Чарльз Диккенc
Рождественские повести
Charles Dickens
Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р17-716-0629
© Клягина-Кондратьева М., Озерская Т., перевод на русский язык, 2019
© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019
Рождественская песнь в прозе
Святочный рассказ с привидениями
Строфа первая
Начать с того, что Марли был мертв. Сомневаться в этом не приходилось. Свидетельство о его погребении было подписано священником, причетником, хозяином похоронного бюро и старшим могильщиком. Оно было подписано Скруджем. А уже если Скрудж прикладывал к какому-либо документу руку, эта бумага имела на бирже вес.
Итак, старик Марли был мертв, как гвоздь в притолоке.
Учтите: я вовсе не утверждаю, будто на собственном опыте убедился, что гвоздь, вбитый в притолоку, как-то особенно мертв, более мертв, чем все другие гвозди. Нет, я лично скорее отдал бы предпочтение гвоздю, вбитому в крышку гроба, как наиболее мертвому предмету изо всех скобяных изделий. Но в этой поговорке сказалась мудрость наших предков, и если бы мой нечестивый язык посмел переиначить ее, вы были бы вправе сказать, что страна наша катится в пропасть. А посему да позволено мне будет повторить еще и еще раз: Марли был мертв, как гвоздь в притолоке.
Знал ли об этом Скрудж? Разумеется. Как могло быть иначе? Скрудж и Марли были компаньонами с незапамятных времен. Скрудж был единственным доверенным лицом Марли, его единственным уполномоченным во всех делах, его единственным душеприказчиком, его единственным законным наследником, его единственным другом и единственным человеком, который проводил его на кладбище. И все же Скрудж был не настолько подавлен этим печальным событием, чтобы его деловая хватка могла ему изменить, и день похорон своего друга он отметил заключением весьма выгодной сделки.
Вот я упомянул о похоронах Марли, и это возвращает меня к тому, с чего я начал. Не могло быть ни малейшего сомнения в том, что Марли мертв. Это нужно отчетливо уяснить себе, иначе не будет ничего необычайного в той истории, которую я намерен вам рассказать. Ведь если бы нам не было доподлинно известно, что отец Гамлета скончался еще задолго до начала представления, то его прогулка ветреной ночью по крепостному валу вокруг своего замка едва ли показалась бы нам чем-то сверхъестественным. Во всяком случае, не более сверхъестественным, чем поведение любого пожилого джентльмена, которому пришла блажь прогуляться в полночь в каком-либо не защищенном от ветра месте, ну, скажем, по кладбищу св. Павла, преследуя при этом единственную цель – поразить и без того расстроенное воображение сына.
Скрудж не вымарал имени Марли на вывеске. Оно красовалось там, над дверью конторы, еще годы спустя: СКРУДЖ и МАРЛИ. Фирма была хорошо известна под этим названием. И какой-нибудь новичок в делах, обращаясь к Скруджу, иногда называл его Скруджем, а иногда – Марли. Скрудж отзывался, как бы его ни окликнули. Ему было безразлично.
Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! Вот уж кто умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать… Умел, умел старый греховодник! Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий – он прятался как устрица в свою раковину. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых Святках.
Жара или стужа на дворе – Скруджа это беспокоило мало. Никакое тепло не могло его обогреть, и никакой мороз его не пробирал. Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, самая лютая метель не могла быть столь жестока, как он, самый проливной дождь не был так беспощаден. Непогода ничем не могла его пронять. Ливень, град, снег могли похвалиться только одним преимуществом перед Скруджем – они нередко сходили на землю в щедром изобилии, а Скруджу щедрость была неведома.
Никто никогда не останавливал его на улице радостным возгласом: «Милейший Скрудж! Как поживаете? Когда зайдете меня проведать?» Ни один нищий не осмеливался протянуть к нему руку за подаянием, ни один ребенок не решался спросить у него, который час, и ни разу в жизни ни единая душа не попросила его указать дорогу. Казалось, даже собаки, поводыри слепцов, понимали, что он за человек, и, завидев его, спешили утащить хозяина в первый попавшийся подъезд или в подворотню, а потом долго виляли хвостом, как бы говоря: «Да по мне, человек без глаз, как ты, хозяин, куда лучше, чем с дурным глазом».
А вы думаете, это огорчало Скруджа? Да нисколько. Он совершал свой жизненный путь, сторонясь всех, и те, кто его хорошо знал, считали, что отпугивать малейшее проявление симпатии ему даже как-то сладко.
И вот однажды – и притом не когда-нибудь, а в самый сочельник, – старик Скрудж корпел у себя в конторе над счетными книгами. Была холодная, унылая погода, да к тому же еще туман, и Скрудж слышал, как за окном прохожие сновали взад и вперед, громко топая по тротуару, отдуваясь и колотя себя по бокам, чтобы согреться. Городские часы на колокольне только что пробили три, но становилось уже темно, да в тот день и с утра все хмурилось, и огоньки свечей, затеплившихся в окнах контор, ложились багровыми мазками на темную завесу тумана – такую плотную, что, казалось, ее можно пощупать рукой. Туман заползал в каждую щель, просачивался в каждую замочную скважину, и даже в этом тесном дворе дома напротив, едва различимые за густой грязно-серой пеленой, были похожи на призраки. Глядя на клубы тумана, спускавшиеся все ниже и ниже, скрывая от глаз все предметы, можно было подумать, что сама Природа открыла где-то по соседству пивоварню и варит себе пиво к празднику.
Скрудж держал дверь конторы приотворенной, дабы иметь возможность приглядывать за своим клерком, который в темной маленькой каморке, вернее сказать чуланчике, переписывал бумаги. Если у Скруджа в камине угля было маловато, то у клерка и того меньше, – казалось, там тлеет один-единственный уголек. Но клерк не мог подбросить угля, так как Скрудж держал ящик с углем у себя в комнате, и стоило клерку появиться там с каминным совком, как хозяин начинал выражать опасение, что придется ему расстаться со своим помощником. Поэтому клерк обмотал шею потуже белым шерстяным шарфом и попытался обогреться у свечки, однако, не обладая особенно пылким воображением, и тут потерпел неудачу.
– С наступающим праздником, дядюшка! Желаю вам хорошенько повеселиться на Святках! – раздался жизнерадостный возглас. Это был голос племянника Скруджа. Молодой человек столь стремительно ворвался в контору, что Скрудж не успел поднять голову от бумаг, как племянник уже стоял возле его стола.
– Вздор! – проворчал Скрудж. – Чепуха!
Племянник Скруджа так разогрелся, бодро шагая по морозцу, что, казалось, от него пышет жаром как от печки. Щеки у него рдели – прямо любо-дорого смотреть, глаза сверкали, а изо рта валил пар.
– Это Святки – чепуха, дядюшка? – переспросил племянник. – Верно, я вас не понял!
– Слыхали! – сказал Скрудж. – Повеселиться на Святках! А ты-то по какому праву хочешь веселиться? Какие у тебя основания для веселья? Или тебе кажется, что ты еще недостаточно беден?
– В таком случае, – весело отозвался племянник, – по какому праву вы так мрачно настроены, дядюшка? Какие у вас основания быть угрюмым? Или вам кажется, что вы еще недостаточно богаты?
Заданная тема «Чарльз Диккенс: «Рождественская история» настолько обширна и увлекательна, что придется заглянуть во все ее аспекты. Но для начала надо отметить, что под этим названием в 2009 году талантливейшим режиссером Робертом Земекисом был снят необыкновенно красивый трехмерного формата диснеевский мультфильм. Чем же привлек режиссера Чарльз Диккенс? «Рождественская история» — это, прежде всего, великолепная анимированная сказка, снятая по произведению великого английского классика, подлинное ее название «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями».
