Карло Гоцци позаимствовал сюжет сказки «Царевна Турандот» у азербайджанского поэта XII века, писавшего на персидском языке. В 1712 году известный востоковед Пети де ла Круа опубликовал сборник персидских сказок, где он был впервые опубликован. Позже его можно было найти в сборниках сказок «1001 день» и «Кабинет фей». Именно из этих книг Гоцци черпал сюжеты многих своих произведений. Позже в статье читатель сможет найти его краткое содержание. «Принцесса Турандот» оказалась очень привлекательным сюжетом, дающим жизнь одноименной опере и театральной постановке.
Гордая красавица
Китайский император Альтоум решает жениться на своей дочери Турандот. О ее красоте ходят легенды, но еще больше она известна своим недоверием к сильному полу. Уверенная в том, что мужчины лживы и не могут любить по-настоящему, она втайне поклялась никогда не выходить замуж.
Чтобы не огорчать отца прямым отказом, он соглашается сообщить всему миру, что ищет супругу. Но претендент на ее руку и сердце должен пройти испытание: на заседании Дивана Мудрых принцесса задаст три загадки. Тем, кто не может угадать, отрубят головы. И только тот, кто даст три правильных ответа, сможет увести ее под венец. Несмотря на очевидную жестокость суда, к императорскому дворцу стекались толпы князей, охваченные пламенной любовью к Турандот. Каждого, кто видел его портрет, навсегда пронзила стрела Купидона.
Принц-изгнанник
В этот момент в соседнем королевстве происходит еще одна трагедия: царь Астраханский Тимур с женой и сыном Калафом вынуждены бежать из своего дворца, преследуемые свирепым султаном Хорезма. Взяв царство Тимура, он приказывает убить его и его семью.
Преследуемым удается спрятаться во владениях Альтоума, но они должны вести жизнь, которая совсем не королевская. Принц Калаф берет на себя любую грязную работу, чтобы прокормить себя и своих родителей. У ворот Пекина он случайно встречает своего бывшего учителя и рассказывает ему эту печальную историю. Проходя мимо императорского дворца, Калаф спрашивает прохожего, какая вечеринка готовится за его стенами. Но он ответил, что это отнюдь не радостное событие. Это подготовка к казни другого принца, не ответившего на вопросы Турандот.
одного взгляда на портрет принцессы Калафу было достаточно, чтобы воспламенить ее пылкой любовью, и он решает тоже попробовать свои силы в этом кровавом соревновании.
Краткое содержание: принцесса Турандот и ее загадки
Как бы все вокруг ни уговаривали князя, он был непреклонен: либо принцесса будет принадлежать ему, либо смерть от его руки. И теперь он уже стоит перед ней в зале для собраний мудрецов. Дочь китайского императора пришла с двумя своими рабынями, Зелимой и Адельмой.
Последний, хотя принц не называет себя, сразу узнает в нем слугу во дворце своего отца. С тех пор она была влюблена в молодого человека и теперь пытается настроить Турандот против Калафа, чтобы получить это для себя. Но Зелиме он кажется более достойным, чем другие кандидаты, а сама принцесса, кажется, смотрит на него более благосклонно. Однако, разгадав все головоломки, принц Калаф Турандот взбесил его. Неизбежный брак ей совсем не улыбнулся. Увидев мучения возлюбленной, князь предложил новое испытание — угадать ее имя.
Свадебный королевский кортеж
Принцесса Турандот в отчаянии. Как она может узнать имя таинственного человека и выйти победителем из созданной ловушки? Коварная Адельма обещает ей помочь. Ночью она приходит к принцу и обманом заставляет его раскрыть свое имя.
Утром Турандот торжественно открывает неизвестное о принце. Калаф и все остальные убиты горем. Он готовится умереть, когда принцесса чудесным образом трансформируется и падает ему на грудь. Оказывается, она сразу влюбилась в него, боясь признаться себе в этом. Но благородство молодого человека покорило его. Император Альтоум в восторге пообещал Адельме вернуть ей королевство, чтобы она не чувствовала себя такой уединенной.
Опера Дж. Пуччини: краткое содержание
«Принцесса Турандот» в течение многих веков жила довольно активной жизнью после своего первого появления в сборнике персидских сказок. Немецкий драматург Шиллер написал одноименную пьесу. По романтической традиции он углубил образ капризной принцессы, превратив комедию Карло Гоцци в драму. Игривое начало было запятнано, но изображения стали более заметными и сложными.
В XIX веке итальянский композитор Джакомо Пуччини использовал «Турандот» Шиллера для одного из своих лучших произведений. Либретто написали Д. Адами и Р. Симони. Они несколько изменили трактовку этой сказки, превратив ее в настоящий гимн любви. Адельма взяла имя Лю, и в опере ее конец гораздо трагичнее.
Турандот, спрашивая у нее имя принца, угрожает Лю смертью, но девушка непреклонна. Когда ее спрашивают, что дает ей силу сопротивляться, Лю отвечает: «Люблю» и наносит себе удар кинжалом. Потрясенная, Турандот понимает, что подобное чувство закрадывается в ее сердце. Завершается произведение хором, в котором прославляются любовь, жизнь и солнце.
