«Я покажу тебе сказку!», — молодой человек закрыл ладонями лицо своей спутницы. И повел через арку главного входа «Гельвеции». Через пару мгновений пара вошла во внутренний дворик отеля.
«Я так представляла себе это место!», — воскликнула девушка, впервые увидев новогоднее убранство отеля и его внутреннего дворика. Крепко прижавшись к юноше, она поцеловала его в губы. И продолжила: «Спасибо тебе за этот роскошный подарок!»
«Давно не помню у нас таких молодых гостей. На вид им не больше двадцати», — предположил секьюрити, увидев стоявших перед ним молодых людей. «И одеты совсем не по погоде. На улице сильные морозы, а парень в тонкой осенней куртке. И легкой обуви».
«Делюкс?!», — девушка ошарашено смотрела на парня, когда портье объявил категорию забронированного номера. «Ты сошел с ума? Сколько ты заплатил за две ночи в таком номере?» — молодая гостья не могла сдержать восторга. «Ты же наверняка отдал все, что у тебя есть!»
«Не будем об этом», — деликатно заметил юноша. «Все ради тебя, дорогая! Пойдём скорее в номер!» — юноша взял девушку под руку и направился к лифту. Но по пути внезапно остановился и обратился к дворецкому:
«Мы заказали в номер шампанское и фруктовую корзинку. Моя любимая обожает шоколад. добавьте, пожалуйста, одну плитку вашего домашнего шоколада. Он очень аппетитно выглядит, мы видели на сайте отеля».
Дворецкий заверил гостя, что в ближайшее время все заказанное будет доставлено в номер.
«Настоящая любовь существует! Как здорово!», — шептались сотрудники на стойке. «Парень изо всех сил старается сделать любимой дорогой новогодний подарок. Наверняка на последние деньги. Это так трогательно!» — заметила менеджер по работе с гостями.
«Я помню его», — признался портье. «Молодой человек в мою смену специально приходил, чтобы выбрать номер. И уговорить менеджера по продажам дать ему самую лучшую цену», — делился с коллегами портье. По его словам, юноша рассказывал сотруднице отдела продаж, что его девушка мечтает остановиться именно в нашем отеле. И он сделает все возможное, чтобы реализовать ее мечту. И начал копить деньги на подарок любимой.
Почти три месяца, по словам портье, парень отказывал себе во всем — в нормальной еде, одежде и развлечениях.
«Юноша даже отказался лететь к маме на день рождения, чтобы сэкономить», — продолжал портье. «И наша менеджер уступила — подтвердила номер по минимальной цене, доступной для парня», — резюмировал портье.
«Вот девке повезло!», — подумала менеджер по работе с гостями.
«Она красавица. И отвечает ему взаимностью — любит бедного студента. Это редкость в наше время. И парню повезло не меньше», — заметил молодой портье.
На утро влюбленные, держась за руки, прошли в ресторан на завтрак. На шведском столе гости наслаждались выбором блюд. Их радости и счастью не было предела.
«Нам у вас очень нравится», — ближе к полуночи молодой гость подошел на стойку ресепшен. Девушки рядом не было. «В такой роскоши мы никогда не жили. После общежития это настоящая сказка», — продолжал постоялец. «Ночами мы с любимой часто мечтаем, что когда-нибудь забудем о бедности. После университета найдём нормальную работу, заживём наконец как люди», — парень улыбнулся.
«Я хочу оплатить счет за проживание», — постоялец резко сменил тему. Мы у вас еще на две ночи. Девушка останется в отеле завтра одна. У нее выходной и нет занятий в университете», — продолжал молодой гость. «А я рано утром уеду на учебу. И сразу в ночь — на подработки. Вернусь за любимой послезавтра с получкой. И оплачу остатки счетов за дополнительные расходы».
Постоялец попрощался с портье, попросив не будить утром его любимую.
«Мы невероятно провели время в вашем отеле! Однажды обязательно вернемся», — два дня спустя влюбленные стояли перед портье с небольшой сумкой в руках.
Одной рукой девушка нежно обнимала парня. В другой она держала большой букет роз, которые молодой человек привез ей в подарок, вернувшись в отель после ночной смены.
Оплатив остаток счета, молодые люди под восхищенные взгляды сотрудников стойки ресепшен уехали из Гельвеции.
