Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.
По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.
Малышам
«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне
Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.
Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.
«Только все вместе» Лоренца Паули
Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.
Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.
Ребятам постарше
«Вратарь и море» Марии Парр
Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.
Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.
«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской
Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.
Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.
Подросткам
«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой
Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.
Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.
Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна
Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.
Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.
В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»
Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома?
Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса.
«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».
По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие.
«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».
«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»
Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее.
«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».
Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми.
Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории.
«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария.
Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения.
Чем заняться на каникулах дома?
Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.
Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам.
Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки.
«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».
Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки.
Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее.
Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.
По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни.
Карина Салтыкова
© Предоставлено: Parents.Ru
Отношение к еде и то, какие продукты и как будет есть ребенок, закладывается с первых дней жизни. Как же добиться того, чтобы малыш всегда ел с аппетитом?
© PeopleImages/Getty Images/E+
как научить ребенка правильно питаться
Еда — одна из главных составляющих нашей жизни, без нее человеку не выжить. Более того: знакомясь с новыми вкусами и пищевыми привычками своей семьи, усваивая правила поведения за столом, кроха получает представление о том, как мир удовлетворяет его потребности. И потом, сам того не осознавая, переносит полученный опыт на взаимоотношения с людьми, процесс обучения, работу и т. д. Вот почему психологи советуют родителям задуматься о том, как они учат ребенка строить отношения с едой. От этого, кстати, зависят и пресловутый аппетит, на отсутствие которого у ребенка так часто жалуются взрослые, и его представления о вкусной и здоровой пище.
Положительные эмоции
Чтобы сформировать у малыша правильное отношение к еде, поделитесь с ним положительными эмоциями, которые вы получаете, пробуя то или иное блюдо. Рассказывайте, чем, как и почему оно вам нравится. Например, одно кушанье буквально тает на языке, другое радует вас потому, что оно легкое и немного солоноватое, третье очень аппетитно выглядит, в четвертом привлекает сочетание вкусов и т. д.
Спрашивайте у ребенка, какие ощущения у него вызывают продукты или блюда из них. При этом не забывайте подчеркивать, что у разных людей вкусовые предпочтения могут отличаться, и это прекрасно: сколько людей, столько и вкусов.
Перед тем как ребенок приступит к своим первым кулинарным экспериментам, он должен понаблюдать, как те или иные манипуляции проделывает кто-то из взрослых.
Положительные эмоции кроха получает и в том случае, когда близкие ему люди собираются на совместную трапезу за общим столом. Традиция устраивать семейные ужины или обеды очень древняя и существует у всех народов мира. И если она утвердится в вашей семье, у взрослых появится возможность познакомить кроху с правилами этикета, проявить внимание и уважение к ребенку. Постарайтесь на это время оставить в стороне споры и разногласия. Вместо выяснения отношений обменивайтесь новостями, интересуйтесь, как прошел день и каждого из членов семьи, в том числе и у самого младшего, обсуждайте, какое блюдо особенно удалось и почему.
Таким образом карапуз научится взаимодействовать за столом с другими людьми и уважительно относиться к еде. И не забывайте: положительный пример заразителен. Когда ребенок видит, как все сидящие за столом с аппетитом едят то или иное блюдо, ему захочется это кушанье непременно попробовать и он, глядишь, тоже за обе щеки начнет уплетать суп или овощное рагу, от которого раньше воротил нос.
© gmvozd/Getty Images/E+
как научить ребенка правильно питаться
Капризы и предпочтения
Важно, чтобы взрослые научились отличать настоящие кулинарные предпочтения ребенка от капризов. Последние направлены на манипуляцию родителями и никакого отношения к еде не имеют. При этом малышу нет дела до того, что именно лежит перед ним на тарелке, как блюдо оформлено, наполнена тарелка до краев или суп едва-едва на донышке. Ребенок отказывается от еды или требует заменить приготовленное кушанье просто для того, чтобы обратить на себя внимание.