Странные видения
Повесть была написана в 1843 году, чуть позже она стала одним из самых популярных рассказов о Рождестве, которые когда-либо написал Чарльз Диккенс. Рождественская история, приключившаяся с главным героем, просто поражает и заставляет каждого из нас задуматься над своим поведением и поступками.
Однако надо отметить одну очень удивительную вещь об авторе этого произведения, который иногда во время работы мог самопроизвольно впадать в некий транс, и в эти минуты он был подвержен разным видениям, поэтому испытывал частое состояние дежа-вю. Была и еще одна странность у писателя, о которой упоминает главный редактор издательства «Фортнайтли Ревью». Оказывается, писатель, прежде чем написать что-либо на бумаге, сначала слышал голоса своих персонажей, которые приходили к нему и разговаривали с ним. Об этом, во всяком случае, рассказал ему сам Чарльз Диккенс. Рождественская история, наверняка, тоже была нашептана ему на ухо ее главным героем — стариком Скруджем.
Никак нельзя не отметить захватывающие сказочные наклонности английского писателя, его мудрость и проникновенность в душу каждого читателя от мала до велика.
«Рождественская история»: книга, Чарльз Диккенс
Кстати, он родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте (Великобритания). Семья была многодетной, отец за долги сидел в тюрьме, а сам Чарльз работал на фабрике, которая производила ваксу, потом он выучил стенографию и стал свободным репортером, а дальше литература стала его главным делом. На этом поприще он очень быстро достиг зенита славы и был ее баловнем. При жизни он стал обеспеченным человеком, судьба не скупилась ему на дары.
9 июня 1870 года в возрасте 58 лет он скончался от инсульта. После смерти его слава затмила славу Байрона, а имя было поставлено рядом с Шекспиром. Диккенс стал настоящим культом для английской литературы. При всех его жизненных неурядицах и своеобразном мученичестве он приобрел широкую известность по всему миру, и прежде всего, как веселый писатель старой и доброй Англии. Его произведения почти всегда имели добрый финал, так как он не любил бередить сердца ранимых читателей.
Чарльз Диккенс «Рождественская история»: краткое содержание
Дряхлый и мрачный старик Эбинейзер Скрудж был очень жадным. Других интересов, кроме накопления, у него не было. И вот уже скоро наступит Рождество, но никакой радости Эбинейзер по этому поводу не испытывает, поэтому отклоняет приглашение своего племянника прийти к нему в гости и отпраздновать любимый праздник вместе с его семьей. Старик считает, что и в праздники, в первую очередь, надо стремиться получить выгоду, а не веселиться. Пожертвования бедным детям он тоже никогда не давал.
Сочельник
В вечерний сочельник он, скрипя сердцем, отпускает с работы своего клерка, закрывает контору и неторопливо идет домой. Но вдруг перед ним появляется привидение Джейкоба Марли — его покойного компаньона, который семь лет назад умер именно перед Рождеством. Дух Марли измучен, он жалуется Скруджу и говорит, что наказан за то, что при жизни не старался делать добро и помогать людям. И теперь Марли не хочет, чтобы та же участь постигла и его напарника. Поэтому он предупреждает, что ночью, в течение трех дней после полуночи, к Скруджу будут являться три духа, которые помогут ему изменить его никчемную и бесполезную жизнь. После этого привидение прощается и исчезает.
Испытания
Надо сказать, что и мультфильм Чарльза Диккенса «Рождественская история» очень тесно идет рядом с подлинным сюжетом его книги и смотрится, что называется, на одном дыхании.
Итак, в полночь к Скруджу является первый Святочный Дух из прошлых детских лет. И они оправляются в путешествие туда, где он родился и вырос, где прошла его юность и отрочество, где он был весел и счастлив и мог разделить свое хорошее настроение с близкими ему людьми. Потом он видит себя уже повзрослевшим и влюбленным, но алчность и жадность уже тогда начали в нем проявляться, и поэтому его любимая девушка была вынуждена с ним расстаться и построить семейное счастье с другим. Скрудж в эти минуты смягчился, растрогался и больше не захотел смотреть в прошлое. Он просит духов прекратить эти неприятные видения. Дух исчезает, а Скрудж засыпает.
Путешествие по времени
Во вторую ночь к нему является второй Святочный Дух, который уносит его в нынешнее время, и Скрудж видит, как город готовится к празднику. А потом Дух приводит его в дом клерка Боба Крэтчита, пусть он беден и у него много детей, но в доме мирно, и все веселятся. За столом вся его семья, и первый тост Боб поднял за своего хозяина Скруджа, но жена отметила, что этот старик слишком гадкий и бесчувственный скряга. В это время Дух предупреждает Скруджа, что, если тот не откорректирует свое поведение в будущем, то сыну Боба Тиму грозит смерть, так как мальчик сильно болен. Потом вместе с Духом они отправились к племяннику, который единственный в этом городе не питает ненависти к злому дяде. Время быстро пролетело, и Скрудж опять вернулся в свою кровать.
Смерть
На третью ночь Дух пришел показать старику будущие святки, однако тот не видит себя ни на бирже, ни в других местах и невольно начинает слышать, что люди на улице говорят о смерти какого-то несносного ворчливого и скупого старика. И вдруг Скрудж увидел покойника, но не узнал его лица, и вскоре понял, что это он, и следующего Рождества для него не будет.
Дух исчезает, и Скрудж опять оказывается у себя дома. Утром он решает изменить себя в лучшую сторону, он стал радоваться как ребенок и вспомнил про завтрашнее Рождество. Он посылает самого дорого гуся к Бобу и его семье, жертвует деньги благотворительной организации и отправляется отмечать праздник к милому племяннику, который был искренне рад этому событию.
На следующий день Рождества Скрудж поднимает жалованье Бобу, а для сына его — Тима — он становится вторым отцом и помогает ему справиться со смертельной болезнью. Вот так злой, ворчливый и скупой Эбинейзер Скрудж стал самым добрым и щедрым в городе человеком, которого зауважал и полюбил весь город. Он сумел изменить свою судьбу и судьбу людей, которые его окружали в лучшую сторону.
Мультфильм
И теперь, если говорить о теме «Чарльз Диккенс: «Рождественская история»: обзор, отзывы и впечатления», здесь, скорее всего, речь может идти о мультфильме, который непременно заслуживает особенного внимания, ведь он потрясающий, семейный и поучительный. Отзывы о нем зрители оставили самые лучшие.
Режиссер картины, Роберт Земекис, — просто гений по спецэффектам, он использовал инновационную технологию «цифрового захвата», это обозначает, что на актерах были установлены специальные датчики, которые дают уникальные технические возможности: с точностью повторяют мимику и движения, поэтому персонажи выглядят очень реалистично. 3D-эффект и первоклассная картинка просто поражают воображение. И если вы его еще не видели, обязательно посмотрите, не пожалеете!
Комментировать
Нравится3Нравится3 людям
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
После всех новогодних застолий
Супер топ
11 880
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Первый заплыв тюленёнка
Супер топ
4 053
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Моё солнышко
Супер топ
3 777
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Это удача
Супер топ
2 017
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Экстрим
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хозяин помог псу преодолеть страх перед металлическим полом
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хватит тыкать пальцем
Супер топ
1 126
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Когда за праздничным столом съел лишнего
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хватит заниматься ерундой
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Фокус с исчезновением
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Такой ответочки он не ожидал
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Так выглядит месть бочки)
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Собаки, поднимающие настроение
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Понял, что не голоден
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Когда попал в котоматрицу
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Палочку нашли)
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Осторожно! Очень злая и опасная собака
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
О, тёпленькая пошла
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Новогодний стол всем на зависть
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Когда праздник не на твоей улице
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Настоящий хэппи мил
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Надо пить 2 л воды в день, бро
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Надеюсь, они поняли
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
На какую знаменитость ты похож
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Лондон,
середина XIX века. Приближается Рождество.
