Сказка про птичку синичку

Сказка про лунтика читать эта добрая история о том, как лунтик и его друзья помогли одной бедной птичке. 1.неожиданная находка.

Сказка про Лунтика ЧИТАТЬ

Эта добрая история о том, как Лунтик и его друзья помогли одной бедной птичке.

1.Неожиданная находка.

Как-то раз Лунтик гулял по берегу реки вместе со своим другом, муравьишкой Кузей. Неожиданно они услышали в кустах, недалеко от себя шорох.
— Стой, — сказал Кузя. — Д-д-д-дальше, мы лучше не пойдем. Что-то мне не по себе.
— Ты думаешь, что в кустах может быть кто-то страшный? — спросил Лунтик с опаской.
— Конечно! — воскликнул Кузя. — Там могут быть пираты. Такие страшные, с настоящими пистолетами и остро заточенными кленками. Или — там может быть кровожадный тигр. Или… — Кузя понизил голос, — пришелец из космоса.
Лунтик рассмеялся:
— По-моему, тебе не нужно читать так много страшных книжек на ночь.

Шорох в кустах повторился снова. И вдобавок к нему друзья услышали еще и стон.
— Похоже там кому-то нужна помощь, — сказал Лунтик и без страха двинулся в кусты.

Они осторожно раздвинули ветки и обнаружили на земле птичку. Она лежала, положив под голову одно крылышко и тихонько плакала.
— Что с тобой случилось? — спросил Лунтик.
— Ой, мне так больно, — проговорила птичка. — Я перебила свое крылышко и теперь не смогу летать. А это значит, что скоро меня съест кошка или другой хищник.

Лунтик и Кузя переглянулись:
— Нет, мы этого точно не допустим, — твердо сказал Лунтик, и повернувшись к Кузе, он прошептал, — нужно срочно что-то придумать.

2. Отличная идея.

Друзья побежали домой к дедушке и бабушке Лунтика. Птичку они оставили там же, где и нашли, потому что для них она была слишком большой и тяжелой.
— Деда! Ба! — закричал Лунтик с порога. — Нам срочно нужна ваша помощь!
Спокойно, не говори на бегу, — остановил его рассудительный дедушка Шер.

— Что у вас стряслось?
Но Лунтик и Кузя не могли говорить спокойно. Перебивая друг друга, они принялись рассказывать о бедной, раненой птичке. Когда они закончили, дедушка почесал затылок:
— Мда. Вот так история. Ну, не будем тратить время. Пойдемте скорее вернемся к вашей находке.

Вместе они направились обратно к реке. Туда, где в кустах осталась лежать бедная птичка. К счастью, за то время пока отсутствовали Лунтик и Кузя, никто не успел съесть ее.
Дедуля с бабулей внимательно осмотрели птичкино крылышко.
— Плохи дела, — заключил дедушка Шер. — Крылышко можно перебинтовать, и оно заживет, правда, не очень скоро. А вот саму птичку нельзя двигать с места, с такой травмой.
— Но и оставить ее здесь мы тоже не можем! — воскликнула добрая бабушка. — Ведь ее наверняка кто-нибудь съест этой же ночью.
— Верно, — согласился дедушка.

Все четверо крепко задумались. Молча они стояли довольно долго, как вдруг Кузя воскликнул:
— А давайте построим для птички дом! Прямо здесь!
От такого предложения Лунтик даже подпрыгнул:
— Кузя! Какой же ты молодец! Это отличная идея!

Дедуля и бабуля тоже похвалили Кузю.
— Только нам нужно поторапливаться, чтобы успеть закончить домик до темноты, — сказал строго дудуля. — Так что, принимаемся за работу. И давайте еще кого-нибудь позовем в помощники.

3. Укрытие

Очень скоро у реки собралась приличная компания. Гусеницы Пупсень и Вупсень примчались первыми, потому что они были самыми любопытными. За ними прилетели милашки-бабочки. Следом — пришла божья коровка Мила. За ней — другие насекомые.

Все вместе они принялись собирать необходимые для домика материалы. Одни несли палочки, другие — травинки и листочки, третьи — камушки. Словом, уже через час рядом с птичкой выросла целая гора разных полезных для строительства принадлежностей.

