Сказка про принца и принцессу слушать

Девица-красавица и правда многим нравится, но за прекрасной маской не видно иногда, какая гниль скрывается. и ждт того беда, кто

Девица-красавица

И правда многим нравится,

Но за прекрасной маской не видно иногда,

Какая гниль скрывается.

И ждёт того беда,

Кто лишь на вид повадится.

В далёком королевстве много лет назад жил принц, красавец и храбрец, заслуг его не счесть. О золоте его волос сложили ни одну легенду, о силе его говорят по всему белу свету. И вот пришла пора отцу своему сыну-молодцу вручить корону и престол. Но как же будущему королю без королевы. Позвал отец к себе и огласил вердикт:

— Жениться тебе надо, сын. И поскорее. Правлю я уж много времени, уж стар я стал для такого бремени. Не помню даже то, что слышал пару фраз назад. Не ровен час забуду и дышать.

— Что Вы такое говорите, отец мой?! По-моему Вы полны сил и будете править ещё долгие лета! — Уверенно промолвил принц, на что король лишь усмехнулся.

— Мне нравится настрой твой, сын. Но не отменит это моего наказа. Дней через пять устроим бал, прибудут на него принцессы, королевы, герцогини. Ты выбирай умом, а не любвеобильным сердцем. Всмотрись внимательнее в ту, с которой собираешься свой век ты скоротать. Не выбирай ты абы как. И не ведись на сладостные речи…

— Да, знаю, батюшка. Не малый уж мальчишка. Я много видывал людей на этом свете. Уловок тучу повидал, не удивишь меня уже.

Король вздохнул лишь тяжко и сына отпустил. Ведь знал старик, что не послушает его дитя, пока не обожжётся раз. Проходят через это все и ничего тут не поделать.

И вот уже настал тот час, когда карет и паланкинов вереница выстроилась пред дворцом. И принц, глядя в окно высокой самой башни, своим придворным говорил:

— Ох, сколько девушек прекрасных. Как выбрать мне?? Как всех узнать? Скажите мне, о светлые умы!

— Может, Ваше Высочество изволит устроить соревнование и узнать, кто краше среди милых дам, а кто талант какой имеет? — Спросил старик седобородый.

— А мысль неплоха. Какие есть ещё?

— Ваше Высочество, а может попросить прекрасных дев поведать нам о жизни их, привычках, быте? — Глаголил герцог молодой.

— Эх, не получится, боюсь. Смотри, как много их уже, и месяца не хватит нам, чтоб всех услышать да запомнить.

Замолкли светлые умы, не в силах дать совет, который бы помог беде монарха. С позором удалились. Вздохнул принц тяжко и присел, но тут же в дверь раздался стук.

— Да-да?

— Ваше Величество, Вас видеть хочет принцесса Светлых Берегов — сказал слуга поспешно.

— Зовите же её сюда, не заставляйте даму ждать!

— Как скажите, мой принц.

Слуга ушёл, а на губах у принца улыбка заиграла. Ведь прибыл его старый друг — принцесса Светлых Берегов, Алиса. Она умна и весела. Вот, кто совет даст дельный да и настрой мне верный.

Вошла она, девица в теле, румяна, волосы коротки, простое платье, без изысков. Она была из тех, в ком друга видели и парня своего. В ней не было той жгучей красоты, заместо этого были открытость, честность и ум, что поострей иглы.

Принц обнял девушку радушно и пригласил присесть с ним да подумать.

— Что гложит Вас, мой принц?

— Подруга дорогая, послушай, дай совет. Невесту выбрать надо, но выбор чересчур велик. Старик-отец мне дал наказ: «С умом невесту выбрать». Но как же, как же всех узнать? И как понять мне, где лукавство…

— А что ж Ваши придворные глаголят?

— Все, что смогли мне предложить они, — устроить среди дам соревнование. Чтоб оценил я их способности и внешность.

Не долго думая, принцесса предложила:

— А ежели у каждой из прекрасных дев будет минута, чтобы Вам запомниться, о друг мой дорогой. А после выбирешь ты тех, кто выделялся из толпы скучнейших, серых и обычных. И с ними поведёшь уж ты беседу столь долгую, сколь сам того захочешь. Ведь ты умён и отличишь лукавство девушки одной от добродетели другой. — Иной раз, как сейчас, забыв про правила двора, про этикет, переходили вдруг они на «ты».

— Да, ты права, во всём права, Алиса, дорогая. О, как же выручила ты меня! Не знаю, что было бы со мной, не будь тебя. Наверняка, давно бы отошёл в иной мир.

— Не говорите так, мой принц. Я лишь дала совет, который Вы просили. Сейчас же я, прошу простить, должна вернуться вниз ко всем.

— Давайте я Вас провожу, подруга дорогая. Давно уж мне пора приветствовать гостей.

Так и спустились они вместе, рука об руку, и принц ушёл к гостям. Лишь только гости собрались, начался пир и танцы. Вино лилось не реками. Морями. И вот, когда уж все навеселе, принц начал свою речь.

— Король мне дал наказ — выбрать себе жену средь вас, принцессы, герцогини, королевы. Вас много так, вы все прекрасны, аж разбегаюстся глаза. Поэтому послушаюсь я мудрого совета. С каждой из Вас я проведу короткую беседу. А с теми, кто запомнится, я проведу часы, узнаю хорошенько и выберу с умом. Ведь так и должно выбирать невесту.

Старик-отец кивнул довольно. И начался беседы час, час выбора жены. Вот эта мямля, та скучна, а эта ничего не знает, кроме моды. Вот эта некрасива, та слишком полна. Принц выбирал так привередливо, что отмел почти всех. Затем пред ним предстала дама, её краса затмила бы закат, а голос был так сладкозвучен, а речи были столь мудры. Изъяна он в ней не нашёл, запомнил и влюбился, как мальчишка. Затем пошли ещё другие, но с ней в сравнении казались они серыми мышами.

Какое ж было удивление, когда увидел он Алису, с нею последней он беседу вёл. Недоуменье, удивденье — запоминающиеся чувства.