«А девка — настоящая пиранья», — ошарашил сотрудников начальник секьюрити. «Такой план провернула. Красиво обставила пацана на три ночи в дорогом отеле. Заранее зная про его ночную смену, привела на ту ночь любовника. Не простого мужика — на дорогой машине», — ошарашенные сотрудники уставились на секьюрити.
Все молчали.
По словам начальника охраны, при плановом обходе отеля он как обычно вошел в ресторан. И с удивлением увидел за столиком в самом углу ту самую молодую гостью. Положив голову на плечо солидного мужчина, она держала его за ручку.
«Я давно планировала эту встречу, дорогой», — с большим удивлением услышал проходящий мимо секьюрити. «Во всем себя ограничивала, копила, отказалась от поездки к родителям. Хотела сделать тебе сюрприз. Ночь в красивом отеле. В знак нашей любви. И новогодней сказки».
Технологическая
карта урока
6
класс И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова
Составила:
Фролова Мария Александровна, учитель биологии МОУ СОШ х. Клетский,
Среднеахтубинского
района Волгоградской области
Тема:
«Плод. Разнообразие и значение плодов »
Цель:
сформировать понятие о классе плодах; создать условия формирования УУД( умение
устанавливать причинно-следственные связи, развивать коммуникативные умения,
развивать познавательный интерес к предмету)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать
— что такое плоды;
-строение плодов;
-разнообразие
плодов;
-виды
распространения плодов и семян;
-значение плодов
Метапредметные:
-уметь
устанавливать причинно-следственные связи;
-умение строить
монологовые и диалоговые формы речи;
-умение работать с
различными источниками информации;
-формировать
познавательный интерес к изучаемому предмету;
-выдвигать
гипотезы, делать выводы
Основные понятия:
плод; сухие, сочные, многосемянные, односемянные плоды
Средства обучения:
презентация «плоды», схемы, таблицы.
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
1.Организационный
момент (2мин)
2.Проверка
домашнего задания (10 минут)
2.Мотивация к
изучению нового материала (3 мин)
3. Изучение нового
материала (15 мин)
4. Домашнее
задание (2мин)
5.Закрепление
знаний ( 10 мин)
6.Рефлексия (3
мин)
Этапы урока Методы и методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Контроль |
1.Организационный Метод: беседа | Добрый день! Итак, | Приветствие Ответы | -Саморегуляция -Формирование | Наблюдение |
2. Метод: | Домой, Все | да | ||
3. Метод: беседа | Посмотрите Весной Всё лето А сладок На землю Как вы Совершенно Открываем | (плод) | -умение | Наблюдение, Фронтальная |
4. Метод: рассказ | Даже самые красивые Хорошо, развивается плод, а в нём одно или несколько семян, И запишем определение плода: «Плод-это важнейший орган Плод состоит из семян и околоплодника, околоплодник -это В связи с особенностями околоплодника плоды делят на сухие и По количеству семян плоды различают многосемянные(боб, ягода) и Давайте это запишем Обычно прорастание семян происходит на значительном расстоянии Некоторые растения способны к саморазбрасыванию семян( У растений, распространяющихся ветром произошло уменьшение веса В растительном мире роль плодов огромна. Плоды обеспечивают | плод | -умение -умение -умение | Наблюдение |
5. | § 12, | |||
6. | Для того, чтобы закрепить | -умение | Фронтальная | |
7. Рефлексия | Возьмите листочки и ответьте на следующие вопросы: 1.На уроке я работал: 2.Своей работой на уроке я: 3.Урок для меня показался: 4.За урок я: 5.Материал урока мне был: 6.Мое настроение после урока | Отвечают |
Приложение
Это экзотический фрукт. Напоминает странный гибрид огурца и
дыни. Но необычен он не только снаружи, но и изнутри, так как его зеленые
слизистые внутренности вызывают ассоциации с фильмами ужасов.
Плод жёлтого, оранжевого или красного цвета с несъедобной жёсткой кожистой
кожурой, покрытой мягкими шипами. Имеет зелёную похожую на желе мякоть с
бледно-зелёными семенами. Длина плода — до 15 см. Семена белые,
многочисленные, длиной до 1 см.
Может
употребляться как в сладком так и в солёном виде.
