Как придумать сказку (правила)
Придумать сказку — отличное творческое задание, которое развивает у школьников воображение, фантазию, речь и творческое мышление. Придумывание сказочной истории погружает ребенка в мир волшебства, позволяет попасть в сказочный мир, стать творцом и развить такие качества, как доброта, мужество, смелость.
Сочиняя, школьники не только выполняют домашнее задание, но и пробуют себя в роли писателя, рассказчика. Особенно нравятся детям задания на придумывание волшебных сказок. Радость, удовольствие от своего творчества и заслуженное внимание и интерес к сказке у товарищей — вот главная радость для детей.
Кроме того, сказки, придуманные детьми, помогают взрослым понять внутренний мир ребенка, увидеть его спрятанные эмоции, страхи или скрытые желания. А для детей — сочинение сказки позволяет вернуться в мир волшебного детства.
Очень интересными бывают и рисунки школьников, сделанные к придуманным сказкам.
Помните, что в сказке должно:
- вступление (завязка)
- основное действие,
- развязка + эпилог (желательно)
- сказка должна учить чему-то хорошему
Наличие этих составляющих сделает вашу сказку полной и позволит получить хорошую оценку.
Вот несколько коротких сказок, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе.
Маленькая Фея
На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.
С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание.
Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! – кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!
Волшебный мишка
Расскажу я вам сказку интересную преинтересную, волшебную — преволшебную. Был у меня плюшевый мишка: старый, ухо оторвано. Но любила я его больше всех игрушек.
Был мой мишка самый обычный, а тут вдруг стал разговаривать! Сказал он, что может исполнить три желания, но только самые добрые.
Моя подружка Лена мечтала о кукле Бэби Бон, и мишка тут же исполнил её мечту.
Мне очень хотелось завести собаку, и она тут же появилась! А третье желание я загадывать не стала, пусть останется про запас. А мой мишка исчез! Но я надеюсь, что он обязательно вернётся, когда я решусь загадать своё третье желание.
Мишка мне это обещал!
Волшебная девочка
Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь – мало получишь».
Смотрите также пример, как сочинить балладу для 3–6 классов.
Придумать сказку по литературе — 3 класс (примеры)
Сильная любовь
Поздним вечером в замке поселилась злая волшебница. Она хотела стать самой могущественной волшебницей на свете, чтобы завладеть миром. Для этого она придумала план. Колдунья хотела превратиться в прекрасную принцессу, которая жила по соседству, а принцессу превратить в какого-нибудь зверя или птицу. Тогда она смогла бы завладеть ее королевством и соседним.
У принцессы того королевства были красивые черные волосы, зеленые глаза и чуть-чуть курносый нос. Принцессу звали Аврора. Она дружила с принцем из соседнего королевства.
Принца звали Чарльз. Он был настоящим принцем.
Колдунья хотела превратить Аврору в толстого рождественского гуся, чтобы ее съели на Рождество, но принцесса превратилась в прекрасного лебедя, потому что была очень хорошей, доброй и красивой. Принцесса – лебедь улетела в распахнутое окно и поселилась в лесу.
Чарльз отправился искать Аврору, потому что очень любил ее. Он скакал на лошади и наткнулся на дворец колдуньи. Хитрая колдунья вышла к принцу в образе Авроры и говорит ему:
— Увези меня отсюда поскорей!
Чарльз не поверил колдунье, он чувствовал, что принцесса какая-то не такая, как всегда.
Тогда разозлившаяся колдунья наслала на него чары, чтобы принц верил каждому ее слову. Но любовь принца была так сильна, что ее чары не подействовали.
Чарльз не подавал виду, что чары на него не действуют. И он повез колдунью – Аврору по лесу. Они подъехали к реке. Мостик был очень хрупкий, и он не выдержал бы их втроем. Чарльз пустил первой лошадь. Когда лошадь пошла по мостику, мостик вдруг стал шире, и лошадь прошла как ни в чем ни бывало. Потом пошла колдунья. Но мостик не расширился, а наоборот, стал еще сужаться. Колдунья свалилась с моста, но вцепилась в камень. Чарльз помог ей выбраться – он протянул ей свою руку. Но потом он вдруг схватил ее за шею и начал трясти над пропастью, спрашивая: «Где настоящая Аврора?» Колдунья ответила: «Ты никогда ее не найдешь! Она в лесу летает с дикими птицами!» Чарльз сбросил колдунью в пропасть.
Принц отправился искать принцессу в лес. Одно он знал точно, что принцесса теперь птица. Он думал: «ну почему заклятие не снялось?» В раздумье он набрел на озеро, где плавали птицы – белые и черные лебеди. И принц вдруг почувствовал, что здесь его любимая. К нему подлетела белоснежная птица. Он почувствовал, что это она, это Аврора. Он взял птицу на руки и отнес ее в свой дворец.
Во дворце Чарльза жил старый добрый волшебник. Волшебник сказал принцу, что заклятие можно снять поцелуем. Чарльз поцеловал птицу, и она превратилась в Аврору.
Они жили долго и счастливо, завели много детей и умерли в один день.
Сказка о кошке
Жила-была добрая волшебница. Ее звали Сесиль. Она умела превращать злые существа в добрые. У нее была злая черная кошка, которую звали Мелида. Сесиль не знала, что она злая, потому что Мелида становилась злой только ночью. Когда Сесиль спала Мелида превращалась в духа, а чтобы утром снова стать кошкой, ей нужно было найти любую обыкновенную черную кошку и убить ее. Без этого она не могла вернуть себе кошачий облик.
