Сказка про служебные части речи для 5 класса

Учитель русского языка и литературы мбоу гришинская школа первомайского района республики крым мордухай людмила ивановна сказка части речи в некотором

Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым Мордухай Людмила Ивановна

Сказка «Части речи»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Они были довольны собой, горды. И жили дружно, часто ходили друг к другу в гости и вместе решали вопросы государства. Существительное, Местоимение и Глагол всегда распоряжались КТО и ЧТО должен был ДЕЛАТЬ. Наречие приходило на помощь, когда нужно было ответить на вопросы ГДЕ? КУДА? и КАК? Числительное всегда помогало подсчитывать их доходы, а Прилагательное всегда появлялось, чтобы украшать их жизнь, веселить и успокаивать. Работы было много. Но часто они спорили, кто из них важней.

Услышали их споры жители ближайших сёл и пришли к ним на службу.

Предлог вовремя напоминал им о зависимости одной части речи от другой, чтобы они не ссорились.

Союз соединял родственников в одну семью; маленькие речушки — в одну большую реку.

Частица вносила различные оттенки в их отношения. Все зажили дружно и весело одной семьёй в стране .

И только гордый пастух – одиночка Междометие не присоединился к ним. Он до сих пор ходит по полям, лесам, всё охает, ахает, вздыхает, но гордости не умаляет…

— Как называется царство – государство? Не догадались?

МОРФОЛОГИЯ!

Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым

Мордухай Людмила Ивановна

Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Повторение изученного по морфологии »

(урок — путешествие)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Формируемые УУД:

Предметные: обобщение учащимися знаний по пройденному материалу.

Метапредметные: умения выделять главное, логически мыслить, давать определение, действовать по алгоритму.

Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности на основе системного подхода к изучению уже пройденного материала.

Оборудование:

  1. Учебник: Русский язык, Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын: Просвещение, 2014.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика» в условиях реализации ФГОС.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

— развить умение формулировать определение понятий;

— развить умение находить синонимы, антонимы в тексте;

— формировать умение использовать синонимы, антонимы в речи;

— обогащать словарный запас учащихся;

— совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие внимания;

— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, самостоятельных и служебных частях речи, тексте, орфографии.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Воспитывать чувства

Оборудование:

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку, глобус;

  • тестовые задания по теме.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному учебного материала.

  4. Закрепление изученного.

  5. Рефлексия учебной деятельности.

  6. Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.

Ход урока:

1.Организационный момент.

— Ребята, я очень рада вновь войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших знаний И вместе с вами проведём урок!

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости: учителя русского языка и литературы школ Первомайского района . Давайте поприветствуем их улыбкой. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. А нашим девизом на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!»

Как вы понимаете эти слова?

Какие 2 группы частей речи мы изучили в 5 классе? (самостоятельные и служебные). Почему 1 группа называется «самостоятельные части речи? Назовите все самостоятельные части речи. Почему 2 группа называется «служебные части речи? Какие части речи относятся к служебным? А в каком разделе науки о языке изучаются части речи? (морфология)

— Ребята, вам предстоит самим определить тему урока. (Учащиеся называют тему урока). Запишите число, классную работу и тему урока в тетради. Но я вам предлагаю не просто урок. Определить вид урока я вам помогу. (На стол ставится глобус) Ребята легко определяют вид : урок –путешествие. Да, ребята, я вам предлагаю путешествие в далекую и загадочную страну «МОРФОЛОГИЮ».Эта страна расположена между двумя океанами: океаном ЗНАНИЙ и океаном УМЕНИЙ.(Слайд 1)

985348 1

Давайте определим цели урока. Что мы должны знать и уметь по изученной теме? (Ребята определяют цели урока, учитель помогает им, дополняет.)

Словарная работа.

— Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поработаем над лексическим значением слова ПУТЕШЕСТВИЕ. У вас на столах лежат ваши помощники – толковые словари. Найдите и прочитайте лексическое значение слова. Запишите его значение в тетрадь. (Дети зачитывают определение слова и записывают в тетради).

Работа в парах

— Как видим, страна МОРФОЛОГИЯ состоит из городов, названных в честь их жителей. На границе каждого города нам нужно будет предъявить пропуск. Это паспорт города. Предлагаю составить паспорта городов страны Морфология. ( Каждой паре нужно записать все морфологические признаки той части речи, которую назовёт учитель. Задание рассчитано на 6 пар).

Психологическая минутка.

Учитель: Ребята, паспорта готовы, можно отправляться. Закрываем глаза и мысленно отправляемся в загадочную страну (звучит запись гудка поезда и стук колёс.) Наша первая остановка – г.Существительное. Ребята открывают глаза.

