Сказка про рубашки из крапивы для братьев

Литературная викторина путешествие по сказкам. цели: - активизировать детское чтение; - вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

Цели:

— активизировать детское чтение;

— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».

Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

Загадки для первой команды.

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.

1. Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».

Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы первой команде:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (ДжанниРодари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?

(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

          «По дорогам сказок» — викторина.

Сказка про рубашки из крапивы для братьевСамые первые произведения, которые начинают читать человеку, — сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой. Мы предлагаем поучаствовать в викторине, в которой вспомните героев сказок.

Вопросы:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

Сказка про рубашки из крапивы для братьев

Заклинания

  1. Вызвать Сивку-бурку.

«Сивка-бурка,

Вещий каурка,

Встань передо мной.

Как лист перед травой»

  1. Вместе с Али-Бабой открыть дверь  в пещеру с сокровищами.

«Симсим, открой дверь!»

  1. Сварить кашу в волшебном горшочке.

«Раз, два, три, горшочек, вари» (Бр. Гримм)

  1. Остановить горшочек 1,2,3- больше не вари!
  2. Исполнить повеление волшебной щуки.

«По щучьему велению, по моему хотению»

  1. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)

              «Бюро находок».
Вам нужно назвать сказочных  героев, потерявших  свои  вещи.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»                                                                                                Горошину –«Принцесса»

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).

Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).

2. Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).

Кто быстрее узнает сказку?

-Я мышка-норушка, а ты кто? ( «Теремок»)

-Тянут-потянут, а вытянуть не могут. ( «Репка»)

-Речка-матушка, спрячь меня! ( «Гуси- Лебеди»)

-Несет меня лиса за темные  леса! Котик-братик, помоги! («Кот, Петух и Лиса»)

-По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами домой! («По щучьему веленью»)

-Солнце высоко, колодец далеко, жар  донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка расстаяла –она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.  (« Лиса и заяц»)

Всё о девочках, девицах и женщинах…

 Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)

Девочка, которую звали так же как и ее головной убор.
(Красная Шапочка из одноименной сказки)

Женщина с костяной ногой. 
(Баба Яга из русских народных сказок)

Девушка, которая по воле случая стала жить у Морозки?
(Настенька из сказки «Морозко»)

Девочка, которая искала своего друга далеко на Севере?
(Герда из сказки «Снежная королева»)

Как звали героиню, чья кожа сгорела в огне?

Девушка, которая уснула, когда откусила наливное яблочко?
(Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Как зовут девицу, у которой во лбу звезда горит? 
(Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане….»)

 Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)

Как звали девочку, которая пожелала, чтобы мальчик с больной ногой был здоров? 
(Женя из сказки «Цветик-семицветик»)

Какой девушке пришлось сплести 11 рубашек из крапивы?
(Элиза из сказки «Дикие лебеди»)

От кого убежала вся посуда?

Как звали девочку, лучший друг которой был песик Тотошка?
(Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»)

Девочка, которая учила деревянного мальчишку хорошим манерам?
(Мальвина)

Вы справились с вопросами  викторины. Хорошо знаете сказки. До новых встреч!

Сказка — ложь, да в ней намек: как читать фольклорные тексты?

(Каннигем М. Дикий лебедь и другие истории. М.: Corpus, 2020. Сеньоль К. Французские сказки. М.: Грифон, 2013. Елизаров М. Бураттини. Фашизм прошёл. М.: АСТ, 2011)

Всегда приятно открывать для себя новых авторов. Зайдя на очередную лекцию во МХАТ им. Горького, купил в театральной книжной лавке книгу — «Дикий лебедь и другие истории» Майкла Каннигема (Michael Cunningham). Привлекло то, что это переосмысление основных сюжетов известных европейских сказок, их деконструкция и постмодернистская игра — бессмысленная и беспощадная. Сборник переведён и выпущен издательством «Corpus» несколько лет назад, но сейчас переиздан — и это отличный повод поговорить о Каннигеме, о сказках и много о чём ещё.

