Сказка про потерянную букву

Найди ошибку 1. задание. прочитайте внимательно 20 двустиший в первом столбце таблицы. среди них есть двустишия с неточностями. вам необходимо

Найди ошибку

1. Задание.

Прочитайте внимательно 20 двустиший в первом столбце таблицы. Среди них есть двустишия с неточностями. Вам необходимо определить эти ошибки и записать правильный ответ во втором столбце таблицы.

Список двустиший

Ваш правильный ответ

Посмотрите, осмелев,

Ест с руки орешки лев.

Утки поели ряску в пруду

И вперевалочку к дому идут.

Птичка желтая живет

Дома канарейка нам поет.

Курица летает высоко

И поет при этом: «Ко-ко-ко!»

Сено хоботом берет

Толстокожий бегемот

На шесте, ветвях, на крыше

Аист гнезда вьет повыше.

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят журавли

Суп налей себе сама ты

И добавь-ка свежей мяты.

У сороконожек

Сорок пар аж ножек!

В пустыне песчаной в любую жару

С поклажей тяжелой идут кенгуру.

У собачек и у кошек

Есть всегда по восемь ножек

Змея, вся в пятнах, как жираф,

Зовется именем жираф.

На ветру дрожат осины

С них слетают апельсины.

Кровь попить у детворы

Любят летом комары

Остры и красны

Иголки сосны.

У собачек и у кошек

Есть всегда по восемь ножек

У собачек и у кошек

Есть всегда по две пары ножек

На ветру дрожат осины

С них слетают апельсины.

На ветру дрожат осины

С них слетают листья.

Кровь попить у детворы

Любят летом комары

Кровь попить у детворы

Любят летом комары

Остры и красны

Иголки сосны.

Остры и зелены

Иголки сосны

То не шапка, не корона –

Из листвы и веток крона

То не шапка, не корона –

Из листвы и веток крона

Максимальное количество баллов — 15

Логическая сетка

Задание.
Найдите закономерность в предложенной Вам логической сетке и впишите в пустой квадрат то, что Вы считаете нужным. В пустых строках ниже логической сетки запишите объяснение предложенного Вами решения. 2 балла

Гидросфера

Круговорот воды

Атмосфера

Живые организмы

Биосфера

Круговорот веществ

Объяснение:

Гидросфера – водная оболочка Земли. Отсюда- вода

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Отсюда — воздух

Биосфера – живая оболочка Земли. Отсюда-живые организмы

Рассуждалка

Задание.

Ване Точилкину приснился сон: Он и его друзья – Олег, Артем и Слава решили отправиться в космос и узнать есть ли жизнь на далеких планетах. Каждый мальчик на своем космическом корабле полетел на одну из планет: Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий. Слава взял курс на планету, расположенную ближе к Солнцу. Артем полетел к ближайшей к Земле планете. А Олег полетел на самую большую планету Солнечной системы с красным пятном. Но тут Ваня проснулся, так и не вспомнив, на какую же планету полетел он.

Попробуйте помочь Ване определить: на какую планету ему надо было лететь. Заполните для этого таблицу:

За правильный ответ – 3 балла

Максимальное количество баллов за все правильные ответы — 20 баллов

Олимпиада по окружающему миру.

  1. Найди ошибку в утверждении. Выпиши слово-ошибку, затем напиши правильное слово.

Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца называется сутки.

Слово-ошибка: ……

Правильный ответ: ……

2.Укажи цифру правильного утверждения.

Где могут встретиться друг с другом белый медведь и пингвин?

а) в Арктике

б) в Антарктиде

в) в зоопарке

  1. Найди лишнее слово.

1)
а) кирпич б)глина в) асфальт г)цемент

2)
а)лемминг б)бурундук в)волк г) песец

3)
а)традесканция б)ландыш в)колеус г) бегония

  1. Ответь верны ли утверждения
    (да или нет)

а) Смена времён года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.

б) Перелётные птицы(ласточки, аисты) улетают на юг, чтобы вывести там потомство.

в) Природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет.

  1. Где растут эти растения?

а)просо — …. б)тимофеевка — …..

в)рогоз — …. г) ряска — …..

д)мятлик — …. е) ячмень — ….

6.Кто кукует у кукушки?
(самец или самка)

7.Как называется плодородный слой земли?

8.Дышит ли человек через кожу? (да – нет)

9.
Назови птицу
, у которой на голове чёрная шапочка и такого же цвета галстучек. Спинка серенькая, крылышки и хвост коричневые, а брюшко белое. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается, кажется она чего-то испугалась.

ГАОУ «Республиканский олимпиадный центр» МОиН РТ, г. Казань, приглашает дошкольников и школьников (1-6 классы) на различные олимпиады.

Расписание олимпиад:

1 — 30 сентября 2019 года — Республиканский заочный экологический конкурс для дошкольников и школьников «Светлячок»
14 сентября 2019 года — Республиканский творческий конкурс для дошкольников и школьников 1-6 классов «Секрет письма»
15 сентября 2019 года — Республиканский творческий конкурс для дошкольников 6-7 лет и школьников 1-6 классов «Матур язу серләре»
21-22 сентября 2019 года — Республиканская олимпиада для школьников 1-5 классов «Мир вокруг нас»
28-29 сентября 2019 года — Республиканский конкурс парных работ для школьников 1-5 классов «Мы вместе»

5-6 октября 2019 года — Республиканская олимпиада по математике для младших школьников «Математический марафон»
19-20 октября 2019 года — Республиканская олимпиада по литературе для школьников 2-6 классов «Литературный марафон»
26-27 октября 2019 года — Республиканский конкурс среди команд школьников 1-5 классов «Одна команда»

2 ноября 2019 года — Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Учу английский» (Speak English)
2 ноября 2019 года — Республиканская олимпиада по татарскому языку для школьников 2-6 классов «Учу татарский» (Татарча өйрәнәм)
9-10 ноября 2019 года — Республиканская предметная олимпиада по математике для младших школьников «Эверест»
16-17 ноября 2019 года — Республиканская предметная олимпиада по русскому языку и литературе для младших школьников «Эверест»
23-24 ноября 2019 года — Республиканская предметная олимпиада по окружающему миру для младших школьников «Эверест»
30 ноября 2019 года — Республиканская предметная олимпиада по изобразительному искусству и технологии для школьников 1-6 классов «Эверест»

1 декабря 2019 года — Республиканский творческий конкурс для школьников 2-6 классов «Родник»
1-25 декабря 2019 года — Республиканский заочный литературный конкурс «Зимняя сказка»
7-8 декабря 2019 года — Республиканская олимпиада для младших школьников «ЛИМон» (логика, информатика, математика)
10-28 декабря 2019 года — Республиканский заочный творческий конкурс для детей с ОВЗ и детей‑инвалидов «Снежинка»
14-15 декабря 2019 года — Республиканский конкурс среди команд школьников 1-5 классов «Звезда»
21 декабря 2019 года — Республиканский творческий конкурс для дошкольников и школьников 1-6 классов «Скоро Новый год!»

