Урок по русскому языку в 5 классе
Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое».
Форма урока: деловая игра «Издательство»
Тип урока: обобщающий.
Цель урока: систематизировать знания и умения по теме: « Главные члены предложения».
Задачи урока:
Образовательные:
-
1.Закрепить понятия :«подлежащее», «сказуемое», «определение», «дополнение», «обстоятельство».
-
Формировать умения работать с текстом, редактировать текст и располагать его на страницах газеты.
-
Уметь находить и различать члены предложения.
Развивающие:
-
Развитие у учащихся познавательных процессов ( мышления, наблюдательности, внимания).
-
Развитие интереса к самостоятельным действиям.
-
Формирование умения работать в группе.
Воспитательные:
-
Воспитывать любовь к русскому языку.
-
Формирование эмоциональных черт характера (сопереживание в группе, радость от участия в общем деле)
4. Формирование интереса к профессиональному труду.
Оборудование: различные газеты, ватманы, краски, фломастеры,
маркеры, клей, рисунки, схемы, кроссворды (по данной теме), должностные инструкции и индивидуальные задания (к каждой роли),
рекомендации (для работы в группе), магнитофон, кассеты.
Опережающее д/з: сочинить сказки, стихи, составить кроссворды по
теме: «Члены предложения» (по выбору).
Ход урока:
1. Орг. момент. (Приветствие учителя).
2. Вступительное слово учителя.
— Ребята! Мы изучили все члены предложения и сегодня проводим обобщающий урок по данной теме. Как вы думаете, какова цель нашего занятия? ( Дети : обобщить знания по теме: « Главные члены предложения».)
Правильно! Эту работу мы проведем немного необычно – в форме деловой игры «Издательство». Мы уже знакомы с этим понятием,
поэтому скажите, пожалуйста, что такое издательство? (Дети: издательство – это учреждение, издающее книги, журналы, газеты).
Представим, что в нашем классе работают 2 издательства: «Школьник»
и «Ученик». Я сегодня выступаю в роли заказчика информационного материала (газет) и объявляю конкурс между двумя издательствами на лучшую газету по теме: « Главные члены предложения». Цель каждого издательства – выпустить газету по данной теме. Работать вы будете одновременно ( в группах). Образец оформления – на доске ( название,
дата, номер, примерное содержание, данные о сотрудниках).
Оценивать газеты мы будем вместе ( самооценка изд-ва, оценка другого изд-ва, оценка заказчика) по 4-м критериям: 1)научность ( использование и объяснение научных , т.е. лингвистических терминов), 2) грамотность
(отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок), 3) наличие
иллюстраций, 4) наличие занимательного материала ( сказок, кроссвордов, стихов).
Сегодня вы- работники издательства, и у каждого будет своя роль. В каждом изд-ве обязательно есть главный редактор. Для изучения должностной инструкции и получения задания я приглашаю : главных
редакторов (приложение №1), составителей (приложение №2), корректо-
ров ( приложение №3), художественных редакторов (приложение №4),
литературных редакторов (приложение №5), верстальщиков (приложение №6). Каждому изд-ву предлагаю рекомендации для работы в группах
( зачитать – приложение №7). Желаю успеха в выполнении заданий!
-
Работа в группах (выполнение индивидуальных заданий и оформление газеты) .
-
Защита газет (главный редактор с помощью своих сотрудников представляет газету своего изд-ва, в это время – оценивание газет
заказчиком, другим изд-ом и самооценка)
-
Подведение итогов ( награждение победителей, выводы учеников
о проделанной работе.
Приложение №1
Главный редактор
Должностная инструкция
Главный редактор отвечает за выпуск газеты, контролирует работу всех сотрудников изд-ва.
Задание: вы принимаете, проверяете работу каждого сотрудника, а также следите за оформлением газеты (за ее содержанием, насыщенностью, грамотностью). Вы представляете свою газету ( вам могут помогать сотрудники).
Приложение№1
Главный редактор
Должностная инструкция
Главный редактор отвечает за выпуск газеты, контролирует работу всех сотрудников изд-ва.
Задание: вы принимаете, проверяете работу каждого сотрудника, а также следите за оформлением газеты (за ее содержанием, насыщенностью, грамотностью). Вы представляете свою газету ( вам могут помогать сотрудники).
Приложение №2
Составитель
Должностная инструкция
Составитель подбирает, составляет материал к выпуску газеты.
Задание: подберите тексты (сказки, стихи о членах предложения) и иллюстрации к ним . Выберите 1 предложение и разберите его по членам предложения.
Приложение №2
Составитель
Должностная инструкция
Составитель подбирает, составляет материал к выпуску газеты.
Задание: подберите тексты (сказки, стихи о членах предложения) и иллюстрации к ним . Выберите 1 предложение и разберите его по членам предложения
Приложение №3
Корректор
Должностная инструкция
Корректор исправляет ошибки в словах, расставляет знаки препинания.