Майкл Каннигем (р. 1952) — человек начитанный и образованный: окончил бакалавриат по английской литературе в Стэнфордском университете и магистратуру университета Айовы; преподает в Йельском университете. То есть можно было бы предположить, что перед нами типичный представитель университетской литературы, во многом замкнутой на самой себе. Но нет — это иной вид американского писателя, менее академический. Каннигем работает с кризисами — социальными, политическими, культурными, кризисом среднего возраста, мировоззренческим и т.д. Его беспокоит человек, прошедший через точку бифуркации, и изменения, произошедшие с ним.

Всё это, естественно, накладывается на три американских столпа — мультикультурность, политкорректность и личную свободу.

Если раньше Каннигем писал романы, то в этот раз случился довольно своеобычный сборник рассказов. Концептуально он умещается в одну фразу: «А что было дальше?».

Чем заканчивается сказка «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсена? Девочка шьёт из крапивы рубашки своим двенадцати братьям, но не успевает (ибо её собираются казнить) доделать последнюю. В итоге братья-лебеди прилетают, надевают на себя новое облачение, и один из мальчишек так и остаётся с крылом. А что было дальше с этим персонажем? По Каннигему — мальчишка стал посмешищем (искренняя любовь остальных двенадцати братьев — это же сказка, а в реальной жизни всё по-другому!), ушёл из города странствовать и в итоге окончил свои дни пьянчужкой в кабаке. Сурово, но реалистично.

Или помните французскую сказку «Красавица и чудовище» (не только французскую — в том или ином виде сюжет прорастает по всей Европе, в том числе и в России)? Отец уезжает за море и спрашивает трёх дочерей, чего бы им привезти. Две старших дочери просят что-то примитивно-бытовое, а самая младшая — символический подарок (розу). Естественно, после путешествия отец привозит розу, но выясняется, что сорвал он её не в то время и не в том месте, и теперь ему грозит смерть — от какого-то натурального чудовища. Дочка не в силах вынести мук совести и поэтому отправляется вместо отца на смерть.

Каннигем в своём рассказе «Чудовище» передаёт известный сюжет волшебной сказки, но в более натуралистичных подробностях и с саркастическими замечаниями. Заколдованный принц охотится по ночам на косуль и с аппетитом, не особо разделывая их и не освежёвывая, поглощает, оставляя, как говорится, одни лишь рожки да ножки. Девушка же настолько скучает в замке, что ей кажется, будто посуда скоро начнёт с ней говорить (писатель издевается над реализацией этой сказки в качестве мультфильма).

Финал тот же — девушка искренне влюбляется в чудовище и целует его. Начинается процесс преображения. А точкой бифуркации, которую автор отодвигает до предела – буквально до последнего абзаца, становится сладострастный и маниакальный взгляд переродившегося принца. Мы понимаем, что девушку, несмотря на классический хеппи-энд, ничего хорошего не ждёт. Одна яркая деталь и открытый финал — вот он мастер Каннигем.

Однако возникает существенный вопрос. Ну, обыграл Каннигем известные сказочные сюжеты — где-то весело и задорно, где-то оригинально, а где-то тоскливо и скучно. И что? Должно же быть какое-то приращение смыслов? Должны ставиться сверхзадачи перед автором?

Работая с известными сюжетами, Каннигем помещает сказочных персонажей в современные реалии. Например, Спящая красавица со своим принцем становятся иллюстрацией современной супружеской пары, в которой есть секс (а, соответственно, и нормальные отношения — насколько их вообще можно назвать таковыми) только в том случае, если один из партнёров соглашается на какие-то извращения, ему не совсем понятные. В данном случае — Спящая красавица притворяется спящей.

То есть Каннигем иллюстрирует нам простые положения психологической мысли позапрошлого столетия. Во-первых, всё родом из детства (Фрейд). И потому очень важно, какие сказки мы читаем и в какие из них влюбляемся. Во-вторых, есть расхожие архетипы (Юнг) не только из священных писаний и мифологии, но и из фольклора и литературы.

