Сказка про скорость время расстояние

Сказка про время печать e-mail информация о материале категория: сказки для школьников город часов в одном небольшом городе, похожем на

Сказка про время


  • Печать

  • E-mail
Информация о материале
Категория: Сказки для школьников

Город Часов

В одном небольшом городе, похожем на тысячи других, созданных людьми по всему земному шару, в маленькой квартире жил-был мальчик по имени Саша. Наступившей весной ему исполнилось восемь лет. Мальчик окончил третий класс и был несказанно рад пришедшему на смену весне лету.

В школе Саша учился плохо. Конечно, уроки мальчик не прогуливал, но частенько забывал выполнять домашнее задание, а надоедливая таблица умножения так и не была им выучена. Саша всё оставлял на «потом». Это «потом», казалось ему, решит все его проблемы: всё само собой сделается, выучится, запомнится. Строгий отец периодически напоминал мальчику, что «потом» может и не наступить, что Саша так и останется неучем на всю жизнь, но мальчик его не слушал, в душе надеясь на волшебное «потом». Мальчик считал, что именно это слово наколдовало для него такое тёплое лето.

Лето, и правда, было чудесным. С юга дул согревающий ветер. Во дворах распускались цветы на газонах, зелёные шапки деревьев радовали глаза прохожих. Изредка с неба капал дождь, но он не приносил с собой леденящую прохладу — его капли были тёплыми.

Саша просыпался ближе к обеду и сразу отправлялся гулять. Единственное, что играть ему было не с кем. Его лучший друг Никита уехал с родителями в сад и там помогал им выращивать овощи. Никитка практически каждое лето пропадал в саду, а осенью рассказывал Саше о том, какой урожай удалось собрать, как весело ему было с отцом на рыбалке, как он помогал маме делать соления на зиму. Все эти рассказы удручали Сашу, потому что он не любил возиться с землёй, а уж помогать маме на кухне – тем более. Саша с ленцой относился к любому роду занятий, предпочитая вдруг оказаться больным. Мама Саши только тяжело вздыхала, переживая за судьбу мальчика.

Сегодня Саша опять отправился гулять в полном одиночестве. Перед прогулкой мальчик позавтракал и очень торопился, стараясь показать всем, что у него полно дел. В последнее время Саша так частенько обманывал родителей, меняя выражение своего лица, делая его озадаченным. Он сдвигал брови и смотрел вдаль с якобы глубокомысленным видом. Мама, глядя на сына, считала, что он, и правда, чем-то занят, чем-то очень важным и серьёзным. Она старалась не мешать раздумьям Саши, предполагая, что сын действительно взялся за ум и читает какую-нибудь серьёзную книгу.

На улице мальчика как всегда никто не ждал. Он обошёл все знакомые ему улочки, заглянул в булочную, с завистью рассмотрел автомобиль отца соседа по школьной парте и отправился в парк, где рос его дуб, на который Саша любил взбираться, а потом прятаться в густых ветках дерева.

Наблюдающего за прохожими мальчика, укрывшегося на дереве, не было видно. Иногда Саша позволял себе небольшую шалость: с дуба он плевался из трубочки в людей смятой в твёрдые шарики бумагой. Прохожие не понимали, что с ними происходило, хватаясь то за шею, то за голову. А тем временем листва старого дуба дрожала от распирающего её смеха.

Сегодня Саша опять решил поиздеваться над прохожими. Он взял с собой любимую трубочку и лист бумаги, вырванный из тетради по русскому языку. Мальчик забрался на дуб и с упоением начал делать небольшие катыши из бумаги, как вдруг, совсем рядом с ним, в листве дуба раздался тонкий, едва уловимый ухом писк.

Саша чуть повернул голову и с удивлением заметил крохотного человечка, который с отчаянием пытался вытащить застрявшую в ветках дуба сумочку. Крохотные слёзы блестели на глазах малыша. От отчаяния человечек корил дуб во всех несчастьях, которые когда-либо случались с ним.

— Верни мне мою сумочку, дуб, как я без неё вернусь в город! – стонал малыш, воюя с упрямыми ветками дерева.

Саше стало жаль беднягу, и он раздвинул ветки дуба, тем самым освободив застрявшую сумку. Мальчик удивился, разглядев на ней необычный рисунок: на тонкой ткани были изображены часы, стрелки которых двигались.

— Как так? – изумился Саша. – Сумка сделана из ткани, а часы, изображённые на ней, словно настоящие! Они даже тикают!

— Здравствуй, мальчик, — обратился маленький человечек к Саше. – Верни мне, пожалуйста, мою вещь.

— Я верну тебе сумку, если ты мне объяснишь, почему нарисованные на ней часы, ходят! – заявил Саша.

— Ах! – воскликнул маленький человечек. – Да как ты можешь это понять, когда ты давно потерял свои часы!

— Какие часы? – удивился Саша. – Не было у меня никаких часов, а такие, как у тебя, нарисованные на сумке, даже и не снились!