Строение
плода характерно для семейства тыквенных и в ботанической литературе
определяется как тыквина.
1. (29+22) :
3=
2. (44-39)
×2=
3. 400: 20 =
4. 1 × 1 =
5. ( 11 × 11)
: 11 =
6. 92 – 59 =
Эти
плоды вырастают до 30-сантиметровой длины. Их вес часто превышает 5 килограмм.
Мякоть экзотического фрукта спрятана под усеянной колючками зеленовато-коричневой твердой оболочкой (скорлупой). Во
время созревания скорлупа раскалывается на пять сегментов, приоткрывая
розоватую, желтоватую или сливочно-белую мякоть, внутри которой находятся
крупные семена.
Мякоть
имеет устойчивый запах, «прославивший» этот фрукт.
Сильный и резкий, этот «аромат» напоминает вонь тухлой
рыбы и канализации с оттенками чеснока.
Вкус
… Вот здесь и кроется тайна «коронации» тайского фрукта. Мякоть необычайно
вкусна – в это сложно поверить, если поверить только органам обоняния. Она
имеет пряный сладкий вкус, многим напоминающий ванильное
мороженое или заварной крем.
1. 25:5 =
2. (28 ×3) : 4 =
3. 100 – 82 =
4. (44 – 39) ×2 =
5. 21 : 21 =
6. ( 15×15) : 15 =
Стихи о цветах
***
Цветы, цветы… как
много их,
И розовых, и
голубых,
Как мотыльков на
тонких стеблях,
Цветы,
цветы…везде, везде
Нам улыбаются весь
день,
Живую радугу колебля… (Г.К. Суворов)
***
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на
меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый
мая,
Средь некошеной
травы
Головой качая? (
А. Толстой)
***
Вот свежие тебе цветы
В честь именин
твоих, –
Еще цветы я
рассылаю,
А сам так быстро
отцветаю.
Хотелось бы
собрать пригоршню дней,
Чтоб сплесть еще
венок
Для именинницы
моей. (Федор Тютчев)
Легенды о цветах
Астра
В начале 17 века одному
французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена
посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым
цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень
понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и
садовники стали выводить всё новые и новые сорта Королевы маргариток
всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок.
Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астер!», что по-гречески означало
«звезда». С тех пор этот цветок и стали называть астрой.
Бессмертник
По древней индейской легенде,
бессмертник появился на свет следующим образом: в одном селении поженились
парень и девушка. Отправляясь после свадьбы из вигвама отца невесты к родителям
мужа, молодые повстречали диких зверей, которые их тут же растерзали. Жители
похоронили молодоженов на берегу реки. А весной на месте их захоронения
неожиданно появился светло-сиреневый цветок. Охотник, проходя мимо него,
растроганно воскликнул: «Живи вечно!», и природа приняла доброе пожелание. С
тех пор эти цветы в народе называют бессмертниками.
Сказки о цветах
Аленький цветочек (
Сергей Аксаков)
Каменный
цветок ( Павел Бажов)
Первые
цветы ( Сергей Горбунов)
Цветок (
Борис Житков)
Заботливый
цветок ( Константин Паустовский)
Государственная символика с изображением цветов
Роза
Самый
распространенный цветок в геральдике — роза, олицетворяющая образ Божьей
матери. Интересно, что венки и букеты из роз могли использовать только лица
принадлежащие к королевскому роду, все остальные довольствовались одним
цветком. Всемирно известная война Красной и Белой розой называлась так потому,
что династия Йорков больше полюбила белую розу, а дом Ланкастеров выбрал
дамасскую красную. Цветок с красными лепестками и белыми тычинками, так
называемая роза Тюдоров — эмблема Англии. В Болгарии неофициальным символом
считается ярко-пурпурная роза, а столица Китая предпочитает черную. На гербе
столицы Финляндии расположены 9 роз.
Лотос
Благородный
лотос — самый почитаемый цветок среди египтян индийцев и буддистов. Например
герб Египта раньше состоял из пяти лепестков распущенного лотоса, и хотя
сегодня герб изменен, он по-прежнему считается священным цветком Египта. Однако
несмотря на свою популярность, лотос украшает лишь один современный герб — это
герб небольшой страны Бангладеш.