Однако вспоминаются и другие национальные литературы, другие авторы и другие книги — в частности «Французские сказки» Клода Сеньоля (1917–2018) и «Бураттини» Михаила Елизарова (р. 1973). Оба писателя работают практически с тем же материалом — французские народные сказки; русские народные и авторские сказки, мультфильмы и т.д. Но у них есть определённые сверхзадачи, которые в обоих случаях решаются с изяществом.

Клод Сеньоль — известный фольклорист. Он обучался в лицее Лаканаль — месте статусном и культовом (его можно — приблизительно! — сравнить с Поливановской гимназией или Царскосельским лицеем), но был отчислен за частые пропуски занятий (был погружён в книги). Тем не менее, он вступил во Французское доисторическое общество, где познакомился с Арнольдом Ван Геннепом (1873–1957), известным этнографом, фольклористом и исследователем народного творчества, и заболел фольклором основательно.

У нас книги Сеньоля практически не переводятся. Издания можно сосчитать по пальцам одной руки. Но «Французские сказки» (2013), вышедшие в московском издательстве «Грифон», заслуживают самого пристального внимания. В оригинале они называются «Сказки, рассказы и легенды областей Франции» (1997) и на родине автора выходили в четырёх томах. У нас же появилась тонюсенькая книжечка избранного.

В чём их прелесть? Они коротки, не обработаны вообще и потому притягивают читателя своим откровенным безумием. То есть практически чистый фольклор! Клод Сеньоль просто их записал и минимально обработал. В чём постмодернистский подход? В отборе сказочных сюжетов: что ни текст, то приступ читательского хохота напополам с культурным шоком.

Вот, например, сказка «Повешенный». Отец отправляется в далёкий путь и спрашивает трёх дочерей (вы скажете, что это уже было? подождите!), чего бы они хотели, чтобы он им привёз. Две старшие дочери просят что-то примитивно-бытовое, а самая младшая — мяса (уже хороший поворот, да?), потому что она больна и ей надо хорошо питаться. Отец уезжает, кутит в городе, старшим дочерям покупает побрякушки, а про мясо забывает. Вспоминает уже в лесу, по пути домой. К счастью (ой-вей!), ему попадается… повешенный. И он отрезает от покойницкого бедра целый кусок и спешит обрадовать дочурку. Та — в полнейшем восторге. Ест мясо, ложится спать, а среди ночи к ней приходит повешенный и требует вернуть ему его бедро.

Безумие? О, да!

Труд Сеньоля, его сверхзадача — показать редкие и «непричёсанные» сказки. В таком виде по текстам легко определить, когда они возникли, как в них причудливым образом смешиваются языческая и христианская культуры (обыденный каннибализм в «Повешенном» заставляет об этом задуматься), как гуляют по Европе сказочные сюжеты (понятно, что «Красавица и чудовище» появилась значительно позже «Повешенного») и т.д.

А читатель, обратившийся к Каннигему и Сеньолю, может сравнить не только этих двух писателей, но и две культуры — американскую и французскую. Французы, как видно, обладают более живым умом и своеобразным чувством юмора.

Третий писатель, о котором надо сказать, — Михаил Елизаров. Он окончил филологический факультет Харьковского университета (1996). В Германии учился в киношколе (2001–2003). Его проза пронизана мистикой, инфернальщиной и тонким антилиберальным стёбом. Одна из тем его творчества — чудо или, как минимум, что-то необычное, что ждёт человека за поворотом: книги забытого советского писателя, прочитав которые залпом, обретаешь сверхспособности («Библиотекарь»); оживший культурный монстр, которого предстоит побороть («Pasternak»); два не совсем здоровых мальчика, что верят, будто можно съесть чужие ногти и напитаться его силой («Ногти») и т.д.

«Бураттини» — это не художественная проза, а сборник весёлых постмодернистских статей, где Елизаров препарирует русские и европейские сказки, советские мультфильмы и т.д.