Первая остановка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(Слайд 2)

— Предъявим, ребята, паспорт города.(Учащиеся зачитывают « паспорт» имени существительного)

Задание 1. «Узнай меня» Отметьте характеристики, не относящиеся к существительному: (Слайд 3). Устно. А) обозначает признак предмета; Б) изменяется по лицам; В) имеет 3 спряжения; Г) в большинстве случаев изменяется по числам.

Задание 2.Определить склонение существительных: (Слайд 3)

МЫШЬ, ПЛЯЖ, ДРУЖБА, НЕРЯХА, ОКНО, ВЕСНА, ЦВЕТОК, ЯЗЫК, МОРЕ, КОТ, ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, КНИГА, ЛЕС, РЕЧЬ, СВЕЧА, ПОРТРЕТ, БАНТ. Работа в тетрадях.

Самооценка : проверка знаний по опоре (Слайд 4)

Задание 3. Вставить буквы, подчеркнуть лишние слова, выбор аргументировать. (Слайд 5) Запись в тетради.

ЯЙЦ…, РУЖЬЕЦ…, КОЛЬЦ…, ДЕРЕВЦ… ГРАЧ…М, КЛЮЧ…М, КАЛАНЧ…Й, СИНИЦ…Й, ТОВАРИЩ…М, ПЛЮЩ…М

Учитель: Ребята, нас ждут в городе ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (Слайд 6). Предъявите «паспорт». Зачитываются морфологические признаки имени прилагательного.

Задание 4. Назвать имена прилагательные, характеризующие вид города. ( Зелёный, яркий, красивый, солнечный…)

Задание 5. Распространите предложения прилагательными. (Слайд7).

Работа на цветных карточках:

У нас в саду вырос _________ цветок. Он привлекал всех___________ запахом и цветом. Цветок радовал и взрослых и __________ детей.

Учитель: Молодцы, ребята. Мы приглашены в город Числительное.(Слайд 8). Зачитывание «паспорта» имени числительного.

Задание 6. Составьте предложения с именами числительными по картинке (устно).

Задание 7. Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению: 10 яблок, 5 день, 11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.

Взаимопроверка (Обмен тетрадями). Оценивание «Светофор» ( Слайд 9).

Учитель: Подходим к городу Местоимение. Кто готов рассказать о жителях этого города? (Зачитывается «паспорт» местоимения).

Задание 8. Назвать отдыхающих в парке местоимениями.

(Он, они,она…)

Задание 9. Найди «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» ( Слайд10). Работа в тетрадях.

Я, МЫ, ОНИ, ВЫ К НЕМУ, С НИМ, ЕМУ,О НЕМ ОН, ОНА, ОНИ, ОНО

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Учитель: Приготовьте «паспорт» и будьте внимательны. Мы подъезжаем к самому опасному городу — городу движения. Повторим правила дорожного движения. (Слайд 11 ).

Задание 10. Составить предложения о правилах дорожного движения, используя глаголы настоящего и будущего времени.

Задание 11. Определить спряжение глаголов и внести ответ в таблицу (работа у доски)

1.Клеят 2.Отвечаешь. 3.Мечтает. 4.Пахнет. 5.Полоть. 6.Слышит. 7.Сеять. 8.Просить.

Учитель: Нас ждут жители города Наречие. Это самый маленький город. (Слайд 12) . Предъявите паспорт города. Но где же его жители? Я предлагаю поработать в группах. Но для начала проверим ваши навыки совместной деятельности.

Разминка «Уменьшающаяся газета».Условия игры: на каждую группу(не больше 4 человек) выдаётся 1 газетный лист. Всей командой нужно стать на газетный лист и сказать: «Мы — одна команда!» Газета складывается несколько раз и задание повторяется. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе: «Мы одна команда!»

Задание 12. (выполняется на листах)

« Сбежали наречия! Найти и вставить их на место»

Весна. С каждым днем всё сильнее тянет (…). (…) идти по тропинке, поросшей травкой-муравкой, и наблюдать, как в течение дня всё (…) меняется в красках и звуках! (…) раскрываются и закрываются цветы, (…) пролетают птицы, бабочки, жуки.

(…) есть пропахшую дымом кашу, спать в еловом шалаше или на дереве, как Робинзон Крузо. Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому не известное (…)зовут нас путешествовать.

Слова для справок: хорошо, незаметно, быстро, вокруг, страстно, вкусно, вдаль.

Зрительный диктант «Один за всех и все за одного». Распределение ролей в каждой группе: писарь, гонцы. Учитель кладёт карточку с записанным предложением на стол; подходят по одному гонцу от каждой группы ,читают, запоминают предложения, выделенные орфограммы и диктуют «писарю».

Оценивание формативное: учитель вывешивает плакат с текстом, проверка по образцу:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

Учитель: Да, вы дружно поработали в группах. Лидер группы оценит работу каждого (оценка с комментированием) .