Настал черёд выбрать, кто перейдёт к долгим беседам, а кто нет. Чтоб было всё по-честному, принц назвал Алису. А также герцогиню Рохо и принцессу Острых Пиков. Эта принцесса в список попала просто потому, что рассуждать про фехтование могла часы не умолкая. А герцогиня Рохо была той самой прелестной девой, что принцу по сердцу пришлась.

И вот разъехались все гости, остались лишь названные принцем прекрасные девицы. Пока принц говорил о фехтовании, принцесса Светлых Берегов, решив подумать на ходу, пошла гулять по саду. Услышала она там разговор, прислушалась невольно.

Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное — попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней. Публикуем сокращенный конспект вебинара «Сказки с философами: Золушка», организованного просветительским проектом ScienceMe, в котором кандидат философских наук Елена Брызгалина рассматривала сказку о бедной падчерице в ее культурном контексте.

Сказка про принца и принцессу слушать

Елена Брызгалина

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Сказка про принца и принцессу слушать

Сегодня я приглашаю вас поговорить о сказке «Золушка» с учетом того, что ее глубинные, философские смыслы открываются нам только при внимательном прочтении. Мы будем пытаться анализировать сказку в контексте культуры и самых важных вопросов — о смысле жизни и соотношении целей и средств. Вообще, анализировать сказку в сегодняшнем мире трудно, потому что основной жанр современной жизни, наверное, — это шоу. Шоу не позволяет достичь целостности, которой требует сказка, поэтому сегодня мы сделаем только шаг навстречу «Золушке» — поговорим, о чем учит, но о чем не поучает сказка. […]

Сказка про принца и принцессу слушать

Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается — в обоих случаях все закончилось свадьбой.

Достоверно можно сказать, что первый письменный источник, повествующий о сюжете «Золушки», — это «География» греческого ученого Страбона. Он, в свою очередь, опирался на несохранившийся древнеегипетский источник, согласно которому в одной из пирамид покоится царица, выбранная в жены царем по сандалии, занесенной орлом.

Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и муж-император в награду. Как и в классической версии, в китайском варианте у героини миниатюрная ножка — один из канонов женской красоты в Китае.

В корейской версии Золушка — 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на чью-то свадьбу. По дороге девочка роняет в воду туфельку, ее находит начальник провинции и объявляет, что женится на владелице.

Сказка про принца и принцессу слушать

В европейской хронологии первой известной версией «Золушки» была версия итальянского поэта и сказочника Джамбаттисты Базиле. Сговорившись с няней, главная героиня крышкой сундука ломает мачехе шею и потом уговаривает отца жениться на няне. Однако шесть дочерей няни невзлюбили девушку, и Золушку спас случай: однажды ее увидел король и влюбился. Впрочем, девушка не хотела выходить замуж и убежала, уронив туфельку, грубую пианеллу с подошвой из пробки (такую обувь носили в Неаполе женщины эпохи Ренессанса). История заканчивается общенациональным розыском, свадьбой, и Золушка-убийца становится королевой. Заметили закономерность? Чем древнее сказка, тем она жестче и грубее.

Но давайте добавим немного теории. Мы с вами увидели, что в разных странах и в разные времена сказки обладают сходным сюжетом. Каждый народ отражает особенности своей жизни, но неизменно в формате сказки о девушке, которую обижает злая мачеха. Сказка не объясняет причин ненависти мачехи и даже не показывает реальных путей преодоления конфликта. Сказка говорит: «Это несправедливо, так быть не должно», — и в замкнутом волшебном мире несправедливость исправляется. Такие сказки называют волшебными, суть их сюжета — в воздаянии: чтобы получить подарок судьбы, надо добиться успеха через претерпевание несправедливых мучений, и тогда осуществятся собственные желания.

Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро — он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку.

Сегодня о Перро сказали бы так: инноватор

Главным предметом восхищения в годы жизни Перро были античные произведения — все от мала до велика подражали им, но это было невероятно скучно, потому что с жизнью Франции того времени античные сюжеты были вообще не связаны. Перро выпустил тоненькую книгу волшебных сказок, и они стали глотком свежего воздуха: его сказки были одновременно и волшебными, и реалистичными, читать их было так увлекательно и просто, что никто не мог от них оторваться. Окрыленный прибылью издатель Клод Барбен повторил тираж трижды, в его парижском магазине ежедневно продавалось 50 экземпляров книги Перро. Накануне начала XVIII века это событие было сравнимо с культурной бомбой.

Сказка про принца и принцессу слушать

Помимо версии Перро, известна версия братьев Гримм, которые, кстати, утверждали, что башмаки — это символ власти жены над мужем. До сих пор во многих языках существует выражение «быть под каблуком», означающее, что в конкретной семье жена главная. Если сравнивать варианты братьев Гримм и Перро, можно заметить, что братья восстановили прежнюю жестокость «Золушки» — там волшебства гораздо меньше, чем у Перро. Например, когда в семью Золушки заявляется гонец с туфелькой, злым сестрам все-таки удается примерить туфельки — одна отрезает себе пальцы, другая — пятку.

Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки — Золушка стала одним из образов мировой литературы.

Образ Золушки можно отнести к мифемам: в ее имени сконцентрирован миф, который несет информацию об основе жизни в символической формеТак определял мифему антрополог Клод Леви-Стросс.

В вариантах разных народов имя главной героини образовано от слов «зола» или «пепел». Попелюшка — на украинском, Пепелка — на словенском, Пепеляшка — на болгарском. Даже на английском имя Cinderella звучит схоже с французским вариантом — оно пришло из итальянского и тоже означает «пепел».

Какие еще есть версии происхождения имени Золушка, кроме отсылок к золе? Филолог и фольклорист Владимир Пропп увидел в имени Золушка связь с древним обрядом инициации. При инициации у многих народов существует запрет на умывание: пока ты не умыт, ты невидим. Также от пребывания в состоянии «неумытости», невидимости от черноты, у многих народов зависит качество урожая. Тот же Пропп приводит доказательства того, что имя Золушка может быть связано с браком. У многих народов перед вступлением в брак юношей вымазывали грязью. От юноши требовалось, чтобы он ходил по селению в таком виде несколько дней, а непосредственно перед свадьбой его отдавали в руки взрослых женщин, которые его мыли. После этого юноша мог вступить в брак. Итак, можно сделать вывод, что мифема «Золушка» многозначна, «Золушка» — это не имя, а характеристика героини.