Все радуются наступлению праздника. Не
радуется один только пожилой финансист
Эбенизер Скрудж (Джим Кэрри). Он
ненавидит взрослых, ненавидит детей, не
любит праздники и любит только одно —
деньги. Причем он их только зарабатывает
всеми силами, но не тратит: Скрудж —
скупердяй каких мало.
В его конторке уже много лет
работает помощник Боб Кратчит (Гари
Олдмен). Скрудж платит ему копейки и не
дает выходных, но Кратчит смиренно тянет
свою лямку, потому что у него больной сын
Тим, и очень боится потерять работу.
Впрочем, на Рождество Эбенизер
помощника все-таки отпустил — раз в год,
считает Скрудж, можно.
Вечером,
придя домой, Скрудж уселся у камина с
кастрюлькой овсянки, как вдруг в дверь
его особняка кто-то начал стучать —
громко и страшно. А потом в комнату к
Эбенизеру ворвался призрак Марли —
бывшего партнера Скруджа по бизнесу,
семь лет как умершего. Призрака
опутывают цепи, прикованные к
тяжеленным грузам. Выяснилось, что Марли
теперь вынужден скитаться, таская с
собой эдакую тяжесть. Это наказание за
то, что он всю жизнь занимался
стяжательством и отказывался помогать
людям. Такая же судьба, объяснил Марли,
ждет и Скруджа. Скоро, сказал Марли перед
тем, как исчезнуть, Эбенизера посетят
три духа: дух прошлого Рождества, дух
нынешнего Рождества и дух будущего
Рождества.
Марли
не соврал. Скруджа действительно
посещают три духа. Дух прошлого
Рождества показал ему детство и юность.
Дух нынешнего Рождества показал семью
Кратчита: ребенок Боба Тим болеет и,
скорее всего, не выживет в такой нищете.
Дух будущего Рождества показал
Эбенизеру смерть одинокого старика, о
котором не пожалел ни один человек. Этот
старик — он, Скрудж.
Ну и под воздействием всего
увиденного Скрудж должен резко
поменяться.
***
«Рождественская
история» (оригинальное название
переводится как «Рождественский гимн»)
создана Робертом Земекисом по
технологии motion capture (дословно — «захват
движения»). По этой технологии сначала
снимаются живые актеры, а затем отснятые
сцены обрабатывают на компьютере,
превращая их в анимацию. Такой подход
развязывает руки режиссеру в плане
создания антуража и спецэффектов,
одновременно позволяя добиться большой
реалистичности в поведении и мимике
персонажей.
Земекис уже не первый раз
использует подобную технологию. В 2004
году он с ее помощью сделал фильм «Полярный
экспресс», а в 2007-м — картину «Беовульф».
Надо
сказать, что эти предыдущие
эксперименты были не особо удачными. «Полярный
экспресс» получил семнадцать
номинаций на различные
кинематографические награды (три
номинации на «Оскар»), но из них
почти ничего не выиграл. Зрители и
критики назвали картину хотя и
эффектной, но скучной детской сказкой, а
собранная касса еле-еле отбила затраты
на создание фильма.
С
«Беовульфом» все получилось еще
хуже: почти двухчасовая картина была
очень пафосной, но еще более скучной, чем
«Полярный экспресс». С
изобразительной точки зрения в ней не
было ничего особенного, и зрители не
понимали, на черта Земекис затеял всю
эту бодягу, да еще и в motion capture, что сильно
удорожало производство. Даже старый и
вполне дебильно поставленный Beowulf
1999 года с Кристофером Ламбертом — и то
смотрелся веселее, чем вся эта
тягомотина. «Ну да, нарисовано красиво,
— говорили зрители, — но чего же так
тоскливо-то, старина Роберт?»
В
результате захваченный в вялом движении
«Беовульф» провалился в прокате с
диким треском. При затратах в $150
миллионов по миру он принес всего $191
миллион (требовалось минимум $300, чтобы
хотя бы отбить затраты).
После «Полярного экспресса»
с Земекисом отказалась сотрудничать
компания Warner Bros. Pictures, после «Беовульфа»
в студии Paramount дали страшную клятву
Земекиса и на порог не пускать. Казалось,
что дорогостоящие эксперименты с motion
capture придется прекратить.
Однако
тут на сцену вышел еще один голливудский
тяжеловес — корпорация Walt Disney Pictures, с
которой когда-то давно Земекис сделал
гениальную картину «Кто подставил
кролика Роджера». Если ты, старичок,
сказали в Disney Земекису, сделаешь для
наших дорогих детишек какую-нибудь
мировую классику, то будет тебе и белка,
будет и свисток. И двести миллионов
мировых американских денег. Только,
старичок, штоп обязательно классическое,
беспроигрышное! Какой-нибудь Dick-kens,
Long-fellow или Ball-zak — лишь бы для детишек!
Что
может быть более классическое, нежели
знаменитая история Чарльза Диккенса о
том, как к скряге Скруджу являлись три
духа, заявил Земекис. В Disney с ним
согласились, и проект был запущен.
«Рождественская история»
снята четко по Диккенсу — практически
один в один. С одной стороны, из-за этого
многие вещи выглядят явно архаично, но с
другой — Земекис поставил именно
бессмертную классику Диккенса, не внося
в нее никакой отсебятины, — в этом тоже
есть определенная прелесть.
Нарисовано
и поставлено это все — замечательно!
Потрясающие виды Лондона XIX века,
отличные находки с «пролетом»
камеры сверху, блестящая идея с
прозрачным полом в доме Скруджа, сквозь
который ему показывают различные сцены.
Еще лучше это все смотрится в 3D (первый
проект студии Disney в подобном формате): я
именно так эту картину и смотрел, чему
очень рад, — впечатление производится
потрясающее.
Джим
Кэрри, сыгравший Скруджа, — просто
бесподобен. Это была отличная идея —
пригласить на роль старого скряги
именно его. Ни у кого во всем мире нет
такой фантастической по возможностям
мимики, и она отлично переносится на
технологию motion capture. Так что Скрудж у
Кэрри и Земекиса получился
необыкновенно богатый на эмоции:
брюзжание старого мизантропа, злоба
мерзкого старикашки, испуг во время
посещения призрака, целая гамма эмоций в
процессе общения с духами, безудержное
веселье переродившегося Эбенизера.
В
картине также были заняты и другие
хорошие актеры — Гари Олдмен, Колин
Ферт, Боб Хоскинс, однако в отличие от
Кэрри их персонажи с живыми актерами
коррелировали очень мало. Что Боб — это
Олдмен, я узнал только из просмотра
кастинга. И персонаж там получился какой-то
по-диснеевски мультипликационный.
Племянник Скруджа, которого
играл Колин Ферт, чисто внешне был похож
на Ферта, но не более того.
Впрочем,
возможно, что впечатление было
подпорчено дубляжом. Но зато в дубляже
Скруджа сделали блестяще — за него
говорил сам Александр Филиппенко, и я не
знаю, кто лучше него смог бы так здорово
озвучить этого персонажа.
Кстати, по поводу детишек…
«Рождественская сказка», как это
бывает у Диккенса, произведение очень
мрачное и даже тяжелое. Земекис не стал
смягчать атмосферу этой книги, так что
картина получилась ни черта не детская.
Поэтому я бы на вашем месте совсем
маленьких детей на нее бы не водил —
несмотря на всю красоту исполнения. А
вот школьникам, тинейджерам и взрослым
фильм очень даже имеет смысл посмотреть
— особенно в 3D или просто в хорошем
качестве.