Если же это не каприз, то отказ от того или иного продукта обусловлен потребностями организма, а не желанием досадить маме или бабушке. Если карапуз категорически не хочет есть, например, молочные продукты, это повод задуматься и проверить кислотность желудка малыша. Чрезмерное увлечение сладким и требование предоставить его в больших количествах может быть симптомом отклонений от нормы уровня сахара в крови. Отказ от мяса и жирной пищи, случается, сигнализирует о том, что печень не справляется с нагрузкой. Кроха еще не понимает и, соответственно, не в состоянии объяснить причины такого поведения, но инстинктивно отвергает «сложный» или «проблемный» для его организма продукт.
Психологи советуют внимательно приглядываться к тому, от каких продуктов и блюд ребенок отказывается, и при этом обязательно выяснять, почему он это делает, что именно ему не нравится. Благодаря этому взрослые продемонстрируют свое уважение к вкусам и пищевым предпочтениям самого младшего члена семьи и снимут негативные эмоции, которые могут возникнуть у крохи по отношению к еде.
Чтобы малыш не капризничал за столом, его потребность в полноценном и эмоционально наполненном общении с родителями лучше удовлетворять в других видах деятельности: играх, чтении, совместных поделках, поездках, прогулках и т. п.
Чувство меры
Хотя объем желудка у всех примерно одинаков, тем не менее отличия есть — и в размерах, и в «условиях» его работы. В то время как один ребенок спокойно справляется с обедом из 3‒4 блюд, другой с большим трудом одолевает лишь небольшую тарелку супа.
И как в таком случае родителям понять, наелся малоежка или нет? Научиться чувствовать момент насыщения можно только путем проб и тренировок, ведь каждый продукт диктует строго определенные условия «обработки» и «переработки». Не поленитесь потратить на их изучение несколько месяцев. Вместе с ребенком учитесь чувствовать, как ведет себя та или иная пища во рту, в желудке, что она несет — энергию или успокоение, бодрость или сонливость и т.д. В будущем это поможет вашему чаду оградить себя не только от переедания, но и от употребления вредных и не очень полезных продуктов.
Если вы научите малыша пользоваться не только ложкой, но и ножом и вилкой, вместе с вами включать плиту и микроволновку, пользоваться мясорубкой и блендером, он вряд ли будет использовать их для игр и баловства. Кроха поймет, что это серьезные вещи и нужны они для очень нужного дела.
Исследуйте вкус
Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Один и тот же продукт кому-то может показаться пресным, а кому-то — чересчур соленым. Учить малыша определять вкусовые оттенки и нюансы можно уже с 3 лет. В этом возрасте рекомендуется проводить своеобразные эксперименты с разными продуктами. Возьмем, например, гречку. Какова она, если сварить ее без соли и сахара? А если добавить немного соли и чуть позже — сахар? Как изменится вкус каши, если положить в нее масло? Поинтересуйтесь, с каким именно маслом каша больше понравилась ребенку — со сливочным или с растительным. Смешайте гречку с чечевицей, пассерованными луком или морковью и опять расспросите карапуза, что ему больше пришлось по душе и почему, придумайте вместе с ним слова для обозначения тех или иных ощущений. Для эксперимента достаточно попробовать буквально 2‒3 ложки кушанья, главное — тщательно исследовать все изменения вкуса и то, как вы их воспринимаете. Таким способом вы научите малыша уже сознательно отвергать те или иные блюда и продукты, которые могут вызвать у него неприятные ощущения.
© skynesher/Getty Images/E+
как научить ребенка правильно питаться
Я — повар
Отличный способ познакомить ребенка с вкусами и их сочетаниями, а также привлечь его внимание к эстетической стороне кулинарии — подключить кроху к процессу приготовления еды для всей семьи.