И работа закипела.

Под бодрым командованием умного дедушки Шера, работа спорилась. Хорошо, когда кто-то умеет грамотно руководить. И еще лучше, когда другие умеют слушать.

Укрытие для птички было готово очень скоро. Но, посмотрев на него, бабушка вдруг заметила:
— А ведь, если пойдет дождик, вода обязательно просочится через щели, которые остались между веток.
— И правда, — согласился Лунтик. — Нужно что-то придумать!

Теперь уже не только дедушка, бабушка, Лунтик и Кузя принялись активно раздумывать над тем, как защитить домик от дождя. С ними думали и остальные собравшиеся.

Вдруг земля, рядом с домиком птички задрожала, и из-под нее показалась голова в желтой каске. Конечно, вы уже догадались, что это был Корней-Корнеич. Он последним услышал, что Лунтику и его друзьям нужна помощь, и тут же бросился на подмогу.
— Какие у вас тут проблемы? — сразу спросил дядя Корней.
— Нам нужно укрепить домик для птички от дождя, — сказал Кузя. — Но мы не знаем, как это сделать.
— От дождя, — задумался Корней-Корнеич, — хм. Я щас, — и скрылся обратно под землю.

Все думали, что он ушел насовсем, но вскоре Корней-Корнеич появился снова, и в руках у него были два ведра, наполненные неизвестно чем.
— Вот, держите, — сказал запыхавшийся Корнеич. — Пока добирался к вам, как раз наткнулся на глиноземы. Отличный материал, чтобы укрепить домик вашей птички от дождя.

Все обрадованно захлопали в ладоши. Странно, что до этого никто не придумал укрепить стенки домика глиной. Ведь известно, что глина не пропускает воду, а значит, может служить хорошим утеплителем в домике для птички.

Когда работа была окончена, друзья с радостью отошли в сторону, чтобы лучше разглядеть свое творение.
— Да это же не домик, а иглу! — воскликнул Кузя.
— Чего? — не поняли Пупсень и Вупсень.
— Иглу — это ледяной дом. Такие строят на севере эскимосы из снега и льда. И, хотя, наш домик построен из камушков, веточек и глины, по форме он все равно напоминает иглу!

Заключение

Тихая, холодная ночь опускалась на лес. Насекомые понемногу начали расходиться по своим домам. Домой пошли и Кузя с Лунтиком. Но перед этим, они заботливо укрыли птичку теплым лоскутным одеялом, которое сшила баба Капа.

Теперь они знали, что птичка точно не замерзнет, и будет в полной безопасности.
Крылышко у нее заживало очень долго, поэтому друзья целую осень и зиму подкармливали ее семечками, орешками и кашками до самой весны. А когда солнышко стало пригревать, птичка окончательно поправилась и смогла улететь из домика.

Она так сильно благодарила своих спасителей. И друзья тоже благодарили птичку. За что? За то что им было очень приятно заботиться о ней.
Так что, дорогие мои, кормите птичек, и особенно зимой. Тогда на своих маленьких крылышках, они обязательно принесут вам много радости.

Читать другие сказки про Лунтика:

Искорка упала ЧИТАТЬ
Привет и здравствуйте ЧИТАТЬ
Тетя Мотя и любовь к книгам ЧИТАТЬ
Новый дом для обитателей старого пня ЧИТАТЬ
Бабочка Элина организует показ мод ЧИТАТЬ
Сказка про игру в прятки ЧИТАТЬ

На дворе стояли трескучие морозы.

Каждое утро после чая Я надевал шубу, валенки и выбегал ненадолго погулять. Прежде всего я бежал в сад к яблоне, где мы с папой устроили птичью столовую.

Ещё месяц назад папа пристроил там дощечку, а я сыпал на неё разные крошки и зёрнышки.

Положив свежего корма для птиц, я отправлялся кататься с горы на санках. Но мороз обычно бывал так крепок, что лицо и руки начинали мёрзнуть, и приходилось возвращаться домой.

Играя дома, я часто подбегал к окну и смотрел, что делается на дворе. Деревья сада стояли седые от инея, а солнце светило тускло, будто сквозь туман.