Теперь
понятно, что на «Полярном экспрессе»
и «Беовульфе» Земекис просто
оттачивал мастерство, которое в «Рождественской
истории» раскрылось в полном блеске.
Классная получилась картина, я ее
посмотрел с огромным удовольствием. И
еще обязательно потом пересмотрю в
оригинале — очень хочется послушать, как
Кэрри изображал различные произношения
своих персонажей (он сыграл и озвучил
всех Скруджей — от школьника до старика —
и всех призраков).
P. S. Ну и в свете этого фильма я
сразу вспомнил «Новую
рождественскую сказку» (в оригинале
Scrooged) с Биллом Мюрреем, где эту историю
переложили на новый лад. Я-то эту повесть
Диккенса не читал, а теперь, посмотрев
«Рождественскую сказку», понял, что
в фильме с Мюрреем постановщик Ричард
Доннер довольно тонко обыграл
классический сюжет — со всеми
полагающимися знаковыми эпизодами.
« | Да будь моя воля, я бы такого олуха, который бегает и кричит: «Веселые святки! Веселые святки!» — сварил бы живьем вместе с начинкой для святочного пудинга, а в могилу ему вогнал кол из остролиста. | » |
— Эбенизер Скрудж о Рождестве |
« | Если они предпочитают умирать, тем лучше. Это сократит излишек населения. | » |
— Эбенизер Скрудж о сирых и убогих |
«Начать с того, что Марли был мертв. Сомневаться в этом не приходилось. Свидетельство о его погребении было подписано священником, причетником, хозяином похоронного бюро и старшим могильщиком. Оно было подписано Скруджем. А уж если Скрудж прикладывал к какому-либо документу руку, эта бумага имела на бирже вес. Итак, старик Марли был мертв, как гвоздь в притолоке…»
Так начинается «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса — одно из самых популярных произведений классика, по количеству адаптаций могущее потягаться с «Оливером Твистом» и «Дэвидом Копперфильдом», а по количеству упоминаний в массовой культуре оставившее их далеко позади. Ну и до кучи самая популярная из святочных историй — с привидениями или без оных. Имя же Эбенизера Скруджа навсегда стало нарицательным для старого козла и скряги. Вы наверняка его где-то слышали… Оригинальная же книга больше всего известна отечественному хомячку по неоднозначной экранизации с Джимом Кэрри.
Чарльз Диккенс писал эту повесть в лихорадочной спешке и полувменяемом состоянии, чтобы успеть к Рождеству. В назидательный сюжет он вложил подлинную душевную боль — в детстве писателю довелось немало натерпеться от подобных Скруджей (характерно, что у старого скряги было по меньшей мере четыре реальных прототипа, с которыми Диккенс лично не пересекался). Но самое главное, что на момент написания повести Рождество в Англии было не в почёте — его справляли по большому счёту в глубинке, так что Диккенс, по сути, сделал этот праздник на Западе таким, как мы его знаем сейчас.
Сюжет[править]
Строфа первая. Призрак Марли[править]
Фрэнк Финлей в роли Марли в экранизации 1984 года
С момента кончины Джейкоба Марли аккурат в Сочельник прошло ровно семь лет, а его деловой партнёр Эбенизер Скрудж за это время нисколько не подобрел. Попытку своего клерка Боба Кретчитта подкинуть в печь угля он воспринимает как возмутительное расточительство, предпочитая сидеть в неотапливаемой конторе. К нему последовательно заглядывают его племянник Фред, который, несмотря ни на что, хочет пригласить дядюшку на рождественский ужин, и двое джентльменов, собирающих пожертвования на нужды бедняков; всем им старый пердун отвечает словами, приведёнными в эпиграфах, и посылает по известному адресу. Племянник — болван, по любви женившийся на бесприданнице и тратящий деньги на пустые развлечения, а нищеброды могут сдохнуть, ежели не хотят искать укрытия в тюрьме или работном доме — богоугодных заведениях, на которые идут в том числе и налоги Скруджа.
С неохотой разрешив Бобу провести праздничный день с семьёй (и удержав с него за это полкроны), Скрудж отправляется домой, где его поджидает неприятный сюрприз: дверной молоток внезапно превращается в призрачную физиономию Джейкоба Марли с подвязанной платком челюстью. Вскоре является и весь Джейкоб целиком — он увешан цепями и сундуками с нажитым при жизни богатством, которое вынужден вечно таскать за собой в наказание за алчность и бессердечие. Та же участь ждёт и Скруджа, но Джейкоб похлопотал за него: к нему явятся ещё три духа, чтобы попытаться наставить старого скупердяя на путь истинный. Сообщив это, призрак Марли исчезает за окном, оставив Скруджа в смятении.
Строфа вторая. Первый из трёх Духов[править]
Анджела Плезенс в роли Духа Минувших Святок в экранизации 1984 года
Первым является Дух Минувших Святок — сияющее андрогинное существо с колпаком-гасилкой в руках. Дух показывает Скруджу его безотрадное детство, когда он был отвергнут родным отцом, его любящую сестру Фэн — мать Фреда, умершую молодой, его весёлых школьных товарищей… Потом юность, работа подмастерьем у добродушного мистера Физзуига, рождественские пляски, на которых юный Эбенизер нехило так отжигал, первая любовь, которой он пожертвовал ради намечающегося капитальца… Картины утраченного счастья приводят Скруджа в ярость; он надевает на Духа колпак-гасилку, стремясь погасить свет счастливых воспоминаний.
Строфа третья. Второй из трёх Духов[править]
Эдвард Вудворд в роли Духа Нынешних Святок в экранизации 1984 года
Дух Нынешних Святок — жизнерадостный великан, который устраивает Скруджу путешествие по родному городу. Скрудж видит, как весело справляет Рождество большая семья его клерка Боба Крэтчитта на те гроши, что платит ему Скрудж, как дружны и жизнерадостны все Крэтчитты, особенно младший из детей, Малютка Тим, который серьёзно болен и передвигается на костылях. Сердце Скруджа исполняется жалости; он спрашивает Духа, выживет ли Малютка Тим, и получает ответ, что ребёнок умрёт, если настоящее не внесёт в это свои коррективы. Но, в сущности, почему бы и нет? Пусть умирает и тем самым сократит излишек населения! Больно уязвлённый собственными жестокими словами, Скрудж умолкает. Тем временем Боб Крэтчитт предлагает тост за здоровье мистера Скруджа…
Дух показывает старому скряге празднество в доме его племянника Фреда: молодой человек совершенно не держит зла на своего нелюбезного дядюшку и искренне жалеет его. Гости веселятся и играют, радостная, дружелюбная атмосфера поневоле захватывает Скруджа… Но пора двигаться дальше. Вместе с Духом Скрудж видит множество людей, празднующих Рождество несмотря ни на какие тяготы. Напоследок резко состарившийся Дух показывает Скруджу двух страшно истощённых детей, девочку и мальчика: имя мальчика — Невежество, имя девочки — Нищета. «Разве нет им помощи, нет пристанища?» — ужасается Скрудж. «Разве нет у нас тюрем, разве нет работных домов?» — отвечает Дух, прежде чем исчезнуть.
Скрудж остаётся один, но ненадолго: перед ним предстаёт закутанная в балахон зловещая фигура третьего из Духов…
Строфа четвертая. Третий из трёх Духов[править]
Майкл Картер в роли Духа Грядущих Святок в экранизации 1984 года
Мрачные картины открывает молчаливый Дух Грядущих Святок. Чувствуя разгорающееся жжение пониже спины, Скрудж видит биржевых торговцев, цинично обсуждающих смерть одного из своих товарищей: они пойдут на похороны только если там будут хорошо кормить. Видит он и тело самого усопшего, укрытое простынёй; Дух жестом предлагает ему откинуть покров и посмотреть на лицо мертвеца, но Скрудж не смеет, поражённый смутным ужасом. Он молит Духа показать ему добрые чувства, которые вызвала эта смерть.