— Обещаешь, что ты вернёшь мне мою вещь, если я объясню тебе существование необыкновенных на твой взгляд часов?

— Да, конечно. Я могу хоть сейчас отдать тебе заколдованную сумку, да только ты скроешься от меня.

— Я не убегу от тебя, мальчик. Верни мне мою вещь, и я покажу тебе город Часов.

Саша передал маленькому человечку волшебную сумку, а тот, в свою очередь, нарисовал волшебной кистью прямо в воздухе небольшую дверь. Маленький человечек достал из кармана серебряный ключик и открыл созданную кисточкой дверцу. За ней и прятался город Часов.

Саша с нескрываемым удивлением наблюдал за действиями маленького человечка. От волшебства у Саши закружилась голова, а чародей уже стоял на пороге волшебных дверей.

— Так ты идёшь со мной или нет? – спросил крохотный волшебник.

— Да, — робко согласился Саша, и они вместе перенеслись в сказочный город…

Город Часов— Этот город носит название города Часов. Здесь живут маленькие человечки-часовщики. Люди тоже попадают в этот город, но только тогда, когда рождаются. Совсем маленькие люди, только появившиеся на свет, летают по этому городу в поиске своих часов. Видишь, здесь повсюду растут деревья, похожие на яблони, только вместо яблок на них растут настоящие часы.

— А зачем новорожденным часы? – поинтересовался Саша, разглядывая крохотные домики в виде часов и необыкновенных крохотных человечков, носивших с собой сумочки с изображением живых часов.

— Как зачем? Вы приходите в наш город, чтобы определить своё время на земле. Каждый человек проходит определённый жизненный путь, на который необходимо время. Если в планах на жизнь перед новорожденным стоит грандиозная задача, то ему необходимо больше времени на её осуществление. Вот он и летает по городу в поисках нужных ему часов.

— А если новорожденный так и не найдёт своих часов? – спросил Саша.

— Значит, младенец изначально выбрал жизненную задачу, с которой он справиться не сможет, — ответил маленький человечек.

— И что же ему тогда делать? – изумился Саша.

— Хорошенечко подумать! – усмехнулся волшебник.

Саша с удивлением смотрел на происходящее вокруг него. Иногда, будто из ниоткуда, в воздухе появлялись младенцы на облачках. Они подлетали к деревьям и разглядывали часики, которые висели на ветках.

Вдруг один из младенцев решил стать инженером. Со стороны его желание нетрудно было угадать: вокруг головы малыша как по волшебству закрутились в вихре чертежи, формулы и разнообразные технические устройства. Новорожденный обрадовался увиденному будущему и весело засмеялся. Его смех был подобен звону тысячи колокольчиков! Новорожденный сорвал с ветки понравившиеся ему часики и исчез.

Другой малыш, кряхтя и урча, подумал о счастливой семье. Вмиг рядом с ним возник образ улыбающейся женщины с тремя маленькими карапузами, уютная кухня, семейный очаг… Столько нежности, любви и тепла было в этой мечте, что Саша зажмурил глаза от настигнувшей его волны счастья… Карапуз, вдохновлённый задачей создать настоящую, любящую семью, сорвал часики и испарился, словно его и не было здесь.

Наблюдения мальчика остановил маленький волшебник-часовщик.

— А ты вообще потерял свои часы! – заявил он и нахмурился.

— Да я их и не видел! – возразил мальчик.

— Конечно, ещё бы ты видел их! Они же волшебные! Такие, как ты, выбирают себе время, а потом тратят его впустую! Настоящее расточительство!

— И что же мне теперь делать? – спросил Саша, с грустью глядя на волшебные деревья.

— Что делать, что делать… Тебе повезло, что ты вообще меня встретил. Наверное, мне предначертано вернуть тебе утраченное время, — сказал маленький чародей.

— Посмотри вон на то дерево. Я заметил, что одни часы, которые растут на нём, никто не забирает уже восемь лет. Обычно часы только-только успевают созреть, как их сразу же срывают. Наверное, это твои часы. Только бы не перепутать. Вдруг, какой-нибудь мальчик твоего возраста появится здесь, чтобы вернуть утраченное время, а ты уже сорвал его часы.

— А это плохо? – спросил Саша.

— Конечно, — ответил маленький волшебник. – Нельзя отнимать чужое время. В результате, ты не достигнешь выбранной тобой задачи, потому что она будет по силам другому человеку, а не тебе. А у другого человека, лишившегося своего времени, тоже ничего не получится. В итоге, вы оба проживёте жизнь зря и только в старости вспомните, что когда-то потеряли свои часы.

ЧасовщикиСаша наконец-то осознал, насколько всё серьёзно. Ему была неприятна сама мысль о том, что в старости он будет думать о том, что зря прожигал своё время. Здесь, в городе Часов, среди тикающих и звенящих устройств, он понял, насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, Саша почувствовал, что каждая секунда жизни имеет огромную цену.