Ах, как холодно было на воле! Птицы почти не показывались, они забились куда-то под застрехи от пронизывающего ледяного ветра.

А один раз утром, выбежав из дому, чтобы отнести птичкам корм, я вдруг увидел, что у забора темнеет какой-то комочек перьев. Я подошёл.

Прямо на снегу лежала синичка. Она не двигалась. Глаза у неё были закрыты.

Я взял птичку в пригоршни и старался согреть её своим дыханием. «Неужели она совсем замёрзла?» — подумал я.

Но тут вдруг синичка открыла чёрные, как бусинки, глаза и сейчас же вновь их закрыла.

«Жива, жива!» — обрадовался я и побежал с птичкой в руках домой.

Мы с мамой положили синичку в клетку, а клетку поставили поближе к печке.

— Мама, а как ты думаешь, она оживёт? — спрашивал я.

— Думаю, отогреется, — отвечала мама.

И вдруг птичка будто проснулась. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко-громко зачирикала. Потом она начала отряхиваться, прихорашиваться, поправлять перышки.

Я осторожно поставил ей в клетку чашечку с коноплёй и блюдце воды.

Но синица не испугалась моей руки, она только слегка отскочила в другой конец клетки, а когда я убрал руку и запер дверцу, сейчас же вспорхнула на край чашечки и стала клевать коноплю.

— Смотри, мама, да она совсем ручная! — радовался я.

— Нет, Юра, она не ручная, а очень голодная. Ведь сейчас птицам трудно добывать себе корм.

— А почему же они все к нам в столовую не летают? Я же им каждое утро угощение сыплю!

— Потому что не все птицы про твою столовую знают. Вот и эта, наверное, откуда-нибудь издалека сюда прилетела, — ответила мама.

Синичка наелась вволю, попила из блюдечка воды и стала скакать с жёрдочки на жёрдочку.

Я поставил клетку на окно в спальне и занялся своими делами.

К обеду пришёл папа. Он посмотрел на синичку и сказал:

— Поживёт денька два в клетке, а там можно её и выпустить, пускай себе по комнатам летает.

— А если она вылетит в дверь или в форточку и улетит? — забеспокоился я. — Ведь она опять может замёрзнуть!

— Нет, теперь уж она от голода и холода не погибнет, — отвечал папа. — Синички — птицы догадливые. Раз уж её тут подкормили, согрели, она всю зиму будет около нашего дома держаться и твою столовую мигом найдёт.

— Может, тогда её лучше самим выпустить? — предложила мама.

Но мне было очень жалко так скоро расставаться с этой весёлой птичкой, и я попросил маму и папу, чтобы они разрешили подержать в доме синицу.

— Пусть она у нас пока в клетке поживёт, отогреется, откормится, а там, к весне, мы её и выпустим.

Синичка прожила у нас всю зиму. Она очень скоро совсем оправилась, целые дни прыгала с жёрдочки на жёрдочку и не билась в клетке, когда я ставил ей чашку с водой или сыпал в кормушку коноплю.

А один раз птичка, даже не дожидаясь, пока я поставлю ей еду, чирикнув, прыгнула мне прямо на руку. Скакнула по руке раз, другой, потом приостановилась, склонила головку и вдруг клюнула меня в родинку на пальце — клюнула и даже слегка потянула её к себе. Но, убедившись, что это что-то вовсе несъедобное, синичка забавно потрясла головкой и потом почистила о мою же руку свой клюв.

Я был в восторге и всё держал в клетке руку. Синичка с нею, видимо, совсем освоилась. Она то прыгала по руке, то взлетала на жёрдочку.

Наконец я устал держать руку в одном и том же положении, вытащил её из клетки и побежал позвать маму, чтобы она поглядела, как я здорово приручил птичку.

Маму я нашёл в кухне.

Мы вместе вернулись в столовую и увидели, как из спальни вышла бабушка.

— Подожди, Юра, не входи, — остановила она меня. — Я там форточку открыла, чтобы немного комнату проветрить.

Мама вошла в комнату, закрыла форточку и тут же вышла обратно.

