Сказка про разряды местоимений

Что такое наречие, на какие вопросы отвечает и примеры словначнем, естественно, с определения.наречием называют самостоятельную часть речи, которая служит для

Что такое наречие, на какие вопросы отвечает и примеры слов

Начнем, естественно, с определения.

Наречием называют самостоятельную часть речи, которая служит для обозначения признака какого-то предмета или действия.

Наречие отвечает на вопросы – «Где?», «Как?», «Когда?», «Куда?», «Сколько?», «Откуда?» и так далее.

Характерная черта наречий – их нельзя склонять, спрягать, они не видоизменяются по родам, числам и падежам.

Что такое наречие

Мы широко применяем слова, относящиеся к этой части речи в повседневной жизни, даже не задумываясь об их происхождении. Примеры наречий приведены ниже и выделены большими буквами:

Он встал сегодня утром РАНО
Во время уроков надо вести себя ТИХО
Он повернул НАЛЕВО и увидел ее
Перед праздником пришлось ВДВОЕ БОЛЬШЕ работать
ВДАЛЕКЕ слышался раскат грома

В этих предложениях выделенные слова и есть наречия, так как они отвечают на перечисленные вопросы и являются уточнением действия или предмета. Встал (Когда?) РАНО, вести себя (Как?) ТИХО, повернул (Куда?) НАЛЕВО, работать (Сколько?) ВДВОЕ БОЛЬШЕ, слышался (Где?) ВДАЛЕКЕ.

Значение наречий

Понятие «наречие» пришло из древнегреческой грамматики, в переводе означает «приглаголие», т.е. слово, относящееся или примыкающее к глаголу. В русском языке значение наречий расширилось. Теперь оно может примыкать и к другим частям речи.

Значения наречий зависят от того, к какой части речи примыкают:

признак действия, если работают «в паре» с глаголом или особой формой глагола – деепричастием;

  • странно посмотрела (глаг.)
  • разборчиво написав (дееприч.)

признак другого признака, примыкая к прилагательному, причастию или наречию;

  • очень смелый (прилагат.)
  • сильно бушующий (причаст.)
  • весьма выгодно (нареч.)

-признак предмета, если относятся к существительному.

  • яйца (сущ.) всмятку

Грамматические признаки наречия

По степени сравнения у этого элемента языка существует два вида: сравнительный и превосходный. Стоит отметить, что сравнения бывают только у прилагательных с суффиксом «–о», «-е», которые описывают качества чего-либо.

Образец употребления наречия сравнительной степени:

  • далеко – поезжай дальше, более или менее далеко, дальше всего.
  • поздно – сделай это позднее, более или менее поздно, позднее всего.

Образец употребления превосходный степени:

  • покорнейше, строжайше.
  • наиболее сладкое, наименее вкусное.

Помимо особенностей степени сравнения эта часть речи имеет ряд специфических характеристик, зависящих от функции, значения этого слова.

Неизменяемость наречий

Наречие как самостоятельная часть речи представляет собой не процессуальный признак. Иными словами, это элемент языка, который нельзя видоизменить, несмотря ни на что.

Как определить наречие?

Наречие очень просто перепутать с другими частями речи.

Отличие наречий от прилагательных, местоимений и числительных

Разница: предлог относится к существительному, они согласуются с определяемыми словами, т. е. их можно убрать; к наречию же легко подобрать синоним.

Пример:

  • жучок сидит (как?) неподвижно (наречие);
  • солнце (каково?) грустно сегодня (прилагательное).

Отличия наречия от союзов, предлогов и частиц.

Наречия от союзов отличаются тем, что первые чаще относятся к сказуемому в предложении, реже – к прилагательному, наречию, числительному или существительному. Союз же служит соединительным компонентом между членами предложения, частями сложного предложения или целыми предложениями:
Чуть приподнималась его грудь, говоря о том, что он жив (наречие).

Мы стали собираться в путь, чуть снаружи начало светать (союз).

От предлогов наречия отличаются тем, что не вводят падежную форму имени:
Щенок неуверенно ступил несколько шагов навстречу (наречие).

Навстречу мне вышел сам хозяин дома (предлог).

В отличие от частиц, наречия не могут синтаксически связываться существительному с предлогом и стоять перед ним:
Я шла прямо, не сворачивая и не оглядываясь (наречие).

Лепестки сакуры медленно опускались на землю, падая прямо на головы гуляющих в парке (частица).