Летней ночью, когда Сесиль крепко спала, Мелида как всегда превратилась в духа и отправилась искать свою новую жертву. Она искала всю ночь, но так и не нашла.
Когда наступило утро, дух Мелиды сел на яблоню, которая росла во дворе. Но сделав это, он очень сильно ошибся.
Дело в том, что брат Сесиль Джек, который славился неимоверной силой, каждое утро собирал яблоки именно с этой яблони. На это утро Джек пришел, как обычно, и стал трясти яблоню. Как только Мелида не старалась удержаться в ветвях, но все равно свалилась.
Джек накрыл ее, словно бабочку, носовым платком, положил в карман и отнес к Сесиль. Сесиль стала расспрашивать духа кто он, откуда и что делал на ее дереве? Дух понял, что Сесиль не собирается делать ничего плохого, и рассказал, что он на самом деле заколдованная кошка Мелида.
Сесиль стало жалко Мелиду и всех других кошек, которых ее духу приходилось убивать по ночам. Поэтому она превратила духа снова в кошку.
Теперь уже навсегда.
Читайте также: Евгений Шварц — “Сказка о потерянном времени” читать онлайн.
Морская история
Одна девочка поехала на море с мамой и папой. Папа и мама загорали на солнце, а девочка купалась и заплыла далеко-далеко. Тут начался сильный шторм. У девочки унесло круг, и она утонула.
Очнулась она на дне. Вокруг плавало множество разноцветных рыб. Как только она открыла глаза, к ней подплыла большая очень красивая рыба. Как ни странно, девочка могла дышать, говорить и даже слышать. Она попыталась всплыть, но у нее ничего не получилось, потому что за руки ее держали две медузы. Как только она дернулась, одна из медуз ее ужалила. Это было не очень больно.
Девочка осмотрелась. Она увидела, что находится в старом корабле, и еще она увидела дверь, через которую вплыла большая красивая рыба. Девочка собралась с силами и попыталась вырваться. И у нее получилось. Она открыла дверь и оказалась на свободе.
Она вынырнула недалеко от берега и увидела, что папа с мамой все еще загорают на солнце.
Жизнь во сне
Девочка Женя очень много играла в компьютер. Однажды папа подарил ей странную игру. Она называлась «Проиграл – больше не выйдешь». Женя стала играть в нее. Она долго мучилась, у нее ничего не получалось, а главное, что и выйти из игры она тоже не могла. Наступил вечер. Женя оставила компьютер включенным. Ночью ей приснился сон, в котором она играла в свою новую игру, и с легкостью выполняла все задания, хотя днем у нее ничего не получалось.
С утра Женя снова стала играть в компьютер. В эту же игру. И снова не смогла из нее выйти. Ночью девочке приснился страшный сон. Женя проснулась, увидела в стене дыру и посмотрела в нее. Она увидела, как светит солнце, хотя сейчас ночь, как играют дети… И вошла туда. Это было очень похоже на игру, что подарил ей папа. Как только Женя вошла, она увидела, что выхода нет. Девочка стала долбить стену, но все напрасно. Она подбежала к детям, но те оказались не живыми, а просто куклами. Так девочка и осталась жить в своем сне.
Маленькая Фея
На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.
С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание. Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! – кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!
Кошелек
Жил на свете дровосек. Звали его Джек. Целыми днями трудился он на работе. И получал ничтожную плату. И вот встретил он лешего. И леший сказал: «Не руби деревья, возьми этот кошелек, но пообещай, что воспользуешься им, если пересчитаешь все деньги в нем.» Джек сказал: «Обещаю!» – и, схватив кошелек, побежал домой.
Он не ел и не спал, а все считал и считал. Считая и считая, он скончался, пересчитывая третий миллион.
Путешествие
В одном сказочном лесу жили звери, которые умели разговаривать. У них был мудрый правитель – медведь по имени Степан. Но у него случилось горе: у него пропала дочь. Король лесного королевства дал приказ: кто найдет его дочь, тот получит половину лесного замка.
На этот поступок решился заяц. Он пришел во дворец к королю лесного королевства и сказал королю, что он пойдет искать его дочь. На следующее утро заяц взял мешок с едой и пошел, все дальше удаляясь от королевства. Шел он шел и видит плачущую птицу. Заяц спрашивает: «Что ты плачешь, птица Гор?» Гор отвечает: «Не могу своим птенчикам еду найти.» Заяц говорит: «Возьми полбуханки хлеба.» Птица сказала: «Спасибо тебе, заяц. Что я тебе могу сделать?» Он спрашивает: «Ты не видела, кто принцессу украл?» Она отвечает: «Я видела, кто ее украл – это волк.» Они пошли по тропинке.
Идут, идут и видят – тропинка заканчивается. И вдруг из кустов вылезают два лисенка. Заяц спрашивает: «Вы не видели, куда волк пошел?» А лисята в ответ: «Видели, но мы тебе скажем, если ты нас с собой возьмешь.» Он согласился, и они пошли вместе. И вдруг заметили, что приближается дождь. Заяц сказал: «Надо бы найти убежище, пока не начался дождь.»
Они увидели вдалеке ель и пошли к ней. Прождали под ней целый день. На следующее утро они проснулись и увидели, что вдалеке бегают мыши. И когда мыши приблизились к ним, заяц спросил: «А вы не видели, куда пошли волк с принцессой.» И мыши сказали, что вон туда, и очень попросили, чтобы их взяли с собой.
