Сказка про устойчивые и неустойчивые ступени

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: разрешение неустойчивых ступеней в до мажоре. также вы можете бесплатно проконсультироваться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение неустойчивых ступеней в до мажоре». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов: 218

VI I T III Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может. Таблица трезвучий мажорного лада Виды трезвучий На каких ступенях строятся в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре б.

Разрешение неустойчивых трезвучий

Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым.

Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво.

Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие. Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например: Исключение – VII ступень.

Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх.

В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень.

Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора.

Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить.

В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь!

А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе. Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось: В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым.

В данном случае это уменьшённая квинта. Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало,

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.

Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.

Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:

  • Седьмая – вторая – первая.
  • Вторая – четвертая – третья.
  • Четвертая – шестая – пятая.

Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как “лад” и “тональность”.

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь.

Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок.

Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон – и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации – диез и бемоль – и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так – в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения.

Существует такое понятие как устойчивые и неустойчивые ступени. Так вот, устойчивыми ступенями в гамме любой тональности являются 1-ая, 3-я, 5-ая, остальные – неустойчивые. Вы наверняка заметили, что первые, взятые вместе составляют аккордовое трезвучие, а последовательно минимально возможное арпеджио – короткое.

Что же нужно знать об устойчивых и неустойчивых звуках и для чего они нужны импровизатору? Неустойчивые ступени “стремятся” в своем звучании к устойчивым, поэтому они слышатся как бы “незаконченными”, конечно же в рамках той гаммы, в которой они рассматриваются.

Здесь и главное отличие устойчивых и неустойчивых ступеней – первые “самодостаточны” и не требуют разрешения в другую ноту, вторые требуют. Так 2-ая ступень стремится к 1-ой, 4-ая к 3-ей, 6-ая к 5-ой, 7-ая к 1-ой.

При игре необходимо помнить, что неустойчивые ступени, или те, которые не входят в короткое арпеджио, нужно использовать осторожно, так как если на них акцентировать внимание мелодия может получится некрасивой.

Итак, активное использование устойчивых ступеней, делает фразы мелодии завершёнными.

При использовании “просто” гаммы (обыгрывая и до мажор, и ля минор, и соль семь одной и той же гаммой, не особо задумываясь) не всегда угадаешь как играть и на какую все таки ноту закончить фразу в импровизации.

Зная же арпеджио конкретно взятого аккорда эта проблема отпадает. Так, мы можем использовать неустойчивые звуки, “левые” нотки сколько нам нравится и как нам нравится, но вновь и вновь возвращаясь в устойчивые ступени.

Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая:

  • ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-ДО.

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:

  • ФА-ЛЯ-бемоль-ДО.

Таблица интервалов

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример — первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки тонического трезвучия):

  • ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

  • ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

  • СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

  • РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

  • СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.

Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

  • ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.

При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

  • РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
  • ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.

Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
  • РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.

Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:

  • Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
  • Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.

Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Интервальный состав малого вводного септаккорда:

  • м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7.

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:

  • СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА.

Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:

  • м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7.

Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре
СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре
СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь. Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок. Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации — диез и бемоль — и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре».

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  • строение мажорной гаммы;
  • знаки альтерации;
  • устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
  • разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  • транспонирование.

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета — сольфеджио.

  • Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности
  • Густав Малер: биография и семья
  • Интервал в музыке. Таблица интервалов
  • Что такое тональность в музыке? Понятие, определение и изменение тональности
  • Нотная грамота: азы
  • Акриловые лаки: обзор, характеристики и сферы использования, советы и отзывы
  • Как быстро научиться играть на гитаре: практические советы

Альтерация (от латинского alteratio) — изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез — повышение на полтона, бемоль — понижение на полтона, дубль-диез — повышение на тон, дубль — бемоль — понижение на тон, знак отмены альтерации — бекар.

Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).

И — вот оно!- в том числе под альтерацией подразумевается обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Наблюдательные музыканты заметили, что возможность применить альтерацию есть только там, где по определению расстояние от неустойчивой разрешаемой до устойчивой ступени более чем в полтона .

В альтерированной гамме в мажоре при движении вверх повышаются на полтона вторая и четвертая ступени, при движении вниз понижаются шестая ( из-за гармонического мажора) и вторая.

