Сказка про родину 3 класс беларусь

родина моя - белоруссия. ведущий: родина моя белоруссия. чтец 1. белоруссия - вот оно, счастье: гладь озр, да

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Родина моя — Белоруссия.

Ведущий:     Родина моя – Белоруссия.

Чтец 1.

Белоруссия — вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

Встанет солнышко утренней ранью,

Освещая возлюбленный край,

Так отрадно подальше, за гранью

Окунуться опять в этот рай!

По душе вид озёр твоих синих

И сосновых лесов простота…

С каждым годом ты только красивей.

Окрыляет твоя красота!

Чтец 2.

Белоруссия родная

Не узнать тебя совсем,

Ты такой красивой стала

Расцвела на радость всем.

Красота твоих проспектов,

Высота твоих домов,

Вызывает восхищенье

У людей всех возрастов.

По обочинам деревья

Зеленеют и цветут,

Много памятников новых

Воцарилось там и тут.

А какая чистота,

Всё ухожено и мило

И везде фонтаны льют,

До чего же всё красиво.

И народ живёт здесь дружно,

И добро желает мне,

Не мешайте только люди

Белоруссии из вне.

И все люди ощущают,

И заботу, и любовь,

Президента Белоруссии,

И зовут его отцом.

Чтец 3.

Русь Белая — чистая, нежная:

Лес, озеро, поле безбрежное…

Журчание чистой кринички,

Негромкое пение птички…

Я Родину вспомню в разлуке

И сразу забуду о скуке.

Навек породнилась судьбою

С землею, от льна голубою.

Страну называют Белоруссия от слова белая, чистая, свободная. Белая от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белорусский край- это край легенд, извечных песен, сказок. У нашей страны богатая и славная история. Она записана в летописях, старинных документах, преданиях. Я вас познакомлю с одной из них.

Чтец 4.

Легенда о Жлобине

Давным-давно на побережье Днепра жили работящие люди. Они занима-

лись охотой, ловили рыбу, сеяли хлеб. Проходили года и века.

Однажды с гнилого болота вылез 12-головый змей и сказал:

– Теперь вы будете мне отдавать по человеку на завтрак и на обед.

Не успели опомниться люди от страха,  как он схватил самую красивую

женщину и исчез в болоте.

Затужили все жители этого поселения. А молодой богатырь Петрик,  чью

жену унес змей, всю ночь рыдал над колыбелью маленького сына и думал, как

отомстить проклятому людоеду. Утром снова появился змей и заревел:

– Кого вы отдаете мне на завтрак?

Навстречу змею вышел богатырь Петрик и одним ударом снес голову лю-

доеду. День и ночь продолжался бой Петрика со змеем, и богатырь одержал по-

беду.  От тяжелых ран Петрик умер.  Люди похоронили богатыря на берегу

Днепра и поставили на могиле большой дубовый крест.

Однажды в это селение заехал молодой князь со своей дружиной. Проез-

жая мимо могилы Петрика, князь спросил:

– Кто здесь похоронен?

Люди рассказали о бесстрашном подвиге богатыря. Князь низко поклонил-

ся могиле и сказал:

– На этом месте будет замок.

Чудесный замок построил князь со своей дружиной на правом берегу

Днепра. В то время люди переправляли груз по реке на плотах. А в этом месте,

где стоял замок, на реке Днепр были опасные и злобные места. Жители селе-

ния, стоя на берегу, предупреждали плотогонов об этих злых местах и кричали:

– Зло-о-о-бин!

Князь,  услышав эти крики,  решил назвать свой замок Злобин.  Прошло

много времени. На месте замка на правом берегу Днепра вырос красивый го-

род, который со временем стали называть Жлобин.

Ведущий:    На территории Белоруссии проживает около 9 465 400 человек.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко. Государственные символы Белоруссии : флаг и герб.

Флаг представляет горизонтальное полотнище, состоящее из двух полос: верхней-красного  цвета- цвета победы; зелёного-надежду, весну, возрождение, леса и поля.

Герб Белоруссии представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспублiка Беларусь».

Ведущий:    Хотя Белоруссия и не такая большая страна, но в ней насчитывается 22 варианта национального костюма. По костюму можно было определить из какой он местности, его семейное положение и даже возраст.

 Чтец 5:

В ансамбль женской одежды входили: рубаха, юбка, передник, пояс, безрукавка, головной убор. Передник украшали колоритом и орнаментом. Рубаху снизу украшали бахромой или кружевом. Головные уборы- венки, узкие повязки, рушники. Замужним женщинам нельзя было появляться на улице без головного убора. Костюм женщины  дополняли бусы.

Мужская одежда состояла из рубахи на выпуск, узкие брюки и пояс. Костюм носили мужчины белого цвета. Украшали орнаментом воротник, манжеты и пояс. Дополняли костюм сумочкой, которая заменяла карманы

Ведущий:   Белорусский народ славится в мире своими  замечательными народными танцами:   

  •  
  •  
  •   
  •   
  •          

 А наши ребята исполнят сейчас для вас танец « Белорусская полька».

( танцуют дети)

Ведущий:  У каждого народа есть своя святыня- родной язык. А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков, со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами. Вот некоторые стародавние обычаи наших предков:

  1. Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно  обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье.
  2. На Троицу свой дом украшали  ветками липы, берёзы или клёна.
  3. На праздник Ивана Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод. Это на счастье.
  4. На Пасху молодые люди и дети качались на качелях. Верили , чем выше качели поднимались, тем длиннее поднимались стебли льна.

                Чтец 6:

  1. Большое распространение  получил обряд, который  назывался колодкой.  Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись «в девках» и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее. Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине. Выглядело это примерно так. Собиралась группка наиболее весёлых и смешливых парней. К палке с двух концов привязывалась верёвка. Один из парней запрягался в эту импровизированную упряжку и тянулся по улице. Весёла бравада со смехом и песнями шли к дому жертвы. Подойдя к воротам, компания останавливалась и требовала выкуп за палку — пела, улюлюкала, кричала. Девушка выходила во двор, приглашала парней в дом, поила и кормила. Так они обходили всё село или деревню. Не остановиться с колодкой перед домом, где есть взрослая незамужняя девушка, считалось большой обидой для неё…

Ведущий:   Отличительной особенностью белорусской кухни является широкое распространение блюд из картофеля, а также использование разнообразных колбас, круп, грибов, свинины.Готовили такие блюда как:

  • Драники
  • Клёцки
  • Колдуны
  • Картофельная запеканка
  • Уха
  • Грибной и гороховый суп

сказка к 19-летию детского портала «Солнышко»



Поделитесь с друзьями, возможно,
им с нужна эта информация!