Мальчик робко подошёл к дереву, на котором уже восемь лет висели одни и те же часы. Он посмотрел на них. В его сознании что-то щёлкнуло. Перед ним возник образ человека в строительной каске, в руках которого были чертежи. Рядом с ним стояли рабочие, которым он объяснял, как лучше возвести здание, какие материалы использовать, на что следует заострить внимание при строительных работах. Человек в строительной каске остро реагировал на малейшие замечания к его предложениям, а также для него имело огромное значение построить новое здание прочным и надёжным, сделать всё возможное, чтобы жильцы будущей новостройки чувствовали себя в новом доме в безопасности и комфорте…

Саша вспомнил, что когда-то, в далёком детстве, его было не оторвать от песочницы, а лепил он из песка вовсе не куличики, а новые многоэтажные дома. Мальчик с вожделением прокручивал в мыслях события из детства, когда он с усердием возводил новые песочные здания, как он расстраивался, когда его строения вдруг заваливались на бок. Тогда это вызывало в нём тройную жажду деятельности: он хотел сделать  песочный дом лучше, устойчивее, красивее… Он плакал, когда ему не удавалось долепить песочный дом до прихода мамы, переживал, что его постройку смоет дождь, или растопчет дворовая собака.

— Это мои часы, — прошептал взволнованный мальчик.

— Тогда бери их, — улыбнулся маленький человечек. – Я попрошу тебя больше не терять свои часы, ведь дверь в город Часов открывается только однажды…

— Хорошо, — пообещал Саша. Он ещё раз посмотрел на маленького волшебника и улыбнулся. – Спасибо тебе, волшебник-часовщик.

Саша сорвал свои часы с тонких веток дерева и вмиг очутился на ветках старого дуба, но теперь ему вовсе не хотелось плевать в посетителей парка из трубочки. Саша спустился с дерева и быстро побежал домой. В его мыслях родилась идея нарисовать и создать новое здание, в котором будут жить люди…

Автор и иллюстратор: Юлия Раенко

Расстояние

Мы постоянно ходим пешком и ездим на транспорте из одной точки в другую. Давайте узнаем, как можно посчитать это пройденное расстояние.

Расстояние — это длина от одного пункта до другого.

  • Например: расстояние от дома до школы 3 км, от Москвы до Петербурга 705 км.

Расстояние обозначается латинской буквой s.

Единицы расстояния чаще всего выражаются в метрах (м), километрах (км).

Формула пути

Чтобы найти расстояние, нужно умножить скорость на время движения:

s = v × t

Скорость

Двигаться со скоростью черепахи — значит медленно, а со скоростью света — значит очень быстро. Сейчас узнаем, как пишется скорость в математике и как ее найти по формуле.

Скорость определяет путь, который преодолеет объект за единицу времени. Скорость обозначается латинской буквой v.

Проще говоря, скоростью называют расстояние, пройденное телом за единицу времени.

Впервые формулу скорости проходят на математике в 5 классе. Сейчас мы ее сформулируем и покажем, как ее использовать.

Формула скорости

Чтобы найти скорость, нужно разделить путь на время:

v = s : t

Показатели скорости чаще всего выражаются в м/сек или км/час.

Скорость сближения — это расстояние, на которое сблизились два объекта за единицу времени. Чтобы найти скорость сближения двух объектов, которые движутся навстречу друг другу, надо сложить скорости этих объектов.

Скорость удаления — расстояние, на которое отдалились друг от друга два объекта за единицу времени.

Чтобы найти скорость удаления объектов, которые движутся в противоположных направлениях, нужно сложить скорости этих объектов.

Чтобы найти скорость удаления при движении с отставанием или скорость сближения при движении вдогонку, нужно из большей скорости вычесть меньшую.

Онлайн-курсы по математике для детей — отличный способ разобраться в сложных темах под руководством внимательного преподавателя.

Время

Время — самое дорогое, что у нас есть. Но кроме философии, у времени есть важная роль и в математике.

Время — это продолжительность каких-то действий, событий.

  • Например: от метро до дома — 10 минут, от дома до дачи — 2 часа.

Время движения обозначается латинской буквой t.

Чаще всего вам будут встречаться такие единицы времени, как секунды, минуты и часы.

Формула времени

Чтобы найти время, нужно разделить расстояние на скорость:

t = s : v

Эта формула пригодится, если нужно узнать, за какое время тело преодолеет то или иное расстояние.

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

Скорость, время и расстояние связаны между собой очень крепко. Одно без другого даже сложно представить.

Если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние. Оно равно скорости, умноженной на время: s = v × t.

Задачка 1. Мы вышли из дома и направились в гости в соседний двор. Мы дошли до соседнего двора за 15 минут. Фитнес-браслет показал, что наша скорость была 50 метров в минуту. Какое расстояние мы прошли?