Традиции разных стран с использованием цветов
Цветочные традиции
народов мира В любой стране имеются свои традиции, обычаи и общеустановленные
правила приличия. Среди этих правил немаловажную роль играют цветы, которые
исполняют свое назначение в традициях разных народов.
1)
Так, например, в
Болгарии – роза в особом почете. Она стала одним из
главных символов страны, что нашло свое отображение в национальной культуре. О
розе здесь написано много песен, а местные художники часто рисуют ее на своих
картинах.
Изображение розы
является непременным атрибутом в летних национальных обрядах, часто встречается
в народных вышивках.
В конце мая —
начале июня, по традиции, в Болгарии проводится фестиваль роз.
2)
В Турции правила
цветочного этикета передаются из рода в род. Букет из ярких красных цветов
символизирует радость и дружеское отношение, а сине-белая гамма означает
печаль. Тюльпаны являются самыми любимыми цветами турок. В
Турции их дарят не только в праздничные дни, но и просто так.
Молодым девушкам
принято дарить нераспустившиеся бутоны, символизирующие непорочность. Женщинам
раскрытые цветы – герберы, орхидеи, розы.
3)
В Индии
национальным цветком является лотос. Он символизирует
духовный путь, истоки жизни и ее порядок, творческое начало и нирвану.
Изображения лотоса считаются целительными, поэтому в Индии они повсюду — на
женских украшениях, на колоннах храма и на картинах.
4)
Почитателям
цветочных традиций стоит хотя бы раз посетить Бельгию, где раз в два года
отмечают Праздник цветов. В августе на главной площади Брюсселя появляется
настоящий ковер из цветов. Обыкновение создавать необычный цветочный ковер в
Брюсселе приглянулась многим. Похожие ковры позже стали появляться и в городах
других стран.
5)
Бесспорный символ
Китая – пион. Китайцы верят, что он приносит счастье,
сохраняет любовь и преумножает богатство.
В городе Лояне,
провинция Хэнань, с 1982 года каждый год проводят Фестиваль пионов, который
собирает огромное число любителей этих прекрасных растений, а по обе стороны
реки Цзянь можно увидеть тысячи цветущих пионов. Одно из самых масштабных
мероприятий в рамках Фестиваля пионов — это торжественные бракосочетания под
девизом «Пион — свидетель счастья». Сотни молодоженов собираются на городской
площади, чтобы торжественно заключить брак с любимым человеком.
6)
В Японии
национальный символ – сакура. Сакура — это разновидность
вишни, которая, в отличие от обычной вишни, не плодоносит. Сакура символизирует
юность и любовь, ей посвящено множество песен и стихотворений.
Каждую весну в
садах и парках собирается масса людей, чтобы полюбоваться поистине восхитительным
и завораживающим зрелищем — цветением сакуры. В дни цветения сакуры по всей
стране отмечают праздник «рассматривания цветов» — «ханами».
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская
школа №1»
Красногвардейского
района Республики Крым
Урок
по литературному чтению в 4 классе
по
теме « В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
подготовила
учитель начальных классов,
высшей категории Новикова В.В.
п.Октябрьское,
2018г.
Тема:
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Цели:
познакомить с произведением В.М. Гаршина; пополнять словарный
запас; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить
определять жанр произведения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать
поступки и характер героев.
Оборудование:
презентаия, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, карточки
с заданиями.
Ход урока 1
I.
Организационный момент
— Поприветствуем гостей.
— Улыбнёмся и пожелаем друг другу хорошей работы на уроке.
II.
Проверка домашнего задания
— С
каким разделом мы сейчас работаем?
— Что
значит: литературные сказки?
— С
какой сказкой мы уже познакомились?
— (
Работа в паре) Определите вид сказки: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
— Чему лично каждого научила Вас история мальчика Миши?
III.
Сообщение темы и постановка целей урока
—
Ребята, как вы думаете, как может возникнуть идея написания сказки?
Слайд 1. ( портрет Всеволода
Михайловича Гаршина )Рассказ учителя на фоне музыки Рубинштейна.
Однажды
Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн.
Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида
старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под
звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая
трогательная сказка.
-Как вы думаете, какая тема урока?
-Какие цели мы перед собой поставим?
—
Что вы знаете о розе? О жабе?