Шли, шли и видят, что впереди большая река. И заяц говорит: «Давайте построим плот.» Все согласились и начали строить плот. Два лисенка таскали корни, а заяц брал бревна и их связывал корнями. На следующее утро плот был готов к отплытию. Вся их команда была в сборе, и они поплыли.
Плыли — плыли и вдруг увидели остров. И они высадились на этот остров и пошли в пещеру. Они там нашли принцессу, развязали ее и побежали с ней на плот. Но волк заметил их и побежал за ними. Но они уже были на плоту, и заяц дал команду отплывать. Но волк пошел на безумие. Он хотел прыгнуть на плот. Но плот был далеко. Волк прыгнул и упал в воду. И утонул.
Когда заяц привез принцессу, то ее отец выполнил свое обещание.
Весна пришла
Плохо было зверям этой зимой. Синички говорят – тепла хотим, зайчики говорят – тепла хотим, а зима еще пуще злится стала. Белочки, которые заготовили запасы, спрятали часть и ждали, пока наступят еще холоднее дни. И вдруг откуда не возьмись прилетела сорока и затараторила: «Весна идет! Весна!»
Обрадовались звери. Зима и говорит: «Заморожу весну, изведу!» много огорченных и разочарованных мордочек было в лесу. Плакали зайчики, белочки, медвежата, потому что весна не справлялась с зимой: холодный снег не уходил, лежал как ни в чем ни бывало. Небольшие проталины светились, но снег тут же заметал их. Зима не хотела отдавать власть весне. И тогда решила весна обхитрить зиму. Она пошла на луг и начала его размораживать. Зима бросилась заметать его, а весна побежала в лес, согрела елочки и зверей. Зима ничего не могла сделать.
Весна победила, и каждый зверек подарил ей по подснежнику. В конце концов целая гора подснежников красовалась в теплых руках весны.
Сказка о всяких всячинах
Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Пошел старик рыбачить. В первый раз он поймал Емелю на печке – не помогло! Во второй раз он поймал корыто, задумался… Подумал да и бросил корыто. В третий раз поймал золотую сковородку. Отнес домой и говорит: « Вот тебе, старая, сковорода золотая, будешь сейчас блины мне печь.» Ну и начала старуха печь. Приготовила и поставила на окошко студиться. А сковородка была не простая, она была омолаживающая. Кто пожарит на ней что-нибудь и съест то, что приготовит, тот станет навсегда моложе. А старик со старухой не знали этого. Они хотели жить и жить, наверное, поэтому им попала золотая сковорода. Когда блинчики остыли, старуха накрыла на стол. Принялись старики есть. Когда поели и поглядели друг на друга, своим глазам не поверили! Кто это были? По-моему, они так и мечтали быть юношей и девушкой. И начали жить еще лучше, чем жили!
Волшебная палка
Жил-был в одной деревне злой человек Газли. И работал у него добрый мальчик Сэмм. Однажды хозяин послал мальчика за хворостом в лес. В лесу было мало хвороста, и он его долго собирал. Когда он набрал охапку хвороста и пришел домой, хозяин начал ругать Сэмма за то, что тот долго пробыл в лесу. В это время к дому Газли подошел старик. Он шел издалека и очень хотел пить. Старик попросил у Газли воды напиться, но тот прогнал беднягу со двора. Сэмм пожалел старика и дал ему целый ковш воды. За это старик дал мальчику палку. А эта палка была волшебная. Если ей сказать: «Ну-ка палка выручай-ка», то палка начинала бить того, кто обижал мальчика.
Однажды палка побила злого хозяина Газли, и с тех пор он никогда не обижал мальчика Сэмма.
Дружные деревца
Росли рядом два дерева – вяз и орешник. Они очень дружили между собой.
Однажды ясным зимнем утром приехали туда мужики. Они срубили эти деревца, их погрузили на сани и повезли к себе домой. И вот орешник говорит: — Прощай, брат! Теперь мы больше никогда не встретимся. А как весело и дружно мы жили!
— Прощай, мой товарищ, и помни меня! – ответил вяз.
Прошло время. Мужики сделали из вяза санки и лыжи, а из орешника – лыжные палки.
Пришли ребята кататься с пригорка.
— Здорово, дружище! — воскликнули лыжи, увидев ореховые палки. – Теперь мы будем ежедневно встречаться на этом пригорке и будем всегда дружить.
И орешник, и вяз были очень довольны своей судьбой.
Вот и сказке конец, кто написал, тот молодец.
Два котенка
Один раз, когда я отдыхала на даче, я подружилась с девочкой Алисой. А у нее на даче были два покинутых котенка, брат и сестра, правда, мы не знали, как их зовут.
Котята жили под домом Алисы. А утром и вечером они приходили ко мне гулять. Мальчик был серенький, а девочка рыжая с белым. Я их кормила молоком и печеньем. Им еда очень нравилась. Они лазали по деревьям. Когда им что-то не нравилось, они слегка кусались. Они очень любили вокруг колодца друг за другом бегать.
Один раз мальчик залез на крышу нашего дома и никак не мог спуститься. А мы из окна чердака. А в это время его сестра залезла на дерево и не могла спуститься. А мы потом спустились с чердака и сняли ее. Чтобы котята перезимовали, мы построили из коробки домик, постелили туда тепленький коврик и поставили туда еду и питье.