В соль мажоре ключевой знак фа- диез. Итак, считаем-

Соль — ля — ЛЯ-ДИЕЗ — си-до- ДО-ДИЕЗ-ре-ми- фа- диез- соль — фа-диез-ми-МИ- БЕМОЛЬ –ре -до-си-ля — ЛЯ-БЕМОЛЬ-соль.

Надеюсь, теперь понятно. Но (на всякий пожарный), не запутайся, в альтерированной гамме в миноре повышаются и понижаются другие ступени!

Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, откуда и происходит название аккорда.

В тональности септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы. Как и при построении трезвучий, при этом нужно использовать те звуки, которые входят в состав данной тональности. Поскольку интервалы между ступенями в гамме неравны, то септаккорды, построенные на различных ступенях, могут оказаться различными по строению — точно так же, как это происходит и при построении простых трезвучий. Названия и свойства разных септаккордов мы рассмотрим в свое время, а сегодня познакомимся лишь с одним из них, используемым чаще всего.

На этом уроке мы попытаемся разобраться в четырехзвучных аккордах. Надеюсь, вы уже немного освоили игру трезвучий? Если да, то пора двигаться дальше, отрицательный ответ направляет вас прямиком в Урок №5 (закреплять материал об аккордах).

Четырехзвучными аккордами называют аккорды, состоящие их четырех звуков.

На самом деле играть аккорды из четырех звуков не сложнее, чем аккорды из трех. В этом вы скоро убедитесь сами.

Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен ти­па «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.

Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций – б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).

Этот аккорд строится путем добавления к мажорному трезвучию малой терции (м. 3). Еще его называют доминантсептаккордом. Сейчас я вам добавлю немного теории о доминантсептаккорде. Не пугайтесь, это объяснение даст вам полезную информацию, которую вы сможете по достоинству оценить позже. Технические термины можно не запоминать, главное уловить суть, которая поможет вам подбирать аккомпанемент к любимым песням на слух.

  • Автор: Денис Чуфаров
  • Июл, 24 2018
  • Теория музыки
  • 1 Comment

В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности.

Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима.

Они бывают двух видовмалые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Ответы на экз.билеты по теории музыки для учащихся выпускных классов ДМШ

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2 ). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3

Вводные септаккорды — септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.

Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.

Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

  • Большой мажорный. В основе лежит мажорное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают большую септиму.
  • Малый мажорный. Основу составляет трезвучие мажора. Первый и последний звуки охватывают интервал малой септимы.
  • Малый минорный. Трезвучие минора лежит в его основе. Первый и последний звуки охватывают малую септиму.
  • Большой минорный. В основе лежит минорное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал большой септимы.
  • Малый уменьшенный. Его еще называют полууменьшенным. Основу данного септаккорда составляет уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал уменьшенной септимы. Звучит так же, как малый минорный. Если его построить, то будет видно, что он с ним идентичен.
  • Уменьшенный. В основе лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал уменьшенной септимы.
  • Увеличенный. Его еще называют большим увеличенным. Основу составляет увеличенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают большую септиму.

Существует двух видов: малый и уменьшенный.

Малый вводный септаккорд по строению и звучанию равен малому уменьшенному (полууменьшенному). Строится только в натуральном мажоре на седьмой ступени. В его основе лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки этого септаккорда охватывают интервал малой септимы. Он образуется из двух малых терций и одной большой или уменьшенного трезвучия и большой терции.

Его построение в Фа-мажоре натуральном: e-g-b-d. Ми (e) и ре (d) — это крайние звуки, которые образуют интервал малой септимы.

Уменьшенный вводный септаккорд в натуральных ладах не строится. Его построение возможно в мажоре и миноре гармоническом от седьмой ступени. В его основе, как и в малом вводном, лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал септимы уменьшенной.

Его построение в Фа-мажоре гармоническом: e-g-b-des. Где des (ре бемоль) является шестой пониженной ступенью гармонического мажора. А ми-ре бемоль — это первый и последний звуки, которые составляют интервал уменьшенной септимы.

В соль-миноре гармоническом: fis-a-c-es. Где fis является седьмой повышенной ступенью гармонического минора. А fis-es — это крайние звуки ум.7.