Источник: McGill Library / unsplash.com

Источник: McGill Library / unsplash.com

Каким было имя девушки, если Золушка — только прозвище? А этого никто не знает. Но если имени нет, то на место этой героини себя может поставить любая девочка.

Сколько лет Золушке? Первое, что все вспоминают, — это разница в возрасте между сестрами. Золушка явно младше их. Все считают, что отец Золушки женился на женщине с двумя дочерьми, и есть версия, объясняющая, почему новая жена отца и сестры к ней плохо относятся. Например, маленькая Золушка вовсе не падчерица, то есть ребенок умершей первой жены, а кукушкино дите — понятно, почему отец не защищает свою родную дочь. В этом контексте и поведение отца, и поведение законной семьи выглядят адекватно и понятно. Но, согласитесь, что-то в этой версии не так: нам не хочется такой судьбы для Золушки.

Как выглядела Золушка? В разных версиях сказки практически не описывается внешность Золушки, но почему? Потому что внешность не важна. Сказка с самого начала создает возможность увидеть душу Золушки, скрывая все материальное и внешнее. С первых строчек, несмотря на лохмотья и золу, Золушка нравится читателю, а к началу бала у нее совпадает внешнее и внутреннее — Золушка становится прекрасной не только душой, ее лицо становится открытым.

И вот еще какой тонкий момент: Золушка не была писаной красавицей, а ее сводные сестры не были уродинами. Перро пишет, что сестры завидовали красоте Золушки, но согласитесь, что многим из нас окружающие часто кажутся более привлекательными, чем мы сами. То есть сказка учит, что зло не всегда внешне уродливо, а доброта не всегда гиперкрасива. Не стоит в сказке полярно разводить некрасивых злых сестер и красавицу Золушку. Шарль Перро — и в этом его волшебство — создал более тонкую сказку, более мудрую историю про реальных людей.

Давайте отвлечемся от повседневного смысла сказки и порассуждаем, что такое красота.

Сказка про принца и принцессу слушать

В современной науке есть такое междисциплинарное направление — биоэстетика, которое ставит вопрос, насколько восприятие красоты предопределено нашей биологией и эволюцией, которую прошел наш вид. На основе закономерностей золотого сечения и правильных пропорций была выведена формула, маска, подходящая всем людям, которые признаются красивыми независимо от расы и национальности. Эта маска фиксирует линию роста волос, пропорции основных деталей лица — глаз, рта, носа.

Мы воспринимаем золотое сечение как канон красоты не случайно: у наших предков пропорциональность, гармоничность, симметрия тела были связаны со здоровьем. Например, даже сегодня, когда в спорт отбирают бегунов, обращают внимание на симметричность их ушей. И не потому, что аэродинамика нарушается и им тяжело бегать, а потому, что симметричные уши означают симметричный толчок правой и левой ногой, что очень важно для качественного бега. Так вот, биоэстетика показывает, что самой природой в нас зафиксированы некоторые закономерности того, что мы считаем красивым.

Сказка про принца и принцессу слушать

Давайте посмотрим на лицо Золушки. Черты, которые воплощают образы героини в мультфильмах или фильмах, не случайны. Во-первых, обратим внимание на типично детские черты лица — не зря нам кажется, что Золушка подросткового возраста, хотя в тексте сказки это нигде не указывается. В подростковом возрасте сохраняются типично детские черты, например непропорционально большие глаза, и когда мы видим сигналы, свидетельствующие о том, что перед нами ребенок, то мы, взрослые, ведем себя покровительственно. Возникает желание опекать, защищать, что часто привлекает мужчин, однако для взрослых отношений этого мало. Поэтому в чертах Золушки, например в мультфильме Диснея, черты ребенка сочетаются с чертами взрослой девушки: высокие скулы свидетельствуют о начале полового созревания, о возрасте, когда уже допустима мысль о взрослых отношениях.

В сказке все не случайно — даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ

Не случаен и выбор волшебных предметов. Первый волшебный предмет, который все вспоминают, — тыква, но почему именно она? Во-первых, это большой овощ — разве не такой нужен для кареты? Во-вторых, не стоит забывать, что изначально тыква в Европе не росла. В XVII веке ее завезли конкистадоры, вернувшиеся из Америки: ко времени написания сказки Перро тыква не была широко известна и представлялась народу заморской таинственной волшебной гостьей, то есть фея-крестная использовала волшебный овощ. И, конечно, золотистый цвет тыквы соответствовал цвету карет того времени, ведь их обивали золотом.

Еще один безусловно волшебный предмет — это туфелька. Давайте вспомним: в египетской сказке были кожаные позолоченные сандалии, в китайской — обувь из золотых нитей с подошвами из чистого золота, в итальянской — серебряные туфли, у братьев Гримм — туфельки, расшитые шелком и серебром. Но мы-то все помним про хрустальные туфельки, именно хрустальную туфельку считают чуть ли не ключевым образом в сказке, но посудите сами: какая дикость — носить туфли из хрусталя, которые совсем не гнутся! На это впервые обратил внимание Оноре де Бальзак, который сказал, что стеклянная туфелька непременно разбилась бы на мраморных ступенях.

Сказка про принца и принцессу слушать

Есть версия, что хрустальный башмачок появился в результате ошибки переводчика, который занимался текстом Шарля Перро и стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В рукописи Перро Золушка сбегает по лестнице бесшумно, потому что у нее туфелька vair — то есть «меховая». Переводчик заменил устаревшее vair («мех») на более современное verre — «стекло, хрусталь», и в одно мгновение меховая туфелька навсегда превратилась в хрустальную.

