и благородство, ратный труд на благо народа, уважение к старшим и защита слабого, честность и вера слову – вот что славят они. Эти моральные ценности — вечны»

И наверно прав был Ганс Кристиан Андерсон, когда отметил, что: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».

План-конспект
урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин
 «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Класс: 4

Предмет: литературное
чтение

УМК: Школа
России

Автор УМК: Л.
Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина

Тема урока: А.С.
Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока: 
урок закрепления изученного.

Цели: обучать
грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте
“Сказки о мертвой царевне
 и
 
о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на
части; формировать умения анализировать литературные произведения,
аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности;
формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи,
культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные
позиции на определение истинной
 красоты;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным
    переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
    ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
    произведение.

Личностные. Формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование
    учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
    деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
    изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы
    на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
    взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ
    художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов
    для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,
    умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка,
добро и зло.

Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради .

Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота
Руставели

Ход урока

1.     Мотивация
к учебной деятельности.

— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

II. Вступительное
слово учителя

 Как
называется наш раздел
?

— Каких писателей и поэтов вы знаете?

— На прошлом уроке с творчеством какого
человека мы познакомились?

Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались
автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина,
одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и
содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III.
Проверка домашнего задания.
 (дети перечитывали
сказку
)

    Демонстрация
слайдов. Ученики описывают данные на слайде события из сказки . (слайд 2 –
12
 ).

— Иллюстрации, которые вы посмотрели,
сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 IV.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с
которой мы познакомились на прошлом уроке.
 («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из
названия.
 ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём
значение этого слова в словарях.
 (работа
со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь –
человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин,
совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый,
дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый
воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному
жанру относится наше произведение?
 (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные
предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба
добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках
Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем
мы сегодня будем заниматься на уроке?
 (Борьба
добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы –
раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем
сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как
они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И.
Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре
значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик
зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные
понятия.)

— Можем ли мы  четко
разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и
семи богатырях”?

(Ученики перечисляют
героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев,
предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к
отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На
какие вопросы мы должны сегодня ответить?
 (
Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и
Зла?)

V.
Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без
которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой,
а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но
невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и
всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива»,
«своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна-
упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой
царевны?
 (Ответы
учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В
чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а
царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.)

 Какими
словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть,
зависть
.)

 Обладает
ли добрый человек такими чувствами?
 (Нет,
эти чувства характерны для злых людей.)

 А
как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не
держит на них зла, не пытается им отомстить)

  И
царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что
она обладает и внутренней, душевной красотой?
 ( Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа
у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и
все ей помогают.)

 С
чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
 ( С
цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли
было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли
она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения
«чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие
чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха
красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как
хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой
красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

  Для
того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и
зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают
определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев
положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна –
положительная)

 Что
такое положительные и отрицательные черты характера?
 (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм,
предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой
или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим.
 (
По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим
хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют
другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI.
Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше
будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз
царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как
царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок,
стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

1.     Где
живёт герой?

2.     Внешний
облик героя.

3.     Какие
поступки совершает?

4.     Какой
характер у героя?

5.     Как
к герою относится автор?

6.     Своё
отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько
ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не
понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается
жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит
гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого
человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые
поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и
даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас
сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот
вопрос.

VIII.
Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете
урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX.
Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по
группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую
роль они играют?

— Как автор относится к главным героям?
Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень
завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это
негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек
должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в
следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать
синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»;
подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее
понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.
Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

  • Сказка про тяпу читать
  • Сказка про трамвайчик слушать
  • Сказка про трех девочек
  • Сказка про трех богатырей в стихах
  • Сказка про трех котят белый серый черный