Сказка про родной край

Раньше было лучше? трудно спустя лет 30, 50, 70 быть объективными. как представить жизнь наших дедушек и бабушек, мам и

Раньше было лучше? Трудно спустя лет 30, 50, 70 быть объективными. Как представить жизнь наших дедушек и бабушек, мам и пап? Мы все же попытаемся это сделать. Спасибо цифровым технологиям — архивы выпусков киножурнала «Наш край» опубликованы в открытом доступе, пора поностальгировать!

А начнем мы с важной вехи в истории. 1958-й год, Владимир отмечает 850-летие. Интересно: каким его увидели операторы? Молодым, растущим и позитивным. И еще есть удивительное видео: как открывали памятник 850-летию города.

А мнение горожан? Чем они гордились, что любили и знали о родном Владимире? И здесь найдется ответ, правда, дали его на 9 лет позже, в 1967-м году.

Трудовая летопись Владимира

Как вы слышали, многие в предыдущем видео говорили о производственных успехах. А если конкретнее? Что ж, этот раздел киножурнала весьма подробен. А начнем мы с 1958 года. Молочный завод продемонстрировал новейшее оборудование для производства масла. Его смогли приготовить за 20-30 минут вместо 5 часов!

Теперь перенесемся в 70-е, пожалуй, то время, когда производства были на пике формы. И вот, 1970-й год. Электромоторный завод создал уникальный двигатель для виброударных механизмов, который служит в 10-15 раз дольше аналогов.

А вот чем жил «Автоприбор» в 1972 году — предприятие поставляло комплектующие для автозаводов всего необъятного Союза! Что еще раз подтвердилось в 1973-м, когда Владимир посетила делегация из Чехии — похвастаться перед гостями было чем, их привели на выставку продукции.

И снова передовые технологии, которые использовали во благо множества предприятий страны. 1974 год, ВХЗ и ультрасовременный в те годы материал винипласт.

Следующее видео не рекомендуем к просмотру тем, кто голоден или сел на предновогоднюю диету. Картинка со вкусом и запахом. Хлебокомбинат в 1977-м году показал, как выпекаются батоны, буханки, баранки и как работает кондитерский цех.

Ну и, конечно, гигант ВТЗ. В 1977 году с его конвейера сошел двухмиллионный двигатель. Только взгляните на лица рабочих: как искренне они радуются событию! А следующая страница киножурнала датирована 1978-м годом — ВТЗ награждают за успешный, передовой, как тогда говорили, труд.

Отмотаем пленку чуть-чуть назад и вернемся в 1977-й год, увидим, чем живет швейное объединение «Победа».

И снова 1978-й. Здесь узнаем об инновациях ВНИИ синтетических смол. Его сотрудники предложили новый способ использования пенополиуретана. Он помог сельскому хозяйству, а точнее за счет этого материала удалось сделать так, чтобы зерно не высыпалось из кузова грузовика при транспортировке.

Все тот же год, но другое предприятие. Завод керамических изделий подробно показал кинооператорам, как производится облицовочная плитка.

Культура и досуг советского Владимира

Умели владимирцы и отдыхать! Смотрите, как широко и весело отмечали праздник труда в 1977-м году.

Но мы не с того, признаться начали эту часть повествования. Снова придется перескочить в прошлое. Вернемся в 1958-й год и посмотрим, как открывали новый ДК ВТЗ.

А вот уже ДК во всю работает, готовит концерты и представления. В 1961-м году кинооператоры засняли одну из репетиций ансамбля.

Еще на год вперед. Мы видим большой, увлекательный праздник на стадионе. В эпоху QR-кодов даже немножко завидно! Тем более, если взглянуть и на праздник русской березы, который устроили в 1964-м. Или проводы зимы образца 1972-го года.

И не зря страна считалась самой читающей в мире. Смотрите, какой была областная библиотека в 1966-м году!

Об искусстве тоже не забываем. 1967-й год запомнился открытием во Владимире картинной галереи: «150 полотен, среди них редчайшие» — говорится в кинохронике.

Посмотрим «движущиеся картинки» о еще паре замечательных выставок. 1970 год — экспозиция «Злата Прага». 1971-й — владимирцы обсуждают работы художников Синякова и Леонова.

Ну и растят новое поколение творцов, конечно. Держите теплое, солнечное видео о конкурсе детских рисунков на асфальте. Его сняли в 1971-м на площади Свободы (современной Соборной).

А как насчет экстремального досуга? И здесь нам есть что показать. Например, как работал аэроклуб ДОСААФ в 1970-м. Или какой зрелищный мотокросс провели в 1974-м. Узнали место соревнований? Да, это проспект Ленина.

И как жить без музыки и театра? В 1972-м году во Владимире провели международный конкурс молодежной песни. А еще сняли замечательный сюжет об Ольге Денисовой. Горожане любили ее не только, как талантливого доктора. Она еще и играла в драматическом театре!

Столовые, кафе и рестораны старого Владимира

Сегодня есть термин «современная русская кухня». А вот в 1969-м пошли иным путем. Тогда во Владимире и Суздале создали экспериментальную лабораторию по восстановлению старинных рецептов. Первыми сняли пробу пожилые горожане — те, кто еще мог помнить гастрономические изыски минувших эпох. Самые удачные историко-кулинарные открытия включили в меню ресторанов и кафе, на радость туристам и местным жителям.