Вот, например, эссе о «Колобке». Главный герой сказки становится олицетворением всей молодёжи, которую старшее поколение пытается пережевать (во всех смыслах). Колобок сбегает от своих прародителей, но за ним гонятся всё такие же символические звери: заяц — это трусость, волк — злоба, медведь — лень, лиса — сладострастие. И последнее-то, увы, побеждает. Получается такая расшифровка известного сюжета. Если Клод Сеньоль только намекал на это, то Михаил Елизаров пускает в ход весь свой филологический инструментарий.

А помните сказку про трёх поросят? Она существует в изначальном непричёсанном английском варианте и советском адаптированном. Самый умный поросёнок Наф-Наф — по Елизарову — становится не просто поросёнком-строителем, а самым настоящим масоном (он же каменщик, из камня делает свой дом; даже не дом — храм). Если вы ещё сомневаетесь, писатель продолжает дешифровывать детский текст: ««Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, не ворвется в эту дверь!» — «Это он про какого зверя?» — спрашивают Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. «Это я про волка», — отвечает Наф-Наф. В средневековой христианской символике «волк» — погубитель паствы. Символического «волка» отличали свирепость, хитрость и жадность». И естественный вывод из этой сказки должен заключаться в следующем: только масоны уберегут легкодумное человечество от катастроф.

Елизаров в этом сборнике — в отличие от Каннигема и Сеньоля — работает уже над чем-то другим. Американец проводит своих архетипических героев через точку бифуркации; француз отбирает самые древние сказки, чтобы заняться культурной антропологией; а русский — как всегда — пытается во всём дойти до самой сути (да простит меня писатель за подвернувшегося Пастернака). Елизарова волнует социальное измерение сказочных сюжетов и его значение.

Получилось три вида работы с фольклорными текстами, каждый из которых больше говорит не столько о писателях (хотя и о них тоже), сколько о разных культурных и национальных парадигмах. Сказка — ложь, да в ней намёк: почитаешь Каннигема, Сеньоля и Елизарова — и нет-нет, да и сам попробуешь включиться в эту работу.


Олег Демидов: личная страница.

Краткое содержание сказки «Дикие лебеди», которую написал Ганс Христиан Андерсен, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому вы познакомитесь с главными героями, а так же узнаете основные моменты произведения.

Главные герои

  • Элиза – дочь царя, сестра одиннадцати братьев
  • Братья – сыновья царя, которых заколдовала злая мачеха

Краткое содержание

В одной далекой стране жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочка – Элиза. Дети жили очень хорошо: братья ходили в школу, а сестренка сидела и рассматривала книжечку, в которой были замечательные картинки. Но их жизнь резко изменилась.

Умерла их мать, а отец женился на злой королеве, которая невзлюбила детей. Злой королеве удалось избавиться от Элизы, которую она отправила в деревню. После этого она настроила короля против сыновей настолько, что он не хотел больше  с ними видеться.

Злая мачеха хотела превратить принцев в черных воронов, но они стали дикими лебедями, после чего улетели прочь из замка.

Лебеди долго кружили над домом, где жила их сестра. Но она так и не увидела их, потому что крепко спала. Лебеди улетели далеко-далеко. Маленькая Элиза постоянно играла, представляя своих любимых братьев.

Прошло много лет, Элиза превратилась в красивую пятнадцатилетнюю девушку, и крестьяне отправили её обратно во дворец. Мачеха еще больше возненавидела свою падчерицу за то, что та была очень красива. Тогда злая мачеха нашла трех жаб. Первой из них она приказала сесть на голову Элизе, когда та зайдет купаться, чтобы та стала такой же глупой и ленивой. Второй жабе злая королева приказала сесть девушке на лоб, чтобы та стала такой же безобразной. Третей же жабе она сказала сесть на сердце Элизе, чтобы та стала такой же злой.

После этого она приказала девушке войти в воду. Жабы прыгнули туда, куда им приказала королева, но тут же превратились в цветы. Девушка же осталась такой, как и прежде.

Это очень разозлило мачеху, поэтому она измазала всю девушку, что даже родной отец не признал в ней свою дочь. Лишь собака и ласточки узнали девушку.