—
Где мы можем уточнить лексическое значение слова? ( Словарь Ожегова)
Слайд
2. ( Картинки роза и жаба с лексическим значением,
и аудио звук серой жабы).
V.
Работа по теме урока
—
Начинаем знакомство со сказкой. Слушаем, запоминаем, отмечаем
карандашом непонятные слова.
(на
с. 169 учебника )
(Учитель
использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся частично слушают, как
произведение читает актер, и следят по учебнику и читают сами)
(После
чтения учитель выдерживает паузу, затем задает вопрос.)
—
Ваши впечатления? Что вы испытали при чтении?
—
Какие слова и выражения были непонятны?
КОЛ-
толстая заостренная палка.
ПИКА
— колющее оружие, род копья.
БАРБОС
— большая дворовая собака.
ПОВИЛИКА
— сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим
нитевидным стеблем другие растения.
КОРОВЯК
— род трав и полукустарников семейства норичниковых. Различают
коровяк обыкновенный, или медвежье ухо, и коровяк лекарственный.
ПРОНИЗАТЬ
— резко проникнуть внутрь кого-, чего-нибудь, сквозь кого-,
что-нибудь. Физкультминутка
Слайд 3. Видеорелакс «Как распускается роза».
VI.
Продолжение работы по теме урока Работа над «Сказкой о жабе и
розе»
—
Где рос розовый куст?
—
Найти и прочитать описание цветника.
—
Найти второй абзац, прочитать молча и выбрать названия растений, которые были
в цветнике, кроме розы.(Слайд № 3).
—
Найдите описание розы
—
Как роза могла о себе заявить, чтобы её услышали («запах был ее словами,
слезами и молитвой»)
—
Как автор раскрывает нам образ жабы?
—
Менялось ли ли ваше настроение, когда вы читали и слушали текст. Почему?
—
Чей это был цветник?
—
Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
—
Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
—
Кто еще захаживал в сад? (Ученики читают о еже.)
—
Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
—
Как автор говорит нам о жизни розы?
—
На каком предложении мы остановились?
—
Как вы думаете, что будет дальше? (Размышления учеников.)
VI.
Рефлексия
— Сенкан 1 вариант «Роза», 2 вариант «Жаба».
—
За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII.
Подведение итогов урока
—
О чем и о ком рассказывается в сказке?
—
Кто ее автор?
Домашнее
задание.
Дочитать
сказку, найти сведения об авторе.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
( Работа в паре) Определите вид сказки В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке»: волшебная, бытовая, научно-познавательная.
Объясните свой ответ.
Ход
урока 2
I.
Организационный момент
II.
Речевая разминка
—
Прочитайте скороговорку жужжащим способом.
Лежит
ежик у елки, у ежа иголки,
А
внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки
прошлогодние на траве лежат.
—
Найдите однокоренные слова.
—
Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова «ежик», «ежа»,
«ежат», с утвердительной интонацией на этих же словах.
—
Прочитайте с ускорением, с замедлением, скороговоркой, на скорость.
III.
Проверка домашнего задания
—
На прошлом уроке мы познакомились с замечательной сказкой. Кто же написал ее и
что вы узнали об авторе? (Учащиеся
рассказывают об авторе.)
IV.
Работа по теме урока
Знакомство
с жизнью и творчеством В.М. Гаршина
(Рассказ
учителя. См. материал к уроку.)
V.
Физкультминутка
VI.
Продолжение работы по теме урока Работа над «Сказкой о жабе и
розе»
—
Прочитайте описание цветника.
—
Скажите коротко, каким вы его представили.
—
Найдите описание розы.
—
Как вы поняли выражение «запах был ее словами, слезами и молитвой»?
—
Как автор раскрывает нам образ жабы?
—
Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
—
Чей это был цветник?
—
Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
—
Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
—
Кто еще захаживал в сад? (Ученики читают о еже.)
—
Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
—
Как автор говорит нам о жизни розы?
—
Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
—
Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?
—
Прочитайте отрывки, в которых автор показывает, как жаба добивалась своей цели.
—
Что спасло розу от жабы?
—
Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали. (Размышления учеников.)
—
Расскажите, как закончилась сказка.
VII.
Рефлексия
—
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII.
Подведение итогов урока
—
Что позволило В.М. Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
Домашнее
задание
Перечитать
сказку на с. 169—178 учебника и подумать, сколько в ней сюжетов. Ответить на
вопрос 8 на с. 179.