Отличие наречий от категории состояния

Разница: иногда считается самостоятельной частью речи, которая описывает состояние (живых существ, окружающей среды), а иногда считаются особой группой — наречия состояния; отвечает на вопросы как?/каково?.

Пример:

  • мне весело;
  • было сыро и прохладно.

Определительные наречия

Эти слова дают характеристику действиям и признакам, а также характеризуют способы и образы совершения каких-либо действий. В соответствие с этим они делятся на:

Разряды наречий в русском языке

Наречия образа действия

Наречия образа действия поясняют глагольные сказуемые или добавочные действия, выраженные особой формой глагола – деепричастием. В контексте предложения к этим словам можно задать следующие вопросы: «как?», «каким образом?»

  • Мальчик все время смотрел исподлобья и молчал.
  • Вдруг поезд затормозил – кто-то из пассажиров сорвал стоп-кран.

Наречия меры и степени

Разряд подобных НЧ обозначает количество, степень, интенсивность и меру проявления действия или какого-либо признака. Соответственно такие слова отвечают на вопросы «сколько?», «насколько?», «в какой степени?».

  • Обманутым быть обидно вдвойне, уж лучше быть битым.
  • Путники постояли еще немного на берегу реки и тронулись дальше.
  • Крайне важно быть всегда и во всем порядочным человеком.

Сравнительно-уподобительные наречия

Как и в случае с обстоятельственными частями речи, помимо основного их значения есть еще подразряды, в зависимости от значений определенных наречных слов. И у определительных наречий этих разрядов два. Сравнительно-уподобительный проводит аналогию с кем-то или чем-то. Например, «храпеть (как?) по-медвежьи», «покатиться (как?) колобком».

Добавив в словосочетания с такими наречиями союзы «как» или «словно», они превратятся в сравнительные конструкции:

  • бояться по-заячьи — бояться, как заяц;
  • он сделает по-твоему — он сделает, как ты [скажешь];
  • мчится стрелой — мчится, словно стрела.

Наречия со значением совместности

Наречия со значением совместности могут выражать количественный признак предметов или людей, выполняющих то или иное действие:

  • Мы решили бороться (как?) поодиночке.
  • Нам приказали выстроиться (как?) попарно.

Обстоятельственные наречия

Название этой группы говорит само за себя, они выражают обстоятельства – называют место, время, цель и причину действия.

Разряды наречий в русском языке

Подобные неизменяемые слова делятся на:

Наречия времени

Эта семан­ти­че­ская груп­па наре­чий вклю­ча­ет сло­ва, кото­рые назы­ва­ют вре­мя дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы когда? с (до) каких пор? как дол­го?

  • теперь
  • издав­на
  • сна­ча­ла
  • вовре­мя
  • вче­ра
  • зав­тра
  • днем
  • ночью
  • утром
  • вече­ром
  • допозд­на
  • зимой
  • нака­нуне
  • ско­ро и пр.

Сначала мы слы­ша­ли и шелест лист­вы вокруг, и всплес­ки воды в озе­ре, чув­ство­ва­ли под собой зем­лю (М. Горький).

Наконец я заме­чаю под бле­стя­щи­ми, как буд­то кожа­ны­ми, листья­ми яго­ды брус­ни­ки (В. Мазилова).

Потом за моей спи­ной раз­дал­ся плеск, и вско­ре я уви­дел, что, высо­ко под­няв мор­ду и отча­ян­но шле­пая лапа­ми, выби­ва­ясь из послед­них сил, сбо­ку ко мне под­плы­ва­ет Брутик (А. Гайдар).

Наречия места

Кроме основного значения обстоятельственных наречий, есть еще несколько разрядов (подгрупп). Определить, к какому разряду (подгруппе) относятся те или иные слова, очень просто — к примеру, наречие места должно отвечать на вопросы «где?» или «откуда?». Оно не изменяется и обозначает направление движения или его локацию:

  • Непонятный шорох послышался (откуда?) сзади.
  • У меня дальнозоркость, поэтому я плохо вижу предметы (где?) вблизи.

Наречия цели

В эту группу входят слова, описывающие цель совершения действия и отвечающие на вопросы «зачем?», «с какой целью?» или «для чего?».

  • Я уверена, что мой друг сделал это (зачем?) назло!
  • Она решила поступить (как? зачем?) наперекор моим советам.