Но не только во Владимире и Суздале кипела жизнь. В 1972 году в Киржаче появился ресторан «Сказка». И об этом также сняли документальное видео.

Было место и передовым технологиям. В 1975 году в столовой № 23 апробировали новую технологию доставки подносов с едой.

Но если оценить чудеса столовой могли местные жители, то вот ресторан «У Золотых ворот» в 1977-м году открыли специально для туристов. Оцените изысканные интерьеры и сервировку!

А годом позже, в 1978-м, появился еще один ресторан — «Восточная кухня». Для оформления этого заведения пригласили художников из Таджикистана.

Учеба и наука во Владимире

Начнем со школьной скамьи, пожалуй. И посмотрим милейшее видео 1958-го года. Как первоклашки в школе № 1 учат ноты на уроке пения. А потом кинохронику 1968 года — на пленку попал урок бальных танцев в школе № 26.

И куда же без пионерии и летнего отдыха? Восхитительное видео показывает каникулы образца 1963-го года. С купанием в Колокше, рыбалкой и сбором лечебных трав. Не менее увлекательна видеоистория о том, как пионерлагерь завода «Точмаш» принимал летом 1972-го года юных гостей из Венгрии.

Важную роль играла и станция юннатов. Сюда съемочные группы наведывались минимум дважды — в 1960-м и 1977-м годах.

Следующая ступень образования. И вот мы видим, как в 1960-м работало художественно-ремесленное училище во Владимире. А еще курсы в сельхозтехникуме, проходившие в 1964-м.

Естественно, не обойдем стороной и институты. В 1961-м году зрители киножурнала увидели новое здание Педагогического института. В 1964-м — порадовались за учащихся Политеха. А в 1970-м узнали, что в этом институте теперь есть своя ТЕЛЕстудия. Причем, налаживали ее работу студенты-радиотехники.

Торговля в советском Владимире

Да, чаще всего вспоминают дефицит, талоны и очереди. Но на кадрах кинохроники немного иная картина. Истина, пожалуй, где-то посередине. В 1963-м во Владимире открыли Универмаг. Оформление витрин в 70-е, как мы сейчас увидим, было целым искусством. И предметы искусства тоже продавались — в 1966-м организовали выставку-продажу в магазине «Хрусталь»

Строительство во Владимире

Город растет и сегодня. А как было раньше? Мы нашли несколько знаковых видео о стройках прежних десятилетий. Важнейшее событие — открытие моста через Клязьму в 1960-м.

Или вот тогда еще совсем новая гостиница «Заря» на 100 номеров образца 1964-го года. К слову, сейчас она совсем другая. Снова там трудятся строители.

В 1966-м году владимирский водопровод отмечал 100-летие. К круглой дате подготовили репортаж о его работе и грядущем росте мощностей.

В 1968-м году зрителям показали новый владимирский дом физкультуры. Оцените размах.

И, конечно, возводились активно жилые дома. Вот как стройки выглядели в 1970-м.

Не забыли и о детской больнице — ее построили к 1977-му году.

Знаменитые жители Владимира

И все же город — это его люди. Без них не обходился ни один сюжет «Нашего края». Но были передачи целиком посвященные выдающимся личностям. Так, мы можем увидеть знаменитых художников Владимира Юкина и Кима Бритова — в 70-е годы о них подготовили выпуски.

Или можно посмотреть, как ковал в 1976-м году свои шедевры Юрий Бородин. Тот самый кузнец, трудившийся на улице Георгиевской. Сегодня его сын продолжает дело отца.

Удивительная магия кино — с его помощью легко вернуться в зиму 1972-го и полюбоваться на короля русской тройки Владимира Фомина за работой. Кстати, тогда к нему в гости приезжали не только российские, но и итальянские операторы.

Или увидеть проникновенную историю скульптора Виктора Саврасова — она вышла на экраны в 1975-м.

А напоследок — три видео о легендах российской гимнастики. Знаменитый тренер Николай Толкачёв и его великий ученик Николай Андрианов. И, конечно, блистательная Любовь Бурда. С 1973 по 1979 год вышла целая серия киноисторий о них.

Для нас этот день воспоминаний выдался невероятно теплым и трогательным. Мы рады были увидеть знакомые улицы и дорогие сердцу лица. Надеемся, и вы получили удовольствие от кинопутешествия в прошлое Владимира!


Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

9 Декабря 2021

В библиотеках 8 декабря проходят громкие чтения «Читаем книги Николая Мишутина»  в рамках программы «Дефиле национальной детской книги»

Центральная библиотека им. Ю. Гагарина провела громкие чтения  для учеников 1 «В» класса школы № 8 (16 человек). И это не случайно: в этом году отмечается 100 лет со дня рождения «доброго сказочника», члена Союза писателей СССР, уроженца Чувашии Николая Степановича Мишутина. Знакомство с творчеством писателя прошло в форме расследования сказочного происшествия. Дело о том, «Как петух сапоги искал» вызвало у ребят неподдельный интерес. Ещё бы, как настоящим детективам им предстояло по свидетельским показаниям определить фигурантов дела (персонажей), сравнить их отпечатки, поломать голову над шифровкой, выяснить обстоятельства пропажи и, главное, помочь с её обнаружением. Громкие чтения позволили открыть детям увлекательного и очень близкого по настроению и доброжелательности автора – Николая Мишутина.