Как рассуждаем:

Если за одну минуту мы прошли 50 метров, то сколько таких пятьдесят метров мы пройдем за 10 минут? Умножив 50 метров в минуту на 15 минут, мы определим расстояние от дома до магазина:

v = 50 м/мин

t = 15 мин

s = v × t = 50 × 15 = 750 (м)

Ответ: мы прошли 750 метров.

Если известно время и расстояние, то можно найти скорость: v = s : t.

Задачка 2. Двое школьников решили проверить, кто быстрее добежит от двора до спортплощадки. Расстояние между двором и площадкой — 100 метров. Первый школьник добежал за 25 секунд, второй за 50 секунд. Кто добежал быстрее?

Как рассуждаем:

Быстрее добежал тот, кто за 1 секунду пробежал большее расстояние. Говорят, что у него скорость движения больше. В этой задаче скорость школьников — это расстояние, которое они пробегают за 1 секунду.

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время движения. Найдем скорость первого школьника: для этого разделим 100 метров на время движения первого школьника, то есть на 25 секунд:

100 : 25 = 4

Если расстояние дано в метрах, а время движения в секундах, то скорость измеряется в метрах в секунду (м/с). Если расстояние дано в километрах, а время движения в часах, скорость измеряется в километрах в час (км/ч).

В нашей задаче расстояние дано в метрах, а время в секундах. Значит, будем измерять скорость в метрах в секунду (м/с).

100 м : 25 с = 4 м/с

Так мы узнали, что скорость движения первого школьника 4 метра в секунду.

Теперь найдем скорость движения второго школьника. Для этого разделим расстояние на время движения второго школьника, то есть на 50 секунд:

100 : 50 = 2

Значит, скорость движения второго школьника составляет 2 метра в секунду.

Сейчас можно сравнить скорости движения каждого школьника и узнать, кто добежал быстрее.

4 (м/с) > 2 (м/с)

Скорость первого школьника больше. Значит, он добежал до спортивной площадки быстрее.

Ответ: первый школьник добежал быстрее.

Если известны скорость и расстояние, то можно найти время: t = s : v.

Задачка 3. От школы до стадиона 500 метров. Мы должны дойти до него пешком. Наша скорость будет 100 метров в минуту. За какое время мы дойдем до стадиона из школы?

Как рассуждаем:

Если за одну минуту мы будем проходить 100 метров, то сколько таких минут со ста метрами будет в 500 метрах?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно 500 метров разделить на расстояние, которое мы будем проходить за одну минуту, то есть на 100. Тогда мы получим время, за которое дойдем до стадиона:

s = 500 м

v = 100 м/мин

t = s : v = 500 : 100 = 5 (мин)

Ответ: от школы до стадиона мы дойдем за 5 минут.

Специально для уроков математики можно распечатать или нарисовать самостоятельно такую таблицу, чтобы быстрее запомнить и применять формулы скорости, времени, расстояния.

Формулы скорости, времени и расстояния

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 12 »

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: «Скорость, время, расстояние».

Учитель начальных классов:

Избербаш 2016

Конспект открытого урока по математике в 4 классе.

Учитель:

Тема: «Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния».

Цель урока: повторить и закрепить знание связей между величинами, характеризующими движение.

Задачи: — совершенствовать вычислительные навыки решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния;

  • развивать логическое мышление, навыки работы в парах;

  • воспитывать интерес к точным наукам, расширять кругозор обучающихся.

Оборудование: — рисунки диких животных;

  • таблицы данных для составления задач ( презентация);

  • памятки для нахождения S, t,V.

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём.

Урок математики начнём.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Своей улыбкой вы пожелаете друг другу успехов и хорошего настроения.

А урок математики мы начнём с такого, стихотворения.

(Стихотворение на слайде).

Дети хором говорят наизусть.

  • Давайте, ребята, учиться считать.

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта.

Не сдвинется с места любая работа,

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не может подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Считайте, ребята, точнее считайте.

  1. Устный счёт.

Задания на слайде, учитель читает, дети записывают на листочках только ответы.

  1. Детёныш кита имеет длину 7м. Сколько это см?

  2. Весит он 2 т. Сколько это кг?

  3. Выпивает он за один день 600 литров. А сколько литров он выпивает за 10 дней?

  4. Наибольшая высота, на которую летают птицы — 8.000 м. Сколько это км?

  5. Один хомяк запасает на зиму 800 г зерна. Сколько зерна съедают за зиму 20 хомяков?

Ответ вырази в кг.

  1. Сибирский тигр весит 400 кг. Сколько это центнеров?

  2. Кошка вскарабкалась на дерево высотой 600 см. Сколько это будет в метрах?

Ответы на слайде, дети проверяют, ставят себе оценку и листочки сдают.

Итог устного счёта.

  1. Актуализация знаний.

Как называется раздел, который мы с вами изучаем? (скорость движения)

Кто скажет, что такое скорость движения? (это расстояние пройденное за единицу времени) Какие единицы скорости вы знаете? (S, t,V)

Как узнать время движения? Ученик выходит, берёт формулу на столе и вешает её на доску.