Две звездочки
Жила-была в космосе одна маленькая красивая звездочка, и никто ее не замечал. Но раз маленькая звездочка увидела рядом с собой такую же совсем маленькую — маленькую звездочку. На следующую ночь она пошла к той маленькой звездочке. И сказала ей, что она хочет завести себе подружку. Та охотно согласилась, и они на радостях вместе пошли гулять.
Все дальше и дальше уходили они от дома и не заметили, как заблудились. Стали звездочки искать дорогу домой, да не нашли. Стали они искать другие планеты и звезды.
Первая попалась им планета под странным названием Меркурий. Звездочки спросили у Меркурия: “Где находится район Голубо — красный?” Меркурий сказал, что этот район малоизвестный, а карты у него нет. Меркурий предложил им сходить к его младшему брату Плутону.
Но у Плутона не оказалось такой карты, которая была нужна звездочкам. Тогда Плутон сказал, чтобы звездочки сходили к его другу — Сатурну.
Звездочки полетели к Сатурну. По дороге чуть не упали в черную дыру, но наконец добрались.
У Сатурна была та карта, которая была нужна звездочкам. Сатурн показал звездочкам, где находится их район, позвал комету и строго настрого наказал, чтобы комета довезла звездочек до их дома. Звездочки сели на комету и в несколько мгновений долетели до их дома.
Но комета не хотела с ними расставаться. Тогда они придумали занятие, которое было интересно для всех троих.
Комета стала развозить звездочек по разным планетам и звездам, а звездочки изучали все, что видели.
С тех пор звездочки ни разу не терялись. И, возможно, побывали и на планете Земля.
Кактус
Жил на свете царь. У него была дочь — красавица — раскрасавица! Решил он ее замуж выдать. На балу было весело! Вдруг погасли все свечи, оторвались шторы и появился злой колдун Там — Там. Он подошел к царю и попросил руки его дочери. Царь дал отказ. Тогда злой колдун разозлился, зарычал и превратил царевну в зеленый колючий кактус. И исчез.
Царь горевал. Все время поливал кактус, ставил его на солнышко на окошке. Так прошло два месяца. Царь позвал к себе всех садовников, всех ботаников и сказал: “Кто снимет с моей дочери заклятие, тому я отдам ее в жены и еще полцарства. ”
Долго думали ботаники, но никакие удобрения кактусу (царевне) не помогали.
Ночью один звездочет вскочил с кровати со словами “Эврика!”, — и примчался в спальню государя. Ему приснилось, что если прекрасный принц поцелует кактус, то заклятие спадет. Прекрасного принца долго искать не пришлось! На следующий же день как всегда, выйдя на крыльцо, царь увидел карету. В ней сидел принц Иванушка. Увидев кактус, принц попросил остановить карету. Он взял в руки колючий кактус и хотел его купить, поскольку у принца в саду не было только кактуса. Но вдруг всех лошадей сразу укусили пчелы. Лошади ринулись бежать, а принц влетел лицом прямо в кактус и поцеловал его! Принцесса расколдовалась! И они полюбили друг друга!
Жираф и черепаха
Жили — были два друга: Жираф и черепаха. У черепахи скоро наступал день рождение: ей исполнялось 250 лет. Праздник намечался замечательный. Только одно огорчало жирафа, он не знал, какой подарок подарить черепахе. А черепаха любила танцевать, но не могла, так как двигалась очень медленно. Тогда жирафу пришла в голову прекрасная идея: он подарит ей две пары роликов.
Вот наступил день рождения черепахи. Жираф торжественно вручил ей ролики и научил ее кататься на них. Когда вечером зажглись звезды, начались танцы. А в центре веселее всех танцевали жираф и черепаха на роликах.
Читайте также рассказ «Как я стал писателем» Шмелев краткое содержание с цитатами.
Сочинить сказку — 5 класс (примеры)
Сны
В далекие-далекие времена, когда до цивилизации было еще далеко, мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили пищу, а дети как всегда были непослушны. Но только один был не такой как остальные. Все считали его ненормальным: он был очень послушен, ему чудились какие-то люди, он видел разные сны.
Он рассказывал, что в снах он видит прекрасного, великого человека с большими белоснежными крыльями. Этот человек подносил ко рту какую-то небольшую палочку и дует в нее. А из палочки доносятся чудесные, необычные звуки.
Такой сон снится ему каждую ночь. Только звуки из той палочки разные: то нежные и мягкие, то резкие, веселые.
Но вот однажды сны перестали ему сниться. Что-то случилось. Может быть, он вырос и стал взрослым? Но желание услышать снова те волшебные звуки становилось в нем еще сильнее. Он решил во чтобы то ни стало воспроизвести эти звуки. Он срезал стебель бамбука, проделал в нем несколько отверстий и тут мир впервые услышал…
К сожалению, эти первые звуки не были так уж прекрасны. Но через несколько тысяч лет на свет появилась флейта.
Любитель-рыболов
Жил-был мальчик. Он любил ходить на рыбалку и петь песни. Он пел песни о цветах, о полях, о животных, о небе, о солнце…
Придет мальчик на озеро и начнет распевать песенки. Рыбам очень нравилось слушать эти песни, и они подплывали к берегу все ближе и ближе, и стали попадаться на крючок.
Через некоторое время не попавшая на крючок рыба поняла, что если звучит песня, то их ожидает опасность. С тех пор, как песня начиналась, так рыба расплывалась. Мальчик понял, почему рыба не ловится.
Когда он стал взрослым, то сочинил песню «Любитель-рыболов».