Три уголька и Солнце. Сказка поучительная
Автор рисунка: Игорь Денисов

Хотите верьте, хотите – нет, но все, что я расскажу – чистая правда. Была когда-то на севере прекрасная страна с огромными лесами, где валуны и скалы между деревьев были похожи на развалины древних замков, а синие озера – на драгоценные камни, которые потерял в спешке какой-то рассеянный великан.

Среди лесов и озер жили в той стране работящие люди, немногословные, суровые, как окружающая их природа. Жизнь их текла своим чередом, пока не случилась большая беда. Люди не сразу заметили, что лето и весна становятся все короче и короче, а зима – все длиннее. Наконец, наступил год, когда лето так и не наступило, озера не освободились ото льда, не прилетели птицы, не распустилось ни одно деревце, не расцвел ни один цветок.

Люди смирились с испытанием. Они охотились в зимнем лесу на зверя, ловили в прорубях на озерах рыбу. Костёр в такой холод не разведёшь, поэтому каждый с нетерпением ждал минуты, когда вернётся домой, где топится печка, где можно, наконец, согреться и вспомнить, что такое тепло.



Прошёл еще один год. По календарю положено было наступить весне, но вьюги все так же мели над землей, а мороз лишь крепчал. Огромные сосны в лесу промерзали до самой сердцевины и падали, ломаясь, как сосульки. Птицы умирали на лету, не выдерживая стужи. Мороз словно решил погубить все живое – в самую холодную ночь погасли все печки, а угольки в них превратились в ледышки.

Собрались люди в самой большой избе, стали думать, что же делать, как дальше жить? Старики и старухи плакали: мол, не спастись нам, смерть пришла неминучая. Молодые предлагали бросить холодные дома и идти к югу, к теплу и свету. И встал тогда один парень, Ристо, и сказал: «Умереть мы всегда успеем, на это много ума не надо. Но и бросать нам землю свою негоже. Да и выдюжат ли такой поход бабы, детишки малые да старики? Я вот что думаю: кто земле тепло дарит? Солнце! Значит, нужно нам к Солнцу за теплом и идти!»

Слова Ристо все с сомнением встретили. Где Солнце искать? Как до него добраться по выстуженной земле? Вызвалась с Ристо к Солнцу идти лишь его невеста Наста.

Труден был их путь на восток, туда, откуда каждый день приходило на землю Солнце, когда-то – яркое и теплое, а последние годы – неласковое, хмурое. Места, по которым они шли, не только безлюдными были, но и безжизненными. Ни зверя, ни птицы не смог подстрелить Ристо, ни рыбу поймать, потому как все озера до дна промерзли. К концу недели взятые из дому припасы почти закончились.

Как же обрадовались Ристо и Наста, когда увидели на лесной поляне несколько изб. Хоть и не дымили на крышах трубы, но к одному из домишек вели следы человеческие. Значит, люди тут живут, можно еды раздобыть. Вошли они в избушку – а там старик на холодной печи лежит, стонет. Рассказал он, что давно уж все, кто идти мог, ушли из деревушки. Один он остался, да, видать, скоро от голода помрет.

Тогда Наста достала из своей котомки последний оставшийся сухарь да три вяленых рыбки, которые они на самый крайний случай берегли, и протянула старику. У того руки задрожали, слёзы по щекам потекли. Съел он хлеб, а рыбу брать наотрез отказался. Вам, говорит, далеко идти, силы нужны. А еще протянул старик Насте уголек из потухшей печки. Возьми, говорит, может, пригодится.

На следующий день повезло путникам: увидели они маленького олененка. Пушистый, с белым брюшком и темными пятнышками по золотистой шкурке, он издалека был заметен на белом снегу. Стоял и смотрел на приближающихся людей, не чуя опасности. Поднял Ристо лук, но тут и чащи выскочила олениха и заслонила всем телом своё неразумное дитя. Смотрит на охотника, а в огромных черных глазах – слёзы.

«Не стреляй!» – закричала Наста. Вздрогнул Ристо. Опустил лук. Олениха с оленёнком вмиг исчезли. А на снегу, где они стояли, остался лежать камешек. Подняла его любопытная Наста и удивилась. Не камешек то был, а уголек. И откуда он в лесу глухом взялся?

Давно уже были съедены те рыбки, что старик не взял. Еле плетутся по лесу изнуренные путники. От усталости и голода не сразу заметили они, что лес изменился. Сугробы стали ниже, словно осели. Мороз не так уже обжигает лицо. А вот и ручеек бежит, пробивается из-под наста. А потом Наста нашла подснежник.

Еще несколько часов шли Наста и Ристо по весеннему лесу. Безмолвие зимы сменилось весенним разноголосьем. Журчание ручья и щебет птиц наполняли сердца путников радостью и надеждой. Они сбросили надоевшие овчинные тулупы, идти стало легче.

Наконец, Ристо и Наста вышли на берег огромного озера. Синие волны мягко наступали на поросший зеленой травой берег. В небе летали белые чайки. А совсем рядом от берега, на каменистом острове пылала жаром огромная печь. На печи сидел одетый в красную рубаху великан с рыжей шевелюрой и такой же рыжей пышной бородой.

– Здравствуй, Солнце! – звонко воскликнула Наста.

– Здравствуй, красавица, – ответило Солнце.

– Мы к тебе за помощью пришли, – поклонившись, сказал Ристо.

– Погоди, – остановило парня Солнце, – сначала я по обычаю вас накормить-напоить должно!

В тот же миг перед путниками появился стол, а на столе – блины с мёдом и горячий чай. Никогда еще Наста и Ристо не ели таких вкусных блинов и не пили такого вкусного чая! Когда с угощением было покончено, Ристо рассказал Солнцу о том, какая беда приключилась в их стране.

– Что ж ты хочешь? – спросило Солнце. – Беда осталась там, далеко на севере. А ты теперь тут, со своей невестой. Строй избу на берегу озера или в лесу на поляне, да и живи в своё удовольствие! Какая еще тебе помощь нужна?

– Спасибо за предложение, – поблагодарил Ристо, – да только не можем мы им воспользоваться. Не за себя мы с Настой пришли просить, а за всех наших близких, за всех, кто рядом живет, за свою землю.