( эта же формула появляется на слайде).

t=S : V

Какие единицы времени вы знаете?

Аналогичная работа проводится с остальными формулами. Как узнать расстояние, зная

скорость и время? S= V t

Как узнать скорость движения? V = S : t

Молодцы ребята. Теперь мы будем эти знания применять при решении задач.

Скажите, а в жизни, где мы можем воспользоваться этими знаниями?

Запись числа и классная работа.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

  1. Решение задач с иллюстрациями. (задачи на слайдах)

  1. Расстояние от школы до дома, где живёт ученик 4 класса Завальнюк Руслан 800 м.

Сколько времени Руслану нужно, чтобы дойти до школы, если он идёт со скоростью 40 м / мин?

Ученик у доски записывает решение.(приложение)

  1. На слайде появляется бабочка.

Ребята, что вы знаете о бабочках?

Бабочки, лучшие опылители растений. Весят примерно как два лепестка роз.

Могут видеть красный, жёлтый, зелёный цвет. Чувствуют запах своими антеннами — усиками. У них нет лёгких. Дышат через сложную систему труб (трахеи) и воздушные мешки.

Кислород втягивается в тело через отверстия в животе — дыхальца.

На слайде появляется задача: Бабочка пролетает 3000км за 30 часов. Какое расстояние она

пролетит за 50ч?

Ученик у доски записывает решение.(приложение)

  1. На слайде появляется заяц — русак.

В какой зоне живёт заяц — русак? Что вы знаете о нём?

Заяц — русак умеет запутать свои следы. Зверёк является объектом охоты. Сейчас в Ростовской области закрыта охота на зайца, потому что скоро появятся зайчата, их называют подснежнички — весной. Зайчата, которые появляются летом, называются — урожайнички, осенью — называются листопаднички.

Чем питается заяц? (растительная пища, зимой — молодые побеги и кора деревьев и кустарников). Часто страдают фруктовые деревья, за одну ночь зверёк может повредить десяток деревьев.

На слайде задана: Заяц — русак за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца?

Ученик у доски записывает решение.(приложение)

  1. На слайде появляется гепард.

Гепард — символ скорости, свободы движения, относится к семейству кошачьих. Охотится на антилоп и мелких млекопитающих и птиц. Он занесён в Международную красную книгу, как животное, которому грозит полное исчезновение.

На слайде задача: Из зоопарка убежал гепард. Он является чемпионом по бегу среди животных. Гепарда поймали через 3 ч за 336 км от зоопарка. С какой скоростью бежал гепард?

Ученик у доски записывает решение.(приложение)

  1. На слайде появляется верблюд.

Что вы знаете о верблюде? В какой зоне он живёт?

Верблюд может выпивать до 200л воды 1 раз. Если верблюд лёг спать или просто отдохнуть, то заставить его встать невозможно, пока он сам не захочет этого. Верблюды злопамятны, они на всю жизнь запоминают человека, который плохо с ним обращался.

На слайде появляется задача: Верблюд трое суток шёл по пустыне со скоростью 80 км/час. Какое расстояние преодолел верблюд за это время?

Ученик у доски записывает решение.(приложение)

Физминутка (на слайде)

1.2.3,4.5 — все умеем мы считать.

Раз — подняться, потянутся,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки — шире,

Пять руками помахать,

Шесть на место тихо сесть.

5. Работа с таблицей данных (в парах) (таблица на слайде)

Сейчас вы решали задачи, которые я вам предлагала, а теперь вы попробуете сами составить задачи. (составляют задачу, каждая пара свою и устно решают.

Животные

Скорость

Время

Расстояние

Слон

100 м/мин

10 мин

?

Рыба-меч

100км/ч

?

300 км

Черепаха

?

6 мин

18 м

Улитка

?

7 ч

35 м

Верблюд

8 км/ч

5 ч

О

Пчела

60 км/ч

?

1 80 км

Стрекоза

?

2 ч

200 км

Проблемная ситуации.

Узнайте, нарушены ли правила водителем. На участке дороги длиной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он

преодолел за 4 ч?

Что нужно узнать? (С какой скоростью он ехал)

Ученик доски решает задачу.

Скажите, а что будет, если нарушить правила дорожного движения?

Где сдавят знаки ограничения скорости’?

7. Итог урока. (вопросы на слайде)

Как найти скорость?

Как найти время?

Как найти расстояние’?

Где жизни мам могут пригодиться эти знания

Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Проанализируйте свою работу и оцените её. Помогут нам в этом сигналы светофора. Если у вас не осталось ни каких вопросов по теме сегодняшнего урока, вы довольны своей работой — нарисуйте в тетради зелёный кружочек. Если вам что —то осталось не понятно ~ жёлтый и если вы совсем ничего не поняли или не запомнили — красный.

Выставление оценок.