— Юра, ты не огорчайся, — сказала она: — ты забыл запереть клетку. Синички там нет, она улетела в форточку.

Я вбежал в спальню, оглядел всю комнату — синички нигде не было.

— И очень хорошо, что она улетела, — сказала мама, желая меня успокоить. — Твоей синичке сейчас гораздо лучше на воле, чем в клетке. Нечего зря её мучить.

— А пусть бы она пожила у нас хоть немножко… — уныло возражал я. — Может, и совсем бы ко мне привыкла и улетать не захотела.

— Ну, этого не бывает! — ответила мама.— Я уверена, что она поселится где-нибудь близко от нашего дома. Тут и гнездо совьёт. Мы её, конечно, ещё увидим.

Я поверил маме, что синичка поселится около дома, и вполне утешился.

Когда пришёл домой папа, он тоже сказал:

— И отлично, что синицу выпустили. Уже скоро весна. Ей нужно гнездо строить, а не в клетке сидеть.

Разговаривая, мы все стояли в столовой. Мама накрывала стол к обеду, а я ей помогал.

Вдруг мне показалось, что мама совсем тихо постучала пальцем о тарелку.

— Ты что? — спросил я её. Мама не поняла.

— Зачем ты постучала о тарелку? — Да я и не думала стучать!

— А кто же это?..

Я не успел договорить, как вновь послышался тихий стук.

— Слышите, слышите?.. Стук опять повторился.

— Да это в спальне, кажется, кто-то в окошко стучит, — сказала мама.

Она заглянула туда и сразу, подняв палец вверх, зашептала:

— Тс-с-с… тише, тише…

Папа и я на цыпочках подошли к двери и тоже заглянули в неё.

Снаружи на окне, на запертой форточке, сидела синичка. Она то заглядывала в комнату, то тюкала носиком в стекло — очевидно, пыталась влететь в комнату и не могла.

Мама осторожно подошла к окну, но только протянула руку к форточке, как синичка вспорхнула и исчезла за окном.

— Улетела, теперь уж не прилетит,— совсем огорчился я.

— Это неизвестно. Может, и ещё раз прилетит, — возразил папа. — Оставьте фортку открытой и идёмте обедать, а то я очень голоден.

За обедом я почти ничего не ел и всё прислушивался, не чирикнет ли синичка в соседней комнате. Я даже несколько раз порывался выскочить из-за стола и заглянуть в спальню, но мама строго сказала:

— Пока не съешь суп и второе, я тебя из-за стола не выпущу.

Пришлось всё съесть.

Наконец этот бесконечный обед кончился, я подбежал к двери и заглянул в спальню. Клетка на окне стояла пустая, и нигде в комнате синички не было видно.

Я сел в столовой к окну и стал от нечего делать перелистывать какую-то книжку с картинками, а сам всё думал о синичке… Вот если бы форточку сразу не заперли, синичка вернулась бы к нам. А теперь она улетела куда-то далеко и больше уже не вернётся…

Наконец и мама сказала, что, видно, синица не хочет возвращаться и пора запереть форточку, а то и так всю комнату выстудили.

Мама пошла в спальню, заперла форточку и открыла дверь, чтобы воздух в комнатах сровнялся.

Немного погодя я тоже вошёл в спальню — убрать пустую клетку.

Мельком я взглянул в окно. На дворе было пасмурно. Шёл не то дождь, не то снег. Сугробы под окном осели и сделались совсем тёмные. Намокшие голые деревья в саду тоже темнели как-то неприветливо.

«Чирвивик!» — громко и отчётливо раздалось где-то, совсем рядом.

Я вздрогнул и оглянулся.

«Чирвивик!» — послышалось вновь. Я поднял голову. На краю шкафа сидела синичка и сверху вниз поглядывала на меня.

— Мама! Она здесь, здесь!—обрадовался я. Все — мама, папа и бабушка — вбежали в комнату и сразу увидели синичку.

— Как же я её не заметила, когда фортку закрывала?— сказала мама.

— Да и я её тоже сразу не заметил! — радовался я. — Она меня первая увидела и поздоровалась со мной!

— Ну, теперь оставьте её в покое,—сказал папа.— Она, когда захочет, сама в клетку залетит.