1-30 января 2020 года — Республиканский заочный конкурс «КроссвордУм»
25-26 января 2020 года — Республиканская олимпиада по чтению для младших школьников «Живое слово»
25-26 января 2020 года — Республиканская олимпиада по чтению для младших школьников «Мин кулыма китап алам»

1-2 февраля 2020 года — Республиканская олимпиада для дошкольников «Ученый малыш»
8-9 февраля 2020 года — Республиканская мета предметная олимпиада для школьников 1-4 классов «Одаренный ребенок»
15-16 февраля 2020 года — Республиканская олимпиада по математике для школьников 1-6 классов «Эрудит»
29 февраля 2020 года — Республиканская олимпиада по русскому языку для школьников 1-6 классов «Эрудит»

7 марта 2020 года — Республиканская олимпиада по литературе для школьников 1-6 классов «Эрудит»
14-15 марта 2020 года — Республиканская олимпиада по окружающему миру для школьников 1-4 классов «Эрудит»
21 марта 2020 года — Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Эрудит»
21 марта 2020 года — Республиканская олимпиада по татарскому языку для школьников 1-6 классов «Эрудит»
28-29 марта 2020 года — Республиканская олимпиада для дошкольников «Юный Эрудит»

1-30 апреля 2020 года — Республиканский заочный конкурс для детей с ОВЗ детей-инвалидов «Радуга творчества»
4-5 апреля 2020 года — Республиканский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся 1-6 классов «Первые шаги в науку»
4-5 апреля 2020 года — Республиканский конкурс агитбригад для школьников 1-6 классов «Земля-наш дом»
11-12 апреля 2020 года — Республиканский конкурс среди команд школьников 1-5 классов «ИНТЕЛЛЕКТ»
18 апреля 2020 года — Республиканская олимпиада по физической культуре для школьников 1-6 классов «Быстрее. Выше. Умнее»
25 апреля 2020 года — Республиканский конкурс – выставка творческих работ школьников 1-6 классов «Своими руками»

10 апреля — 10 мая 2020 года — Республиканский заочный конкурс для дошкольников и школьников «Герои Родины»
15 апреля — 18 мая — Республиканский заочный конкурс для дошкольников и школьников «В гостях у сказки»

Стоимость участия одного участника в одной олимпиаде — 350 рублей.

Место проведения всех олимпиад: г. Казань, ГАОУ «Республиканский олимпиадный центр» МОиН РТ, ул. Социалистическая, д. 5 (ст. метро Авиастроительная).

Время проведения мероприятия для каждого участника составляет 60 минут (плюс — минус 15 минут).

Форма одежды свободная, не спортивная.

При себе иметь: ВТОРУЮ ОБУВЬ или бахилы, две ручки с пастой синего или фиолетового цвета, карандаш, ластик, линейку.

Каждый участник ОБЯЗАН иметь БЕЙДЖ, На котором указан класс, фамилия, имя, отчество, школа. Время по графику.

Казань

. ГАУ «Республиканский олимпиадный центр» МОиН РТ, адрес: ул. Социалистическая, дом 5 (ст. метро Авиастроительная).

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

26, 27 ноября 2016 года. По индивидуальному графику смотрите .

Участники приходят за 10-15 минут до начала времени, указанного в графике.

Альметьевск.

МАОУ-лицей №2 г. Альметьевска (ЕМГИ), проспект Строителей, дом 14. Ответственный организатор: Марданова Евгения Ураловна (8-917-227-18-67).

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

26 ноября 2016 года регистрация пришедших в 12 ч 30 мин. Начало в 13 ч 00 мин. Список зарегистрированных участников смотрите

Бугульма.

Бугульминский филиал КНИТУ, ул. Гл.Успенского д.69 (в здании Сбербанка) — 3 этаж Ответственный организатор: Шарипова Ильгиза Ильясовна (8-919-687-13-19).

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

26 ноября 2016 года. С 11-30 по индивидуальному графику. Смотрите . Участники приходят за 10-15 минут до начала времени, указанного в графике.

Каждый участник ОБЯЗАН иметь БЕЙДЖ с указанием: Фамилия, Имя, Отчество, класс, № кабинета, время (эти данные указаны в графике проведения олимпиады).

На территорию КНИТУ допускаются только УЧАСТНИКИ!

Зеленодольск.

МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ», ул. Космонавтов, д. 13. Ответственный организатор: Назарова Марина Юрьевна (8-905-026-74-22).

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

26, 27 ноября 2016 года. Список зарегистрированных участников смотрите

26 ноября 2016 года олимпиада проводится для учащихся 1 классов Зеленодольского Муниципального района и города Зеленодольска с 12.00 — 15.30 . Олимпиада будет проводиться в трёх учебных кабинетах по 16 человек.

Олимпиадные задания по математике 1 класс

1. У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ:

5 9 6

2. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ: вата железо поровну

3. В пакет можно положить 2 килограмма продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 килограмма картошки и дыню массой 1 килограмм?

Напиши ответ._________________________

4. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

Напиши ответ. __________________

5. Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство:

7 * 4 * 2 * 5 = 10

10 * 4 * 3 * 8 = 1

6. Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине?

7. Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? Обведи правильный ответ:

3 2 4

8. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги сзади,2 ноги спереди. Сколько всего ног у животного?

Напиши ответ:_________________________________

9. Три девочки готовили елочные игрушки к Новому году. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них?