Цели и задачи:

  1. Образовательные – ввести типы задач, научить их распознавать, ввести общий способ решения задач на движение, формирование вычислительных навыков.
  2. Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества.
  3. Воспитательные – формирование элементов социально-личностной компетентности, развитие интереса к предмету.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

Урок сопровождается презентацией (Приложение).

Тема сегодняшнего урока «Учимся рассуждать, решая задачи на движение».

Как вы думаете, какие проблемы могут перед нами сегодня возникнуть в ходе работы на уроке?

ПРОБЛЕМЫ:

  1. Какие существуют виды задач на движение?
  2. Что общего и в чем различие таких задач?
  3. Что нужно знать, чтобы решать задачи на движение?
  4. Какие можно выделить способы решения ?

II. Устная работа:

– Как найти путь, если известны скорость и время?

– Формула для нахождения скорости.

– Как найти время, если известны путь и скорость?

– Как находится скорость сближения? Удаления?

– Скорость вдогонку?

– Скорость по течению реки, против течения?

III. Разминка: игра «Поле чудес».

Учащиеся решают стандартные задачи, выделяют ответы, по ответам находят буквы и составляют выражение.

Задания для игры «Поле чудес»:

  1. Собственная скорость лодки 6,5 км/ч, скорость течения реки 2 км/ч.
    а) определите скорость лодки по течению реки (8,5);
    б) скорость лодки против течения (4,5);
    в) на сколько километров в час скорость лодки по течению больше, чем скорость лодки против течения (4).
  2. Скорость катера по течению 25 км/ч, а против течения 22 км/ч. Определите скорость течения реки (1,5).
  3. Катер проплыл 24 км по течению за 1,2 ч, а против течения за 1,6 ч. Найдите скорость течения реки (2,5).
  4. Вычислите:
    а) 10 – 3,2 : 2 (8,4)
    б) 2(1,5 + 1,9) (6,8)
    в) ( 1 – 0,6)(1 – 0,05) (0,38)
  5. Катер плыл по озеру полчаса со скоростью 13,2 км/ч, а потом плыл обратно со скоростью, меньше прежней на 1,2 км/ч. Какое время ему понадобилось на обратный путь? (0,55ч)
  6. Велосипедист едет со скоростью 15 км/ч вслед за туристом, который идет со скоростью 5 км/ч. Сейчас расстояние между ними 2,5 км. Через какое время велосипедист догонит туриста? (0,25 ч)
  7. Вычислите:
    10,3 – 3(0,4 +2,8) (0,7)

       И       У       Ю     Е       М       Д       О   
    6,8 4,5 2,5 0,25 0,55 0,7 3
                 
    Н Х П Л Б Т К
    8,6 4 8,5 1,5 8,4 0,38 5
                 
        Ж   З    
        9,84   5,72    

«Пух любит мед». Первым 5 учащимся, справившимися с заданием оценка в журнал.

Мы с вами, решая задачи всегда говорим, что мы можем работать только с одинаковыми величинами.

Как перейти от км/ч к м/мин или м/с?

1 км = 1000 м
1ч = 60 мин = 3600 с.

Перевести 54 км/ч в м/мин, в м/с.

54 км/ч = 900 м/мин = 15 м/с
54 км/ч = 54 * 1000/60= 900 м/мин ; 900/60= 15 м/с
10 м/с = 10*3600/1000= 36 км/ч

IV. Решение задач:

  1. Винни-Пух за 1 час проходит 3 километра. Он вышел из дома Кристофера Робина, а через 6 минут вдогонку за ним отправился Кристофер Робин, который за 1 минуту проходит 70 метров. Через сколько минут после своего выхода Кристофер Робин догонит Винни-Пуха?

    Решение:
    3 км/ч = 50 м/мин
    50*6=300 (мин)
    70-50=20 (м/мин)
    300:20 = 15 (мин)

  2. Винни-Пух вышел из дома Пятачка к дому Кристофера Робина. Он проходит за 1 минуту 5 метров. Через 2 минуты вслед за ним вышел Пятачок, который за 1 минуту проходит 60 м. На каком расстоянии от дома Пятачка находится дом Кристофера Робина, если они пришли туда одновременно?

    Решение:
    50*2=100 (м)
    60-50=10 (м/мин) скорость вдогонку
    100 : 10 = 10 (мин)
    60*10=600 (м)
    50*(10+2)=600 (м)

  3. Расстояние между домами Винни-Пуха и Пятачка 1 км. Пятачок за 1 минуту проходит 75 м, а Винни-Пух – 50 м.