Одушевление леса музыкой
Когда-то жил на белом свете скрипач, который очень любил музыку. Однажды осенью он пошел в лес и взял с собой свою любимую скрипку. Настроение его было очень грустное, поэтому он и стал играть в лесу грустную музыку. Ручей стал журчать еще тише, деревья на ветру колышутся быстрее. Кузнечик стал петь под музыку свою любимую песенку. Кукушка и соловей подпевают ему. Скрипачу очень понравилась эта живая мелодия. Он шел домой и радовался, потому что никогда не слышал такую одушевленную музыку.
Как сочинили песню
Когда-то давным-давно жил в своей избушке сверчок. Когда заходило солнце, и наступала ночь, он выходил и запевал свою любимую песню. Люди, услышав эту замечательную песенку, радовались. Но кроме сверчка есть и другие разные насекомые и животные, которые тоже издают звуки. Например: кукушка и дятел. Кукушка кукует и получается песенка. Ку-ку!
Ку-ку! Как будто она где-то спряталась, выглянет и кукует! Это самая любимая моя птица.
Дятел-врач деревьев. Он своим клювом стучит по дереву и издается звон или стук и получается мелодия.
Как Ерёма песню сочинил
Жил-был в деревне Ерема, который был большим выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, знал много прибауток, шутил со всеми.
И вот однажды барин приказал ему сходить на базар в другой город. Ерема собрался в путь, взял котомку и пошел.
Дорога в город шла через лес, идти ему было скучно. Но, зайдя в лес, он услышал много звуков: пение птиц, шелест листвы, потрескивание веток под ногами. Эти звуки Ереме понравились, у него поднялось настроение. Под звуки леса он стал напевать себе под нос шутки и прибаутки, которые он знал. Так у Еремы получилась песня.
Как появилась песня
Жили-были дед да баба. И был у них сын Иван. Однажды он пас овец. Ему так надоело сидеть, что он сорвал тростник и дунул в него. У него получился звук. Тогда Иван добавил дырочки. У Ивана получилась музыка. Потом он рассказал об этом соседям. Так весть разошлась по всей местности. Благодаря Ивану на земле появилась музыка.
Как появилась первая музыка
Шел древний человек и вдруг он увидел бабочку, хотел ее поймать руками, но бабочка улетела. И получилось, что человек хлопнул в ладоши. Человек удивился и начал хлопать дальше.
Потом побежал к своему племени и начал показывать, как он умеет хлопать в ладоши. Люди удивились и тоже начали хлопать в ладоши. Так появилось первое развлечение и (музыка) звуки.
Откуда музыка берёт своё начало
Однажды женщины разделывали тушу мамонта и кинули шкуру на кувшин, который был всеми заброшен. Через два дня женщина подошла к этому кувшину и хотела снять кожу, но она засохла. И тогда женщина взяла палку и начала бить по шкуре, так получился звук.
А в это время мужчины возвращались с охоты домой. Один из них нечаянно кончиком ветки задел об натянутую струну. И получился звук.
Вечером, когда было всеобщее собрание, они начали показывать, что они обнаружили. Тогда женщина начала палкой бить по засохшей шкуре на кувшине, а мужчина тянуть и отпускать натянутую струну.
И получилось очень красивая мелодия и еще инструменты.
Как появилась музыка
В древности люди не выращивали скот, не занимались земледелием, а выживали тем, что давала природа. Они ходили по лесам и полям, по берегам рек и морей и искали себе пропитание. Однажды, один человек, живший в одном племени, на берегу моря искал на мелководье моллюсков для того, чтобы принести их в свое племя на обед. Вечером, сидя у костра, опустошив раковины, один из людей стал дуть в пустую раковину, и из нее полились мелодичные звуки. Кто знает, может быть так и появилась музыка.
Лесная песня
На лесной поляне жил один маленький кузнечик. Он был очень любопытным и изобретательным. Однажды он проснулся рано утром и пошел прогуляться. Прыгнул на колокольчик и замер «Что за удивительный звон?»: подумал про себя кузнечик – надо запомнить. Вдруг внезапно дунул ветерок и рядом росший еще один колокольчик тоже зазвенел «динь – динь».
– Интересно получается – сказал кузнечик и прыгнул на другой цветочек.
– Дон-дон – прозвенел цветок.
Динь-дон – как красиво звучит. Попрыгал дальше. В центре поляны на пеньке сидел зайчик и стучал лапками по пню «тра-та-та-тра-та». Кузнечик задумался. Соединил звуки колокольчиков и бой зайчика – «Динь-дон-трата-та». Получается очень интересное смешивание звуков.
Ближе к полудню он подустал и прилег возле березки отдохнуть. Лежал и наигрывал сегодняшние находки «Динь-дон-тра-та-та». «Чего-то не хватает» – сказал про себя кузнечик и заснул. В то время на ветку березы сел соловей и залился разными красочными звуками: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Кузнечик вскочил и закричал – «Вот это то, что надо». Соединил все звуки и получилось удивительное сочетание – Динь-дон, тра-та-та, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
На следующий день кузнечик пригласил на полянку ветерок, колокольчики, зайчика и соловья. И попросил, чтобы они произнесли эти звуки одновременно. Дунул ветерок, зазвенели колокольчики, зайчик пробил чечетку на пеньке, соловей засверестел. Получилась красивая добрая мелодия, на которую собрался весь лесной народ. И слушали эту лесную песенку до заката солнца. Песенка закончилась, на полянке стало темно, и сова сказала – ого.