В гармоническом миноре образуются следующие кварты:

  • чистые кварты — на I, II, III и V ступенях;
  • увеличенные кварты — на IV и VI ступенях;
  • уменьшенная кварта — на VII ступени.

Чистые кварты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-РЕ на I, СИ-МИ на II, ДО-ФА на III, МИ-ЛЯ на V.

Увеличенные кварты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • РЕ-СОЛЬ-диез на IV, ФА-СИ на VI.

Уменьшенная кварта в гармоническом ЛЯ миноре:

  • СОЛЬ-диез-ДО на VII.

В гармоническом миноре образуются следующие квинты:

  • чистые квинты — на I, IV, V и VI ступенях;
  • уменьшенные квинты — на II и VII ступенях;
  • увеличенная квинта — на III ступени.

Чистые квинты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-МИ на I, РЕ-ЛЯ на IV, МИ-СИ на V, ФА-ДО на VI.

Уменьшенные квинты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • СИ-ФА на II, СОЛЬ-диез-РЕ на VII.

Увеличенная квинта в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ДО-СОЛЬ-диез на III.

Последовательностью называется определенный порядок чередования аккордов в ладу.

Последовательность аккордов Т, S в трехголосном изложении в ДО мажоре:

  • т(ДО-МИ-СОЛЬ), s64(ДО-ФА-ЛЯ), т(ДО-МИ-СОЛЬ),
  • т6(МИ-СОЛЬ-ДО), s(ФА-ЛЯ-ДО), т6(МИ-СОЛЬ-ДО),
  • Т64(СОЛЬ-ДО-МИ), S6(ЛЯ-ДО-ФА), T64(СОЛЬ-ДО-МИ).

Последовательность аккордов Т, D в трехголосном изложении в ДО мажоре:

  • т(ДО-МИ-СОЛЬ), D6(СИ-РЕ-СОЛЬ), т(ДО-МИ-СОЛЬ),
  • т6(МИ-СОЛЬ-ДО), D64(РЕ-СОЛЬ-СИ), т6(МИ-СОЛЬ-ДО),
  • T64(СОЛЬ-ДО-МИ), D (СОЛЬ-СИ-РЕ), Т64(СОЛЬ-ДО-МИ).

Мелодией называется одноголосный музыкальный напев. Аккорды, сопровождающие мелодию, называются сопровождением или аккомпанементом.

Шуман «Смелый наездник» — первый период — ЛЯ минор — сопровождение мелодии главными трезвучиями и их обращениями.

100. Характерные интервалы гармонического минора

Характерными интервалами гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона).

Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ФА — СОЛЬ-диез, СОЛЬ-диез — ФА.

Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ДО-СОЛЬ-диез, СОЛЬ-диез ДО.

Разрешение характерных интервалов в ЛЯ миноре:

  • ФА — СОЛЬ-диез в МИ-ЛЯ, СОЛЬ-диез — ФА — в ЛЯ-МИ, ДО-СОЛЬ-диез в ДО-ЛЯ, СОЛЬ-диез — ДО в ЛЯ — ДО.

Энгармонически равные интервалы — интервалы одинаковые по звучанию (по количеству содержащихся в них тонов), но различные по названию (по количеству содержащихся в них ступеней).

Таблица энгармонически равных интервалов:

  • 1/2 тона—малая секунда(СОЛЬ-ЛЯ-бемоль)=увеличенной приме(СОЛЬ-СОЛЬ-диез)
  • 1 тон — большая секунда(ФА-диез-СОЛЬ-диез)=уменьшенной терции(ФА-диез-ЛЯ-бемоль)
  • 1 1/2 тона — малая терция(СОЛЬ-СИ-бемоль)=увеличенной секунде(СОЛЬ-ЛЯ-диез)
  • 2 тона — большая терция(ФА-диез-ЛЯ-диез)=уменьшенной кварте(ФА-диез-СИ-бемоль)
  • 2 1/2 тона — чистая кварта(ДО-ФА)=увеличенной терции(ДО-МИ-диез)
  • 3 тона — увеличенная кварта(СОЛЬ-ДО-диез)=уменьшенной квинте(СОЛЬ-РЕ-бемоль)
  • 3 1/2 тона — чистая квинта(МИ-СИ)=уменьшенной сексте(МИ-ДО-бемоль)
  • 4 тона — малая секста(ДО-ЛЯ-бемоль)=увеличенной квинте(ДО-СОЛЬ-диез)
  • 4 1/2 тона — большая секста(ФА-диез-РЕ-диез)=уменьшенной септиме(ФА-диез-МИ-бемоль)
  • 5 тонов — малая септима(ДО-СИ-бемоль)=увеличенной сексте(ДО-ЛЯ-диез)
  • 5 1/2 тонов — большая септима(ДО-СИ)=уменьшенной октаве(ДО-ДО-бемоль)
  • 6 тонов — чистая октава(ДО-ДО)=увеличенной септиме(ДО-СИ-диез)

Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.

Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.

Консонирующие интервалы

Совершенные консонансы: Несовершенные консонансы:
Чистая прима Большая терция
Чистая октава Малая терция
Чистая квинта Большая секста
Чистая кварта Малая секста

Диссонирующие интервалы:

Большая и малая секунды
Большая и малая септимы
Тритоны
Увеличенные и уменьшенные интервалы относятся к консонансам или диссонансам в зависимости от энгармонической замены.

постройте альтерированную гамму в соль мажоре(g dur) пожалуйста

Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.

Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение.

Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда.

Корректным определением будет следующий вариант: обращение – такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.

Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук – прима (или основной тон), второй – терция, третий – квинта, а последний, четвертый – септима.

Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу – терция), терцкватаккорд (в басу – квинта), секундаккорд (строится на септиме).

В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы – и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.

Что же такое доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.

Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию – значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение.

Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима.

Иначе – строение D7: б3+м3+м3.

Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.

Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:

Название обращения Обозначение Ступень, на которой строится Строение Разрешение
Доминантовый квинтсекстаккорд D65 VII Ум53+б2м3+м3+б2 T53 (удв.1)
Доминантовый терцквартаккорд D43 II м3+б2+б3 T53 (разв.)
Доминантовый секундаккорд D2 IV б2+Б53б2+б3+м3 T6 (удв.1)

T53 – тоническое трезвучие, T6 – тонический секстаккорд. удв.1 – удвоение примы в трезвучии или секстаккорде. Разберем, как это выглядит в тональностях.

Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.

Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).

На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:

Взгляните на этот нотный пример:

Похожие записи:

Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом?

Тетрахорды. Теория. (Это почти как нелюбимое в детствве «сольфеджио»)

Тетрахорды

Материал для статьи взят с сайта http://pro-gitaru.ru, и публикуется с согласия автора.

Попробую описать, что такое тетрахорды. Вспоминается так нелюбимое в детстве сольфеджио, и так нужное сейчас :))

Тетрахорды

Нота, с которой начинается обычно музыкальное произведение, и которой обычно заканчивается, и вогруг которой строится музыкальное произведение — называется тоникой.

Звуки, отстоящие от тоники лада на интервал терции и квинты — относительно устойчивые. Остальные звуки лада — неустойчивые. Вместе эти три устойчивых звука образуют тоническое трезвучие. И еще забыл сказать, что считается, что лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). Самый устойчивый звук в ладу. к которому тяготеют остальные звуки — называется тоникой лада.

Я думаю, с тоникой разобрались. Теперь пойдем дальше.

Если музыка уходит от тоники — то она движется по ступеням какой-то конкретной гаммы. При использовании мажорной гаммы, считается, что музыка написана в мажорной тональности. При использовании минорной гаммы — в минорной тональности.

Тоникой может быть каждая нота гаммы. Мажорность или минорность зависит от организации тоновых интервалов внутри гаммы (как вы уже знаете, тоновые интервалы делятся на полутоновые и цельнотоновые). В до-мажорной гамме тоновые интервалы можно запомнить так: «тон — тон — полутон — 3 (три) тона — полутон».

Целый тон — 2 лада на гитаре (W), полутон — один лад (H).

Конструкции мажорной и минорной гамм можно представить так:

1 gammy w520

Вышеуказанные мижорная и минорная гамма разделены на две части.

В этих гаммах нижние и верхние половины разделены интервалом целого тона (целотонным интервалом). Первая часть гаммы (четыре ноты) называются нижним тетрахордом, а следующие четыре ноты — верхним тетрахордом.