    а) Однажды Винни – Пух и Пятачок вышли из дома Винни-Пуха и пошли к дому Пятачка. Пятачок первым дошел до своего дома, повернул назад и с той же скоростью пошел навстречу Винни –Пуху. Через сколько минут они Встретились?
    1 + 1 =2 (км)
    75+50=125 (м/мин)
    2000:125=16 (мин)

    б) Следующий раз Винни-Пух и Пятачок вышли из дома Винни-Пуха и отправились к дому Пятачка. Пятачок дошел до своего дома, повернул назад, встретил Винни-Пуха, повернул и опять пошел к своему дому – так он ходил туда и обратно до тех пор, пока Винни-Пух дошел до дома Пятачка. Какой путь за все это время прошел Пятачок?
    1000: 50=20 (мин)
    20*75=1500 (м)

    в) Однажды Винни-Пух и Пятачок одновременно вышли из своих домов на прогулку и пошли навстречу друг другу. Гуляя, они доходят до дома друг друга и тут же поворачивают обратно. Через сколько минут после выхода они встретятся в первый раз? Во второй раз?
    50+75=125 (м/мин)
    1000 : 125=8 (мин)
    1000*3=3000(м)
    3000:125=24 (мин)

    г) Какими будут ответы на вопросы предыдущей задачи, если скорость Пятачка будет 9 км/ч? (Все другие данные задачи не меняются).
    9 км/ч=150 м/мин
    50+150=200 (м/мин)
    1000:200= 5(мин)
    1000*2 = 2000 (м)
    2000:200=10 (мин)

Карточки для работы в парах:

Задача: Расстояние между домами Винни – Пуха и Пятачка 156 метров. Из них вышли одновременно Винни-Пух и Пятачок. Скорость Винни-Пуха 10,4 м/мин, а Пятачка – 13,6 м/мин. Какие вопросы можно поставить по этому условию, чтобы получилась задача?

Составить к каждому вопросу схему и выполнить решение.

Навстречу друг другу. В одном направлении. В разных направлениях.
Вопрос №1:
   
Вопрос №2:
   
Вопрос №3:
   

За 10 минут до конца урока пары отчитываются о результатах выполненной работы.

Индивидуальная работа для слабых учащихся:

  1. Пятачок догнал Винни-Пуха через 0,5 мин. Скорость Пятачка равна 7 м/с, а скорость Винни-Пуха 4 м/с. Какое расстояние было между ними, когда Пятачок начал погоню?
  2. Сейчас расстояние между Кристофером Робином и Пятачком 40 м. Через сколько секунд Кристофер Робин догонит Пятачка, если скорость Кристофера Робина 10 м/с, а Пятачка 8 м/с?
  3. Винни-Пух и Пятачок вышли из своих домов навстречу друг другу. Винни-Пух шел со скоростью 4 км/ч и через 0,3 ч встретил Пятачка. Пятачок шел до встречи 0,2 ч. Какова скорость Пятачка, если расстояние между домами 2,2 км?

Домашнее задание: составить задачу на движение, сделать к ней схему, решить ее.

Салахадинова  Евгения Ивановна,

учитель начальных классов первого (продвинутого уровня),

заместитель директора по учебной работе

высшая категория

Тема урока: Скорость. Время. Расстояние. (урок № 1 из серии уроков среднесрочного планирования 4 класс Задачи на движение.)

Цели:

ввести понятие о скорости движения;

учить приводить примеры выражений, в которых говориться о скорости движения; сформулировать вывод о зависимости между скоростью, временем движения и пройденным путём;

развивать умение рассуждать и делать выводы.

Учащиеся

·                   укажут способы нахождения скорости;

·                   объяснят правила нахождения времени, расстояния;

·                   выяснят причины, разницы между скоростями;

·                   наглядно рассмотрят применения формулы нахождения скорости;

·                   повторят единицы измерения длины и времени. Познакомятся с единицами измерения скорости;

·                   определят уровень знаний по ранее изученной теме

Тип урока: комбинированный

Метод преподавания: эвристическая беседа

Общие методы: беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа.

Задачи по содержанию:

  • Познакомить учащихся с понятием “скорость движения”;
  • Научить устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения;
  • Разработать алгоритм применения полученных умений для решения задач на движение;
  • Воспитание чувства уважения при работе в малых группах, интереса к предмету;
  • Учить детей самооценке, умению анализировать свою работу на уроке.

Задачи по способу работы:

  • Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
  • Выработать у учащихся умение различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;
  • Развивать умение решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму.
  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения.

Этапы урока.

I. Понимание и постановка учебной задачи.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке математике. Мы поговорим о движении.

Начнем свой урок с улыбки и движения.

Клип Движение – это жизнь.

Что для вас движение? (ответы учащихся)

Девиз нашего урока

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Выполните арифметический диктант

Работа в парах. Передайте тетрадь своему соседу. Возле правильного ответа напишите букву, которая зашифрована.

Оцените ответ одноклассника. На полях выставьте оценку.

Кто получил оценку «отлично» ( смайлик)

Расположите ответы в порядке убывания в 1 строчке.
Подпишите соответствующие буквы.

2. Усвоение исходных знаний.

На экране слайд с 5 величинами:

189 м; 40 000 км; 627 дм; 425 кг; 38 см.