Для учащихся 4 «В» класса школы №8(24 человека), сотрудники центральной библиотеки  провели громкие чтения по книге  «Ёжик и ёршик». Из рассказа ведущей школьники узнали о талантливом чувашском писателе Н. С. Мишутине. Затем ребята с интересом прослушали поучительную сказку «Как мужик лошадь нашел», вместе обсудили поступки героев. После прочтения ребята с удовольствием ответили на вопросы викторины по сюжету сказки и выполнили интеллектуальное задание.

Для учащихся 3 «А» класса школы № 12 (27 человек) сотрудник информационно-библиографического отдела центральной библиотеки провела урок-беседу «Человек щедрой души». На мероприятии дети познакомились с жизнью и творчеством чувашского писателя Николая Мишутина. Прочитали сказку «Про лягушку хохотушку», где автор знакомит юных читателей с самой, что ни на есть обыкновенной лягушкой. Но вот история с ней произошла совершенно необыкновенная! Обсудили смысл сказки, её мораль, поведение героев. Вспомнили сказки и рассказы, где героями являются лягушки. Затем сыграли в игру «Восстанови порядок», расставив события, происходившие в сказке по порядку. В завершение встречи библиотекарь познакомила ребят с другими произведениями Николая Мишутина.

Для учащихся 2 «Б» класса гимназии №6 (23 чел.) прошел литературный час «Мир Мишутина прекрасен, полон сказок и чудес». Библиотекарь познакомила ребят с биографией писателя. Перед чтением рассказов Николая Степановича, для того чтобы лучше понять увлечения и интересы героев книг библиотекарь продемонстрировала и объяснила принцип работы предметов того времени: дискового телефона, механического будильника, радиоприемника. Затем ребята прослушали рассказы «Праздничные пельмени» и «Гусак Яшка». Завершилось мероприятие решением кроссворда и викторины по данным произведениям.

Для воспитанников подготовительной группы «Красная шапочка» детского сада № 18 проведена мастерская чтения «Добрый мир зверей и птиц» (15 человек). Библиотекарь прочитала ребятам рассказы Н. Мишутина «Как солнышко будили», «Зайка-художник» и «Почему у синичек галстуки» с остановками для игры по содержанию. Например, юные читатели отгадывали чувашские народные загадки, повторяли за библиотекарем звуки домашних животных и птиц, вспоминали, какие пернатые друзья остаются зимовать в нашем краю. С удовольствием поиграли в игру на внимание «Скажи, кого нет?» и в подвижную чувашскую народную игру «Солнце и луна». В конце мероприятия маленькие читатели создали картинку в технике аппликация с изображением героя сказки Николая Мишутина — Снегиря.

Библиотека им. Н. Полоруссова-Шелеби провела в 1 «Г» классе школы № 3 и во 2 «В», 2 «Б» классах школы № 2 чтение вслух сказок Н. Мишутина «Добрый друг детства». Ребята под видеоролик «Паровозик из Ромашково» отправились в страну Доброты, по пути делая остановки: «Биография писателя», «Книги писателя», «Сказочная», «Творческий уголок». Слайд-презентация «Писатель — сказочник. Будем знакомы: Николай Мишутин», рассказавшая о трудном и бедном детстве писателя и о его книгах, сопровождала все станции. Далее ребята прочитали с остановками сказки «Про мальчика и пчелок» и «Про лягушку-хохотушку» и обсудили их. Дед Мороз из сказки «Девочка Маша и шоколадное королевство» угостил всех конфетами, на которых были написаны сказки из самого известного сборника Николая Мишутина «Чапаевская сабля». Ребята сделали вывод: надо быть честными, добрыми, не смеяться над затруднительным положением близких, а стараться помочь. В завершении мероприятия на остановке «Творческий уголок» школьники, раскрасили Лягушку-хохотушку и Пчелку. На мероприятии присутствовали 60 человек.

В библиотеке семейного чтения им. С. Маршака  в мероприятиях приняли участие 152 человека. Ребят старшей и подготовительной групп детского сада №27 познакомили с биографией писателя и прочитали сказки «Ёжик и ёршик» и «Почему на ёлочке острые иголочки». Рассуждали о добрых делах, мечтали хоть чуточку быть похожими на героев сказок, собирали пирамиду добрых дел, отвечали на вопросы викторины. Ну и, конечно же, выполнили творческую работу.
Юные любители сказок из детского сада №4 и №5 окунулись в мир добрых книжек Николая Мишутина. Для них провели мастерскую чтения по сказке «Почему рыбы стали нарядными». Но сначала ребята захотели узнать об этом писателе: где жил, как учился, чем увлекался, как геройски воевал и сколько книжек написал? На многие детские вопросы: зачем, почему, как есть ответы в сказках и рассказах Николая Мишутина. По ходу чтения ребята узнавали рыбок, живущих в море и реке, отгадывали загадки, играли в словарные игры. Помогли рыбкам собраться в стайки, украсили их разноцветными прищепками, нарядили рыбок в яркие одежки. У каждого на память о сегодняшней встрече осталась объемная аппликация, сделанная самими ребятами по сказке доброго сказочника.
Для учеников 2 «А» и 3 «В» класса школы № 5  были предложены сказки «Почему у синичек галстуки» и «Почему рыбы стали нарядными» из книги «Ёршик и ёжик». С помощью слайд презентации ребята узнали, зачем нужна маскировка в животном мире и как она помогает. Отвечали на вопросы по прочитанной книге, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины. А самое главное познакомились с еще одним чувашским писателем с «добрым сказочником», который так любил свою малую родину и людей, живущих в родном краю.