Три брата
Жил-был царь и было у него три сына. Старшего звали Федот, среднего – Илья, а младшего – Алёша. Федот умел рисовать, Илья умел музыку сочинять, а Алёша умел слова складывать. Да такими дружными были три брата, никак не разделить их. Очень любил царь своих сыновей.
Вот как то раз решил он их проверить на дружность. Вот созвал своих сыновей и говорит им: «Вот ‚дети мои! Захотелось мне новую песню. Кто сочинит её лучше всех, тому и награду – сундук с золотом. Даю вам сроку – три дня и три часа»
Вот рисует картину Федот. Рисовал он небо голубое, птиц в поднебесье. Поле широкое. Показал Федот Илье свою картину, увидел Илья её, подумал-подумал, да сочинил музыку. Посмотрел Алёша на картину, послушал музыку, а под музыку и слова к песне были готовы. А по картине то такой и смысл сам получался.
Вот прошло три дня и три часа, настал срок идти к царю. Приходят они к отцу и говорят: «Сочинили мы песню, батюшка! Да не три, а одну. И все вместе, дружно» Послушал царь песню и разделил золото между сыновьями.
Вот как искусство Слова музыки и живописи объединяют людей.
Посмотрите на ваши детские фотографии. Очевидно, что за последние
несколько лет произошло немало изменений во внешности – в лице и фигуре.
Однако, стала другой не только внешность. У вас появились новые желания и
интересы. Вы становитесь старше и постепенно из детей превращаетесь во
взрослых. Уже не раз вам, наверное, приходилось слышать от своих родителей
фразы: «Горе моё! Ну когда же ты станешь самостоятельным!» или «Молодец, какой
же ты у меня самостоятельный!». Почему взрослые придают такое значение этому
слову?
Возможно потому, что чем самостоятельнее подросток, тем больше он
похож на взрослого? В детстве к вашим проявлениям самостоятельности можно было
отнести умение самому одеться и застелить постель, помыть после обеда посуду
или убрать игрушки.
Я всё умею делать сам:
Сам просыпаюсь по утрам,
Сам говорю: Пора вставать!
Сам застелю свою кровать!
Я сам! Я первый на ногах,
Сам одеваюсь впопыхах,
Чтоб никуда из-за меня
Не опоздала вся родня!
Сам чищу ваксой башмаки,
Сам завяжу на них шнурки,
Как следует, без узелка,
А это целых два шнурка!
И вот иду я в детский сад.
Я все сегодня сделал сам!
И этому я очень рад.
То есть самостоятельность – это любые действия, которые
ребёнок осуществляет сам, без подсказки и помощи взрослых.
Но, будучи подростками, всего того, что вы научились делать в детстве, уже
недостаточно, чтобы взрослые по праву считали вас самостоятельным.
Согласитесь, если пятилетний малыш взялся завязать шнурки на своих
ботинках и преуспел в этом, взрослые, безусловно, порадуются его умению и
самостоятельности. Но им не придёт в голову восхищаться подростком только за
то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он самостоятельно сделает уроки
или возьмёт на себя часть родительских забот по дому.
Ещё в 19 веке в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
качество самостоятельности было названо как основа личности человека: «Личность
– такой уровень развития человека, при котором он может выжить в обществе
самостоятельно, без помощи других». Конечно, вам, ученикам, говорить о полной
самостоятельности и о способности выжить в одиночку в современном мире ещё
нельзя. Но многие слагаемые самостоятельности, в частности, практические умения
и навыки, вы уже должны знать и использовать их.
Как вы думаете, можно ли вас назвать самостоятельными людьми? Не
знаете? Тогда попробуйте ответить на следующие вопросы, чтобы это понять:
·
Кто вас будит по утрам?
·
Кто готовит вам завтрак?
·
Кто собирает школьные учебники и тетради в ваш рюкзак?
·
Кто наводит порядок в вашей комнате?
·
Кто решает, в какой одежде вы завтра пойдёте в школу?
Таких вопросов можно задать не один десяток, однако ответы на них
определят уровень вашей самостоятельности. Если за вас всё делают родители, то
какой же вы самостоятельный человек? Тут, скорее всего, вас можно сравнить с
одним из персонажей стихотворения Юлия Кима «Необитаемый остров»:
— А вдруг ты завтра попадёшь на остров в океане?
— На остров? Вот здорово!
— А как же ты там проживёшь без повара, без
няни?
— А я найду кого-нибудь…
— Да хорошо бы кого-то, но мы-то знаем, что этот остров необитаем.
— Необитаем?
— То есть абсолютно.
Подушек нет, матрасов нет, нет ни одной
кроватки.
— А я на травке буду спать.
— Простудишься на травке.
— Костёр, костёр, костёр.
— А я могу разжечь костёр.
— Никто на помощь не придёт, ни дров не
раздобудет,
— Никто не сварит ничего ни на каком огне.
— А я пойду, топор найду.
— И что же дальше будет? Ты размахнёшься по сосне, ударишь по
ноге!
— Грибы, орехи собирать умеешь?
— Нет, не умею.
— От крокодила убежать успеешь?
— Нет, не успею.
— Не бойся, мы тебя спасём!
— Но как же мы его спасём? Ведь мы считаем, что этот остров необитаем!!!
— А я? А я? А я?..
— А ты стоишь на берегу, тебе тепло и скучно,
стоишь себе, худеешь не по дням, а по часам.
— Ну почему?
— Да потому что ты никогда и ничего не делал в
жизни сам!
Самостоятельность – это очень ценное качество, необходимое человеку
в жизни.