И действительно, полетав немного по комнате, синичка залетела к себе в клетку и начала с аппетитом клевать коноплю. А потом вылетела вновь и уселась на уголок печки. Был уже вечер. Синичка распушилась, как шарик, спрятала головку под крыло, да так и уснула, сидя на печке.

С тех пор она стала жить на полной свободе.

                             https://kipmu.ru/wp-content/uploads/2021/03/vhhl.jpg                          

                                        Аношина Вера

«Выхухоль
— смешной зверёк»

Выхухоль — смешной зверёк,
У него есть хоботок,
А вокруг него — усы,
Но совсем не для красы.
Он не видит ничего,
Под землёю дом его.
Но усами всё вокруг
Ощущает он «без рук».
Роет норы у воды —
Ведь в воде полно еды!
Он прожорлив, много ест
Червячков, моллюсков здесь.
В Красной книге этот зверь,
Мало стало их теперь,
Исчезает этот вид —
Человек ему вредит:
Засоряет воды рек
Всякой дрянью целый век,
А за редкий, ценный мех
Истребит, наверно, всех.
Написала я, друзья,
Этот вам стишок не зря —
Берегите лес, зверей,
Дети… будьте нас добрей!

http://s3.fotokto.ru/photo/full/522/5222162.jpg

                         
Виталий Сибирцев

Беркут

Над
степями в небе синем
Хищник гордый и красивый.
Красота и мощь не меркнут
И вблизи прекрасен беркут.

                                
Салават Юлаев

Высоко
взлетает ворон,
Но взлетает сокол выше.
Беркут — царь всех птиц на свете —
Выше сокола взлетает.

https://faunistics.com/wp-content/uploads/2020/08/6.jpg

                                       Аленкина О.

Аист может спать в полёте

До пятнадцати минут.

Это вам не в самолёте

В мягком креслице вздремнуть.

Он летит под облаками,

И под крыльями страна

С разноцветными лугами,

Как на блюдечке видна.
Он свернуть не может с курса –

 Верно движется вперёд.

 Настоящее искусство

 Продолжать во сне полёт!

http://s3.fotokto.ru/photo/full/410/4102834.jpg

          Татьяна
Стукова

«Коростель»

Коростель
летает плохо,
Вот такой он неумёха.
Он взмывает над болотом
Очень редко, неохотно.
Но зато бегун проворный,
Быстрый, лёгкий и упорный.
Он петляет средь травы,
Что повыше головы.
Притаится от собак —
Не найдут его никак.
Люди говорят о нём,
Что на юг идёт пешком,
Так летать не любит птица.
Да, нетрудно ошибиться…
Только вот на самом деле
Всё ж летают коростели. 
Над морями, над лесами,
Африканскими песками,
Как и все, два раза в год
Совершая перелёт.
А куда же им деваться,
Как на юг пешком добраться?
Как оттуда им весной
В край родной попасть домой?

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2019/06/s1200-3-12.jpg

«Стихи про бобра»

                                
Фадеева Н.

Бобры
добры, бобры умны.

 Строители
и плотники.
Среди зверей они слывут
Как лучшие работники.
Как щедры и как мудры
Эти добрые бобры —
Строят хатки, чтоб ребяткам
Место было для игры.

                                                 Агния Барто

Хожу
я с самого утра,
Расспрашиваю всех:
— Какая шерстка у бобра?
Какой, скажите, мех?

А
это правда, что бобры
Возводят крепости-бугры
И прячут там бобрят?

А
верно говорят,
Что там лежат у них ковры
Из трав душистых и коры?

Спросил
я маму про бобра,
Но на работу ей пора.

Я
вижу дворника вдали,
Он подметает двор.


Вы мне сказать бы не могли:
А где живет бобер? —
А дворник мне: — Не стой в пыли,
Отложим разговор.

Не
отрываясь от игры,
Играя в домино,
Сосед смеется: — Где бобры?!
Их не встречал давно.

Скажите,
будьте так добры,
Скажите, где живут бобры?

https://user92471.clients-cdnnow.ru/image/img2187_0.jpg

                                                   
Рубцов Н.

Заяц в лес бежал по лугу.