Ребята, оцените каждый свою работу на уроке. Возьмите звёздочку такого цвета, который соответствует оценке: красный – 5; жёлтый – 4; синий – 3; чёрный – 2, вложите в тетрадь и передайте мне.

Рефлексия.

Закончите фразы: Теперь я могу…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

За что я могу себя похвалить?

Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы. Давайте украсим наш букет цветами по вашему настроению на уроке.

Домашнее задание: 1)Подготовиться к контрольной работе, выполнить тестовые задания (стр.78 учебника); 2) Задание на всю жизнь: ценить дружбу, всегда подставлять надёжное плечо нуждающимся.

Контрольная работа № 1

Жизнь и творчество А.С.Пушкина

1. Годы жизни А.С. Пушкина? (Указать полные даты рождения и смерти) 2. Какое учебное заведение закончил А.С.Пушкин? 3. О каком произведении идёт речь в надписи : «Победителю ученику от побежденного учителя»? Кто автор этих строк? 4.Основные темы лирики поэта? 5.Из какого произведения эти строчки? Слух обо мне пройдёт по всей Руси Великой…? 6.Какое стихотворение прочитал А.С. Пушкин на выпускном экзамене? 7.Назовите полное имя жены А.С. Пушкина? 8.Перечислить стихи поэта, изученные в программе 9 класса? 9.Назовите причины гибели А.С. Пушкина? 10.Назвать имена близких крепостных людей Пушкина?

Существительное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол — это само­сто­я­тель­ные части речи рус­ско­го язы­ка, име­ю­щие харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Объясним уче­ни­кам началь­ных клас­сов, что такое суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол в систе­ме частей речи, что они обо­зна­ча­ют и каки­ми обла­да­ют грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, по кото­рым их мож­но выявить в предложении.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сооб­щить что-то или узнать о чём-то, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми. В сво­ей речи гово­ря­щий под­би­ра­ет сло­ва не бес­по­ря­доч­но, а в соот­вет­ствии с вос­тре­бо­ван­ным зна­че­ни­ем сооб­ще­ния, при­чём ста­вит их в опре­де­лён­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, необ­хо­ди­мую для оформ­ле­ния связ­но­го высказывания.

Пушистый котё­нок мяукает.

Из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем и в задан­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме скла­ды­ва­ет­ся такая еди­ни­ца обще­ния, как предложение.

Определение

Предложение — это несколь­ко слов, кото­рые состав­ля­ют связ­ное высказывание.

Какие же сло­ва выра­жа­ют мысль? О ком гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? О котён­ке. Смысловым цен­тром пред­ло­же­ния явля­ет­ся сло­во «котё­нок», к кото­ро­му зада­дим вопрос кто?

Рассмотрим дру­гой пример.

Светит яркое солнце.

В этом пред­ло­же­нии гово­ря­щий сооб­ща­ет нам о солн­це. К это­му сло­ву поста­вим вопрос что?

Рассмотрим сло­ва, состав­ля­ю­щие эти пред­ло­же­ния, как части речи рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

Имя существительное

Слова «котё­нок» и «солн­це» объ­еди­не­ны общим зна­че­ни­ем. Оба сло­ва назы­ва­ют пред­мет. Это общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти харак­тер­но для мно­гих слов рус­ско­го язы­ка, кото­рые по это­му важ­но­му при­зна­ку объ­еди­ня­ют­ся в один класс — само­сто­я­тель­ную часть речи имя существительное.

Определение

Имя суще­стви­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Итак, суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие живой пред­мет, отве­ча­ют на вопрос кто?

  • (кто?) уче­ник;
  • (кто?) девоч­ка;
  • (кто?) ёжик;
  • (кто?) рыб­ка.

Существительные, кото­рые назы­ва­ют нежи­вые пред­ме­ты, отве­ча­ют на вопрос что?

  • (что?) солн­це;
  • (что?) дере­во;
  • (что?) город.

С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют оду­шев­лён­ные и неоду­шев­лён­ные име­на суще­стви­тель­ные.

Слова этой части речи име­ют свои харак­тер­ные при­зна­ки. Каждое суще­стви­тель­ное обла­да­ет кате­го­ри­ей рода:

  • силь­ный ветер (муж. род);
  • весе­лая музы­ка (жен. род);
  • тон­кое полот­но (ср. род).

Если к име­ни суще­стви­тель­но­му мож­но подо­брать сло­ва «он», «мой», зна­чит оно нахо­дит­ся в фор­ме муж­ско­го рода.

Примеры

он, мой рас­сказ­чик, дом, лес, гриб.

К суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода под­хо­дят сло­ва «она», «моя».

Примеры

она, моя пес­ня, бабуш­ка, сказ­ка, радость.

Существительные сред­не­го рода соче­та­ют­ся со сло­ва­ми «оно», «моё».