Удивилось Солнце. Посмотрело с прищуром на Ристо, а обратилось к Насте:

– Послушай-ка меня, девица-красавица. На что тебе сдался такой жених глупый? Он ни богатства не заработает, ни почёта! А ты вон какая королевишна – белолица, черноброва, синеглаза! Мне такая невеста под стать! Выходи за меня замуж! Я тебя всю в золото одену, на золоте станешь есть, на золоте спать и золотом укрываться.

Ух, и разозлилась же Наста! Свела свои черные брови, блестит потемневшими от гнева синими глазами, ногой как топнет, как закричит на Солнце:

– Да как ты смеешь мне такое говорить! Мой Ристо, хоть и не богат, да сердцем щедр! Само на своем золоте спи, хоть ешь его, если оно тебе так нравится!

Засмеялось Солнце, забрызгало во всем стороны лучиками-смешинками:

– Какая ты, оказывается, сердитая! Ну да ладно, не обижайся, это я проверку вам устроило. Прошли вы её с честью, теперь я знаю, что достойны ты с женихом своим моей помощи. Могу я вам дать волшебный уголёк из моей печи. Он теплом и землю одарит, и людей. Да вот беда: не могу я просто так уголёк этот никому дать. Моей печке он тоже нужен. Цена моему угольку – два ваших!

Ристо хотел было сказать, что нет у них с собой угля, да видит, Наста развязывает свою котомку и достает оттуда два уголька: тот, что старик в заброшенной деревне им дал, и тот, что на месте встречи с оленями нашла. Взяло Солнце Настины угольки, рассмотрело как следует да в печку бросил. А взамен выхватило из печки тлеющий уголёк, завернуло его в платочек и протянуло Ристо. И вот ведь чудо: платочек не загорелся, уголёк не обжег Ристины руки, лишь приятное тепло почувствовал парень от узелка.

Попрощались Наста и Ристо с Солнцем, поблагодарили его и пошли домой. Лёгок и солнечен был их обратный путь. Повсюду, где они проходили, наступала весна. Встретились они в пути и с оленихой с детёнышем, и со стариком, который жил в когда-то заброшенной деревне. Теперь тут кипела жизнь, смеялись дети, а взрослые спешили распахать землю на окраине леса и посеять рожь.

В родной деревне встретили Ристо и Насту с почестями. Всем миром построили для них большую просторную избу и сыграли в ней весёлую свадьбу. Уголёк, полученный от Солнца, к тому времени остыл и превратился в камень-янтарь. Ристо вставил камень в Настино обручальное колечко. Сидели они с Настой во главе свадебного стола, у большой печки, сложенной лучшим печником той земли. И пылал в печке огонь, яркий и горячий, как солнце, как любовь Ристо и Насты друг к другу и своей земле.

Автор сказки: Татьяна Попова,
специально для детского портала «Солнышко»
Опубликовано 15 марта 2018 г.


Комментарии к сказке

Три уголька и Солнце


20.03.2018, 16:32
Елена :)

Хорошая, добрая сказка! На таких и надо деток растить!


20.03.2018, 20:31
Татьяна Попова

Спасибо, Елена



  • Сочинения
  • Про Родину
  • Моя родина Беларусь

Сколько смысла в одном слове — Родина… Сколько чувств вызвано всего одной страной – Беларусь. Мы вспоминаем всю её непревзойденную красоту, думаем о своей великой, прекрасной стране и гордимся. У каждого из нас, страна где мы родились, вызывает самые теплые и светлые чувства.

Моя свободная и крепкая страна Беларусь славится своей культурой, богатством лесов и лесных массивов, великими полями и реками.

Конечно, как и у каждой страны у Беларуси есть свое трудное историческое прошлое. Путь к её независимость был весьма тернист. Но несмотря ни на что, моя страна с уважением относится к своим предшественникам.

На территории моей страны проживает множество народов. Интересной особенностью является и сочетания двух религий — католической и православной. Известна Беларусь и тем, что на её территории никогда не было национальных преследований, чем сполна гордится.

Беларусь является славянской страной. Она славится не только вышеперечисленными достоинствами, а и её талантливыми ремесленниками. Мой народ весьма трудолюбив. То, что создали белорусы, многие относят к творениям искусства, а изделия их хлопка ценятся особо, ибо его и выращивают в моей стране. Отметим и труды рукодельниц. Их рушники особо ценятся в семьях белорусов, которыми благословляют молодые браки.

Моя страна необычайно красива, талантлива и добродушна. Хотелось бы заметить и трудолюбие её народа, которое поражает множество наций, что дает уверенность в её благосостоянии!

Беларусь можно узнать только при одном упоминании о парках и лесах.

Моя Родина – это то место, которое дает мне новые силы и желание двигаться навстречу моим мечтам. Страна, воздух которой заряжает энергией и прививает самые теплые чувства к своему народу. Беларусь – одно слово, одна страна, а при воспоминании о ней, в душе взрыв эмоций. Я считаю, что каждый из нас должен быть достойным представителем своего народа и своей страны.

Я люблю свою Родину и горжусь тем, что я именно тут родился!

Сочинение на тему Моя родина Беларусь

Моя родина — Беларусь. Мне очень повезло родиться в такой прекрасной и неповторимой стране. Интересное название Белая Русь говорит о чистоте и простоте этих мест, необычайных пейзажах, красоте и богатстве нашего края. Вся эта красота несет умиротворение и спокойствие. Широка и просторна наша земля. Хочется наслаждаться каждым моментом, находясь здесь, растворяясь и утопая в естественности природы.

В Беларуси обитает огромное количество различных птиц и животных, рыб и насекомых. Некоторые из них занесены в Красную книгу, как редкие и исчезающие виды. Для этого и созданы заповедники, чтобы сохранить вымирающие виды.

Одним из самых известных заповедников является Беловежская пуща, всемирно знаменит своими зубрами. Также в Беловежской пуще произрастают уникальные древнейшие растения. Нигде в Европе нет такого многообразия редких представителей животного и растительного мира.

Народ Беларуси славится своим радушием и гостеприимством. Открытые и добрые люди, живущие в Беларуси, издревле чтят культуру и традиции своего народа, с уважением относятся они к людям другой веры. В стране в мирном добрососедстве проживают люди различных национальностей.