Тогда девушка отправилась на поиски своих братьев. По дороге девушка умылась и превратилась снова в красавицу. По дороге она увидела яблоню, которой было очень тяжело держать плоды. Девушка подперла её ветви, чтобы помочь дереву.

Девушка повстречала старушку, которая угостила её ягодами. Элиза узнала у неё, что старушка видела одиннадцать лебедей в коронах, которые сидели на берегу. Девушка пошла дальше, пока не вышла к безбрежному морю.

Вечером она увидела одиннадцать лебедей в коронах, которые, как только зашло солнце, стали принцами. Элиза долго обнималась с ними. Они рассказали друг другу обо всем, что с ними произошло. Старший брат рассказал Элизе, что каждую ночь они превращаются в принцев. Но живут они очень далеко, поэтому лишь два раза в год могут прилететь в родные места на одиннадцать дней. И вот уже через два дня им нужно лететь обратно. Брат задумался, как они могли бы взять с собой свою любимую сестру.

Для этого они сплели огромную сетку, на которую и положили Элизу. Рано утром они отправились в путь. Они едва успели добраться до утеса до захода солнца. На рассвете они снова отправились в путь и достигли дома братьев еще до заката. Девушка очень хотела, чтобы во сне ей приснилось, как освободить братьев от чар злой колдуньи.

И вот во сне увидела Элиза фею, которая ей рассказала, как спасти братьев. Для этого необходимо было нарвать жгучей крапивы, размять её и сплести рубашки. Эти рубашки необходимо накинуть на братьев. Но только было одно условие – во время своей работы девушка не должна была проронить ни слова, иначе её братья погибнут. Наутро девушка нашла рядом с собой несколько веточек крапивы. Она тут же принялась за работу.

На следующий день за работой её застал король той страны, где они находились. Он охотился. Красота девушки поразила его в самое сердце. Король забрал девушку в свой дворец, где её нарядили в самые дорогие одежды. Но девушка лишь плакала и не проронила ни слова.

Молодой король привел её в покои, где одна из комнат была украшена под пещеру, где он обнаружил прекрасную Элизу. На полу лежала связка крапивы, а на стене висела первая рубашка, которую сплела девушка. Молодой король женился на девушке, и она прониклась к нему благодарностью. Но она не могла ему ничего сказать, пока не закончит свою работу.

Крапивы девушке хватило на шесть рубашек, а когда она принялась за седьмую, то поняла, что крапива закончилась. Ночью девушка отправилась на кладбище, чтобы нарвать крапивы. Это все увидел епископ, который с первого дня невзлюбил девушку.

Король мрачнел с каждым днем, поскольку епископ постоянно говорил, что Элиза колдунья. Девушка сплела уже десять рубашек. На последнюю рубашку у неё снова не хватило крапивы. Она снова отправилась за ней на кладбище.

Король проследил за девушкой, а епископ убедил его, что девушку необходимо сжечь, как колдунью. Элизу кинули в подземелье вместе с крапивой. Девушка была этому очень рада, потому что работа подходила к концу. В это время она услышала лебедей, которые благодаря её младшему брату смогли отыскать её.

Рано утром братья пришли во дворец с просьбой, чтобы их пустили к королю. Короля не хотели будить, но он проснулся от возникшего шума. Но в этот момент братья исчезли, поскольку взошло солнце.

Когда Элизу везли на место казни, она продолжала плести свою последнюю рубашку. Тогда было решено отнять у неё её колдовские вещи и разорвать. Но в этот момент на телегу сели лебеди, которые не давали людям подобраться к Элизе.

Когда её собирались казнить – она успела набросить рубашки на своих братьев. Они тут же превратились в прекрасных принцев. Лишь самый младший из них остался с крылом лебедя, поскольку она так и не успела закончить свою работу.

Девушка теперь могла говорить, поэтому сказала о своей невиновности. Братья рассказали правду, а костер, на котором хотели казнить девушку, превратился в куст с прекрасными розами.

  • Сказка про рисование для детей
  • Сказка про робин гуда
  • Сказка про роботов для детей на ночь
  • Сказка про радость для детей
  • Сказка про репку в стихах