Деление гамм на более простые структуры позволит их лучше запоминать. А знание структуры гаммы позволит лучше ориентироваться на недостаточно изученных участках гитарного грифа. Имея представление о структуре гаммы, можно легко построить ее аппликатуру во время импровизации.

Тетрахорды для самого простого мажора и минора:

ДО— — РЕ— — МИ-ФА | СОЛЬ— — ЛЯ — —СИ-ДО

ЛЯ— — СИ-ДО — —РЕ | МИ-ФА— — СОЛЬ— — ЛЯ

Ноты, используемые в какой-либо тональности соответствуют нотам одноименной гаммы. Про остальные ноты говорят, что они находятся вне тональности.

hor line 01

Комментариев к этой записи еще нет. Ваш будет первым.

На сайте наконец-то заработал поиск по сайту.
6 июня 2012 г.

Т.к. тем уже много, то пора бы мне уже подумать и о механизме поиска по сайту.

И вот, наконец-то, сегодня закончил работу над поиском на сайте.

Теперь искать нужную информацию на сайте станет намного легче !

hor line 01
Немноно нотной теории. Тетрахорды.
9 марта 2012 г.

На сайте добавлено немного музыкальной теории — Тетрахорды.

Статья расположена в разделе «Ноты, литература. mp3 -> Литература, самоучители«.

hor line 01
На сайте добавился раздел с биографиями музыкальных групп и исполнителей.
9 февраля 2012 г.

В разделе появился раздел «Биографии«, где можно почерпнуть информацию об исполнителях и группах. Раздел пока наполняется контентом. Ну, собственно, сабж.

hor line 01
Ноты для гитары и аккорды

hor line 01
Теперь на сайте можно добавлять к записям комментарии.
19 октября 2011

Теперь на сайте можно добавлять к записям комментарии.

В разделах «Ноты, литература, mp3«, «Галерея«, «Мастерская» и «Новости» к постам можно добавлять свои комментарии посетителям сайта.

ТЕТРАХОРД

Смотреть что такое ТЕТРАХОРД в других словарях:

ТЕТРАХОРД

(греч., от tetras — четверка, chorde — струна) — название звукоряда из четырех нот. Многие Т. греческой теории (см. Греческая музыка) перешли в христиа. смотреть

ТЕТРАХОРД

тетрахорд сущ., кол-во синонимов: 1 • звукоряд (9) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: звукоряд

ТЕТРАХОРД

Тетрахорд (греч., от tetras — четверка, chorde — струна) — название звукоряда из четырех нот. Многие Т. греческой теории (см. Греческая музыка) перешли в христианскую музыку (см. Лад, Церковные лады). В настоящее время в основе построения диатонических мажорных гамм лежит ионийский Т., называвшийся у греков лидийским: до, ре, ми, фа, в котором расстояние между соседними ступенями = 1 тон, 1 тон, 1/2 тона. Современная, так назыв. ионийская, мажорная гамма состоит из двух сопоставленных Т. одинакового построения. Две мажорные гаммы, находящиеся в квинтовом или доминантовом отношении, т. е. те, которых тоники отстоят на чистую квинту вверх или вниз, имеют всегда один общий Т., напр. гамма до мажор и гамма соль мажор имеют общий Т. соль, ла, си, до, который в гамме до является верхним Т., а в гамме соль — нижним. Последование таких гамм, находящихся в квинтовом отношении, образует квинтовый круг (см. Квинта). Каждой мажорной гамме соответствует минорная, отстоящая на малую терцию от тоники мажорной гаммы: она имеет в ключе те же знаки, начинаясь и кончаясь шестой ступенью мажорной гаммы. Такая неискусственная или натуральная минорная гамма имеет два Т. неодинакового построения. В первом или нижнем Т. ступени отстоят на 1 тон, полутон и 1 тон, напр. в гамме ла — ла, си, до, ре. Во втором Т. или верхнем ступени отстоят на полутон, 1 тон, 1 тон, напр. в той же гамме лами, фа, соль, ла. Первый Т. у греков назывался фригийским, а второй — дорийским. Перейдя на Запад, эти Т. получили другие названия, а самая гамма ла с такими Т. стала называться эолийской. Второй, или верхний, Т. как в мажорной искусственной гамме, так и в минорной искусственной, меняется. В мажорной вследствие понижения шестой ступени Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона и 1/2 тона, напр. в гамме досоль, ла бемоль, си, до. В минорной искусственной гармонической гамме, вследствие повышения седьмой ступени, второй Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа, соль диез, ла. В восходящей искусственной минорной гамме второй Т. заключает в себе 1 тон, 1 тон, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа диез, соль диез, ла. Н. С.