Трудолюбивые белорусы создают своими руками настоящие произведения искусств. На просторах Беларуси выращивается огромное количество льна, изделия из которого славятся по всему миру. Самым популярным предметом изо льна является — рушник. Рушник — это полотенце, украшенное национальными орнаментами и узорами. Рушник это незаменимый атрибут белорусских свадеб. Не обходятся и без него при встрече дорогих гостей. 

В Беларуси также работают с кожей. Уникальные украшения и неповторимые сувениры станут эксклюзивными подарками для интерьера любого дома, напоминающими о белорусской земле.

Про мой любимый край написано много стихов и песен, прославляющих Белоруссию и мой народ. Беларусь славится своими великими учеными, писателями, исследователями, художниками, известными всему миру, которые внесли величайший вклад в историю своего народа.

Меня переполняет чувство гордости за мою великую землю, за то, что я родился и живу в Беларуси!

3 вараинт

У каждого человека страна, где он родился, вызывает теплоту в душе. Так и мне красивая моя республика лесов и озер дарит силы, чувство гордости, любви и умиротворения. Гуляя по зеленому лесу, хочется раствориться в красоте природы родного края.

Ведь Беларусь прекрасна в любое время года. Несмотря на то, что у нас нет ни гор, ни моря, красота моей страны завораживает своими лесами и их обитателями. Весной привлекают внимание журавли и цветущие яблоньки, летом манят бескрайние поля с рожью и пшеницей. Осень дарит Беларуси особую красоту золотых листьев, плавно падающих с деревьев. Стога сена на полях зазывают на оригинальные фотосессии. У смешных стогов в виде различных героев не сфотографировался разве что только ленивый белорус. Зимний лес так же сказочно прекрасен. Поля укрыты пушистым снегом, а в парках гирлянды придают праздничный вид деревьям и магазинам.

Мой край известен Беловежской пущей, старинными замками, Брестской крепостью, Софийским собором, находящимся в моем родном городке. А еще пару лет назад мы все были миллионерами. До сих пор, приходя в магазин мы невольно сравниваем стоимость товара с прошлыми деньгами.

Хоть Беларусь и считается славянской республикой, на ее территории проживает множество народов, которых мы, белорусы, принимаем дружелюбно и относимся к ним с уважением. Хочу заметить, что Синеокая (так называют Беларусь «за глаза») сочетает две религии — католическую и православную. В каждом городе можно найти и православные церкви и католические костелы. И праздники Пасхи и Рождества мы отмечаем дважды. Нет в нашей республики предубеждений к другим верованиям. Так же часть населения страны составляют мусульмане и иудеи.

Я живу в небольшом городке Полоцк, расположенном на берегах Западной Двины. Это самый древний город не только в Беларуси, но и на территории восточных славян. Его считают географическим центром Европы, о чем свидетельствует памятник в центре города.

Мне повезло родиться в свободной стране, и древнем городе. Там где люди трудолюбивы, талантливы и щедры.

И хотя, сейчас в стране еще не совсем утихли протесты, не все гладко и мирно, людям порой страшно выйти на массовые праздники, надеть одежду не того цвета, даже написать комментарии к постам в интернете не каждый решится, но народ наш не сломлен и верит, что все образуется.

3 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Моя родина Беларусь

Моя родина Беларусь

Популярные сегодня темы

  • «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза сочинение

    В драме «Гроза» Островский изобразил нравы купечества и мещанства. Автор не находил в них положительных черт и выразил все пороки данного слоя в своем произведении. Олицетворением их являются образы Кабанихи и Дикого.

  • Верещагин

    В.В. Верещагин является выдающимся русским художником-баталистом. Также он известен как талантливый публицист, из-под пера которого появились книги, статьи, эссе и заметки.

  • Природа и ее роль в поэме Мцыри сочинение

    Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова.

  • Сочинение Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают

    Все из нас так или иначе связаны с писательством. Мы отправляем друг другу сообщения, пишем письма, ведем дневники, ежедневники, но никто из нас не имеет права носить почетное звание — писатель. Почему?

  • Сочинение по картине Серова Портрет М.К. Олив

    На данном полотне художник изобразил Мари Константиновна Олив. Данная дама известная в широких кругах населения меценатка. Она была родственницей Мамонтова. Мари Константиновна приходилась ему двоюродной племянницей.

Тема:
«Моя
Родина — Беларусь»

Цель:
расширение
знаний учащихся о своей стране, её символах и                    достопримечательностях;

         воспитание
патриотических чувств.

Ход мероприятия

         Учитель. Родина… Какое
богатое по своему смыслу слово! А произошло оно от древнего слова род,
которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас –
потомок какого-либо старинного рода. Назовите слова, которые ассоциируются с
понятиями «род», «Родина».

         Дети.

ü
Родители
— отец и мать, у которых рождаются дети.

ü
Родич
– родственник, член рода.

ü
Родня
– родственники.

ü
Родословная
— перечень поколений одного рода.

ü
Родной
— близкий человек.

ü
Народ
– нация, народность, жители страны. И т.д.

         Учитель. Какие богатые
ассоциации! И само слово «Родина» означает и отечество, и страну, и место
рождения человека. Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города,
и сёла. И если родина у каждого своя, то большая Родина – наша страна Беларусь
у нас общая. О ней сегодня и пойдёт речь.

         1-й ученик.

         Что мы Родиной зовём?

         Солнце в небе голубом

         И душистый, золотистый

         Хлеб за праздничным столом.

         Что мы Родиной зовём?

         Дом, где мы с тобой растём,

         И берёзки, вдоль которых,

         Взявшись за руки, идём.

         Учитель. Любовь к Родине
присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни,
пословицы, поговорки.

         Игра «Пословица».

ü
Родина
– мать, умей за неё постоять.

ü
Для
Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

ü
Родная
сторона – мать, чужая – мачеха.

ü
Где
мать родила, там и Родина.

ü
Везде
хорошо, а дома лучше.

ü
На
чужой сторонушке рад своей воронушке.

ü
Чужбина
– калина, Родина – мать.

ü
Человек
без Родины, что соловей без песни.

ü
Родину
не выбирают.

ü
Родину,
как и родителей, на чужбине не найдёшь.

         2-й ученик.

         Радзіма наша — Беларусь,

         І колькі ні шукай,

         Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

         Мілей, чым гэты край.

         Песня

         3-й ученик.

         Зямля з блакітнымі вачамі-

         Святло азёр, прастор лугоў!

         Тут называюць Васількамі

         На Беларусі хлапчукоў.