Задание: вставьте пропущенные буквы в словах и в пословицах, расставьте знаки препинания (Приложение №8) Подчеркните все члены предложения.
Приложение №3
Корректор
Должностная инструкция
Корректор исправляет ошибки в словах, расставляет знаки препинания.
Задание: вставьте пропущенные буквы в словах и в пословицах, расставьте знаки препинания.(Приложение №8). Подчеркните все члены предложения.
Приложение №4
Художественный редактор
Должностная инструкция
Худ. редактор оформляет материал в виде таблиц, схем, подбирает цветовую гамму и иллюстрации.
Задание: составьте схему или таблицу по теме: «Члены предложения»
Приложение №4
Художественный редактор
Должностная инструкция
Худ. редактор оформляет материал в виде таблиц, схем, подбирает цветовую гамму и иллюстрации.
Задание: составьте схему или таблицу по теме: «Члены предложения»
Приложение №5
Литературный редактор
Должностная инструкция
Литературный редактор проверяет правильность построения предложений.
Задание: предлагаем вам загадки, но не полностью, а отрывки из них. Восстановите загадки, отгадайте их. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
1. Два братца — а в окно войдет.
2. Дедушка без топора — пошли в реку купаться.
3. Он не стукнет, не брякнет, — мост мостит.
Приложение №5
Литературный редактор
Должностная инструкция
Литературный редактор проверяет правильность построения предложений.
Задание: предлагаем вам загадки, но не полностью, а отрывки из них. Восстановите загадки, отгадайте их. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
1. Без рук, без топоренка — распластала, солнышко застлала.
2. летит орлица по синему небу, — а пастух рогатый.
крылья
3. Поле не меряно, овцы
не считаны, — построена избенка.
Приложение №6
Верстальщик
Должностная инструкция
Верстальщик отвечает за оформление газеты, располагает материал по страницам.
Задание: расположите тексты, иллюстрации в газете по вашему усмотрению,оформите газету.
Приложение №6
Верстальщик
Должностная инструкция
Верстальщик отвечает за оформление газеты, располагает материал по страницам.
Задание: расположите тексты, иллюстрации в газете по вашему усмотрению,оформите газету.
Приложение №7
Рекомендации
(для работы в группе)
1.Каждый выполняет задание , соответствующее своей роли.
2.Не забывайте, что групповая работа предполагает взаимопомощь и взаимопроверку.
3. Каждый сотрудник отчитывается перед главным редактором о выполнении задания.
4. Отчет о проделанной работе (газету) представляет главный редактор ( ему могут помогать сотрудники изд-ва).
5. вы можете использовать в газете следующие рубрики:
« время вопросов», «время ответов», «это интересно»,
«Что?Где?Когда?», «В гостях у сказки», реклама (учебника).
6. Варианты названия газеты : «Русовичок», «Буквоежка»,
«Всезнайка», «Языковед», «Любители русского языка».
Приложение №7
Рекомендации
(для работы в группе)
1.Каждый выполняет задание , соответствующее своей роли.
2.Не забывайте, что групповая работа предполагает взаимопомощь и взаимопроверку.
3. Каждый сотрудник отчитывается перед главным редактором о выполнении задания.
4. Отчет о проделанной работе (газету) представляет главный редактор ( ему могут помогать сотрудники изд-ва).
5. вы можете использовать в газете следующие рубрики:
« время вопросов», «время ответов», «это интересно»,
«Что?Где?Когда?», «В гостях у сказки», реклама (учебника).
6. Варианты названия газеты : «Русовичок», «Буквоежка»,
«Всезнайка», «Языковед», «Любители русского языка».
Приложение №8
..О..Л..Ж..Щ..Е
..К..З..Е..О..
..О..О..Н..Н..Е
..П..Е..Е..Е..И
Приложение №8
..О..Л..Ж..Щ..Е
..К..З..Е..О..
..О..О..Н..Н..Е
..П..Е..Е..Е..И
О..С..О..Т..Л..С..В..
Правда (в)огне (не) г..рит и (в)в..де (не)
тонет.
Слово серебро а молчанье золото.
Приложение №8
..О..Л..Ж..Щ..Е
..К..З..Е..О..
..О..О..Н..Н..Е
..П..Е..Е..Е..И
О..С..О..Т..Л..С..В..
Р..дная з..мля и (в)
горсти м..ла.
Ученье свет а неученье тьма.
ИЗДАТЕЛЬСТВО-
УЧРЕЖДЕНИЕ,
ИЗДАЮЩЕЕ КНИГИ, ГАЗЕТЫ,
ЖУРНАЛЫ.