ТЕТРАХОРД

ТЕТРАХОРД(греч., от tetras — четыре, и chorde — струна). 1) род древнегреческой четырехструнной лиры. 2) диатоническое последование четырех звуков в пр. смотреть

ТЕТРАХОРД

(греч. tetraxordon, букв. — четырёхструнник, от tetra, в сложных словах — четыре и xordn — струна) — четырёхступенный звукоряд в диапазоне чист. смотреть

ТЕТРАХОРД

1) Орфографическая запись слова: тетрахорд2) Ударение в слове: тетрах`орд3) Деление слова на слоги (перенос слова): тетрахорд4) Фонетическая транскрипц. смотреть

ТЕТРАХОРД

корень — ТЕТРА; корень — ХОРД; нулевое окончание;Основа слова: ТЕТРАХОРДВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ТЕТРА; ∩ — . смотреть

ТЕТРАХОРД

ТЕТРАХО́РД, у, ч.1. Чотириструнна ліра в стародавніх греків.2. муз. Чотирьохступінчатий звукоряд; в октаві два тетрахорди.

ТЕТРАХОРД

— четыре ноты — до, ре, ми, фа, — которые рассматриваются как непосредственные связные между Небом и Землей. Тетрахорд соль, ля, ми, до отождествляется с божественным порядком. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991. смотреть

ТЕТРАХОРД

Тор Тетрод Тетрахорд Тетрарх Тетр Тета Теор Театр Тахо Таро Рота Рот Торт Тохар Род Ретро Реторта Рет Тред Трот Хаер Хард Хатт Рао Охра Хер Оттед Хета Отар Ход Хорда Орех Ордер Одр Еда Дрот Доха Дот Дора Дер Дар Атто Арх Арт Хота Ера Ехор Ода Одер Орда Хорт Хор Орт Хетт Оха. смотреть

ТЕТРАХОРД

тетрахо́рд, тетрахо́рды, тетрахо́рда, тетрахо́рдов, тетрахо́рду, тетрахо́рдам, тетрахо́рд, тетрахо́рды, тетрахо́рдом, тетрахо́рдами, тетрахо́рде, тетрахо́рдах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: звукоряд. смотреть

ТЕТРАХОРД

(2 м); мн. тетрахо/рды, Р. тетрахо/рдовСинонимы: звукоряд

ГАММА ЛЯ МИНОР (a-moll)

Это минорная гамма с тоникой ляи без ключевых знаков.

image050

РАЗМЕР. ДОЛИ. ТАКТ.

В музыке все звуки организованы во времени. Эти звуки делятся на равные доли. Некоторые из них выделяются ударениямиакцентами. Такие доли называются сильными долями.

Доли без акцентов называются слабыми долями.

Равномерное чередование сильных и слабых долей, выраженных определенными длительностями, называется размером. Размер в нотном тексте ставится в начале произведения после ключа и ключевых знаков в виде дроби из двух цифр, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — их длительность.

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом.Такты друг от друга отделяются тактовой чертой.

image052РАЗМЕР

Это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Первая доля в размере 2/4 – сильная, а вторая – слабая. Это простой размер, т.к. в такте одна сильная доля. Ноты группируются в две группы по четвертям:

image053

image055

ЗАТАКТ

ПАУЗА

Пауза – это знак молчания или перерыв в звучании. Длительности пауз соответствуют длительностям нот и их счету и имеют свои обозначения:

image060

ГАММА СОЛЬ МАЖОР (G-dur). ТЕТРАХОРД.

