Сказка про полезные ископаемые 4 класс кубановедение рисунки

Полезные ископаемые краснодарского краятехнологии: 1. личностно-ориентированного обучения2. объяснительно-иллюстративного обучения3. педагогика сотрудничества 4. информационно-коммуникативная технологиязадачи урока:образовательные: познакомить с разнообразием полезных ископаемых

Полезные ископаемые Краснодарского края»
Технологии:
1. Личностно-ориентированного обучения
2. Объяснительно-иллюстративного обучения
3. Педагогика сотрудничества
4. Информационно-коммуникативная технология
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с разнообразием полезных ископаемых Краснодарского края и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающие:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательные:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.
Воспитывать толерантность.
Оборудование:
У учителя:
физическая карта Краснодарского края; 
коллекция полезных ископаемых;
мультимедийная презентация,
карточки к уроку
У учащихся:
Коллекция полезных ископаемых;
карта Краснодарского края;
план описания полезного ископаемого;
сообщения учащихся .
Ход урока

Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Казачья ярмарка знаний по теме: “Почвы Краснодарского края”.
Класс делится на две команды — на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса.
Задания находятся в конвертах.
Первый конверт
Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.
а) мягкий
б) жёсткий
в) плодородный
Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?
а) подзолистые
б) каштановые
в) чернозёмные
Второй конверт
Первый курень. Какое утверждение верно?
а) большое количество удобрений вредно для почвы;
б) большое количество удобрений полезно для почвы;
в) большое количество удобрений необходимо для почвы;
Второй курень. Науку о почвах создал?
а) Василий Василевич Докучаев
б) Михаил Михайлович Пришвин
в) Василий Степанович Пустовойт
Изучение нового материала.
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
— Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Кто догадался , какова тема урока? (Слайд 1)
Нам посчастливилось жить в удивительном крае. (Слайд 2)
Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.
В недрах Кубани таятся несметные богатства — полезные ископаемые. На территории Краснодарского края их открыто более 60 видов.

4 Составление кластера урока.
— Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем отвечать в ходе изучения этой темы?
Постараемся ответить на первое задание кластера.

Что называют полезными ископаемыми? (Слайд 3)
— Итак, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
А какую пользу приносят нам полезные ископаемые, их свойства мы постараемся с вами выяснить.
Чтобы ответить на все интересующие нас вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование?.
Кстати, кто такие исследователи? (учёные, которые занимаются открытием чего-то нового)
А можем ли мы себя назвать исследователями?
А что будет предметом нашего исследования? (полезные ископаемые).

r />Как вы думаете где находятся полезные ископаемые? (под землёй , в море, на дне рек)
Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
Кто знает, люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?
(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). (Слайд 4)
Как вы думаете на какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные),по свойствам)(Слайд 5)
Для более успешной работы мы с вами будем работать в группах.
Вспомните, правила работы в группах (работаем вместе, дружно, сообща).
5.Практическая работа учащихся.
Вы готовили сообщения по теме «Полезные ископаемые», используя этот материал и материал учебника, карту Краснодарского края вам необходимо заполнить таблицу и коллективно создать газету по теме.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:
1.Напиши название полезного ископаемого.
2.Условные обозначения на карте
3.Определи его свойства.
4.Где используется это полезное ископаемое?
5.Где добывают в крае.
Название
Условные обозначения

Свойства
Использование
Где добывают

1.Природный газ

 Горючее
газообразное
Отопление жилья, приготовление пищи
  Каневской, Ленинградский, Кущёвский район

2. Нефть

маслянистая жидкая
горючая темного цвета с резким запахом
легче воды
топливо, получают бензин, керосин, машинное масло
Абинском. Апшеронском, Славянском районах

3.Песок

Сыпуч, легко пропускает воду, не растворяется
В строительстве, в стекольной промышленности
Отрадненском и Гулькевичском районах

4. минеральные источники

Жидкие
Целебные
В медицине, быту,
сельском хозяйстве
Отрадненский район, Черноморское побережье

6. Выступления учащихся и составление газеты «Полезные ископаемые»
А)..Природный газ (Слайд 6)
б). Нефть( Слайд 7-8)
В).Песок ( Слайд 9-10)
Г).Минеральные источники( Слайд 11-13)
7. Физминутка («Две руки»)
8. Разгадывание загадок.
Кроме этих полезных ископаемых на территории нашего края имеются залежи и других природных богатств.
А какие именно , узнаете разгадав загадки.
А).Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина) (Слай 14)
Б).Она варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
В).Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
Г).В воде родится
А воды боится.                        ( Соль)

9. Охрана полезных ископаемых. (Слайд 15)
Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
(Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.)
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.

этому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам. . Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя быстро восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Это полезно знать:
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Собирайте маталлолом!
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали!

Подводя итог урока, ко всему сказанному я бы хотела добавить слова М. М. Пришвина « Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» (Слайд 16)

10. Тестирование «Проверь себя!» (Работа в парах).
Выбери утверждение.
1.Какие вещества называются полезными ископаемыми?
а) все полезные вещества;
б) витамины;
в) залегающие под землей  природные вещества.

2.Выдели НЕ относящиеся к данной группе полезное ископаемое:
 а) каменный уголь;
б) нефть;
в) гранит;
г) природный газ.

3.Выдели лишнее:
 а) песок;
б) глина;
в) железная руда;
г) известняк.
 