Примеры

оно, моё дере­во, поле, сча­стье, письмо.

Существительные изме­ня­ют­ся по чис­лам. Слова, обо­зна­ча­ю­щие один пред­мет, име­ют фор­му един­ствен­но­го чис­ла. То же сло­во может обо­зна­чать несколь­ко или мно­го пред­ме­тов, если его поста­вить в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, изме­нив в нём окончание.

Понаблюдаем:

  • один каран­даш   — пять каран­дашей
  • сосна — сосны
  • облако — облака.

Существительное изме­ня­ет­ся по паде­жам, при­об­ре­тая необ­хо­ди­мую грам­ма­ти­че­скую фор­му для упо­треб­ле­ния его в предложении.

Идёт (что?) дождь (им. п.).

Давно нет (чего?) дождя (р. п.).

Лягушки гром­ко ква­ка­ют (к чему?) к дождю (д. п.).

Мы про­мок­ли (под чем?) под дождём (т. п.).

Это сти­хо­тво­ре­ние (о чём?) о дожде (п. п.).

Имя прилагательное

В пред­ло­же­нии имя суще­стви­тель­ное пояс­ня­ет зави­си­мое от него сло­во, кото­рое выра­жа­ет при­знак пред­ме­та. От име­ни суще­стви­тель­но­го поста­вим к нему вопрос:

  • котё­нок (какой?) пуши­стый;
  • солн­це (какое?) яркое.

Слова «пуши­стый», «яркое» име­ют общее зна­че­ние при­зна­ка. В соот­вет­ствии с этим зна­че­ни­ем они при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рая в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся име­нем прилагательным.

Определение

Имя при­ла­га­тель­ное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

Имя при­ла­га­тель­ное изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам в зави­си­мо­сти от того, суще­стви­тель­ное како­го рода и чис­ла оно определяет:

  • светлый день (м. р.);
  • светлая поло­са (ж. р.);
  • светлое пла­тье (ср. р.);
  • светлые воло­сы (мн. ч.).

Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по падежам:

  • и. п. сме­лый, сме­лая, сме­лое, смелые
  • р. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • д. п. сме­ло­му, сме­лой, сме­ло­му, смелым
  • в. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • т. п. сме­лым, сме­лой, сме­лым, смелыми
  • п. п. о сме­лом, о сме­лой, о сме­лом, о смелых

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные (доб­рый), отно­си­тель­ные (сель­ский), при­тя­жа­тель­ные (собо­лий).

Качественные при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют крат­кие фор­мы (тем­ный — тёмен) и сте­пе­ни срав­не­ния, выра­жа­ю­щие интен­сив­ность про­яв­ле­ния признака:

  • тём­ный — тем­нее,  более тём­ный, самый тём­ный, тем­нее всех;
  • слад­кий — сла­ще, менее слад­кий, самый слад­кий, сла­ще всех.

Что такое глагол?

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть сло­во, кото­рое выра­жа­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, что о нём говорится.

  • котё­нок (что дела­ет?) мяу­ка­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит.

Способность обо­зна­чать дей­ствие отли­ча­ет эти сло­ва от суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Определение

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что будет делать? что делал? что сделал?

Глагол име­ет ряд харак­тер­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков: вре­мя, лицо, чис­ло, род.

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам. Они могут назы­вать дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в момент речи о нём, то есть сей­час; дей­ствие про­изо­шло до момен­та речи (в про­шлом) или про­изой­дет после сооб­ще­ния о нем (в буду­щем). В свя­зи с пери­о­да­ми про­те­ка­ния дей­ствия у гла­го­лов раз­ли­ча­ют насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее время:

  • маль­чик (что дела­ет?) рису­ет (наст. время);
  • маль­чик (что делал?) рисо­вал (прош. время);
  • маль­чик (что будет делать?) будет рисо­вать (буд. время).

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол име­ет кате­го­рию лица и числа:

  • 1 лицо я пишу — мы пишем
  • 2 лицо ты пишешь — вы пишете
  • 3 лицо он пишет — они пишут

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни у гла­го­лов опре­де­ля­ет­ся род:

  • он (что сде­лал?) сооб­щил   (м. р.);
  • она (что сде­ла­ла?) сооб­щила (ж. р.);
  • радио (что сде­ла­ло?) сооб­щило (ср. р.).

Другие кате­го­рии гла­го­ла (вид, воз­врат­ность, спря­же­ние, накло­не­ние) изу­ча­ют­ся в стар­ших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

ava author

  • Сказка про слушать про золотую рыбку слушать аудиосказку
  • Сказка про синюю бороду краткое содержание
  • Сказка про скорую помощь для детей читать
  • Сказка про синюю машинку слушать
  • Сказка про скромного дельфина