Наречия причины

На первых порах причинные наречия легко перепутать с наречиями цели. Это несложно исправить, научившись правильно задавать вопросы к словам и разделять значения слов «зачем?» и «почему?». Второй вопрос чаще относится к событиям, произошедшим в прошедшем времени, и как раз и означает причину.

Например:

  • Я изучил всю энциклопедию по биологии, (почему?) потому что хотел поступить в медицинский колледж.
  • Василий, который вчера признавался Ольге в любви, сегодня (почему?) сгоряча крикнул ей слова ненависти.
  • Ее посадили в тюрьму за то, что она (как? почему?) умышлено совершила убийство.

В статье мы раскрыли основные типы наречий и узнали, что существует несколько разрядов. Запомнить и закрепить материал можно с помощью этой таблицы:

На какие вопросы отвечает наречие?

Чтобы лучше понимать структуру, можно написать несколько диктантов, отрабатывающих эту тему, или заняться морфологическим разбором. Подробнее о разборе с примерами можно узнать в следующем видео:

Местоименные наречия

Местоименные НЧ лишь указывают на признак или обстоятельства, не называя их. В этих словах, по сути, смешены значения наречий и местоимений. В контексте такие НЧ используются в роли обобщений и вопросов.

Разряды наречий в русском языке

Известно, что русские местоимения делятся по значению на 9 разрядов: личные, возвратные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные и неопределенные. НЧ вобрали в себя признаки только 6 разрядов местоимений: не существует личных и возвратных.

  • Там (указат.) у реки раскинулось моя родная деревенька.
  • Где-то (неопр.) в кустах черемухи поет соловей.
  • Отчего (вопр.) так печально и тихо на сердце?
  • Я знаю, где (относ.) ты живешь, моя заветная мечта.
  • Мы никогда (отриц.) не были в такой дальней глуши.
  • Всюду (определ.) в летнем саду слышались веселье и музыка.

Правописание наречий

Правописание наречий – важный раздел, с которым у многих школьников (да и у взрослых) могут возникнуть проблемы. Приведем основные правила русского языка.

В качестве примера еще приведу рисунок, где показано, как одинаковые по звучанию слова могут являться различными частями речи (наречия при этом пишутся через дефис):

Сочетания

Слитное и раздельное написание

Наречия с приставками пишутся слитно, если:

  1. Они образованы от других наречий — НАЧИСТО, ДОНЕЛЬЗЯ, СГОРЯЧА, НАПРЯМУЮ.
  2. В их основе устаревшие слова – ВСТАРЬ, ВДРЕБЕЗГИ, НАЗЕМЬ, СПОЗОРАНКУ.
  3. Они обозначают виды числительных – ВПЯТЕРО, НАТРОЕ.
  4. Характеризуют пространство и время – ВПЕРЕД, ВВЫСЬ, СНАЧАЛА.
  5. При разделении невозможно подобрать к существительному вопрос– ВСЛУХ, ПОУТРУ, НАПОЛОВИНУ.
  6. Образованных из трех частей, существительного, предлога (что это?) «-В» и частицы «-ПОЛ» – ВПОЛПУТИ, ВПОЛОБОРОТА.

А вот раздельно писать наречия надо в следующих случаях:

  1. Главное существительное начинается с глаcной буквы – ПОД УТРО, БЕЗ УМА.
  2. Образованы из числительных с добавлением предлога «-ПО» – ПО ТРОЕ, ПО СТО.
  3. Внутрь наречия, то есть между предлогом и основным корнем, можно поставить определяющее слово – НА (всем) СКАКУ, В (жизненный) ТУПИК.
  4. Оканчиваются на «-АХ» («-ЯХ») – В СЕРДЦАХ, НАРАДОСТЯХ.

Наречия с дефисом

Дефис в написании наречий употребляется в следующих случаях:

  1. Наречия образованы от прилагательных с добавлением приставки «-ПО» – ПО-ДРУГОМУ, ПО-РУССКИ.
  2. В их основе лежат числительные и приставка «-В» (-«ВО») — ВО-ПЕРВЫХ, В-ЧЕТВЕРТЫХ.
  3. Употребляются известные частицы «–либо», «-нибудь», «-таки», «-то», «кое-».
  4. Сложные наречия, в которых повторяются слова – ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ЧУТЬ-ЧУТЬ, ДАВНЫМ-ДАВНО.