Напиши ответ:_________________________

10. Сумма трёх чётных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой.

Олимпиадные задания по математике 2 класс

1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (1 балл) Ответ:________________

2. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов? (3 балла) Ответ:___________________

3. Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Отгадайте, какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани не “3”, у Нины не “3” и не “5” (3 балла).

Ответ: у Ани___, у Нины ____, у Жени_____.

4. Из чисел 21, 19, 30, 25, 12, 7, 15, 6, 27 подберите такие три числа, сумма которых будет равна 50 (2 балла). Ответ:___________________________.

5. У Буратино меньше 20 золотых монет. Эти монеты он может разложить в стопки по две, по три и по четыре монеты. Сколько монет у Буратино? (3 балла) Ответ:__________.

6.Запиши все двузначные числа, в которых число единиц на четыре больше числа десятков? (1 случай – 1 балл)_________________________.

7. Катя, Галя и Оля, играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоником. Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка? (3 балла)

Ответ: у Кати____________________, у Гали____________________, у Оли_____________________.

8. Три девочки на вопрос, по сколько им лет ответили так: Маша: “Мне вместе с Наташей 21 год”, Наташа: “Я моложе Тамары на 4 года”, Тамара: “Нам троим вместе 34 года”. Сколько лет каждой из девочек? (5 баллов)

Ответ: Маше_________, Наташе____________, Тамаре___________.

9. Вставь пропущенные знаки математических действий. (1 пример – 2 балла)

1 2 3 4 5 = 5 1 2 3 4 5 = 7

10. Продолжи ряд чисел (2 балла)

18, 19, 17, 18, 16, 17, …., …., …. 1, 2, 4, 7, 11, 16, 22, 29, …., ….

Олимпиадные задания по математике 3 класс

1.Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варится 5 яиц?

(1 балл)________________.

2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (1 балл) _________.

3. Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток? (1 балл)_____________.

4. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника? (1 балл)____________________.

5. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? (2 балла)________________.

6. Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1,2,3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли все эти числа. (2 балла)___________________________________________.

7. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали? (3 балла)__________.

8. В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже? (3 балла)__________________________________________.

9. 1 резинка, 2 карандаша и 3 блокнота стоят 38 руб. 3 резинки, 2 карандаша и 1 блокнот стоят 22 руб. Сколько стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота? (4 балла)__________________________________

10. Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем 2 гуся, в третьем ряду 3 гуся и т.д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз, напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае? (6 баллов)_______________________________

Олимпиадные задания по математике 4 класс

Ф. И., класс _____________________________________________

1.Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м? (1 балл)__________________________.

2. Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они забегают на 15 мин? (2 балла)_________________________.

3.Чему равны стороны прямоугольника, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см? (1 балл)__________________________________.

4. Сколько получится, если сложить наибольшее нечетное двузначное число и наименьшее четное трехзначное число? (1 балл)_______________________.

5. В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа

(1 цепочка – 1 балл):

1) 3, 6, __, 12, 15, 18.

2) 1, 8, 11, 18, ___, 28, 31.

3) 2, 2, 4, 4, ___, 6, 8, 8.

4) 24, 21, ___, 15, 12.

5) 65, 60, 55, ____, 45, 40, 35.

6. Напишите наименьшее четырехзначное число, в котором все цифры различные. (1 балл)____________________________.

7. Три подружки — Вера, Оля и Таня пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком, Вера — не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка для сбора ягод? (3 балла) Вера — ______________, Таня — ______________, Оля — _______________.

8. Мотоциклист за три дня проехал 980 км. За первые два дня он проехал 725 км, при этом он во второй день проехал на 123 км больше, чем в третий день. Сколько километров он проехал в каждый из этих трех дней? (4 балла)

I день _______, II день _______, III день ________.

9. Напишите цифрами число, состоящее из 22 миллионов 22 тысяч 22 сотен и 22 единиц. (2 балла)________________________________.

10. В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 — москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы? (4 балла)_____________.

Ответы:

1 класс

1) 5 (1 балл)

2) Поровну (1 балл)

3) 3 пакета (2 балла)

4) 2 кошки (1 балл)

5) 1 пример – 1 балл

6) четвёртая(1 балл)

7) 2 (1 балл)

8) 4 ноги (2 балла)

9) 3 часа (2 балла)

10) 2+4+6=12 (2 балла)

2 класс

1) 12 кг (1 балл)

2) 6 кроликов (3 балла)

3) У Ани 5, у Нины 4, у Жени 3 (3 балла)

4) 19+6+25=50 (2 балла)

5) 12 монет (3 балла)

6) 15, 26, 37, 48, 59 (1 случай – 1 балл)

7) У Оли — слоник, у Кати — медвежонок, у Гали – зайчик (3 балла)

8) Маше 12 лет, Наташе 9 лет, Тамаре 13 лет (5 баллов)

9) 9.1+2+3+4-5= 5 1+2+3+-4+5=7 (1 пример – 2 балла)

10) …10. 15, 16, 14 (2 балла)

3 класс

1) 4 минуты (1 балл)

2) 50 (1 балл)

3) на 1 час (1 балл)

4) 8см (1 балл)

5) 3 партии. (К-В, К-Б, В-Б) 2 балла

6) 12,13, 21,23, 31,32 (2 балла)

7) 3 листа (3 балла)

8) 4 этаж – Вера (3 балла)

9) 15 руб., т.к. 4 резинки, 4 карандаша и 4 блокнота 38+22=60(руб.) Один комплект стоит 60: 4=15(руб.) (4 балла)

10) 36 гусей (6 баллов)

4 класс:

1. 50 х 9=450 (м) (1 балл)

2. 1 час 50 мин+25 мин= 2 часа15 мин (2 балла)

2 часа 15 мин+15 мин=2 часа 30мин

3. Стороны прямоугольника 12 см и 1 см. (1 балл)

4.199 (1 балл)

5. 1) 9; 2)21; 3)6; 4)18; 5) 50; (1 цепочка — 1 балл)

6. 1023 (1 балл)

7. Вера была с корзинкой, Оля — с ведерком, Таня -с лукошком. (3 балла)

8. (4 балла)

1) 980 — 725 = 255 (км) — проехал в третий день;

2) 255 + 123 = 378 (км) — проехал во второй день;

3) 725 — 378 = 347 (км) — проехал в первый день.