Сотрудники библиотеки им. П. Хузангая познакомили ребят 1 «А», 1 «Б», 1 «В», 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов школы №11 с творчеством детского писателя, участника Великой Отечественной войны, награждённого двумя орденами Красной звезды, члена Союза писателей СССР Николая Степановича Мишутина.
Человек щедрой души — именно таким был Николай Степанович, который всю свою щедрость души через свое писательское слово отдавал детям. Он подарил ребятишкам добрые сказки, рассказы о войне, о подростках послевоенного Поречья. Рассказы, написанные простым, интересным языком захватывают детей, увлекая за собой в мир приключений и сказочных сюжетов.
Школьники узнали, где и в какой семье родился будущий писатель, где он учился и чем увлекался в юные годы. Они с большим интересом слушали поучительные сказки «Почему у синичек галстуки» и «Про грибы». Ребята не только слушали, но и бурно обсуждали главных героев произведений и их поступки, активно отвечали на вопросы, посмотрели диафильм, снятый по его сказке «Почему рыбы стали нарядными». Радует, что Мишутинские истории нашли живой отклик у современных ребятишек. (139 человек)

Для учащихся 2 «Б» класса в МБОУ «Лицей № 18» (29 человек) библиотекарем библиотеки семейного чтения им. В. Давыдова-Анатри были проведены громкие чтения «Добрый сказочник Николай Мишутин». . Учащиеся узнали много нового о жизни и творчестве Николая Степановича, ведь будущий литератор даже успел повоевать на разных фронтах Великой Отечественной войны, прежде чем стал писать книги для детей. Ребята прочитали несколько рассказов и сказок из книги Николая Мишутина «Ёжик и ёршик» и прокомментировали их. Громкие чтения дополнила слайд-презентация «Островок доброты». По окончании мероприятия школьники сделали вывод: добрые сказки и рассказы ненавязчиво и интересно учат любить свой край, беречь природу, правильно общаться со всеми вокруг.

Сотрудники библиотеки им. Н. Носова провели громкие чтения  для дошкольников детских садов №48, 49, 50. В мероприятии приняли участие 151 человек.
Для дошкольников детского сада № 49 была прочитана сказка «Храбрый воробей». Прослушав чтение, ребята обсудили поведение главного героя, выделили его черты характера, сыграли в игры «Скромные звери» и «Воробушки-шалунишки».
Дошкольникам детского сада № 50 была прочитана сказка «Как солнышко будили». Дети узнали, почему у снегиря красная грудка, посмотрели тематический видеоролик, выполнили творческое задание.
Дошкольники детского сада №48 познакомились со сказкой «Почему рыбы стали нарядными», показали отличные знания образа жизни рыб, собрали пазлы, сыграли в игры «Выбери рыбку», «Щука и караси», преобразили невзрачных рыбок в технике пластилинография.

Сотрудники библиотеки семейного чтения им. А. Николаева познакомили с произведениями Николая Мишутина воспитанников детских садов №1, 40, 44.
Ребята из подготовительной группы «Ромашка» детского сада №44 (19 человек) приняли участие в громких чтениях «Добрый друг детства» по книге Николая Мишутина «Ёжик и ёршик». В книгу включены сказки и рассказы, раскрывающие красоту родного края, призывающие юных читателей к доброте, трепетному отношению к природе. А приключения зверей и птиц, рыб и насекомых никого не оставят равнодушными. В начале мероприятия сотрудник библиотеки познакомила детей с писателем и его творчеством, а затем ребята услышали сказку «Хороший дом». В ходе чтения делали остановки и обсуждали с ребятами персонажей сказки и их поступки. Поиграв в подвижные игры и выполнив творческие задания, ребята своими руками украсили кормушку для птиц.
Воспитанники детского сада 44 старших групп «Пчёлка» и «Радость» (49 человек) познакомились с произведением «Почему рыбы стали нарядными» в ходе громких чтений «В подводном царстве». Дошкольники послушали сказку, узнали зачем рыбам нужна разнообразная окраска, разгадывали загадки. В заключение дети смастерили подвижную рыбу из цветной бумаги.
Литературное чтение «Как солнышко будили» прошло для воспитанников подготовительной группы «Светлячок» детского сада №44 (17 детей). Юные слушатели встретились с «живым фонариком» — снегирем. Для того чтобы узнать почему у снегиря грудка красная, прочитали сказку Николая Мишутина «Как солнышко будили». В познавательной беседе «Изучаем снегирей» узнали, где живёт снегирь, чем питается, как человек может помочь снегирям в холодную зиму. Познакомились с познавательной литературой о птицах. Встреча завершилась мастер-классом в технике аппликация «Сел на ветку снегирёк».
Воспитанников старшей группы «Красная шапочка» и подготовительной группы «Пукане» детского сада №1 (всего 28 детей) приняли участие в мастерской чтения «Кто с лесом лесом дружит, тот не тужит» по рассказу Михаила Мишутина «Солнышкина больница». Ребята узнали о детстве писателя, его участии в Великой Отечественной войне, ранении, творческом пути. Дети послушали рассказ «Солнышкина больница» и обсудили, почему лес лечит, как люди могут его беречь, почему это важно. Завершилось мероприятие мастер-классом по изготовлению солнышка в технике оригами.
Громкие чтения «Все дело в шляпе» провели для воспитанников группы «Родники» детского сада №40 и группы «Капельки» детского сада №44 (всего 33 ребенка). Дети познакомились с творчеством писателя и прослушали сказку Николая Мишутина «Про грибы». После прочтения обсудили и вспомнили какие есть грибы, из чего они состоят. Игра «Четвертый лишний» помогла ребятам пересказать прослушанную сказку. В завершение мероприятия дошкольники с помощью клея, ножниц и приготовленных шаблонов «сшили» грибные шапки.