С дефисом

Наречия с -НЕ и –НИ

У многих на самом деле возникают проблемы, когда надо определиться с приставками -НЕ и -НИ. Но в случае с наречиями, надо запомнить простое правило. Приставка -НИ пишется только в тех случаях, когда имеет место двойное отрицание.

НИЧЕГО не слышно
НИЧЕМ не удивить
НИКОГДА не сделает

В остальных случаях употребляется приставка НЕ. Причем в подавляющем большинстве случаев эта приставка пишется слитно.

Таблица с примерами

Разряды Вопросы Примеры

Образа дей­ствия Как? Каким образом? Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
Времени Когда? Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
Места Где? Куда? Откуда? Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, вверху.
Меры и степени Сколько? Насколько? Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспроста.
Цели С какой целью? Для чего? Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, наперекор.

Источники

  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/narechie-chto-ehto-takoe-razryady-stepeni-sravneniya-primery-pravopisanie.html
  • https://bingoschool.ru/manual/narechie-v-russkom-yazyike-pravila-i-primeryi/
  • https://RusskijYazyk.ru/chto-takoe-narechie
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/narechie/
  • https://www.calc.ru/Narechiye-Kak-Samostoyatelnaya-Chast-Russkogo-Yazyka.html
  • https://KakPishem.ru/chasti-rechi/narechie/razryady-narechiy-v-russkom-yazyke.html
  • https://KakPishem.ru/chasti-rechi/narechie/na-kakie-voprosy-otvechaet-narechie.html
  • https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/narechie/gruppyi-narechiy-kakie-byivayut.html

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

Приложение
1.

Задание:
Вставьте
в предложения подходящие по смыслу
местоимения. Определите разряд местоимений
по значению.

1)

… сегодня пойдём на каток.

2)
Это
было … прекрасное!

3)

день прошёл как во сне.

4)
Василиса
Егоровна сказала мне: «Петр Андреич! …
я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно?»

5)
Вот …какое, наше лето!

6)
О
романе «… сражались за Родину» М.
Шолохов сказал так: «В нём мне хочется
показать наш народ, источники его
героизма…»

7)Хорошо…,
где нас нет.

8)
Люди,
… лгут, почему-то думают, что ложь
принесёт им пользу.

9)
Вероника
не придет. … занимается русским языком
с репетитором.

10)
Людей было много. … сопровождал гид.

11)
Я
требую к … очень большого внимания.

Приложение
6.

Задание:
Прочитайте и докажите, что перед вами
текст. Какой признак текста отсутствует
в этом тексте?

Индивидуальное
задание:

Продолжите текст.

Задание
1 группе:

Определите средства связи предложений
1 абзаца.

Задание
2 группе:

Определите средства связи предложений
2 абзаца.

Два
друга шли по пустыне. В один момент они
поспорили, и один из них сгоряча дал
пощечину другому. Тот, кого ударили по
лицу, обиделся, но ничего не сказал. Он
молча написал на песке: «Сегодня мой
самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они
шли дальше и вдалеке увидели оазис. Им
захотелось попить и искупаться. По пути
к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался
в зыбучих песках. Он начал погружаться
всё глубже и глубже, но друг спас его.
После этого пострадавший написал на
камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС
МНЕ ЖИЗНЬ».

Первый
спросил его:


Когда я тебя обидел, ты написал на песке,
а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И
друг ответил…

Приложение
11.

Тест
«Крестики – нолики»

1) Неопределённые
местоимения с приставкой кое- и суффиксами
-то, -либо, -нибудь

+
пишутся слитно

0
пишутся через дефис

2) Если
приставки не- и ни- отделяются от
местоимения предлогом, то они пишутся

+
раздельно

0
через дефис

3) В
этом предложении допущена ошибка в
употреблении местоимения:

+
Теперь учится каждый ребёнок. Они
начинают учиться с «Букваря».

0
Книгу пишет писатель или учёный. Он
называется автором книги.

4)В
этом предложении местоимение надо
писать с приставкой ни-:

+
Её глаза н..сколько не сердиты.

0
Н..сколько пуль провизжало над моей
головой.

5)В
этом предложении ни- надо писать
раздельно:

0
Глуп совсем, кто не знается ни(с)кем.

+
Родную мать (ни)кем не заменишь.