Я из лесу шёл домой.

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

 Но, конечно, в тот же миг

 Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

 Думал где-нибудь под ёлкой

 О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

 После дедушки Мазая

 Не осталось никого.

                               Мила Борисова Омская
«Заяц-беляк»

Посмотри,
какой красавец!
Он, как снег, зимою, бел.
Вот так заяц! Всем на зависть
Шубку белую надел!
Но такой наряд беляк
Приобрёл не просто так.

Эта зимняя обновка
Для зайчишки – маскировка.
Снег, как будто друг родной,
Спрячет зайчика зимой.

На подушках лап, на пальцах,
Шерсть густая есть у зайца.
Потому-то на бегу
Не увязнет он в снегу.

Без чернил и без бумаги
На снегу он пишет знаки.
Вот попрыгал, натоптал,
След запутал и – пропал!
И лисицу он и волка
Иногда сбивает с толку.

Злобный хищник всюду рыщет,
Он себе добычу ищет,
Вот напал на зайца след…
Где же заяц? Зайца нет!

А зайчишка затаился,
И поглубже в снег зарылся,
Чтоб укрыться от ветров,
И, конечно, от врагов.

Уши он к спине прижмёт,
Кто пройдёт – не разберёт:
То ли заяц под кустом,
То ли просто снежный ком.

Так в снегу лежит глубоком,
Он часами напролёт,
Если хищник ненароком
На него не набредёт.

Не страшны ему морозы,
Страшен лишь голодный враг,
Если встанет вдруг угроза —
Всё спасение – в ногах!
Из-под носа прямо – прыг!
И помчался во всю прыть.
А весной для беляка
Жизнь и вовсе нелегка.

И когда везде сойдут
Снежные покровы,
Беляка повсюду ждут
Испытанья новые.

Снег-защитник исчезает,
Всюду землю открывает,
А зайчишка припоздал,
Шубку зимнюю не снял!

Белый зверь, как на ладони,
Виден всем на тёмном фоне.
Где укрыться от врагов?
Где искать надёжный кров?
Ведь родимый лес густой
Не покрыт ещё листвой.

Вот тогда-то эта шубка
С ним играет злую шутку,
И теперь наверняка
Выдаст зайца-беляка.

Но и осенью, подчас,
Наступает трудный час.
Снега зайка ждёт и ждёт,
Ну, а снег всё не идёт!
И опять на тёмном фоне
Наш беляк, как на ладони!

Снова летняя пора,
И в лесу и в поле,
Наросла кругом трава –
Зайцам вновь приволье!

Вновь оделся лес листвой,
Поменял наряд косой.
Шубку белую он снял,
Белый заяц бурым стал.

И теперь наверняка
Не узнаешь беляка!
Не узнать того в нём зайца,
Белоснежного скитальца.

Он живёт в траве густой
Со своей роднёй большой,

Бегают вперегонки
Вместе зайцы-беляки.

В догонялки всей гурьбою
Будут весело играть,
Будут свежею травою
На лужайках пировать!

https://ferma-nasele.ru/wp-content/uploads/2017/07/5-42.jpg

Любовь Бондаренко

«Лебедь
– кликун»

Кого
ты кличешь лебедь одинокий?
Подруги нету больше у тебя.
Убил её охотник злой, жестокий,
Бессмысленною стала жизнь твоя.

Вот
над водою ты крылами машешь
И озираешься, но гладь воды пуста…
Но разве ты кому-нибудь расскажешь,
Что жизнь без милой только суета…

Кричишь,
зовёшь, ты-весь сплошная рана,
Её не дозовёшься никогда.
Мир на тебя глядит, как бы с экрана,
Кругом покой и даже красота…

Но
ты не веришь больше в эти сказки,
О том, что мир по прежнему красив,
Померкло солнце и поблекли краски,
И ты не рад тому, что ещё жив…

Лети
мой лебедь бедный, белокрылый,
Перед тобой ещё такая даль,
Хоть жизнь и кажется теперь тебе постылой,
Но время унесёт твою печаль…

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-d1194285-d02a-49b2-aa63-2718669627a0&mb=webpulse