О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но все-таки французские исследователи склоняются к тому, что ошибки не было. Дело в том, что ко времени жизни Перро французская орфография вполне устоялась, а сам он был членом Французской академии и, конечно, не мог допустить ошибку сам — и заметил бы, если бы ошибку допустил кто-то другой.

В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.

С какой ноги была туфелька, которую потеряла Золушка? На этот вопрос есть научный ответ, который зависит от нашей биологии. Вплоть до XVIII века туфли делали одинаковыми для правой и левой ступней, а правыми или левыми они становились после «обнашивания». На бал Золушка надела туфельки впервые, и если она была, как большинство людей, правшой, то, скорее всего, потеряла левую туфельку: все дело в том, что обычно у правшей правая нога больше левой.

Сказка про принца и принцессу слушать

Еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька — женский символ, а узнавание по туфельке — это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.

Теперь часть философско-психологическая. Есть мнение, что девочкам нельзя читать сказку и смотреть фильмы про Золушку, в подтверждение которого используются два основных аргумента. Первый аргумент — «Золушка» вредна тем, что ее ключевая идея заключается в том, что бедная поломойка никогда бы не стала женой принца, если бы не ее терпение и покорность или не помощь феи. Стремление быть покорной, чтобы получить за это воздаяние, или надежда на помощь феи уродуют судьбу женщины, потому что формируют ложный сценарий ожидания «принца».

Второй аргумент — образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.

В сказке также можно найти сценарий ожидания — психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?

Сказка про принца и принцессу слушать

Здесь мы переходим к последней, практической части, настоящим смыслам сказки «Золушка», которые можно использовать в своей жизни. Некоторые родители акцентируют внимание на том, что без красивого платья и выхода в свет на Золушку никто бы не обратил внимания. Но не стоит делать акцент на покровительстве, вместо этого спрашивайте у детей, понятны ли им смыслы, пусть они делают выводы самостоятельно.

Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?

  • Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.

  • «Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.

  • Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.

  • Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии — это история женской фрустрации. Золушка — это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.

  • Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.

Однако здесь важно следующее — не пропустить время для развития. Фея отправила Золушку на бал, но дальше все зависело только от самой героини. Во дворце никто не усомнился в том, что она достойна присутствовать на балу. В сказке Перро залогом успеха Золушки на балу и любви принца стали аристократические ценности, хорошие манеры и умение безупречно себя вести.

Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» — это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки — в принцессу.

«Три орешка для Золушки» | Фото: Studio Barrandov / DEFA

«Три орешка для Золушки»|Фото: Studio Barrandov / DEFA

Кадры, на которых юные Либуше Шафранкова и Павел Травничек едут по заснеженной равнине под песню в исполнении Карела Готта, наверное, одни из самых известных в истории чешского кино. И ремейк такого фильма не мог не вызвать в Чехии определенную критику.

«Норвежская исполнительница, разумеется, не обладает озорной искоркой Либуше Шафранковой», – считает журнал Reflex, который полагает, что «музыка в фильме невыразительна». «Музыкальная стилизация в целом ближе к «Игре престолов», чем к музыке Карела Свободы [чехословацкого композитора]», – сообщает «Чешское Радио».

«Франтишек Павличек [автор чехословацкого сценария] писал прекрасно, и хотя над норвежским сценарием несколько лет работали стразу четыре опытных сценариста, сильно испортить его они не смогли. Однако кое-что им тут удалось – они лишили «Золушку» юмора, и это одно из самых тяжелых прегрешений. Хотя собственным волшебством новинка обладает, однако оно несколько иного толка, более суровое», – говорится в рецензии, опубликованной в газете Právo.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

Золушка 1973 года была уверена в себе, умела стрелять из лука, любила лес, и «не смотрела на принца с одним лишь обожанием». «Что еще более современное тут можно написать даже сегодня?» – удивляется автор рецензии. «Создатели называют фильм феминистским, не экономя на нравоучениях вроде: «Не отстреливай животных, которых не сможешь съесть»», – с иронией отмечает автор.

Немало споров в Чехии также вызвал и поцелуй двух мужчин в кадре: говорили, что в Чехии покажут копию без этого короткого эпизода, но теперь всю эту историю называют «пиар-трюком». Не понравилась критикам и демонстрация желудочных проблем, с которыми сталкивается сестра Золушки из-за чечевичной диеты.

Вацлав Ворличек | Фото: Adam Kebrt, Český rozhlas

Вацлав Ворличек|Фото: Adam Kebrt, Český rozhlas

Режиссер чешской ленты Вацлав Ворличек, скончавшийся в 2019 году, несколько раз отказывался снимать норвежский вариант киносказки. «Я приехал в Осло, но когда увидел тамошних девушек, то понял, что вторую Либушку там не найду!» – не без юмора комментировал Ворличек идею норвежцев в интервью «Чешскому Радио». Однако на создание ремейка их благословил. В результате фильм поставила норвежская актриса и режиссер Сесиль Москли.

Главную роль в ленте «Tre nøtter til Askepott» исполнила 25-летняя певица Астрид Смепласс. Принца играет Ченгиз Аль – один из самых популярных молодых актеров Норвегии. Да и весь актерский состав – крупнейшие звезды, такие как Кристофер Хивью из «Игры престолов» и Торбьёрн Харр из «Викингов».

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: David Vu, Storm Films

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: David Vu, Storm Films

В чешском прокате в фильм вернется «принц» Павел Травничек, голос которого в ленте 1973 года не прозвучал – из-за моравского акцента его тогда дублировали. Теперь Травничек озвучил одного из персонажей. Чешская Золушка – актриса Либуше Шафранкова летом 2021 года скончалась.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

На вопросы английской редакции Radio Prague Int. ответил один из продюсеров ремейка Фредерик Ховард.

– Почему чехословацкая лента оказалась такой популярной в Норвегии?

– Думаю, прежде всего потому, что это потрясающая картина. Кроме того, это был один из первых неамериканских детских фильмов, который действительно всем понравился, потому что был чем-то особенным. Там показана сильная девушка, которая посмела забрасывать снежками принца. Фильм ближе к нашей культуре, чем гламурные американские сказки Диснея.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

– Правда ли, что когда телеканал однажды решил не показывать фильм на Рождество, телезрители Норвегии пришли в негодование?