Учёные определяют наличие самостоятельности таким
образом:
·
умение действовать по собственной инициативе;
·
умение выполнять привычные дела, не обращаясь за
помощью к взрослым, без контроля с их стороны;
·
умение самостоятельно решать поставленные
взрослыми задачи;
·
умение правильно действовать в незнакомой
ситуации (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное
планирование, получить результат);
·
умение контролировать себя и давать оценку
результатам своей деятельности;
·
применять уже известные знания, умения и навыки в
незнакомой ситуации.
Обычно родители задумываются о самостоятельности
своего ребёнка, когда тот начинает ходить в школу. Однако, чтобы добиться
больших успехов, воспитывать это качество нужно гораздо раньше.
Помните, как в детстве мамы учили вас держать ложку, но каша все
равно стремилась оказаться на полу, а компот из стакана рекой вытекал на новую
скатерть? Мама старалась накормить вас, на что вы, в ответ, возражали, стуча
ладошкой по столу: «Я сам, я сам!» Так, постепенно, пришло умение
самостоятельно держать ложку и кружку, а в конечном итоге, вы научились есть
без помощи мамы.
Психологи считают проявление самостоятельности одним из
показателей взросления человека.
Однажды беседовали два философа. Один из них удивлялся:
– Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои ведут
себя как дети, избегают меня и невнимательно слушают?
Второй улыбнулся и поделился своим секретом:
– Не давай им готовых решений, а научись правильно формулировать
вопросы. Тогда те, кто ищет ответы самостоятельно, уже взрослые и сами к тебе
придут. Ведь очень часто именно вопросы намного интереснее ответов.
Искать самим ответы на вопросы, быть самостоятельным или же нет,
каждый решает сам для себя. Люди идут по жизни с двумя девизами: «Помогите
мне!» и «Я – сам!».
Первым проще и удобнее зависеть от других, реализовывать чужие
решения, а не свои, но в то же время быть защищёнными от ошибок и неудач. Ведь
если происходит что-то неблагоприятное, то всегда есть на кого переложить
ответственность – «Не я же так решил!».
Вторым намного комфортнее делать то, что они считают нужным,
поступать так, как они сами решили. Такие люди, прежде всего, несут
ответственность перед самим собой, часто «набивают шишки», испытывают
разочарования, переживают неудачи, но тем самым учатся на своих ошибках и стараются
не совершать их впредь.
Ведь как говорил русский
писатель Николай Гоголь: «Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому
себе».
Но легко ли быть
самостоятельным?
В самом начале времён, когда только-только была создана Земля и её
обитатели, появился перед людьми ангел с корзинкой, которая была наполнена
разными полезными качествами. И тогда стали все земные жители брать себе то из
них, которое понравилось. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей –
трудолюбие и так далее.
И, как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не
досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому,
ангел отдал пустую корзинку. Говоря человеческим языком – оставил способность
учиться и наполнять корзинку по собственному разумению.
С тех пор каждый человек «делает себя сам». Главное – не наполнять
корзинку всяким «мусором» только лишь потому, что его много и он дёшево стоит.
К сожалению, не все подростки понимают, как правильно наполнить
эту корзину, поэтому очень часто там оказывается непослушание, а также желание
всё делать по-своему, не обращая внимание на разумные советы старших.
Я в своей
родной квартире,
Как на службе
строевой.
Командир на
командире …
Я один здесь
рядовой!
Всем я должен
подчиняться:
По приказу —
одеваться,
По приказу —
умываться,
Ровно
заправлять кровать.
По команде —
есть садиться,
По заданию —
учиться,
По режиму —
спать ложиться,
По будильнику
— вставать!
Теперь вам
ясно, почему
Начал
огрызаться я?
Конец
терпенью моемую –
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!
Многие ваши сверстники в своей самостоятельности заходят дальше
простого несогласия с мнением старших. Для них главным показателем
самостоятельности являются поступки и привычки, присущие некоторым взрослым
людям: курение, употребление спиртных напитков, хамство по отношению к старшим.
Они уверены в том, что такое поведение для взрослого и полностью
самостоятельного человека считается совершенно нормальным, однако психологи называют это ложной самостоятельностью.
Самостоятельность – монета с двух сторон,
На каждой из которых – правда.
С одной – свобода, жизнь и трон,
С другой – ответственность и тяжба.
Самостоятельность,
прежде всего, подразумевает ответственность за свои поступки.
Как утверждает известный блогер Артемий Лебедев: «Человек
становится взрослым и самостоятельным, когда начинает сам принимать решения и
чувствовать за них ответственность».
Так и есть.
Самостоятельный человек всегда отвечает за принятые им решения. Более того,
чувство ответственности за порученное дело может изменить ваше поведение:
появятся собранность, предусмотрительность, заботливость; вы во что бы то ни
стало будете стремиться оправдать доверие взрослого.
В конце нашего урока давайте вспомним основные его моменты.
Сегодня мы с вами узнали о том, что такое самостоятельность и в
чём она проявляется, а теперь попробуйте сами для себя решить, с каким девизом
вы пойдёте дальше по жизни: «Я – сам!» или «Помогите мне»?
Сказка про самостоятельность. Автор : Надежда Гервиц.
Для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Сказка вошла в отредактированном виде в составе авторских материалов педагога-психолога Ериной Т.Н. в сборник И.В. Вачков, Н.С.Соловьёва «Волшебство происходит вовремя, или как использовать сказку в детском саду и в семье». Изд. РОКС, Казань2015г.
История эта проста и поучительна. Слушайте!