Это мажорная гамма с тоникой Сольи фа# при ключе. Обычно гамма Соль мажор поётся по тетрахордам для удобства пения. Тетрахорд – это половина гаммы (4 звука). Тетрахорды бывают нижний и верхний. Первые 4 звука составляют нижний тетрахорд, а следующие 4 звука – верхний. image062

ГАММА ФА МАЖОР (F-dur)

image064Это мажорная гамма с тоникой Фаи при ключе. Обычно гамма Фа мажор поётся по тетрахордам.

image066

image068РАЗМЕР

Это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Это простой размер, т.к. в нем одна сильная доля – первая, вторая и третья доли – слабые. Чаще всего в размере ¾ пишутся вальсы. Ноты группируются на три группы по четвертям:

image069

image071

ТЕМП

Темп — это скорость исполнения музыки. Различают основные виды темпов: медленные, умеренные, быстрые. Темпы обозначаются на итальянском языке:

image073image075image077

image079

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ (НЮАНСЫ)

Динамика – это сила звучания музыки. Различные уровни динамики обозначаются специальными знаками – динамическими оттенками.

image081

Артикуляция – это способ извлечения звука. Наиболее распространены следующие способы: legato (легато) – связно, staccato (стаккато) – отрывисто.

­ image083image084

ТОНАЛЬНОСТЬ

Тональность это высота, на которой расположен лад. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада (тоника + лад = тональность). Например, До мажор – тональность мажорного лада с тоникой До. Каждая тональность имеет свои ключевые знаки.

На тему: Построение, исполнение, определение на слух разновидностей мажорного и минорного звукорядов. Определение мажорных и минорных тональностей по ключевым знакам

Объем учебного времени – 4 часа

Учебная тема: Лад и тональность.

Цель: развитие навыков и умений построения, исполнения и определения на слух и в нотном тексте тональностей, разновидностей мажорного и минорного лада.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и ладотональные закономерности:

§ определения лада, тональности, звукоряда и гаммы;

§ тоника лада, ее функциональное значение; устойчивые и неустойчивые звуки, их разрешение;

§ диатонический лад, четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов, обозначение ступеней, их функциональное значение и название;

§ мажорные и минорные лады, их основные признаки; гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора; тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы; главные и побочные ступени;

§ мажорные и минорные, диезные и бемольные тональности, их слоговое и буквенное обозначение; квинтовый круг тональностей.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем направлениях гаммы натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в восходящем и нисходящем направлениях гаммынатурального минора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) fis, gis, cis;в) es, as, b. Укажите буквенные обозначения тональностей и номера ступеней в звукорядах (римскими цифрами), а затем выпишите и исполните устойчивые и вводные ступени всех построенных мажорных и минорных тональностей.

Задание 2. Запишите и исполните неустойчивые ступени (кроме вводных – VII и II ступеней) в тональностях натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в тональностяхгармонического минора, тоникой в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, dis, fis;в) es, as, b. Укажите буквенное обозначение тональностей и их ключевые знаки.

Задание 3. Запишите слоговые и буквенные обозначения всех мажорных диезных и бемольных тональностей в порядке возрастания их ключевых знаков (до семи бемолей и диезов включительно). Исполните с дирижированием в размере 2/4 и 3/4 гаммы в тональностях натурального, гармонического и мелодического мажора от одного до семи ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Задание 4. Обозначьте по приведенному ниже образцу неустойчивые ступени натурального мажора к данным устойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей:

image068

Задание 5. Определите и обозначьте минорные тональности (и вид минора), которым принадлежат предлагаемые ниже тетрахорды. Отметьте, какими (верхними или нижними) являются данные тетрахорды в каждой конкретной тональности, исполните их:

image070

Задание 6. Обозначьте тональности и устойчивые ступени натурального минора к приведенным ниже неустойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей:

image072

Задание 7. Запишите в мажоре с двумя (пример а), тремя (пример б), четырьмя (пример в) ключевыми знаками приведенные ниже звенья диатонических секвенций и исполните их (в двухголосии верхний голос – петь, нижний – играть на музыкальном инструменте):

image074

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что представляют собой лад, тональность, звукоряд и гамма?

2. Что такое тоника лада, каково ее функциональное значение?

3. Какие звуки лада называются устойчивыми и неустойчивыми?

4. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

5. Что такое диатонический лад и тетрахорд?

6. Как строятся четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов?

7. Как обозначаются ступени диатонического лада, каково их функциональное значение и название?

8. Какие лады называются мажорными и минорными?

9. В чемзаключаются основные признаки мажорного и минорного ладов?