Сказано — сделано! И вот уже Скрудж видит супружескую чету, которая радуется возможности отсрочить выплату непомерного долга; видит, как экономка, прачка и гробовщик с ликованьем стервятников продают старьевщику вещи покойника. Не оттолкни он всех от себя при жизни, разве умер бы так, одинокий, никому ненужный? Разве удалось бы его так легко обобрать? Но ведь это его, Скруджа, экономка, да и вещи кажутся смутно знакомыми!
Скрудж снова молит показать ему хоть какие-то светлые чувства — и снова оказывается в доме у Крэтчиттов. Но теперь здесь поселилось горе — умер Малютка Тим. Однако эта утрата лишь сильнее сплотила семью несчастного клерка.
Истерзанный тоскою и угрызениями совести, Скрудж оказывается на кладбище у свежей могилы, где ему открывается страшная правда, о которой он и так давно уже подозревал: это его, Скруджа, имя начертано на могильном камне. В отчаянии молит он страшного Духа о втором шансе…
Строфа пятая. Заключение[править]
Скрудж с племянником и его супругой в экранизации 1984 года. В роли Скруджа — Джордж Скотт
Скрудж просыпается в своей спальне совершенно другим человеком, полностью переосмыслившим свои жизненные ценности. Он мирится со всеми, кого обидел, щедро жертвует на благотворительность и весело празднует Рождество вместе со своим племянником Фредом и его очаровательной женой, а на следующий день повышает жалованье Бобу Крэтчитту и берёт на себя заботу о благополучии его семьи.
« | …А Малютке Тиму, который, к слову сказать, вскоре совсем поправился, он был всегда вторым отцом. И таким он стал добрым другом, таким тароватым хозяином и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться. Да и не только наш — любой добрый старый город, или городишко, или селение в любом уголке нашей доброй старой земли. Кое-кто посмеивался над этим превращением, но Скрудж не обращал на них внимания — смейтесь на здоровье! Он был достаточно умен и знал, что так уж устроен мир, — всегда найдутся люди, готовые подвергнуть осмеянию доброе дело. Он понимал, что те, кто смеется, — слепы, и думал: пусть себе смеются, лишь бы не плакали! На сердце у него было весело и легко, и для него этого было вполне довольно. | » |
— |
Персонажи[править]
Скрудж собственной персоной. В ночном колпаке
Люди[править]
- Эбенизер Скрудж — первоклассный старый козёл, бездушный скряга, злобный дядюшка, социальный дарвинист. Ненавидит Рождество, как, впрочем, и все прочие праздники — ибо бесцельная трата времени и денег (Scrooge в переводе с английского означает «скряга»). Вообще не переносит на дух никакого веселья, хотя не лишен некоторого мрачного чувства юмора пополам с ядовитым сарказмом. Не верит в чудеса, даже видя их своими глазами — мало ли что может почудиться из-за расстройства желудка? Фраза «Может, вы явились не из царства духов, а из духовки!» раскрывает в нём также склонность к плоским каламбурам. Общими усилиями четырёх духов (включая Марли, к призраку которого Эбенизер всё же проявил некоторое сочувствие) становится ясно, что под наросшей за годы козлиной шкурой всё-таки прячется живой и страдающий человек. На момент событий повести ему пятьдесят семь лет, но выглядит он намного старше. Иллюстраторы обычно изображают его в ночном колпаке, поскольку духи к нему являются ночью.
- Племянник Фред — вечный оптимист, друг всему живому и просто хороший парень. Ежегодно приглашает своего нелюдимого дядюшку на празднование Рождества, несмотря на то, что ежегодно получает отказ с парочкой оскорблений в довесок, которые воспринимает с добродушным юмором. Скрудж считает его нищебродом, хотя, судя по многим признакам, Фред ни в чём особо не нуждается и может позволить себе хорошенько повеселиться. Женат на милой барышне-бесприданнице, чем дополнительно раздражает дядюшку.
- Боб Крэтчитт — кроткий и добрый клерк в конторе Скруджа, перебивающийся за зарплату в 15 «бобиков» (шиллингов) и вечно боящийся потерять и этот скудный заработок. Тем не менее, такой же неунывающий оптимист, как и Фред. Примерный семьянин — обладатель доброй, заботливой супруги и целого выводка ребятишек, которых надо кормить.
- Малютка Тим — младший и самый любимый из детей Крэтчиттов. Маленький ангел и друг всему живому, хромой. Из-за невозможности играть с другими детьми свободное время проводит в раздумьях, приходя порой к самым неожиданным выводам. Списан Диккенсом с его больного пятилетнего племянника Генри. Вечный оптимист — умудряется найти хорошее даже в своей хромоте: раз люди видят его в церкви, то вспоминают про Христа, который исцелял калек. Кстати, впоследствии полностью поправился.
- Фэн — обожаемая старшая сестра Скруджа. Всегда жалела брата, в конце концов упросила отца принять его. Слишком хороша для этого мира — умерла вскоре после рождения сына.
- Мистер Физзуиг — начальник и учитель юного Скруджа, добродушный толстяк и весельчак с толстушкой-женой и детишками-колобками.
Духи[править]
- Призрак Марли — несчастный скиталец в оковах, которые сковал себе при жизни. Благо тогда был таким же бессердечным скупердяем, как и его компаньон Скрудж. Терзаемый раскаянием, похлопотал перед высшими силами хотя бы о спасении своего друга Эбенизера, чем доказал, что и в его душе всегда имелось что-то хорошее. Челюсть его подвязана платком (как в старину делали с мертвецами, чтобы покойник не разевал рта), на лбу сидят очки.
- Дух Минувших Святок (The Ghost of Christmas Past) — сияющий эльф-бисёнэн (в некоторых адаптациях, например, 1938 и 1984 гг. его роль исполняет женщина) в тунике и с колпаком-гасилкой в руках. Неплохой тролль: показывает Скруджу воспоминания детства и юности, а когда старик проникается ностальгией, ехидно комментирует с его же нынешних позиций.
- Дух Нынешних Святок (Ghost of Christmas Present, букв. можно перевести как «Дух Рождественских Подарков» (игра слов: «present»=»подарок» и «present»=»настоящее»)) — бородатый великан в зелёной шубе. Не любит обувь. На голове — венок из остролиста, на поясе — пустые ножны в знак всеобщего примирения. Тролль похлеще и позлее своего предшественника, хотя чаще читает мораль в лоб (в экранизации 1984 года пофикшено актёром Эдвардом Вудвортом, придавшим персонажу необходимой иронии). На протяжении всего «путешествия» со Скруджем постепенно стареет и, когда приходит полночь, исчезает (то бишь, очевидно, умирает), ибо жизнь его, по его же словам, быстротечна.
- Дух Грядущих Святок (Ghost of Christmas Yet To Come) — самый зловещий из троицы, грозная фигура, закутанная в чёрный плащ с капюшоном, подозрительно напоминающая Мрачного Жнеца, что неудивительно, ибо именно это ждёт Скруджа в следующем году (ну а что вы хотите: сидит в неотапливаемой конторе, питается жидкой овсянкой — тут немудрено кони двинуть, не дожив до шестого десятка). Неумолим, непреклонен, неразговорчив — за всё время ни разу не удостоил Скруджа ответом (в фильме 1984 года отвечает, но так, что лучше бы не отвечал — визгом несмазанных петель кладбищенских ворот). Единственным его способом общения является указующий перст — смотри, мол, и мотай на ус. И Скрудж мотает — уж больно этот замогильный товарищ убедителен.