Сотрудниками детско-юношеской библиотеки 8 декабря для учащихся 1 «Б» класса средней школы №4 (31 человек) были проведены громкие чтения «Добрый сказочник Николай Мишутин» по книгам писателя. Ребята узнали о детстве маленького Николая, о том, как артиллерийский офицер, прошедший фронтовой путь, превратился в детского писателя. Первоклассники послушали и обсудили сказку «Про дразнилку, кривляку и забияку». Нашли ответ на вопрос «Почему рыбы стали нарядными?» и всем классом смастерили озорных рыбок.
Для учащихся 1 «Г» класса школы №4 (30 человек) были проведены громкие чтения рассказа Николая Мишутина «Мальчик и пчелы». В ходе встречи первоклассники познакомились с биографией выдающегося земляка и послушали предложенный рассказ. Далее ребята совместно с библиотекарем изготовили пчёлок и заселили ими улей, выполненный в чувашском стиле.
Для учащихся 2 «Б» класса школы №4 (27 человек) были проведены громкие чтения «Крылатая книга» по одноименному рассказу Николая Степановича Мишутина. Ребята узнали, что писатель прошел Великую Отечественную и после войны подарил ребятишкам добрые сказки, рассказы о войне. После прочтения рассказа «Крылатая книга», дети осудили озорника-мальчика, который взяв в библиотеке книгу, испортил ее, «оторвав ей крылья». Послушав старого библиотекаря, мальчик аккуратно стал переписывать одну страницу за другой и в процессе этого узнал   о подвиге советского летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева, который был сбит и оказался в тылу фашистских войск. Летчику пришлось пройти много испытаний:, учиться ходить на искусственных ногах-протезах, бороться за жизнь, за право называться военным летчиком. В завершении громких чтений школьники разукрасили крылатые самолеты.

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Автор: Насретдинова Гузелия Галиаслановна

Организация: МДОБУ детский сад «Айгуль»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Степной

Одна из ведущих задач нашего коллектива — воспитать любовь к родной земле, привить заботу и уважение к окружающей природе. При выборе стратегии воспитательного процесса, направленного на привитие любви и уважения к природному достоянию, нами учитывались особенности края, в неразрывной связи с которой проживают наши воспитанники. На наш взгляд, воспитательный процесс в условиях сельской местности, имеет масса преимуществ, которое выражается в погружении наших воспитанников в природную среду, как во время пребывания в детском саду, так и в домашних условиях сельской среды. Другое преимущество – широкие рамки в подходах формирования представлений о тех или иных процессах, явлениях, которые окружают детей.

Сложившиеся уникальные особенности нашего края, выраженные уникальной степной растительностью, животным миром, климатом и другими физико-географическими особенностями, является замечательным условием воспитательного процесса. В условиях стремительно меняющегося климата, ухудшение экологической обстановки, перед нами ставится проблема нехватки питьевой, пресной воды, которая уже ощущается на урбанизированных территориях. В наших условия степного ландшафта, подобная проблема ставится не так остро, однако имеет свою уникальность, вызывающая интерес и желание изучать окружающий родной край.

Наши воспитанники проживают в селе Степной Хайбуллинского района. Наименование нашего села говорит само за себя. Расположенное в степных просторах, на стыке Европы и Азии, село окружают ковыльные степи. Другим символом нашего села является родник «Карасу», название которого является вторым, башкирским наименованием нашего села.

Не углубляясь в изучение письменного народного и устного творчества, отметим, что в сознании людей вода отложилась как источник жизни, без которого невозможно представить нашу жизнь. Это знали и понимали наши предки, о чем свидетельствуют обрядовые традиции почитания воды, водных источников. Конечно, в современных условиях люди обеспечили себя чистой проточной водой, которая поступает в наши дома по трубам. Однако это никак не уменьшает роль открытых природных источников, которых в нашей степи не так много. В отличие от других, жителям нашего села повезло больше – мы можем позволить себе природную, не хлорированную воду с нашего родника «Карасу». Это большой плюс. Например: воду из природного родника «Карасу», можно пить в сыром виде. У нашего родника «Карасу» можно встретить много людей и все они приходят сюда за чистой водой, потому что считают, что она вкусная, полезная, ею умываются, поливают комнатные растения. Доводы о лечебных свойствах также не безосновательны.

Проблема. Проблема вытекает из отсутствия представления детей о запасах воды, их источниках, значения для жизни и последствиях загрязнения воды. Во многом это связано с улучшением условий проживания человека, которое притупляет бдительность перед природными катаклизмами.

Гипотеза.

Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным богатствам родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии [7].