10. Что означают слова «мажор» и «минор», как они обозначаются в буквенной системе? Сколько ступеней в мажорной и минорной гаммах?

11. Как строятся гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора?

12. Между какими ступенями натурального мажора и минора находятся диатонические полутоны?

13. Сколько тетрахордов в мажорной и минорной гаммах?

14. Какие ступени входят в нижний и верхний тетрахорды мажорной и минорной гаммы?

15. Каково тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы?

16. Какой аккорд образуют устойчивые ступени мажора и минора?

17. Сколько неустойчивых ступеней в звукоряде натурального минора, какой аккорд они образуют?

18. Какие ступени в звукорядах мажора и минора являются главными, почему?

19. Что такое тональность? Как располагаются диезные и бемольные тональности мажора и минора в порядке возрастания ключевых знаков? Перечислите эти знаки в порядке возрастания.

20. Как обозначаются названия всех мажорных и минорных тональностей (от нуля до семи диезов и бемолей включительно) слоговым и буквенным способом?

21. Сколько всего существует применяемых в музыкальной практике мажорных и минорных тональностей по звучанию и по написанию?

22. На какую ступень приходится в мажорных тональностях последний диез (бемоль)?

23. Что такое квинтовый круг тональностей?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83.

Восходящее движение нисходящее движение

б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 ув.2 м.2 м.2 ув.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2

Каждый из тетрахордов имеет здесь свою внутреннюю симметрию, компоненты которой расположены в них противоположным образом: так, в нижнем тетрахорде в середине находится меньший интервал, а по краям — большие, а в верхнем — наоборот.

Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степень яркости звучания и напряженность гармоний доминантовой функции. Именно это обстоятельство и привело к тому, что гармонический минор получил весьма широкое распространение и практически стал основным видом минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.

118 Moderato А. Рубинштейн. Оп. «Демон» д. III к.6

При восходящем (или нисходящем) поступенном движении мелодии по звукам верхнего тетрахорда гаммы в гармоническом ми норе образуется трудноинтонируемый полуторатоновый разрыв между соседними VI и VII повышенной ступенями лада, нарушающий плавность общего движения. Вероятно, именно поэтому данный вид минорного лада, окончательно утвердившийся в XIX веке* [Впервые теоретическое обоснование гармонической минорной гаммы было сделано в 1766 г. немецким музыкантом Г. Лингке.], стал более типичен для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что, собственно, получило отражение и в самом его названии.

Для музыки с преобладанием линеарного движения (и прежде всего одноголосной) более характерным является (наряду с натуральным) еще один вид минорного лада, структура которого хотя и содержит в себе напряженный восходящий вводный тон, однако в целом звучит мягче и не нарушает поступенности мелодического движения (как это имеет место в гармоническом миноре), потому что одновременно с повышением VII ступени повышается (тоже на полтона) и VI ступень лада. Такой звукоряд впервые был описан и, тем самым, «узаконен» теоретически и введен в творческую практику французским композитором Ж. Рамо (1683—1764) еще в 1722 г. Характерной особенностью этого вида минора является ослабление нисходящего тяготения повышенной VI ступени к V ступени лада, которое теперь, скорее всего, оказывается направленным вверх — через VII повышенную ступень — к тонике* [Происхождение свое мелодический минор, по-видимому, ведет от дорийского лада, отличающегося от натурального минора высокой VI ступенью (см. раздел «Разновидности ладов) и игравшего важную роль в старинной музыке. Повышение в нем VII ступени и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобно тому как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому его виду.]

Итак, минорный ладе повышенными VI иVII ступенями называется мелодическим минором.

Интервальная структура мелодического минора такова:

I II III IV V VI VII I

1 т. 1/2 т.. + 1 т.+ 1 т. + 1 т. + 1 т. + 1/2 т.

нижний тетрахорд разделяющий тон верхний тетрахорд

Гамма мелодического минора строится следующим образом:

A-moll (мелодический)

Б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2

Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся одинаково (то есть с теми же ладовыми альтерациями), как в восходящем, так и в нисходящем порядке* [При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. —Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966). Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.]

  • Сказка про утку с золотыми яйцами читать
  • Сказка про усатого таракана
  • Сказка про умную собачку соню читать
  • Сказка про умного мальчика и бабу ягу
  • Сказка про урал батыра