– Да, было много жалоб в прессе и писем в правительство. Люди были из-за этого просто не в себе! Думаю, для большинства норвежцев просмотр «Золушки» по телевизору – одна из отличительных черт Рождества. Каждое Рождество одно из самых важных событий – собраться всей семьей и посмотреть этот фильм.

– Почему вы решили снять ремейк такой сверхпопулярной ленты?

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

– Причина, по которой я хотел сделать это, очевидно, в том, что я люблю оригинал. Однако лента начала несколько устаревать. Кроме того, фильм у нас был доступен только на чешском языке: версия, которая транслируется в Норвегии, озвучена одним человеком, который дублирует всех персонажей. Мы хотели сделать фильм современнее, сохранив при этом суть оригинала. Я считаю, что спустя полвека мы вправе переделать любимое произведение. Ведь мы снова и снова исполняем Моцарта, время от времени делаем новые версии песен Beatles, и здесь то же самое. Мы должны быть уверены, что рассказанная история воспринимается новым поколением как современная.

– Чем новая версия отличается от оригинала? Какие самые большие изменения вы внесли?

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

– Я думаю, что большинство изменений носит эстетический характер. Кроме того, мы используем современный язык, и, конечно же, фильм снят в других локациях. Мы работали в Норвегии, что не входило в изначальные планы. Мы собирались снимать в Чехии и Словакии, но из-за ограничений на поездки в связи с пандемией коронавируса нам пришлось осуществлять производство в Норвегии. Это, конечно, изменило эстетику фильма – действие перенесено выше в горы. Другое важное изменение состоит в том, что в конце мы добавили чуть больше экшена. И также привнесли новое содержание в третий орешек. Это должно стать небольшим сюрпризом для зрителей.

В современном прочтении сказки зрители увидят новые костюмы и, конечно, норвежскую зиму и заснеженные леса.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

Кстати, когда кинематографисты ЧССР и ГДР снимали свой фильм – а съемки проходили в замке Морицбург под Дрезденом и в чешском замке Швигов – то столкнулись с нехваткой снега. В Германии пришлось использовать искусственный снег из перемолотых рыбных костей, которые источали отвратительный запах. В Чехословакии крыши посыпали гипсом, а белым покровом служил перемолотый полистирол. В Норвегии снега было достаточно.

«У норвежцев были не только горы снега, но и ледяные водопады. Кадры природы, сделанные, в том числе, и благодаря современным технологиям, относятся к самым эффектным», – пишет газета Právo.

Мечта об идеальном партнере – одна из самых вредных. Идеал – это то, чего нет в реальности. Если вы решили, что вам нужен идеал – вы обречены на одиночество.

Часто такая мечта возникает в отсутствие опыта наблюдения за хорошими отношениями взрослых в детстве. Отношений, в которых двум неидеальным, земным людям удается путем постоянной совместной работы создать атмосферу, в которой безопасно и комфортно жить. И им самим, и их детям.

К сожалению, такая модель отношений встречается в жизни достаточно редко. Тогда с раннего детства ребенок обречен наблюдать за постоянным столкновением двух самых дорогих людей, не научившихся слышать и слушать, понимать и поддерживать друг друга. Остающихся одинокими – даже в браке…

Видео дня

Такой пример не вдохновляет, и его не хочется повторить в собственной жизни. Ребенку остается искать пример в другом месте, зачастую – далеко от реальности, в мире грез и сказок.

Выходя за пределы родительской семьи, мы тоже нечасто видим примеры здоровых отношений. Массовая культура тиражирует все новые варианты сказки про Золушку, дождавшуюся своего Принца. О котором к завершению сказки мы (вместе с Золушкой) знаем только то, что он отличается приятной внешностью, заметной инфантильностью, умеет скучать, танцевать, флиртовать с красавицей-незнакомкой и раздавать приказания своим слугам.

Какой из этого персонажа получится муж и отец – большой вопрос.

Много вопросов есть и по поводу самой Золушки. Есть ли основания считать, что она готова к обязанностям Принцессы и в будущем – Королевы? Готова к задачам, которые пришлось решать той же Кейт Миддлтон? Есть ли у нее образование и навыки отстоять себя и свои границы в общении, стать равной в королевской семье? Найти общий язык с Принцем и не допустить повторения собственной истории с их общими детьми? Сможет ли Золушка воспитать детей без комплекса Жертвы?..

Ох, не просто так большинство сказок о любви заканчиваются свадьбой.

А как в реальности? 2 человека встречаются. Вначале происходит проверка их биологической совместимости как потенциальных родителей. Если Природа одобряет этот вариант, то одаривает пару мощным коктейлем гормонов, которые обеспечат притяжение друг к другу, основанное на сексуальной составляющей. Ты смотришь на партнера сквозь розовые очки: недостатки выглядят милыми и незначительными, достоинства – грандиозными.

Еще один фактор – мнимая схожесть партнера с идеалом. Достаточно мелочи: особенный взгляд, движение, удачная фраза. В период ухаживаний люди демонстрируют партнеру лучшую версию себя. И надеть на живого человека маску идеала становится еще легче. Дальше каждый рисует свою картинку идеального будущего, имеющую мало общего с реальным человеком и ситуацией.

Наконец, Природа и иллюзия добились своего: происходит секс.

Контакт с реальностью возвращается через какое-то время после хэппи-энда. Влюбленность конфетно-букетного периода разбивается о пресловутый быт (под которым понимают неумение уживаться с незнакомым для тебя человеком). О такой «любви» говорят, что она длится 3 года. С точки зрения Природы, этого срока достаточно для того, чтобы зачать и родить ребенка, а также совместно дорастить его до возраста минимальной автономии от матери.

Розовый фильтр на очках тает, и вчерашние влюбленные начинают видеть друг друга настоящих. Им сложно поверить в происходящее, каждый пытается удержать ускользающую иллюзию. Но разница между мечтой и реальностью становится слишком большой, чтобы ее игнорировать.