Тропы и штампы[править]
- А ведь был хорошим ребёнком — Скрудж в детстве и юности был хорошим парнем, но жажда наживы изменила его в худшую сторону.
- Бело-серая мораль — ни один персонаж в книге не является полностью злым, за исключением, может быть, Старого Джо (и то мы не знаем, какие обстоятельства толкнули его на эту стезю и не способен ли он на человечность). Эта история о подлом скряге, нуждающемся в корректировке отношения, которое он в конечном итоге получает от трех призраков, которые пытаются научить его заботиться о других. Что он в конце концов и делает.
- Вербальный тик — Скрудж и его постоянное ворчливо-циничное «Bah, humbug!», то есть «Ха, вздор (чушь, бред)!»
- Любимчик в семье — Малютка Тим был всеобщим любимчиком.
- Направо кругом — за одну ночь Скрудж превращается из злого и жадного козла в хорошего и щедрого человека.
- Никак ку-ку! — реакция Крэтчитта на намерение Скруджа повысить жалование: «Боб задрожал и украдкой потянулся к линейке. У него мелькнула было мысль оглушить Скруджа ударом по голове, скрутить ему руки за спиной, крикнуть караул и ждать, пока принесут смирительную рубашку».
- Нулевой рейтинг — Скруджа в городе так недолюбливают, что его гипотетическая смерть никого не задевает. А кому-то вовсе приносит облегчение и радость.
- Маленький ангел — Малютка Тим, эталонный пример.
- Торгаш — это плохо — сцена торговли вещами умершего вперемешку с циничными комментариями вызывает отвращение даже у Скруджа.
- Призраки.
- Оздоровительная порка — методы третьего Духа.
- Коронная фраза — знаменитое Скруджевское «Bah! Humbug!» (в русском переводе — «Вздор! Чепуха!»).
- Опосредованная передача ругательств: «Скрудж отвечал, что скорее он наведается к… Да, так и сказал, без всякого стеснения, и в заключение добавил еще несколько крепких словечек».
- Непоколебимая чистота — Боб Крэтчитт. Пьёт за здоровье своего начальника-скупердяя, в то время как даже его добрейшая супруга восприняла эту идею с негодованием.
- Не пиф! Не паф! — Скрудж приложил все усилия, чтобы увиденное им в будущем не сбылось.
- Поднял уровень доброты — Скрудж.
- Путешествия во времени — одна из самых известных историй на эту тему!
- Слезогонка — дистиллированная! Сам Диккенс рыдал, описывая смерть Малютки Тима.
- Счастливо женаты — племянник Скруджа Фред и его очаровательная супруга.
- То же самое, плюс Хорошие родители — Крэтчитты. Бедность для них не препятствие для хороших и теплых семейных отношений. Туда же и несостоявшаяся невеста Скруджа Белл с её мужем и детьми.
Наиболее примечательные адаптации[править]
«Скрудж» (1935)[править]
Первая звуковая экранизация повести, в роли Скруджа — Сеймур Хикс, исполнявший эту роль еще в одной из немых экранизаций.
- Бюджет пишет сюжет и Спецдефекты — в наше время это старьё уже практически несмотрибельно. Примечательно, что призрак Марли создателям изобразить так и не удалось (хотя возможности для этого имелись уже в немом кино и даже в театре), в результате со Скруджем беседует пустое кресло, уверяющее, что «Меня можешь увидеть только ты».
- Кастинг-агентство «WTF?» — Скрудж больше всего похож на старого алконавта с опухшей рожей и седыми грязными патлами.
«Рождественская песнь» (1938)[править]
Первая американская экранизация. В роли Скруджа Реджинальд Оуэн.
- Светлее и мягче — сюжет значительно смягчён, важные моменты выкинуты. Многие называют эту экранизацию «карамельной».
- Кастинг-агентство «WTF?» — Малютка Тим хорошо упитан и велик ростом.
- Вопиющий неканон — на место выброшенных сцен из романа пришли новые, которые ничего не дают сюжету. Например, Скрудж после визита Марли зачем-то вызывает полицию, которая, естественно, ни черта не находит.
«Скрудж» (1951)[править]
Абсолютная классика, которую многие считают лучшей экранизацией Диккенса вообще и «Рождественской песни» в частности. Исполнение роли Скруджа Аластером Симом ныне признано эталонным.
- Облик Орлока — именно так выглядит Скрудж: бледный от постоянного сидения в конторе, с ввалившимися воспалёнными глазами и жидкими прядями седых волос. Тем разительнее контраст с симпатичным юношей из воспоминаний и добряком в конце.
- Блестящий неканон — более подробно раскрыты отношения Скруджа с сестрой, знакомство с Марли, увлечение наживой, смерть Марли и т. д. Недостатки, однако, тоже наличествуют: не очень впечатляющий образ Духа Минувших Святок как седовласого старца в белом, отстутствует символическая сцена с колпаком-гасилкой, некоторые эпизоды зачем-то перетасованы.
«Скрудж» (1970)[править]
Весёлый мюзикл с Альбертом Финни в роли Скруджа.
- Блестящий неканон — от Диккенса остались рожки да ножки, но сам мюзикл получился великолепным и остроумным.
- Комическое непонимание сути — Скрудж видит, как его чествует весь Лондон и радуется, как ребёнок… а на самом деле жители благодарны ему за то, что наконец-то окочурился, паразит! И денег ему отдавать не нужно.
- Моложе, чем выглядит — а вы в курсе, что на момент съёмок Альберту Финни было всего лишь 33 года? Но когда он в гриме пожилого Скруджа, даже заподозрить подобное невозможно — настолько натурально он изображает старика! Так что Финни оказывается самым молодым актёром, когда-либо игравшим Эбенизера, и первым из трёх (два других — Билл Мюррей и Гай Пирс, но они были старше на момент съёмок своих экранизаций), кто играл одновременно и зрелую, и молодую версию персонажа.
«Рождественская история Микки» (1983)[править]
Диснеевская мультипликационная версия, которая наконец-то представила Скруджа Мак-Дака в подобающей его имени роли. В качестве других персонажей также выступали диснеевские герои: Фредом был Дональд Дак, Бобом Кретчиттом и его семьей — Микки и Мини Маусы. В качестве призрака Марли выступил Гуфи, а роль духов рождества «исполнили» сверчок Джимини Крикетт (дух Прошлых Святок), Великан Вилли (дух Нынешних Святок) и Пит (дух Грядущих Святок). Кстати, именно эти образы потом частично появились и в перезапуске «Утиных историй».
- Топливо ночного кошмара — сцена на кладбище получилась не по диснеевски жуткой и страшной.
«Рождественская песнь» (1984)[править]
Телефильм с великим и ужасным Джорджем К. Скоттом в роли Скруджа, снятый Клайвом Доннером, который в своё время работал монтажёром на «Скрудже» 1951 года. Общепризнанно считается второй лучшей экранизацией этой повести после фильма с Симом, а немало поклонников (включая автора статьи) выдвигают её на первое место. Пожалуй, этот фильм можно назвать наиболее серьёзной и мрачной версией шедевра Диккенса. И три Духа там тоже, пожалуй, лучшие.
- Блестящий неканон — Скотт далёк от стереотипного изображения Скруджа. Он не лишён чувства юмора и харизмы, по своему обаятелен… и абсолютно непримирим. Это делает персонаж намного страшнее и реалистичнее. Вероятно, это лучший из Скруджей в принципе. Кроме того, как и в фильме 1951 года добавлены удачные новые сцены.