Материал
для учителя
Краткий
обзор биографии В.М. Гаршина
Всеволод
Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина
Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою
родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал
в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в
революционно-демократическом движении 1860-х гг.
Пятилетним
ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего
писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского,
организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался
в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по
политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного.
До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской
губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г.
Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его
литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная
история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной
жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о
художниках-передвижниках.
В
день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем
вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения
Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне
«Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в
октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно
всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург,
где его тепло приняли в писательских кругах «Отечественных записок» — М.Е.
Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведен в
офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как
вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток
на восприимчивую психику писателя и его творчество.
После
относительного выздоровления В.М. Гаршин долгое время не возвращался к
творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал жаркие споры
критиков. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений.
Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как
мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.
В
августе — сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева В.М. Гаршин жил в
Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова»
(1883). Зимой 1883 г. он женился на слушательнице медицинских курсов Н.М.
Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей
железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный
цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло,
сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках
мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к
упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе
народных рассказов Толстого, — «Сказание о
гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница»
(1887) стала последним произведением писателя.
Умер
В.М. Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г. (Подробнее см. школьный
словарик «Писатели в учебной литературе».)
Ход
урока 3
I.
Организационный момент
II.
Речевая разминка
—
Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Лисицы
лают.
Глухомань.
Лежит
в листве под липой
Лань.
Лань
в глубине холодных вод
Лениво,
но легко плывет.
Луна
Лучится,
как латунь.
Лягушкой
лакомится
Лунь.
Летит
заблудшая пчела.
Легла
на лес ночная мгла.
В.
Лунин
—
Все ли слова вам понятны?
ЛАНЬ
— животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и
стройностью.
ЛАТУНЬ
— сплав меди с цинком и другими элементами.
ЛИНЬ
— пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым
слизистым телом.
—
Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, с
ускорением, скороговоркой).
—
Попробуйте выучить за 1 мин. (Читают несколько человек.)
III.
Проверка домашнего задания
—
Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюжетов в этой сказке. (Их
два. Первый — о розе и жабе, второй — о брате и сестре.)
Сегодня
мы разберемся в этих сюжетах.
IV.
Работа по теме урока
—
Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что эти герои
противопоставляются друг другу? Объясните свой ответ, докажите отрывками из
текста. (Учащиеся зачитывают отрывки из сказки.)
—
Мы видим контраст, они совершенно непохожи друг на друга.
Подумайте, какими чувствами наделяет автор розу и жабу.
—
Почему жаба хотела уничтожить розу?
—
Найдите второй сюжет сказки.
—
Охарактеризуйте мальчика и его сестру. Подтвердите свои
характеристики цитатами из текста.
—
Кто из них главный герой сказки?
—
Как автор относится к своему герою? Выберите подходящие слова.
С
любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением,
юмором.
V.
Физкультминутка
VI.
Продолжение работы по теме урока
—
В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для
мальчика.)
—
Подумайте, почему писатель объединил в своей сказке истории розы
и мальчика. Что их сближает?
(Если
у ребят возникнут затруднения при ответе, то учителю следует помочь им при
помощи следующих вопросов.)
—
Как вы думаете, знала ли роза о том, что, после того как
расцветет, она умрет? (Наверняка знала, ведь мы тоже знаем, что человек
умирает.)
—
Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к
ней? (Ей было неприятно. Она мечтала умереть другой смертью.)
—
Понимал ли мальчик, что умирает? (Скорее всего, да, ведь ему было очень
тяжело.)
—
Перечитайте отрывок о том, как мальчик и роза встретились.
—
Какие чувства испытывала роза при этом? (Она была счастлива, что
осчастливила другого.)
—
Что роза считала самым лучшим событием в жизни? (Когда
маленькая слезинка сестры упала на цветок.)
—
Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью,
отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?
—
Можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История,
которую поведала высушенная роза», «Последняя весна», «Брат и сестра»,
«Угасающая жизнь»?
VII.
Рефлексия
—
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII.
Подведение итогов урока
—
Какова основная мысль произведения?
Домашнее
задание
Придумать
и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки.