Цель проекта.

– Экологическое воспитание дошкольников, формирование бережливого отношения к природным источникам жизни;

– Активизация мыслительно-поисковой деятельности детей, посредством выстраивания цепочки природных процессов и антропогенных факторов, оказывающих влияние на экологию края.

Достижение поставленной цели возможно посредством реализации и решения следующих задач:

Образовательные задачи: расширять представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – родниках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением, которые необходимо решать на современном этапе. Знакомство детей с родником Карасу, расположенным в селе Степной, их целебными свойствами. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности [5].

Развивающие: развивать творческие способности, исследовательские навыки в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций. Привлечь родителей к совместной деятельности [6].

Воспитательные: объясняя уникальность наличия водного, пресного источника в нашем селе, в условиях ухудшающейся природной и экологической обстановки – привить гордость и уважение наличием родника «Карасу» на малой Родине. Воспитание бережливого, ответственного отношения к столь не многочисленным и уникальным источникам жизни. Приобщение детей к национальной башкирской культуре почитания водных источников. Отработка практических навыков облагораживания и ухаживания за источниками. Практический пример: облагораживание заброшенных участков родника.

Педагогическая технология решения проекта строилась на основании следующих подходов:

– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей, организованная образовательная деятельность, исследовательски – экспериментальная деятельность, изобразительная, игровая включая сюжетно – ролевую, театрализованную;

– интеграция образовательных областей;

– реализация подхода в рамках семейных ценностей, по схеме воспитатель – ребенок – родители.

Основные принципы работы:

– все мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции;

– для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы

– предметное содержание окружающего мира;

– разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;

– все объекты познания представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);

– познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу — действую».

Вовлечение сознания дошкольника в суть проблемы происходит посредством знакомства с родником в связи с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем «Волшебный мир воды» «С чего начинается река» «Родник моего села». «Природоохранная работа».

Методы и приемы:

Наглядные — рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.

Практические – опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.

Исследовательские – прогулки и экскурсии по селу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом.

Игровые – дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Формы работы:

– беседы;

– экскурсии по историческим местам и памятникам села;

– показ спектаклей и сказок;

– продуктивная деятельность детей;

– праздничные мероприятия;

– выставки творческих работ детей и родителей.

В рамках постижения данного вопроса мной изучены и проанализированы следующие образовательные программы:

–Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г. «Оскон», из этой программы я использую различные упражнения на правильное произношение башкирских букв и слов;

– Гасанова Р.Х. Методическое пособие «Я родину свою хочу познать», из этого пособия я использую занятия включающую различные виды деятельности: наблюдения, беседы, разговоры, игры, изобразительную деятельность, развлечения и др.;

– Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений «Природа и человек» из этих методических рекомендаций я использую детальные разработки занятии.

Содержание работы над проектом. (При разработке проекта опирались на работу Бартули Э. Н. [6]).

Проект включает в себя следующие тематические блоки:

  1. «Волшебный мир воды»

Беседы:

«Вода, вода – кругом вода». Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде. «Какие свойства воды ты знаешь?», «Чистая вода нужна всем и всегда»

«Берегите воду». Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

ООД «Вода – источник жизни» [3: 224]

Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Превращения воды»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде

«Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

Подвижная игра:

«Земля и ручеек»; «Ручеек»;

Чтение художественной литературы о природе:

Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели», Г.- Х. Андерсен «Русалочка», «Родник» Т. А. Шорыгина «Экологические сказки».

Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, снежинки, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). Рассматривание снежинок.

Пословицы и поговорки о воде.

2. «С чего начинается река»

ООД «Ручейки и озера».

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.

«Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?».

«Родник, его целебные свойства».

Цели: Расширить представления о значении воды в жизни человека, водных источниках — родниках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать заботливое отношение к водным ресурсам, чувство уважения к окружающему миру.

Дидактические игры:

«Круги на воде», «Четвертый лишний». Подвижная игра «Мы – водные животные».

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Очистка грязной воды», «Вода нужна всем».

Чтение художественной литературы о природе:

Чтение сказок Ф. Губайдуллиной «Девясил», «Подорожник», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири). Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

3. «Родник моего села».

Чтение художественной литературы о природе:

сказки «Путешествие Капельки» постановка проблемы: путешествуя с Капелькой, узнать о родниках нашего края.

Дидактические игры:

«Отвечай быстро». «Кто быстрее соберет».

4. «Природоохранная работа».

ООД по изобразительной деятельности. «Экологические знаки» [3: 317].

Чтение художественной литературы о природе:

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река», Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде, «Путешествие Капельки»

Целевая экскурсия к роднику, наблюдение как зарождается родник.

Изготовление макета «Родник Карасу». Проведение акции «Живи, родник, живи!». Создание мультфильмов: «Как озеро превратился в родник».

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Итог проекта: Презентация проекта. Макет родника «Карасу». Фотовыставка «Если б не было воды, не купались в речке мы».

Альбом «Этика поведения около водоемов». Коллекция видеофильмов о родниках. Музыкальное развлечение «Лучше всех!».

Совместная деятельность с родителями.

Сбор материала о родниках. Организация экскурсии на родник.

Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке, море мы», «Наша семья на роднике».