- Капитан Очевидность — великолепный диалог Скруджа с Бобом Крэтчиттом, придуманный сценаристами:
« | Скрудж: Подойдите-ка сюда, мистер Крэтчитт. Что это? | » |
— Диккенс бы одобрил |
- Темнее и острее — не только по сравнению с большинством экранизаций, но даже с книгой.
- Топливо ночного кошмара — Дух Грядущих Святок. Пожалуй, самое жуткое его воплощение на экране.
«Рождественская песнь Маппетов» (1992)[править]
Кукольно-игровой фильм с персонажами Маппетов в роли Духов Рождества. В роли Эбенизера Скруджа — сэр Майкл Кейн. Одна из самых популярных версий.
«Духи Рождества» (1999)[править]
В роли Скруджа — сэр Патрик Стюарт. Отличная и вполне каноничная экранизация, хоть и не лишённая недостатков — слишком старый Дух Нынешних Святок, например, не всегда удачная компьютерная графика. Стюарт, Скотт и Сим составляют «каноничные три „С“» — трёх лучших исполнителей роли Скруджа.
- Хитгый и жадный евгей — стаrьевщик Джо пrиобrёл остrохаrактеrные чеrты.
«Рождественская история» (2009)[править]
Мультфильм и самый известный пример для русского зрителя. В роли Скруджа и всех трёх духов — Джим Керри, но мультяшная техника захвата движения сильно нивелирует мимику актёров. Несмотря на недостатки, создатели довольно бережно отнеслись к оригинальной повести и хорошо передали ее основные идеи.
- Зловещая долина — по вине всё той же техники. Многие полагают, что Земекис совершенно напрасно с нею связался.
- Альтернативное мнение: конкретно в этом мультфильме недостатки Motion Capture, способствующие «долине», пошли мультфильму на пользу и пугающие моменты стали воистину жуткими.
- Зловещая тень — именно в таком качестве является Скруджу Дух Грядущего Рождества.
- Мягкий шатен — все Крэтчитты, но в первую очередь Боб и Малютка Тим.
- На тебе! — в сторону злых церковников: «Иной раз грешат и люди в облачении церковном. Те, что гонят отсюда бедняков, зовутся слугами Святой церкви. Да только нет в них святости!».
- Приключения в микромире — Дух Грядущего Рождества ненадолго уменьшает Скруджа до размеров крысы.
- Провалиться в ад — в финале, когда Дух Грядущего Рождества показывает Скруджу его же могилу, та разверзается, а горящий алым светом гроб приветливо открывается. Туда-то Скрудж, молящий Духа о прощении, и падает, чтобы потом проснуться в родной постели. У фильма есть недостатки, но эту сцену можно смело считать блестящей. Вероятно, она позаимствована из фильма 1999 со Стюартом.
- Топливо ночного кошмара — сцена ухода Духа Нынешнего Рождества, который стремительно стареет и превращается в хохочущий скелет, а Нищета и Невежество тем временем вырастают и набрасываются на Скруджа. Тоже удачнейший момент.
- Так грубо, что уже смешно — Скрудж здесь настолько жадный, что похищает медяки с глаз усопшего компаньона.
- Экшн-понос — картина грешит эффектными, но слегка вставными сценами погонь и взрывов.
«Рождественская песнь» (2019)[править]
Трехсерийный мини-сериал ВВС. В роли Скруджа — Гай Пирс, один из самых молодых исполнителей этой роли. Основа сюжета та же, что в оригинальной повести. Но духа доброй, хоть и мрачной сказки, здесь нет.
- Вопиющий неканон — немало красноречивых сцен оригинала вообще отсутствуют. Взять же реакцию на предполагаемую смерть протагониста: в книге мы видим, как вполне добрые и порядочные люди испытывают от нее облегчение. Не от злорадства. Ведь это означает, что они спасены от злого кредитора, а его наследник уж точно не сможет быть столь безжалостным. В сериале нам показывают, что могила Скруджа становится отхожим местом. Зато появилась куча откровенной отсебятины вроде истории с шахтой, унижение миссис Крэтчитт ради эксперимента и намек на то, что именно она наслала на Скруджа трех духов. Упор сделан не столько на реализм, сколько на чернуху. Кроме того, имеет место перетасовка имён: возлюбленная Скруджа становится Элизабет, а сестра Скруджа носит имя Шарлотта. И Дух Нынешних Святок почему-то сменил пол в адаптации, став классической суфражисткой (по сути, его играет сестра Скруджа Фэн, ой, то есть, Лотти).
- Злодейство в адаптации — сам Скрудж здесь не просто жадный козел. Нет, он намного хуже. Скрудж со своим бизнес-партнером Марли пренебрег техникой безопасности на шахте, и как результат — десятки людей погибли или получили тяжелые травмы. Также он продал предприятие, лишив сотен горожан работы и средства заработка.
- Житель Страны Тёмных Эльфов — сам Скрудж. Ведет себя странно, говорит сам с собой, искренне заботится о лошадях при полном безразличии к судьбам людей.
- Нулевой рейтинг — выражено острее, чем в оригинале. В повести Скрудж изрядный козел, но в смертях десятков людей он не повинен. А здесь даже с поворотом направо ему не отмыться.
- Темнее и острее — педаль в магму вплоть до откровенной чернухи и вопиющего неканона! Вся мерзость, какую только можно найти, находится здесь. Первый же кадр — ребёнок мочится на могильную плиту Марли. Адский папаша Скруджа отрезает голову его ручному мышонку и отправляет сына в школу-интернат, где его в оплату за обучение регулярно насилует директор школы по согласию с папашей, но на помощь приходит сестрёнка Лотти с пистолетом. Чернокожая миссис Крэтчитт приходит к боссу своего мужа просить денег на операцию для Малютки Тима (который в этой версии ещё и карлик), Скрудж тут же предлагает ей ультиматум Скарпиа, а когда несчастная женщина покорно начинает раздеваться, говорит, что просто проверял, на что она готова пойти ради ребёнка, и отсылает прочь. Ну а уж она каким-то образом насылает на Скруджа троих Духов. Вишенкой на торте служит обоссанный призрак бедняги Марли, который этим фактом крайне недоволен: «Тут же, б#ять, написано: „Покойся с миром“! Какой тут, на х#й, мир!»
- Плохой хороший конец — да, Скрудж исправился и совершил поворот направо. Вот только до этого он совершал слишком много нехороших дел чтобы быть прощенным. Крэтчитты в лучшем случае считают Скруджа просто сумасшедшим, а других жителей города вряд ли убедят его дальнейшие хорошие поступки.
- Похорошеть в адаптации — здесь Скрудж выглядит моложе и здоровее.
- Тяжёлое детство, деревянные игрушки — в оригинальной повести прошлое Скруджа не было радужным, но создатели сериала решили основательно сгустить краски.
- Упростили и опошлили — показать народную ненависть к Марли (в настоящем) и Скруджу (в возможном будущем) нельзя никак иначе, чем через ссаньё на их могилы. А бессердечным негодяем делает что? Ну-ка, все хором: «Сексуальные до-мо-га-тель-ства!»#MeToo
«Необыкновенная история на Рождество» (2017)[править]
История о том, как Чарльз Диккенс создавал «Рождественскую песнь» с воплощением его фантазий на экране. В роли Скруджа — Кристофер Пламмер, которому на тот момент было 87 лет, что делает его самым старым исполнителем этой роли.
- Житель Страны Эльфов — отец Диккенса, эксцентричный старый чудак. И сам Диккенс в приливе вдохновения.