И в один прекрасный день ты просыпаешься в постели с незнакомцем, уставшим изображать лучшую версию себя. Да и ты больше не видишь смысла и не имеешь сил притворяться Прекрасной Принцессой.

Приходит разочарование. Злость. Обида. Маленькие милые недостатки вчерашнего Принца вырастают в разы и причиняют настоящие страдания.

На этом этапе многие пары расстаются. Некоторые продолжают совместную жизнь в силу реальной или кажущейся необходимости выполнять взятые на себя обязательства: ипотека, дети, клятва перед алтарем. Нередко такая жизнь становится невыносимой.

Ты ощущаешь себя обманутым в своих самых светлых ожиданиях. Разочарованным в жизни и в любви.

Подобные истории повторяются в жизни человека по нескольку раз, укрепляя разочаровывающий опыт.

Изначально такие отношения были построены на песке. Их фундамент– иллюзия об идеальном партнере и секс. Маловато для прочного дома под названием «семья».

Идеальный партнер – это тот, кто будет меняться по моему желанию, принимая меня такой (таким), какая (какой) я есть. Потому что у меня нет опыта, позволяющего поверить в возможность взаимного принятия, преодоления конфликтов, терпения, развития.

Мы живем в неидеальном, но прекрасном мире. И каждый человек – неидеален, но прекрасен. Проживая свою жизнь, каждый раз мы поступаем наилучшим из доступных для нас вариантов.

Да, наши основные программы записываются в детстве. Но мы сами своими поступками определяем свою жизнь.

Вместе мы можем получить опыт, который невозможен в одиночестве. Делая выбор в пользу союза, а не одиночества, стоит дать себе время, чтобы увидеть, кто перед тобой. Совпадают ли ваши цели и ценности. Дав себе время и на то, чтобы сравнить слова и поступки. Убедиться в собственной готовности учиться, меняться, договариваться, принимать человека таким, какой он есть.

Отношения, брак, рождение и воспитание детей – это долгосрочные и сложные проекты. В таких проектах важна ответственность каждого партнера за сделанный им выбор.

А бабочки в животе – это просто коктейль из гормонов. Его рецепт известен, и при желании можно научиться его готовить.

Вы можете дать своим детям модель счастливых отношений – и им не нужно будет придумывать идеального партнера.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

В одном сказочном королевстве правил мудрый и добрый король. Жители без страха обращались к нему за
помощью, зная, что он никогда не оставит без внимания их просьбы. Король даже устроил для просителей специальные
дни, чтобы внимательно выслушивать свой любимый народ и решать его проблемы.

Ваше Величество, — обратилась к нему в один из таких дней молодая женщина, — только вы можете нам
помочь! Бабушка Вингрин уничтожила весь наш садик, пугает детей. Я пыталась с ней подружиться, но в ней столько
злобы… Помогите, прошу вас.

Ох уж эта бабушка Вингрин, уже десятая жалоба за сегодня! Придётся лично к ней съездить и во всём
разобраться!

Бабушка Вингрин была вовсе не ворчливой старушкой, а настоящей ведьмой! Какие пакости она только не совершала: могла
полностью уничтожить садик или огород, дать вредную траву, чтобы домашнее животное заболело… В общем, вредина была
ещё та!

Особенно не взлюбила она свою добрую и кроткую соседку Ани, которая с мужем много трудилась в поле, а их дети со
всеми были добры и вежливы. Всё это безумно раздражало старую каргу! Она им уж и урожай испортила, и как только
деток ни пугала. Но Ани даже грубого слова не сказала в ответ, наоборот, пыталась подружиться: испекла специально
для неё пирог и принесла в знак примирения:

Бабушка Вингрин, простите нас, если мы вас обидели, мы это не со зла. Вот для вас пирог с грибами
в знак примирения.

С поганками? — спросила угрюмо старуха.

Что, простите?

ПИРОГ С ПОГАНКАМИ? — громко взвизгнула старуха.

Конечно, нет! Мы с детками для вас хороших насобирали!

«Мы с детками для вас хороших насобирали!» — передразнила старуха. — Жаль, что не поганки, было бы
твоим деткам хорошее угощение!

Бабушка Вингрин, — Ани говорила спокойно, но твёрдо, — что мы вам сделали? Если дети нагрубили, вы
только скажите, и мы…

Как же вы мне все надоели! Добряки, тошно прямо!

Бабушка Вингрин, мне придётся просить защиты у короля, вы не хотите меня услышать!

Ой-ой, испугала, нужна ты королю со своими мелкими оборванцами! Да скатертью дорога!

Поэтому, когда вечером король со стражниками были у дома Вингрин, та не очень испугалась или удивилась, ведь это был
не первый их визит к ней.

Давненько, Ваше Величество, ко мне не заезжали, я уж скучать начала! — ехидно поприветствовала
гостей старуха. — Мухоморы будете или рагу из тараканов?

Вингрин, — спокойно начал король, — вы ведь не забыли, что у вас уже есть два предупреждения, это
— последнее.

Ой, только не расстреливаете меня! — ехидно засмеялась старуха. — Да что вы, Ваше Величество, мне
сделаете? От этой противной Ани с её детками всё равно не отстану, я, может, развлекаюсь так! Кто виноват, что у
этой наседки плохо с чувством юмора?

Так, всё, хватит! — твёрдо сказал король. — До завтрашнего утра вы должны покинуть королевство,
иначе вас проводят до границы палками!

Конечно-конечно, Ваше Величество, только приготовлю на дорожку подарочки, — злобно прошипела
старуха.

Когда все спали, ведьма проникла в дом соседки и склонилась над колыбелькой самого младшего из трёх детей Ани, малыша
Августа. Она водила над ребёнком рукой и читала свои жуткие заклинания. Кто знает, чем бы это закончилось, если бы
не проснулась одна из сестрёнок Августа. Девочка, увидев ведьму, закричала от ужаса, и все проснулись. Но старуха
успела всё-таки прочитать заклинание. Она с улыбкой помахала испуганной семье рукой и с жутким смехом исчезла. С
этой минуты малыш стал слепым.