Задание 1. Найти “лишнюю” величину и объяснить почему.

В процессе выделения лишней величины выяснить, что все остальные – это величины длины или расстояния. Расстояние принято обозначать латинской буквой S (вывешается знак на доску).

Задание 2. Расположите остальные величины в порядке возрастания (работа в группах):

38 см; 627 дм; 189 м; 40 000 км (учитель записывает на доску под знаком S).

– Все ли величины длины мы вспомнили? (Нет мм)

Вывод: Расстояние – это путь, который надо преодолеть. (Здесь анимация: поезд проезжает путь км от одного города до другого).

Задание 3. Продолжите ряд величин:

3 ч, 240 мин, 5 ч, 360 мин, …

Работа в группах и результат (проверяем).

7 ч, 480 мин, 9 ч, 600 мин.

– С какими величинами мы сейчас работали? (Величинами измерения времени). Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t (Знак вывешивается на доске).
– Все ли величины измерения времени мы с вами вспомнили? Назовите отсутствующие.

3. Первичная диагностика понимания.

Задание 4. Работаем в группах. Рассмотрите выражения и найдите их значения, результат запишите в тетрадь, через запятую.

7 дм 2 см + 4 см = 7 дм 6 см
35 км : 5 ч = ?
46 сек – 15 сек = 31 сек
9 м 8 см * 3 = 27 м 24 см
42 м : 7 сек = ?
6 мин 9 сек + 51 сек = 7 мин

– Вы нашли значения всех выражений? Нет? Почему?
– Проверим (идёт проверка вместе с экраном).
– На какие группы можно разделить полученные значения выражений?
Ребята, а я утверждаю, что к концу сегодняшнего урока мы сможем найти значения оставшихся выражений и обязательно вернемся к этим нерешенным примерам.

II. Проектирование нового способа действий.

1. Введение понятия “скорость”.

Вчера Ален с Аружан измерили длину нашего класса. К доске выйдет Микаэл и Вероника. Микаэл — ты будешь у нас страусом. Как передвигается страус? Вероника, а ты – черепаха. Как двигается черепаха? 2 учащихся берут сотовые телефоны и замеряют время в пути обоих учащихся.

Мы легко определили, кто из них бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений. Всё дело в том, что расстояние было одинаковым.

Вывод и правило: Быстрота движения связана с величиной, которая называется скоростью. Она обозначается латинской буквой V (вешается знак на доску).

Заполните страничку успеха.

Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=q6pX6m00waQ

И так давайте выясним какая же скорость была у ребят.

2. Диагностика понимания.

Задание 1. Объясните смысл высказывания:

Самолёт летит со скоростью 800 км/ч
Улитка ползёт со скоростью 50 см/мин

Задание 2. Угадайте, с какой скоростью движется каждый из предложенных объектов.

3. Создание алгоритма нахождения скорости движения объекта.

– Давайте сделаем вывод, с какими же величинами связан процесс движения? (Скорость, время, расстояние).

4. Контроль. Отработка действий по алгоритму. Работа в группах

– Теперь вы знаете, как определять скорость, время и расстояние движения. Теперь мы попутешествуем на различных видах транспорта. Перед каждым из вас лежат карточки с задачами.

На поезде может отправиться тот ученик, который отлично понял сегодняшнюю тему и хочет испытать себя на более сложном материале.

    Алёша с папой отправились на рыбалку. Сначала они 2 часа (t) ехали на поезде со скоростью (V) 56 км/ч, потом 3 часа (t) шли пешком со скоростью 4 км/ч (V). Какое расстояние (S) преодолели папа с Алёшей?

На велосипеде в путь поедет тот из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения.

Миша ехал полем (S) на велосипеде 27 км, а лесом (S) – 15 км. На весь путь он затратил (t) 3 часа. С какой скоростью (V) ехал Миша?

А на автобусе отправятся в путь те из вас, у кого возникли какие- то вопросы по теме урока.

Какое расстояние (S) пройдёт автобус за (t) 6 часов, если движется со скоростью (V) 45 км/ч?

III. Организация усвоения способов деятельности.

Ребята, вернёмся к выражениям, которые мы не смогли решить в начале урока (слайд). А теперь вы с ними справитесь? Запишите в тетрадь и решите эти выражения. Что мы узнаём в результате? (Скорость движения объекта). Повторение правила.

35 км : 5 ч = 7 км/ч
42 дм : 7 сек = 6 дм/сек

Оцените свою работу в конце урока. 

IV. Итог урока.

– Мы с вами сейчас проделали большую работу и мне интересно узнать ваше впечатление от урока. Сформулируйте его, продолжив предложения

Резерв (игра по ПДД) 

Просмотр содержимого документа

«Скорость. Время. Расстояние. »

  • Сказка про скобки в математике 2 класс
  • Сказка про ската для детей
  • Сказка про сиреноголовый читать
  • Сказка про сказочное дерево
  • Сказка про синюю машинку читать