- Невыносимый гений — буйный нрав и перепады настроения Диккенса тут показаны во всей красе, как оно в жизни и было. Оскорбить пожилого отца в отместку за нищее детство? Выгнать молоденькую служанку только за то, что позвала к столу, нарушив тем самым творческий процесс? Послать к чёрту лучшего друга, несогласного с сюжетной линией? Запросто! Потом приходится бегать извиняться и искупать вину.
- Лектор Ганнибал — Скрудж язвительно намекает своему создателю, что тот, лицемерно осуждая его, сам частенько поступает ничуть не лучше, а в душе так и остался жалким оборванцем. Отбрить его Диккенс не может — старый скряга кругом прав! Впрочем, признав правоту Скруджа, он ответил не менее суровой отповедью и сумел-таки одержать моральную победу.
- Персонаж против автора — вначале Диккенсу было очень легко бичевать бессердечного скрягу-кровопийцу, а робкие попытки Скруджа высказаться перед создателем в свою защиту вызывали у него лишь насмешку. Но чем персонаж становился живее, тем большую власть обретал над своим создателем, доводя его до отчаянья. В свою очередь, Диккенс благодаря ему понял, что его герой — не воплощение бессердечия, каким задуман был изначально, а живой человек, во многом похожий на него самого и способный на раскаянье и угрызения совести.
- Реальность нереалистична: может показаться, что показанное в фильме — всего лишь художественный вымысел, но на самом деле Диккенс действительно вступал в беседы и даже перепалки со своими персонажами, как если бы те стояли перед ним во плоти.
- Тяжёлое детство, деревянные игрушки — один детский труд по двенадцать часов в сутки чего стоит. Вдобавок, другие дети на фабрике травили маленького Чарли за то, что он называл себя сыном джентльмена.
Наследие[править]
- «Светлое Воскресенье» А. С. Хомякова — переложение сюжета на реалии императорской России. Вместо Рождества действие разворачивается в канун Пасхи. Старше, чем радио.
- Повесть Тома Б. Стоуна «Рождество с привидениями» — парафраз «Рождественской песни», в котором трое призраков перевоспитывают скупого школьника Кристофера. При этом в классе у Кристофера как раз читают повесть Диккенса.
- Пародийная повесть Р. Л. Стайна «Юный Скрудж: Очень страшная рождественская история». Герой здесь является однофамильцем Скруджа, но он не жадина, а хулиган.
- Доктор Сьюз, «Как Гринч украл Рождество» — будучи знатоком английской литературы, Сьюз наверняка держал в голове Скруджа, классического ненавистника Рождества.
- «Один дома» — главгерою помог старик Марли.
- «Новая рождественская сказка» (в оригинале «Scrooged») с Биллом Мюрреем являет собой осовремененную версию «Рождественской песни».
- «Миссис Скрудж» 1997 года — в этом фильме действие перенеслось в современность, а Скрудж сменил не только пол, как можно понять из названия, но ещё и расу, став негритянкой.
- «Чёрная гадюка», Рождественская песнь Чёрной гадюки — праздничный выпуск и необычная пародия. Эбенезер Блэкэддер — добрейший души человек, единственный из всего семейства, причем его добротой все не упускают случая попользоваться, из-за чего Эбенезер беднее церковной мыши. И вот в Сочельник к нему является рождественский дух и, похвалив Блэкэддера за доброту и щедрость, рассказывает ему про его зловредных и коварных предков, ранее появляющихся в сериале. Эбенезер потихоньку начинает проникаться прелестью зла — ведь все его предшественники были успешны и приближены к правителям. Окончательно добивает его картина будущего, в котором потомки Блэкэддера станут править галактикой — но лишь при условии, что сам Эбенезер станет подлецом, достойным своих родственничков. Следующее утро Блэкэддер знаменует посылом всех пришедших клянчить знакомых по известному адресу. Так на его доброте был поставлен жирный крест.
- «Доктор Кто: Рождественская песнь» (четырнадцатая серия пятого сезона).
- «Настоящие охотники за привидениями» — как-то в Сочельник команда героев заблудилась в снежном буране, поймала трёх странных духов, а спасённый от призраков старикан заплатил им всего одной, зато антикварной монетой. Вернувшись домой, парни обнаружили полное отсутствие праздничной иллюминации, угрюмых Жанин с Лизуном и книгу «Как я уничтожил Рождество» Эбенизера Скруджа. Пришлось Игану вытаскивать рождественских духов из коллектора, пока остальная троица пыталась повлиять на Скруджа.
- В одном из мультиков про Барби повторялась история, описанная в книге Диккенса, но вместо старика была девушка.
- «Все псы празднуют Рождество» — в роли Скруджа оказывается Карфейс, а под видом рождественских духов его посещают Итчи, Саша и Чарли.
- Серия из MLP про пони Сноуфолл Фрост, которая не любила день Согревающего Очага, и захотела его отменить. Вообще. Эпизод создан в форме воображаемого театрального представления, поэтому роль Сноуфолл Фрост исполняет прагматичная материалистка Старлайт Глиммер, роль Духа Минувших Святок — простодушная и открытая Эпплджек, Нынешних Святок — развесёлая Пинки Пай, а Грядущих Святок — холодная и мрачная Принцесса Луна.
- Дядюшка Скрудж Макдак же!
- «Маша и Медведь», серия «С любимыми не расставайтесь» (61-я) — на Новый год Маша развесила по всему дому носки для подарков, а все свои старые игрушки засунула в сундук. В том числе три самые любимые игрушки, которые затем покажут Маше, что так поступать нехорошо.
- «101 далматинец» (мультсериал) — в рождественской серии в роли Скруджа выступает Круэлла, а Духи Святок являются ей в виде главных героев (двух щенков и курицы).
- Один из рождественских эпизодов «Симпсонов» — в финале в гости к семейству приходит мистер Бёрнс (в цилиндре и сюртуке) и приносит угощения к праздничному столу. За кадром повествует, что ночью его посетили привидения и заставили пересмотреть свои взгляды на жизнь.
- Графический роман Ли Бермехо «Бэтмен. Ноэль». В роли Скруджа — Тёмный рыцарь, совершенно оторвавшийся от человеческих отношений трудоголик и циник. В роли духов Рождества — его друзья, заклятые друзья и смертельные враги.
- В перестроечной поэме неизвестного автора «Страшный суд» («Горбачёву снится сон…») загробная кара, постигшая Брежнева, сильно напоминает посмертную участь Марли:
« | …Эй, несите-ка сюда | » |
— |
- «Бивис и Баттхед делают Рождество», новелла «Бивис и призраки». Собственно, Бивис, заснув на работе (мойщик посуды в местной тошниловке) увидел сон с собой любимым в роли Скруджа (здесь он хозяин той самой тошниловки). Всё идет по сюжету, в итоге Дух Будущего Рождества (с внешностью тренера Баззката) приводит его к разверзнутой могиле под камнем с надписью: «Здесь лежит Бивис…» («Вау! его звали так же, как меня!») «…который так никогда и не трахнулся». («Вот неудачник!») После этого Бивис проснулся, но так ничего и не понял. Из всей истории вынес мораль: «Спать на работе — это круто! Эх-хэхэ-хэ!»
- «Призраки бывших подружек» — теперь банановый! фильм, в котором место Жадности заняла Похоть. Известный фотограф, козёл и ловелас (которому ничего не стоит послать к чёрту трёх любовниц по Скайпу, раздевая четвертую), приезжает на свадьбу к младшему брату, где встречает подругу детства. Вечером перед торжеством он продолжает козлить, говорит и творит всякую фигню, которая закономерно приводит к разрыву помолвки. А пока это происходит, к нему приходит сначала покойный дядюшка, который в своё время после гибели родителей воспитал протагониста по образцу и подобию своему, а затем три женщины, показавшие ему прошлое, настоящее и будущее.