Маршрутный
лист 1 команды

_________________________________________________

1.Станция
«
Дартс»
(Спортзал)

Комментарии:
Нужно выбить 20 очков

2.Станция
«
Угадай
мелодию
»
(Актовый зал)

Комментарии:
Нужно угадать 5 мелодий

3.Станция
«
Загадочная
»
( Лавочка возле школы)

Комментарии:
Нужно отгадать 5 загадок

4.Станция
«Прыг
скок»
( Игровая площадка, рядом с качелями)

Комментарии:
Нужно прыгнуть на скакалке, не сбиваясь,
15 раз.

5.Станция
«
Баскетбол»
(Спортзал)

Комментарии:
Попасть мячом в кольцо 5 раз

Маршрутный
лист 2 команды

1.Станция
«
Загадочная
»
(Лавочка возле школы)

Комментарии:
Нужно отгадать 5 загадок

2.Станция
«
Дартс»
(Спортзал)

Комментарии:
Нужно выбить 20 очков

3.Станция
«
Баскетбол»
(Спортзал)

Комментарии:
Попасть мячом в кольцо 5 раз

4.Станция
«
Угадай
мелодию
»
(Актовый зал)

Комментарии:
Нужно угадать 5 мелодий

5.Станция
«Прыг
скок»
( Игровая площадка рядом с качелями)

Комментарии:
Нужно прыгнуть на скакалке, не сбиваясь,
15 раз.

Приложение
3.

Лист
самооценки учащегося 6
класса­­­­__________________________________

Задание

Максимум
баллов за задание

Набранное
кол-во баллов уч-ся

1

Станция
«Загадочная»

5

2

Станция
«Фразеологическая»

5

3

Станция
« Ошибочная»

5

4

Станция
«Буратино»

5

5

Станция
«Винни Пух»

5

6

Станция
«Этикетная»

5

7

Станция
«Стилистическая»

5

8

Станция
«Крестики-нолики»

5

Моя
работа на уроке:

40-
37 баллов —
оценка
9

; 36- 32 баллов

оценка 8

; 31-28 баллов –
оценка
7
;
27-24 баллов —
оценка
6

; 24-20 баллов —
оценка
5
;19-
16 баллов –
4
оценка
.

Моя
самооценка:

Приложение
4.

Задание:
Разгадайте загадки, выпишите все
местоимения и обозначьте их разряд.

Загадки
для 1 группы:

1.По
листочку я ползу

И
грызу его, грызу!

Ну
какой же это вред?

Просто
завтрак и обед!

(гусеница)

2.
— Где ты спряталась, подружка?

В
чаще леса? На опушке?

Или
вон на том суку?

А
в ответ: «Ку-ку! Куку!»

(кукушка)

3.
Кто в лесу глухом живёт —

Неуклюжий,
косолапый?

Летом
ест малину, мёд,

А
зимой сосёт он лапу.

(медведь)

4.
Если трудно, он скорей

Позовёт
своих друзей.

И
все вместе по тропинке

Понесут
они травинки.

(муравей)

Загадки
для 2 группы:

1.Кислые
шарики,

Рост
у них маленький.

Только
на болоте

Вы
их соберёте.

(клюква)

2.
Она в садах растёт такая разная!

Бывает
чёрная, бывает красная,

Бывает
ягода порою белая,

Ну
и зелёная — когда неспелая.

(смородина)

3.
Этот овощ — круглый, красный,

Сочный,
с кожицей атласной.

Хорошо
ему в теплице —

Он
ведь холодов боится.

(помидор)

4.
Про него известно точно:

Он
огромный, очень сочный,

Сладкий,
круглый, полосатый —

Радость
взрослым и ребятам!

(арбуз)

Приложение
5.

Задание:
Объясните значения фразеологизмов.

Задание
для 1 группы:

Что-то
ты сегодня на себя не похож. Ты не болен?
(Сам на себя не похож — выглядеть странно,
необычно, непривычно).

Он
так испугался, что пришёл в себя только
через два часа. (Прийти в себя — обрести,
восстановить свою способность думать,
соображать, чувствовать)

Я
всегда был слабаком и не умел за себя
постоять. (Постоять за себя — суметь
дать отпор, ответ)

Задание
для 2 группы:

Как
бы ты не старался, но себя не проведешь.
(Себя не обманешь).

Будь
осторожен с этим человеком: он себе на
уме. (Себе на уме -так говорят о человеке
хитром и скрытном)

Коля
очень обиделся и ушёл в себя. (Уйти в
себя — замкнуться, не идти на контакт,
ограничить общение до минимума)

Приложение
6.

Задание:
Найдите ошибки в употреблении местоимений,
запишите исправленные варианты
предложений.