Конечные ожидаемые результаты. Формирование представления значимости водных источников не только в природе, но и в конкретных случаях, которые могут даже быть напрямую связаны с детьми. Дети должны понять, что вода это очень ценный продукт, без которого сложно представить нашу жизнь. Вода – это источник жизни.

У детей разовьются основы экологической культуры. Познают откуда берется вода, каковы ее свойства, как ее использовать, к чему может привести загрязнение воды и источника, последствия и следствия. Как не допустить его загрязнение и как облагородить источник. Дети научатся экономно, разумно и бережно использовать воду.

Наши представления о воде, со времен, когда экологическая проблема не стояла так остро, когда питьевой воды было в достатке, а реки были полноводными, до момента, когда экологическая проблема стала во главу угла, кардинально переменились. В связи с этим, наша миссия в образовательном процессе – воспитание грамотного, рачительного отношения дошкольника к водным источникам. Нас не оставляет уверенность, что закладывая в умы наших детей основы экологической грамотности, мы, посредством дошкольного образовательного процесса, в будущем решим глобальную проблему человечества, которая все чаще ставится перед нами.

Литература:

1. Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г. «Оскон».

2. Гасанова Р.Х. Методическое пособие «Я родину свою хочу познать». – Уфа, 2009. – 134 с.

3. Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений «Природа и человек». Уфа: Китап, 2012- 324 стр.

4. Р.Л. Агишева. Программа руководство «Я Башкортостанец». – Уфа, БИРО, 2003.- 40 стр.

5. Пермякова Н. Е. Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- html.

6. Бортули Э.Н. Проект «Реки, родники, пруды — нету жизни без воды» [Электронный ресурс] http://bartuli.al-zvetik1.caduk.ru/p9aa1.html.

7. Гумарова В.М. Проект в ДОУ «Подружись с планетой Земля» [Электронный ресурс] http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput80.htm.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,9 КБ

Опубликовано: 06.12.2021

Муниципальный конкурс методических разработок

педагогических работников образовательных организаций

городского округа Ревда в 2021-2022 учебном году

«Педагогические находки в организации патриотического воспитания»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра

«Путешествие по сказкам Урала»

Авторы:

Заколюкина Елена Дмитриевна,

учитель высшей категории

Клестова Светлана Владимировна,

учитель высшей категории

МБОУ «СОШ №1»

г.Ревда, 2021 г.

Аннотация к методической разработке

Авторы: Заколюкина Елена Дмитриевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, Клестова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1».

Название работы: методическая разработка внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра «Путешествие по сказкам Урала»».

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе, посвящена 165 – летию со дня рождения писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Мероприятие направлено на формирование преставлений у младших школьников о Родине, на воспитание любви к родному краю, к его природе, истории, культуре, на развитие основных нравственных ценностей, ориентиров в окружающем мире, адресовано детям 8-10 лет.

Сценарий поможет учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся, учитывает познавательные интересы младших школьников, ориентированно на развитие творческих и актерских способностей. В процессе игры посредством сюжетных рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка у детей формируются образы чутких, добродушных, трудолюбивых людей Урала, которых окружает суровая, величавая природа нашего родного края.

В процессе подготовки к интеллектуальной игре проводится определенные мероприятия: знакомство с творчеством писателя на классном часе, самостоятельное чтение понравившихся рассказов, посещение видео-экскурсии в музей п.Висим. В ходе «Путешествия по сказкам Урала» ребята, взаимодействуя в команде, знакомятся с главными героями, рассуждают о нравственности поступков, ищут ответы на разные вопросы и узнают интересные факты о природе Урала.

Актуальность данной работы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы.

Сегодня многие соглашаются с тем, что мы живем в интересное, но, к сожалению, жестокое время, в котором нет места состраданию, а без этого благородного качества подрастающий ребенок вряд ли может стать Человеком, открытым семье, обществу, миру. Так, русский писатель, драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк был убежден, что сострадание – доброе человеческое чувство[1]. Его невозможно развить, если нет знания самого сострадания, зримого представления о нем. Именно это чувство воспитывают произведения писателя.

Не одно поколение детей выросло на таких сказках и рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, как «Серая шейка», «Приемыш», «Лесная сказка», «Аленушкины сказки», «Медведко», «Кто умнее всех», «Сказка о славном царе Горохе» и др.[2]. И мы – современные педагоги на примере его произведений знакомим детей с миром природы, повадками и привычками животных, учим замечать разные явления, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи.

Цели и задачи методической разработки

Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, к его природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.

Задачи:

  • приобщение детей к истории родного края, знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, через занимательный материал, использование информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий.

  • формирование чувства гордости за свой край и людей, живущих в нем, желание прославить свою малую Родину в будущем.

  • вовлечение в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышение родительской компетентности в области истории и культуры родного края.

  • воспитание бережного отношения к природе, учить понимать её, чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности.

  • развитие памяти, речи, мышления, воображения;

  • развитие умений применения информационно-коммуникационных технологий

Планируемые результаты:

Личностные:

1) Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.

2) Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

3) Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.

3) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные:

1) Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина — Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.

2) Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.

3) Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация, мобильное приложение по считыванию QR-кодов.

Пояснительная записка

В процессе подготовки к интеллектуальной игре за две недели в уголке чтения размещается задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Сборники рассказов писателя находятся в свободном доступе (учебный кабинет) для чтения, знакомства с иллюстрациями. Проводится классный час по знакомству с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, дети принимают участие в видео-экскурсии по музею в п.Висим [4]. В подготовке к интеллектуальной игре можно воспользоваться и презентацией по литературному чтению «Д.Н. М.Сибиряк» [5], аудиозаписями фрагментов рассказов. Начинаем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала». Учащиеся делятся на три группы.