Зачетный лист изд-ва
«Школьник»
критерии | самооценка | оценка изд-ва «Ученик» | оценка заказ- чика | итог | |
1 | научность (использование лингвистических терминов) | ||||
2 | грамотность | ||||
3 | наличие | ||||
4 | наличие заниматель- ного материала |
Зачетный лист изд-ва
«ШКОЛЬНИК»
критерии | самооценка | оценка изд-ва «Ученик» | оценка заказ- чика | итог | |
1 | научность (использование лингвистических терминов) | ||||
2 | грамотность | ||||
3 | наличие | ||||
4 | наличие заниматель- ного материала |
Зачетный лист изд-ва
«УЧЕНИК»
критерии | самооценка | оценка изд-ва «Школь-ник» | оценка заказ- чика | итог | |
1 | научность (использование лингвистических терминов) | ||||
2 | грамотность | ||||
3 | наличие | ||||
4 | наличие заниматель- ного материала |
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
Сказка о Подлежащем и Сказуемом
Сказка
Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя — Субъект.
— Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstretilis_v_predlozhenii_podlezhashchee_i_skazuemoe.docx | 11.2 КБ |
Предварительный просмотр:
“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя — Субъект.
-Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
-А я-то думало, что я главное.
-Не расстраивайся, — успокоило его Сказуемое. — Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Сказка Спор подлежащего и сказуемого: Сказка
“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя — Субъект.
-Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
-А я-то думало, что я главное.
-Не расстраивайся, — успокоило его Сказуемое. — Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Сказка о царстве Предложение
Давным-давно или недавно, а может быть, в следующий вторник после десятого месяца через три года двенадцать часов и сорок пять минут в сто-пятнадцатом царстве от пятьсот шестидесятого государства находилось царство-государство с очень неожиданным грамматическим – семантическим, но отнюдь не прагматическим названием Предложение.
В царстве Предложение была структура правительства четкая, систематизированная и неизменная. Главными членами Предложения были король Подлежащее и генерал Сказуемое. Они составляли основу предложения. Каждое утро король Подлежащее и генерал Сказуемое выходили из своего большого дворца в не менее большой парк и делали зарядку. Пробежавшись по всем дорожкам парка по десять раз, они вставали каждый на свою спортивную площадку и делали по пятьдесят отжиманий, сорок приседаний и сто десять прыжков. Чтобы не запутаться, кому на какой площадке упражняться и придавать своему превосходному содержанию заманчивую форму король Подлежащее велел на своей площадке нарисовать одну линию, а на площадке генерала Сказуемое – соответственно, две линии. Так оба они знали свое место и никогда не путались.
После зарядки король Подлежащее и генерал Сказуемое шли умываться и завтракать. После завтрака начиналось самое интересное: король Подлежащее и генерал Сказуемое шли в свой секретный кабинет. Там у них стоял сундук с главным сокровищем царства Предложение. В этом сундуке хранилась Основная мысль. Эту Основную мысль могли видеть только король Подлежащее и генерал Сказуемое. Они же ее и несли. То туда понесут, то сюда, то сядут за большой стол дискутировать.
Например, король Подлежащее все время бился над вопросами: «кто?» и «что?». Сначала он долго ходил по большому залу, задумчиво поглаживая рукой подбородок. Потом качался в кресле-качалке и смотрел в окно на море. И наконец, когда уже никто и не ждал от него ничего такого, вдруг брал и отвечал на эти вопросы. Да так, что сразу становилось понятно, что только король Подлежащее может ответить на вопросы «кто?» и «что?».
В это время генерал Сказуемое тоже усердно трудился. Вопросом, который не давал генералу лениться был «что делать?». И в этом смысле генерал Сказуемое действительно был незаменим. Только он мог ответить на вопрос «что делать?». Иногда этот вопрос немного менялся и звучал так: «что сделал?» или «что сделает?». Но генерал Сказуемое был старым мудрым воякой. Его не удивишь и не напугаешь небольшой трансформацией. Он великолепно мог узнавать свой вопрос и всегда на него отвечал.
Генералу Сказуемое и королю Подлежащее было настолько хорошо вместе, что они периодически задумывались, а не остаться ли им только вдвоем. Ведь они отлично образуют Предложение. Конечно, когда их только двое, оно становится нераспространенным. Но ведь бывает же и такое.
Однако, потом за окном раздавались голоса второстепенных членов Предложения. Они стояли радом с дворцом с большим знаменем, на котором было написано «Мы уточняем и поясняем короля Подлежащее и генерала Сказуемое!». Может ли быть лучший комплимент для главных членов Предложения? Конечно, нет. И подобрев от такой любви своего народа король Подлежащее и генерал Сказуемое выходили к второстепенным членам Предложения, и оно опять становилось распространенным.
Так, в царстве Предложения наступал мир, гармония и любовь. Все дружили, радовались жизни, отвечали только на свои вопросы и помнили, что учение – свет, а знание – сила.
источники:
http://skazki.rustih.ru/skazka-spor-podlezhashhego-i-skazuemogo/
http://proza.ru/2016/09/15/910