                                 
Анатолий Чигалейчик

«Воробьиный Сыч»

В
лесу жил воробьиный сыч,
Для мелких пташек грозный бич,
Днём прятался в густых кустах,
А ночью выйдя на охоту,
На мышек нагонял он страх.
Но быстро лето пролетело,
С деревьев ветер листья рвёт,
И с каждым днём всё холодает,
Тут понял Сыч-зима идёт.
Нашёл в лесу себе дупло,
Стал жить в дупле ему тепло,
Раз мышку жирную скогтил,
В дупло добычу поместил,
Потом поймал синичку — птичку,
Две землеройки придушил.
А напоследок воробьишку
В гнездо лесное поместил.
Подумал, заживу на славу
В гнезде и сытно и тепло,
Полез в гнездо, а места нету,
Забил добычей он дупло.
Стал Сыч добычу сторожить,
Зимою на морозе жить.
Разбойник сел на голый сук,
И не поймёт, за что наказан,
Сам превратил дупло в сундук.

Еды полно, но Сыч не рад,
А кто ему в том виноват?

1

                                  
Евгений Шаталов

«Гагара»

Пух
и в холод её греет,
Без воды ей трудно жить,
Хоть летать она умеет,
По воде ей проще плыть.

В
ледяной воде ныряет,
Рыбку ловит и глотает,
Собирает червяков,
Кормит маленьких птенцов.

Носит
красочный наряд,
Ярко пёрышки блестят.
Неразлучна уток пара,
Птица верная — гагара.

Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.  Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них малышам? В какие игры можно поиграть? Детям о зимующих птицах. Часть 1.

Зимующие птицы. Материалы к занятиям с детьми.

Детям о зимующих птицах

Сегодня я предлагаю вам, дорогие читатели «Родной тропинки» и ее гости, начать увлекательное путешествие в мир птиц.  Этот мир настолько интересный. разнообразный и большой, что наш разговор будет с продолжением. В этой статье Вы познакомитесь с первой частью наших бесед о зимующих птицах. А в следующих статьях найдете сказки, стихи, игры и рассказы о каждой зимующей птичке.

А теперь — начнем наше путешествие. Покажите малышу первую картинку.

Зимующие, кочующие и перелетные птицы.

Посмотри, кто к нам прилетел? Ты знаешь этих птиц? Назови их. Почему они называются зимующими?

Зимующие птицы. Задания и игры для детей.

Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотрите внимательно окраску птичек и назовите, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища)? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).

Предложите ребенку прислушаться к тому, что говорят ему эти птички. Пусть птички Вашим голосом похвалятся друг перед другом и перед малышом. «А у меня грудка красная! А головка черная!» — скажет Снегирь. «А у меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», — скажет Дятел. «А я воробышек — шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» — пропищит воробей малышу.

Спросите ребенка, кто еще зимует с нами (К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели – пусть малыш вспомнит, каких еще птичек он видел зимой рядом с домом, в парке, в лесу, на даче)

Зимующие птицы. Задания в картинках для детей.

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Спросите малыша, каких птиц он видит во дворе и зимой, и летом (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте «Сосулька» живем! А мы и не знали!

Курорт «Сосулька». Н. Сладков

Зимующие птицы. Сорока и сова.

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

После чтения сказки задайте малышу вопросы: Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?

Взрослым на заметку: Эта сказка очень хороша для инсценировки. Как легко и быстро  сделать самый простой пальчиковый театр для такой инсценировки Вы узнаете из статьи «Как звери готовятся к зиме. Часть 2». А персонажи для театра найдете на картинке ниже. Разыграйте диалоги между персонажами этой сказки. Можно добавлять новых персонажей (например, вопросы птицам-гостям курорта может задавать воробей или ворона, или синичка) и импровизировать. В таких инсценировках не нужно заучивать слова сказки, нужно просто передавать содержание своими словами – словом, это не инсценировка, а игра! А в игре репетиций не бывает! А бывает удовольствие от творчества! Чего и желаю всем — и детям, и взрослым! Ведь на курорте «Сосулька» даже зимой никто не унывает!

Пальчиковый театр. Зимующие птицы.

Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом) Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать, и жить на одном месте)

Кочующие птицы прилетели к нам на зиму. А где же сейчас наши ласточки, стрижи, аисты, гуси, кукушки? Куда они делись? Правильно. Это птицы перелетные, они улетели в теплые страны, их зимой у нас не встретишь. И даже письмо нам прислали. Хочешь узнать, о чем они пишут? Вот какое письмо они послали Сороке – почтальону:

Сказка о зимующих птицах

«Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку» (по мотивам рассказа «Что пишут птицы из-за границы» Г. Юрмина и А. Дитрих)

Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Выслушайте любые предположения ребенка. А после подскажите: «Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда. Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых. Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!») Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!

Как живут птицы зимой?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Зимующие птицы. Рассказы и задания для детей.

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть малыш попробует показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупла, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите малышам показать, как птички друг друга греют. Пусть прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, чик-чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»)

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (пусть малыш вспомнит, что делали птички, которых он видел на прогулке? Они искали корм или клевали его) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно прочитать отрывки из «Лесной газеты» В. Бианки

Холодно в лесу, холодно! В. Бианки

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин.
Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко

Кто сыт, тому холод не страшен
В. Бианки

У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!

После чтения спросите ребенка: Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (чтобы согреться) Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (нужно, чтобы было много корма) Как мы можем помочь птицам зимой?

Для маленьких почемучек. Познавательное видео о зимующих птицах для детей.

Покажите детям этот учебный телефильм о зимующих птицах. В нем ребенок сможет вблизи рассмотреть разных птичек и узнать много нового и интересного о их жизни. Приятного просмотра!

Желательно просмотреть с детьми этот фильм несколько раз. Первый раз мы смотрим фильм для ознакомления. Первый просмотр обычно очень эмоциональный, дети увлечены не деталями, а интересными яркими картинками и сюжетом.

Затем после первого просмотра, наблюдая птиц на прогулках и слушая рассказы и сказки, делая задания и рисуя, выполняя аппликации птиц дети узнают много нового о зимующих птицах. И тогда ребята, повторно просматривая фильм, смогут заметить в нем много новых деталей, на которые раньше не обращали внимания. Можно даже провести игру «Самый главный следопыт» — кто больше нашел в фильме интересных фактов о жизни птиц зимой.

Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мультфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания. Я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Сравнение воробья и голубя

Сравнение снегиря и синицы

Сравнение щегла и свиристели

Сравнение сороки и вороны

Речевая игра «Скажи наоборот».

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

 Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?»  по теме «Зимующие птицы». 

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей.

Зимующие птицы. Задания в картинках для занятий с детьми

 Зимующие птицы. Задания в картинках для детей.

 Зимующие птицы. Задания для детей в картинках.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам. 

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет).

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Зимующие птицы. Задания для детей.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

Зимующие птицы в картинках и заданиях для малышей.

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц? Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах.

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для  детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

 Птицы зимой. Часть 2. Познавательные рассказы, игры, стихи, логические задачи, сказки для детей о дятле.

Воробей: детям о природе. Народные игры, познавательные сказки, стихи, мульлтфильмы и многое другое.

Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки про клеста и других лесных обитателей для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел». Мультфильм для малышей.

Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Познавательные сказки, логические задачи и загадки для детей о зимующих птицах

Кто как к зиме готовится. Познавательное видео   для детей по диафильму Г. Скребицкого.

Картинки ко всем статьям о зимующих птицах в хорошем разрешении и высоком качестве выложены в виде презентации в нашей группе В контакте  »Развитие ребенка от рождения до школы» в разделе группы «Документы» (под видеозаписями группы). Презентацию можно редактировать.

О том, как другие животные к зиме готовятся и зимуют, читайте в статьях сайта:

Кто как зимует: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей, загадки, диалоги.

Как рыбы зимуют.

Как звери готовятся к зиме. Часть 1.

Как животные готовятся к зиме. Часть 2.

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Read more: 

http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/#ixzz4YUi8Odpc

  • Сказка про птичку тари
  • Сказка про птицу для детей читать
  • Сказка про пуночку и ворона
  • Сказка про птичку аудио
  • Сказка про пряничного человечка читать