Напиши названия полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае?
__________________________________________________________
 
11. Взаимопроверка.
12. Рефлексия.(Слайд 17)
На все ли вопросы мы ответили?
Оцените себя. Поставьте себя на лестницу успеха.
Выбери утверждение:

Где применяются

охрана

Где добываются

свойства

Виды

Значение термина

Полезные ископаемые

15

Источник: WebUrok.com

Образовательные цели:

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

Воспитательные цели:

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

Развивающие цели:

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

Ход урока

1. Постановка цели урока

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

Приложение 1

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Песок.

— О песке нам расскажет…

Во что превращается полевой шлам и слюда?

В глину.

— О глине нам расскажет…

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

Приложение 2

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Прочитаем о геологах.

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

Приложение 3

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

— О нефти расскажет…

— По ЛОС расскажет…

Приложение 4

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

гранит

песок

глина

известняк

к рудным полезным ископаемым?

железная руда

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

каменный уголь

нефть.

Физкультминутка

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

2. Викторина

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

Приложение 5

3. Кроссворд

Отгадаем кроссворд

Приложение 6

По горизонтали

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

По вертикали

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

4. Беседа по прочитанному

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

— Прочитаем об этом на с.51 …

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

5. Письменный опрос

а) Тест «Полезные ископаемые».

Приложение 7

На листочках у детей.

1.
1)
2)
3)

2.
1)
2)
3)

3.
1)
2)
3)

4.
1)
2)
3)

5.
1)
2)
3)

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

Проверка с доски

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

— Молодцы!

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На листочках

1 вариант.

каменный уголь: 1, 4, 5, 7

песок: 2, 4, 6,10, 9;

2 вариант.

нефть: 1, 3, 8,11

железная руда: 2, 4, 5, 14.

6. Составление таблицы

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

(показывают гранит)

Как называется это полезное ископаемое.

Основные его свойства?

(зернистый, твердый и прочный)

— Где используется?

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

Каменный уголь

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

Нефть

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

Железная руда

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

Песок

— В виде крупинок, сыпучий.

— Дороги, стекло.

(Приложение 8, Приложение 9)

7. Итог

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

Источник: urok.1sept.ru

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Цели урока:

образовательные —  обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам  родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

Ход урока.

I. Организация начала урока

II. Сообщение темы урока.

1. Определение темы урока.

— Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Он очень прочен и упруг,

Строителям — надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

3. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

10. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как сказать по-другому?  (Полезные ископаемые)

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».  В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

3. Где они применяются?

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми  богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

 — Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

 —  В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края  — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

4. Физминутка.

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

Пять — руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

— О каких полезных  ископаемых, которые  мы ещё не искали на карте,  говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV. Практическая работа. Песок и глина.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

 — Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической  работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

 — Какое строение имеет песок? Глина?

 — Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

 — В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

 — В один стакан с водой  насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли  глина  в воде? Растворился ли песок  в воде?

 — А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина.  (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины — «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V.  Закрепление. Тест на изученную тему.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

 — Где применяют глину и песок?

VI.  Итог урока. Релаксация.

 — Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

VII.  Домашнее задание

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

        Учитель МБОУ СОШ № 16  Шерстнева Елена Владимировна

Источник: nsportal.ru

Самый ценный горючий ресурс края – это, конечно же, нефть. Славянске-на-Кубани, Абинск и Апшеронск – локации, где ее добывают. Здесь же функционируют и заводы по переработке нефтепродуктов. Поблизости с этими месторождениями добывают природный газ, который эксплуатируется в бытовых целях, в промышленной индустрии и в народном хозяйстве. Также в края имеются запасы каменного угля, но добывать его не выгодно.

Среди нерудных ресурсов в Краснодарском крае обнаружены залежи каменной соли. Она залегает пластами свыше ста метров. Используется соль на пищевых и химических производствах, в быту и в сельском хозяйстве. В достаточном количестве добывается в крае формовочный песок. Он применяется в различных целях, в основном в промышленных.

Богаты недры края на материалы, которые издавна используются в строительстве. Это ракушечник и песчаник, гравий и гипсовый камень, кварцевый песок и мрамор, мергель и известняковый камень. Что касается запасов мергеля, то на территории Краснодарского края они значительные и добываются в больших количествах. Он используется для изготовления цемента. Из гравия и песка делают бетон. Наиболее крупные месторождения строительных пород находятся в Армавире, Верхнебаканском поселке и Сочи.

Богатейшим природным ресурсом местности являются целебные источники. Это Азово-Кубанский бассейн, где есть подземные пресные водные запасы, термальные и минеральные источники. Также ценятся источники Азовского и Черного морей. У них горько-соленые и соленые минеральные воды.

Кроме того, в Краснодарском крае добывают ртуть и апатиты, железные, серпентитовые и медные руды, золото. Месторождения неравномерно распределены по территории. Добыча полезных ископаемых развита в различной степени. Однако край имеет огромнейший потенциал. Возможности и ресурсы здесь все время развиваются. Полезные ископаемые края интенсивно снабжают различные сферы промышленности разных регионов страны, а часть ресурсов идет на экспорт. Здесь сосредоточены месторождения и карьеры около шестидесяти видов ископаемых.

Источник: ECOportal.info

  • Сказка про полицейского для детей читать
  • Сказка про пожарную машину аудиосказка слушать
  • Сказка про пожарную машинку для малышей
  • Сказка про пожарную машину для малышей
  • Сказка про поезд для детей читать с картинками