Ответ: в первый день мотоциклист проехал 347 км, во второй — 378, в третий — 255 км.

9. 22 024 222 (2 балла)

10. (4 балла)

1) 240-125=115 девочек из Москвы и Орла

2) 115-53=62 девочек из Москвы

3) 65+62=127 детей из Москвы

Олимпиада по русскому языку в 1 классе 2014-2015

1.Мы произносим и слышим: (1 балл)

2. Мы видим и пишем: (1 балл)

3. Запишите все гласные буквы. (по 1 баллу)

____________________________________________

4.Какие гласные обозначают два звука. Обведи их. (по 1 баллу)

а я о ё и ы е э у ю

5. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных (по 1 баллу)

а о ё у я ю и ы е э

6. Расположи буквы по порядку и запиши слова. (по 3 балла)

И А Г Р А Т __________________

О К С А А Б __________________

А Н И И Ц С _________________

7. Начертите схемы к словам ЗОНТ, КНИГИ отметьте звуки. (по 3 балла)

Олимпиада по русскому языку — 2 класс 2014-2015

№1. Напиши выражение меховое пальто одним словом: (3балла)

_____________________________________________________

№2. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.

Синий, белизна, красный, чёрный (по 1 баллу)

Ночь, дочь, лось, красить

Бежать, торопиться, тормоз, стремиться

№3. Из данных слов составь пословицу и запиши её.

Спеши, не, язык, дело, торопись. (5 баллов)

_______________________________________________________________

№4 Подчеркни лишнее слово. Объясни свой выбор. (3 балла)

Слониха, слоновий, слоненок, прислонился, слоник.

№5 Подчеркни слова, которые можно разделить для переноса. (по 1 баллу)

Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, сучья, якорь, коньки, аист.

№6. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово. (по 2 балла)

Коньки, бегать–

Вода, лазить –

Пешком, ходить –

№7. Впиши в четыре клеточки слово ЛАСТОЧКА. (4 балла)

№8. Выдели слова, в которых начальные буквы должны быть большими. (по 1 баллу)

наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, москва

№9. Продолжи предложения, вставив подходящее животное.

Индюк, осёл, медведь, лиса, рыба, заяц, свинья, сорока, волк. (по 2 балла)

Нем как………………………………………………. Грязный как…………………………………………

Труслив как ………………………………………… Упрям как…………………………………………….

Колючий как…………………………………………

№10 . Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные. Подчеркни. (по 3 балла)

билет, топор, юбилей

шесть, чаща, теперь,

Олимпиады по русскому языку 3 класс – 2014-1015

1. В каком слове 6 звуков? Подчеркни. (2 балла)

А) Якорь. В) Погода. Б) Филин. Г) Колья.

2. Выбери и обведи ту группу букв, которая является частью алфавита. (1 балл)

А) А, Б, Г, О, Ю, М, К, Я, П. Б) А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, 3, Ж.

В) Ё, Ж, 3, И, Й, Л, М, Н, О. Г) Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,Ъ.

3. Посмотри, как разделены для переноса слова. Подчеркни те из них, которые разделены неверно. (1 балл)

Н-очь, ком-на-та, со-бачк-а, бе-рег, к-ом-ар, пи-ро-жок, о-кно, май-ка, за-йка, маль-чик, сту-льчик.

4. Вставь, где необходимо непроизносимую согласную. (по 1 баллу)

Интерес…ная передача. Извес…ная актриса. Крутая лес…ница.

5. Составь новое слово. (по 2 балла)

Шпала- ___________ Шнурок-___________ Норма-_____________

Шарф- ___________ Ямка-____________ Насос- ____________

6. Напиши названия городов (по 2 балла).

Москвичи- ______________ Новгородцы-______________

Омичи- ____________ Туляки- ____________________

7 .Когда так говорят? Запиши. (по 2 балла)

Как кошка с собакой живут -_____________________.

Висеть на телефоне — _________________________________.

8. Вставь безударную гласную. (по 1 баллу)

Зап…вать в хоре, зап…вать молоком, пос…дел на скамейке, пос…дел от горя.

9. Найдите потерянную букву. (1 балл)

Воробьишка поскакал-

Где-то кошки отыскал.

Он одну сейчас же съел,

Остальные не успел.

10. Запиши: в 1 группу слова с непроверяемыми безударными гласными, (по 1 баллу)

во 2 группу – с проверяемыми.

Леса, дворы, сорока, голова, ребята, берёза.

1 группа___________________________________________________________.

2 группа___________________________________________________________

Ответы.

3. Н-очь, со-бачк-а, к-ом-ар, о-кно, за-йка, сту-льчик.

4. Известная актриса. Крутая лестница.

5. Шпала- лапша Шнурок-коршун. Норма- роман.

Шарф- фарш. Ямка – маяк. Насос- сосна.

6. Москвичи- Москва, Новгородцы-Новгород Омичи- Омск, Туляки-Тула

7. Как кошка с собакой живут — часто ссорятся.

Висеть на телефоне – очень долго разговаривать по телефону.

8 Запевать в хоре, запивать молоком, посидел на скамейке, поседел от горя.

9. Воробьишка поскакал-

Где-то кошки (крошки) отыскал.

Он одну сейчас же съел,

Остальные не успел.

10. 1-я группа: сорока, ребята.берёза; 2-я группа: леса, дворы, голова

Олимпиада по русскому языку 4 класс -2014-2015

Фамилия, имя___________________________________________________________

1. Составь слово из звуков. (3 балла)

1-й- глухая пара звука [з ]

2-й — глухая пара звука [д ]

3-й – гласный [о] под ударением

4-й — глухая пара звука [г ]

_____________________________

2. Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. (3 балла)

В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

____________________________________________________________

3. Движение в танце называется па. Добавляя к этому слову по одной букве, составь цепочку слов

со следующими значениями. (по 1 баллу)

А) Вода в виде газа__________________

Б) Место отдыха __________________

В) Искуственные волосы________________

Г) Теплица __________________

4. Какой признак деления слов на две группы ты заметил(а)? (по1 баллу)

Ваза, роза, перо, рука. Рот, зуб, ель, ёрш.