Задание
для 1 группы:

В
адрес нас были сделаны правильные
замечания. (В наш адрес были сделаны
правильные замечания)

Кто-то
из женщин вошла сюда. (Какая-то женщина
вошла сюда)

Чего-нибудь
придумаем. (Что-нибудь придумаем)

Соседей
нет дома. В ихней квартире окна тёмные.
(В их квартире окна тёмные)

Задание
для 2 группы:

Я
принёс вам чего-то. (Я принес вам что-то)

Я
хочу сказать вам кой-чего. (Я хочу сказать
вам кое-что рассказать)

Сколько
много книг ты прочитала? (Как много книг
ты прочитала?)

Молодёжь
на привале шутила. Они не чувствовали
усталости. (Она не чувствовала усталости)

Приложение
5.

Задание:
Восстановите текст, используя
определительные местоимения.

  1. Почти


    пациенту
    было позволено пользоваться бассейном.

2.


мир,
фантастический, нереальный, был изображён
в новелле.

3.


телеграмма
была послана с вокзала.

4.У
тебя


большой
стол.

5.
У


и
снега зимой не выпросишь.

Приложение
8.

Задание:
Вставьте пропущенные буквы, раскройте
скобки, подчеркните местоимения.

Т..атр
открывается!

К
началу всё готово!

Б..леты
предл..гаются

За
вежливое слово.


Ка(с,сс)а, выдай мне б..лет!


Ваше вежливое слово!


У меня такого нет.


Ах, у Вас такого нет?

(Не)получите
б..лет!

Приложение
9.

Сообщение
учащегося « Из истории употребления
местоимений ты и Вы».

Называние
собеседника местоимением Вы появилось
не так давно, в 18 веке. Происхождение
его одни находят в периоде заката Римской
империи, когда на троне было два императора
(один в Риме, другой в Константинополе).
К ним следовало обращаться во множественном
числе. Другие считали, что Вы возникло
как уважительное по аналогии к мы (в
значении я), которым венчали себя
императоры. Сначала Вы закрепилось
среди образованных дворян по отношению
к неблизким или социально неравным
людям. Ты в сравнении с Вы приобрело
значение близости, а общение людей
неблизких стало выражать социальное
неравенство, общение сверху вниз. Ты
говорили простолюдинам, слугам. Уже в
18 веке в русской речи чётко
противопоставлялились два типа обращения:
почтительное обращение по имени и
отчеству к высшему и обращение по имени
к своему и низшему.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1.

Лист самооценки
ученика 6 класса­­­­__________________________________

Задание

Максимум баллов за задание

Набранное кол-во баллов уч-ся

1

Станция «Загадочная»

5

2

Станция «Фразеологическая»

5

3

Станция « Ошибочная»

5

4

Станция «Буратино»

5

5

Станция «Винни Пух»

5

6

Станция «Этикетная»

5

7

Станция «Стилистическая»

5

8

Станция «Крестики-нолики»

5

Моя работа на уроке:
40- 37 баллов — оценка 9 ; 36- 32 баллов
оценка 8
; 31-28 баллов – оценка 7,
27-24 баллов — оценка 6 , 24-20 баллов —
оценка 5, 19- 16 баллов – 4 оценка.

Моя самооценка:

Маршрутный
лист учащегося 6 класса

__________________________________________________
Тема:

Повторение и обобщение по теме
«Местоимение»

1.Станция
«Загадочная»

Комментарии:

2.Станция
«Фразеологическая»

Комментарии:

3.Станция
« Ошибочная»

Комментарии:

4.Станция
«Буратино»

Комментарии:

5.Станция
«Винни Пух»

Комментарии:

6.Станция
«Этикетная»

Комментарии:

7.Станция
«Стилистическая»

Комментарии:

8.Станция
«Крестики-нолики»

Комментарии:

Приложение
3.

1.
Почти


пациенту было позволено пользоваться
бассейном.

2.


мир, фантастический, нереальный, был
изображен в новелле.

3.


телеграмма
была послана с вокзала.

4.У
тебя


большой
стол.

5.
У


и
снега зимой не выпросишь.