         Звіняць крыніцы, як цымбалы,

         Сцяжынкі свецяць у лясах.

         Палі, узгоркі, перавалы-

         Прасторны шлях, далёкі шлях.

         Учитель. Вас не удивило
название – “зямля з блакітнымі вачамі”? Как вы думаете, почему именно так
часто  называют нашу родину – Беларусь? (ответы детей).

         Беларусь не только край голубых
озёр и зелёных лесов. Ещё её называют землёй под белыми крыльями.

         4-й ученик. Расправив
белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями
они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми
крыльями.

         Кожны ведае, што бусел- сімвал
нашай Беларусі.

         Учитель. Народное поверье
утверждает, что аист

приносит в дом удачу, детей и счастье.

         5-й ученик.

         Няма радзімы без
бацькоўскай хаты;

         Бусліны клёкат – гэта родны дом;

         Ты будзеш жыць шчасліва і багата,

         Калі над хатай — буслава гняздо.

         Учитель. Символом нашей
земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. А сколько в нашей стране
красивейших уголков, удивительных достопримечательностей – и не сосчитать! В
2007 году газета «Зорька» предложила своим читателям назвать уникальные места,
которые можно зачислить в список «7 чудес Беларуси». В редакцию пришло
множество писем, в которых  содержались разные варианты знатной «семёрки». Дома
вы пытались составить свои варианты.

         Конкурс «7 чудес Беларуси».

          Беловежская пуща – самый великий
лес Европы. Когда учёные замерили количество вредных микробов в кубометре
пущинского воздуха, то оказалось, что их в полтора раза меньше, чем в
стерильной операционной палате больницы. Гордость пущи – самые крупные и редкие
животные зубры.

         Софийский собор в
Полоцке
символ государственной независимости. Его не раз
разрушали, но величественный собор снова и снова возрождался.

         Крест Ефросиньи Полоцкой
– ценнейшая реликвия Беларуси. По приказу княгини Ефросиньи в 1161 году
полоцкий мастер — ювелир Лазарь Богша изготовил шестиконечный надпрестольный
крест, покрытый золотыми пластинами с эмалевыми изображениями святых,
драгоценными камнями.

         Слуцкие пояса
самые оригинальные тканые изделия, в которые вплетались золотые и
серебряные нити. Их создавали слуцкие ткачихи для знатных и богатых людей.
Каждый пояс был единственным в своём роде. По сей день среди них не обнаружено
«двойников».

         Брестская крепость
– мемориальный комплекс, созданный в память героической защиты и героических
защитников крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Тысячи туристов
со всего света приезжают в Брест, чтобы поклониться мужеству и стойкости
солдат, до последнего вздоха сражавшихся с врагом.

         Несвиж – красивейший
город Беларуси. Испокон веков он притягивал талантливых и творческих людей.
Памятники Несвижа восхищают всех, кто их видел: Фарный костёл с великолепными
внутренним убранством, городская ратуша, Слуцкая брама, коллегиум иезуитов,
дворцово-замковый комплекс – бывшая резиденция Радзивилов.

         Национальная библиотека
– главное хранилище знаний с восемью миллионами книг. Это уникальное
архитектурное сооружение, которое построено в начале XXI века. Оно превосходит
подобные проекты в городах Германии, Франции, Польши. Здание библиотеки такое
необычное, что имеет шанс войти в историю архитектуры XXI века. Библиотека
оснащена самыми современными системами доставки книг и документов из
книгохранилища. Чтобы расставить все книги, понадобилось 170 км стеллажей.

         Учитель. Белорусская земля
всегда славилась своими людьми: добрыми, щедрыми, талантливыми. Беларусь богата
на славные имена, которые яркими звездами сияют на протяжении многих  столетий.
Назовите прославленных наших земляков. (Ефросинья Полоцкая, Франциск
Скорина, Лев Сапега, Кирилла Туровский,  Максим Богданович, Янка Купала, Якуб
Колас и т.д.)

         Учитель. Однако Республика
Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.

         Легенда.

         Родились у матери три сына. Говорит
она первому: «Тебя сынок, буду просить, чтобы ты носил мой венок. Я сплела его
из хлебных колосьев, клевера, льна, которыми богата  наша земля». А потом дает
сыну красную звездочку. «Береги её, — говорит мать, — и смотри, чтобы
никогда-никогда не погасла звездочка, потому что  с нею в сердце боролся наш
народ за свободную жизнь, за солнечное небо».

         «Ты, сынок, — говорит мать
второму, — носи одежду, по которой все будут узнавать нашу богатую и
мужественную землю». И одела сына в красно-зелёно-белую одежду.

         “А ты, сынок, птенец мой
голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.

         Задумалась мать: а какие имена
дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый
будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь
называться Флагом, а ты сынок, третий, — Гимном”. Так и живут у матери три
сына:Герб, Флаг, Гимн.

         Учитель. Государственный
флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы.
А что такое Государственный флаг?

         6-й ученик. Государственный
флаг —  это символ независимого государства. В очень давние времена  в качестве
флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали
оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на
шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым
государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.

         7-й ученик. Государственный
флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак
Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, мира. Белый
цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне
расположен красный народный узор – орнамент. (Демонстрируется изображение
Государственного флага Республики Беларусь.)

         8-й ученик.

         Ливнем вымытые нивы,

         Осененные рассветом, —

         Сочетаются счастливо

         Цвет зеленый с красным цветом

         Полыхание восхода,

         Всходы- полосою узкой, —

         Соткала сама природа

         Флаг державы Белорусской.

         Разве довод мой не весок:

         На весенем кругозоре

         И заря, и перелесок,

         И березы белокорье.

         Розовый узор и млечный,

         Красок радостная спевка –

         Как орнамент наш извечный

         Красно-белый возле древка!

         Учитель. Флаг развевается
над всеми государственными учреждениями. Вторым государственным символом является
герб. (Демонстрируется герб Республики Беларусь.)

         9-й ученик. Все
государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются
составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках
страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.

         10-й ученик.

         Излучает он
чудесный свет.

         У него – высокая судьба,

         И, пожалуй, в целом мире нет

         Благородней нашего герба.

         Гармонично сочетает герб,

         Воедино сопрягает он

         Солнце и колосья, свет и хлеб,

         Человеком чтимый испокон.

         В ярких, выразительных тонах

         Колоски, цветы родных полей.