В одном городе жила-была маленькая принцесса Ядвига. Была она совсем как обычные девочки: ходила в детский сад, что на соседней улице, носила платьица и туфельки, хвостики и косички, любила слушать самые настоящие сказки из самых настоящих книжек. У неё были мама и папа, любимый кот Мурзик и золотая рыбка в аквариуме.
Но вот беда: мама с папой вовсе не замечали того, что она была принцессой, и учили всему, что по их мнению, должна уметь любая девочка: подмести пол в кухне, протереть стол после рисования, убрать на место все игрушки, не разбрасывать вещи, а аккуратно складывать их в шкафу на полках. А ещё они считали, что любая девочка должна уметь красиво двигаться и иметь хорошую осанку. Поэтому каждую субботу к десяти часам утрам водили её в кружок танцев.
Ядвига никак не могла согласиться с таким положением дел. Как можно принцессе мести и тереть, разбирать и слушаться?! Поэтому она так и норовила подольше просидеть в своей замковой комнате в окружении любимых куколок и потянуть время: » А вдруг мама всё же не дождётся её и сама всё сделает!» А уж как она старалась подольше поспать субботним утром в надежде на новый сказочный сон! Как она сладко зевала потягивалась, переворачиваясь с одного бока на другой… Но, ничего не помогало. Мама с папой всегда могли её уговорить и вовремя везде успеть. Как это у них удавалось — загадка! Ядвига даже начала подозревать, а не волшебники ли её родители.
Но вот Ядвиге выпал счастливый случай! На зимние праздники детский сад закрылся, а мама заболела. Папе непросто было со всем справиться одному, и родители решили отправить принцессу Ядвигу к её родной тёте. Сказано — сделано! И вот уже наша принцесса осваивает новую кровать и кресло, отыскивает уютный уголок для мечтаний в тишине.
Тётушку звали немного странно- Гиперопека. Ядвига решила звать её попроще, а именно: тётушка Опека. Да и быстрее это было!
А тётушка тут же поверила, что Ядвига — настоящая принцесса и согласилась быть ей в помощь. В самом деле, ну не пристало принцессе пылесосить, выносить мусорное ведро, да ещё в праздничный день с утра пораньше идти на танцы! Танцевать можно и в зальной комнате под пластинки.
Так у них и пошло! Ядвига спит почти до обеда, потом ещё сладко тянется. А тут уже тётушка Гиперопека несёт ей завтрак, одевает, расчесывает волосы и приносит любимую куклу Наташу. Не жизнь пошла, а настоящая сказка для принцессы!
Обращу ваше внимание, что Ядвига ещё и подумать толком не успевает, чего пожелать ,а тётушка уже всё исполняет. Вот тебе и леденцы монпасье в яркой круглой коробочке, вот тебе и новые пуховые варежки с помпончиками, вот и каша с джемом, вот и ягодный ароматный кисель. А вот уже и всё убрано, можно на прогулку идти да не утруждать себя одеванием. Гиперопека всё сама сделает, только ручки-ножки подставляй.
Пришли они в парк. Вокруг — красота! Белый снег на солнышке блестит — переливается, сугробами так и манит! Ребят много, можно и с горки на пузе прокатиться, и в сугробе снежном поваляться. Какое это удовольствие! Только хотела наша принцесса Ядвига на горку взбежать, а тётушка уже за неё с горки скатывается со смехом! Только хотела Ядвига всех ребят за собой в королевское сражение повести, а тётя уже впереди всех бежит и командует: на спасение волшебного королевства за мной! Только хотела Ядвига в снежки поиграть, а тётя опять за неё уж целую гору снежков сложила и соревнования устроила. Смотрит принцесса, как весело за неё играют и только слёзы на глаза наворачиваются…
И так каждый день. Тётушка только приговаривает : не дело принцессам утруждаться да с детьми в играх участвовать, вдруг ушибёшься, вдруг отстанешь. Всё-всё быстро сама сделает, Ядвигу разоденет, как праздничную елку, что и не повернуться. Выйдет Ядвига со свитой игрушек и просидит в беседке одна. А тётушка знай себе за неё резвится, как самая обычная девочка.
На пятый день пребывания в гостях наша принцесса совсем загрустила, уж начала и о венике с тряпкой задумываться. От нечего делать все книги на полке переложила и пыль протёрла, все цветы на подоконнике полила да грязную посуду со стола в раковину составила. А в довершение дела все свои платья сама заранее в чемодан сложила.
Еле дождалась Ядвига, когда родители её домой заберут!
Наконец-то и закончились её первые каникулы у тётушки Гиперопеки. С какой радостью вбежала принцесса Ядвига в свою комнату, и давай сама вещи из чемодана доставать и на вешалки вешать. А после вкуснейших маминых щей с котлетами на обед, сама и пол подмела, и стол вытерла. Мама даже от удивления руками всплеснула. «Не заколдовала ли тебя тётушка «, — спрашивает.
С тех пор Ядвига стала делать многое сама. А если мама или папа предложат : » Давай я сделаю за тебя», — обязательно отказывалась. И в детском саду все заметили перемены. Стали Ядвигу за старание и трудолюбие » нашей принцессой» называть.
Да и танцевать в кружке она стала плавнее, легче, грациознее. Во всём слушалась преподавателей и старалась больше всех.
А на мамин праздник в детском садике Ядвига играла роль сказочной принцессы и на голове её красовалась самая настоящая картонная корона! Это они с мамой постарались — весь вечер её сами делали и золотистой краской раскрашивали.