А во дворце готовились к празднованию первого дня рождения принцессы. Слуги так и бегали туда-сюда, кто с
украшениями, а кто с угощениями для праздника. Королева, держав на руках маленькую дочку, то и дело поглядывала в
окно: она ждала свою подругу фею Лину, с которой не виделась со дня королевской свадьбы! Наконец та приехала. Скоро
все гости собрались во дворце. И вот в разгар веселья раздался звон стекла, тёмная тень метнулась прямо к маленькой
принцессе, что сидела в своём мягком креслице.

Ну здравствуй, поросёночек! — раздался злобный скрипучий голос, и, прежде чем добрая фея успела
что-то сделать, тёмная тень со злорадным смехом исчезла.

Вингрин! — то ли про себя, то ли вслух произнёс король, он был белее самого белого снега от ужаса.

Да, это была она! — со вздохом сказала фея. Она стояла рядом с королевой, держащей на руках
принцессу. Симпатичное личико девочки теперь украшал маленький пятачок.

Лина, ты поможешь? — с надеждой спросила королева, протягивая малышку подруге.

Фея Лина внимательно осмотрела лицо принцессы. В этот момент во дворце была такая тишина, что казалось, будто время
застыло. Фея наконец произнесла:

Магия чёрная, древняя, отменить сейчас заклятие невозможно, но…

ЧТО НО, ЧТО? — одновременно спросили король и королева.

У всякого яда есть противоядие. И принцесса, когда будет на выданье, сможет избавиться от заклятья
с помощью силы любви и дружбы.

Так злая колдунья Вингрин покинула королевство, оставив на прощание свои ужасные подарки.

Прошло шестнадцать лет. Юная принцесса за всё это время ни разу не покидала пределы дворца, у неё не было друзей.
Общалась она только с родителями, учителями да несколькими верными слугами. С теми, кого не пугал облик принцессы,
кто любил её за внутреннею красоту.

Декабрина, так звали девушку, очень любила читать в беседке королевского сада. Вот и это утро не было исключением.
Принцесса не обращала внимания на суматоху, что творилась сейчас во дворце, она была поглощена книгой.

Слуги же поспешно накрывали на стол, а король с королевой жутко нервничали, ждали принца-жениха!

Декабрина, дочка, пойдём! Принц уже приехал и хочет с тобой познакомиться.

Зачем?

Как зачем? Ты же ведь знаешь про заклятие: только любовь и дружба смогут его снять!

Мама, это уже седьмой за месяц! Какая любовь, какая дружба? Они же боятся меня, — грустно
возразила принцесса.

Свиной пятачок действительно обезобразил лицо девушки. И так называемые женихи, мечтавшие прославиться, стать
героями, снявшими заклятие, убегали с позором. Причём после первой же встречи с бедной девушкой, даже не поговорив с
ней. А ведь Декабрина была очень доброй и умной, все, кто её знал, видели её внутреннюю красоту, а не след от
ужасного заклятия.

Девочка моя, дай ему хотя бы шанс! Если он только поговорит с тобой, то сразу поймёт, какая ты
чудесная! — попросила королева.

Хорошо, мама.

В расшитой золотыми нитками одежде рядом с королём стоял принц. Он был из дальнего королевства и, как только услышал
про заклятие, сразу приехал. Однако им двигало вовсе не желание помочь несчастной принцессе: он мечтал прославиться
и стать королём такого богатого королевства.

Дверь скрипнула, принц с наигранной улыбкой повернулся к принцессе. И вдруг побледнел, вскрикнул, как маленькая
девчушка, и, пятясь спиной, сиганул в окно. Хорошо, что этаж был первым!

Король хотел вернуть принца, но дочь его остановила:

Не надо, папа.

Милая, приедет другой, ты не расстраивайся.

Да, конечно. Я пойду в сад, — принцесса уже привыкла к такой реакции, ей только иногда становилось
грустно оттого, что эти принцы даже не хотят поговорить с ней, узнать, какая она.

«Неужели я навсегда останусь такой?» — вздохнула принцесса, и пара слезинок упала на книгу.

И тут ветер донёс до неё незнакомую мелодию. Такую волшебную, что девочка, позабыв о грусти, решила узнать, откуда
слышится эта музыка. Декабрина подошла к забору королевского сада, звук уходил за пределы дворца. Любопытство
побороло страх и запрет покидать пределы сада, и Декабрина впервые сделала что-то ей несвойственное: перелезла через
забор.

Девочка оказалась в небольшом лесу, на полянке которого сидел мальчик-пастушок, а вокруг мирно паслись овечки. Он
сегодня впервые пригнал сюда своё стадо из-за сочной травы. Волков можно было не бояться, здесь их никогда не было,
да и пёс по кличке Верный не даст в обиду.

Вот и сейчас, почуяв принцессу, пёс решительно направился к ней. Девочка, испугавшись, попятилась, ветка под её ногой
громко хрустнула. Но Верный завилял хвостом и стал ласкаться к принцессе, так что страх быстро исчез.

Привет, друг, — сказал мальчик, повернувшись в сторону ветки.

Почему «друг»? Разве я тебя не пугаю? — с интересом спросила девочка. Впервые незнакомый человек
не завизжал, увидев её.

Верный не подходит к злым людям, а на тебя он даже не залаял. А почему я должен тебя пугаться?

Разве ты не видишь, какая я! — принцессе хотелось плакать, может, этот мальчишка просто издевается
над ней?

Нет, не вижу: злая ведьма сделала меня слепым, когда я был маленьким, — и мальчик-пастушок
рассказал всё, что слышал от родителей, а принцесса рассказала свою историю.

Они быстро подружились, договорившись встречаться на этом месте и никому не говорить об их дружбе. Взрослые могли
запретить: где это видано, чтобы пастушок и принцесса дружили?

Так пролетело лето. Пастушок научил делать принцессу дудочки, из которых лилась такая волшебная музыка, а Декабрина
рассказывала волшебные сказки или пела песни своему другу.

Я не верю, что ты безобразна, ведь ты очень добрая. Нет, это неправда! — часто говорил юный
пастушок принцессе.