         В толстых геральдических томах

         Нет герба красивей и светлей.

         Учитель. Символом любого государства
также является и гимн – торжественная песня.

         11-й ученик. Слово
“гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь
богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в
торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.

         Мелодию гимна нашей страны
сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и
Владимиру Каризне.

         12-й ученик.

         В шесть утра, в
двенадцать ночи

         Он по радио звучит.

         Всех людей родного края

         Сплачивает и роднит.

         Песня в зале зазвучала,

         Люди дружно все встают.

         От велика и до мала

         Эту песню все поют.

         Она очень величаво

         Прославляет край родной.

         Встав со всеми с тёплым чувством

         Гордо эту песню пой!

         Звучит музыка. Учащиеся
встают и поют гимн Республики Беларусь.

         Выполнение интерактивных
заданий на компьютере.

         13-й ученик.

         Гляджу на родныя мясціны,

         Адданая я ім навек,

         Бо даражэй свёй краіны

         Не мае скарбу чалавек.

         Люблю я пераліў заранак

         І сінявочкі –васількі,

         У белых хустачках сялянак

         На сенажаці ў ракі.

         У полі кветак назбіраю

         Упаду ў росную траву.

         У косы сена наўплятаю…

         Ах, як шчасліва я жыву!

         І хоць багацця я не маю,

         Але скажу з усёй душой:

         Другім багатая, я знаю, —

         Сваёй Радзімай дарагой.

         Учитель. Наша
Родина — Республика  Беларусь, и мы являемся её гражданами. Каждый гражданин
должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и
достопримечательности родного края.

         Предлагаю провести викторины и
конкурсы. Будут участвовать две команды: “Беларус” (мальчики) и
“Беларусачка”(девочки).

          Викторина “Знатоки родного
края”

1. Назовите хвойные деревья наших лесов.
(Сосна, ель, можжевельник.)

2. Каких животных называют строителями?
(Бобров.)

3. Назовите хищных животных наших лесов.
(Волк, кабан, лиса.)

4. Какие животные Беларуси на зиму меняют свой
цвет?(Заяц, лиса, белка.)

5. Назовите ядовитый гриб, которым лечится
лось? (Мухомор.)

6. Какие птицы остаются у нас зимовать?
(Воробей, сорока, ворона.)

7. Кто днем отдыхает, а ночью
летает?(Сова.)

8. Какая птица выводит птенцов зимой?
(Клест.)

9. Как называется жёлто –бурая птица,
похожая на маленькую курицу? (Перепел.)

10. Каких жуков называют санитарами,
потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких
животных?(Жук-могильщик.)

11. Какие звери наших лесов занесены в
Красную книгу Республики Беларусь?(Зубр, бурый медведь,барсук и т. д.)

12. Какие птицы занесены в Красную книгу
Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля,
авдотка, орлан-белохвост и др.)

13. Назовите лекарственные растения наших
лугов. (Тысячелистник, мать-и- мачеха, ромашка, зверобой и др.)

14. Назовите растения, занесенные Красную
книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, венерин башмачок, лунник
оживающий.)

15. Кто является “санитаром” водоемов, так
как кормится мертвыми рыбами?( Рак.)

16. Какая хищная речная рыба имеет большую
пасть с загнутыми назад зубами?(Щука.)

17. Назовите самого злостного вредителя
картофеля. (Колорадский жук.)

         Учитель.   Каждый любит
страну, в которой живёт. Мы гордимся тем, что мы – белорусы. Белорусы —
трудолюбивые люди. Но умеем мы не только работать, но и отдыхать. Предлагаю
отдохнуть и поиграть.

         Гульня «Кароль»

         “Кароль” сядзіць
на лавачцы. Дзеці тайна ад яго дамаўляюцца, што будуць рабіць (напарыклад,
капаць бульбу, рваць яблыкі, вудзіць рыбу, касіць і г.д.). Затым падыходзяць да
“караля”:

         -Добры дзень, дзядуля кароль!

         — Добры дзень, дзеці. Дзе вы
былі?

         — На панскім двары.

         — А што вы там рабілі?

         — Мы не скажам, а пакажам!

         Пасля гэтага дзеці імітуюць тую
работу, пра якую яны дамаўляліся, а “кароль” услых адгадвае. Як толькі адгадае,
даганяе дзяцей. Той, каго “кароль” зловіць, становіцца новым “каралем”, і
гульня працягваецца.

         Учитель. Белорусы
образованные и очень сообразительные люди. Давайте сейчас и докажем это. Как?
Будем отгадывать  белорусские загадки.

         Конкурс “Белорусские загадки”

1. Прыйшла чорна маці. Усіх паклала спаці.
(Ноч.)

2. Спачатку падае, потым устае, пасля
гасцінцы раздае. (Дождж.)

3. Што за астры – люба глянуць.  Толькі
ўночы цвітуць, а ўдзень вянуць?(Зоркі.)

4.       Урадзіўся ён высокі,

         Шаўкавісты, сінявокі.

         Апранае нас здавён…

         Здагадайцеся, хто ён? (Лён.)

5.      Цвіту ўсё лета я.

         Жыву звычайна ў жыце.

         Нашу хлапечае імя.      

         Як зваць мяне, скажыце?
(Васілёк.)

6. За ўсіх птушак ён чарней, чысціць поле
ад чарвей. (Грак.)

         Учитель. Умеют белорусы и
шутить.

         Смяшынкі

Хітры хлопец

         -Мама, дай мне гароху.

         -Добра, вазьмі сабе поўную жменю.

         -Аж поўную жменю! То ты, мама,
дай сама, бо твая жменя большая.

Хто старэйшы

        
Хто
з вас старэйшы – ты ці твой брат? – спыталі ў малога Міколкі.

        
У
мінулым годзе мама казала, што брат на год старэйшы за мяне. Так што сёлета я з
ім зраўняўся, — адказаў Міколка.

У фельчара

        
Вось,
цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень.

        
А
божа ж мой! Дзе я вазьму столькі лыжак? У мяне іх толькі 4.

Дзед і ўнук

        
Дзядуля,
а ты быў калісьці маленькім, — пытаецца ўнук.

        
Быў,
унучак, быў…

        
Вось
ты быў смешны тады са сваёй лысінай і барадой.

          Викторина “Моя Родина — 
Республика Беларусь”

1. Как называется наша страна?(Республика
Беларусь.)