1. Цветение сливы
Цветки сливы считаются одним из «четырёх человек с благородным характером». (Изображение: Dreamstime.com © Xuxiaolin)
Цветущие сливы вместе с орхидеями, бамбуком и хризантемами считаются «четырьмя людьми благородного характера».
Цветы сливы изображены повсюду — от керамики до настенных свитков из-за их красоты и символического значения. Плоды сливы — знак плодородия и выносливости, поскольку цветут в холодные зимы.
Поскольку слива цветёт первой в году, она несёт обновление и чистоту. У цветка сливы пять лепестков. Число 5 в китайской культуре священно, поэтому цветки сливы символизируют успех и процветание.
Их часто изображают во многих формах искусства в виде длинных цветущих ветвей с дикой природой вокруг них. От их восприятия, а также из-за красоты есть много произведений искусства, изображающих цветущие цветы сливы.
2. Пион
Пион — символ процветания благодаря ослепительному цвету, необычайных размеров и округлой формы цветка. (Изображение: Dreamstime.com © Zhanghaobeibei)
Великий китайский поэт Ли Бай из династии Тан (618–907) однажды в своей знаменитой поэме «Цин Пин Дяо» сравнил красивое лицо наложницы Ян Юйхуань с цветущими пионами.
«Плавающие облака напоминают мне её одежду, а лицо — пионы», — писал он.
Цветущие в мае пионы с большими лепестками в ярких цветах связаны с процветанием и богатством традиционной китайской культуры. Таким образом, пион стал популярным со времён династии Тан, в период, когда китайцы предпочитали великолепные и славные вещи, такие как тучные и сильные лошади и большие цветы. В конце династии Цин пион был выбран в качестве национального цветка.
На многих новогодних картинках сказочные дети всегда держат в руках пионы, которые несут в себе пожелания людей счастливого и яркого Нового года.
3. Хризантема
Хризантема, входящая в число «четырёх мужчин с благородным характером», является символом индивидуальности, потому что она цветёт осенью, когда вянут большинство цветов.
Хризантема часто ассоциируется со знаменитым поэтом Тао Юаньмином из династии Восточная Цзинь (317–420 гг. н. э.). В своём стихотворении «Пить вино» Тао написал:
«Собирая хризантемы под восточным забором, я неторопливо смотрел на южные горы».
Произведение стало одним из самых известных стихотворений, изображающих мирную и приятную жизнь, о которой мечтали многие люди.
Тао был отшельником, который наслаждался красотой природы и простой жизнью. Хризантемы, на которые он ссылался, стали символом смирения, а не стремления к славе и богатству.
Благодаря своей незамысловатой красоте хризантема также является символом долголетия в китайских мифах и литературе.
4. Лотос
Цветок лотоса — важный символ чистоты в буддизме, а также в традиционной китайской культуре. (Image: via ( pixabay © CC0 1.0 )
Цветок лотоса — значимый символ чистоты в буддизме и вообще в традиционной китайской культуре. Учёный из династии Сун Чжоу Дуньи в своей прозе Ай Лянь Шуо восхвалял лотос как «незапятнанный илом, откуда он происходит, и сохраняет скромность, несмотря на то, что его очищает водой».
В древнекитайской литературе лотос часто ассоциируется с благородными и чистыми женскими личностями. В китайской классике «Сон в красном тереме» честная и порядочная горничная главного героя Цзя Баоюй Цин Вэнь после смерти становится лотосовой феей.
5. Китайская роза
Китайская роза — символ жизненной силы, потому что она легко растёт и цветёт в любое время года. (Изображение: Dreamstime.com © Jlhope)
Китайская роза — символ жизненной силы, потому что она легко растёт и цветёт в любое время года.
Очень похожее на другие розы, но с меньшим количеством шипов и более крупными лепестками, это растение родом из Китая, отсюда и название «китайская роза».
«Цвести или увядать, цветок никогда не заботится о приходе весны; Лучшие пионы появляются только в конце весны и в начале лета, но китайские розы уживаются со всеми четырьмя временами года с неувядающей красотой», — описал цветок в стихах поэт Су Ши из династий Сун (960–1279 гг. н. э.).
Китайцы начали выращивать розу около 2 тыс. лет назад. Во времена династии Хань (206–220 до н. э.) китайские розы широко выращивались в королевских садах. А во времена династии Тан цветы попали в большинство регионов вдоль реки Янцзы.