А) Слова разделены по количеству букв.

Б) Слова разделены по количеству звуков.

В) Слова разделены по количеству слогов.

Г) Слова разделены по родам.

5. Подчеркни имя существительное, которое не имеет формы множественного числа. (2 балла)

Пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

6. Укажи, какими частями речи являются выделенные слова. (по 1 баллу)

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

7.Прочитайте и отредактируйте предложения. Запишите их правильно. (по 1 баллу)

1)Если ударить металлическим предметом по камню, то он рассыплется в щепки.

_____________________________________________________________________

2)Вдали показалась берёзовая дубрава.

__________________________________________________________________

8. Составь пословицу. (по 1 баллу)

Слово, вылетит, не, не, воробей, поймаешь.

___________________________________________________________

Любишь, люби, и, саночки, кататься, возить.

_____________________________________________________________

Словом, делом, храбрись, не, не, покажи.

___________________________________________________

9. Прочитай предложения. Замени подчеркнутые слова фразеологизмами, запиши их. (по 2 балла)

1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

_________________________________________________________

2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

___________________________________________________________________

3. Кирилл целый день бездельничал. ______________________________________

ОТВЕТЫ

2.Жир, цирк, дорожит.

3 А. Пар. Б.Парк. В.Парик. Г. Парник.

4. За каждый неверный признак минус 1 балл.

А. По количеству букв В. По количеству слогов.

6. По 1 баллу за правильно определённую часть речи.

Посадила мама в печь(сущ.) пироги с капустой печь (глаг.).

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глаг).

7. 1)Если ударить металлическим предметом по камню, то он рассыплется на кусочки.

2) Вдали показалась берёзовая роща.

8. По 1 баллу за каждую правильно составленную пословицу.

Слово не воробей – вылетело – не поймаешь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не храбрись словом, покажи делом.

9. — Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя (ловил ворон, витал в облаках).

Ира узнала, что поездка откладывается, и повесила нос.

Кирилл целый день бил баклуши, гонял лодыря, палец о палец не ударил, сидел сложа руки, валял дурака…

Олимпиада по окружающему миру 3 класс

1. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?

2. Найди ошибку в следующем утверждении: «Растения размножаются …»:

а) корневищем

б) листом

в) черенком

г) лепестком

д) клубнем

3. В природе все взаимосвязано. Как вы это понимаете? Приведите примеры таких взаимодействий в природе, как:

животные – растения

животные – человек

4. Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?

Глиняная кружка

Стальной нож

Льняное платье

Кирпичный дом

5. Какое тело может быть твёрдым, жидким и газообразным?

2) древесина

6. Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы:

а) темный цвет

б) плодородие

в) сыпучесть

7. Найди «лишнее слово»:

а) кирпич, глина, цемент, асфальт

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец

в) Земля, Венера, Меркурий, Весы

г) дуб, клен, лиственница, береза

8. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки улетают на зиму на юг, а синицы, дятлы, поползни, рябчики, глухари не улетают?

9. Что помогает человеку обдумывать разные сведения об окружающем мире?

1) воображение

3) мышление

10. Почему люди называют лес защитником водоёмов?

Какая вода испаряется быстрее?

2) холодная

3) горячая

11. Отметь признак, являющийся главным для плода растений:

1) круглый

2) имеет семена

3) съедобный

4) полезный

Ключ к олимпиадным заданиям по окружающему миру

Количество баллов

В тундре.

г) лепестком

В природе все растения и животные связаны между собой — они нужны друг другу, каждый зависит от другого. Разрушение одного звена в цепи питания приводит к нарушению равновесия в природе.

Исчезновение птиц приведет к появлению большого количества гусениц, насекомых, которые нанесут большой вред растениям поля, леса, луга и т. д. Многие растения распространяют свои семена благодаря животным, которые переносят их на своей шерсти, перьях; другие делают запасы из плодов с семенами и забывают про них, они затем прорастают.

(белка, сойка жёлуди дуб)

Когда человек стал уничтожать воробьев, появилось много сельскохозяйственных вредителей, гусениц, насекомых. Урожай на поле пострадал. Человек не получил достаточное количество продуктов питания.

По 3 балла за каждую из двух частей вопроса.

Полный ответ – 6 баллов

Льняное платье.

б) плодородие

Б) бурундук

Г) лиственница

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Ласточки, стрижи, мухоловки питаются насекомыми, которые с наступлением холодов исчезают. Поэтому эти птицы на зиму улетают на юг. А синицы, поползни, дятлы, рябчики, глухари могут найти корм и зимой. Синицы, дятлы, поползни питаются насекомыми и личинками, которые прячутся под корой деревьев. Тетерева, рябчики кормятся почками деревьев, семенами шишек, хвоей.

3) Мышление.

Лес задерживает талую и дождевую влагу. Эта влага постепенно поступает в водоем, как бы питая его. Если лес на берегу водоема вырубить, то вода быстро стечет в водоем по поверхности почвы. Зато потом в водоем долго не будет притока воды, он обмелеет.

3)Горячая

2)Имеет семена

Максимальное количество баллов: 34 балла

  • Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!»
  • Борис Заходер «Кит и кот»
  • Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
  • Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
  • Михаил Раскатов «Пропавшая буква»
  • Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»

Ostorozhno eta kniga kusaetsya

Ник Бромли
«Осторожно! Эта книга кусается!»
Художник Никола О’Бирн
Перевод с английского Марии Пак
Издательство «Лабиринт Пресс», 2017

Книги французской художницы Никола О’Бирн отличаются прежде всего интересной интерактивной составляющей, поэтому их хорошо читать с маленьким ребенком.
Но благодаря крупному шрифту эти книги подходят еще и для начального самостоятельного чтения. «Осторожно! Эта книга кусается!», текст которой написал Ник Бромли, вполне можно рассматривать как сказку «про буквы». Правда, крокодил, забравшийся в книжку, съел всего две буквы – «О» и «В». И только на одном развороте «конфликт» строится вокруг этих букв. Но разве этого мало? Можно с уверенностью сказать, что «О» и «В» ребенок точно запомнит. А если он уже знает буквы, то, вполне возможно, ему будет интересно узнать, что значит «пропавшая буква» и «пустое место» в слове. Слово от этого разрушается, перестает быть словом! Это, между прочим, важнейшее знание. Кроме того, крокодил, как сообщает нам автор, «глотает слова и целые предложения»… Ужасное существо – крокодил. Но ребенок между делом узнает о существовании грамматических единиц!