МБОУ
«Школа № 69» г.о. Самара

Урок
— путешествие

«Местоимение.
Обобщение и систематизация изученного»

Подготовила
учитель русского языка и литературы

Лепетухина
Татьяна Михайловна

Самара,
2021 год

Цели:
1.Повторить и обобщить знания о местоимении
как части речи; 2.Закрепить навыки
различения разрядов местоимений,
употребления их в речи; 3. Формировать
умение корректно употреблять местоимения
в речи, предупреждать грамматические
и этические ошибки в их использовании;
4.Способствовать воспитанию умения
работать в группе.

Оборудование:
Учебники, тетради, карточки с заданиями,
тест «Крестики-нолики», ТСО — компьютер,
мультимедийный проектор, аудиозаписи
«Приближающийся поезд», «Винни Пух. Ни
то ни сё», видеофрагмент сказок «Золотой
ключик» и «Красная Шапочка».

Ход
урока

1.
Организационный момент.

Учитель:
Добрый день, ребята. Какое у вас сейчас
настроение? Древние греки говорили:
«Хорошее настроение — это уже половина
пути и половина успеха в любом деле».
Поэтому улыбнитесь один одному, а я вам
желаю сегодня на уроке одержать победу
в борьбе за знания.

2.Проверка
домашнего задания
(Слайд
1)
.

Учащимся
нужно было вставить в предложения
подходящие по смыслу местоимения и
определить разряд местоимений по
значению. Учитель раздает карточки, где
расчерчен кроссворд
(Приложение
1).

Ученики его заполняют, затем вместе с
учителем проверяют, правильно ли
заполнены все клеточки
(Слайд
2).

Ключевым является слово МЕСТОИМЕНИЕ.

Индивидуальное
домашнее задание: Учащимся нужно было
найти названия телепередач, в которых
употребляются местоимения.

3.
Знакомство с новой темой
(Слайд
3).

Учитель:
В течение нескольких уроков мы изучали
тему «Местоимение» и сегодня мы подошли
к заключительному этапу – повторительно
— обобщительному. Ребята, а вы любите
путешествовать? Я тоже очень люблю
путешествовать. Поэтому сегодня мы с
вами совершим экскурсию по станциям
страны «МЕСТОИМЕНИЕ». Каждая станция
имеет свое название
(Слайд
4).

Давайте посмотрим, что это за названия.
Остановки на станциях покажут ваши
знания о местоимении, как части речи,
умения различать разряды местоимений,
анализировать, делать выводы. Так же на
уроке вы будете исправлять грамматические
и этические ошибки в использовании
местоимений. Многие туристы берут
записную книжечку и делают заметки,
чтобы не забыть услышанное и увиденное.
И мы будем делать заметки в течение
урока, только в маршрутных листах,
которые лежат у вас на партах
(Приложение
2).
Работать
вы будете в группах. И сегодня именно
вам придется оценивать свои знания.
После каждого выполненного задания вы
будете выставлять себе отметку в лист
самооценки
(Приложение
3
).
А в конце урока подведете итоги. Итак,
ребята, готовы к экскурсии? Берём с собой
хорошее настроение и желаем друг другу
удачи. Экскурсия начинается.

Станция
« Загадочная»

(Аудиозапись
«Приближающийся поезд». Слайд 5)

Учитель:
Первая станция, на которую мы прибыли,
называется «Загадочная». Вам нужно
разгадать загадки, выписать все
местоимения и обозначить их разряд
(Приложение
4).

Учитель:
А теперь подведем итог. Ответьте на
вопросы:

1)
Какой разряд местоимений чаще всего
встречается в загадках? Почему? (Личные
местоимения, т.к. в загадках нельзя
называть предмет)

2)
Для чего нужны местоимения в загадках?
(Местоимения указывают на предмет,
признак, количество, но не называют
его).

Учитель:
Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Не забудьте поставить себе отметку.

Станция
«Фразеологическая»

(Слайд
6).

Учитель:
Мы приближаемся к станции «Фразеологической».
Ребята, вам нужно объяснить значения
фразеологизмов (Приложение 5).

Учитель:
Ребята, скажите, какова особенность
склонения возвратного местоимения
«себя»? (Нет формы именительного падежа).

Станция
«Ошибочная»

(Слайд
7).

Учитель:
Перед нами станция «Ошибочная». Найдите
ошибки в употреблении местоимений,
запишите исправленные варианты
предложений

(Приложение 6).

Станция
«Буратино»

(
Слайд
8).

Учитель:
Следующая станция, где мы остановимся,
называется «Буратино».