Лебединая песня итальянского маэстро
«Принцесса Турандот» — произведение, которое выделяется в творчестве признанного мастера этого жанра. В нем Пуччини дистанцировался от интимности, присущей всем его предыдущим работам. Это его последнее творение, и композитор очень спешил, опасаясь, что не успеет его закончить. Так и случилось: самый талантливый ученик маэстро Ф. Альфано заканчивал «Турандот». До сих пор опера ставится в ее версии.
Пуччини немного изменил сюжет сказки Гоцци. Например, образ Адельмы получил совершенно иную трактовку. Она стала преданной и любящей Лю, готовой отдать свою жизнь ради настоящей любви. Пуччини собрал весь свой композиционный гений, чтобы писать музыку необычайной красоты. «Let No One Sleep» — его самый яркий пример и самая востребованная ария в репертуаре многих певцов.
Сегодня «Турандот» ставят на важнейших сценах мира, и можно с уверенностью сказать, что это лучшая работа Пуччини.
Интересные факты об опере
Первую оперу поставил А. Тосканини. В середине третьего акта маэстро внезапно опустил жезл, и музыка стихла. Обращаясь к собравшимся, дирижер сказал, что именно здесь перо композитора перестало бегать по нотной бумаге, и у него остановилось сердце.
Долгое время спектакль был запрещен к постановке в КНР — считалось, что Китай в нем представлен не в лучшем свете. В 1998 году З. Мета окончательно сняла «Турандот» в Запретном городе. Производство обошлось Китаю в 15 миллионов долларов.
Издание Альфано считается не совсем удачным, хотя и наиболее исполненным. Есть еще две версии: Л. Берио (2001) и Хао Вейя (2008).
Судьбоносная принцесса
Удивительно, но эта история оказалась лебединой песней не только итальянского композитора. Спектакль «Принцесса Турандот» стал последней постановкой в жизни великого театрального режиссера Э. Вахтангова. Произошло это в 1922 году в Третьей студии МХАТ.
он по праву считается лучшим в репертуаре театра. В разное время здесь играли такие звезды, как Цецилия Мансурова, Марианна Вертинская, Людмила Максакова, Борис Захава, Алексей Жильцов и многие другие. Первыми исполнителями стали Сесилия Мансурова (Турандот) и Юрий Завадский (Калаф). Спектакль «Принцесса Турандот» стал визитной карточкой Вахтанговского театра и определил все его дальнейшее развитие. Можно сказать, что этот спектакль породил новую театральную школу, основанную на вахтанговской концепции «праздничного театра».
Сказки XX века
«Принцесса Турандот» (Театр Вахтангова) открыла окно не только в новые театральные отношения. В постановке режиссер применил принципы иронической сказки, без которой возникновение нового жанра литературных сказок и его истинного адепта Э. Шварца было бы невозможно.
В постановке Вахтангова актеры играли не самих персонажей, а актеров венецианской труппы. Это оказалась какая-то матрешка. Соперничество Турандот и Адельмы было одновременно борьбой двух примадонн за сердце любителя героев Калафа. К сожалению, эта интерпретация постепенно утрачивалась, и последующие поколения зрителей увидели совершенно другой спектакль под названием «Принцесса Турандот».
Вахтанговский театр был самым посещаемым местом театральной Москвы, очевидцы писали, что зрители с радостью карабкались по спинкам стульев. Ироничные и насмешливые тексты интермедий, продуманная игра с использованием несложного реквизита — все это создавало на сцене карнавальный праздник.
Намеки и аллюзии
Маски актеров можно интерпретировать глубоко символически. Не зря театр всегда имел такую острую социальную направленность. Мы помним гоголевского «генерального инспектора». В советское время, когда можно было выразить только прямую и безудержную любовь к празднику, такие аллегорические формы искусства могли только помочь отнять душу.
Император Альтоум без ума от своей дочери, безобидного ласкового старика. Но в его стране поступки совсем не такие, как ласковые и довольно жестокие законы. Эссе Дивана без слов — это официальные лица, которым следует подавать пример. Со своей главной задачей — всегда кивать в знак согласия — у них все хорошо. В этой сказочной стране все хорошо, все улыбаются и нежно пожимают друг другу руки. Но жить там неудобно и даже страшно. Неудивительно, что для своего времени спектакль имел феноменальный успех.
Где можно встретить Турандот сегодня?
В 1991 году учреждена самая престижная театральная премия «Хрустальная Турандот». Идея его создания пришла в голову продюсеру Борису Беленькому. В программном документе место проведения церемонии награждения определено Москвой, так как это театральная вершина России.
Изюминкой этой награды является то, что в состав жюри входят люди, не имеющие отношения к театру: писатели, художники, музыканты. Вот почему он называется независимым. Владельцами «Хрустальной Турандот» являются многие известные и любимые актеры: И. Чурикова, О. Ефремов, О. Табаков, М. Ульянов и другие.
Самая известная сказка К. Гоцци оказалась очень плодотворной для будущих поколений. Мы надеемся, что эта статья помогла вам ознакомиться с кратким изложением. «Принципесса Турандот» Пуччини, как и одноименное шоу, теперь будет намного понятнее для вас, если вы решите посетить оперу или театр.