Ostorozhno eta kniga kusaetsya_illustr

Конечно, и трехлетний, и четырехлетний малыш эту информацию, скорее всего, пропустит (хотя это не избавит его от негодования по поводу крокодиловых действий). Но можно и нужно обратить на это внимание ребенка, уже начинающего читать.

poloska

Kit-i-Kot

Борис Заходер
«Кит и кот»
Художник Евгений Мешков
Издательство «Речь», 2017

Сказка «Кит и кот» Бориса Заходера – самая что ни на есть «буквенная». Ее сюжет строится вокруг перепутанных букв: «кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил». В результате кит оказался на месте кита, и наоборот. Возникает веселая путаница. Эта сказка нравилась детям прошлых десятилетий, родителям и бабушкам нынешних детей. И сейчас ее юмор не устарел, а рифмы легко впечатываются в память. За карнавалом с котами и китами детям открывается важное знание: замена одна единственной буквы, маленького значка, совершенно меняет смысл слова.

Kit-i-Kot_illustr

Поскольку «кит» и «кот» ‒ слова короткие и простые с точки зрения графики, можно предложить ребенку их нарисовать. А можно нарисовать картинки к сказке с «правильными» китом и котом и с «неправильными», а потом подписать, где кто.

poloska

Asya Klyaksich i bykva A

Ирина Токмакова
«Аля, Кляксич и буква “А”»
Художник Виктор Чижиков
Издательство «Лабиринт», 2019

Сказочная повесть Ирины Токмаковой может считаться идеальным введением в мир грамоты для малыша четырех-пяти лет (т.е. с того момента, когда ребенок уже способен слушать сказочные повести).

В основе сказки – захватывающий динамичный сюжет с оттенком детектива (похищение злодеем буквы «Я», для спасения которой требуется разгадать загадку), с путешествием и приключениями. Здесь есть понятное дошкольнику противоборство хороших и плохих персонажей и благополучный конец: все спасены, миссия добрых героев выполнена.

Asya Klyaksich i bykva A_illustr

Большая часть сказочных персонажей – буквы. Но это не буквы-знаки, а буквы-существа, художественные образы – буквы. У них свои характеры и манера речи, они совершают поступки. А это как нельзя более соответствует детскому восприятию. То, что буквы выступают здесь в качестве «веселых человечков», мгновенно встраивает их в мир образного измерения ребенка: о них можно думать как о «живых», с ними можно играть, можно сочинять истории.

При этом сказка еще и наполнена звукописью, которая особенно наглядна и различима в «монологах» отдельных букв. Автор показывает малышу, что буква вслух произносится как определенный звук и что звуки при слиянии образуют слово. Но делается это без тени дидактизма, является органичной частью сюжета, который и держит внимание ребенка.

Об этой книге можно также прочитать в статьях «Буквы: приключения и превращения» и «Свет мой, зеркальце, скажи!».

poloska

Bookvaryonok

Георгий Юдин
«Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
Иллюстрации автора
Издательство «Детская литература», 2018

Книга Георгия Юдина действительно может заменить собою букварь для дошкольника, поскольку буквы здесь изображены как «слепок» с какого-нибудь предмета или явления, как его трансформированное изображение.

Bookvaryonok_illustr

Но, наряду с картинками, важное место в книге занимают сказки. Сказка «вокруг буквы» и рисованный образ буквы составляют здесь неразделимое единство. Ребенок смотрит на картинку, отыскивая в ней букву, а взрослый в это время читает ему текст, в котором используются разные слова, начинающиеся на соответствующий звук.

Об этой книге можно также прочитать в статье «Турецкие трусы, или как нарисовать иероглиф».

poloska

Propavshaya bykva

Михаил Раскатов
«Пропавшая буква»
Художник Евгений Медведев
Издательство «КомпасГид», 2017

В основе сюжета – таинственное исчезновение из Буквограда (и из речи) буквы Ш, необходимость ее отыскать и освободить. Главные герои – близнецы-первоклассники, Саша и Алеша, имена которых с исчезновением буквы видоизменяются самым плачевным образом.

Принцип построения сюжета, вроде бы, очень похож на тот, что использует Ирина Токмакова в своей сказочной повести «Аля, Кляксич и буква А».

Но книга Михаила Раскатова намного сложнее. Здесь гораздо больше действующих лиц, вступающих между собой в разнообразные отношения. Характеры главных героев развиваются по ходу повествования (а в сказке Токмаковой, которая адресована детям более раннего возраста, характеры героев остаются практически неизменными). Саа и Алеа должны преодолевать себя, чтобы вновь обрести нормальные имена. «Восстановление» имени связано с воцарением порядка в целом. Кроме того, в «Пропавшей букве» появляются по-настоящему страшные персонажи, которых называют «буквоедами». Они живут в особой стране, где вся жизнь подчинена жестким правилам, малейшее отступление от которых беспощадно карается. Буквоеды противостоят жителям Буквограда, буквам и знакам препинания.

Propavshaya bykva_illustr

Во время чтения слушателям книги предстоит пережить с героями опасные приключения и принять участие в разгадывании довольно сложного шифра.

Эту сказку хорошо читать детям, которые уже знают буквы и понемногу начинают осваивать навык чтения. Детям, у которых уже есть опыт восприятия сказочных повестей и которые любят «страшные сказки».

Об этой книге можно также прочитать в статье «Пропавшая буква»: детектив для маленьких».

poloska

ezhenka

Александр Шаров
«Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»
Художник Рафаил Вольский
Издательство «ИД Мещерякова», 2016

В основе сказки Александра Шарова лежит противостояние между двумя братьями – Добрым Художником и Злым Художником. Добрый Художник создает образы и свой добрый сказочный мир. Злой Художник тоже видоизменяет мир, но всегда в ущерб Доброму, пытаясь погубить им сотворенное. Это совершенно новый для ребенка взгляд на вещи: оказывается, и творчество может быть разрушительным.