6. Азалия
Азалия или ду цзюань, часто появляющаяся в старинных китайских стихах и рассказах, является любимым цветком поэта Бай Цзюйи из династии Тан. Он не только восхвалял цветы в своих стихах, но и пытался выращивать азалии.
«Когда-то выросшие на холмах, а теперь цветущие в садах… пошли послание Богу и позволь азалии стать царём цветов», — написал Бай в своей поэме «Двенадцать мелодий азалии».
В китайской мифологии меланхоличная птица по имени Ду Цзюань пела днём и ночью, пока не пролила кровь, которая окрасила все цветы на холме в красный цвет. Цветы были названы в честь несчастной птицы.
7. Камелия
Камелия — благоприятный символ. В буддийских традициях он считается одним из четырёх цветов, растущих на небе.
Камелия была посажена в Китае ещё в период Троецарствия (220–280).
Есть стихотворение «Ода камелии», написанное женщиной по имени Мадам Хуаруи, в которой камелии описываются как «Цветущие на холмах, как пылающий закат и парящие розовые облака… пейзаж красивее, чем сотни цветов, цветущих на небесах».
8. Орхидея
Орхидея, одна из «четырёх человек с благородным характером», является символом добродетели. Орхидеи обладают нежным ароматом, но они часто растут в дикой местности и спрятаны от мира, точно так же, как добродетель часто скрыта от людей, пока не появится случай проявить её.
Орхидея как один из «четырёх человек благородного характера» в китайской культуре более известна своим нежным ароматом. А китайский иероглиф «лан» на протяжении тысячелетий широко использовался в женских именах.
Древние китайцы называли вечную дружбу «лань цзяо», или дружеские отношения, благородные, как орхидеи, а прекрасную прозу и стихи — «лань чжан» или слова, столь же изящные, как орхидея. Люди начали выращивать цветок в Китае около 2 тыс. лет назад. После династий Вэй и Цзинь (220–420) орхидеи в основном использовались для украшения садов.
Первую в мире монографию об орхидеях «Цзинь Чжан Лан Пу» написал Чжао Шигэн из династии Сун. В книге, состоящей из трёх томов, записано около 30 видов орхидей и их житейские привычки.
9. Сладкий османтус
Китайская мифология считала, что сладкий османтус растёт на Луне и его бесконечно срубал совершенствующийся даос У Ган, нарушивший даосские правила. Этот цветок издавна пользуется популярностью у китайцев из-за его аромата и культурной ассоциации.
В своём стихотворении Ли Цинчжао из династии Сун описал цветы османтуса как «светло-жёлтые, с тонким рисунком, оставляющим только аромат; османтус не нуждается в ярких зелёных и красных тонах — это цветок, которому суждено сиять».
История посадки душистого османтуса в Китае насчитывает более 2500 лет. Часто цветущее в августе растение также связано с Праздником середины осени из-за сказки о человеке по имени У Ган. У приказывают срубать большое и сильное дерево османтуса на Луне каждый день, но очаровательное дерево никогда не падает и каждую осень имеет ароматные цветы. У разрешается отдыхать только во время Фестиваля середины осени.
10. Нарцисс
Нарцисс или нарцисс с его зелёными, белыми и жёлтыми цветами; нарцисс, часто выращиваемый в воде, несёт в себе некую небесную красоту. (Изображение: Dreamstime.com © Роксана Гонсалес)
Нарцисс белый или зелёного, белого и жёлтого цветов часто выращивают в воде, они обладают своего рода небесной красотой, поэтому всегда находят своё отражение в мифах разных культур.
В греческой мифологии цветок был назван в честь охотника Нарцисса, известного своей красотой. А в китайском фольклоре нарцисс — воплощение двух дочерей императора Яо, Э Хуан и Нв Инь.
Ведущий конфуцианский учёный из школы принципов династии Сун Чжу Си описал нарцисс как «фею с жёлтыми шляпами и зелёными рукавами». Согласно историческим данным, оригинальный нарцисс был импортирован из Италии во времена династии Тан.
Китайцы столетиями разводили и выращивали наилучшие цветы. В Китае из нарцисса можно вылепить различные формы (бонсаи). Цветы часто используют в качестве украшения во время китайского Нового года.
Эмма Лу
Источник: nspirement.com