В
класс заходит учащийся, переодетый в
Буратино. Он говорит о том, что когда
выполнял задание, то нечаянно пролил
на текст чернила. Он просит ребят
восстановить текст, используя
определительные местоимения (
Приложение
7).

Учитель:
А теперь, ребята, посмотрите видеофрагмент
сказки «Золотой ключик». Какую ошибку
совершил Буратино? (Неопределённые
местоимения «некто» и «нечто» не
склоняются).

Работа
у доски. Учащимся нужно образовать все
возможные неопределённые местоимения
с приставками не-, кое- (1 группа) и
суффиксами -то, -либо, -нибудь (2 группа).

Физкультминутка
(Видеофрагмент
песни Красной Шапочки).

Учитель:
Местоимения какого разряда мы
проиллюстрировали движениями?
(Указательное местоимение такой,
неопределённое местоимение кого-нибудь).

Учитель:
Ребята, вот и станция «Винни Пух»

(Слайд 9).
Обратите
внимание на то, что наш герой какой-то
грустный и задумчивый. Послушайте, что
получилось у Винни Пуха, когда он
попытался объясняться с помощью
местоимений, неопределённых наречий и
служебных частей речи, т.е. слов без
конкретного значения (
Аудиозапись
« Винни Пух. Ни то ни сё. Слайд 10).

Учитель:
Что вы поняли из этой песенки? В чем
ошибка Винни-Пуха, который так подробно,
так эмоционально рассказал о своих
похождениях, но остался непонятым? Что
же забыл (или не знал) Винни-Пух? (Он
забыл, что местоимения не называют, а
только указывают на предметы и признаки.
Слушателям не понятно, о каком предмете
речи говорил пух).

Выводы:
1)Местоимения только указывают на лица,
предметы, события, качества, а конкретный
смысл становится ясным или из ситуации,
или предшествующего контекста.2)
Местоимения нужно употреблять правильно,
этично и в меру.

Станция
«Этикетная»

(Слайд 11).

Задание
(работа у доски): Вставьте пропущенные
буквы, раскройте скобки, подчеркните
местоимения
(Приложение
8).

Вопрос:
Почему слова «Ваше» и у «Вас» написаны
с заглавной буквы? (Форма вежливого
обращения).

Учитель:
Правильно! Обращение на «вы» подчеркивает
вежливое и уважительное отношение к
человеку. Ребята, а почему считается
невежливым говорить о присутствующем
человеке в 3-м лице? Как этого избежать?
(О присутствующем в 3-м лице говорить
недопустимо. Это грубое нарушение
этикета. Упоминая его в разговоре,
следует называть присутствующего по
имени и отчеству).

Сообщение
учащегося:

«Из истории употребления местоимений
ты и Вы»
(Приложение
9).

Вопрос
классу: О чём нужно помнить, употребляя
местоимения ты и Вы в речи? (Степень
знакомства, возраст, официальность
обстановки).

Станция
«Стилистическая»

(Слайд
12).

Задание:
Прочитайте и докажите, что перед вами
текст (Приложение 10). Какой признак
текста отсутствует в тексте? (Завершённость).

Индивидуальное
задание
:
Продолжите текст
(Слайд
13).

Учитель:
Определите тип и стиль речи. Какой вид
связи предложений в этом тексте?
Вспомните, ребята, что такое притча?
(Короткий назидательный рассказ в
иносказательной форме, заключающий в
себе нравственное поучение). Можно ли
назвать этот текст притчей? Как бы вы
озаглавили этот текст? («Два друга»,
«Притча об обиде», «Притча о дружбе»).

Задание
1 группе: Определите средства связи
предложений 1 абзаца.

Задание
2 группе: Определите средства связи
предложений 2 абзаца.

Станция
«Крестики-нолики»

(Слайд 14).

Учитель:
Ребята, конечной является станция
«Крестики — нолики». Вам нужно выполнить
тест.
(Приложение
11).

Ключ к тесту: 1) 0; 2) +; 3) +; 4) +; 5) 0.

Подведение
итогов. Рефлексия.

Учащиеся
составляют синквейны и заполняют лист
самооценки.

Учитель:
Наша экскурсия закончилась. Спасибо за
урок, ребята. Вы молодцы. А теперь запишите
домашнее задание. Мини — сочинение «Зачем
нам нужны местоимения»

  • Сказка про разные колеса читать
  • Сказка про рапунцель смотреть
  • Сказка про разбойника румцайса
  • Сказка про пылесос робот
  • Сказка про работу на корпоратив