Ход занятия

Тип: интеллектуальная игра.

Форма: путешествие.

Реквизит, оформление:

  • Выставка книг Д. Мамина-Сибиряка

  • Эмблемы команд

  • Карточки с заданиями

  • Сигнальные карточки;

  • Ручки, листы бумаги;

Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала», посвященную творчеству нашего земляка Д. Мамина-Сибиряка.

На протяжении всего месяца мы с вами знакомились с его творчеством, с героями его произведений, прочитали много его сказок. Всем классом посетили виртуальную экскурсию в музей в п.Висим. А сейчас подведем итоги…

  1. Представление жюри (педагоги школы)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 34.

  1. Представление команд.

Задание 1. (максимальное количество баллов – 10)

Каждая команда выбирает правильный ответ к вопросу (обвести в кружочек)

Тест «Биография Д.Н. Мамина-Сибиряка».

1. В каком году родился писатель?

А)1752

Б)1852

В)1952

2. Отметьте настоящую фамилию Д.Н. Мамина-Сибиряка

А) Сибиряк

Б) Мамин-Сибиряк

В) Мамин

3. Какое имя носил отец писателя?

А) Николай

Б) Назар

В) Наркис

4. В какой семье родился писатель?

А) в семье священнослужителя

Б) в семье помещика

В) в семье крестьянина

5. Где родился писатель?

А) Пермская губерния

Б) Санкт-Петербург

В) Тульская губерния

6. В какой академии не учился Д.Н.Мамин-Сибиряк?

А) Медицинская

Б) Юридическая

В) Литературная

7. Настоящее имя его дочери, которой были посвящены «Алёнушкины сказки»

А) Алёнушка

Б) Елена

В) Лина

8. Сколько сказок входит в серию «Алёнушкины сказки»

А) 8

Б) 10

В) 5

9. Какое произведение не входит в серию «Алёнушкины сказки»?

А) Серая шейка

Б) Ванькины именины

В) Пора спать

10. Место захоронения писателя

А) Москва

Б) Пермь

В) Санкт-Петербург

Задание 2. (максимальное количество баллов – 5)

Вспомним героев. Для этого выполним задание

Составить синквейн на одного из героев сказок «Алёнушкины сказки» (на выбор):

А) Божья коровка (сказка «Пора спать»)

Б) Козявочка (Сказка про Козявочку)

В) Заяц (Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост). Приложение 1

Задание 3. (максимальное количество баллов – 5)

Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала.

Составьте устный рассказ об одном из них.

Выступление каждой группы.

Итак, какие герои? (аншлаг — добродушные, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые). Приложение 2

Задание 4. (максимальное количество баллов – 3)

Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения.

Задание 5. (максимальное количество баллов – 11)

При помощи электронного приложения, считывающий QR-код, ответить на закодированные вопросы. При поиске ответов можно пользоваться всеми доступными источниками.

1. С каких слов начинается «Присказка» «Алёнушкиных сказок»?

(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает»).

2. Как зовут лохматого деревенского пса из присказки к «Алёнушкиным сказкам»?

Ответ: Постойко

3. Какой персонаж «Сказки про Козявочку» назвал себя существом «серьёзным»?

Ответ: Червячок

4. Перечислите всех птиц, которые встречаются в «Сказке про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Ответ: Воробей Воробеич, ястреб, утки, гуси, ласточки, бекасы, вороны, голуби, синичка, Бекасик-песочник

5. Кого маленькая Мушка из сказки про последнюю Муху назвала «добрым существом»?

Ответ: человека

6. Как звали героиню, которая каждый день варила ягоды в сахаре? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)

Ответ: тётя Оля

7. В какой сезон года настроение всех мух резко падало? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)

Ответ: с наступлением осени

8. Какая птица из «Алёнушкиных сказок» считала, что она умнее всех?

Ответ индюк

9. Какую характеристику дал Ёж сам себе в сказке «Умнее всех»?

Ответ: Ёж — середнячок-мужичок

10. Какой сосуд в «Алёнушкиных сказках» облюбовала овсяная Кашка?

Ответ: глиняную кастрюльку

11. Кем хотела быть Алёнушка в сказке «Пора спать»?

Ответ: царицей. Приложение 3

III. Подведение итогов жюри.

Слово жюри.

Награждение.

IV. Рефлексия

Какое задание понравилось больше всего?

Заключение

Можно сделать вывод, что подобные педагогические мероприятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Хочется надеяться, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к своей малой родине, своему краю; испытывать гордость и уважение за свою русскую культуру, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Приложение 1

Правила написания синквейна

1. Первая строка – одно слово, обычно существительное

2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие в рамках темы.

4. Четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строка – слово или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражает личное отношение к теме.

Приложение 2

План характеристики литературного героя

1. Имя героя, его местожительство.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

3. Внешность, характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

Приложение 3

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8.

9. 10. 11.

  • Сказка про рождество джим керри
  • Сказка про родственные слова 2 класс
  • Сказка про розового котенка
  • Сказка про розового динозаврика слушать
  • Сказка про рождество короткая