2. Кто является Президентом нашей страны?
(А.Г.Лукашенко.)

3. Назовите столицу нашей Родины.
(г.Минск.)

4. Какие государственные символы вы
знаете? (Флаг, герб, гимн.)

5. Какие языки в Республике Беларусь
являются государственными?(Русский, белорусский.)

6. Сколько человек проживает в нашей
стране? (Более 10 миллионов.)

7. Назовите самые большие реки Беларуси.
(Днепр, Неман, Западная Двина.)

8. Назовите самые большие озёра нашей
страны.(Нарочь, Красное, Свитязь.)

9. Как называют жителей Республики
Беларусь? (Белорусы.)

10. Какой вид транспорта есть в нашей
стране только в Минске?(Метро.)

         14-й ученик.

         Я – беларус
маленькі,

         Спяшаюся са школы.

         Як і бацькі сумленны,

         Руплівы і вясёлы.

         Я – беларус маленькі

         З блакітнымі вачыма.

         Хачу і  я, каб лепей

         Жыла мая Радзіма.

         15-й ученик.

         Я
дзяўчынка-беларуска

         З васільковымі вачыма.

         Хоць малая, але знаю:

         Беларусь – мая Радзіма.

         Учитель.
Сегодня
мы говорили о своей Родине – Беларуси, о  её символах и 
достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы
знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас
созданы  хорошие условия для учебы и отдыха. А ваши права и обязанности
записаны в Конституции Республики Беларусь, в главном государственном законе. У
вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя –
белорус.

         Песня
«Усе мы родам
з дзяцінства”.

         Учитель. Пусть счастливой
будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!

Познавательная игровая программа

«Беларусь – моя Родина»

Цель: Формирование у детей образа родной страны и чувства Родины.

Задачи: Формировать патриотические чувства у подрастающего поколения. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою страну.Развивать познавательную активность.

Ход мероприятия

Организационное начало мероприятия

Стали ровненько, подтянулись

И друг другу улыбнулись,

Улыбнулись всем гостям.

— Все здоровы?

— А к мероприятию готовы?

Сейчас мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на мероприятие.

У вас на столах лежит солнышко и тучка. Если у вас настроение радостное, бодрое, то поднимите солнышко. Ну, а если грустное – то тучку.

Основная часть мероприятия

Сегодня мы проведём с вами познавательную игровую программу «С чего начинается Родина». Мы совершим с вами путешествие по самой красивой, богатой стране, по нашей Родине, под названием Беларусь. А поможет нам путешествовать аист. Аист – символ Беларуси. Развернув крылья–паруса, кружат аисты на лугами, полями, холмами нашей Родины. Согласно поверью, семья, во дворе которой поселился аист, будет счастлива. Во время путешествия, мы узнаем, как вы хорошо знаете свой край, его историю, его природу.

А раз у нас игровая программа, то в ней будут играть две команды. Команда «Берёзки» и команда «Сосёнки».

Сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

— Ребята, а с чего начинается Родина именно для вас?

Родина – это всё, что нас окружает: школа, дом, речка, камешек, травинка, цветочек.

Станция «Географическая»

А сейчас мы отправляемся в путешествие. Первая наша станция «Географическая»

Республика Беларусь размещена в центре Европы. Она занимает территорию 207 тысяч кв. км, на которой проживает около 10 миллионов человек.

На перекрёстке железнодорожных и автомобильных дорог размещён самый большой город страны – Минск, столица нашего государства. Минск одновременно и древний и молодой город. Первое воспоминание о нём относится до 1067 года. Во время Великой Отечественной войны Минск был почти целиком разрушен. Но за короткое время он отстроился и стал ещё краше. Сегодня в Минске более за 600 улиц и проспектов, много уникальных зданий, среди которых здание Национальной библиотеки, Дом правительства.

Нельзя ни сказать и про самый древний город Беларуси — Полоцк. Впервые он вспоминается под 862 годом. Полоцк – Родина Ефросиньи Полоцкой, Франциски Скорины, Семиона Полоцкого — известных деятелей культуры, просветителей и гуманистов.

Станция «Букварная»

(Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Если команда не ответила на вопрос, право ответа передаётся другой команде.)

Вопросы.

  1. Место, куда принимают неграмотных. (Школа.)

  2. Ящик для ручек и карандашей. (Пенал.)

  3. Комната для занятий в школе. (Класс.)

  4. Кто пишет книги? (Писатель.)

  5. Хранилище для книг. (Библиотека.)

  6. Буквы, расположенные в определённом порядке. (Алфавит.)

  7. Буквы, которые не обозначают звуков. (ъ, ь)

  8. Буквы, которые могут обозначать два звука. (е, ё, ю, я)

  9. Гласная, которая никогда не стоит в начале слова. (ы)

  10. Сколько звуков в слове ель? (3)

Игра «Составь слово из букв»

На столах у вас лежат карточки с буквами. Из них вы должны составить слово. Ответы на вопросы начинаются с букв, изображённых на карточках. Вы должны ответить на вопросы и положить буквы в том же порядке, как расположены вопросы. У вас должно получиться слово.

  1. Самая первая книга ученика. Б

  2. Новогоднее дерево. Е

  3. Первый президент Республики Беларусь. Л

  4. Самая крупная птица Беларуси. А

  5. Самый большой по территории сосед нашей страны. Р

  6. Самая «желтоглазая» змея наших лесов – символ удачи наших предков. У

  7. Знаменитый белорус – первопечатник. С

  8. Самый близкий и родной человек.

(У этого слова берём последнюю букву) Ь.

У вас должно получиться слово – БЕЛАРУСЬ.

Станция «Краеведческая»

Молодцы. Отправляемся дальше в наше путешествие. Следующая станция «Краеведческая».

Белорусская земля славится своими лесами. Леса занимают третью часть территории нашей страны. В основном это смешенные леса. Здесь растёт около 30 видов деревьев. Среди хвойных деревьев преобладает сосна. Богат и разнообразен животный мир лесов. К сожалению, многие виды растений и животных исчезают с нашей земли. Чтобы сохранить животный и растительный мир, в 1981 году в Беларуси была создана Красная книга, куда вошли сведения о видах растений и животных, которые являются редкими.

— Какие редкие растения вы знаете?

— Каких редких животных вы знаете?

Одним с шагов по сохранению природы является создание национальных парков, заповедников и заказников. Самый известный из них – национальный парк «Беловежская пуща».