Желая окончательно погубить доброго брата, Злой Художник создает бешеные буквы. Создает он их из нарисованных змей. Главное качество новых букв – жалить и составлять запрещающие слова. Появление бешеных букв приводит к тому, что все вокруг становится «как мертвое». Черствая буква Ч сторожит попавшего в плен Доброго Художника. Кровожадная, клыкастая, коварная буква К руководит войском, посланным Злым Волшебником. Но в конце концов бешеные буквы лишаются своих ядовитых жал и превращаются в «добрых». Довольно сложный образ, через который ребенку открывается, что уметь писать, уметь управлять буквами – это не безусловное благо.

Priklucheniya Yozhenky_illustr

Оказывается, буквы могут нести угрозу всему человечному в мире. Такой вот своеобразный урок философии для детей.

Если думать просто о знакомстве с буквами, то лучше отложить эту книжку на более позднее время.

Пусть ребенок сначала узнает, что такое буквы и зачем они, а уже потом – что они могут быть «бешеными».

Но вообще это невероятно поэтичная и в то же время драматичная сказка с непредсказуемо развивающимся сюжетом, неожиданными образами и неотпускающим напряжением: героям, не успевшим избегнуть одной опасности, уже грозит новая беда. Однако по воле сказочника все злые персонажи непременно превращаются в добрых. Все – кроме главного злодея. Он просто прячется. И это оставляет в глубине души чувство тревоги.

Так как сказка построена на сложной игре значений и непростых образах, ее лучше читать ребенку не раньше пяти лет. А можно предложить для самостоятельного чтения читателю лет восьми: простенькой и неинтересной она не покажется.

Материал подготовили Марина Аромштам и Елизавета Прудовская

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказка про потерянную букву

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказка про потерянную букву

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Маргарита Ставнийчук 11 часов и почти 36 в столице… 36 минут в столице. У микрофона Маргарита Ставнийчук. У меня сегодня в гостях многократный чемпион России, чемпион мира, чемпиона Европы, Серебряный призёр Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, продюсер и постановщик ледовых шоу Илья Авербух. Илья, здравствуйте!

Илья Авербух Добрый день!

М. Ставнийчук Совсем скоро состоится премьера ледового спектакля «Снежная королева», Вашего спектакля, уже в январе. Расскажите… Давайте о нем поговорим немного. Почему вообще решили поставить именно «Снежную королеву»?

И. Авербух Ну, Вы знаете, в общем, я давно уже, даже страшно представить себе, уже минимум лет 15, когда я сделал первую своё детское представление, и тогда, в это сейчас сложно поверить, но тогда, когда я взялся за эту историю, я долго сомневался и вообще даже стеснялся предложить чемпионам выступление в новогодней ёлке, — да? — что вроде как бы не по статусу кататься…

М. Ставнийчук … как-то не очень серьёзно. Да?

И. Авербух … большим чемпионам в новогоднем представлении. Но поставив для себя большую задачу, что это будет не исключительно… И мы будем ходить вокруг ёлочки, а будет по-настоящему шоу, ледовое шоу, ледовое сказка для детей. Отклик у зрителя был колоссальный. И, в общем, с каждым годом мы набирали и набирали обороты, и вот сейчас в наше время мои коллеги подхватили это знамя. И, в общем, сейчас ледовое шоу в Новый год, это считается… уже представить Новый год без ледовых шоу практически невозможно, и даже мысли нет, чтобы там каталась… кататься как-то было зазорно. Я продолжаю свою линию, продолжаю своё направление. Помимо ледовых шоу у меня, конечно, есть большое количество спектаклей для аудитории более широкой, нежели детская. Но вот в Новый год мы делаем детское представление. И тут отчасти пришли к «Снежной королеве», потому что уже очень много всего сделано. Сделан уже и «Щелкунчик». Сделан в «Волшебник страны Оз». Сделан «Малыш и Карлсон», «Тайна острова сокровищ», пиратские спектакль «Морозко». В общем, можно перечислять и перечислять. Вот пришли к «Снежной королеве». Не могу сказать, что это вот дорога всей жизни. Уверен, что и дальше пойдём, и дальше будем придумывать. Ну, вот, видимо, звезды сошлись в этом году к этой сказке, тем более что в ней, мне кажется, очень органично выступает в роли Герды и которая ведёт нас по сказке двукратная чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, вице-чемпионка Олимпийских игр, человек, имя которого знает каждый человек в нашей стране, Женя Медведева. Она ведёт нас по сказке. И, конечно, я подумал, что для неё роль Герды прям…

М. Ставнийчук Да, мне кажется, она очень подходит.

И. Авербух … то, что вот сейчас именно актуально. Снежная королева в исполнении Тани Тотьмяниной, олимпийской чемпионки, прошедшей уже гигантскую школу «Ледникового периода», многих моих спектаклей. В «Ромео и Джульетта» она была солисткой. А сейчас спектакль «Анна Каренина», потрясающая партия Бетси, такая немного надменная женщина, в общем, где-то созвучное со Снежной королевой. Я думаю, что будет исполнен также блестяще. В роли сказочника, ведь детям надо всё-таки чуть помогать понимать, что происходит, будет олимпийский чемпион, четырёхкратный чемпион мира Алексей Ягудин. В общем, наш Ганс в этой сказке. К таким…

М. Ставнийчук А разбойница будет?

И. Авербух Ну, и, конечно, разбойница. Но тут главное, что Лёша будет не только кататься, а живьём по-актёрски именно не декламируя, текст будет записан, а он будет живьём общаться с детьми. И такой будет своеобразный интерактив. И он будет вести за собой героев и кататься одновременно, и рассказывать нам суть истории. Конечно, будет и сольный номер от Алексея Ягудина. Так что это все будет, ну, достаточно динамично. Также в сказке принимает участие Максим Маринин, олимпийский чемпион. Его партия тролля. Ну, такое мы думали, кто может быть рядом со Снежной королевой. С ней может быть такой коварный тролль. Макс прям купается в этой роли антигероя. Вот так же занято большое количество ребят, очень талантливых молодых, таких как Артём Федорченко, который исполняет роль Кая. Замечательная разбойница — победитель международных турниров, универсиады Анастасия Игнатьева. Ну, полётные номера от вот самых лучших, вот поверьте. Нет, никто не летает сейчас надо льдом лучше, чем Валерия Синицына и… Валерия Лосева и Валерий Синицын. Лера и валера. Думаю, надо… Эти имена запомнят многие.