Уже с 2 лет, постепенно, шаг за шагом, карапузу можно доверять доставать, приносить и мыть овощи и фрукты, класть в миску или кастрюлю нарезанные взрослым ингредиенты, насыпать соль и специи, раскладывать на блюде ломтики и поливать их соусом и т.д. Трехлетке уже под силу нанизать на шпажку кусочки овощей или фруктов для вегетарианского шашлыка, «собрать» бутерброд, смешать мюсли с кефиром или соком.
Если манипуляции будут сопровождаться рассказами о том, для чего это делается, кому блюдо предназначено, кто его любит, если взрослые начнут советоваться с ребенком, как красиво оформить стол, какие специи добавить, чтобы было вкуснее, он вряд ли будет относиться к еде как к баловству. Ведь кроха на собственном опыте прочувствует, насколько приготовление пищи важное и увлекательное дело.
Сказка вам в помощь
Пробудить интерес к пище помогут и так называемые «застольные» игры. Но, прежде чем развлекать малыша, хорошо бы разобраться, почему он неправильно ведет себя во время еды или ест без аппетита. Возможно, ему скучен сам процесс поглощения блюд. Он и рад бы сосредоточиться и поесть, но как-то не получается. Кроху все время что-то отвлекает: то птичий щебет за окном, то телефонный звонок, то мяуканье кота уносит его в мир фантазий. Так почему бы не пофантазировать вместе с ним за столом, но только на тему еды?
Отлично помогает уговорить ребенка есть полезные продукты сказка. Только не обычная, а про конкретный продукт или блюдо. Например, расскажите, как жил-был зубик и никак не получалось у него вырасти. Но стоило ему познакомиться с вкусным творожком, как дело сразу наладилось. Подобные истории можно поведать и о рыбе, овощах, супе, каше, котлетах. Не возбраняется даже создать целый цикл застольных сказок, главный герой которых борется с чудищами-юдищами, куда-то ходит, что-то добывает. И ничегошеньки-то у него не ладится. Но стоит только вовремя подкрепиться, отведать заветного «помощника», как ему начинает сопутствовать удача.
Другой вариант игры — «посадка вертолета» или «груженый самосвал». Еда — это вертолет или самосвал, а рот — посадочная полоса или гараж. Взрослый — пилот или шофер, малыш — начальник аэродрома или гаража. Взрослый запрашивает посадку (разгрузку), кроха ее разрешает, открывает ворота, и груз благополучно оказывается внутри!
© Getty Images/Tetra images RF
как научить ребенка правильно питаться
С «доисторических» времен
Взаимоотношения ребенка с едой начинают формироваться еще до его появления на свет. Вот почему специалисты по питанию советуют будущим мамам внимательно следить за своим ежедневным меню.
Уже на 4‒5-м месяце внутриутробного развития будущий малыш начинает заглатывать околоплодные воды и изнутри ощущает запах мамы. После рождения он становится для малыша своего рода сигналом, что здесь безопасно и уютно. По этой причине, чтобы создать у ребенка ощущение комфорта и крепкой связи с мамой, его рекомендуется кормить на руках, у груди даже в том случае, если он «искусственник». И именно по той же самой причине иные младенцы, почуяв незнакомый запах дезодоранта или духов, который «перебивает» материнский «аромат», начинают беспокоиться, плачут и, даже будучи голодными, отказываются брать грудь.
Также, согласно многочисленным исследованиям, дети запоминают вкус продуктов, который ела женщина во время беременности. Так что диетологи рекомендуют беременным питаться как можно более разнообразно, а экзотические продукты вводить в рацион крохи постепенно, после 3‒4 лет.
Больше полезных и интересных материалов о правильном питании малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Материалы по теме:
- Дачные деликатесы: 9 вкусных и быстрых рецептов блюд из консервов
- Варим кашу: 14 круп, о которых вы не знали или забыли
- «Ужасно для России, а для Запада роскошь»: как спят в детских садах за границей
- «Я отказалась покупать подарки племянникам — у моего брата слишком много детей»
- Детские секреты: как маме узнать, что на душе у ребенка
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.