Нет, мой друг, это так. Принцы от ужаса в окно выпрыгивают! — вздыхала в ответ принцесса.

Да они просто глупцы! Нужно видеть и слышать сердцем, и я знаю: ты прекрасна!

Щёчки принцессы всегда розовели от этих слов, и ей становилось искренне жаль, что её милый пастушок не принц. Их
дружба оставалась тайной. Бывало, Декабрина рвала низ своего платья, перелезая через забор. Но зашивала всё так
умело и искусно, что невозможно было догадаться, где оно было порвано.

Злая колдунья Вингрин сидела как всегда в своей пещере, мешала какое-то варево в котле. Как вдруг комар что-то
пропищал ей в ухо. Варево отлетело в сторону, и ведьма, прошипев: «Ну, уж нет!», превратилась в ворону и покинула
своё жилище.

Колдунья узнала про тайную дружбу, и это ей очень не понравилось! Чёрный вихрь подхватил пастушка и унёс неизвестно
куда. Бедная принцесса не знала, что делать, она плакала, а рядом с ней скулил Верный.

Не плачь, милая, — услышала девочка ласковый голос. Это была мамина подруга фея Лина.

Как мне его вернуть? — сквозь слёзы спросила принцесса.

Я тебе всё расскажу, но хватит ли у тебя смелости, милая? Дорога полна всяких опасностей.

Хватит-хватит! — поспешно заверила принцесса. — Помоги мне его вернуть.

Фея подробно рассказала о дороге к злой колдунье. Лина не могла пойти с Декабриной — заклятие не давало. И девочке
нужно было отправляться в путь одной. Декабрина не стала возвращаться домой: боялась, что король с королевой её не
отпустят, и сразу отправилась по незнакомой тропе.

НИЧЕГО НЕ БОЙСЯ И СМОТРИ ТОЛЬКО ВПЕРЁД! — сказала ей на прощание фея.

Целых три дня девочка шла по лесу, питалась ягодами, пила воду из родника. Но силы не покидали её. Наоборот, с каждой
минутой, с каждым часом её желание спасти друга становилось только сильнее. Наконец лес закончился, а дальше было
поле с диковинными цветами. Казалась, сама радуга здесь поселилась, птицы пели так сладко, что хотелось остановиться
и слушать, слушать…

Вот такую волшебную ловушку придумала Вингрин: стоит здесь задержаться на несколько минут, и ты станешь цветком. А,
может, птицей — как получится. Но Декабрина словно не слышала и не видела, что происходит вокруг, ведь для неё
сейчас не было ничего и никого важнее её друга Августа.

После волшебных цветов появились заросли колючих кустарников. Платье принцессы теперь напоминало лохмотья, колючки
оставили отметины на руках, но смелая девушка шла только вперёд.

Наконец, через пару дней началась дорога из камней, дорога к жилищу Вингрин.

Стой! Не ходи туда! Там тебя ждёт гибель! — слышалось то справа, то слева злобное шипение, но
принцесса помнила, что нужно идти только вперёд!

Когда она вошла в пещеру, колдунья уже ждала её.

Ну здравствуй, поросёночек, — насмешливо поприветствовала девочку Вингрин. — Заждалась я тебя!

Отпустите Августа, пожалуйста!

Да кому он нужен! Поросёночек, может, ему зрение вернуть? Да только боюсь, сбежит от тебя паренёк!
— смеялась злобно колдунья.

Верните, если можете, — девочка сдерживала слёзы. Она понимала, что колдунья отчасти права. — Я
могу стать вашей пленницей, только отпустите его!

Ну нет, слишком просто для вас! — взвизгнула колдунья. — Из твоего пастушка получится красивая
золотая статуя, будет украшать мой домишко! Уютно будет!

Вингрин стала колдовать. С её рук срывались маленькие молнии, и очень скоро они превратились в огненный шар. В его
ярком свете Декабрина наконец-то заметила в углу пещеры своего друга: он был без сознания.

Вингрин уже направляла свой шар в его сторону, но в самую последнею секунду Декабрина успела закрыть Августа собой.
Девочка видела, как кончики её пальцев становятся золотыми, силы покидали принцессу. Она словно засыпала. Но, к
своему удивлению, заметила, как Вингрин, вместо того чтобы радоваться, превратилась в чёрный мыльный пузырь и
лопнула.

«Ну, вот и всё, — подумала принцесса, — зато Августин будет жив!»

В её голове раздавались обрывки фраз: «Магия, чёрная, древняя. СИЛА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ!» Декабрина пришла в себя от того,
что кто-то легонько дотронулся до её плеча.

Эй, очнись!

Рядом с ней сидел Август, и он теперь мог видеть!

Принцесса очень обрадовалась, но, вспомнив про заклятие, отвернулась:

Не смотри на меня!

Почему? — искренне удивился пастушок.

Я БЕЗОБРАЗНА!

Мне кажется, ты на себя наговариваешь! Ещё когда я был слепым, знал, что ты красавица!

Вот, взгляни, если не веришь! — Август протянул девочке зеркальце. Принцесса не могла смотреть в большие зеркала. И
только это, маленькое, всегда было при ней, а сейчас оно, наверное, выпало из кармана.

Девочка со страхом взглянула на своё отражение, но никакого поросячьего пятачка не увидела. На неё смотрела
красавица!

ЗНАЧИТ, ЭТО И ЕСТЬ СИЛА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ!

Да, это так, — раздался голос феи. Теперь, когда заклятие исчезло, она могла проводить их в
королевство.

Счастливые король и королева с радостью встретили свою дочку и её друга. Они очень быстро подружились с родителями
мальчика. Все были счастливы, когда Август и Декабрина решили пожениться. А фраза «Любовь и дружба всё победят!»
стала самой любимой для всего народа в королевстве.

Свидетельство о публикации
№2021-330 от 23 апреля 2021.

  • Сказка про принцев лебедей и сестру
  • Сказка про премудрого пескаря
  • Сказка про принца и принцессу для детей на ночь
  • Сказка про приметы осени
  • Сказка про привидение для малышей читать