М. Ставнийчук Да, я думаю, что они именно и привлекут в основном к этому спектаклю. У нас сейчас идёт ещё YouTube-трансляция на канале «Эхо Общество». Напоминая нашим слушателям, что туда можно писать свои вопросы, комментировать все, что здесь происходит в студии, все, что вы видите. И хотела ещё спросить, раз уж мы начали про актёров говорить, про фигуристов, насколько сложно вообще подобрать фигуристов для ледового спектакля. Какие тут особенности?

И. Авербух Ну, Вы знаете, когда я действительно поднимал всю эту историю, когда мы с нуля все учились, и я в том числе режиссуре, а ребята учились актёрскому мастерству на льду, ну, был драйв, но было, конечно, сложно. Сейчас, в общем, этот жанр достаточно серьёзно шагнул вперёд. И уже таких вопросов, как актёрствовать на льду не стоит. Должно быть своё направление. Должно быть… Должна быть чёткая режиссёрская задача. Я стараюсь, чтоб каждый спектакль мой чуточку, но… детский даже отличался от того, что мы делали ранее. И я думаю, что вот здесь, во-первых, им такая многослойная декорация, очень интересная музыка Алексея Шора, талантливейшего композитора. И он написал… Музыка такая как… звучит как классическая. Может быть, даже детям немножко сложновато её воспринимать. Но я в этом вижу свою задачу вот так вот приучать всё-таки к той музыке, от которой все идёт. И музыка Алексея Шора замечательная. И мы уже не первый раз работаем с этим композитором. Поэтому большой объем. А что касается самого актёрства на льду, все с удовольствием окунаются в это. И поверьте, как только спортсмены-любители завершают свою спортивную карьеру, они, конечно, с удовольствием открываются в новых гранях, как открылась, например, в этом сезоне «Ледникового периода» Женя Медведева и стала потрясающей, ну, любимицей всех. И мы увидели Женю совсем другой, совсем разной. И такой, которую мы её любим, и в других амплуа. Поэтому здесь только вперёд. И я думаю, что школа и «Ледникового периода»… Да так, знаете, можно такую параллель провести с КВНом. Такая есть школа, а потом от неё распадаются, бегут, делают какие-то свои вещи. Но есть школа и базовая школа проектов, которые я создал и в том числе «Ледникового периода». Конечно, это очень важно.

М. Ставнийчук Вот Вы сказали про тролля. А будет тролль, который будет у Снежной королевы? Будут ли ещё какие-то изменения в сюжете? Может быть, новые герои? Как Вы будете адаптировать сказку?

И. Авербух Вы знаете, мы по-разному пытались пойти разными путями, но лучше, чем линейный рассказ замечательной сказки, доброй, открытой и с хорошим очень посылом, наверное, мы не решили не придумывать в итоге. И все приключения, которые будет проходить Герда, уже написаны замечательным сказочником Гансом Христианом Андерсен. Я думаю, что изменения будет вот в таком главным посыле, потому что мы играем со словом «вечность». И если Снежная королева призывает к такой холодной вечности Кая, то когда появляется Герда, она пишет… меняет лишь одну букву «ч» на «р», и получается «верность». Вот, в общем, и все.

М. Ставнийчук А Вы любили эту сказку в детстве?

И. Авербух Кстати, и даже буквы созвучны — да? — «ч» и «р».

М. Ставнийчук Да.

И. Авербух Там буквально чуть-чуть изменить.

М. Ставнийчук Так просто по-другому взглянуть, да?

И. Авербух Да, потому что верность… А именно сказка о верности. Я не могу сказать, что я опять же прям вот зачитывался именно этой сказкой. Мне больше нравился «Винни-Пух», которого как раз я ещё ни разу не поставил, и «Малыш и Карлсон». Это уже…

М. Ставнийчук Но это будет интересно, кстати, посмотреть на льду на Винни-Пуха. Ну, посмотрим. Может быть. Может быть, удастся и это.

И. Авербух Да, может быть. Я думаю, что это далеко не последняя, но творение такое для детей на льду. Но я надеюсь, что эта сказка тем более сейчас, когда мы в прошлом году мы вынуждены были все пропускать историю из-за введённых ограничений, понимаем все, что по-прежнему ещё время сложное, и мы учитываем все-все ограничения, но нам нужно помогать друг другу. Нам нужно встречаться. Нам нужно идти. И своим приходом вы, конечно, в общем-то, и поддерживаете индустрию, а мы стараемся сделать так, чтобы вы начали Новый год с таких добрых светлых эмоций. Хочу также сказать, что в этом году такое мы впервые… мы делаем сказку без антракта, в том числе и связано это с ограничениями, чтобы, ну, вот лишних не было вот контактов во время антракта и так далее. Поэтому вся сказка длится час двадцать, там час тридцать. Вы приходите, посмотрели. Естественно, что дворец «Лужники» — намоленое место. Очень комфортно. И территория прекрасная. Создаём атмосферу. И, в общем, полтора часа, вот просто возникает вопрос: «Сколько?», «С антрактом? Без?» Вот я сразу отвечаю.

М. Ставнийчук Да, нам пора заканчивать. Короткое пожелание в Новом году нашим слушателям.

И. Авербух Мы говорили сегодня о сказке. Давайте верить в чудеса. Давайте верить в сказку. И вся добрая энергия обязательно к вам придёт, если верить в добро. Больше добра.

М. Ставнийчук И верить в верность. Спасибо большое. Это был Илья Авербух, многократный чемпион России, чемпион мира, чемпион Европы и Серебряный призёр Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, продюсер и постановщик ледовых шоу. Мы говорили о премьере спектакля «Снежная королева».

  • Сказка про посуду для дошкольников
  • Сказка про потерявшегося котенка
  • Сказка про потери времени
  • Сказка про поросенка чуню слушать
  • Сказка про поросенка чуню читать бесплатно