Заповедник «Беловежская пуща» — один из древних в мире. Эти места были объявлены заповедным лесным массивом ещё в конце 14 века. В 1991 году Беловежской пуще дан статус национального парка. Здесь растёт 26 видов деревьев, возраст которых составляет 200 и больше лет. Здесь живёт самый крупный и самый древний зверь – зубр. 44 вида растений и 14 видов животных, что встречаются в Беловежской пуще, занесены в Красную книгу.

А сейчас у нас «Краеведческий калейдоскоп». Вам необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получит жетон.

Вопросы.

  1. Самое сладкое дерево нашего края. (Липа.)

  2. Единственное дерево в мире с белой карой. (берёза.)

  3. Какое дерево самое распространённое на Беларуси? (Сосна.)

  4. Дерево, осыпающее землю белым пухом. (Тополь.)

  5. Кто из жителей леса не имеет врагов. (Ёж.)

  6. Кому значительно легче бежать в гору, чем с горы? Почему? (Зайцу, так как у него передние ноги короче задних.)

  7. Дерево – спичечная королева. (Осина.)

  8. Дерево — плакса. (Ива.)

  9. Какое животное легко бегает по болотам, где другие утонули бы? (Лось.)

  10. Назовите ядовитый гриб, каким лечатся лоси? (Мухомор.)

Станция «Игровая»

Хорошо. Молодцы. Следующая станция «Игровая». Сейчас мы поиграем в игру «Птицы и рыбки». Если я говорю слово птицы, вы должны поднять руки вверх и махать ими. Если я скажу слово рыбки, вы должны присесть и махать ручками впереди. Я вас буду запутывать. Если кто-нибудь ошибётся, выбывает из игры.

Станция «Белокрылая»

Молодцы. Путешествуем дальше. Станция «Белокрылая»

-Как вы думаете, о ком или о чём пойдёт речь на этой станции? Почему она названа белокрылая?

Теперь у нас разминка. Ваша задача ответить на вопросы о птицах.

Вопросы.

  1. Птица – символ мира. (Голубь.)

  2. Птица, имеющая самый длинный язык. (Дятел.)

  3. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушка.)

  4. Птица, которая «приносит» детишек. (Аист.)

  5. Птичий дом. (Гнездо.)

  6. Птичья одежда. (Перья.)

  7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

  8. Какая птица днём отдыхает, а ночью охотится? (Сова.)

А теперь отгадайте загадки о птицах.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет.

А всё же голос свой имеет. (Скворец.)

Это кто под нашей крышей?

Маленький слепил домишко?

Из окошка уже слышен

Чей-то звонкий голосишко. (Ласточка.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел.)

У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Засыпает только днём.

Почему же днём ей спится?

Кто знаком с такою птицей? (Сова.)

Станция «Васильковая»

Василёк – один из самых любимых в народе цветов. В одной легенде рассказывается, что однажды небо упрекнуло поле в неблагодарности:

— Всё, что населяет землю, благодарит меня. Цветы посылают мне своё благоухание, леса – свой таинственный шёпот, птицы – пение. Только хлебные колосья не выражают мне своей признательности. А ведь я наполняю их корни освежающим дождём и заставляю зреть колосья.

— Наоборот, мы благодарны, — возразили колосья, – мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени и золота, но у нас нет возможности вознестись к небу и поблагодарить тебя. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя знаками любви.

-Хорошо, — ответило небо, — если вы не можете подняться ко мне, тогда я сойду к вам.

И оно приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого неба. С тех пор стебли хлебных злаков при каждом дуновении ветерка кланяются посланцам синего неба и шепчут ласковые слова.

Как вы уже поняли из названия станции «Васильковая», здесь пойдёт речь о цветах.

Вопросы.

  1. Королева цветов. (Роза.)

  2. Цветёт и звенит. (Колокольчик.)

  3. Цветы, собранные в пучок. (Букет.)

  4. Дом садовых цветов. (Клумба.)

  5. Нераспустившийся цветок. (Бутон.)

  6. Цветок, исполняющий желания. (Цветик — семицветик.)

  7. Цветок, превративший зверя в человека. (Аленький цветочек.)

  8. В какой сказке цветы собирали зимой. («Двенадцать месяцев»)

  9. Цветы каких растений изображены на Государственном гербе Республики Беларусь? (Клевера и льна.)

  10. Переведите название цветка «василёк» на белорусский язык. (Валошка.)

  11. В каких случаях слово «василёк» пишется с большой буквы? (Когда это слово обозначает имя мальчика.)

  12. Символом, какого музыкального фестиваля стал василёк? (Славянский базар в Витебске.

Станция «Синеокая»

Беларусь богата на реки. Их у нас более за 20 тысяч – больших и маленьких. Самые большие реки – Днепр, Западная Двина, Нёман. Беларусь часто называют – земля с синими глазами. Эти глаза – озёра. На территории Беларуси больше за 10 тысяч озёр. Самое большое озеро Нарочь, его площадь 80 кв. км. Самое глубокое озеро Долгое – его глубина 54 метра. Самое чистое – озеро Свитязь.

А сейчас мы проверим, что вы знаете о реках и озёрах нашего края.

Вопросы.

  1. Почему Беларусь называют синеокой?

  2. Назовите самые большие реки Беларуси.

  3. Какое самое большое озеро нашей страны?

  4. Какое самое глубокое озеро?

  5. Какая самая большая рыба белорусских водоёмов?

  6. Какая рыба похожа на змею?

  7. Назовите пять рек Беларуси.

  8. Назовите пять озёр Беларуси.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний» Я буду называть четыре слова, одно из которых лишнее. Вы должны назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

  1. Минск, Гродно, Москва, Витебск.

  2. Сож, Нёман, Припять, Волга.

  3. Ива, баобаб, осина, берёза.

  4. Синица, ворона, страус, галка

  5. Медведь, лиса, кенгуру, волк.

  6. Щука, сом, карась, пиранья.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посчитаем жетоны и посмотрим, какая команда победила в этой игровой программе.

Рефлексия.

А теперь давайте подведём итог нашему мероприятию. Если вам было весело, интересно – то поднимите солнышко. Если неинтересно, скучно – то поднимите тучку.

Спасибо за участие.

6

  • Сказка про родину для детей
  • Сказка про роботы поезда читать
  • Сказка про робота гошу читать
  • Сказка про репку читать на русском с картинками все страницы
  • Сказка про репку читать текст с картинками на русском